Профессиональная этика: понятие, виды, направления. Понятие об этике и виды профессиональной этики

2.3.1. Профессиональная этика как вид прикладной этики Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:
  • Системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • Направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики. Профессионализм рассматривается как нравственная черта личности.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.).

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере, обеспечивает моральный престиж профессиональных групп в обществе.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям. Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: - нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии;- нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей зависимости от результатов труда каждого. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.

В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей.

Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.
Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т. д. соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе и касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида.

Особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть Фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Действительные же нарушения моральных норм в юридической среде, как правило, вызывают огромный общественный резонанс. И это естественно - повышенные нравственные требования к работникам юридической профессии в служебное и во внеслужебное время (например, Кодекс чести судей РФ 1993 г.) объясняются особым доверием к ним со стороны общества, ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона, должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Этика предпринимателя в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и т. д. В первую очередь это совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т. д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» - трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

При взаимодействии с другими «ячейками» эти правила сохраняются. Уважение к деловому партнеру не позволяет манипулировать им в своих интересах, подавлять его. Честность увеличивает степень доверия и взаимопонимания между партнерами. Добросовестное отношение к своим обязанностям способствует выполнению намеченных планов. Тем самым закладываются основы долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время выработан определенный порядок поведения в сфере бизнеса и при деловых контактах, так называемый деловой этикет. Он помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить, как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т. е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение. На них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания. Предпринимателям в России следует помнить, что личное обогащение не критерий нравственного отношения человека к труду, а прибыль не цель личностного развития.

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России.

К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Также можно говорить об этикете социального работника. В него входят: а) коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников; б) установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами; в) искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров, деловой переписки, этикет протокольных мероприятий на национальных и международных конференциях, симпозиумах; г) нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т. д.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). 2.3.3. Основные принципы профессиональной этики Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т. е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип : не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Требования профессиональной этики становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит: - создание этических ассоциаций; - широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов.2.3.4. Служебная этика Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:1. Дисциплинированность; 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности; 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. Все эти требования делятся на две подгруппы: Первая группа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких-либо льгот для себя и т.д. 2.3.5. Этика управления Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы: A. Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения. Все решения руководителя должна пронизывать ответственность. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость. Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало. На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:· Продолжительностью достижения желаемого результата;· Материальными затратами;· Количеством привлекаемых средств и структур;· Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении. B. Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения. На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения. Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. C. Исполнение и контроль за исполнением решения. Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой-либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

2.3.6. Этапы становления и развития профессиональной морали

Специфика формирования профессиональной морали характеризуется тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии.

В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определённых нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств.

Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.

Первый этап. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока. Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению».

Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку.

Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин.

Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу.

Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар.

Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной профессионального сообщества.

В настоящее время в структуре этики правомерно выделять следующие блоки:

История морали и этических учений

Теория морали: структура и функции

Нормативная этика и высшие моральные ценности

Прикладная этика

История морали и этических учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т. д.).

Теория морали объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе её структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, её основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику «правильной жизни».

В конце XX века широкое распространение получает прикладная этика . Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Прикладная этика – это совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию регуляции поведения людей в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности.

Необходимость существования и развития прикладной этики можно рассматривать как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностями личности и общества, а с другой – уровнем их нравственной культуры. Таким образом, прикладная этика представляет собой современную модификацию традиционной роли этики – быть «практической философией».

В прикладную этику входят:

Экологическая этика , рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы.

Профессиональная этика , отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения и деловая этика, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры, и др.).

Этика делового общения, выступающая, также как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве составляющего компонента этики других профессий.

Этика гражданственности , разрабатывающая нормы поведения человека, как гражданина по отношению к обществу.

Этика межличностного общения , изучающая систему норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанных человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного воздействия.

Ситуативная этика , вырабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой деятельности: публичным и интимным.

В прикладной этике рассматривается и этикет , как свод правил общения и поведения людей.

Все человеческие поступки оцениваются через понятия добра и зла. Гегель писал: «Чтобы поступок имел моральную ценность, необходимо понимание того, справедлив он или же несправедлив, является ли он хорошим или дурным».

Чувства, мысли, намерения, поступки могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла или к нему ведущими. Поэтому добро и зло - главные категории этического сознания, предельные полярные характеристики человеческого мира, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества, позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Таким образом, добро, ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Великий русский писатель Л.Н. Толстой указывал: «Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относят то, что полезно людям. Этику интересуют духовные блага, к которым относятся такие высшие моральные ценности, как свобода, счастье, любовь. В этом ряду добро – особый вид блага в сфере человеческого поведения.

Понятие добра также соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым называется человек, который несёт людям добро, понятое как любовь, помощь, благожелательность. Истинно добрые люди не бывают агрессивными и никогда насильно не навязывают благ. Они всегда дают другим возможность свободного решения.

Доброта - качество, характеризующее целостность личности, выражает себя в практической жизни, в поведении людей, характеризует целостность личности. Невозможно быть «добрым внутри (в душе)», но жёстким, грубым, авторитарным снаружи (в поведении). Доброта принципиально неэгоистична, и проявляется в способности поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека.

Добродетельне тождественна доброте. Добродетелями называются нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются.

Очень важно различать понятиядобра ипользы. Начиная с 17–18-х веков, в западной Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. В соответствии с этими взглядами добро есть всё, что полезно, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Это прагматическое сведение добра к пользе человека или группы размывает критерии между добром и злом. Человек, который следует только своим эгоистическим желаниям, ущемляя при этом интересы других, не считаясь с принятыми нормами, является аморальной личностью. Моральный человек, в определённом смысле, жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и желаний, следуя благу общества.

Довольно часто для всеобщего добра надо отступиться от своего маленького «добра», от своей корыстной пользы и добровольно принести их в жертву интересам рода, этим помогая человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения. А вот отношения полезности часто базируются на принципе: ты - мне, я – тебе.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей и общества, а также всех живых существ, то з ло - всегда уничтожение, разрушение, унижение. Зло ведёт к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. Великий богослов Августин Блаженный говорил, что «зло – это отсутствие добра».

Философы утверждают, что в основном зло, существующее

в мире, может быть разделено на три вида.

В первую очередь, это - физическое или природное зло . Сюда входят природные стихийные силы: землетрясения и наводнения, ураганы и извержения вулканов, эпидемии и засухи.

Если исторически природное зло не зависит от воли человека, то в настоящее время человек в значительной мере уже способствует многим явлениям «природного зла».

Зло в общественных процессах является другим видом объективного зла. Оно совершается уже с участием человеческого сознания, но всё-таки в основном помимо него. Войны, революции, восстания, терроризм, рабство, все эти явления втягивают как в воронку людей, очень часто помимо их воли, и подобно тяжёлому дорожному катку безжалостно проезжают по тысячам и миллионам судеб, ломая их и калеча. Можно быть образцом нравственности и порядочности и оказаться случайно в эпицентре социального зла. Например, террористический акт в метро, и десятки людей, ни в чём неповинных, гибнут, а другие становятся инвалидами, и их родственники обречены на страдания, душевные, иногда и материальные, в случае потери кормильца.

Третий вид зла - собственно нравственное зло . Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии сознания и воли человека. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору. Как говорили жители древней Индии, «Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он вкусит плоды своего зла».

В настоящее время выделяют два основных вида морального зла - враждебность и распущенность . Проявления враждебностибывают разные.В первую очередь,это - агрессия (физическая и речевая). Это – гнев и ненависть, злословие, высмеивание, желание гибели, стремление к унижению, подавлению других. Сюда можем отнести и зависть. Чувство зависти вызывает у человека желание неудачи, несчастья другим людям. Именно зависть считается одним из самых тяжких грехов, т. к. все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти.

Высокомерие также является злом, которое проявляется в неуважительно-презрительном, надменном отношении к людям. Данное зло направлено от человека к другим людям. Оно сознательно, активно, энергично, стремится к уничтожению чужого бытия и благополучия. Злобный человек, человек для которого зло является нормой, а иногда и удовольствием, как бы мстит другим более успешным людям за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в личной жизни, в профессиональной и общественной деятельности.

В другую группу человеческих пороков, представляющих распущенность, входят: трусость, лень, чревоугодие, жадность, неумение и нежелание совладать со своими влечениями, желаниями и страстями, похотливость, неуёмная страсть к самым разным удовольствиям. Ещё Августин Блаженный утверждал, что один из трёх главных грехов человека – это похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Распущенный человек легко поддаётся соблазнам. У него нет чувства ответственности за себя и свои поступки, а тем более за других людей.

Жан-Жак Руссо(1712 - 1778 гг.) писал в своих работах, что нравственное зло в обществе порождено социальным неравенством, частной собственностью, что оно вырастает на экономическом основании. Центральной осью, вокруг которой строится человеческая личность, Руссо считал совесть. Она выражает себя не в суждениях, а в чувствах. Цивилизация разрушает человеческую эмоциональность. Процесс развития общества - это процесс отчуждения, установления враждебных отношений людей по отношению друг к другу, а вот доброжелательность и сочувствие - их природное стремление. Классовое расслоение, неравенство и противостояние, сопровождающая всё это ненависть, ухудшает и искажает нравы. По мнению Руссо в человеке есть две первоначальные способности: стремление к самосохранению (в классовом обществе оно преобразуется в себялюбие) и стремление к сочувствию. Это - естественные добродетели, они порождают и ограничивают друг друга. Ведущим, однако, по его мнению, является сочувствие.

Интересны этические взгляды на моральное зло К. Маркса (1818 – 1883) и В.И. Ленина (1870 – 1924 гг.). В основе их этических учений находилась совокупность идей, тесно связанных с главной целью - построением коммунистического общества, к которому вела мировая революция. С их точки зрения, моральное зло как составная часть социального зла исторически возникает и ярко проявляется в связи с возникновением частной собственности на средства производства.

Добро и зло тесно взаимосвязаны, но имеют свои особенности. Следует отметить их всеобщий, универсальный характер. На понятиях добра и зла рассматриваются человеческие отношения, отношения человека к природе и миру вещей.

Эти понятия исторические, они зависят от реальных, конкретных общественных отношений и обстоятельств. Например, в первобытном обществе добром считалось всё, что способствовало выживанию рода. Таким образом, добродетелью могло быть не только мужество и храбрость, но и коварство, хитрость и даже жестокость.

Добро и зло – понятия не только ценностные, но и оценочные. И поэтому они несут в себе элемент человеческой субъективности, личных пристрастий и эмоциональности. Субъективность предполагает отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире.

Русский философ Н.О. Лосский указывал, что зло всегда относительно и утверждал, что в любом зле, с философской точки зрения, есть какие-то элементы добра, например в смерти. Осознание человеком своей смертности побуждает его к нравственным исканиям. Другую точку зрения высказывал русский философ С.Л. Франк. Он писал, что «всё горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 % суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла; тогда как едва ли одна сотая доля зла и бедствий обусловлена действием откровенно злой, преступной и своекорыстной воли».

Известный философ Ницше утверждал, что зло необходимо так же, как и добро: они являются необходимым условием человеческого существования и развития.Однако,их единство – это единство противоположностей.И в то же время между добром и злом идётнепрерывная борьба.Эта постоянная борьба не может завершитьсяокончательной победой одной из сторон.

Всегда следует помнить, что добро и зло различно понимаются в разных культурах. Если принять условное разделение культурных регионов на Запад и Восток, мы, несомненно, обнаружим расхождения в нравственных оценках одних и тех же явлений, на основе разных исторических традиций и ментальных установок. На Западе стремление человека к индивидуальности, уникальности и своеобразию оценивается как высокоморальное. На Востоке, напротив, не принято выпячивать себя. Здесь нравственно одобряемо и поощряемо стремление быть хорошо вписанным в людскую общность, составить одно из незримых «колёсиков» её внутреннего механизма.

На Западе вторжение человека в природу, его амбиции завоевать и победить по отношению к внешнему миру, стремление к экспансии оцениваются как добро, ибо приравниваются к самоутверждению. А на Востоке всегда нравственно одобрялось и ценилось бережное и осторожное обращение с природой, неразделимое единение с окружающим миром. Агрессивные позиции по отношению к природе никогда не поощрялись, а вызывали общее осуждение.

Представление о том, что является добром, а что злом, во многом зависит от эпохи. При патриархальном образе жизни следование традициям старших поколений, беспрекословное подчинение старшим, подражание образу жизни и ценностям своих отцов было нравственным и рассматривалось как серьёзная добродетель. В настоящее время добром и ценностью стало уважительное, но творческое переосмысление традиций, отказ от их значительной устаревшей части, созидание нового образа жизни и новых идеалов, требуемых современными реалиями. Современные поколения выбирает свободу от диктата, и для них истинное добро - самостоятельность, возможность поступать по своему усмотрению и собственной воле.

Ещё в недалёком прошлом практически во всех странах наблюдалась двойная мораль как стандарт для оценки поведения разных полов. Для женщин главной добродетелью была добродетель послушания и терпения, т.е. выполнение чисто семейной роли, и любая попытка женщины изменить эту роль не только получала резкое моральное осуждение окружающих, но иногда очень жестоко наказывалась. Современный мир поощряет как развитие индивидуальности мужчины, так и развитие женской индивидуальности, считая это добром и для личности, и для общества.

Парадокс добра и зла может проявляться в следующем: бесспорное добро для одних (человек, группа, народ и т.д.) может быть явным злом для других, например: победа в войне. Победители радуются, и в победе, несмотря на понесённые моральные и материальные утраты, видят добро. Побеждённые плачут, видя в своём поражении только потери, экономический, физический и моральный ущерб, т.е. только зло.

Иногда при некоторых обстоятельствах, казалось бы, несомненное зло, оценивается как добро. В священных книгах многих народов есть заповедь «не убий», т.е. нельзя лишать жизни другого человека, т.к. жизнь – это величайшее благо, дарованное богом. Но бывает, что люди убивают, и их поведение расценивается как добро, например: защита Отечества.

Довольно часто мы можем рассматривать одно и то же явление жизни как добро, а в другом - как зло, например науку. С одной стороны, наука – это великое благо для человечества. Жизнь людей, становится более комфортной, значительно облегчается, именно благодаря науке. Растёт людское благосостояние, появляются возможности излечения болезней, прежде приводящих к неминуемой смерти, возникают новые формы интересного времяпровождения. Но с другой стороны, именно наука порождает оружие массового уничтожения, бесцеремонно отчуждает человека от природы, меняет законы этой природы, вмешиваясь в мир живого. И здесь наука выступает как несомненное зло.

В мире должна царить гармония. При нарушении меры происходит такое явление как переход добра во зло. Так, прекрасное качество щедрости может легко перейти в непрактичность и расточительность, скромность - в заниженную самооценку, и даже самоуниженность, чувство достоинства - в слепую гордыню и глупое тщеславие. Что касается доброты, то она при чрезмерном проявлении и некритическом анализе начинает выступать как зло, т.к. принимает форму беспринципности и слабости. Спокойствие и сдержанность могут перейти в равнодушие, а верность - в слепую преданность. Иногда люди искренне верят, что творят добро, в то время как их действия в действительности оборачиваются явным злом.

Нравственная свобода – это ценность, к достижению которой человек стремится, и обладание которой является для него благом. Это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности и в убеждения человека. Человек достигает свободы, когда он способен сознательно принимать решения; давать им нравственную оценку, предвидеть их последствия, осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями и желаниями.

Ответственность - оборотная сторона свободы, её второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает её. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за свои поступки.

Между свободой и ответственностью не существует противоречий. Просто есть разные виды и разная мера ответственности.

Можно выделить следующие виды ответственности:

Ответственность человека перед самим собой. Этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и т. д.;

Ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми. Такая ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью;

Ответственность человека перед миром и человечеством. Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности. Очень часто эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.

В настоящее время под долгом понимают нравственную обязанность человека, выполняемую им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних побуждений. Человек нравственного долга имеет активную гражданскую позицию. Для него характерно чувство личной сопричастности всему происходящему в мире.

Совесть называют другой стороной долга, ещё более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия.

Философы отмечают, что совесть - это особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Она ориентирует (побуждает) нас к соблюдению нравственных требований, корректирует наше поведение, осуждает нас за несоответствующий выбор или поведение.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Человек чести- честный человек, тот, кто обладает достоинством и гордостью, кто никогда не опустится до аморального, подлого, предательского поведения.

Чувство собственного достоинства - это переживание собственной ценности и утверждение её, возможно, вопреки обстоятельствам. Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека.

Таким образом, этика – это особая философская наука, имеющая богатую историю. Она даёт знания в области морали, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, как в ситуациях личностных, так и в профессиональных.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт – Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Кафедра экономической теории

РЕФЕРАТ
На тему: «Профессиональная и универсальная этика»

Выполнил: студентка группы 1-эд-45«с»
Зюзина Ю. А.
Преподаватель: Домбровская Н. В.

Санкт – Петербург 2011

Введение 3

    Что такое этика? 4
    Виды этики 5
      Профессиональная этика 6
      Универсальная этика 7
    Различия между профессиональной и универсальной этикой 9
Список литературы 10

Введение

В настоящее время уделяется большее внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
В данной работе будут показаны виды этики: профессиональная и универсальная, что под этими видами этики понимается, в чём отличия, в какой отрасли применяются, и важно ли знать правила этики в современном обществе.
Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Поэтому тема «Профессиональная и универсальная этика» данной работы поможет в усвоении психологических знаний и умений в области этики. Кроме того, важно не только получить определённый объём знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

    Что такое этика?
Правила поведения в общепринятых ситуациях, которые часто повторяются и случаются со всеми, существовали всегда. Это, конечно, не означает, что современные этикетные нормы такие же, какими были несколько тысяч лет тому назад. Речь идёт о том, что люди всегда стремились иметь правила для своего поведения, чтобы произвести наилучшее впечатление на окружающих и не мешать другим. Из этих правил складывались обычаи. Поэтому слово «этика» - название науки о том, что хорошо, а что плохо в поступках человека, происходит от слова «обычай». Однако этика - наука, которая исследует правила поведения, изучает не только те из них, которые предусмотрены этикетом, но, прежде всего, те, на которых основываются отношения между людьми. Именно они определяют наше повседневное поведение, помогают людям жить в обществе, не мешая и не доставляя вреда друг другу. Такие правила называют моралью. Следовательно, этика - наука о морали, о нормах и правилах поведения по отношению друг другу в обществе.
    Виды этики
      Профессиональная этика
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика является неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
    Беспристрастность
    Объективность
    Прямота, полное разоблачение
    Конфиденциальность
    Должное старание
    Точное исполнение профессиональных обязанностей
    Избежание потенциальных или явных конфликтов
    Профессиональную солидарность
    Особую форму ответственности
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых присутствует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались.

В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени
классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.
Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

    свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
    в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
    при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
    в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
    следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
    нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
    недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

2.2 универсальная этика

Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между этикой ролевой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение.

Так, например, журналисты обязаны показывать детали случившегося настолько объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие журналистов влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего уровня в развивающихся странах с репрессивными режимами часто увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной. Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем как на журналисте лежит профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой - фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг защищать человеческую жизнь.
Каким обязательствам - функционально- дифференцированному или универсальному - должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и уходом с места допроса.
Принципы универсальной этики могут быть названы моралью, поскольку они отражают общие ожидания каждого человека в любом обществе. Это такие принципы, которые мы пытаемся привить нашим детям, и ожидаем подобного поведения от других.
Принципы универсальной этики включают:

      беспокойство за благополучие других;
      уважение права других быть самостоятельными;
      надежность и честность;
      добровольное подчинение закону (за исключением граждан-
      ского неподчинения); справедливость;
      отказ от несправедливого преимущества над другими;
      благотворительность, возможность приносить пользу;
      предупреждение вредных последствий.

Можно сформулировать главную задачу универсальной этики: она должна выработать такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, ибо на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот, а это, в свою очередь, чревато нарастанием различных видов экстремизма (в чём мы достоверно убеждаемся в последние годы) и с лёгкостью может перерасти в Третью мировую войну.

    Различия между профессиональной и универсальной этикой
Универсальная этика регулирует
и т.д.................

Любой профессионал вынужден постоянно принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Чем выше должность, тем большая ответственность ложиться на человека, принимающего решение, так как это решение влияет на большее количество людей. Совершая поступок, мы руководствуемся самыми разными соображениями: профессиональными, экономическими, юридическими, психологическими и т. п. За всеми этими соображениями можно легко забыть главный смысл любого поступка, а именно этический. Потому что все делается, в конечном счете, для человека, для его блага, а это не что иное, как этическое соображение. К сожалению, люди часто забывают об этой конечной цели или подменяют истинные цели средствами. Задачей курса по этике является прояснить моральный смысл поступка, сформулировать этические критерии правильности действия.

Этика как отдельная философская дисциплина восходит к Аристотелю. Именно Аристотель осуществил первое разделение наук и выделил этику как «практическую философию» в отличие от физики, метафизики, логики.

В современном русском языке мы используем такие слова как этика, мораль, нравственность. Часто эти слова выступают как синонимы. Это не случайно и вполне оправдано, так как этимологически эти слова имеют действительно схожий смысл: этика – это греческое слово, означающее место обитания, обычай, характер, нрав; мораль – латинский перевод греческого слова этика, а нравственность – это русское слово, опять же относящееся к той же сфере.

В нашем нравственном опыте можно выделить три основных аспекта. Во-первых, это нормы и правила поведения, принятые в обществе, которые мы усваиваем в процессе жизни в обществе и в соответствии с которыми поступаем. Во-вторых, это нравственные качества характера человека (мы описываем людей, говорим, что они добрые или злые, честные или лживые, ответственные или «без царя в голове» и т. п.). В-третьих, это – ценности, идеалы, представления о благой жизни, о том, к чему нужно стремиться и на что ориентироваться. Все эти аспекты нравственного опыта тесно переплетены и взаимосвязаны в сознании людей и проявляются в поведении, рассуждениях об обществе, человеке, поступках.

Несмотря на синонимичное значение слов «этика», «мораль» и «нравственность», эти понятия могут использоваться в разных значениях. В философском понимании этика – это философская дисциплина («практическая философия»), предметом исследования которой является мораль и нравственность. И. Кант и Г. В. Гегель также разграничили смыслы последних понятий. Так, мораль – это сфера принципов индивида, тогда как нравственность – это сфера общественных нравов. Это разграничение активно используется в современной философской науке. Таким образом, этику можно определить как систематическое осмысление нравственного опыта для того, чтобы установить принципы правильного поведения, выработать ценности, смыслы жизни, к которым нужно стремиться, и определить черты характера, которые людям полезно в себе развивать.

На протяжении двух с половиной десятков веков своего существования этика, оправдывая свое назначение «практической философии», вырабатывала принципы и нормы, понятийный аппарат для анализа моральных аспектов социальных и психологических явлений. В то же время вплоть до XX в. исследователи не выделяют в этике теоретического и прикладного уровней. Несмотря на то, что Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Д. Юм, Дж. С. Милль, И. Кант обсуждали вопросы, касающиеся самоубийства, отношения к смерти, отношения к женщинам и детям, поведения государственных деятелей, справедливых и несправедливых войн, насилия, морального статуса эмбриона, проблему эвтаназии, этическое знание было еще весьма абстрагировано, внутри него нельзя было выделить эмпирический уровень как относительно самостоятельный.

В XX в. в этике выделились разные уровни исследования: дескриптивная этика, нормативная этика, метаэтика. Эти сферы этического знания составили общую этику. Дескриптивной этика появилась под влиянием активного развития социологии и психологии. Основным предметом дескриптивной этики стало описание реальных нравов отдельных групп населения, народов, культур, обществ; сопоставление, сравнение разных моральных систем, принципов и ценностей .

Нормативную этику следует понимать как прямую наследницу истории этической мысли, предметом которой являются обоснование базисных моральных принципов и ценностей нравственной системы. Нормативная этика систематизирует различные моральные нормы, правила, ценности для того, чтобы выстроить иерархию нравственных норм. Она выявляет основополагающие принципы, из которых можно выводить моральные нормы, стремится различными способами обосновать общеобязательность, императивность исходных базисных принципов и ценностей морали . На основе нормативной этики и формируется теоретический уровень этики.

Предметом метаэтики стал язык морали. Она подвергла строгому логическому анализу все основные этические понятия: добро, долг, идеал, добродетель, порок, обязанность; проанализировала лингвистическое употребление понятий этики.

В метаэтике произошло предельное удаление этики от своей первоначальной функции практической философии. Как ответ на это удаление произошел поворот к реальным проблемам общества. В 70–80-х гг. XX в. появилась так называемая специальная этика , которую большинство этиков предпочитает называть прикладной .

Среди причин появления специальной этики можно отметить: рост объема человеческих знаний и технологических возможностей человечества; новейшие научные открытия (главным образом, в биологии, генетике, медицине); революционные преобразования в способах овладения информацией (компьютеры, Интернет); угрожающие масштабы загрязнения природной среды; драматические проблемы распределения мировых пищевых и сырьевых ресурсов; непрекращающийся рост населения Земли; секуляризация общества; появление новых видов деятельности и профессий; отставание законодательной базы общества от проблем современности.

Ответом на вызовы современности стали биоэтика, экологическая этика, бизнес-этика, политическая этика, этика науки, инженерная этика и др. Все это примеры прикладных специальных этик.

В литературе можно встретить разные определения прикладной этики:

1) современная разновидность существующей с античных времен практической философии, предметным полем которой являются открытые моральные проблемы;

2) современная практическая этика, но, в отличие от профессиональной этики, это форма регуляции деятельности не изнутри, а извне;

3) применение общеэтических концепций к частным ситуациям;

4) новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.

На взгляд автора, все эти определения являются правильными и указывают на разные сферы нравственного опыта современного человека. В них мы видим ответ на вопрос о соотношении общей, прикладной и профессиональной этик.

Можно выделить следующие тенденции развития современной этики. В прикладной этике общие теории нормативной этики «прикладываются» к проблемам современности, превращаются в рабочие тесты, критерии оценки проблем. Профессиональная этика, традиционно выступающая как сфера регулирования при помощи этического кодекса профессиональной деятельности внутри профессии, трансформируется в сферу общественного интереса, так как усиливается влияние профессии на общество. Требования, которые предъявляются к профессии в целом и к членам профессионального сообщества извне, со стороны общества постоянно меняются в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Именно этой стороной взаимоотношений профессии и общества занимается прикладная этика.

Подытоживая сказанное, можно определить курс этики профессиональных сообществ как профессионально-прикладной, целью которого является прояснить моральные проблемы как изнутри профессии, так и извне – с позиции общества.


Похожая информация.


1. Основные понятия этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер.

Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке«Sittlichkeit» . Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 2. Основные понятия культурологии 1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики 1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую

Из книги История культуры автора Дорохова М А

1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,

Из книги Этика автора Зубанова Светлана Геннадиевна

1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4. Основные понятия культуры Более подробно остановимся на основных понятиях культуры.Артефакт (от лат. artefactum– «искусственно сделанное») культуры – единица культуры. То есть предмет, который несет за собой в себе не только физические черты, но и символические. К таким

Из книги Китай управляемый. Старый добрый менеджмент автора Малявин Владимир Вячеславович

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин).Существует множество определений культуры и различные толкования

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Лекция 8. Основные понятия культурологии 1. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина –

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Кризис этики и права 1. Идеациональная, идеалистическая и чувственная системы этики Любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными

Из книги Профессиональная этика библиотекаря автора Алтухова Галина Алексеевна

II. Основные положения и понятия 1. Понятие и характеристика адаптации сложных систем к окружающей среде Любая знаковая система, в том числе и язык, функционирует как средство передачи и получения информации. Однако не существует какой-либо единой знаковой системы,

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

1. Терминология (основные понятия) Трудности изучения феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного общества, ролью и влиянием, подчас имплицитным, скрытым, которое

Из книги автора

3. Нормы библиотечной этики 3.1. Свободный доступ к информации В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых,

Из книги автора

1.1. Основные понятия Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает