Эксперт ра рейтинг лизинговых компаний. Лизинг в россии

За девять месяцев 2016 года объем лизингового бизнеса вырос на 17% и составил около 450 млрд руб. В ближайшие годы лизинговым компаниям придется работать в условиях слабой инвестиционной активности бизнеса и адаптироваться к регулятивным новациям.


Согласно предварительным данным исследования RAEX ("Эксперт РА"), объем нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с девятью месяцами 2015 года). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее — 140 млрд руб.). Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За первые девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее сокращение лизингового бизнеса отметили более 75% участников исследования.

Объем лизингового портфеля на 1 октября текущего года составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 1 октября 2015 года. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля.

Лидерами рынка по объему нового бизнеса по-прежнему остаются госкомпании: первое место занял "ВТБ Лизинг", второе — ГТЛК, а третья позиция осталась за компанией "Сбербанк Лизинг". В совокупности доля топ-3 в объеме нового бизнеса сократилась с 37% за девять месяцев 2015 года до 36% за аналогичный период 2016 года. Доля десяти крупнейших компаний в объеме нового бизнеса за январь--сентябрь 2016 года составила около 64% (65% за девять месяцев 2015 года, 61% за девять месяцев 2014 года).

По итогам девяти месяцев 2016 года среди пяти крупнейших игроков рынка четыре являются госкомпаниями. В целом по рынку доля госкомпаний в структуре нового бизнеса снизилась с 53% за январь--сентябрь 2015 года до 50% за аналогичный период 2016 года, что является следствием наращивания розничных сделок другими игроками рынка и снижением активности прошлогоднего лидера компании "ВЭБ-лизинг".

Эхо "Трансаэро"


Вследствие сокращения спроса на лизинговые услуги на протяжении последних двух лет объем лизингового бизнеса в России упал на 30% за период с 2013 по 2015 год. В результате по объему нового бизнеса российский рынок опустился с 5-го на 11-е место в рэнкинге европейских лизинговых рынков на 1 января 2016 года. В объеме ВВП России доля лизингового бизнеса за 2015 год составила около 1%, что на 0,3 п.п. ниже максимального уровня, достигнутого в 2013 году. Среди европейских рынков лизинга по данному показателю российский сопоставим с испанским, итальянским и турецким (см. график). При этом Россия существенно уступает крупнейшим лизинговым рынкам Европы (Англия, Франция, Германия), доля которых в объеме ВВП своей страны составляет не менее 1,8%.

Из-за ослабления курса рубля российский лизинговый портфель за 2015 год сократился в евро на 26%, что является наихудшим результатом среди крупнейших лизинговых рынков Европы. Однако несмотря на сжатие нового бизнеса на протяжении 2014-2015 годов, по величине портфеля лизинговых договоров Россия на 1 октября занимает пятое место среди европейских стран.

По данным Банка России, в связи с величиной портфеля (с 2013 года объем лизингового портфеля составляет около 3 трлн руб.) лизинговый сегмент по значимости является вторым после банковского. Однако все участники и регуляторы рынка прочувствовали, как неплатежеспособность всего одного крупного заемщика влияет не только на отрасль, но и всю экономику страны после краха авиакомпании "Трансаэро", которая была одним из ключевых клиентов крупнейших лизинговых компаний. Банкротство банков такое сильное влияние не оказывает, хотя в этом году лицензии были отозваны у нескольких финансовых институтов. "Необходимость в госрегулировании вызвана проблемами с крупными лизингополучателями и лизингодателями в особо важных для государства отраслях,— отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании "Европлан".— Но затронет регулирование все лизинговые компании независимо от их специализации. Поэтому важно не навредить и не ограничить эффективную работу частного капитала — к примеру, в сегменте лизингового финансирования транспорта для МСБ".

Объемы изъятой в прошлом году техники был рекордным — более 55 млрд руб., но сейчас агентство отмечает стабилизацию проблемной задолженности, платежей по сделкам, имеющих просрочку более 60 дней сейчас всего около 10% от лизингового портфеля. Однако проблемы крупных клиентов в случае затяжной стагнации экономики продолжат оказывать негативное воздействие на качество активов лизинговых компаний и, как следствие, банковских кредитов. В целях предотвращения крупных дефолтов в лизинговой отрасли Минфин и Банк России приняли решение о реформировании рынка. Ключевые направления реформы будут направлены на повышение прозрачности и введение регулирования лизингового рынка, что предполагает соблюдение им дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом.

Направления реформ


В результате реформирования рынка и изменения законодательства лизинг может стать исключительным видом деятельности, с которым будет запрещено совмещать другую деятельность. Напомним, с начала 2000-х в России было отменено лицензирование лизинговой деятельности, что позволило компаниям снизить бюрократические издержки. Помимо совершенствования нормативно-правовой базы с 2019 года компаниям предстоит переход на отчетность по МСФО. Однако предварительно Минфин России переведет лизингодателей на новые стандарты РСБУ, гармонизированные с МСФО. Сейчас, по оценкам RAEX, отчетность по международным стандартам (в том числе с учетом консолидированной отчетности холдингов и групп) составляют не более 30% лизингодателей, входящих по объему портфеля в число 300 крупнейших лизинговых компаний России. При этом лизингодателей, составляющих МСФО два и более раз в год, еще меньше: 10-15% компаний из первых трех сотен. В основном это крупные игроки, выпустившие облигации, а также компании при банках и крупных производителях оборудования. Поэтому с наибольшими трудностями при введении МСФО столкнутся мелкие региональные компании, ограниченные в финансовых и кадровых ресурсах.

Следующим этапом после внедрения МСФО на рынке может стать введение Банком России пруденциальных нормативов. Одним из самых обсуждаемых и противоречивых для лизингодателей является вопрос достаточности капитала (отношение собственных средств компании к активам, взвешенным по уровню риска), поскольку не для всех компаний высокий уровень достаточности будет показателен. Для лизингодателя при производителях данный показатель может быть нецелесообразен, ввиду того что такие компании, по сути, могут представлять собой обособленное подразделение по реализации оборудования клиентам и не привлекать рыночного фондирования. На лизингодателей при кредитных организациях будут распространены обязательные нормативы банковской группы, поэтому поддержание высокого уровня автономии более уместно для частных компаний, привлекающих средства инвесторов. "Вопрос в том, какие нормативы будут в СРО. Пока они не определены, рано о чем-то говорить. С точки зрения уровня достаточности капитала лизинговых компаний это основной вопрос у участников рынка — стандартом считается 1 к 8",— говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании ГТЛК.

По нашему мнению, более показательным нормативом для лизинговых компаний должны стать коэффициенты ликвидности, так как одной из основных причин банкротства лизингодателей являются именно проблемы с ликвидностью. Отдельного внимания также требует контроль концентрации рисков на отраслях и крупнейших клиентах. Ситуация в ж/д-сегменте, а с 2014 года и в авиаотрасли указала на необходимость введения ограничительных уровней концентрации рисков на клиентах.

В ближайшие годы существенным нововведением для рынка станет появление саморегулируемых организаций, на которые могут быть возложены разработка отраслевых стандартов, сбор отчетности, статистка и пр. Банк России уже ввел это на рынках микрофинансовых организаций, НПФ, страховых компаний, управляющих компаний. Одной из ключевых проблем при образовании СРО являются разногласия между лизинговыми компаниями разного типа, поскольку их бизнес-модели, финансовые возможности собственников и специализация имеют кардинальные различия. Для повышения эффективности работы СРО и во избежание конфликтных ситуаций лизингодателям необходимо будет находить компромиссы. "Важно, чтобы СРО объединяла максимальное количество участников рынка, компаний всех форм собственности и размеров. СРО не должна быть механизмом ограничения конкуренции. Разрабатываемые нормативы должны учитывать интересы максимального количества лизинговых компаний",— подчеркивает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании "Балтийский лизинг".

Две стороны регулирования


Введение ограничительных барьеров при вступлении в СРО (величина капитала, размеры взносов и пр.) и повышение требований к лизинговым компаниям приведут к росту их издержек. В результате некоторые мелкие игроки будут вынуждены покинуть рынок. "С 2017 года планируется создать СРО, которые определят правила работы на рынке лизинга. Компании, которые в силу несоответствия данным требованиям не смогут вступить в СРО, покинут рынок,— говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор компании "Трансфин-М".— Из-за кризиса в банковском секторе и неплатежей клиентов уже ушли наиболее мелкие игроки и все те, кто был наиболее уязвим на рынке лизинга". Помимо этого сворачивание лизинговой деятельности может произойти в структурах, созданных для оптимизации налогообложения, при более крупном бизнесе собственников. По данным Росфинмониторинга, на 1 января 2016 года в РФ было зарегистрировано около 3 тыс. лизинговых компаний (3,1 тыс. годом ранее). По нашей оценке, реальную деятельность по предоставлению в лизинг/аренду оборудования ведет не более 500 компаний, при этом не менее 75% лизингового портфеля рынка приходится на топ-10. В дальнейшем концентрация отрасли продолжит расти, что будет связано как с уходом части рыночных игроков, так и с более активным участием крупных лизингодателей в программах модернизации и антикризисной поддержки системообразующих предприятий.

Позитивное влияние на рынок окажет переход лизингодателей на отчетность по МСФО, которая дает более объективное представление о лизинговой деятельности компании, чем РСБУ. Внедрение МСФО позволит повысить привлекательность лизинговой отрасли для потенциальных инвесторов. Снижение стоимости фондирования (на текущий момент ставки по облигациям лизинговых компаний заметно выше, чем по банковским облигациям) и повышение прозрачности отрасли будут способствовать более активному использованию механизма лизинга в рамках госпрограмм по развитию экономики. Так, уже запущены программы льготного лизинга автомобилей, воздушных и морских судов, ж/д-техники и проч. Кроме того, для повышения эффективности бизнеса лизинговых компаний полезным нововведением станет переход на электронные технологии, в том числе заключение лизинговых договоров в электронной форме, которое анонсировал регулятор. "Перспективным направлением автоматизации является организация интеграционной платформы для взаимодействия всех участников лизинговой сделки,— говорит Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании "Хомнет Лизинг".— Этот процесс позволит сократить затраты на взаимодействие с клиентами. Модули решения "Хомнет Лизинга" уже сегодня позволяют организовать единое информационное пространство для всех участников лизинговой сделки: клиента, лизингодателя, поставщика и партнера". Реформирование рынка с привлечением к этому процессу лизинговых компаний должно повысить конкурентоспособность лизинга, который сейчас значительно проигрывает кредиту.

Агентство отмечает, что в ближайшие годы регулирование коснется финансового лизинга. Однако на оперативный лизинг, по оценке RAEX, уже приходится не менее 10% лизингового портфеля на 1 июля и около 15% нового бизнеса за первое полугодие текущего года. На протяжении последних лет спрос со стороны клиентов на данный вид лизинга продолжает расти, а в некоторых отраслях были запущены госпрограммы субсидирования оперлизинга. При этом около 90% таких сделок сосредоточено в ж/д- и авиасегментах, проблемы которых и привели к повышению внимания Банка России к лизинговой отрасли. Нередко перевод договоров финансового лизинга на оперативный является следствием ухудшения платежеспособности клиента и свидетельством вынужденной реструктуризации проблемных сделок. Поэтому распространение регулирования на операционный лизинг — перспектива следующих лет.

Руслан Коршунов


Топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2016 года


Место по новому
бизнесу

Наименование ЛК

Рейтинг
кредитоспособ
ности RAEX
("Эксперт
РА") на 27.
10.2016*

Объем нового
бизнеса
(стоимости
имущества) за
9 месяцев
2016 года
(млн руб.)

Темпы прироста
нового бизнеса 9
месяцев 2016
года/ 9 месяцев
2015 года (%)

Сумма новых
договоров
лизинга за 9
месяцев 2016
года (млн
руб.)

Объем
лизингового
портфеля на
01.10.2016
(млн руб.)
01.10.2016 01.10.2015
1 1 ВТБ Лизинг 63021,5 20 88017,7 394041,5
2 4 Государственная
транспортная лизинговая
компания"
58327,6 69 81389,5 244915,9
3 3 "Сбербанк Лизинг" (ГК) А++ 38748,9 -5 53491,6 333648,8
4 2 "ВЭБ-лизинг" 26197 -48 38677 601083,1
5 5 "Европлан" А++ 25807,9 46 н.д. 41599,1
6 7 "Сименс Финанс" 19689 43 30412,3 33078,4
7 6 "Балтийский лизинг" (ГК) 17901 21 26347 31772
8 "Бизнес Альянс" 15294,8 32572 32187,6
9 10 "РЕСО-Лизинг" A+ (I) 10502,4 31 16144,1 17569
10 15 "Юникредит Лизинг" и "Локат
Лизинг Руссия"
А++ 10349,8 141 14937,9 25188,9
11 8 "Трансфин-М" A+ (II) 10146 -1 27905 270881,4
12 "Альфа-Лизинг" (ГК) 9306,7 15275,1 64097,8
13 20 "Элемент Лизинг" A+ (III) 6754 164 10035 8861
14 13 "КамАЗ-Лизинг" (ГК) 6001,9 -4 8741,8 9456,5
15 17 "Стоун-XXI" (ГК) A (I) 5948,3 44 8978,4 10076
16 11 "Рейл1520" (ГК) A (I) 5754 -20 4922 31381
17 25 "Интерлизинг" (ГК) 5135,4 174 7620,4 10416,8
18 16 "Система Лизинг 24" 5069 19 6521,3 11659,6
19 9 "Carcade Лизинг" A+ (II) 4544,4 -51 6758,8 15783,9
20 "Лизинг-Проект" В++ 4039,2 7837,1 10251,8

Шесть российских организаций вошли в рэнкинг крупнейших лизинговых компаний Европы по объему нового бизнеса в 2016 году . Информация представлена на сайте европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний Leaseurope.

Самое высокое среди российских игроков место в европейском рэнкинге - у «ВТБ Лизинга» . Компания занимает 25-ю позицию по объему нового бизнеса в 2016 году (более 1,036 млрд евро). Согласно данным рэнкинга, компания заключила за отчетный период более 22,8 тыс. новых контрактов в регионе.

«ВЭБ-лизинг» находится на 45-й строчке (453,7 млн евро, 18 тыс. контрактов), «Балтийский Лизинг» - на 48-й (375,1 млн евро, 9,9 тыс. контрактов). Компании «Интерлизинг» (96 млн евро, 956 контрактов) и «Альфа-Лизинг» (около 86,4 млн евро, чуть меньше 1,1 тыс. контрактов) занимают 53-е и 54-е места соответственно.

В «Европлане» сообщили, что «в категории «лизинг легковых автомобилей» компания заняла 25-е место по объему нового бизнеса (более 283 млн евро) и 24-е место по количеству новых договоров (11 тыс.). В категории «лизинг коммерческого транспорта» «Европлан» занял 19-е место по объему нового бизнеса (более 216 млн евро) и 13-е место по количеству новых договоров (более 8 тыс.)».

«В целом по количеству новых договоров (свыше 19 тыс.) «Европлан» занял 20-е место, а по объему нового бизнеса (500 млн евро) - 24-е место среди лизинговых компаний автомобильного бизнеса в Европе. Также компания стала лидером в сегменте автолизинга среди лизинговых компаний России», - говорится в релизе.

Уточним, что, как указано на сайте Leaseurope, полная версия исследования доступна лишь его участникам, а широкой общественности предлагается только основной рэнкинг.

В свою очередь компания «ВЭБ-лизинг» отмечает, что она оказалась одной из 15 крупнейших компаний по размеру лизингового портфеля, а в сегменте оборудования заняла восьмое место. «Достигнутый результат свидетельствует о том, что, несмотря на относительно низкий курс национальной валюты (рэнкинг Leaseurope составляется по показателям в евро) и продолжающееся действие санкционного режима, АО «ВЭБ-лизинг» по-прежнему выступает в роли сильного игрока лизингового рынка в масштабе Европы», - говорится в апрельском релизе компании.

В «ВЭБ-лизинге» напоминают, что Leaseurope объединяет 46 национальных отраслевых ассоциаций из 33 стран, собирает и систематизирует информацию о приблизительно 1,5 тыс. компаний, на которые приходится в общей сложности около 93% европейского лизингового рынка.

В «Балтийском Лизинге» обратили внимание на то, что по объемам нового бизнеса компания поднялась на восемь строчек в европейском рэнкинге (с 56-й позиции в 2015 году). В компании уточняют, что по стоимости новых договоров лизинга в категории «оборудование» она заняла 43-е место в европейском рэнкинге (136,7 млн евро), а в категории «автолизинг» - 34-е (237,9 млн). В частности, в сегменте «коммерческий транспорт» группа компаний заняла 31-е место (121 млн евро), в сегменте «легковые автомобили» - 35-е (116,9 млн).

На первом месте в рэнкинге Leaseurope за 2016 год оказалась французская компания BNP Paribas Leasing Solutions (включая Arval) с объемом нового бизнеса в Европе более 17,651 млрд евро и почти 603,8 тыс. контрактов.

Лизинг – уникальная форма кредитования, предполагающая полноформатное использование дорогостоящего имущества с относительно небольшими ежемесячными платежами и возможностью последующего выкупа.

Сегодня на данном рынке представлены два крупных направления: лизинг для физических лиц и лизинг для юридических лиц . Каждая из этих форм лизинга имеет свои отличительные особенности.

Для граждан подобный тип кредитования наиболее интересен в автомобильной сфере. Лизинг авто для физических лиц представляет, с определенным упрощением, поэтапный выкуп транспорта или же просто его аренду за некоторую плату, размер которой существенно ниже прямых предложений от автосалонов.

Для корпоративных клиентов количество актуальных программ больше. Наиболее востребован лизинг оборудования, подразумевающий приобретение у выбранного поставщика дорогостоящей оснастки в пользование. В более общем случае используется финансовый лизинг, по которому можно приобретать любое имущество, в том числе и недвижимое.

Вне зависимости от формы лизинга, данное направление кредитование имеет несколько отличительных особенностей. Согласно действующему законодательству РФ условия лизинга предполагают заключение договора минимум на 11 месяцев. Лизинги без первоначального взноса практически отсутствуют, на старте придется заплатить 5-40% выкупной стоимости. Выплаты могут проводиться по двум графикам: равномерному и убывающему.

Взять лизинг можно только в специализированной организации. Для вашего удобства мы собрали крупнейшие компании, работающие в данном секторе, и составили их рейтинг согласно размеру лизингового портфеля на 1 ноября 2015.

На страничке каждой лизинговой компании вы можете узнать всю необходимую информацию: общее описание деятельности, контактные данные, действующий сайт и прочее. Эти данные помогут найти надежного партнера и получить лизинг на наиболее выгодных условиях.

Для многих компаний лизинг – самый доступный способ наладить сложное производство, оснастить транспортную сеть, модернизировать многие процессы. Ведь приобрести дорогостоящее оборудование, как правило, слишком накладно для любого бюджета.

ЗАО «Европлан» лет уверенно удерживает за собой лидерство в области лизинга легковых автомобилей. Лизинговые программы компании охватывают более 40 марок авто. Компания была основана в 1999 году и за это время открыла представительства в 80 регионах России. Ее клиентами стали около 52000 компаний самой разной направленности.

9. ЗАО «Бизнес Альянс» (34 млрд. руб.)

ЗАО «Бизнес Альянс» — независимая лизинговая компания, которая была основана в 2006 году. Является материнской компанией группы «Бизнес Альянс». «Бизнес Альянс» владеет ОАО Ханты-Мансийской лизинговой компании «Открытие», совместно с которой удерживает значительную дорлю рынка.

8. ОАО «Ильюшин Финанс Ко.»(46 млрд. руб.)

ООО «Ильюшин Финанс Ко» специализируется на финансовом и операционном лизинге гражданских самолетов российского производства, предназначенных для эксплуатации в России. Кроме этого компания осуществляет финансирование экспортных поставок авиатехники. С 2001 года основным акционером ИФК является Российская Федерация.

7. ООО «Альфа-Лизинг» (59 млрд. руб.)

ООО «Альфа-Лизинг» осуществляет свою деятельность на рынке лизинговых услуг, начиная с 1998 года. Компания ориентирована на финансирование недвижимости, сложного технологического оборудования и других крупных активов.

6. ЗАО «Газпромбанк Лизинг» (72 млрд. руб.)

ЗАО «Газпромбанк Лизинг» — дочернее предприятие «Газпромбанка». Деятельность компании охватывает всю территорию России через филиальную сеть «Газпромбанка». В 2011 г. ЗАО «Газпромбанк Лизинг» было удостоено рейтинга финансовой устойчивости А+.

5. ООО «ТрансФин-М» (89 млрд. руб.)

На сегодняшний день основным владельцем является лизинговая компания «РусРейлЛизинг». ООО «ТрансФин-М» оказывает полный спектр услуг в сегментах коммерческой недвижимости, железнодорожного транспорта, автотранспорта и спецтехники, производственного, энергетического оборудования.

4. ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (90 млрд. руб.)

Компания создана 19 ноября 2001 года. ГТЛК предлагает в лизинг оборудование и технику для транспортной отрасли: лизинг железнодорожного подвижного состава, лизинг авиационной техники и аэропортового оборудования, водного транспорт и портового оборудования, автотранспорта и спецтехники. С 2009 года «ГТЛК» активно поддерживает государственную политику, направленную на обновление парка техники российских транспортных предприятий.

3. ЗАО «Сбербанк Лизинг» (212 млрд. руб.)

Единственным акционером этой крупной лизинговой компании является «Сбербанк России». Компания ориентирована на финансирование реального сектора экономики – предприятий крупного, среднего и даже малого бизнеса. Региональная сеть «Сбербанк Лизинг» насчитывает 57 филиалов по России и дочерние компании на территории Белоруссии, Украине и Казахстане.

2. ОАО «ВТБ Лизинг» (339 млрд. руб.)

Эта универсальная лизинговая компания была основана в 2002 году, единственный акционер – ОАО Банк ВТБ. Преимущественно компания работает с железнодорожным транспортом, воздушными, речными и морскими судами, спецтехникой, оборудованием для добычи и разработки недр.

1. ОАО «ВЭБ-лизинг» (491 млрд. руб.)

Крупнейшая лизинговая компания России входит в группу Внешэкономбанка. ВЭБ-лизинг специализируется на финансировании проектов в сфере автотранспорта, авиации, железнодорожного транспорта, горнодобывающей отрасли. Компания предлагает специальные лизинговые программы для предприятий малого и среднего бизнеса, не ограничиваясь работой с крупными клиентами.