Бюджетный период и его характеристика. Бюджетный период

Бюджетный период – это временной интервал, на который разрабатываются и корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. Предприятие может составлять одновременно несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный, среднесрочный годовой, долгосрочный на 3-5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Минимальный бюджетный период – единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада и т.д.) по видам бюджетов, т.е. разбивка отдельных бюджетов на подпериоды внутри бюджетного периода.

Бюджетный цикл

Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности компании. Его можно разделить на следующие стадии :

0-я стадия 1-я стадия 2-я стадия 3-я стадия 1-я стадия (подготовительная) 0-я стадия

Анализ план - факта исполнения бюджета прошлого периода

Составления сводного бюджета отчетного периода

Контроль исполнения бюджета отчетного периода

План- факт исполнения бюджета отчетного периода

Составления сводного бюджета следующего периода

              1. Бюджетный цикл

Таким образом, бюджетный цикл – это период времени от начала 1-й стадии бюджетного процесса до завершения 3-й стадии.

В идеале в компании бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета отчетного периода должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода.

    Общее назначение бюджетного процесса

В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в следующем:

    Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.

    Повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении фирмы и ее структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.

    Создание возможности для оценки привлекательности отдельных сфер хозяйствования, которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.

    Более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.

    Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.

    Инфрастуктура бюджетного процесса

Для внедрения в практику предприятий системы бюджетирования необходим ряд обязательных условий, без которых эта система не сможет работать. Данные условия образуют инфраструктуру бюджетного процесса.

Бюджетный процесс

Аналитический блок:

методология составления, контроля и анализа сводного бюджета;

методики по отдельным подбюджетам;

квалификационныйперсонал

Учетный блок:

финансовый учет;

оперативный учет;

маркетинговый учет; управленческий учет

Организационный блок:

Финансовая структура

Функции подразделений

Регламент взаимодействия

Система ответственности

Программно-технический блок:

технические средства;

программное обеспечение

Рис. Инфрастуктура бюджетного процесса

Бюджетный период - это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. При этом нужно помнить, что различные бюджеты должны иметь унифицированный бюджетный период. Иное дело разбивка каждого бюджета на подпериоды, т. е. определение минимального бюджетного периода. В зависимости от специфики бизнеса бюджеты различных видов могут иметь различные минимальные бюджетные периоды.

Минимальный бюджетный период - единица измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада, и т. д.) по видам бюджетов.

В теории в рамках бюджетного периода выделять два этапа. Первый - период директивного планирования, когда все принятые и утвержденные целевые показатели и нормативы обязательны к исполнению. Второй - период индикативного планирования, в рамках которого устанавливаются лишь общие ориентиры финансовых планов компании. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, когда определяется бюджетный период. Дело в том, что за рубежом компании (особенно крупные, располагающие большими аналитическими ресурсами) составляют бюджеты на 3-5 лет. В России руководители многих фирм отказываются обсуждать серьезно свои финансовые перспективы на срок свыше 6 месяцев. Сочетание социально-политической и нормативно-правовой нестабильности с отсутствием нормального расширенного воспроизводства основного капитала (осуществления планомерной и целенаправленной технической модернизации производства для повышения его эффективности) действительно делает более или менее среднесрочное (не говоря уже о долгосрочном) финансовое планирование в нашей стране для многих предприятий и фирм бессмысленным. Но это с одной стороны. С другой стороны, не зная ориентиров, не устанавливая целей и параметров бизнеса (в том числе и чисто финансовых), вряд ли можно говорить о каком-либо развитии.

Особенности выделения минимального бюджетного периода (разбивки всего бюджетного периода на отдельные подпериоды) есть и у бюджетов различных видов. Так, минимальный бюджетный период для бюджета доходов и расходов (БДиР) на первые 6 месяцев может составлять один месяц или одну декаду, ибо маловероятно, чтобы драматические изменения в структуре себестоимости продукции под влиянием инфляции издержек или изменений налогового законодательства случались чаще, чем один раз в десять дней.

Для бюджета движения денежных средств (БДДС) минимальный бюджетный период на первые 6 месяцев составит скорее всего от одной недели до одной декады, а на первый месяц - лучше один банковский день (если брать за пример лучшие зарубежные образцы). Контроль за движением денежных средств требует большей тщательности и оперативности. По сути актуальность бюджетирования для многих предприятий и фирм обусловлена именно осознанной необходимостью управлять так называемыми финансовыми потоками. На последние 6 месяцев года (особенно, если речь идет об индикативном планировании) минимальный бюджетный период для БДДС может составлять один месяц. Для расчетного баланса минимальный бюджетный период на первые 6 месяцев может составлять один месяц, а на второе полугодие - один квартал. Разбивка операционных бюджетов определяется регламентом составления основных бюджетов, как на уровне ЦФО (ЦФУ), так и компании в целом.

Бюджет движения денежных средств обычно имеет более короткий минимальный бюджетный период, чем бюджет доходов и расходов. Если минимальный бюджетный период БДиР составляет один месяц, то для БДДС он должен быть не более одной декады. А в случае разработки в компании бизнес-плана инвестиционного проекта, связанного с долгосрочными капиталовложениями (на срок более одного года), БДДС составляется на весь период реализации проекта с обязательной помесячной разбивкой первых двух лет периода реализации бизнес-плана.

Для прогнозного (расчетного) баланса бюджетный период также может быть установлен один год, а в качестве минимального бюджетного периода на I и II кварталы могут быть выбраны месяцы.

Разбивка бюджетного периода на подпериоды (различная для БДиР, БДДС и расчетного баланса) имеет отношение только к характеру отображения (степени детализации) финансовой информации. Регламент проведения план-факт анализа и корректировки бюджетов определяется, прежде всего шагом финансового планирования, который устанавливается для всех основных бюджетов.

При организации управления бюджетами, прежде всего необходимо определить участников – субъектов бюджетного процесса. Предстоит установить, какое число уровней управления соответствует числу уровней консолидации бюджетов согласно применяемой на предприятии бюджетной системе.

В крупной и средней компании, в крупном филиале или структурном подразделении (ЦФО), а также на уровне предприятия или компании в целом предстоит решить вопрос о том, что лучше:

Поручить какому-то из существующих структурных подразделений определённые функции и операции по бюджетированию;

Создать новое структурное подразделение, которое целиком будет заниматься бюджетированием.

Проблема состоит в том, что предстоит составлять не один, а множество самых разных основных и операционных бюджетов, в том числе сводных, т.е. заниматься консолидацией бюджетов более низкого уровня управления и согласованием заложенных в них финансовых параметров.

В этом случае к процессу бюджетирования могут быть подключены в той или иной мере уже существующие функциональные службы (как на уровне ЦФО, ЦФУ, так и на уровне компании в целом):

Планово-экономический отдел;

Отдел маркетинга и экономического анализа;

Финансовый отдел;

Бухгалтерия.

Каждая из этих служб имеет свои преимущества по составлению отдельных видов основных и операционных бюджетов, составлению сводных бюджетов, осуществлению координации и управления бюджетным процессом.

Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне предприятия в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении.

Если предприятие большое, то все основные бюджеты можно разделить по разным структурным подразделениям.

В ЦФО для организации системы финансового планирования тоже могут быть созданы специальные подразделения (группы) или назначены специалисты, отвечающие за составление и предоставление бюджетов

Контроль за исполнением бюджетов (сводных и ЦФО), анализ причин расхождения фактического исполнения бюджетов с бюджетными намётками (прогнозами), выработка рекомендаций по устранению негативных тенденций, исправлению финансовой ситуации в компании или отдельном ЦФО являются важнейшей задачей бюджетного процесса.

Для организации контроля за исполнением бюджета на уровне компании, выработки решений относительно направлений инвестиционной политики компании, стратегии финансового планирования на высшем уровне может быть создан так называемый бюджетный комитет, который состоит из представителей ЦФО, контролирующих исполнение бюджетов, из руководителей и специалистов бюджетного отдела, финансового и планово-экономического отдела компании, первых должностных лиц предприятия, контролирующий бюджетный процесс в организации в целом.

Бюджетный процесс (тезисы)

Понятие бюджетного процесса и его принципы

В ст. 6 Бюджетного кодекса дается определение бюд­жетного процесса - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности ;

Деятельность государства от начала составления государствен­ного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным периодом (циклом) .

Весь бюджетный период (цикл) делится на стадии бюджетного про­цесса.

Выделяют:

1. стадию составления, рассмотрения, утверждения бюд­жета (стадия бюджетного планирования),

Стадию исполнения и заключения бюджета,

Стадию составления и утверждения отчета об исполнении бюджета,

которые пе­риодически сменяют одна другую.

Сам бюджет действует в течение одного года, Который равен календарному году - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев .

С 01.01.2008 г. появилось понятие плановый период – два года следующих за очередным финансовым годом;

Федеральный бюджет в обязательном порядке составляется на очередной финансовый год и плановый период (то есть на три года), субъекты РФ и муниципальный районы (городские округа) могут составлять проект бюджета на финансовый год и плановый период или на очередной финансовый год + обязательно принимать одновременно с ним среднесрочный финансовый план. Для поселений его составление среднесрочный финансовый план не является обязательным.

Под среднесрочным финансовым планом понимается документ, содержащий основные параметры бюджета

Среднесрочный финансовый план ежегодно одобряется и разрабатывается по форме и в порядке, установленным высшим исполнительным органомсубъекта , местной администрацией.

Утвержденный среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) должен содержать следующие параметры:

- прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);

- объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;

- распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты , устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);

- дефицит (профицит) бюджета ;

- верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

+ Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации наряду с указанными параметрами должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда .

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) может быть предусмотрено утверждение дополнительных показателей среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период .

Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.

В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.

Бюджетный год, бюджетный период, сроки прохождения стадий бюджетного процесса.

Финансовый год - традиционный период, на который устанавливается бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.); время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета.

Также известен как бюджетный год или фискальный год , от лат. fiscus - государственная казна.

Обычно финансовый год совпадает с календарным. В России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря.

В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год - с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.

Бюджетный период

бюджетный период – время, в течение которого длится бюджетный процесс

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет2. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января 1700 г., что впоследствии было подтверждено постановлением СНК РСФСР от 23 декабря 1919 г. И лишь с 1922 г. по 1930 г. бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего)3.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов4.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы5. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы во источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию - систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам6. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

В Российской Федерации, согласно Закону “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации (ст. 12).

В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возвратной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную классификацию. Поэтому приказом Минфина РФ № 177 от 29 декабря 1994 г. с 1 января 1995 г. в Российской Федерации введена новая редакция бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения7.

Новая редакция структуры бюджетной классификации РФ включает в себя четыре блока: I. Доходы бюджета; II. Расходы бюджета; III. Финансирование бюджета; IV. Государственный долг. Существенные изменения произошли в классификации доходов бюджета. Они стали подразделяться на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

Принципиально изменена и классификация расходов бюджета. Здесь следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные. расходы; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

Группировка бюджетных средств по функциональному, экономическому и ведомственному признакам осуществляется на основе соответственно функциональной, экономической и ведомственной структур бюджетных расходов.

В соответствии с приказом Минфина РФ “О бюджетной классификации РФ” ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждается в соответствии с законодательством субъектов РФ и решениями органом местного самоуправления. Новая редакция бюджетной классификации РФ легла в основу нового законопроекта РФ “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий;

облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодное -ти, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае8.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-тимесяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетныхобязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежныхобязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежныхобязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежатзакрытию в 24 часа 31 декабря. Бюджетный период - это время, в течении которого проходят все стадиибюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный периодболее широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего однойстадии бюджетного периода. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательскойдеятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются втех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениемлицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, иэтот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новымбюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объемнационального дохода государства, по-разному перераспределяются средства взависимости от задач, решаемых государством в данный период. Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждойреспублики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправленияв зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфераданной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающийпоследовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета,исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета обисполнении бюджета, остается неизменным. Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявлениематериальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный креальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходовбюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществлениебюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов междубюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами идр. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдениекоторых дает возможность изначально правильно составить, утвердить иисполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и смаксимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетномзаконодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующиеобщие принципы: - единства бюджетной системы; - принцип разграничения доходов и расходов бюджетов; - принцип самостоятельности; - сбалансированности; - гласности; - достоверности; - адресности и целевого характера бюджетных средств. Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и,кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. 1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность). 2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д. 3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. 4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят: . классификация доходов бюджетов РФ; . функциональная классификация расходов бюджетов РФ; . экономическая классификация расходов бюджетов РФ; . классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; . классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; . классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга; . классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; . ведомственная классификация расходов РФ. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всехстадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальныйюридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовыхорганов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значениене только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основематериальных норм бюджетных права. 2. Полномочия участников бюджетного процесса. Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления в отношениипринятия правовых актов в области бюджетных отношений, а такжеосуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функцииорганов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующиминормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФи органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы,органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного имуниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиямиобладают также органы законодательной (представительной) и исполнительнойвласти, права которых закреплены в ст. 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ, атакже Президент РФ, который ежегодно инициирует бюджетный процесс,направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его,подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод. На разных уровнях управления финансовые органы представленыМинистерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ(министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и другихсубъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительныхорганов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальныхобразований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органовместного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковыеадминистрации не имеют в своей структуре финансовых органов, Финансовыеорганы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и невходят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральныхфинансовых органон входит также Федеральное казначейство и еготерриториальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях,организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местномуровне Бюджетным Кодексом РФ в ст.151 предусмотрено созданиетерриториальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальныхбюджетов. Органом денежно-кредитного регулирования выступает Банк России,который определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативыдостаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных иразмещенных средств и др.), проводит операции с ценными бумагами. Органы государственного и муниципального финансового контролясоздаются как представительными, так и исполнительными органами власти иместного самоуправления. Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексомделегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но собязательной передачей ассигнований на их осуществление1. Участниками бюджетного процесса являются:Президент Российской Федерации;органы законодательной (представительной) власти;органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главыместного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбордоходов бюджетов, другие уполномоченные органы);органы денежно-кредитного регулирования;органы государственного и муниципального финансового контроля;государственные внебюджетные фонды;главные распорядители и распорядители бюджетных средств;иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложеныбюджетные, налоговые и иные полномочия;бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарныепредприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитныеорганизации, осуществляющие операции со средствами бюджетов. Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов,обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающихбюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной(представительной) и исполнительной власти, органы управлениягосударственными внебюджетными фондами, главные распорядители ираспорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные имуниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а такжекредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствамибюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии сост. 153 и 154 БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладаютбюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов,обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151. В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительнойтрактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующимигосударственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондомсоциального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондамиобязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетовсоответствующих фондов, представляют их для утверждения в ФедеральноеСобрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (потерриториальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнениибюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в формефедерального закона.

В процессе управленческого планирования на промышленном предприятии очень важную роль играет установление сроков бюджетного периода. Необходимо понимать, что выбор временного интервала, составляющего бюджетный период, достаточно жестко определяется отраслевой и индивидуальной спецификой компании, а также особенностями макроэкономической среды, в которой она функционирует.

Двумя крайностями, которых необходимо избегать, являются: ведение плановой (бюджетной) деятельности исключительно для целей текущего управления без разработки стратегических планов развития (так называемых бюджетов развития). В этом случае на предприятии обычно составляются краткосрочные бюджеты сроком на 1-3 месяца.

В этой связи абсолютизация краткосрочного бюджетирования приводит к тому, что долгосрочные программы развития бизнеса при таком подходе «выпадают» из общего механизма бюджетного процесса.

наличие лишь одного (краткосрочного либо долгосрочного) бюджета в компании в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности управленческого планирования. Опыт передовых западных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение одновременно двух или даже трех бюджетов, различающихся по своим срокам и целям.

Сочетание стратегического и текущего планирования на основе одновременного составления двух или трех бюджетов, различающихся по степени длительности, показано на рисунке.

Рисунок 8.1 Комбинированный подход к бюджетированию:

сочетание стратегического и текущего планирования

Бюджеты различаются по срокам, функциям, степени обязательности исполнения, возможности корректировки.

Краткосрочный бюджет (1-3 месяца) . Для российских предприятий наиболее оптимальным сроком краткосрочного (текущего) бюджетирования является 3 месяца (квартал). Это совпадает с периодичностью составления фискальной отчетности (квартальных сводных финансовых отчетов, представляемых в налоговую инспекцию), что в значительной степени облегчает работу бухгалтерии предприятия, являющейся основным «информационным» центром предприятия. Для краткосрочного бюджета характерны:



Обязательность исполнения.;

Отсутствие корректировки;

Глобальный характер контрольно-стимулирующей функции бюджета;

Высокая степень детализации бюджетных показателей;

Бюджет развития (1 год) . Этот бюджет относится к разряду долгосрочных. Для него характерны: обязательность исполнения. В начале года предприятием принимаются краткосрочный бюджет (на квартал) и бюджет развития (на 1 год), и в дальнейшем принятие квартальных бюджетов идет в рамках бюджета развития.

Таким образом в принципе бюджет на IV квартал получается расчетным путем посредством вычитания из плановых показателей бюджета развития суммарных плановых показателей за первые три квартала; возможность корректировки. Корректировка показателей бюджета развития является обычным делом притом, что корректировка бюджетных показателей текущего квартала, как правило, не допускается. Это вызвано тем обстоятельством, что за период, равный 1 году, неопределенность макроэкономической конъюнктуры весьма высока и играет важную роль в достижении первоначально намеченных показателей.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (то есть в начале года принимаются всего два бюджета - бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал). После истечения I квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (I квартал следующего года), после истечения II квартала - II квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленных предприятиях, где дополнительные издержки по ведению планово-аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Для средних по размеру предприятий можно рекомендовать планирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).

Для мелкого же бизнеса, как правило, разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов.

8.3. Текущее и стратегическое планирование в промышленности.

Цель разработки стратегии развития предприятия заключается в выявлении главных направлений дальнейшего его развития на основе максимального использования научно-технического, производственного и кадрового потенциала. Стратегическое планирование, как правило, включает разработку долгосрочных планов, рассчитанных на 10-15 лет. При разработке долгосрочных планов определяются главные направления, по которым будет развиваться предприятие, устанавливаются содержание и последовательность выполнения важнейших организационно-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих достижения поставленных главных целей.

Стадии процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок, представлены на рис. 8.2.

Рисунок 8.2 Схема процесса стратегического планирования предприятия, ориентированного на рынок

На основе стратегического долгосрочного плана развития предприятия, рассчитанного на 10-15 лет, разрабатываются перспективные планы развития на 5-10 лет.

На основе этих планов с учетом происшедших за тот или иной период изменений разрабатываются планы на год. Такие планы носят название текущих. В современных условиях наиболее актуальный вид текущего планирования, учитывающий как действующие сферы функционирования предприятия, так и новые сферы, - бизнес-план .

Следует сказать, что плана развития предприятия, строго регламентированного по разделам, не существует. Исходя из практики работы предприятий и рекомендаций ряда авторов в план развития рекомендуется включать следующие разделы:

1. Центральный раздел плана развития предприятия - план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

2. План по маркетингу - относительно новый раздел плана развития. В нем приводится прогноз развития целевого рынка, определяются наиболее значительные преимущества и существенные недостатки деятельности предприятия на этом рынке, выявляются основные проблемы, требующие неотложного решения.

3. Важная часть плана развития предприятия - план научных исследований и разработок . Он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии.

4. План инвестиций и капитального строительства предусматривает вложения в строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

5. Каждое предприятие в той или иной форме может осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Планирование этой деятельности происходит в соответствующем разделе плана развития предприятия - плане внешнеэкономической деятельности .

6. План материально-технического обеспечения - это система материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

7. При разработке плана по труду и персоналу главная задача - предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности.

8. Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом плана, где находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции.

9. В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли.

10. Важное значение для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов имеет заключительный раздел плана развития предприятия - план природоохранных и экологических мероприятий , включающий такие направления, как охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

34. Бюджетный период. Типы бюджетов по длительности

В процессе планирования немаловажную роль (можно сказать, одну из важнейших) играет определение сроков.

Установление периода производится в соответствии со спецификой деятельности, поставленными целями, структурой предприятия, т. е. сроки и принадлежность к тому или иному периоду определяются в зависимости от стратегических целей.

При определении бюджетного периода следует избегать:

1) осуществления плановой деятельности в целях, не связанных с определением стратегии деятельности фирмы. Это связано стем, что бюджетирование основано на главных принципах: планово-аналитическом и контрольно-стимулирующем, в связи с чем при допущении данной ошибки долгосрочные планы ликвидируются из общего бюджетного процесса. Примером может служить ситуация, когда по прошествии бюджетного периода при анализе отклонений фактических показателей от плановых выявляется влияние на финансовый результат занижения цен на продукцию;

2) доминирования долгосрочного планирования над краткосрочным. Известно, что чем долгосрочнее бюджет, тем больше в нем неопределенности.

Наличие лишь долгосрочного или краткосрочного бюджета имеет негативное влияние на процесс планирования, а следовательно, на принятие управленческих решений в перспективе.

Итак, для более результативного планирования необходимо сочетание стратегических и краткосрочных планов, которые разделяются по степени длительности:

1) краткосрочный план, или краткосрочный бюджет, который составляется на период, равный 1-3 месяцам. Наиболее эффективным является квартальный план в связи со сдачей налоговой отчетности раз в квартал. Для данного вида плана характерны:

а) обязательное исполнение (является в некотором смысле законом);

б) отсутствие корректирующих действий (в связи с краткосрочным характером планирования и наименьшим наличием риска появления факторов, влияющих на срыв в исполнении плана);

в) контрольно-стимулирующая функция, задействованная более, чем в других видах планирования (система поощрений за показатели выполнения плана или лишение премий в связи с низкими результатами);

г) детализация показателей на высоком уровне;

2) стратегический (долгосрочный) план:

а) бюджет развития составляется на период свыше одного года и имеет следующие характеристики: обязательное исполнение; возможность осуществления корректирующих действий; контрольно-стимулирующие действия выборочного характера (премии по результатам выполнения плановых показателей выдаются только руководителям структурных подразделений); средняя детализация плановых показателей;

б) скользящий бюджет – это годовой бюджет особого рода. Его сущность заключается в том, что по истечении бюджетного периода (скажем, первого квартала) к нему добавляется первый квартал следующего года, что позволяет осуществить непрерывность планирования.

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

44. Бюджетный федерализм Понятие федерализма появилось с потребностью устройства государства в форме, которая допускает в его пределах существование и развитие структурных единиц.Федерацией называется объединение двух или нескольких государств в одно новое.

Из книги Экономическая журналистика автора Шевчук Денис Александрович

6.2. П Р О Е К Т функциональной классификации расходов бюджетов Российской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского автора Сарабьян Эльвира

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

Кто является обладателем мирового рекорда длительности пребывания у власти? В данном отношении рекордсменом является египетский фараон Пепи (Пиопи) II, который приблизительно в 2254 году до нашей эры взошел на престол в 6-летнем возрасте и безраздельно царствовал в течение

Из книги автора

Из книги автора

Бюджетный год БЮДЖЕТНЫЙ ГОД - срок действия утвержденного бюджета. Б.г. определен в РФ в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). Впервые в России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января

Из книги автора

Бюджетный закон БЮДЖЕТНЫЙ ЗАКОН - законодательный акт, устанавливающий бюджет на конкретный период, сроки и порядок его действия, основные назначения по бюджетным ресурсам и бюджетным ассигнованиям. В РФ Б.з. принимаются как на федеральном уровне, так и на уровне

Из книги автора

Бюджетный процесс БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников Б,п. по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их

Из книги автора

Отработка длительности дыхания Несмотря на то, что оратору при произнесении речи не требуется длинного дыхания, владеть им он обязан. Предлагаемая группа упражнений поможет отработать навык длинного дыхания.Упражнение 67. «Один вдох на фразу» Прочитайте отрывок вслух,

Из книги автора

20. Виды бюджетов С позиций количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой так называемый генеральный бюджет, который состоит из взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования

Из книги автора

21. Классификация бюджетов В зависимости от специфики деятельности предприятия, а также от принадлежности к той или иной отрасли бюджеты классифицируются:1) по построению по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз»:а) бюджеты, сформированные по принципу «снизу вверх»,

Из книги автора

54. Место бизнес-прогнозов в системе расчетов операционных бюджетов предприятия При подготовке операционных бюджетов используются бизнес-прогнозы, которые подразделяются на несколько видов:1) прогноз изменения цен. На этом этапе составления операционного бюджета