Авианосец «Адмирал Кузнецов»: настоящее и будущее. "Кузнецов" уходит в отпуск

Подобно древним грекам, я построил психомантеум, куда могли прийти люди, чтобы поговорить с душами умерших. Было совершенно очевидно, что при соответствующей подготовке люди могут видеть призраков покойных близких… Вместо того чтобы рассказывать врачу о том, как тяжело они переживают потерю супруга или ребенка, они могли бы говорить с ними напрямую.
Реймонд Моуди

Явление призраков - этой видимой формы человека, который отсутствует физически, - служит доказательством того, что тела продолжается. То что призраки существуют объективно доказано исследованиями конкретных случаев и лабораторными экспериментами.

Широко распространенное явление

Впервые систематическое исследование призраков проводилось британским ОПИ в 1882 г. Результаты исследования был отражены в книге Майерса, Подмора и Герни «Призраки живых». 1889 год – проводилось еще одно, гораздо более масштабные исследования. Было получено 32 000 сообщений о случаях явления призраков. Отчет, опубликованный в 1894 г., занял почти весь десятый том «Тру­дов ОПИ».

Дальнейшие изыскания американского ОПИ и исследователя из Франции Камилла Фламмариона, который описал тысячи случаев появления призраков в своих книгах «Неизвестное» и «Смерть и ее тайна», также показали, что - широко распространенное явление.

1973 год — сотрудник из Чикагского университета проводил социологический опрос среди 1 467 аме­риканцев, которым был задан вопрос, ощущали ли они когда-то, что входят в контакт с кем-либо из умерших. 27% опрошенных ответили на этот вопрос положительно. Подобного рода опрос в Исландии дал 31% утвердительных ответов.

Британский врач В.-Д. Риз обнаружил, что 47% опрошенных вдов в Уэльсе были свидетельницами явлений - зачастую неоднократно, на протяжении многих лет, - которые убедили их в том, что с ними общались их покойные мужья. Проведенный более ранний эксперимент, британским исследователем д-ом П.Мэррисом в 1958 г., показал результат в 50%.

Этот эксперимент повторил в Канаде д-р Эрл Данн (1977), который тоже обнаружил, что 50% вдов и вдовцов входили в контакт с умершими супругами. Многие из этих людей решили, что «сходят с ума», и никому не рассказывали об этом, справедливо опасаясь насмешек.

Умершие дети как правило вступают в контакт с родными

Некоторые из исследований показали, что очень многие родители, у которых умерли дети, могут видеть или слышать их и испытать великое облегчение впервые за несколько месяцев после смерти ребенка.

Педиатр Мелвин Морс, тщательно исследовавший явления смерти и процесс умирания, утверждает: это явление до такой степени распространено, что редко, когда человек, потерявший ребенка или кого-либо из родителей, не встречает их вновь в видениях, связанных со смертью.

Это не галлюцинации

Имеется достаточно объяснений того, почему эти явления не являются галлюцинациями, исполнением страстных желаний или возникают в бессознательном состоянии.

Нормальное состояние психики очевидцев

В большинстве такого рода случаев человек находится в абсолютно нормальном психическом состоянии, свободном от сильного напряжения или эйфории. Явление призраков становилось полной неожиданностью и происходило в знакомом месте. Очевидцы это не медиумы, или телепаты - мало кто из них мог сообщить, что это явление имело место больше 1-2 раз в их жизни. Во многих случаях очевидцы имели отношение к науке, то есть были людьми, вызывающими доверие.

Объективные явления

Явление призрака зачастую сопровождается ощутимыми физическими процессами, такими как движения или поломка предметов, некими звуками, к примеру звуками шагов, которые были записаны на пленку. По наблюдениям, у призраков отмечается наличие тени, они могут отражаться в зеркале, некоторые призраки опрокидывали мебель, оставляли запахи, просили о помощи, говоря по другому, демонстрировали все качества реального существа.

Временами призраки даже оставляют образцы своего почерка. Элизабет Кюблер-Росс, талантливый врач, которая одной из первых стала заниматься исследованиями смерти и процесса умирания, сообщала, что к ней явилась ее бывшая пациентка в тот момент, когда она собиралась бросить свою работу.

Госпожа Шварц (имя этой женщины) вошла вместе с Кюблер-Росс в лифт и проводила ее до кабинета, где попросила не бросать работу над исследованием смерти и процесса умирания. Д-р Кюблер-Росс сочла, что у нее галлюцинации, потому как ее пациентка умерла 10 месяцев назад. Однако когда доктор предложила госпоже Шварц подписаться на листке бумаги, та исполнила эту просьбу, а после бесследно исчезла.

Призраков могут видеть сразу несколько людей

Многие из зарегистрированных случаев появления призраков отмечались сразу несколькими людьми. К примеру, в случае, исследованном ОПИ (общество психических исследований), 9 жителей дома в Рэмсбэри, Англия, наблюдали вместе и в отдельности на протяжении нескольких месяцев приведение человека, умершего почти год назад. Он неизменно находился возле кровати своей умирающей вдовы, и его рука покоилась на ее лбу. Призрака можно было видеть каждый раз в течение получаса.

Профессор Хорнел Харт в книге «Загадка продолжения жизни» говорит, что от одной до двух третей всех призраков были замечены более чем одним человеком и каждый очевидец видел их по-своему, в соответствии, с поправкой на угол зрения.

Передача информации, неизвестной наблюдателю

В многочисленных случаях появившийся призрак передает наблюдателю сведения о том, как он умирал, о месте захоронения или другую неизвестную информацию. В одном случае, получившем широкую известность, подтвержденном в суде Америки (так называемое дело о завещании Чеффина), покойный отец разговаривал с одним из своих сыновей и рассказал ему подробности того, как отыскать его завещание.

В некоторых случаях призраки появляются, как видно, для спасения своих близких от опасности. Так произошло с Элейн Уоррелл, жившей со своим мужем Ходом на верхнем этаже жилого дома в Оскалузе, штат Айова. Как-то раз она обнаружила в прихожей своей квартиры незнакомого мужчину, попросившего ее срочно спуститься этажом ниже, в квартиру соседки. Элейн обнаружила там лежащую на кровати женщину - ее запястья были порезаны. Женщину успели спасти. В последствии она показала Элейн Уоррелл фотографию своего умершего мужа, и та с изумлением узнала в нем того самого незнакомца, который привел ее в квартиру своей вдовы.

Призраки, являющиеся в момент смерти

Известно множество случаев, когда призрак недавно умершего человека появляется перед одним или несколькими близкими, что бы сообщить им о своей смерти. Во многих из таких случаев смерть была неожиданной, и впоследствии подтверждалось, что смерть наступила как раз перед появлением призрака.

Вот некоторые из зарегистрированных и подтвержденных различными исследователями примеров.

Случай с младшим лейтенантом Лесли Пойнтером, который был убит в бою. В девять часов вечера, в момент своей смерти, Лесли Пойнтер неожиданно появился в спальне своей сестры, склонился над ней, поцеловал и потом, счастливо улыбаясь, так же неожиданно исчез. Только через две недели семья Пойнтеров получила извещение о его смерти, которая наступила как раз в тот самый день и в то самое время.

Случай госпожи Паккет, брат которой, Эдмунд, внезапно предстал перед ней спустя 6 часов после того, как утонул в море, с рассказом о том, как ему связали веревкой ноги и бросили за борт судна.

Случай госпожи Глэдис Уотсон, которая спала глубоким сном и была разбужена тем, что некто называл ее по имени. Проснувшись, она увидала у кровати своего деда, сказавшего ей: «Не бойся. Это я. Я только что умер». Когда женщина разбудила своего мужа, тот, конечно, ей не поверил и позвонил по телефону деду. На другом конце провода ему сообщили, что тот внезапно скончался всего несколько минут назад.

«Посмертные соглашения»

Согласно Беннетту, в каждом 20-м из всех случаев, описания которых хранятся в архиве ОПИ, заключаются «посмертные соглашения», когда два человека обещают друг другу, что тот из них, кто умрет первым, постарается прийти к другому.

Как свидетельствуют факты, в большинстве своем эти соглашения в действительности оказалось выполненными.

Как-то раз лорд Брогэм, пэр Англии, путешествовал по Швеции. В один из дней перед лордом неожиданно предстал его университетский товарищ (точней, его призрак), которого он не видел и не вспоминал на протяжении многих лет. Со временем лорд получил письмо, в котором говорилось, что его друг умер в Индии, и дата его смерти совпала с моментом появления призрака. Еще учась в университете они часто обсуждали вопрос о жизни после смерти и даже составили скрепленный кровью договор о том, что тот из них, кто умрет первым, явится к другому.

Миссис Беллэми из Бристоля заключила такого рода соглашение со своей школьной подругой, которую потом не видела долгие годы. В ночь смерти подруги господин Беллэми увидал призрак незнакомой женщины в спальне. Его жена в этот момент спала. Утром он без сомнений опознал подругу жены по школьной фотографии.

Появление призраков вызывают в лабораторных условиях

Моуди реконструировал этот процесс и получились поразительные результаты: 85% его клиентов, проходящие подготовку на протяжении целого дня, в действительности вступают в контакт с умершим близким - но не обязательно с тем, с кем хотели. В большинстве своем это происходит в специально построенном психомантеуме, но в 25% случаев позднее это происходит в собственных домах контактеров - часто человек просыпается и наблюдает призрака на расстоянии метра от кровати.

Феномен психомантеума находится пока на ранней стадии исследований, но неуклонно распространяется в Америке. Люди проходят специальную подготовку, чтобы научиться использовать психомантеум. Один из самых любопытных аспектов этого явления - возможность продолжить исследование и получать результаты. По мнению Дайаны Аркейнджел, коллеги д-а Моуди, в некоторых случаях, когда контакт установлен, человек, ищущий контакта, получает информацию, которая раньше была ему неизвестна. Потенциал исследований огромный, и этот процесс неуклонно совершенствуется.

Все клиенты Моуди настаивают на том, что этот контакт не галлюцинация, имеет место четкая двусторонняя связь, а в некоторых случаях даже физический контакт. Моуди так выражает свое изумление.

Стало ясным, что встречи с призраками воспринимались как реальные события, а не фантазии или мечты. До настоящего времени почти все субъекты утверждают, что их встречи были совершенно реальными и что они чувствовали живое присутствие умерших близких.

Моуди также отмечал, что по всем признакам люди испытывают паранормальное состояние, которое, как и ОСП, изменяет их мировоззрение и побуждает их становиться «более добрыми, более понимающими и меньше бояться смерти».

В своей книге «Визуальные встречи с умершими близкими» Моуди приводит подробные инструкции о том, как создать свой собственный психомантеум.

«Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер (фактически - полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» в море.

Постройка и эксплуатация

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» до ремонта.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» после ремонта.

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит».

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов - они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вооружение ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости, Андрей Коц . Единственный в России "плавучий аэродром" — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) "Адмирал Кузнецов" — . Самому большому кораблю отечественного ВМФ в декабре исполняется 30 лет — возраст для стальной махины, бороздящей океан, более чем почтенный. Некоторые узлы и агрегаты "Кузнецова" давно требуют замены. Авианосец как следует подлатают и модернизируют, после чего в 2020-2021 годах он вернется в боевой состав Северного флота. Предполагается, что после заслуженного "санаторно-курортного отпуска" корабль останется в строю еще около 20 лет и параллельно с боевой службой будет использоваться для тренировки летчиков палубной авиации. А за это время, будем надеяться, в составе флота уже появятся .

Котлы и ракеты

Напомним: последний раз "Адмирал Кузнецов" попал в прицел мировой прессы в ноябре 2016-го — феврале 2017 года, когда ТАВКР в составе оперативного соединения ВМФ России выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Западные СМИ необычайно развеселил густой черный дым, которым чадил в небо корабль, проходя вдоль европейского побережья. Его называли "дряхлым", "устаревшим", шутили, что он потонет на полпути. За авианосец тогда вступились моряки. В частности, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сообщил, что "только дилетанты не знают, что двигательная установка, работающая на таком дешевом топливе, как мазут, всегда отличается повышенным дымообразованием". Несмотря на насмешки, "Кузнецов" дошел до места назначения, выдерживая заданную скорость. И спустя пару месяцев благополучно вернулся в пункт базирования после выполнения боевых задач.

Черный дым на ходовые качества корабля никак не повлиял. Тем не менее известно, что в ходе грядущего ремонта на авианосце заменят четыре котла силовой установки из восьми. Два из них уже изготовлены на Балтийском заводе. Кроме того, ТАВКР получит новейшие средства связи, навигации, боевого управления и системы РЭБ. Сообщалось, что морякам обеспечат автоматизированные рабочие места, которые будут оборудованы в том числе видеосвязью.

Как сообщал в начале года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, на корабле будет изменен состав вооружения. Возможно, речь идет о замене противокорабельных ракет "Гранит", принятых на вооружение еще в 1983 году, на более современные, например морские "Калибры" с проникающей боевой частью фугасного действия. Эти меры, впрочем, могут потребовать перестройки корабельных пусковых шахт — габариты у "Калибров" и "Гранитов" разные. В то же время состав авиакрыла ТАВКР из истребителей Су-33 и МиГ-29К менять пока не планируется.
Впрочем, не все специалисты считают, что "Адмиралу Кузнецову" нужно противокорабельное вооружение. Этот корабль в современных реалиях играет скорее оборонительную, нежели ударную роль.

"Это достаточно специфический авианосец, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Его авиакрыло состоит только из истребителей, что определяет задачи корабля исключительно как оборонительные. На нем никогда не будет самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и прочих, необходимых для проведения полноценных экспедиционных ударных операций. Вдобавок на "Кузнецове" установлен комплекс противокорабельных ракет "Гранит". Зачем он этому кораблю нужен — непонятно. В рамках модернизации, на мой взгляд, нужно ударное вооружение с авианосца демонтировать, как это сделали китайцы со своими первыми авианосцами — кораблями, по сути, того же проекта, что и "Адмирал Кузнецов". А за счет освободившихся объемов увеличить возимый запас топлива и боеприпасов авиакрыла".

Не исключено, впрочем, что, говоря об изменении состава вооружения ТАВКР, глава ОСК Алексей Рахманов имел в виду модернизацию зенитно-ракетных систем корабля. На сегодняшний день крейсер от угрозы с воздуха прикрывают четыре пусковые установки ЗРК "Кинжал" и восемь пусковых установок "Кортик". На замену последним в России была разработана морская модификация сухопутного зенитного ракетно-пушечного комплекса "Панцирь-С" — "Панцирь-М". В серийное производство она пошла в 2015 году. Впрочем, как сообщил Рахманов в интервью "Газете.ру" в начале недели, точный объем работ по ремонту и модернизации будет утвержден после окончательного принятия госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы.

Босфорский прорыв

Характеристики "Адмирала Кузнецова" и маршрут следования к берегам Сирии Авианосец "Адмирал Кузнецов" во главе группы кораблей Северного флота выполняет задачи в Средиземном море у берегов Сирии. Характеристики тяжелого авианесущего ракетного крейсера и маршрут продвижения группировки МВС России к берегам Сирии - в инфографике сайт.

"Адмирал Кузнецов" был спущен на воду 4 декабря 1987 года (тогда он назывался "Тбилиси"). Стоит вспомнить, что у него с самого начала боевой службы была непростая судьба. Корабль построили на Николаевской верфи, в 1991 году он был приписан к Северному флоту СССР, но первое время оставался в Черном море. В ноябре того же года председатель Верховной рады Украины Леонид Кравчук отправил командиру авианосца Виктору Ярыгину телеграмму, в которой говорилось, что "Адмирал Кузнецов" является собственностью Незалежной и должен оставаться на севастопольском рейде. Капитан первого ранга следовать указаниям отказался: на тот момент Украины как государства формально не существовало, референдум о независимости должен был состояться только 1 декабря.

За день до этого события "Адмирал Кузнецов" снялся с якорей и взял курс на Босфор. Пролив удалось пройти без официального разрешения Турции, чьи власти, впрочем, не решились останавливать могучий корабль. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области. На всем маршруте за ним на почтительном удалении двигались корабли НАТО. А следом за своим кораблем в Россию ушла большая часть летчиков 100-го авиаполка корабельной авиации под командованием легендарного Тимура Апакидзе. Вскоре они составили ядро 279-го полка корабельной авиации России. А пилоты, принявшие украинскую присягу, в скором времени были уволены в связи с расформированием части.

В 1991 году "Адмирал Кузнецов" едва не повторил судьбу второго авианосца серии — ТАВКР "Варяг", который украинцы продали Китаю по цене металлолома (в 2012 году корабль вошел в состав ВМС НОАК под именем "Ляонин"). Увести "Кузнецова" на Северный флот успели буквально в последний момент. С тех пор авианесущий корабль побывал во многих дальних походах и за десятилетия своей эксплуатации не перенес ни одной серьезной поломки. А все ремонтные работы носили исключительно плановый и профилактический характер.

Слабое место на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», о котором говорили многие военные эксперты, но упорно замалчивали должностные лица Минобороны, привело к еще одной потере самолета палубного базирования. Всего через три недели после падения в воду легкого истребителя МиГ-29 в воды Средиземного моря «нырнул» уже тяжелый истребитель Су-33.

Когда 14 ноября с.г. при заходе на посадку рухнул в волны Средиземного моря МиГ-29 из состава авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов», в военном ведомстве отделались объяснением аварии расплывчатым определением - «по причине технической неисправности». Без каких-либо комментариев. Расчет, видимо, был на то, что утонувший в нескольких километрах от авианосца легкий истребитель находится на глубине, его невозможно осмотреть, летчик катапультировался и был спасен, назначена солидная комиссия для расследования аварии, имеющая возможность в силу этих обстоятельств достаточно долго размышлять над случившимся. Поэтому все попытки СМИ осмыслить обстоятельства потери МиГ-29 вызывали резкое недовольство в Минобороны. Вплоть до отправки по изданиям «нот протеста», одна из которых пришла и в «Независимое военное обозрение».

Однако вскоре из разных источников, заслуживающих доверие, стала поступать информация о том, что проблемы были не у упавшего самолета, а в оборудовании взлетно-посадочной палубы «Адмирала Кузнецова». При посадке тройки летавших на разведку самолетов второй из садившихся порвал своим гаком трос авиафинишера, а высвободившийся конец еще и запутался за другой трос. Ликвидировать аварию на палубе быстро не удалось. Поэтому МиГ-29 оказался лишенным возможности посадки и, выработав остатки топлива, был обречен на падение в воду.

В Минобороны не стали тогда комментировать эту версию. Теперь же все стало настолько очевидным, что ведомству пришлось подтвердить причину вчерашней аварии.

«После выполнения боевой задачи в небе Сирии при совершении посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса авиафинишера выкатился за пределы палубы истребитель Су-33, - сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. - Пилот катапультировался и силами поисково-спасательной службы был сразу доставлен на борт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Здоровью летчика ничего не угрожает. Российская корабельная авианосная группа продолжает действовать в Средиземном море по плану дальнего похода. Полеты палубной авиации продолжаются в соответствии с задачами».

Конечно, хорошо, что в обоих случаях летчики остались целы и не пострадали. Это позволило пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову вчера отметить, что военные летчики выполняют напряженную, героическую работу и, главное, что после аварии остался жив пилот.

И все же опять есть ощущение недоговоренности. В чем, собственно, проблема: тросы слабые у авиафинишера, летчики плохо обучены правильной посадке на палубу или в самой конструкции нашего единственного авианосца имеется серьезный изъян?

«И у американцев тоже бывают аварии, ведь взлет и посадка на авианосец это вершина летного мастерства, - сказал «НГ» полковник в отставке Виктор Алкснис, многие годы прослуживший в авиации. - Но в данном случае проблема не в этом. «Адмирал Кузнецов» проектировался под специальный самолет вертикального взлета и посадки Як-141. Такой самолет был создан и даже выпущен в количестве четырех экземпляров в 1990 году. Но после распада СССР проект закрыли. Начались судорожные попытки приспособить для полетов с «Кузнецова» серийные самолеты «Су» и «МиГ». Но если модернизированный самолет МиГ-29 еще как-то можно было использовать, то Су-33 оказался слишком тяжелым для использования с палубы авианосца. Именно он рвет тросы авиафинишера. При этом оба самолета могут взлететь с палубы лишь при минимальной заправке топливом и при минимальной боевой нагрузке. То есть причина отнюдь не в плохом качестве тросов авиафинишеров. К сожалению, проблема носит системный характер. На «Кузнецове» нет катапульты, нет атомной силовой установки, мала полетная палуба».

И раз уж эксперт сравнил российскую авианосную аварийность с американской, то есть смысл напомнить некоторые данные. До вчерашнего дня считалось, что за последние 25 лет в российском ВМФ произошли три аварии на авианосцах. В 1991 году на палубу «Адмирала Горшкова» (проданного впоследствии Индии) упал новейший тогда истребитель Як-141. В сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Адмирала Кузнецова» Су-33. В середине минувшего ноября, увы, «нырнул» МиГ-29. И вот 5 декабря 2016 года Су-33 повторил аварию 2005-го. У американцев потери были вроде бы побольше… Только за последние 10 лет в ВМС США разбились пять палубных самолетов. Хотя это только случаи, когда самолеты взлетали именно с авианосцев. Аварий и катастроф палубной авиации при полетах с наземных аэродромов было намного больше. Впрочем, надо заметить, что авианосцев у США 10. И действуют они в Мировом океане гораздо активнее, чем российский «Адмирал Кузнецов». Так что на поверку выходит, что у россиян аварийность авиакрыла больше.

В общем, отечественную концепцию применения авианосных ударных групп нужно бы критически пересмотреть. Раз уж Россия взялась решать с помощью «Адмирала Кузнецова» практические задачи.