Планирование и организация коллективных творческих дел в учреждении дополнительного образования. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов

В ремонтном производстве применяются как индивидуальная, так и коллективная формы организации труда рабочих. При коллективной организации труда ремонтных рабочих объединяют в специализированные или комплексные бригады . Последние чаще создают в цехах комплексного ремонта технологических линий, цехов, производств.  

В последние годы все большее распространение получает коллективная организация и оплата труда . Около 65% рабочих отрасли объединены в бригады. При бригадной организации труда применяется коллективная система оплаты труда . Ее особенность заключается в том, что заработную плату начисляют всей бригаде и распределяют между рабочими в соответствии с их квалификацией пропорционально отработанному времени с учетом (КТУ) каждого. Размер КТУ каждого рабочего определяет общее собрание бригады, а в больших бригадах - ее совет.  

Строительство силами коллективных организаций промежуточное потребление составило 72% от затрат на строительно-монтажные работы , 61,5% - от стоимости прочих капитальных работ и затрат, 70% - от стоимости капитального ремонта.  

Строительство силами населения доля промежуточного потребления равна доле промежуточного потребления в валовом выпуске коллективных организаций.  

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления , которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.  

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей . Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.  

Если решение продавать, принятое инвестором, принадлежащим к заданной группе размером s, было независимо от решений всех других инвесторов той же группы, то вероятность, что такая группа размером s станет активной в единичный временной интервал , будет пропорциональна числу s инвесторов в данной группе. Однако уже по определению группы, инвесторы, принадлежащие к данной группе, взаимодействуют друг с другом. Следовательно, решение инвестора распродавать, вероятно, довольно сильно связано с другими инвесторами той же группы. Отсюда вероятность в единицу времени того, что специфическая группа, состоящая из s инвесторов, станет активной, является функцией числа s инвесторов, принадлежащих к данной группе и всех взаимодействий между этими инвесторами. Понятно, что максимальное число взаимодействий внутри группы равно s x (s-l)/2 то есть для большой величины s оно становится пропорционально квадрату числа инвесторов в данной группе. Это происходит, когда каждый инвестор говорит с каждым из его s-1 коллег. Множитель Vz объясняет факт, что инвестор Энн говорит с инвестором Полом, затем Пол тоже говорит с Энн, и их двойное взаимодействие может учитываться только один раз. Конечно, можно представить себе более сложную ситуацию, когда Пол слушает Энн, но Энн не отвечает взаимностью, но это не меняет результат. Несмотря на эти сложности, можно видеть, что вероятность h(t)kt в единицу времени /V, что группа s инвесторов станет активной, должна быть функцией, растущей с размером группы s быстрее, чем s, но, возможно, медленнее, чем максимальное число взаимодействий, (пропорциональное s). Простая параметризация - взять h(t) Af пропорциональным размеру группы s, возведенному в степень а, большую чем 1, но меньшую, чем 2. Данный показатель степени а охватывает коллективную организацию в пределах группы размером s, в связи с многочисленными взаимодействиями между инвесторами. Он глубоко связан с концепцией фрактальных размерностей , о которых пойдет речь в главе 6.  

Государственный монополизм (полный захват) собственности получил такое теоретическое оправдание. Собственность на решающие средства производства оказалась в руках государства потому, что она якобы соответствует коллективной организации труда, общественному Характеру производства и общенародному присвоению. Все народное хозяйство часто изображалось в виде одной громадной фабрики, где каждый труженик - всего лишь винтик, занимающий подобающее место в государственном хозяйственном механизме.  

При коллективной организации труда порядок начисления заработной платы зависит прежде всего от формы оплаты.  

В нашей стране накоплен значительный опыт коллективной организации труда на основе выделения производственных бригад , т.е. коллективов, объединяющих работников, которые выполняют общее задание и совместно отвечают за результаты.  

В условиях широкого внедрения новой автоматической техники, повышения требований к качеству продукции , совершенствования производственных отношений коллективная организация труда становится более эффективной.  

Следовательно, задача заключается не только в расширении применения коллективной организации труда, но и в дальнейшем развитии всех элементов НОТ.  

Ч. 2 ст. 102 КЗоТ свидетельствует о необходимости применения укрупненных и комплексных норм в условиях коллективной организации и оплаты труда.  

В настоящее время определенно обозначилась тенденция возрастания значения первичного коллектива как основной производственной ячейки (достаточно сослаться на положительный опыт коллективной организации труда). Это в еще большей мере повышает значимость управления социально-психологической адаптацией. Наблюдения свидетельствуют о том, что если социально-психологическая адаптация не завершена, то отношения между членами коллектива деформируются, что отрицательно влияет на совместное выполнение производственных заданий, активность в управлении, добросовестность труда и т. п.  

Последние годы внесли много нового в этот исторический опыт выявились широкие возможности применения коллективной организации труда в самых различных условиях. В настоящее время она нашла широкое распространение на предприятиях многих отраслей.  

В то же время авторский коллектив стремился отразить п имеющиеся определенные различия в подходе к проблеме. Так, внедрение бригадной организации труда в НРБ шло несколько более высокими темпами, чем в СССР, сами бригады были нередко более крупными по численности, а в ряде случаев коллективная организация и оплата труда уже с самого начала охватывала целые подразделения предприятий (например, цехи). Отличаются и применяемые формы планирования работы бригад , оплаты труда п др. В СССР несколько шире поставлены задачи управления бригадной организацией, активней ведется научное исследование се различных сторон, более развита нормативно-методическая база, обучение специалистов основам бригадной организации.  

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что на начальном уровне развития бригадной организации труда управление производством в бригаде не претерпевает существенных изменений и осуществляется в основном мастером. По мере же насыщения бригад прогрессивными элементами коллективной организации труда и роста их социально-экономической зрелости значительно расширяется управленческая деятельность бригадиров.  

Обоснованы принципы выбора оптимальных форм бригадной организации труда и раскрыто значение развития коллективной организации труда в условиях самофинансирования предприятий.  

Общими чертами, характерными для двух других разновидностей внутреннего хозрасчета, а именно для коллективного и арендного подряда , являются, во-первых, коллективная организация труда с оплатой по конечному результату во-вторых, заключение договора между коллективом подразделения и администрацией предприятия , четко регламентирующего  

В условиях этой формы заработок начисляется в соответствии с результатами работы всей бригады и распределяется между ее членами в соответствии с тарифным разрядом и выполненной работой каждым членом бригады, с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Эта форма коллективной организации и оплаты труда в современных условиях получает широкое распространение.  

Организующую роль в развитии социалистической экономической интеграции играет Совет Экономической Взаимопомощи - первая в истории добровольная коллективная организация социалистических стран, созданная в 1949 г. В настоящее время СЭВ объединяет К) социалистических стран Европы, Азии и Америки - Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, СССР, Чехословакию. С СЭВ в тех или иных формах сотрудничают Югославия и ряд других социалистических и несоциалистических государств. Он не отделен от других государств какими-то барьерами, но и не навязывает никому своей интеграционной политики.  

Коллективная организация труда, как уже отмечалось, является одной из наиболее прогрессивных форм расстановки и использования кадров на предприятии. Именно она в наибольшей степени соответ-  

Если />1, то это свидетельствует о положительных изменениях в данном направлении. Однако следует проверить, все ли возможности бригадной формы организации труда использованы. При /комплексного анализа эффективности коллективной организации труда.  

Оценка охвата рабочих коллективной организацией труда и ее эффективности.  

В условиях НТР увеличение удельного веса машинно-автоматической работы и концентрация технологических процессов в промышленности, их неделимый характер вызывают необходимость комплексного обслуживания оборудования. Узкофункциональное разделение труда при этом не обеспечивает эффективную эксплуатацию оборудования, приводит к потерям рабочего времени у исполнителей. Возникает необходимость использования коллективной рабочей силы и, следовательно, коллективной организации труда (45).  


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

(ННГУ)

Арзамасский филиал

Реферат

на тему: Коллективное творческое дело, его организация.

Выполнила:

Студентка 3 курса

Григорьева Е.В.
Арзамас, 2018г.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым , как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

В коллективной творческой деятельности дошкольников легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Особенности коллективного творческого дела:


    практическая направленность;

    коллективная организация;

    творческий характер;

    дети заботятся друг о друге;

    о своем коллективе;

    поиск лучших средств этой заботы;

    все более четкая организация своей жизни;

    разнообразных дел на пользу и радость;

    это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной стеᴨȇни - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для котоҏыҳ, напротив, характерна открытая постановка ᴨȇред воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. В связи с этим в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные творческие дела развивают у воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные творческие дела определяются сᴨȇцификой их сущности: познавательным содержанием, “открытием мира” на пользу другим, на ᴨȇрвый план выступает развитие у воспитанников интерес к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое.

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской деятельности, которая развивает у ее участников организаторские способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии ᴨȇдагог открыто ставит задачу ᴨȇред детьми, ᴨȇредает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Усᴨȇшное использование системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обесᴨȇчиваются соблюдением трех основных условий.


    Первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

    Второе условие - всемерное развитие отношений творческого развития между воспитанниками старших и младших поколений.

    Третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела , также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в дружеском общении, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел возможно на разных уровнях.

Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и сᴨȇцифичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация котоҏыҳ предусматривает шесть этапов.


    Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе , планируемой на новый ᴨȇриод с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь ᴨȇрсᴨȇктивой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

    Второй этап - коллективное планирование. Теᴨȇрь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Усᴨȇх его во многом обесᴨȇчивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.

    Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела , затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. В связи с этим велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла . В некотоҏыҳ случаях ᴨȇдагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

    Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения коллективного творческого дела из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

    Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива , посвященный итогам коллективного творческого дела, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения коллективного творческого дела. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении о проведенном коллективном творческом деле, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи - вопросы.

    Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими вᴨȇчатлениями ᴨȇреживаниями..

С учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста целесообразнее использовать упрощенную технологию проведения, а в некотоҏыҳ случаях только элементы коллективной творческой деятельности, используется своеобразный тип коллективного творческого дела - ситуативный.

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать такие формы коллективной творческой деятельности чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, когда эти дела сочетаются с основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Дошкольники еще не умеют вместе со старшими думать и действовать на радость и пользу друг другу и окружающим людям. Но они могут научиться этому, привыкнуть к участию в общей творческом деле , овладеть навыками коллективной деятельности на собственном опыте.

Совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших подтягиваться к старшим, воздействуя друг на друга и сам на себя. Старшие стремятся не уронить уровень своего достоинства ᴨȇред младшими стремятся быть знающими, умелыми, дружными, смелыми. происходит положительное взаимное влияние младших и старших. В старшей групᴨȇ во второй половине учебного года воспитатель может ᴨȇреходить к заданиям, требующим распределения работы между несколькими детьми, объединенными в одну подгруппу, коллективные обсуждения влияют на развитие творчества, дети приобретают опыт сотрудничества. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи, но делает это незаметно . Дошкольники, как бы сами “открывают” эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для котоҏыҳ оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества , самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.

Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения , о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками ᴨȇдагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела

Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обесᴨȇчивается доброжелательным общением ᴨȇдагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».

Обесᴨечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными ᴨереживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обесᴨечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах :

· в форме выразительных движений;

· в форме эмоциональных действий;

· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;

· в форме определенного отношения к окружающему.

Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела..

Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.

При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального соᴨȇреживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.

  • Введение
  • Этапы КТД
  • Основные виды КТД
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

«Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив. В каждом поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».

А.С. Макаренко

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определённый образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.

Особого внимания заслуживает школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

В современном мире КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации деятельности, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Важное значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними.

Организация коллективного творческого дела

Цель коллективного творческого дела – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация, а в итоге - гармоничное развитие личности, определение жизненного пути.

Основная задача – пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно.

Для того чтобы создать творческий коллектив единомышленников нужно:

  • Включать каждого воспитанника в совместные действия (единство мыслей, действий, воли и чувств) стремиться к разностороннему развитию личности - развить: познавательно – мировоззренческую, эмоционально волевую и действенную сферы личности.
  • Научить его преодолевать трудности, давать оценку сделанному, извлекая уроки на будущее.
  • Вырабатывать ответственное отношение к себе и другим.
  • Научить его товарищескому уважению, вере в творческие силы единого коллектива.

В процессе коллективного творческого дела дети приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, таким образом, в КТД протекают два важнейших процесса: формирование сплочённого коллектива и формирование личности.

Любое коллективное творческое дело даёт ребёнку возможность:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу);
  • освоить культурное пространство.

Коллективное творческое дело – это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Оно направлено на достижение поставленной задачи, поиску различных решений, развитию творческих способностей детей. КТД приучает коллектив к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих навыков составляет основу всякого плодотворного труда. Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, способствует развитию и воспитанию.

Этапы КТД

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение идеи и замысла. На этом этапе определяются цели и задачи, распределяются обязанности при подготовке дела (мероприятия) и назначаются ответственные за каждый участок.

2. Коллективное планирование. Можно проводить планирование в целом коллективе, а можно разделить детей на инициативные творческие группы. Каждая группа составляет свой план и выступает с предложением на общем обсуждении. В итоге формируется общее мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание творческой группы. Задача этой группы собрать и организовать всё мероприятие, игровую программу и т.д., вовлекая в работу всех участников коллектива. На этом этапе проходит разработка и написание сценария, распределение ролей, подготовка и изготовление костюмов, реквизита, подборка музыкального оформления и оформления мероприятия в целом. Для продуктивной работы лучше всего разбить весь коллектив на маленькие группы и дать им конкретное задание для подготовки отдельных участков (блоков) мероприятия. Участников творческой группы можно назначить или войти в неё по желанию. Творческая группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей и свежий взгляд на новое творческое дело.

4. Проведение КТД. Здесь важно перед началом мероприятия собрать всех участников, ещё раз проговорить план действий, успокоить их, настроить на творческий лад и зарядить положительными эмоциями. «И мы вместе!». В конце мероприятия обязательно общее фото на память для закрепления впечатлений, для участников программы, для зрителей - непосредственных участников совместного действа.

5. Коллективное подведение итогов. По окончании мероприятия, по горячим следам, педагог собирает всех участников действа и проводит аналитический разбор проведенной работы (можно использовать видеоматериал) для выявления ошибок и подведения итогов.

6. Подведение итогов и перспективное планирование. На этом этапе, в торжественной неформальной обстановке, вручаются награды и дипломы, составляется план творческих дел на следующий год.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечиваются вовлечением всего коллектив в постоянную и разнообразную творческую деятельность.

Основные виды КТД

Значимость каждого КТД заключается в том, что оно требует общего поиска, даёт детям простор фантазии, развивает креативное мышление, способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание.

  • Трудовые КТД.
    Цель организации деятельности: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (акция «Посади дерево», субботники – уборка территории, подготовка кабинетов к следующему учебному году).
  • Познавательные КТД.
    Цель организации деятельности: формировать потребности в познании. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (семинары-практикумы, мастер-классы и открытые уроки по ДПИ и ИЗО) тематические экскурсии, интеллектуальные игровые программы, викторины на знание дорожных знаков и правил дорожного движения, литературные встречи «Литературная среда»).
  • Художественные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, воспитывать восприимчивость, благородство души, обогащать внутренний мир человека (кукольные и игровые спектакли, театрализованные представления, тематические концерты в отделе художественной самодеятельности, театральные капустники, литературно-музыкальные композиции и вечера поэзии, выставки художников и мастеров прикладного искусства).
  • Спортивные КТД.
    Цель организации деятельности: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность («Весёлые старты», эстафеты, коллективные забеги, шахматные турниры, квесты, День здоровья и т.д.).
  • Общественно-политические КТД.
    Цель организации деятельности: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни («День первоклассника», праздничные мероприятия, посвящённые Дню города и района, акции и концерт «Международный день пожилого человека», Новогодний праздник, мастер-класс изготовление новогоднего сувенира для детей из многодетных и малоимущих семей: благотворительная акция для детей-сирот «Исполни видную мечту», конкурсы плаката и рисунка «Мир без террора», концерт к Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, концерт, посвящённый подведению итогов единого дня голосования «В судьбе России – моя судьба», митинг в поддержку пострадавших от теракта в Петербургском метрополитене, слёты молодёжных активов, акции к Дню Победы, концерты для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, концерты в «Международный День защиты детей», «День независимости», фестиваль детской патриотической песни, акция «Согреем детские сердца», благотворительный концерт «От сердца к сердцу» и мн. др.).
  • Организаторские КТД.
    Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной и организованной деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников. (День именинника, День рождения коллектива, родительские собрания, совместные выезды на конкурсы и фестивали, сбор макулатуры).
  • Экологические КТД.
    Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача педагога. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помогать родной природе, осознавать ее значение, чувствовать красоту родного края. Экологические КТД: конкурс творческих работ «Земля - наш общий дом», акция «Хлам-арт» поделки из вторсырья, выставка – конкурс «Любимому городу наш букет», экологические спектакли и фотовыставки).
  • Досуговые КТД.
    Многие формы КТД, перечисленные выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные и экологические. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе. Эти КТД несут заряд веселья, бодрости, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

актеры новогоднего спектакля "Сказка волшебного Зеркала"

Заключение

Анализируя работу, я пришла к выводу, что в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль, корректировка действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других, умение адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами. Педагог в детском коллективе должен быть не только высокопрофессиональным специалистом, но и другом, старшим товарищем, наставником, обладать организаторскими навыками. От профессионализма и личностных качеств педагога зависит успешность коллектива и каждого воспитанника по отдельности.

Список литературы

  1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. – М., 1989.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение, 1990.- с. 59-63
  3. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию.// Вожатый.-1980.-; №1.- с. 20-23
  4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В. Кульневич. Воронеж, 2006. с. 266
  5. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская.- М.: Академия, 2006. с. 111-126

Спектаклm по Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

фрагмент спектакля "Капризная принцесса или в поисках счастья"
по мотивам сказок Г.Х. Андерсена "Свинопас и талисман"

Масленичное гуляние "Алёшка, Тимошка и Масленица"
сайт 2011 г.

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы.

Работа может быть коллективной и творческой, только если она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Среди форм коллективной деятельности, пожалуй, наиболее распространена в школьной практике форма КТД, разработанная И. П. Ивановым.

Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

I. Предварительная работа

Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи:

Выбрать направление деятельности;

Детально определить содержание деятельности;

Распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);

Установить сроки выполнения деятельности;

Решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).

Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать.

Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой).

Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

III. Коллективная подготовка дела

Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы.

Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.

IV. Проведение КТД

На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.

V. Коллективное подведение итогов

Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

VI. Последействие

Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

Как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

Учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

В следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

От дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе.

Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности.

Для решения организационных задач на разных этапах КТД существуют приёмы, учитывающие специфику коллективной творческой деятельности. Вот некоторые из этих приёмов, получившие широкое распространение в практике воспитания и входящие сегодня во многие воспитательные технологии.

1. Приём создания микрогрупп применяется на разных стадиях КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания. В зависимости от содержания деятельности и характера отношений в коллективе группы могут формироваться с учётом желаний, интересов, способностей учащихся или по воле случая (с помощью жребия, разрезанной открытки, считалки и т.д.).

2. «Мозговой штурм». Воспитанники, обмениваясь индивидуальными мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи. В книге С.П. Афанасьева «Последний звонок» (Кострома, 2000) приводится стенограмма «мозгового штурма» в 11 классе, показывающая, какое обилие идей можно создать за короткое время, если коллективно задуматься над задачей. При «мозговом штурме» важно фиксировать идеи, создавать «банк идей» (т.е. пакет возможных решений какой-либо проблемы или задачи). Фиксирование (на бумаге или магнитной ленте) позволяет сохранить те идеи, осуществление которых невозможно прямо сейчас, но вполне возможно в будущем.

3. Отбор идей , когда из множества вариантов надо выбрать наилучшую (наилучшие). До выбора коллективу должна быть ясна суть каждой идеи. Идеи могут выбираться обычным голосованием или каким-нибудь игровым способом.

4. Защита идей . До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.

5. Дискуссия . Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других ребят возражения, вопросы, шутливые замечания. В этом случае возникает дискуссия, в конце которой вырабатывается окончательное решение: выбирается лучшая идея, или на основе нескольких идей создаётся новая.