Развитие инновационных технологий предприятия. Инновационное развитие компании: вооружаемся новейшими технологиями

Евгения Попова
Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников . Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников . Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, могут быть использованы следующие инновационные методы : здоровьесберегающие технологии , ИКТ, ТРИЗ.

Интенсивное развитие информационных технологий в современном мире накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка . Значительно меняется характер его ведущей деятельности - игры, изменяются и его увлечения. Игры ребенка все больше связаны с использованием технических средств , в частности с компьютером. Однако работа ребенка за компьютером должна быть четко регулируемой, управляемой, этот процесс должен носить целенаправленный характер. Одной из возможностей использования информационных технологий в ДОУ является применение компьютера на занятиях по развитию речи .

Развитие речи дошкольников занимает важное место в обучении и нацеливает педагога на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. А также не менее главной задачей педагога дошкольного образования является знакомство детей со звуками и буквами родного языка. Традиционные занятия по развитию речи детям дошкольного возраста могут показаться скучными и не интересными, потому что ведущей деятельность данного возраста является игра. Именно поэтому на занятиях по развитию речи дошкольников я сочетаю традиционные формы обучения и компьютерные программы.

Компьютерные программы позволяют создать интереснейшую для дошкольника игровую среду : ребенок играет с компьютером и при этом вынужден постоянно читать, то есть для него на первый план выступают игровые задачи, перед ним не ставится задача чтения. Она первична для создателя программы, для педагога, пользующегося ею, но для ребенка чтение выступает лишь как средство интересной игровой задачи.

Хорошо известно, какие трудности испытывает педагог в применении дифференцированного подхода к детям с разным уровнем знаний и умений, с разным темпом работы и обучаемости. В компьютерных программах имеются задания различной трудности, возможность гибкого их применения педагогом, что создает основу для различных форм дифференциации в обучении.

Можно сказать с уверенностью, что компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом предметной среды, формирует мотивационную и операционную готовность ребенка к использованию новых .

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность . Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии , способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Здоровьесберегающая технология- это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе

способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;

создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;

содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;

повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников ;

воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

Выделяют три группы технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая (пробуждения, гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : НОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье» , самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) .

3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом , технологии коррекции поведения , психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Познавательно-речевое направление

самомассаж активных точек;

динамические паузы;

релаксационные минутки;

пальчиковая гимнастика.

Физкультурно-оздоровительное направление :

дыхательная гимнастика.

мимические разминки.

оздоровительные дорожки;

упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;

пальчиковая гимнастика;

аквапроцедуры.

Художественно-эстетическое направление

логопедическая ритмика

театрализованная деятельность

ручной труд

Семейное воспитание

Вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми.

Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения , которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу; учитывают и используют закономерности развития , позволяют приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников.

Дошкольный возраст уникален, поскольку это наиболее благоприятный период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте, как считает О. В. Кудряшова, является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

В центре внимания ТРИЗ-педагогики, как отмечает целый ряд исследователей (С. В. Железнова, Б. И. Коротяев и др., - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Основной целью использования ТРИЗ- технологии в детском саду является развитие , с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка идет по двум направлениям :

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это стимулирует познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов .

Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Нам представляется важным мнение целого ряда исследователей (Г. Репина, С. Самарцева, А. Страунинг) о том, что на современном уровне развития психолого-педагогической мысли интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей. Однако это может произойти лишь в том случае, когда усилия педагогов и родителей направляются на воспитание у ребенка потребности испытывать интерес к самому процессу познания , к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Для решения указанной проблемы представляется весьма целесообразным использовать в развитии ребенка ТРИЗ-подход .

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества :

в активизации познавательной деятельности детей ;

в создании мотивационных установок на проявление творчества;

в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Изменение экономической ситуации в мире за последние два года привело к серьезным переменам в структуре мирового энергетического комплекса. Наблюдается рост потребителей в странах Азии, что стимулирует развитие спроса на нефтепродукты. На наш взгляд, небольшой рост потребления жидких углеводородов будет сконцентрирован в транспортном секторе развивающихся стран. При этом наблюдается появление избыточных мощностей, а введение новых мощностей на Ближнем Востоке и в Азии ведут к глобальному избытку нефтепродуктов на мировом рынке.

Общемировые проблемы нефтяной отрасли, связанные с падением цен на углеводороды, усугубляются для России проблемами финансовых санкций, падением курса рубля, изменениями в налоговой политике. Это приводит к приостановке инвестиционных проектов в области добычи и переработки, особенно тяжелых нефтей и нефтяных остатков, а также к выбору более дешевых и простых проектов для переработки гудронов и тяжелого сырья, снижению рентабельности предприятий.

К основным задачам успешного развития отрасли в среднесрочной перспективе в России следует отнести разработку программы долгосрочных действий в условиях низкой цены на нефть, увеличение доли внедрения российских технологий в рамках программы импортозамещения и продолжение программ реализации проектов по строительству установок глубокой переработки нефти.

К внешнеэкономическим проблемам добавляются проблемы внутренние, связанные с увеличением в России доли высокосернистых нефтей. При сохранении темпов увеличения доли высокосернистой нефти (2,0-3,5 млн т/год) и прогнозируемом уменьшении общего объема добычи нефти, поступающей в трубопроводную систему, неизбежно будет увеличиваться содержание серы в транспортных потоках по всем направлениям. Увеличение в нефти содержания серы влечет за собой снижение выработки моторных топлив, увеличение расходов на капитальное строительство и эксплуатационные затраты на переработку нефти.

В то же время, несмотря на снижение объемов переработки нефти в России в 2015 г. до 282,4 млн т и прогнозируемом снижении в 2016 г. до 277 млн т, глубина переработки нефти впервые преодолела уровень в 72% и составила в 2015 г. 74,1% (табл. 1 ). Это стало возможным, в том числе, и за счет введения в эксплуатацию новых и реконструкции существующих установок в нефтепереработке. К 2015 г. их количество достигло 58.

В течение последних десяти лет существенным образом возросли мощности процессов, улучшающих качество получаемых продуктов. Максимальное увеличение наблюдается для процессов изомеризации, алкилирования и процесса гидроочистки бензина каталитического крекинга. Установки, углубляющие переработку нефти, представлены в меньшем количестве. Следует обратить внимание на планируемое значительное увеличение мощности процесса гидрокрекинга.

Таблица 1. Состояние нефтепереработки в России в 2014-2016 гг.

2014 г .

2015 г .

2016 г . (прогноз)

Объем переработки нефти, млн т*

Продукция

Автобензин*

Авиакеросин*

Дизельное топливо*

Глубина переработки нефти, %*

*По данным Минэнерго РФ.

** По данным ЦДУ ТЭК, ИнфоТЭК-КОНСАЛТ.

Следует также отметить, что независимые НПЗ малой мощности активно наращивают свою производительность, в том числе для получения возможности строительства вторичных процессов. Так, на Антипинском НПЗ введена установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 2,6 млн т /год, а на Новошахтинском НПЗ - установка производства дорожного битума мощностью 700 тыс. т готовой продукции в год.

В 2015 г. первый этап модернизации, направленный в основном на реализацию процессов, улучшающих качество продукции, подошел к завершению. В существующих экономических условиях достаточно сложно выдерживать запланированные темпы дальнейшей модернизации. Вместе с тем завершение начатых проектов экономически более целесообразно, чем консервация недостроенных объектов. В ближайшее время планируется ввод целого ряда установок.

К наиболее интересным проектам следует отнести установку гидроочистки тяжелого газойля коксования в АО «ТАНЕКО» (рис. 1), строящуюся по лицензии компании Ахеns (Прим. - Ахе n s - международный провайдер технологий, продуктов (катализаторы и адсорбенты) и услуг (техническое содействие, тренинги, консалтинг) для нефтепереработки, нефтехимии, рынков газа и альтернативных топлив).

мощностью 850 тыс. т/год. Предполагаемая дата пуска - 2017 г. Технология ранее в России не реализовывалась. Большинство установок гидроочистки в России - среднего давления, и в этой ситуации процессы облагораживания вторичных дистиллятов очень важны.

Рис. 1. Гидроочистка тяжелого газойля коксования (АО «ТАНЕКО»)

Еще больший интерес в условиях увеличения доли тяжелого сырья представляют процессы нового поколения - гидропереработка остатков с использованием суспендированных катализаторов на основе молибдена в сларри-реакторах (рис. 2). Современный российский инновационный процесс переработки остатков и тяжелого сырья, разработанный в Институте нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева (ИНХС РАН), реализуется в АО «ТАНЕКО», где для переработки остатков также строится установка замедленного коксования с получением топочного кокса, который планируется использовать в качестве топлива на Нижнекамской ТЭЦ.


Рис. 2. Гидроконверсия тяжелых остатков на наноразмерных катализаторах (АО «ТАНЕКО»)

На основе установок замедленного коксования компанией разработана российская технология получения коксующей и спекающей добавки, востребованной в металлургической отрасли, и используемой в качестве добавки в угольные шихты для металлургического кокса (замена спекающихся углей). Коксующая добавка содержит 15-25% летучих веществ и выпускается на Ново-Уфимском НПЗ и Уфанефтехиме.

Переработку тяжелых остатков на ТАИФ-НК планируют осуществлять по технологии, предлагаемой компанией КВR, VCC (Veba Combi Сrасking) мощностью 3,7 млн т/год. Для России это опробование новой, практически инновационной технологии.

Комбинированная установка переработки нефти планируется к строительству на Московском НПЗ. В ее составе новая ЭЛОУ АВТ, каталитический риформинг, гидроочистка бензина, дизельной фракции и вспомогательные установки. Надо отметить, что современные комбинированные установки в последнее время привлекают все большее внимание, позволяя решать комплексные проблемы и минимизировать затраты. ОАО «ВНИПИнефть» совместно с ОАО «ВНИИ НП» разрабатывает целый ряд комбинированных установок нового поколения.

Очень важный проект - строительство нового комплекса по производству катализаторов в Омске. Оценка производства катализаторов для крупнотоннажных процессов нефтепереработки выявила возможность практически полного замещения катализаторов основных процессов нефтепереработки - каталитического крекинга, гидроочистки, изомеризации и риформинга. Наибольшие проблемы на сегодняшний день наблюдаются для процесса гидрокрекинга. Для процессов нефтехимии решение проблем импортозамещения катализаторов в ближайшее время будет сопряжено с большими трудностями. Разработка и производство отечественных катализаторов поддержано Правительством РФ как национальный проект.

В Омске начат широкомасштабный проект модернизации существующей и строительство новой катализаторной фабрики по производству катализаторов каталитического крекинга и гидропроцессов по отечественным технологиям мощностью 15 000 т/год катализаторов каталитического крекинга, 4000 т/ год катализаторов гидроочистки дизельного топлива, 2000 т/год катализаторов гидрокрекинга, 2000 т/ год катализаторов гидрогенизационных процессов (регенерация/реактивация).

Среди отечественных технологий, планируемых к внедрению и реализуемых в промышленности, следует отметить также технологию сернокислотного алкилирования, разработанную в ИНХС РАН и планируемую к внедрению в АО «Газпромнефть-Московский НПЗ», технологию вакуумной перегонки мазута с получением вакуумного газойля с концом кипения 560-580°С (ОАО "ВНИПИнефть», ОАО "ВНИИ НП»), реализованную на Волгоградском НПЗ и в АО «ТАНЕКО», технологию каталитической изомеризации Изомалк-2 («НПП Нефтехим»), реализованную на восьми российских НПЗ.

Итоги 2012-2015 гг. наглядно подтвердили ускоренное развитие нефтегазохимической отрасли (табл.2 ). Например, в 2012 г. объем инвестиций в отрасль составил 123 млрд руб., введены в эксплуатацию или модернизированы две установки, в 2013 г. - 125 млрд руб., введены в эксплуатацию или модернизированы восемь установок, в 2014-2015 гг. объем инвестиций составил примерно 140 млрд руб., введены еще четыре установки. Лидеры мировой нефтехимии имеют разное сочетание конкурентных факторов. Идеальное сочетание - наличие сырья и емкий внутренний рынок - есть только у США. В России всегда были сырьевые преимущества, которые теряются в настоящий момент из-за негативных изменений в нефтегазоперерабатывающих секторах и увеличения стоимости сырья для нефтехимии, а также роста транспортных тарифов.

Таблица 2. Состояние нефтехимии в России в 2014-2015 гг., млн. т*

Продукция

2014 г.

2015 г.

Изменение

Полиэтилен

Полипропилен

Поливинилхлорид

Полистирол

Полиэтилентерефталат

Синтетические каучуки

*По данным ЗАО «Альянс-Аналитика».

Среди отечественных технологий производства продукции нефтехимии, реализуемых в настоящее время, следует отметить проект получения этилбензола и нафтила, разработанные в ИНХС РАН. Технология алкилирования бензола этиленом на гетерогенных катализаторах внедрена в 2011 г. в ООО «Газпром нефтехим Салават». Установка по получению нафтила также планируется к внедрению на предприятии ПАО «Газпром», Салаватском химическом заводе, до 2018 г. Необходимость такого производства связана с прогнозируемым ростом годовой потребности ракетно-космической промышленности России в высокоплотном топливе (нафтиле) к 2020 г. до 5 тыс. т.

В план развития нефтегазохимии до 2030 г. с пролонгацией до 2035 г. заложена идеология развития рынков и производства газонефтехимической продукции по технологической цепочке от углеводородного сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, уход от сырьевой модели развития. Этот план предусматривает развитие нефтегазохимии с акцентом на строительство шести производственных кластеров от Дальнего Востока до Балтики, которые способствуют реализации новых возможностей по развитию рынка нефтехимии и производства продукции. Такие современные нефтегазохимические кластеры создаются в центрах размещения нефтегазовых производств, при активной поддержке государства, с участием нефтегазовых компаний, включают полную цепочку создания продукции от переработки нефтегазохимического сырья до производства конечных ценных продуктов.

Наиболее существенными проблемами в современных экономических условиях для нефтепереработки и нефтегазохимии становится вопрос обеспечения действующих производств запасными частями на имеющееся импортное оборудование, системами управления и новым российским оборудованием. Анализ возможности замещения импортного оборудования российским показал, что доля российского оборудования в процессах нефтепереработки и нефтехимии может составить до 80-90%. Наибольшие проблемы связаны с использованием насосного и компрессорного оборудования, а также приборов КиП и автоматики.

Основными, наиболее востребованными направлениями развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в ближайшей перспективе будут направления, связанные с повышением экономики и энергоэффективности уже существующих производств.

В заключение - несколько слов об итогах работы в нынешнем году технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», учрежденной в соответствии с решением Правительства РФ в мае 2012 г. Напомню: ТП ГПУР создана для решения наиболее принципиальных задач в области науки, производства, технологий и инноваций, в совокупности обеспечивающих вывод нефте-, газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности на более высокий технологический уровень, соответствующий глобальным и национальным проблемам в средне- и долгосрочной перспективе.

Два проекта ведущих участников ТП ГПУР получили статус «Национальный проект» в области ТЭК:

- «Гидроконверсия тяжелого нефтяного сырья с целью получения высококачественных топлив, масел и сырья для нефтехимических процессов»;

- «Катализаторы глубокой переработки нефтяного сырья (на основе оксида алюминия)».

Участниками платформы реализуется ряд комплексных проектов полного цикла, в том числе:

Разработка и технико-экономический анализ технологии комплексной переработки матричной нефти с максимальным извлечением ценных продуктов;

Разработка комплексной технологии переработки нефтяного и растительного сырья с получением дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов;

Создание технологии производства импортозамещающих катализаторов глубокой гидропереработки вакуумного газойля;

Изучение кинетики и механизма термолиза нефтяного сырья и разработка технологии производства новых форм нефтяного углерода (кокса игольчатой структуры, добавки коксующей);

Утилизация кислого гудрона - объемного отхода производств нефтеперерабатывающих заводов.

Представители платформы принимают активное участие в деятельности рабочих групп Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга, Минобрнауки России по решению важнейших задач, стоящих перед отраслью и направлению ее развития.

Экспертными группами технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» были проведены экспертизы более 80 проектов участников ТП, представленных на конкурсы, проводимые Министерством образования и науки России. 22 проекта стали победителями конкурсов Минобрнауки России в 2015-2016 гг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Направления развития инновационных технологий обучения

Шалгимбаева К.Б.

В современных условиях подготовки высококвалифицированных специалистов возрастает актуальность использования в учебном процессе инновационных технологий, базирующихся на интерактивных методах обучения. К ним можно отнести: компьютерные тренинги и симуляции; деловые игры; ситуационный метод (кейс-метод); индивидуальные и командные проекты. Ценность применения этих методик состоит в интенсификации и индивидуализации процесса обучения будущих специалистов, развития их потенциальных способностей, а также способностей самостоятельного принятия решений.

Инновационное образование - это процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так общества в целом.

Инновационные технологии обучения имеют два направления. Первое направление - "активизация познавательной деятельности" - это информационная модель обучения, когда познавательная деятельности каждого, отдельно взятого студента активизируется средствами ТСО, схемами, наглядностью, аудио-видео средствами и т.д.

Второе направление инновационных технологий - использование " интерактивных технологий обучения ".

В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности, преподавателя и студентов, обучающего и обучающегося.

Интерактивное обучение - это коммуникативно-ориентированное обучение, где обучающийся не пассивный объект, а активный субъект образовательного процесса.

Интерактивные методы можно рассматривать и как эффективный инструмент повышения профессионального мастерства преподавателей. Как показывает практика, эти методы должны соответствовать разным типам аудиторий.

инновационная технология метод обучение

Сегодня в КазНАУ на дневной форме обучения при подготовке менеджеров, маркетологов, экономистов, бухгалтеров и финансистов преподаватели применяют компьютерные тренинги на базе современных интегрированных специализированных пакетов программ, которые используются при изучении многих дисциплины. Среди этих программных продуктов можно отметить: программы для бизнес планирования, менеджмента, стратегического развития предприятия, финансового менеджмента и моделирования, маркетинговых исследований рынка и т.д.

Компьютерные технологии используются преподавателями для проведения экзаменов по многим дисциплинам. Для этого применяются специальные программы диагностики знаний. Функционирование этих программ связано с формализацией отдельных контрольных вопросов, а также заданий в виде проблемных экономических ситуаций, решение которых требуют специальных знаний.

Применение таких технологий позволяет проверить не только уровень достигнутых знаний студентами, но и способность их реагировать на изменение экономической ситуации, а также объективно оценить общий уровень мастерства .

Использование компьютерных информационно-справочных систем в учебном процессе позволяет студентам оперативно получить необходимую информацию, что также положительно влияет на уровень подготовки специалистов.

Среди современных методов обучения привлекает внимание ситуационный метод (кейс-метод), который применяется во многих высших учебных заведениях передовых стран.

Использования этого метода в Университетах США, Израиля, Англии на занятиях по кейс - ориентированным дисциплинам позволило убедиться в его эффективности. Прежде всего, это связано с тем, что кейс метод органично вписывался в качественно составленные рабочие программы дисциплин и в подготовительной студенческой аудитории обеспечивал достижение целей каждого курса.

В КазНАУ на факультете " Экономика и право " кейс-метод и деловые игры внедряются при чтении дисциплины " Международный финансовый менеджмент ".

Деловые игры организовываются по комплексной тематике и проводятся в специально подготовленных аудиториях. Каждый студент получает персональное задание в игре и придерживается функциональных требований своей роли. Это позволяет повысить заинтересованность студентов в выполнении порученных им заданий, а также дает возможность глубже познакомится с конкретными ситуациями, которые являются результатом производственно-финансовой деятельности предприятия или госучреждения. По завершении деловой игры проводятся итоги, обосновываются и анализируются итоги проведенных работ, а также предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия.

Деловые игры, как метод обучения, формируют у будущих специалистов экономический образ мышления, навыки творческого подхода к практической работе, а также нахождения уникальных решений иногда нестандартных проблем .

В начале изучения дисциплины проводится тестирование студентов, которые затем разбиваются на группы для командной работы и получения ситуационных заданий. Обсуждение кейсов, разработанных на казахстанских материалах по отдельным темам курса, происходит в сформированных группах. Приятно отметить, что студенты иногда настолько увлекаются ситуацией, что буквально забывают о том, что события происходят в аудитории. Занятие превращается в интерактивное благодаря его активизации через действие, диалоги, эмоции и командные усилия.

Основными причинами, сдерживающими широкое внедрение и использование интеллектуальных методов обучения в Университетах РК, являются :

· Ограниченный контингент преподавателей, которые готовы преподавать на базе интерактивных методов обучения: кейс-метода, деловых игр, и т.п.;

· Отсутствие системы стимулирования разработок преподавателями рабочих учебных программ, ориентированных на использование новых технологий обучения;

· Недостаток практических учебных материалов для преподавания дисциплин на основе интерактивных методов обучения;

· Ограниченные финансовые ресурсы для оснащения аудиторий современной оргтехникой.

Общество все чаще обращает внимания и взоры в сторону образования, так как от того, какие знания, идеи, мысли будут заложены в умы сегодняшнего молодого поколения. Эта тенденция характерна для всех стран и находит свое отражение в поиске новых форм получения знаний. Для того, чтобы улучшить качество преподавания. Ведь большинство граждан выбирают более качественную подготовку преподавателей, высокие стандарты, совершенствование методик и техники обучения. Новая волна в технологии, соединенная с экономическим ростом, оказывает значительное влияние на высшие учебные заведения. На первый план начинает выходить концепция пожизненного, индивидуального образования, которая отличается от традиционного урегулирования деятельности университетского городка. Под влиянием развития остальных сфер деятельности все высшее образование будет подвергаться изменениям на протяжении следующих 10 лет. Отсюда, возникают два основных вопрос. Первый вопрос возможность получения и наличие образовательных ресурсов, контроль государства . Второй вопрос в большей степени касается академических программ . Основные усилия университетов должны быть направлены на сдерживание стоимости обучения, обеспечения роста его эффективности, ответственности за качество обучения . Кроме того, государственная политика будет по-прежнему определять уровень финансовой помощи студентам и финансирования проводимых исследований . Значительное влияние на формирование бюджетов нового типа будут оказывать средства, выделяемые из местных бюджетов . Вопрос, касающийся академических программ, включает в себя следующие важные составляющие :

· вопрос доступа к высшему образованию;

· качество образования, преподавания, исследований;

· увеличивающая потребность в пожизненном образовании;

· интернационализация образования и коммерции;

· окружающая среда преподавателей;

· угроза роста конкуренции со стороны коммерческих высших учебных заведений;

· темпы внедрения новых технологий.

Вероятно, что в следующее общество столкнется со значительным влиянием возникших технологий в различных областях знаний, таких как Интернет, и связанные с ними компьютерные технологии, генетика, молекулярная биология. Наиболее существенное влияние уже сейчас оказывают Интернет телекоммуникации, компьютеры и компьютерные технологии. Также становится очевидным, что Интернет и связанные с ним технологии предъявляют все новые требования к знаниям служащих, одновременно способствуя росту необходимости в дальнейшем образовании. Такое обучение необходимо, чтобы, или продвинуться по карьерной лестнице, или хотя бы, остаться на достигнутом уровне. Интернет будет одновременно и катализатором больших изменений, и инструментом, которым мы можем ответить на этот вызов. Кроме того, успехи развития телекоммуникаций и компьютерных технологий не только быстро изменяют коммерческую сторону глобальной экономики, но и ускоряют ее интернационализацию. Существование таких технологий дает значительный толчок к увеличению конкуренции со стороны растущего числа высших учебных заведений, работающих на коммерческой основе.

Таким образом, новые технологии, Интернет, телекоммуникации и компьютеры, представляют основной стратегический вопрос, с которым университеты должны будут иметь будущем .

Только за последние годы, по самым скромным оценкам, от 80 до 100 миллионов людей получили доступ к World Wide Web (WWW) через software программы. За то время общество прошло путь практически от нулевого доступа к доступу для 100 миллионов людей. Такое проникновение за короткий промежуток времени должно стать звонком для нас, что если мы не будем лидерами в развитии технологии, то ими будет кто-то другой.

Конечно же, большое будет оказывать Интернет на высшее образование в течение следующих лет. Во-первых, сеть станет местом, связывающим различные ВУЗы друг с другом; во-вторых, Интернет даст людям доступ к высшему образованию вне зависимости от того, где они находятся; в-третьих, обеспечит развитие новых возможностей обучения. Интернет позволяет соединить их вместе преодолев ограничения каждого. Будущее образования находится за пределами традиционных универсальных городков, за пределами традиционных аудиторий. Развитие компьютерной техники и коммуникаций вызвало значительные изменения в образовательных потребностях, а именно проявляется потребность в образовании на протяжении всей жизни. Так 80% взрослого населения развитых стран считает, что дополнительное обучение и образование является важным моментом для успешной работы; связанной с профессией; людей более привлекает дополнительное образование, имеющее относительно больший доступ из дома и компьютеров на рабочем месте. В последнее время все большую популярность среди населения развитых стран и нашей страны получает дистанционное образование. Оно представляет собой систему или процесс, который связывает учащегося с распределяемыми ресурсами знаний. Хотя дистанционное образование проявляется в различных формах, оно имеет общие характеристики: разделение места и времени между преподавателем и студентом; среди обучающихся, и между учащимся и ресурсами знаний, поставляемыми через одно или более средство распространения; использование электронных средств при этом не обязательно. Обучающийся - индивидуум или группа людей, которые нуждаются в знаниях, предлагаемые поставщиком (провайдером). Провайдер - это организация, которая создает возможности для получения знаний и обеспечивает их доступность. Основные принципы дистанционного образования:

· обучение должно иметь ясную цель с конкретными задачами и результатами. Наибольшего успеха при получении дистанционного образования добиваются те студенты, которые имеют собственные, четко сформулированные цели, так как такое обучение требует от обучающихся большей самодисциплины, чем традиционное. Большинство обучающихся старшего возраста предпочитают гибкие программы обучения и хотят получить практическую информацию, которую они могут использовать немедленно на постоянной работе. Ориентированная на студента стратегия включает модульные, автономные единицы, которые совмещаются с короткими перерывами в обучении, а изучаемые модули должны быть гибкими, открытыми и само направленными.

· Обучающийся активно занят. Обучение через практику, аналогию, ассимиляцию становится все более важными педагогическими формами.

· Окружающая среда позволяет для обучения широкое разнообразие средств. Различные стили преподавания используют все возможные средства для достижения необходимых результатов. Методики и технологии дистанционного образования поддерживаются широким разнообразием академических предложений, включающих курсы обучения с получением кредитов и без, однодневные и многодневные семинары и симпозиумы, программы профессионального обучения и т.д.

· Процесс образования должен включать инструменты и средства обучения, базирующиеся не только на проблемах, но и на знании. Проблемное обучение обучения вовлекает методы познания более высокого уровня такие как, анализ, синтез и оценка, в то время как обучение, основанное на знании, вовлекает знание, понимание, применение;

· Дистанционное образование является составной частью общей системы образования, следовательно, играет большую социальную роль в демократическом обществе. Изменение модели мышления, развитие новых знаний поощряют использование критического мышления. Как известно каждый университет использует свои собственные программы развития дистанционного образования. Основным средством коммуникаций и распространения информации является Интернет, но при этом широко используются и другие средства - видеокассеты, CDROMы, учебники. Преподаватель (инструктор) и автор курса не обязательно должен быть одним и тем же лицом. Автор формирует и создает содержание курса, инструктор преподает этот курс или программу.

В настоящее время в РК проводиться эксперимент по развитию дистанционного образования негосударственными высшими учебными заведениями, участия в котором сельскохозяйственные ВУЗы пока не принимают . Развитие же системы дистанционного образования сельскохозяйственными вузами РК имеет свои давние предпосылки . Прототипом такого обучения можно, в какой-то степени, назвать заочное образование, которое также предоставляет возможность получения знаний на расстоянии . Кроме того, все большее число ВУЗов стремится техническую базу, видя в этом основу конкурентоспособности в будущем . Становится очевидной необходимость получения дальнейшего образования в течение жизни . Развитие дистанционного обучения представляет особой интерес для роста конкурентоспособности системы высшего образования в РК .

Литература

1. А.М. Зобов, Н.Б. Филиппов, А.И. Наумов, Как работать с модульной программой.

2. Карен Брукс "Программа обмена опытом преподавания" Мировой банк,

3. Шаповал Е.Ф. "Интерактивные методы новых технологий обучения" Мировой банк, 2000.

4. Schutte, "Virtual teaching in higher education: the new intellectual superhighway or just another traffic jam?" California State University.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возможности использования инновационных технологий развития творческих способностей учащихся в процессе обучения в учреждении начального профессионального образования. Разработка, реализация программы, направленной на развитие творческих способностей.

    практическая работа , добавлен 27.07.2010

    Педагогические технологии. Технология развития нововведений в обучении истории. Роль инновационных технологий в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в целях повышения эффективности обучения истории. Метод интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2008

    Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Педагогические условия использования инновационных технологий. Реализация педагогических условий эффективного использования инновационных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Обоснование необходимости как профессионального так и личностного развития студента. Модель эффективного использования интерактивных технологий обучения иностранным языкам для формирования конкурентоспособности у будущих специалистов на рынке труда.

    статья , добавлен 13.11.2017

    Необходимость ориентирования педагогического процесса на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Характеристика игрового метода обучения. Анализ результатов исследования применения инновационных технологий на уроках "Человек и мир".

    курсовая работа , добавлен 28.11.2011

    Получение среднего образования и духовного развития в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Изучение инновационных форм обучения, их классификация, возможности их положительной реализации в процессе дифференцированного обучения на практике.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    Обоснование педагогических инновационных процессов. Качественное различие инновационного и традиционного обучения. Применение метода case-study в процессе проведения практики по дисциплине "Региональная экономика" на кафедре "Финансы и менеджмент".

    дипломная работа , добавлен 29.05.2013

    Изучение положительных и отрицательных сторон внедрения новых информационных технологий в ВУЗе, их влияния на развитие процесса обучения. Особенности управления познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2012

    Виды инновационных форм обучения в профессиональном образовании. Повышение эффективности применения инновационных форм организации обучения в ОГАОУ СПО "Ракитянский агротехнологический техникум" в процессе преподавания дисциплины "Основы экономики".

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения. Личностно-ориентированные модели обучения. Применение проектной деятельности на уроках. Роль инновационных педагогических моделей в процессе развития личности ребенка.

Абак (др.рим, Греция и Китай) – первый механизм, позволяющий упрощать расчеты – таблички (аналог счет), которые позволяли запоминать определенные числа и упрощать расчеты. Например, палочки в Китае накладывались друг на друга.

При этом математический аппарат, т. е. правила по которым осуществлялись вычисления, в первую очередь были сформулированы Аристотелем

400 лет до н. э . – начала математической логики. Этими основами пользовались вплоть до средневековья. Прорыв произошел вIXвеке. н. э. - аль-Хорезми создал труд «Аль-джебар аль-мукабала»: создал алгебру, было введено понятие алгоритма и десятичной системы исчисления. То, что было предложено Хорезми стало использоваться повсеместно в системе финансовых исчислений, в том числе и в Европе. Римские цифры были вытеснены арабскими. Это связано с тем, что именно арабы придумали 0, а это очень удобно. Когда десятичная система исчисления стала данностью начала развиваться математика.

1610 г. Джон Нипир (Naiper) придумал десятичную запятую, таблицы логарифмов (табличные решения для тех, кто не умеет считать, а по таблицам можно находить решения) и счетные кости.

1622 г., Уильям Оухтред (Oughtred): развил идеи Нейпира и изобрел логарифмическую линейку (набор шкал, соединенных на линейке, расстояния между делениями разные).

1624 г. Уильям Шикард (Shickard) придумал «суммирующую машинку». Она могла осуществлять несколько видов операций. Говорят, что похожа она была на ткацкий станок.

1642 г. Блез Паскаль (Pascal ) в Париже придумал для своего отца (сборщика налогов) складывающую механическую машинку. Она была уже несколько лучше и использовалась затем в налоговых органах Франции.

Уже в 1673, Лейбниц (vonLeibniz) создал машинку с 4 операциями (сложение, вычитание, умножение и деление). Так называемый «пошаговый механизм» Нужно оговориться, что значения, однако, не были большие. 1000 или 10000. Но тогда этого было достаточно.

1669 г . Исаак Ньютон разработал основы математического анализа. Этот понятийный аппарат позволял описывать определенных физические процессы и иные явления мира через математические формулы и пр.

Интерес после этого к данной сфере несколько затих. Все, что было создано к тому моменту активно использовалось, но нового не разрабатывалось. Так было до начала 19 века, когда Charles Babbage в Лондоне придумал нескольких «продвинутых» вычислительных машинок (разностную и аналитическую), а так же идею систематизации вычислений (фактически, основы программирования), а так же «математическое обеспечение». Его машинки содержали такие блоки, которых ранее не было. Идея в том, что чтобы вычислять, надо что-то запоминать, там был отдельный элемент –элемент памяти . Для таких целей он ввел функциональное деление элементов:store,mill,control, устройства ввода и вывода информации. Он сделал методическое описание для этих элементов. Аналог такой машины появился только через 80 лет.

1842 г., AugustaAdaKingByronпридумала после ознакомления с работами Бэведжа, что нужно составлять план операций для вычислительных устройств. Для этого необходимо создание библиотеки программ и, более того, подпрограмм.

В 1844 Самуэль Морзе в Вашингтоне, построил телеграф, позволяющий (по проводам) передавать информацию.

Август Куммер (учитель музыки) в 1846 придумал в Петербурге «счислитель Куммера», механический калькулятор, очень продвинутый, выпускался до 70-х годов 20 века.

В 1876 г. А. Г. Белл в США изобрел телефон , возникла система унифицированной передачи информации. Возникла система унифицированной передачи информации.

В 1896 году (очередной пример коммерческого заказа, закончившийся удачной разработки), Г.Холерит создал машину для переписи населения в США. Привлекая определенное финансирование, он основал IBM. В этой машине на вход подавалась информация на перфокартах. Это до 60 годов 20 века использовались. На этих карточках были дырочки, размещенные в определенном порядке, а эти машины их считывали. Так же можно было и хранить информацию таким образом. Холерит и другие стали сочетать такие машины с электроэнергией, хотя бы сначала это и были лишь эксперименты. Постепенно стали возникать электромеханические машины и вычислители. Механические машины, конечно, использовались вплоть до 2 мировой войны. Но начался переход к электронным вычислениям.

1918 г., J.AbrahamиE.Blochпридумали двоичный калькулятор. Кто-то обратил внимание на то, что для решения определенных задач удобнее использовать двоичную систему исчисления (например, когда нужен ответ типа да/ нет). Это была, скорее игрушка, потому что человек и сам мог делать такие вычисления.

1919 г., W.H.EcclesиF.W.Jordanразработали концепцию треггерной схемы. Например, блок имеет 3 входа, один из которых является управляющим, который дает команду, когда нужно считать, а когда считать не надо.

В 1927 году в Массачусетском Технологическом Институте был разработанпервый аналоговый компьютер . Там уже не было механики, а использовались электро-магнитные поля, с чьей помощью осуществлялись те или иные вычисления. Кроме того, были некоторые логические операции и возможность выбора нужных операций. С 1927 года потребности в вычислительных системах резко возросли. Ведущие страны Европы и США стали внедрять их в народное хозяйство. Штучные вещи, но они применялись в тех или иных сферах.

Через 10 лет Штибиц придумал двоичную вычислительную машину. Суть в том, что на вход были десятичная система, а вычислялось в двоичной. Это было просто абассака как прогрессивно.

1938 г. Konrad Zuse , Берлин придумал механическую программируемую цифровую машину -первый компьютер (он был еще механическим).

1939 г. B.HewlettиD.Packardсоздали тоновый генератор. Электрическое устройство с определенными интервалами, выдававшими определенные сигналы (это было необходимо для синхронизации операций).

В 1939 году в Англии состоялся новый методический прорыв, имея новые технологические решения и старую базу, AlanTuring, выдающийся английский кибернетик, развивает теорию алгоритмов, которая существует и поныне. Это математическая основа для современной техники. Кроме того он создал математическую модель компьютера – «Машина Тьюринга». Это лента, на которую заносится информация, и блок, который отрабатывает информацию на лентах в ячейках.

1941 г. KonradZuseразработал первый электронный программируемый калькулятор.

В США в 1942 году Атанасофф и Берри создали первый цифровой компьютер в США.

1944 г, IBMдля военных целей придумали компьютер «markI». Ее особенность заключалась в способности обрабатывать огромные цифры – до 24 знаков. Таблицы стрельбы, например, позволяет разрабатывать.

В 1945 Зюсе придумал первый алгоритмический язык программирования (для своей, естественно, машины). В этом же году, появился первый bug. Сейчас понимается под этим любая ошибка, когда че-то не работает. А тогда жук тупо залез и закоротил схему.

Джон Фон Нейман выдвинул в 1945 году идею внешних запоминающих устройств . Зачем для каких-то операций что-то снова вводить, давайте лучше придумаем внешнее устройство, где можно сохранять информацию и подключать к компьютеру.

1946: в США созданпервый полноценных многофункциональный компьютер ENIAC, весил 30 тонн, включал 18 000 радиоламп и выполнял 100 000 элементарных операций в секунду (0,1MIPS).

1948 г .BellCompanyсоздалипервые транзисторы , которые пришли на смену радиолампам. Когда наслаиваются друг на друга полупроводники (материалы с определенными физическими свойствами) микрозаряды позволяют построить ситуацию, когда по радиолампам передаются разные напряжения. Это и стало толчком к созданию транзисторов (миниатюризация приборов).

В 1949 году ClaudeShennon, известный математик, разработал первый шахматный компьютер. Это был прорыв, возникла инвариантность. Компьтер стал «мыслить» не линейно, а осуществлять выбор.

В 1950 создана SAGE(Semi-Automatic Ground Environment) – система, обрабатывающая информацию с радаров. Сочетание компьютеров и системы передачи данных.

В 1955 IBMсоздал компьютер с плавающей точкой. Позволяет вычислять нецелые цифры.

В 1956 году начался массовый выпуск компьютеров на транзисторах. Сначала это был не бизнес даже.

В 1958 году была разработана интегральная схема (компания в США). Средства соединения различных устройств.

В 1958 в СССР создано устройство «Сетунь», оперировавшее в троичной системе. Конструкциями «Да», «Нет» не описать весь мир. А «Да», «Нет», «Не знаю». Вот теперь заебись!

1959: интегральная схема с соединительными каналами на кремниевой пластине. Хорошая проводимость и не нужно много подпитки.

1961 год. Появились первые миникомпьютеры. Размером с холодильник. А следовательно, появилась возможность их продавать и появился рынок.

1968 г. – основание Intel(RobertNoyceиGordonMoore– бывшие сотрудникиFairchild). Они создали первые вычислительные процессоры. Был обобщен опыт архитектуры процессоров и микросхем.

1969 год: UNIX(первая операционная система), а так же созданAMD.

В 1974 дебют 8-разрядного процесса 8080: 6000 транзисторов, память 64 Кб.

Кроме того, создан процессор Motorola6800 – контроллеры.

1975: была разработана компания Micro-soft(тирэ убрали потом).

1976: Cray-1 (многопроцессорная система для сверхсложных задач) иAppleI(первый массовый компьютер на пол стола «для домохозяек»).

А в 1977 AppleIITV-тюнер и графический монитор. Коммерческая жилка.

1981 год IBMPC.Intel8088. 3000$ в Америке. Огромные бабки. Правда покупали уже, скорее, в офис, но тем не менее.

1984 AppleMacintosh

1990: MSWindows3.0 – производители ОС начали диктовать условия производителям железа.

Ликбез

Булева логика – фактически двоичная логика

Двоичное сложение

Двоичное вычитание

Преобразование чисел:

101 (в двоичной) нужно преобразовать в десятичную – будет 5. Как? Ой, да до жопы. Вообще, в программировании используется обычно шестнадцатиричная система. Но компьютер всегда читает в двоичной системе.

Байт – это единица хранения или обработки цифровой информации (как бы ячейка хранящая 8 бит)

Инновации - это нововведения в области техники, технологии, организации труда или управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта. Инновационное развитие - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Инновация характеризуется более высоким научно-техническим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта и услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Оно более широкое, чем понятие «новая техника», так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и прочих механизмов и инструмента, используемых в производстве. Однако инновация - это не просто объект, внедрённый в производство, а успешно внедрённый и приносящий прибыль. Инновации - это одновременное проявление двух миров - мира техники и мира бизнеса. Когда изменения происходят только на уровне технологии - это изобретения, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

* состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно регулирования и т.д.);

* состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

* специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Широкое толкование инновационной деятельности, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом. Однако при этом происходит смешение научных и инновационных приоритетов, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Научно-технический прогресс разделяют условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие: научно-технических достижений и производственно-технических достижений.

В первом случае результатами научно-технического прогресса являются научные достижения? новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

· профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.;

· практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм «заказ - исполнение»;

· обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;

· исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации, востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями).

Если говорить о состоянии наукоемких отраслей в России, то наша страна, несмотря на переживаемые трудности, пока еще сохраняет передовые позиции по ряду наукоемких областей. Об этом свидетельствует то, что она входит в число мировых лидеров в ракетно-космической области, участвует в международных космических программах, поддерживает научную инфраструктуру для создания авиационно-космической продукции (наряду с США и объединенной Европой), а также конкурентоспособность военной авиации. Сохранены ядерные технологии, обеспечивающие проведение политики ядерного сдерживания в военной области и развитие атомной энергетики. Достаточно прочные позиции Россия занимает в области оптоэлектронных и лазерных технологий, поддерживает мировой уровень военной (в первую очередь - высокочастотной) радиоэлектроники. Высокие достижения имеются в области базовых технологий спецхимии и энергонасыщенных материалов для создания продуктов с параметрами, превышающими мировой уровень. В России успешно ведутся технологические разработки новых материалов (особенно высокопрочных, композиционных и высокотемпературных материалов), обеспечивающих возможность создания новых изделий с высоким комплексом заданных свойств, лидерство в титановом производстве. Мировому уровню соответствуют системы математического моделирования, получены впечатляющие результаты в бесклеточной биотехнологии производства белка. Вместе с тем существует достаточно глубокое отставание России по ряду технологических направлений, к которым, прежде всего, следует отнести информационные технологии, микронаноэлектронные технологии, технологии энергетики и энергосбережения, а также технологии обеспечения экологической безопасности. К тому же в России пока еще недостаточен опыт инновационной деятельности промышленных организаций в условиях рыночных отношений. Поэтому сегодня крайне важно, изучая и используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, разрабатывать собственные научно-практические рекомендации для организации менеджмента инновационной деятельности в отдельной организации и экономике страны в целом.

Одним из тех, кто первый заявил о необходимости перехода к инновационному пути развития, был Президент РФ Д.А. Медведев на заседании президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российской Федерации». По его словам «успех на этом направлении для нас имеет ключевое значение. По сути, это решающее условие для долгосрочного роста нашей экономики, но с ростом связан и ощутимый рост качества жизни наших людей».

И действительно, современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства, присущих именно инновационной экономике. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 80% прироста ВВП. Так же для современного экономического роста характерен переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретения оборудования и строительство. Постоянно растет доля расходов на науку и социально-экономическое развитие в ВВП развитых стран. Интенсивность НИОКР и качество человеческого потенциала определяет сегодня возможности и уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научно-технического прогресса и развития инновационной экономики.

Но для развития инновационной экономики необходимо решить ряд задач. Во-первых, необходимо создание системной государственной политики, направленной на развитие наукоемкой отрасли, которая в течении уже полутора десятилетий, прошедших после перехода от директивного планирования к рыночной экономике фактически отсутствовало. Чтобы ее создать и правильно сориентировать, необходимо четкое понимание, с одной стороны закономерностей современного экономического роста, и с другой стороны, сравнительных национальных преимуществ, использование которых должно лечь в основу политики развития.

Во-вторых, необходимо резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности. Для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение 15 лет должны расти на 18% к предшествующему году. По оценкам С.Ю. Глазьева объем производственных инвестиций должен быть увеличен вдвое, а НИОКР впятеро. Сделать это надо в ближайшие время, поскольку вследствие износа производственных фондов, большая их часть может выбыть уже до конца текущего десятилетия.

После того, как перед Российской экономикой была поставлена задача перехода на инновационный путь развития, актуальной стала задача выбора приоритетных направлений инновационного развития. Среди таких направлений можно выделить: освоение современных информационных технологий; развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований; развитие нанотехнологий; развитие лазерных технологий; обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины; комплексное развитие ракетно-космической промышленности; обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций; развитие технологий переработки и использования природного газа; развитие комплекса технологий ядерного цикла, расширение сферы их потребления; развитие современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок; развитие жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий; развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи; применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине; оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий.

Но, к сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу, а сложившаяся в России модель инвестирования характеризуется маломощностью, неэффективностью и примитивностью. Ни фондовый рынок, ни банковская система не выполняют своих функций по аккумулированию сбережений и их трансформации в инвестиции. Главными инвесторами являются сами производственные предприятия, на долю которых приходится более 60% всего объёма инвестиций, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционные проекты. Изменению данной ситуации может способствовать ряд мер, которые может принять государство для поддержки инновационной сферы. К их числу относятся:

· Смешанное и прямое бюджетное финансирование инновационных проектов

· Бюджетное кредитование инновационных проектов

· Практика налоговых льгот и стимулирование инновационных проектов

· Формирование государственной системы страхования инновационных рисков для малых и средних фирм

· Создание крупных федеральных программ инновационного характера, охватывающего весь комплекс мер, необходимых для стимуляции и развития инновационного бизнеса.

Так же одной из главных задач становится обучение высококвалифицированных специалистов. Ведь в условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) совершенно меняется отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. И потому современная концепция подготовки кадров должна содержать много нового, в центре внимания должно находиться становление, развитие и способность к самореализации творческой, креативной личности. Сегодня как никогда востребованы специалисты с постоянной нацеленностью на инициативу, на генерацию перспективных научно-технических нововведений, на изыскание путей и методов их практической реализации в инновациях, а также высококвалифицированные, высокоинтеллектуальные специалисты, системные менеджеры инновационного процесса. Их надо искать и находить, заботливо учить буквально с первых шагов бережно вести по жизненному пути. Следует совершенствовать систему непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции. Пора перестать рассматривать подготовку кадров, укрепление их творческого потенциала как издержки производства, а рассматривать её как долгосрочные инвестиции в устойчивое развитие предприятия, организации, региона, всей страны. Но обучить специалистов еще недостаточно, одной из главных задач является привлечение их к научным работам на территории Российской федерации, поскольку много наших одаренных специалистов работает за рубежом на благо других стран.