Клаудио наранхо - гештальт - терапия. Встреча с клаудио наранхо

10.10.2018

Часто ли вам в руки попадаются книги, легко воспринимаемые как психологами, так и широкой аудиторией? А сколько типов личности вам известно? В книге Клаудио Наранхо «Характер и невроз» 1998 года подробно описаны эннеаграмма и взаимоотношения внутри нее, что же такое невроз и как он связан с характером, а также многое другое. Основана она на трудах известного швейцарского психиатра Карла Юнга, а сама концепция о типах личности создана в соавторстве с Оскаром Ичазом. Если вы заинтересованы в самопознании и саморазвитии, то данная книга именно для вас.

Несколько слов об авторе

Клаудио Наранхо – чилийский психиатр с богатым опытом работы и немалой практикой. Свою докторскую степень он получил в возрасте 27 лет, и более тесно связал свою жизнь с психотерапией: работал в психиатрической клинике, ходил в терапевтические группы и даже принимал участие в некоторых исследованиях.

Автор многочисленных книг по психологии о типах личности, гештальт-терапии и об образовании. «Для того, чтобы изменить общество, мы должны изменить образование», – полагает Клаудио. Психиатр не раз читал на эту тему лекции в различных университетах, в том числе провел курс лекций в Санкт-Петербурге и Москве.

Но все же основная работа всей его жизни – это психология эннеатипов, или по-другому – типов характера. Ведь эта работа, прежде чем увидеть свет, прошла долгие годы исследований и тщательного изучения.

Характер и эннеаграмма

Характер – это стойкий и сохраняющийся набор отличительных черт личности, определяющий особенность его поведения и действий. В структуре характера существуют две основополагающие:

  • тип нервной деятельности;
  • окружающая среда, то есть внешние раздражители.

Клаудио Наранхо выделил 9 эннеатипов, или же типов личности. Каждый тип состоит из набора определенных черт, сливающихся воедино, что и дает своеобразный образ личности. Все 9 типов составляют окружность, но не пересекаются, а находятся на равном расстоянии друг от друга. В это так же заложена своя символика: каждый вносит свой вклад в целостность мира и его равновесие.

Но помимо того, что эннеатипы составляют единое целое, они без особого труда могут нести и негативный характер друг для друга. К примеру, подпитываться энергией более слабого типа, так называемый «энергетический вампиризм». Человек с более слабой энергетической закладкой чувствуют себя истощенно и крайне неприятно после контакта с доминантной личностью.

Именно поэтому в окружность были также вписаны стрелки между типами личности, символизирующие изменения в поведении людей в ситуации полного комфорта и состоянии стресса. Благодаря этому дополнению проще сориентироваться, каким личностям крайне нежелательно контактировать друг с другом.

Невроз

А что же такое невроз с точки зрения психологии? Это – нарушение деятельности нервной системы без видимых на то физических или анатомических повреждений. Одной из причин неврозов служит «порочный круг»: неудачи и конфликты провоцируют неврозы, которые, в свою очередь, провоцируют еще большие конфликты, подавленное состояние и тревожность. Проявляться неврозы могут в самых различных состояниях: от навязчивых состояний со стойкими тревожными мыслями и страхами, до крайней степени подавленности и нежелании жить, – депрессии.

В предположении Клаудио Нанархо, невроз вытекает из психологической инертности – низкой активности нервной системы. То есть, у человека возникают проблемы из-за медленного переключения между реакциями, что вполне может привести к невротическим состояниям.

Кому стоит прочитать?

Данная книга считается важной частью в построении современной психотерапии, и нацелена не только на профессиональную аудиторию в лице психологов и психиатров. Она способна заинтересовать и более широкую аудиторию лиц, увлекающихся психологией или находящихся в духовном поиске.

«Что остается, когда исчезают страсть и характер?
Чуткость и любовь»

Перевод: Ирина Каропа, Дария Маркин

Несмотря на глубокое понимание человеческой природы, культуры и религии, а может быть, как раз благодаря этому, Клаудио пронзительно, трогательно и заразительно прост. Он смотрит своим искрящимся, чуть лукавым взглядом и излучает непорочность и глубокое спокойствие человека, которому нет больше необходимости что-либо прятать.

Я прожил рядом с Клаудио 2 долгих дня – мы разговаривали и молчали, я задавал вопросы и слушал. Я принял участие в вечерней конференции и в его семинаре, а также имел радость насладиться совместной вечерней прогулкой и чаепитием. Мне довелось провести рядом с этим удивительным человеком 2 дня и вот итог нашей встречи.

МОМЕНТЫ C КЛАУДИО НАРАНХО

Что Вас занимает сегодня? Что дает Вам энергию продолжать поездки и выступления по всему миру?

С большим удовольствием я успокоился бы и отдохнул. И вот парадокс: как раз во время отдыха ко мне приходят новые идеи и вдохновение. Я обязался довести до конца ряд вещей, которые и в самом деле никто за меня не завершит… например, написать свою биографию. Она обретает форму по мере того, как я познаю себя, свой внутренний мир. Сейчас я открываю для себя поэтическое измерение жизни.

Так же для меня важно открывать двери, которые раннее были заперты. В частности открывать новые подходы в образовании, и делать их доступными широкому кругу людей. Скорее всего, это будет моей последней инициативой. И мне кажется, я сделал все, что в моих силах, чтобы другие люди смогли продолжить мои усилия.

Давайте вернемся в 70-ые, в период вашей жизни, связанный с «Арикой» — школой личностного развития Оскара Ичазо, из которой Вас выгнали

Ичазо учил меня методом разочарований. Например, он откладывал выполнение своих обещаний до тех пор, пока не становилось уже слишком поздно. Ичазо вдохновил меня на мои дальнейшие исследования и поручил мне обучать новых участников его программы. Однажды он послал меня в пустыню на 40 дней и потребовал сохранить это ото всех в тайне. В пустыне я пережил самый ценный опыт моей жизни, который оказал на меня ключевое влияние. По возвращении я был воодушевлен и одухотворен. В этот момент Ичазо объявил всем, что я отправился в пустыню по собственному желанию, игнорируя групповую работу, и что этот поступок свидетельствовал о моей самовлюбленности и чувстве собственной избранности. В результате я был исключен из группы «Арики».

В пустыне и после моего возвращения я был внутренне настолько близок к священному, что Ичазо чувствовал это. Я думаю, он понимал, что я больше не вписывался в группу участников. Было ли это уроком? Испытанием? Косвенной помощью? В любом случае, в результате этого изгнания я начал преподавать. Несколько лет спустя оказалось, что Оскар в курсе всех моих дел и начинаний, он поздравлял меня и радовался за меня. Однако параллельно, для окружающих людей он выставлял меня в роли отступника, не прошедшего с ним всего пути до конца. Мне кажется, я могу сегодня сказать, что мы друзья, но мы больше не видимся.

Как у Вас возникла идея программы SAT ? Как развивалась программа?

Меня очень вдохновил опыт работы в группе с Идрисом Шахом. Первый этап развития программы SAT – это три года экспериментаторства в Беркли. В то время я был, можно сказать, очень харизматичной фигурой. Программа проходила в формате трехмесячной группы по личностному росту. Я интегрировал в работу многочисленные телесные практики: спонтанные движения, погружающие в состояние транса, движения Гурджиева, упражнения из комплекса психокалистении О. Ичазо, практики Цигун, метод Ютони Герды Александер и др. Некоторые из участников группы испытали сильные переживания катарсиса. К концу этого периода я сам начал переживать то, что метафорично можно назвать «темной ночью души» — меня переполняло чувство стыда, мое внутреннее состояние стало нестабильным. Вследствие этого программа эволюционировала и началась ее вторая фаза развития. Именно тогда я интегрировал в работу три основные направления буддизма. Обновленная программа была преимущественно направлена на развитие и внутреннюю трансформацию преподавателей. По утрам мы проводили лекции по Эннеаграмме, работу в гештальт-подходе, медитации и работу в рамках группового процесса. Вторая половина дня была посвящена работе с телом. Я стал более тонким и точным, что очень обогатило мою работу.

Я понимал, что работая с терапевтами и исследователями – я могу охватить лишь малое количество людей. Когда программа SAT перекинулась на другой материк и начала набирать популярность в Европе, я пригласил к сотрудничеству профессиональных преподавателей. Университеты нескольких стран пригласили меня, представить в их стенах мою работу и ее результаты. Некоторые из них интегрировали SАТ в свои обучающие программы для преподавателей и учителей. Не так давно вокруг меня сформировался фонд, спонсирующий школы и университеты, которые интегрируют разработанный мной подход в свои обучающие программы.

Как Вам удается совмещать терапевтический подход, целью которого является развитие Эго, с практиками, направленными на Освобождение – растворение Эго?

Это противопоставление основано на лингвистической неточности. В первом и втором случаях речь идет не об одном и том же Эго, а о совершенно разных понятиях. В первом случае мы говорим о внутреннем ребенке, во втором – о ложной закостенелой личности. Таким образом, эти два подхода отлично сочетаются и дополняют друг друга. Целью программы SАТ является интеграция.

В завершающей части вашей программы Вы много говорите о закате патриархального уклада. Что Вы думаете о нынешнем уровне «здоровья» нашей цивилизации?

Патриархальный принцип все еще очень силен в нашей культуре, однако современный стиль угнетения населения создает иллюзию отсутствия угнетателя: мы живем в эпоху тирании рынка. Однако интуиция подсказывает мне, что существуют вполне конкретные лидеры, которые оказывают влияние и на правительства стран, и на рынки, но полностью я в этом не уверен. Очевидно, что экономическая элита не предпринимает никаких усилий по изменению промышленно-экономической системы. Она, как психопатическая личность, разрушает окружающую среду, преследуя свои цели. И кажется, что никто не несет за это ответственности, прямо как в истории о Големе, или о невидимом чудовище из романа «Франкенштейн». Через несколько недель я приглашен с выступлением в одну из самых крупных экономических школ. Тема выступления – гуманизация лидерства. Это новое направление для меня, возможно, оно открывает новую дверь: изменение сознания путем изменения экономической системы. Я не знаю пока, возможно ли это.

Какой итог Вашей жизни Вы могли бы подвести сегодня?

Если говорить о служении людям, то я чувствую наполненность и реализованность в жизни: на своем пути я встретил многих людей, которым я помогал расти, лучше видеть, что происходит, осознавать собственную ценность и находить свое направление в жизни. Я чувствую, что сделал достаточно. Однако моя задача еще не полностью выполнена. Тогда в пустыне я пережил особое состояние близости к священному, которое до сих пор продолжает интегрироваться в мою жизнь. Процесс интеграции происходит на физическом уровне и потому требует времени: нельзя и бессмысленно его торопить. В этом смысле я скорее «ожидаю» Истину, нежели «ищу» её.

Мои моменты с Клаудио

Величие этого человека чувствуется больше всего в мелочах, в едва уловимых моментах. Клаудио в хорошем контакте с самим собой и верен себе: когда он голоден, он ест, независимо от того, едят другие или уже поели. Если он устал или скучает, он встает и тихо покидает стол. В то же время, когда он разговаривает с вами, он одаривает вас совершенно особым вниманием, к незнакомым людям он проявляет столько же интереса и открытости, как и к близким. Когда вы находитесь рядом с ним, вы чувствуете близость с ним, он кажется уравновешенным и тонким. В то же время Клаудио не ограничивает себя в острых или ироничных выражениях, если расспрашивать его о некоторых людях, которых он встречал на своем пути. Например на мой вопрос о том, использует ли он, как Ичазо и некоторые его подражатели, концепцию трех фиксаций в Эннеаграмме, Клаудио весело отвечает, что используя три стрелы, вы меньше рискуете промазать мимо цели, и значит, сможете собрать вокруг себя больше людей.

Клаудио не упускает возможности вставить в свой рассказ шутку-другую, как например, небольшую историю про еврея. Мужчина приходит к своему раввину и спрашивает, можно ли ему курить во время молитвы? «Нет», — отвечает раввин. — «Как вы можете осквернять священное действие?» Расстроенный, мужчина возвращается к своему другу. «Подожди!» — говорит друг и идет к раввину с вопросом. Через несколько минут он выходит с торжествующим видом и говорит «А мне он разрешил!» «Но как ты этого добился», — спрашивает мужчина своего друга. «Я всего лишь спросил его, можно ли мне молиться во время того, как я курю?»

Во время беседы Клаудио поделился с нами тем, что работа над собственной биографией помогает ему открывать в себе новую, не известную ему ранее сторону – художника и поэта. И действительно, когда он рассказывает нам о встречах с Фрицем Перлзом, с Бобом Хоффманом, с Тартанг Тулку Ринпоче, мы растворяемся в магии его повествования и проникаемся добротой и спокойствием пожилого человека, с нежностью смотрящего на свою жизнь и на тех людей, кто шел рядом с ним, кто встречал и провожал его.

Клаудио Наранхо впервые приезжает в Россию

Уже более 40 лет Клаудио проводит свои обучающие программы и семинары по всему миру.

И наконец в октябре 2013 года Клаудио Наранхо впервые приезжает в Россию. Это важное и долгожданное событие для всего русскоязычного психологического сообщества. Во всем мире найдется лишь несколько десятков людей, внесших такой значительный вклад в исследование человеческой души.

Программа выступлений Клаудио Наранхо в России:

Кратко с Клаудио Наранхо:

Д-р Клаудио Наранхо , родившийся 75 лет назад в Чили, известен во всем мире как один из пионеров гуманистической и трансперсональной психологии, совмещающий в своей работе классический психотерапевтический подход и восточные практики пробуждения.

На своем жизненном пути Наранхо общался и активно работал с такими известными людьми как Фриц Перлз, Карлос Кастанеда, Оскар Ичазо, Боб Хоффман, Идрис Шах, Тартанг Тулку Ринпоче и многими другими. Мы благодарны ему за научные исследования и книги в области гештальт-терапии, эннеаграммы, медитативных практик, за многочисленные работы на тему возможностей социально-культурного исцеления современного общества, за его чуткую способность говорить и молчать, видеть и смеяться, за его слова, изменяющие мир.

Уже с юных лет Наранхо интересовался исследованием того, как воспитание влияет на формирование сознания. Начав с совместной работы с Бобом Хоффманом над программой Квадринити (сегодня этот метод называется «Процесс Хоффмана» и существует во многих странах мира в рамках одного 8-дневного курса), в начале 80-ых Клаудио Наранхо разработал собственную программу психологического и духовного развития личности. Сегодня она известна во всем мире под названием SAT (Seekers After Truth, или Искатели Истины), и особенно популярна в Испании, Италии, Германии, Франции, Мексике и во многих странах Латинской Америки.

В 2013 году Наранхо впервые приезжает со своим семинаром в Россию.

Клаудио Наранхо


ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИЯ

Отношение и Практика атеоретического эмпиризма

Перевод с английского Рунихина А. А.

Под общей редакцией Валерия Зеленского


Издание подготовлено по инициативе Санкт-Петербургского Психоаналитического общества и Информационного Центра


Д-р Клаудио Наранхо

Гештальт-терапия является наиболее значительной областью психотерапии. Уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что эта система построена скорее на интуитивном, эзотерическом понимании, чем на теории. Есть много хороших, солидных, компетентных работ в области психотерапии, но мало таких, которые можно назвать праздником. Эта книга- праздник, вдохновение, эрудиция, завершенность. Она отличается глубиной анализа, основанного на потоке наблюдений, ясностью стиля изложения

Эта книга, раскрывающая некоторые глубинные проблемы психотерапии, будет полезной и для специалистов, и для широкого круга заинтересованных читателей.


«По силе воздействия эта книга сегодня вполне может поспорить с работами Пола Гудмэна по Гештальту, начиная с пятидесятых.»


Барри Симмонс

Гештальт-инструктор, из предисловия к итальянскому изданию.


«Книг по Гештальт-терапии, таких достаточно ясных для понимания и богатых по экспериментальному содержанию, еще очень немного. Клаудио удалось напасать такую книгу, она живет и дышит именно тем Гештальтом, который был разработан Фритцем в Эзалене в шестидесятые, калифорнийским Гештальтом. У Клаудио светлая голова, за многие годы практики он не растерял "ощущения темы", поэтому данная его работа охватывает весь его организм в целом, всю сущность личности. Медитационное мастерство чувствуется буквально на каждой странице.»

Роберт К. Холл,

доктор медицины, Школа Ломи, Петалума, Калифорния.


«Пожалуй, никто так определенно не высказывался о Гештальте, как Клаудио Наранхо. В своей "Экспрессивной Технике" Наранхо мастерски показывает трансовые состояния, иллюстрирующие работу пациента, дает комментарии, которые будут очень полезны для всех, изучающих Гештальт-терапию.»

Крис Хатчер и Филип Химельштеин,

издатели «Учебника по Гештальт-терапии».


«Д-р Клаудио Наранхо предлагает творческое и в тоже время "классическое" представление о Гештальт-терапии, дополняя и существенно обогащая ее. Трансперсональный подход и теория "нетеоретического эмпиризма" воистину являются достойным вкладом в наше искусство и науку - психотерапию.»

Д-р Иларион Петцольд,

профессор, основатель Института Фритца Перлса, Дюссельдорф.

Предисловие

Книга Наранхо по Гештальт-терапии - это и эрудиция, и вдохновение, и завершенность. Но, возможно, более всего - это удовольствие. Очень уместно воспользоваться так часто применяемыми в обозрениях по беллетристике словами: «Хорошая книга». Работа просто превосходная - не малое достижение для серьезного труда по теории и специфической практике в наиболее значительной области Психотерапии - в Гештальт-терапии.

Удовольствие от книги и волнующее чтение соответствует духу и изысканности этого грандиозного труда.

Для начала, Автор озарен ясностью стиля, что уже является результатом преданности исследовательской работе и страстности его как преподавателя. Можно быть уверенным, что Клаудио просто не способен писать трудными для восприятия предложениями. Чем объяснить такую счастливую предопределенность? Убежден, что только могучим интеллектом и инстинктивным талантом к упрощению, дедукции, к разложению проблемы на составные части.

Как раз то, что надо. Фритц Перлз постоянно выделял параллель между хорошей едой и требованиями к эмоциональному росту при разрешении конфликтов. Эмоциональные переживания - как и пища - должны быть тщательно распробованы, пережеваны, измельчены, проглочены, переварены и усвоены. Только тогда они становятся частью тебя, не превращаясь в нечто неудобоваримое, ведущее к несварению и бессоннице.

Возьмем, например, такую несколько эзотерическую фразу Гурджиева как «сознательное страдание». Наранхо искусно соотносит ее с гештальтным «страданием, которое невозможно обойти» (очевидно относящимся к осторожной «еде», мы говорим об этом выше). Таким образом, то, что озадачивает в туманном стиле Гурджиева, теперь видится просто как мысль о конфронтации, а не о стремлении избежать боль или разочарование. Такое мастерское владение параллелями, соотнесением различных областей густо насыщает всю книгу.

Со всей очевидной тщательностью подбиралось и название книги. У большинства книг это выглядит стандартно. «Теория и практика…» Наранхо же избрал вместо «теории» слово «отношение», что проясняет сущность темы. Мне вспоминаются два инцидента, происшедших как-то между мной и Фритцем. В ранний период моей учебы у него я все приставал к нему с вопросами о «технике». В конце концов он вышел из себя. «Эйб, вы меня с ума сведете всеми этими "техническими" вопросами. Главное ведь не в технике; все дело в перспективе». Его слова задели меня за живое, но истинный смысл дошел лишь многие годы спустя. В другой раз мы говорили о его потрясающем терапевтическом умении. Он сказал: «Мне удается, потому что у меня есть глаза и уши, и я - не боюсь».

В этом как раз и раскрывается суть практики. Наранхо подчеркивает, что уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что это система, построенная скорее на интуитивном понимании, чем на теории. В различных главах по экспрессии, интеграции, интерпретации видений даются иллюстрации, как действует интуиция в отношении разных пациентов.

Одной из жемчужин книги является Глава 2 о концентрации на настоящем. Первоначально эта глава включалась в ранний компендиум Фаган и Шеферд «Гештальт-терапия сегодня» . В главе поражает воистину культурологический праздник, где цитаты из Английской и Латинской поэзии изящно дополняют выводы автора.

Глубокое удовлетворение вызывает возможность наблюдать за работой живого, блистательного ума, естественного видящего проблему в широком контексте и в перспективе. Достигнутые результаты далеки от «мудрствования», наоборот, «интеллигентность» книги уводит читателя в чарующее путешествие, где все, что встречается на пути, вызывает интерес как само по себе, так и как элемент целого. Какая удача для пишущего о Гештальте.

Annotation

Клаудио НАРАНХО

Интегративное обозрение

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ

ВВЕДЕНИЕ:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Клаудио НАРАНХО

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ

Данное исследование латиноамериканского ученого существенно дополняет существующую психоаналитическую и психологическую литературу. На основе идей Карла Юнга, Карен Хорни, в сотрудничестве с Кеттелом, Шелдоном, Перлзом и рядом суфийских учителей, таких как Идрис Шах, Оскар Ичазо и других, Клаудио Наранхо разработал оригинальную концепцию психологической типологии человека, строя ее с учетом характерологических черт личности на базе современной психотерапии.

Книга является важной вехой на пути построения новой психотерапии и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современными разработками в данной области.

Интегративное обозрение

Серия «Психология. Мифология. Культура»

Перевод с английского под общей редакцией Валерия Зеленского

Введение: теоретическая панорама - В. Зеленский

Главы 1-4 - М. Скородумова.

Главы 5-6, приложение - К. Бутырин.

Главы 7-10 - Д. Скородумов.

Character and Neurosis An Integrative View

Claudio Naranjo, M. D.

Gatewaays/IDHHB, Inc. Pablishers, 305 p.,1994.

ПАМЯТИ КАРЕН ХОРНИ

«Тихому бунтарю» в психоанализе, кто была первой, увидевшей и прознавшей то, что многие другие открывают для себя сегодня, той, которая оживает в этой книге своими прозрениями в области изучения характера и верой в самоанализ. Под ее косвенным влиянием я постепенно стал практикующим психотерапевтом, и ей я признателен за то, что она привезла к нам в Америку Фритца Перлза

Живя в Чили, Наранхо изучал медицину, музыку и философию. Кроме того, он работал ординатором в психиатрической клинике при Чилийском университете в тот период, когда его возглавлял Матте-Бланко. В дальнейшем Наранхо преподавал психологию искусства Католическом университете и социальную психиатрию в Школе журналистики при Чилийском университете и исполнял обязанности директора в Центре исследований по медицинской антропологии. Перебравшись на жительство в Соединенные Штаты Америки, д-р Наранхо участвовал в работе Института Эсален, находившемся тогда - 60-е годы - в стадии становления, и стал в нем одним из приемников Фрица Перлза. В ходе своего дальнейшего жизненного паломничества ему довелось общаться со многими духовными учителями, среди которых были Свами Муктананда, Идрис Шах, Оскар Ичазо, Сулейман Деде, Его Высочество Кармана XVI и Тартхайг Тулку Ринпоче, причем, встреча с последним стала для Наранхо решающей. Кроме того, некоторое время он занимался научно-исследовательской работой в институте исследования и оценки личности при университете Беркли и был сотрудником Раймонда Кэттела в Институте психотехнических испытаний личности. Д-р Наранхо преподавал сравнительное религиоведение в Калифорнийском институте азиатских исследований, гуманистическую психологию в Университете штата Калифорния в Санта Крус, медитацию в Институте Найингма (Nyingma Institute) в Беркли, Калифорния, и явился основателем института CAT (Теста академических способностей), занимающегося проблемами комплексного психодуховного образования личности. Д-р Наранхо - почетный Президент Гештальт-института, член Ученого совета Института культурных исследований в Лондоне и член отделения Римского Клуба в США. Он считается одним из пионеров Движения по изучению резервных возможностей человека, а введение им идей «Четвертого пути» в психотерапию - образец его работы в качестве интегратора на стыке между психиатрией и духовными традициями. В настоящее время д-р Наранхо в основном посвящает свое время комплексному и трансперсональному обучению психотерапевтов в различных странах Европы и Южной Америки.

«Вот эти препятствия: темнота глупости, самоутверждение, страсть, ненависть, привязанность.

Темнота глупости - область других…

Ноша зависимости и рабства, к сожалению, имеет свой корень в этих препятствиях".

ПАТАНДЖАЛИ. КНИГА II

Бывает и с отдельным человеком,

Что. например, родимое пятно,

В котором он невинен, ибо, верно,

Родителей себе не выбирал,

Иль странный склад души, перед которым

Сдается разум, или недочет

В манерах, оскорбляющий привычки, -

Бывает, словом, что пустой изъян,

В роду ли, свой ли, губит человека

Во мненьи всех, будь доблести его,

Как милость Божья, чисты и несметны,

А все от этой глупой капли зла,

И сразу все добро идет насмарку.

Досадно ведь.

ШЕКСПИР. ГАМЛЕТ. АКТ 1, СЦЕНА 4

(Пер. Б. Пастернака)

«Интроспекция есть первый шаг к преобразованию, и

Я понимаю, что после узнавания себя никто уже не сможет

продолжать быть тем же самым».

ТОМАС МАНН. «О САМОМ СЕБЕ»

Он, который знает, и знает, что

ОН ЕСТЬ: он мудр.

Последуй за ним.

Одного его присутствия достаточно

для преобразования человека.

(Повествование Сармуни)

Я обязан Френку Бэррону идеей подзаголовка данной книги и надеюсь, что мои читатели сочтут ее полное название вполне уместным и очевидным, хотя сам дух книги концентрируется не на противоречивых ее аспектах. Я исследую разные школы, подходя к ним с открытым разумом, и считаю, что мой самый специфический вклад в современное понимание вопроса интегративен по своей природе. Сам подход, который я излагаю на протяжении всей книги, в равной степени можно назвать когнитивным в психодинамическом смысле, подход, где личность рассматривается как система черт (traits). Думается, что лишь искусственно можно отделить черты характера человека от мотивов и от способов (modes) видения вещей , точно так же как я полагаю искусственным отделять взгляд на социальное научение этим чертам от объектно-ориентированного (object relational view) подхода, который рассматривает интернализацию родительских фигур и ранние чувства в отношении к ним.

В работах Клаудио Наранхо классическая психология переплетается с духовными практиками, рождая учение... для которого пока нет названия. Но которое привлекает все больше сторонников во всем мире.

Psychologies:

Сеньор Наранхо, в кризисные времена люди ждут прежде всего конкретной помощи – в том числе и от психологов. Чем нам помогут такие возвышенные вещи, как любовь, самопознание, развитие личности?

Клаудио Наранхо:

Если говорить о кризисе, то он, к сожалению, гораздо глубже, чем экономические проблемы, которые вы, очевидно, имели в виду. Мне кажется, в глубоком кризисе находится вся наша цивилизация – с ее системой образования, воспроизводящей послушных потребителей, с ее рациональным подходом, отвергающим духовное и интуитивное начало, с ее жесткими ограничениями и искаженной иерархией ценностей. И если мы не изменимся сами и не научим наших детей жить и воспринимать мир иначе, то никакие экономические скачки, боюсь, не помогут. Я же в каком-то смысле учу именно этому: учу изменяться, обретать себя и видеть мир по-другому. Но я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду. Действительно, в мире сейчас экономический кризис. Я, например, знаю, что в Италии резко выросла статистика самоубийств. Подозреваю, что и во многих других странах происходит что-то похожее. Но ведь потеря работы или нехватка денег – это только повод. Если у человека есть смысл жизни и есть любовь, он никогда не наложит на себя руки. Я помогаю людям обрести смысл и любовь. Помогаю стать счастливее – не знаю уж, насколько это практично. Но многие бизнесмены, в том числе и руководители крупных компаний, говорили мне, что им и их бизнесу помогают мои идеи, моя работа. В конечном счете, все очень просто: счастливый человек и работает лучше несчастного.

Но разве есть какой-то универсальный рецепт достижения счастья и любви?

К. Н.:

Вряд ли, но я и не претендую на то, что он мне известен. Наоборот, созданная мною программа SAT, которой уже больше 20 лет, объединяет все лучшее, что было найдено в мире. Мы работаем над собой в нескольких направлениях. Во-первых, это эмпатия, любовь к ближнему, способность испытать это чувство, похожее на материнскую любовь. Другой важный аспект – высвобождение спонтанности. Наша цивилизация все больше похожа на цивилизацию кастратов: нас учат довольствоваться меньшим, отказываться от того, что могло бы быть нашим. В нас есть животное начало, которое мы не только не ценим, но и панически его боимся, поскольку приучены постоянно встраиваться в рамки. Я считаю важным возродить это начало, вернуть себе способность верить инстинктам. Третье направление – умение ощутить каждое мгновение, проживать свое настоящее. Наконец, важно сохранять спокойствие разума. А для этого нужна некоторая отстраненность, умение отказываться, в том числе и от собственных желаний. Я называю все это экзистенциальными навыками – по аналогии, например, с навыками трудовыми. Как видите, в моей программе много разных направлений – именно для того, чтобы каждый человек мог получить то, что нужно именно ему.

Вы говорите о спонтанности, высвобождении животных инстинктов. Нет ли тут риска выпустить на свободу те опасные и низменные вещи, которые таятся в каждом из нас?

К. Н.:

Я не считаю, что инстинкт опасен. Полагаю, проблема в том, что государство ради собственного спокойствия убедило нас в том, что животное начало жестоко и у него нет морали. Но многие мыслители высказывали предположения, что животное начало совсем не обязательно такое уж плохое. Ведь самые страшные хищники – волки, тигры или акулы – убивают, только чтобы добыть пропитание. В них нет нашей, человеческой жестокости, они никого не уничтожают просто так. Объявлять причинами преступлений животные инстинкты – это слишком поверхностный взгляд. Скорее, творимое нами зло – это уродливый заменитель подавленных инстинктов. Это как разница между сексом и порнографией. Если бы нам не приходилось подавлять свою сексуальность, порнографии бы не существовало – в ней бы просто не было необходимости! Говоря о животном начале, я имею в виду спонтанность и естественность – они почитались еще в античных культах, посвященных Дионису, богу плодородия, щедрости природных сил и экстаза. Но вместе с дионисийским духом важно помнить и о духе Аполлона – божества гармонии и отстраненности. Может показаться, что их влияния исключают друг друга: с одной стороны – полная свобода, с другой – дисциплина и сдержанность. Но в действительности они должны не спорить, а дополнять друг друга.

Клаудио Наранхо в Москве

В октябре в Москве Клаудио Наранхо проведет открытые лекции и семинары. Вход свободный. Но поскольку количество мест ограничено, обязательна регистрация.

13 октября, 17:00: открытый семинар «Самопознание вокруг трех видов любви». Москва, гостиница Интерконтиненталь Тверская 22. Запись по ссылке: http://hse-psy.timepad.ru/event/80604

14 октября, 18:30 : открытая лекция «Кризис западной цивилизации и спасительный потенциал нового подхода к образованию». Москва, Пречистенка д.16, Центральный Дом Ученых. Запись по ссылке: http://hse-psy.timepad.ru/event/80606

Его путь

  • 1932 Родился в Вальпараисо, Чили.
  • 1959 Окончил университет в Сантьяго и остался там работать в Исследовательском центре медицинской антропологии.
  • 1962–1966 Работает в США под руководством основателя гештальт-терапии Фрица Перлза.
  • 1970 После гибели сына на полгода удалился в пустыню и обратился к изучению духовных практик.
  • 1971 Вернулся в науку, создал собственную программу SAT.
  • 2006 Учениками и последователями основан Фонд Клаудио Наранхо.

А, скажем, борьбу государства с наркотиками вы не считаете реакцией косного общества на попытки людей раскрепоститься?

К. Н.:

Мне довелось стать свидетелем одного из самых жестких конфликтов между отцами и детьми в Калифорнии в 1960-х годах. Основными потребителями наркотиков были, конечно, молодые люди. И молодежь, употреблявшая марихуану или ЛСД, вдруг оказалась очень опасным критиком старшего поколения – исключительно жестким и бескомпромиссным. Ожесточенная борьба с наркотиками, мне кажется, стала в том числе и политическим маневром власти, принявшей, разумеется, сторону отцов. Думаю, власть почувствовала реальную опасность зарождавшейся контркультуры – культуры, угрожавшей главным принципам полицейского государства, которое заботится прежде всего о своих, а не о наших интересах. И война, объявленная наркотикам, была отчасти способом дискредитировать бунтующую молодежь. Но тот же ЛСД, например, появился как лекарственный препарат, использование которого открывало новые горизонты в психотерапии. Однако в какой-то момент его использование было запрещено, а все исследования прекращены.

Вы считаете, что это было ошибкой?

К. Н.: На мой взгляд, такой тотальный запрет был не вполне оправдан. Давайте тогда запретим, например, огонь. Тоже ведь очень вредная и опасная штука, если развести его посреди комнаты. Однако когда он обогревает ваш дом или когда вы готовите на нем еду, вы не считаете огонь вредным... Множество культур, которые отчего-то принято называть «примитивными», использовали вещества, влияющие на сознание. Но в них не возникали ни зависимость, ни практика порочного использования этих веществ. И мексиканцы, например, не бегают круглыми сутками по пустыне в поисках кактуса пейота. Потому что в культуре мексиканских индейцев существовали очень строгие правила использования пейота в определенных ритуалах и для определенных целей. Злоупотребления наркотиками, действительно имевшие место в 1960-е годы, были, мне кажется, вызваны тем, что на Западе не было культуры их употребления, не существовало правил и легальных каналов их получения. Мне как раз виделось бы очень интересным создание школы, где психотерапевты учились бы у тех же индейцев использованию различных веществ с целью применения их в терапии.

Насколько согласуется ваш интерес к эзотерике и оккультным практикам с наукой вообще и академической психологией в частности?

К. Н.:

Чтобы ответить на ваш вопрос, мне придется напомнить научный факт: у нашего мозга есть два полушария. И левое ответственно за логическое, научное мышление, а правое можно назвать скорее гуманитарным, интуитивным. Так вот, наука не может объяснить интуитивные феномены, наука не в состоянии ясно ответить на вопрос, что же такое сознание. Наука не может ничего внятного сообщить нам по поводу добра и зла. И я думаю, два полушария даны нам не просто так. У нас есть и два глаза, каждый из которых видит мир немного по-разному, а вместе они создают объемную картину мира. Точно так же синтез восприятия двух полушарий должен дать нам гармоничное сознание. Но наша цивилизация постоянно обращается лишь к навыкам одного из полушарий. В результате мы пытаемся подходить ко всем явлениям исключительно с позиций таблицы умножения. Возможно, корни этой диспропорции кроются в событиях Великой Французской революции. Тогда общество восстало против косности и догм церкви и церковных властей и в противовес им вознесло на пьедестал чистую логику и рациональный подход. Но вместе с водой выплеснули и младенца: пытаясь вырваться из тисков религиозных догм, люди отказались и от присущего религии интуитивного восприятия мира. Во главу угла были поставлены логика и практическая польза. Но ведь в музыке или поэзии, например, нет никакой практической пользы. Зачем же они нужны? Да затем, что они помогают нам развивать именно внелогические, интуитивные пути. Это делает нас людьми более цельными. И пожалуй, счастливыми.

Наверное, и недостаток любви, о котором вы упоминали, тоже можно объяснить этой диспропорцией?

К. Н.:

Возможно. Хочу только уточнить, что я имею в виду. Говоря о любви, я считаю, что всем нам нужно научиться прежде всего любить самих себя. Потому что если мы не можем этого, то как же мы сможем полюбить кого-то другого? А мы настолько подавлены правилами и ограничениями, так многого в себе стыдимся и так от многого отказываемся, что очевидно: до настоящей любви к самим себе большинству из нас очень и очень далеко.

* «Революция, которую мы ждали» (Класс, 2013)

Программа SAT

SAT – аббревиатура от англ. seekers after truth, «искатели правды». Название этой программы обучения и терапии отсылает и к санскритскому sat – «истинный», «сущий», «вечный». В каждом из четырех модулей нужно посетить хотя бы один 5–10-дневный семинар. Главное в программе SAT – изучение эннеаграммы и раскрытие на ее основе своего потенциала с использованием методов психотерапии и духовных практик. SAT пользуется большой популярностью – в том числе у психотерапевтов, бизнес-тренеров и педагогов.