Почему по мнению экономиста наличие демократического общества. О целесообразности совмещения

  1. Для компетентной защиты своих экономических и социальных прав и интересов старайтесь следить за основными тенденциями экономической политики российского правительства, анализировать проблемы развития рыночных отношений в экономике.
  2. Анализ причин и последствий социально-экономических преобразований в стране позволит вам найти способы и формы рационального и цивилизованного участия в экономической жизни, принятии правильных решений, исполняя такие роли, как потребитель, производитель, участник рынка труда, собственник и др.
  3. Формирование собственной позиции по вопросам экономической политики государства, своей оценки эффективности используемых им методов регулирования экономических процессов необходимо для выбора формы влияния на эту политику и ее методы (участие в выборах законодателей, акциях протеста или поддержки социально-экономической политики, работа в общественных объединениях, партиях и др.).
  4. Вы будущие налогоплательщики. Необходимо помнить, что от вашей добросовестной (полной и своевременной) уплаты налогов зависит ваша возможность полноценно пользоваться предоставляемыми государством общественными благами, а также личное благосостояние, как ваше, так и окружающих вас людей.

Документ

О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации».

    Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты... Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и... расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере... Поэтому далее в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Вопросы и задания к документу

  1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению ученого, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
  2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.
  3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики.
  4. Почему, по мнению экономиста, наличие демократического общества выступает условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это.
  5. Автор подчеркивает регулирующую роль в обществе судебной системы наряду с рыночным механизмом. Раскройте значение правовой защиты участников экономической деятельности.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.
  2. Почему государство занимается производством обществен ных благ?
  3. В чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?
  4. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?
  5. Как государство оказывает поддержку рыночной экономике?

Задания

  1. Россия имеет значительный государственный долг. Как найти эффективные пути его погашения? Аргументируйте свои предложения.
  2. Российскому государству удается в последние годы добиться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику и предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране.
  3. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги - это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте свое мнение примерами.
  4. Назовите направления государственной экономической политики периода реформ 90-х гг. XX в., которые имели позитивные результаты, а также те, которые не оправдали надежд. Проанализируйте экономическую политику России этого периода с позиций влияния на нее той или иной теоретической экономической концепции.

Мысли мудрых

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов».

Дж. Фейлан, современный американский экономист


Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого - ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка...

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки...

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы... Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением...

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика - капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

(П. Самуэльсон )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть даны следующие объяснения:

1) эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов;

2) невозможность со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги.

Объяснения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С3.

С4.

Задания к фрагментам текста (С1-С4).

Характеристика

задания

направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.

на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).

требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.

направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).

Пример

Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад лежности - это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли тературе рекомендациями.

«Следует помнить:

  1. если в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;
  2. если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
  3. если основой текста являются оценочные суждения, яв но показано отношение к чему-либо - это публицистический текст;
  4. если представлены количественные показатели, отра жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ екта, это статические материалы;
  5. если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо сти, политический документ;
  6. если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин формационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения четко опреде лить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред полагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в ко тором они представлены в работе. Выполнить по следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  1. внимательно прочитать задание;
  2. понять, что именно требуется для успешного ответа;
  3. уяснить, из каких частей складывается задание;
  4. стараться выполнить все задание;
  5. если вы можете ответить только на часть задания, обяза тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  6. не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Ответ

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Баллы

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примером.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

Благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

Расширение производства общественных благ;

Создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

Принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики .

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

4) стимулирует снижение затрат производства.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе

Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2 . Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответ должны быть вписаны определения политики:

1) в широком смысле («все виды деятельности по самостоятельному руководству»);

Приведены два определения

Приведено одно определение

Ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны следующие субъекты политики:

1) банки;

2) профсоюзы;

3) городская и сельская община;

4) правление корпораций;

5) «умная жена».

Указаны четыре субъекта

Указаны два-три субъекта

Указан один субъект, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

позиции :

1) характеристики государства:

Государство есть отношение господства;

Государство есть инструмент постоянного управления;

2) условия осуществления власти государством:

Государство требует установки человеческого поведения на подчинение;

Государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;

Государство использует как средство господства легитимное насилие.

Приведены две характеристики и два условия

Приведены две характеристики и одно условие, ИЛИ одна характеристика и два условия

Приведена одна характеристика и одно условие, ИЛИ две характеристики, без указания условий, ИЛИ два условия без указания характеристик

Приведена одна характеристика без указания условий ИЛИ одно условие без указания характеристик ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН);

2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов),

3) социальная политика (проведение пенсионной реформы).

Возможны иные верные позиции.

Указаны и проиллюстрированы примерами три направления

Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них

Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них

Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.)

C4 .В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

элементы :

  1. указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);
  2. названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.

Указана черта, названы два направления

Указана черта, названо одно направление

Названы одно-два направления без черты,

ИЛИ указана одна черта без направлений,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

  1. названы два условия:
  1. стабильный период развития общества;
  2. структурная перестройка экономики;
  1. дано объяснение , например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.

Может быть приведено другое объяснение.

Названы два условия, и дано верное объяснение

Названо одно условие, и дано верное объяснение

Названы одно-два условия, объяснение не дано,

ИЛИ дано объяснение, условия не названы,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие элементы :

  1. дано определение , например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;
  2. приведены три примера, допустим:
  1. человек, недавно переехавший жить в город из деревни;
  2. горожанин, работающий в деревне после окончания института;
  3. представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.

Дано определение, и приведены три примера

Дано определение, и приведены два примера

Дано определение, и приведен один пример,

ИЛИ приведены три примера без определения

Дано определение без примеров,

ИЛИ приведены один-два примера без определения,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C4.В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть указаны три проявления, например:

  1. отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;
  2. маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;
  3. маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Могут быть указаны другие проявления.

Указаны три верных проявления

Указаны два верных проявления

Указано одно верное проявление

Ответ неправильный

Максимальный балл

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ответ

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

Баллы

В ответе называются сферы общества:

Социальные отношения;

Экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия

Правильно названы сферы общества

Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие причины:

Сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

Усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

Совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

Более равномерное распределение семейных обязанностей.

Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака

Правильно назван тип семьи, указан один ее признак

Правильно назван тип семьи

Ответ неправильный

Максимальный балл

Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными; здесь развертывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

(С.Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) духовные потребности;

2) духовное производство (производство идей);

3) потребление духовных ценностей.

Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций

Названы два элемента

Назван один элемент, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции :

1) цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»;

2) функции духовного производства:

Совершенствование остальных сфер жизни общества;

Производство знания о знаниях;

Его распространение (трансляция);

Производство общественного мнения.

Названы цель и две функции духовного производства

Названа цель и одна функция духовного производства ИЛИ две функции духовного производства без указания цели

Названа только одна цель или одна функция духовного производства, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены примеры:

1) разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы);

2) создание социальных учений, оказавших влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы);

3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).

Возможны иные правильные ответы.

Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни

Приведены два примера для разных сфер общественной жизни

Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т.е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы.

Даны три аргумента

Даны два аргумента

Дан один аргумент

Ответ неправильный

Максимальный балл

Федеральный закон об образовании (извлечение)

Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

  1. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  2. развитие общества;
  3. укрепление и совершенствование правового государства.
  1. адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  2. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
  3. интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  5. воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

С3. Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие позиции:

1)обеспечение самоопределения личности;

2)развитие общества;

3)укрепление и совершенствование правового государства.

Правильно указаны три позиции при отсутствии неверных

Правильно указаны одна-две позиции при отсутствии неверных ИЛИ правильно указаны три позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и)

Правильно указаны одна-две позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие позиции :

права обучающихся на :

1)получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования;

2)свободный выбор мнений и убеждений:

права образовательных учреждений:

3) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения;

4) на дополнительные образовательные услуги.

Правильно указаны три-четыре позиции

Правильно указаны две позиции

Указана одна позиция; ответ неправильный

Максимальный балл

С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие возможные варианты:

1) профессиональное образование;

2) общее образование;

3) дополнительное образование

и примеры каждого из них.

Перечислены три возможных варианта и приведены примеры каждого из них

Перечислены два-три возможных варианта и приведено менее трех примеров

Приведен один возможный вариант с примером

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:

1) приобретаются знания, необходимые гражданину;

2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам;

3) принимаются ценности правового государства;

4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.

Правильно указаны две-три позиции и приведены соответствующие примеры

Правильно указана одна позиция и приведен соответствующий пример

Правильно указана одна позиция, пример отсутствует; или дан частный пример без обобщения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие определения науки:

1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»;

2) «система знаний и вид духовного производства»;

3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»;

4) «отдельные отрасли научного знания».

Приведены три определения

Приведены два определения

Приведено одно определение ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) констатацию сущности изменений в системе наук: от четкой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;

2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.

Дан ответ и указана причина

Дан ответ без указания причины

Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);

Процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы

Указаны три проблемы и науки, их изучающие

Указаны две-три проблемы и науки, изучающие две из них

Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведен один пример

Ответ неправильный

Максимальный балл

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть следующие позиции :

1) призыв к участию в государственных делах;

О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского учёного-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации» .

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правого поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Вопросы и задания к документу

Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?

А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.

Почему, по мнению экономиста, наличие демократического общества выступает условием выполнения государством своих функций в рыночной экономике? Существует ли связь между рынком и демократией? Попытайтесь привести примеры, подтверждающие это.

В рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время, как вы знаете, практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы в разных странах существенно различаются. Они отражают и историю, и традиции , и масштабы страны и т. д. С давних времен идет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется и в настоящее время. Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям российской экономической политики относится, например, формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики . К текущим целям можно отнести, например, решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.

В экономической политике выделяют, в частности,финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. (Попробуйте сами дополнить перечень направлений экономической политики.)

Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

На последней функции остановимся более подробно. Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?

Общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берет на себя государство , потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты - связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные - в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Рассмотрим конкретные примеры.

Представим деревообрабатывающий комбинат на берегу реки, который загрязняет отходами производства эту реку на многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения, живущего по берегу реки. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров (в данном случае это могли быть затраты на переработку отходов производства или строительство очистных сооружений), на население, никак не компенсируя эти затраты. Кто же поможет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината. Примерами отрицательного внешнего эффекта деятельности потребителей могут быть курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха ит. п.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

Компенсация внешних эффектов - важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений) . Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике - поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Государство в обновляющейся на рыночных основах России занято не столько организацией и регулированием производства, оставляя решение этой задачи преимущественно рынку, сколько осуществлением контроля над экономикой и выбором приоритетных направлений экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает применение определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫБРАТЬ?

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное . Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная - на обеспечение ее сбалансированного развития .

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования . Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное - экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, - монетаризм и кейнсианство.

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. (Подумайте, например, можно ли успешно регулировать такие сферы жизни общества, как наука, образование, экология, полагаясь только на действие закона спроса и предложения.) Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

До 70-х гг. XX в. главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейнсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм. На практике правительства большинства государств используют широкий набот стабилизационних мер как монитарных, так и кейнсианского характера.

В условиях российской экономики старт рыночным преобразованиям был дан за счет активного использования методов монитарной политики, а в настоящее время государство стремиться в целях укрепления стабильного экономического развития, сохранения бездефицитного бюджета использовать оба механизма воздействия на экономику.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель - поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. Рассмотрим различные варианты денежно-кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние - своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Например, если фирма берет у банка 20 тыс. рублей на год под 50% годовых, то возвращать ей придется 30 тыс. рублей.Учетная ставка процента - норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно сокращается число желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизитьинфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к росту денежной массы. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете.

Так оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства - налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес - это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства , расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета - одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции .

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания - продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике
это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

НУЖНА ЛИ РЫНКУ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА?

В первом разделе параграфа мы выделили такую экономическую функцию государства, как поддержание и обеспечение функционирования рыночной системы.

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства. (Вспомните, например, какими законами Российское государство регламентирует предпринимательскую деятельность .)

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства, как вы знаете, осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

Еще раз напомним: приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным (экономическим) методам государственного воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для компетентной защиты своих экономических и социальных прав и интересов старайтесь следить за основными тенденциями экономической политики российского правительства, анализировать проблемы развития рыночных отношений в экономике.

2 Анализ причин и последствий социально-экономических преобразований в стране позволит вам найти способы и формы рационального и цивилизованного участия в экономической жизни, принятии правильных решений, исполняя такие роли, как потребитель, производитель, участни к рынка труда, собственник и др.

3 Формирование собственной позиции по вопросам экономической политики государства, своей оценки эффективности используемых им методов регулирования экономических процессов необходимо для выбора формы влияния на эту политику и ее методы (участие в выборах законодателей, акциях протеста или поддержки социально-экономической политики, работа в общественных объединениях, партиях и др.) .

4 Вы будущие налогоплательщики. Необходимо помнить, что от вашей добросовестной (полной и своевременной) уплаты налогов зависит ваша возможность полноценно пользоваться предоставляемыми государством общественными благами, а также личное благосостояние, как ваше, так и окружающих вас людей.

ДОКУМЕНТ

О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации» .

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты.. . Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и.. . расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования , науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере.. . Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Вопросы и задания к документу