Найти среднее арифметическое 5 чисел. III

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45

г. Белгорода»

Методическая разработка открытого урока по математике в 5 «А» классе

Тема урока:

« Среднее арифметическое»

Учитель математики: Приходько Юлия Юрьевна

г. Белгород

2014 г.

План – конспект урока «Среднее арифметическое»

Цели урока:

— образовательная: обеспечить систематизацию и обобщение знаний учащихся в рамках темы «Среднее арифметическое»;

— развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся;

— воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.

Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, лист самооценки).

Ход урока

I . Организационный момент

— Здравствуйте, ребята, садитесь!

II . Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности на основном этапе.

— К сегодняшнему уроку в качестве эпиграфа я взяла слова русского писателя Льва Николаевича Толстого «Нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить». Подтвердим эти слова нашей работой на уроке.

Инструктаж по раздаточному материалу (Приложение 1, Приложение 2).

— В нашей жизни мы часто встречаемся с выражениями « средний балл за конкурс», «средняя урожайность пшеницы», «средняя рождаемость», «средняя температура» и т.д.

— Какую математическую величину мы находим в каждом случае? (среднее арифметическое)

— Приведите свои примеры, где в жизни нам приходится встречаться с нахождением среднего арифметического?

— Ребята, а как вы считаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (решать практические задачи на нахождение среднего арифметического)

— Что такое среднее арифметическое?

— Как найти среднее арифметическое? (алгоритм нахождения)

— Какими навыками вы должны обладать, чтобы успешно решать задачи на нахождение среднего арифметического? (хорошо считать)

— Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Среднее арифметическое».

— Посчитаем устно.

1) Устный счет.

1,5: 3 = 0,5

1,8: 6 = 0,6

0,12: 3 = 0,04

0,24: 6 = 0,04

3,5: 5 = 0,7

0,42: 6 = 0,07

0,3: 5 = 0,06

0,2: 4 = 0,05

0,5: 50 = 0,01

2) Письменный экспресс-опрос.

Выполняя следующее задание, вы должны в тетрадях записать краткое решение и ответ. После решения заданий, вы в парах обменяетесь тетрадями и оцените друг друга.

Вариант 1

23,5; 20,3; 22,2

Ответы: 1. (12+36):2=24; 2. 28:7=4 3. (23,5+20,3+22,2):3=66:3=22

4. (2∙21+3∙20+24):6=126:6=21 5. (4,7+5,3):2=10:2=5 Верно

Вариант 2

Ответы: 1. (27+35):2=31; 2. 15:5=3 3. (35,5+32,2+31,3):3=99:3=33

4. (2∙18+3∙22+24):6=126:6=21 5. (4,8+5,2):2=10:2=5 Верно

(Ответы высвечиваются на доске, обучающиеся проверяют задание друг у друга, выставляют оценки за 1 этап «Письменный экспресс опрос» в оценочный лист)

III . Творческое задание (выступают 4 обучающихся)

А теперь послушаем отчет наших творческих групп. Несколько дней назад ребята получили задания провести небольшие исследования, посмотрим, что у них получилось (выступают представители творческих групп со своими отчетами)

а) Измерение температуры воздуха в течении 4-х дней.

Ученик рассказывает о проделанной работе, представляет данные в виде таблицы, делает вывод, какой день был самый теплый

Время

11.04.14

12.04.14

13.04.14

14.04.14

7.00

12.00

15.00

18.00

21.00

Средняя температура

б) Выявление успеваемости за предыдущую неделю 5А класса по математике и русскому языку.

Ученик рассказывает о проделанной работе, представляет данные в виде таблицы, делает вывод, успеваемость по какому предмету.

7.04.14 – 14.04.14

Кол-во «2»

Кол-во «3»

Кол-во «4»

Кол-во «5»

Общий балл

Средний

балл

Математика

Русский язык

в ) Вычисление среднего роста мальчиков 5-а класса

Ученик рассказывает о проделанной работе, представляет данные в виде таблицы, отмечает самое большое значение и самое маленькое, делает вывод, сравнивает со средним статистическим значением роста пятиклассников (средний рост мальчиков 11 лет 140,7 см)

п/п

Фамилия, имя

Рост, см

Средний

рост, см

г) Определение средней длины волос у девочек

Ученик рассказывает о проделанной работе, представляет данные в виде таблицы, отмечает самое большое значение и самое маленькое, делает вывод о средней длине волос

п/п

Фамилия, имя

Длина волос, см

Средняя длина, см

— Молодцы, ребята! Мы с вами увидели, что среднее арифметическое встречается и в повседневной жизни.

IV . Этап контроля и самоконтроля.

— А теперь работаем в парах. Для каждой пары на столах лежат карточки Задание 2. Если в ходе решения возникнут вопросы, вы можете обсудить их и оказать помощь друг другу. Если возникнут большие затруднения, обратитесь за помощью к учителю. Если вы справитесь с заданием раньше других ребят, вы получите дополнительное задание. По окончании работы выполните взаимопроверку, оцените работу товарища и поставьте отметку за 2 этап «Работа в парах» в оценочный лист.

Карточка 1

Решение:

1) 80 ∙ 2 = 160 (км) – расстояние за 2 часа.

2) 90 ∙ 3 = 270 (км) – расстояние за 3 часа.

3) 160+270 = 430 (км) – все расстояние.

4) 3+2 = 5 (ч) – время движения.

5) 430: 5 = 86 (км/ч) – средняя скорость движения поезда.

Ответ: 86 км/ч

Карточка 2

Решение:

1) 5 ∙ 6 = 30 (км) – расстояние за 6 часов.

2) 45 ∙ 2 = 90 (км) – расстояние за 2 часа.

3) 30+90 = 120 (км) – весь путь туриста.

4) 6+2 = 8 (ч) – время движения.

5) 120: 8 = 15 (км/ч) – средняя скорость движения туриста.

Ответ: 15 км/ч

V . Физкультминутка.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали.

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях прижмем.

На счет три прижмем к плечам, на четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.

Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Задание: найти среднее арифметическое чисел, о которых говорится в физкультминутке.

Решение: (1+2+3+4+5+6+7):7 = 4

VI .

1) Решить уравнение: (х+3х) : 2=10

4х: 2 = 10

4х = 20

Х=5

Ответ: х=5

2) Среднее арифметическое трех чисел 9. Второе число больше первого в 2,5 раза, а третье число больше второго на 3. Найдите каждое из этих чисел.

I — ?

II — ? в 2,5 раза б. 9

III — ? на 3 б.

Пусть первое число х. Составим уравнение:

1) (х+2,5х+2,5х+3) : 3 = 9

6х+3=9 ∙ 3

6х+3=27

6х=24

Х=4 – I

2) 4 ∙2,5 = 10 – II

3) 10+ 3 = 13 – III

Ответ: 4 – I , 10 – II , 13 – III .

3) Найдите значение выражения:

а) 1,35: (10 – 9,82) – 1: 2,5 = 7,1

1) 10 – 9,82 = 0,18

2) 1,35: 0,18 = 7,5

3) 1: 2,5 = 0,4

4) 7,5 – 0,4 = 7,1

б) 87,64 – 1,34 ∙ (290,4: 4,8) = 6,57

1) 290,4: 4,8 = 60,5

2) 1,34 ∙ 60,5 = 81,07

3) 87,64 – 81,07 = 6,57

4) Решите уравнение:

а) (х – 32,6) ∙ 2,4 = 1,8

(х – 32,6) = 1,8: 2,4

(х – 32,6) = 0,75

Х = 0,75 + 32,6

Х = 33,35

Ответ: х=33,35

VII . Подведение итогов.

— Сегодня вы работали….

Особенно…

В оценочных листах выведите среднее арифметическое за самостоятельную работу на уроке – отметку за два задания. Эти листы вы сдадите мне в конце урока. А я за работу на уроке выставляю следующие отметки…

А теперь послушайте, какая беседа произошла между литературными героями Николая Носова Знайкой и Незнайкой. И сделайте вывод о нахождении среднего арифметического.

Встретились как-то Знайка и Незнайка.

Знайка: Незнайка, о чём ты задумался?

Незнайка: Я думаю, что среднее арифметическое – гениальное изобретение математиков! Вот мы с тобой неразлучные друзья, всё делим пополам, и хорошее, и плохое. Ты решил 9 задач, а я одну. Складываем 9 и 1, делим на 2, получаем 5. Значит, каждый решил по 5 задач. За домашнюю работу ты получил «5», а я –«1», складываем 5 и 1, делим на 2, каждый получил по тройке. Видишь, как хорошо, меня мама дома не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!

Знайка: Подожди, ты всё решил с пользой для себя. Но я тебя проучу! Сейчас ты решишь несколько задач на среднее арифметическое, а я схожу в магазин и куплю тебе новые кроссовки. Какой размер тебе нужен?

Незнайка: 34.

Знайка: Вот твои кроссовки! Ты просил 34 размер, вот я и принёс: один — 24 размер, а другой – 44 размер. Складываем, делим пополам, получаем 34 размер! Да здравствует среднее арифметическое!

Какой вывод вы можете сделать, прослушав беседу? (ответы учеников)

Действительно, математические понятия и правила необходимо применять не беспорядочно, а только там, где это необходимо. И иногда вычисление среднего арифметического бывает лишено смысла. Как в данной ситуации. Значит важно не только знать правила, но и умело их применять. Я хочу, чтобы в жизни вы никогда не вели себя как Незнайка.

VIII . Рефлексия.

На листочках, где написано

Потому что _________________________________________,

допишите ваше отношение к уроку.

IX . Домашнее задание

п. 38, №1529; №1530;

Приложение 1

Маршрутный лист

1. Письменный экспресс-опрос.

Вариант 1

1.Найди среднее арифметическое чисел: 12 и 36.

2.Найди среднее арифметическое первых семи натуральных чисел.

3.Найди среднее арифметическое чисел: 23,5; 20,3; 22,2

4.В волейбольной команде двум игрокам по 21 году, трем – по 20 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

5.Верно ли, что среднее арифметическое чисел 4,7 и 5,3 равно 5?

Вариант 2

1.Найди среднее арифметическое чисел: 27 и 35.

2.Найди среднее арифметическое первых пяти натуральных чисел.

3.Найди среднее арифметическое чисел: 35,5; 32,2; 31,3.

4. В футбольной команде двум игрокам по 18 лет, трем – по 22 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

5.Верно ли, что среднее арифметическое чисел 4,8 и 5,2 равно 5?

2. Работа в парах.

Карточка 1

Поезд шел 2 часа со скоростью 80 км/ч и 3 часа со скоростью 90 км/ч. Найти среднюю скорость поезда на всем пройденном за это время пути.

3. Повторение изученного материала.

г) Решите уравнение:

а) (х – 32,6) ∙ 2,4 = 1,8

4. Домашнее задание

п. 38, №1529; №1530;

Узнайте стоимость 1 кг огурцов в трёх разных магазинах и найдите среднюю цену.

Маршрутный лист

1. Письменный экспресс опрос.

Вариант 1

1.Найди среднее арифметическое чисел: 12 и 36.

2.Найди среднее арифметическое первых семи натуральных чисел.

3.Найди среднее арифметическое чисел: 23,5; 20,3; 22,2

4.В волейбольной команде двум игрокам по 21 году, трем – по 20 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

5.Верно ли, что среднее арифметическое чисел 4,7 и 5,3 равно 5?

Вариант 2

1.Найди среднее арифметическое чисел: 27 и 35.

2.Найди среднее арифметическое первых пяти натуральных чисел.

3.Найди среднее арифметическое чисел: 35,5; 32,2; 31,3.

4. В футбольной команде двум игрокам по 18 лет, трем – по 22 лет и одному 24 года. Каков средний возраст игроков?

5.Верно ли, что среднее арифметическое чисел 4,8 и 5,2 равно 5?

2. Работа в парах.

Карточка 2

Турист шел 6 часов со скоростью 5 км/ч и 2 часа ехал на автомобиле со скоростью 45 км/ч. Найти среднюю скорость движения туриста на всем пути.

3. Повторение изученного материала.

а) Решить уравнение: (х+3х) : 2=10

б) Среднее арифметическое трех чисел 9. Второе число больше первого в 2,5 раза, а третье число больше второго на 3. Найдите каждое из этих чисел.

в) Найдите значение выражения:

а) 1,35: (10 – 9,82) – 1: 2,5 =

б) 87,64 – 1,34 ∙ (290,4: 4,8) =

г) Решите уравнение:

а) (х – 32,6) ∙ 2,4 = 1,8

4. Домашнее задание

п. 38, №1529; №1530;

Узнайте стоимость 1 кг огурцов в трёх разных магазинах и найдите среднюю цену.

Приложение 2

Оценочный лист

Фамилия Имя ________________________________________

этапа

Название

Отметка

Средний балл

Письменный экспресс-опрос

Работа в парах

На уроке мне было____________________________________

Потому что _________________________________________

Среднее арифметическое. 5 класс

Цель: сформировать понятие среднего арифметического нескольких чисел, умение выполнять задания на нахождение среднего арифметического.

Задачи урока:

образовательные: обеспечить мотивацию учения, восприятие, осмысление, закрепление в памяти понятия среднего арифметического нескольких чисел и способа действий, необходимы для нахождения среднего арифметического; обеспечить формирование умений находить среднее арифметическое чисел, применять понятие среднего арифметического при решении задач;

развивающие: создать условия для развития логического мышления, внимания, коммуникативной компетентности, умения анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;

воспитательные: создать условия для воспитания настойчивости, позитивного отношения к учению, стремления к усвоению новых знаний, самостоятельности, дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Рано или поздно всякая правильная

математическая идея находит

применение в том или ином деле.

А.Н.Крылов

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует учащихся. Предлагает проверить готовность к уроку.

Учитель. Эпиграфом нашего урока будет следующее высказывание выдающегося математика А.Н.Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Как вы понимаете эти слова?

    ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель. Роль математики в жизни человека очень велика. В учебы, на работе и дома людям нужны умения быстро и верно выполнять разнообразные вычисления, решать задачи, и не только математические. Рассмотрим, например, такую задачу:

Задача. У Саши Иванова по математике в журнале стоят отметки: 4; 5; 3; 4; 5; 4; 3; 3; 4. Какую отметку в четверти он получит? Почему ? (Учащиеся высказывают предположения, поясняют их).

    ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Учитель. Часто мы в жизни слышим фразы, содержащие слово «средний», например, средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. в понимаете эти выражения? В математике тоже есть понятия, связанные со словом «средний», и сегодня мы познакомимся с одним из них.

Выполните действия и, вставив соответствующие буквы в таблицу ответов, прочитайте, словосочетание, обозначающее это понятие.

7,3*3

64,24:8

12-2,6

68,2:2

81,1:0,1

60-0,9

4,13+3,87

6,45-6,4

45,4+0,6

12*0,1

43,1*10

0,1*0,1

7*0,01

1,2

21,9

431

811

21,9

21,9

8,03

1,2

9,4

59,1

21,9

0,05

9,4

0,07

21,9

0,01

34,1

21,9

Учитель. Итак, тема нашего урока – «Среднее арифметическое».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. С помощью учителя (по предложенной им схеме: знаю → хочу знать) формулируют цель урока.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Математический диктант

    Укажите количество слагаемых в сумме:

    7,6+3,3+7,6+3,2;

    0+1+2+3+4+5,5.

    Найдите сумму чисел:

5+4,1+3+6,2.

    Вычислите наиболее удобным способом:

6,25+4,7+8+2,3+1,75.

    Выполните деление: 12:5.

После написания диктанта учитель организует проверку, исправление и анализ возможных ошибок.

    ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Учитель. Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? Ч сформулировать определение среднего арифметического, решим задачи:

Задача 1. В 5-А классе 32 учащихся, в 5-Б – 25, а в 5-В – 21. Сколько учащихся было бы в каждом классе, если бы их по классам поровну?

Ожидаемый ответ. 26 учащихся

(32+25+21=78, 78:3=26).

Задача 2. Температура воздуха в полдень в пятницу была 22 °С, в субботу – 21 °С, а воскресенье она составила 26 °С. Какова была средняя температура в полдень в течение этих трех дней?

Ожидаемый ответ. 23 °С.

(22+21+26):3=23.

Учитель. Число 26, которое мы получили в ответе на вопрос первой задачи, и есть среднее арифметическое чисел 32, 25, и 21, а число 23, которое мы получили в ответе на вопрос второй зада – среднее арифметическое чисел 22,21 и 26.

Итак, что же называют с арифметическим нескольких чисел?

Откройте учебник на стр. 226, найдите определение среднего арифметического нескольких чисел, прочитайте его.

Как найти среднее арифметическое чисел 15, 19, 13, 17?

Сформулируйте правило (алгоритм) нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

Алгоритм нахождения среднего

арифметического нескольких чисел.

Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо:

    найти сумму этих чисел;

    разделить полученный результат на количество слагаемых.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1.Выполнение устных упражнений

1)Найдите среднее арифметическое чисел:

а) 2 и 12; б) 3 и 6; в) 7; 9 и 11; г) 5; 15; 20; 25.

2)Среднее арифметическое двух натуральных чисел равно 3. Какими могут быть эти числа?

2.Выполнение письменных упражнений

(коллективное решение)

Работа по учебнику: №1497, №1498, №1501.

Физкультминутка

Потянитесь вверх повыше,

Вы достать хотите крышу.

(Потягивание, руки вверх).

Раз, два, три,

Корпус влево поверни

И руками помогай.

(Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем

(Потягивание, руки в стороны.)

И на место снова сядем.

Решение задач

Задача 1. Массу шести овец определили взвешиванием: 28,5 кг, 32,6 кг, 35,1 кг, 30,3 кг, 27 кг, 28 кг. Вычислите среднюю массу овцы.

Задача 2. На соревнованиях по баскетболу Игорь принес своей команде 12 очков, Андрей – 15 очков, Кирилл – 22 очка и Семен – 6 очков. Николай же не попал в кольцо. Сколько очков в среднем принес каждый баскетболист своей команде?

3.Работа в парах

1)Найдите среднее арифметическое значений выражений

5, 64+9,036:1,8-0,86 и 0,85*4,24+4,586.

2)Найдите среднее арифметическое корней уравнений

2х+4,74=9,6;

3х-0,37=1,61 и 55,61-0,8х=4,25.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

1.Выполнение тестовых заданий

Вариант 1.

Вариант 2.

    Найдите среднее арифметическое

чисел 2, 7 и 6

А) 4; Б) 5; В) 7,5

1. Найдите среднее арифметическое

чисел 9, 8 и 4.

А) 7; Б) 6; В) 10,5

    Сумма пяти чисел равна 22. Найдите среднее арифметическое этих чисел.

А) 110; Б) 11; В) 4,4

2. Сумма четырех чисел равно 16. Найти среднее арифметическое этих чисел.

А) 64; Б) 8; В) 4

2.Учитель предлагает ответить на вопросы:

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что было интересно?

    Что вызвало затруднение?

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Изучить содержание п.38 учебника.

2. Выполнить задания: №1524, №1525.

3. Придумать и решить задачу по теме урока, сюжет которой взят из жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебн. Учащихся общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. , А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 2013. – 280с. :м ил.

Тема урока: «Среднее арифметическое».

Класс: 5.

Цели:

  • Образовательная: ввести понятие среднего арифметического, формирование умений вычислять среднее арифметическое чисел;
  • Воспитательная: воспитание дисциплинированности, аккуратности, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении среднего арифметического чисел;
  • Развивающая: развитие математической речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: мультимедийный урок.

Методы:

  • обучения – эвристический;
  • преподавания – объяснительно-побуждающий;
  • учения частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды, созданные в программе Microsoft Power Point (Приложение ), доска.

Эпиграф к уроку: Чем больше я знаю, тем больше умею.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Устная работа

(Начинается демонстрация слайда)

1. Вычислите сумму:

а) 0,14 + 0,06; б) 2,78 + 5,22;
в) 3,7 + 1,13; г) 4 + 0,4;
д) 1,45 + 0,5; е) 16,3 + 3,07.

2. Найдите частное:

а) 0,42: 7; б) 4,08: 0,04;
в) 50: 0,5; г) 0,18: 0,6;
д) 1: 0,2; е) 6: 0,03.

III. Изучение нового материала

Учитель. Ребята, сегодня мы изучим новую тему. Называется она «Среднее арифметическое». Запишем число и тему урока.
(Демонстрируется слайд 2).
(Начинается демонстрация слайда 3). Рассмотрим задачу: У Ани 14 конфет, у Кати 9 конфет, а у Оли 10 конфет. Сколько конфет достанется каждой девочке, если конфеты разделить между ними поровну? Решение обсуждается с учащимися.
14 + 9 + 10 = 33 (конфеты)
33: 3 = 11 (конфет)
Число 11 называют средним арифметическим чисел 14; 9 и 10.
Рассмотрим еще задачу (демонстрируется слайд 4) : Миша, Петя и Коля были в походе. Подойдя к лесу, они решили сделать привал. У Миши было 2 пирожка, у Пети 4 и у Коли 6. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
Совместно с учащимися получается:
2 + 4 + 6 = 12 (пирожков)
12: 3 = 4 (пирожка)
Число 4 называется средним арифметическим чисел 2; 4 и 6.
Ребята, что же называется средним арифметическим чисел? (Ответы учащихся)
(Далее демонстрируется слайд 5)
Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.
Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? (Ответы ребят)
(Слайд 6)
Среднее арифметическое = (Сумма чисел) : (количество слагаемых)
(Учащиеся записывают в тетрадях)

IV. Закрепление изученного материала

Ребята, давайте закрепим наши знания, решаем номер № 1497 (б, в). (Начинается демонстрация слайда 7).
№ 1497 (б) решается совместно с учителем.
0,1 + 0,2 + 0,3 = 0,6
0,6: 3 = 0,2
Можно писать короче: (0,1 + 0,2 + 0,3) : 3 = 0,2. Пишем ответ.
Ответ: 0,2.
№ 1497 (в) – у доски
№ 1502 – у доски
(5,3 + 5,4 + 4,8 + 5,0 + 5,3 + 5,4 + 5,3 + 5,2 + 5,1) : 9 = 46,8: 9 = 5,2
Ответ: 5,2.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

(Демонстрируется слайд 8)

1) Найти среднее арифметическое первых пяти натуральных чисел.
Вспоминаем какие числа называются натуральными. Решают самостоятельно.
(1 + 2 + 3 + 4 + 5) : 5 = 15: 5 = 3. Ответ: 3.
2) Сумма пяти чисел 20,5. Каково среднее арифметическое этих чисел?
После обсуждения решают самостоятельно.
20,5: 5 = 4,1. Ответ: 4,1.
3). Утром температура воздуха была 15,3 °С, в полдень 23,4 °С, а вечером 17,1 °С. Вычислить среднюю температуру воздуха за этот день.

V. Задание на дом: № 1525, 1528* (для сильных) (Слайд 9)

VI. Итог урока. Выставление оценок

– Что мы сегодня узнали нового на уроке?
– Что мы научились делать?

Литература :

  1. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленки н и др. – М.: Мнемозина, 2007.
  2. Газета «Математика», № 10 / 2003г.
  3. Сборник задач по математике для 5 класса: Пособие для учителей/ С.А. Пономарев, П.В. Стратилатов, Н.И. Сырнев . – М.: Просвещение, 1990.

Кружок 5 класса

Руководитель Блинков Александр Давидович
2005/2006 учебный год

Среднее арифметическое (16.02 и 18.02)

Катер плывет по течению со скоростью 18 км/ч, а против течения со скоростью 12 км/ч. Каковы собственная скорость катера и скорость течения?

А) Автомобиль ехал от Москвы до Ярославля 2 часа со скоростью 100 км/ч, а от Ярославля еще 2 часа в Кострому со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость движения этого автомобиля на пути из Москвы в Кострому?
Б) Автомобиль ехал от Москвы до Ярославля 2 часа со скоростью 70 км/ч, а от Ярославля еще 3 часа в Кострому со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость движения этого автомобиля на пути из Москвы в Кострому?
В) Может ли средняя скорость движения быть меньше среднего арифметического скоростей?

У торговца сладостями было 10 кг конфет по цене 60 рублей за килограмм и 15 кг конфет по цене 40 рублей за килограмм. Мешки с конфетами разорвались и все конфеты перемешались. По какой цене ему продавать полученную смесь?

В семье - три ребенка разного возраста. Подсчитав средний возраст своих детей, папа сказал: «Удивительно, но полученное число меньше возраста самого младшего!». «Ты ошибся» - сказала мама. «На самом деле их средний возраст равен возрасту нашего старшего». Кто из них ошибся?

Средний рост пяти баскетболистов равен 195 см. Какое наибольшее количество из этих игроков может быть ниже, чем 191 см?

Дополнительные задачи

Два пакета молока и одна упаковка творога стоят 26 рублей, а один пакет молока и две упаковки творога стоят 26 рублей 80 копеек. Сколько стоит пакет молока?

В трех ящиках лежат орехи. В первом ящике на 6 кг орехов меньше, чем в двух других вместе. А во втором - на 10 кг меньше, чем в двух других вместе. Сколько орехов в третьем ящике?