Что такое общественные организации. Основные виды общественных организаций и их функции

Баланс основных фондов представляет собой статистическую таблицу с характеристикой объема, структуры и воспроизводства основ­ных фондов по экономике в целом, отраслям и формам собственности. На основе баланса основных фондов исчисляются показатели их из­носа, годности, обновления, выбытия и использования.

Баланс основных фондов составляется органами государственной статистики на федеральном и региональных уровнях по полной и ос­таточной (за вычетом износа) стоимости. В балансе по полной стои­мости основные фонды рассматриваются с точки зрения их физиче­ского объема, который для каждого объекта остается неизменным за все время функционирования. Баланс по остаточной стоимости ха­рактеризует стоимостной аспект воспроизводства основных фондов. Эти балансы могут быть составлены по балансовой оцен­ке в текущих ценах, в среднегодовых ценах или в постоянных (базис­ного периода) ценах.

Баланс основных фондов по балансовой стоимости является основ­ным балансом. На его основе могут быть определены показатели в сопоставимых, среднегодовых и других ценах. Баланс используется для изучения объема, структуры и воспроизводства основных фондов в реальных условиях и по реально складывающимся ценам.

Баланс основных фондов в постоянных ценах применяется с целью обеспечения сопоставимости основных фондов, для отражения их ре­альной динамики, при расчетах внутригодовых показателей (среднего­довая стоимость, коэффициенты обновления и выбытия, возрастные характеристики) за ряд лет. Показатели наличия и движения основ­ных фондов пересчитываются в постоянные цены какого-либо базис­ного года. В современный период — это цены 1990 г.

Базой расчета служат итоги переоценок основных фондов, по ре­зультатам которых определяется соотношение цен отчетного года к восстановительной стоимости основных фондов в базисном году. Для выполнения расчета основных фондов за ряд лет в постоян­ных, базовых ценах, используются следующие показатели:

· индексы цен на фондообразующую продукцию;

· индексы цен на капитальные вложения;

· сред­ние нормативные коэффициенты по видам, группам основных фон­дов и по периодам их приобретения, разработанные на базе вышеприведенных индексов;

· итоговые статистические индексы переоценки по видам основных фондов и отраслям эконо­мики и промышленности;

· индексы изменения рыночных цен на объ­екты основных фондов, полученные по данным об их рыночной стоимости.

Исчисление основных фондов в сопоставимых ценах может быть осуществлено двумя методами: индексным и балансовым. По индекс­ному методу основные фонды отчетного года пересчитываются исхо­дя из сводных индексов изменения цен и тарифов за период от ба­зисного года к отчетному. По балансовому методу данные о наличии основных фондов на базисную дату по восстановительной стоимости уменьшаются на величину фондов, выбывших до отчетного года, и увеличиваются на величину поступивших за этот период основных фондов. При этом и те, и другие фонды пересчитываются в цены ба­зисного года по соответствующим индексам цен.

Баланс основных фондов в среднегодовых ценах необходим для ком­плексного анализа наличия, динамики и использования основных фондов за определенный период времени на базе средних величин. На основе этого баланса исчисляются такие показатели, как фондоот­дача, фондовооруженность, средние нормативные сроки службы, сте­пень износа и др.

Пересчет баланса основных фондов в среднегодовые цены соот­ветствующего периода осуществляется по индексам среднегодовых цен, рассчитываемым по периодам поступления или выбытия основ­ных фондов. Здесь используются итоги переоценок основных фон­дов, по результатам которых определяется соотношение среднегодо­вых цен отчетного года к восстановительной стоимости основных фондов на начало года. Пересчет стоимости основных фондов осуще­ствляется помесячно на базе среднемесячных индексов цен.

Индексы среднегодовых цен рассчитываются исходя из динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей — машиностроения и промышленности строительных материалов — по данным статистики цен. Расчет индекса среднегодовых цен ведется по месяцам отчетно­го периода. Среднемесячные индексы цен рассчитываются как сред­ние значения показателей на начало и конец каждого месяца, а сред­негодовой индекс цен — как частное от деления суммы среднемесяч­ных индексов цен на 12.

Для балансов основных фондов должно соблюдаться следующее равенство:

Ф 1 + П = В + Ф 2 ,

где Ф 1 , Ф 2 - стоимость основных фондов соответственно на начало и на конец периода; П - стоимость поступивших за период фондов; В - стоимость выбывших фондов.

Схемы балансов основных фондов по полной стоимости и за вычетом износа (по остаточной стоимости) представлены в табл. 12.1 и 12.2.

Таблица 12.1

Схема баланса основных фондов по полной стоимости

основных фондов

Наличие на нача­ло года

Поступило в отчетном году

Выбыло в отчетном году

Наличие на конец года

в т. ч. ввод в действие новых фондов

в том числе

Ликвидировано

Основные фонды поступают за счет различных источников.


Это может быть: ввод в действие новых основных фондов в результате инвестиций, приобретение, поступление по договору дарения, внесе­ние основных фондов в качестве вклада в уставный капитал и др. Основные фонды выбывают по следующим причинам: ликвидация объектов вследствие износа и ветхости, продажа другим юридиче­ским и физическим лицам, безвозмездная передача, вклад в уставный капитал других организаций, передача в долгосрочную аренду и др. В балансе могут быть отражены все источники поступления и все причины выбытия по видам.

Таблица 12.2

Схема баланса основных фондов по остаточной стоимости

Виды основ­ных фондов

Наличие на нача­ло года

Поступило в отчетном году

Выбыло в отчетном году

Наличие на конец года

в т. ч. ввод в дейст­вие новых фондов

в том числе

Ликвидирова­но (списано) фондов

Износ основ­ных фондов

В балансе, отраженном в табл. 12.2, все показатели оцениваются по остаточной стоимости, за исключением показателя ввода в дейст­вие новых фондов, который оценивается по полной первоначальной стоимости. В отличие от баланса по полной оценке, в балансе по ос­таточной стоимости в качестве одной из причин уменьшения стоимо­сти выступает годовой износ, который равен начисленной за год амортизации.

На основе рассмотренных балансов в статистике рассчитывается ряд показателей, характеризующих состояние, движение и использование основных фондов.

Типовые задачи по темам 11, 12

Алгоритм решения

1. Получить данные о валовой добавленной стоимости.

2. Получить данные о налогах на продукты и импорт.

3. Получить данные и величине субсидий на продукты и импорт.

4. Иметь данные о потреблении основных фондов (амортизации).

5. Иметь данные о сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

6. Произвести расчеты ВВП и НД по схеме:

ВВП = Валовая добавленная стоимость + Налоги на продукты и импорт – Субсидии на продукты и импорт;

НД = ВВП – Амортизация + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа.

1. Получить данные о величине валовой добавленной стоимости.

2. Получить данные о сумме оплаты труда наемных работников.

3. Иметь данные о налогах и субсидиях на производство.

4. Иметь данные о величине валового смешанного дохода.

5. Произвести расчет валовой прибыли по схеме:

Валовая прибыль = Валовая добавленная стоимость – Оплата труда наемных работников – Другие налоги на производство + Другие субсидии на производство – Валовой смешанный доход.

1. Получить данные о валовой прибыли экономики (ВПЭ).

2. Получить данные о потреблении основного капитала (ПОК).

3. Произвести расчет по формуле

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными производителями, победить в которой смогут лишь те, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов. Состояние и использование основных фондов — один из важнейших аспектов аналитической работы, так как именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса. Выявить резервы повышения эффективности их использования можно с помощью тщательного экономического анализа.

Балансы основных фондов

Баланс основных фондов представляет собой статистическую таблицу, данные которой характеризуют объем, структуру, воспроизводство основных фондов по экономике в целом, отраслям и формам собственности.

Базой расчета служат итоги переоценок основных фондов, по результатам которых определяется соотношение цен отчетного года и восстановительной стоимости основных фондов в базисном году.

Для выполнения расчета основных фондов за ряд лет в постоянных, базовых ценах используются следующие показатели: индексы цен на фондообразующую продукцию; индексы цен на капитальные вложения, разработанные на базе средних нормативных коэффициентов по видам и группам основных фондов, а также по периодам их приобретения; итоговые статистические индексы переоценки по видам основных фондов и отраслям экономики и промышленности; индексы изменения рыночных цен на объекты основных фондов, полученные по данным об их рыночной стоимости.

Исчисление основных фондов в сопоставимых ценах осуществляется двумя методами — индексным и балансовым. По индексному методу основные фонды отчетного года пересчитываются исходя из сводных индексов изменения цен и тарифов за период от базисного года к отчетному. По балансовому методу данные о наличии основных фондов на базисную дату по восстановительной стоимости уменьшаются на величину фондов, выбывших до отчетного года, и увеличиваются на величину поступивших за этот период основных фондов. При этом и те, и другие фонды пересчитываются в цены базисного года по соответствующим индексам цен.

Обратите внимание! Баланс основных фондов в среднегодовых ценах необходим для комплексного анализа наличия, динамики и использования основных фондов за определенный период времени на базе средних величин. На основе этого баланса исчисляются такие показатели, как фондоотдача, фондовооруженность, средние нормативные сроки службы, степень износа и др.

Индексы среднегодовых цен рассчитываются исходя из динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей (машиностроения и промышленности строительных материалов) по данным статистики цен. Расчет индекса среднегодовых цен ведется по месяцам отчетного периода. Среднемесячные индексы цен рассчитываются как средние значения показателей на начало и конец каждого месяца, а среднегодовой индекс цен рассчитывается как частное от деления суммы среднемесячных индексов цен на 12.

Для балансов основных фондов должно соблюдаться следующее балансовое равенство:

Ф 1 + П = В + Ф 2 ,

где Ф 1 и Ф 2 — стоимость основных фондов соответственно на начало и конец периода;

П — стоимость поступивших за период фондов;

В — стоимость выбывших за период фондов.

Схемы балансов основных фондов по полной стоимости и за вычетом износа представлены в приведенных ниже макетах (табл. 1, 2).

Таблица 1. Схема макета баланса основных фондов по балансовой стоимости

Вид основных фондов

Поступило в отчетном году

Выбыло в отчетном году

Всего

В том числе

Всего

В том числе

ввод в действие новых основных фондов

прочие поступления основных фондов

ликвидировано основных фондов

прочее выбытие основных фондов

Таблица 2. Схема макета баланса основных фондов по остаточной стоимости

Вид основных фондов

Наличие основных фондов на начало года

Поступило в отчетном году

Выбыло в отчетном году

Наличие основных фондов на конец года

Всего

В том числе ввод в действие новых фондов

Всего

В том числе

ликвидировано (списано) фондов

износ основных фондов за год

Основные фонды поступают за счет различных источников. Это может быть ввод в действие новых основных фондов в результате инвестиций, приобретение, поступление по договору дарения, внесение основных фондов в качестве вклада в уставной капитал и др. Основные фонды выбывают по следующим причинам: ликвидация объектов вследствие износа и ветхости, продажа другим юридическим лицам, безвозмездная передача, вклад в уставный капитал других организаций, передача в долгосрочную аренду и др. В балансе могут быть отражены все источники поступления и все причины выбытия по видам.

В табл. 1 все показатели оцениваются по остаточной стоимости, за исключением показателя ввода в действие новых фондов, который оценивается по полной первоначальной стоимости. В отличие от баланса по полной оценке в балансе по остаточной стоимости в качестве одной из причин уменьшения стоимости выступает годовой износ, который равен начисленной за год амортизации.

На основе балансов в статистике рассчитывается целый ряд показателей, характеризующих состояние, движение, использование основных фондов.

Показатели движения, состояния и использования основных фондов

Динамика основных фондов в России характеризуется следующими данными.

К показателям движения основных фондов относятся: коэффициент динамики, коэффициент обновления, коэффициент выбытия основных фондов.

Коэффициент динамики оценивает изменение стоимости основных фондов на конец периода по сравнению с началом и исчисляется как соотношение стоимости основных фондов на конец года к стоимости основных фондов на начало года.

Коэффициент динамики можно рассчитать по полной и остаточной стоимости. Сравнение коэффициентов, рассчитанных по разным оценкам, позволяет выявить изменение состояния основных фондов. Так, если коэффициент динамики по полной стоимости меньше коэффициента динамики по остаточной стоимости, то произошло обновление основных фондов за рассматриваемый период, то есть в конце периода увеличилась доля фондов, не имеющих износа.

Коэффициент обновления (К обнов) характеризует долю новых основных фондов в их общем объеме (по полной оценке) на конец периода и исчисляется по следующей формуле:

Коэффициент выбытия (К выб) характеризует долю выбывших основных фондов в течение периода в общей их стоимости (по полной оценке) на начало периода и исчисляется по формуле:

Для характеристики процесса воспроизводства основных фондов рассчитывается коэффициент интенсивности обновления основных фондов (К инт):

Выбытие основных фондов может происходить по причине их полной ветхости. Для оценки выбытия фондов по указанной причине можно рассчитать коэффициент ветхости (К ветх):

Чем больше значение этого показателя, тем меньше интенсивность замены основных фондов.

К показателям состояния основных фондов относятся коэффициент износа и коэффициент годности. Эти коэффициенты рассчитываются на определенную дату (как правило, на начало и конец периода).

Коэффициент износа показывает, какую часть своей полной стоимости основные фонды уже утратили в результате их использования. Коэффициент на начало периода исчисляется по формуле:

К износа = Сумма износа / П.

Коэффициент годности показывает, какую часть своей полной стоимости основные фонды сохранили на определенную дату. Коэффициент годности на начало периода исчисляется следующим образом:

К годности = Остаточная стоимость / П.

Пример 1

Определим степень изменения изношенности и годности основных фондов на конкретном предприятии. Результаты расчета представим в табл. 3.

Таблица 3. Изменение коэффициента годности и коэффициента износа основных фондов

Показатель

На начало года

На конец года

Изменение (+, -) на конец года по сравнению с началом

абсолютная величина

Основные фонды, млн руб.

Остаточная стоимость основных фондов, млн руб.

Износ основных фондов

Коэффициент годности, %

Коэффициент износа, %

Коэффициент годности на начало года — 71,2 % (14,6 / 20,5 × 100 %). Коэффициент годности на конец года — 82,3 % (19,1 / 23,2 × 100 %). Коэффициент износа на начало года — 28,8 % (5,9 / 20,5 ×100 %). Коэффициент износа на конец год — 17,7 % (4,1 / 23,2 × 100 %).

К показателям использования основных фондов относят фондоотдачу и фондоемкость. Для исчисления этих показателей определяют среднюю стоимость основных фондов () несколькими способами:

1) по формуле средней арифметической простой:

= (ОФ н + ОФ к) / 2;

2) по формуле средней хронологической, если известна стоимость основных фондов на даты, разделенные равными промежутками времени:

где n — количество периодов;

3) по данным о движении основных фондов:

где ОФ 1 — стоимость основных фондов на начало года;

П — стоимость поступивших в течение года основных фондов;

В — стоимость выбывших в течение года основных фондов;

t 1 — число месяцев функционирования поступивших основных фондов;

t 2 — число месяцев функционирования основных фондов, выбывших в течение года.

Показатель фондоотдачи оценивает количество продукции, приходящейся на один рубль основных фондов. Фондоотдача является прямым показателем эффективности использования основных фондов: чем выше фондоотдача, тем лучше используются основные фонды, и наоборот. Фондоотдача (Ф о) исчисляется как соотношение выпуска товарной продукции к средней стоимости основных фондов:

Показатель фондоемкости является обратным показателем эффективности использования основных фондов. Чем ниже уровень фондоемкости, тем эффективнее используются основные фонды. Фондоемкость оценивает уровень затрат основных фондов на один рубль произведенной продукции. Фондоемкость (Ф е) исчисляется по формуле:

Для оценки обеспеченности труда основными фондами в статистике используется показатель фондовооруженности. Показатель фондовооруженности оценивает, какой объем основных фондов приходится в среднем на одного работника. Фондовооруженность (Ф е) исчисляется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников:

где — среднесписочная численность работников.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов, является рентабельность основных фондов. Она определяется как отношение балансовой прибыли (П бал) к среднегодовой стоимости основных фондов (Ф осн):

Р осн. ф = П бал / Ф осн.

Пример 2

Пользуясь вышеприведенными формулами, рассмотрим изменение обобщающих показателей в организации. Исходные данные и результаты расчетов приведем в табл. 4.

Таблица 4. Основные обобщающие показатели использования основных фондов

№ строки

Показатель

За предыдущий год

За отчетный год

Отклонение от предыдущего года (+, -)

абсолютная величина

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

Среднегодовая численность работающих

Объем реализации продукции, млн руб.

Прибыль (балансовая), тыс. руб.

Фондоотдача, (объем поставок на один рубль основных фондов), руб. (стр. 3 / стр. 1)

Фондоемкость (основные фонды на один рубль поставок), руб. (стр. 1 / стр. 3)

Фондовооруженность труда (основные фонды на одного работника), руб. (стр. 1 / стр. 2)

Производительность труда, тыс. руб.

Фондоотдача через фондовооруженность труда и производительность труда, руб.

Рентабельность основных фондов, % (стр. 4 / стр. 1)

0,3 пункта

Анализ влияния изменения эффективности использования основных фондов на объем продукции

Изменение объема продукции может происходить за счет изменения фондоотдачи и объема фондов. Для проведения индексного анализа объем продукции и стоимость основных фондов оцениваются в сопоставимых ценах базисного периода. Индекс объема продукции (I q) равен произведению индекса фондоотдачи (I Фо) и индекса стоимости основных фондов (I ОФ):

,

где q 0 , q 1 — объем продукции соответственно в базисном и текущем периодах;

Фо 0 , Фо 1 Фо 0 , Фо 1 —фондоотдача соответственно в базисном и текущем периодах;

— средняя стоимость основных фондов соответственно в базисном и текущем периодах.

Абсолютное изменение объема продукции в текущем периоде (ТП 1) по сравнению с базисным (ТП 0) определяется следующим образом:

Δmn = ТП 1 - ТП 0 .

В том числе:

а) за счет изменения фондоотдачи:

∆Фо = ОФ 1 × (Фо 1 - Фо 0);

б) за счет изменения средней стоимости основных фондов:

∆ОФ = (ОФ 1 - ОФ 0) × Фо 0 .

Анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия

После анализа обобщающих показателей эффективности использования основных фондов необходимо подробно изучить степень использования производственных мощностей предприятия, отдельных видов машин и оборудования.

Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства. Максимальная мощность оборудования не является постоянной величиной — допускается пересмотр ее уровня в процессе дальнейшей оптимизации производственного процесса. Она исчисляется исходя из мощности ведущих цехов, участков, агрегатов с учетом осуществления комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на ликвидацию узких мест, и возможной кооперации производства. Фактическая мощность может быть равна максимальной, если достигнута высокая эффективность работы оборудования и производственный процесс организован оптимальным образом.

Например, если в результате анализа работы производственных линий выявлено, что фактическая мощность отличается от максимальной более чем в два раза, это означает, что для производства одного и того же объема продукции предприятиям, где эффективность работы оборудования высока, может требоваться вдвое меньше единиц техники, чем на предприятии, где такая эффективность существенно ниже. Следовательно, предприятия, уделяющие должное внимание достижению высокой эффективности работы оборудования, имеют реальную возможность сэкономить «на всех фронтах»: у них уменьшается потребность в инвестициях, экономится цеховое пространство, снижаются расходы на оплату труда и т. д.

Степень использования производственных мощностей характеризуется следующими коэффициентами:

Общий коэффициент = Фактический или плановый объем производства продукции / Среднегодовая производственная мощность предприятия,

Интенсивный коэффициент = Среднесуточный выпуск продукции / Среднесуточная производственная мощность предприятия,

Экстенсивный коэффициент = Фактический или плановый фонд рабочего времени / Расчетный фонд рабочего времени, принятый при определении производственной мощности.

В процессе анализа изучаются динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения (ввод в действие и реконструкция действующих фондов предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей).

Кроме того, анализируется уровень использования производственных площадей предприятия: выпуск продукции в рублях на 1 м2 производственной площади.

Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы, мощности.

Для характеристики степени привлечения оборудования в производство рассчитывают следующие показатели.

Коэффициент использования парка наличного оборудования (К н):

К н = Количество используемого оборудования / Количество наличного оборудования.

Коэффициент использования парка установленного оборудования (К у):

К у = Количество используемого оборудования / Количество установленного оборудования.

Разность между количеством наличного и установленного оборудования, умноженная на плановую среднегодовую выработку продукции на единицу оборудования, — это потенциальный резерв роста производства продукции за счет увеличения количества действующего оборудования.

Для характеристики экстенсивной загрузки оборудования анализируют использование оборудования по времени: баланс времени работы и коэффициент его сменности (табл. 5).

Таблица 5. Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

Показатель фонда времени

Условное обозначение

Формула расчета

Примечания

Календарный фонд

Т к = Т к. дн × 24

Т к. дн — число календарных дней за анализируемый период, дни

Номинальный (режимный) фонд

Т н = Т р. см × t см

Т р. см — число рабочих смен за анализируемый период;

t см — продолжительность рабочей смены, ч

Эффективный (реальный) фонд

Т эф = Т н - Т пл

Т пл — время планового ремонта, ч

Полезный (фактический) фонд

Т ф = Т эф - Т пр

Т пр — время внеплановых простоев, ч

Уровень внутрисменного использования оборудования характеризует коэффициент загрузки оборудования К з, который позволяет оценить потери времени работы оборудования из-за планово-предупредительных ремонтов и т. д.:

К з = Т ф / Т к, или Т ф / Т н, или Т ф / Т эф.

Уровень условного использования оборудования характеризует коэффициент сменности (К см):

Под интенсивной загрузкой оборудования понимают оценку его производительности.

Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования (К и):

Обобщающим показателем, характеризующим комплексное использование оборудования, является показатель интегральной нагрузки (К инт):

К инт = К з × К и.

В процессе анализа изучаются динамика этих показателей, выполнение плана и причины их изменения.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

О. В. Северин, начальник отдела планирования производства ОАО "Компания Юнимилк"

Наша компания в течение трех месяцев проводила анализ работы восьми единиц оборудования, производящего идентичную продукцию на отечественных предприятиях пищевой промышленности. В результате анализа было установлено, что мощность оборудования, достигаемая при существующей организации производства, колеблется на разных предприятиях от 2100 до 3750 т/мес. То есть разница в достигаемой мощности оборудования, закупавшегося у одного и того же поставщика, доходит до 56 %. Столь значительное отличие обусловлено различным уровнем эффективности работы оборудования, что по большей части является следствием нерациональной организации как производственного технологического процесса, так и труда производственного персонала. Естественно, прежде чем увеличивать мощность оборудования, необходимо определить, насколько эффективно оно работает и каковы пределы увеличения эффективности работы оборудования.

Метод расчета на основе отчетности по эффективности работы оборудования

Суть этого метода состоит в анализе статистики производственных отчетов по работе оборудования, в которых работниками зафиксированы все действия, осуществляемые в процессе работы на данном оборудовании. Собрав статистику за определенный период, необходимо проанализировать, как фактически проходил производственный процесс, на что конкретно было потрачено производственное время. Пользуясь этими данными, несложно отследить фактическую организацию производственного процесса, после чего рассчитать фактическую мощность оборудования. Преимущества метода: точность, объективность, использование фактических данных для расчетов, полная ясность относительно того, из чего складывается полученный результат. Дополнительный плюс — ту же отчетность можно впоследствии использовать для решения других производственных задач. Недостатки этого метода: понадобится некоторое время на внедрение вышеупомянутой отчетности по работе производственного оборудования, на обучение производственного персонала (увеличится нагрузка на персонал).

Методов оценки максимальной мощности оборудования также несколько, и по своей сути они во многом похожи на методы оценки фактической мощности.

Наиболее оптимальным представляется метод расчета на основе отчетности по эффективности работы оборудования. Именно его и рассмотрим далее.

Время учет любит

Отчетность по эффективности работы оборудования составляется с целью детального учета использования производственного времени. Системы работы с такой ежедневной отчетностью в том или ином виде внедрены на подавляющем большинстве зарубежных производственных предприятий, и по своей сути они мало чем отличаются друг от друга. Материальный носитель отчета представляет собой бланк, ежедневно заполняемый в течение смены сотрудником предприятия, ответственным за работу конкретной единицы оборудования. В отчете фиксируются все действия, осуществляемые в процессе производства на данном оборудовании. Пример заполненного бланка отчетности по эффективности работы оборудования за смену (12 ч) приведен в таблице 6.

Таблица 6. Заполненный бланк отчета по эффективности оборудования за смену

Выпущено продукции, шт.

Скорость аппарата (шт./мин)

Время начала (ч, мин)

Время окончания (ч, мин)

Работа оборудования (мин)

Плановый простой (мин)

Внеплановый простой (мин)

Незанятое время (мин)

Действие

Разогрев машины

Обеденный перерыв

Производство «Молоко стерилизованное»

Переход на другой продукт

Поломка верхней лапки захвата пакета

Производство «Сливки стерилизованные

Свободное время

Итого:

Данные, отраженные в отчете, могут быть использованы:

  • для определения фактической и максимальной мощности оборудования;
  • оценки загруженности производственного оборудования (текущая, прогнозируемая);
  • анализа того, как используется производственное время (первичный документ о том, что происходило с оборудованием в прошедшие периоды);
  • контроля плановых простоев, определения нормативов их продолжительности;
  • расчета ключевых показателей эффективности работы производства, сравнения результатов работы за определенные периоды времени.

Ищем скрытые резервы

На основе данных, зафиксированных в отчете о работе оборудования за смену, можно оценить мощность оборудования. Как это сделать, покажем на примере.

Пример 3

Воспользуемся данными табл. 6.

Из отчета по эффективности работы оборудования за смену можно выделить следующие данные:

- время работы оборудования (ВР) — 490 мин;

- суммарное время плановых простоев (ПП) — 140 мин;

- суммарное время внеплановых простоев (ВП) — 20 мин;

- незанятое время (НВ) — 70 мин;

  • скорость аппарата (С) — 100 шт./мин;
  • выпущено продукции за период — 49 000 шт.

На основе данных о распределении рабочего времени можно оценить эффективность работы оборудования за тот или иной период. Это удобно сделать, рассчитав условный показатель «Производительность» (ПР), который является одним из ключевых показателей эффективности производства, позволяющим проводить ее постоянный мониторинг. Он рассчитывается по формуле:

где ВР — минимальное время работы, необходимое для выпуска заданного количества продукции;

ПП, ВП — продолжительность плановых и внеплановых простоев соответственно.

В нашем примере показатель «Производительность» по отчету за смену равен 75,4 % (490 / (490 + 140 + 20) × 100 %).

Полученное значение показателя следует интерпретировать следующим образом: из всего периода рабочего времени (общее время периода минус нерабочее время) 75,4 % потрачено на выпуск продукции (рабочее время), остальные 24,6 % потрачены на различного рода простои. Именно в последней составляющей следует искать резервы для возможного повышения производительности и наращивания мощности оборудования.

Установив фактическое значение показателя «Производительность», рассчитаем фактическую мощность оборудования. Для этого рекомендуется определить значение названного показателя за период не менее одного месяца, так как данные о работе в течение всего одной смены не будут являться репрезентативными для указанной цели. Значение показателя «Производительность» за одну смену подходит для мониторинга эффективности работы оборудования, но не для оценки его мощности.

Мощность (МЩ) оборудования за определенный период рассчитывается по формуле:

МЩ = ПР × ОВП × V ,

где ПР — фактическое значение показателя «Производительность», %;

ОВП — общее время периода, за который требуется оценить мощность;

V — скорость работы оборудования.

Рассчитаем суточную мощность оборудования на основе данных, приведенных в табл. 6:

  • скорость работы оборудования (V) — 6000 шт./ч (100 шт./мин × 60 мин);
  • производительность оборудования — 75,4 %;
  • период, на который определяется мощность (ОВП), — 24 ч.

Таким образом, фактическая мощность будет равна: МЩ = 0,754 × 6000 × 24 =108 576 (шт./сутки).

Для того чтобы рассчитать максимальную мощность оборудования, необходимо четко спланировать улучшения в организации производственного процесса. Чаще всего они бывают направлены на снижение продолжительности плановых и внеплановых простоев.

Допустим, что в нашем примере предполагается отменить плановый простой «Обеденный перерыв» за счет найма дополнительного персонала на подмену обедающих сотрудников, а продолжительность простоя «Мойка» — сократить с 50 до 30 мин (благодаря пересмотру процедуры мойки). Осуществить другие улучшения, как показали исследования работы оборудования, невозможно. Таким образом, общая продолжительность плановых простоев (ПП) составила бы в приведенном примере не 140, а 90 мин.

Далее необходимо произвести пересчет показателя «Производительность» на основе новых данных, после чего пересчитать мощность. Она и будет являться максимальной мощностью: ПР = 490 / (490 + 90 + 20) × 100 % = 81,7 %; МЩ = 0,817 × 6000 шт./ч × 24 ч = 117 648 шт./сутки.

Итак, расчеты показали, что запланированные улучшения позволят увеличить производительность на 6,3 % и повысить мощность оборудования таким образом, что на нем будет выпускаться на 9072 единицы продукции в сутки больше, чем при фактической мощности.

С. Д. Овчинников, директор по экономике ОАО MosbisnessCom Corporation

Созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения , если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения , в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Международная общественная организация - неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации - такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОК 028-99 (в ред изменения N 1/99))
  • Феррис Элизабет Религиозные и светские гуманитарные организации // Международный журнал Красного Креста, Том 87 № 858 июнь 2005 г. - С.100-119.
  • Деннис Дeйкзёл, Маркус Моке. Стратегия информационной деятельности международных гуманитарных организаций // Международный журнал Красного Креста, Том 87 № 860 декабрь 2005 г. - С.93-119.
  • Гуляихин В.Н.,Галкин А.П.,Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс . - 2012. - № 6. - С. 127-132.
  • Тишков В.А. Антропология НПО // «Неприкосновенный запас ». - 2005. - №1(39)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шварц, Исаак Иосифович
  • Ява (значения)

Смотреть что такое "Общественная организация" в других словарях:

    Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть… … Бухгалтерская энциклопедия

    Общественная организация - (англ. social organization) в РФ некоммерческая организация, основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и дости … Энциклопедия права

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Юридический словарь

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (см. ГРАЖДАНИН (издание)). Членами общественной организации в соответствии с ее… … Энциклопедический словарь

    Общественная организация - добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Юридическая энциклопедия

    Общественная организация - добровольное объединение граждан, которое способствует развитию их организационной самодеятельности в различных отраслях общественной жизни, удовлетворению их интересов. Общественные организации создаются для участия в политической жизни, по… … Теория государства и права в схемах и определениях

    общественная организация - ▲ организация (сообщество) общественный функционер. актив наиболее деятельная часть организации. активист. общественность. общественник. клуб организация, объединяющая людей по интересам. автомотоклуб. яхт клуб. общество (спортивное общество).… … Идеографический словарь русского языка

    общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ФЗ Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г.). Членами О.о. в соответствии с ее уставом могут быть… … Большой юридический словарь

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами О.о. в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и… … Энциклопедический словарь экономики и права

Общественное природоохранное движение зародилось в России больше столетия назад, но до сих пор для большинства граждан страны остается чем-то малопонятным и чуждым. Очень часто люди воспринимают общественные организации, в том числе природоохранные, как некое дополнение к государственным структурам, и ждут от общественных организаций примерно тех же действий и результатов, что и от государственных.

Когда выясняется, что на самом деле общественные организации заняты чем-то совсем иным, это вызывает обиды и разочарования. Обиды и разочарования граждан, независимо от того, насколько они справедливы и обоснованы, не добавляют популярности общественному природоохранному движению и делают его более слабым. Для развития общественного природоохранного движения крайне важно, чтобы большинство людей правильно понимало цели и смысл существования этого движения, возлагало на него обоснованные и справедливые надежды и не возлагало необоснованных и несправедливых, и в конце концов не разочаровывалось в результатах действия неправительственных природоохранных организаций и активистов.

Об общественных организациях

Общественные организации в широком смысле этого слова - это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие объединения граждан, существующие в форме юридических лиц, деятельность которых направлена на защиту общих интересов членов организации и достижение уставных целей. Юридически точные определения общественных организаций и других общественных объединений приводятся в федеральном законе от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", но мы в данном случае будем использовать понятие "общественная организация" в собирательном, классическом смысле. В соответствии с законодательством, общественная организация должна состоять из членов (учредителей). У общественной организации могут быть штатные сотрудники, нанимаемые в соответствии с трудовым законодательством, и добровольцы (волонтеры), оказывающие помощь этой организации безвозмездно. Общественная организация может существовать за счет различных источников финансирования - в случае Гринпис таким источником являются взносы (пожертвования) частных лиц или гранты из фондов, полностью сформированных на пожертвования частных лиц. Кроме собственно общественных организаций, существует изрядное количество разнообразных "муляжей общественности" - организаций, создаваемых властью или бизнесом для разнообразных политических и коммерческих целей: получения формального "общественного одобрения" тех или иных действий, освоения бюджетных средств и т.д. "Муляжи общественности" мы сейчас рассматривать не будем, хотя на практике далекие от охраны природы люди часто путают собственно общественные организации с их муляжами.

В развитии большинства крупных природоохранных общественных организаций в России, включая Гринпис и WWF, основную роль сыграли выходцы из Движения дружин по охране природы, сформировавшегося в СССР в 60-е годы прошлого века и достигшего пика своего развития в 80-е. Благодаря этому российское общественное природоохранное движение достаточно тесно связано с ВУЗами и научным сообществом, и обладает в основном весьма квалифицированными кадрами. В общественных природоохранных организациях, как правило, очень низкая, особенно по сравнению с государственным сектором, текучесть кадров. В этом есть как плюсы, так и минусы: с одной стороны, обеспечивается большой опыт и высокий профессиональный уровень сотрудников, с другой - накапливается усталость, иногда формируется узкопрофессиональный взгляд на окружающую действительность.

В крупнейших российских неправительственных природоохранных организациях - WWF и Гринпис - количество штатных сотрудников составляет, соответственно, около ста пятидесяти и около шестидесяти человек. В лесном отделе Гринпис России работают в настоящее время десять человек (в пересчете на полную занятость - восемь). В подавляющем большинстве остальных неправительственных природоохранных организаций количество штатных сотрудников составляет несколько человек, из них вопросами, связанными с лесом, как правило, заняты один-два человека.

Приведем некоторые примеры из жизни лесного отдела Гринпис России, показывающие, что могут и чего не могут общественные организации (хотя бы те, которые по своему устройству и образу деятельности близки к Гринпис), в чем они сильны, а в чем, наоборот, слабы, и в чем состоит смысл их существования.

Чего не могут общественные организации

У общественных организаций, в том числе природоохранных, нет абсолютно никаких властных полномочий. Соответственно, они сами по себе не могут заставить кого бы то ни было прекратить деятельность, наносящую ущерб природе, или, наоборот, заставить сделать что-либо на благо природы (в СССР и в 90-е годы общественники могли иметь отдельные инспекторские полномочия, но сейчас это законодательством не допускается). Общественные организации не могут создавать особо охраняемые природные территории, утверждать нормативно-правовые акты, назначать или увольнять чиновников, отвечающих за охрану природы или ее использование. Общественные организации не могут непосредственно влиять на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этом отношении у общественных организаций прав столько же, сколько у обычных граждан Российской Федерации (а кое в чем даже меньше, чем у граждан: например, право граждан на получение ответов на свои обращения во власть защищено специальным законом, а право общественных организаций - нет).

Общественные организации, как правило, не могут оказать сколько-нибудь существенной помощи государственным органам и организациям в выполнении их рутинной работы просто в силу несопоставимости сил и ресурсов государства и общественных организаций. Например, в системе органов управления лесами России (федеральных и региональных) даже сейчас, после нескольких лет разрушительных реформ, работает около сорока тысяч человек. Очевидно, что если бы десять сотрудников лесного отдела Гринпис России взялись бы помогать государственным органам в выполнении их повседневной работы, эта помощь в масштабах страны была бы совсем неощутимой.

Другой пример: борьбой с пожарами в России занимается федеральная противопожарная служба МЧС (220 тысяч штатных единиц), договорные подразделения противопожарной службы (36 тысяч единиц), подразделения пожарной охраны субъектов РФ и органов местного самоуправления, лесопожарные и лесохозяйственные организации, заповедники и национальные парки и другие государственные структуры - в общей сложности до полумиллиона человек. Если бы два штатных сотрудника Гринпис России, чья работа связана с пожарами на природных территориях, и несколько десятков прошедших специальное обучение добровольцев взялись бы просто помогать государственным органам в выполнении их повседневной работы по борьбе с пожарами, эффект от этого был бы весьма невелик.

Третий пример: несмотря на разруху в лесном хозяйстве, площадь, на которой ежегодно проводится искусственное лесовосстановление и лесоразведение, составляет почти двести тысяч гектаров (правда, если вычесть все возможные приписки, реальная площадь, скорее всего, составит не более ста тысяч). В работе по посадке лесных культур в сезон участвует до нескольких десятков тысяч человек. Если бы два штатных сотрудника Гринпис, чья работа связана с лесоразведением, даже с участием всех возможных добровольцев, взялась бы просто помогать государственным и коммерческим организациям в посадке лесных культур, и эта помощь также оказалась бы в масштабах страны весьма небольшой.

Таких примеров можно привести великое множество. Суть их в том, что даже наше полуживое и чрезвычайно неэффективное государство обладает несоизмеримо большими ресурсами, необходимыми для выполнения обычной повседневной работы, связанной с охраной окружающей среды, чем все вместе взятые общественные природоохранные организации. Если основная деятельность общественных природоохранных организаций будет направлена на оказание помощи государственным структурам в выполнении их повседневной работы, так или иначе связанной с охраной природы (или коммерческим организациям, выполняющим соответствующие государственные заказы) - вклад их в общее дело будет невелик, и даже почти незаметен. На ситуации с лесами и с охраной природы в целом такая деятельность общественных организаций, по крайней мере в современных условиях, практически никак не отразится.

Очень многие граждане России обращаются в общественные организации, в том числе в Гринпис, с просьбами о помощи в защите их прав, нарушенных при использовании лесов и других природных территорий. Эти граждане обладают теми же или даже большими правами, что и общественные организации; более того, во многих случаях, если нарушены права конкретного человека или жителей конкретного населенного пункта, без инициативы со стороны этого человека или этих жителей сделать что-либо для защиты их прав законным образом невозможно. Многие люди ждут, что после их звонка в общественную организацию (например, Гринпис) волнующая их проблема сама собой каким-то волшебным образом решится - в таких ситуациях, как правило, сделать ничего просто невозможно. Но много и таких, и их с каждым годом становится все больше, кто готов сам защищать свои права, и кому нужна только квалифицированная помощь опытных людей. К сожалению, помочь всем общественные организации тоже не могут, поскольку каждый такой случай, как правило, растягивается надолго, требует детального разбирательства и обильного общения с чиновниками, а число граждан, ищущих в общественных организациях защитников их нарушенных экологических прав, исчисляется многими тысячами. В связи с этим оказать непосредственную помощь всем нуждающимся гражданам, чьи права на благоприятную окружающую среду были нарушены властью или бизнесом, общественные природоохранные организации тоже не могут - в большинстве случаев они могут лишь помочь советом, дать типовые, проверенные на собственном опыте, инструкции, как действовать в той или иной ситуации.

Приведенные примеры показывают, что общественные природоохранные организации не могут эффективно подменять своей деятельностью повседневную работу государственных структур в области охраны природы, в том числе лесов, и оказания природоохранных услуг гражданам.

Что могут общественные организации

Общественные организации обладают рядом возможностей, которых нет ни у государственных структур и их работников, ни у бизнеса, ни у частных лиц. Главной из них является возможность говорить правду о ситуации в стране, в охране природы или в лесном хозяйстве, не очень сильно опасаясь за последствия. Формально говорить правду может кто угодно: согласно статье 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Но в реальности свобода слова и массовой информации в нашей стране очень сильно ограничена. Госслужащие связаны законодательством о государственной службе, работники государственных, муниципальных и коммерческих организаций - опасениями репрессий со стороны начальства, граждане-одиночки - опасениями за свою жизнь и жизнь своих близких. В итоге все знают, что со страной, охраной природы и лесным хозяйством происходит что-то не то, властями и бизнесом постоянно принимаются опасные решения или совершаются действия, грозящие стране и природе катастрофой - но очень многие в силу разных причин молчат.

Общественные организации, особенно крупные, гораздо менее зависят от власти и бизнеса, чем госслужащие, бюджетники, работники коммерческих структур или отдельные граждане. Статус сотрудников известных общественных организаций, особенно международных, неплохо защищает от угроз и покушений: государственные и крупные коммерческие структуры опасаются репутационного ущерба, а мелкие жулики обычно и так опасаются связываться с активными общественными деятелями. Общественным организациям гораздо легче пробиться в СМИ, чем одиночкам, просто в силу налаженной системы работы с журналистами. Наконец, большинству работников общественных организаций особенно нечего терять: ни важной должности, которую страшно потерять, ни сколько-нибудь значимых материальных активов у них нет - одно только и остается, что право говорить правду, не оглядываясь на мнение многочисленного начальства.

Иногда вовремя сказанной правдой, вовремя распространенной информацией можно добиться многого. Например, в 2004 году Минэкономразвития РФ разработало проект нового Лесного кодекса РФ, предусматривавшего возможность приватизации основной части лесов страны (примерно 90%), практически полную ликвидацию государственного лесного хозяйства, фактическую ликвидацию защитных лесов, и множество тому подобных сюрпризов. Разработчики кодекса не сочли нужным хотя бы просто проинформировать профессиональное сообщество о своем творении, намереваясь "протащить" его через все законотворческие инстанции в течение нескольких месяцев - до конца 2004 года. Гринпис, узнав об этом, в течение двух недель подготовил и издал брошюру с проектом кодекса и краткой пояснительной запиской к нему, и разослал эту брошюру в региональные органы власти, органы управления лесами, лесхозы, заповедники, национальные парки и другие лесные организации, а также многим известным ученым и общественным деятелям. Во многом именно благодаря этой брошюре информация о новом кодексе быстро распространилась по всей стране, стала достоянием широкой общественности (интернетом в 2004 году лесное хозяйство было охвачено в относительно малой степени). В дальнейшем информация о процессе разработки кодекса также распространялась в первую очередь именно общественными организациями, в том числе через Лесной форум Гринпис в сети Интернет, и через рассылку специальных печатных изданий. В итоге у правительства не получилось принять кодекс быстро - процесс растянулся почти на три года, от идеи массовой приватизации лесов власть была вынуждена отказаться, ограничения на изъятие и использование защитных лесов были сохранены, а лесному хозяйству все-таки удалось избежать абсолютного разгрома.

Другой пример: лесные и торфяные пожары. Можно без преувеличения сказать, что до лета 2010 года ситуация с лесными и торфяными пожарами со всех сторон была окутана ложью и легендами: что пожары в лесах героически тушит МЧС, у которого созданы огромные группировки сил и вообще "все под контролем"; что денег, сил и средств для тушения лесных пожаров в стране достаточно, и т.д. Когда катастрофические пожары в Средней полосе только начинались (в первой половине мая 2010 года), власти эти пожары тщательно скрывали, то утверждая, что вообще ничего не горит, то - что горит лесная подстилка на мизерной площади, то - что горело, но все уже потушили. Гринпис и другие общественные организации пытались предупреждать власть, журналистов, общество о нарастающей катастрофе - но пока не начали гореть деревни и дым не дошел до Москвы и Кремля, большинство людей больше верило успокаивающим заявлением МЧС и других властей. Когда катастрофа случилась - тушили ее всем миром. В некоторых местах, особенно на особо охраняемых природных территориях, без помощи добровольцев и общественных организаций, в том числе Гринпис, с пожарами могли бы и не справиться - хотя в целом, конечно, роль государственных структур с сотнями тысяч сотрудников и привлеченных людей, и с огромным количеством специальной техники, была решающей. Но зато благодаря общественным организациям и добровольцам жители страны (массовые зрители, слушатели и читатели СМИ) узнали, что новый Лесной кодекс разрушил систему государственного управления лесами, что почти все пожары в лесах тушат лесники, а не МЧС, что пожарные, особенно в деревнях, пользуются допотопной техникой и не обеспечены даже самым необходимым инвентарем, и т.д. В итоге ситуация начала меняться, хотя бы в той степени, в которой она могла измениться в нашем полуживом государстве: была предпринята попытка исправления Лесного кодекса, было увеличено финансирование лесного хозяйства, были выделены субсидии регионам на покупку новой лесопожарной техники. Принципиально улучшить ситуацию не удалось, но если бы не пристальное внимание общественных организаций и добровольцев к теме лесных пожаров, пожарную катастрофу 2010 года почти наверняка в полной мере списали бы на оставшихся работников леса, и кончилось бы это, скорее всего, окончательным разгромом остатков лесного хозяйства.

Третий пример: информация о состоянии лесов. Государственные структуры обладают огромным объемом самой разной информации о состоянии лесов - ее сбором по всей стране заняты десятки тысяч людей, причем далеко не только в органах управления лесами, но и во многих других государственных структурах. Однако, в силу разных причин эта информация не складывается в общедоступную, понятную и отражающую реальное положение дел картину. Более того - государство даже не считает нужным производить общедоступные обзорные продукты, характеризующие состояние лесов (последняя официальная карта лесов издавалась еще во времена СССР; последний государственный учет лесного фонда делался по состоянию на 1 января 2003 года; и то, и другое издавалось ничтожными тиражами и мало кому было доступно). Общественные организации, даже имея в своем распоряжении ограниченную информацию, могут выпускать общедоступные продукты, отражающие реальную ситуацию в лесах - пусть не очень детальную, зато понятную почти каждому. Таким наглядным продуктом, выпущенным Гринпис, является, например, карта "Леса России", которая изначально задумывалась лишь как учебное пособие для школ и школьных лесничеств, а фактически стала наиболее распространенной сейчас печатной картой лесов нашей страны. Эта карта, выпущенная в 2004 году, вызвала довольно мощную дискуссию, в том числе в Федеральном агентстве лесного хозяйства, о реальном состоянии лесов - отголоски этой дискуссии продолжаются и поныне. Постепенно эта дискуссия, подпитываемая все новыми информационными материалами, в том числе от общественных организаций, приводит к осознанию гражданами страны степени опустошения лесов - и, соответственно, необходимости срочных мер по восстановлению порядка в лесном хозяйстве.

Четвертый пример: воздействие на лесной бизнес через потребителей его продукции. До конца 90-х годов прошлого века леса, сохранившиеся кое-где в практически диком, нетронутом состоянии редко воспринимались нашими властями или представителями лесного бизнеса как ценность - чаще всего на такие леса смотрели лишь как на природное месторождение дров. Попытки специалистов в области охраны природы убедить власть в ценности таких лесов и необходимости их сохранения крайне редко приводили к успеху; лесной же бизнес просто кивал на власть и продолжал рубки. Неправительственные организации, в том числе Гринпис, в тех странах, где идеи охраны природы в обществе сильны и популярны, обратились к потребителям лесной продукции нескольких крупных скандинавских компаний и их немецких партнеров с просьбой воздержаться от покупки той продукции, для производства которой уничтожались старые дикие леса. Это возымело действие: скандинавские компании начали отказываться от древесины из последних массивов диких лесов, за ними последовали некоторые российские лесозаготовители, и процесс исключения наиболее ценных массивов коренных таежных лесов, хотя бы пока в Европейской России, начал набирать обороты. Сейчас в большинстве регионов Европейского Севера России последние массивы коренных таежных лесов ("малонарушенные лесные территории") уже почти никем не воспринимаются как просто бросовые земли. Приемлемые решения по их сохранению пока далеко не везде найдены, рубки их, ко сожалению, продолжаются, но ситуация с ними уже далеко не столь безнадежна, какой она представлялась пятнадцать лет назад.

Приведенные примеры показывают, что общественные природоохранные организации могут своей деятельностью привлекать внимание общества и власти к важным экологическим проблемам, вызывать беспокойство власти, добиваться действий по решению тех или иных проблем (или отказа от действий, создающих проблемы) - и тем самым способствовать более эффективной работе государства в сфере охраны природы.

Заключение

Общественные природоохранные организации в России пока обладают относительно скромными ресурсами, несопоставимо малыми по сравнению с ресурсами гигантских государственных структур. У общественных организаций нет власти и полномочий для того, чтобы кого-либо заставить соблюдать природоохранные нормы и требования, или принудить к совершению конкретных действий на благо природы. Но общественные организации могут вытаскивать на суд общества разнообразные природоохранные проблемы, говорить правду о происходящем, катализировать своей деятельностью те или иные изменения, необходимые для улучшения ситуации в области охраны природы.

Деятельность общественных природоохранных организаций, связанная с охраной лесов, приносит, в числе прочего, результаты, ощутимые и понятные для большинства ныне живущих людей - например, высаженные участки леса, или потушенные пожары, или выигранные судебные дела против захватчиков лесных участков, или положительные действия конкретных чиновников, совершенные под давлением общественности. Таких ощутимых и сразу понятных результатов, к сожалению, не может быть много в масштабах страны просто в силу пока относительно малой популярности природоохранного движения, малого количества вовлеченных в него людей.

Но было бы крайне опасно, в том числе с точки зрения дальнейшего развития природоохранного движения, если бы деятельность общественных природоохранных организаций оценивалась в первую очередь на основании измеримых, ощутимых и понятных прямо сейчас результатов - по количеству высаженных деревьев, потушенных пожаров, выигранных судов или принужденных к немедленным частным действиям чиновников. Как бы быстро ни развивалось общественное природоохранное движение, у него нет шансов в обозримом будущем сравниться по своим масштабам с государственными структурами, с потребностями страны в повседневной прикладной природоохранной деятельности - даже если считать такую цель развития общественных организаций правильной.

В наших реальных условиях, когда государство хаотично и корыстно, а общество разрознено и дезориентировано, когда у страны нет не только ясных ориентиров в области охраны природы, но и ориентиров развития вообще - важнейшая задача природоохранного движения состоит в том, чтобы такие ориентиры появились. Это очень сложная задача, и вряд ли хоть кто-нибудь в мире точно знает, как она решается. Но есть действия, которые с большой вероятностью могут рано или поздно привести к ее решению: говорить людям правду, просвещать их, предоставлять им самую точную и объективную информацию о происходящем, показывать своим примером, как можно действовать в тех или иных сложных ситуациях. Результаты этого очень трудно измерить, и уж во всяком случае их невозможно ощутить в режиме реального времени. Но только просвещенное общество способно выработать правильную стратегию своего развития, в том числе в части, касающейся охраны природы. Главная задача общественных природоохранных организаций именно в том и состоит, чтобы у нас как можно быстрее появилось такое просвещенное общество.

А.Ю.Ярошенко
руководитель лесного отдела Гринпис России

Как создать общественную организацию: разновидности и формы общественных объединений + из чего может состоять устав общественной организации + как ликвидировать общественную организацию.

Законодательство РФ подтверждает наличие права у общества на создание организаций, тем не менее, для избегания беспорядков их деятельность контролируется.

Каждая организация имеет такие отличительные черты от других видов общественности:

  1. Устав.
  2. Протоколы собраний.
  3. Руководящий орган.
  4. Наличие членства.

Такой фактор, как наличие членства, отличает общественную организацию от общественного движения.

Давайте подробнее разберёмся, как создать общественную организацию , что для этого необходимо и как не преступить при этом рамки закона.

Что такое общественная организация и для чего она нужна?

Общественной организацией принято считать объединение между определенными слоями населения , которые собрались на основе общих интересов, или преследуя и отстаивая определенные идеи.

Но, несмотря на то, что это не правительственный союз, для совершения какой-либо серьезной деятельности данные о нем необходимо будет зарегистрировать. Деятельность подобных союзов можно классифицировать таким видом как некоммерческая.

Обычно они создаются с той целью, чтобы реализовать проекты, которые могут быть связаны с творческой деятельностью, налаживанием культурной и социальной жизни общества, отстаиванием собственных интересов и т.п.

Подобные объединения способствуют улучшению качества жизни, так как единомышленники имеют возможность не только собираться для обсуждения той или иной проблемы, а и успешно искать способы ее решения.

В случае с официальным оформлением подобного союза появляется возможность донести свои идеи и требования до вышестоящих органов и повлиять на то, что происходит в пределах определенной территории.

Согласно тематике, можно определить такие основные разновидности, наиболее актуальные на сегодняшний день:

  • Гуманитарная
  • — защита человеческих прав и оказание помощи;
  • Охрана окружающей среды — заострение внимания общественности на проблемах с экологией;
  • Защита животных — борьба с вымиранием редких видов в мире животных;
  • Молодежные — направление энергии подрастающего поколения в правильное русло.

К наиболее популярным и известным мировым общественным организациям можно отнести такие как:

  • Красный Крест — оказывают помощь тем, кто оказался жертвами различных конфликтов (войны и т.д.), а также помогают устранить последствия стихийных бедствий.
  • Гринпис — позиционируют себя как защитники природы от результатов цивилизации и различных испытаний ядерного оружия.
  • Врачи мира — оказывают в странах «третьего мира», там, где нет возможности ее получить.
  • Скауты — пример молодежного собрания, члены которого имеют возможность получить знания о выживании в условиях дикой природы. Дает возможность детям безопасно контактировать с окружающей их средой.

Наличие таких примеров поможет более ясно определить цель создания общественных организаций.

Тематика и интересы любого зарегистрированного или незарегистрированного объединения, которое совершает какие-либо действия, никак не могут пересекаться с экстремистской и террористической деятельностью.

5 этапов для создания общественной организации


Официальным оформлением новых общественных и социальных образований в каждом городе занимается Министерство юстиции.

Для создания понадобятся три или более физических лица. Интересен и тот факт, что в роли учредителя может выступать не только физическое, но и , причем, даже не одно.

Процесс создания общественной организации можно разделить на 5 последовательных этапов:

  1. Консультация по всем юридическим и организационным вопросам с юристом.
  2. Подготовка и сбор документации.
  3. Оплата пошлины в размере около 4000 рублей.
  4. Ожидание подтверждения регистрации.
  5. Постановка на учет .

Список необходимых документов:

  • заявление о регистрации;
  • информация о руководстве;
  • документы и сведенья обо всех учредителях;
  • протокол с собрания учредителей;
  • уставные документы;
  • квитанция про уплату налога (сбора) за регистрацию (примерно 4000 рублей).

Все вышеперечисленные документы должны быть предоставлены в двух экземплярах.

Помимо основного набора документов, необходимо будет также предоставить такие бумаги:

  • решение о создании организации;
  • решение про утверждение устава;
  • решение про выбор органов.

Как было сказано выше, деятельность общественных организаций регулируется законом, а более подробно ознакомиться с нормами, которые ее регулируют можно при помощи таких документов:

  • Конституция;
  • Гражданский кодекс;
  • Закон «Об общественных объединениях».

В случае создания любого общественного некоммерческого союза придется плотно поработать с данными законодательными актами.

При этом желательно обратить внимание на такие моменты:

    Каждый человек, который достиг определенного возраста и имеет гражданство, или группа людей имеют полное законное право на объединение с той целью, чтобы защитить их общие убеждения и интересы.

    А также, свобода дальнейших действий подобной организации гарантируется, что указано статьей № 30 в Конституции Российской Федерации (www.constitution.ru )

  1. Не обязательно общественные организации должны быть официально зарегистрированы, а также нет необходимости предварительно получать разрешение на то, чтобы создать общественную организацию, у местных органов управления и регулировки деятельности, что сказано в 3 и 21 статьях Федерального Закона (ozpp.ru/zknd/obsh )
  2. Важно знать: в том случае, если выбранная правовая форма объединения не зарегистрирована официально, она лишена не только обязанностей, но и прав юридического лица.

    Тем не менее, при необходимости ее можно зарегистрировать в любой момент.

1) Кто может создать общественную организацию?


Если вернуться к тому, как все-таки зарегистрировать организацию, то возникает последовательный вопрос о том, кто может быть ее учредителем и кто может стать ее членом.

Стать создателем или же членом общественной организации может:

  • совершеннолетний (не младше 18 лет);
  • гражданин РФ, а также иностранец, который законно проживает на территории России;
  • лица, которые не привлекались к ответственности за отмывание денежных средств и за спонсирование терроризма;
  • лица, которые находятся в тюремном заключении по решению суда.

Учредители, которые участвуют в создании организации, являются ее членами.

2) Из чего должен состоять Устав?

Официальный уставной документ общественной организации, точно так, как и в случае с уставом предприятия, должен состоять из таких элементов:

  • полное название;
  • основная цель (цели, если их несколько), интересы и основной род деятельности;
  • органы управления и руководства;
  • определенные территории, в границах которых она действует;
  • условия, при которых можно получить или потерять членство;
  • срок, на который руководящие полномочия будут предоставляться, порядок получения и потери;
  • то, в каком порядке будут вноситься изменения или пополнения устава;
  • основной источник средств, предоставленного имущества и способ их контроля;
  • порядок того, как ликвидируется и реорганизуется.

Зависимо от особенностей, тематики и цели, устав может также содержать дополнительные пункты.

Некоторые молодежные объединения допускают детей от 14 лет, а детские от 8.

После утверждения устав необходимо предоставить в трех экземплярах, два из которых прошивают, подписывают и нумеруют страницы.

Вместе с уставом предоставляют протоколы того, как выбирался руководитель и создавалась организация.

3) Возможности организации как юридического лица

После регистрации, организация получает полноценные права, что подразумевает:

  • сбор и контроль денежных средств;
  • наличие счета в банке;
  • заключение договоров.

Исходя из того, как расширяется сфера возможностей и деятельности при получении официального статуса, можно прийти к выводу, что данная процедура актуальна лишь в случае с денежными операциями.

В любом другом случае — это не имеет такой важности или смысла.

Создание незарегистрированного объединения

В отличие от зарегистрированной организации, в случае с незарегистрированным союзом все намного проще.

Создание заключается в таких основных этапах:

  1. Выбор правовой формы.
  2. Определяются основные идеи, цели, и задачи.
  3. Выбор органов управления.
  4. Утверждение объединения и устава.

Как и почему можно ликвидировать общественную организацию?


Как известно, любое объединение или предприятие, которое зарегистрировано в органах, может время от времени подвергаться проверкам.

В том случае, если это общественная организация, есть необходимость ежегодно предоставлять отчет об основных этапах ее деятельности, согласно ее целям, а также обо всех денежных операциях, если цель подразумевает их наличие.

Исходя из всего вышенаписанного, можно прийти к выводу, что при отсутствии своевременно предоставленного отчета об основных действиях организации, она будет изъята органом контроля.

Если более конкретно, то согласно второй части 29 статьи Федерального закона, необходимо каждый год, а максимальный срок задержки — 3 года. В обратном случае организация будет ликвидирована и считаться как таковая, что полностью прекратила любую деятельность.

Как создать общественную организацию?

Прежде всего, вы должны разобраться, как её зарегистрировать:

Вывод о создании общественной организации

Полностью определить этапы создания и деятельности таких общественных союзов и список документации для того, чтобы ее зарегистрировать, возможно, лишь четко установив основную задачу, идею и тематику.

С целью более подробного изучения правил и порядка создания общественного объединения, а возможно и его регистрации, стоит внимательно прочитать приказ «О правилах рассмотрения заявлений регистрации общественных объединений» (№ 19 — 01 — 122 — 97).

Перед тем как создать общественную организацию , стоит определить, подходит ли выбранный правовой формат к тем идеям, которые ею преследуются.

В любом из случаев можно не торопиться с регистрацией в момент создания, особенно в том случае, если в этом нет никакой необходимости.

Поскольку данный вид деятельности считается совершенно некоммерческим, стоит понимать, что создание общественных объединений как прибыльного бизнеса не имеет никакого смысла, а в некоторых случаях даже карается законом.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту