Ледокол "Илья Муромец" прибыл к месту базирования на Северный флот - bmpd. Ледокол «Илья Муромец» прибыл на Северный флот

Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» 2 января 2018 года официально вступил в состав сил Северного флота России.

Как сообщила пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Военно-морскую базу Северного флота России прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, предназначенный для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в морской порт Североморск на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В ближайшее время экипаж судна сдаст экзамены в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее дизель-электроход успешно прошел полный комплекс госиспытаний на Балтийском море.

Церемония спуска на воду дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» >>

Судно такого класса впервые за 40 лет вошло в состав ВМФ РФ. Уникальной особенностью ледокола является применение принципиально новых двухвинтовых полноповоротных винто-рулевых колонок электрического типа , обеспечивающих продвижение судна не только вперед-назад, но и лагом (в боковом направлении).

Для простоты однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 «Илья Муромец» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием Арктической группировки Военно-морского флота России, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря.

Высокая маневренность ледокола обеспечивается движетельным комплексом, состоящим из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок с четырьмя гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3,5 МВт каждый и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Он может двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 0,9 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. В итоге, у «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено русскому богатырю . При этом хочется подчеркнуть, что экипаж военного ледокола всего 32 человека.

Система управления ледокола имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Судно оснащено современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Оно построено с соблюдением международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по незагрязнению окружающей среды (МАРПОЛ).

Напомним, что ключевым этапом заводских ходовых испытаний, проходивших в августе-сентябре 2017 года, стала проверка безвахтенного режима работы при управлении судна одним человеком. Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» построен на класс автоматизации Aut1, предполагающий возможность управления судном одним человеком – капитаном . В процессе испытания члены сдаточной команды, включая работников машинного отделения, были «изолированы» от работы в течение 24 часов, т.е. механизмы ледокола не обслуживались вахтами, а управление судном осуществлялось только с ходового мостика. «Богатырь» показал хорошие результаты управления в безвахтенном режиме, отклонений и поломок не зафиксировано.

В ходе испытаний также были проверены системы связи и радиолокации. Максимальная дальность осуществления связи между вертолетом и ледоколом зафиксирована на 150 км. Также проверен цвето-сигнальный комплекс «Тюльпан», включающий габаритные огни силуэта судна: вертолетная площадка, мачты, краны и т.д. Вертолеты корабельной авиации совершили 150 посадок и взлетов с палубы новейшего боевого ледокола. Главной конструктивной особенностью ледокола проекта 21180 является то, что вертолетная площадка у него расположена в носовой части судна. Это требует особых навыков от летного состава, в отличие от кораблей с традиционным расположением вертолетной площадки в кормовой части.

Для обеспечения высоких мореходных качеств ледокола были проведены модельные испытания на тихой воде и с имитацией волнения до 6 баллов в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», ледовые испытания проводились в ледовом бассейне ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург. Полученные в результате разработки проекта характеристики были успешно подтверждены во время проведения ходовых и государственных испытаний «Ильи Муромца».

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Кроме того, в рамках заводских ходовых испытаний были проведены замеры магнитного поля ледокола; проверка всего оборудования судна, в том числе палубного и швартовного; в штатном режиме испытано якорное устройство при максимальных порывах ветра 17 м/с; осуществлен запуск вертолета от электрической сети судна.

Арсенал дополнительного оборудования ледокола разнообразен. Помимо кранового устройства и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них .

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палубу на юте площадью 380 м², на которой будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн.

Кроме того по проекту в случае проведения военной мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить 76-миллиметровую автоматическую пушку АК-176МА .

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако весной 2017 года появились сведения о том, что МО РФ по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и предполагает выдать АО «Судостроительная фирма «Алмаз» госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 000 тонн и стоимостью 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом вышеописанного ледокола.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 (заводской номер 02470):

водоизмещение – 6 000 тонн; длина – 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,6 метров; скорость хода полная- 15 узлов; скорость хода экономическая- 11 узлов; автономность плавания – 2 месяца; дальность плаванья – 9 000 миль; ледопроходимость на переднем ходу – 0,9 метра; ледопроходимость на заднем ходу – 0,7 метра; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 32 человека; дополнительный экипаж – 50 человек.

Класс судна:

КМ (*) Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

Технический проект судна разработан АО КБ «Вымпел», рабочая конструкторская, приемо-сдаточная и эксплуатационная документация разработаны совместно с АО «Адмиралтейские верфи» по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны России 21 марта 2014 года.

По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.

пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Северный флот прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в Кольский залив.

Под руководством командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова на причале в Североморске прошла торжественная встреча ледокола «Илья Муромец».

Прибытие дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 ВМФ России к месту базирования на Северный флот. Североморск, 02.01.2018 (с) Министерство обороны России

Адмирал Николай Евменов поздравил моряков с успешным завершением перехода на Северный флот и прибытием к постоянному месту базирования.

В ближайшее время экипаж судна сдаст задачи в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее ледокол успешно прошел полный комплекс государственных испытаний на Балтике.

Комментарий bmpd. Строительство ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» (заводской номер 02470) было осуществлено АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для ВМФ России по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 года. Проект 21180 (главный конструктор - Бахров М.В.) разработан АО «КБ «Вымпел» совместно с АО «Адмиралтейские верфи», техническое и рабочее проектирование выполнялось силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей». Фактическая постройка ледокола была начата на "Адмиралтейских верфях" в октябре 2014 года, церемония закладки 23 апреля 2015 года.

Спуск на воду ледокола «Илья Муромец» был 10 июня 2016 года, заводские ходовые испытания были 22 июля 2017 года. Приемный акт был подписан 27 ноября 2017 года. Церемония подъема флага на ледоколе в Санкт-Петербурге 30 ноября 2017 года. 19 декабря судно вышло из Кронштадта в переход на Северный флот.

Ледокол "Илья Муромец" стал первым за несколько десятилетий судном подобного класса, построенным для Военно-морского флота России, и строился в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства 2014 года на класс KM Icebreaker 6 AUTI ICSFF3WS EPP HELIDEC Speciale purpose ship.

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако в апреле 2017 года появились о том, что Министерство обороны России по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и намеревается выдать АО "Судостроительная фирма "Алмаз" госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 тыс. тонн и стоимостью около 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом ледокола "Илья Муромец".

10 июня 2016 года с южного стапеля АО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург) был спущен на воду дизель-электрический ледокол проекта 21180 "Илья Муромец". К концу 2017 года судно передадут заказчику — Министерству оборону России, после чего оно отправится на службу в составе Северного флота..

В торжественной церемонии спуска приняли участие начальник технического управления ВМФ РФ контр-адмирал Игорь Зварич, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, директор департамента обеспечения гособоронзаказа МО РФ капитан I ранга Андрей Вернигора, а также генеральный директор верфи Александр Бузаков.



"Ровно 60 лет назад на этом же стапеле был заложен атомный ледокол "Ленин", который положил начало строительства Адмиралтейскими верфями кораблей ледового класса. Сегодня после пятилетнего перерыва мы спускаем с наклонного стапеля ледокол-снабженец с большими функциональными возможностями, а осенью приступаем к строительству двух новейших патрульных кораблей ледового класса для Военно-морского флота России," — заявил Бузаков.



"Илья Муромец" стал первым отечественным ледоколом, на котором винто-рулевые колонки закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и способны вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Благодаря этому новый ледокол отличается повышенной маневренностью и может свободно двигаться как носом, так и кормой или бортом.



Многофункциональность судна позволит использовать его как ледокол, морской буксир, и патрульный корабль одновременно. Будущий район эксплуатации судна связан с деятельностью Арктической группировки Военно-морского флота России.



Дальность хода ледокола, равная 9 тыс. миль, обеспечит ему возможность пройти по Северному морскому пути до конца и вернуться обратно.



Как стало известно в ходе мероприятия, "Илья Муромец", вероятно, останется первым и единственным ледоколом проекта 21180. На сегодняшний день Минобороны не планирует заказов на серию судов данного класса.



Дизель-электрический ледокол проекта 21180 — справка

Ледокол, построенный для нужд вспомогательного флота, предназначен для выполнения ледокольных операций в портовых и припортовых акваториях, имеет неограниченный район плавания. Судно способно преодолевать льды толщиной до 1,5 метров, выполнять буксировочные операции, тушить пожары, а также участвовать в гидрографических, океанографических и гидрометеорологических исследованиях в Арктике. Кроме того, оно оснащено оборудованием, позволяющим собирать нефтепродукты с поверхности моря и перевозить грузы. Для приема вертолета на ледоколе имеется специальная площадка.



Судно имеет ледовый класс Arc6, высокий класс безопасности и отвечает всем требованиям международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по охране окружающей среды (МАРПОЛ).

December 24th, 2014

Ровно 100 лет назад, 23 декабря 1914 года, российский император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было первое в мире соединение, на вооружении которого появились тяжелые четырехмоторные бомбардировщики. Именно с этой даты в нашей стране берет свое начало Дальняя авиация. «Илья Муромец» - это общее название нескольких серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые производились в Российской империи на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1917 годы. Всего было собрано около 80 самолетов. На них был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа поднятых в воздух пассажиров, максимальной высоты и времени полета.

Появление во фронтовом небе Первой мировой войны российских самолетов «Илья Муромец» открыло новую страницу в истории военной авиации - эру тяжелых бомбардировщиков. Идея атаковать наземные цели с воздуха появилась еще во времена воздушных шаров, а первый такой опыт летчики получили во время Балканских войн 1912-1913 годов. Но первоначально назвать такие действия бомбардировкой можно было лишь с натяжкой - летчики просто вручную сбрасывали вниз обыкновенные гранаты, это носили скорее демонстративный, чем практический характер. В то же время в «Илье Муромце» изначально реализовывался принципиально другой подход. Это был летательный аппарат нового поколения, который мог доставить к неприятельским позициям боеприпасы гораздо более разрушительной силы. Он стал первым настоящим бомбардировщиком и поспособствовал формированию данного типа боевых самолетов в годы Первой мировой войны. В нем бомбы могли подвешиваться как внутри фюзеляжа, вдоль бортов, так и снаружи. В 1916 году для сброса бомб на нем были установлены специальные электросбрасыватели. Оборонительное вооружение самолета было внушительным и состояло на некоторых версиях до 8 пулеметов, что позволяло ему успешно отражать воздушные атаки. Позднее бомбардировщики стали появляться и в других странах, они активно принимали участие во многих вооруженных конфликтах XX века.

Самолет строился серийно в 1914-1917 годах в разных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего было построено 73 экземпляра (по другим данным около 80 самолетов). «Илья Муромец» широко использовался в годы Первой мировой войны в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика (на колесном, поплавковом и лыжном шасси), также данные самолеты использовались и во время Гражданской войны. После ее окончания оставшиеся исправные самолеты были использованы для организации почтово-пассажирских перевозок по воздушной линии Москва - Орел - Харьков. Самолет «Илья Муромец» неразрывно связан с именем его создателя - выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972). Уже в возрасте 23-х лет после ряда предложенных успешных изобретений он становится главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем во всем мире. Именно Сикорский первым в мире построил многомоторный самолет. Также он первым совершил дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург - Киев. В 1919 году Сикорский вынужден был эмигрировать из страны в США, где основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», которая смогла занять лидирующие позиции в мировом авиастроении. История самолета «Илья Муромец» началась в сентябре 1912 года, когда совсем еще молодой инженер Игорь Сикорский получил разрешение на строительство на РБВЗ - Русско-Балтийском вагонном заводе биплана «Гранд» по собственному проекту. Биплан отличался наличием двух моторов. Не стоит обманываться словом «вагонный» в названии предприятия, в те годы РБВЗ являлся крупнейшим объединением транспортного машиностроения в стране и занимался выпуском не только железнодорожных вагонов, но и автомобилей, а также разнообразных двигателей. В 1912 году на предприятии решили заняться и аэропланами, подойдя к делу с настоящим русским размахом. Если и делать, то что-то такое, что еще не делал никто.

Во многом этому способствовал Сикорский, который стал руководителем воздухоплавательного отделения РБВЗ, расположенного в Санкт-Петербурге. Материалы, которые применялись в конструкции «Гранда», были традиционны для своего времени - фанера, древесина, полотно и рояльная проволока для расчалок. Собранная по проекту Сикорского машина смогла подняться в небо 15 марта 1913 года. Еще через 2 месяца количество двигателей на «Гранде» выросло до 4-х. Двигатели устанавливались на нижнем крыле самолета в двух тандемных установках. В каждой из этих установок один винт был тянущим, а второй толкающим. После переделки аэроплан получил новое имя - «Большой Русско-Балтийский». В начале июля 1913 года Сикорский решил опробовать новую компоновку моторной установки: все 4 двигателя были установлены на передней кромке нижнего крыла. После проведенной переделки машина снова сменила название, став «Русским витязем». Опыт работ по созданию «Русского витязя» был использован при создании самолета «Илья Муромец», который сохранил в себе многие черты первого, хотя конструкция самолета и была полностью переработана. Без особых изменений были оставлены общая схема аэроплана и коробка крыльев с установленными на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж машины был принципиально иным. В результате работ с теми же четырьмя двигателями «Аргус» мощностью 100 л.с. каждый новый самолет обладал большей максимальной высотой полета и массой нагрузки. При этом изначально самолет создавался для гражданских целей и был первым в мире пассажирским самолетом. Постройка первого образца была закончена в октябре 1913 года. После проведения серии испытаний на самолете была проведена серия показательных полетов и установлен ряд мировых рекордов. В частности 12 декабря 1913 года самолет поднял 1100 кг (предыдущий рекорд составлял 653 кг). А 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом уже в 1290 кг, пилотировал машину сам Игорь Сикорский.

Изначально «Илья Муромец» создавался как гражданское судно - отсюда он получил достаточный комфорт и простор для пассажиров на борту. На нем был пассажирский салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Освещение и отопление салона от выхлопных газов. Для боевых действий он приспособлен не был, не мог нести бомбы и оборонительное вооружение. По этой причине военные использовали первые гражданские суда в качестве учебных. Стоит отметить, что изначальная ориентация на гражданский сектор в то время не предполагала того, что при модернизации в военную версию самолет станет менее эффективным. Скорее даже наоборот, повышенные требования к безопасности эксплуатации и прочности конструкции, которые были обязательными при конструировании гражданских самолетов, при переделке их в военные версии лишь усиливали эксплуатационную надежность машин. Достаточно вспомнить такой удачный пример переделки как надежный фронтовой бомбардировщик «Хенкель-111», который был создан в Германии в 1930-е годы на базе гражданского самолета «Хенкель-70». Военные очень быстро заинтересовались новым самолетом, и уже 12 мая 1914 года РБВЗ получил свой первый заказ на постройку 10 самолетов для российской армии. После начала Первой мировой войны заказ был увеличен, 2 октября подписали еще один контракт уже на 32 самолета.

Серийные бомбардировщики «типа Б» или ИМ-Б обладали более мощными двигателями (также «Аргус» но два - по 140 л.с. и два - по 125 л.с.), также они несли на борту 2 пулемета, бомбодержатели и простейший бомбовый прицел. Согласно заданию военных самолет должен был нести не менее 10 пудов бомб (164 кг). Его радиус действия составлял 300 верст (320 км), что обеспечивало ему достижение с территории Российской империи целей в Данциге, Кенигсберге, Познани, Перемышле, Кракове. Экипаж таких бомбардировщиков состоял из 6 человек, а вместе с наземной командой на каждую машину приходилось по 31 человеку. Так как самолетам придавалось особое значение, весь летный состав состоял из офицеров и унтер-офицеров. Офицером должен был быть даже бортмеханик, уже в годы войны на эту должность стали брать мобилизованных инженеров или студентов высших технических учебных заведений. Командиром экипажа самолета был офицер в звании от капитана до подполковника. В каждую из построенных машин по мере наращивания объемов производства вносились конструктивные изменения и улучшения: росла площадь остекления кабины, наружные обводы крыльев начали выполнять из стальных труб, топливные баки были перенесены под центроплан. С начала Первой мировой войны самым проблемным конструктивным элементом стали двигатели «Аргус». Это был мощный, легкий и сравнительно надежный двигатель, но производился он в Германии и их поставка и поставка запасных частей с началом войны, естественно, прекратились. Двигатель был заменен на более мощный французский «Сальмсон» (225 л.с.), который не радовал ни военных, ни самого Сикорского, так как мотор был очень ненадежным в эксплуатации и капризным. Со временем в конструкцию бомбардировщиков вносились очень смелые для своего времени технические решения. К примеру, для борьбы с немецкими боевыми «Цеппелинами» на самолетах даже ставилась 37-мм пушка Гочкиса, но стрелять из нее метко было очень тяжело. Масштабы технического прорыва, который пытался осуществить Сикорский станут ясны уже во время Второй мировой войны. Практическую пользу от установки пушек такого калибра на самолет удалось получить только в 1940 году, когда компания «Юнкерс» установила на свой пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» в варианте «Густав» две 37-мм пушки ВК-37, из которых можно было вести прицельный огонь.

Боевое применение Свой первый боевой опыт русская авиация приобрела в 1912 году во время Балканских войн. В то время в Болгарию был отправлен авиаотряд, сформированный из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.). Накануне Первой мировой войны Российская империя располагала самым многочисленным воздушным флотом среди всех воющих держав: 244 самолета, которые были сведены в 39 авиаотрядов. К моменту начала боевых действий в составе воздушного флота страны находился 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев). Уже во второй половине 1914 года на фронте начали появляться первые бомбардировщики «Илья Муромец». С учетом реального опыта их применения Игорь Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию машин. От серии к серии бомбардировщик совершенствовался. Наиболее эффективное применение данных машин на фронте связано с именем М. В. Шидловского - председателя правления РБВЗ, а также первого начальника организованной по его собственной инициативе Эскадры Воздушных Кораблей. 23 декабря все действующие на фронте бомбардировщики «Илья Муромец» были сведены в эскадру, а этот день сегодня отмечается в РФ как День дальней авиации. Данные самолеты были особой силой в вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию. С образованием Эскадры Воздушных Кораблей впервые в мире в России была выработана стратегия и тактика использования крупных соединений тяжелых бомбардировщиков, а также отработана система их обеспечения. Самолет «Илья Муромец» мог брать на свой борт бомбы невиданных для того периода времени калибров - до 25 пудов (410 кг). При этом бомбардировщики «Илья Муромец» имели сильное оборонительное вооружение, которое почти не имело «мертвых зон», именно поэтому потери бомбардировщиков на фронте составили всего один самолет. За такую удивительную обороноспособность противник прозвал четырехмоторные самолеты «ежами».

В конце февраля 1915 года «Ильи Муромцы» провели первый массированный бомбовый удар. Он был нанесен по австрийской железнодорожной станции Вилленберг. В результате авиаудара на станции были разрушены железнодорожные пути, а также само строение станции, уничтожен подвижной состав и живая сила противника. Во время совершения данного налета экипаж летчика Горшкова впервые осуществил аэрофотосъемку разрушений, которые получили позиции противника. Вскоре, 18 марта того же года, экипаж Горшкова совершил длительный разведывательный полет по замкнутому маршруту, преодолев более 600 верст: Яблонна-Вилленберг-Найденбург-Зольдау-Ла утенбург-Страсбург-Торн-Плоцк-Млава-Ябло нна. На борту бомбардировщика в этом полете, помимо экипажа, находился начальник разведывательного отдела 1-й армии капитан фон Гоерц. За время совершения полета с борта самолета было сделано более 50 фотоснимков позиций неприятеля. Приобретенный российскими летчиками боевой опыт со временем обобщался, изучался и находил отражение в наставлениях и инструкциях. Так уже в 1916 году в Российской империи были изданы «Первоначальные указания для организации и выполнения групповых полетов». После этого был введен в действие «Проект наставления по применению авиации», в котором особо подчеркивалось, что для нанесения значительного урон противнику необходимо одновременно сбрасывать с самолетов большое количество авиационных бомб. Также указывалось на целесообразность совершения полетов тяжелых бомбардировщиков и ночью. Составители «Проекта наставления» пришли к выводу, что лучший результат может быть достигнут только при совершении групповых налетов, обеспечении эффекта внезапности и согласованности ударов авиации с действиями, предпринимаемыми сухопутными войсками. В годы Первой мировой войны первое поколение российских авиаторов, достигнув существенных успехов в освоении новейшей авиационной техникой, смогло внести значительный вклад в дело развития техники пилотирования и использования тяжелых самолетов, их боевого применения. Боевая деятельность эскадры воздушных кораблей знаменовала собой очень важный этап в истории отечественной дальней авиации. Боевая практика продемонстрировала, что бомбардировочные удары по объектам, которые расположены в оперативном тылу противника для тяжелой авиации являются главной задачей. Внимательно изучая полученный в годы Первой мировой войны опыт, отец русской авиации профессор Н. Е. Жуковский и его последователи создали труд «Теория бомбометания с аэроплана», который стал основой для развития еще одной отрасли авиационной науки - аэробаллистики.

Стоит отметить, что боевое применение «Муромцев» продемонстрировало удивительную живучесть данных самолетов. За все время существования эскадра Шидловского выполнила 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн авиационных бомб и уничтожив в воздушных боях до 12 истребителей противника. При этом безвозвратные потери соединения составляли всего один самолет. Еще две машины были сбиты вражеской зенитной артиллерией, причем один из самолетов, которым управлял поручик Констенчик, смог добраться до аэродрома, но из-за сильнейших повреждений не подлежал восстановлению.

Источники информации: http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/il-ia-muromiets http://rusplt.ru/ww1/history/rekordyi-ili-muromtsa-12210.html http://www.aircaft.ru/history/jet

А мы с вами уже обсуждал с вами

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -