История китая с древнейших времен до наших дней. Развитие ремесла и торговли в период феодализма

В результате дальнейшего развития общественного разделения труда, продолжавшегося отделения ремесла от земледелия и роста торгово-рыночных связей быстро растет число городов и укрепленных поселений, которых к середине XIII в. по летописным сведениям насчитывалось до 300. Из деревенского ремесла, носившего подсобный сезонный характер выделились в первую очередь ремесленные специальности, технология и сложные орудия труда которых требовали профессионального мастерства и значительной затраты времени, а изделия могли быть использованы для товарообмена. Крестьяне, овладевшие сложными ремесленными специальностями, могли скорее и легче вырваться из феодальной зависимости уходом (или бегством) в города, так как земледелие не являлось для них единственным источником существования.

Развитие русского ремесла накануне татаро-монгольского нашествия являлось основой связей складывания рыночных связей, создания местных рыночных центров, связывавших город с сельской округой. Сосредоточение в городах ремесленников-профессионалов способствовало дифференциации ремесленного производства. В XII-XV вв. уже насчитывалось до 60 ремесленных специальностей. Высокого совершенства достигли русские мастера в технологии обработки металлов, в сварке, пайке и ковке, в изготовлении высокохудожественных, тончайшего литья и чеканки изделий. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, но часть их продукции поступала на городской рынок, с которым были связаны близлежащие сельские округи. Наиболее квалифицированные мастера крупнейших ремесленных центров наряду с работой на заказ работали уже и на рынок, становясь мелкими товаропроизводителями, изделия которых пользовались спросом на Руси и внешних рынках: в Византии, Польше, Болгарии, Чехии, Германии, Прибалтике, Средней Азии, Северном Кавказе, в половецких степях. В ряде городов этих стран имелись особые дворы и улицы русских купцов, продававших и обменивавших изделия русских ремесленников (мечи, доспехи, ювелирные изделия, знаменитые "русские замки" и др.).

В свою очередь в русских городах появляются "дворы" иноземных купцов. Расширение внешних торговых связей находило отражение в заключении крупнейшими русскими торгово-промышленными центрами (Новгород, Смоленск, Полоцк и др.) с германскими и прибалтийскими городами торговых договоров, обеспечивавших взаимовыгодные условия для торговли.

Приток в города деревенских ремесленников, беглых крестьян и холопов, образование в них под стенами "детинцев" торгово-ремесленных посадов качественно изменили социальную структуру и облик русских городов. Русский город в XII-XV вв. был уже сложным социальным организмом, в котором были представлены все слои феодального общества. Основную массу населения городов составляли "черные", "меньшие" люди - мелкие торговцы, ремесленники, подмастерья, кабальные "наймиты" и не имевшие определенных занятий деклассированные элементы ("убогие люди") - средневековый люмпен-пролетариат. Значительную группу составляла челядь, жившая во дворах феодалов. Городской плебс в разной форме подвергался феодальной эксплуатации (посредством ростовщического закабаления, прямых и косвенных налогов).

В крупных торгово-ремесленных городах создаются ремесленные и купеческие объединения с выборными старостами во главе, со своей "казной" и своими патрональными церквами ("улицы", "ряды", "сотни", "братчины", "обчины"). Ремесленные объединения создавались по территориально-профессиональному признаку, представляя и защищая интересы ремесленного посада в экономической и политической жизни города. Купеческие объединения складывались по типу западноевропейских купеческих гильдий. Так в Киеве было объединение купцов - "гречников", ведших торговлю в Византии, в Новгороде влиятельнейшим купеческим объединением было знаменитое "Ивановское сто купцов-вощников", имевшее свой устав, казну и патрональную церковь Ивана Предтечи на Опоках.

В сословном отношении торгово-ремесленная верхушка стояла значительно ниже городской феодальной знати, державшей в своих руках городское управление, суд, руководство городским ополчением, опутывавший городской плебс ростовщическими кабалами, взимавший с ремесленного люда и мелких торговцев феодальную ренту за пользование ими дворами и участками в обширных боярских усадьбах. Социальные противоречия в городах выливались в частые восстания городской бедноты, еретические движения, ожесточенные схватки на вечевых собраниях.

Торгово-ремесленные центры Руза, Верея, Боровск, Серпухов и др. превращались в города - военно-стратегические пункты и княжеские резиденции. В XIV-XV вв. московские, тверские и др. купцы участвовали в международной торговле с Золотой Ордой, странами Прикаспия, итальянскими факториями Крыма и Причерноморья. В Москве возникла купеческая корпорация “сурожан”. Московские купцы “суконники” ввозили на Русь западноевропейские сукна. Развивалась торговля можайских, тверских, московских, коломенских и др. купцов с Великим княжеством Литовским. Новгород торговал с городами Прибалтики, Ганзейского союза и др.

Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.

Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX-X в. упомя­нуто 25 городов, в летописях XI в.- 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI-XII вв. Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население Киева, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», исчислялось десятками тысяч человек. Как и в городах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремес­ленные и купеческие объединения, но цеховой строй на Руси так и не сложился.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы купцов. В «Русской Правде» предусматривались меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали в небольших количествах серебряную монету.

Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.

Одежду для знати шили из узорчатых тканей и расшивали цветными шелками и шерстью, золотыми или серебряными нитями. Иногда тканый или вышитый узор воспроизводили более простой техникой - уже в X-XI вв. на Руси появилась цветная набойка.

Шелк и золототканая парча встречаются в погребениях богатых людей.

Богатые боярские одежды украшались нашивными бляшками с рельефным и цветным узором и сплошными рядами саженного жемчуга. Особенно пышно выглядели, судя по древним изображениям, верхние плащи - корана. На корзна шли самые дорогие привозные ткани - оловир, аксамит, парча и др. Крупный тканый рисунок интересен и своими сюжетами: львы, слоны, птицы с девичьими ликами, всадники, крылатые быки и барсы, яркие цветы, орлы - весь пестрый мир восточной сказочной фантастики красовался на плащах дружинников.

Торговля шелковыми тканями с Востока уже в IX в. была почти монополизирована купцами русов. До крестовых походов Русь была важнейшим посредником в торговле Запада с Востоком. Недаром французский поэт XII в. воспевая красавицу, говорил о ее прекрасной одежде из «русского шелка». Древнерусские горожане постоянно видели перед собой одежды, на которых русские узоры сменялись узорами иранских и византийских тканей. Из этих тканей до нашего времени уцелели лишь немногие фрагменты.

В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шлемы, мечи), предметы быта (ключи, замки), украшения - золо­тые, бронзовые, медные. Была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного «фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.

Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Широкий простор деятельности «кузнецов золоту и серебру» открывался в области изготовления украшений.

Золотые короны русских княгинь украшались эмалью и жемчугом. От короны к плечам спускались золотые цепи с изображением птиц; цепи заканчи­вались колтами (древнерусскими полыми подвесками, часто украшенными зернью, сканью, эмалью, чернью) с сиринами, барсами, цветами. Шея женщины богато украшалась различной «гривною утварью», в состав которой входили мониста из больших медальонов, разнообразные бусы, подвески, крестики. Все это было сделано тонко, изящно, увито завитками скани, усыпано тончайшей зернью. Руки женщины были перехвачены в запястьях широкими серебряными браслетами, богато орнаментированными изображе­ниями птиц, кентавров, гусляров и плясуний, на пальцах красовались перстни. Сами князья и бояре были одеты в узорные корзны, на головах носили особые шапки с меховой опушкой и узорным верхом, ворот и рукава были расшиты нитями и вышивкой. Кафтан застегивался красивыми ромбическими застежками или завязывался цветными шнурами, пояс украшался серебряным или золотым набором, на ногах были сафьяновые сапоги, расцвеченные и рас­шитые жемчугом.

Кроме того, воины старались по возможности украсить свое оружие и доспехи. Позолоченные или посеребренные шлемы обкладывались чеканными серебряными узорами или изображениями святых, кольчуги оторачивались медной каймой, рукояти и ножны мечей украшались серебряной проволокой, гравировкой по серебру и литыми накладками (на концах ножен) с изображением птиц, звериных морд, ременного плетения. На бронзовых гирях от кистеней отливались рельефные изображения птиц. Особенно изысканно орнаментировались парадные церемониальные топорики: на них изображались птицы по сторонами дерева и художественно выполненные ини­циалы (например, буква А, образованная фигуркой змея и вонзаемым в него мечом).

Боевой конь, спутник воина, также был предметом заботы мастера-ювелира. Уздечки с бронзовыми бляшками, с головами зверей на концах ремней, седла из «жженого злата» и цветистые, узорные чепраки украшали коня. Костяные накладки колчанов с причудливым переплетением фантастических зверей, резные рукояти ножей, изящные складные гребни, шпоры с миниатюрными золотыми гвоздиками, боевые щиты с геральдическими символами и мно­жество других различных предметов довершали убранство воина.

Носы боевых кораблей украшались резными головами драконов, высоко поднятыми над водой, а паруса шились из цветного шелка.

«Почестные пиры» князя с дружиной, воспетые былинами, летописями и даже христианскими про­поведниками, были своеобразной выставкой княжеского богатства: столы уставлялись золотой и серебряной посудой, турьими рогами в чеканной оправе, стеклянными бокалами и резными ковшами, полы устилались цветистыми восточными коврами.

Слуги подавали воду для умывания в бронзовых сосудах в виде животных или всадников. Рядом со столами слуги раздували бронзовые курильницы («укропницы»), также оформленные в виде зверей; их внутренность наполнялась ароматическими тра­вами, через ажурную прорезь «в теле» шел дым, а из «глаз» и «ушей» вырывалось пламя. Помещения освещались свечами в подсвечниках, стоящих на звериных лапах, а для больших княжеских гридниц применялись, вероятно, такие же бронзовые паника­дила на двенадцать или шестнадцать свечей, какие известны из церквей X-XII вв.

Пиршественная утварь также орнаментировалась очень разнообразно. Имелись все виды ювелирной техники и самые разнообразные сюжеты. Рядом с русской утварью попадаются иноземные изделия. Иногда заботливая рука княжеского казначея отмечала на дне цену, за которую была куплена та или иная художественная вещь.

Княжескую казну, хранилище огромных художественных и материальных ценностей, показывали послам иностранных государств, которые восхищались обилием и красотой утвари.

Развивалась внешняя торговля Руси. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Купцы из Киева ездили в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. Торговали во владениях Арабского халифата. В таможенном уставе X в. города Раффель-штеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозили из Руси главным образом сырье. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен и т. д.

Шпаргалка по истории экономики Энговатова Ольга Анатольевна

37. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ

В XV–XVII вв. торгово-ремесленное население городов имело название посадских людей, так как они жили в посадах, вне укрепленной части городов. Посадские люди составляли единую тяглую общину, выполняли определенные государственные повинности, которые распределялись между всеми ее членами, поэтому посадское население было заинтересовано в том, чтобы никто не уклонялся от выполнения городских повинностей и чтобы все были прикреплены к тяглу. В этот период продолжало развиваться ремесленное производство, возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не на заказ. Феодалы предпочитали покупать ремесленные изделия на городских рынках, нежели использовать не очень качественные изделия своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения.

Следует отметить, что в России в XVI–XVII вв. почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской, где существовала очень жесткая регламентация при производстве и продаже продукции. На Руси отдельный ремесленник зачастую занимался изготовлением не одного, а различных видов товаров.

В XVII в. стала заметно проявляться товарная специализация отдельных регионов страны, начали появляться мануфактуры, предприятия, хотя и основанные на ручном труде, но более глубоко применяющие разделение труда. Крепостных ремесленников и крестьян заставляли работать на предприятиях в порядке феодальной повинности, заработная плата им почти не выплачивалась. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX в.

В этот же период развивалась рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура – скупщик, т. е. торговый посредник между ремесленником и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.

Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда нередко в долг, под будущие изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка сбыта, и от рынка сырья. Этот вид мануфактур просуществовал в России до конца ХIХ в., особенно вокруг крупных городов, где формировался постоянно высокий спрос на изделия повседневного быта: кожаную и валяную обувь, деревянные ложки и посуду, кадушки, глиняную посуду и др. Заметное место начали занимать отхожие промыслы, особенно в Нечерноземье.

Крестьяне осенью и зимой уходили на заработки в города, на строительство храмов и мостов, становились речными бурлаками или работниками на соляных промыслах, но весной они возвращались в деревню на полевые работы. Феодалы поощряли такую деятельность, поскольку крестьяне платили им денежный оброк, что было выгодно в условиях нарождающегося рынка.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

ПСИХОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ Чтобы продать что-либо, вы должны предпринять некоторые шаги.Во-первых, вы должны привлечь к себе внимание потенциального покупателя. У всех у нас есть свои проблемы, всех нас заботят какие-то события в нашей жизни. Вам нужно преодолеть, словно

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси В VIII – X вв. у славян появляется разделение труда. Источники средств существования становились более разнообразными – например, появляется военная добыча. Наряду с

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

5. Общественное разделение труда, появление городов, развитие торговли Как известно из учебников истории, раньше славяне жили родами и семьями, затем небольшими общинами, где проживали родные и чужие. Общины эти в основном занимались земледелием, ремесло тоже

Из книги Бухгалтерский учет в торговле автора Соснаускене Ольга Ивановна

20. Развитие ремесла и торговли при Иване IV В правление Ивана IV (Грозного) было многое сделано для укрепления русского государства. Приоритетными направлениями социально-экономической политики того времени являлись торговля, ремесло и сельское хозяйство.Иван Грозный

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

1.2. Объекты торговли Непосредственным объектом торговых операций является товар. Объекты торговли, их свойства и показатели определяются в п. 4 гл. 2 Государственного стандарта «Торговля. Термины и определения». Согласно этому стандарту товаром является любая вещь, не

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

26. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПОЯВЛЕНИЕ ГОРОДОВ, РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства в VIII–IX вв. сыграло общественное разделение труда, иначе говоря – отделение ремесленной

Из книги Малый автобизнес: с чего начать, как преуспеть автора Волгин Владислав Васильевич

Инструменты торговли Когда я в середине 90-х годов был занят организацией собственного брокерского бизнеса на площадках индексных фьючерсов, я вычерчивал собственные графики по инструментам, с которыми работал. Поиску узнаваемых графических моделей предшествовало

Из книги Страницы истории денег автора Воронов Ю. П.

Организация торговли Для организации и ведения длительного и устойчивого бизнеса по торговле автомобилями с пробегом необходимы: сервисная база, надежные источники технической информации и запасных частей, квалифицированные кадры. Дополнительно требуются площади для

Из книги Интуитивный трейдинг автора Луданов Николай Николаевич

6. Обмен без торговли Общее правило обмена в первобытном обществе было таким: не каждый обменивается чем-нибудь на что нравится, когда и где нравится. Участник товарообмена руководствуется сложными правилами ритуала. Соображения выгодности обмена и даже отсутствие

Из книги Трейдеры-миллионеры: Как переиграть профессионалов Уолл-стрит на их собственном поле автора Лин Кетти

О психологии торговли Ларри Вильямс формулирует свое самое важное правило следующим образом: «Я верю, что моя текущая сделка будет убыточной, очень убыточной. Это может звучать весьма негативно для всех вас, думающих позитивно, но позитивное мышление может убедить вас,

Из книги Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle автора Меркоски Джейсон

6. Инструменты для торговли Любой профессионал нуждается в рабочих инструментах, и в трейдинге их можно разбить на две категории: технические и

Из книги Капитал. Том первый автора Маркс Карл

Будущее писательского ремесла

Из книги Управление дебиторской задолженностью автора Брунгильд Светлана Геннадьевна

8. РЕВОЛЮЦИОНИЗИРОВАНИЕ КРУПНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И РАБОТЫ НА ДОМУa) УНИЧТОЖЕНИЕ КООПЕРАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА РЕМЕСЛЕ И РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА Мы видели, как машины уничтожают кооперацию, основанную на ремесле, и мануфактуру основанную на разделении труда,

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

2. ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ Правила продажи отдельных видов товаров В области регулирования торговли существуют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные в РФ в 1998 году. Они разработаны в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» и упорядочивают

Из книги Тупик либерализма. Как начинаются войны автора Галин Василий Васильевич

Ценностное предложение в определении линейных менеджеров (развитие организационных возможностей) и сотрудников (развитие индивидуальных способностей) HR создает дополнительную ценность для линейных менеджеров. HR-руководитель может помочь менеджерам избавиться от

«Русская Правда»

«Русская правда» – первый сборник юридических актов Древней Руси, созданный на основе обычного права и княжеских уставов. Существует три редакции данного памятника: краткая(нач. XI в.),пространная (XII в.) и сокращенная из пространной (XIII в.). Создателями этого документа традиционно считают Ярослава Мудрого («Правда Ярослава»), его сыновей («Правда Ярославичей») и внука – Владимира Мономаха («Устав Владимира Всеволодовича»). «Русская правда» включает нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В силу того, что община (вервь) по-прежнему преимущественно управлялась обычным правом, указанный свод законов, в первую очередь, регулировал правовые отношения при княжеском дворе и определял обязанности общины по отношению к князю.

Стремясь к упразднению такого наследия родоплеменных отношений как кровная месть, «Русская правда» постепенно сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками либо заменяет месть денежным штрафом – вирой . Виру платили князю, а родичи потерпевшего получали компенсацию – головничество. «Правда Ярославичей» полностью запрещает кровную месть, что свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества. Размер виры прямо зависел от социального статуса пострадавшего. Убийство простого свободного человека «стоило» 40 гривен, «княжих мужей» – 80 гривен, а за убитого холопа хозяин получал возмещение 5 гривен как за порчу имущества. Дифференциация виры является доказательством того, что социальное расслоение было санкционировано государством.

«Русская правда» упоминает и особый тип виры – дикую (повальную) виру , которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а преступник не был выдан властям. Сохранение дикой виры можно рассматривать как яркий пример круговой поруки в общине.

Последняя редакция Пространной Правды – «Устав Владимира Всеволодовича», приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125–1132 гг.). Сократились проценты по долгам; облегчилось положение смердов, указывалось, кто может быть превращен в холопа. На Руси эпохи удельных государств управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах. По «Русской правде», суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам. В систему доказательств вины помимо свидетельств, присяги, поличного включался и «Суд божий» – испытание подозреваемого железом и водой.



Свободное население

Основное население Древней Руси составляли свободные общинники – «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.

«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь, старших дружинников.

«Огнищанин» – это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом – «огнищем» хозяина.

«Отроками», «детесками» или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.

Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси, как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.

В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.

Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории – полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.

К первым следует отнести закупов и рядовичей.

Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное – возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. Однако до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.

Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.

Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами . «Русская правда» указывает три основных источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на рабе без особого договора-ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

Пожалуй, самое тяжелое положение было у изгоев – лиц, не относящихся ни к городской, ни к сельской общине, лишенных покровительства князя и, разумеется, вынужденных рассчитывать только на свои силы.

Путь из «варяг в греки»

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов, где в центре города, на торге, реализовывалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец X в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев – «гостей».

Славяне экспортировали меха, воск, лен, полотно, костяные и янтарные изделия. Ввозились дорогие ткани – «паволоки» (парча, восточные шелка), серебро в дирхемах, медь, олово, свинец, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь.

Путь из Скандинавии в Византию (путь «из варяг в греки» ), помимо главного направления (Финский залив – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – Ильмень озеро – р. Ловать – волок до Днепра – р. Днепр – Черное море), имел ещё ответвление и через Западную Двину.

Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю.

На 3апад вели два направления : из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.

Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу XII в. она была в основном перенесена на Север – в Новгород, Смоленск и Полоцк. Таким образом, некогда самый важный для восточных славян торговый путь – «из варяг в греки» – утратил свое значение.

Следует заметить, что торговые пути играли не только экономическую роль. Благодаря им, укреплялись военно-политические и культурные связи Древней Руси с соседними народами.

Князья Древней Руси

Рюрик (862–879 гг.)

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

Олег (879–912 гг.)

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г . Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской государственности, и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли. Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

Игорь (912–945 гг.)

После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь (912–945 гг.). В 903 г. он женился на знатной псковитянке Ольге, которая родила Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов. В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг . Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г. , после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.

Ольга (945–957 гг.)

Жестоко подавив восстание древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье и ввела новый порядок сбора налогов – повоз. Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые местапогосты, где ее учитывали специально назначенные данщики или княжеские тиуны. Размер налогов был строго фиксирован и получил название урока. Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955 г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по восточному образцу и получила при крещении имя Елена. Принято считать, что после 957 г. она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала активную завоевательную политику Святослава. В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

Святослав (962–972 гг.)

Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972 гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту, бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г. напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее. Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В 968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае. Теперь его противником стала Византия. В 971 г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле. После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от рук печенежского хана Кури, который устроил засаду на днепровских порогах.

У князя Святослава Игоревича от разных жен было трое сыновей – Ярополк, Олег и Владимир. Уходя во второй дунайский поход (970 г.), князь назначил Ярополка править в Киеве, Олега – в Древлянской земле, а младшему – Владимиру (сыну ключницы Малуши) достался Новгород.

Ярополк и первые усобицы

После смерти Святослава (972 г.) великим князем киевским стал Ярополк Святославович (972–980 гг.), однако, в 977 г. между братьями началась усобица. Олег Древлянский погиб в сражении, а Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода в Швецию. В 980 г. Владимир во главе варяжской дружины захватил Киев и убил Ярополка.

Важнейшей причиной первой русской междоусобицы стало то обстоятельство, что правила престолонаследия еще не были четко сформулированы и не закрепились традицией . Она случилась после смерти Святослава, потому, что он был первым русским князем, оставившим нескольких наследников.

Владимир I Святой (980–1015 гг.)

Владимир I Святославович княжил в Киеве с 980 по 1015 гг.

В отличие от своего отца, он большое внимание уделял решению внутренних проблем государства. Владимир был вынужден снова подчинять Киеву некоторые союзы племен, отделившиеся в период усобицы 977–980 гг. В 981 г. и 982 г . он покорил вятичей, а в 984 г . – радимичей. Любопытно, что Владимир заменял племенных славянских князей своими наместниками. Иногда в роли наместников выступали его сыновья.

Внешняя политика Владимира Святого была продуманной и успешной. В 980–981 гг . он воевал с Польшей и отнял у нее Перемышль, Червень и некоторые другие города. В 983 г. он разбил балтское племя ятвягов и вышел к Балтийскому морю. В 985 г. Владимир совершил удачный поход на Волжскую Болгарию и заключил с нею выгодный для Руси мир. Кроме того, он поддерживал активные связи с Византийской империей и даже посылал войска для подавления восстания Варды Склира в Малой Азии.

Апофеозом государственной деятельности Владимира I Святого можно считать крещение Руси в 988 г.

У великого князя Владимира Святославовича было двенадцать законнорожденных сыновей. Старший (приемный) сын Святополк правил в Турове, Ярослав – в Новгороде, Мстислав – в Тьмутаракани, Вячеслав – в Чернигове. В историографии существует мнение, что на киевский престол Владимир прочил Бориса и Глеба – любимых младших сыновей, рожденных в христианском браке византийской принцессой Анной.

Владимир I Святой умер 15 июля 1015 г. под городом Берестовом, собираясь в поход против мятежного сына Ярослава.

Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.)

После смерти Владимира Святого (15. 07. 1015 г.) началась усобица между его сыновьями, продолжавшаяся до 1019 г. Поначалу киевский престол захватил Святополк. «Повесть временных лет» обвиняет его в зверском убийстве младших братьев – Бориса и Глеба, поэтому в исторической традиции за ним закрепилось прозвище Окаянный (совершивший «каинов грех» – братоубийство). Ярослав Новгородский выступил против Святополка. Их борьба с переменным успехом продолжалась до 1019 г., когда Святополк был окончательно разбит на реке Альте (место убийства Бориса). Дальнейшая его судьба неизвестна.

С этого года Ярослав Владимирович твердо закрепился в Киеве и княжил там до своей смерти в 1054 г. Однако в 1024 г. усобица возобновилась. Новым противником киевского князя стал Мстислав Тьмутараканский. Ярослав был разбит Мстиславом, но сохранил престол, хотя и вынужден был уступить брату право собирать налоги с левобережья Днепра. В 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вернул себе доходы с данных территорий.

Внутренняя политика Ярослава напоминает политику его отца. Он «посадил» в крупные города и земли своих сыновей. В Новгороде княжил старший сын Изяслав, Святослав получил в управление Чернигов, Всеволод – Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Великий князь зорко следил за своими ставленниками и требовал от них беспрекословного подчинения.

Ярослав был создателем первого сборника юридических актов Древней Руси, составленного на основе обычного права и княжеских уставов – «Русской правды».

В 1036 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам под стенами Киева. После этого разгрома они больше не тревожили Русь. Однако на смену печенегам вскоре пришли новые кочевники – половцы (кипчаки).

Ярослав Владимирович прославился как градостроитель. Он основал города Ярославль, Юрьев (Тарту) и др.

Ярослав проводил активную внешнюю политику: совершил поход против прибалтийского племени чудь; вернул польские города Червень и Перемышль; в 1043 г. организовал поход русского флота на Константинополь, но потерпел поражение. Династическими браками Киев был связан почти со всеми европейскими правящими династиями. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, одна из его дочерей стала французской королевой, другая – венгерской, его сестра вышла замуж за польского короля и т. д.

Энергичная просветительская деятельность, ученость и «книжное радение», покровительство духовенству – все это позволило историкам дать Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый. По его инициативе в Киеве был возведен Софийский собор и другие храмы, основывались монастыри, в которых велось летописание, строились школы.

В 1051 г . митрополитом был впервые избран русский (а не грек) священник-книжник Илларион, автор «Слова о законе и благодати».

Время правления Ярослава Мудрого традиционно считают эпохой расцвета Киевской Руси.