Большая энциклопедия нефти и газа. Разработка операционных бюджетов

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация.

Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

финансовую стратегию предприятия;

♦ результаты финансового анализа за предшествующий период;

♦ планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

♦ систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

действующую систему налогообложения;

♦ действующую систему норм амортизационных отчислений;

♦ средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т. п.

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т. д.);



♦ долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;

ценовая политика, качество продукции, сервис;

♦ конкуренция;

♦ сезонные колебания;

♦ объем продаж предшествующих периодов;

производственные мощности предприятия;

♦ относительная прибыльность продукции;

Вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т. е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата. В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

♦ бюджет должен отражать по крайней мере месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

♦ бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

♦ бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет входить в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

♦ в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг.

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

ТМС готовой продукции на начало периода + планируемый объем производства продукции = планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода.

Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой – деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

Методика составления исходит из следующего:

♦ все затраты подразделяются на прямые и косвенные;

♦ прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;

♦ бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;

♦ объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;

♦ бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают следующее:

♦ он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;

♦ в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т. д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Вопрос 11

Система финансовых бюджетов

Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т. е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

Для составления финансовых планов используются следующие информационные источники:

1. результаты анализа бухгалтерской отчетности (ф. № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

2. договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

3. прогнозные расчеты по реализации продукции потребителями или планы сбыта ее исходя из заказов, прогнозов спроса на нее, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за наличные деньги и в порядке бартерного обмена. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

4. экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);

5. утвержденная учетная политика.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансовоэксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных:

♦ плана-графика налоговых выплат;

♦ бюджета фонда оплаты труда;

♦ плана-графика платежей во внебюджетные фонды;

♦ бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу;

♦ бюджета электроэнергии;

♦ плана-графика погашения кредитов;

♦ бюджета прочих расходов.

Прогноз отчета о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств. Он составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход – по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен «сойтись», т. е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.

Операционный бюджет – документ, содержащий схему доходов и расходов предприятия. Его составляют несколько статей, которые характеризуют группы затрат и поступлений средств. В зависимости от специфики работы бюджет организаций будет различаться. В статье рассмотрим, что такое операционный, финансовый бюджеты, их состав и предназначение.

Понятие бюджета, виды операционных смет на предприятии

Бюджет – это план, который подробно характеризует доходы и расходы предприятия. Его составляют как для отдельных подразделений, так и для всей организации в целом. Это необходимо для того, чтобы четко ориентироваться на показатели затрат и финансовых результатов. В целях наиболее полного отражения информации и удобства ее использования, различают разные виды планов. Но вне зависимости от направленности деятельности предприятия формируют общий бюджет. Его составляют блоки отдельных финансовых планов, скоординированные в одно целое.

Разработку общей картины расходов и доходов предприятия начинают с формирования операционного бюджета. Он напрямую зависит от направленности деятельности предприятия и может включать в себя следующие планы:

  • продаж – присутствует в общей смете любой компании, является основой для других бюджетов, показывает поквартальный и помесячный объем продаж в целом по предприятию и по каждому виду продукции в натуральных и стоимостных показателях;
  • запасов готовых изделий, товаров – содержит данные о запасах ТМЦ по подразделениям и предприятию в целом, нередко его объединяют с производственным бюджетом;
  • производства (в т. ч. по отдельным видам затрат: труда, прямых материальных, накладных);
  • расходов управленческих – содержит информацию об административных затратах;
  • расходов коммерческих – объединяет затраты по реализации продукции (реклама, транспортные услуги, комиссионные сборы и прочее);
  • производственных расходов – позволяет вычислить производственную себестоимость изготовленной продукции.

Состав операционного бюджета – выбор отдельной организации. При его определении стоит помнить, что сметы в его структуре являются источником информации для бюджетирования.

Характеристика бюджета продаж

Первым шагом в создании общего плана доходов и расходов предприятия является разработка сметы продаж. Это операционный бюджет, который содержит информацию о предполагаемых объемах реализации, стоимости продукции и доходах. Чтобы правильно сформировать показатели, необходимо постоянно анализировать и изучать рынок, чем обычно занимается отдел маркетинга.

В процессе составления бюджета реализации специалисты решают вопросы о том, какие категории продукции будут выпускаться, а также каковы их объемы и стоимость продаж. Учитывается и процент покрытия расходов в текущем и последующих месяцах. Рассматривается необходимость планирования безнадежной задолженности.

Операционный бюджет продаж должен соответствовать следующим требованиям:

  • отражен квартальный или месячный объем реализации в стоимостных и натуральных показателях;
  • его формирование происходит на основании категорий покупателей, сезонности и географии продаж, спроса на изделия;
  • включает в себя размер ожидаемого денежного потока от реализации;
  • прогноз выручки от продаж содержит коэффициенты инкассации, которые информируют о соотношении оплаченной в текущем/последующем месяце продукции и безнадежной задолженности.

При составлении бюджета продаж применяют такие понятия, как выручка, прибыль, затраты. Последние подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в прямой пропорциональности к динамике производства продукции. Иными словами, чем больше выпущено изделий, тем больше возникло переменных расходов. Сюда можно отнести оплату материалов и сырья, труда и социальных отчислений работникам и т. п. Постоянные же затраты не зависят от объемов производства. К ним относят, например, амортизацию, арендные платежи, управленческие расходы.

Составление бюджета продаж

Смету формируют в стоимостных и натуральных показателях по кварталам или месяцам. Натуральные величины высчитывают с учетом сезона продаж, а стоимостные - в зависимости от уровня инфляции или изменений курсов валюты. Операционный бюджет реализации составляют по следующему алгоритму:

  1. Рассчитать плановые объемы продаж в натуральных измерителях по каждому виду продукции и групп клиентов.
  2. Рассчитать и произвести учет плановых остатков на складах в пределах их минимально допустимого объема.
  3. Определить закупочные и реализационные цены с учетом инфляции, размер плановой реализации с учетом сезонности (сумма прироста/снижения и показателей продаж предыдущего месяца).
  4. Вычислить планируемый объем закупаемого товара, используя формулу: Об = Об п + О к – О н, где Об п – планируемый объем продаж, а О к и О н – остатки на складе на конец и начало периода соответственно.
  5. Определить объем продаж за месяц для каждого вида продукции по установленным ценам.
  6. Вычислить динамику сбыта и динамику цен на период составления бюджета.
  7. Определить годовой объем продаж по месяцам и продуктам периода.

Экономисты считают целесообразным одновременно с формированием сметы продаж составлять план коммерческих расходов. Это объясняется тем, что составляют их одни и те же специалисты, используя взаимосвязанные показатели.

Бюджет коммерческих расходов

Затраты на продвижение продукции напрямую связаны с объемом продаж, поэтому после плана реализации обычно приступают к формированию сметы коммерческих расходов. К ним относят затраты на:

  • комиссии, причитающиеся посредникам;
  • оплату транспортных услуг;
  • упаковку и тару;
  • рекламу;
  • хранение;
  • покрытие прочих расходов (представительские, складирование, сортировка и т. п.).

Операционный бюджет в части коммерческих затрат при формировании напрямую соотносят с объемом продаж, указанном в плане реализации. Причем большинство расходов планируют в процентах к количеству сбыта.

Смета запасов ТМЦ

Бюджет запасов продукции характеризует остатки на складе по каждому виду изделий, а также в разрезе подразделений и предприятия в целом. Его формируют в стоимостных и натуральных показателях. Смету запасов ТМЦ выделяют отдельно или же включают в состав производственного бюджета. Рассчитывают его дважды за период: на начало и конец. На начало установленного срока указывают размер предполагаемых остатков, который включает в себя продукцию:

  • отгруженную с ненаступившим сроком оплаты;
  • неоплаченную покупателями в срок;
  • находящуюся у покупателей на ответственном хранении;
  • фактически или ожидаемо оставшуюся на складе.

Операционный бюджет предприятия по запасам ТМЦ на конец периода включает в себя остатки на складах продукции в размерах, нормативно установленных, и отгруженных товаров с ненаступившим сроком оплаты. Допустимый размер запасов вычисляют по формуле: З к = Н д × В д × Ц ед, где:

  • Н д – норматив запаса продукции в днях;
  • В д – количество изделий, выпускаемых за один день;
  • Ц ед – планируемая стоимость за единицу продукции.

Показатель Н д формируют затраты времени на упаковку, оформление документов и комплектование партии. Полученное значение запасов ТМЦ – условие ритмичных поставок и бесперебойных отгрузок изделий.

Операционные бюджеты организации формируются по собственному усмотрению. Предприятие вправе объединить план запасов со сметой производственных затрат. Но если возникает необходимость более точно отразить ТМЦ на складе на начало и конец периода, то составление отдельного плана запасов продукции положительно скажется на их учете.

Производственные затраты

Производственный операционный бюджет предприятия может состоять из нескольких статей доходов и затрат, которые полностью характеризуют процесс изготовления продукции. Обычно его образуют 4 составляющие, перечень которых в конкретных условиях может быть расширен.

После составления сметы продаж и запасов приступают к формированию плана производственной программы в натуральных измерителях. На основании данных бюджета реализации и количества запасов на конец периода высчитывают необходимые объемы изготовления продукции. После чего становится возможным составить полный план производства в денежных измерителях по каждому виду изделий.

Полученные данные становятся основой для составления других операционных бюджетов. Например, владея информацией о производственных объемах, можно разработать план прямых материальных затрат. Его содержание делят на три основные части:

  • потребность в основных материалах;
  • смета МПЗ на начало и конец периода;
  • план закупки материалов.

Они напрямую связаны между собой: на основе показателей потребности в материалах составляют план закупки, в который входят МПЗ.

Бюджет операционных затрат в части прямых производственных расходов формируют, опираясь на следующий алгоритм:

  1. Определение основных видов материалов и сырья, необходимых для изготовления продукции.
  2. Вычисление норм расхода материалов и сырья, приходящихся на единицу продукции.
  3. Составление прогноза изменений в части прямых материальных затрат в связи с пересмотром норм расхода, цен на МПЗ.

Иные прямые затраты на сырье и материалы определяют при помощи умножения ставки в рублях на единицу продукции и предполагаемого объема реализации в каждом месяце периода.

Смета прямых затрат на оплату труда

Одну из наибольших частей затрат в процессе изготовления продукции составляет оплата труда работникам основных цехов. Определить ее размер можно по сформированному ранее плану производственной программы, который определяет общее количество рабочего времени. Величина затрат напрямую зависит от системы оплаты, установленной организацией, и трудоемкости процесса изготовления продукции. Последний показатель определяют по каждому виду изделий в человеко-часах или часах. Заработную плату рабочих основного производства рассчитывают в денежных единицах, умножая каждый трудовой час на установленное тарифное значение.

Бюджет операционной деятельности предприятия в части прямых затрат на оплату труда составляют по следующему алгоритму:

  1. Определить категории переменных расходов, величина которых будет изменяться в течение бюджетного периода пропорционально объему продаж.
  2. Рассчитать нормативные значения трудоемкости по каждому виду изделий и стоимость 1 человеко-часа. На основании полученных значений определить общую величину прямых трудовых затрат.
  3. Указать в плане возможную индексацию заработной платы.
  4. Составить смету прямых трудовых затрат на необходимый бюджетный период и график выплаты вознаграждений за труд.

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы относят к числу накладных. Возникают они неоднородно, что приводит к разнице в расчетах. Большая часть общепроизводственных расходов направлена на обслуживание и содержание оборудования и иных средств труда. Кроме этого, сюда относят затраты на:

  • амортизацию имущества, используемого при изготовлении продукции;
  • страхование ОС;
  • коммунальные платежи по содержанию производственных помещений;
  • оплату аренды имущества;
  • оплату труда работникам вспомогательных и обслуживающих цехов;
  • иные управленческие расходы.

Разработка операционного бюджета в части накладных расходов начинается с классификации затрат на переменные и постоянные. После чего формируют смету, опираясь на следующий алгоритм действий:

  1. Определить расходы на эксплуатацию и содержание средств труда.
  2. Выделить общецеховые затраты.
  3. Составить сметы по статьям важных общепроизводственных расходов.
  4. Выделить среди них постоянные и переменные (условно-постоянные) затраты.
  5. Определить размер планируемых затрат на оплату труда.

В целях контроля некоторые предприятия составляют план-график по общепроизводственным расходам на каждый месяц, который необходимо исполнять.

Смета управленческих затрат

Накладные операционные расходы бюджета подразделяются на два дополнительных плана. Составление бюджета коммерческих затрат было рассмотрено выше, т. к. для удобства многие специалисты рекомендуют формировать его сразу после определения объема продаж.

Управленческие расходы включают в себя затраты на содержание административного персонала и некоторые мелкие хозяйственные нужды. Их относят к постоянным расходам, оказывающим влияние на показатель прибыли. Поэтому планирование их величины сопровождается установлением лимитов, представляющих собой фиксированные суммы на бюджетный период.

Калькуляция производственной себестоимости

Составление операционного бюджета завершается вычислением себестоимости произведенной продукции, которую образуют прямые и накладные затраты. Имеющиеся бюджетные планы позволяют рассмотреть соотношение производственных расходов и объемов готовых изделий. Проводя качественный анализ показателей, предприятие сможет действенно их контролировать и планировать.

В ходе экономического управления организации могут понадобиться иные вспомогательные, операционные и финансовые бюджеты. Они играют исходную роль в подготовке и обработке необходимой информации для составления основного плана доходов и расходов.

Операционный бюджет позволяет предприятию в зависимости от его организации планировать текущую экономическую деятельность. При формировании плана в первую очередь составляют смету объема реализации, на основе которой происходит дальнейшее бюджетирование. Постепенно учитывая все составляющие затрат, экономист переходит к созданию документа доходов и расходов, компоненты которого уже определены. После чего составляется прогноз баланса на будущий период.

Операционный бюджет - это бюджет отдельного Центра финансовой ответственности (ЦИП). Цель составления операционного бюджета - планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые осуществляет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждого ЦФО по отнесены к нему финансовые показатели.

Для каждого ЦФО составляется один (и только один!) Операционный бюджет. Общее количество операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО. Итак, в этом количественном соотношении соответственно уже просматривается возможность установления связи между финансовой и бюджетной структурой.

Для различных центров финансовой ответственности, которые занимаются подобной деятельностью, содержание и соответственно названия статей и их групп операционных бюджетов могут совпадать.

Примером могут быть Операционные бюджеты за ценре доходов и расходов.

1. Бюджет центра дохода "Бизнес А"

1.1. Реализация основной продукции.

1.2. Готовая продукция.

2. Бюджет центра дохода "Бизнес Б".

2.1.1. Реализация основной продукции.

2.1.2. Услуги.

3. Бюджет центра затрат "Коммерция".

3.1. Коммерческие расходы.

3.1.2. Оплата труда менеджеров по продажам.

3.1.3. Комиссии с продаж.

3.1.4. Транспортные расходы.

4. Бюджет центра затрат "Маркетинг".

4.1. Коммерческие расходы.

4.1.6.1нтернет-продвижения.

Функциональные бюджеты

Хозяйственную деятельность предприятия можно представить как набор определенных функций. В целом перечень этих функций можно представить следующим образом:

Продажи;

Закупки;

Производство;

Хранение;

Транспортировки;

Администрирование (управление)

Финансовая деятельность;

Инвестиционная деятельность.

Статьи операционных бюджетов, сгруппированы по признаку функциональной принадлежности, образуют функциональные бюджеты. Целью составления функциональных бюджетов является определение потребности в ресурсах для различных направлений деятельности предприятия.

Каждый функциональный бюджет составляется в целом по предприятию. Итак, система функциональных бюджетов предприятия образует его бюджетную структуру. Таким образом, Бюджетная структура - это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов его хозяйственной деятельности.

С позиции этого определения схема составления основного бюджета, безусловно, отражает бюджетную структуру, так как ее блоки представляют собой не что иное, как функциональные бюджеты.

Более подробный перечень функциональных бюджетов, согласно вышеперечисленных функций предприятия, может рассматриваться так, как показано в табл. 5.6.

В табл. 3.6 перечислены функциональные бюджеты на верхнем уровне. Однако какой - либо из указанных бюджетов может быть детализирован в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Например, если для предприятия имеет смысл контролировать не только в целом производственные затраты, но и отдельные их составляющие, то Бюджет прямых производственных затрат может, в свою очередь, включать Бюджет материальных затрат, бюджет энергозатрат, Бюджет амортизации и тому подобное.

Таблица 5.6

Пример перечня функциональных бюджетов

Наименование бюджета

бюджет продаж

Бюджет продаж собственной продукции

Бюджет продаж покупных товаров

Бюджет продаж основных средств 03

Бюджет продаж по прочей деятельности

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на начало периода

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на конец периода

бюджет производства

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на начало периода

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на конец периода

Бюджет потребностей в сырье, материалах, инструментов и т.п.

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на начало периода

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на конец периода

бюджет закупок

Бюджет закупок сырья, материалов, инструментов и т.п.

Бюджет закупок товаров

бюджет закупок

Бюджет остатков товаров на начало периода

Бюджет остатков товаров на конец периода

Бюджет доходов по основной деятельности

Бюджет прямых затрат по основной деятельности

Бюджет прямых производственных затрат

Бюджет прямых коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов по основной деятельности

Бюджет накладных производственных расходов

Бюджет накладных коммерческих расходов

Бюджет административных расходов

Бюджет доходов по финансовой деятельности

Бюджет расходов по финансовой деятельности

Бюджет доходов по инвестиционной деятельности

Бюджет доходов от прочей деятельности

Бюджет расходов по другой деятельности

Обозначения типа бюджета:

ДВ - доходов - расходов; РГК - движение денежных средств; НВ - натурально - стоимостные.

При необходимости можно продолжить детализацию еще на один уровень, когда бюджет материальных затрат детализируется на бюджет сырья (в том числе основные виды рассматриваются отдельно), Бюджет материалов. Бюджет комплектующих (опять же выделив основные виды и (или) поставщиков) и др.

На основе показателей бюджетов формируется также итоговый финансовый результат: прибыль / убыток или чистый денежный поток (сальдо денежных средств). На предприятии также могут создаваться дополнительные бюджеты - не для расчета финансового результата, а для контроля над функциональными областями в определенных разрезах. Например, при необходимости управлять затратами на заработную плату по всему предприятию составляют Бюджет расходов на заработную плату, который целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе производственных, коммерческих и других расходов. Однако, в любой ситуации следует учесть взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов, по торговле схематично представлены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов

Охарактеризуем Сводные (Итоговые) бюджеты предприятия. Каждый функциональный бюджет относится к одному из трех типов бюджетов.

1. Натурально - стоимостный (Бюджет товаров, запасов и необоротных активов).

2. Бюджет доходов и расходов (БДР).

3. Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Согласно этой классификации функциональные бюджеты сводятся по всему предприятию и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Так, бюджет прямых производственных расходов, Бюджет накладных расходов, Бюджет коммерческих расходов и т. Д. Группируются и вместе образуют итоговый бюджет доходов и расходов (БДР), а Бюджет поступлений по основной деятельности, Бюджет выплат по прямым производственными затратами, Бюджет выплат по накладным расходах, Бюджет выплат по коммерческой деятельности и т. д. - итоговый Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Многие операции предприятия влияют на все три итоговых бюджеты. Так, реализация продукции будет отображаться в бюджет товаров, запасов и внеоборотных активов как отгрузки готовой продукции и соответственно в основном, в бюджете доходов и расходов - как начисление дохода от реализации, а при оплате этого товара покупателем в бюджете движения денежных средств (БДДС) - как поступления денег от реализации. Следовательно, функциональное Бюджет продаж составляется в разрезе движения товаров, доходов и движения денег и соответствующим образом принимает участие в формировании всех итоговых бюджетов (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Взаимосвязь функционального бюджета продаж и итоговых бюджетов

Таким образом, итоговые бюджеты, необходимы не только для планирования финансовых результатов, но и для отслеживания "удаленных" и "побочных" эффектов изменения тех или иных моментов в стратегии и тактике предприятия, а также для обоснованного корректировки бюджета в целом. Рассмотрим их подробнее.

Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления - управление экономическими результатами деятельности предприятия, то есть его прибылью и рентабельностью. Под экономическими результатами в данном случае понимаем тот результат производственно - финансовой деятельности предприятия, отражающий изменение стоимости имущества предприятия. Он показывает:

Доходы предприятия - в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, источник получения и др.);

Расходы предприятия в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, направление расходов, статья калькуляции пр.);

Разницу (то есть прибыль или убытки) между доходами и расходами за определенный период.

На основе этих данных с помощью определенных инструментов анализа (прежде всего факторного анализа прибыли) можно:

Разработать плановый объем и определить значение каждого источника доходов в общем объеме как доходов, так и прибыли. Такая информация необходима для разработки маркетинговой политики компании, ее производственной программы и тому подобное;

Выявить статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов (выявить статьи расходов, которые имеют резервы экономии).

Формат бюджета доходов и расходов (последовательность и группировки статей) должен соответствовать принятому на предприятии формата отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупных доходах) , так как это соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5.7) . Для обеспечения сопоставимости удобным является использование одного и того же формата. Полученные результаты по плану, или по факту не нужно ни перегруппировывать, ни перечислять, ни корректировать.

Таблица В. 7

Схема формирования финансовых результатов

выходной

показатель

корректировка

результат

Действие ("-" - вычитание, "+" - сложение)

Название показателя

Доходы по основной деятельности

Прямые издержки производства

маржинальный

Прямые коммерческие расходы

маржинальный

Накладные расходы бизнеса

Вклад на покрытие расходов

Вклад на покрытие

Накладные расходы предприятия

Прибыль от основной деятельности

прибыль от

основной

деятельности

Доходы по финансовой деятельности

Прибыль до налогообложения

Расходы по финансовой деятельности

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Чистая прибыль

Отчисления в фонды предприятия

Нераспределенная

дивиденды

На основе единого формата можно утверждать, что БДТ - так же, как в Отчете о финансовых результатах - предполагает последовательное, шаг за шагом, вычитания из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. Д.) Соответствующих статей расходов. Так по результатам такого вычет расходов на каждом шагу формируются "очищенные" от определенной части расходов финансовые результаты. И если на первом этапе формируется маржинальный доход как разница между общими доходами и себестоимостью, то на последнем - получаем чистую прибыль.

В отдельных случаях целесообразно вводить дополнительные строки "Финансовый результат от финансовой деятельности" и "Финансовый результат от других хозяйственных операций", - что позволит улучшить управление их финансовыми результатами.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежные потоки) по всем видам банковских счетов, кассы и других мест хранения средств предприятия.

По направленности денежные потоки делят на два их вида:

Поступления на предприятие (денежные поступления предприятию);

Выплаты предприятием (платежи предприятия).

Разница между входными денежными потоками (поступлениями) и выходными (выплатами) определяет чистый денежный поток предприятия, который может быть как положительным, когда на предприятии накапливаются временно свободные денежные средства, так и отрицательным, когда денежные выплаты превышают поступления. Между поступлениями и доходами, а также между выплатами и расходами существует соответствие. Формирование большинства доходов и расходов связано с поступлением и выплатами средств. Уровень детализации статей БДДС и БДР должен быть одинаковым. Пример соответствия статей БДДС и БДР представлен в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Соответствие статей БДДС и БДР

Это соответствие провоцирует поставить знак равенства между прибылью и чистым денежным потоком. Однако, даже начальный предприниматель осознает, что между ними существуют и довольно значительные различия. К основным причинам, которые обусловливают различия между доходами и поступлениями или между затратами и выплатами, это:

1) различия в сроках. Поступления по времени могут отставать от доходов, а могут опережать их, в отдельных случаях могут совпадать. То же самое происходит и с платежами. Они могут осуществляться синхронно с расходами, могут опережать их, а могут существенно отставать - порой весьма существенно;

2) различия в суммах. Существуют поступления, которые не являются доходами и наоборот. Предприятие может получать доходы и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. По отношению к расходам / платежей имеет место полная аналогия: предприятие может осуществлять расходы, которые не требуют выплат, и проводить выплаты, с бухгалтерской точки зрения не являются расходами.

Каждую расхождение рассмотрим подробнее.

Различия в строках по отношению к доходам выглядят следующим образом (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Расхождение в строках по отношению к доходов и поступлений

Определяя связи между БДТ, БГРК и балансом, можно указать, что авансовые поступления образуют кредиторскую задолженность предприятия а коммерческий (товарный) кредит, предоставленный клиентам, - дебиторскую.

Разница в строках по отношению к расходов и платежей имеют такой вид (табл. 5.10):

Таблица 5.10

Срок платежей по отношению к расходам

В балансе авансовые платежи представлены в дебиторской задолженности, а товарный кредит, полученный от поставщиков - кредиторской.

Разногласия в суммах по отношению к доходам не так уж разнообразны: поступления по основной деятельности не может быть больше доходов. Они могут быть только меньше за счет потерь, связанных с "недобросовестной" дебиторской задолженностью. Следовательно, на тех предприятиях, где продукция (работы, услуги) реализуется исключительно за наличные, поступления совпадают с доходами и по срокам, и по объемам. На предприятиях, получают оплату продукции (работ, услуг) авансом, объем доходов и поступлений совпадают, но поступления формируются раньше. На тех же предприятиях, реализующих продукцию преимущественно на условиях коммерческого (товарного) кредита, поступления отстают от доходов и по срокам, и по сумме. Тем не менее по мере нарастания конкуренции коммерческий (товарный) кредит будет расширяться, и этот тип поступлений станет преобладающим.

Финансовая деятельность предприятия, может генерировать поступления средств, которые не являются доходами, а есть кредитам, также поступлениями, которые не имеют связи с доходами, а есть вложениями в уставный капитал предприятия и спонсорской помощи (в том числе бюджетной).

Разногласия же в суммах по отношению к расходам возможны в обоих направлениях: как упоминалось выше, являются платежи, которые не являются расходами, и расходы, которые не требуют выплат. Основные статьи, по которым отличающиеся между собой ЕДВ и БДДС приведены в табл. 5.11

Таким образом, БДДС является обязательным инструментом управления денежными потоками предприятия. С его помощью планируют и анализируют:

Объемы конкретных выплат и поступлений;

Сроки осуществления платежей и поступлений денег;

Направленность денежных потоков - поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

Обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что бывает необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

Остаток (сальдо) денежных средств на счетах на конкретные (контрольные) даты.

Все указанное позволяет управлять платежеспособностью предприятия, то есть его способностью своевременно погашать обязательства. Это достигается с помощью следующих мер:

Поддержание на счете необходимого объема денежных средств (для осуществления всех запланированных платежей);

Таблица 5.11

Разногласия в статьях между собой БДТ и БДДС

Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

Операционный бюджет включает в себя:

1.1. Бюджет продаж.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.

1.2. Бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж.

1.3. Производственный бюджет.

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

1.4. Бюджет закупки/использования материалов.

В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

1.5. Бюджет трудовых затрат.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу, В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

1.6. Бюджет общепроизводственных расходов.

Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и, аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

1.7. Бюджет общих и административных расходов.

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

1.8. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Бюджетирование:

Это форма организации финансового планирования

Это создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов;

Это особый инструмент управления, представляющий систему составления бюджетов, текущего контроля за исполнением принятых бюджетов, учета отклонений фактических показателей от бюджетных и анализа причин существенных отклонений.

Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, с четко определенными местами их возникновения и закреплением в ответственность за руководителем.

Сводный бюджет - план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру. Сводный бюджет состоит из трех подбюджетов 1-го уровня:

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Инвестиционный бюджет - подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определение «бюджет капитала».

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений.

Существуют мнения о том, что инвестиционный бюджет является частью финансового бюджета.

Финансовый бюджет - подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Основной целью финансового бюджета является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

* объем продаж и общая прибыль;

* себестоимость продаж;

* процентное отношение доходов и расходов;

* общий объем инвестиций;


* использование собственных и заемных средств;

* срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении). Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1. Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Операционный бюджет - подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период.

Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета закупок, бюджета постоянных расходов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности. Конечной целью операционного бюджета является составление бюджета прибылей и убытков . При его формировании используются бюджеты:

* производства;

* закупки и использования материальных запасов;

* трудовых затрат;

* общепроизводственных расходов;

* административно-управленческих расходов;

* коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др. Бюджет продаж формируется как "сверху вниз" на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и "снизу вверх", принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджеты коммерческих и административно-управленческих расходов.

Бюджет производства - подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объема и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции) - подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объема и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок - подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. В литературе встречаются также определения «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Бюджет постоянных расходов - подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия.