Социальные отношения конспект. Социальные группы: сущность и классификация

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Уваровщинская сош

Урок на тему «Социальная структура и

социальные отношения»

Разработал: учитель истории и обществознания Гончарова Лариса Юрьевна.

2013 г.

Аннотация

Методическая разработка урока «Социальная структура и социальные отношения» написана для учителей. Цель методической разработки – разъяснить сущность социальной стратификации и мобильности, и их влияниями на образ жизни; сформировать умения анализировать социальную структуру; прививать культуру межличностных отношений.

На уроке учителю необходимо использовать совершенные педагогические технологии. Формами организации деятельности студентов может быть работа в группах с кейсом. Методы и приемы, применяемые учителем должны побуждать мыслить, рассуждать, искать. Активный, творческий характер занятию придадут проблемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учебного материала, их оценки.

    Введение.

    Основная часть.

    1. Подготовительный этап.

      План урока.

      Методика проведения урока.

    Заключение.

    Приложение.

    Список литературы.

    Введение

Тема «Социальная структура и социальные отношения» является довольно актуальной. Изучение данной темы призвано раскрывать понятия и положения обществознания как систематизированной области знания, выявляет наиболее значимые как в прошлом, так и сегодня социальные проблемы развития общества, а также причины социального неравенства, границы социальной мобильности.

Данная тема помогает человеку осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Основными целями изучения данной темы являются формирование знаний о сущности социальной стратификации и мобильности, выявление причин социального неравенства, а также определение сущности горизонтальной и вертикальной мобильности.

В рамках данной темы продолжается формирование учебных умений: сравнительного анализа явлений и процессов, различения фактов и оценок, мнений и доказательств, соотнесения обобщений и реальных процессов, а так же критически мыслить, выражать свою точку зрения, работать в группе.

    Основная часть

      Подготовительный этап. (Подготовка докладов)

      План урока

    Высший, средний и низший класс.

    Социальная мобильность.

      Методика проведения урока.

Организация занятия: Занятие следует начать с проверки присутствующих студентов. Организация внимания студентов.

Очень важен этап перехода к изучению нового материала, преподаватель переключает внимание студентов на изучение нового материала, старается вызвать потребность в познании. На этом этапе преподаватель сообщает тему урока, затем намечается перспектива для изучения материала.

Изучение нового материала. Актуализация.

1.Что такое система вообще? Ответ: Целое, состоящее из отдельных элементов

2. Какие вы можете назвать элементы социальной системы? Ответ: Социальные группы, общности, классы

3.Как они соотносятся друг с другом? Равны или не равны? Т.е. в обществе существует социальное расслоение или… Социальная дифференциация Т.Е мы начинаем изучать первый вопрос темы.

В начале урока объявляются цели и ставится перед группой проблемное задание.

Первый вопрос «Структура, дифференциация и социальное неравенство» раскрывается при помощи словесного метода с демонстрацией презентации. (Демонстрация слайдов презентации).

Структура, дифференциация и социальное неравенство.

Социальные связи и социальные отношения, которые осуществляются между людьми в процессе их разнообразной деятельности, проявляются через их социальные позиции, статусы, политические, религиозные, демографические, профессиональные.

Совокупность всех статусов характеризует состав населения. За каждым статусом – постоянным, временным, реальным, номинальным, основным стоят социальные группы (инженеры, мужчины, консерваторы), поэтому состав населения рассматривается как структура образования социальных групп.

Социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования.

Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Принято различать экономическую, политическую дифференциации.

Экономическая дифференциация разделила бы общество на богатые, средние и бедные слои.

Политическая дифференциация разделяет общество на лидеров и массу.

К профессиональной дифференциации относится выделение групп по роду их деятельности. В основе любой дифференциации лежит социальное неравенство, неравенство социальных позиций.

Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.

М.Вебер выделял з признака неравенства: богатство, власть, престиж. Богатство рассматривается как совокупность материальных ценностей, принадлежащих человеку, включая его доход, землю и прочие собственности.

Власть – это возможность подчинять воле других людей.

Престиж – это признание и уважение субъекта, его поступков, являющихся образцом для подражания.

Таким образом, сущность социального неравенства различается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам. Степень неравенства в разные исторические эпохи различна. Согласно теории Герхарда Ленски, минимальное неравенство было в первобытных обществах, максимальное оно было в эпоху рабовладения и феодализма, и сокращается неравенство в промышленных обществах под влиянием демократических правительств, профсоюзов, системы социального обеспечения.

Согласно К. Марксу, минимальное неравенство было в первобытном обществе. Но постепенно оно стало углубляться. Его теорию называют «эскалацией неравенства».

Питирим Сорокин утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в истории не существует.

В разные эпохи и в разных странах неравенство то увеличивается, то уменьшается, т.е, флуктируется (колеблется).

Итак, несмотря на различные подходы к пониманию, неравенство определяется различиями в экономических, политических, профессиональных образовательных позициях.

Изучение данного вопроса содержит не только изложение материала преподавателем, но и активную деятельность студентов, которая заключается в ответах на познавательные вопросы, такие как:

    Обычно социальное неравенство рассматривается через наличие у людей власти, денег, и престижной профессии. Как вы думаете почему? Могут ли быть еще какие-нибудь критерии? Ответ обоснуйте.

    К. Маркс считал, что поляризация богатства на одном полюсе общества порождает рост нищеты на другом. Г. Самнер возражал ему: это положение верно лишь для индустриальной эпохи, в современном обществе увеличение богатства способствует повышению уровня жизни всего населения, а демократический порядок предоставляет каждому шанс выбраться из нищеты. Кто прав?

Второй вопрос темы «Стратификация и ее исторические типы «Классы» с помощью словесного метода и метода демонстрации.


Стратификация и ее исторические типы. Классы.

Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти слова для современной России?

Понятие стратификации (stratum – слой, facio – делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали.

Страта – социальный слой людей.

Люди, имеющие сходство в 4-х позициях (доход, власть, образование, престиж) образуют слой или страту. Само общество можно представить в виде многослойного пирога, где каждая страта расположена в иерархической последовательности по отношению к другой. В обществе страты располагаются сверху вниз от богатых, элиты до средних и бедных слоев. В самом низу находится нищий слой.

Формирование в обществе страт называется стратификацией.

Создателем теории стратификации был Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) русский и американский ученый, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), крупнейший социолог нашего столетия.

В истории человечества существовали различные исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы. При изложение вопроса «Исторические типы стратификации» используется элемент опережающего обучения. (Студент выступает с заранее подготовленным докладом и презентацией по данной тематике)

Рабство – экономическая, социальная, юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение, когда один человек выступает собственником другого и низкий слой (рабы) лишены всяких прав и свобод. Считается, что мягкой формой рабства является крепостничество.

В первые века нашей эры в Индии сформировался кастовый строй. Каста – это группа людей, характеризующаяся общим происхождением. Кастовое положение закреплено индусской религией.

В Индии были 4 касты:

Священники

Воины

Купцы

Рабочие и крестьяне

Кастовая система была упразднена официально в 1958 г. Сословия были распространены в период феодализма в Европе с IV по XIV в. Сословия – социальная группа, обладающая закрепленным обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже 14-15 в. Общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

В России со второй половины 18 в. Утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. На смену сословному приходит классовый тип стратификации. Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.

В широком значении под классом понимают социальную группу людей, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

Обращаясь к истории нашего государства советского периода, следует отметить, что социальная структура была представлена двумя классами – рабочими и крестьянами, связанными с колхозной собственностью и прослойкой – трудовой интеллигенцией. Исследования ученых констатировали, что существуют внутри и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни. Во всех классах и слоях росла доля умственного труда. К специфическим слоям относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В 1980-х годах социологи обобщая опыт представили социальную структуру общества следующим образом:

1. Высший класс, основу которого составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, государственной и хозяйственной бюрократии.

2. Низшего класса: рабочие, крестьяне, интеллигенция.

3. Социальная прослойка между ними составляли те группы, которые обслуживали номенклатуру: журналисты, медперсонал спецполиклиник.

Социальная стратификация ведёт к неравенству. Социальное неравенство определяется делением общества на высший, средний и низший слой. В настоящее время широко распространено деление на высший, средний и низший классы, где большую роль играют не только экономические показатели богатства, но система ценностей присущая этим классам.

Третий вопрос темы «Высший, средний и низший класс» раскрывается с помощью иллюстративно-демонстративного метода. Он позволяет, с одной стороны облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой выступать в качестве источника новых знаний. Видеофильм позволяет иллюзорно путешествовать в географическом пространстве и во времени.

К высшему классу относят тех, кто владеет максимальным количеством денег. Богатство выражается денежной суммой, которой исчисляется все то, чем владеет человек: дом, машина, яхта, акции. Богатых иначе называют миллионерами, мультимиллионерами и миллиардерами. Если у «старых» богатых состояние формировалось на протяжении нескольких поколений, то у «новых» богатых оно сложилось за несколько лет. К последним относятся менеджеры крупных компаний, популярные артисты, выдающиеся спортсмены.

Средний класс. Данный класс выделяют по признаку дохода, по среднему уровню потребления материальных благ. Стандарт жизни: квартира, отдых, образование. Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в 20 веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, конфликты, катаклизмы.

Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, своим делом, а также ученые, врачи, адвокаты, средние менеджеры – социальный хребет общества.

В состав низшего класса входят лица, занятые в основном физическим и механизированным трудом. Сюда относятся различные категории рабочих, низкооплачиваемые группы в сфере услуг, торговли, транспорта. Среди бедных все чаще встречаются те, кто работает в бюджетной сфере и те, кто имеет высшее образование. Особое место в структуре общества принадлежит маргиналам. ("> Это такие группы людей, которые находятся на окраинном, изолированном положении в обществе. В нашем обществе они составляют 10 %. К маргинальным группам относятся: бомжи, беспризорные, наркоманы. Особенность маргинализации состоит в том, что, опускаясь на дно, эти группы имеют мало шансов вписаться в новую жизнь.

Характеристика важных элементов социальной структуры общества показывает ее сложность, иерархичность, структурированность.

Активность студентов проявляется в ходе их ответов на поставленные вопросы. Вопросы носят познавательный характер:

Американский вариант социальной стратификации выглядит следующим образом:

    Группа высшего статуса: управляющие общенациональных корпораций, владельцы юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы.

    Группа второго статуса: управляющий средней фирмой, юрист, преподаватель колледжа, газетный издатель

    Группа третьего статуса: банковский кассир, управляющий среднего звена, учитель средней школы

    Группа четвертого статуса: дантист, служащий страховой компании, квалифицированный плотник, управляющий универсама.

    Группа пятого статуса: автомеханик, бармен, парикмахер, работник почты, водитель грузовика

    Группа шестого статуса: бензозаправщик, официантка, швейцар

    Группа седьмого статуса: домашняя прислуга, садовник, дворник, мусорщик

Какие критерии выделения групп положены в основу данной стратификации?

Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами общественного устройства и искали ответы на острый вопрос - «Почему так?» (Студенты перечисляют различные версии причин). Далее преподаватель предлагает студентам разделиться на три микрогруппы и поработать с кейсом «Бедность не порок», определить в чем причины бедности и предложить свои варианты решения данной проблемы.

Четвертый вопрос «Социальная мобильность» раскрывается с помощью словесного метода.

Социальная мобильность.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалованиепример исходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещения из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Социальная мобильность может быть групповой, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности служат такие факторы, как социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции на новою и др. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому,ученые относят социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Групповая мобильность особенно активна в кризисные, переломные для общества периоды. К ним, в частности, относятся индустриализация, которая открывает новые вакансии в стратификационной пирамиде. Развитие промышленности три столетия назад требовало превращение крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения.

По мере того как сокращался неквалифицированный труд, росла потребность в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли власти, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сын плотника. Социолог П.Сорокин изучил биографию 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти служителей церкви должностных лиц, освободившиеся места заполнялись новыми людьми. Помимо восходящего движения церковь, была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один их самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV - XVII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение их знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

После изложения материала студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему П. Сорокин выделял следующие лифты.

    Как Вы думаете какие «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (брак, связи, политика, криминал, государственная служба)

    Задание: «В странах с эффективной рыночной экономикой модель социальной структуры общества подобна лимону - с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита). Третья модель характерна для России: это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляют примерно 80% населения (бедные слои), 3-5%- её вершина, средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску». Изобразите графически каждую из этих моделей. Какая из них придает наибольшую стабильность обществу?» Объясните почему.

Закрепление и углубление знаний студентов. Активизация.

Под закреплением понимают вторичное осмысление материала изучаемого на уроке.

Подобный метод позволяет проверить и оценить знания всех студентов, способствует развитию логического мышления.

Можно предложить студентам решить кроссворд (приложение №1), что позволит разнообразить форму работы со студентами при проверке усвоения специальной терминологии. Затем студентам предлагается ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока «Почему нельзя устранить неравенство в обществе и создать социально однородное общество?». После чего студенты коллективно отвечают на вопрос об обратном действии социального «лифта»

Также учащимся предлагается поработать с кластером, работа над которыми позволит систематизировать знания, полученные на уроке.

Задание на дом. (Инструктаж).

Учитель должен достичь понимания студентами цели, содержания домашнего задания.

Цель домашнего задания – повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть посильным и доступным.

Этап подведения итогов занятия.

Оценка работы учащихся на уроке.

Рефлексия на урок со стороны ребят:

Какие вопросы вам показались наиболее интересными?

Что показалось сложным при изучении данной темы.

Заключение

В процессе проведения урока «Социальная структура и социальные отношения» были достигнуты основные цели и задачи, поставленные перед учителем и обучающимися.

Ребята познакомились с сущностью социальной стратификации и мобильности, выявили причины неравенства, а также определили сущность горизонтальной и вертикальной мобильности.

Литература

1.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2003.

2.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.

3.Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

4. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2001.

Приложение №1

ВАРИАНТ № 1

Тестовые задания

ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ВАРИАНТ № 2

Тестовые задания

Приложение №2.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, как называется лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.
    Экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. (бедность) Вид дифференциации, предполагающий разделение людей на богатых, средний класс и бедных (экономическая) Одна из каст в Индии (купцы)
4. Перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган. (номенклатура) 5. Один из каналов вертикальной мобильности, функционирующий в военное время (армия) 6. Фамилия ученого, который изучал проблему социальной стратификации. (Вебер) 7. Социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели. (Страта) 8. Расположение социальных слоев (групп) вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, престиже. (стратификация) 9. Каналы, с помощью которых человек может подниматься к вершинам успеха.(лифт) 10. Социальная группа, обладающая правами и обязанностями, которые передавались по наследству (сословия)

определение

Очень высокийПравящая элита, крупные бизнесмены и цвет творческой интеллигенцииСредний классОт зажиточного до удовлетворительногоСредние и мелкие бизнесмены и люди с постоянной занятостью и регулярным получением доходаНизший классНизкий и очень низкийЛюди, живущие около и за чертой бедностигоризонтальная

богатство

доход

власть

образование

профессия

Приложение №5

Основные страты современного Российского общества.

Основные страты

24

Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы структуры: статусы, роли, социальные группы – составляющие горизонтальной линии соц. структуры; слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию – составляющие вертикальную линию. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу

Статус - социальное положение человека в обществе. Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это еще и та среда, где возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства - совокупность ограничений, касающихся прежде всего поведения.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); крометого, они маркируют род войск. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.

ИМИДЖ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Виды социальной мобильности : горизонтальная и вертикальная

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.



Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений . Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Типы социальных отношений

По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

По объекту социальных отношений можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2)взаимопомощи; 3)соперничества; 4)конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).

Разработка урока-исследования:

"Социальная структура. Социальные отношения" (2 часа)

Цели урока:

    содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

    способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Задачи урока:

    рассмотреть различные социальные структуры общества;

    определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;

    обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

    Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

    Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

    Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемое нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

    Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

    Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.

    Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

    Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“Истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г.

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

    классовый состав общества;

    социально – профессиональная структура населения;

    демографический состав населения;

    все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

    экологическое объединение;

    пенсионеры;

    молодежь;

    трудовой коллектив;

    городское население;

    ученики нашего класса;

    спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    изменение профессии: рабочий стал инженером;

    переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    повышение квалификации в рамках одной профессии;

    понижение в должности.

4. Маргиналами называются:

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

    представители малооплачиваемых слоев населения;

    разорившиеся предприниматели.

5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

    социальным неравенством;

    социальной мобильностью;

    социализацией;

    социальной адаптацией.

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:

    демократическая, правовая основа;

    экономическая и политическая стабильность;

    высокий уровень образования, науки и культуры;

    сохранение генофонда нации;

    защита прав человека и права собственности;

    укрепление основ общественной нравственности;

    благоприятная экологическая среда;

    сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

    искоренение преступности.

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Социальная структура общества

Социальная структура – это по сути строение общества, подразумевающее некоторый порядок, уклад. С точки зрения структурного функционализма выделяются позиции занимаемые людьми в общественной жизни (пример: многоквартирный дом, жильцы переезжают, а дом остается). Упорядоченность идет за счет упорядоченности различных статусов. Здесь есть другой подход – категориальный, где исходный элемент большие группы людей, объединенные по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту. Интегрировал эти понятия П. Сорокин (несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, армия и т.д., со временем меняется институционально. Точно также семья, ком. Компания – это тоже соц. структура)

Соц. структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимодействий между членами группы или общества. Соц. структуры консервативны, но подвержены динамическим изменениям.

Соц. структура – это как бы готовая, но постоянно обновляющаяся конва при всей действительности нашей жизни в обществе.

Углубляет понятие соц. структуры соц. стратификация (стратификация – это социальный слой людей имеющих одинаковые доходы, власть, образование и престиж). Оно используется в социологии для описания системы неравенства между группами. Итак, разнообразие ролей, статусов приводит к различиям в конкретном обществе. Места, которые занимают люди в обществе, различаются в зависимости от занимаемого статуса (спортивный, генерал) в соответствии с которыми каждый индивид вступает в отношения с другими. Совокупность статусов составляет структуру общества.

Социальные связи и социальные отношения

Термин «социальные связи» обозначает совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

В социальной связи выделяются: субъекты связи (двое или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Выделяются следующие виды социальной связи.

  • 1. Социальный контакт – процесс установления социальной связи, начальный этап взаимодействия между индивидами и социальными группами. Формы социального контакта: пространственные контакты, контакты заинтересованности, контакты обмена, совместная деятельность, равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, манипуляция, конфликт).
  • 2. Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей, отношений в системе, предполагающей не менее двух субъектов, сам процесс взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. Это систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Вариантами социального взаимодействия могут выступать социальные отношения, социальные институты и соц. общности.
  • 3. Социальные отношения – это отношения между людьми и группами людей, занимающими разное положение в обществе. Это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Признаки социального отношения (по М. Веберу):
  • 1. степень отношения одного индивида к другому;
  • 2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла;
  • 3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон (дружба, любовь, уважение);
  • 4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что существует повторяемость поведения, соответствующего смыслу данного отношения;
  • 5. содержание социального отношения может изменяться;
  • 6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в принципах и нормах поведения, следования которым стороны ждут от своих партнеров и на которые они, в свою очередь, ориентируют свое поведение;
  • 7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному согласию участвующими в нем сторонами или группами. Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности – такому свойству общественного предмета, которое способно удовлетворить определенную потребность социального субъекта (индивида, группы, общества).

В структуру социального отношения входят:

  • 1) «катектическая ориентация» – возможность поддержания баланса «удовлетворения – неудовлетворения» интересов личности.
  • 2) когнитивная (познавательная) ориентация – избирательное отношение индивида к другим индивидам на основании имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения;
  • 3) ценностная ориентация – оценочный аспект мотивационной деятельности индивида.

Существует следующая типология социальных отношений. По субъекту выделяются индивидуальные (личностные), межличн., внутригрупповые, межгрупповые, международные. По объекту различаются экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По модальности (характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) различаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, субординации. По наличию или отсутствию элементов формализации и стандартизации отношения делятся на официальные и неофициальные. Различаются также отношения воображаемые и реальные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, отчетливо выраженные и смутные (расплывчатые), простые и сложные, сходства и различия, равенства и неравенства.