В маркетинге сторителлинг. Сторителлинг — примеры историй

Сотни лет люди слушали легенды и былины, открыв рот. Наступила эпоха digital, но человеческая сущность не изменилась - хорошая история по-прежнему целиком захватывает внимание. Бренды это уже давно поняли и взяли сторителлинг на вооружение. Но этот метод эффективен не только в маркетинге, он отлично работает и в отделе продаж.

В закладки

Аудио

Александр Неборыкин, Partnership Department Team Lead из Ringostat , рассказывает о роли сторителлинга в общении с клиентами и партнёрами.

Большинство людей любят рассказы с «живым героем», и в этом нет ничего удивительного. Как сказала американский антрополог и писательница Мэри Кэтрин Бейтсон: «Человеческий вид мыслит метафорами и учится на историях».

Суть сторителлинга на первый взгляд проста. Вы рассказываете человеку историю, с героем которой он себя отождествляет. Это помогает в ненавязчивой и наглядной форме донести нужные месседжи и вызвать эмоциональный отклик. В результате потребитель видит на примере, зачем нужен продукт, и может оценить его преимущества. При этом вы ни на чём не настаивали и ничего не продавали - просто рассказали историю.

Впервые я услышал о сторителлинге в университете, когда учился на маркетолога. И сразу понял, что это работает почти во всех сферах, где приходится общаться с людьми. Поэтому, поменяв немало работ, я старался применять его на практике, и это приносило результат.

Преимущества сторителлинга в продажах

Может показаться, что истории больше подходят при продаже чего-то «осязаемого» обычному потребителю. Например, автомобиля в салоне или матраса в торговом центре. Но оказывается, что это ещё и отличный способ продать digital-продукт в b2b. Случается, что без этого процесс заключения сделки усложняется в разы.

Многие в продажах опираются на экспертность. Например, я могу рассказать о передаче данных по API маркетологу или интегратору, и он это оценит. Но если я общаюсь с собственником бизнеса - это не сработает. Ему нужны более практичные вещи: продажи, рост прибыли, окупаемость. И тут как раз помогает простой и понятный пример из практики другого пользователя. На собственном опыте могу выделить следующие преимущества сторителлинга.

  • В 80% случаев он закрывает вопросы, которые возникают у клиента. Помогает работать с возражениями и опасениями, которые мешают закрытию сделки.
  • Это лучший способ коммуникации, когда собеседнику непонятны ваши доводы и аргументы. Например, если он технически не подкован.
  • Подходит, если нужно донести слишком много информации. В этом случае проще её упаковать в историю.
  • Апеллирует к эмоциям и помогает сформировать ту картину, которая вам нужна. 10 минут назад ты был специалистом, а сейчас общаешься простым человеческим языком, приводишь понятные примеры - обычно это располагает и вызывает доверие.

Важно: помните, что, рассказывая историю, вы не продаёте. Вы помогаете потенциальному клиенту понять, какие его задачи может решить ваш продукт. Для этого вы приводите пример, как аналогичную проблему решил другой пользователь и какой результат получил.

Как построить историю

Итак, вам нужны истории, которые вы будете использовать при диалоге с клиентом, чтобы донести до него ценность продукта. Но где их взять? Самое главное - это не должна быть выдумка. Мелкие детали можно изменять, но от начала до конца историю выдумывать не советую. Так вы сами не поверите в свой рассказ, и по вашей интонации это будет заметно.

Поэтому нужно собирать реальные истории и запоминать их или записывать. Где их беру я:

  • из собственного опыта;
  • опыта коллег - хорошо, если у вас есть отдел заботы о клиентах, в нашем случае мы всегда знаем о положительном опыте пользователей ещё и от них;
  • кейсов компании - особенно удобно, если они публикуются на корпоративном блоге и клиенту можно дополнительно дать ссылку;
  • следите за новостями компании и обновлениями - многие из них наверняка внедряются по просьбам клиентов, и это тоже может лечь в основу истории успеха;
  • из общения с нашими партнёрами - я регулярно слежу за тем, как они решают свои задачи с помощью коллтрекинга и всегда прошу обратную связь.

Например, один из наших партнёров рассказал мне о своём опыте, который лёг в основу «стори».

Агентство в тот момент работало с сервисом онлайн-страхования и кредитования. Заказчик обвинял их в отсутствии лидов, а в своих сейлзах был уверен на все сто. По версии начальника отдела продаж, звонков из рекламы было очень мало, да и те из регионов, с которыми компания не работает.

Это вообще частая проблема - когда заказчик доверяет инхаус-команде, а стороннему специалисту сложно доказать результат своей работы. Чтобы это сделать, наши партнёры подключили коллтрекинг в тестовом режиме.

Выяснилось, что звонков из рекламы много, но они не конвертируются в продажи по вине сейлзов. На встрече агентство показало заказчику, сколько пропущенных звонков, и дало послушать аудиозаписи разговоров. По словам нашего партнёра, с каждой записью клиент всё больше краснел от гнева.

Поначалу «стори» лучше записывать, придерживаясь плана, который приведён ниже. Со временем этот процесс войдёт у вас в привычку, и они будут рождаться буквально на ходу. Для начала возьмите реально существующий кейс или частую проблему и выделите основные моменты.

Это очень похоже на классическое «путешествие Героя», которое лежит и в основе тысячелетних легенд, и современных голливудских фильмов. Проблема - попытка решить её самому - неудача - помощник - решение проблемы героем - резюме. Последнее показывает, что герой больше не сталкивается с проблемой и пожинает плоды её решения.

1. Герой

Герой истории - это не вы, ваша компания или продукт. Это клиент с похожей ситуацией или проблемой, который обратился к вам для её решения. У слушателя должно возникнуть ощущение подобия с главным действующим лицом вашего рассказа.

«Был у нас один клиент», - очень неудачное начало истории. Это вряд ли вызовет доверие, потому что сразу создаётся впечатление, что вы придумываете. Лучше сказать, что совсем недавно разбирали подобный кейс с коллегами или получили отзыв клиента по похожей проблеме. Можно начать так: «Это напомнило мне, как я два дня назад общался с клиентом...».

Не обязательно, чтобы у героя и вашего собеседника точно совпадали должность и сфера деятельности. Лучше даже, если они немного отличаются. Чем меньше в вашей истории явных совпадений, тем правдивее она выглядит в глазах клиента. Героя и собеседника должны объединять не должности или тематика, а проблема и реальное понятное желание её решить.

Я больше всего люблю приводить примеры из нашей практики. Описать, как мы решали проблемы с помощью собственного сервиса. Это вызывает дополнительное доверие. Клиент понимает, что мы не строим из себя суперменов, а сталкивались с теми же сложностями, что и он. Вот, например, рабочая «стори», где мы являемся главным героем.

У нас не самый простой продукт, поэтому в теории очень сложно объяснить, как его продавать. Сначала мы пробовали объяснять «на пальцах», с помощью презентаций, но это не очень работало. Но у нас прямо под рукой оказался самый ценный материал для обучения - аудиозаписи звонков.

Теперь мы используем их для обучения новичков. Отбираем разговоры самых опытных менеджеров, которые закончились продажами, и ставим их новым сотрудникам. Руководитель детально разбирает, какой приём сработал, как удалось отработать возражение. Так сотрудник обучается быстрее и эффективней.

Помните, что герой не должен быть и полной противоположностью вашему собеседнику, иначе он подумает: «Ну нет. У меня всё по-другому».

2. Проблема или задача

Она должна быть значимой и интересной, даже обычную историю нужно преподнести как жизненную и небанальную. У слушателя должно возникнуть сопереживание и ощущение, что эта проблема касается и его тоже.

Я могу сказать, что часто кампании настроены неправильно, и бизнес из-за этого терпит убытки, но эта история безликая и скучная. Нужно добавить подробностей, красок и самое главное - «перца», то есть конфликт. Это обязательное правило и в литературе, и в сторителлинге. Например, можно вспомнить историю о маркетологе жилого комплекса. К нему прибегает директор и стучит кулаком по столу: «Куда слились деньги на контекст?». Здесь уже есть живые герои и эмоции.

Приведу самый простой пример сторителлинга, который я использовал ежедневно, будучи менеджером по продажам. Он касался важности использования виртуальной АТС и контроля звонков. Я рассказывал «стори» примерно так.

Вы можете легко уменьшить количество пропущенных звонков два раза - без дополнительных затрат и расширения штата. Это работает почти для любого бизнеса на постсоветском пространстве.

Когда мы только формировали отдел продаж в Ringostat, то столкнулись с проблемой - менеджеры пропускали очень много звонков. Это было около 50 звонков в день, а на старте для нас один сгенерированный рекламой звонок обходился очень дорого. Мы пробовали проводить тренинги и мотивировать сотрудников, вводить систему наказаний за пропущенные звонки, но картина почти не изменилась.

Потом мы решили чуть поиграть со схемами переадресации в виртуальной АТС - это в любом случае бесплатно. Поэтому просто взяли и в последнюю схему переадресации добавили коммерческого директора. То есть если никто из менеджеров не брал трубку, звонок поступал ему.

Можете представить, что произошло после нескольких дней, когда коммерческому сыпалось по 50 звонков в день... С тех пор процент пропущенных звонков у нас почти приблизился к нулю. Прошло уже много лет, но коммерческий директор до сих пор у нас в схеме переадресации. Ведь приходят новые люди, и большинство не понимают важность ответа на каждый звонок. Я думаю, вы согласны, что сливать рекламный бюджет из-за ленивого менеджера - не очень хорошая идея.

3. Сюжет

Это столкновение героя с задачей или проблемой. Помните главное: в рассказе её должен решить не продукт, не вы, не компания, а сам герой, который пришёл к вам с вопросом. Образно говоря, герой - это король Артур, а ваш продукт - это «всего лишь» его меч Экскалибур, который просто попал ему в руки в нужный момент. Но это именно тот меч, без которого не победить, а не любой другой.

Советую условно поделить сюжет на две части:

  • герой пытается решить проблему самостоятельно, но у него ничего не получается;
  • потом герой обращается к вам за советом или помощью.

Лучше сначала показать на примере, что герой пытался справиться с проблемой сам, но это оказалось очень сложно, долго или нерентабельно. На тренингах новички часто пропускают этот этап, но без него история перестает быть показательной. У слушателя может появится мысль «А я же и сам все смогу сделать».

Но этой частью с провалом героя мы показываем, что не надо наступать на грабли, на которые уже наступил он. К тому же, герой который пытается справиться с проблемой сам, вызывает больше сопереживания, как в сказке или фильме.

Пример. У нас были партнёры, которые убеждали нас, что сделают собственный коллтрекинг для своих нужд. Многие думают, что достаточно написать код, который будет подменять номера и передавать данные. Но коллтрекинг - это не так просто. За этим стоит аналитика, схемы подмены, постоянное взаимодействие с операторами связи.

Чтобы всё это поддерживать и развивать, нужен штат специалистов, многочисленная и опытная техническая поддержка. Например, недавно была проблема на стороне оператора. Наш саппорт успел за десять минут её диагностировать, найти затронутые проекты и пустить номера на резервное направление. В результате мы не потеряли ни одного звонка. А те, кто писал «просто код» без учётов этих моментов, потом получали негатив от клиентов.

4. Результат

Чтобы вызвать отклик клиента, результат должен быть очень чётким, измеримым и всегда иметь позитивные последствия для героя. Также он должен быть отложенным во времени. Согласитесь, будет странно звучать, если через два дня посыпятся заказы или продажи. Впрочем, если вы берёте истории из реальной жизни (как и стоит это делать), такой проблемы в рассказе не возникнет.

Мы работаем с проектом, который изначально пришёл к агентству с минимальным бюджетом. Буквально из багажника торговал аппаратурой. Потом сделал микролендинг, запустил рекламу, подключил коллтрекинг. Теперь он самый крупный представитель своей ниши.

Потом он давал о нас отличные отзывы, у нас есть совместные кейсы, написанные и с ним, и с агентством. Малый бизнес сотрудничал с нами и стал успешным - такие истории впечатляют.

В истории не стоит все заслуги приписывать себе. Здесь я рассказываю, что важен не только коллтрекинг, а выбор хорошего подрядчика, желание умение работать с данными.

5. Мораль

Герой изменился и никогда больше не сталкивался с возникшей проблемой. Приведу пример реальной «стори», которую мы используем на практике.

Многие компании делают вывод об эффективности рекламы по последнему каналу, который приводит посетителей на сайт перед конверсией. Например, перешёл человек из контекста, значит, контекст сработал. Тут возникает искушение отключить все остальные каналы, потому что они «не работают».

У нашего партнёра есть клиент из ниши недвижимости. Цикл сделки в этой сфере длится долго. Поэтому человек может пять раз заходить на сайт в течение полугода и столько же раз звонить. Агентство, с которым стал сотрудничать клиент, сразу учло эту особенность. Оно стало анализировать ассоциированные конверсии в отчёте по многоканальным последовательностям в Google Analytics. И в аналогичном отчёте для звонков Ringostat.

Выяснилось, что поисковая и медийная реклама приносит больше всего ассоциированных конверсий. Отключать её нельзя, даже если она не приводит напрямую к заявке или звонку. Теперь клиент знает о важности каналов, которые косвенно влияют на покупку. В будущем он будет анализировать данные перед отключением каналов, которые кажутся неработающими.

Когда вы набросали несколько историй - прочтите их вслух. «Стори» должна уместиться в три минуты. Порепетируйте перед зеркалом. Потом попробуйте сходу вспомнить одну из них, измените детали, добавьте подробностей из практики. Следите за манерой повествования, она должна быть естественной, с остановками и правильными интонациями. История должна звучать не как зазубренный урок, а как слухи, рассказанные другу за чашкой кофе.

Ошибки

  • Слишком длинная «стори». Даже если берете за основу кейс, сокращайте так, чтобы рассказ занял 2-3 минуты.
  • Игнорирование обратной связи. Сторителлинг - это диалог. Слушайте, что говорит в ответ клиент, так вы поймете, интересен ли ему ваш рассказ. В идеале, в речь нужно вставлять «триггеры», чтобы спровоцировать комментарии и уточнения, вызвать эмоции. Например: «Представляете, ppc-специалист понял, что до этого три месяца тратил бюджет на кампании, которые не работали». А клиент отвечает: «Ого, целых три месяца!».
  • Слишком много деталей. Если рассказать о герое, который повысил продажи на 67,18%, никто не поверит, что вы чисто случайно вспомнили такие подробности.
  • Попытка продать. История не продает, она рисует картину в голове клиента. Если попытаетесь перевести тему на покупку, эффект от истории сойдет на нет. Собеседник почувствует фальшь и раздражение, что потратил время на ваш рассказ.

Выводы

Конечно, гораздо проще общаться строго по скрипту. Для новичков это кажется не так страшно. Особенно, если им приходится иметь дело со специалистами или собственниками бизнеса. Но не стоит бояться выходить за рамки и переключаться на более нестандартное, живое общение.

Помните, что на противоположной стороне стола или трубки тоже человек. Разве что в b2b таких людей, принимающих решение, может быть много. Осознайте, что общаетесь с обычным человеком. Тогда продажа сложного продукта будет не так уж отличаться от продажи булочки. Хотя это уже совсем другая история...

Концепция сторителлинга основана Дэвидом Армстронгом. Глава крупной международной компании нашел полезное применение увлекательным историям. Он использовал их при создании руководств по работе для персонала.

Позже теми же инструментами пользовался Кевин Томпсон, преподаватель Бирмингемского университета, который интерпретировал занятные истории как действенный инструмент для воодушевления сотрудников различных корпораций.

Возникает логический вопрос. Cторителлинг – что это? Неужто обычные мотивационные рассказы для персонала?

Как показало время, сторителлингу удалось видоизмениться, стать неотъемлемой частью маркетинга. Истории начали применять для продажи товаров и услуг. И во многих нишах это показало себя действенней, нежели набор логических доводов и сухих фактов. На то есть очевидные причины:

  • Правильно построенный рассказ с захватывающей сюжетной линией эффективно привлекает и удерживает внимание читателей.
  • Сторителлинг генерирует эмоции, которые важны при совершении любой покупки.
  • Подкованному автору всегда удается сохранить интригу, любопытство читателя берет верх, поэтому он дочитывает текст до конца.
  • Грамотно сконструированный рассказ содержит так называемые маркеры, которые помогают снимать типичные возражения клиента.

Примеры сторителлинга

Сторителлинг используют гиганты мирового бизнеса, такие как Nike, Microsoft, Disney. И если оценить его действенность, она на 100% сопоставима с хорошей рекламой. Но главное здесь – выбрать идеальный момент для истории, учитывать тренды. Разберем на примере.

Когда в Лондоне устанавливали колесо обозрения, спонсором выступал авиаперевозчик British Airways. Долгое время ничего не удавалось из-за технических сложностей, этим воспользовался конкурент British Airways.

Владелец компании Virgin Р. Брэнсон запустил уникальную рекламную инсталляцию – дирижабль с надписью: “BA CAN’T GET IT UP”. Это попало в поле зрения крупнейших мировых СМИ. Да, это реклама. Но она сделана своевременно и находчиво. Если так же подойти к сторителлингу, успех обеспечен.

Безликие слоганы, как и скучные перечни фактов, канули в лету. В отличие от них увлекательные истории способны привлечь и удержать внимание читателей, слушателей, зрителей, вызвав нужные эмоции.

Сравните примеры под номером 1 и 2. Пример №2 куда интереснее для обывателя, подобные истории чаще дочитывают до конца, представляя себе всё происходящее в ярких красках.

Но это лишь один из вариантов сторителлинга, который можно интерпретировать и обыгрывать по-разному.

Вариации сторителлинга – популярные и не очень

1. Брэнд-легенда

Отлично подойдет для раздела “О компании”, где большинство рассказывают скучную историю в цифрах, без отстройки от конкурентов. Куда привлекательней будет выглядеть рассказ об известном персонаже. Так поступили руководители компании Daniel Wellington:


Пример сторителлинга

Для того, чтобы передать ценности компании, хорошо подойдет интервью руководителя. Но только не скучное, а живое, вроде того, которые презентует Юрий вДудь.

Оптимальным станет рассказ руководителя о том, что для него значит данная компания и каким он видит её будущее. Такой директор вполне способен превратится в брэнд.

А ведь именно брэнд дарит возможность выделиться на фоне конкурентов и выручить за товар/услугу больше, чем они того стоят. Как говорил Дэвид Огилви: “Покупатели выбирают не виски, они выбирают имидж”.

Поучиться созданию брэнда-легенды стоит у Coca-Cola. В 1944 году Ирис Белл создала для компании историю “Фабрика счастья”, позже она легла в основу рекламы. С тех пор Кока-Кола ассоциируется с ощущением праздника.

2. Мономиф

Книга “Тысячеликий герой” Джозефа Кэмпбелла раскрывает всю суть мономифа как историю шествия героя. Для сторителлинга избирают персонаж – зачастую обычный, незаурядный.

Он последовательно проходит свой путь с определенными сложностями и лишениями, в конце достигая вожделенной цели.


Путь Героя

Выводы и судьбоносные решения героя в маркетинге служат для завуалированной либо прямой рекламы. Вот такие дела. Но вся соль в том, что для внушения доверия история должна быть реальной, выглядеть естественно, а не наигранно.

3. Два противопоставляемых пути

И снова праздник в деревнях Вилларибо и Виллабаджо! Помните эту рекламу моющего средства Fairy? Очень наглядный пример. Суть его сводится к видимому контрасту и грамотной подаче верного решения.

4. Сила визуализации

Инфографика, яркие серии фото, отдельные снимки, видеоролики – примеры набирающего обороты визуального сторителлинга. Он успешно применяется в соцсетях, в особенности Instagram.

Правильно подобранный контент позволяет компаниям формировать нужную репутацию, привлекая внимание приверженцев и потенциальных клиентов. Эти инструменты давно используются такими гигантами, как Apple, IKEA, National Geographic.

ПРИМЕЧАНИЕ: для возрождения популярности браузера Internet Explorer компания Microsoft также использовала схожую методику. Они сняли видеообращение к детям 90-х.

К тем, кто помнит йойо, тамагочи, первые приставки, кепсы и т. д. Суть сводится к предложению вновь объединиться с Internet Explorer, уже новой, модернизированной версией браузера.

Отсылка получилась цепляющей, плюс .

5. Внедрение интриги

Молодая девушка в строгом черном платье задумчиво смотрела в небо. Туда, где разразилось яркое пламя, залившее округу пурпурными, золотистыми и багровыми оттенками.

Солнце садилось, но вся эта красота омрачалась холодным, обжигающим дождем. Привычное дело для осенней Праги. Здесь она прожила 7 лет, под вымышленным именем, выдавая себя за другого человека.

Меган устала прятаться, ей захотелось ринуться навстречу опасности – будь что будет. Она приставила к виску CZ 75…

При прочтении такого текста возникает желание узнать немного больше. Основу здесь составляет саспенс – состояние неизвестности, когда читатель не замечает, как переворачивает страницу за страницей.

Правила сторителлинга – как стать гуру?

1. Ценный контент

Текст должен иметь определенную информационную нагрузку. Другими словами, продажа ради продажи – провальная идея.

Любой истории нужен логически спроектированный сюжет, желательно с противоречивыми точками зрения на одни и те же события. Это оживит текст, поможет снять типичные возражения клиентов.

Основой, как всегда, послужит яркая завязка. При выборе дальнейшего сценария можно использовать собственные концепции или же положиться на действенность проверенных инструментов.

Например, в образе монстра представляют тот же грипп или кариес, которые по законам жанра получают по заслугам в конце рекламного ролика.

Другим типичным сценарием в сторителлинге принято считать так называемое перерождение с помощью продукта. Этот инструмент используют в рекламе того же батончика Сникерс.

Но куда более оригинально выглядит свежий взгляд на заезженные истории. Когда-то ценность такого подхода продемонстрировал Тимур Бекмамбетов, подготовив серию рекламных роликов про банк Империал.

2. Настоящий герой, а не “мертвая буратинка”!

Максим Ильяхов ввел такое понятие, как абстрактные персонажи, назвав их буратинками. Если буратинка будет выглядеть неестественно, читатель это почувствует.

Поэтому стройте историю вокруг живых, ярких персонажей. Они станут движущей силой, нужным звеном для эмоциональной связи с читателем. Учтите, герой может быть и негативным, главное, чтобы он вызывал искренние эмоции.

3. Текст должен соответствовать аудитории

Это не значит, что домохозяйкам любопытны истории о домашних хлопотах и детях. Вероятно, наоборот, им хочется вырваться из объятий повседневности, поэтому они так любят рассказы о яркой жизни, страстной любви.

Чтобы определить формат повествования, следует выяснить основные проблемы, которые решает продукт. Для примера возьмем органайзер Todoist.

На официальном сайте публикуются истории о занятых людях, успевающих больше благодаря приложению. Оно помогает упорядочить дела и распорядок дня. Это достаточно просто, но действенно.

4. Вызов, препятствие, злодей…

Мы уже говорили о мономифе, где герой проходит определенный путь и сталкивается с трудностями.

Если злодея и сложностей не будет, всё окажется чересчур приторно. Постоянный успех раздражает, ведь в реальной жизни такое вряд ли встретишь.

5. Долой очевидный финал!

Даже мастерски оформленный рассказ способна испортить банальная концовка. Более того, она навредит брэнду.

Поэтому при построении сюжета, а особенно развязки рекомендуем проявлять творческий подход.

Полезные книги о сторителлинге

1. Сторителлинг: как использовать силу историй. Автор книги – Аннет Симмонс, профессиональный сторителлер, которая обучает этому ремеслу бизнесменов.

В книге разобрана масса фишек, занятные байки из разных сфер, легенды и даже притчи. Идеально подойдет тем, кто хочет овладеть умением рассказывать увлекательные истории, выступать перед большим количеством людей будь то коллеги, партнеры либо клиенты.

2. Storytelling Branding in Practice. Книга написана четырьмя авторами. Считается универсальным пособием, так как позволяет применять сторителлинг в разных целях:

  • построение имиджа бренда,
  • реклама,
  • корпоративные нормы компании.

Изначально книга предназначалась для сценаристов, но её уже успели по достоинству оценить и маркетологи.

4. RESONATE: захвати аудиторию своей яркой историей. Книга Нэнси Дуарте учит с помощью приемов кинематографа и литературы создавать оригинальные рассказы. Ценным можно считать разбор всемирно известных выступлений.

Как вы успели убедиться, сторителлинг из обычного рассказывания историй превратился в мощнейший инструмент маркетинга.

При правильном построении сюжета и создании интриги вам удастся привлечь и сохранить внимание читателя/слушателя, вызвав нужные эмоции или натолкнув к определенным выводам.

Чтобы овладеть искусством сторителлинга, рекомендуем читать упомянутые выше книги, а также ознакомиться с работами

Сторителлинг - искусство донесения информации с помощью рассказов и историй, которые несут в себе яркие эмоции.Его главная задача - удержать внимание зрителя с первых секунд, заинтересовать его динамикой событий, вызвать симпатию к главному герою. По сути сторителлинг похож на короткометражные фильмы: в нем тоже доносят основную идею, переплетая ее с основным сюжетом.

Впервые сторителлинг пришел к нам из Голливуда. Основоположником современного понятия стал Дэвид Армстронг - он описал свои методы взаимодействия с работниками в книге «Руководство по улучшению работы». В ней он доносил нужную информацию до читателей с помощью историй о своих подчиненных с яркой эмоциональной окраской.

Сторителлинг активно используют в маркетинге для продажи товаров и услуг, привлечения внимания, правильного позиционирования бренда и выполнения ряда других задач. Это работает: согласно исследованию Михаэля Дэвиса, люди запоминают до 65-75% информации через истории и только до 5-10% данных, полученных в формате сухой статистики. Поэтому сторителлинг - эффективный и популярный инструмент маркетинга.

На своих и сторонних сайтах . Чаще всего историю выкладывают в блог, если речь идет о сайте компании. В ней можно описать личный опыт потребления продукта, впечатления от новой услуги или решение главной боли целевой аудитории. Рассказ также можно разместить на стороннем сайте в качестве рекламы - например, на популярных ресурсах типа VC, «Хабрахабр» и других.

В социальных сетях . Здесь сторителлинг применяют чаще всего, потому что пользователи, заходя в соцсети, более настроены на отдых и готовы воспринимать любую информацию. Часто истории публикуют в формате коротких постов с картинками и ссылками на рекламируемый товар/услугу.

В видео. Их тоже размещают на сайтах компаний, в соцсетях, на крупных видеохостингах типа YouTube. Видео вызывает больше доверия по сравнению с текстом, потому что зритель видит рассказчика, визуально оценивает его, лучше воспринимает эмоции. Авторы видео часто рассказывают о себе, своей проблеме и ее решении с помощью услуги/товара. Иногда в основной рассказ вставляют душещипательные ролики, чтобы точно вызвать сильные эмоции у большинства пользователей.

На мероприятиях и вебинарах . Здесь вообще нельзя обойтись без сторителлинга. Любой спикер перед основной частью выступления рассказывает о себе, своей компании, своем проекте. В формате историй он дает понять слушателям, чем его опыт полезен и почему стоит прислушиваться к его советам.

Сторителлинг можно использовать везде - в буклетах и печатных объявлениях, в группах в социальных сетях, в Instagram, на сайтах и даже на рекламных баннерах. Главное - знать, как работать с этим форматом, и использовать правильный подход к нему в зависимости от выбранной площадки. Например, на «Хабрхабре» отлично подойдет длинный пост с исследованиями или личным мнением, а в социальных сетях лучше использовать посты средней длины с яркими эмоциями и иллюстрациями.

Как правильно рассказывать истории: техники и структура

Выбор техники рассказа полностью зависит от вашей целевой аудитории, задач сторителлинга, площадки размещения. Например:

  • в рассказе для строителей уместно сокращать вводную часть и использовать сленг - например, слова «тыщёвка», «скобоплюй», «окажушка» и другие;
  • в рассказе для молодых девушек можно делать упор на романтику: использовать сильные ассоциации, любовную историю или историю разлуки;
  • в рассказе для директоров важно подать информацию максимально четко - сделать упор не только на эмоции, но и на реальные выгоды от товара/услуги.

Чтобы найти оптимальный подход к сторителлингу, изучайте свою целевую аудиторию, экспериментируйте с разными форматами, проводите опросы. Если у вас нет времени на все это, просто поставьте себя на место вашего среднестатистического клиента и подумайте, на что он обратит внимание, что его заинтересует и что наоборот - вызовет отторжение.

Структура историй в сторителлинге практически не поддается изменениям. В ней всегда есть четыре блока:

Представление автора . Читатель должен понимать, кто перед ним - мужчина или женщина, старый или молодой человек, рабочий или руководитель. Для представления достаточно одного предложения - главное, чтобы оно соответствовало дальнейшей идее рассказа. Например, в рекламе дорожного термоса можно начать историю с представления автора как дальнобойщика, таксиста или проводника поезда - то есть человека, которому нужно долгое время сохранять высокую температуру чая или кофе.

Проблема . В этом блоке рассказчик описывает свою проблему - что с ним случилось, почему его это взволновало, зачем нужно ее устранить. Тут уместно раскрыть проблему ярко, эмоционально, сильно - так вы попадете в боли целевой аудитории и заинтересуете читателя. Например, в истории о новом приложении для знакомств уместно рассказать о том, что у автора не хватает времени на знакомства в оффлайне или он очень стеснительный, чтобы подходить к девушкам на улице.

Поиск решения . В этом блоке желательно либо уместить поиск решения в одно-два предложения, либо описать процесс развернуто с сильными эмоциями. В последнем случае вы еще сильнее затронете боли целевой аудитории. Например, в сторителлинге для альтернативных курсов английского можно рассказать о попытках учить язык самостоятельно, использовать специальные приложения или тренироваться с англоговорящими друзьями.

Решение . В этом блоке нужно рассказать о товаре/услуге и ненавязчиво упомянуть главные преимущества предложения. Расскажите, почему именно этот товар/услуга решили проблему, чем они привлекли, почему у вас остались хорошие впечатления о них. Уместно использовать УТП компании - например, в рассказе о покупке нового смартфона упомянуть скидку в 20% по акции или дополнительные бонусы при покупке, к примеру- 2 чехла на выбор в подарок. Не забудьте оставить ссылку на услугу/товар, иначе некоторые пользователи просто прочитают историю и забудут о ней. Ставьте линк на релевантную страницу с выгодным для клиента предложением и формой для заказа или обратной связи.

Пример: как создать продающую историю

Один из самых ярких примеров сторителлинга - современная телевизионная реклама. Например, возьмем рекламу оператора «Билайн» с Сергеем Светлаковым. Ее пересматривают в интернете - ролик «Фикус» набрал более 68 000 просмотров на YouTube, видео «Интернет на даче» - более 90 000 просмотров, реклама «Все за 200» - более 270 000 просмотров. В таких роликах отлично реализован формат историй. Например, в ролике « Буферизация » со Светлаковым и Михеевой рассказывают о рыцарском поединке, при этом отлично обыгрывают отношение обоих «рыцарей» к интернету: один зависает, другой всегда остается в форме.

Если бы формат телевизионной рекламы позволят делать более длинные видео, ролики были бы больше похожи на консервативный сторителлинг. Между тем ролик «Буферизация» длится всего 29 секунд, однако создатели смогли рассказать короткую историю, заинтересовать зрителя неординарной подачей и сказать о главных преимуществах предложения в конце.

Еще один хороший пример - реклама конкурентов, а именно - оператора «МТС». Ролики с участием «Квартета И» менее популярны по сравнению с рекламой с участием Сергея Светлакова, однако тоже хорошо вписываются в формат сторителлинга. Например, в видео в поддержку приложения «Мой МТС» с емким названием «Настройка» показывают четырех друзей, которые постоянно попадают в веселые ситуации.

В этом ролике трое друзей решили пошутить над четвертым и поставили ему веселую песню на гудок. Сюжет видео рассказывает историю, которую приятно смотреть - она вызывает теплые эмоции и воспоминания о дружбе. Создатели не забыли и о выгоде зрителя - прорекламировали удобство приложения в конце ролика.

Книг по сторителлингу пока не так много, как хотелось бы. Мы рекомендуем два руководства к действию:

«Сторителлинг. Как использовать силу историй». Аннет Симмонс.

«Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй». Пол Смит.

Автор рассказывает о силе историй, помогает выбрать правильный тип рассказа при общении с разным кругом лиц. В книге - более 100 примеров историй, которые можно использовать и сегодня. Примеры созданы на основе реального опыта более, чем 50 организаций по всему миру.

А вы используете сторителлинг и почему? Напишите о своем мнении в комментариях.

Допустим, вы представитель творческой профессии. Результат вашего труда должен захватить зрителя с первого взгляда. И хотя этот результат говорит сам за себя, он не даёт аудитории полной картины вашего творчества. Мы часто не обращаем внимания на один важный аспект: зрителю интересна не только работа художника. Он хочет узнать больше о том, кто поставил на этой работе свою подпись.

Вы можете помочь зрителям заглянуть за кулисы вашего творчества, рассказав им о себе, о тонкостях вашего ремесла, трудностях, которые возникают в процессе работы. Всё это вмещает в себя популярное понятие из психологии и менеджмента - сторителлинг.

Сторителлинг - это способ передачи информации и определённых смыслов через рассказывание историй.

Возможно, использование сторителлинга для продвижения работ не даст вам мгновенного результата, но оно определённо обеспечит вам преимущество и выделит из ряда конкурентов. Вас заметят и заказчики, и потенциальная аудитория. Аудитория не обладает достаточными знаниями, чтобы оценивать работы, но ей будет интересно ваше творчество, если она будет знать больше о его процессе.

Людям не важно, что вы делаете, им важно, как и почему вы это делаете. Сторителлинг - замечательный вид маркетинга, который не воспринимается как маркетинг, но даёт соответствующий эффект.

Хорошая история имеет определённую структуру и содержание. В этой статье вы можете найти советы, как рассказать о себе и своём творчестве таким образом, чтобы результат ваших усилий принёс вам успех.

1. Основные правила написания историй

На вашем сайте наверняка есть раздел «О себе». Если пока что он не очень содержателен, то самое время дать ему новую жизнь. Любой рассказ состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Вступление должно заинтриговать читателя и дать какую-то вводную информацию. В основной части развивается заявленная тема, она ведёт рассказ к раскрытию ключевой мысли. В заключении обычно рассказывается, как главному герою удалось добиться своей цели. Чтобы ваша история была , нужно разбавить её неожиданными поворотами сюжета и ввести запоминающихся персонажей.

Подумайте о том, что описать в вашей творческой биографии, как разделить её на три смысловых части.

В начале рассказа вам нужно привлечь внимание читателя. Напишите пару строк о том, что особенного случилось на вашем творческом пути, что вдохновило вас выбрать его.

Может быть, любовь к рисованию передалась вам от мамы, и это она отвела вас на первые уроки. Возможно, кто-то сомневался в ваших способностях, и это стало для вас стимулом. Или вы много путешествовали, и на творчество вас вдохновило знакомство с другими культурами.

Очень важно написать интересное и ёмкое вступление, чтобы весь последующий рассказ можно было построить вокруг него. В основной части можно раскрыть некоторые детали. В заключительной части рассказа стоит упомянуть ваши самые значимые достижения. Нужны примеры? Посмотрите, как о себе рассказали художники Александр Лукьянов и Ной Брэдли (Noah Bradley).

2. Покажите людям, как вы работаете

Обычно художники не любят, когда кто-то нарушает священный процесс их творчества. Но стоит помнить, что в тот момент, когда аудитория видит только конечный результат вашей работы, ей трудно оценить, сколько усилий вы в неё вложили.

Поэтому не надо стесняться. Приоткройте занавес и позвольте людям заглянуть в вашу мастерскую через видео или фотографии и ваши комментарии к ним. Это не так трудно, как кажется. Вы легко сможете найти фотографа, который сделает отличные снимки вашей студии и запечатлеет основные стадии творческого процесса.

Для этого набросайте план, в котором будет отражено, о чём именно вы хотите рассказать аудитории, что хотите ей показать, какие фото для этого нужно сделать (или какие моменты включить в видео). Возможно, это будут фотографии вашего рабочего места, инвентаря, ваши снимки на разных стадиях работы.

Художник Игорь Сахаров часто выкладывает видеоуроки по созданию разных картин. В одном из роликов он показал сам процесс написания картины. Наблюдать за его работой действительно увлекательно.

3. Расскажите о секретах вашей работы

Людям интересны привычки творческих людей, потому что из них можно извлечь пользу и применить эти знания при решении обычных повседневных проблем. Кроме того, аудитории нравится узнавать о тех препятствиях, которые преодолевают другие люди на своём пути.

Проанализируйте, как вы создаёте свои работы. Используете ли вы какие-то особенные техники? Возможно, вам приходится совмещать творчество с другой работой, поэтому вы трудитесь по ночам. Или у вас есть какое-то особенное место для работы, где вас никто не отвлекает.

Используйте побольше деталей. Если вы просто скажете, что рисуете тогда, когда к вам приходит вдохновение, у вас вряд ли прибавится поклонников. Но если вы опишете, как приходите в студию каждое утро к семи и работаете в течение нескольких часов не покладая рук, чтобы сделать что-то стоящее, эффект вас приятно удивит.

4. Используйте все возможные каналы информации

Rustamqbic.com

Если вы ещё не решили, как продвигать свои работы, вы можете опробовать разные информационные каналы и выбрать наиболее удобный и привлекательный именно для вас. Кроме того, никто не мешает вам использовать различные каналы для разных задач. Например, вы можете выкладывать фото, отражающие процесс работы, в Instagram, а писать о своих ежедневных ритуалах в блоге.

Итак, сторителлинг - это прекрасный способ установить связь с потенциальной аудиторией. Рассказав о себе, вы найдёте отклик и поддержку зрителей и обратите на себя внимание заказчиков.

Стоит отметить, что сторителлинг можно использовать не только представителям творческих специальностей. Эту технику можно применять при продвижении различных продуктов. Поэтому, наперекор известной истине, утверждающей, что молчание - золото, мы советуем вам выбраться из раковины и рассказать о себе миру!

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам.

Что такое сторителлинг

Слово «сторителлинг» происходит от английского «storytelling», что можно перевести как «сказительство» или, в более современной интерпретации, «рассказывание историй». Сторителлинг является эффективнейшим методом донесения информации до аудитории, в котором используются поучительные, трогательные, смешные и другие истории с выдуманными или реальными действующими лицами.

Конечно, рассказывание историй нельзя назвать каким-то новым способом, однако широкой публике в качестве специального метода сторителлинг был представлен лишь в 1992 году руководителем американской компании «Armstrong International» Дэвидом Армстронгом в книге «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе». Сторителлинг он рассматривал в качестве инструмента обучения новичков и улучшения показателей работы компаний.

Изначально Армстронг просто применял истории в своей деятельности, но результаты так его впечатлили, что он решил рассказать о них и своем опыте людям, что и сделал, написав вышеназванную книгу. В дальнейшем сторителлинг превратился чуть ли не в целую науку со своими психологическими и управленческими аспектами. Кстати, сегодня большой популярностью пользуется и книга Аннет Симмонс «Как использовать силу историй», и ее мы тоже советуем вам почитать.

Истории вовсе не должны быть длинными. Это могут быть небольшие жизненные рассказы, метафоры, сказки, анекдоты и даже просто фразы, содержащие информацию и мотивирующие людей к совершению конкретных поступков и действий, достижению конкретных результатов и целей. Из этого можно извлечь огромную пользу для бизнеса, маркетинга, публичных выступлений, менеджмента и т.д.

Используя психологический фактор, можно придумывать красочные, выразительные, интересные и увлекательные истории, ассоциирующиеся у людей с личным примером. Информация проникает в подсознание человека, наводит на определенные мысли, помогает находить ответы на какие-то вопросы. Именно поэтому сторителлинг отлично показывает себя на практике для неформального обучения людей.

Применение сторителлинга

Сториттеллинг – искусство создания историй, традиционно использующееся писателями. Но художественной литературой область его применения далеко не исчерпывается. На сегодняшний день навык привлечения и увлечения публики историями может быть полезен педагогам, предпринимателям, журналистам, психотерапевтам, маркетологам, пиарщикам.

Интересные истории позволят убеждать людей намного сильнее, нежели самые обоснованные аргументы и мотивационные речи, перечисления возможностей и преимуществ. Поэтому сторителлинг применяется и в сфере управления персоналом, торговле, публичных выступлениях, политике. Учитывая то, что люди обожают слушать интересные истории, с их помощью достаточно просто можно подогреть интерес к рассказу.

Искусство рассказчика полезно и для формирования лояльности работников в организациях. Например, на собрании руководитель может рассказать замечательную историю о том, какой путь он прошел, каких успехов достиг, как осознал ценность миссии своей компании, а не читать сотрудникам занудную лекцию о корпоративных целях и ценностях.

Ко всему прочему истории служат прекрасной мотивацией к обучению, что еще раз свидетельствует в пользу того, что сторителлинг может стать действенным инструментом в руках воспитателей, педагогов, бизнес-тренеров и, конечно же, родителей. Подумайте сами: ведь намного интереснее, к примеру, вместе с героем какой-то истории решать какую-то задачу, чем записывать правила и пытаться их понять.

А что касается бизнес-среды и корпоративной культуры, то истории нередко служат здесь своеобразным фольклором – они существуют в полуформальной среде и помогают людям понимать, как нужно и не нужно работать, кто есть кто в команде и т.д. Не нужно забывать и о маркетинге, ведь и в нем истории играют значительную роль – позволяют людям понимать, какие проблемы решают товары и какими преимущества обладают.

А в обычном повседневном общении сторителлинг и вовсе существует столько же, сколько и человек. Тот, кто умеет классно рассказывать истории, всегда сумеет разбавить атмосферу, поднять настроение, донести свою мысль в интересной и необычной форме, произвести впечатление.

Очевидно, что область применения сторителлинга очень широка:

  • культура;
  • производство;
  • бизнес;
  • образование;
  • психотерапия;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • политика;
  • шоу-бизнес;
  • воспитание детей;
  • повседневное общение и другие сферы.

Востребованность специалистов по сторителлингу (профессиональных рассказчиков) настолько велика, что сейчас повсеместно проводятся специализированные тренинги, семинары и курсы. А в США сторителлинг вообще стал профессией, и есть даже ассоциация специалистов данного профиля.

Есть курс по сторителлингу и на 4brain. Если вы хотите глубже разобраться в этой теме, получить не только теоретические знания, но и сразу отработать их на практике – записывайтесь!

Популярность и востребованность навыка обусловлена тем, что сторителлинг позволяет достигать множества целей, очень важных для бизнеса, в продажах, выступлениях, писательстве и остальных областях. Перечислим лишь несколько результатов, которых можно добиться, рассказывая истории:

  • воздействие на подсознание и мышление слушателя, зрителя или читателя;
  • максимально точное донесение информации и мыслей;
  • обучение детей, подростков, студентов и взрослых;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • минимизация конфликтных ситуаций в коллективах и других группах людей;
  • упрощение взаимоотношений между людьми;
  • стимулирование к достижению новых целей, совершению определенных действий;
  • укрепление авторитета;
  • повышение продаж.

И это далеко не все. В уже упомянутых США, например, психотерапевты применяют приемы сторителлинга в работе с тяжелобольными пациентами, успешно пробуждая в них желание продолжать жить и бороться со своими недугами. Получается, что с помощью историй можно не только зарабатывать деньги, но и улучшать жизнь общества и даже спасать человеческие жизни.

Но это становится возможным лишь в том случае, если истории рассказываются правильно. Дальше мы вкратце посвятим вас в секреты этого искусства, но, кроме этого, рекомендуем обратиться к тематической литературе (Дэвид Армстронг, Аннет Симмонс и другие авторы).

Как создать увлекательную историю

Главный принцип сторителлинга заключается в том, чтобы история была понятна человеку и выстраивалась по конкретному сценарию, который поможет решить стоящую перед рассказчиком задачу.

Чтобы рассказ был эффектным и привел к нужному результату, он должен включать в себя несколько составляющих:

  • реальный или вымышленный персонаж (это может быть человек, животное, фантастическое существо, организация или целое государство);
  • события и перемены, жизненно важные для персонажа (в противном случае история бессмысленна);
  • эмоциональная насыщенность (чтобы слушатель ассоциировал себя с персонажем и сопереживал ему; чтобы слушатель сам захотел рассказать эту историю кому-то);
  • реалистичность описываемых событий (события должны быть ограничены конкретным временем и местом);
  • конкретика (история должна быть понятной, содержать живые примеры, четко доносить мысль).

Чтобы найти примеры грамотных историй, не нужно далеко ходить. Просто вспомните, как родители, бабушки и дедушки рассказывают истории своим детям и внукам; как авторы басен и притч доносят до слушателей и читателей их суть.

Но, как вы поняли, сторителлинг – это не только устное мастерство, а еще и письменное. Истории очень эффективно работают, даже если люди читают их в книгах, журналах, газетах или на сайтах и форумах в Интернете. И в случае с визуальным сторителлингом тоже нужно придерживаться ряда правил:

  • Предлагаемая читателю информация должна быть для него новой и полезной. Поэтому перед тем как писать свою историю, автору следует продумать детали. Даже если сюжет уже готов, необходимо подумать, чем он может быть дополнен, как можно еще лучше раскрыть тему и донести мысль.
  • Рассказывая историю, важно разбираться в предмете. Для этого автор обязан прорабатывать тему, изучать ее на глубинном уровне, дабы не создать дилетантский и низкокачественный «шедевр». Не менее важно обладать навыком быстрого погружения в материал.
  • Визуальная история должна сопровождаться картинками или фотографиями. Это позволяет погрузить читателя в атмосферу истории и лучше преподнести материал. Медиаконтент также может включать в себя аудио- и видеоматериалы. С ними история выглядит намного богаче и живее.
  • Уже с первых секунд привлечь внимание и заинтересовать читателя помогают яркие, броские и нешаблонные заголовки. Вспомните примеры заголовков, после прочтения которых вам хотелось прочитать и статью. Умение делать такие заголовки можно назвать настоящим искусством.
  • Не менее важны и подзаголовки. Сегодня многие люди используют кросс-чтение, когда читаются только заголовки/подзаголовки и врезы в текст. Если взгляд цепляется за что-нибудь интересное, человек начинает изучать материал более детально. Заголовки и врезы тоже желательно как-то визуально выделять.
  • Любая история должна преподноситься живым, интересным и разнообразным языком. В ней нет места монотонности, повторению одних и тех же мыслей и идей. Желательно не использовать часто одни и те же слова – стоит заменять их синонимами или иначе выражать мысли.
  • При оформлении визуальной истории нужно придерживаться принципов единства и контраста. Материал должен быть выдержан в одном стиле, а между блоками текста следует делать отступы. Чтобы создать контраст, достаточно использовать всего два разных шрифта.

Соблюдая перечисленные правила, можно создать интересную историю, привлекающую внимание, вызывающую желание узнать ее полностью. Но все же этого еще мало, чтобы получить действительно достойный результат. История будет впечатляющей только тогда, когда автор будет соблюдать основные принципы сторителлинга.

Главные принципы сторителлинга

Не станем спорить, что историю, которая повлияет не слушателя или читателя, прекрасно расскажет профессиональный рассказчик или писатель. Если невнятно бубнить что-то себе под нос, можно загубить самый крутой рассказ, а если безграмотно и бездарно писать, никто просто не захочет читать текст.

Но все же практически любой человек при должном желании и усердии может научиться искусно рассказывать истории, следуя определенным принципам:

  • История не должна быть слишком длинной. При ее создании нужно учитывать, что человек может быть максимально внимательным примерно 20 минут, после чего концентрация снижается.
  • В истории должен присутствовать такой герой, который на сто процентов будет интересен аудитории. Он должен быть похож на «ваших» людей, чтобы они сроднились с ним, примерили на себя его мысли, поступки и решения. При этом помните о том, что одной историей нельзя зацепить абсолютно всех –подстраивать истории нужно под конкретную аудиторию.
  • В истории не должно быть открытого конца. Это значит, что аудитория не должна домысливать ее итог или мораль. Люди должны получать ответы на конкретные вопросы.
  • История не должна быть скучной. Текст (особенно его начало) должен вызывать интерес и желание узнать, что будет происходить дальше. Рассказчик должен пробуждать своим рассказом эмоции: радость, смех, злость, страх, негодование, но никогда не оставлять людей равнодушными.
  • История не должна навязывать людям мнение автора. К конкретным выводам люди должны приходить сами. В частности это касается продаж: нельзя говорить людям, что они что-то должны или им что-то нужно. Нужно, чтобы в них возникло желание иметь что-то.
  • В сторителлинге необходимо использовать метафоры, гиперболы и прочие фигуры речи. Но делать это нужно умело, чтобы среди всех этих «красок» не потерялась основная мысль.
  • В истории должны присутствовать моменты, дающие воображению и мышлению людей новый толчок. Отлично, когда события принимают неожиданный оборот, давая сюжету новые пути развития.
  • При создании историй важно тщательно продумывать детали, такие как обстановка, персонажи, их мнения, характеры и диалоги. Благодаря этому создается интрига, а она служит одной из основ успеха.
  • В истории должны быть неожиданные и даже шокирующие элементы. Именно они заставляют людей запоминать истории, т.к. захватывающие и эмоциональные моменты стимулируют память.
  • При рассказе истории необходимо обращаться к воображению людей, чтобы активизировались их органы чувств. Они должны чувствовать запахи и вкус, слышать звуки, представлять происходящее.

При планировании своего выступления или же просто собираясь рассказать историю в кругу друзей или коллег, рассказчик не должен забывать о том, что в истории всегда должны быть завязка, конфликт (основная часть, кульминация) и развязка. Вся история должна вертеться вокруг проблемы и ее решения.

При этом нельзя злоупотреблять описаниями, чтобы история оставалась емкой и ясной. В ней должно присутствовать только то, что нужно и важно, и никакие лишние подробности не нужны. Помимо прочего следует понимать, что история не должна быть идеальной, т.е. не стоит рассказывать лишь истории успеха и побед. Рассказы о неудачах и поражениях нередко оказывают гораздо более мощный эффект.

И еще одно важное замечание: сторителлинг – это не только правила и принципы, которым нужно следовать. Успех в этом деле во многом зависит от уверенности в себе и своих силах, энтузиазма, увлеченности процессом рассказа и умения импровизировать. Эти качества и навыки необходимо развивать. Тогда сторителлинг превратится в мощный инструмент влияния на людей.

Как научиться сторителлингу

Все люди разные. Одни любят быть душой компании, рассказывать истории и видеть, как окружающие их с упоением слушают. Другие рассказывают что-то сухо, безэмоционально, просто перечисляя факты. Третьи говорят лишь иногда, больше предпочитая слушать. Но в любом случае люди желают быть услышанными и понятыми.

Поэтому сторителлинг – это, во-первых, навык, который нужно, важно и полезно развивать, а во-вторых, навык для каждого. Придумывать истории (или рассказывать реальные) может научиться любой человек. Для этого в первую очередь нужно знать, что «работающая» и увлекательная история состоит из нескольких компонентов: сюжета, смысла, эмоций и сопереживания. Это база.

Сторителлинг способен поднять вашу коммуникацию на качественно новую ступень и сделать ваше общение с людьми более эффективным. Но и применять этот навык нужно грамотно и с умом, а это значит, что нельзя просто один раз его освоить и рассчитывать, что дальше все пойдет по накатанной. Это умение нужно постоянно развивать и оттачивать.

Начать учиться искусству рассказчика можно с просмотра и анализа удачных и неудачных выступлений разных людей, а также своих собственных (даже рассказ истории в кругу друзей вечером у походного костра можно называть выступлением). А материал для своих историй можно брать где угодно: наблюдать за людьми, слушать рассказы окружающих, читать книги, расширять кругозор, проявлять любознательность по отношению к миру и жизни.

Истинный рассказчик черпает вдохновение во всем: в собственной жизни и жизни своих родных и друзей, в рабочей среде и жизни своих коллег, в книгах и фильмах, в проявлениях природы и жизни животных и даже насекомых. Стать источником материала для историй могут и «опыты» с собственным сознанием и жизнью, например, отказ от вредных привычек или освоение нового маршрута по пути на работу.

Развивать фантазию можно множеством способов и упражнений. Одно из таких упражнений называется «Кто этот человек?». Суть очень проста: вы идете по улице или сидите на скамейке, рассматриваете проходящих мимо людей и пытаетесь определить, чем они занимаются, кем работают, как начался их день, что их тревожит, какие мысли роятся в их голове.

Другое не менее эффективное упражнение – это ведение дневника. Наверняка вы время от времени попадаете в какие-то необычные ситуации, слышите интересные рассказы от людей, с которыми общаетесь, знакомитесь с полезными идеями и мыслями. Чтобы все это не затерялось в памяти, ведите записи – вносите в дневник все, что кажется интересным, что можно в перспективе использовать в своих рассказах.

Но все это лирика, и для овладения мастерством сторителлинга мы все-таки рекомендуем учиться ему у профессионалов. Как мы и говорили, сегодня проводятся разные тренинги и мастер-классы. Но если в вашем городе таких нет, у вас есть прекрасная возможность перенять ценный опыт из книг:

  • Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй»;
  • Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй»;
  • Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»;
  • Роберт Макки «История на миллион долларов»;
  • Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга» и другие.

И, конечно же, от 4brain может стать отличным подспорьем при развитии навыка.

Полученную информацию можно будет использовать в продажах, для бизнеса и выступлений, в маркетинге и обычной повседневной жизни. Так что не теряйте драгоценного времени и начинайте учиться любым удобным для вас способом.