Что такое оопт. Особо охраняемая природная территория

На территории РФ все природные земли подлежат охране, независимо от их назначения. Но существуют территории, которые охраняются особо тщательно.

К ним относят:

  1. Земельные участки, на которых находится культурное, природное или историческое наследие особо охраняемых территорий (ООТ).
  2. Земли и животный мир особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В чем разница?

ООТ - это земли, имеющие какую-либо ценность, будь то историческая, культурная или природная.

Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) являются, по сути, видом ООТ. Это недра, несущие богатую природную ценность.

Зачем выделять ЗООПТ

Ввиду того что существуют природные зоны, где произрастает множество редких растений или водятся уникальные животные, было принято решение взять их под особый контроль.

Из-за угрозы массового уничтожения растительности или животных на таких местах запрещена охота, занятия агрокультурной деятельностью и уж тем более вырубка леса и возведение жилых зданий. Понятие особо охраняемых природных территорий вмещает в себя не только земли, но и водоемы, и воздушное пространство.

Заповедная природная земля: описание

Особо охраняемая природная территория - это не только земля, но и водоемы, и даже воздушное пространство над ними, где находятся уникальные природные объекты, нуждающиеся в защите.

Такие местности являются общенациональным достоянием и не могут быть проданы частному лицу или сданы в аренду.

Вся деятельность на данных землях, за исключением изучения, сохранения и приумножения находящихся там экземпляров, запрещена. Для нормального функционирования жизнедеятельности особо охраняемая природная территория предполагает отсутствие, даже в пределах досягаемости, вредных выбросов, запрет на постройку промышленных заводов. Вся деятельность, которая негативно влияет на природные объекты охраняемых территорий, запрещена.

Границы охраняемых земель обязательно обозначаются специальными знаками.

Виды особо охраняемых природных территорий

С различными особенностями природных объектов, их статусом и наличием на территории возведенных построек охраняемые территории подразделяются на определенные виды и категории.

  1. Природные государственные парки.
  2. Природные нетронутые заповедники.
  3. Памятники живой природы.
  4. Национальные парки.
  5. Дендрарии и ботанические сады.
  6. Лечебные и оздоровительные курорты.

В определенной местности указы местного самоуправления могут установить и другие категории особо охраняемых природных территорий - это своего рода подвид основой территории, отличающийся определенными признаками.

Независимо от статуса земли (общероссийский или местного значения), правила пользования ею не отличаются.

Особо охраняемые природные территории России подлежат сохранности и приумножению. Вся деятельность, проводимая на данных землях, разрешена только с учетом данного требования.

Первозданный заповедник

Заповедник - особо охраняемая природная территория, которая отличается первозданностью природы. Здесь все не тронуто рукой человека и находится в таком состоянии, как создала Матушка-природа.

Чтобы земля стала природным заповедником, она должна отвечать ряду требований:

  • Быть как можно меньше затронута цивилизацией.
  • Иметь на своей территории уникальные растения и редкие виды животных.
  • Земли обладают саморегуляцией и не подвержены самоуничтожению.
  • Имеют редкий ландшафт.

Именно заповедники являются традиционным видом и выделены в особо охраняемые природные территории России как образец нетронутости и самобытности.

На момент 2000-го года в РФ было выделено 99 заповедных зон. На их территории проводят научные исследования, просветительскую и экологическую работу.

Памятники природы

Это уникальные природные объекты, которые невозможно воссоздать с помощью человеческих усилий.

Такие природные объекты могут быть в федеральном ведении или же региональном. Все зависит от ценности природного памятника.

Как правило, такие объекты относят к региональному достоянию. Они являются по сути гордостью того края, где находятся.

На сегодняшний день таких своеобразных уголков природы федерального значения насчитывается 28, они занимают площадь более 19 тысяч гектар.

Региональных уникальных природных уголков значительно больше, и они подразделяются на виды:

  1. Биологические, включающие интересные растения и животных.
  2. Гидрологические - это своеобразные водоемы и редкие водные растения и животные.
  3. Геологические - включают в себя уникальные земли.
  4. Комплексные - уголки природы, сочетающие в себе два и более вида редких природных объектов.

Природные заказники

Природные заказники - особо охраняемая природная территория, где подлежат сохранности и восстановлению исчезающие растения и животные.

Бывает, что землю объявляют природным заказником, а она принадлежит на правах аренды частному лицу. В этом случае решается вопрос об изъятии или оставлении аренды с учетом того, какая деятельность ведется владельцем на данной территории.

Заказники как особо охраняемые природные территории значение имеют различное:

  1. Ландшафтные - созданы для восстановления
  2. Биологические - на их территориях ученые-биологи пытаются сохранить и приумножить исчезающих животных и растения.
  3. Палеонтологические - здесь особо охраняются ископаемые объекты.
  4. Гидрологические - основаны на сохранении водоемов, озер и водных объектов.

Национальные парки

В это значение вкладывается понятие земель с особой природной, эстетической или культурной ценностью. используют для научных наблюдений, а также организуют культурный отдых людей.

Всем мировым сообществом признана огромная польза от создания таких природоохранных земель.

В РФ есть три национальных парка, включенных во Всемирное культурное наследие. Два из них - Забайкальский и Прибайкальский - входят также в особую охраняемую зону озера Байкал.

Дендрарии и ботанические сады

В последнее время дендрарии активно увеличиваются и расширяются. Связано это с развитием курортных мест и появлением все большего числа оздоровительных учреждений, работающих в экологически чистых условиях.

Ботанические сады призваны к сохранению редчайших и находящихся на грани исчезновения видов растений. К тому же там проводят различные эксперименты, направленные на защиту вымирающих видов.

Дендрарии используются в просветительских целях. На их территории проводят познавательные экскурсии, рассказывая и показывая людям всевозможные диковинные деревья, кустарники и травы.

Помимо просветительских задач, дендрарии преследуют своей целью разведение и сохранение всей красоты русской природы, которую только можно запечатлеть в данной местности.

Как видно, охраняемых земель много, все имеют разные названия, но цели особо охраняемых природных территорий практически одинаковы - сохранение и приумножение природных объектов, наблюдение за естественным ходом событий, научная и просветительская деятельность.

1. К особо охраняемым природным территориям в городе Москве относятся особо охраняемые природные территории федерального, регионального значения, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий.

2. К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. К озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

1) озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;

2) озелененные территории ограниченного использования;

3) озелененные территории специального назначения.

4. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить земельные участки, которые зарезервированы в установленном порядке для государственных нужд в целях воссоздания утраченных, восстановления деградированных особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий или в целях создания новых озелененных территорий.

5. В состав особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий могут входить территории объектов культурного наследия, в том числе памятников ландшафтной, садово-парковой, усадебной архитектуры, границы, режимы охраны и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

6. В границах территорий объектов культурного наследия могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

7. В границах озелененных территорий могут быть выделены участки территории ценных природных объектов, границы и режимы охраны которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 52. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий, настоящим Кодексом.

2. Планирование развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы путем разработки и утверждения в установленном Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» порядке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве. Планирование развития и размещения природных и озелененных территорий в городе Москве осуществляется на основе Генерального плана города Москвы и схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве в составе территориальных и отраслевых схем.

3. Проекты документов, указанных в части 1 настоящей статьи, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Статья 53. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. Границы особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий устанавливаются, изменяются в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, охраны окружающей среды, экологической экспертизы, с учетом документов, указанных в части 2 статьи 52 настоящего Кодекса, а также с учетом проектов планировки территории.

2. Установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 54. Обеспечение сбалансированности развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий и иных видов территорий в городе Москве

1. В целях устойчивого развития города Москвы, защиты права человека на благоприятную среду жизнедеятельности, создания условий для сохранения и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории устанавливаются показатели баланса площадей особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны. Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

1) ко всей территории города Москвы;

2) к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;

3) к территориям функционально-планировочных образований.

2. Изменение границ особо охраняемых природных территорий, границ природных и озелененных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий и иных видов территорий или увеличения доли особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в балансе территорий, указанных в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи.

Статья 55. Особенности регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Регулирование градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с категориями, видами, режимами охраны, режимами использования и зонированием указанных территорий, установленными в соответствии с законодательством в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

2. В соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности, которые определяют:

1) функциональное назначение территории;

2) требования и ограничения в части благоустройства территории;

3) требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:

а) необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;

б) необходимых для обслуживания посетителей;

в) иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;

4) иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

3. Режимы регулирования градостроительной деятельности могут быть установлены применительно ко всей особо охраняемой природной территории, природной и озелененной территории или частям указанной территории.

4. Части особо охраняемых природных территорий, в пределах которых допускается размещение объектов капитального строительства, должны быть выделены в правилах землепользования и застройки в качестве отдельных территориальных зон, для которых устанавливаются градостроительные регламенты.

5. Применительно к зонам, участкам территории особо охраняемых природных территорий, природных территорий, предназначенным для рекреационного использования, размещения объектов, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, применительно к озелененным территориям общего пользования режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с законодательством, указанным в части 1 настоящей статьи, и в соответствии с региональными нормативами.

6. Применительно к озелененным территориям ограниченного использования, озелененным территориям специального назначения режимы регулирования градостроительной деятельности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны и использования природных и озелененных территорий, техническими регламентами, требованиями к использованию территорий в зонах с особыми условиями использования территорий, а также в соответствии с региональными нормативами.

7. Режимы регулирования градостроительной деятельности на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях устанавливаются в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории.

Статья 56. Особенности планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий

1. На чертежах в составе проектов планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий должны быть отображены границы зон, участков территории с установленными в соответствии с законодательством режимами охраны, режимами использования этих территорий, режимами регулирования градостроительной деятельности.

2. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, проекты планировки иных территорий, содержащие положения об изменении границ, категорий, использования природных и озелененных территорий, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий.

3. Утратила силу.

4. Разработка градостроительного плана земельного участка существующего, планируемого на особо охраняемой природной территории, природной территории, озелененной территории объекта капитального строительства осуществляется только при условии, что применительно ко всей этой территории установлены режимы охраны, режимы использования, режимы регулирования градостроительной деятельности. В градостроительном плане указанного земельного участка должны быть определены ограничения использования земельного участка, объекта капитального строительства, необходимые для соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории.

Статья 57. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях

1. Разработка проектной документации объектов капитального строительства на особо охраняемых природных территориях, природных и озелененных территориях осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, охраны и использования природных и озелененных территорий, защиты зеленых насаждений. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории, природной, озелененной территории. Проведение государственной экспертизы указанной выше проектной документации является обязательным.

2. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях, проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на природных, озелененных территориях является обязательным.

3. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства:

1) орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, проводит проверку соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, в том числе в части требований охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, а также соответствия указанных работ проектной документации, в том числе положениям проекта организации строительства, указанным в части 1 настоящей статьи;

2) орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, обеспечивает государственный контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий, природных, озелененных территорий в целях предотвращения нарушения режимов охраны указанных территорий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
      • Статья 46.
      • Статья 47.
      • Статья 48.
      • Статья 49.
      • Статья 50.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71. (Статьи 76—78 )
        • Статья 76.
        • Статья 77.
        • Статья 78.

Наступающий 2017 - Год особо охраняемых природных территорий. Соответствующий Указ был подписан 1.08.2016 Президентом. Особо охраняемые природные территории и объекты являются общенациональным достоянием. Они представлены в виде участков, поверхности воды и воздушного пространства над ними. В их пределах располагаются комплексы, имеющие культурную, научную, рекреационную, эстетическую, оздоровительную ценность. Действующий в стране ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит их перечень и характеристики, устанавливает правила по их использованию.

Категории

В особо охраняемые природные территории России включены:

  1. Заповедные лесные участки.
  2. Заказники.
  3. Заповедники.
  4. Национальные парки.
  5. Курортные и оздоровительные зоны.
  6. Ботанические сады.
  7. Дендрологические парки.

Нормативными региональными или муниципальными актами могут предусматриваться и другие виды особо охраняемых природных территорий .

Ценность

Основное значение особо охраняемых природных территорий - сохранение ценных ботанических, геологических, гидрологических, ландшафтных, зоологических комплексов. По данным международных организаций, на конец 90-х гг. прошлого века во всем мире насчитывалось порядка 10 тыс. крупных ценных участков. Общее количество национальных парков составляло около 2 тыс., а биосферных заповедников - 350. Значение особо охраняемых природных территорий определяется их уникальностью. Они представляют большую ценность для туризма познавательной направленности. Это позволяет рассматривать как рекреационные ресурсы, эксплуатация которых должна строго регламентироваться.

Характеристика

Каждая особо охраняемая природная территория наделяется собственными функциями. В ее пределах предусматриваются специфические правила пребывания, а также порядок использования ресурсов. В иерархической структуре каждая особо охраняемая природная территория обладает способностью предотвратить разрушение и серьезное изменение комплекса либо отдельных его компонентов. Для их защиты от негативных антропогенных факторов на прилегающих участках могут формироваться зоны или округа. В них действует специальный режим особо охраняемых природных территорий.

Заповедники

Они выступают в качестве научно-исследовательских, природоохранных, эколого-просветительских учреждений. Их цель состоит в сохранении и исследовании естественного течения процессов и явлений, уникальных и типичных экосистем, генофонда растительного мира. Заповедники рассматриваются как наиболее распространенные и типичные особо охраняемые природные территории. Животные, растения, экосистемы, недра, расположенные в них, полностью изымаются из оборота и хозяйственного использования.

Предписания

Имущество заповедников относится к категории федеральной собственности. Растения, животные, недра, вода предоставляются во владение учреждений на особых правах. Сооружения, историко-культурные и иные элементы передаются заповедникам в оперативное управление. " не допускает изъятия либо другое прекращения прав на участки и иные ресурсы, находящиеся в их пределах. Положение, определяющее статус конкретного заповедника, утверждается Правительством.

Допустимые мероприятия

Их предусматривает Закон "Об особо охраняемых природных территориях ". В пределах заповедника допускаются деятельность и мероприятия, направленные на:

  1. Обеспечение сохранения в естественном состоянии комплексов, восстановления и предотвращения изменения в них и их элементах под влиянием антропогенных факторов.
  2. Поддержание условий санитарной и противопожарной безопасности.
  3. Предупреждение факторов, способных вызвать бедствия, создающие угрозу жизни населения и местности, где оно проживает.
  4. Выполнение экологического мониторинга.
  5. Реализацию научно-исследовательских задач.
  6. Исполнение контрольно-надзорных функций.

Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Положением. Запрещена любая деятельность, не согласующаяся с задачами заповедника, противоречащая установленным правилам. Не допускается интродукция (переселение) живых организмов для акклиматизации.

Зоны

Особо охраняемая природная территория заповедника, в отличие от национального парка, имеет достаточно ограниченное рекреационное использование. Преимущественно, она служит в просветительских целях. Это положение отражается в функциональном зонировании заповедников. В частности, в их границах выделяют 4 территории:

  1. Заповедного режима. В них представители флоры и фауны развиваются без участия человека.
  2. Научного мониторинга. В этой зоне исследователи осуществляют наблюдения за развитием и состоянием природных объектов.
  3. Экологического просвещения. В этой зоне, как правило, размещают музей. Здесь прокладывают регламентированные тропы, по которым ведут туристические группы для ознакомления с особенностями комплекса.
  4. Хозяйственно-административная зона.

Национальный парк

Эта особо охраняемая природная территория обладает исторической, культурной, экологической, эстетической ценностью. Национальный парк используется в просветительских, научных целях, а также для регулируемого туризма. Объекты, которые находятся в пределах территории, передаются в пользование в соответствии с действующими нормами. Историко-культурные комплексы, находящиеся под государственной защитой, передаются национальным паркам по согласованию с уполномоченными органами.

Нюансы

В пределах некоторых зон национального парка могут располагаться участки сторонних пользователей и собственников. Администрация охраняемых территорий обладает исключительным правом на приобретение земель за счет федеральных средств или иных источников, не запрещенных нормативными актами. Национальные парки являются государственной собственностью. Сооружения, здания, историко-культурные и прочие комплексы передаются администрации в оперативное управление. Конкретный парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Оно утверждается органом, к ведению которого относят территорию, по согласованию с уполномоченной структурой, действующей в сфере охраны природы.

Задачи национального парка

Наряду с природоохранной деятельностью, на территории создаются условия для регулируемого отдыха и туризма. В пределах национального парка устанавливаются специальные зоны:


Заказники

Эти особо охраняемые природные территории России представлены в большом количестве. Заказники действуют почти во всех регионах страны. Отнесение территории к данной категории осуществляется с изъятием участков у пользователей, собственников, владельцев или без него. Заказники могут относиться к федеральному или региональному ведению. Эти территории имеют особое значение для восстановления или сохранения естественных комплексов либо их компонентов, а также для обеспечения экологического баланса. Заказники могут иметь различные цели. Ландшафтные предназначены для восстановления и сохранения комплексов, биологические - для исчезающих и редких представителей фауны и флоры, палеонтологические - для ископаемых объектов, гидрологические - для водных экосистем, геологические - для элементов неживой среды.

Ботанические сады и дендрологические парки

Эти природоохранные учреждения выполняют различные функции. В их числе, в частности, создание коллекций видов растений для обогащения флоры и сохранения ее разнообразия. В ботанических садах и дендрологических парках ведется просветительская, научная и учебная деятельность. Территории, на которых располагаются эти учреждения, предназначены для реализации их прямых задач. Участки передаются в постоянное пользование паркам, образовательным или научно-исследовательским организациям, находящимся в их ведении. Эти учреждения осуществляют введение растений в естественную среду, изучают их экологию в стационарных условиях. Парки и сады разрабатывают научную основу для декоративного садоводства, озеленения, ландшафтной архитектуры, приемы и методы селекции и так далее. Эти учреждения могут относиться к федеральному или региональному ведению. Их создание находится в ведении исполнительных структур власти.

Памятники природы

Эти комплексы считаются самыми распространенными в стране. Памятники природы представляют собой невосполнимые, уникальные, ценные в научном, экологическом, эстетическом и культурном отношении объекты. Они могут быть искусственного или естественного происхождения. В качестве памятников природы могут объявляться участки водного пространства и суши, одиночные элементы. К последним, в числе прочего, относят:

  1. Зоны живописной местности.
  2. Эталонные территории нетронутой природы.
  3. Участки, на которых преобладает культурный ландшафт. Ими, например, являются аллеи, старинные парки, древние копи, каналы и пр.
  4. Места обитания и произрастания реликтовых, ценных, редких, малочисленных и исчезающих животных и растений.
  5. Лесные массивы и их отдельные участки, представляющие ценность по своим характеристикам. Например, на них могут произрастать растения с уникальным породным составом, генетическими качествами, продуктивностью и пр.
  6. Образцы достижений лесохозяйственной практики и науки.
  7. Комплексы, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима.
  8. Уникальные рельефные формы, ландшафты, связанные с ними. К ним, например, относят горы, ущелья, группы скал и пещер, каньоны, моренно-валунные гряды, ледниковые цирки, барханы и дюны, гидролакколиты, гигантские наледи и пр.
  9. Геологические обнажения, обладающие уникальными свойствами и имеющие научную ценность. В их числе, в частности, стратотипы, опорные разрезы, выходы редких пород, ископаемых, минералов.
  10. Геолого-географические полигоны, классические участки, на которых присутствуют особо выразительные следы сейсмических явлений, обнажения складчатых и разрывных нарушений залегания пород.
  11. Участки, на которых располагаются особо ценные либо редкие палеонтологические объекты.
  12. Гидроминеральные естественные комплексы, минеральные и термальные источники, месторождения грязей.
  13. Участки озер, рек, водно-болотных комплексов, морских акваторий, пруды, небольшие речные потоки с поймами.
  14. Береговые объекты. К ним относят косы, острова и полуострова, перешейки, бухты, лагуны.
  15. Отдельные объекты неживой и живой природы. К этой категории относят места гнездования пернатых, растения, имеющие причудливые формы, деревья-долгожители, а также обладающие историко-мемориальной ценностью и пр.

Природные памятники могут обладать региональным, федеральным или местным значением в зависимости от их природоохранной, культурной, эстетической и другой ценности.

Природа, как живая, так и неживая - это огромная ценность на нашей планете. Мы находимся в прекрасных условиях для жизни. Если взглянуть на ближайшие к нам планеты, то большая разница внешнего вида Земли и остальных планет впечатляет. Огромный объем чистой пресной и соленой воды океанов, живительная атмосфера, плодородные почвы. Богатство растительного мира, которое окружает почти всю нашу планету, а также животное разнообразие удивляют: невозможно изучить за жизнь человека все виды живых существ.

Однако именно такое разнообразие и такие условия среды необходимы для гармоничного состояния всей планеты, для баланса веществ на ней.

Гармония природы

Люди своей деятельностью преобразуют природу больше, чем любой другой вид организмов. Более того, остальные организмы так слились с природной средой, что даже помогают сохранить исходный баланс на планете. Например, лев, охотящийся на антилопу, скорее всего, поймает самую слабую особь, поддержав таким образом выживаемость популяции травоядных животных. Земляной червь, проделывая в почве многочисленные отверстия, не портит плодородный поверхностный слой. Он рыхлит землю, так что воздух только лучше будет достигать корней растений.

Хозяйственная деятельность человека разумного

Человек обладает развитым мозгом. Развитие хозяйственной деятельности человека идет более быстрыми темпами, чем эволюционные процессы природы. Она не успевает приспособиться к переменам, вызванным людьми.

Много лет назад население Австралии пасло скот на маленьком материке слишком интенсивно. По этой гипотезе многочисленные пустыни континента образовались именно по причине деятельности человека.

Издревле интенсивно вырубались деревья под строительство домов. В наше время леса сокращаются так же быстро: мы все еще пользуемся древесиной в различных целях.

Население планеты огромно и, по прогнозам ученых, будет расти еще большими темпами. Если люди заселят или будут использовать в хозяйстве всю площадь планеты, то природа, конечно, не выдержит такой нагрузки.

История охраняемых природных территорий

Уже в древние времена люди сохраняли нетронутыми определенные участки территории, на которой обитали. Вера людей в богов заставляла трепетать перед священными местами. Не требовалась даже охрана таких участков, сам народ бережно относился к этим священным территориям, веря во что-то таинственное.

В эпоху феодализма на первое место по неприкосновенности вышли земли знати. Владения охранялись. На таких территориях запрещалась охота или даже под запретом было простое посещение чужих участков леса или иного биотопа.

В девятнадцатом столетии промышленная революция заставила серьезно задуматься о сохранении природных богатств для будущих поколений. В Европе создаются ООПТ. Первыми из особо охраняемых природных территорий стали памятники природы. Сохраняли древние буковые леса и некоторые достопримечательности, такие как необычные объекты геологии.

В России первые заповедные территории организовали в конце 19 века. Они еще не были государственными.

Что такое ООПТ

Это площади земли или воды, на которых частично или совсем под запретом хозяйственная деятельность людей. Как расшифровывается аббревиатура? Как "особо охраняемые природные территории".

Типы ООПТ согласно МСОП

В наше время на планете около 105 000 особо охраняемых природных территорий. Для такого количества объектов необходима классификация. Международный союз охраны природы выделил следующие виды ООПТ:

  1. Строгий природный резерват. Охрана такой территории особо строгая, под запретом находится вся хозяйственная деятельность. Посещение только по документу, разрешающему нахождение на участке. Природа данной территории наиболее целостная.
  2. Национальный парк. Подразделяется на участки со строгой охраной и участки, где проложены туристические маршруты.
  3. Памятник природы. Охраняется необычный известный природный объект.
  4. Управляемый природный резерват. Государство заботится о сохранении видов живых организмов и биотопов для их обитания. Человек внедряет деятельность по помощи в достаточно быстром размножении и поддержании потомства.
  5. Охраняемые морские и территориальные ландшафты. Сохраняются объекты рекреации.
  6. Охраняемые территории с наблюдением за потреблением ресурсов. Возможно использование природных ресурсов, если деятельность не несет серьезных изменений на участке.

Типы ООПТ согласно закону РФ

В Российской Федерации используется более простая классификация. Виды ООПТ России:

  1. Государственный природный заповедник. Держится самый строгий охранный режим. Посещение только с целью работы по сохранению экосистем или обучения на территории.
  2. Национальный парк. Подразделяется на экологические зоны по возможности пользования природными ресурсами. На отдельных участках развит экологический туризм. Есть зоны для работы персонала национального парка. Могут быть участки для отдыха населения, а также для ночлега посетителей, проходящих туристический маршрут.
  3. Природный парк. Создается для сбережения экосистем в условиях массового отдыха населения. Разрабатываются новые методы охраны природы.
  4. Государственный природный заказник. Ресурсы природы не только сохраняются, но и восстанавливаются. В заказнике ведется активная деятельность по восстановлению былого природного богатства местности. Возможен экологический туризм.
  5. Памятник природы. Значимый естественный или искусственный природный комплекс. Уникальное образование.
  6. Дендрологические парки и ботанические сады. На территориях создают коллекции видов растений с целью сохранения видового разнообразия планеты и пополнения утраченными видами участков земли.

Остров Врангеля

К Всемирному наследию ЮНЕСКО относятся 8 объектов, которые расположены на территории Российской Федерации. Один из таких ООПТ - это заповедник «Остров Врангеля».

Расположен ООПТ в Чукотском автономном округе. Это наиболее северная из всех охраняемых природных территорий России. Заповедная территория - это два острова (Врангеля и Геральд) и прилегающая акватория. Площадь ООПТ - более двух миллионов гектаров.

Заповедник был организован в 1976 году для сохранения типичного и уникального растительного и животного мира. Природа, в связи с расположением островов удаленно от материка и из-за сурового климата, сохранена в почти нетронутом виде. Приезжают на объект ученые с целью изучения местных экосистем. Благодаря созданию заповедника находятся под охраной такие редкие животные, как белый медведь, морж. Огромное количество эндемичных видов обитает на данной площади.

На островах проживает местное население. Оно имеет право использовать природные ресурсы, но в строго ограниченном объеме.

Озеро Байкал

Самое ценное озеро в мире также относится к объектам Всемирного природного наследия. Система данных ООПТ - это самый большой резервуар запаса чистой пресной воды.

Огромное число эндемичных видов удивляет ученых. Более половины обитающих на объекте животных и произрастающих здесь растений встречаются только на озере Байкал. Всего эндемиков около тысячи видов. Из них 27 видов рыб. Хорошо известны байкальский омуль и голомянка. Все нематоды, обитающие в озере, являются эндемиками. Очищает воду в Байкале рачок эпишура, который также обитает только в этом озере.

Он составляет 80% биомассы планктона животного происхождения.

В список Всемирного природного наследия Байкал внесен в 1996 году. Сам Байкальский заповедник основан еще в 1969 году.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» - это 8 ООПТ, находящихся непосредственно у знаменитого озера. Многие ученые уверены, что Байкал с каждым годом расширяется, увеличивая акваторию из-за дрейфа литосферных плит.

Кроноцкий заповедник

Еще одним примером ООПТ является Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки».

Более того, данная ООПТ - это биосферный заповедник. Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» выделяет почти нетронутые деятельностью человека ООПТ по всему миру. Государство обязано сохранять саморегулирующуюся природную систему, если объект располагается на его территории.

Кроноцкий заповедник - один из самых ранних в России. В 1882 году на данной территории располагался Соболиный заповедник. Кроноцкий государственный заповедник был создан в 1934 году. Кроме территории с многочисленными вулканами, горячими источниками и гейзерами, Кроноцкий заповедник включает в себя значительную площадь акватории.

В настоящее время активно развивается туризм в Кроноцком заповеднике. Не во все времена разрешалось его посещение.

Заповедник «Кедровая Падь»

Еще одним примером ООПТ России является заповедник «Кедровая Падь». Это первый заповедник Дальнего Востока. Он же один из старейших в России. Здесь обитает дальневосточный леопард - редкий подвид леопардов, снижавший численность в прошлом. Сейчас находится в Красной книге РФ, имеет статус «под угрозой исчезновения».

Сам заповедник создавался для сохранения и исследования лиановых хвойно-широколиственных лесов. Массивы не нарушены антропогенным воздействием. Здесь много видов-эндемиков.

Национальный парк "Лосиный Остров"

Один из самых первых В России. Основан в 1983 году на территории Москвы и Московской области.

Включает 5 зон: заповедную (доступ закрыт), особо охраняемую (посещение при наличии разрешения), охраны памятников истории и культуры (разрешено посещение), рекреационную (занимает больше половины площади, свободное посещение) и хозяйственную (обеспечивает работу парка).

Законодательство РФ

Федеральный закон об ООПТ (1995 г.) говорит, что ООПТ должны иметь федеральное, региональное или местное значение. Заповедники и национальные парки всегда имеют именно федеральное значение.

У любого заповедника, национального парка, природного парка и памятника природы обязательно должна иметься охранная зона. Она дополнительно защищает объект от разрушительного антропогенного влияния. Границы ООПТ, так же как и границы охранной зоны, определяет законодательство РФ.

Территорию охранной зоны может посетить любой желающий. Однако она также находится под охраной.

Земли ООПТ являются общенациональным достоянием. На объектах федерального значения запрещается строить дома, дороги, возделывать землю.

Для создания ООПТ государственная власть резервирует новые земли. Далее такие земли объявляются ООПТ. В таком случае закон запрещает впредь возделывать землю на данной территории.

ООПТ - это важная составляющая нашей планеты. Такие территории сохраняют бесценные богатства для последующих поколений. Поддерживается баланс биосферы, защищается генофонд живых организмов. Сохраняется и неживая природа таких территорий: ценные водные ресурсы, геологические образования.

Особо охраняемые природные территории имеют не только природоохранное значение, но и научное, а также эколого-просветительское. Именно на таких объектах организован наиболее познавательный туризм для ценителей природы.

Население планеты растет все более быстрыми темпами. Человечеству необходимо активнее думать о поддержании природы, более ответственно подойти к сохранению природных богатств. Об этом должен задуматься каждый человек и внести свой вклад в поддержание здоровья планеты.

Особо охраняемые природные территории своими руками:
как добиться охранного статуса
для ценных природных участков и объектов

Защищать свое право на благоприятную окружающую среду можно не только обороняясь от разрушительных бизнес-проектов, но и работая «на упреждение» - добиваясь, например, придания охранного статуса для природных объектов или даже целых территорий, которые представляют собой ценные экосистемы и ландшафты и значимы для местных сообществ (например, это могут быть уникальные природные объекты, ставшие «визитной карточкой» той или иной местности и т.д.).
Попробуем разобраться, как инициировать создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), с чего начать, куда и к кому обращаться и что в итоге должно появиться на выходе.

ЧТО ТАКОЕ ООПТ?

Между обывательскими представлениями об особо охраняемых природных территориях и положениями закона есть существенные расхождения. Например, далеко не всегда популярные природные уголки, обладающие высокими эстетическими качествами или привлекательные с точки зрения рекреации имеют статус особо охраняемых территорий, а с другой стороны - далеко не все ООПТ обладают привлекательными с точки зрения обывателя качествами. Попадать под охрану могут, например, «неэстетичные» болота или степные участки, которые неспециалистам могут показаться не стоящими какой-либо охраны.

Итак, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значени е , которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

Законом установлено шесть категорий ООПТ:

  • Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
  • Национальные парки
  • Природные парки
  • Государственные природные заказники
  • Памятники природы
  • Дендрологические парки и ботанические сады

Заповедники и национальные парки – территории, которые могут быть только федерального значения , а природные парки, напротив, могут быть только регионального значения . Что касается остальных категорий, то они могут быть как федерального, так и регионального значения. Кроме того, закон допускает, что органы местного самоуправления тоже могут создавать в своих муниципалитетах особо охраняемые природные территории (в этом случае они считаются ООПТ местного значения). Но для этого законом субъекта РФ должны быть установлены категории местных ООПТ.
Важно отметить, что региональные власти своим законом вправе устанавливать и иные категории ООПТ. Например, в Московской области есть семь категорий «своих» ООПТ - например, природные микрозаповедники и особо охраняемые водные объекты. То же самое и в Краснодарском крае, где, например, местные власти установили такую категорию, как «природная достопримечательность» - специально для охраны важных для развития туризма природных объектов и участков, обладающих высокими эстетическими качествами.

Система управления ООПТ в общих чертах представлена на схеме и выглядит следующим образом. За охраняемее территории федерального значения отвечает Минприроды России, за территории регионального уровня отвечают соответствующие подразделения администраций регионов (министерства, департаменты, управления). Территориями местного значения управляют администрации муниципальных образований.

Теперь посмотрим на отличия ООПТ разных категорий друг от друга.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Задачи заповедников:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
- Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы
- Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
- Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды
- Экологическое просвещение и развитие познавательного туризма

Национальные парки являются природоохранными, эколого- просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Особенностью нацпарков и их главным отличием от заповедников является наличие зонирования территории. В составе национального парка могут выделять следующие зоны (участки с разным режимом охраны):
- заповедная зона (где действует режим, близкий к режиму заповедников)
- особо охраняемая зона (допускаются экскурсии и познавательный туризм)
- рекреационная зона (предназначенная для экологического и познавательного туризма)
- зона охраны объектов культурного наследия
- зона хозяйственного назначения
- зона традиционного экстенсивного природопользования.

В задачи национальных парков входят: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Природные парки - «младшие братья» национальных. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения (только), в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Заказники могут быть следующих видов:

Комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
- геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем, утверждаемым соответствующим госорганом.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
К примеру, если заказник создан для охраны какого-то вида животных, то может быть ограничена охота на этот вид, ухудшение условий обитания – рубки леса, нарушение почвенного покрова и т.п.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Как правило, это сравнительно небольшие по площади объекты или участки природных территорий (например, отдельно стоящий скальный останец, ущелье, дерево-старожил, уникальный участок леса (например, представленные нетипичными для того или иного региона видами) и так далее. Но памятниками природы также могут быть достаточно большие по площади территории (например, это может быть целый горный хребет или долина реки).
На территориях, на которых образованы памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны соблюдать режим особой охраны памятников природы. Классический пример: если участок гослефонда, на котором есть памятники природы, берет в аренду лесозаготовительная фирма, то она будет обязана соблюдать все те ограничения (включая запрет на добычу древесины), которые прописаны в паспортах памятников природы.

ООПТ местного значения

Что касается ООПТ местного значения , то органы местного самоуправления могут создавать их только на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» №33 ФЗ от 14.03.1995).

Какие документы следует изучить, инициируя создание ООПТ?

Вы обнаружили, что в окрестностях вашего района имеется, скажем, какой-нибудь интересный геологический объект, который не имеет защитного статуса и может, например, со временем быть пущен под размещение карьера по добыче инертных материалов.
Первое, на что стоит взглянуть, – это на Схему размещения и развития ООПТ или схему территориального планирования вашего региона (как правило, это карта с нанесенными на нее ООПТ, а также перечень существующих и планируемых к созданию охраняемых территорий). Искать такую схему можно на сайтах региональных управлений архитектуры и градостроительства, органов ответственных за управление ООПТ, либо же можно направить запрос в соответствующий орган власти о предоставлении такой схемы в печатном виде.
Также все они опубликованы на сайте fgis.economy.gov.ru .
Если по результатам изучения схемы обнаруживается, что интересующий вас природный объект (территория) уже значится там, то это уже половина дела: в этом случае остается лишь сподвигнуть местных чиновников начать процесс создания ООПТ: по крайней мере, можно вынудить их обозначить конкретный сроки.

Резервирование земель - способ защитить ценные территории до придания статуса ООПТ.

Более того, можно требовать зарезервировать земельный участок под будущую ООПТ, воспользовавшись нормами земельного законодательства:
- статьей 70.1 Земельного кодекса РФ , которая гласит, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, при создании особо охраняемых природных территорий;
- статьей 95 Земельного кодекса РФ , согласно которой «в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, и об ограничении на них хозяйственной деятельности».
При этом, надо помнить, что для создания ООПТ можно резервировать только государственные или муниципальные земли, не предоставленные в собственность или аренду.

Экспертная поддержка и работа с местными властями

В том случае, если территория, где вы хотели бы создать ООПТ, не значится в Схеме, первый шаг, который нужно сделать – инициировать ее включение туда. Дело в том, что Схемы размещения и развития ООПТ (Схемы территориального планирования) периодически обновляются (обычно раз в три-четыре года или чаще) - пополняется перечень уже созданных ООПТ, а также в нее включаются территории, в отношении которых поступили предложения о придании им охранного статуса*.

*Формально, для создания ООПТ предварительное включение ее в Схему территориального планирования необязательно. Однако, в большинстве регионов власти требуют это делать.

В этом случае обращение необходимо направлять в орган власти, уполномоченный инициировать внесение изменений в Схему (например, региональное Минприроды). На этом этапе очень важно заручиться экспертной поддержкой – поискать вузы, профильные НИИ или ученых (в конце концов, можно даже обратиться в местный краеведческий музей), которые готовы написать экспертное заключение о том, что рассматриваемая природная территория обладает уникальными экологическими характеристиками, представляет собой редкий ландшафт или экосистему или же является, например, местом обитания видов, занесенных в Красную книгу.
Очень полезно сослаться как на федеральный закон об ООПТ, так и на соответствующее региональное законодательство, где дается определение особо охраняемых природных территории и перечисляются их признаки и характеристики – можно указать, что рассматриваемая территория соответствует всем или части этих критериев.
Чем полнее и убедительнее будут ваши доводы, тем выше шансы на то, что предложения будут восприняты. Выступая с инициативой о создании ООПТ, желательно сразу определить наиболее подходящую категорию (см. выше), которая максимально соответствует целям сохранения территории.
Впрочем, даже если ваши усилия увенчаются успехом и потенциальная охраняемая территория найдет отражение в Схеме размещения и развития ООПТ (Схеме территориального планирования), вовсе не факт, что в ближайшие годы власти инициируют проектные работы. Здесь уже все зависит от вашей настойчивости, желания и умения вести нужную лоббистскую работу, используя подходящий для конкретного случая набор инструментов – от кабинетных переговоров до широкой публичной кампании с петициями, массовыми акциями, привлечением СМИ и так далее.
Поскольку власти любят пользоваться отговоркой о том, что на создание новых ООПТ в бюджете нет денег, то как вариант – можно попробовать найти частное финансирование на подготовку комплексного экологического обследования (КЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ. Так, например, солидные деньги на подготовку КЭО для создания ООПТ в России тратит Всемирный фонд дикой природы (WWF), есть также ряд российских фондов, финансирующих подобные проекты.
Можно также попробовать поискать поддержку среди местного бизнеса – не исключено, что в вашем регионе есть фирмы, готовые финансировать экологические инициативы для создания своего положительного имиджа.

Общая схема основных этапов создания ООПТ выглядит следующим образом:

  • Подготовка материалов комплексного экологического обследования (МКЭО) территории с целью придания ей статуса ООПТ (включая материалы оценки воздействия создания ООПТ на окружающую среду), подготовка проекта положения (паспорта).
  • Согласование с местной администрацией (муниципалитетом).
  • Проведение общественных обсуждений, организованных органами местного самоуправления.
  • Проведение государственной экологической экспертизы МКЭО.
  • Принятие решения ОМС (для местных ООПТ), направление материалов в Правительство субъекта РФ (для региональных).
  • Согласование с Минприроды России, принятие постановления губернатора.

Один из самых сложных этапов – попытаться убедить местные власти в том, что создаваемая ООПТ не навредит экономическому развитию муниципалитета и региона и попытаться найти с ними разумный компромисс. По возможности, лучше не вступать в открытую конфронтацию, ибо позиция местных властей часто играет решающую роль, когда обсуждается вопрос о создании ООПТ. Кроме того, местные органы власти отвечают и за организацию общественных слушаний по материалам КЭО: местным чиновникам ничего не стоит настроить местное население против создаваемой ООПТ и тем самым сильно усложнить и без того непростой процесс (в ответ на вашу публичную кампанию за создание ООПТ может возникнуть и кампания с противоположенными требованиями).
Опять же могут помочь авторитетные эксперты : можно подготовит и направить на имя муниципального главы развернутое письмо с разъяснениями и экономическими расчетами, если, например, чиновники безосновательно опасаются падения доходов местного бюджета.

Порядок проведения общественных обсуждений

Проведение общественных обсуждений материалов КЭО регламентировано Положением об оценке намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372). Так, пункт 4.3 . данного Положения гласит, что и информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

Пункт 4.8. Положения устанавливает, что информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Заказчик (в данном случае - КЭО) также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.
Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Пункт 4.10 Положения регламентирует, что представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Важно, однако, понимать, что создание особо охраняемой природной территории – это вовсе не панацея, и добившись желаемого результата нельзя умывать руки с чувством выполненного долга – чтобы ООПТ была реальной, а не «бумажной», нужно заниматься организацией общественного контроля за соблюдением ее режима, необходимо мониторить любые действия местных властей, направленных на изменение границ, режима или зонирования охраняемой территории. Важно также добиться постановки ООПТ на кадастровый учет – это устранит всякие разночтения относительно ее границ и конфигурации.

Автор инструкции - Дмитрий Шевченко, заместитель координатора «Экологической Вахты по Северному Кавказу» (инструкция подготовлена по материалам вебинара «ООПТ руками граждан», проведенного Михаилом Крейндлиным, руководителем программы по ООПТ Гринпис России).