Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления. Шкала VI - уравновешенность - отражает устойчивость к стрессу

Опросник «Установки на военную службу»

Опросник «Установки на военную службу» был разработан а кафедре психологии Военного университета Министерства обороны России (Москва) Д.Г. Давыдовым в 2004 году.

Опросник предназначен для диагностики социальных установок на военную службу и включает в себя две шкалы : отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Кроме того, имеется суммарная шкала, предназначенная для определения отношения к военной службе в целом (по призыву и по контракту).

Стимульный материал методики состоит из инструкции, 11 вопросов, на которые предусмотрены по пять вариантов ответа и одно задание, включающее парные сравнения.

Опросник может быть применен в отношении испытуемых владеющих русским языком на уровне разговорного и имеющих образование не менее 6 классов средней школы. Поскольку методика не имеет шкал защиты (социальной желательности) особое внимание следует обратить на создание доверительной обстановки проведения опроса .

Время на выполнения заданий опросника составляет 7-10 минут.

Требования к профессиональной психодиагностической подготовке лица, проводящего опрос, не предъявляются. Достаточным уровнем квалификации является наличие высшего образования в области гуманитарных наук (психология, педагогика, социология) и диагностической опыт (работа с опросниками установок).

Методика применяется в целях :

Определения личного отношения к службе в Вооруженных силах при индивидуальном консультировании;

Профориентации, профессионального отбора (для обучения в военных вузах, прохождения службы по контракту);

Массовых обследований учащихся старших классов и приписного контингента;


Область применения опросника – диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса в средних учебных заведениях, оценка призывного контингента в военкоматах (призывных пунктах) в период постановки на учет и призыве на военную службу, в воинских частях в период встречи и распределения военнослужащих, призванных на военную службу по призыву, оценка качества приписных и мобилизационных ресурсов в муниципальных образованиях и регионах России, оценка и коррекция информационной политики, стратегии и тактики рекламы военной службы, научные исследования.
Выделяются следующие сферы , где могут использоваться методика: образование, политика, оборона и государственная безопасность, наука.

Опросник конструировался с целью выявления отношения молодежи к военной службе в Вооруженных Силах России . Многозначное понятие «отношение» было конкретизировано как социальная установка. Социальная установка (аттитюд) обычно определяется как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении 1 . Оценка мнений, измерение аттитюдов и интересов получило широкое развитие в сфере консультирования по вопросам выбора профессии, изучения потребителя и общественного мнения, прогнозирования межгрупповых отношений. С точки зрения диагностики удобно воспользоваться пониманием аттитюда как склонности одобрительно или неодобрительно реагировать на определенный класс социальных стимулов 2 .

Структура опросника представляет собой 2 шкалы аттитюдов лайкертовского типа: отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Шкалы опросника дают суммарные показатели, указывающие направление и силу аттитюда конкретного человека в одномерном континууме 3 отношения к военной службе по призыву и по контракту. Каждая шкала представляет собой пункты - серии из вопроса и 5 ответов-утверждений, первое из которых является либо откровенно одобрительным, либо откровенно неодобрительным. Каждое последующее утверждение менее одобрительное (неодобрительное). Последнее утверждение относится к противоположному полюсу относительно первого. В общем виде утверждения представлены в виде следующих категорий: крайне положительное отношение – положительное – нейтральное (смешанное) – отрицательное – крайне отрицательное отношение. Утверждения сформулированы как суждения о различных аспектах отношения молодежи к военной службе. Часть утверждений связана с контрактной службой , часть со службой по призыву, некоторые вопросы отражают отношение к службе вообще. Отдельные вопросы сформулированы наподобие шкалы социальной дистанции Е. Богардуса 4 . С целью уменьшения влияния мотивационной желательности и других видов сознательных искажений, утверждения не соотносятся с непосредственным испытуемым , а требуют оценить либо отношение окружающих (друзей, родственников), либо молодежи «вообще». Это позволяет проецировать испытуемому свое истинное отношение к военной службе в ответах «за других людей».

Для подсчета показателей шкалы, вариантам ответов (утверждениям) приписываются условные баллы 5, 4, 3, 2 или 1 - от благоприятного до неблагоприятного. Суммирование этих условных баллов по пунктам шкалы дает показатель установки человека на военную службу по призыву или контракту, который следует интерпретировать исходя из эмпирически установленных норм. Кроме того, имеется возможность подсчета суммы баллов по всем утверждениям, составляющим опросник. Такая шкала получила наименование суммарной шкалы отношения к военной службе.

При конструировании пунктов опросника применялась технология, сходная с процедурой разработки шкалы Л. Терстоуна 5 . Группе экспертов индивидуально предъявлялось по пять утверждений каждого пункта, расположенных в случайном порядке . Задачей экспертов было распределить (проранжировать) эти утверждения по порядку уменьшения благосклонности. Подсчет медианы каждого утверждения в каждом конкретном пункте позволил определить и отсеять нестабильные утверждения, а для оставшихся определить порядок их следования в каждом пункте шкалы.

Отдельным заданием опросника является сравнение испытуемым ряда профессий с профессией военнослужащего, по критерию наибольшего интереса для молодых людей. Профессии представлены попарно: одна «гражданская» и одна – военнослужащий-контрактник. За каждый выбор испытуемым профессии военнослужащего-контрактника начисляется 0,5 условных балла.


Инструкция для испытуемого

Вам предлагаются несколько вопросов. Внимательно прочитайте все мнения, высказанные по поводу каждого вопроса, и выберете тот вариант, с которым Вы согласны . Если ни один из вариантов не устраивает вас в полной мере или если подходящими кажутся два варианта одновременно, то отметьте тот, который подходит более других. Здесь нет правильных или неправильных ответов, просто каждый дожжет высказать свое мнение. Отвечая, поставьте в соответствующем квадрате любую отметку. Пожалуйста, не пропускайте вопросы.
Пилотажное исследование на выборке 60 человек позволило уточнить формулировки инструкции и заданий, исключить варианты ответов, обладающие низкой дискриминативностю (способностью дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата). В окончательный вариант методики вошли 11 заданий на выбор наиболее подходящего варианта ответа и 1 задание на сравнение 10 пар профессий. Теоретический размах по шкале установок к военной службе по призыву составляет 7-35 баллов, по шкале установок на военную службу по контракту - 6-35 баллов, по суммарной шкале отношения к военной службе составляет 11-60 баллов.

Обработка результатов при использовании компьютеризированной версии теста (на базе табличного редактора EXCEL) производится автоматически. Результат выдается в виде диагностического заключения , содержащего сведения о выраженности у обследуемого установки на военную службу по контракту или по призыву.

Обработка результатов конкретного испытуемого при использовании варианта «тест-бумага» заключается в соотнесении его ответов на бланке с ключом. При этом, первый вариант ответа по прямому вопросу имеет оценку в 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3 балла, четвертый – 2 балла, пятый – 1 балл. Оценки обратных вопросов осуществляются наоборот : первый вариант ответа имеет оценку в 1 балл, а последний, пятый в 5 баллов. По заданию №12 каждый выбор военнослужащего-контрактника оценивается в 0,5 балла, полученная по заданию сумма округляется до целого в большую сторону.

Показателем по каждой шкале является сумма баллов по прямым и обратным вопросам.


Ключ для обработки результатов

С помощью данного опросника осуществлено обследование 410 испытуемых обоего пола, в возрасте 16-25 лет. Исследование проводилось в семи регионах России (Москва, Московская область, Ленинградская область, Псковская область, Пензенская область, Новосибирская область). Значимых различий между регионами в уровне и дисперсии значений и по шкалам опросника не выявлено. Это позволяет экстраполировать получаемые нормативные значения на все территорию России.

Анализ первичных статистик показал, что данные распределены нормально (наибольшее значение асимметрии составило -0,375, эксцесса -0,202). Эмпирический размах составил для шкалы установок на службу по призыву – 23, для шкалы установок на военную службу по контракту – 20, для установок на военную службу в целом – 34 (см.таблицу 1). Последующие исследования подтвердили дискриминативность методики и ее конвергентную валидность .
Таблица 1.

Первичные статистики обследования (n=410)


Параметры распределения





Установки на военную службу в целом

Среднее

23,1

23,98

40,7

Мода

23

25

40

Медиана

23

24

41

Станд.откл

4,100141

3,796016

5,834781

Ассиметр

-0,31834

-0,2561

-0,37549

Эксцесс

0,071512

-0,20226

0,049057

Миним

9

13

21

Максим

32

33

55

На основе полученных данных была проведена стандартизация методики. Для удобства использования «сырые» баллы могут быть преобразованы в стандартные баллы десятибальной шкалы (стены). В соответствии с этой шкалой, среднее квадратическое отклонение равняется 2 стандартным баллам, а среднему по выборке значению выраженности конкретной установки соответствует показатель в 5 или 6 стандартных балла. Значение менее 4 стенов считаются низкими, а более 7 стенов - высокими. Нормы, выраженные в стенах, рассчитанные для мужчин и женщин в возрасте 16-25 лет имеющих неполное среднее, среднее или неоконченное высшее образование приведены в таблице 2.

Конверсионная таблица


Значение в «сырых» баллах

Установки на службу по призыву

Установки на службу по контракту

Установки на военную службу

низкие

1

менее 18

менее 18

менее 31

2

18

18-19

31-33

3

19-20

20-21

34-36

средние

4

21-22

22

37-39

5

23

23

40

6

24

24

41-42

7

25-26

25-26

43-44

высокие

8

27-28

27-28

45-47

9

29-30

29-30

48-50

10

более 30

более 30

более 50

Обследуемые, показавшие высокие значения характеризуются желанием поступить на военную службу, доброжелательным отношением к военнослужащим. Обследуемые, получившие низкие значения по диагностическим шкалам высказывают резкие суждения о нежелании и ненужности военной службы, проявляют конкретные действия по уклонению от военной службы или поддерживают тех, кто уклоняется от нее. В случае призыва таких граждан на военную службу следует прогнозировать их низкую дисциплинированность, стремление найти поводы для досрочного увольнения или попытки самовольного оставления части.

Инструкция по вводу данных
1. Открыть файл «Форма_ввода.xls»

2. Перейти на вкладку (рабочий лист) «Ввод».

По строкам располагаются обследуемые. Столбцы соответствуют вариантам выбора испытуемого.

3. При необходимости индивидуальные данные обследуемого занесите в поле «ФИО».

Каждый из вопросов №№1-11 предполагает выбор одного из пяти вариантов . Выбор варианта кодируется «1» в соответствующем столбце. Остальные четыре варианта ответа на вопрос остаются пустыми.

Вопрос №12 предусматривает ввод в соответствующий столбец значения «1» в случае выбора обследуемым в данном пункте варианта «военнослужащий- контрактник». В противном случае, поле остается пустым.


4. Перейдите на вкладку (лист) «Результат».

В соответствующей строке вы увидите результаты конкретного испытуемого по трем шкалам методики. Обратите внимание, что на этом листе часть столбцов является скрытыми, содержат формулы для вычислений и изменять их не следует.


Более подробно результаты использования Опросника «Установок на военную службу» представлены в диссертации:

Давыдов Д.Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных сил России в молодежной среде : Дис… канд. психол. наук. –М., 2005.
По всем вопросам, связанным с применением опросника «Установки на военную службу», просьба обращаться по адресу: [email protected]

1 См.: Майерс Д. Социальная психология. –СПб., 2000. С. 154.

2 См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. –СПб., 2003. С. 442.

3 См.: Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –СПб., 2000. С. 227.

4 См.: Бабич Н.С. Батыков И.В. Измерение социальной дистанции // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. –Краснодар, 2004. С. 66.

5 См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. описание, объяснение, понимание социологической реальности. –М., 2003.

Мужской вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 97 (нет).

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 66 (нет), 80 (да), 86 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 61 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведе-нию: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).

Женский вариант

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (да),10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).

8. Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).

Примечание: пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал .

Литература

  1. Дмитриев М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
  2. Змановская Е. В. Психология девиантного поведения (структурно-динамический подход) / Е. В. Змановская. - СПб., 2005.
  3. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2005.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Феномен наркотической зависимости в психологии

Цель: Определить выраженность предполагаемого аддиктивного риска у подростков и молодежи.

Основные понятия: психологическая диагностика аддиктивного поведения, аддиктивная склонность, группа риска, факторы риска.

2.1. Опросник «Аддиктивная склонность» (по В. В. Юсупову)

Опросник «Аддиктивная склонность»позволяет быстро и с большей степенью вероятности определять отношение обследуемого к употреблению наркотиков, алкоголя и других ПАВ .

Инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «да», если нет - знак «нет».

Опросник

  1. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
  2. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
  3. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение.
  4. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  5. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  6. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
  7. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  8. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  9. Бывали случаи, когда мои родители или другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  10. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
  11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  12. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  13. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  14. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  15. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  16. Вредное воздействие алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  17. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  18. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  19. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные, необычные звуки и др.
  20. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
  21. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
  22. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
  23. Часто я испытывал чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
  24. Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
  25. Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
  26. В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден был принимать успокаивающие препараты.
  27. Я пытался избавиться от некоторых пагубных привычек.
  28. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
  29. Мои родители и родственники выказывали опасения в связи с моими выпивками.
  30. У меня были неприятности во время учебы (на работе) в связи с употреблением алкоголя.

Ключ к методике «Аддиктивная склонность»

При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл. По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами. Если результаты по шкале больше на 1М тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1М - маловыраженным. Кроме того, суммируются значения по всем шкалам и оценивается итоговая сумма баллов.

Шкала «Аддиктивная предрасположенность» - 1, 2, 3, 7, 15, 17, 25, 26.

Шкала «Аддиктивная склонность» - 4, 5, 6, 10, 14, 16, 18, 19, 22.

Шкала «Аддиктивное поведение» - 9, 11, 12, 20,24, 27, 29.

Шкала «Аддиктивное расстройство» - 8, 13, 21, 23, 28, 30.

Тестовые нормы:

– Шкала «Аддиктивная предрасположенность» определяет наследственную отягощенность.

– Шкала «Аддиктивная склонность» определяет отношение к дисгармоничной семье и сверстникам с девиантным поведением (микросоциальный риск).

– Шкала «Аддиктивное поведение» диагностирует злоупотребление и поисковую активность в отношении ПАВ.

– Шкала «Аддиктивное расстройство» направлена на описание клинических критериев сформированной зависимости.

Результаты всех шкал суммируются и выделяются в итоговую шкалу. Это позволяет интерпретировать результаты следующим образом:

до 13 баллов - аддиктивный риск не выражен;

от 14 до 16 баллов - умеренно выраженный аддиктивный риск;

от 17 баллов и более - выраженные признаки аддиктивной склонности.

Экспресс-опросник предназначен для выявления лиц, склонных к аддитивному поведению, и прогнозирования развития аддиктивного поведения.

Регистрационный бланк к методике «Аддиктивная склонность»

Ф. И. О. : Дата:

Методика оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении (Г. В. Латышев).

Методика применяется для исследования наиболее действенных факторов риска употребления наркотических веществ (Приложение 4). Опросник ориентирован на школьников 7–11 классов . Исследование носит анонимный характер. Исследуемые отмечают только свой пол и возраст. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого учащегося. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

Для обработки результатов методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении выделяют следующие факторы риска и защиты :

– Семейные:

Отношения с родителями (вопросы 36, 74, 75, 76, 77, 78, 79)

Смена места жительства (вопросы 60, 65)

Система контроля в семье (вопросы 67, 70, 71, 72, 73)

Конфликтность в семье (вопрос 69).

– Индивидуальные:

Успешность (вопросы 10, 15)

Отношение к употреблению психоактивных веществ (вопросы 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46)

Отношение к насилию (вопросы 26, 27, 37)

Протестные реакции (вопрос 28)

Наличие позитивных жизненных ориентиров (вопросы 32, 33, 40, 41, 42)

Опыт употребления психоактивных веществ (вопросы 47, 48)

Наличие кризисных ситуаций (вопрос 66)

Лозунг жизни (вопрос 82).

– Взаимоотношения со сверстниками:

Влияние среды. Ассоциирование с асоциальным поведением (вопросы 20, 21, 22, 23, 24, 25, 35)

Социально-психологический климат микросреды (вопросы 63, 81).

– Общественные (социальные):

Участие в общественной деятельности (вопрос 29)

Отношение к религии (вопрос 39)

Доступность психоактивных веществ (вопросы 49, 50, 51)

Социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ (вопросы 52, 53, 54, 68)

Связь с микросоциумом (вопросы 55, 56, 57, 58, 59, 61)

– Школьные:

Успеваемость (вопросы 6, 16)

Посещаемость (вопрос 7)

Участие в школьном самоуправлении (вопросы 8, 9, 17, 18)

Организация школьного досуга (вопрос 11)

Отношения с учителями (вопросы 12, 80)

Социально-психологический климат (вопрос 13)

Интерес к учебе (вопрос 19)

Смена школы (вопрос 62, 64)

Связь семьи и школы (вопрос 14).

Подсчитывается общий уровень риска . Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск - 4 балла, средний риск - 3 балла, низкий риск - 2 балла, риска нет - 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.

Высокий риск - 249–308 баллов

Средний риск - 191–248 баллов

Низкий риск - 120–190 баллов

Риска нет - от 77–118 баллов

Оценка риска по факторам представлена в таблице


Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения и определения профессиональной направленности поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования. Опросник состоит из 4-х блоков: профессиональная напра&тенность, склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
Опросник может быть исґіользован и для общеобразовательной школы, только в этом случае вопросы, касающиеся профессио-нальной направленности, опускаются и анализируются показатели только по трем блокам: «аддиктивное поведение», «делинквентное поведение» и «суицидальный риск». Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.
Опросник содержит 60 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так».
Инструкция
Сейчас вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку - к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.
Текст опросника «ДАП-ІІ» (для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования)

«За компанию* с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Главная причина моего поступления в лицей - мне просто некуда больше пойти. v

Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - производственное обучение.

Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стрсмился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Мне не нравится моя специальность.
Я не собираюсь работать по профессии после окончания лицея.
Я часто испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.

Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб*.

Я не осуждаю людей, которые учатся только ради «корочек», а потом пойдут на более удобную и «чистую» работу.

Я бы остался в школе и получил более престижное образование, но у меня нет такой возможности.


Я не собираюсь работать по специальности.
Вряд ли я захочу всю жизнь работать по выбранной специальности.


Во время обучения профессии я не собираюсь слишком «напрягаться», мне достаточно самых основных навыков и умений.

Я всегда хотел продолжить семейную династию и выбрать именно эту профессию.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т. д.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс*.

Я совершенно не приспособлен к будущей профессии.
Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.

" Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Текст опросника «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений)
Я хорошо понял инструкцию к данной методике.
Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
«За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
Я бываю излишне груб(а) с окружающими.
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.
Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - про-изводственное обучение.
Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.
Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
Бывало, что по уграм у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
В состоянии агрессии я способен(а) на многое.
Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
Часто я испытыв&т чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение алииеттак много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».
Я всегда раз в неделю выпиваю.
Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.
Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.
Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал^) успокоительные средства.
Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто ухо- " дили излома, бродяжничали и т. д.
Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) ал-коголем.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Я не осуждаю друзей, которые курят «травку*.
Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.
Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Обработка результатов
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей*, а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:
- Нет, это совсем не так
- Пожалуй, так
- Верно
- Совершенно верно
В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).
Таблица 10
Стены к методике «ДАЛ-П» Наименование
шкал
методики Низкие СТЕНЫ Высокие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Шкала профес-сиональной направленности 23и > 19-22 16-18 15-13 12-11 10-9 8-7 6-5 4-3 2 и 37-31 30-26 25-19 18-13 12-8 7-6 5-4 3-2 1 и 32-27 26-23 22-18 17-15 14-11 10-8 7-5 4-3 2 и 15-13 12-10 9-7 6-5 4 3 2 1 0 Интегральная оценка («Девиантное поведение*) 100 и
> 88-83 82-68 67-54 53-45 44-33 32-26 25-19 15-18 14 и Уровень профессиональной направленности (шкала ПН) оцени-вается по следующим номерам вопросов:
3,6,9, 16, 18, 29, 33, 39,40, 46,49.
Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается последующим номерам вопросов:
4,8, 12, 13, 15,20, 26, 28,31,34, 35, 37,38,41,45,47,48,52, 53, 55, 56, 60.
Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается последующим номерам вопросов:
7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.
Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:
2, 5, 11, 24, 30, 36, 42,44, 54, 59.
При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (табл. 10).