Технология шесть шляп мышления. Метод шести шляп мышления эдварда де боно

Метод «6 шляп мышления Эдварда Де Боно» позволяет рассмотреть задачу под разными плоскостями, с разных точек зрения. Также, за счет практики переключения между разными типами восприятия, тренируется гибкость мышления, способность организовывать свою мыслительную деятельность и преодолевать творческий кризис описанным нестандартным способом!

План действий

Вариант 1. Один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему.
2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Описание шляп дано ниже по тексту. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы.
3. Подвести итог проделанной работы.

Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.

Замечания (описание)

Этот метод предложен доктором Эдвардом Де Боно , известным исследователем в области особенностей человеческого мышления. Эдвард Де Боно внёс значительный вклад в разработку и систематизацию креативных методик мышления. Метод «шесть шляп» является, по сути, модифицированной техникой мозгового штурма. В то же время очень удачной и продуктивной модификацией.

В чём заключается метод «6 шляп мышления»?

В методе дано описание шести способов (или особенностей) мышления . Каждый способ мышления характеризуется своим восприятием.

Человек поочередно примеряет на себя шляпы и старается мыслить таким способом, который описан для этой шляпы. Разумеется, вам не обязательно иметь под рукой настоящие шляпы разного цвета – достаточно использовать 6 маленьких кружочков бумаги, раскрашенных в соответствующие цвета . Пусть эти кружочки и символизируют 6 шляп, а соответственно и шесть способом мышления.

Итак, какие это шляпы (способы мышления)?
Белая шляпа – рациональный способ мышления. Вы сосредотачиваетесь на информации, которая есть у вас относительно вашей задачи. Если у вас на голове эта шляпа – спросите себя: «А какая информация нам еще нужна для решения задачи?»

Красная шляпа

— это шляпа эмоций и чувств. Надевая эту шляпу вам надо почувствовать те эмоции, которые возникают у вас при соприкосновении с задачей. Что у вас пробуждается внутри, когда вы слышите о задаче: страх, гнев, беспокойство, лень, смех, возбуждение, стыд? Если вы сможете быть предельно искренними на этом этапе, то вы сможете включить интуитивный компонент своего мышления.

Желтая шляпа

– шляпа хорошего, позитивного настроения. Для того чтобы решить задачу, а главное найти эффективное и полезное решение, нужен энергетический заряд. Вам необходимо настроиться на позитив. Даже если задача вызывает у вас негативные, пессимистические ощущения – постарайтесь найти позитивную сторону в происходящем. Итак, решаем задачу в этой шляпе бодро, весело и с энтузиазмом.

Зеленая шляпа

– самая весёлая из всех шляп!. Это шляпа шута, человека который умеет развеселить всю компанию. Также эта шляпа выдает самые оригинальные, нелепые, смешные и творческие идеи. Здесь вы можете совершенно освободить ваш поток фантазии!

Черная шляпа

– шляпа критика. Находясь в позиции черной шляпы вы надеваете на себя маску пессимиста. Такой человек способен критически оценивать предлагаемые решения. Только он сможет отсеять из горы мусора и обнаружить в этой горе золотой слиток! Критически оценивать решения черной шляпе помогают ум, обширные знания, скрупулезность в оценке и, разумеется, соответствующий критический настрой. Обратите внимание, что черной шляпы (если в обсуждении принимают участие несколько человек) достаточно одной. Также черную шляпу желательно «выпускать в бой» ближе к завершению обсуждения, чтобы успело накопиться достаточно вариантов решения задачи, среди которых ей и придется искать самое ценное.

Синяя шляпа

– это человек, который организует процесс обсуждения задачи. То есть – это организатор (координатор) сессии мозгового штурма. Он – раздаёт шляпы участникам, выбирая кому- какую шляпу надеть. Выбирает последовательность «появления» шляп на сцене. Начинает и подводит итоги в конце обсуждения.

Как применять технику креативности

Использовать метод вы можете в любой ситуации, где для поиска решения надо хорошенько поразмыслить. Области применения могут быть совершенно любые – наука, обучение, творчество, бизнес, программирование. Уверяем вас, что рассмотрение ситуации с разных сторон в любом случае улучшит ваши шансы на то, что задачу вы сможете решить максимально эффективно.

Ссылки, библиография

Литература по методу «6 шляп мышления»


Книга Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — уникальная работа одного из самых ярких специалистов в области творчества. Она рассказывает об эффективном способе , которым могут пользоваться и взрослые и дети. Под шестью шляпами понимаются разные способы мышления: критический, оптимистичный и другие. Суть изложенного в книге метода заключается в «примерке» каждого из головных уборов и обучению размышлению с разных позиций. Кроме того, приводятся практические рекомендации на тему того, когда какое мышление эффективно и где его можно применять, чтобы выходить победителем из любой интеллектуальной схватки.

Данная книга молниеносно завоевала армию поклонников и смогла помочь миллионам людей научиться мыслить по-новому: правильно, эффективно и креативно.

Об Эдварде де Боно

Эдвард де Боно – известный специалист по и философии, человек, имеющий несколько докторских степеней по медицине. Работал в университетах Гарварда, Лондона, Кембриджа и Оксфорда.

Наибольшую известность Эдвард де Боно приобрёл после того как сумел доказать, что творчество представляет собой одну из необходимых характеристик в самоорганизующихся информационных системах. В своей работе 1969 года «Принцип действия ума» показал, что нейронные сети мозга оказывают формирующее воздействие на ассиметричные паттерны, которые являются основой восприятия. Согласно мнению профессора физики Мюррэя Гелл-Манна, данная книга стала на десятилетия определяющей в тех областях математики, которые связаны с теорией хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем. Исследования де Боно послужили основой концепции и инструментов .

Краткое содержание книги «Шесть шляп мышления»

Книга состоит из нескольких вступительных глав, двадцати четырёх глав, раскрывающих основную тему, заключительной части и блока примечаний. Далее мы рассмотрим несколько базовых положений метода Эдварда де Боно.

Введение

Синяя шляпа

Шестая шляпа отличается от остальных своим предназначением – она нужна не для работы над содержанием, а для того чтобы управлять всем процессом работы и реализации замысла. Обычно она используется в самом начале применения метода, чтобы определить предстоящие действия, а затем в конце, чтобы подвести итог и наметить новые цели.

Четыре типа использования шляп

Применение шести шляп эффективно, как уже и говорилось, в процессе любой умственной работы, в любых сферах и на самых разных стадиях. К примеру, в личной сфере метод может помочь , произвести оценку чего-либо, найти выход из сложной ситуации и прочее.

При групповом использовании методика может быть рассмотрена в качестве разновидности . Кроме того, её можно использовать для разрешения конфликтов и, опять же, в планировании или оценке. Также можно применять как составляющую обучающей программы.

Не будет лишним заметить, что метод «Шесть шляп мышления» используют в своей работе такие компании как «DuPont», «Pepsico», «IBM», «British Airways» и другие.

Четыре типа применения шести шляп:

  • Надеть шляпу
  • Снять шляпу
  • Сменить шляпу
  • Обозначить мышление

Правила метода

В условиях коллективного применения метод «Шесть шляп мышления» основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной. Модератор всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Ведущий, начиная процесс, знакомит всех участников с общими принципами метода и обозначает требуемую решения задачу, к примеру: «Наши конкуренты предложили нам партнёрство в сфере… Что делать?».

Процесс начинается с того, что все участники вместе надевают одну и ту же шляпу и оценивающе смотрят на ситуацию в порядке очереди, исходя из ракурса, который соответствует конкретной шляпе. Порядок, в котором будут надеваться шляпы, не имеет особого значения, однако следовать какой-то очерёдности всё-таки нужно.

Можно, к примеру, попробовать сделать так:

Обсуждение темы начинается с белой шляпы, т.к. собирается вся имеющаяся информация, цифры, условия, данные и т.п. Затем эта информация обсуждается в отрицательном ключе (чёрная шляпа), и а даже если у ситуации есть много преимуществ, недостатки всё-таки тоже могут существовать – их-то и требуется отыскать. После этого требуется найти все положительные особенности (жёлтая шляпа).

Как только проблема будет рассмотрена с каждого ракурса и будет собрано максимальное количество данных для последующего анализа, нужно надеть зелёную шляпу. Это позволит разглядеть новые особенности вне рамок уже имеющихся в наличии предложений. Важно усилить положительные моменты и ослабить отрицательные. Каждый из участников может выдвинуть своё собственное предложение.

Далее новые идеи подвергаются очередному анализу – снова надеваются чёрная и жёлтая шляпы. Но очень важно время от времени предоставлять участникам возможность разрядки (красная шляпа). Однако это должно происходить нечасто и ненадолго. Таким образом, примеряя все шесть шляп, используя разную последовательность, с течением времени у вас появится шанс найти самую оптимальную последовательность, которой вы и будете следовать далее.

В заключении группового параллельного мышления модератор должен подвести итоги и предоставить участникам результаты. Важно, чтобы он держал под контролем всю работу и не позволял участникам быть в нескольких шляпах одновременно – только так можно добиться того, чтобы идеи и мысли не запутывались.

Метод «Шесть шляп мышления» может быть применён и несколько иначе: каждый из участников может быть в разной шляпе, в процессе. Но в такой ситуации шляпы должны быть распределены так, чтобы не подходили под типаж участников. К примеру, чёрную шляпу может примерить оптимист, жёлтую – заядлый критик, красную – неэмоциональный человек, зелёную – генератор идей и т.п. Это позволяет участникам максимально раскрыть свой потенциал.

Естественно, метод «Шесть шляп мышления» может применяться и одним человеком для разрешения различных проблем и поиска ответов на какие-то вопросы. Тогда человек сам меняет шляпы, каждый раз размышляя с новой позиции.

В заключение

Более подробно узнать о том, как используется методика Эдварда де Боно, а также изучить все без исключения её особенности вы сможете, прочитав замечательную книгу «Шесть шляп мышления». Будьте уверены, что после её прочтения ваша личная продуктивность максимально возрастёт.

Заключается в том, что:

обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод Эдварда де Боно

«Шесть шляп мышления».

Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно был сформирован на основе теории CoRT (это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления, опубликованный им в 1970 году.

Причины возникновения метода.

1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.

2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.

Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.

Мыслительный процесс:

1) стадия-восприятие;

2) стадия- «обработка информации».

Эдвард де Боно работает с восприятием. Восприятие расширяет возможности нашего мышления, поскольку мы можем сознательно расширять точки зрения.

Эдвард де Боно родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. И тогда Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности – шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно - человек лишь мысленно надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Четыре типа использования « шляп».

  1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?” “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
  1. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее. “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”. “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем «нарваться» на неприятности, если поступим таким образом?”

“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное применение. Шляпы нужны как удобный способ управлять мышлением и его переключением. Для определенной цели также может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, необходима для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой,- для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп - структура для обдумывания темы. Она определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

На курсах повышения квалификации впервые услышала о методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Начала самостоятельное изучение данного опыта работы, а затем и его использование на практике. Убеждена в действенности этого метода: повышается активность обучаемых на уроке, познавательная деятельность, интерес к учебе, стремление к самостоятельности.

При самостоятельном решении определенных проблем у ребенка закладываются основы ответственного отношения к принятию решения, собственной личности. Обычно, когда учащиеся пытаются думать над решением практической задачи, они сталкиваются с несколькими трудностями. Во-первых, учащиеся часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет их дальнейшее поведение. Во-вторых, ребята испытывают неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, они пытаются одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Эту задачу (подход к личности каждого учащегося) помогает решить методика Эдварда де Боно.

Ребята делятся на группы, выбирая лидера (командира).

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Каждой группе дается шляпа определенного цвета.

Белая шляпа . Надевая белую шляпу, внимание учащихся ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления учащихся интересуют только факты.

Красная шляпа. В режиме красной шляпы учащиеся высказывают свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа . Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она исключает безрассудные и непродуманные действия, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа. Желтая шляпа переключает внимание учащихся на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа . Находясь под зеленой шляпой, учащиеся придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы.

Синяя шляпа. Управление процессом. Эту шляпу примеряет учитель.

Обладатель синей шляпы ставит проблему, на которую каждая группа должна посмотреть с разных точек зрения: критической, позитивной, креативной и т.д.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1)Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам (инструктивные карточки).

2) Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

е) подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Последовательность ответов определяется исходя из решаемой задачи. Синяя шляпа следит за процессом.

Использование шляп.

Надеть шляпу. Группа использует шляпу конкретного цвета в течение определенного времени.

Сменить шляпу. Класс не делится на группы. Ставится проблема. Предлагается классу снять одну шляпу и надеть другую, т.е. переключить мышление. Такой метод позволяет эффективно перестраивать ход мыслительного процесса. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Опыт показал, что такая деятельность включает взаимную работу учащихся на уроке и взаимные действия. Учащиеся должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексии. В процессе занятий постоянно поддерживается «ситуация успеха», и из мимолетного интереса вырастают и совершенствуются способности, о которых никто и не подозревал.

Данная методика успешно применяется во внеклассной работе и в дистанционном обучении. Наглядной иллюстрацией является дистанционный курс «Подсказки на каждый день».

Актуальность предлагаемой методики на уроке заключается в том, что:

  • обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  • цветные шляпы - это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  • метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от занятий в начальной школе до подготовки к ЕГЭ;
  • шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  • метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени;
  • этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько, а каждый учащийся понимает, что есть несколько возможностей выбора;это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того, что любая проблема решаема.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

  1. Эмоциями . Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  2. Растерянностью . Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  3. Путаницей . Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

ПЛЮСЫ:

+ Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

+ Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло . К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

+ Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

+ С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

+ Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

+ Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

+ В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

+ Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

+ По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

МИНУСЫ:

— Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

— Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

— Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп играмотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Метод шести шляп мышления был разработан английским психологом и экспертом в области креативного мышления Эдвардом Де Боно. Эдвард Де Боно является автором одноименной книги, которая называется «Шесть шляп мышления». Британский психолог известен в мире как консультант в сфере творческого мышления.

Что такое метод шести шляп?

Метод шести шляп – это способ структурировать мышление, который подходит как для упорядочивания мыслей в своей голове, так и для организации коллективного обсуждения. Может использоваться как дополнение к .

Метод шести шляп мышления помогает структурировать мыслительный процесс, что помогает эффективно выявлять самые интересные идеи не смотря на весь хаос, который происходит в голове каждого человека. Обычно, про метод шести шляп мышления знают только психологи, но согласно википедии, метод шести шляп помогал решать реальные творческие задачи, требующие интеллектуального подхода. Метод шести шляп позволяет оценить креативные и нестандартные идеи с различных точек зрения.

Суть метода шести шляп мышления

Коротко суть метода шести шляп заключается в том, что идея или инновационная задача рассматривается в шести разных плоскостях по отдельности. Рассмотрение проблемы последовательно с шести разных точек зрения позволяет избежать путаницы и помогает более детально обдумать пути решения. Каждый режим или плоскость рассмотрения задачи условно обозначают шляпой соответствующего цвета.

  1. Белая шляпа мышления условно обозначается как режим «Ученого». Тут рассматривается вся доступная информация по проекту. Какая у нас есть информация и знания о задаче? Статистика, факты, исследования, достоверные данные? Какой информации не хватает для полноты картины? Наподобие того, как это принято в научных статьях, при рассмотрения проблемы в режиме белой шляпы нужно сохранять беспристрастность и достоверность при рассмотрении обсуждаемого вопроса. Тут важно отключить эмоции и опираться только на подтвержденные цифры и факты. Желательно, с обобщением большого количества источников и умного анализа статистики. Фокусируемся на фактической информации и полностью абстрагируемся от эмоционального аспекта.
  2. Красная шляпа мышления – напротив рассматривает вопрос с точки зрения эмоционального подхода, . В «эмоциональном» режиме предлагается обозначать все свои мысли и ощущения, что ты чувствуешь на подсознательном уровне. В том числе приветствуется, когда на мозговом штурме участники обсуждения будут говорить, что они чувствуют. Почему им нравится или не нравится новый проект и так далее. Что мы переживаем по этому поводу? Какие у нас есть догадки и что подсказывает интуиция? Какие у нас есть ощущения и смутные предположения? Акцент делается именно на интуицию и чувства без необходимости их рационально обосновывать.
  3. Желтая шляпа мышления делает акцент на положительных сторонах. Когда включается этот «позитивный режим», мы должны думать исключительно о плюсах нового проекта. Яркие перспективы и возможности, которые может принести новая идея. Рассмотрение любого вопроса или проблемы с положительной точки зрения помогают выработать , который является важным фактором успеха. Даже если ты не видишь радужных перспектив в том вопросе, о котором идет речь, ты все равно должен хотя бы на то время пока находишься в желтой шляпе мышления. Какие у этого проекта имеются положительные стороны? Какие преимущества, достоинства и сильные моменты? Акцент на радужных перспективах. Почему это все-таки стоит сделать? Фокусируемся на всех плюсах.
  4. Черная шляпа мышления – как можно догадаться является полной противоположенностью желтой шляпе мышления. Здесь при рассмотрении любого вопроса акцент нужно делать на негативных сторонах. Что может пойти не так? Почему это не стоит делать? Все опасения и самые пессимистичные сценарии. Возможные подводные камни и возможные неблагоприятные варианты развития события. Черная шляпы мышления пробуждает нашего и призывает к критическому мышлению. Оценка возможных рисков, принятие мер предосторожности – все это крайне полезно на этапе запуска любого стартапа или проекта.
  5. Зеленая шляпа мышления отвечает за креативность. Здесь приветствуется высказывание самых смелых, творческих и необычных идей. Новые идеи, видоизмененные старые идеи, изучение опыта конкурентов. В данном случае приветствуются самые нестандартные подходы. Ищите альтернативы, связанные идеи. Как эту задумку еще никто не делал? Поиск в том числе и безумных идей. Как можно сломать стереотипы в данном проекте? В данном случае акценты нужно фокусировать на самых нестандартных решениях в том числе и на провокационных.
  6. Синяя шляпа мышления – нужна для того, чтобы управлять обсуждением. обсуждения и подводить итоги. Синяя шляпа мышления нужна, чтобы управлять процессом мозгового штурма. В самом начале определяется, что именно нужно сделать. Цель этой шляпы мышления – скоординировать работу обсуждения, зафиксировать и проанализировать результаты. В самом конце обсуждения ставятся конкретные задачи на будущее.

Зачем нужны шесть шляп мышления?

На практике шесть шляп мышления могут применяться как для решения как личностных целей, так и для обсуждения корпоративных проектов. По сути, шесть шляп мышления можно назвать структурированным мозговым штурмом.

Метод шести шляп мышления широко применяется в крупных транснациональных корпорациях вроде IBM или Pepsi Cola. — пишет Википедия и другие крупные сайты по саморазвитию.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления.

Несомненное достоинство метода шести шляп заключается в том, что оно позволяет рассмотреть новый проект с разных точек зрения и структурирует хаотичное мышление всех участников данного обсуждения. В итоге, бизнес-партнеры обсуждая новый проект будут рассматривать идею стартапа не только с оптимистичной стороны, но уделят внимание также возможным рискам и снимут розовые очки. Теперь обсуждение будет не таким однобоким, каким бы могло стать без метода шести шляп. Кроме того, процесс обсуждения становится управляемым.

Метод шести шляп позволяет рассмотреть практически любую проблему более спокойно без излишних эмоций. Кроме того, метод помогает начать мозговой штурм с конкретных шагов. При этом не возникает характерной путаницы при мозговом штурме. Людям проще какой-то масштабный вопрос рассмотреть по частям. Метод хорошо помогает, чтобы разговорить не самых общительных участников команды, а также он способствует тому, чтобы расширить мышление. Метод помогает находить интересные идеи, а противоборствующие точки зрения мирно расходятся благодаря тому, что плюсы и минусы, а также неординарные идеи, факты и угрозы рассматриваются по-отдельности.

К минусам метода шести шляп Эдварда де Боно можно считать некоторую избыточную сложность. И, на мой взгляд, такой подход к мозговому штурму может быть чрезмерно скучным. И большинство российских компаний, вероятно, не готовы даже попробовать столь сложные методы проведения мозгового штурма. В штыки такой подход может быть воспринят как непосредственно сотрудниками фирмы, так и руководством. Во многом, эффективность метода шести шляп будет зависеть от ведущего мозговой штурм.

Основные правила метода шести шляп мышления

  • В случаи использования метода в коллективе, обязательно должен быть модератор, который будет вести обсуждение. Это нужно, чтобы избежать хаоса. Ведущий должен фиксировать результаты и обобщать их. Для этого может понадобиться маркерная доска для наглядности или хотя бы лист бумаги. Как вариант можно использовать
  • Во время обсуждения все коллеги одевают шляпу одного и того же цвета и по очереди рассматривают ситуацию в соответствии с цветом шляпы. Порядок, в котором одеваются шляпы разного цвета может быть произвольным.
  • Предлагается такой порядок: белая (факты), черная (негативные сценарии), желтая шляпа (позитивные аспекты). И уже далее можно рассмотреть творческие сценарии (зеленая шляпа). Периодически одевая красную шляпу, вы дадите участникам возможность высказать свои ощущения и эмоции. Красную шляпу одевают редко и ненадолго, чтобы не превратить корпоративное обсуждение в истеричный коллективный психоз. В конце обсуждения модератор подводит итоги.
  • Можно использовать разные программы последовательностей надевания шляп, которые подходят под разные типы обсуждений. В целом, последовательность стоит подбирать в соответствии со здравым смыслом, т.к. цели обсуждения всегда уникальны.

Метод шести шляп был придуман для того, чтобы избежать стереотипного мышления, нарушить привычный ход мыслей, который есть у каждого из нас. Метод шести шляп – интересная психологическая игра и способ по-новому взглянуть на привычные проблемы с непривычной для человека стороны. При классических совещаниях часто принимается решение, которое лучше всего отстаивается, а не то, что будет лучше всего подходить для решения проблемы в интересах фирмы. Метод шести шляп предлагает нам использовать параллельное мышление, которое не сталкивает идеи друг с другом «в лоб», а позволяет всесторонне взглянуть на проблему, чтобы выбрать наиболее рациональное решение.

Метод шести шляп мышления может помочь найти оптимальное решение проблемы, выйти из творческого тупика, направить свои мысли для достижения целей, структурировать мыслительный процесс и помочь в решении интеллектуальных задач.