Развитие сельского хозяйства средневековой европы. Сельское хозяйство в средневековой европе Как выглядела средневековая деревня

Средневековая Европа достаточно чётко разделялась на две сельскохозяйственных зоны: 1) южную, средизем-номорскую, где сохранялись давние традиции античного земледелия и 2) зону умеренного климата, расположен-ную к северу от Альпийских гор.

На юге главной зерновой культурой была пшеница. Сеяли также яч-мень, выращи-вали бобо-вые куль-туры, вино-град, мас-лины. Хлеб сеяли под зиму: осенние дож-ди увлажняли землю и обеспечивали развитие озимых культур. Плуг был таким же, как и в эпоху античности: лёгкий, бесколёсный. Его тянула пара волов, если же во-лов не было, в плуг запрягали ослов, мулов и даже коров. Легкий плуг не переворачивал земельные пласты, а толь-ко делал борозды. Поэтому поле приходилось пахать не-сколько раз вдоль и поперёк. Все другие полевые работы проводились вручную: после сева поле копали мотыгами и, возможно, пололи, жали маленькими серпами, моло-тили с помощью запряженных в катки волов или ослов. Урожай был достаточно низким: с каждого посеянного зерна удавалось получить три-четыре зерна за один сбор. Кроме зерновых, в Испании и Италии начали выращи-вать цитрусовые, завезённые в Европу арабами.

Важным достижением сельского хозяйства в зоне умеренного климата был переход с XI в. на трёхпольную систему севооборота, когда поле делилось на три части и каждый год обраба-тывались только две из них. В этой местности начинают использовать тяжелый железный колёсный плуг с отвалом, который не просто подрезал, но и переворачи-вал верхние пласты земли. Иногда в него запрягали четыре пары волов. Во время сбора урожая применяли и серп, и косу. Молотили цепами. Впрочем, урожайность оставалась невысокой. Кроме пшеницы и ячменя, на севере выращивали рожь, овёс, просо, из овощей — репу, лук, дыню, чеснок. В начале XIV в. начинают выращивать капусту, шпинат, свеклу, сажать плодовые деревья.

В монастырях выращивали лекарственные растения. В некоторых областях За-падной Европы именно монахи возродили пчеловодство.

Одной из важных отраслей средневекового сельского хозяйства было ското-водство. В условиях бедных урожаев хлеба выжить без домашнего скота было до-статочно тяжело. В раннем Средневековье самым распространённым домашним животным в крестьянских хозяйствах была свинья. Обычно её выпускали на всё лето выпасаться в лесок. Поздней осенью свинью закалывали и ели мясо и сало всю зиму. В монастырях свиней использовали для поиска трюфелей — редкостных и вкусных грибов, растущих под землёй. Материал с сайта

Настоящей кормилицей для всей крестьянской семьи была корова. Определен-ной помощью для крестьянской семьи было разведение овец. Но овцы требовали немало сил и времени: их нужно было выпасать, стричь, заготовлять для них на зиму корм и т. п. Тягловой силой в хозяйстве крестьянина были, прежде всего, волы, кони, ослы и мулы.

Крестьяне разводили также: кур, уток, гусей. В IX-XII вв. куриные яйца были обязательной составляющей натуральной ренты, которую крестьяне платили се-ньорам. Уток и гусей разводили преимущественно в монастырских хозяйствах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сайт
  • вола и стрич мулть
  • сельское хозяйство в средневековой европе
  • какие растения выращивали крестьяне в средневековье

К ХI веку в Западной и Центральной Европе сократились пространства, занятые лесами. В глухих лесных чащах крестьяне вырубали деревья и корчевали пни, расчищая участки под посевы. Площади пахотных земель значительно расширились. Двуполье заменялось трехпольем. Улучшалась, хотя и медленно, техника сельского хозяйства. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных из железа. Больше стало садов, огородов, виноградников. Продукты земледелия стали разнообразнее, росли урожаи. Появилось много мельниц, обеспечивающих более быстрый перемол зерна.

В период раннего средневековья крестьяне сами мастерили нужные им вещи. Но, например, для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки в труде. Среди крестьян выделялись «умельцы» – знатоки того или иного ремесла. В их семьях издавна накапливался трудовой опыт. Чтобы успешно заниматься своим делом, ремесленники должны были меньше времени уделять сельскому хозяйству. Ремесло должно было стать их главным занятием. Развитие хозяйства приводило к постепенному отделению ремесла от земледелия. Ремесло превращалось в особое занятие большой группы людей – ремесленников. Со временем бродячие ремесленники оседали. Их поселения возникали на перекрестках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. Сюда часто приезжали, а потом и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи. В этих местах ремесленники могли сбыть свои изделия и купить сырье. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли города. Развивалось разделение труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли.

Натуральное хозяйство в Европе сохранялось, но постепенно развивалось и товарное хозяйство. Товарным хозяйством называется такое хозяйство, при котором продукты труда производятся для продажи на рынке и обмениваются при посредстве денег.

Торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. На суше купцов грабили «благородные» разбойники – рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками.

Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме «варварских королевств». На втором этапе феодальное общество и государство выступают как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между собственником земли - сеньором и населением, сидящем на ней, естественно возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы. Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности, основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия труда, скот, усадьбы.

Основу феодального строя составляла аграрная экономика. Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие, а крестьяне - только железные части сельскохозяйственного инвентаря. Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором экономики.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить завоеванный социальный статус. Там же. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда групп - патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Одной из отличительных черт средневекового общества был корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью общности. Средневековыми корпорациями были сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, город. У корпораций были свои уставы, собственная казна, особая одежда, знаки и т.д. Корпорации основывались на принципах солидарности, взаимоподдержки. Корпорации не разрушали феодальную иерархию, но придавали силу и сплоченность различным слоям и классам.

Характерный признак средневековй Европы – господство христианства, которому были подчинены мораль, философия, наука, искусство. Однако христианство в Средневековье не было единым. В III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую и православную. Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Менталитет человека той эпохи, прежде всего, определялся принадлежностью к общности вне зависимости от того, был ли человек аристократом или крестьянином. Корпоративные нормы и ценности, традиции и ритуалы поведения (вплоть до предписанного типа одежды), подкрепляемые христианским мироощущением, считались превалирующими над личными желаниями.

Мир человека того времени, казалось бы, соединил несоединимое. Проповедь христианского милосердия и беспощадность войн, публичных казней, жажду чуда и страх перед ним, стремление оградиться от мира стенами собственного дома и движение тысяч рыцарей, горожан и крестьян в неизвестные земли во время Крестовых походов. Крестьянин мог искренне бояться Страшного суда за грехи и каяться в них и в то же время неистово предаваться самому буйному разгулу во время праздников. Духовные лица с подлинным чувством могли служить Рождественскую мессу и открыто смеяться над хорошо известными им пародиями на церковный культ и вероучения. Страх человека перед смертью и Божьим судом, чувство неуверенности, порой трагичности бытия соединялась с определенным карнавальным мироощущением, которое находило свое выражение не только в самих городских карнавалах, где человек обретал ощущение раскованности, где упразднялись иерархические и сословные преграды, но в той смеховой культуре, которая пришла в Средневековье из античного мира, сохранив, по сути, языческий характер в мире христианства.

Человек порой столь же реально воспринимал мир, окружавший его, как и мир потусторонний. Рай и ад для него были так же реальны, как собственный дом. Человек искренне верил, что он может воздействовать на мир не только вспахав землю, чтобы получить урожай, но, совершив молитву или прибегнув к магии. С этим связана и символичность мировосприятия средневекового человека. Символы были значимой частью средневековой культуры: от креста как символа спасения, рыцарского герба как символа рода и достоинства, до цвета и покроя одежды, который жестко приписывался представителям различных социальных групп. Для средневекового человека многое в окружающем мире было символами божественной воли или неких мистических сил.



Развитие хозяйства и экономической мысли европейской цивилизации в период средневековья (V-XV вв.)

Экономическое развитие западноевропейских стран в эпоху Средневековья

В основе средневекового хозяйства лежала собственность феодалов на землю и их неполная собственность на производителей -закрипачених крестьян.

Основной доход люди получали от земли, является главным богатством. Лица, которые им владели, господствовали в обществе. Крестьяне находились в личной, поземельной, судебно-административной и военно-политической зависимости от землевладельцев. Доминировало натуральное хозяйство. Обмен играл второстепенную роль. Почти все богатства общества создавались ручным трудом. Орудия труда были примитивными. Энергия ветра и рек, угля и древесины начала использоваться лишь в позднем средневековье и сначала очень ограничено.

Место человека в обществе определялось не ее личными качествами или заслугами, а происхождением: сын сеньора становился сеньором, сын крестьянина - крестьянином, сын ремесленника -ремисником.

Крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство. Они были обязаны обрабатывать землю феодала с помощью своих орудий или отдавать ему дополнительный продукт своего труда - ренту (с лат. - Возвращаю, плачу).

Известны три формы феодальной ренты:

1. отработочная (барщина)

2. продуктовая (натуральный оброк)

3. денежная (денежный оброк).

Основными формами хозяйственной деятельности были:

Феодальная вотчина (французский сеньория, английский манор)

Ремесленный цех, торговая гильдия.

В целом экономика была аграрно-ремесленной, что объединяло ее с хозяйством древних цивилизаций и дало основание называть цивилизацию, которая существовала до конца XV в., Аграрно-ремесленной, а общество - традиционным.

Итак, феодальное хозяйство эпохи Средневековья характеризуется господством частной собственности на землю.

Развитие хозяйства эпохи Средневековья можно разделить на три периода:.

1) Раннее Средневековье ^ Х в.) - Сформировались и утвердились определяющие черты феодального хозяйства (период генезиса)

2) XI-XV вв. - Период зрелости феодального хозяйства, внутренняя колонизация, развитие городов, ремесла и товарного производства;

3) Позднее Средневековье (XVI - первая половина XVII в.) -зароджуеться Рыночное хозяйство, появляются признаки индустриальной цивилизации.

Генезис и развитие новых хозяйственных форм в средневековой Европе формировались в основном на социально-экономической наследии Римской Империи и хозяйственных достижениях германских племен.

Становление средневекового хозяйства прослеживается на примере Королевства франков (В-IX вв.), Которое было создано германскими племенами франков на территории бывшей римской провинции - Северной Галлии (современной Франции), а с VIII в. овладело большую часть Западной Европы.

В В-VI в. в Франкскому королевстве происходил процесс трансформации родовой земледельческой общины в соседскую - марку, в которой преобладало индивидуальное семейное хозяйство -основная производственное звено франкской общины. Вся земля находилась в коллективной собственности общины. В наследство (сыновьям, братьям умершего) передавались наделы пахотной земли, сады, виноградники, участки леса, луга и пастбища. Имела место частная собственность, которая распространялась на дом с приусадебным участком земли и движимое имущество. Неделимые угодья были общей собственностью членов общины. Права отчуждения (свободного распоряжения) земли франки не знали.

Имущественная и социальная дифференциация, которая имела место в франков прежнему значительно усилилась после завоевания и колонизации Галлии. Значительную часть земли и других богатств получили короли, знать, дружинники. Одновременно происходило разорение хозяйства тех членов общины, которые погибли на войне, а также вследствие болезней, эпидемий и других причин. Усиливался дуализм между коллективной собственностью и парцеллярной (индивидуальными) хозяйствами. Постепенно наследственные наделы увеличивались и превращались в аллод-частного семейную собственность, свободно отчуждалась -продавалася, обменивалась, завещалась и дарилась без разрешения общины (марки). Марка базировалась, таким образом, на частной собственности на пахотной земли, коллективной собственности на угодья, на свободном труде ее членов. Одновременно сохранялась земельная собственность галло-римского населения и церкви. Продолжало действовать римское законодательство, которое оберегало эту собственность. Вместе с тем росло землевладение франкских королей и знати.

В восьмого-IX вв. в Королевстве франков аграрные отношения прошли сложную эволюцию, катализатором которой стали постоянные войны и усиление роли государства в экономической жизни. Поскольку войны и военная служба были слишком обременительными для крестьянства и приводили к их разорению, всенародное ополчение потеряло свое значение. Основой тогдашнего войска, служба в котором была престижной, стали трудно вооруженные конные воины-рыцари. Карл Мартелл, король Франкского государства (714-751 гг.), Провел военно-аграрную реформу. Суть ее заключалась в предоставлении воинам-рыцарям пожизненных земельных наделов - бенефиций - при условии выполнения ими военной службы и вассальной присяги на верность королю-сеньору. Часть полученных земель собственники-бенефициарии отдавали своим вассалам. Так сложилось бенефициальной - условно-служебное, временное землевладения, которое основывалось на сеньориально-вассальных отношениях. Право собственности на землю сохранялось за сеньором, который предоставлял ее и мог отобрать в случае отказа от службы или измены.

В то же время реформа подготовила условия для распада общины, ограничивая права и обязанности ее членов освобождала от военной службы, участия в суде, в местном управлении. Во времена правления династии Каролингов (с 751 г..) Предоставление бенефициев стало системой. В IX в. вассальное служба стала наследственной. Бенефиций превратился в феод (лен) - основную, самую распространенную форму землевладения средних. Феодальное хозяйство утверждалось и развивалось в пределах поместья-сеньоры. Королевскими грамотами феодалам предоставлялся иммунитет -привилей осуществлять в своих владениях функции государственной власти: фискальные и судебно-административные. Земля делилась на домен, где хозяйничал сами землевладелец, и крестьянские наделы. Сеньории обычного типа имели значительные размеры (несколько сотен гектаров). Пахотные земли домена с зерновым производством составляли почти треть его общей площади. Монополия феодалов на землю росла, что выражалось в принципе "нет земли без сеньора".

Одновременно с ростом крупного землевладения формировалось феодально зависимое крестьянство. Нее входили сервы (потомки бывших рабов, колонов), которые находились в личной наследственной зависимости от сеньоров. В состояние крестьян постепенно перешли свободные франкские солдаты и мелкие галло-римские землевладельцы. их переход был обусловлен различными обстоятельствами - большими налогами, долгами, войнами и междоусобицами, стихией, натуральным характером хозяйства, которое ставило людей в зависимость от природных условий и делало невозможным другие занятия. Были распространены прекарный соглашения, известные с римских времен, согласно которым аллод свободного мелкого землевладельца отчуждался в пользу сеньора или церкви, а потом возвращался крестьянину в пожизненное пользование как прекарий (земля, выдана по просьбе). Постепенно прекария стали наследственными, взаимоотношения крестьян и землевладельцев обуславливались уплатой натуральной или денежной ренты, выполнением крестьянином повинностей в пользу феодала и обязанностей сеньоров в отношении крестьян. Существовали другие пути перехода в крестьянское сословие и формы их зависимости. Крестьяне разных категорий, происхождения и зависимости отличались обеспечением землей, обязанностями по землевладельца. Большинство селян не были наследственно зависимыми, их обязанности сохранялись до тех пор, пока они пользовались наделом в этой сеньории. Крестьяне не были прикреплены к земле, а попытки Карла Великого (768-814 гг.) Запретить отход крестьян от земли не имели успеха.

Наивысшего социально-экономического подъема Западная Европа достигла при правлении Карла Великого (771-814). За четыре десятилетия его правления удалось закрепить феодальную систему землевладения, увеличить урожайность зерновых благодаря внедрению более рациональной системы землепользования с элементами ирригации. . он объединил под своей властью большую часть земель Западной Римской империи, включая территорию современных Франции, Западной Германии, Северной Италии, Бельгии и Голландии, Австрии и Швейцарии. Было восстановлено действие римского права. Постепенно прекратились разбои на отремонтированных дорогах, что позволило развития торговли и ремесла. Строились монастыри, людей привлекали к науке и искусству. Карл Великий завершил земельную реформу, начатую Карлом Мартеллом, то есть произошло разделение земельных угодий. После смерти Карла его империя была разделена на три части: французский, немецкий и итальянский

Таким образом, за ст. в Франкском государстве сформировалась классическая форма феодального служебного землевладения и сеньориально крестьянских отношений. Мелкое хозяйство франков, основанное на алодальний собственности, вытеснив феодальное поместье-сеньория - замкнутый натуральное хозяйство, владелец которого (сеньор) обладал всей полнотой власти на своей территории.

Феодальные отношения во Франции, как и в Англии, Германии и других странах Европы, достигли зрелости в XI-XV вв. В XI-XШ ст. господствовала феодальная земельная собственность трех типов -короливська, светская, церковная. Иерархическая структура землевладения (собственность верховная, сеньориальная и вассальное) ограничивала права отдельного феодала на землю. Однако в период политической раздробленности меньше владения стали отчуждаться. Выросли значения и размеры вассал собственности, прежде всего за счет лесов, лугов, пастбищ. Расширились и укрепились сеньориальные права.

С XIII в. во Франции, а затем и в других странах начинается кризис барщинной системы. Натуральное хозяйство феодального поместья исчерпывает свои возможности. Поэтому феодалы осуществляют массовый перевод крепостных крестьян с барщины на натуральный, а впоследствии и денежный оброк. Этот процесс получил название "коммутации ренты". Его экономической основой была выше производительность труда в крестьянском хозяйстве, чем на барщине. Рост городов и развитие товарно-денежных отношений способствовали распространении денежной ренты. Феодалам было выгодно получать от крестьян именно деньги, перенося в сферу сельского хозяйства и проблема реализации дополнительного продукта.

В XIV-XV вв. феодальные хозяйства все больше втягиваются в товарно-денежные отношения. Одновременно меняется правовой и имущественный статус крестьянина постепенно выходят из-под юрисдикции феодалов растет их земельная собственность. Появляются новые экономико-правовые формы взаимоотношений между феодалами и крестьянами - аренда, аренду и т.д., ориентированные на рынок.

В начале XI века начинается бурный экономический и демографический подъем в Западной Европе, чему способствует ускорению экономического развития, население стабильно растет и достигает 73 млн. Человек в 1300 Несколько улучшились и качественные характеристики. Немного снизилась детская смертность. Выросли физические параметры: вес у мужчин - до 125 фунтов (55 кг), рост - до 5 футов (157 см).

С началом нового тысячелетия начинается постепенное возрождение забытых навыков и ремесел. У 1150 начнется добыча каменного угля, а у 1240 из Китая будет позаимствован порох, который начнет применяться в военном деле, что впоследствии обеспечит Европе важное преимущество в борьбе за мировое господство.

Лошадь постепенно начнет заменять вола в качестве тяговой силы. Создается система трехполье. Улучшается обработка земли -оранка проводится до 4 раз. Производится расчистка земель под новые пашни.

В Испании будут построены первые бумажные мельницы, что, в свою очередь, приведет к широкому применению бумаги в книжном деле. Появляются первые немонастирськи центры образования: Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Карлов университет.

В этот период появляется много новых городов. Только в Центральной Европе - более 1500. Возрождаются и старые города Лютеция (Париж, 60 тыс. Жителей), Тулуза, Лион, Бордо, Генуя (по 50-70 тыс. Жителей в каждом), Венеция (65-100 тыс), Неаполь (около 80 тыс), Флоренция (100 тыс), Милан (80 тыс), Севилья (около 40 тыс), Кельн (25-40 тыс). Доля городского населения быстро растет и достигает 20-25%.

Но типичный средневековый город очень небольшой. Так в Германии того времени было более 4000 городов с населением менее 2000 жителей в каждом, 250 городов с населением от 2 до 10 000 и только 15 городов с населением более 10 000 жителей. Площадь типичного города также очень мала - от 1,5 до 3 гектар.

Города площадью от 5 до 30 гектар уже считались довольно значительными, а свыше 50 - просто огромными. К началу ХИУ века улицы важнейших французских городов, а также крупнейших городов Европы типа Праги, будут вымощены камнями.

С увеличением количества городов растет и их значение. Усиливается разделение труда. В крупнейших городах насчитывается уже до 300 ремесленных специальностей, в самых маленьких - не менее 15.

В города стекается разнообразен посторонний народ: нищие паломники, ученые, студенты, купцы. Свободный мир города задаст более быстрый ритм жизни, чем на селе. Жизнь в городе менее привязано к природным циклам. Города становятся центрами обменов в широком смысле этого слова.

  • Н.К. Черкасская. Экономическая история: Учебное пособие. - Киева: ЦУЛ, 2002. -с.41.

Подавляющая часть средневекового населения проживала именно в деревнях. В странах Европы подобные поселения были как бы шаблонными, и, если и имелись какие-то различия между ними (в зависимости от стран и городов), то они были совсем незначительными. Средневековая деревня - это особая памятка для историков, которая позволяет восстановить картину былого быта, традиции и особенности жизни тогдашних людей. Потому сейчас мы рассмотрим, из каких элементов она состояла и чем характеризовалась.

Общее описание объекта

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась. Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти. Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке. Некоторые из них состояли всего-то из 10-15 единиц. В горных массивах люди вообще не селились таким образом. Туда отправлялись по 15-20 человек, которые образовывали небольшой хутор, где вели свое малое хозяйство, автономное от всего остального. Примечательной чертой было то, что дом в эпоху Средневековья считался имуществом движущимся. Его можно было транспортировать на специальной повозке, например, поближе к церкви или же вовсе перевезти в другое поселение. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве, в связи с чем не могла иметь четкого картографического плана, закрепленного в государстве, которому принадлежала.

Кучевая деревня

Такой тип средневекового поселения является (даже для тех времен) пережитком прошлого, но таким пережитком, который еще очень долго просуществовал в обществе. В таком населенном пункте дома, сараи, крестьянские угодья и поместье феодала были расположены «лишь бы как». То бишь тут не было ни центра, ни главных улиц, ни отдельных зон. Средневековая деревня кучевого типа состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. Те, которые имели продолжение, выводили в поле или в лес. Тип ведения хозяйства в таких поселениях был, соответственно, также беспорядочным.

Крестообразное поселение

Данный тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя таким образом крест. В месте пересечения дорог всегда лежала главная площадь, где располагалась либо небольшая часовня (если деревня насчитывала большое количество жителей), либо поместье феодала, который владел всеми живущими здесь крестьянами. Средневековая деревня крестообразного типа состояла из домишек, которые были обращены своими фасадами к улице, на которой они располагались. Благодаря выглядела очень опрятно и красиво, все постройки были практически одинаковыми, а на их фоне выделялась лишь та, что находилась на центральной площади.

Деревня-дорога

Этот тип поселения в был характерен для местностей, где встречались крупные реки или же горные спуски. Суть заключалась в том, что все дома, где проживали крестьяне и феодал, собиралась в одну улицу. Она протягивалась вдоль долины или реки, на берегу которой они и располагались. Сама дорога, из которой состояла, в общем-то, вся деревня, могла быть не слишком прямой, но она в точности повторяла те природные формы, которые окружала. План местности средневековой деревни данного типа включал в себя, помимо крестьянских угодий, дом феодала, который располагался либо в самом начале улицы, либо в ее центре. Он был на фоне остальных домишек всегда самым высоким и шикарным.

Лучевые деревни

Этот тип поселения был самым популярным во всех городах потому очень часто его план используют в кинематографе и в современных романах о тех временах. Итак, в центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня, небольшой храм или иное религиозное сооружение. Неподалеку от него находился дом феодала и прилегающие к нему дворы. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца, а между ними строились дома для крестьян, к которым прилагались земельные участки. В таких деревнях проживало максимальное количество жителей, они были распространены и на севере, и на юге, и на западе Европы. Также тут было куда больше просторов для ведения различных типов хозяйства.

Урбанистическая ситуация

В средневековом обществе города начали формироваться примерно в 10 веке, а завершился этот процесс аж в 16-м. В течение этого времени на территории Европы возникали новые урбанистические поселения, однако их типаж ничуть не менялся, увеличивались только размеры. Что же, и деревня имели много общего. У них была схожая структура, они застраивались, так сказать, типичными домами, в которых проживали простые люди. Город отличался тем, что был больше деревни, его дороги часто были мощеными, а в центре непременно возвышалась очень красивая и большая церковь (а не маленькая часовня). Такие населенные пункты, в свою очередь, делились на два типа. Одни имели прямое расположение улиц, которые можно было как бы вписать в квадрат. Этот тип строительства был заимствован у римлян. Другие города отличались радиоцентрическим расположением построек. Такой типаж был характерен для варварских племен, которые заселяли Европу до прихода римлян.

Заключение

Мы рассмотрели, какие были поселения в Европе в самую темную историческую эпоху. А чтобы понять их суть было проще, в статье есть карта средневековой деревни. В завершение можно отметить, что для каждого отдельного региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то - камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

Экономика. Сельское хозяйство средневековья.

Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период , как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие. Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным.

Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось и городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок. Развиваются товарно-денежные отношения.

Средневековые города. Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.

В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции , а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – 200 городов. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важным в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты.

В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там, как впрочем, и по всей Европе эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами.