Типы инноваций осло. Международные стандарты в сфере управления инновационной деятельностью: Руководство Фраскати и Руководство Осло

Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств являются:

· средства предприятия;

· часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;

· остатки фондов экономического стимулирования предприятия;

· чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· собственные средства негосударственных юридических лиц;

· заемные и привлеченные средства;

· кредиты государственных коммерческих банков;

· кредиты других предприятий и организаций;

· средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;

· личные средства субъектов приватизации;

· именные приватизационные чеки;

· средства личных приватизационных счетов работников предприятия;

· иностранные инвестиции .

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

2. продажа акций, принадлежащих государству;

Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

Безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

Мировой опыт приватизации

Публикации по экономике >>>

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло...

Долговая политика государства
Цель работы - выявить негативные тенденции в экономике Украины, обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализировать показатели долговой устойчивости Украины. Ключевые слова: государственный долг, долговая политика государства, внутренние государственные займы, государственные гарантии. Долговая политика государства...

ГОРОДА МОСКВЫ

О приватизации государственного имущества города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 11 марта 2009 года N 2 (Тверская, 13, N 35, 24.03.2009);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 27.07.2010);
(Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 32, 08.06.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.06.2013);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.04.2017).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы (далее - имущество города Москвы).

Статья 1. Цель и правовая основа приватизации имущества города Москвы

1. Основной целью приватизации имущества города Москвы является повышение экономической и социальной эффективности его использования.

2. Приватизация имущества города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) рассмотрение отчетов о результатах приватизации имущества города Москвы;

3) осуществление контроля за исполнением законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы.

Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие нормативных правовых актов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) определение порядка разработки программы приватизации имущества города Москвы и ее утверждение;

3) определение порядка разработки и утверждения условий конкурсов по продаже имущества города Москвы и порядка осуществления контроля за исполнением условий данных конкурсов;

3.1) определение сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается информация о приватизации имущества города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

4) ежегодное представление в Московскую городскую Думу не позднее 1 апреля отчета о результатах приватизации имущества города Москвы в предшествующем году;

5) определение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, обеспечивающего приватизацию имущества города Москвы (далее - уполномоченный орган);

6) определение компетенции уполномоченного органа в сфере приватизации;

7) определение специализированной организации по продаже имущества города Москвы;

8) определение особенностей приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

9) утверждение регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

10) утверждение порядка представления документов, необходимых для подготовки решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

11) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году;

12) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - ;

13) утверждение порядка подведения итогов продажи имущества города Москвы и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи имущества города Москвы без объявления цены;

14) осуществление контроля за реализацией программ приватизации имущества города Москвы и за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

15) утверждение порядка управления находящимися в собственности города Москвы акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, а также полномочий высшего органа управления хозяйственного общества - общего собрания акционеров (участников) в случаях, когда в собственности города Москвы находится 100 процентов акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества (пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ;

16) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

17) определение перечня и порядка приватизации стратегически важных для города Москвы имущественных комплексов государственных унитарных предприятий города Москвы;

18) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.

Статья 4. Программа приватизации имущества города Москвы

1. Планирование приватизации имущества города Москвы осуществляется посредством утверждения программы приватизации имущества города Москвы, которая составляется уполномоченным органом на трехлетний (среднесрочный) период с разбивкой по годам.

2. Программа приватизации имущества города Москвы содержит перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, акций (вкладов), долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, находящегося в собственности города Москвы и планируемого к приватизации в соответствующий период, а также характеристику приватизируемого имущества, предполагаемые сроки и способы приватизации, прогнозируемые суммы доходов, связанные с приватизацией, в том числе по годам реализации программы (часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 .

3. Правительство Москвы утверждает программу приватизации имущества города Москвы на трехлетний (среднесрочный) период не позднее 1 июля года, предшествующего году начала ее реализации.

4. Органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем за 10 месяцев до указанного в части 3 настоящей статьи срока направляют в уполномоченный орган предложения о приватизации находящихся в их ведомственном подчинении государственных унитарных предприятий города Москвы, продаже находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества города Москвы, экономическое обоснование целесообразности приватизации имущества города Москвы, а также способа и условий приватизации
(Часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

Статья 5. Способы приватизации имущества города Москвы

1. Приватизация имущества города Москвы осуществляется следующими способами:

1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в акционерное общество;
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

1.1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в общество с ограниченной ответственностью Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19);

2) продажа имущества города Москвы на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) продажа имущества города Москвы (акций либо доли в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ) на конкурсе, если в отношении указанного имущества необходимо выполнить определенные условия;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

6) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

7) продажа имущества города Москвы посредством публичного предложения;

8) продажа имущества города Москвы без объявления цены;

9) внесение акций и иного имущества города Москвы в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Приватизация имущества города Москвы посредством публичного предложения применяется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

3. Приватизация имущества города Москвы без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

4. Продажа имущества города Москвы, предусмотренная пунктами 2-4, 7 и 8 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством (часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 6. Решение об условиях приватизации имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган с учетом мнения органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в процессе приватизации имущества города Москвы, принимает в соответствии с утвержденной программой приватизации имущества города Москвы решение об условиях приватизации имущества города Москвы и осуществляет контроль за исполнением данных условий.

2. В решении об условиях приватизации имущества города Москвы должны содержаться следующие сведения:

1) наименование имущества, место его нахождения и иные данные, позволяющие его индивидуализировать;

2) способ приватизации;

3) нормативная цена приватизируемого имущества города Москвы, установленная в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

4) начальная цена приватизируемого имущества города Москвы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

5) срок рассрочки платежа за приобретенное имущество города Москвы (в случае ее предоставления);

6) иные необходимые сведения (в том числе об обременении объекта приватизации).

3. Решение об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы должно содержать сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, а также сведения о:

1) составе подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) перечне объектов имущества, а также исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) размере уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования государственного унитарного предприятия города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) количестве, категориях и номинальной стоимости акций акционерного общества или номинальной стоимости доли города Москвы в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Со дня утверждения программы приватизации имущества города Москвы и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества государственное унитарное предприятие города Москвы без согласия собственника или его уполномоченного органа не вправе (абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 :

1) сокращать численность работников указанного государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), приводящие к отчуждению либо обременению активов государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) получать кредиты;

4) осуществлять выпуск ценных бумаг;

5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ;

6) выступать в качестве поручителя по обязательствам иных физических и юридических лиц.

Статья 7. Обременение приватизируемого имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган вправе принимать решение:

1) об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, одновременно с принятием решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

2) о прекращении или изменении условий обременения в случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Собственник имущества, приобретенного в порядке приватизации имущества города Москвы, в случае нарушения установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, несет ответственность, установленную федеральным законодательством.

Статья 8. Продавцы объекта приватизации имущества города Москвы

Продажу имущества города Москвы осуществляют:

1) специализированная организация по продаже имущества города Москвы;

2) организации-продавцы, избранные на конкурсной основе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3) уполномоченный орган (пункт дополнительно включен с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 9. Особенности приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы

1. Приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

2. В договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) включаются обязательства нового собственника по восстановлению и сохранению соответствующего памятника истории и культуры, которые являются обременениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, оформляемом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

3. Перечни объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, формирует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия после утверждения перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена. Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена, устанавливается законом города Москвы.

4. Независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.

5. Требование части 4 настоящей статьи не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, если другая часть такого объекта на момент вступления в силу настоящего Закона не является собственностью города Москвы.
Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

6. В случае принятия уполномоченным органом решения о приватизации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), расположенного на земельном участке, который (часть которого) находится в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в договоре купли-продажи объекта культурного наследия должны устанавливаться ограничения использования земельного участка, предусмотренные законодательством об объектах культурного наследия.

Статья 10. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы

1. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы подлежат зачислению в бюджет города Москвы.

2. Срок внесения платы за приватизированное имущество города Москвы не должен превышать 30 дней со дня заключения договора купли-продажи.
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3. Решение о предоставлении рассрочки по оплате приобретаемого покупателем имущества города Москвы может быть принято в случае приватизации такого имущества путем продажи без объявления цены. Срок рассрочки не может превышать одного года. Покупатель вправе оплатить приобретаемое в рассрочку имущество досрочно.

4. Передача покупателю имущества, приобретаемого в рассрочку, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора.

5. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество признается находящимся в залоге для обеспечения покупателем его обязанности по оплате приобретенного имущества.

Статья 11. Приватизация земельных участков

Приватизация объектов нежилого фонда (зданий, строений и сооружений), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется одновременно с приватизацией земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 12. Особенности отчуждения недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства

1. Отчуждение недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" .

2. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью до 1000 кв. метров принимает уполномоченный орган. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью 1000 кв. метров и более принимает Правительство Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 .

3. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества города Москвы составляет пять лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 ; в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2016 года Законом города Москвы от 11 мая 2016 года N 20 .

4. Часть утратила силу с 4 августа 2014 года - Закон города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 ..

Статья 13. Информационное обеспечение приватизации имущества города Москвы

1. Информационное сообщение о приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Правительством Москвы (далее - сайты в сети "Интернет").
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже имущества города Москвы подлежат сведения, установленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе сведения о сервитутах и других обременениях приватизируемого имущества города Москвы.

3. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Информация о результатах сделок приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в течение 10 дней со дня совершения указанных сделок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы посредством публичного предложения подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
(Часть дополнительно включена с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

Статья 14. Финансовое обеспечение приватизации имущества города Москвы

Расходы и виды расходов на организацию и проведение приватизации имущества города Москвы устанавливаются в бюджете города Москвы.

Статья 15. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Часть 3 статьи 9 вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена.

3. Статья 12 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Законом города Москвы от 7 июля 2010 года N 32 ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

4. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" ;

2) Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ВОПРОСЫ ИЗМЕРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третье издание

Совместная публикация ОЭСР и Евростата

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЕ БЮРО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

Перевод на русский язык, издание второе исправленное

Москва, 2010

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

ОЭСР является уникальным форумом, где правительства 30 демократических стран совместно работают над решением экономических, социальных и экологических проблем, порождаемых глобализацией. Цель ОЭСР - помочь правительствам различных государств реагировать на такие новые явления и задачи, как корпоративное управление, информационная экономика и проблемы старения населения. Организация предоставляет интеллектуальную среду, в которой правительства могут сопоставлять политический опыт, искать ответы на общие проблемы, выявлять удачные схемы практических действий и работать над координацией внутренней и международной политики.

Странами - членами ОЭСР являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария и Япония. Комиссия Европейских сообществ принимает участие в деятельности ОЭСР.

Издательство ОЭСР широко распространяет результаты статистических обозрений, выполненных Организацией, и ее исследований по экономическим, социальным и экологическим вопросам, а также конвенции, руководства и стандарты, согласованные в сообществе ее членов.

Это руководство одобрено Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике (CSTP), Комитетом ОЭСР по статистике (CSTATJ и Рабочей группой Евростата по

____________________ статистике науки, технологий и инноваций (WPSTI). _____________________

EditionManuel d"Oslo: Principes directeurs pour le recueil et ["interpretation des donnees sur l"innovation, 3e edition

©OECD/EQ2005.. All rights reserved

© Перевод на русский язык. Государственное учреждение "Центр исследований и статистики науки" (ЦИСН], 2010.

Опубликовано по соглашению с ОЭСР, Париж. Русское издание осуществлено государственным учреждением "Центр исследований и статистики науки" (ЦИСН] Министерства образования и науки РФ. Соответствие перевода оригинальному тексту обеспечено ЦИСН.

ISBN 5-7602-0173-5

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Впервые на русском языке вниманию читателя предлагается новая редакция «Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)». Данное Руководство является основным методологическим документом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области инноваций как для стран, непосредственно участвующих в деятельности ОЭСР, так и ряда стран Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки, не являющихся пока членами этой организации.

Если судить по названию документа, то речь идет о частной статистической проблеме - измерении инноваций. Но значение Руководства Осло гораздо шире. По сути, данный документ - ключ к пониманию инновационных процессов и связанных с ними феноменов. В основе Руководства лежит очевидная логика: прежде чем приступать к измерению явления, необходимо постичь его суть. О том, что это является непростой задачей, свидетельствует и российская практика.

Страна находится сегодня в начале пути построения современной инновационной экономики. Хотя многое уже сделано, гораздо большее предстоит. Трудность и новизна этого пути для России порождает массу методологических проблем, которые надо решать, и вопросов, на которые надо отвечать. Вполне естественно наличие многообразия мнений не только по поводу путей к поставленной цели, но и по основным понятиям и содержанию процесса. Дискуссионность понятий, отсутствие согласованности в формулировках порождают неуверенность и нечеткость в действиях, что в свою очередь приводит к распылению сил созидания и их тяге в противоположные стороны. Поэтому сегодня, как никогда важно найти взаимопонимание хотя бы на терминологическом уровне.

В этом контексте публикация Руководства Осло на русском языке - существенный шаг в нужном направлении. Он очень важен для нас, поскольку позволяет воспользоваться плодами более чем двадцатилетней аналитической работы групп экспертов из ведущих стран мира, создавших согласованную методологическую базу в области понятийного аппарата инновационного процесса, его измерения и анализа. Использование плодотворных результатов этого фундаментального труда дает возможность:

извлекать уроки из чужих ошибок, не повторяя их; искать новые пути инновационного развития, действуя в едином с международным сообществом методологическом

пространстве; использовать в России опыт многих стран по строительству институтов инновационного развития;

проводить международные сопоставления; обнаруживать узкие места и конкурентные преимущества в инновационной сфере страны.

Процесс развития данного Руководства носит перманентный характер: постоянно работают фокус-группы, которые занимаются ревизией и совершенствованием его положений. Поэтому Руководство Осло нельзя считать завершенным трудом. Предлагаемая редакция документа фиксирует состояние дел на 2005 год.

Результатом последних лет работы над документом явились предложения по расширению числа статистически наблюдаемых компонент инновации. Стало возможным проводить измерения маркетинговых и организационных инноваций. Разработана система понятий, определяющая эти типы инноваций и связанные с ними процессы, а также методология их измерения.

В последующем развитии Руководства Осло хотелось бы видеть участие и российских специалистов. Активизация российских исследований в этой области позволяет надеяться, что российские специалисты способны внести свой весомый вклад в содержание следующей версии Руководства Осло.

В заключение хотелось бы сказать читателю, что изучение Руководства требует внимания и творческого подхода. Оно будет полезно и необходимо всякому, чья профессиональная деятельность связана с процессами мониторинга, анализа и регулирования, а также законодательного обеспечения инновационного процесса.

А.А. ФУРСЕНКО Министр образования и науки Российской Федерации

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Давно достигнуто понимание того, что создание, применение и диффузия знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосостояния народов. В связи с этим на центральное место выдвигаются потребности в более совершенном "измерении" инноваций. Со временем природа и разнообразие инноваций варьировались, изменялась и потребность в показателях, необходимых для отслеживания этих перемен и обеспечения политиков надлежащими инструментами анализа. Значительный объем работы по разработке моделей и аналитических рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х - 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с потребностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появлению первого издания Руководства Осло в 1992 г., в котором главное внимание уделялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПГП в промышленном производстве. Оно стало эталоном для разнообразных крупномасштабных обследований, изучавших природу и влияние инноваций в предпринимательском секторе, таких, как Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), повторяющееся сейчас в четвертый раз. Результаты этих обследований повлекли за собой дальнейшие уточнения в Руководстве Осло - в части концепций, определений и методологии, приведшие к появлению второго издания, опубликованного в 1997 г., где среди прочего сфера наблюдения была распространена на сектор услуг.

С тех пор анализ результатов обследований и меняющиеся потребности политиков привели к новой переработке указанного Руководства, результаты которой читатель сможет найти в этом, третьем, издании. По причине растущего ощущения того, что значительная часть инноваций в секторе услуг не охватывается должным образом концепцией ТПП, в ходе этой переработки было решено затронуть проблему нетехнологических инноваций. В результате представления о том, что есть инновация, сейчас расширились, включив два новых типа: маркетинговую и организационную инновации. Это - новые понятия, но они уже были опробованы в нескольких странах ОЭСР с ободряющими результатами.

Новым в этом издании является также стремление рассматривать инновации в системном контексте - в главе, посвященной инновационным взаимосвязям. Уроки, извлеченные из опыта предыдущих обследований, также были учтены - с целью уточнения существующих концепций и прояснения методологических проблем, таких, как измерение затрат и прибылей от инноваций и совершенствование методов сбора данных.

Инновации исследуются и за пределами ареала ОЭСР: все больше стран в Латинской Америке, Восточной Европе, Азии и Африке стали проводить обследования на основе Руководства Осло. Хотя дизайн таких обследований обычно был ориентирован на следование этим стандартам, многие из них адаптировали методологию Осло к специфическим потребностям пользователей и особенностям статистического учета в своих странах, с их различными экономическими и социальными условиями. Соответствующие изменения самостоятельно разрабатывались каждой страной и отражали различные подходы. Например, широко признается, что большая часть инноваций, возникающих в странах - не членах ОЭСР, приходится на диффузию и поэтапные изменения. На основании этого богатого и разнообразного опыта в настоящее издание Руководства Осло добавлено Приложение, в котором отражены некоторые из полученных уроков и даны рекомендации по организации будущих инновационных обследований в странах - не членах ОЭСР.

Руководство Осло, совместно разработанное Евростатом и ОЭСР, является частью непрерывно эволюционирующего семейства руководств, посвященных измерению и интерпретации данных, относящихся к науке, технологиям и инновациям. Оно включает руководства, рекомендации и справочники, охватывающие исследования и разработки (Руководство Фраскати), показатели глобализации, патенты, характеристики информационного общества, человеческие ресурсы в науке и технологиях (Руководство Канберры) и статистику биотехнологий.

Подготовленное под совместной эгидой ОЭСР и Европейской комиссии (Евростата), третье издание Руководства Осло является результатом трехлетней совместной работы, в которой участвовали Рабочая группа национальных экспертов по индикаторам науки и технологий ОЭСР (NESTI) и Рабочая группа Евростата по статистике науки, технологий и инноваций (WPSTI), а также многочисленные внешние эксперты. Это Руководство содержит рекомендации для сбора и интерпретации сведений об инновациях в международно сопоставимом виде. Для достижения консенсуса иногда приходилось идти на компромиссы и заключать соглашения. Все это - известные трудности, характерные для создания подобных международных руководств, но каждое издание Руководства Осло - шаг вперед в нашем понимании инновационного процесса, включающий в себя уроки предшествующих исследований. Вместе с тем, Руководство является еще и мощным инструментом, позволяющим путем экспериментов и проверок расширить наше понимание того, что имеется в виду под словом "инновация".

Многие лица заслуживают благодарности за ценный вклад в общую работу. Наша особая признательность - экспертам из Великобритании, Германии, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции и Японии, которые руководили работой шести тематических групп, изучавших множество вопросов и высказавших ценные рекомендации по переработке издания. Текст переработанного Руководства Осло был составлен д-ром Петером Мортенсеном и д-ром Картером Блохом из Датского центра исследований науки и научной политики под руководством ОЭСР и Евростата. Приложение об инновационных обследованиях в развивающихся странах было подготовлено Институтом статистики ЮНЕСКО на основе предложений и проекта текста Ибероамериканской сети показателей науки и технологий (RICYT) и последовавших обширных консультаций со многими национальными экспертами.

Глава 1. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ РУКОВОДСТВА……………………………………………………………………….7

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..7

2. Факторы, повлиявшие на содержание Руководства……………………………………………………………………………………10

Что измеримо?............................................................................................................................................................................................

Что стоит измерять?...............................................................................................................................................................................

3. Предметное поле Руководства…………………………………………………………………………………………………………………….11

3.1. Отраслевой охват…………………………………………………………………………………………………………………………………..11

3.2. Инновации на уровне предприятия……………………………………………………………………………………………………...11

3.3. Типы инноваций……………………………………………………………………………………………………………………………………12

3.4. Диффузия и степень новизны……………………………………………………………………………………………………………….12

4. Сбор сведений по ключевым проблемам ……………………………………………………………………………………………….. ….13

4.1. Инновационная деятельность и затраты…………………………………………………………………………………………. …13

4.2. Факторы, влияющие на инновационный процесс………………………………………………………………………………..13

4.3. Инновационное предприятие и воздействие инноваций…………………………………………………………………….14

4.4. Взаимосвязи в инновационном процессе……………………………………………………………………………………………..14

5. Некоторые структурные проблемы обследований…………………………………………………………………………………….14

5.1. Подход к сбору данных…………………………………………………………………………………………………………………………..14

5.1.1. Выбор подхода для обследования……………………………………………………………………………………………………14

5.1.2. Методы обследований…………………………………………………………………………………………………………………….15

6. Соотношения между Руководством Осло и другими международными стандартами и концепциями….....15

6.1. Руководства по измерению научной и технической деятельности……………………………………………………..15

6.2. Другие экономические нормативы и классификации………………………………………………………………………….16

6.3. Другие понятия и обследования, относящиеся к проблеме………………………………………………………………....17

7. Заключительное замечание………………………………………………………………………………………………………………………..18 Примечания…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….18 Глава 2. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ И ПОТРЕБНОСТИ В ИЗМЕРЕНИЯХ………………………………………………………………....19

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………19

2. Экономика инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………………19

3. Предметные рамки измерений …………………………………………………………………………………………………………………..22

4. Отраслевые и региональные аспекты инноваций………………………………………………………………………………………26

4.1. Инновации в сфере услуг……………………………………………………………………………………………………………………....26

4.2. Инновации в низко- и среднетехнологичных отраслях………………………………………………………………………..26

4.3. Инновации на малых и средних предприятиях…………………………………………………………………………………….26

4.4. Региональные инновации……………………………………………………………………………………………………………………..27

4.5. Глобализация…………………………………………………………………………………………………………………………………………27

5. Области исследования………………………………………………………………………………………………………………………………..28

5.1. Что поддается измерению?

5.2. Вклад в инновации………………………………………………………………………………………………………………………………29

5.3. Связи и роль диффузии………………………………………………………………………………………………………………………..29

5.4. Влияние инноваций……………………………………………………………………………………………………………………………..29

5.5. Стимулы и препятствия для инновационной деятельности………………………………………………………………30

5.6. Спрос…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….30

5.7. Прочее…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..30

5.7.1. Человеческие ресурсы……………………………………………………………………………………………………………………30

5.7.2. Законы и регламенты……………………………………………………………………………………………………………………..31 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ……………………………………………………………………………………………………………...31

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..31

2. Инновация…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..31

3. Главные типы инноваций…………………………………………………………………………………………………………………………..32

4. Отличительные признаки типов инноваций……………………………………………………………………………………………..36

4.1. Отличительные признаки продуктовых и процессных инноваций…………………………………………………….36

4.2. Отличительные признаки продуктовых и маркетинговых инноваций………………………………………………37

4.3. Отличительные признаки продуктовых инноваций в сфере услуг и маркетинговых инноваций……...37

4.4. Отличительные признаки процессных и маркетинговых инноваций…………………………………………………38

4.5. Отличительные признаки процессных и организационных инноваций……………………………………………..38

4.6. Отличительные признаки маркетинговых и организационных инноваций……………………………………….38

5. Изменения, не признаваемые инновациями………………………………………………………………………………………………38

5.1. Прекращение использования какого-либо процесса, метода маркетинга,

организации или продаж какого-либо продукта……………………………………………………………………………………………38

5.2. Простое перемещение или расширение капитала………………………………………………………………………………..39

5.3. Изменения, проистекающие исключительно из-за вариации цен на факторы производства…………….39

5.4. Адаптация к запросам потребителей……………………………………………………………………………………………………39

5.5. Регулярные сезонные и другие циклические изменения…………………………………………………………………….39

5.6. Продажа новой или значительно улучшенной продукции…………………………………………………………………..39

6. Новизна и диффузия……………………………………………………………………………………………………………………………………39

7. Инновационное предприятие……………………………………………………………………………………………………………………..40

8. Сбор данных об инновациях………………………………………………………………………………………………………………………..41 Примечания…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….42 Глава 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ……………………………………………………………………………………..44

1. Общий подход………………………………………………………………………………………………………………………………………………44

2. Учетные единицы………………………………………………………………………………………………………………………………………...44

2.1. Первичная статистическая единица……………………………………………………………………………………………………..45

2.2. Вторичная статистическая единица……………………………………………………………………………………………………..46

3. Классификация по видам основной экономической деятельности……………………………………………………………47

4. Классификация по размеру…………………………………………………………………………………………………………………………49

5. Другие классификации………………………………………………………………………………………………………………………………..49

5.1. Тип организации……………………………………………………………………………………………………………………………………49

5.2. Прочие классификации………………………………………………………………………………………………………………………….50 Примечания…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….50 Глава 5. СВЯЗИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………………………………………………51

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………51

2. Входящая диффузия…………………………………………………………………………………………………………………………………….52

2.1. Типы связей……………………………………………………………………………………………………………………………………………53

2.2. Сбор данных о взаимосвязях в инновационном процессе……………………………………………………………………..55

2.2.1. Возможные варианты вопросов о связях для инновационных обследований………………………………...56

2.2.2. Разработчик инноваций……………………………………………………………………………………………………………………57

2.3. Другие показатели связей……………………………………………………………………………………………………………………...57

2.3.1. Типы знаний и способы передачи…………………………………………………………………………………………………….58

2.3.3. Дополнительная информация об инновационном сотрудничестве………………………………………………..58

3. Исходящая диффузия…………………………………………………………………………………………………………………………………..58

4. Управление знаниями………………………………………………………………………………………………………………………………….59 Примечания……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..60 Глава 6. ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………….61

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………61

2. Составные части и диапазон инновационной деятельности………………………………………………………………………61

2.1. Исследования и экспериментальные разработки…………………………………………………………………………………62

2.2. Деятельность в области продуктовых и процессных инноваций…………………………………………………………63

2.2.1. Приобретение знаний из внешних источников………………………………………………………………………………..63

2.2.2. Приобретение машин, оборудования и других капитальных товаров…………………………………………….63

2.2.3. Прочие виды подготовки продуктовых и процессных инноваций …………………………………………………63

2.2.4. Маркетинговая подготовка продуктовых инноваций……………………………………………………………………..64

2.2.5. Подготовка кадров……………………………………………………………………………………………………………………………64

2.3. Деятельность в области маркетинговых и организационных инноваций…………………………………………..65

2.3.1. Подготовка маркетинговых инноваций…………………………………………………………………………………………..65

2.3.2. Подготовка организационных инноваций………………………………………………………………………………………65

2.4. Дизайн……………………………………………………………………………………………………………………………………………………65

2.5. Граница между инновационной деятельностью, связанной с ИР и не связанной с ИР………………………..66

2.6. Разработка и использование программного обеспечения в инновационной деятельности……………….66

3. Сбор данных об инновационной деятельности…………………………………………………………………………………………..66

3.1. Качественные сведения об инновационной активности………………………………………………………………………68

3.1.1. Прочие качественные показатели инновационной активности………………………………………………………68

3.2. Количественные данные об инновационной активности…………………………………………………………………….68

3.3. Прочие проблемы измерений………………………………………………………………………………………………………………..69

3.3.1. Внутренние и внешние затраты……………………………………………………………………………………………………….69

3.4. Классификация по видам затрат……………………………………………………………………………………………………………69

3.4.1. Соотношение между инвестициями в нематериальные активы и затратами на инновации………….70

3.5. Классификация по источникам финансирования………………………………………………………………………………….70

3.6. Субъектный подход против объектного подхода…………………………………………………………………………………..70

Примечания………………………………………………………………………………………………………………………………………………………71 Глава 7. ЦЕЛИ, ПРЕПЯТСТВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………..72

1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..72

2. Цели и результаты инноваций……………………………………………………………………………………………………………………...72

3. Другие показатели влияния инноваций на эффективность деятельности предприятия…………………………...74

3.1. Влияние на оборот…………………………………………………………………………………………………………………………………..74

3.1.1. Доля оборота, приходящаяся на новые или существенно улучшенные продукты………………………......74

3.1.2. Процессные инновации………………………………………………………………………………………………………………………75

3.1.3. Маркетинговые инновации………………………………………………………………………………………………………………..75

3.2. Влияние процессных инноваций на затраты и занятость………………………………………………………………………76

3.3. Влияние инноваций на производительность………………………………………………………………………………………....76

4. Факторы, препятствующие инновационной деятельности…………………………………………………………………………76

5. Вопросы собственности на инновации…………………………………………………………………………………………………………78 Глава 8. ПРОЦЕДУРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………………………………………………….....79

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….79

2. Статистические совокупности……………………………………………………………………………………………………………………..79

2.1. Изучаемая совокупность…………………………………………………………………………………………………………………………79

2.2. Рамочная совокупность…………………………………………………………………………………………………………………………..80

3. Методы обследований…………………………………………………………………………………………………………………………………..80

3.1. Обязательное или добровольное обследование…………………………………………………………………………………….80

3.2. Списочное или выборочное обследование……………………………………………………………………………………………..81

3.3. Домены…………………………………………………………………………………………………………………………………………………....81

3.4. Техника формирования выборок…………………………………………………………………………………………………………....81

3.5. Панельные обследования……………………………………………………………………………………………………………………….82

3.6. Методы обследований и респонденты…………………………………………………………………………………………………...83

3.7. Опросный лист………………………………………………………………………………………………………………………………………..83

3.7.1. Краткие анкеты…………………………………………………………………………………………………………………………………84

3.8. Инновационные обследования и обследования сферы исследований и разработок……………………………84

4. Оценка результатов……………………………………………………………………………………………………………………………………...85

4.1. Методы взвешивания……………………………………………………………………………………………………………………………...85

4.2. Случаи отсутствия ответов……………………………………………………………………………………………………………………..86

5. Представление результатов………………………………………………………………………………………………………………………….87

6. Периодичность сбора данных……………………………………………………………………………………………………………………….88 Примечания………………………………………………………………………………………………………………………………………………………88 Приложение А. Инновационные обследования в развивающихся странах……………………………………………………..89 Приложение В. Примеры инноваций………………………………………………………………………………………………………………..99 ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………103 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………………………………104 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО НОМЕРУ ПАРАГРАФА…………………………………………………………………………………….105

Глава 1. ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ РУКОВОДСТВА

1. Введение

1. Широко признается, что инновации являются центральным фактором роста производства и производительности труда. Тем не менее, хотя наше понимание инновационной деятельности и ее воздействия на экономику значительно возросло со времени появления первого издания настоящего Руководства, оно все еще недостаточно. Например, по мере развития мировой экономики эволюционирует и инновационный процесс. Глобализация привела к резкому расширению доступа предприятий к информации и новым рынкам. Она также вызвала рост международной конкуренции и появление новых организационных форм для управления глобальными цепями поставок. Благодаря прогрессу в технологиях и увеличению потоков информации знания все более и более рассматриваются как центральная движущая сила экономического роста и инноваций. И все же у нас недостает понимания того, как эти факторы влияют на инновации.

2. Для разработки надлежащей политики поддержки инноваций необходимо глубокое понимание нескольких критических аспектов инновационного процесса, таких, как отличие инновационной деятельности от исследований и разработок (ИР), взаимодействие между участниками инновационного процесса и соответствующими потоками знаний. Чтобы вырабатывать политику, необходимо дальнейшее продвижение в деле анализа инноваций, для чего, в свою очередь, требуется более качественная информация.

3. Первое издание Руководства, опубликованное в 1992 г., и обследования, проведенные с его использованием, включая Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), организованное Европейским союзом и аналогичные обследования в Австралии и Канаде, показали, что существует возможность разработки показателей и сбора данных о комплексном и внутренне сложном инновационном процессе.

4. Второе издание, вышедшее в 1997 г., содержало обновленную систему концепций, определений и методологии, объединившую опыт обследований и достижения в понимании инновационного процесса, распространенную на более широкий круг производственных отраслей. В нем были сформулированы более точные рекомендации по разработке международно сопоставимых показателей инновационной деятельности в странах ОЭСР и рассмотрены аналитические и политические проблемы, связанные с этими показателями.

5. Как в первом, так и во втором изданиях использовалось определение технологической инновации - продуктовой и процессной (ТПП). Это отражало особое внимание вопросам технологического развития предприятиями новых продуктов и новых производственных процессов и их диффузии в другие предприятия. Дискуссия об организационных и нетехнологических инновациях была вынесена в Приложение.

6. С 1992 г. значительно возросло число стран, проводящих инновационные обследования, включая страны ОЭСР, большое число стран, не входящих в ОЭСР, в том числе Россию, Южную Африку и несколько латиноамериканских государств.

7. В настоящем, третьем, издании Руководства использованы обширные данные и опыт, полученные в результате этих обследований. Оно раздвигает рамки измерения инноваций в трех важных направлениях. Во-первых, большее внимание уделяется роли в инновационном процессе связей с другими предприятиями и организациями. Во-вторых, признается важность инноваций в менее наукоемких секторах, таких, как услуги и низкотехнологичные производства. Соответственно, для лучшего описания сектора услуг видоизменены некоторые аспекты методики (определения инноваций и отвечающих им видов деятельности). В-третьих, определение инновации расширено путем включения двух дополнительных типов инноваций - организационной и маркетинговой. Новым в настоящем Руководстве является Приложение, содержащее рекомендации по организации инновационных обследований в странах, не входящих в ОЭСР, и отражающее тот факт, что и среди них растет число стран, проводящих инновационные обследования.

8. Расширена оценка состояния связей ввиду значимости роли потоков знаний между предприятиями и другими организациями при разработке и диффузии инноваций. Эти сведения помогают осветить роль организационных структур и

практик, способствующих обмену и использованию предприятиями знаний при взаимодействии с другими предприятиями и государственными исследовательскими организациями. Сюда же входят формирование более тесных взаимоотношений с поставщиками и совершенствование приемов маркетинга для лучшей связи с потребителями. Взаимосвязи рассматриваются в отдельной главе, охватывающей разнообразие взаимодействий - от обменов информацией при личных контактах до активного участия в совместных инновационных проектах.

9. Хотя во втором издании Руководства и предусматривался учет инноваций в сфере услуг, основное внимание в нем уделялось сектору материального производства. Однако инновации в секторах, ориентированных на производство услуг, могут существенно отличаться от инноваций во многих из секторов, ориентированных на производство товаров. Часто их созданию свойственны менее жесткие организационные формы, по своей природе они являются более постепенным и менее технологичными. Для установления методических рамок, более подходящих для широкого спектра отраслей, в настоящем издании изменены некоторые определения, термины и понятия.

10. Для того, чтобы выявить весь диапазон изменений, осуществляемых предприятиями для повышения своей эффективности и достижения успеха в улучшении экономических показателей, требуются более широкие методические рамки, нежели исследование технологических продуктовых и процессных инноваций. Включение в рассмотрение маркетинговых и организационных инноваций создает более полную картину, способную отчетливее отобразить изменения, влияющие на эффективность предприятия и способствующие накоплению знаний.

11. Роль организационных инноваций подчеркивается в работе А. Лама (2005): "Экономисты полагают, что организационные изменения являются откликом на технические изменения, тогда как на деле организационная инновация может быть необходимым предварительным условием для появления инновации технической ". Организационные инновации являются не только фактором поддержки продуктовых и процессных инноваций; они сами по себе могут оказывать существенное влияние на результаты деятельности предприятия. Организационные инновации способны повышать качество и эффективность работы, стимулировать обмен информацией и повышать способность предприятия обучаться и использовать новые знания и технологии.

12. Предприятия, кроме всего прочего, могут направлять значительные ресурсы на исследование рынка и разработку новых практических приемов маркетинга, таких, как внедрение в новые рынки или сегменты рынка и новые способы продвижения своей продукции. Новые приемы маркетинга могут приобретать ключевую роль в эффективности предприятия. Маркетинг важен и для обеспечения успеха новых продуктов, а исследование рынка и контакты с потребителями могут играть решающую роль в разработке инновационных продуктов и процессов, подсказанных спросом. Включение в рассмотрение организационных и маркетинговых инноваций открывает возможности еще и для более широкого и глубокого анализа взаимодействий между различными типами инноваций, в частности, значение организационных изменений для получения выгод от инноваций других типов.

13. Организационные инновации рассматривались во втором издании Руководства, и сейчас уже есть некоторый практический опыт по сбору сведений об организационных изменениях. Этот опыт включает специализированные обследования организационных инноваций (Wengel et al, 2000), результаты их включения в общие инновационные обследования (например, в Австралийское инновационное обследование 2003 г.), а также включение в опросные листы отдельных вопросов по организационным изменениям (среди прочих см. обследование CIS3 или Японское национальное инновационное обследование 2003 г.). Данные этого типа уже использовались в эмпирическом анализе, например, в исследованиях взаимосвязей между организационными инновациями, инвестициями в ИКТ и производительностью (например, Brynjolfsson and Hitt, 2000; OECD, 2004).

14. Маркетинговые инновации впервые рассматриваются в настоящем Руководстве. Хотя опыта по обследованию маркетинговых инноваций накоплено меньше, чем по обследованию инноваций организационных, вопросы об изменениях в маркетинге уже включались во многие инновационные обследования , и в ряде стран состоялись основательные полевые испытания приемов отслеживания инноваций этого типа.

15. Для получения полной картины инновационной деятельности необходимо ввести маркетинг в общие методические рамки. Существует по меньше мере две причины для включения маркетинговых инноваций в качестве отдельной категории, не объединенной с организационными или процессными инновациями. Во-первых, маркетинговые инновации могут быть важными с точки зрения повышения результативности предприятия и всего инновационного процесса. Выделение маркетинговых инноваций делает возможным анализ их влияния и взаимодействий с другими типами инноваций. Во-вторых, определяющей характеристикой маркетинговых инноваций является ориентация на потребителей и рынки с целью увеличения объема продаж и расширения сегмента рынка. Эти экономические цели могут сильно отличаться от целей процессных инноваций, с их тенденцией фокусироваться на качестве и эффективности производства. Кроме того, объединение маркетинговых инноваций в одну группу с организационными инновациями было бы проблематичным в связи с тем, что некоторые виды маркетинговой практики не укладываются в концепцию организационных изменений, а также потому, что это сильно "разбавило" бы данные об организационных инновациях, затрудняя интерпретацию результатов.

16. Определения и понятия, вошедшие в Руководство, основаны на опыте обследований в Австралии и других странах и адаптированы таким образом, чтобы включить в инновационные обследования организационные и маркетинговые инновации. Определения этих типов инноваций все еще находятся в стадии разработки и являются менее устоявшимися, чем определения продуктовых и процессных инноваций.

17. Цели и масштабы инновационных обследований могут быть различными в зависимости от исследуемых аспектов инноваций и уровня детализации. Кроме того, при расширении спектра исследуемых инноваций от продуктовых и процессных до маркетинговых и организационных появляется возможность выбрать один из нескольких подходов к организации обследования. Можно обеспечить равный охват всех типов инноваций, либо лишь частично затронуть маркетинговые и организационные инновации, оставляя продуктовые и процессные инновации в качестве смыслового ядра обзора, либо сосредоточиться исключительно на продуктовых и процессных инновациях. Настоящее Руководство предлагает рекомендации, которые могут использоваться для любого из этих подходов. К тому же инновации того или иного типа могут быть обследованы более детально посредством специализированных обзоров.

18. Добавление организационных и маркетинговых инноваций наряду с использованием широкого определения инновации, включающего деятельность как по созданию, так и по заимствованию инноваций, ведет к тому, что доля предприятий, способных в той или иной степени удовлетворять основным требованиям для признания их инновационными, возрастает. В связи с этим возрастает необходимость иметь методы идентификации различных типов инновационных предприятий, отталкиваясь от типов внедренных инноваций, инновационного потенциала и активности. Недостаточно знать только, являются предприятия инновационными или нет; необходимо знать еще, как эти предприятия занимаются инновациями и какие типы инноваций они осуществляют.

19. В настоящей главе дается общий обзор предмета и содержания Руководства в свете всего изложенного (см. бокс 1.1.).

Бокс 1.1. Структура Руководства

Руководство начинается с общего обсуждения моментов, способных оказывать то или иное влияние на выбор показателей

- адекватное концептуальное понимание структуры и характеристик инновационного процесса и их значения для выработки политики;

- ключевые нерешенные проблемы, прояснению которых могли бы способствовать новые данные.

Основные определения инновации, инновационной деятельности и инновационного предприятия (глава 3); - институциональные классификации (глава 4).

- измерение взаимосвязей в инновационном процессе, виды знаний и их источники (глава 5);

- виды инновационной деятельности и их измерение (глава 6);

- цели инноваций, препятствия к их осуществлению и оказываемые ими воздействия (глава 7). Руководство содержит два приложения:

- инновационные обследования в странах с развивающимися экономиками (Приложение А);

- перечень конкретных примеров инноваций (Приложение В).

2. Факторы, повлиявшие на содержание Руководства

20. Цель настоящего Руководства - дать рекомендации по сбору и толкованию данных об инновациях в целях применения их на практике. Одним из мотивов сбора данных об инновациях является стремление к лучшему пониманию собственно инновационного процесса и его отношения к экономическому росту. Это требует знаний как об инновационной деятельности, непосредственно влияющей на результативность деятельности предприятий (например, через повышение спроса или сокращение затрат), так и о факторах, влияющих на способность предприятия внедрять инновации. Другая цель Руководства - формирование системы стандартных показателей для проведения бенчмаркинга 1 на национальном уровне. То и другое вместе взятые обеспечивают информацией процесс принятия политических решений и открывают возможность для международных сопоставлений. Существует как потребность во введении новых показателей, так и желание сохранить уже существующие для временных сопоставлений. Руководство построено таким образом, чтобы сбалансировать разные потребности.

21. Как выбрать должные охват, структуру, терминологию и прочее для получения массива международно сопоставимых данных? Предметное разнообразие как специализированных, так и общих инновационных обследований свидетельствует о том, что потенциально доступны многие виды данных. Очевидно, однако, что обследование, охватывающее все возможные темы, было бы исключительно громоздким. Нужно, следовательно, определять приоритеты и отбирать темы, отрасли и подходы, на которых следует сосредоточиться. Здесь возникают два главных вопроса: что измеримо и что стоит измерять?

2.1. Что измеримо?

22. Инновационная деятельность - непрерывный процесс. Предприятия постоянно вносят изменения в продукты и процессы, собирают новые знания. Динамический процесс труднее измерять, чем статичную деятельность. Для выявления этого процесса и его свойств в Руководстве даются рекомендации по сбору данных об инновационном процессе вообще (например, об инновационной деятельности, затратах, связях), о значительных изменениях на предприятии (т. е. о собственно инновациях), о факторах, влияющих на инновационную деятельность, и о результативности инноваций.

2.2. Что стоит измерять?

23. При построении системы инновационных показателей важнейшими соображениями являются информационные

потребности политиков и аналитиков. В главе 2 дается обзор этих потребностей, являющихся частью обширной

1 Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы (Прим. ред.).

Спонсор публикации Ардист Студио - салон итальянской мебели в Москве. Подробности .

По мнению ученых, инновации являются противоречивым явлением, причем первичным является противоречие между инновационной и традиционной, рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. С современной точки зрения можно сказать, что определенные противоречия существуют и между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, производителями и тому подобное, поскольку каждая из таких функциональных групп может иметь собственные интересы, которые существенно отличаются от других. Решение этих противоречий возможно на путях эффективного управления инновационными процессами на всех уровнях - от государства к субъекту ведения хозяйства.

Необходимость создания систем управления инновационной деятельностью, лучшего понимания форм ее проявления и взаимосвязи с экономическим ростом вызывала потребность в мониторинге, в первую очередь, на государственном уровне, инновационных процессов и измерения их параметров. Международные стандарты в данной сфере определяются несколькими документами, важнейшими среди которых есть документы ОЭСР, Что имеют название Руководство Фраскати и Руководство Осло. "Предложенная стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок", или Руководство Фраскати, впервые было принято в 1963 году. В этом документе определяется сущность процесса исследований и разработок ("R&D" по международной терминологии, от англ. Research and Development), как источники создания технологических инноваций, характеризуются его стадии и отличия от родственной деятельности.

Другой документ, "Предложенные руководящие принципы сбора и толкования данных о технологических инновациях", или Руководство Осло, было принято в 1992 году и содержит базовые определения инноваций и инновационной деятельности, количественные параметры инновационного процесса, механизм вычисления инновационных расходов и процедуры проведения обследования. Однако его последняя, третья редакция, принятая в 2005 году, имеет измененное название - "Руководящие принципы сбора и толкования данных об инновациях" - и существенно отличается от предыдущих, поскольку у них речь шла только о технологических инновациях. Продукты и услуги там рассматривались как инновационные, лишь если их появление было связано с внедрением результатов научно-технических исследований. Нетехнологические инновации, а именно - организационные и управленческие, можно было учитывать в составе инновационной деятельности предприятия, только если они имели определен технологический аспект (например, внедрение автоматизированной системы принятия решений, которая базируется на использовании компьютерной техники и информационных технологий).

Такой взгляд на содержание инноваций приводил к тому, что организации сферы услуг, в том числе, финансовых, практически не отображались статистикой в числе "инновационно-активных предприятий". Так, специальное исследование, проведенное в конце 1990-х годов в России, показало, что среди обследованных больше чем 3,7 тысяч организаций сферы финансового посредничества, инновационно-активных было только 3,7%, причем в общем объеме услуг часть инновационных составила у них лишь 1,2%.

Вместе с тем, в Дополнении 2 Руководства Осло органам проведения обследований предлагалось определенным образом исследовать и нетехнологические виды инноваций и даже рекомендовалось постепенно разрабатывать соответствующие методики, какие бы включали следующий минимальный перечень показателей: виды нетехнологических инноваций, экономические выгоды от осуществления этой деятельности, затраты на нетехнологические инновации, цель их реализации и источник идей или информации для их разработки.

Новая редакция Руководства Осло расширяет рамки измерения инноваций. Трансформация методологических принципов, на которых базируется Руководство Осло была связана, с одной стороны, с развитием общей теории инноваций, расширением ее объектной базы, углублением понимания значения человеческого капитала в инновационной деятельности, а с другой стороны - кардинальной сменой роли в современной экономике сферы услуг, которая в большинстве развитых стран мира обеспечивает создание до 70-80% объема национального ВВП.

Все эти процессы уже не позволяют, в том числе и с практической точки зрения, ограничиваться взглядом на инновации только как на технологические нововведения, обусловленные процессом научно-технических исследований и разработок. Конкурентоспособность экономики, которая ориентирована на знание, зависит не только от технологических, но и от организационных и рыночных инноваций, а их разработка в сфере услуг является таким же высокоинтеллектуальным и наукоемким видом деятельности, как и создание новейших техники и технологий. Эти рассуждения полностью касаются и сектора финансово-банковских услуг.

ВОПРОСЫ ИЗМЕРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третье издание

Совместная публикация ОЭСР и Евростата

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЕ БЮРО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

6.1. Руководства по измерению научной и технической деятельности................................................................................................. 27

6.2. Другие экономические нормативы и классификации................................................................................................................................... 29

6.3. Другие понятия и обследования, относящиеся к проблеме.................................................................................................................... 30

7. Заключительное замечание..................................................................................................................................................................................................................... 32

Примечания............................................................................................................................................................................................................................................... 32

Глава 2. ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ И ПОТРЕБНОСТИ В ИЗМЕРЕНИЯХ............................................................................................................................... 33

1. Введение........................................................................................................................................................................................................................................................................ 33

2. Экономика инноваций.................................................................................................................................................................................................................................... 34

3. Предметные рамки измерений............................................................................................................................................................................................................ 41

4. Отраслевые и региональные аспекты инноваций........................................................................................................................................................... 47

4.5. Инновации в сфере услуг............................................................................................................................................................................................................... 48

5.7. Инновации в низко - и среднетехнологичных отраслях............................................................................................................................

5.7.1. Человеческие ресурсы................................................................................................................................................................................................ 56

5.7.2. Законы и регламенты................................................................................................................................................................................................. 57

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ............................................................................................................................................................................................................ 58

1. Введение........................................................................................................................................................................................................................................................................ 58

2. Инновация.................................................................................................................................................................................................................................................................... 58

3. Главные типы инноваций........................................................................................................................................................................................................................... 60

4. Отличительные признаки типов инноваций........................................................................................................................................................................ 69

4.1. Отличительные признаки продуктовых и процессных инноваций............................................................................................... 69

4.2. Отличительные признаки продуктовых и маркетинговых инноваций.................................................................................... 70

4.4. Отличительные признаки процессных и маркетинговых инноваций........................................................................................ 72

4.5. Отличительные признаки процессных и организационных инноваций.................................................................................. 72

4.6. Отличительные признаки маркетинговых и организационных инноваций....................................................................... 73

5. Изменения, не признаваемые инновациями......................................................................................................................................................................... 74

5.1. Прекращение использования какого-либо процесса, метода маркетинга, организации или
продаж какого-либо продукта............................................................................................................................................................................................................ 74

5.2. Простое перемещение или расширение капитала........................................................................................................................................... 74

5.3. Изменения, проистекающие исключительно из-за вариации цен на факторы производства
74

5.4. Адаптация к запросам потребителей............................................................................................................................................................................. 74

5.5. Регулярные сезонные и другие циклические изменения......................................................................................................................... 75

5.6. Продажа новой или значительно улучшенной продукции............................................................................................................... 75

6. Новизна и диффузия......................................................................................................................................................................................................................................... 75

7. Инновационное предприятие................................................................................................................................................................................................................. 77

8. Сбор данных об инновациях.................................................................................................................................................................................................................... 79

Примечания............................................................................................................................................................................................................................................... 82

Глава 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ................................................................................................................................................................ 83

1. Общий подход......................................................................................................................................................................................................................................................... 83

2. Учетные единицы................................................................................................................................................................................................................................................ 83

2.1. Первичная статистическая единица................................................................................................................................................................................. 85

2.2. Вторичная статистическая единица.................................................................................................................................................................................. 88

3. Классификация по видам основной экономической деятельности............................................................................................................... 90

4. Классификация по размеру...................................................................................................................................................................................................................... 92

5. Другие классификации.................................................................................................................................................................................................................................. 93

5.1. Тип организации.................................................................................................................................................................................................................................... 93

5.2. Прочие классификации................................................................................................................................................................................................................... 94

Примечания............................................................................................................................................................................................................................................................. 95

Глава 5. СВЯЗИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ........................................................................................................................................................................... 96

1. Введение........................................................................................................................................................................................................................................................................ 96

2. Входящая диффузия.......................................................................................................................................................................................................................................... 99

2.1. Типы связей...........................................................................................................................................................................................................................................

2.2. Сбор данных о взаимосвязях в инновационном процессе...................................................................................................................

2.2Л. Возможные варианты вопросов о связях для инновационных обследований....................................................

2.2.2. Разработчик инноваций...............................................................................................................................................................................................

2.3. Другие показатели связей.....................................................................................................................................................................................................

2.3.1. Типы знаний и способы передачи.....................................................................................................................................................................

2.3.3. Дополнительная информация об инновационном сотрудничестве...................................................................

3. Исходящая диффузия................................................................................................................................................................................................................................

4. Управление знаниями..............................................................................................................................................................................................................................

Примечания........................................................................................................................................................................................................................................

Глава 6. ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................................................................................................................................

1. Введение.................................................................................................................................................................................................................................................................