Как сделать электронное пособие. Требования к электронным учебным пособиям

Целью занятий по курсу информатики является формирование у учащихся знаний, умений, и навыков, необходимых для самостоятельного применения компьютеров, в том числе грамотного применения информационных технологий.

На практических занятиях происходит формирование умений и навыков использования приобретенных знаний.

Традиционно, на практических занятиях, даются индивидуальные задания-карточки. Карточки содержать задания типа: набрать предложенный текст, соблюдая элементы форматирования; вставить в набранный текст таблицу определенного вида; средствами PowerPoint создать презентацию заданной структуры. Карточки по программированию содержат задания типа: реализовать алгоритм на изучаемом языке программирования; решить с помощью известного алгоритма практическую задачу. Для учащихся с низким уровнем начальной подготовки по информатике обучение с помощью карточек, несомненно, дает хорошие результаты.

На современном этапе происходит массовое внедрение компьютеров в школы и в бытовую сферу. Если несколько лет назад стандартами среднего (полного) общего образования допускалось “бескомпьютерное” обучение информатике, то в настоящее время “компьютерному” обучению информатике в школах уделяется большое внимание, но и информационные технологии не стоят на месте, они постоянно развиваются, расширяется сфера их применения, поэтому необходимо пересмотреть подход к обучению информационным технологиям.

Новым подходом является метод проектов. Метод проектов является компонентом системы личностно ориентированного обучения, основная цель которого – создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Метод проектов позволяет развить у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Результативность данного метода подтверждается личным опытом. Проектная методика применялась на практических занятиях по информатике, и во внеурочное время. Темы проектов выбирались учащимися, как самостоятельно в зависимости от личного интереса, так и по выбору. Свобода выбора темы проекта является положительным стимулом, побуждающим к активной творческой работе.

В своей практической деятельности я очень часто использую программы Word и Конструктор сайтов для оформления проектов виде web-страниц.

Создание Web-сайтов с помощью MS Word.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового редактора
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внешних гиперссылок

Ход работы

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Выполните команду Файл-Создать . В появившемся окне выберите закладку Web- страницы, щелкните по закладке Новая Web-страница

3. Оформите внешний вид страницы в соответствии с приведенным примером (учебник И. Семакина 10 класс, стр 150-151) используя обычные средства MS Word .

(форматирование, самостоятельно подобрать текстуру заливки ит.д.)

4. вставьте внутренние гиперссылки, для этого установите перед абзацем, начинающийся словами Моего папу зовут…, отдайте команду Вставка-Закладка , в отрывшемся окне в строке Имя закладки введите имя М1 , щелкните по кнопке Добавить , в списке, расположенном выше, выделите слово Папа , отдайте команду Вставка-Гиперссылка , в появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив строки Имя объекта в документе;

Выберите имя созданной закладки М1 , щелкните по кнопке ОК два раза и гиперссылка готова.

Выделите первое слово Биография ;

В появившемся окне щелкните по кнопке Обзор напротив кнопки Связь с файлом ;

Найдите и выберите ранее созданный вами файл Папина страница и щелкните по кнопке ОК два раза – гиперссылка готова.

Творческое задание.

По одной из перечисленных ниже тем создайте иллюстрированный реферат, материалы которого найдите на страницах Интернета , реферат оформите в текстовом редакторе, объем страниц – от 5 до 10листов.

Реферат должен содержать:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Содержательный раздел
  • Таблицу основных дат и событий
  • Приложение – список всех URL-адресов используемых документов

Темы рефератов:

  • Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина
  • Жизнь и творчество М.В. Ломоносова
  • Петр Первый и русская армия
  • Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
  • История русских народных инструментов
  • История открытия Америки
  • А.И. Солженицын, жизнь и творчество
  • Музеи Санкт-Петербурга
  • Участие российских спортсменов в олимпийских играх

Создание web-страницы в “Конструкторе сайтов”.

Цель работы:

  • Освоение приемов создания Web-страниц с помощью программы “Конструктор сайтов”
  • Оформление дизайна страниц.
  • Организация внутренних гиперссылок

Запустите программу Конструктор сайтов, откройте меню Файл-Новый проект, используя Мастера оформления пошагово оформите свой проект.

Откройте свой проект и создайте 3 страницы сайта “Моя семья-Биография папы-Биография мамы”.

В открывшейся заготовке на панели инструментов найдите вкладку Добавить страницу , выберите Тип страницы -Название страницы - Добавить.

Hа панели инструментов Редактор меню поможет оформить легенду и расположить ее по вашему усмотрению.

Сохраните свой проект.

В качестве примера привожу разработки практических работ по Word “Электронное пособие по Word” - Приложение1 .

Примечание. Если есть желающие приобрести бесплатно программу “Конструктор сайтов” со мной можно связаться [email protected]

Введение

1. Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

1.3 Работа с изображениями

1.4 Среды для создания электронного учебника

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного учебника

2.2.2 Наполнение электронного учебника информацией

Экономическая часть

1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

1.1 Исходные данные для расчетов

2 Расчет экономической эффективности.

3.2.1 Расчет затрат на разработку мультиседийного электронного учебника

4. Техника безопасности при работе за компьютером

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее время тема создания электронных учебников становится обсуждаемой и востребованной на государственном уровне. Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и прежде всего - оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Электронные учебники могут использоваться как в целях самообразования, так и в качестве составной части дистанционного образования.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

электронный мультимедийный учебник компьютер

1 . Общая часть

1.1 Обоснование выбора темы и ее актуальность

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения - одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий, что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения.

Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебных пособий по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.

Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во-вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в-третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в-четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения. Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов.

1.2 Технология создания электронного мультимедийного учебника

Основные понятия об электронном учебнике:

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.- это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

Основные формы.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.

Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.

Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.

Основные этапы создания учебника:

1 выбор источников;

2 разработка оглавления и перечня понятий;

переработка текстов в модули по разделам;

реализация гипертекста в электронной форме;

разработка компьютерной поддержки;

отбор материала для мультимедийного воплощения;

разработка звукового сопровождения;

реализация звукового сопровождения;

подготовка материала для визуализации;

визуализация материала.

) Выбор источников - при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые

наиболее полно соответствуют стандартной программе,

лаконичны и удобны для создания гипертекстов,

имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

) Разработка оглавления и перечня понятий - производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.

) Переработка текстов в модули по разделам - перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

) Реализация гипертекста в электронной форме -гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.

) Разработка компьютерной поддержки - разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

) Отбор материала для мультимедийного воплощения - изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

) Реализация звукового сопровождения -производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.

1. 3 Работа с изображениями

Для работы с изображениями при создании электронного учебника необходимо использовать специальные программы, такие как:

Программы для работы с изображениями:

1) Adobe Photoshop - графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Этот продукт является лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений, и наиболее известным продуктом фирмы Adobe. Часто эту программу называют просто Photoshop (Фотошоп). В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows. Ранние версии редактора были портированы под SGI IRIX, но официальная поддержка была прекращена, начиная с третьей версии продукта. Для версии CS 2 возможен запуск под Linux с помощью альтернативы Windows API - Wine 0.9.54 и выше.

Несмотря на то, что изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, в данное время она широко используется и в веб-дизайне. В более ранней версии была включена специальная программа для этих целей - Adobe ImageReady, которая была исключена из версии CS3 за счёт интеграции её функций в сам Photoshop, а также включения в линейку программных продуктов Adobe Fireworks, перешедшего в собственность Adobe после приобретения компании Macromedia.

2) Picasa - программа для работы с цифровыми фотографиями. 13 июня 2004 года Picasa была приобретена компанией Google. Picasa интегрирована с Blogger, Gmail, YouTube и Google Earth.

1. 4 Среды для создания электронного учебника

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.

Электронные учебники в формате Word, PowerPoint Office Word - текстовый процессор. Доступен под Windows и Apple Mac OS X. Позволяет подготавливать документы различной сложности. Поддерживает OLE, подключаемые модули сторонних разработчиков, шаблоны и многое другое. Основным форматом в последней версии является позиционируемый как открытый Microsoft Office Open XML, который представляет собой ZIP-архив, содержащий текст в виде XML, а также всю необходимую графику. Наиболее распространенным остается двоичный формат файлов Microsoft Word 97-2000 с расширением.doc. Продукт занимает ведущее положение на рынке текстовых процессоров, и его форматы используются как стандарт де-факто в документообороте большинства предприятий. Word также доступен в некоторых редакциях Microsoft Works. Главные конкуренты - OpenOffice.org Writer, StarOffice Writer, Corel WordPerfect и Apple Pages (только на платформе Mac OS), а также, с некоторыми оговорками AbiWord (в тех случаях, когда его возможностей достаточно, а малый объём и скорость работы при невысоких требованиях к ресурсам более важны).

Microsoft Office PowerPoint - приложение для подготовки презентаций под Microsoft Windows и Apple Mac OS X.

Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Электронные учебники в формате Acrobat

Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Электронные учебники в программе Flash MX

Применение технологии Flash позволяет быстро и эффективно создавать мультимедиа-приложения, оформленные анимацией, аудио- и видеофрагментами и способные реагировать на действия пользователя. Одной из главных особенностей этого пакета является возможность создания выразительных мультимедийных объектов, оптимизированных для размещения в Internet. Программа Flash MX 2004 обладает более удобным интерфейсом, средствами быстрого создания анимационных эффектов, а также расширенными возможностями для создания и управления Flash-роликами. Также имеется мощный и гибкий инструментарий, который позволяет осуществлять управление большими проектами, состоящими из множества взаимосвязанных документов.

Электронный учебник в программе 3D Studio MAX

3ds Max (3D Studio MAX) - полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трёхмерной графики и анимации, разработанная компанией Autodesk. Содержит самые современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционных системах Microsoft Windows и Windows NT (как в 32 - битных, так и в 64 - битных). Весной 2010 года выпущена тринадцатая версия этого продукта под названием «3ds Max 2011».

Широко распространенных программ моделирования довольно много, однако одна из лучших программ трехмерного моделирования и искусства анимации для создания визуальных эффектов программа - 3D Studio MAX. 3DMAX позволяет смоделировать многое путем использования разнообразных базовых объектов. После построения геометрических объектов и должного их размещения к ним можно применять “материалы”, накладывать на геометрию текстуры. Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет создать в обучающие программы, позволяющие обеспечить внедрение новых технологий, соответствующих мировым стандартам в области информатизации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые компьютерные программы стали наглядны, красочны и интересны студентам.

Можно сделать учебник, используя готовые движки для сайтостроения, такие как WordPress, DLE и подобные. Это позволит сократить время на добавление и редактирование записей и страниц учебника.

Так же можно сделать учебник как веб-сайт, состоящий из html страниц и кода. Учебник такого рода будет легко редактировать и менять, к примеру, дизайн оформления. С помощью этого метода можно легко менять тексты, содержащиеся в учебнике.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

2. Специальная часть

2.1 Аналитическая часть

2.2.1 Структура электронного ученика

У электронного учебника по дисциплине «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных систем» будет 2 меню - верхнее и боковое.

В верхнем меню будут находится страницы с полным перечнем лабораторных работ и лекций, выход на главную страницу и тесты. Это позволит пользователю быстро найти нужную информацию.

Таким образом, на любую страницу учебника можно попасть в 2 клика.

Рисунок 1 - Структура электронного учебника

2.2 Практическая часть

2.2.1 Создание дизайна и интерфейса электронного ученика

Среды для создания дизайна и интерфейса

При создании дизайна электронного учебника необходимо учитывать 2 самые важные вещи, это:

1) удобство пользования - это сам рабочий интерфейс электронного учебника. Необходимо делать его удобным и интуитивно понятным. Для этого можно взять в пример любой известный сайт;

) красота исполнения.

Для создания дизайна воспользуемся следующими программами:

) Artisteer 2 - программа для создания дизайна для движка WordPress.

) Adobe Photoshop CS

) Macromedia Dreamweaver 8

) Блокнот

Ход создания дизайна и интерфейса электронного учебника

Необходимо открыть программу Artisteer 2, используя меню пуск или через ярлык на рабочем столе.

Для изменения цветовой гаммы необходимо выбрать пункт меню «цвета и шрифты», после чего нажать на «цветовые схемы» и выбрать понравившуюся.

После этих действий необходимо поменять фон. Необходимо учитывать, что фон не должен быть слишком яраким, так как такой фон не приятен глазу, и слишком тусклым, так как тусклый фон угнетает. Чтобы поменять фон нужно перейти во вкладку «фон», в ней можно добавить картинку на задний план, блики и т.д.

Таким образом надо сделать первые наброски для будущего электронного мультимедийного учебника. Интерфейс программы Artisteer 2 интуитивно понятен и с ним никаких проблем не возникает.

Делаем первые наброски, подбираем цветовую гамму нашего будущего дизайна:

Использование программы Artisteer 2 закончено, закрываем ее.

У нас есть тема для CMS WordPress, устанавливаем виртуальный сервер Denwer.

Для установки виртуального сервера Denwer необходимо запустить инстолятор, после чего выбрать каталог, в который установится комплекс и имя виртуального диска.

После установки виртуального сервера надо установить CMS WordPress, для этого надо скинуть все файлы движка и установить CMS.

После установки надо скинуть все файлы темы, которые мы получили от программы Artisteer 2 в …/корневая папка движка/wp-content/themes, далее заходим в администраторскую панель WordPress и меняем тему на созданную нами.

Теперь необходимо рипнуть тему. Для этого используется браузер mazilla firefox и плагин к браузеру, который называется ScrapBook. Чтобы рипнуть шаблон, надо кликнуть правой кнопкой мыши в любой части окна mazilla firefox с запущенным движком и выбрать захватить веб-страницу - корневой каталог. После чего в корневом каталоге появится папка с рипом главной страницы.

Теперь необходимо поменять тему под свои нужды, сделать ее более красивой и, главное, удобной для пользования. В этом нам поможет программа Adobe Photoshop CS.

Для начала надо изменить шапку электронного учебника, для этого выбираем файл шапки, нажимаем на нем правой кнопкой и выбираем открыть с помощью Adobe Photoshop CS. Открывается окно Photoshop и в нем появляется шапка.

Приступаем к изменению шапки, есть 2 картинки с изображением колледжа радиоэлектроники и с фотографией роботов. Для того, чтобы вставить их в шапку, надо открыть их в фотошопе, поставить в нужный размер и с помощью инструмента прямоугольная область выделить картинку, выбрать меню редактирование - копировать, перейти на окно работы с шапкой и вставить.

С помощью инструмента размывание надо сделать так, чтобы эти 2 картинки как бы сливались между собой.

Теперь надо изменить оставшуюся желтую область. Для этого надо выбрать инструмент градент и настроить его.

После этого надо выделить оставшуюся желтую область инструментом прямоугольное выделение и провести инструментом градент линию с левого верхнего угла до правого нижнего.

Потом делается надпись «электронный учебник» с помощью инструмента текст.

Выбирается размер и шрифт надписи.

Чтобы градент не смешивался с картинкой с роботами надо воспользоваться инструментом линия и провести черную линию толщиной в 2-3 пикселя на соединении градента и картинки.

Получилась готовая шапка.

Шапка для сайта готова, таким же образом необходимо преобразовать все оставшиеся файлы изображений.

Когда все файлы готовы, нужно поставить на php, для этого можно воспользоваться готовым скриптом из интернета.

Нужно изменить кодировку файла index.html из рипа. Для этого надо воспользоваться простым блокнотом AkelPad.

После чего надо переименовать файл index.html в template.php, т.е. изменить его разширение, тем самым подставив его под файл уже имеющегося «движка».

Для того, чтобы нащ сайт работал правильно, нужно немного поменять файл index.php, для этого нужно открыть его этим же блокнотом файл этот файл и меняем следующие строчки:

$site_name = "site_name";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$url_menu = "menu "; // Название страницы меню

$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов

$url_print = "print_cond"; // Версия для печати

$site_name = "Учебник по ИСРАПС";

$root = "/"; // Корневой каталог. В начале и в конце должны быть слеши. Примеры "/", "/forum/", "/about/forum/"

$content_dir = "content";

$last_count = 8;

$last_symbol_count = 200;

$category_type = 1; // Тип меню. 1 - один уровень, 2 - два уровня

$url_print = "print"; // Версия для печати

Строчки «$url_menu = "menu "; // Название страницы меню» и «$url_contact = "contact "; // Название страницы контактов» убираем вообще, так как они нам не нужны.

Работа с файлом index.php завершена, нужно закрыть его.

Перед тем как приступить к редактированию файла template.php и index.css лучше всего будет поставить весь сайт на локальный сервер, для этого нужно открыть диск, на который при установке denwer был назначен локальный сервер, зайти в папку home, и создать там папку под названием israps, а в ней папку uchoba. Полный путь в таком случае будет такой:

Название диска, назначенного на сервер:\home\israps\uchoba

И скорпировать туда сначала файлы php движка (папка content, папка pages, папка pic, index.css, template.php, print.php, index.php и.htaccess), а потом скопировать уже имеющиеся у нас файлы template.php и index.css, скопировать нужно с заменой.

А все картинки, имеющиеся в рипе - скопировать в папку pic.

Теперь нужно запустить локальный сервер, для этого надо выбрать на рабочем столе ярлык Start Denwer, после чего на несколько секунд появится черная табличка, после ее изчезновения сервер запустится.

Теперь необходимо приступить к редактированию файлов template.php и index.css. Для этого открываем сначало файл template.php с помощью AkelPad, и прописываем в строчке «» путь к таблице стилей index.css. Для этого необходимо поменять «href="style.css"» на «href="/index.css"».

После чего меняем строчку «Учебник по ИСРАПС» на «<?=$title?>», так как в файле index.php уже прописано, что переменная «$site_name = "Учебник по ИСРАПС";», а переменная «$title = $site_name;», поэтому надо просто подставить переменную между тегами и .

Теперь нужно указать путь к изображениям. Для этого воспользуемся функцией AkelPad, которая называется «заменить». Чтобы ей воспользоватся надо зайти в найти, там заменить.

В строчку «Что:» пишем «src="», а в строчку «Чем:» нужно написать «src="/pic/».

После чего надо нажать на «Заменить все», после чего выскачит сообщение, что заменено N-ое, количество объектов.

Таким же образом надо заменить пути к рисункам, которые находятся в файле index.css, только в строке «Что:» нужно указать «url("», а в строке «Чем:» - «url("/pic/».

Надо проверить все ли нормально, для этого открываем любой браузер, и вводим в адресной строке «#"531341.files/image002.gif">

Рисунок - Картинка, которую нужно поменять

И вставить в нее немного анимации.

Для этого нужно воспользоваться програмами Adobe ImageReady и Adobe Photoshop.

Необходимо открыть картинку с помощью Photoshop и инструментом «карандаш» стереть все надписи на ней:

Теперь нужно добавить свои надписи, но по 1 слову на слой:

Далее по кадру побавлять по 1 слову и 1 кадру сначала слово «вход», потом «выход», далее «управление», «механизм» и «функциональный блок», при чем расставить длительность кадров нужно так: на пустом фоне - 0 секунд, на появлении слов - 0,1 секунда, и после появления последней надписи «функциональный блок» - 2 секунды, чтобы работающий с учебником мог спокойно воспринимать нарисованное.

Страница lab1.htm готова.

Таким же способом нужно добавить все лабораторные работы и темы.

3. Экономическая часть

.1 Расчет экономической эффективности создания мультимедийного электронного учебника

3.1.1 Исходные данные для расчетов

Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного учебника приведены в таблице 1. Исходные данные получены в УГКР во время преддипломной практики. Цены на компьютерную техника и электроэнергию указаны на 1 февраля 2011г.

Таблица 1. Исходные данные для расчета затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Отчисления на социальные нужды

Установленный процент премии

Стоимость электроэнергии

Руб/кВт*ч

Количество рабочих дней в году

Продолжительность рабочего дня

Уральский коэффициент

Коэффициент готовности оборудования

Стоимость ПЭВМ

Паспортная мощность оборудования

Оклад лаборанта, занятого разработкой

Затрата на материалы (CD-диск)

Услуги полиграфии (распечатка)

Рабочее место (стол, стул)

Норма амортизации


3.2 Расчет экономической эффективности

.2.1 Расчет затрат времени на разработку мультимедийного электронного учебника

Таблица 2 Определение сроков на разработку мультимедийного электронного учебника

Стадия разработки

Продолжительность разработки (мес.)


В т.ч. машинного времени

Моделирование и дизайнерская работа

Верстка и сборка мультимедийного учебника

Тестирование работоспособности

Написание документации

Примечание: среднее количество рабочих дней в месяце равно 22


Таблица 3 Затраты и данные использования дополнительных программ

Показатель

Единица измерения

Условное обозначение

Значение

Срок аренды на установленные программные продукты

Количество ПК, на которых установлены програмные продукты

Программный продукт Adobe Dreamweaver CS5

Программный продукт Adobe Photoshop CS5

Программный продукт Аrtisteer 2.5


Расчет затрат на разработку мультимедийного электронного учебника

Зпр=Зосн*Кпр\100, (1)

где Зпр - премия (руб.);

Зосн - основная заработная плата;

Кпр - установленный процент премии %;

Зпр=Зосн*Кпр\100=5000*30\100=1500, руб

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100, (2)

где Зтер - территориальная надбавка;

Ктер - установленный процент территориальной надбавки;

Зосн - основная заработная плата;

Зтер=(Зосн+Зпр)*Ктер\100=(5000+1500)*15\100=975, руб

Зобщ=Зосн+Зтер+Зпр, (3)

где Зобщ - общая заработная плата разработчика;

Зобщ=Зсон+Зтер+Зпр=5000+975+1500=7475, руб

ФОТ=Зобщ*Ср, (4)

где ФОТ - фонд оплаты труда разработчика програмного продукта;

Ср - полный срок создания мультимедийного ученика мес;

ФОТ=Зобщ*Ср=7475*1,2=8970, руб

Н=ФОТ*Ксоц\100, (5)

где Н - начисление на заработную плату, руб;

Ксоц - единый социальный налог %

Н=ФОТ*Ксоц\100=8970*26\100=2332,20, руб

Фгод=Драб.дн/г*Др.дн*Кгот, (6)

где Фгод - годовой фонд рабочего времени машины час.;

Драб.дн/г - количество рабочик дней в году дн.;

Кгот - коэффициент готовности оборудования;

Др.дн - длительность рабочего дня час;

Фгод= Драб.дн/г*Др.дн*Кгот=244*8*0,9=1756,8, руб.

Апк=Спк*Ка\100, (7)

где Апк - амортизационные отчисления на вычислительную технику;

Ка - установленный процент амортизированных обчислений на основне фонды;

Апк=Спк*Ка\100=15320*20\100=3064, руб.

Арм=Срм*Ка\100, (8)

где Арм - амортизационные отчисления на рабочее место;

Арм=Срм*Ка\100=4500*20\100=900, руб.

Зэл/эн=Сэл/эн*Мпк*Фгод, (9)

где Зэл/эн - расходы на электроэнергию, руб;

Сэл/эн - стоимость одного киловатт-часа электроэнергии, руб/кВт.*ч.;

Мпк - паспортная мощность оборудования кВт.*ч.;

Зэл/эн= Сэл/эн*Мпк*Фгод=2,5*0,35*1756,8=1537,2, руб.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн, (10)

где Зоборуд - суммарные затраты, связанные с содержаним рабочего места за год.

Зоборуд=Апк+Арм+Зэл/эн=3064+900+1537,2=5501,2, руб.

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод, (11)

где Сраб.мест - стоимость рабочего места в час;

Сраб.мест=Зоборуд\Фгод=5501,2\1756,8=3,13, руб.

Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш, (12)

где Зраб.мест - затраты, связанные с эксплуатацией рабочего места;


Зраб.мест=Сраб.мест*Тмаш=3,13*144=450,72, руб.

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3, (13)

где Зп.комп - затраты на программный комплект руб.;

Зп.комп=Знма1+Знма2+Знма3=13765+24089+1600=39454, руб.

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр, (14)

где Сгод - стоимость затрат програмного комплекта на один ПК в год, руб;

Г - количество месяцев в году, мес.;

Тр - срок разработки мультимедийного учебного пособия, мес.;

Сгод=Зп.комп\К-во.пк\Тар\Г*Тр=39454\1\4\12*1,2=986,35, руб.

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл, (15)

где Зразраб - затраты на разработу мультимедийного ученика;

Зразраб=ФОТ+Н+Зпрог+Змат+Зраб.мест+Накл=8970+2332,20+986,35+20+450,72+210=12969,27, руб.

Многие фирмы, занимающиеся разработкой мультимедийных программ, платят большие деньги за программные комплекты, которые нужны во время разработки. Разработанный и изготовленнный мультимедийный ученик в УГКР является вспомогательным программным обеспечением. Он поможет поднять уровень образования, облегчить работу преподавателя и организовать условия для дистанционного образования, что повышает рейтинг образовательного учереждения.

Приведенный расчет показал, что общие затраты на разработку электронного мультимедийного ученика силами колледжа во много раз окупаються в денежном и социальном факторах.

4. Техника безопасности при работе за компьтером

Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Их утомляемость во многом зависит не только от качества изображения на экране, но и от общей освещенности помещения. Согласно гигиеническим нормам освещенность на поверхности стола и клавиатуре должна быть не менее 300 люкс, а вертикальная освещенность экрана - всего 100-250 люкс. Исследования физиологов и гигиенистов убедительно доказали, что и полутьма, и слишком высокая освещенность экрана приводят к быстрому зрительному утомлению.


Введение 2

1. Теоретические основы электронных учебников 4

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников 4

1.2. Требования к содержанию электронных учебников 6

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения 8

2. Требования к электронным учебным пособиям 11

2.2. Интерфейс учебного пособия 13

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника 13

Заключение 15

Список литературы 17

Введение

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.

Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:

Возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

Компактность и мобильность электронных средств обучения;

Удобство и быстрота поиска желаемой информации;

Возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;

Возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.

Целью курсового проекта является углубить и систематизировать знания при разработке электронных учебных пособий.

Задачи:

    Изучить требования по созданию электронных справочников;

    Изучить концепцию создания электронных учебных пособий разной сложности;

    Рассмотреть методологию разработки компьютерного пособия;

    Изучить критерии создания электронных справочных пособий;

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы (первая и вторая главы разбиты на три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная, справочная и учебная литература.

1. Теоретические основы электронных учебников

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

По мнению Н.И. Пака, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет - технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Электронный учебник - является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

    повышение целенаправленности;

    усиление мотивации;

    повышение информативной емкости учебного содержания;

    активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

    ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен когда

    имеется практически мгновенная обратная связь;

    имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

    имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

    имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого. Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.

Среди достоинств электронных учебников следует выделить:

    облегчает понимание изучаемого материала за счет индуктивного подхода, воздействие на слуховую и эмоциональную память и других способов подачи;

    выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

1.2. Требования к содержанию электронных учебников

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

Электронный учебник в общем случае должен иметь следующую структуру:

    Введение

    Один или несколько разделов;

2.1. Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2. Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1. Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2. Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3. Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3. Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

3. Заключение;

4. Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

Электронный учебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.

Электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.

Электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения

Многочисленные исследования подтверждают успех систем обучения с использованием компьютерных технологий. Установлено, что внимание обучаемых во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому время, необходимое для изучения конкретного материала, сокращается в среднем на 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Существенные положительные факторы, которые говорят в пользу обучения с использованием технологии мультимедиа:

    лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;

    мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;

    возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы;

    экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;

    полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Эти и другие возможности информационных средств естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения знаний.

Применение интерактивных информационных обучающих систем повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Анализ и практика показывают, что положительные эффекты информатизации обучения наиболее отчетливо проявляются при:

Изучении базиса дисциплины, ее сложных закономерностей и алгоритмов, динамических процессов;

Реализации игр и имитаций;

Организации исследовательских и тренирующих процессов;

Автоматизации самоконтроля, контроля, оценки обучения;

Оперативном документировании наиболее существенных результатов.

К недостаткам можно отнести:

    вредное воздействие монитора на глаза человека при длительном чтении текстов;

    отсутствие личного контакта обучаемого и преподавателя, что ведет к невозможности быстрого уточнения возникших вопросов обучаемого с преподавателем.

2. Требования к электронным учебным пособиям

На первом этапе разработки электронного учебника целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости).

На втором этапе из полученного набора источников отбираются те, которые имеют оптимальное соотношение цены и качества.

На третьем этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.

На пятом этапе гипертекст реализуется в электронной форме.

В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях. Многие именно такое примитивное электронное издание и называют электронным учебником. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.

На шестом этапе разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра электронных учебников для решения математических задач.

В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой электронный учебник может распространяться на коммерческой основе.

Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.

На восьмом этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом этапе разработанные тексты звукового сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.

2.2. Интерфейс учебного пособия

Компьютерное учебное пособие представляет книгу, в которой страницы переворачиваются не пальцами, как обычно, а путем нажатия на клавиши. Такое пособие должно содержать много информации, и ее можно быстро и легко находить автоматическим образом. Однако, в отличие от книги, где пальцы «сами находят» читанную вчера страницу, в таком пособии можно легко «заблудиться», «закружиться» среди обилия ссылок и сносок.

Интерфейс компьютерных пособий должен содержать понятные для понимания слова, а не жаргонные или иноязычные выражения. Привлекательность формы предоставления информации, дружественный интерфейс.

Гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему; ясность, наглядность, логичность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить свое состояние и действия; легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя; надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий; стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и др.

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника

Самый популярный на сегодняшний день язык гипертекстовой разметки – HTML, был создан специально для организации информации, распределенной в сети Интернет, и является одной из ключевых составляющих технологии WWW. С использованием гипертекстовой модели документа способ представления разнообразных информационных ресурсов в сети стал более упорядочен, а пользователи получили удобный механизм поиска и просмотра нужной информации.

HTML позволяет определять оформление элементов документа и имеет некий ограниченный набор инструкций – тэгов, при помощи которых осуществляется процесс разметки. Инструкции HTML, в первую очередь, предназначены для управления процессом вывода содержимого документа на экране программы-клиента и определяют этим самым способ представления документа, но не его структуру.

Данный язык позволяет предоставлять пользователю информацию в удобной форме. Еще одним его достоинством является простота реализации и широкое распространение. Данный язык интегрирован во все известные Интернет-браузеры. Возможность связывания нескольких страниц связками-переходами (так называемыми гиперссылками) позволяет быстро переходить от одной страницы к другой, а также перемещаться на определенное место внутри заданной страницы.

HTML в сочетании с языком программирования JavaScript дает широкие возможности создания интерактивных программ для работы с пользователем в режиме реального времени. Он так же позволяет создавать привлекательный и интуитивно понятный интерфейс путем вставки фона и рисунков, иллюстрирующих и поясняющих смысл изложенного материала.

Добавление к этому набору соглашения о хранении данных XML позволяет создавать динамические масштабируемые страницы.

Заключение

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он

    облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

    допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

    освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

    предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

    дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

    выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

Учебник необходим студенту, поскольку без него он не может получить прочные и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он

    позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации;

    позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

    позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он

    позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебным пособием то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

    освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

    позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

    позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

Список литературы

Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 162 с.

http://des.bstu.ru/methods/req_eu.shtml

Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: Учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2004

Айнштейн В.А. О принципах создания вузовских учебников. Высшее образование в России. 1996. №2.

Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник/ Под редакцией В.Ю. Гриценко, А.М. Довгялло, А.Я. Савельева - К.: "Наукова думка", 1992.

Анищенко Ю. WWW-редактор: больше, чем просто HTML. // Подводная лодка. 2002. №4. C.84-90

  • Технико-экономическое обеспечение разработки электронного учебника по информатике для дистанционного обучения

    Практическая работа >> Экономическая теория

    Обучения Целью данной работы является создание электронного учебника по информатики в виде web-сайта... Подбор информации используемой для создания электронного учебника Разработка архитектуры электронного учебника и его интерфейса Написание кода...

  • Создание электронного пособия по использованию компьютерных систем бронирования

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Деятельности 1.3 Развитие компьютерных систем бронирования 2 Создание электронного пособия по использованию компьютерных систем... Ляпина, И.Ю.Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для профобразования./ И.Ю. Ляпина.- М.: ПрофОбИздат, ...

  • Анализ электронных средств обучения

    Реферат >> Информатика

    Вследствие того, что процесс интенсивного создания электронных учебников начался сравнительно недавно, и во многом... другой подход к построению электронных учебников , основанный на понимании электронного учебника как открытой информационной системы...

  • Научиться можно только тому, что любишь.
    Гёте И.

    "Как самостоятельно изучить электронику с нуля?" — один из самых популярных вопросов на радиолюбительских форумах. При этом те ответы, которые я нашел, когда сам его задавал, мне мало помогли. Поэтому я решил дать свой.

    Это эссе описывает общий подход к самообучению, а так как оно стало ежедневно получать множество просмотров, то я решил его развить и сделать небольшое руководство по самостоятельному изучению электроники и рассказать как это делаю я. Подписывайся на рассылку -- будет интересно!

    Творчество и результат

    Чтобы что-то изучить надо это полюбить, гореть интересом и регулярно упражняться. Кажется, я только что озвучил прописную истину... Тем не менее. Для того, чтобы с лёгкостью и удовольствием изучать электронику надо её любить и относится к ней с любопытством и восхищением. Сейчас уже для всех привычно иметь возможность отправить видеосообщение на другой конец земли и мгновенно получить ответ. А это одно из достижений электоники. 100 лет труда тысяч ученых и инженеров.

    Как нас обычно учат

    Классический подход, который проповедуется в школах и университетах всего мира можно назвать подходом снизу-вверх. Сначала тебе рассказывают что такое электрон, атом, заряд, ток, резистор, конденсатор, индуктивность, заставляют решить сотни задач на нахождение токов в резисторных цепях, потом ещё сложней и т.д. Такой подход схож с восхождением на гору. Но лезть в гору сложней, чем спускаться. И многие сдаются так и не добравшись до вершины. Это верно в любом деле.

    А что если спускаться с горы? Главная идея в том, чтобы сначала получить результат, а затем разобрать детально почему работает именно так. Т.е. это классический подход детских радиокружков. Он даёт возможность получить ощущение победы и успеха, которые в свою очередь стимулируют желание изучать электронику дальше. Понимаешь, очень сомнительная польза в изучении одной теории. Надо обязательно практиковаться, так как не все из теории 100% ложится на практику.

    Есть такая старая инженерная шутка гласит: "Раз ты хорош в математике, то тебе надо пойти в электронику". Типичная чушь. Электроника -- это творчество, новизна идей, практика. И не обязательно впадать в дебри теоритический расчетов, чтобы создавать электронные устройства. Ты вполне можешь освоить необходимые знания самостоятельно. А математику подтянешь в процессе творчества.

    Главное -- это понять основной принцип, и только потом тонкости. Такой подход просто переворачивает мир самостоятельного изучения. Он не нов. Так рисуют художники: сначала набросок, затем детализация. Так проектируют различные большие системы и т.д. Такой подход похож на "метод тыка", но только если не искать ответа, а тупо повторять одно и тоже действие.

    Понравилось устройство? Собирай, разбирайся почему оно сделано именно так и какие идеи заложены в его конструкцию: почему именно эти детали используются, почему именно так соединены, какие принципы используются? А можно ли что-нибудь улучшить или просто заменить какую-нибудь деталь?

    Конструирование -- это творчество, но ему можно научиться. Для это надо только выполнять простые действия: читать, повторять чужие устройства, обдумывать результат, наслаждаться процессом, быть смелым и уверенным в себе.

    Математика в электронике

    В радиолюбительском конструировании считать несобственные интегралы вряд ли придётся, но знание закона Ома, правил Кирхгофа, формул делителя тока/напряжения , владение комплексной арифметикой и тригонометрией может пригодиться. Это азы азов. Хочешь уметь больше - люби математику и физику. Это не только полезно, но и чрезвычайно занимательно. Конечно, это не обязательно. Можно делать достаточно крутые устройства вообще ничего этого не зная. Только это будут устройства, придуманные кем-то другим.

    Когда я, после очень длительного перерыва, понял, что электроника снова меня зовёт и манит в ряды радиолюбителей, то сразу стало ясно, что мои знания давно уже улетучились, а доступность компонентов и технологий стала шире. Что я стал делать? Путь был только один — признать себя полным нолём и стартовать из ничего: знакомых опытных электронщиков нет, какой-либо программы самообучения тоже нет, форумы я отбросил потому, что они представляют собой свалку информации и отнимают много времени (какой-то вопрос можно там узнать вкратце, но получить цельные знания очень сложно — там все такие важные, что лопнуть можно!)

    И тогда япошел самым старым и простым путём: через книги. В хороших книгах тематика обсуждается наиболее полно и нет пустой болтовни. Конечно, в книгах есть и ошибки, и косноязычие. Просто надо знать какие книги читать и в каком порядке. После прочтения хорошо написанных книг и результат будет отличным.

    Мой совет прост, но полезен — читайте книги и журналы. Я, к примеру, хочу не только повторять чужие схемы, а уметь конструировать свои. Создавать -- это интересно и весело. Именно таким должно быть моё хобби: интересным и занимательным. Да и ваше тоже.

    Какие книги помогут освить электронику

    Много времени я провел выискивая подходящие книги. И понял, что надо сказать спасибо СССР. Такой массив полезных книг после него остался! СССР можно ругать, можно хвалить. Смотря за что. Так вот за книги и журналы для радиолюбителей и школьников надо благодарить. Тиражи бешеные, авторы отборные. До сих пор можно найти книги для новичков, которые дадут фору всем современным. Поэтому есть смысл пройтись по букинистам и поспрашивать (да и скачать все можно).

    1. Климчевский Ч. - Азбука радиолюбителя.
    2. Эймишен. Электроника? Нет ничего проще.
    3. Б.С.Иванов. Осциллограф - ваш помощник (как работать с осциллографом)
    4. Хабловски. И. Электроника в вопросах и ответах
    5. Никулин, Повный. Энциклопедия начинающего радиолюбителя
    6. Ревич. Занимательная электроника
    7. Шишков. Первые шаги в радиоэлектронике
    8. Колдунов. Радиолюбительская азбука
    9. Бессонов В.В. Электроника для начинающих и не только
    10. В. Новопольский - Работа с осциллографом

    Это мой список книг для самых "маленьких". Обязательно следует пролистывать и журналы Радио с 70х по 90е гг. После этого можно уже читать:

    1. Гендин. Советы по конструированию
    2. Кауфман, Сидман. Практическое руководство по расчетам схем в электронике
    3. Волович Г. Схемотехника аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств
    4. Титце, Шенк. Полупроводниковая схемотехника. 12-е изд.
    5. Шустов М. А. Практическая схемотехника.
    6. Гаврилов С.А.-Полупроводниковые схемы. Секреты разработчика
    7. Барнс. Эллектронное конструирование
    8. Миловзоров. Элементы информационных систем
    9. Ревич. Практическое программирвоание МК AVR
    10. Белов. Самоучитель по Микропроцессорной технике
    11. Суэмацу. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство
    12. Ю.Сато. Обработка сигналов
    13. Д.Харрис, С.Харрис. Цифровая схемотехника и архитектура компьютера
    14. Янсен. Курс цифровой электроники

    Думаю, эти книги ответят на множество вопросов. Более специальные знания можно почерпнуть из более специальных книг: по аудиоусилителям, по микроконтроллерам и т.д.

    И конечно же нужно практиковаться. Без паяльника вся теория в прорубь. Это как водить машину в голове.
    Кстати, более подробные обзоры некоторых книг из списка выше можешь .

    Что еще следует делать?

    Учиться читать схемы устройств! Учиться анализировать схему и стараться понять как работает устройство. Этот навык приходит только с тренировкой. Начинать надо с самых простых схем, постепенно наращивая сложность. Благодаря этому ты не только изучишь обозначения радиоэлементов на схемах, но и научишься их анализировать, а также запомнишь ходовые приемы и решения.

    Дорого ли заниматься электроникой

    К сожалению, деньги потребуются! Радиолюбительство не самое дешевое хобби и потребуется некоторый минимум фин. вложений. Но начать можно практически без вложений: книги можно доставать буккросингах или брать в библиотеках, читать в электронном виде, приборы можно купить для начала самые простые, а более продвинутые купить тогда, когда будет не хватать возможностей простых приборов.

    Сейчас купить можно всё: осциллограф, генератор, источник питания и другие измерительные приборы для домашней лаборатории — всё это следует со временем приобрести (или сделать самому то, что в домашних условиях сделать можно)

    Но когда ты маленький и начинающий можно обойтись пальником и деталями из сломанный техники, которую кто-нибудь выкидывает или просто валялась дома давно без дела. Главное иметь желание! А остальное приложится.

    Что делать, если не получается?

    Продолжать! Редко что-то получается хорошо с первого раза. А бывает так, что результатов нет и нет -- будто упёрся в невидимый барьер. Кто-то этот барьер преодолевает за полгода-год, а другие только через несколько лет.

    Если сталкиваешься со сложностями, то не надо рвать волосы и думать о себе, что ты самый тупой на свете, так как Вася понимает, что такое обратный ток коллектора, а вот ты все никак не можешь понять почему он играет роль. Может быть Вася просто надувает щёки, а сам ни бум-бум =)

    Качествои и скорость самообучения зависят не только от личных способностей, но и от окружения. Вот тут надо радоваться существованию форумов. На них все таки встречаются (и часто) вежливые профессионалы, готовые с радостью учить новичков. (Есть еще всякие грымзы, но считаю таких людей потерянной веткой эволюции. Мне их жаль. загибать пальцы — это понты самого низкого уровня. Лучше просто молчать)

    Полезные программы

    Обязательно следует ознакомиться с САПРами: рисовалками принципиальных схем и печатных плат, симуляторами, — полезные и удобные программы (Eagele, SprintLayout и т.д.). Я выделил на сайте целый раздел под них. Время от времени там будут появляться материалы по работе с программами, которые использую сам.

    И самое главное — испытывайте радость творчества от радиолюбительства! На мой взгляд к любому делу следует относится как к игре. Тогда оно будет и занимательным и познавательным.

    О практике

    Обычно каждый радиолюбитель всегда знает какое устройство хочет сделать. Но если ты еще не определился, то я посоветую собрать источник питания, разобраться для чего нужна и как работает каждая его часть. Затем можно обратить внимание на усилители. И собрать, например, аудиоусилитель.

    Можно поэксперементировать с самыми простыми электрическими цепями: делителем напряжения, диодным выпрямителем, фильтрами ВЧ/СЧ/НЧ, транзистором и однотранзисторными каскадами, простейшими цифровыми схемами, конденсаторами, индуктивностями. Всё это пригодится в дальнейшем, а знание таких основных цепей и компонентов придаст уверенность в своих силах.

    Когда шаг за шагом идешь от простейшего к более сложному, тогда знания порционно накладываются друг на друга и легче освоить более сложные темы. Но иногда не ясно из каких кирпичиков и как следует сложить здание. Поэтому иногда следует действовать наоборот: поставить цель собрать какое-нибудь устройство и освоить множество вопросов при его сборке.

    Да прибует с тобой Ом, Ампер и Вольт:

    Перед тем, как перейти к техническому оснащению, разберёмся, что такое вообще электронные учебники и как они выглядят.

    В 2012 году был принят новый образовательный стандарт, согласно которому в школах создаётся информационная образовательная среда и проводится полная компьютеризация. Сюда относится и переход на электронные учебники. А с 2015 года в федеральный перечень рекомендованных к применению учебников могут входить только те, которые имеют электронные аналоги, то есть запускаются на ноутбуке, ПК или планшете.

    Существует два вида электронных учебников: фактически просто электронная копия бумажного с дополнениями, которые не смогли разместить в бумажной версии (масса бумажного учебника ограничена законом) и развёрнутый интерактивный программный комплекс. Первых гораздо больше, но целью ставится именно увеличение количества вторых, которые не выйдет запустить на обычном ридере, что иногда можно позволить себе с электронной обычной копией.

    Пример страницы интерактивного учебника

    Интерактивные учебники включают в себя зоны, с которыми можно взаимодействовать, видеоролики, возможности комментирования, анимированный контент и игры. Кстати, в тех школах, где стали использовать интерактивные версии, отмечен рост интереса школьников к предметам - учиться стало более занимательно.

    Как это работает?

    Основные издательства учебной литературы предлагают использовать для запуска электронных учебников собственные платформы, например, LECTA, «Учебники Просвещение», «Учебник цифрового века» и др. ПО загружается бесплатно, обычно существует и мобильное приложение, и сайты для онлайн и офлайн доступа. Как правило, имеется бесплатная демоверсия на месяц, затем придётся закупить лицензии для получения учебников. Например, на платформе LECTA комплект из 50 книговыдач (прав доступа к одному изданию на 500 дней) обойдётся в 3750 рублей. Кроме платных учебников, платформы содержат и бесплатную литературу, а также интерактивные карты, атласы, онлайн-тренажёры, аудиоприложения и т.д.


    Сайт образовательной платформы LECTA

    Закон подразумевает, что школа самостоятельно закупает электронные носители, то есть планшеты, а также оплачивает доступ к ПО для загрузки учебников, приобретая лицензию. Требуется официальное решение школы перейти на электронные учебники, тогда будут выделены средства из госбюджета. В реальности же всё не так радужно и переход на электронные учебники находится фактически на этапе тестирования, а в большинстве учебных заведений всё продолжает пользоваться по старинке бумажными учебниками. Кроме проблем со средствами на закупку гаджетов, встречаются возражения родителей против использования электронных учебников - якобы негативное влияние на зрение, непрекращающееся пребывание ребёнка онлайн и т.п. Да и многим преподавателям «старой школы» сложно обращаться с электроникой, хотя для них постоянно проводятся обучающие тренинги и семинары.

    Там же, где ученики всё-таки начали пользоваться электронными аналогами, всё происходящее условно можно разделить на несколько схем.

    Некоторые школы действительно сами закупают современные планшеты для школьников (чаще к эксперименту привлекаются учащиеся старших классов). Конечно, тут надо учитывать вероятный выход техники из строя и затраты на лицензионное ПО, так что это влетает в копеечку.


    В отдельных школах появились специальные экспериментальные устройства, которые сложно назвать привычным нам планшетом - для этого они всё-таки слишком громоздкие, их масса доходит до 1,5 кг. Но всё равно они весят меньше, чем учебники в рюкзаке современного школьника.

    В прошлом году свой увесистый 1,5-килограммовый проект планшета для учебников будущего представила корпорация «Ростех». Он с разворотом и состоит из двух сенсорных экранов, даже выглядит, как книга: справа расположен дисплей на электронных чернилах, слева - обычный ЖК для просмотра презентаций и медиафайлов. Устройство собирается на небезызвестном заводе Foxconn, а его стартовая цена составляет около 30 000 рублей.


    Экспериментальное устройство от корпорации «Ростех»

    Также компания «Российский учебник» показала офлайн-учебник, который является интерактивным и даже не требует подключения к Wi-Fi - ему достаточно объединения устройств учеников в одну сеть, чтобы учитель мог их контролировать. Все эти устройства выдавали прошедшей осенью в школах во временное пользование.

    Многие московские школы решили не закупать планшеты, но вложили средства в организацию точек доступа к беспроводной сети и разработку единого портала для всех школьников, где можно найти некоторые учебные пособия. Речь идёт о проекте «Московская электронная школа» с единой базой материалов - там выложены интерактивные учебники и огромное количество электронных уроков. Однако в таких случаях дети приносят на уроки свои гаджеты.

    В некоторых случаях всё перекладывается на плечи родителей: они сами решают, что предпочитают заменить многокилограммовое содержимое школьного рюкзака на один планшет, договариваются друг с другом и школой и закупают детям устройства. Дальше решается вопрос с доступом к учебникам: школа может пойти навстречу и приобрести лицензионное ПО или же придётся обращаться к ресурсам для нелегального скачивания учебных материалов.

    Какие планшеты подходят для школ?

    Раз уж в большинстве случаев всё равно приходится возвращаться к самостоятельной покупке для школьника привычного планшета, то рассмотрим, какая именно техника подходит для электронных учебников.


    10,1-дюймовый Samsung Galaxy Tab A подходит под все требования к запуску электронных учебников

    Дело в том, что у ПО, предназначенного для запуска электронных учебников, есть определенные требования к оборудованию - от этого и стоит отталкиваться:

    • устройство должно работать на базе ОС Windows 7 и 8.1, iOS 7/Android 4.4 и выше;
    • для первого скачивания понадобится подключение к интернету - следовательно, нужны модули Wi-Fi или сотовой связи, хотя сейчас это и не проблема;
    • диагональ девайса должна составлять 10,1” или больше, т.е. большинство недорогих и современных планшетов отпадает;
    • разрешение экрана - не ниже 1280х800 пикселей;
    • также у устройства должно быть более 3 Гбайт свободной внутренней памяти, чтобы там разместился комплект минимум из 10 учебников.
    • ZOOM подготовил небольшой перечень планшетов, которые подходят под все эти требования и в то же время морально не устареют уже завтра. Мы взяли устройства на базе трёх ОС и постарались ограничиться стоимостью 50 000 рублей - всё-таки для школьников редко приобретают более дорогие планшеты.

    ОС Экран Объём внутренней памяти Цена
    Apple iPad Pro 10,5 iOS 10,5", 2224x1668 пикс. от 64 Гбайт от i 46 990
    Huawei MediaPad M2 10,0 Android 5.1 10,1", 1920x1200 пикс.

    от 16 Гбайт,

    слот microSD

    от i 29 990
    Huawei MediaPad M3 Lite 10 Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

    от 16 Гбайт,

    слот microSDXC

    от i 20 990
    Samsung Galaxy Tab A 10,1 Android 6.0 10,1", 1920x1200 пикс.

    от 16 Гбайт,

    слот microSDXC

    от i 18 990
    Lenovo Tab 4 Plus Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

    от 16 Гбайт,

    слот microSDXC

    от i 17 990
    Lenovo Miix 320 Windows 10 10,1", 1920x1080 пикс.

    от 32 Гбайт,

    слот microSD

    от i 17 790
    ASUS ZenPad 10 Android 7.0 10,1", 1920x1200 пикс.

    от 16 Гбайт,

    слот microSDXC

    от i 14 999