Лаковая роспись по металлу. Нижний Тагил

Конспект занятия
для детей подготовительной к школе группы

«Цветы на подносе». Нижнетагильская роспись.

Художественная литература" href="/text/category/hudozhestvennaya_literatura/" rel="bookmark">художественной литературы , музыка.

Ход занятия:

Когда говорят «народные промыслы», сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются легкими, на крестьянский взгляд, делами-плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки… Но уральские народные промыслы-это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Основой жизни на Урале был завод - и народные промыслы расцветали при заводах.

Шедевр уральского ремесла-нижнетагильский лаковый поднос. Зародился промысел в первой половине XVIII века, когда в Россию из Европы вошла мода на лакированные изделия, как престижные предметы обихода. Развитию тагильской росписи способствовал расцвет металлургической промышленности на Урале.

Презентация Слайд №1.

Слайд №2. Нижний Тагил , один из наиболее крупных комплексов промышленного Урала, стал промысловым центром.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 г.,

когда на Выйском заводе была получена первая продукция - чугун.

Расцвет тагильской росписи по металлу приходится на 30-40 годы XIX века.

Слайд №3. Поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор.
Нижнетагильский расписной поднос – гордость художественных промыслов Урала.

«Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком-

Это просто чудеса.

Колокольцы распустились,

Незабудки встали в ряд,

Засверкали, заискрились

Посмотрите все подряд!

Алы розы на подносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!» 250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался рассвет необычного вида живописи картин по металлу, причем в разных жанрах.

Процесс изготовления подноса был следующим: мастер-коваль выковывал форму, загибал борта, затем поднос шлифовали, шпаклевали , покрывали темной краской – грунтом, потом олифой и ставили в печь для закалки. Закаленный поднос покрывали черным лаком, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись, которая выполнялась масляными красками. Расписной поднос лакировали прозрачным лаком и закаливали в печи. В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Его секрет не разгадан до сих пор. Сила мастерства в этом лаке и состояла. Подделка же обнаруживалась легко: выплеснутые чай или соус сразу же выявляли изъяны лакировки.

Слайд №4.

Технология изготовления Нижнетагильского подноса

https://pandia.ru/text/80/407/images/image001_219.gif" alt="*" width="19 height=19" height="19">Штамповка формы

Грунтовка, шпатлёвка.

Сушка в электропечах при t 60-140ºС

Покрытие поочерёдно чёрным и бесцветным лаком

Прочистка пемзой, повторное покрытие лаком

Сушка

Роспись

Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись . Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета. Для росписи подносов-картин сюжетами служили исторические, аллегорические , ландшафтные мотивы.

Слайд №5. Картинная живопись.

В истории уральской лаковой живописи был период, связанный с копированием произведений известных миру художников. Переработка популярных тем, образов, мотивов была одной из традиционных форм творчества в России независимо от подноса и сложилась ещё во второй половине XVIII веке. На демидовский металл с холстов и эстампов любовно переносились жанровые сцены, фольклорные сюжеты.

Слайд №6 . Цветочная роспись.

«Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство»

В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. В цветах живут волшебные существа эльфы, и только в тюльпане могла родиться прелестная крошка Дюймовочка. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека - разве это не задача искусства? Так и появляются изображения цветов на картинах ‑ натюрмортах, в росписях на стенах домов, на тканях, вазах и чашках, на подносах.

Современные художники не знают секрета худояровского лака, зато сохранили и развили специфическую уральскую технику двойного мазка. Скажем, листок с краю темнее, чем у стебля. Чтобы его изобразить, на палитре составляют смесь красок с нужным переходом, затем окунают кисть и рисуют лепесток одним движением

Слайд №7. Приёмы нижнетагильской росписи

Техника росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок - и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

| Бронза" href="/text/category/bronza/" rel="bookmark">бронзовой краской. Убор­ки - это орнаменты, на бортах подносов, нарисованные художником.

Орнаментальные рамки бывают довольно затей­ливы по узору и должны сочетаться с характером росписи подноса.

Слайд №8. В народных преданиях и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы были воплощением всего прекрасного на земле. Царица цветов – РОЗА.

Слайд № 9. На подносах, вместе с цветами рисовали и птиц.

Слайд №10 . Интересны подносы с изображением натюрмортов с цветами и фруктами.

Жостовские подносы, благодаря сложной технике их выполнения, водостойкие, поэтому от влаги на них не вздуваются пузыри, и не откалывается краска с лаком. Зная это, многие хо­зяйки любят подавать фрукты на таких подносах, не переживая о том, что изделия потеряют свой красивый внешний вид.

Слайд №11. На подносах можно подавать чай или кофе, они легко выдерживают высокую температуру. А можно просто любоваться красотой росписи, украшая интерьер своего жилища.

В наши дни проблема сохранения народной культуры является очень актуальной. К сожалению, некоторые мастерские и фабрики по изготовлению предметов народного промысла находятся в плачевном состоянии. А ведь народные промыслы – то, что создавалось и хранилось веками, это наше культурное достояние. На протяжении трёх веков (18 – 20 вв.) Нижнетагильские подносы пользовались огромной популярностью у русских людей. В них – «яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы – нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души». Их красота, самобытность получила признание и за рубежом.

Слайд №12. Словарь терминов.

Слайд №13 . «В саду никто не может
Собрать таких букетов,
На сон цветной похожи
Живые самоцветы…»

Практическая работа 1 занятия:

Дети выполняют желтой краской уборки (капельки, дужки, завитки, волнистые линии - рисунок по краю подноса).

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать самые необычные варианты уборки.

«Веселой змейкой вьется тонкая кайма.
Капельками, дужками украшена она».

Практическая работа 2 занятия: Вспомнить, что рисуют на подносах: цветы, ягоды, фрукты, птиц, бабочек. Определиться с выбором своего рисунка.

Напомнить: расположение цветочной композиции в убывающем ритме: крупные яркие цветы (ягоды, фрукты), нарисованы в центре, мелкие – вокруг них, а замыкает композицию травяной узор.

Роспись подноса может быть выполнена способом примакивания, двухцветными мазками (краску следует набирать на кисть с двух сторон).

Нарисую я цветы,
Небывалой красоты.
Лепесточки и тычинки,
И на листиках росинки.
Тени, блики прорисую,
И каемку золотую.
Пляшет кисточка задорно,
Очень я тружусь упорно.
(Фаина Моисеева)

В конце занятия рассмотреть подносы. Отметить какие элементы росписи получились. Отметить самые аккуратные работы, работы с интересными цветами, листьями, удачные композиции.

Используемая литература:

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности. Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам. Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла - это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» - золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII - начало XIX века - период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был Золотой век развития промысла.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле - это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза - символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос - это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры-паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись - техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца - лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд - основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам. Самобытная тагильская «лакерная» живопись - уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

У истоков нижнетагильскойросписи находится урало-сибирская роспись.

Подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской области,где таким образом украшали дома.

С развитием железоделательного производства на Урале металлические орудия все шире начинают применяться в быту простых людей. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками.Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию. Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии). Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей.Путешествуя по Европе Никита Акинфиевич, "подглядел" идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел - и решил основать собственную лакировальную фабрику.

В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку.

Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале 18 века «железного» военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для «военных нужд государства», закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Активно развивались частных «лакерных» мастерские. Авладельцы завода были, заинтересованны в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.

Еще одной из причин появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай. Мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве и подносы стали расписывать. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (красный, синий, зеленый, черный), затем с помощью мягкой беличьей кисти выполнялась размашистая роспись - букет из разнообразных цветов.Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов. На рубеже XVIII- XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Среди сюжетов, украшавших подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городские и сельские пейзажи. Подносы различали двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»…Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки.

Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины.Уже к середине 19 века нижнетагильский поднос имел не только свой собственный язык, к тому времени сложились семейные мастерские Перезоловых, Кайгородовых, Худояровых и другие. Был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; Двойной мазок - это метод когда одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции. Цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, "черепаховый" или зеленый. Цветок - тагильская роза выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы "воронили" - вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.

В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила.Произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами. Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты и промысел пришел в упадок. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. В советское время известны артели "Пролетарий" (просуществовала до 1930-хх г.г.) и "Металлист" (работала до 1950-хх г.г.), а с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе "Эмальпосуда". Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы - похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым. Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС"О народных промыслах". Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели "Пролетарий". Агриппина Васильевна Афанасьеваa сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала свои умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т.д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.

Тагильский поднос сложныйв исполнении, он требует не просто классического образования, а именно изучения данной техники.

Нижнетагильский лаковый поднос являетсяпрекрасным сувениром, как для зарубежных гостей, так и для жителей нашей страны. Сегодня мастера по росписи подносов продолжают традиции тех, демидовских мастеров, стараются сохранить сложившиеся приемы. Нижнетагильская роспись давно доказала свою красоту и уникальность, художественную ценность, работы уральских мастеров выставляются не только в крупнейших музеях страны, но и заграницей.

Вконтакте

Для широкой общественности до сих пор остаётся неизвестным тот факт, что русская подносная роспись зародилась именно на Урале, именно в Нижнем Тагиле. Большинство людей убеждены, что роспись по жестяным подносам - это традиция исключительно села Жостово, забывая при этом про Тагильскую.

, CC BY-SA 3.0

Зарождение ремесла

Тагильская роспись рождена потомками иконописцев — старообрядцев. Поэтому в ней использовались приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото.

Как самостоятельное ремесло она сложилась, благодаря Н.Н. Демидову, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия. Называлась такая роспись тогда — горнозаводская.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

О подносе

Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Поскольку ещё не было листопрокатного производства, металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.

Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подносов, а также столиков и сундуков, — всё это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов и лакировщиков.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Роспись

Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком». Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи.

Но в самом начале писали по другому. Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам

«особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков»

Особо это коснулось подносов-картин, которые отличались особой «чистотой работы».

Краски и лак

Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось.

Про лак на тагильских изделиях нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.

Промысел в наше время

Производство тагильских подносов и сохранение ремесла сейчас оставляет желать лучшего. На выставке «Ладья 2014» представленные изделия вызвали интерес и удивление посетителей.

Настоящие фирменные Тагильские подносы изготавливаются на нескольких предприятиях, объединённых в Нижнетагильский Центр Народных Промыслов и Ремёсел. И торговые знаки — НТЦНПР и Тагильский поднос, защищены в ФГБУ ФИПС, Роспатент.

Обучают будущих мастеров в Уральском Колледже Прикладного Искусства и Дизайна . Основанный в военные годы, колледж существует и поныне, помогая сохранять традиции древнего и редкого ремесла.

Тагильская роспись подносов. Тагил-ТВ

Фотогалерея








Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Отделение народного декоративно – прикладного искусства

Выполнение декоративных элементов по мотивам Тагильской росписи

Учебно-методическое пособие

преподаватель росписи

по дереву МОУ ДОД «Школа искусств №2»

Усть-Илимск

2010 г.

Введение

Данное методическое пособие предназначено для всех, кто обучается росписи по дереву. Возраст не ограничен. Основное требование – владение элементарными навыками росписи.

В пособии приведены теоретические сведения о истории Тагильской и Урало-Сибирской росписи, показаны приемы владения кистью, которые можно использовать в работе. Описанные и проиллюстрированные фотографиями методы позволят учащимся самостоятельно освоить навыки написания декоративных цветочных элементов или закрепить их дома после занятия.

Преподаватели могут использовать данное пособие в качестве учебного и дидактического материала при подготовке и проведении занятия по росписи.

Описание этапов работы и фотографии, иллюстрирующие их, выполнены таким образом, что будут понятны всем учащимся – взрослым и детям.

Кроме практических советов по технике выполнения «одним мазком», в пособии подробно рассказано о красках и кистях, необходимых для работы, а так же напечатаны замечательные фотографии расписных изделий, композиции которых можно копировать.

Все фотографии показов техники мазка выполнены автором. В качестве примеров расписных изделий большинство – изделия, расписанные автором.

Уважаемый читатель!

У вас в руках учебно-методическое пособие для изучения азов Урало-Сибирской и Тагильской росписи. Это пособие поможет значительно расширить круг людей (детей с 10-11 лет и взрослых - без ограничений по возрасту), которые желают проникнуть в мир художественной росписи.

Для освоения приемов росписи вам потребуются краски, кисти, палитра, бумага (в тексте более подробно описаны все необходимые материалы), терпение и усидчивость. Данное пособие могут использовать не только учителя и преподаватели школ искусств и учителя изобразительного искусства в школах, но и любой человек, имеющий желание научится художественной росписи по дереву.

Советы преподавателям:

Перед тем как предлагать на уроке учащимся освоить приемы Тагильской росписи по дереву, необходимо самому в совершенстве овладеть написанием мотивов. В процессе обучения преподаватель помогает ученикам: наглядно и доходчиво показывает особенности написания отдельных элементов, следит за правильностью выполнения заданий, корректирует (если есть необходимость) написание элементов и мотивов учениками. Желательно показать ученикам не только фото с изображением изделий, расписанных в данной технике, но и заранее приготовить готовое изделие (поднос, расписная доска, шкатулка, тарелка), т. к. на примере изделия, ученикам легче проследить выполнение отдельных элементов росписи (движение руки мастера.)

DIV_ADBLOCK177">

1. История происхождения

живописных росписей России

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду, металлические орудия труда. Самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, у Далматона изготавливали прялки. В 40-х годах XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в.

Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали - видимой частью плоскости. В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому. После росписи изделие покрывали лаком.

Бутон" href="/text/category/buton/" rel="bookmark">бутонов , листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей, XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном. Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей. Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.

Народное искусство - явление духовной культуры и как таковое участвует в важных моментах жизни, утверждая отношение к нему, выработанное народным общественным сознанием. Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие. Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Лёгкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном красоты. Наблюдения за природой способствовали возникновению образов-метафор, общих для многих народов. Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни.

Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы, увидеть нечто большее, чем животное и птицу - человеческий мир. Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в ещё целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло её. Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках с непокрытой головой, мужчины в сапогах пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучия в семье.

В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла – роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от коррозии, их покрывали особым лаком. От простой лакировки изделий постепенно перешли к их росписи. Заводовладельцы поощряли инициативу крепостных мастеров, которые создавали подлинно художественные произведения.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image006_35.jpg" width="437" height="81">

Наибольшей известностью и популярностью не только в России, но и в Европе и Азии пользовались расписные подносы – «подносные доски», как их тогда называли. Пластичность и мягкость тагильского железа позволяла делать подносы самой разнообразной формы: прямоугольные, овальные, круглые, многогранные, гитарообразные и фигурные. Откованные готовые формы попадали в мастерскую живописца, который в ХVIII веке был универсалом: и грунтовщиком, и художником, и орнаменталистом, и лакировщиком. Разделение труда окончательно произошло только во 2-й половине ХIХ века. Готовые изделия лакировались знаменитым хрустальным лаком, изобретение которого приписывается семейству тагильских крепостных художников Худояровых.

DIV_ADBLOCK182">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image009_25.jpg" width="197" height="257 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image011_40.gif" width="206" height="170 src=">.jpg" width="255" height="228 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image015_18.jpg" width="241" height="251 src=">

DIV_ADBLOCK183">

Выдавите или выложите на палитру две краски различных цветов. Затем, если необходимо разведите их водой до нужной консистенции, опустите уголок кисти по краю лужицы краски одного цвета.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image018_16.jpg" width="231" height="228 src=">

Как видно на фотографии, два цвета на кисточке образуют букву «V». Прижмите кисточку к палитре и сделайте дорожку из краски, для того, чтобы краска равномерно распределилась на кисти. Дорожку делаем движением назад и вперед, два - три раза.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image020_24.gif" width="397 height=272" height="272">

При выполнении волнообразного движения, необходимо следить за движением кисти: сначала кисть прижимается к листу, делая фестончик, затем кисть немного приподнимаем от поверхности листа (полностью кисть не отнимаем), затем опять делаем нажим.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image022_12.jpg" width="378" height="283 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image024_10.jpg" width="433" height="265 src=">

Для написания второй половинки листа, развернем кисть и начнем двигать ею в противоположном направлении.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image026_11.jpg" width="321" height="279 src=">

Вот наш лист с фестончатым краем и готов.

Рисование листа за один проход

Берем плоскую кисть, набираем на нее две краски. Кисть ставим на лист бумаги, прижимаем, ведем, а затем аккуратно ставим кисть на ребро, необходимо немного потренироваться, чтобы это движение получалось быстро.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image030_7.jpg" width="368" height="240 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image032_4.jpg" width="376" height="281 src=">

Вот небольшой пример использование таких листиков, из них можно сделать замечательные веточки-приписки.

Также с помощью таких листиков можно сделать лепестки у подсолнуха, или можно придумать свой цветок с использованием этих листиков - лепестков.

Фото из Интернета

На следующих картинках приведены примеры различных листьев, выполненных в нашей технике.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image035_6.jpg" width="439" height="545 src=">

Фото из Интернета

Написание цветка розы

Для рисования розы нам понадобятся акриловые или гуашевые краски примерно таких оттенков: малиновый и белый или оранжево-желтый и красный. Если мы будем писать розу с белым краем, то необходимо подобрать лист для работы отличного от белого цвета, например, можно использовать цветную бумагу (желтую, фиолетовую, зеленую…)

Итак, набираем на кисть две краски различных оттенков. И выполняем мазок «ракушка», для этого устанавливаем кисть на ребро и плотно прижимаем ее к поверхности листа и начинаем вести ее, при этом выполняя волнообразное движение напоминающее букву «m».

https://pandia.ru/text/78/395/images/image037_6.jpg" width="350" height="296 src=">

После того, как мы выполнили первый лепесток, начинаем по кругу вписывать остальные. Прошу обратить внимание, что лучше всего смотрится цветок с пятью и более лепестками.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image039_4.jpg" width="345" height="250 src=">

Вот у нас готова первая юбочка. Если цветок большого размера, то можно, таким же образом написать внутри вторую юбочку лепестков, от этого роза будет выглядеть более полной и пышной.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image041_4.gif" width="445" height="292 src=">

При этом у нас получается некая «колбочка» или воронка из нераспустившихся лепестков. Теперь ребром кисти выполняем следующее движение – «запятая». Ставим кисть, слегка ее прижимам к рабочему листу, немного ведем, а затем ставим на ребро, как в случае прописки кончика листика.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image043_3.jpg" width="325" height="314">

«Запятая», выполненная в другую сторону.

Итак, теперь, когда мы научились делать элементы «колбочка» и «запятая», приступаем к прорисовки серединки цветка.

Выполнили «колбочку», для ее выполнения я немного высветлила внешний край, добавив немного белой краски на кисть.