Мужской вариант
1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 97 (нет).
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 66 (нет), 80 (да), 86 (да), 91 (да), 93 (нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 61 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 91 (да), 95 (нет).
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведе-нию: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да).
5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да).
7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да).
Женский вариант
1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).
2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (да),10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да).
5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да).
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).
7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да).
8. Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да).
Примечание: пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал .
Литература
- Дмитриев М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
- Змановская Е. В. Психология девиантного поведения (структурно-динамический подход) / Е. В. Змановская. - СПб., 2005.
- Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2005.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Тема: Феномен наркотической зависимости в психологии
Цель: Определить выраженность предполагаемого аддиктивного риска у подростков и молодежи.
Основные понятия: психологическая диагностика аддиктивного поведения, аддиктивная склонность, группа риска, факторы риска.
2.1. Опросник «Аддиктивная склонность» (по В. В. Юсупову)
Опросник «Аддиктивная склонность»позволяет быстро и с большей степенью вероятности определять отношение обследуемого к употреблению наркотиков, алкоголя и других ПАВ .
Инструкция: вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, то рядом с его номером поставьте знак «да», если нет - знак «нет».
Опросник
- Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.
- Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.
- Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение.
- Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
- Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
- Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
- Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
- Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
- Бывали случаи, когда мои родители или другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
- Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.
- Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
- Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
- Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
- Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
- Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
- Вредное воздействие алкоголя и табака сильно преувеличивают.
- Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
- Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
- Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные, необычные звуки и др.
- В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
- Бывало, что по утрам у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.
- Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
- Часто я испытывал чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
- Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.
- Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.
- В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден был принимать успокаивающие препараты.
- Я пытался избавиться от некоторых пагубных привычек.
- Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
- Мои родители и родственники выказывали опасения в связи с моими выпивками.
- У меня были неприятности во время учебы (на работе) в связи с употреблением алкоголя.
Ключ к методике «Аддиктивная склонность»
При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл. По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами. Если результаты по шкале больше на 1М тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать ярко выраженным, если меньше на 1М - маловыраженным. Кроме того, суммируются значения по всем шкалам и оценивается итоговая сумма баллов.
Шкала «Аддиктивная предрасположенность» - 1, 2, 3, 7, 15, 17, 25, 26.
Шкала «Аддиктивная склонность» - 4, 5, 6, 10, 14, 16, 18, 19, 22.
Шкала «Аддиктивное поведение» - 9, 11, 12, 20,24, 27, 29.
Шкала «Аддиктивное расстройство» - 8, 13, 21, 23, 28, 30.
Тестовые нормы:
– Шкала «Аддиктивная предрасположенность» определяет наследственную отягощенность.
– Шкала «Аддиктивная склонность» определяет отношение к дисгармоничной семье и сверстникам с девиантным поведением (микросоциальный риск).
– Шкала «Аддиктивное поведение» диагностирует злоупотребление и поисковую активность в отношении ПАВ.
– Шкала «Аддиктивное расстройство» направлена на описание клинических критериев сформированной зависимости.
Результаты всех шкал суммируются и выделяются в итоговую шкалу. Это позволяет интерпретировать результаты следующим образом:
до 13 баллов - аддиктивный риск не выражен;
от 14 до 16 баллов - умеренно выраженный аддиктивный риск;
от 17 баллов и более - выраженные признаки аддиктивной склонности.
Экспресс-опросник предназначен для выявления лиц, склонных к аддитивному поведению, и прогнозирования развития аддиктивного поведения.
Регистрационный бланк к методике «Аддиктивная склонность»
Ф. И. О. : Дата:
Методика оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении (Г. В. Латышев).
Методика применяется для исследования наиболее действенных факторов риска употребления наркотических веществ (Приложение 4). Опросник ориентирован на школьников 7–11 классов . Исследование носит анонимный характер. Исследуемые отмечают только свой пол и возраст. В инструкции подчеркивается важность личного мнения каждого учащегося. Также отмечается необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.
Для обработки результатов методики оценки факторов риска и защиты от наркотиков в образовательном учреждении выделяют следующие факторы риска и защиты :
– Семейные:
Отношения с родителями (вопросы 36, 74, 75, 76, 77, 78, 79)
Смена места жительства (вопросы 60, 65)
Система контроля в семье (вопросы 67, 70, 71, 72, 73)
Конфликтность в семье (вопрос 69).
– Индивидуальные:
Успешность (вопросы 10, 15)
Отношение к употреблению психоактивных веществ (вопросы 30, 31, 34, 38, 43, 44, 45, 46)
Отношение к насилию (вопросы 26, 27, 37)
Протестные реакции (вопрос 28)
Наличие позитивных жизненных ориентиров (вопросы 32, 33, 40, 41, 42)
Опыт употребления психоактивных веществ (вопросы 47, 48)
Наличие кризисных ситуаций (вопрос 66)
Лозунг жизни (вопрос 82).
– Взаимоотношения со сверстниками:
Влияние среды. Ассоциирование с асоциальным поведением (вопросы 20, 21, 22, 23, 24, 25, 35)
Социально-психологический климат микросреды (вопросы 63, 81).
– Общественные (социальные):
Участие в общественной деятельности (вопрос 29)
Отношение к религии (вопрос 39)
Доступность психоактивных веществ (вопросы 49, 50, 51)
Социальная «близость» с потребителями психоактивных веществ (вопросы 52, 53, 54, 68)
Связь с микросоциумом (вопросы 55, 56, 57, 58, 59, 61)
– Школьные:
Успеваемость (вопросы 6, 16)
Посещаемость (вопрос 7)
Участие в школьном самоуправлении (вопросы 8, 9, 17, 18)
Организация школьного досуга (вопрос 11)
Отношения с учителями (вопросы 12, 80)
Социально-психологический климат (вопрос 13)
Интерес к учебе (вопрос 19)
Смена школы (вопрос 62, 64)
Связь семьи и школы (вопрос 14).
Подсчитывается общий уровень риска . Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск - 4 балла, средний риск - 3 балла, низкий риск - 2 балла, риска нет - 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.
Высокий риск - 249–308 баллов
Средний риск - 191–248 баллов
Низкий риск - 120–190 баллов
Риска нет - от 77–118 баллов
Оценка риска по факторам представлена в таблице
Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения и определения профессиональной направленности поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования. Опросник состоит из 4-х блоков: профессиональная напра&тенность, склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению.
Опросник может быть исґіользован и для общеобразовательной школы, только в этом случае вопросы, касающиеся профессио-нальной направленности, опускаются и анализируются показатели только по трем блокам: «аддиктивное поведение», «делинквентное поведение» и «суицидальный риск». Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.
Опросник содержит 60 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так».
Инструкция
Сейчас вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку - к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.
Текст опросника «ДАП-ІІ» (для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования)
«За компанию* с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Главная причина моего поступления в лицей - мне просто некуда больше пойти. v
Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - производственное обучение.
Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стрсмился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Мне не нравится моя специальность.
Я не собираюсь работать по профессии после окончания лицея.
Я часто испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб*.
Я не осуждаю людей, которые учатся только ради «корочек», а потом пойдут на более удобную и «чистую» работу.
Я бы остался в школе и получил более престижное образование, но у меня нет такой возможности.
Я не собираюсь работать по специальности.
Вряд ли я захочу всю жизнь работать по выбранной специальности.
Во время обучения профессии я не собираюсь слишком «напрягаться», мне достаточно самых основных навыков и умений.
Я всегда хотел продолжить семейную династию и выбрать именно эту профессию.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т. д.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс*.
Я совершенно не приспособлен к будущей профессии.
Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.
" Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Текст опросника «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений)
Я хорошо понял инструкцию к данной методике.
Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
«За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
Я бываю излишне груб(а) с окружающими.
Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и др.
Думаю, что самым трудным предметом для меня будет - про-изводственное обучение.
Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.
Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
В последнее время я замечаю, что стал (а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
Бывало, что по уграм у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
В состоянии агрессии я способен(а) на многое.
Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
Часто я испытыв&т чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
На подрастающее поколение алииеттак много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».
Я всегда раз в неделю выпиваю.
Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.
Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.
Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал^) успокоительные средства.
Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
Среди моих близких друзей были такие, которые часто ухо- " дили излома, бродяжничали и т. д.
Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) ал-коголем.
Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Я не осуждаю друзей, которые курят «травку*.
Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.
Работа с опросником закончена, отложите бланк.
Обработка результатов
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей*, а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:
- Нет, это совсем не так
- Пожалуй, так
- Верно
- Совершенно верно
В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).
Таблица 10
Стены к методике «ДАЛ-П» Наименование
шкал
методики Низкие СТЕНЫ Высокие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Шкала профес-сиональной направленности 23и > 19-22 16-18 15-13 12-11 10-9 8-7 6-5 4-3 2 и 37-31 30-26 25-19 18-13 12-8 7-6 5-4 3-2 1 и 32-27 26-23 22-18 17-15 14-11 10-8 7-5 4-3 2 и 15-13 12-10 9-7 6-5 4 3 2 1 0 Интегральная оценка («Девиантное поведение*) 100 и
> 88-83 82-68 67-54 53-45 44-33 32-26 25-19 15-18 14 и Уровень профессиональной направленности (шкала ПН) оцени-вается по следующим номерам вопросов:
3,6,9, 16, 18, 29, 33, 39,40, 46,49.
Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается последующим номерам вопросов:
4,8, 12, 13, 15,20, 26, 28,31,34, 35, 37,38,41,45,47,48,52, 53, 55, 56, 60.
Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается последующим номерам вопросов:
7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.
Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:
2, 5, 11, 24, 30, 36, 42,44, 54, 59.
При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (табл. 10).