Нижнетагильская роспись по металлу почему стала известна. «Цветы на подносе»

Вконтакте

Народное ремесло по художественной лаковой росписи металлических подносов, зародилось и существует в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.

Путеводитель по Русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Начало

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых - Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.


Protonnt , CC BY-SA 3.0

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И. Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва) .

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму, — подчёркивает Ольга Силонова. — Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти - яркое, броское, нарядное» .

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена - мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала .

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех.

Современность

Сейчас подносы с Тагильской художественной лаковой росписью производят 4 фирмы: «Нижнетагильский центр Нижнетагильской подносной росписи», ООО РСК «Тагильская артель», ООО «ЛИТа» и ООО «Лаковая живопись Урала» (г. Екатеринбург),

Подносной росписью занимаются в художественной школе Нижнетагильского колледжа прикладного искусства и дизайна при Нижнетагильском заводе-музее.

Однако из-за социально-экономического кризиса конца XX века и сейчас, даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, не приходится говорить о процветании промысла.

Фотогалерея



Полезная информация

Тагильская ро́спись

Прообраз Жостово

Считается, что Тагильская роспись - это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

Тагильские расписные подносы в большом количестве представлены в Нижнетагильском музее истории подносного промысла.

Ранняя история

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла.

Школа В.И. Алабычева

В период руководства Алабычева, появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер.

Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Женская роспись

Когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой.

Завод

В начале XX в. артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. В 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который впоследствии и стал центром возрождения Тагильского подноса.

А.В. Афанасьева

Именно она владела приёмами исконной Тагильской двуцветной росписи и помогла спасти Тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.

Помимо этого Агриппина Васильевна воспитала целый коллектив талантливых мастеров, которые освоили традиционные приёмы Тагильского письма, более того - значительно развили их в своём творчестве во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Училище

В 1944 году, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Образование мастерицы продолжали в Уральском училище (ныне колледж) Декоративно-Прикладного Искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского Педагогического института (ныне академия).

Музей

Важнейшей частью возрождения Тагильского подносного промысла стало создание в городе в 1991 году Нижнетагильского музея истории подносного промысла, который позже стал составной частью нижнетагильского музейного объединения "Горнозаводской Урал".

Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Экспозиция музея включает уникальные образцы творчества мастеров тагильской лаковой росписи по металлу за 265 лет.

Детище горнозаводской цивилизации

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год , к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.
Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.

Музей истории подносного промысла

Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".
Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность. В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.

Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группы

«Цветы на подносе». Нижнетагильская роспись.

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы , музыка.

Ход занятия:

Когда говорят «народные промыслы», сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются легкими, на крестьянский взгляд, делами-плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки… Но уральские народные промыслы-это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Основой жизни на Урале был завод - и народные промыслы расцветали при заводах.

Шедевр уральского ремесла-нижнетагильский лаковый поднос. Зародился промысел в первой половине XVIII века, когда в Россию из Европы вошла мода на лакированные изделия, как престижные предметы обихода. Развитию тагильской росписи способствовал расцвет металлургической промышленности на Урале.

Презентация Слайд №1.

Слайд №2. Нижний Тагил , один из наиболее крупных комплексов промышленного Урала, стал промысловым центром.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 г.,

когда на Выйском заводе была получена первая продукция - чугун.

Расцвет тагильской росписи по металлу приходится на 30-40 годы XIX века.

Слайд №3. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор.
Нижнетагильский расписной поднос – гордость художественных промыслов Урала.

«Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком-

Это просто чудеса.

Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились

Посмотрите все подряд!

Алы розы на подносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!» 250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался рассвет необычного вида живописи картин по металлу, причем в разных жанрах.

Процесс изготовления подноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали , покрывали темной краской – грунтом, потом олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась масляными красками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Его секрет не разгадан до сих пор. Сила мастерства в этом лаке и состояла. Подделка же обнаруживалась легко: выплеснутые чай или соус сразу же выявляли изъяны лакировки.

Слайд №4.

Технология изготовления Нижнетагильского подноса

https://pandia.ru/text/80/407/images/image001_219.gif" alt="*" width="19 height=19" height="19">Штамповка формы

Грунтовка, шпатлёвка.

Сушка в электропечах при t 60-140ºС

Покрытие поочерёдно чёрным и бесцветным лаком

Прочистка пемзой, повторное покрытие лаком

Сушка

Роспись

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись . Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические , ландшафтные мотивы.

Слайд №5. Картинная живопись.

В истории уральской лаковой живописи был период, связанный с копированием произведений известных миру художников. Переработка популярных тем, образов, мотивов была одной из традиционных форм творчества в России независимо от подноса и сложилась ещё во второй половине XVIII веке. На демидовский металл с холстов и эстампов любовно переносились жанровые сцены, фольклорные сюжеты.

Слайд №6 . Цветочная роспись.

«Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство»

В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. В цветах живут волшебные существа эльфы, и только в тюльпане могла родиться прелестная крошка Дюймовочка. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека - разве это не задача искусства? Так и появляются изображения цветов на картинах ‑ натюрмортах, в росписях на стенах домов, на тканях, вазах и чашках, на подносах.

Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением

Слайд №7. Приёмы нижнетагильской росписи

Техника росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок - и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

| Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовой краской. Убор­ки - это орнаменты, на бортах подносов, нарисованные художником.

Орнаментальные рамки бывают довольно затей­ливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса.

Слайд №8. В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Царица цветов – РОЗА.

Слайд № 9. На подносах, вместе с цветами рисовали и птиц.

Слайд №10 . Интересны подносы с изображением натюрмортов с цветами и фруктами.

Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хо­зяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид.

Слайд №11. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер своего жилища.

В наши дни проблема сохранения народной культуры является очень актуальной. К сожалению, некоторые мастерские и фабрики по изготовлению предметов народного промысла находятся в плачевном состоянии. А ведь народные промыслы – то, что создавалось и хранилось веками, это наше культурное достояние. На протяжении трёх веков (18 – 20 вв.) Нижнетагильские подносы пользовались огромной популярностью у русских людей. В них – «яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы – нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души». Их красота, самобытность получила признание и за рубежом.

Слайд №12. Словарь терминов.

Слайд №13 . «В саду никто не может
Собрать таких букетов,
На сон цветной похожи
Живые самоцветы…»

Практическая работа 1 занятия:

Дети выполняют желтой краской уборки (капельки, дужки, завитки, волнистые линии - рисунок по краю подноса).

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые необычные варианты уборки.

«Веселой змейкой вьется тонкая кайма.
Капельками, дужками украшена она».

Практическая работа 2 занятия: Вспомнить, что рисуют на подносах: цветы, ягоды, фрукты, птиц, бабочек. Определиться с выбором своего рисунка.

Напомнить: расположение цветочной композиции в убывающем ритме: крупные яркие цветы (ягоды, фрукты), нарисованы в центре, мелкие – вокруг них, а замыкает композицию травяной узор.

Роспись подноса может быть выполнена способом примакивания, двухцветными мазками (краску следует набирать на кисть с двух сторон).

Нарисую я цветы,
Небывалой красоты.
Лепесточки и тычинки,
И на листиках росинки.
Тени, блики прорисую,
И каемку золотую.
Пляшет кисточка задорно,
Очень я тружусь упорно.
(Фаина Моисеева)

В конце занятия рассмотреть подносы. Отметить какие элементы росписи получились. Отметить самые аккуратные работы, работы с интересными цветами, листьями, удачные композиции.

Используемая литература:

Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Отделение народного декоративно – прикладного искусства

Выполнение декоративных элементов по мотивам Тагильской росписи

Учебно-методическое пособие

преподаватель росписи

по дереву МОУ ДОД «Школа искусств №2»

Усть-Илимск

2010 г.

Введение

Данное методическое пособие предназначено для всех, кто обучается росписи по дереву. Возраст не ограничен. Основное требование – владение элементарными навыками росписи.

В пособии приведены теоретические сведения о истории Тагильской и Урало-Сибирской росписи, показаны приемы владения кистью, которые можно использовать в работе. Описанные и проиллюстрированные фотографиями методы позволят учащимся самостоятельно освоить навыки написания декоративных цветочных элементов или закрепить их дома после занятия.

Преподаватели могут использовать данное пособие в качестве учебного и дидактического материала при подготовке и проведении занятия по росписи.

Описание этапов работы и фотографии, иллюстрирующие их, выполнены таким образом, что будут понятны всем учащимся – взрослым и детям.

Кроме практических советов по технике выполнения «одним мазком», в пособии подробно рассказано о красках и кистях, необходимых для работы, а так же напечатаны замечательные фотографии расписных изделий, композиции которых можно копировать.

Все фотографии показов техники мазка выполнены автором. В качестве примеров расписных изделий большинство – изделия, расписанные автором.

Уважаемый читатель!

У вас в руках учебно-методическое пособие для изучения азов Урало-Сибирской и Тагильской росписи. Это пособие поможет значительно расширить круг людей (детей с 10-11 лет и взрослых - без ограничений по возрасту), которые желают проникнуть в мир художественной росписи.

Для освоения приемов росписи вам потребуются краски, кисти, палитра, бумага (в тексте более подробно описаны все необходимые материалы), терпение и усидчивость. Данное пособие могут использовать не только учителя и преподаватели школ искусств и учителя изобразительного искусства в школах, но и любой человек, имеющий желание научится художественной росписи по дереву.

Советы преподавателям:

Перед тем как предлагать на уроке учащимся освоить приемы Тагильской росписи по дереву, необходимо самому в совершенстве овладеть написанием мотивов. В процессе обучения преподаватель помогает ученикам: наглядно и доходчиво показывает особенности написания отдельных элементов, следит за правильностью выполнения заданий, корректирует (если есть необходимость) написание элементов и мотивов учениками. Желательно показать ученикам не только фото с изображением изделий, расписанных в данной технике, но и заранее приготовить готовое изделие (поднос, расписная доска, шкатулка, тарелка), т. к. на примере изделия, ученикам легче проследить выполнение отдельных элементов росписи (движение руки мастера.)

DIV_ADBLOCK177">

1. История происхождения

живописных росписей России

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду, металлические орудия труда. Самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, у Далматона изготавливали прялки. В 40-х годах XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в.

Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали - видимой частью плоскости. В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому. После росписи изделие покрывали лаком.

Бутон" href="/text/category/buton/" rel="bookmark">бутонов , листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей, XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном. Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей. Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.

Народное искусство - явление духовной культуры и как таковое участвует в важных моментах жизни, утверждая отношение к нему, выработанное народным общественным сознанием. Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие. Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Лёгкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном красоты. Наблюдения за природой способствовали возникновению образов-метафор, общих для многих народов. Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни.

Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы, увидеть нечто большее, чем животное и птицу - человеческий мир. Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в ещё целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло её. Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках с непокрытой головой, мужчины в сапогах пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучия в семье.

В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла – роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от коррозии, их покрывали особым лаком. От простой лакировки изделий постепенно перешли к их росписи. Заводовладельцы поощряли инициативу крепостных мастеров, которые создавали подлинно художественные произведения.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image006_35.jpg" width="437" height="81">

Наибольшей известностью и популярностью не только в России, но и в Европе и Азии пользовались расписные подносы – «подносные доски», как их тогда называли. Пластичность и мягкость тагильского железа позволяла делать подносы самой разнообразной формы: прямоугольные, овальные, круглые, многогранные, гитарообразные и фигурные. Откованные готовые формы попадали в мастерскую живописца, который в ХVIII веке был универсалом: и грунтовщиком, и художником, и орнаменталистом, и лакировщиком. Разделение труда окончательно произошло только во 2-й половине ХIХ века. Готовые изделия лакировались знаменитым хрустальным лаком, изобретение которого приписывается семейству тагильских крепостных художников Худояровых.

DIV_ADBLOCK182">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image009_25.jpg" width="197" height="257 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image011_40.gif" width="206" height="170 src=">.jpg" width="255" height="228 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image015_18.jpg" width="241" height="251 src=">

DIV_ADBLOCK183">

Выдавите или выложите на палитру две краски различных цветов. Затем, если необходимо разведите их водой до нужной консистенции, опустите уголок кисти по краю лужицы краски одного цвета.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image018_16.jpg" width="231" height="228 src=">

Как видно на фотографии, два цвета на кисточке образуют букву «V». Прижмите кисточку к палитре и сделайте дорожку из краски, для того, чтобы краска равномерно распределилась на кисти. Дорожку делаем движением назад и вперед, два - три раза.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image020_24.gif" width="397 height=272" height="272">

При выполнении волнообразного движения, необходимо следить за движением кисти: сначала кисть прижимается к листу, делая фестончик, затем кисть немного приподнимаем от поверхности листа (полностью кисть не отнимаем), затем опять делаем нажим.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image022_12.jpg" width="378" height="283 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image024_10.jpg" width="433" height="265 src=">

Для написания второй половинки листа, развернем кисть и начнем двигать ею в противоположном направлении.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image026_11.jpg" width="321" height="279 src=">

Вот наш лист с фестончатым краем и готов.

Рисование листа за один проход

Берем плоскую кисть, набираем на нее две краски. Кисть ставим на лист бумаги, прижимаем, ведем, а затем аккуратно ставим кисть на ребро, необходимо немного потренироваться, чтобы это движение получалось быстро.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image030_7.jpg" width="368" height="240 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image032_4.jpg" width="376" height="281 src=">

Вот небольшой пример использование таких листиков, из них можно сделать замечательные веточки-приписки.

Также с помощью таких листиков можно сделать лепестки у подсолнуха, или можно придумать свой цветок с использованием этих листиков - лепестков.

Фото из Интернета

На следующих картинках приведены примеры различных листьев, выполненных в нашей технике.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image035_6.jpg" width="439" height="545 src=">

Фото из Интернета

Написание цветка розы

Для рисования розы нам понадобятся акриловые или гуашевые краски примерно таких оттенков: малиновый и белый или оранжево-желтый и красный. Если мы будем писать розу с белым краем, то необходимо подобрать лист для работы отличного от белого цвета, например, можно использовать цветную бумагу (желтую, фиолетовую, зеленую…)

Итак, набираем на кисть две краски различных оттенков. И выполняем мазок «ракушка», для этого устанавливаем кисть на ребро и плотно прижимаем ее к поверхности листа и начинаем вести ее, при этом выполняя волнообразное движение напоминающее букву «m».

https://pandia.ru/text/78/395/images/image037_6.jpg" width="350" height="296 src=">

После того, как мы выполнили первый лепесток, начинаем по кругу вписывать остальные. Прошу обратить внимание, что лучше всего смотрится цветок с пятью и более лепестками.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image039_4.jpg" width="345" height="250 src=">

Вот у нас готова первая юбочка. Если цветок большого размера, то можно, таким же образом написать внутри вторую юбочку лепестков, от этого роза будет выглядеть более полной и пышной.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image041_4.gif" width="445" height="292 src=">

При этом у нас получается некая «колбочка» или воронка из нераспустившихся лепестков. Теперь ребром кисти выполняем следующее движение – «запятая». Ставим кисть, слегка ее прижимам к рабочему листу, немного ведем, а затем ставим на ребро, как в случае прописки кончика листика.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image043_3.jpg" width="325" height="314">

«Запятая», выполненная в другую сторону.

Итак, теперь, когда мы научились делать элементы «колбочка» и «запятая», приступаем к прорисовки серединки цветка.

Выполнили «колбочку», для ее выполнения я немного высветлила внешний край, добавив немного белой краски на кисть.

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности. Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам. Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла - это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» - золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII - начало XIX века - период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был Золотой век развития промысла.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле - это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза - символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос - это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры-паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись - техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца - лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд - основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам. Самобытная тагильская «лакерная» живопись - уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.