Система государственной поддержки предпринимательства. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: программы, виды субсидий и как получить

15 Май

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про способы государственного финансирования малого и среднего бизнеса в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Каким образом государство помогает предпринимателям;
  2. Сколько денег можно получить на поддержку бизнеса;
  3. Как правильно себя зарекомендовать для получения гранта.

Важность малого и среднего предпринимательства

Большое число малых частных фирм внутри страны приносят огромную пользу для развития экономики.

Виды субсидирования

Правительство выделило несколько программ поддержки малого бизнеса:

  • – денежная сумма, выделяемая на новичкам;
  • Помощь в выплате кредитов на бизнес – компенсация части процентов в размере ставки рефинансирования. К примеру, вы оформили кредит под 19% годовых. Ставка ЦБ РФ – 9,75%. Итого, государство за вас выплатит 9,75%, а вам останется погасить заём под: 19 – 9, 75 = 9,25% ;
  • Оплата . Выплачивается первый взнос до 30%, но не более 1 000 000 рублей;
  • Компенсация всех или частичных затрат на обучение персонала организации. Сюда включены всевозможные ;
  • Помощь лицам, решившим заняться фермерством;
  • Поиск партнёров для заключения сделок с иностранными представителями. Государство таким способом поощряет экспорт производства;
  • Развитие инфраструктуры предпринимательства. Государство выделяет оборудование, материалы и прочее для наполнения центров развития бизнеса;
  • Удалённый учёт (аутсорсинг).

Перечень достаточно широкий, а значит, каждый заинтересованный владелец фирмы сможет подобрать для себя наиболее оптимальный способ получения средств из бюджета. Для этого необходимо заранее определиться, на что именно у вас не хватает денег.

Сколько заплатит государство

В каждом регионе суммы выдачи могут различаться. Эту информацию нужно уточнять. Тем не менее государство старается каждый год увеличивать затраты на финансирование малого и среднего бизнеса.

Размеры выплат можно получить следующие:

  • 58 800 рублей – на открытие малого предпринимательства (данная сумма выдаётся центром занятости в качестве годового пособия по безработице);
  • до 500 000 рублей – грант на развитие нового предприятия, зарегистрированного менее года назад;
  • до 1 000 000 рублей – на открытие и развитие (в качестве суммы кредита по льготной процентной ставке).
  • до 2 500 000 рублей – на раскрутку инноваций (получение патента и прочее);
  • до 10 000 000 рублей – на ;
  • до 15 000 000 рублей (но не более суммы, потраченной собственником на развитие фирмы) – на повышение предприятия (для получения такой крупной суммы необходимо соответствовать всем критериям, выдвинутым государством).

Важно учитывать, что во многих случаях для получения гранта будущий предприниматель должен официально состоять на бирже занятости, подтверждая отсутствие рабочего места. Деньги будут выделены только в том случае, если фонд поддержки не сможет найти вам подходящую вакансию.

Также для того чтобы получить грант, нужно иметь хотя бы 25% от запрошенной суммы. Государство должно иметь гарантии, что вы желаете открыть именно бизнес, а не потратить средства на личные нужды.

Деньги переводятся на счёт заявителя в течение полугода, а в некоторых случаях и года. По мере их расходования предприниматель должен отчитаться, на какие цели были потрачены средства. Если статьи затрат не совпадают с первоначально указанными, то придётся отвечать в суде. Неиспользованную суму необходимо будет вернуть.

Не забывайте и об уплате налогов. С полученного гранта придётся уплатить по ставке 13%.

Что финансируется грантами

Государство старается поддержать те сферы жизнедеятельности, которые несут пользу всей стране и способствуют росту экономической заинтересованности населения.

Среди них есть те, на которые гранты выделяются в первую очередь:

  • Торговля (правда, эта сфера уже перенасыщена и получить грант на её развитие удастся в малом проценте случаев).

Области, в которых собираются промышлять предприниматели, также имеют особое значение.

Государство более лояльно относится к выделению грантам на развитие:

  • Медицины;
  • Строительства;
  • Туризма;
  • Инновационного бизнеса;
  • Образования;
  • Общественного питания;
  • Естественных наук.

Если вы заинтересованы в получении гранта, то лучше свою деятельность организовать в вышеуказанных областях. для получения субсидии поможет избежать отрицательного решения по вашей заявке.

На что конкретно можно тратить деньги с гранта

Государственные структуры строго контролируют расходные операции по счёту, на который была переведена сумма в качестве поддержки малого и среднего бизнеса.

Предприниматель должен производить траты строго в соответствии с составленным бизнес-планом, другие цели не допускаются. Использование денег не по назначению не допускается, в противном случае такой бизнесмен будет привлечён к ответственности.

На счету предпринимателя могут отразиться следующие статьи расходов:

  • Закупка необходимого оборудования (важное условие, что данное приобретение не может быть вторично продано ранее трёх лет использования);
  • , (на эти цели выделяется до 20% от общей суммы гранта);
  • Покупка патента, лицензии или специальной программы;
  • Приобретение средств производства – материалов, сырья (не более 20% от гранта);
  • Оборудование рабочих мест.

После произведённых трат вам нужно будет отчитаться по ним. Поэтому важно сохранять все чеки, квитанции, накладные и прочие подтверждающие бумаги. Если вы не сможете их предоставить, то и обосновать расходы не получится, а это уже чревато трудностями, связанными с нецелевыми тратами и возвратом гранта.

Кому одобрят финансовую поддержку

Для получения субсидии малому бизнесу из бюджета мало иметь только амбиции и большое желание, необходимо ещё и соответствовать ряду требований.

Образованное предприятие должно:

  • Быть зарегистрировано менее 1 года назад;
  • Прочно стоять на ногах (не грозит или ).

Если государственную поддержку планирует получить ещё не зарегистрированный предприниматель, то ему необходимо соответствовать критериям:

  • Возраст от 18 до 30 лет (верхний предел является желательным);
  • Трудоустройство на бирже занятости;
  • Прохождение теста по психологии с высоким балом;
  • Наличие готового качественного бизнес-плана;
  • Обладать суммой, не менее 25% от предоставляемого гранта.

Государство желает видеть среди предпринимателей молодых людей, недавно открывших для себя бизнес и имеющих высокие цели. Не обладая вышеуказанными характеристиками, получить поддержку предпринимательства будет невозможно.

Ещё одним важным, но не принципиальным условием считается отсутствие получение гранта в прошлом. Страна хочет видеть новых героев, а потому рассматривает для целей финансирования только новоиспечённых бизнесменов, которые только начинают осваивать азы предпринимательства.

Возможности для социально незащищённых слоёв

Получить поддержку от государства на развитие своего предприятия может любой член общества. Органы власти дают возможность проявить себя и социально незащищённым гражданам, которые могут рассчитывать на повышенную ставку.

К таким лицам относятся:

  • Одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • Выходцы из детских домов-интернатов;
  • Бывшие заключённые;
  • Бывшие военные;
  • Многодетные семьи;
  • Семьи, включающие инвалида.

Самый простой способ получить 58 800 рублей любому лицу – встать на биржу труда и предоставить бизнес-план. Если его одобрят, то можно вкладывать собственные знания и опыт в развитие предпринимательства.

Также государство поощряет открытие новых фирм в сфере народных промыслов, детских образовательных учреждений или центров досуга для детей и взрослых в качестве социальных проектов.

Бизнес-план для получения субсидии

Важным правилом для возможности участия в конкурсе на получение финансовой помощи является составление бизнес-плана. Это документ, который тщательно разбирает весь ваш бизнес «по полочкам». Здесь отображаются разные показатели, расчёты и эффективность проекта.

Главные составляющие плана:

  • Суть создаваемого бизнеса;
  • Требуемые вложения;
  • Что производится или какие услуги оказываются;
  • Организация процесса;
  • Расчёт рисков.

Важно также указать в проекте характеристики, в которых заинтересовано государство:

  • Количество рабочих мест;
  • Ожидаемая доходность (в плане отчисления налогов);
  • Собственные средства предпринимателя.

Специальная комиссия изучает ваш бизнес-план в течение 60 дней. Необходимо, чтобы он содержал чёткие формулировки. Из него ясно должно следовать, на какие цели создаётся производство и какую пользу оно несёт для общества.

Вы должны заинтересовать органы власти выплатить грант именно вам. Бизнес-план может в этом помочь, если он составлен грамотно и со знанием дела. Если вы никогда ранее не имели дела с составлением подобных документов, лучше пройти специальное обучение и составить бизнес-план на высоком уровне.

Куда обратиться за помощью

Чтобы стать участником государственной программы по выдаче денег, не нужно куда-то ехать или посещать столицу. Достаточно обратиться к органам власти.

Вы можете посетить:

  • Центр занятости;
  • Местную администрацию;
  • Департамент предпринимательства (своеобразное агентство поддержки).

Отправиться в данные представительства вы можете на любом этапе участия. До или здесь расскажут всё о правилах проекта, его участниках, требованиях к ним. Вы узнаете суммы, на которые сможете рассчитывать.

В рамках государственных программ проходит также обучение начинающих предпринимателей основам бизнеса. Вы освоите азы экономики, научитесь писать бизнес-план и познакомитесь с такими же будущими деятелями, как и вы.

Здесь можно уточнить всё о государственной поддержке: её условиях, развитии по регионам и какие шансы есть лично у вас для получения гранта. Общение с опытными бизнесменами даёт возможность получить некоторые важные теоретические знания.

Вся информация предоставляется в открытом доступе: любой желающий сможет пройти обучение, посетить семинары и получить ответы на волнующие вопросы. Государство старается сделать этот процесс для будущих предпринимателей максимально удобным.

Важность Федерального портала

Для ознакомления с субсидиями на открытие бизнеса создан сайт под названием «Федеральный портал малого и среднего предпринимательства». Сюда может зайти любой ИП, юридическое лицо или просто физическое.

Сайт включает информацию по каждому региону. Можно изучить статистику количества предприятий по разным периодам или просмотреть выплаты государственной поддержки.

Здесь также отображается:

  • Количество предприятий, получивших гранты;
  • Регулирующая нормативная база;
  • Новости регионов;
  • Меры предоставляемой правовой поддержки и их доступность по регионам;
  • Форма «вопрос-ответ», в которой вы можете узнать что-то для себя;
  • Калькулятор (при покупке патента).

Как оформляется субсидия

Для оформления государственной поддержки, вам потребуется:

  • Обучиться на трёхдневных курсах предпринимателей (по необходимости. Здесь расскажут об особенностях составления бизнес-плана. Курс длится несколько дней, по завершении которых выдаётся сертификат, подтверждающий вашу готовность на получение гранта);
  • Составить грамотный план именно по той сфере жизнедеятельности, на которую и выдаётся субсидия для бизнеса;
  • Собрать все документы и отнести их в местную администрацию или центр поддержки бизнеса. Написать заявление в качестве участника проекта;
  • Ожидание решения комиссии по одобрению вашего проекта (в течение 60 дней с даты принятия бизнес-плана);
  • По утверждении вашей заявки открыть юридическое лицо либо ИП (если вы ещё не зарегистрированы в данном статусе);
  • Открыть счёт в банке (здесь в качестве стороны соглашения должен фигурировать департамент предпринимательства, который выделит вам средства. В случае их ненадлежащего использования, они будут списаны в пользу государства);
  • Отнести банковский договор, справку об отсутствии долгов перед кредитными организациями и свидетельство о регистрации предпринимателя у налоговых служб в департамент предпринимательства;
  • В течение полугода на ваш счёт будут зачислены средства, и вы сможете ими распоряжаться в угоду своему бизнесу.

Ничего сложного в оформлении и получении гранта нет. Самый трудный момент – составление бизнес-плана. По его завершении специальная комиссия будет ознакомлена с условиями вашего проекта. После чего её представители зададут вам несколько вопросов касаемо эффективности внедрения разработки в жизнь.

Если вы успешно пройдёте это «собеседование», то деньги точно будут перечислены на ваш счёт.

Собираем документы

Чтобы подать заявку на грант, понадобится собрать пакет бумаг. В каждом регионе он может незначительно различаться.

В основном требуется:

  • Само заявление;
  • Бизнес-план со всеми расчётами, вычислениями и прогнозами;
  • Если вы уже зарегистрировались и функционируете в качестве предпринимателя, то могут запросить копии договоров с партнёрами;
  • Копии договоров аренды помещения либо свидетельства на собственность (при необходимости);
  • Копии имеющихся лицензий и разрешений на работу, производство и т. д.;
  • Справка из банка о том, что у вас есть счета;
  • Для ООО – копию ;
  • Копия выписки из реестра юридических лиц либо ИП;
  • Копия свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя;
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности и просроченных платежей;
  • Расписка участника о том, что раньше он не был предпринимателем (могут попросить вашу трудовую книжку, подтверждающую, что вы работали только по найму).

В зависимости от условий гранта, этот список может меняться в большую или меньшую степень. В любом случае к подготовке документов нужно подойти ответственно. На сбор даётся определённый срок. Если в него не уложиться, то денег от государства вам не видать.

Почему могут отказать

Получение субсидии от государства имеет большой перечень требований к начинающему предпринимателю. Несоблюдение хотя бы одного пункта может привести к отказу выдачи средств.

Рассмотрим эти пункты:

  • Выбор несоответствующей ниши бизнеса. Есть сферы, которые государство не финансирует, лучше выбрать те, что получают р егиональную поддержку малого бизнеса в первую очередь;
  • Заявлена слишком крупная сумма. Вы должны понимать, что государство не раздаривает средства, а выдаёт лишь тем, кто готов и сам вложиться. Поэтому, если в бизнес-плане указаны большие деньги, требующиеся со стороны бюджета, отказ последует однозначно;
  • Ошибки вашего проекта. Если в бизнес-плане есть какие-то неточности или фразы, вызывающие двоякое понимание, то комиссия вправе отказать. В нём должны содержаться только конкретные расчёты и информация по существу. Быстрая окупаемость и значимость вашего бизнеса для региона – вот, на что смотрят представители власти;
  • Повторная подача заявления. Если ранее вы уже получили деньги от государства, то во второй раз вам вряд ли это удастся. Правительство желает спонсировать именно новоявленных предпринимателей;
  • Если у вас уже зарегистрирован бизнес, то отказать могут по причине налоговых задолженностей , несвоевременной выплате подчинённым, при доходах сотрудников менее прожиточного минимума.

Кто может не рассчитывать

Государство не готово спонсировать каждую идею новоприбывшего предпринимателя. Интерес вызывают только социально значимые проекты, которые принесут пользу стране или отдельному региону. К тому же бизнес-план должен быть реалистичным и не быть плодом несбыточных фантазий.

Есть сферы, которые никогда не получат поддержку проекта со стороны государства. Если вы представитель одной из такой областей, то не рассчитывайте на гранты.

К ним относятся:

  • Производство табака;
  • Разлив алкоголя;
  • Кредитная деятельность;
  • Страховая компания;
  • Махинации на и ;
  • Сетевой бизнес;
  • Ломбарды.

Открытие и спонсирование предприятий в данных отраслях придётся осуществлять исключительно за свой счёт или путём оформления кредитов. Данные области не несут масштабной значимости для регионов, к тому же перенасыщены спросом и предложением.

Также, если у вас нет ни копейки на собственные идеи, то государство не пойдёт навстречу. В некоторых случаях условиями участия в конкурсе предусмотрено наличие хотя бы 25% от суммы поддержки развития бизнеса.

Если у вас лично или у предприятия имеются долги по банковским займам, тем более просроченным, можно даже не трудиться подавать документы – государство всё равно откажет.

Хотите стать предпринимателем

Проблемой большинства желающих открыть свой бизнес является психологический страх перед новым и переживание за то, что можно всё потерять на начальном этапе. Это обычное явление, которое проходит только со временем. Если всё время думать и волноваться – ничего не получится.

Для открытия собственного бизнеса нужно приложить максимум усилий, не жалеть времени и себя лично. Ещё одна проблема современных молодых людей в том, что они думают, сразу, а лучше получить их безвозмездно. С таким подходом вряд ли что-то получится.

Предприниматель должен совершенствовать свои навыки в той сфере, в которой он имеет широкие познания. Нужно сконцентрироваться не на деньгах, а на деле.

Освоение подходящей литературы, посещение всевозможных семинаров и курсов – важный этап подготовки себя в качестве будущего руководителя. Одним из наиболее действенных подходов к правильному открытию своего дела является общение с опытными предпринимателями.

Вы должны рассчитывать свои силы. Важно понимать, что любая остановка в деле может привести к потере вложенных средств, а заново восстанавливать — ещё более сложный процесс.

Чтобы государство безвозмездно выделило средства на ваш бизнес, уделите максимальное влияние своему бизнес-плану. Определитесь с нишей, которую займёт предприятие. От этого зависят дальнейшие расчёты и выдача гранта.

  • Просите в первый раз небольшую сумму и только на самое необходимое, это привлечёт взоры комиссии, которая будет уверена, что вы действительно ;
  • Составьте оригинальный проект , он должен быть уникальным. Его выгодное отличие от других позволит попасть на утверждение комиссии;
  • Обозначьте верно цели проекта . Ими не могут быть цели получения денег или , машины для себя. Вы должны сформулировать такие предложения, которые не касаются вас лично и ваших заработков. Они могут быть направлены на развитие региона, помощь населению, развитие экспорта и прочее, то есть на то, что важно стране и её экономическому подъёму.

О государственной поддержке предпринимательства в России

ФЕЛИКС ШАМХАЛОВ
кандидат экономических наук, главный редактор издательства "Экономика"
(Россия)

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности
Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Организационные аспекты
поддержки предпринимательства

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

Законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

Правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

Обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

Система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

Государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;

Ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Политика , которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой . Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики.

Следует отметить, что теоретики неолиберализма отказывают государственным служащим в ее проведении. Д.Сакс, советник Президента РФ в начале 90-х годов, так обосновывает этот тезис:

чиновник хуже разбирается в устройстве рынка, чем предприниматель;

чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

промышленная политика нередко создает обильную почву для коррупции.

Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова . В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ.

Свои особенности имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России.

Программа действий правительства РФ на 1995-1997 гг. впервые включает меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике. Предполагается, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы.

Переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Важное значение для развития предпринимательства имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии "парашютируют" чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации.

В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного сотрудника после отставки из государственной службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.

Экономические методы влияния
на предпринимательство

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий. В ходе приватизации не решена задача избавления бюджета от необходимости дотирования убыточных предприятий.

Приватизация имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.

Коммерческие организации в период массовой приватизации не захотели стать собственниками государственных предприятий, поскольку это не сулило высокой прибыли и быстрой окупаемости капитавложений.

Иностранные инвесторы весьма осторожно подходили к покупке акций предприятий в силу недостаточности политических и правовых гарантий последующей деятельности. Однако в тех случаях, когда гарантии предоставлялись, иностранные инвесторы не всегда становились эффективными собственниками. Так случилось, например, с российской алюминиевой промышленностью. Лондонская торговая компания Trans World Metals Ltd стала владельцем 50% капитала крупнейшего в мире Братского алюминиевого завода, 60% - третьего по величине в России Саянского алюминиевого завода и долей капитала других предприятий отрасли. Они имеют ряд льгот за счет российского бюджета (более 300 млн долл. в год): избавлены от пошлин за ввоз и вывоз продукции, пользуются льготными тарифами за электроэнергию. В результате рентабельность торговой компании достигла сотен процентов, но она практически ничего не вложила в модернизацию российских заводов.

Частные собственники также не стремились покупать предприятия, а если и покупали, то не для развития производства, а для проведения выгодных финансовых операций.

Приватизация показала, что часть руководителей вопреки интересам предприятий создала коммерческие структуры для сбыта продукции и присвоения подчас всей прибыли, принадлежащей предприятию, "увода" большей ее доли за счет задержки перечисле- ния полученных за проданную продукцию средств.

Не оправдали себя инвестиционные конкурсы, при которых победитель получает в собственность, как правило, относительно небольшой пакет акций обреченного предприятия, но зато по цене значительно ниже рыночной.

Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новый передел собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.

Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный характер: через налоги у предприятий изымается до 85 - 90% прибыли.

Избегая высокого налогообложения, предприятия нередко стремятся уменьшить прибыль путем увеличения затрат. Наблюдается рост убыточных предприятий. В промышленности их около 1/3. Чтобы минимизировать налоги, малый бизнес вынужден проводить до половины операций в сфере наличного оборота, не оформляя юридически 30 - 45% выполняемых работ.

Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов (например, на федеральном уровне применяются налог на прибыль, налог на повышение фонда потребления, налог на добавленную стоимость, акцизы, госпошлина, сборы за пользование природными ресурсами, за операции с ценными бумагами и т.д.). Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчетам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов в ВВП России достигает 60%, тогда как во Франции - 44, Италии - 39, Германии - 38, Великобритании - 37, Канаде - 35, Испании - 34, Японии - 31, США - 30%.

Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, обеспокоены возможностью отмены многих налоговых льгот в соответствии с проектом Налогового кодекса. По пути сокращения налоговых льгот идут и субъекты РФ.

Система налоговых льгот сформировалась в основном в 1993 - 1995 гг. и была направлена на сохранение и создание рабочих мест для незащищенных слоев населения, сдерживание роста цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, медикаменты), оборудование, работы и услуги, оплачиваемые из бюджета.

Однако в связи с изменением экономической ситуации в стране значительное число льгот перестало решать задачи, ради которых они устанавливались. Произошло насыщение рынка, главным ограничителем роста стал платежеспособный спрос.

Порожденный ошибками в налоговой системе и структурной перестройке хозяйства экономический кризис снизил возможности бюджетной поддержки предпринимательства.

Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики . Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается "бегство от расчета деньгами": предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей - векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.

Нерешенными остаются многие вопросы, от которых зависит приток капиталов в экономику, в частности, отсутствует четкая программа дальнейшего развития страны и долгосрочная инвестиционная политика. Дефицит бюджетных средств для поддержки инвестиционных программ и предоставления государственных гарантий под западные инвестиции, неадекватная для интересов инвесторов законодательная, нормативная и административная база, тяжелая налоговая и неустойчивая таможенная политика, неоднородная социально-психологическая ситуация сдерживают развитие инвестиционных процессов. При значительных объемах финансовых средств коммерческих и банковских структур наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли бы использоваться в качестве инвестиционных ресурсов, а также предложений технических средств и оборудования из-за снижения производства в отраслях, производящих продукцию инвестиционного назначения. В наибольшей степени нехватка инвестиций коснулась перерабатывающих отраслей, наиболее привлекательных для малого бизнеса.

Несмотря на сложность ситуации, перспективы тем не менее далеко не безнадежны. Анализ тенденций поведения и ожиданий потенциальных инвесторов позволяет сделать вывод о возможности появления в ближайшие годы предпосылок к началу долгожданного инвестиционного бума и перелома в формировании благоприятного инвестиционного климата.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.

Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий . Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции).

В настоящее время предполагается переход к новым принципам ценового регулирования: возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики действительно необходимых эксплуатационных и капитальных затрат; обеспечение получения обоснованной прибыли на используемый капитал; дифференциация тарифов для различных групп потребителей и регионов России; сокращение масштабов перекрестного субсидирования; введение дифференцированных цен на природный газ; прекращение субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок; сближение тарифов по категориям потребителей услуг связи и сокращение дотирования и др.

Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий . Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций . Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов . Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить г осударственную поддержку МСП?

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках. Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка. В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты. Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем ( , рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ. Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Если будущий предприниматель хочет получить помощь от государства, он должен подготовить бизнес-план. Готовый проект нужно подать в центр занятости. Гражданин должен состоять на учете, как безработный. Размер субсидии, предоставляемой на создание своего дела, составляет 58 800 рублей. Период рассмотрения бизнес-плана может доходить до 6 месяцев.

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Интересный факт! Несмотря на обширный перечень документации, основной бумагой является бизнес-план. Опираясь на него, сотрудники учреждения будут принимать решение о возможности предоставления помощи в создании своей компании. По этой причине к составлению проекта стоит подойти тщательно.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело. Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Интересный факт! Зарубежный опыт показал, что малый бизнес нуждается во всесторонней поддержке со стороны государства. Помощь должна оказываться стабильно. Чтобы малое и среднее предпринимательство чувствовало себя комфортно, политика должна быть направлена в сторону поддержки сферы.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Интересный факт! В США ежегодно регистрируются больше 600 000 предпринимателей. Однако уже через 12 месяцев 500 000 из них закрывают созданные предприятия. Дело в том, что американцы очень мобильны. Почувствовав, что компания не приносит ожидаемую прибыль, они закрывают ее и начинают ведение деятельности в другой сфере.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

Любое государство заинтересовано в развитии предпринимательства. Увеличение количества ведущих активную деятельность маленьких предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом. Кроме того, огромные корпорации не могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и неспособны вовремя удовлетворить изменяющиеся потребности населения.

Поддержка малого бизнеса 2020, гос программы содействия частному предпринимательству - достаточно распространенная практика в западных странах. Чаще всего интерес у властей вызывают небольшие местные компании, улучшающие экономическую ситуацию в отдельно взятом городе: предоставление им различных льгот и субсидий позволяет повысить конкурентоспособность продукции и инвестиционную привлекательность региона.

В России такая форма помощи встречается реже: органы самоуправления на местах обычно не располагают необходимым для реализации подобных мероприятий бюджетом. Тем не менее, отечественные предприниматели могут воспользоваться альтернативным вариантом - внедряемой на федеральном уровне программой содействия развитию МСП, включающей в себя множество способов как финансовой, так и инфраструктурной поддержки вновь созданного бизнеса.

Кто может рассчитывать на помощь?

Изучая государственную политику в отношении частных предпринимателей, можно отметить, что действующие программы финансовой и нематериальной поддержки ориентированы преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выяснить, относится ли отдельно взятая компания к этой категории, необходимо принять во внимание среднесписочную численность работников и объем годового оборота:

Формат предприятия

Таким образом, на получение помощи ИП от государства в 2020 году могут претендовать исключительно указанные субъекты предпринимательства при условии, что они соответствуют некоторым дополнительным требованиям:

  • Срок существования - не более двух лет;
  • Субъект МСП зарегистрирован в налоговой службе;
  • У предприятия нет задолженности по налоговым и фондовым отчислениям.

Средства распределяются между соискателями неравномерно: чтобы повысить вероятность успеха в привлечении стороннего финансирования, предприниматель должен работать в одном из приоритетных на сегодняшний день направлений:

  • Производство товаров первой необходимости;
  • Услуги экологического туризма;
  • Различные направления народного творчества;
  • Агропромышленный сектор;
  • Жилищно-коммунальное хозяйство;
  • Социальное предпринимательство;
  • Научно-техническая сфера.

Где можно получить помощь?

Полномочиями, связанными с решением вопросов о предоставлении помощи предпринимателям, обладают многие инстанции и организации. Каждая из них действует в обозначенной сфере и располагает собственным бюджетом:

  1. Городская администрация. В отделе экономического развития можно получить информацию обо всех видах федеральных и местных программ финансовой поддержки малого бизнеса 2020 года;
  2. Фонды поддержки предпринимательства. Проводят экспертизу представленных предпринимателями проектов и на основании полученных результатов выделяют средства для финансирования малых предприятий;
  3. Торгово-промышленные палаты. Предоставляют бесплатные консультации по вопросам маркетинга, финансов, правовой поддержки и сертификации, а также помогают принять участие в различных федеральных и международных выставках;
  4. Бизнес-инкубаторы. Оказывают начинающим предпринимателям инфраструктурную поддержку, предоставляют площади и оборудование для ведения деятельности;
  5. Венчурные фонды. Определяют наиболее перспективные стартапы и выделяют гранты на поддержку малого бизнеса 2020 года. Приоритетными для фондов являются научно-технические и инновационные проекты.

Виды программ

Программы гос поддержки предпринимательской деятельности 2020 года реализуются на разных административных уровнях. В соответствии с масштабами и объемами финансирования их можно классифицировать как:

Федеральные программы:

  • Предназначены для реализации в масштабах страны;
  • Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2020 году;
  • Оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов;
  • Реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.

Региональные программы:

  • Действуют в границах административных регионов;
  • Оперируют бюджетом конкретного края или области;
  • Предназначены для развития региональной инфраструктуры.

Местные программы:

  • Реализуются для городских или районных предпринимателей;
  • Имеют сравнительно небольшой объем финансирования;
  • Решают местные задачи экономического характера.

Прямая финансовая помощь

При субсидировании средства в рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года выдаются предпринимателю безвозмездно. В иных случаях речь идет о льготных кредитах и займах, предоставляемых на длительный срок по сниженной процентной ставке. Тем не менее, любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, деньги можно израсходовать на:

  • Аренду помещения или земельного участка;
  • Закупку основных средств;
  • Приобретение сырья и расходных материалов;
  • Покупку производственного оборудования.

Гранты

Данный вид финансирования доступен не только для бизнесменов, приступающих к регистрации своего первого предприятия, но и для тех, кто занимается коммерческой деятельностью не более двух лет. Проведением конкурсов среди предпринимателей и распределением грантов занимаются:
  1. Департамент по развитию предпринимательства;
  2. Департамент экономического развития;
  3. Местные органы самоуправления;
  4. Фонды поддержки МСП;
  5. Союзы предпринимателей.

Местные власти в начале каждого года уточняют перечень приоритетных видов деятельности: ознакомиться с этой информацией можно на сайте центра поддержки предпринимательства. Чаще всего предпочтительными становятся научные разработки (30% от общей суммы финансирования), проекты с высокой социальной значимостью (30%), производство и агропромышленный сектор (20%), а также торговля (12%). В соответствии с законодательством гранты не могут получить предприятия, производящие подакцизные товары, работающие с недвижимостью или инвестициями, добывающие полезные ископаемые или осуществляющие игровую деятельность.

Разумеется, объем финансирования зависит от бюджета региона. Так, в Москве, Самаре или Перми предприниматель может рассчитывать на 500000 рублей, тогда как в остальных областях размер гранта ограничен на уровне 300000 рублей. Предполагается, что эти средства будут направлены на покрытие 30–50% от общей сметы проекта. Оставшуюся часть денег бизнесмену придется изыскать самостоятельно.

Чтобы подтвердить обоснованность своих претензий на грант, необходимо при помощи документов доказать принадлежность компании к категории МСП по количеству рабочих мест и сумме годового оборота.

Кроме того, предприниматель должен:

  • Предоставить документальное подтверждение отсутствия иной финансовой помощи;
  • Предъявить Свидетельство о регистрации, учредительные документы, бизнес-план;
  • Подтвердить банковской выпиской наличие собственных средств;
  • Запросить справку о положительной кредитной истории в Национальном бюро.

Льготное кредитование

Льготное кредитование - один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса 2020. Как и при выделении грантов, вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таковым относятся инновации, производство товаров первой необходимости, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство.

По вопросам кредитования следует обращаться не только в государственные учреждения и фонды, но и непосредственно в банки или кредитные сообщества: многие из них разрабатывают собственные продукты для предпринимателей. Целевое расходование денег проверяется в любом случае - это может быть:

  • Финансирование приобретения основных средств, производственного оборудования для реализации новых проектов;
  • Возмещение текущих расходов, связанных с проектом (до 30% от суммы кредита);
  • Пополнение оборотных средств.

Кредит предоставляется в форме единоразовой выплаты, возобновляемой или невозобновляемой линии на сумму от 50 миллионов до миллиарда рублей. Срок действия договора может быть любым, однако льготная программа действует на протяжении максимум трех лет. Также для участия в ней предприниматель должен инвестировать в проект собственные средства в объеме:

  • 20% для кредитов на сумму от 500 млн рублей;
  • 20% для кредитов, погашение которых предполагается из прибыли, полученной в результате запуска финансируемого проекта;
  • Без ограничений - для остальных инвестиционных проектов.

Процентные ставки за пользование кредитом устанавливаются для малых предприятий на уровне 11–11,8% годовых, для средних - от 10% годовых.

Микрозаймы

В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100000 до 3000000 рублей может стать иная форма поддержки малого бизнеса 2020 года - предоставление микрозаймов. Чтобы воспользоваться подобной помощью, предприятие должно работать в одной из следующих отраслей:

  • Агропромышленное производство;
  • Строительство;
  • Товарное производство и переработка продукции;
  • Инновационная и научная деятельность;
  • Сфера услуг.

Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по ставке 10% годовых. Целевое назначение такого финансирования предполагает:

  • Пополнение товарного запаса и оборотных средств;
  • Аренду или приобретение объектов коммерческой недвижимости;
  • Ремонт объектов недвижимости;
  • Аренду или приобретение коммерческого транспорта;
  • Закупку станков и технологических линий;
  • Закупку сырья и материалов;
  • Рефинансирование ранее оформленных кредитов.

Финансовое учреждение может потребовать обеспечение кредита залогом со стороны предпринимателя. При сумме до 300000 рублей в качестве такового используют либо движимое и недвижимое имущество, либо поручительство. При объемах кредитования, превышающих указанный лимит, применяют эти виды гарантии совместно.

Косвенная финансовая помощь

Нет ничего удивительного в том, что предпринимателей в первую очередь интересует вопрос о том, . Однако на реализацию остальных видов поддержки государство выделяет намного больше средств: данное обстоятельство заставляет задуматься о более внимательном изучении альтернативных видов помощи МСП.

Налоговые каникулы

Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки МСП предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса в 2020 году:

  • Для ИП, использующих УСН - возможность снижения ставки с 6% до 1%;
  • Для ИП, использующих ПСН - снижение размера потенциального дохода с 1000000 рублей до 500000 рублей в год;
  • Для ИП, использующих ЕНВД - возможность снижения ставки с 15% до 7,5%.

Начинающим предпринимателям льготы 2020 года могут быть предоставлены без ограничений, поскольку закон продлевает срок действия программы по 2020 год включительно. Дополнительно установлены правила применения налоговых каникул:

  • Снижение ставки допускается только для предприятий, зарегистрированных в первый раз. Действующие ИП такую льготу получить не могут;
  • Для применения специальной ставки налогообложения предприятие должно перейти на ЕНВД, УСН или ПСН не позднее, чем через два года после регистрации;
  • Льготу можно назначать на срок не более двух лет;
  • Налоговые каникулы в 2020 году предоставляется предпринимателям, работающим в социальной, производственной либо научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70% от общей суммы прибыли.

Компенсация ставок по кредитам

Сложно найти какой-либо вид предпринимательской деятельности, не требующий периодического кредитования. Обращаясь в банки, владельцы компаний в отсутствие альтернативы чаще всего вынуждены принимать не самые выгодные предложения. На первый взгляд кажется, что исправить ситуацию невозможно, однако, выход есть и здесь: соответствующая программа государственной поддержки малого бизнеса в России 2020 позволяет в известной степени уменьшить кредитную нагрузку.

Разумеется, возмещение тела кредита по-прежнему остается основной задачей предпринимателя. Но частично компенсировать процентную ставку за пользование кредитом можно и за счет государства. Помощь предоставляется в объеме:

  • 1/3 от установленной на 2020 год ставки рефинансирования (7,75%) для договоров со сроком действия менее двух лет;
  • 1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок от 2 до 3 лет;
  • 2/3 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок более трех лет.

Цель кредитования имеет значение и в этом случае: средства должны быть направлены на приобретение основных средств, закупку оборудования, сырья и материалов, расширение и реконструкцию производства. Оценка целесообразности выделения помощи проводится на основании приведенных в бизнес-плане данных о социальной и экономической пользе проекта. К социальным критериям относятся:

  • Создание дополнительных рабочих мест;
  • Увеличение заработной платы сотрудникам.

Не менее важными являются экономические критерии эффективности проекта:

  • Рост финансирования закупки основных средств;
  • Увеличение объема работ;
  • Количественный прирост объема произведенных товаров.

Поручительство по кредитам

Банки в попытке улучшить свои финансовые показатели и уменьшить риски регулярно ужесточают требования к заемщикам из числа субъектов МСП. По этой причине количество владельцев компаний, сумевших обойти все бюрократические препятствия и получить желаемое финансирование, постоянно уменьшается.

Между тем, предприниматели могут воспользоваться действенным способом решения проблемы - государственной программой поддержки малого бизнеса 2020 в области предоставления гарантий по кредитам. Ее реализацией сегодня занимаются финансируемые из федерального или регионального бюджетов фонды содействия предпринимательству.

Приоритетными для них направлениями являются:

  • Производство продукции;
  • Народные промыслы;
  • Научные разработки, инновации;
  • Строительство;
  • Социальный бизнес;
  • Жилищно-коммунальная сфера;
  • Транспортные услуги;
  • Связь и телекоммуникации;
  • Внутренний туризм.

Бизнесменам, работающим в этих отраслях, предоставляется максимальная гарантия, позволяющая получить до 70% от требуемого обеспечения; соответственно, оставшиеся 30% предприниматель должен изыскать самостоятельно. Для неприоритетных отраслей гарантии несколько меньше - в пределах 50%. Кроме того, услуга является платной: за ее предоставление фонд взимает 0,75–1,25% от суммы поручительства.

Кредит в любом случае выдает принимающий участие в государственной программе банк, поэтому заемщик прежде всего должен соответствовать требованиям избранного для сотрудничества финансового учреждения. Что же касается гарантийных фондов, то их условия несколько лояльнее:

  • До обращения в фонд предприятие должно работать не менее полугода;
  • Предприниматель не должен иметь долгов по налогам и платежам в ПФР;
  • Соискатель должен предоставить залог в размере 30–50% от суммы кредита.

Компенсация лизинговых платежей

В качестве альтернативы аренде лизинг стал не только весьма популярным среди предпринимателей способом получения оборудования, но и отдельным эффективным инструментом в перечне программ поддержки малого и среднего бизнеса 2020. По сути, владельцам компаний предлагается механизм частичного субсидирования лизинговых платежей: для получения подобной помощи предприниматель должен обратиться в региональное представительство Министерства экономического развития. Возмещение расходов осуществляется на долевой основе с некоторыми ограничениями:

  • Частичная компенсация первого взноса по заключенному договору лизинга в размере до 50%. Вместе с тем сумма возмещения не должна превышать 500000 рублей;
  • Частичная компенсация регулярных лизинговых платежей в объеме до 2/3 от ставки рефинансирования. Общая сумма субсидии не должна превышать 5 млн рублей.

Поддержку могут получить субъекты предпринимательства, заключившие договоры на лизинг производственного оборудования, станков, технологических линий, грузовых и малотоннажных транспортных средств и машин. Субсидия не предоставляется:

  • Компаниям, приобретающим оборудование для торговой деятельности;
  • Предприятиям, вынужденным оплачивать штрафные санкции по договору;
  • Предпринимателям, не продемонстрировавшим должный уровень социальной эффективности и не создавшим по одному рабочему месту на каждый миллион рублей компенсации;
  • Компаниям, работающим в сферах кредитования и страхования, аудита, управления финансами вкладчиков, азартных игр и тотализаторов, недвижимости и торговли.

Помощь фермерам

Государственная поддержка малого бизнеса в России 2020 включает наличие отдельной программы содействия предпринимателям, работающим в приоритетном для страны агропромышленном секторе. Начинающим фермерам компенсируют до 90% от общей документально подтвержденной суммы расходов на:

  1. Покупку земли сельскохозяйственного назначения;
  2. Строительство дома и обустройство быта;
  3. Проектирование производственных цехов и складов;
  4. Покупку и ремонт производственных цехов и складов;
  5. Строительство подъездных путей к производственным объектам;
  6. Подключение цехов и складов к инженерным сетям;
  7. Покупку сельскохозяйственной и грузовой техники, производственного оборудования;
  8. Покупку посадочного материала;
  9. Покупку удобрений и гербицидов.

Субсидия может быть получена фермерским хозяйством только один раз - в первые полгода работы предприятия. Максимальный объем финансирования достигает 1,5 млн рублей: перечисленные в 2020 году средства необходимо освоить в течение 18 месяцев.

Несколько иначе выглядит помощь для предпринимателей, создающих семейные животноводческие фермы: в этом случае сумма гранта увеличивается до 3 млн рублей, однако, соискатель должен представить доказательство наличия у него собственных средств в объеме не менее 40% от суммарной стоимости проекта. Израсходовать деньги нужно в течение 24 месяцев на заранее оговоренные цели:

  • Проектирование фермы;
  • Строительство и оснащение фермы;
  • Строительство и оснащение цехов для переработки продукции;
  • Покупку и монтаж оборудования для фермы;
  • Покупку сельскохозяйственных животных.

Государственная комиссия в обязательном порядке проводит среди соискателей конкурс. Подготовка фермеров оценивается по следующим критериям:

  • Высшее образование, опыт работы в агропромышленном секторе или ведение собственного подсобного хозяйства в течение 10 лет;
  • Качественный бизнес-план;
  • Собственные средства в объеме 40% от заявленной стоимости проекта;
  • Заключенные с потребителями продукции договоры;
  • Успешная предпринимательская деятельность на протяжении 6 месяцев.

В 2020 году произойдут изменения в механизме выдачи грантов для фермеров. Ожидается, что государство будет перечислять деньги на счет предприятия не одним платежом, а поэтапно, по мере освоения предыдущих частей.

Другие виды помощи

Кроме прямой или косвенной финансовой господдержки малого бизнеса, в 2020 году предпринимателям доступны и другие виды помощи, предполагающие создание более комфортных условий для ведения деятельности.

Аренда муниципальной собственности

Федеральные и местные власти часто располагают недвижимой собственностью, используемой неэффективно либо не используемой вообще. Разработчики программы помощи МСП посчитали целесообразной передачу таких муниципальных объектов в аренду начинающим предпринимателям на льготной основе.

Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды:

  • В течение первого года тариф составляет 40% арендной платы;
  • В течение второго года - 60%;
  • В течение третьего года - 80%;
  • За четвертый и последующие годы предприниматель платит полную ставку.

Видео по теме

Компенсация участия в выставках

Даже располагающие информацией о действующих программах поддержки бизнеса предприниматели зачастую не знают о подобном виде помощи. На самом деле субъект СПМ может постфактум компенсировать до половины от общего объема расходов, связанных с выставочной деятельностью, при условии, что сумма субсидии не превысит 150 тысяч рублей в год. Возмещению подлежат такие затраты, как:

  • Аренда площади, установка стендов, создание выставочной инфраструктуры;
  • Перевозка экспонатов до места демонстрации и обратно;
  • Организация переговоров, презентаций, печать рекламных материалов;
  • Услуги переводчика.

Для получения компенсации необходимо предоставить в местный Центр поддержки предпринимательства заявление, договор с организаторами выставки, копию документа об оплате участия в мероприятии, а также акт выполненных работ.

Компенсация расходов на обучение

Многие вновь созданные предприятия сталкиваются с проблемой недостаточной квалификации сотрудников. Расходы на их обучение на различных тренингах, семинарах и курсах в первое время могут оказаться нежелательной нагрузкой на бизнес. Между тем, и на этот случай существует программа возмещения затрат: нужно лишь представить в соответствующие инстанции доказательства прохождения обучения в виде оплаченных счетов, дипломов или заключенных с учебными центрами договоров. Субсидированию подлежат 50% издержек на сумму не более 40 тысяч рублей в год.

Разумеется, такую относительно небольшую компенсацию руководство крупного предприятия вряд ли станет рассматривать в качестве серьезной мотивации. Однако следует вспомнить о том, что почти все компании вынуждены регулярно отправлять своих юристов и бухгалтеров на различные семинары, а потому частичное возмещение стоимости обучения можно считать поощрительным бонусом для развивающегося малого бизнеса.