Социология как наука категория социальное. Категории социологии

Категория социального факта

В любой науке, в социологии в том числе, основой научного знания признается категория факта. Вопрос научного понимания этой исходной единицы социологического анализа рассматривал один из основоположников социологии как науки французский мыслитель Дюркгейм в своей работе «Метод социологии». Он подчеркивал, что любая наука имеет право на существование лишь тогда, когда предметом ее служит категория фактов, не изучаемых другими науками. Эту категорию фактов, не изучаемых другими науками, а изучаемых социологией, Дюркгейм назвал социальными фактами. Для Дюркгейма было совершенно очевидным, что материя социальной жизни не может объясняться ни биологическими, ни психологическими факторами. Она требует иного подхода. Отсюда знаменитый тезис Дюркгейма, выражающий требование «социальное объяснять социальным».

В современной социологии факт — это не просто констатация какого-либо единичного явления или веши. Социальный факт — это объективный результат и форма взаимодействия людей, социальных групп, классов, иных социальных общностей. Еще Гегель подчеркивал, что в отношении социального факта речь должна идти не просто о любом взаимодействии, а о том, которое указывает на связь с его определенным целым, образующим (организующим) и объясняющим это целое, то есть раскрывающим его социальную значимость.

Эмпирическое выражение социального факта может быть сведено к его широкой и всесторонней научной интерпретации: описанию, измерению, накоплению, апробации и т.д. Теоретическое выражение заключается в том, чтобы, с одной стороны, выработать руководящую идею отбора фактов, с другой — вычленить в них существенное содержание и новые обобщения.

Признание понятия социального факта в качестве исходной единицы научного анализа является необходимым, но недостаточным условием полноты начального социологического знания. Любое социальное целое есть результат взаимодействия в нем совокупности природно-исторических, социально-экономических, культурологических и иных социальных факторов, то есть своеобразных движущих сил совершающихся общественных процессов и необходимых условий бытия социальных фактов. Поэтому социология наряду с фактами призвана исследовать и факторы, выявля ть их разнообразие, характер взаимодействия и качество. Социология тем и отличается от других общественных наук, что она изучает не те или иные стороны или аспекты общественных отношений (экономических, политических, моральных и т.п.), а всю их совокупность в каждом отдельном явлении, в каждой отдельной точке социального пространства. Более того, совокупность факторов, составляющих целое, для социолога интересна не сама по себе, не как их статистическая совокупность. Социология прежде всего анализирует те факты, которые определяют направление и содержание развития целого: факторы созидания (конструктивные), факторы разрушения (деструктивные), факторы препятствия. Выявление этих качеств дает социологии основание для разработки конкретных программ преобразования исследуемого объекта в заданном, социально значимом направлении.

Многообразие факторов, изучаемых социологией, Конт подразделил на два больших класса: статичные, то есть сохраняющиеся неизменными на протяжении длительною периода истории, но оказывающие влияние на целое (климат, географическая среда, расовые и национальные различия, антропологические характеристики людей, структурные элементы социума и др.), и динамичные, то есть связанные непосредственно с деятельностью людей и ее результатами и находящиеся в постоянном изменении и развитии (экономика, политика, торговля, культура, производство, воспитание, нравственность, образ жизни и т.п.).

Классификация Конта явилась в определенной мере методологическим указанием для многих последующих социологов в рамках так называемых школ «одного фактора» в Западной Европе (механической, биологической, психологической, географической, ра- сово-антропологической и др.), которые, следуя известной в философии традиции искать исходный «кирпичик» мироздания, такой поиск в социологии сводили к той же цели.

Каждая из таких школ, решая вопрос о движущих силах социального развития, прежде всего факторов, которые, по их мнению, в конечном итоге определяют качества общественных систем и способности человека, подчеркивала, таким образом, одностороннее преимущество или решающую роль одного из них и на этой основе создавала обособленные социологические концепции. Впоследствии «однофакторный» подход был вытеснен более развитым «системным», однако научный вклад, который эти школы внесли в развитие общественной мысли, оказался достаточно значительным. Во-первых, они продвигали социологию к более глубокому пониманию ее собственной специфики и метода, развивая и обогащая его; во- вторых, факторный анализ явился одним из наиболее эффективных методов современного социологического исследования, поскольку позволял не только достигать необходимой целостности знания о предмете, но и определять в нем действительно необходимые, решающие факторы в каждом конкретном случае с учетом особенностей изучаемого социального пространства и времени.

Категория социального действия

Одна из базовых категорий социологии, которая в концентрированной форме включает основное содержание и более глубокое понимание ее предмета, — категория социального действия. Это понятие впервые ввел в научный оборот Вебер. Исследуя типологию социального действия, Вебер выделил четкие критерии его социальности. Он не считал поведение человека в толпе предметом социологии, оно становится таковым лишь в том случае, когда индивид осознает смысл и цели своих поступков, делает свободный и осознанный выбор цели Операциональное действие), ориентируясь при этом на поведение других людей, на их ожидания и ответные действия. Однако это не единственный тип социального действия. Другим, не менее важным для социологии является, по Веберу, так называемое ценностно-рациональное действие. Оно базируется на сознательной ориентации и вере в общественные (политические, нравственные, религиозные и т.д.) идеалы и убеждения.

Американский социолог Парсонс, развивая взгляды на исходный пункт социологического познания, обосновал, что действие (акт) — это базовая единица социологического анализа. Углубляя понимание этого исходного пункта, Сорокин придал ему более всеобъемлющий и глубокий характер, определив в качестве исходной единицы анализа категорию и вытекающие из него следствия.

Цель социологии — научное познание истины. Как и другие науки, она в достижении своей цели использует весь арсенал познавательных средств, выработанных мировым опытом развития научной мысли. Общепризнано, что одним из последних достижений в этой области является диалектика, то есть наиболее полный, свободный от односторонности универсальный метод познания, развитый в недрах немецкой классической философии, и прежде всего в философии Гегеля. «Только метод в состоянии обуздывать мысль, вести ее к предмету...» ". Диалектический метод включает в себя в качестве необходимых требований принципы развития, целостности, объективности, историзма, противоречия, конкретности и др. В каждом отдельном случае в зависимости от характера познавательных задач, уровня исследований универсальный диалектический метод обогащается целой системой общенаучных методов, а также частных методик, процедур, технических приемов, которые создавались и совершенствовались вместе с развитием социологического знания. Неизменным же при всех обстоятельствах оставалось требование объективности социального знания.

В научной социологии естественная природа предмета, его спонтанность должна выступать первичной субстанцией по отношению к концептуальности (идеальной модели, по Веберу), ибо общество — это организация, которая, как и природа, возникает вследствие естественной эволюции, а потому не может не содержать в себе принудительной силы естественного начала развития. Вместе с тем известный афоризм физиков — «Нет ничего практичнее хорошей теории» — для социологии как науки актуален в не меньшей степени. Именно поэтому в социологии, как и в других науках, выделяют, как правило, два уровня познания — теоретический и эмпирический.

С одной стороны, исследуя конкретные социальные явления, социология должна располагать теоретически выверенным пониманием природы общественных процессов и явлений, закономерностей их становления и развития, вскрывать противоречия и особенности общественного бытия, должна уметь накапливать фактологический материал, руководствуясь поставленными целями познания, различными социально значимыми идеями. С другой стороны, сам процесс сбора социологических данных (эмпирический уровень) обладает относительно самостоятельными свойствами и содержит в себе целый ряд необходимых приемов и закономерностей, без соблюдения которых невозможно выполнить требование объективности познания, а следовательно, выйти на более глубокие теоретические обобщения.

Диалектика как учение о развитии в социологии органически соединяет в себе и теоретическое, и эмпирическое начала. В сочетании с общенаучными методами (наблюдение, эксперимент, моделирование, методы математического и статистического анализа), а также частными (специальными) методами (интервью, документальный метод, анкетирование, методы экспертных оценок, контент-анализ, социометрический метод и др.) социологическое познание представляет собой эффективный инструмент изучения социальной реальности.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных - это статус и роль. Необходимость выделения этих так называемых «первокирпичиков» науки диктуется не исследовательскими, а скорее педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же - контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии. Когда К. Маркс в середине XIX в. закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработке теоретических источников и статистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил во всемирно известном «Капитале». Именно здесь, возможно, больше в педагогических целях, он выделил исходную клеточку - товар, - из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему категорий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.

Если попытаться использовать прием Маркса в социологии и здесь выделить исходную клеточку для развертывания категориального аппарата этой науки, то лучшего кандидата, чем понятие «статус», мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру «личность» или «индивид», не подходят по ряду причин. Во-первых, «индивид» не является термином социальной науки - им пользуются и в естествознании. Точно так же и «личность» не является специфически социологическим понятием - его с успехом используют педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, «личность» - слишком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения. Иное дело - понятие статуса. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статичное изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом - значит иметь формальный, или социальный, статус, т. е. занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена республиканской партии.

Статус предписывает индивиду определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Или, скажем, статус «отца» включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, человек, обеспечивающий материальное благополучие семьи, и др. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль воспитателя из статуса «отец» предполагает, что мужчина несет обязанность перед обществом воспитать детей в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери. Точно так же можно разложить на составляющие элементы другой статус - статус мужа. У него иной набор ролей: сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. Все сказанное касается каждого социального статуса. Нормы определяют каждую отдельную роль либо их совокупность в целом, т. е. статус. Итак, статус - это ниша или место в социальной структуре общества (группы). Статус включает несколько ролей, причем каждой роли соответствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Иначе говоря, статус указывает на место, а роль - на способ поведения индивида (группы).

Роль - это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами. Иногда роль называют динамической характеристикой статуса. Вообразим себе такую фантастическую ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) опустели наподобие ячеек улья, из которых выкачали мед. Вот эта воображаемая совокупность пустых, т. е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Однако в отличие от сот это разновеликие ячейки, причем отличающиеся друг от друга многими характеристиками. Если заполнить каждую ячейку людьми, наше воображение нарисует большие социальные группы людей. Их совокупность дает социальный состав населения, который изучает статистика. В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе только одних профессиональных статусов около 40 тыс.; статусов семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, невестка, кузина и т.д.); многие сотни статусов в политических, религиозных, экономических объединениях. На нашей планете 3 тыс. языков, за каждым из них стоит этническая общность - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему, как и половозрастные статусы.

Социальную структуру мы уподобили пчелиным сотам в улье, где множество ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты тоже скреплены, но совершенно особым образом - социальными функциями. Что такое социальная функция? Рассмотрим это на примере всем знакомых функций учителя: передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Но эти функции учителя относительны, поскольку статус учителя относителен статуса ученика, но не статуса работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Поэтому социальная структура- это не просто совокупность статусов, а их функциональная взаимосвязь. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д. Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, тогда как личные статусы - межличностными отношениями. Общество опутано сетями социальных и межличностных отношений.

Для социологии важны не личные отношения людей, а нечто более фундаментальное- социальные отношения. Начальник цеха может лично относиться к рабочему с большой симпатией, однако если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, т. е. не соответствует статусу, а начальник из личных соображений попустительствует ему, то он рискует своей служебной карьерой, рискует потерять свой статус начальника цеха. Дело в том, что начальник и подчиненный - социальные роли. Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек лишь однажды научил чему- либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - это постоянная функция (т. е. социальная позиция в обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить. Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры? Культура- совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидность социального контроля - политический контроль: сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве - законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они разделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля - залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает аномия - беззаконие, отсутствие норм. Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным. У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Институт- это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство - ему около 2 млн лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появился у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовался на протяжении 500 тыс. лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тыс. лет, армия и государство - 10 тыс. лет назад. Государство - универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др.

Социальный институт - очень сложное, и, самое главное, реально существующее учреждение. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций - например, совокупность школ, техникумов, вызов, различных курсов и т.п. плюс Министерство образования и весь его аппарат, научно- исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует. Итак: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения являются социальные институты, разделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. Эта целостность имеет две стороны - статическую, описываемую структурой, и динамическую, описываемую системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий - понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Функция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,- это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама роль остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов - в роли избирателя, сотни тысяч - в роли офицера. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли - космонавт, тракторист, президент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими, состоящими из сотен, тысяч и даже миллионов человек, или малыми (2-7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы разделяются на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы). Политические группы - всего лишь разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, по политическим ориентациям, электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие признаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т. е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп образует социальный состав населения.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер - перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка - преподаватель, одна ячейка - мужчина и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые из них можно расположить вертикально: правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ними - рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых - меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества.

Итак, социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, разделим вертикальное пространство на четыре шкалы: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). На этих шкалах легко найти место любого статуса и тем самым определить общее место в системе стратификации. Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы), описывается понятием «социальная мобильность», которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, является социализация- продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей. Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы - все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан. Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом - серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе- функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, является социальное действие - это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель определенной социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия - граждан, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне - в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

К предмету социологии относятся также социальные общности- объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности). Кроме них социология изучает другой тип общности - ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей). Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Возникают совсем иные общности - организованные. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем, цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговые (неформальные молодежные объединения типа «рокеров», «металлистов», «брейкеров»), социальные (альтернативные движения), политические (партии, народные фронты). В иерархии социальных общностей- центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них - классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п.; к профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних рабочих и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (например, вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 1980-х-начале 1990-х гг.); в) работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы). Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющееся) и делинквентные (преступные) группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Основные категории социологии можно задать списочно, т. е. указать их состав, дать определение и описать, как они логически связаны между собой. Именно этим приемом мы воспользовались. Однако существует еще один способ раскрытия предмета социологии - графический: социальную реальность - предмет изучения социологии (подобно тому как физическая реальность представляет предмет изучения физики) - наглядно изображают в виде социального пространства, имеющего двух-, трех- или п-мерное измерение. Осями координат выступают фундаментальные категории социологии, которые связывают между собой более частные понятия. О втором методе, графическом, представления предмета социологии мы поговорим в следующем параграфе.

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. В то же время эти понятия выражают сущность самого процесса социологического познания, его методов и механизмов функционирования.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

  • социологически интерпретируемые общенаучные категории ("социальная система", "социальная структура", "социальное развитие" и др.);
  • собственно социологические категории ("социальный статус", "социальный институт", "социальная стратификация" и т.д.);
  • категории близких к социологии дисциплин ("культура", "личность", "государство", "власть" и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие "социальное" (1.1), через которое определяются такие важные социологические категории, как "социальные действия и взаимодействия", "социальные отношения", "социальные общности", "социальные институты", "социальные организации", "социальная система", "социальная структура" и др. Среди них особое место занимает категория "социальная общность", характеризующая вес виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

К числу важнейших категорий социологии относятся понятия "социальная система" и "социальная структура", которые имеют большое методологическое значение для макросоциологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями "социальные действия и взаимодействия", "социальные статусы и роли", "малая социальная группа", "социальные ценности и нормы" и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования ("анкетирование", "социологический опрос", "интервьюирование", "выборка", "репрезентативность", "включенное наблюдение", "контент-анализ" и т.д.).

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Законы социологии по своей природе являются социальными. Социальный закон - это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. К числу социальных относятся, например, законы индустриализации и урбанизации общества, социальной мобильности и миграции, социальной дезорганизации, интернационализации общественной жизни и др.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

  • законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;
  • законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;
  • законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;
  • законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;
  • законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы подразделяются на общие и специфические. Первые определяют развитие общества как целостной социальной системы, вторые - отдельных элементов этой системы. По характеру и способу проявления социальные законы делятся на динамические, т.е. выражающие жесткую, однозначную связь между социальными явлениями, и статические (стохастические), т.е. детерминирующие социальные процессы не абсолютно, а с определенной степенью вероятности.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социальною управления, повышения ею эффективности на всех уровнях.

Для того чтобы можно было понять сущность социологии и ее отдельных напраатений, необходимо разобраться в основных социологических понятиях и категориях, а также в ее структуре.

Для начала введем понятие социологического закона.

По мнению немецкого социолога и экономиста Макса Вебера, законы социологии «являют собой подтвержденную наблюдением типическую вероятность того, что при определенных условиях социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его, исходя из типических мотивов и типического субъективного смысла, которым руководствуется действующий индивид» .

Социологические (социальные) законы более подвижны, нежели законы природы, они изменяются вместе с развитием социальной сущности, и в этом еще одна трудность их открытия учеными.

Как все научные законы, они обладают следующими основными признаками:

  • 1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
  • 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Социальные законы существуют независимо от сознания людей, объективно, поэтому субъекты не могут их игнорировать, они обязаны учитывать существующие закономерности общественной жизни, если хотят получить успешное продвижение своих идей в социуме. Выделяют несколько групп социологических законов.

Первая группа - законы, отражающие инвариантное, независимое сосуществование социальных явлений друг от друга.

Вторая группа - отражает тенденции социологического развития с точки зрения изменений в структуре социального объекта, воздействия предыдущего состояния структуры на ее последующее состояние. Эти законы проявляются в изменениях социальных явлений, позволяют проследить динамику социальных процессов.

Третья группа объединяет законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями, ^ги законы позволяют проследить устойчивость социальной системы без изменения ее структуры. Такие законы прояатяются при изучении больших социальных структур, имеющих относительную устойчивость во времени, например, таких как общество на данном этапе исторического развития, классовая структура какого-либо государства, идеологические институты и т.п.

Четвертая группа фиксирует первичную связь между явлениями социального порядка. Это законы, позволяющие изучать детерминирующие условия жизни, т.е. проследить, как экономика влияет на те или иные социальные факторы, как определяется и в чем выражается связь политики и общественных настроений, в чем смысл моральных устоев общества и т.п.

Пятая группа законов устанавливает вероятностные связи между явлениями. В своих действиях они противоположны законам первой группы, но не учитывать их нельзя, социальная жизнь во многом носит вероятностный характер, что связано со значительной долей субъ- ективизации и персонализации общественных отношений.

Действие социального закона проявляется через построение системы социальных связей и отношений. В основе последних лежат интересы, социальные ориентации, нормы. "Эти и другие социальные факторы изучаются на различных уровнях социального знания.

В силу того что существует множество подходов к определению социологии, ее структура складывается как многоуровневая.

В социологии используются такие виды ее классификации, как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная.

Первый структурный уровень социологического знания называется общетеоретической социологией.

Базовый, исходный уровень социологического знания образуют теория и методология, сосредоточивающие внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного аппарата, закономерностей развития как социальной реаль- ности, так и самой социологии. На этом уровне воазекаются теоретические знания других наук, способствуя уточнению, обогащению и развитию социологического знания.

Второй, средний уровень - специальная социологическая теория. На этом уровне происходит исследование социальных общностей меньшей степени. На базе специальных теорий изучаются отдельные институты общества (труд, образование, семья, быт, религия и т.п.) и их структура. Это институциональный уровень.

Третий уровень структуры социологического знания - это эмпирическая социология, которая изучает социальные явления через призму действия и взаимодействия индивидов на основе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология характеризует специфическую форму социальной информации. Данная информация может иметь упорядоченный характер (получена с помощью научных методов) и стихийный характер, когда данные накапливались неупорядоченно, по мере осуществления деятельности субъектов исторического процесса самыми разнообразными способами.

Информация в социологии делится на два подвида.

Информация социальная - совокупность знаний, сообщений, сведений о процессах, циркулирующих в обществе. Социальная информация предопределяется научными и практическими знаниями, соответствующими определенному уровню развития общества в каждый конкретный момент его исторического развития. Источником социальной информации является общественная, социальная практика, ’^го та самая информация, которая проходит по каналам конкретной общественной системы и представляет собой совокупность информационного обеспечения развития общественной системы. По мере развития общества обогащается научное знание о социальной информации, структуризуются предстаазения о ней, происходит научная институализация социальной информации.

Информация социологическая - это специфическая форма научной информации. Ее особенность определяется тем, что социология базируется на социальных фактах и оперирует теориями. Социологическая информация обладает рядом обязательных признаков, вытекающих из методологии социологических исследований, ’^го такие признаки, как систематичность, всеобъемность, точность, четкость, определенность, объективность и глубинность. Каждый из этих признаков соответствует количественным и качественным методам измерения, используемым в социологии.

В практике социологических исследований выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первая носит инновационный характер и ее собирает сам ученый с помощью методов социологического исследования. Вторичная социологическая информация - это данные, которые существовали ранее, использовались в других исследованиях или были добыты и представлены органами статистики, государственными учреждениями, частными лицами.

Особенность социологической информации в том, что она находится в тесной связи с социологическими теориями и способствует активному познанию закономерностей общественного развития. На ее основе можно раскрывать состояние различных сфер общества, выстраивать конкретную информацию для принятия управленческих решений и предложений научно аргументированных прогнозов.

Социология, как любая наука, имеет свой категориальный аппарат, т.е. систему специальных понятий, которые отражают существенные черты и свойства объекта социологической науки.

Категории яатяются обязательным атрибутом научного знания. В связи с тем что система категорий социологической науки все время развивается, их число не носит постоянного характера.

  • 1) всеобщие категории, присущие всем наукам (сущность, состояние, отношение, закономерности);
  • 2) категории общественных (социальных) наук (вселенная, общество, цивилизация, культура и т.д.);
  • 3) категории социологии. Их можно представить в виде определенной структуры.

Однако прежде чем разбирать социологические категории, необходимо ввести термин «понятие». Прежде чем смысловое содержание слов превратится в категорию, оно пребывает в статусе понятия. Понятие - это первоначальная основа категории. В каждом конкретном исследовании понятия носят условный характер. Они требуют эмпирического подтверждения и проверки. В отличие от категории они могут не иметь общепризнанного, однозначного толкования. Только пройдя через изученные социальные факты, адаптировавшись, понятия приобретают фиксированное значение, превращаясь из условных в фундаментальные методологические категории. Однако это длительный процесс, сопровождающий весь период исторического развития социологической мысли.

Понятия делятся на элементарные (общественное сознание, поведение, деятельность, среда); логические (обобщающие - социальные отношения); структурообразующие (содержательные понятия - экономическая сфера, рынок); универсальные (вселенная, мир, цивилизация, общество).

Теперь вернемся к структуре социологических категорий.

  • 1. Категории всеобщности (вселенная, ноосфера, мир, общество). Они используются тогда, когда встает вопрос, какие универсальные и фундаментальные представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Им соответствуют понятия по объему :
    • универсальные (тождественные категориям);
    • неуниверс&зьные (стимул).
  • 2. Категории качества (цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие). Они показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Им соответствуют понятия:
    • по природе:
      • - абстрактные (социатьная среда),
      • - конкретные (родители);
    • по содержанию:
    • - безотносительные (установка),
    • - относительные (разряд рабочего).
  • 3. Категории объективности (общественные отношения, социаль- ное развитие, социальные процессы, социальные явления, социальная среда). Они конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которой живет и созидает человек. В них находят отражение основные особенности и специфика, характерные для всего мира, но в конкретном историческом обличье. Именно при помощи этих категорий возможны описание и анализ таких процессов, как существование тех или иных форм общественной жизни, форм политической власти, исторически сложившихся типов поселенческих структур и т.п. Им соответствуют понятия по объему и содержанию :
    • сложные (город);
    • простые (поступок).
  • 4. Категории субъективности (сознание, личность, классы, страты) характеризуют активное, творческое (или потенциально творческое) заинтересованное начало в функционировании общества. Они содержат самые общие ориентиры, использование которых в исследовательской практике дает ориентировочный эффект. Им соответствуют понятия по механизму познания :
    • методологическая роль (построение программы исследования);
    • методическая роль (выборка, анкета).
  • 5. Категории изменений (управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт). Они характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Данные категории находят отражение в применении таких явлений, как прогноз, предвидение, программирование, социальный эксперимент, социальные организации. Им соответствуют понятия:
    • по структуре элементов объема:
      • - собирательные (диаспора, партия),
      • - несобирательные (человек, родившийся в 1966 г.);
    • по предназначению:
    • - обобщающие (социальный институт),
    • - констатирующие (забастовка).
  • они позволяют в обобщенном виде трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций науки социологии;
  • интегрируют различные потоки информации, централизуют их, объединяют вокруг коренных, принципиальных вопросов соци- апьной жизни;
  • выполняют роль коммуникации, без которой невозможны совместные и сопоставимые открытия, дальнейшее развитие научного знания, его обогащение, совершенствование и углубление;
  • объединяют социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.

Однако существует и ограничение на использование этих категорий, связанное с тем, что они многозначны и по-разному трактуются внутри социологии разными школами и направлениями (например, определений культуры насчитывается около 160, а личности - более 200).

  • Кипрева 0.11. Социологи;! в вопросах и ответах. М.: КНОРУС. 2006. С. 14.

Критерием признания, самоутверждения и самоопре­деления любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия:явля­ясь рабочим инструментом , они образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категори­ального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не толь­ко общаются между собой, большую роль категории игра­ют и при написании научного текста.

Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, - это «основные и наиболее общие понятия социоло­гии, отражающие объективную социальную действитель­ность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении».

В социологической литературе можно встретить раз­ные классификации категорий социологии.

· собственно социологические категории («стратифи­кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий:методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следу­ющих четырех групп категорий:

К классу процедурных категорий относятся те, кото­рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова­ние» и т.п.).


В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие:

1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм):

Попытка объяснить общественные явления естественно-биологи­ческими свойствами человеческой природы или влиянием, оказы­ваемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным);

Теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека;

Это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.).

2. Абсолютизация социального (например, социологизм):

Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами».

Не принимаются во внимание природно-географические, биологические детерминанты, которые оказывают влияние - пусть и неравнозначное в различные исторические эпохи - на становление и развитие социальных форм;

Рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой.

3. Человек как биосоциальное существо

Данный подход преодолевает ограничения первых двух подходов.

Являясь элементом живой природы, индивид в процессе своей жизнедеятельности реализует заложенную в него биологическую программу, предполагающую нацеленность на самосохранение, продолжение рода, адаптацию к окружающей среде и др. Он генетически наделен рефлексами, инстинктами, темпераментом, интеллектом.

В то же время человек обладает принципиально отличными от других живых существ качествами, которые обусловлены его включенностью в систему постоянно возобновляющихся социальных взаимодействий, систему, которую М. Вебер назвал «ожиданием ожидания ожидания». Входя в различные взаимодействия с людьми, мы с различной степенью осознания реализуем свои ожидания относительно того, что другие люди будут выполнять определенные обязательства и соответствующие действия. В свою очередь, эти люди ожидают, что от них ожидают выполнения данных действий. Это подразумевает ориентацию не на рефлексы и инстинкты, а на принятые в малой социальной группе, обществе в целом правила игры, культурные нормы и ценности, традиции, мораль, этику, законы – то, что выступает в роли своеобразных кодов данной системы ожиданий-обязательств. Регуляция жизнедеятельности на основе взаимных ожиданий создает условия для жизни предсказуемой, прогнозируемой и надежной (во всяком случае до тех пор, пока в сети ожиданий не возникают бреши, порождаемые различными социальными конфликтами: ссорами с близкими людьми, революциями и др.).

Существует несколько подходов к трактовке понятия «социальное»:

1. Социальное как определенная сфера общества (явления, связанные с проблемами здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, заработной платы, социальной защиты и др.).

!При таком подходе многие явления социаль­ной жизни (политика, экономические отношения, институты) не рассматриваются как формы социальных связей и выходят за рамки социальной жизни.

2. Некоторые исследователи склонны рассматривать «социальное» как «общественное».

Однако эти понятия не тождественны. Социальное включает в себя понятие общества, а также может характеризовать межгрупповое взаимодействие, проникает на уровень личности.

Для обозначения процессов и явлений, возникающих лишь в рамках всего общества будем использовать термин «общественный» (в научной ли­тературе есть его аналог - «социетальный»).

3. В наиболее широком смысле СОЦИАЛЬНОЕ:

Это качественно новая, специфи­ческая для человека форма регуляции поведения и порождаемые ею свойства человеческой жизни (А.Г. Эфендиев);

По В.Г. Харчевой:

1) свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество;

2) отражает содержание и характер взаимодействий между субъектами (индивидами, группами, общностями) как результат выполнения человеком определенных социальных ролей, которые он берет на себя, становясь членом в общности;

3) продукт взаимодействия субъектов, который выражен в культуре, оценках, образе жизни людей.

ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ

Социальный закон – объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями, процессами, сторонами общественной жизни, возникающая, проявляющаяся и реализующаяся благодаря массовой деятельности людей и через деятельность людей. Он определяет отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социальными группами, а также между обществом и социальным институтом, обществом и семьей, обществом и личностью. Социология изучает законы движения человеческих интересов, потребностей, духовных побуждений.

Законы можно классифицировать по разным основаниям.

Законы отличаются по степени их действия . Общие законы действуют во всех социальных системах. Специфические законы действуют в рамках одной или нескольких общественных систем.

По способу проявления законы можно подразделить на статические и динамические. Статические законы проявляются не в виде жесткой, однозначной детерминации протекания описываемого процесса или явления, а только в виде определенной направленности, тенденции его изменения, результаты которого могут быть определены лишь с той или иной степенью вероятности. Динамические законы в отличие от статических устанавливают жесткую детерминирующую связь между объектами или их состояниями и позволяют однозначно описывать протекание процессов, в частности, строгого математического исчисления. Но уже в XIX в. наука обнаружила, что сфера динамических законов ограничена. Социальные системы и процессы не подчиняются столь жесткой детерминации. Общественные процессы подчинены только средневероятностным законам, являющимся законами–тенденциями, не позволяющими однозначно определить ход событий. В этой связи правы ученые, считающие, что в социологии пора отказаться от претензий на открытие социальных законов, а следует прийти к более точной формулировке: мы изучаем тенденции развития, т.е. вероятностный характер социальных явлений.

Литература:

1. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

2. Антипьев А.Г. Введение в социологию/Учебное пособие. – Пермь. Изд-во: ПСИ. 2007. С. 7-17

3. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

4. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003.

5. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

7. Иванов Д.В. Социология: теория и история. – СПб.: Питер, 2006. С. 7-31

8. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.

9. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.


Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004. С.94-95.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 3-11.

См.: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 4.

Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

См.: Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

Фролов С.С. Социология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. С. 32-37