Что такое нестандартное мышление. Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В ХХ веке психологи Э. П. Торранс (Ellis Paul Torrance) и Дж. П. Гилфорд (Joy Paul Guilford) изучали интелектуальные способности людей и разработали уникальную систему тестов. Эта система дает оценку уровня интеллекта и креативности испытуемого. Раньше такие тесты использовали в обучении военные, а сегодня они входят в некоторые школьные программы.

Взяв исследования ученых за основу, сайт предлагает вам проверить нестандартность своего мышления.

Ниже представлены 10 картинок. Внимательно посмотрите на них и скажите, что же там изображено. Если ответ кажется чересчур очевидным, это лишний повод подумать подольше.

Результаты ищите в конце статьи.

В отличие от привычных нам тестов, этот не содержит заведомо правильных или неправильных ответов. Показателем креативности выступает то, насколько далеки ваши ответы от самых предсказуемых и как много разноплановых вариантов вы смогли придумать.

  1. Обычный человек, возможно, увидит здесь свечу на подставке, но также это штопор, который застрял в пробке.
  2. Думали, что это просто следы ног в круге? А другие видят, как парашютист летит на землю (вид снизу).
  3. Это похоже на компас. Но нестандартный человек увидит здесь, как голодный птенец в гнезде зовет маму (вид сверху).
  4. Напоминает лужи на дороге. Но на самом деле это жираф (вид из окна второго этажа).
  5. На первый взгляд это не похоже вообще ни на что. А если представить, что это медведь слезает с дерева? Причем видно только лапы.
  6. Увидели колесо автомобиля? Попробуйте теперь увидеть танцующего мексиканца в сомбреро (вид сверху).
  7. Обычные люди видят здесь половину куска любительской колбасы или след от каблука. Но это еще и поезд, который выезжает из туннеля (вид спереди).
  8. Думаете, что это просто мужская рубашка с галстуком-бабочкой? А некоторые считают, что незадачливого официанта зажало дверями лифта.
  9. Автолюбители видят здесь спидометр, физики - барометр. А люди с нестандартным мышлением могут разглядеть снеговика (вид сверху).
  10. Многие говорят, что «кто-то за чем-то прячется». Интереснее думать, что это бравые пограничники с собаками притаились за баррикадой.

Если для каждого изображения вы придумали:

1–2 варианта ответов : увы, вы мыслите как подавляющее большинство жителей Земли. Или же вы не восприняли тест всерьез и с любопытством сразу перешли к ответам. Такой вариант засчитывается в вашу пользу, ведь любопытство тесно связано с креативностью.

3–5 вариантов ответов : если все ответы далеки друг от друга по смыслу и вы не потратили на их поиски всю ночь, то примите наши поздравления. Вы мыслите нестандартно, творчески подходите к решению проблем и при желании способны свернуть горы! Или придумать, как этого избежать, если инициатива исходит не от вас.

6 и более вариантов ответов: ничто не устоит перед вашим упорством. Ваша креативность выше всяких похвал, а рамки и шаблоны буквально рассыпаются в прах при вашем приближении. Снимаем шляпу.

Нестандартное мышление - необходимое качество в современном мире. Оно позволяет по-новому смотреть на проблемы и подходить к их решению с разных сторон. Порой нестандартное мышление помогает превратить проблему в возможность получить выгоду.

Сегодня «нестандартное мышление» является качеством, без которого сложно устроиться на хорошую работу и двигаться по карьерной лестнице, поэтому умение мыслить вне привычных рамок способно подарить массу преимуществ в мире высокой конкуренции. Но как именно научить себя мыслить нестандартно? Как сломать годами выстроенные стереотипы и привычки?

Вот 11 практических советов по «расширению» взгляда на мир. Они заставят вас оспаривать привычные решения и подходы, но при этом помогут справиться с проблемой, которая не поддается быстрому решению «экспертов».

Изучите новую специальность

Изучение работы рынка или устройства малого бизнеса способно подарить вам совершенно иные взгляды и идеи, например, о преподавательской деятельности. И эти идеи вы не найдете в учебниках по педагогике и методологии. Случается, что в разных индустриях возникают похожие проблемы, но методы их решения различаются между собой. Возможно, изучение новой специальности поможет вам увидеть другую сторону привычной деятельности.

Интересуйтесь другими религиями

Ничто не раскрывает потенциал человеческих взаимоотношений и жизненного устройства общества так же эффективно, как религия. Умение выделить основные принципы, на которых основана та или иная вера, помогает развить необычайную гибкость мышления. Кроме того, интерес в устроении различных обществ помогает понять, что люди, совершенно по-разному воспринимающие одни и те же понятия, все же сосуществуют в этом мире и продолжают жить бок обок, со своими отличиями и ограничивающими догматами. Такое озарение поможет снять пелену привычных ограничений с вашего мышления, причем не только в отношении религии.

Запишитесь на курс

Официальный процесс обучения предоставит вам возможность не только ознакомится с новой информацией, приобрести иные навыки или получить другую специальность, он также вызывает необходимость по-новому оценивать предыдущую деятельность. Каждый раз, изучая что-то новое, вы изменяете свое отношение к старому. Когда-нибудь это может помочь вам сделать нестандартный шаг или найти более практичное решение проблемы.

Прочтите роман из другого жанра

Чтение - это эффективный и недорогой стимулятор деятельности головного мозга. Книги расширяют сознание - это факт. Попробуйте взять в руки роман другого жанра. Если вы обычно читаете публицистику, попробуйте осилить что-нибудь из хорошего фэнтези. Обращайте внимание на то, как сюжет разворачивается и как ваше скептическое отношение к волшебству и магии плавно отступает под напором авторского мастерства и литературных приемов. В результате вы получите совершенно иной опыт, который будет одновременно напоминать и отличаться от привычного.

Напишите стихотворение

Мы привыкли воспринимать решение проблем с чисто рациональной точки зрения. Мы пишем списки «за и против», ведем подсчеты, ищем способы выгодного решения и пытаемся предугадать развитие событий. Все это логично и совершенно не обладает ни намеком на творческий подход. Поэзия способна соединить рациональное правое полушарие мозга с творческим левым. Попробуйте описать свою проблему в стихотворной форме. Целью этого упражнения не является найти решение в одной из строк, вам нужно просто сместить часть «груза проблемы» с логического мышления, на творческое.

Нарисуйте картину

С той же целью можно нарисовать картину. Помимо моментального пробуждения левого полушария, вы сможете отдохнуть и расслабиться, ведь рисование отлично снимает стресс. В такие моменты и приходит нестандартное решение.

Переворачивайте все «с ног на голову»

Чтобы взглянуть на проблему по-новому, переверните ее - буквально или образно. Главное, суметь представить ее в ином виде. Такое упражнение поможет вам увидеть причинно-следственные связи и конструкцию трудности под новым углом.

Не старайтесь рассмотреть ситуацию с начала

Многие из проблем слишком комплексны, и искать тот самый момент, когда все пошло не так, может оказаться непродуктивным. Рассматривая ситуацию от конца к началу, вы сможете четче восстановить ее картину и эффективнее бороться с причинами проблем.

Дети еще не знакомы с условностями, традициями и предрассудками, поэтому их простой и «незамыленный» взгляд на проблему сможет направить вас на поиск решения там, куда бы вы сами не догадались заглянуть.

Не гонитесь за идеальным порядком

Во-первых, он невозможен, а попытки его навязать отнимают массу энергии. Во-вторых, творить с возможностью ошибаться - удел гениев. Они не только извлекают из ошибок полезные уроки, но и делают их частью процесса созидания. Стратегия работы над проектом, которая вместо строгих планов позволяет некоторое количество перемен «на ходу», обладает большим шансом на успех.

Примите душ

Возможно, вашему мозгу нужно отдохнуть и расслабиться, сконцентрироваться на чем-то другом… Что бы это ни было, многие люди замечают связь между водными процедурами и креативностью. В любом случае, когда стандартное решение не подходит для определенной проблемы - примите душ, если не поможет, то уж точно не помешает.

Достаточно часто приходится слышать словосочетание «нестандартное мышление» в адрес успешных людей, достигших значительных результатов в своей области деятельности. Действительно, умение находить ответы за рамками типовых решений, применяемых в определенных ситуациях, помогает получить значительные преимущества.

Однако главная проблема заключается в том, что мозг человека устроен так, что он достаточно легко формирует стереотипы и воспринимает значительные отклонения от них, как признак неправильного поступка. Чтобы получить возможность нестандартно мыслить, необходимо отойти от стереотипного поведения и научиться использовать непривычные образы, не отторгая их.

Некоторые люди видят за определением «нестандартное мышление» отсутствие привычной для нас формальной логики, объединяющей группу методов получения информации на основании разобщенных данных. Это в корне неверно — различие кроется в умении находить причинно-следственные связи и просчитывать их действие наперед, прогнозируя последствия своих действий наперед.

Примером могут служить общеизвестные факты. Попробуйте подумать, почему в январе на улице холодно. Человек с шаблонным мышлением ответит, что наступила зима, в то время как тому есть более глубокое объяснение, содержащее астрономические причины, изменения климата и прочее.

Умение находить развернутые объяснения происходящему также выступают важными признаком нестандартного мышления.

Почему необходимо развивать нестандартное мышление самостоятельно — в чем кроется основная причина? Частично ответ дан выше — мозг человека формирует определенные стереотипы поведения и образа мыслей, которые неизбежно приводят к созданию шаблонов, переступить через которые бывает очень сложно.

Немаловажной причиной является прохождение через отечественную систему образования. Будучи жестко зафиксированной в течение 60-70 лет, она не способствует развитию в детях способности принимать самостоятельные решения и делать выводы из сложившихся ситуаций.

Также необходимо обратить внимание и на ее суть — молодежь лишена возможности проводить самостоятельные исследования, применять нестандартное мышление. Вместо этого формируются догматы, которые искусственно ограничивают кругозор и создают непоколебимую уверенность в правильности слов авторитетных источников.

Именно поэтому современное общество все больше принимает облик однородной безликой массы. Шансы достичь успеха у отдельных его членов минимальны — ведь их мышление заранее настроено на подчинение сильному лидеру, а также на соответствие общепринятым стандартам, не всегда соответствующим реальным потребностям человека.

Чтобы вырваться из подобного замкнутого круга, необходимо использовать специальные методики развития личностного потенциала. Получив нестандартное мышление, вы сможете видеть альтернативные выходы в ситуациях, которые ранее имели для вас только один путь решения, не всегда способствующий получению максимального количества преимуществ.

Упражнения для развития

Достаточно странным является то, что для развития способностей находить нетипичные выходы из ситуаций используются вполне стандартные задачки и вопросы. Однако стоит присмотреться внимательнее, и можно понять, что в них содержится особенность, которая позволяет выйти за рамки привычного и отойти от ранее используемых образов.

Задача 1

К примеру, типичной задачей нестандартного мышления является поиск возможности организовать освещение в комнате при выходе из строя электрической лампочки.

Здесь важно найти не наиболее быстрое, легкое и эффективное решение, а придумать максимальное число вариантов за ограниченное время. Хорошо подумайте, сможете ли вы назвать 10 способов за 5 минут — а после того, как вы запишете их на бумаге, постарайтесь проанализировать и за 5 минут назвать по три достоинства и недостатка каждого из них.

Кроме того, нестандартное мышление предполагает нахождение глубинной сущности явлений. Вслушайтесь в домашние звуки — тикают часы, мерно гудит холодильник, доносится тихий шум ветра извне. Задумайтесь, какова причина возникновения подобных звуков. Представьте устройство часов, холодильника, найдите источник ветра.

Если ваших знаний недостаточно, просмотрите специализированную литературу по электротехнике, механике, метеорологии. Научитесь не принимать на веру очевидные факты — нестандартное мышление научит вас искать первоисточник каждого действия и явления.

Осмотрите комнату и найдите предметы повседневного использования. Напишите на листике названия 10 предметов и постарайтесь найти для них как можно больше способов применения, используя одну минуту для каждого пункта списка. Представьте себе, что у вас появилось 100 тысяч долларов. За 5 минут распишите, как вы будете их использовать и постарайтесь выявить свою пользу от каждого направления расходования денег.

В результате развития нестандартного мышления вы научитесь искать возможную пользу для себя во всем, а также получите возможность детально объяснять преимущества и недостатки той или иной линии поведения.

Задача 2

Нестандартное мышление требует выхода за рамки повседневности. Старайтесь больше путешествовать, получать максимальный объем дополнительной интересной информации. Если подобной возможности нет, вспоминайте определенные точки планеты или города и старайтесь дать им как можно больше характеристик за ограниченное время.

Сыграйте в ролевую игру — представьте себя специалистом в определенной области. Подробно распишите распорядок дня сантехника, пожарного, бизнесмена, полицейского, врача, учителя, финансового аналитика и представителей других профессий.

В процессе развития нестандартного мышления у вас появится необходимость в получении большего количества сведений, что позволит узнать больше о ранее незнакомых сферах деятельности человечества.

Задача 3

Сыграйте в ассоциации — представьте себе известную личность и знакомого из своего круга общения.

Постарайтесь найти:

  • три общих черты в их внешности;
  • три — в характере;
  • три — в стиле речи;
  • три — в биографии.

Возьмите не связанные между собой предметы и проанализируйте их сущность. Что общего у ноутбука и старого свитера, висящего в шкафу? Принимаются любые ответы, для которых существует логическое обоснование. Результат откроет для вас нестандартное мышление и поможет вам находить больше скрытых свойств вещей, о которых ранее вы могли только догадываться, а также поможет видеть сущность определенных предметов или явлений.

Классические методики

Нестандартное мышление — предмет давнего исследования учеными, предметом интереса которых являются различные области человеческого познания. Они разработали ряд обобщенных советов, использование которых помогает значительно улучшить способность отходить от традиционных шаблонов и стереотипов.

http://youtu.be/-Eie2ZWJCQ4

Наиболее важная рекомендация — необходимость находить убедительные опровержения или доказательства любой высказанной точке зрения. Принятие на веру даже общеизвестных фактов является одним из способов шаблонного мышления, не позволяющего вам развиваться интеллектуально.

Действенным является упражнение на нестандартное мышление, которое предполагает нахождение опровержений любому бездоказательному утверждению.

Возьмите любой факт, правдивость которого подтверждена только тем, что «люди говорят», и найдите доказательства обратного. Критический подход является одной из основ научного познания окружающего мира.

Просмотрите определенное явление в динамике — например, изучите три состояния воды и опишите словами видимые изменения. Альтернативой могут служить общественные устои — прочитайте историю 15,19 веков и сравните положение людей с современностью.

Задачей, которая хорошо развивает нестандартное мышление, является использование случайного фактора. Откройте словарь наугад и возьмите пятое слово сверху на странице. Постарайтесь написать рассказ на одну страницу, в котором центральным моментом будет сущность данного понятия. Аналогичным образом откройте справочник и найдите первое попавшееся число, а затем постарайтесь вспомнить, где оно может встречаться в вашем непосредственном окружении.

Ключевым моментом является максимальное использование потенциала своего мозга — вам необходимо постоянно нагружать себя интеллектуальной работой, без которой невозможно развитие.

Повседневная жизнь обуславливает каждого человека вырабатывать определенные поведенческие шаблоны, которые экономят время и энергию при выполнении обыденных задач. С возрастом человек все больше подвержен стереотипам, которые укореняются в сознании.

При желании внесения качественно лучших изменений в свою жизнь или достойного выхода из сложной ситуации - выручает нестандартное мышление, а также отказ от привычного образа действий.

НМ – что это такое?

Нестандартное мышление (НМ) - это навык, который позволяет человеку решать поставленные задачи гораздо эффективнее, применяя нестандартный подход.

С учетом стремительных изменений современного мира, способность применять нестандартные подходы к решению обыденных задач очень полезна как в трудовых аспектах, так и бытовых. Быстрый и насыщенный ритм обязывает развивать НМ и творческий подход даже к мелочам.

Чаще всего мышление неординарного типа свойственно детям, только познающим окружающий мир. Любое новое знание они могут интерпретировать самым неожиданным образом: окружающие предметы используются ими в непривычных для взрослого целях, а детские умозаключения часто ставят в тупик, хотя не лишены своей логики. Аналогичные приемы может применить и взрослый, задумавшийся над тем, как развить нестандартное мышление и выйти за границы обыденного.

Способы развития НМ

Основным инструментом, помогающим развить неординарное мышление, является решение тестов и задач. Это могут быть логические задачи, ребусы и головоломки, предназначенные для тренировки мышления у детей; кроме того, существует множество специализированных тестов.

Их основное свойство - создание видимости очевидного ответа, а человек, проходящий тест-онлайн на нестандартность мышления, должен придумать этому ответу эффективные альтернативы.

Презентация: "Активизация мыслительной деятельности"

При этом используются следующие методы:

  • В рамках теста сформулировать условия задачи и самый очевидный способ ее решения. Это позволяет понять, чего в дальнейшем нужно будет избегать.
  • Попробовать объяснить, почему общепринятый способ решения задачи именно таков. Подробно разобрать последовательность традиционных действий в той или иной ситуации, описанной в задаче.
  • Придумать каждому традиционному действию нестандартную замену. На этом этапе поможет "мозговой штурм": нужно записать все пришедшие в голову идеи, даже если сейчас они кажутся слишком странными. Также можно искать вдохновения в посторонних событиях, предметах и тестах - часто такая техника приносит самые интересные варианты решения задачи.
  • Когда альтернативные способы сформулированы, нужно проанализировать, насколько они осуществимы и эффективны. Из нескольких вариантов действий может сложиться последовательность, приводящая к нужному результату оптимальным путем. Именно так и работает нестандартное мышление.

Даже такая мелочь как перемена рабочей руки при чистке зубов помогает разбудить мозг и начать думать нестандартно.

Что дает способность к нестандартному мышлению

  • Осознанность действий. Человек, уделяющий достаточно времени занятиям на гибкость мышления, реже ошибается в мелочах и опаздывает на встречи, лучше запоминает полученные сведения и эффективнее ими распоряжается. Это происходит потому, что каждое его действие продумано, а последствия он представляет лучше человека, руководствующегося привычкой. Нестандартное мышление помогает нам держать любую ситуацию под постоянным контролем.
  • Высокая эффективность работы. Ежедневно мы выполняем множество рутинных действий, отнимающих силы и время, которое можно было бы потратить с большей отдачей. Нестандартное мышление позволяет избавиться от части хлопот и значительно сократить затраты на остальные. В результате - больше энергии, свободного времени и желания употребить их с толком.
  • Широкие горизонты возможностей. Уходя от накатанной колеи привычных решений, мы дарим себе новые шансы и пути движения. Мышление, привыкшее просчитывать все невероятные варианты дальнейших действий, способно найти выход из самой безнадежной ситуации, в которой большинство людей опустили бы руки.

И каждое новое жизненное испытание будет для нас еще одним интересным тестом, который мы пройдем с успехом и легкостью.

Еще в Древней Греции применялась техника эвристических вопросов, которые позволяют определить инструменты для тренировки критического мышления. При этом у каждого человека будет свой набор таких инструментов. Так Г.С.Альтшуллер в своей книге «Теория решения изобретательских задач» собрал более 70 методов, которые позволяют вывести мысль за пределы обыденного. Также существуют 5 правил по Эдварду де Боно, о том, как эффективно уйти от стереотипов:

  • Сомневаться в обыденных вещах. К примеру, клиенты – покупают, продавцы – продают. Почему не возможно иначе? Те, кто подумал об этом, создали магазины самообслуживания.
  • Альтернативы. Путей решения одной задачи, как правило, несколько. Поэтому необходимо учиться обобщать альтернативы и применять наиболее эффективный вариант решения.
  • Использовать новые идеи и наблюдать, что из этого выйдет. В основном к такому методу решения прибегают люди с активно развитым творческим потенциалом.
  • Новые точки входа.

Э.Боно разработал занимательный прием, который назвал «телефонная линия с подсознанием». Автор часто уходит в отпуск, занимаясь такими делами, которые не требуют сосредоточенности (слушает пение птиц, занимается растениеводством и т.д.). В это время мозг получает отдых, а подсознание шлет импульсы, которые зачастую нестандартные. Таким образом, Эдвард создает сногсшибательные тексты и рекламные акции.

  • Развитие восприятия с использованием всех органов чувств.
  • Больше читайте, а после обсуждайте с друзьями и анализируйте.
  • Сомневайтесь в обыденных вещах. Делайте творческие паузы. Провоцируйте, проверяя истинность стереотипов.
  • Ищите необычное в обычном.
  • При решении задач нестандартного характера, помните, что это сложный процесс и решить такой вопрос можно только при систематической и продолжительной работе.
  • Придумывайте по одной новой идеи, например, один раз в неделю. Рекомендуется фиксировать даже крайне фантастические идеи, и не важно, что за их исполнение вы не возьметесь никогда.
  • Записывая идея, иногда пересматривайте их. Возможно, они помогут в каком-то вопросе.
  • Будьте уверены в себе, ведь творческий человек рискует практически всегда.

Закрепить успех вам поможет многократное прохождение различных тестов, направленных на развитие нестандартного мышления. В дополнение к специальным занятиям и тестам вы можете попробовать свои силы в практическом применении новых возможностей: выполнять размеренные бытовые действия в другой последовательности или при помощи непривычных инструментов.

На фоне обывателей люди с нестандартным мышлением сильно выделяются. Они яркие, и мир вокруг них как будто бы другой. Проблемы решаются неожиданным образом, и не ставит в тупик необычная ситуация, а еще они не боятся пробовать. Такие люди часто кажутся немного сумасшедшими, но в целом они живут более яркой жизнью, и общаться с ними гораздо интереснее.

Самый яркий пример нестандартного мышления – это дети. Для них просто не существует не решаемых задач и вопросов. Им интересен весь мир, они любопытны и любознательны. Взрослые очень часто теряют эти качества.

Почему так происходит и, с возрастом, способность мыслить не стандартно куда-то исчезает?

В детстве мы все почемучки и очень живо интересуемся окружающим миром. Но для взрослых это не очень удобно, вечно дергающий за руку малыш с очередным «глупым» вопросом. И они отмахиваются от него, тоже в школе, потом в университете. И человек просто перестает задавать вопросы не только окружающим, но и себе. А значит, и искать на них ответы. Теперь он просто проглатывает информацию, которую для него приготовили авторитеты: учителя, ученые, родители и перестает видеть другие варианты лежащие за этой гранью. При этом если ему, кто-нибудь покажет другие возможности, он их увидит и даже воспримет, но создать их или хотя бы разглядеть самому ему уже очень и очень сложно. Так человек попадает в колею узкого мышления.

Попав в колею своих собственных представлений и предрассудков, выбраться из неё очень не просто, выход просто не виден, он скрыт в не поле зрения. Однако из неё можно выбраться, заново развив в себе нестандартное мышление, свойственное ему в детстве.

Итак, как развить нестандартное мышление.

Для начала очень простые упражнения, требующие минимум усилий. Они подходят для людей которые не готовы к радикальным переменам или очень боятся их.

Первым шагом на нашем пути будет возвращение интереса к жизни . Читайте! Но читайте научно-популярную литературу или хотя бы детские энциклопедии в духе «Я познаю мир». Смотрите познавательные фильмы и хорошую научную фантастику. Выйдите из своего замкнутого информационного поля и взгляните на этот мир во всём его многообразии.

Вернитесь к вопросам, которые интересовали вас в детстве и попытайтесь найти на них ответы. Лучше попробовать найти свой ответ, объясняющий явление, но если сейчас это сложно, то библиотека и интернет вам помогут.

Начните совершать не привычные для вас действия и поступки. Начать можно с малого: пойти домой другим маршрутом, зайти в новый магазин, купить то, что никогда не пробовали, приготовить новое экзотическое блюдо и др. Если ввести это в привычку и практиковать понемногу, но каждый день, уже через месяц вы посмотрите на мир уже чуть иначе.

Тренируем наблюдательность . Можно выполнять специальные упражнения, а можно просто идти и подмечать изменения в окружающем мире. С каждым днём замечать все больше и больше в окружающей обстановке.

Теперь наш кругозор немного расширился, и мы уже можем немного выходить из нашей накатанной колеи. Поэтому задания можно усложнить.

Развитие нестандартного мышления для продвинутых. Для тех кто чувствует возможность и готовность выполнять дальнейшие задания.

Теперь мы не просто совершаем обыденные действия, просто чуть иначе, но ищем себе занятие, которым вы никогда не занимались. Это может быть что угодно от танцев до прыжков с парашютом. Чем не обычнее для вас, тем лучше.

Очень хорошо меняют наше мышление путешествия , особенно дальние. Новые люди, со своим не похожим на ваш подходом к жизни волей не волей меняют ваши мысли. В голове появляются новые вопросы, формируются новые подходы к решению задач.

Пробуйте идти вне толпы, остановиться и посмотреть, нет ли другого выхода, толкнуть закрытую дверь. Не бойтесь остановиться и подумать прежде, чем следовать за большинством.

Следующие задания на развитие нестандартного мышления потребуют приложение усилий с вашей стороны, некоторого преодоления себя.

Задавайте вопросы вашим авторитетам, ставьте под сомнение их точку зрения. Поставить под сомнение утверждение преподавателя или коллеги и попробовать доказать обратное. Поставить под сомнение общепринятую точку зрения и попытаться дать другой ответ на вопрос.

Исполните свои самые смелые мечты , какими бы глупыми они не казались бы сейчас.

Обязательно занимайтесь любым творчеством . Оно требует постоянного поиска новых вариантов решения.

Совершайте не просто не типичные для вас действие, но поступки , которые не противоречат закону, но идут вразрез с общепринятым мнением . Задавайте прохожим дурацкие вопросы, танцуйте на улице, пойте. Это потребует определенного слома системы внутри в вас, не говоря уже об окружающих.