Суточный режим как здоровье сберегающее средство. Рациональный суточный режим

Джордж Каспар Хоманс (1910-1989) — американский социолог. Разработанная им теория обмена позволяет использовать достижения психологии при объяснении , что означает разрыв с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Хоманс рассматривает социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты; это положение распространимо на все поведение людей. Хоманс не отрицает существования социальных структур, которые он называл «структуры обмена», однако считает, что функционализм и экономическая теория, достаточно подробно и хорошо описывая эти структуры, не способны их объяснить, поскольку объяснение может быть основано только на раскрытии психологических механизмов. Хоманс находит принципы объяснения в бихевиоризме психолога Берреса Скиннера, который рассматривал человеческое поведение как «оперантное», т.е. тождественное инстинктивному поведению животных и предполагающее реакцию на такие регуляторы, как взаимное подкрепление в процессе общения. Хоманс пытается экстраполировать положения психологического бихевиоризма на объяснение всех социальных процессов.

Социальные системы у Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом.

Теория социального обмена Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. При этом рациональность действия заключена не в сознательном выборе людей (как у Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, поэтому свобода человека оказывается лишь «иллюзией выбора», подчиненного психологическим правилам.

Теория социального обмена

Теория социального обмена занимает особое положение среди микросоциологических концепций. Наиболее яркие представители — американские социологи Джордж Хоманс (1910-1989) и Питер Блау (р. 1918) исходят из приоритета человека, а не системы. Они трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. В основе социального обмена, по мнению Хоманса, лежат четыре принципа:

  • принцип успеха - чем чаще вознаграждается определенный тип действия человека, тем выше вероятность его повторения;
  • принцип стимула - если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие;
  • принцип ценности - чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие;
  • принцип «насыщения» - когда потребности человека близки к насыщению, он прилагает меньше усилий для их удовлетворения.

Последователь Хоманса П. Блау предложил исследовать взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и понятий структурного функционализма. В результате в 80-х гг. XX в. появилась формальная модификация теории социального обмена — теория рационального выбора. Согласно ее положениям, люди, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, обычно делают то, что должно привести к наилучшему результату.

Возникла как еще одна теоретическая оппозиция теории Т. Парсонса и структурному функционализму, конституировавшая себя вокруг неспособности этих подходов к объяснению социальных явлений. Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре), отношениях между системами привела к потере проблемы человека и его поведения.

ДЖОРДЖ ХОМАНС . Американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов теории социального обмена. Книги: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В этих трудах автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за непригодность с его точки зрения конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основой задачей для Хомaнса, при разрабoтке теории, было «возвращении человека в социологию». Исходная единица социологического анализа у Хомaнса – это «элементарное социальное поведение», а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена. Представители концепций обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Дж. Хоманс намеревался построить общую социологическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию. Дж. Хоманса часто обвиняли в том, что он некритически перенес положения психологического бихевиоризма в социологию. Однако так кажется только на первый взгляд. Ученый интересовался именно социальным поведением, учитывая всю сложность человеческих действий. Ключевые работы: «Сущность социальных наук», «Социальное поведение: элементарные формы».

Понятия «роль», «статус», «власть» и др., следует объяснять с точки зрения социальных отношений, которые порождают их.

Сущность теории обмена : исследование взаимодействий в терминах «обмена действиями» между «актором» – действующим субъектом и «другим», когда каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать собственные затраты. К числу важнейших возможных выгод относится «социальное одобрение ». Возникающее в процессе обмена действиями взаимное вознаграждение становится регулярно повторяющимся и постепенно перерастает в отношения, основанные на взаимных ожиданиях участников. Нарушения таких отношений вызывают разочарование и агрессию, которая, таким образом, тоже становится своеобразной формой выгоды.



Корни теории обмена лежат в бихевиоризме (поведение по схеме «стимул - реакция» ).

Взаимодействие между людьми - обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в конкретный момент обусловлено тем, вознаграждались ли, и как именно его поступки в прошлом.

Деятельность – факты поведения, имеющие целью вознаграждение; единица явного поведения.

Вознаграждение – объект обмена, считающийся ценным. Ценность –степень усилия или способности, удовлетворяющей потребности деятельности индивида(группы).

Взаимодействие – факты обращения деятельности друг на друга с целью извлечь вознаграждение и избежать наказания.

Нормы – утверждения, посредством которых люди устанавливают, какой тип деятельности выбрать в данной ситуации.

Основные пололжения теории обмена:

1.Успех : чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше. Пример. Девушка имела успех на танцах. Конечно, есть и впредь захочется посещать танцевальные вечера.

2. Стимул : если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие. Пример. Успех сопровождал девушку на танцах в школе, и гораздо меньше – на городской дискотеке. Она всегда предпочтет бывать на школьных танцах.

3. Ценность : чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем. Если на танцах в школе девушка встретила молодого человека, который ей понравился, она не пожалеет усилий для того, чтобы танцы состоялись (уговорит директора, напишет сценарий вечера и т.д.).



4. Депривация-пресыщение : чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды. Если у девушки установились близкие отношения с молодым человеком, она может не стремиться на танцы, т.к. есть другие варианты для встреч.

5. Агрессия - одобрение : а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.

6. Рациональность : при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

Объяснение стратификации :

Принцип дистрибутивной справедливости - любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов в общественное целое.

ПИТЕР БЛАУ: Американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент социологической ассоциации (1973-1974). Главными работами Блaу являются: «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), в которых он предпринял попытку объединения ряда положений функционализма, интеркционизмa и школы социального конфликта. Блaу ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен, Бцaу определяет как специфический тип ассоциации включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Блaу пошел нетрадиционным путем в попытке формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации. П. Блау продолжил дело Хоманса, попытавшись проанализировать взаимодействие между макросистемами. Кроме того, Блау обогатил теорию социального обмена, включив перспективы разных социологических теорий: структурного функционализма, символического интеракционизма, конфликтологических концепций. Таким образом, теория обмена не противопоставляет себя парсоновской теории, а использует ее достижения в объяснении институционального поведения.

Ключевая работа «Обмен и власть в социальной жизни»

Социальный обмен лежит в основе взаимодействия и возникновения различий статуса и власти в случае неэквивалентного (несимметричного) обмена. Дифференциация статуса и власти ведет к возникновению социальной организации и ее легитимации – признанию всеми участниками обмена, основанному на культурных ценностях. Обмен не лежит в основе ценностей, а, следовательно, и не объясняет феномен власти целиком. Легитимация и организация усугубляют неравенство, создавая структурные предпосылки социального изменения.

Не придает решающего значения индивидуальным действиям и вообще индивиду. Его больше интересуют социальные группы и организации и так называемые эмерджентные свойства социальных структур – социальные факты (способы действия, мышления, оказывающие принуждающее воздействие на человека, которые следует изучать методом сравнения), по Э. Дюркгейму.

Элементарные свойства социальных структур рассматриваются как результат обменных процессов и как уровни социальной структуры.

Обменная деятельность –поведение, которое ориентировано на достижение целей, вознаграждений и подразумевает выбор линии действия из набора возможных. Начинается с социального притяжения - ощущения индивидами возможности извлечения выгоды или получения вознаграждения.

Особенности модели обмена Блау:

· Люди редко преследуют одну цель;

· Люди непоследовательны в выборе;

· У них нет полной информации о выборе;

· Они не свободны от обязательств, их ограничивающих;

· Ценности в представлении людей часто расплывчаты.

Типа ценностей.

· Партикуляристские : основа интеграции и солидарности в социальных группах, объединяющие людей на основе одинаково важных для каждого из них понятий (репутация того или иного института/учреждения, патриотизм, долг и пр.), распространяя личные чувства на коллективные отношения.

· Универсальные ценности : выполняют функции оценки объектов обмена, а также определяют ценность индивидуального вклада и вознаграждение за него (наделение полномочиями, повышение социального статуса).

· «Легитимный авторитет» : исполняет функцию социального контроля над распределением властных полномочий. Система ценностей, которая позволяет одним людям иметь больше власти, чем другим (так появляются начальники – от директора небольшого учреждения до президента страны).

· Оппозиционные : узаконивают оппозицию, позволяют объяснить сущность социальных конфликтов, являются основой социального развития. Проявляются в социальных группах, не нашедших признания в легитимных институтах. Функция - изменение социальной структуры общества (проявление социализма в капиталистическом обществе).

Современные микро-макро интегральные парадигмы социального обмена (Р.Эмерсон, Дж.Коулмен).

Другим примером объективной теории среднего уровня является теория социального обмена. Основные вопросы, на которые она отвечает: что заставляет людей вступать в социальное взаимодействие и чем определяется его ценность и необходимость? В теории социального обмена человек предстает как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. В теории социального обмена принимается точка зрения классического утилитаризма и классических экономистов на человека как на разумное существо, которое стремится к получению максимальной прибыли (если речь идет об экономике) в процессе обмена.

Теория социального обмена изначально строилась на приоритете экономических интересов и ценностей (английский этнограф и историк религии Дж. Фрэзер, 1854-1941), затем более важными были приняты символические (психологические) ценности (Б. Малиновский). Один из главных выводов Малиновского: «Отношения символического обмена составляют базисный социальный процесс, лежащий в основе как дифференциации рангов социальных групп в обществе, так и интеграции общества в сплоченное и солидарное целое» (Цит. по: . «Тем самым он подвел концептуальную базу иод два основных типа перспектив обмена, в одном из которых подчеркивается важность психологических процессов, а в другом - значимость возникающих культурных и структурных сил для отношений обмена», - заключает Дж. Тернер .

В дальнейшем эти две линии расходились в разные стороны. Французский этнограф и социолог М. Мосс (1872-1950) в противоположность психологической концепции обмена сформулировал концепцию структурного обмена, тем самым введя в теорию социального обмена структурный подход. Он трактовал сложные формы обмена как устойчивые структуры, мало зависящие от психологии индивидов. Французский философ и социолог Л. Леви-Стросс (1908-2009), продолжая ту же линию, подчеркивал значение норм и ценностей при обмене и самостоятельное значение структуры обмена. По Леви-Стросу, обмен представляет собой не непосредственный обмен между индивидами, а обмен между индивидами и обществом.

В теорию социального обмена легко переформулировать основные представления бихевиоризма, если понимать иод «вознаграждением» другую формулировку экономического понятия «пользы», а под «наказанием» - слегка переосмысленное понятие «издержки». «Для бихевиориста вознаграждение - это любое поведение, которое поддерживает или удовлетворяет потребности организма, тогда как наказание - такое поведение самого организма или других организмов в окружающей среде, которое препятствует удовлетворению потребностей организма - например, потребности избегать боли (одной из наиболее типичных)» . Можно даже сказать, что теория социального обмена выросла из бихевиоризма и последний преобразовался в эту теорию так же, как марксизм преобразовался в теорию конфликта. Таким образом, теории среднего уровня выросли из содержательных концепций, возникших в XIX - начале XX в. Существенное различие между бихевиоризмом и теорией социального обмена в том, что бихевиористские концепции основаны на лабораторных исследованиях животных в условиях экспериментального воздействия на них, в то время как теория социального обмена относится к свободному взаимодействию людей.

Идеи теории социального обмена в целостном виде сформулированы американским ученым Дж. Хомансом (1910-1989). В данной теории «социальная жизнь рассматривается в качестве „базара", где „актеры" торгуют друг с другом в стремлении извлечь выгоду» . Но таким образом действующий человек не является «экономическим человеком» классической политэкономии, который стремится прежде всего к получению экономической прибыли. Не отказываясь полностью от концепции «экономического человека», Хомане смягчил ее, допустив, что: 1) люди не всегда стремятся получить максимальную прибыль; 2) люди обычно не предпринимают ни далеких, ни рациональных расчетов в своих обменных операциях; 3) обмениваемые объекты включают в себя нечто большее, чем деньги, - другие ценности, включая одобрение, уважение, уступки, любовь, привязанность и другие нематериальные блага; 4) рынок не представляет собой некую автономную область в сфере человеческого обмена, так как во всех ситуациях взаимодействия индивиды обмениваются вознаграждениями и наказаниями и стремятся извлечь выгоду.

Основное социальное действие Хомане видит в процессе обмена с целью максимизации выгоды и минимизации затрат. «Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения и престижа). Люди, которые много дают другим, стараются много и получить от других; люди, которые получают много от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить много от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия, или баланса, между обменами» .

Назовем основные положения теории социального обмена.

Положение успеха. Действия человека подчинены правилу: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще человек стремится его производить.

Положение стимула. Если какой-либо стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человек будет стремиться повторить действие (это положение вытекает из бихевиористской установки о роли поощрения).

Положение ценности. Чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться производить действие, направленное на его достижение.

Положение «насыщения - голодания». Чем чаще в прошлом личность получала вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подобной награды.

Положение «агрессии - одобрения». Если человек не получит вознаграждение, на которое рассчитывал, или получит наказание, которого не ожидал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, а результаты становятся для него более ценными, и наоборот.

При обмене действуют также следующие принципы: а) наименьшего интереса: лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении ситуации, обладает большей способностью диктовать условия обмена; результат - появление власти; б) дистрибутивной справедливости: любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что порождает социальное неравенство.

Хомане ставит во главу угла непосредственный обмен между индивидами и признает значимость психологических побуждений. Методология Хоманса строится на разделении «абстракций первого порядка» (приложимых к данной конкретной группе) и «абстракций второго порядка» (приложимых к нескольким классам наблюдений и тем самым отвлекающихся от текущих событий, происходящих в действительных группах). Первые представляют собой нижнюю ступеньку в лестнице абстракций. Три абстракции первого порядка, но Хомансу: деятельность, взаимодействие, чувства. Например, изучив конкретную группу (цех электрокабелей завода), Хомане делает следующие выводы: 1) если взаимодействие между двумя или более лицами возрастает, то усиливается и степень их взаимной симпатии другу к другу, и наоборот; 2) лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства посредством усиления активности своих действий, и наоборот; 3) чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство проявляется в их действиях и чувствах, и наоборот; 4) чем выше ранг данного лица в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот; 5) чем выше социальный ранг лица, тем шире диапазон его взаимодействий. Проверка должна проводиться эмпирически и соответствовать следующему условию: обобщения, выведенные из одного массива данных, должны проверяться на материале других данных.

Объяснив взаимодействие на базе обмена в малых группах, Дж. Хомане перенес свои выводы на взаимодействие во всех группах, по крайней мере дал нормативный прогноз о желательности этого. «На уровне малых групп общество всегда было способно сохранять согласованность. Мы делаем, таким образом, вывод, что, если цивилизации суждено сохраниться, она должна поддерживать в отношениях между гражданами, образующими общество и обеспечивающими центральное направление развития общества, некоторые из признаков самой малой социальной группы» . Этот вывод объясняет, почему в больших группах постоянно возникает стремление воспроизводить признаки малых групп.

Чтобы распространить понятие обмена на деятельность больших групп и институционализацию в целом, Хомане проводит аналогию между институционализацией в пределах всего общества и организацией в пределах малых групп. Как бизнесмен, чтобы организовать фирму, должен иметь капитал и соответствующие личные способности, так для организации нового социального института нужен «капитал», представляющий собой совокупность материальных и духовных ресурсов, и определенные личные способности, духовные или организационные. В обмен на эти способности люди соглашаются работать в данном институте, как и в фирме, и общество поддерживает эти цели соответствующей системой гарантий вознаграждения и наказания, выражающейся в виде правовых законов и моральных традиций. «Независимо от того, предполагает это „вложение" завоевание территории и основание государства или создание новых форм деловых организаций, люди, которые осуществляют вложения, должны обладать ресурсами - будь то армия для осуществления угрозы наказания, боговдохновенная личность для морального убеждения последователей или способность предусмотреть удовлетворение насущных жизненных потребностей людей, - чтобы объединять других людей в организации в ситуациях, где они извлекали некоторую прибыль... Затем из процесса обмена такого рода вырастает социальная организация на разных уровнях - на уровне общества, группы, организации или на институциональном уровне» . Эта система способна к развитию, если «прибыль» на «капитал» растет, по люди могут сделать вложения в более сложные образцы организаций. Таким образом, принцип обмена объясняет эволюцию социальных систем.

Важен следующий эмпирический вывод Хоманса: члены социальных групп с наиболее высоким рангом и с наиболее низким рангом наименее склонны к конформности в составе группы, а члены со средними рангами в наибольшей степени склонны к конформности. Эта закономерность может быть распространена на социальное поведение больших групп, и ею можно объяснить стабилизирующую роль среднего класса в обществе. Революции происходят там, где многочисленны люди высших и низших рангов и малочислен средний класс. Это можно назвать законом конформности.

Интересно сопоставить эту закономерность с тем, как данная проблема обсуждалась в философии. Ф. Ницше воспел право человека высшего ранга делать все, что он хочет. Но и человек низшего ранга может, как герой Ф.М. Достоевского Раскольников, возомнить, что он ничуть не хуже человека высшего ранга. В социуме стремление людей высшего и низшего рангов изменить ситуацию дополняется наличием людей среднего класса, так называемых мещан (которых М. Горький в «Песне о буревестнике» назвал «пингвинами»), и, чтобы общество сохраняло устойчивость, они должны составлять большинство. Ницше и Маркс обращались к людям соответственно высшего и низшего рангов, а не к середине, которая сообщает обществу устойчивость.

Еще одно следствие из закона Хоманса заключается в том, что люди высших и низших рангов более склонны к девиантному поведению. Существует, стало быть, и генетическая, и социальная обусловленность девиантного поведения. Конформность является таким же вознаграждением, как уважение, уступки, самоуважение и членство в группе. Хомане выводит следующее следствие из своего закона: чем больше насыщены члены группы в отношении уважения и ранга, самоуважения и членства в группе (как люди высших рангов), тем в меньшей степени склонны они производить конформные действия, обеспечивающие упомянутое вознаграждение. Это следствие претендует на объяснение неконформкости поведения.

Другой ветвью теории социального обмена является структуралистская концепция П.М. Блау, который попытался синтезировать теорию обмена и теорию конфликта. Источником конфликта Блау считает дисбаланс в отношениях обмена, нарушающий нормы взаимности и справедливости. «Этот дисбаланс неизбежно вытекает из неравного отношения некоторых организаций к обладанию ценными ресурсами» . Блау насчитывает четыре вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение, уступки. Когда какое-либо лицо способно получить уступки в отношениях обмена, оно рассматривается Блау как «обладатель власти». Блау формулирует четыре теоремы, определяющие способность власть имущих добиваться уступок:

  • 1) чем больше услуг люди могут предоставить в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок способны извлечь те, кто их предоставляет;
  • 2) чем больше у человека альтернативных источников вознаграждений, тем меньше уступок способны получить те, кто предоставляет ценные услуги;
  • 3) чем более способны получатели ценных услуг применять физическую силу и принуждение, тем меньше уступок способны получить те, кто их предоставляет;
  • 4) чем в большей степени получатели ценных услуг способны обходиться без тех, кто предоставляет эти услуги, тем меньше уступок получают последние.

Авторитет, по Блау, основывается на общих для коллектива нормах подчинения, которые вынуждают индивидуальных членов подчиняться приказам вышестоящего лица. Легитимация представляет собой не просто терпимость и одобрение, но активное утверждение социальных образцов общими ценностями. На макроуровне (групповом или универсальном) межличностное «притяжение», имеющее место при элементарном обмене, заменяется «разделяемыми ценностями».

Блау рассматривает оппозицию позитивно как «регенерирующую силу», которая привносит жизненные силы в социальную структуру и становится основой социальной реорганизации .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальная система поддерживается и реализуется за счет социального обмена, т.е. обмена социально-психологическими отношениями между элементами. В отличие от товарно-денежного и операционного обмена он происходит в идеальной форме. (За счет выоплощенных в материальных объектах и действиях социально-психологических отношений). Одинм из законом социального обмена является то, что взаимосвязи людей и существование между ними объективно заданных пространственно-временных отношений достаточно, чтобы между ними начался социальный обмен.

Социальный обмен в конечном итоге становится необходимым условием существования личности и группы. В итоге обмена отношениями межиндивидуальная связь порождает взаимоотношения, которые регулируют конкретные акты взаимодействия, эти акты объективируют те социально-психологические свойства, которые превращают совокупность индивидов в социальные группы, т.е. соц связь делает возможным факт социального обмена, свойство определения содержания обмена, а взаимоотношения делают обмен реальным, придавая ему мотивирующую силу.

Теория соц обмена принадлежит Джорджу Хомансу.

В основе его исследований – контакт людей лицом к лицу, когда поощрение ии наказание, полученное от поведения другого является прямым и непосредственным.

Выделил 4 базисных компонента:

1) активность

2) настроение, чувства

3) норма, правила поведения членов группы в той или иной ситуации

4) взаимодействие, ситуация, когда активность одного человека награждает/наказывает активность другого

В своем труде «Человеческие группы» отмечает:

Чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, тем сильнее их склонность к дружбе

Люди, которые часто взаимодействуют становятся похожими друг на друга

Человек более высокого положения в группе более подвержен влиянию групповых норм

Человек взаимодействующий с лицом более высокого статуса будет распространять характер своего взаимодействия и на лица равного с ним статуса

Анализ соц поведения строится на вознаграждении и стоимости, сопровождающих взаимодействия. Если 1 человек просит второго помочь ему, то это обходиться ему в некоторую сумму, т.е. в признании своей неадекватности, беспомощности. Второй вознаграждается чувством своего превосходства. Если он помогает это стоит ему активности. И он возвращает первому некоторую сумму в виде помощи. Т.е. поведение человека имеет соц стоимость.

Если полномочия и статусы взаимодействующих людей равны, то и выгода д.б равной. Неравенство часто приводит к конфликтам. Люди различаются способностью вознаграждать других, тот, кто умеет контролировать свои ресурсы обеспечивает себе более ценное вознаграждение и получает большее уважение со стороны других.

Теории социального обмена.

Основные теоретики: Дж. К. Хоманс (1910-1989) и П.Блау (1918 - ?)

В 50е-60е годы теории получили мощное развитие. Разрабатывались как еще одна альтернатива Парсонсу.

Социальный обмен – настолько фундаментальный процесс, что через него модно объяснить если не все, то очень многое в социальной жизни.

Речь идет не только об экономическом обмене – это обмен чего угодно на что угодно (фактически любое взаимодействие уже обмен).

Хоманс. Первым попытался разработать свой вариант теории обмена.

Краткая характеристика его теории:

Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию (в том варианте как ее разработал Б.Скиннер).

Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными.

Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма.

Теория очень академична (предельно точная определения, формулировки, логические переходы, доказательства).

Микросоциологическая теория (в противовес парсоновской макро-)

Теория позитивистская и объективистская. Хоманса не интересует, что люди думают по поводу их поведения.

Теория ищет такие вещ, которые не зависят от понимания и сознания.

1 этап связан с работой «Человеческая группа» (1950)

2 этап – «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961)

Хоманс использует индуктивную стратегию. Начинает с того, что вся предшествующая социология строилась неправильно – не соответствовала критериям научности – строилась на понятиях, которые он называет абстракциями второго порядка.

Абстракции 1 порядка – соотносятся с эмпирической реальностью.

Абстракции 2 порядка – не соотносятся с эмпирической реальностью. Следовательно, утверждения где есть эти понятия нельзя проверить, доказать или опровергнуть.

Примеры понятий: статус, роль, структура, среда, функции.

Для науки нужно более прочное основание. Нужно исходить из действительно наблюдаемой социальной жизни.

Реальная социальная жизнь – поведение людей.

Реальное поведение людей всегда протекает в малых группах. В малых группах развертывается реальный социальный процесс.

Предмет изучения – не малые группы, а в поведение в них.

Три исходные абстракции первого порядка – взаимодействие, деятельность, чувства.

Все они количественно измеримы!

Чувства – вид деятельность, имеющий внешнее проявление.

Утверждения, - говорит Хоманс, - должны строится так: Х меняется только вместе с Y.

Однако это только начальные формы утверждений, из которых должна состоять социологическая теория. Более точна формулировка: Х меняется вместе с Y при условиях С1, С2, С3…

Хоманс в своей книге берет 5 разных исследований малых групп, от рабочего коллектива до уличной шайки. Анализируя материалы этих исследований Хоманс формулирует эмпирические закономерности.

Хоманс использует дедуктивную стратегию.

Эмпирические закономерности, - пишет Хоманс, - ничего не объясняют, а наука должна объяснять.

Объяснение – подведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести.

С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений (через пропозиции). С другой – они могут быть выведены из неких постулатов. (собственно, это и есть индукция и дедукция).

Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не получают подтверждения, значит корректировки требуют постулаты.

Постулаты тоже должны строиться на абстракциях первого порядка.

Где их взять? Хоманс говорит, что их можно и позаимствовать. И заимствует – из элементарной экономики и бихевиоризма.

Понятия. Дискпритивные термины – основные наблюдаемые единицы – деятельность, взаимодействия, чувства. Остальные термины – переменные – количество, ценности, вознаграждение, нормы, издержки, вложения, выгоды, распределительная справедливость.

Объяснительные постулаты: постулат стимула, постулат успеха, постулат ценности, постулат депривации пресыщения, постулат распределительной справедливости.

Интегративная теория обмена. Блао.

Обмен и власть в социальной жизни.

2 главные задачи, которые попытался решить Блао:

  • Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.
  • Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

7 принципов: появляются новые, концептуализируются старые.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

  • Межличностный обмен
  • Дифференциация статуса и власти
  • Легитимация и организация
  • Организация и изменение

Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации.

Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги.

Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Блао выделяет 4 типа ценностей:

  • Партикуляристские. Солидарность и интеграции, регулирует обмен внутри системы.
  • Универсалистские. Расширение сферы обменов.
  • Легитимирущие господство.
  • Оппозиционные или революционные. Позволяют по-новому организовать действия системы.

Символический интеракционизм Блумера.

Блумер был учеником Мида, популяризовал его и придумал термин «символический интеракционизм».

1900-1987, работал в Чикагском университете, но не на Социологическом факультете (1925-1952). С 1952 – в Калифорнийском университете.

Использование качественных методов анализа: «включенное наблюдение», «свободное интервью», «анализ документов».

Сборник статей «Символический интеракционизм: перспектива и метод», 1969.

Пик влияния символического интеракционизма – 60-нач 70-х годов. Позиционировался как альтернатива структурному функционализму.

Важнейшие понятия:

  • Интеракция (взаимодействие)
  • Символический и несимволический уровни
  • Деятельность
  • Интерпретация
  • Определение ситуации
  • Объекты
  • Значения
  • Я «self»
  • Линии поведения
  • Переплетение линий поведения
  • Сети действия «социальные институты»
  • Совместное действие
  • Коллективное поведение

«Все ранее понимали общество неправильно». Общество – это деятельность. Общество существует только в деятельности людей.

  • Абстрактные объекты (идеи, мысли, нравственные принципы).
  1. Люди действуют в отношении объектов на основе значений, которыми те для них обладают.
  2. Значения вещей создаются во взаимодействии с социальным окружением.
  3. Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих оъектов.

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соцвзаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо - знак уважения и престижа, и прочее.

Теория социального обмена выделяет особенности мотивации тех людей, которые совершают поступки, полезные для других. Дело в том, что объяснение кроется в наличии ожидания, устойчивого представления о том, что на свои действия они в ответ получат значительную пользу от поступков другого человека.

Поэтому концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение "стимул - реакция".

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности, которые объясняют персональное поведение тем, что каждый хочет поддержать свой социальный обмен.

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, а избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это - прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о либо об обучении на договорной основе.

В целом, теория социального обмена охватывает все без исключения сферы человеческого взаимодействия.