Что не является целью трудового законодательства рф. Что подпадает под юрисдикцию трудового права? Принципы: МОТ, Конституция РФ и Трудовой кодекс

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

В современный период развития экономики, когда действуют принципы рыночной экономики, широко распространяются начала договорного регулирования трудовых правоотношений, одной из важнейших целей существования отрасли трудового права является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Трудовым законодательством устанавливаются гарантии как для всех категорий работников, к примеру, к указанным гарантиям относятся: гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, гарантии при регулировании времени отдыха работника, а также гарантии установленные для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной защите: регулирование труда женщин, работников моложе 18 лет, инвалидов и т.д.

Современное трудовое законодательство содержит нормы, целью которых является создание благоприятных условий труда, обеспечение защиты прав и интересов работников и работодателей. В отличие от ранее действовавшего трудового законодательства, современные законы, содержащие нормы трудового права, более подробно регулируют отношения, которые возникают в связи с обеспечением охраны труда работников. В ТК РФ содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования, касающиеся охраны труда, обязанности представителя работодателя, касающиеся обеспечения охраны труда, а также ответственность за нарушения указанных требований.

Работник может защитить свои права различными способами в соответствии с нормами ТК РФ. Основными из способов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, самозащита работниками своих трудовых прав, которая впервые установлена действующем на сегодняшний день ТК РФ.

Значительный объем норм права содержащихся в ТК РФ связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений. При этом следует отметить, что при установлении договорных норм положение работника не должно ухудшаться по сравнению с действующими нормами трудового права. Эти положения имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

Сформулировать основную задачу трудового законодательства можно через круг отношений, составляющих предмет трудового права. При этом необходимо определить критерии, по которым происходит разграничения отрасли трудового права от смежных отраслей российского права.

Центральное место в трудовых правоотношениях занимают правоотношения, возникающие между работником и работодателем в связи с заключением трудового договора.

В то же время предмет трудового права включает и другие отношения, которые тесно связанны с трудовыми. Одни из них предшествуют трудовым, другие - функционируют одновременно с трудовыми, третьи - приходят на смену трудовым. К предшествующим можно отнести отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений - обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых связей между соискателями работы и работодателями. Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки граждан. Для указанных отношений характерна множественность субъектов, к которым относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, а также профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию. В первую очередь сюда относятся отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. В обобщенной форме они являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность - наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам правоотношений, ТК РФ относит отношения: по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя; по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. В соответствии с правом на труд провозглашенным Конституцией РФ, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК РФ нормы в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с надзором и контролем отношения функционируют наряду с трудовыми.

Перечень трудовых правоотношений, завершается отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров, определяют механизм распределения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки.

Говоря о целях и задачах трудового права России необходимо затронуть вопрос касающихся целей и задач трудового законодательства, так как указанные вопросы имеют тесное взаимодействие друг с другом. Согласно ст. 1 ТК РФ под целями трудового законодательства понимаются установленные государством гарантии трудовых прав и свобод граждан, созданные благоприятные условия труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

К числу основных задач трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТК РФ относится создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.

Вышеуказанные цели не совпадают по своему смыслу с изложенными в той же ст. 1 ТК РФ задачами. Хотя цели должны носить более глубокий характер для регламентации отношений в сфере труда, а решение определенных задач служит достижению установленных в законодательстве целей. При разрешении конфликта между целями и задачами, указанными в ст. 1 ТК РФ, следует исходить из требований вышестоящих по юридической силе норм.

В ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита отнесены к обязанностям государства. Следовательно, при регламентации отношений в сфере труда государство устанавливает уровень трудовых прав человека и гражданина и берет на себя обязанность по обеспечению его соблюдения всеми без исключения работодателями.

Соблюдение данного государством минимума трудовых прав работников и является целью правовой регламентации отношений, составляющих предмет трудового права.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием.

Поэтому достижение указанной цели при регламентации трудовых отношений достигается решением перечисленных в ст. 18 Конституции РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина в сфере труда, их реализация через деятельность законодательной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечение правосудием прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных в трудовом законодательстве.

В свою очередь достижение целей и решение задач, перечисленных в ст. 1 ТК РФ, может служить лишь повышению существующего уровня прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

Цели трудового законодательства подробно описаны в главе первой Трудового кодекса РФ. В статьях определены не только цели, но и задачи, основы принципов правового регулирования трудовых, а так же иных связанных взаимоотношений, систем, норм трудового права.

Из статьи вы узнаете:

Как определяются цели и задачи трудового законодательства

Цели и задачи трудового законодательства определены в части 1, статье 1 ТК РФ, они придают правовому регулированию трудовой деятельности социальный акцент, вытекающий из сущности российского государства и указанных в статье 7, части 1 Конституции РФ. Законодательное основание призвано создать в стране благоприятные условия для свободного развития и достойной жизни граждан.

Необходимо учитывать, социальная направленность ТК РФ не регламентирует права исключительно работников. В соответствии с Конституцией, не только наемные работники могут иметь гарантированные основании собственных прав и свобод. Работодатели создают рабочие места, обеспечивают людей работой, они вправе реализовать свои интересы в экономических и иных видах деятельности.

Основные цели и задачи трудового законодательства

Социальные и экономические цели трудового законодательства основаны на функциях:

обеспечение уровня трудовых прав, гарантий, свобод;

возможности работодателей удовлетворить свой интерес, чтобы достичь стабильных экономических результатов, создать все материальные предпосылки для успешной реализации прав и свобод работников.

Указанные функции регламентированы статьей 1, частью 2 ТК РФ. К основной задаче законодательства относится создание необходимых правовых условий, помогающих согласовать основные интересы всех сторон трудовых отношений. Стоит учитывать, соотношение таких функций основано на доминантной социальной основе.

В российском обществе наибольший удельный вес отводится наемным работникам. С экономической точки зрения работники не относятся к хозяйствующим субъектам и располагают лишь определенными способностями, помогающими выполнять соответствующие функции. Но это сопоставимо с основами, позволяющими принимать участие в экономической или иной деятельности работодателя. Отсюда можно сделать вывод, работники могут реализовать свои способности только при совершении определенных действий работодателя, который не всегда заинтересован в таких действиях. Поэтому персонал больше нуждается в защите прав, интересов и социально-правовой государственной поддержке.

Почему основными целями трудового законодательства являются социальные и экономические основы

Действующее на сегодняшний день законодательство берет за основу социальные и экономические гарантии. С одной стороны это помогает работодателю обеспечить эффективность деятельность предприятия. Но при этом учитывается, что экономические интересы работодатель способен удовлетворить самостоятельно, так как фигурирует субъектом имущественных, неимущественных прав, организатором производства. Работодатель обеспечивает виды хозяйственной, культурной, развлекательной, образовательной, медицинской, иных видов деятельности.

Взаимоотношения всех участников строятся на правовой основе. Это не обозначает, что правовое регулирование таких взаимоотношений осуществляется в частном порядке. Обязательно государственное присутствие, олицетворяющее основы правового регулирования на законодательном уровне.

Целями трудового законодательства служат аспекты социальной направленности, призванной обеспечить:

экономическую стабильность;

предсказуемость;

социальный прогресс;

защищенность всех участников трудовых взаимоотношений.

Правовое регулирование возникших отношений направлено на учет интересов самого государства, поддержание стабильности в сфере экономико-правовой политики, достижение обществом социальных благ.

Читайте по теме в электронном журнале

Каковы основные цели трудового законодательства

В статье 1, части второй ТК РФ очерчивается круг общественных отношений. Основные цели трудового законодательства России заключаются в их урегулировании. В настоящее время в этот спектр входят не только непосредственно трудовые отношения, но и любые иные общественные отношения, которые непосредственным образом связаны с трудовыми.

При общем рассмотрении сердцевиной регулирования трудовой деятельности является соблюдение и исполнение договоров, заключенных между сторонами – работодателем и работником. Правовое регулирование разнообразно по своей направленности. В частности, отношения, предшествующие трудоустройству, призваны обеспечить свободу выбора трудовой деятельности. В дальнейшем это помогает возникнуть трудовым правоотношениям между работодателем, который ищет сотрудника с соответствующим уровнем квалификации и работником, которого полностью устраивает определенное предложение.

Цель трудового законодательства РФ основана на регулирование отношений по управлению трудом, организации. Деятельность наемного персонала относится к экономическим факторам хозяйствования, но работодатель использует его по собственному усмотрению. На международном и российском рынке труда труд наемных рабочих считается товаром. Субъектом деятельности выступает человек. Управление гражданами относится к разновидности социальной власти, которая не может быть безграничной в демократическом обществе. А значит, обязательно требуется процессы, механизмы, направленные на регулирование, обеспечивающие защищенность всех участников трудовых отношений.

Основные цели трудового законодательства заключаются:

  1. в определении пределов осуществления власти;
  2. в определении нормативов при создании локальных, директивных, распорядительных, правоприменительных документов.

На законодательном уровне регулируются отношения по подготовке, переподготовке, повышения квалификации кадров. Работодатель заинтересован в повышении эффективности трудовой деятельности.

Не менее важным аспектом служит регулирование отношений по всем видам партнерства, ведения коллективных переговоров, заключению договоров, соглашений. Все цели подчинены интересам сторон коллективных, индивидуальных взаимоотношений и в конечном итоге государства. Социальное благополучие российского общества напрямую зависит от нормального функционирования и развития рынка труда.

На законодательном уровне регулируются все вопросы, сопутствующие действующим отношениям. Профсоюзные комитеты обязаны учитывать аспекты российского законодательства, соответствующие нормативы, помогающие обеспечить эффективную организационно-управленческую деятельность, защиту, проводить воздействие на работодателя в случаях необходимости. Законодательное урегулирование отношений по осуществлению надзора и контроля, охране труда помогает обеспечить безопасные условия.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, — хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание) .

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен на свой труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений, господствующей в обществе. Поэтому производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и прежде всего воображения и мышления.

Отсюда явствует, что нет нужды придумывать какие-то особые свойства “духа”, чтобы обосновать источники этих удивительных свойств человеческой психики. Их необходимость обусловлена закономерностями человеческой деятельности, т. е. вытекает из самой формы существования человека как общественно-трудового существа.

Требуя для своего осуществления высших психических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества.

Возьмем, к примеру, поведение загонщика в первобытной охотничьей орде. Его действия сами по себе не направлены на овладение добычей. Больше того, если бы он действовал один, то эти действия привели бы к тому, что он остался бы голоден — добыча легко бы ускользнула. Поэтому вся его деятельность приобретает смысл только в сочетании с деятельностью других людей — охотников. Чтобы достичь цели, загонщик должен учитывать действия охотников-гнать оленя на них, а не куда попало. Тем самым цель его действия перестает быть биологически значимой и становится общественно значимой. Она отражается не в форме внутренних инстинктивных переживаний, а через восприятие действии над объектами внешней реальности. Так самой практикой образы объектов и действий над ними отрываются от переживания биологической потребности, понуждающей к деятельности.

Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продуктов природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т. е. использованием воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Например, чтобы сделать костяной наконечник для копья, нужно учитывать относительную твердость костей, а не их съедобность. И действия по изготовлению изделий из кости управляются этими объективными свойствами костей, а не их вкусом или питательностью.

Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Сама коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях — речи. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности. Наконец, она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом.

Но такое отношение к реальности и составляет, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность — по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовывать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на Земле из приспособительного существования — в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород: НЗКШ, 1990.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

3. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. — Москва: Просвещение, 1986.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — Москва: Политиздат., 1982.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Комментарий к статье 1

Общественная потребность в нормативном регулировании той или иной сферы общественных отношений выявляется с учетом того, каково фактическое состояние соответствующей области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы и др.). Исходя из этого наряду с решением ряда вопросов определяются цели и задачи правового регулирования соответствующей сферы общест-венных отношений.
В ст. 1 ТК установлены цели и задачи трудового законодательства.
Комментируемая статья, как и трудовое законодательство в целом, основана на системе ценностей, принятых в обществе, а также адресованных субъектам, в отношении которых проявляются эти ценности. Эти цели и задачи трудового законодательства основаны на положениях Конституции РФ, признающих человека, его права и свободы высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), и определяющих Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняющим труд и здоровье людей, устанавли-вающим гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ), а также иных базовых положениях Конституции РФ (ст. ст. 15, 17, 18, 30, 37, 45, 46, 55 и др. статьи).
В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели трудового законодательства.
Первое место занимает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан согласно Конституции РФ. Это означает, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, включают гарантии, которые приобретают значение юридических и носят обязательный характер.
Государство устанавливает гарантии для всех работников (граждан), именуемые как «общие гарантии трудовых прав и свобод» (га-рантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора, по оплате труда, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, по охране труда и др.). Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями), установлены специальные гарантии.
Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда. Достижению этой цели служат нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др. Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие охрану труда, соблюдение требований и организацию охраны труда и др. (см. разд. X ТК).
В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы по защите и способы такой защиты получили свое закрепление в ТК (см. разд. XIII). В ч. 1 ст. 352 ТК установлено в соответствии с Конституцией РФ (ст. 45) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ч. 2 ст. 352 ТК предусмотрены основные способы защиты трудовых прав и свобод. Они включают: самозащиту работниками своих прав, общественный способ защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, административный способ, главным образом государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственный способ, прежде всего это судебная защита (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров). Очевидно, что эти способы в основном направлены на защиту трудовых прав и свобод работников, так как реализация этих прав и свобод во многом зависит от правоприменительной деятельности, присущей работодателю, который не всегда соблюдает трудовое законодательство и выполняет свои обязанности. Поэтому работник (работники) нуждается в защите своих трудовых прав, гарантиях защиты, включая ука-занные способы их защиты.
Защита прав и интересов работодателя не исключается. Следует исходить из того, что в сфере трудовых отношений работодатель вправе осуществлять свои дисциплинарно-распорядительные и правоприменительные полномочия, а также заключать коллективный дого-вор, участвовать в заключении социально-партнерских соглашений, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в порядке, установленном ст. 8, другими статьями ТК.
В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены две основные задачи трудового законодательства, решение которых направлено на достижение целей, названных в ч. 1 комментируемой статьи. Первая из задач требует создания необходимых правовых условий (предпо-сылок) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Более всего служит выполнению данной задачи правовая основа социального партнерства, создающая условия для согласования этих интересов. Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано общество и государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм. Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно ст. 23 ТК, направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Второй основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и ТК (см. ст. 15). Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения трудовых отношений выделены в самостоятельную гл. 2 ТК. Во второй части комментируемой статьи перечислены иные, непосредственно связанные с трудовыми отношения, которые в совокупности с трудовыми отношениями составляют предмет отрасли трудового права (см. коммент. к п. 5 настоящей статьи).
Комментируемая статья в соответствии с Конституцией РФ определяет цели и задачи, выражающие общесоциальные черты трудового права, придающие определенную направленность трудовому законодательству, что не исключает другого основного направления его воздействия на регулируемые отношения. Эти направления, обусловленные указанными целями и задачами, определяются как специфиче-ские функции трудового права, именуемые защитной (социальной) и экономической (производственной) функциями.
В соотношении указанных функций некоторый приоритет имеет защитная функция в силу ряда причин. Прежде всего потому, что работник и работодатель в трудовом отношении занимают неравное положение.
Защитная функция направлена в основном на охрану труда и защиту работника как более слабого участника в трудовом отношении по сравнению с работодателем, являющимся собственником имущества или владеющим им на законном основании и наделенным дисцип-линарной, директивной и нормативной властью. Экономическая (производственная) функция способна учитывать прежде всего интересы работодателей.
В соотношении указанных функций главным являются взаимосвязи как основа их устойчивости, определенного равновесия. Вместе с тем акцент в соотношении экономической и защитной функций объективно переносится с первой на вторую. При осуществлении защитной функции возможно установление пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание защиты прав и учета законных интересов работников, в том числе путем объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства и др. .
———————————
Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2002. С. 78.

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Трудовое право России» (отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова) включен в информационный банк согласно публи-кации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010 (3-е издание).

Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2004. С. 4 — 5.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.
В комментируемой статье первыми названы отношения по организации труда и управлению трудом. Они являются сопутствующими трудовым отношениям. Возникают эти отношения между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с форми-рованием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией работодателя (юридического лица) либо прекращением деятельности индивидуального работодателя (физического лица). Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК, направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и др.) или непосредственное участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК.
Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами орга-низации, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым в установленном ТК порядке (ст. 8 ТК).
К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обя-занности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях — профсоюзы.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений. В этом случае стороны этих отношений — работодатель и работник — заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, последние из указанных отношений сопутствуют трудовым (см. коммент. к ст. ст. 196 — 208).
Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. коммент. к ст. ст. 23 — 53). Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. ст. 25, 29 — 34). Указанные отношения направлены на уста-новление условий и оплату труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. коммент. к ст. 27), в связи с чем могут возникать соответствующие отношения.
Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законода-тельства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям. Эти отношения возникают между работниками и проф-союзами с работодателем, руководитель выступает представителем работодателя, если им является юридическое лицо (организация). Ра-ботников во всех случаях в данном отношении представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Наряду с этим установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372). В ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. ст. 82, 373).
Указанные отношения являются «длящимися», они возникают с момента избрания профсоюзного комитета и продолжаются до пре-кращения его полномочий. Следует иметь в виду, что права профсоюзов определены ТК, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010) , а также могут получить свое развитие в кол-лективных договорах и соглашениях.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3033; 2003. N 27. Ст. 2700 (ч. 1); N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 27. Ст. 3430; 2011. N 1. Ст. 16.

Отношения по контролю (надзору) (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сопутствуют трудовым отношениям. Они возникают между работода-телем (его представителем обычно выступает руководитель, если работодателем является юридическое лицо, организация) и федеральной инспекцией труда либо соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также органами местного самоуправления или профсоюзами, создаваемыми ими профсо-юзными инспекциями труда (см. коммент. к ст. ст. 353, 354, 356, 360, 370). Эти отношения функционируют в ходе реализации указанными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда, своих полномочий в области государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — всеми работодателями на территории РФ (см. ст. 353 и коммент. к ней). На профсоюзах, их органах и создаваемых ими профсоюзных инспекциях лежит общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК).
Вытекающими из трудовых являются отношения по разрешению трудовых споров, которые в зависимости от того, между кем воз-никает спор (стороны спора) и по поводу чего спор возникает (предмет спора), подразделяются на индивидуальные трудовые споры и кол-лективные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых отношений, а коллективные — из отношений, непо-средственно связанных с трудовыми (например, профсоюз и представители работодателя не достигли соглашения о заключении коллек-тивного договора, в связи с этим возникает коллективный трудовой спор). Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между от-дельным работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, соглашения, локального нормативного акта, коллективного договора, условий трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Ин-дивидуальные трудовые споры рассматриваются в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в КТС и суде. Основанием возникновения отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обращение заинтересованного работника с заявлением (иском) в КТС или суд. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК (см. коммент. к ст. ст. 381 — 390), а в суде порядок их рассмотрения установлен гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (см. коммент. к ст. ст. 391 — 397). Эти отношения могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые требования граждан об отказе в заключении трудового договора предшествуют трудовым отношениям, иски работников об отстранении от работы или переводе на другую работу сопутствуют трудовым отношениям, исковые заявления лиц, уволенных с работы и обратившихся в суд с иском о восстановлении на работе, следуют за трудовыми отношениями).
Коллективные трудовые споры между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных дого-воров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Коллективные трудовые споры разрешаются на основе примирительных процедур на соответствующих этапах разрешения спора: в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже и в крайнем случае путем проведения забастовки, когда стороны вновь, используя примирительные процедуры, ищут выход на соглашение. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен ТК (см. коммент. к ст. ст. 398 — 418). Отношения по разрешению коллективных трудовых споров всегда являются сопутствующими трудовым отношениям.
В число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, включены отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. К ним относится Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2009. N 7. Ст. 781; N 30. Ст. 3739; 2010. N 40. Ст. 4969; N 50. Ст. 6601; 2011. N 27. Ст. 3880; официальный интернет-портал правовой информации. URL.

Предмет. Цели и задачи трудового законодательства.

Трудовое право самостоятельная отрасль права, регулирующая труд работников в организациях.

Цель трудового законодательства – установление государственных гарантий, трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Задачи трудового законодательства:

1. Трудоустройство у данного работодателя

2. Организация труда и управление трудом

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

4. Социальное партнерство. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров.

5. Материальная ответственность, как работников так и работодателей.

6. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

7. Разрешение трудовых споров

8. Обязательное социальное страхование

Основные принципы трудового права

1. Свобода труда (свобода выбора труда, право работать и не работать)

2. Принудительный труд запрещен (работа при несоблюдении правил техники безопасности, работа при не выплаченной или не полностью выплаченной з.п.

Примеры труда фактически принудительного, но не являющиеся таковыми по ТК РФ:

· Труд по альтернативе

· Труд по решению суда

· Труд для предотвращения и ликвидации стихийных бедствий и их последствий (ЧС)

3. Равенство прав и возможностей работников

4. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере з.п.

5. Обязательность возмещения вреда причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

6. Обеспечение права на трудовую забастовку

7. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников

8. Дискриминация в труде запрещена

Система трудового права

Система трудового права – совокупность правовых норм, расположенных в определенной последовательности.

Система делится на 3 части:

· Общая

Принципы, методы, источники трудового права, социальное партнерство, система органов управления трудов, рабочее время и время отдыха, трудовые забастовки, трудовые правонарушения

· Особенная

Вопросы общей части, применительно к конкретным трудовым отношениям (работа в ночное время, работа в районах крайнего севера, работа вахтовым методом, преподавательская работа, труд беременных женщин

· Специальная

История трудовых отношений в России, региональное трудовое законодательство, международные трудовые отношения.

Иерархия и источник трудового права

1. Конституционная

3. Подзаконные акты

4. Нормативно-правовые акты субъектов РФ

5. Документы органов местного самоуправления

6. Договоры и локальные нормативно0-правовые акты

Трудовые отношения – отношения. Основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством. Коллективным договором и локальными нормативными актами.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

1. Избрания на должность

2. Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности

3. Назначение на должность или утверждение в должности

5. На основании судебного решения о восстановлении на работу

6. На основании фактического допущения работника к работе с ведома работодателя, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Работник – физ.лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель – юр.или физ.лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

Вступать в трудовые отношения имеют право лица, достигшие 16 лет.

Основные права и обязанности работника

1. Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора.

2. На предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3. На рабочее место, соответствующее правилам охраны труда

4. На своевременную в полном размере выплату з.п.

5. На отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени.

6. На полную достоверную информацию об условиях труда и требований охраны труда на рабочем месте.

7. На обязательное социальное страхование.

Работник обязан

1. Добросовестно выполнять свои должностные обязанности

2. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка

3. выполнять установленные нормы труда

4. бережно относиться к имуществу работодателя

5. сообщать работодателю о ЧС

Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:

1. Заключать, изменять и расторгать договор с работником. В порядке, предусмотренным ТК РФ.

2. Поощрять работников за добросовестный и эффективный труд..

3. Требовать от работника исполнения трудовых обязанностей

4. Бережного отношения к имуществу работодателя

5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка

6. Привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности работников

Работодатель обязан:

1. Соблюдать трудовое законодательство

2. Предоставлять работник работу, обусловленную трудовым договором.

3. Обеспечивать работников оборудованием, всеми средствами, необходимыми для выполнения трудовых функций.

4. Обеспечивать работникам равную оплату за труд равный ценностям

5. Своевременно и в полном размере выплачивать работникам з.п.

6. Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры

7. Знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами непосредственно связанными с их работой.

8. Осуществлять обязательное социальное страхование и возмещать вред, причиненный работникам.