Международное стратегическое партнерство. Большая энциклопедия нефти и газа

«Не мы их портили, и мы всегда выступаем за нормальные отношения со всеми государствами как на Востоке, так и на Западе». (Владимир Путин об отношениях с партнерами)

Сегодня только ленивый политик той или иной страны не употребляет эту размытую связку — стратегический партнер. Стратегический партнер в бизнесе, во внешней политике и т.д. В попытке прояснить для себя значение этих двух слов на конкретном примере — на России, всплывают сразу несколько картинок — Китай, Индия, Куба… и ряд других стран, кто обычно противопоставляет себя США и ее видению стратегического партнерства.

Бытует мнение, что у России во внешней политике все меньше партнеров и друзей. На самом деле — это далеко не так. Большая часть стратегических партнеров России не изменила своего отношения к России, за исключением обезумевшей Турции — уже бывшего стратегического партнера и ряда стран Евросоюза. К слову, лидеры стран Евросоюза неоднократно заявляли, что реальное отношение к России разнится от вынужденно навязанных извне антипатий. Тем не менее, сегодня мы перечислим основных ключевых, стратегически важных партнеров России, отношения которых с годами все крепче и надежней.

Россия и Куба

Одним из самых ярких примеров стратегического партнерства между двумя странами — это Куба и СССР в эпоху Карибского кризиса. Когда Америка разорвала все отношения с Кубой, объявив военно-морскую и экономическую блокаду этой маленькой стране, на помощь пришел СССР, став незаменимым поставщиком всего, что было необходимо Кубе и что раньше поставляли туда американцы. В итоге Куба переориентирована в значительной степени на наши стандарты и наши технологии, в том числе военные.

После распада СССР отношения были утрачены и влияние России на острове было сведено к минимуму. Помощь Кубе прекратилась, и на острове началась гуманитарная катастрофа. Второй приход России на остров Свободы пришелся в период правления нынешнего президента России — Владимира Путина. Дипломатические отношения между двумя странами восстановились, вновь появились посольства двух стран.

Любопытный факт: Российско-кубинские дипломатические отношения были установлены в 1902 году. После октябрьской революции в России были фактически разорваны и восстановлены лишь в октябре 1942 года. Куба (как и почти все латиноамериканские страны) долгое время не признавали Советскую Россию. Тем не менее, неофициальные связи двух стран продолжались — в 1925 году Кубу посетил проездом в Мексику Маяковский, а в 1931 году белоэмигрант Яворский стал руководителем первой на острове профессиональной балетной школы.

В 1952 через государственный переворот на Кубе к власти уже во второй раз приходит Фульхенсио Батиста — военный диктатор и американский ставленник, тесно сотрудничавший с американской мафией и руководством США. В период его правления американские монополии контролировали почти 70 % экономики Кубы, и отношения с СССР резко ухудшились. В этом же году Сталин разорвал с Кубой дипломатические отношения. В 1959 на Кубе победила революция, лидерами которой были Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, после которой к власти пришёл Фидель Кастро, и в 1960 дипломатические отношения были восстановлены.

Отношение советского руководства к новому кубинскому правительству оставалось неопределенным до тех пор, пока США не попытались силой свергнуть Кастро в апреле 1961 в ходе неудавшейся операции в заливе Кочинос.

В мае 1961 Фидель открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития. Это резко изменило отношение Кремля к Кубе. На Остров свободы тут же отправились советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции.

В 1962 состоялся визит Рауля Кастро в СССР, где он встретился с Никитой Хрущёвым. Они договорились о том, что чтобы наверняка обезопасить Кубу от американской агрессии, следует разместить на острове советские ракеты средней дальности. 14 октября 1962 американцы обнаружили развертывание советского ядерного оружия на Кубе, разразился Карибский кризис. Мир был на грани третьей мировой, где вооруженные до зубов две супер державы — США и СССР готовы были в любую минуту перейти от слов к делу…

По сути, стратегическое партнерство в вопросах безопасности тогда и сегодня подразумевает под собой наличие общего врага. И таким врагом для Кубы и СССР, а ныне и для РФ является — «политика США». Хочу подчеркнуть — не само государство, а конкретная политика тех, кто находится у власти, и сами жители этой страны не причем…

Как говорилось выше, новый виток отношений между РФ и Кубой приходится на период правления нынешнего президента РФ — Владимира Путина. 12 июля2014 года Владимир Путин посетил Кубу в рамках поездки по Латинской Америке и встретился с председателем Совета Министров Кубы Раулем Кастро. Перед этим он списал 90% долгов Кубы перед СССР, а остальные 10% ($3,5 млрд) предполагается инвестировать в кубинскую экономику, путём погашения в течение 10 лет равными полугодовыми платежами…

Таким образом были восстановлены стратегически важные отношения с Кубой по всем ключевым направлениям: здравоохранение, промышленность, культура, военно-технические вопросы, сотрудничество в космической сфере…

Другой стратегический партнер России — Китай также преуспел в сотрудничестве с Кубой, где активно занимается вопросами Интернета и коммуникаций в этой области. Объем китайских инвестиций в Кубу вырос на 57%… Очевидно, что Россия и Китай — два самых успешных стратегических партнеров, заинтересованы в сотрудничестве с Кубой по заранее оговоренным планам совместных действий. По принципу — друзья моих друзей — мои друзья, равно как и враги… И отчаянные попытки внезапно прозревшей Америки восстановить отношения с Кубой выглядят мягко говоря смешными. Вырезать историческую память у кубинского народа невозможно, загладить свою вину нереально… Момент для восстановления стратегически важных отношений между США и Кубой упущен.

Россия и Китай

Отношения России и Китая имеют ключевое значение в российской внешней политике. Китай в нынешних условиях является главным партнёром и союзником России - как в военно-политическом, так и в экономическом плане. Экономики России и Китая хорошо дополняют друг друга, исходящая же от блока НАТО угроза подталкивает наши страны к созданию оборонительного альянса.

Важнейшей целью Китая является создание так называемого Нового Шёлкового Пути, наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Также важнейшими международными проектами, которые реализуются при участии России и Китая, является Азиатский Банк инфраструкурных инвестиций, Банк Развития БРИКС и Банк Шанхайской организации сотрудничества.

Китайцы считают Россию своим главным союзником и партнёром, а российский президент Владимир Путин является самым популярным иностранным политиком в Китае.

Весьма характерно, что на саммите АТЭС-2014 в Пекине праздничный стол, за которым собрались лидеры тихоокеанских стран, был украшен в цвета флага России - это явно показывает, кто для китайцев главный гость. На предыдущем саммите АТЭС-2013, проходившем на индонезийском острове Бали, Китайский лидер Си Цзиньпин специально запланировал встречу с Путиным в день его рождения, который они отметили праздничным ужином.

Также Си Цзиньпин лично приехал на открытие Олимпиады в Сочи-2014, чего не сделали лидеры большинства стран Запада.

23 августа 2015 года в статье для «Российской газеты», министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что российско-китайские отношения «являются наилучшими за всю историю и продолжают поступательно развиваться».

Стратегические соглашения России и Китая о сотрудничестве: Шанхайские соглашения 2014 года

20 мая 2014 в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем, в том числе:

  • Подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве российских и китайских железных дорог : РЖД и ж/д КНР будут совместно развивать транспортную инфраструктуру (включая погранпереходы), совместно разрабатывать тарифные планы и маркетинговые акции в целях создания конкурентоспособных тарифных условий по железнодорожным перевозкам на транзитных маршрутах Китай - Россия - Европа.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве по вопросу использования национальных валют : ВТБ и Bank of China будут развивать партнёрские отношения в различных сферах, а в целом Россия и Китай намерены увеличить объем прямых расчётов в национальных валютах во взаимной торговле между странами.
  • Подписано соглашение о создании российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта : ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская корпорация COMAC создадут авиалайнер, который должен занять существенные доли рынков как в России и Китае, так и в третьих странах.
  • Подписан меморандум о совместном строительстве нового моста через Амур : строительство должно завершиться к 2016 году, новый мост позволит на 700 километров сократить путь для поставляемых в Китай российских грузов, а также позволит перевозить 21 миллион тонн грузов на экспорт в Китай. На 80 % строительство будет профинансировано Китаем, на 20 % - Россией.
  • Подписаны соглашения о сотрудничестве между рядом министерств, регионов и предприятий России и Китая .
  • Подписан контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
  • Подписаны соглашения о реализации ряда инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке .
  • Подписаны 6 контрактов «Евроцемент групп» и China CAMC Engineering на строительство новых технологических линий по производству цемента в Европейской России .
  • Подписаны ряд соглашений о совместных проектах и сотрудничестве в сфере машиностроения, химической промышленности и строительства инфраструктуры .

Китай заявил о готовности обнулить импортные пошлины на российский газ, а Россия - обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ в КНР.

Россия и Китай также договорились теснее координировать свои внешнеполитические шаги.

Крупнейший в истории контракт на поставку газа

21 мая 2014 года российский «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили тридцатилетний договор на поставку газа - контракт предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой $400 млрд за 30 лет. Точная цена на газ не была названа, но известно, что она превышает $350 за тысячу кубометров. Контракт является крупнейшим за всю историю газовой отрасли СССР и России, и, по-видимому, крупнейшим соглашением о поставках газа за всю историю мировой газовой промышленности.

Глава Газпрома Алексей Миллер сообщил о дальнейших планах сотрудничества с Китаем: «38 млрд - это только начало. Потому что мы с китайскими нашими партнёрами договорились, что тут же, как только подписываем контракт по восточному маршруту, - начинаем переговоры по западному маршруту. А вот что касается западного маршрута, здесь есть одно принципиальное отличие по ресурсной базе: это та же база, с которой мы осуществляем поставки газа в Европу».

Президент России Владимир Путин заявил, что реализация проекта западного маршрута поставок газа в КНР сделает Китай крупнейшим потребителем российского газа в мире. По словам Путина, Россия начнёт самую крупную стройку в мире, а российско-китайский энергетический альянс станет опорой всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Китайский народ и российский народ взаимно поддерживали, помогали друг другу, они соратники в войне против фашизма и милитаризма», - отметил председатель КНР, подчеркнув, что граждане двух стран «будут рука об руку и плечом к плечу защищать мир, способствовать развитию и вносить свой вклад в обеспечение прочного мира на планете и прогресса всего человечества».

Россия и Индия

Особое место в числе стратегически важных партнеров России является Индия. Весьма неплохо заручится взаимной поддержкой с еще одной страной, чье население превышает 1.3 млрд жителей.

О стратегически важном партнерстве в 2012 году высказался сам Владимир Путин. В преддверии официального визита Президента России в Индию была опубликована статья Владимира Путина в газете «Хинду». Приведу лишь несколько важных выдержек из этой статьи:

«Рад возможности обратиться к читателям одной из самых влиятельных индийских газет – «Хинду». Хотел бы накануне визита в Нью-Дели обозначить подходы к дальнейшему развитию стратегического партнёрства России и Индии.

В этом году исполнилось 65 лет установлению дипломатических отношений между нашими странами. За прошедшие десятилетия мы накопили огромный опыт совместной работы, добились успехов в самых разных областях. Менялись политические эпохи, но неизменными оставались принципы двусторонних связей – взаимное доверие и равноправие. Подчеркну: углубление дружбы и сотрудничества с Индией – один из приоритетов нашей внешней политики. И мы с полным основанием говорим, что они носят действительно уникальный, привилегированный характер.

Поистине историческим шагом стала подписанная в октябре 2000 года Декларация о стратегическом партнёрстве между Россией и Индией. Особое значение и своевременность этого шага были подтверждены развитием событий в первом десятилетии XXI века. Ведь сегодня перед нами, перед всей цивилизацией стоят серьёзные вызовы. Это неравномерность глобального развития, экономическая и социальная нестабильность, дефицит доверия и безопасности.

В этих условиях Россия и Индия демонстрируют пример ответственного лидерства и коллективных действий на международной арене.

У нас единая цель – сделать мир, в котором мы живём, более справедливым, демократичным, безопасным, способствовать развязке глобальных и региональных проблем, включая ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки, в Афганистане.

Отмечу, что всё более активной становится наша общая работа в рамках БРИКС. Год от года укрепляется авторитет данного объединения. И это закономерно. Выдвигаемые нами инициативы направлены на построение новой архитектуры многополярного мироустройства. Такой же конструктивный подход проявляется и в нашем взаимодействии в Шанхайской организации сотрудничества, других многосторонних форматах. Настроены на содержательный диалог с индийской стороной в рамках начавшегося российского председательства в «Группе двадцати».

Совместные шаги на международной арене, участие в выработке правил мировой торговли, наращивание деловых, научно-технических и гуманитарных связей – основы выхода на новое качество партнёрства.

Особое значение придаём двусторонним торгово-инвестиционным отношениям. Растущий экономический потенциал России и Индии во многом взаимодополняем. Наш товарооборот преодолел последствия глобального кризиса, и в 2012 году мы ожидаем рекордного показателя – свыше 10 миллиардов долларов. Наша следующая цель – выйти уже к 2015 году на уровень 20 миллиардов долларов.

Для этого нужно использовать все резервы, поддерживать прямые контакты деловых кругов, стимулировать создание эффективных инвестиционных, технологических, промышленных альянсов в наиболее динамичных, перспективных сферах. Например, в энергетике, прежде всего атомной…»

Всю статью читайте на официальном сайте Кремля .

Отношения России и Индии развиваются планомерно и в тоже время стремительно: на днях стало известно о том, что Россия и Индия планируют построить газопровод, переговоры планируются на май этого года. Кроме того, планируется обсудить возможности поставок нефти из России в Индию.

Владимир Путин не раз заявлял, что Индия была, есть и будет главным стратегическим партнером России по военно-техническому сотрудничеству.

На Индию в 2013 году пришлось 35,6 % военного экспорта России (4,7 млрд долларов из 16,7 млрд долларов).

В конце апреля 2015 года Совет Федерации назвал крупнейших покупателей российского оружия. Основная доля поставок в 2014 году пришлась на Индию (28 процентов), далее следуют Ирак (11 процентов), Китай (9 процентов), Вьетнам (7 процентов) и Венесуэла (6 процентов).

Показательным является тот факт, что 60-80% вооружения в Индии приходится на российский экспорт. Именно наше оружие признано властями Индии самым качественным в мире. Индия не скупится и закупает практически все виды оружия вплоть до подводных лодок. Вертолетный парк Индии насчитывает более 400 машин и к 2017 году пополнится еще на 50 машин. О силе военного экспорта России очень хорошо .

Весьма выгодным сотрудничество России и Индии в последние годы в нефтяной отрасли. Ярким представителем России выступает компания «Роснефть», подписавшая с индийской стороной серию важных документов , подчеркивающих «переход от энергозависимости к энергетическому партнерству двух стран».

Индия в настоящее время претендует на роль одного из лидеров, влияющих на мировой нефтяной рынок. Дело в том, что потребление в стране растет стремительными темпами. Уже сейчас эксперты предполагают, что Индия может обогнать Японию по количеству потребляемой нефти. Учитывая, что с повышением покупательной способности индийских граждан и компаний, рост потребления топлива будет лишь повышаться, то вполне вероятно, что далее Индия сможет если не обогнать, то вплотную приблизиться к Китаю и США, которые сейчас являются лидерами по потреблению нефти. Таким образом, благодарю сотрудничеству «Роснефти» с индийскими партнерами сможет укрепить позиции России на мировом нефтяном рынке.

Другие страны — стратегические партнеры России

Юар. «Южноафриканская республика - ведущий и надежный стратегический партнер России в Африке. Мы конструктивно сотрудничаем практически по всем направлениям. Это касается и двустороннего формата, это касается работы в разных международных организациях, таких как ООН, БРИКС, ВТО, МАГАТЭ» (Владимир Путин на встрече с южноафриканским коллегой Джейкобом Зумой)

Бразилия. Также как и ЮАР, Индия, Китай входит в стратегическое партнерство с Россией в рамках проекта БРИКС. Официальным стратегическим партнером России Бразилия стали лишь 18 октября 2005 года, когда главы двух стран подписали «Российско-бразильский стратегический союз».

Важно отметить, что Бразилия — самый крупный торговый партнер России в Латинской Америке: в 2007 — 2013 годах на Бразилию пришлось 29,7 % российского экспорта в Латинскую Америку и 45,4 % импорта из РФ в данный регион. Правда, объемы торговли в абсолютных цифрах невелики — годовой товарооборот двух стран составил в 2011 году лишь 1,9 млрд долларов. Всего за 2007 — 2013 годы стоимость экспорта из РФ в Бразилию составила 12,4 млрд долларов, а бразильского импорта за этот же период 27,6 млрд долларов. Бразилия является одним из главных поставщиков в РФ сахара-сырца, кофе, говядины и свинины, а значительную долю российского экспорта составляют удобрения.

Россия и Бразилия — уникальны среди прочих государств-гигантов, ибо они обладают не сравнимыми ни с какой другой страной запасами природных ресурсов и полезных ископаемых. Взять хотя бы пресную воду, глобальный дефицит которой, по мнению ученых, начнет ощущаться уже с 20-х годов текущего столетия. Бразилия и Россия делят между собой мировое первенство по ее запасам.

А еще Бразилия, как и Россия, богата редкоземельными и цветными металлами, обладание которыми гарантирует независимое развитие их научно-технологического потенциала на долгие годы вперед. По подсчетам бразильской исследовательницы М.Брукманн, зависимость США от некоторых цветных и редкоземельных металлов, сосредоточенных в Латинской Америке, варьируется от 49 до 100%. Так, по одному только ниобию, который активно используется в аэрокосмической индустрии (Бразилия владеет 98% его мировых запасов), зависимость США составляет 85%.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество между двумя странами в области энергетики — участие российских компаний в строительстве ГЭС в Бразилии. Была заложена основа сотрудничества в области совместного освоения топливных ресурсов Бразилии и реализации энергетических проектов на территории других латиноамериканских стран.

СНГ. Также основными стратегическими партнерами являются страны-соседи. Самыми яркими представителями признаны братская Беларусь, Казахстан, Армения, Айзербаджан, Абхазия… Из списка стратегически важных партнеров по понятным причинам выпали Грузия, Молдавия и Украина…

Латинская Америка. Поддержка Евросоюза санкциями против России вызвала резкий пересмотр отношений, как дипломатических, так и стратегически важных. Встал вопрос — с кем будем дружить? Введя ответные санкции против Евросоюза, Москва развернулась в сторону своих новых латиноамериканских партнеров, которые давно мечтали установлению новых деловых контактов и увеличения товарообмена с Россией. Россия начала переговоры с дипломатами ряд латиноамериканских стран о замещении тех продуктов, которые она запретила закупать в Евросоюзе, США и других государствах, в частности, Австралии, Канаде и Норвегии, а именно: мясо, мясомолочные продукты, фрукты, овощи и свежую рыбу. Именно они и являются одними из основных статей латиноамериканского экспорта.

В настоящее время наиболее масштабные российско-латиноамериканские проекты осуществляются в области энергетики: строительство ГЭС, АЭС, добыча нефти и газа. Неплохо идут дела и с поставками российского вооружения. Особенно в Венесуэлу, ставшую вторым после Индии импортером российского оружия.

Вторым по значимости торговым партнером в Латинской Америке является Аргентина, объем взаимной торговли с которой составляет миллиард 873 миллиона долларов; затем идут Венесуэла: миллиард 732 миллиона долларов; Мексика: миллиард 414 миллионов; Эквадор: миллиард 299 миллиона; Перу: 725 миллионов; Чили: 455 миллионов и Куба: 225 миллионов…

Аргентина экспортирует сухофрукты, мясомолочную продукцию, а в России закупает ядерные реакторы, транспортные средства и продукты фармацевтической промышленности.

Подводя итог можно подчеркнуть, что стратегическими партнерами России сегодня являются те страны, где сферы влияния Вашингтона или Евросоюза ослаблены или недопустимы лидерами этих стран. Расширение сотрудничества России с Латинской Америкой и другими странами-стратегическими партнерами России перекроило стандартные представления о ключевых игроках на международной арене как в геополитическом, так и в геоэкономическом соперничестве.

Вспоминается одна из последних встреч Владимира Путина с немецкими бизнесменами в Москве, где он выразил очень важную мысль:

«Германия — второй по объёмам товарооборота торговый партнер России после Китая, и дорожить этим должны обе стороны.

— У нас много хороших перспективных проектов, и надеюсь, что ваш интерес к сотрудничеству с Россией с вашими партнёрами будет только возрастать и вы не упустите своих возможностей на российском рынке. Было бы глупо подвергать испытаниям накопленный потенциал сотрудничества и упустить возможности, которые российский рынок предоставляет. Мы со своей стороны делали и будем делать всё для того, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для всех наших иностранных партнёров.»

Очевидно, что и Европа должна проснуться и набраться смелости. Самостоятельно и независимо выражать свое видение партнерства в отношениях с той страной, рынок которой наиболее благоприятный и востребованный. «И упускать эту возможность, — как подчеркнул Президент России — глупо».

И еще немного об устойчивом мифе, что якобы весь мир против России.

Все наши партнеры по БРИКС: Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка — четыре страны, на которые вместе с Россией приходится 43% населения планеты. Если сюда причислить другие страны, которые также являются партнерами России, то получится, что большинство человечества проживают в тех странах, которые выступают за сотрудничество/партнерство с Россией, а не против нее.

Очевидно, что большая часть планеты явно не симпатизирует западному представлению однополярности мира, воспринимая жесткую и непреклонную Россию, как единственную страну, способная положить конец доминированию одних стран над другими.»

Когда условия среды сложны и неопределенны, стейкхолдеры создают сети взаимозависимостей. Этот процесс иногда называется бриджингом , или стратегическим партнерством . Оно может реализовываться в разных формах: как совместное ведение бизнеса с постоянными покупателями продукции, различные формы сотрудничества с конкурентами, создание совместных предприятий при реализации разных типов интернациональных стратегий, объединение для лоббистских усилий на уровне отрасли и др. Недавние исследования показали, что стратегическое партнерство является средством уменьшения как неопределенности, возникающей из непредсказуемых требований обстановки, так и давления, происходящего из-за высокого уровня взаимозависимости между организациями.

Партнерские методы позволяют компаниям наводить мосты (осуществлять бриджинг) с заинтересованными сторонами, преследуя общие цели, в то время как традиционная тактика (демпфирования или смягчения негативного воздействия факторов внешней среды) просто уменьшает уровень нежелательных последствий и содействует удовлетворению их потребностей или требований. Партнерство может привести к получению своевременной и полной информации о стейкхолдерах, к росту доверия и улучшению репутации корпорации.

Потенциальные выгоды от тактики активного партнерства можно проиллюстрировать, используя в качестве примера отношения с покупателями. Компании, стоящие на позициях традиционного дистанцирования от покупателей, фокусируют внимание на информации о потребности в новой продукции и ожидаемом спросе в соответствии с существующим качеством и предлагаемым сервисом с целью оградить себя от неопределенности спроса и возможных жалоб покупателей. При тактике активного партнерства фирма может выбрать путь создания более прочных связей с покупателями путем вовлечения их непосредственно в свои программы разработки продукции, продолжающиеся программы ее совершенствования, модернизации и развития, в планирование продукции и графики работы (через компьютерные сети). Техника активного управления стейкхолдерами строит взаимозависимости, а не предотвращает их. В тесном сотрудничестве с покупателями фирма скорее получит более полную информацию о направлении развития рынка, предвидит будущие потребности в улучшенной и новой продукции, максимизирует вероятность успеха и минимизирует время, необходимое для разработки и представления на рынок новой продукции, формирует отношения доверия и взаимного уважения между группами связанных с ней стейкхолдеров. Методом активного созидательного бриджинга является создание общих целей, а не просто приспосабливание к инициативам заинтересованных сторон.

Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнерство имеет только выгоды. Здесь есть и слабые стороны. Например, конфликты, порождаемые различиями корпоративных культур участников бриджинга, могут ослаблять сотрудничество между фирмами и препятствовать возникновению партнерства. Прочные связи с одним из стейкхолдеров могут заставить фирму отдалиться или ограничить связи с другим для избегания конфликтов интересов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиденциальной информации. Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, затягиваться и завершаться слишком большим количеством компромиссов. Малый бизнес часто находит тактику партнерства приемлемой для входа в некоторые отрасли, где высоки барьеры для входа, но при этом он рискует быть полностью подавленными своим партнером. В целом же преимущества бриджинга перевешивают его недостатки и опасности, если тактика партнерства применяется правильно.

Создание сетевых организаций в настоящее время является одним из самых эффективных методов управления внутренними и внешними стейкхолдерами. Крупные, вертикально интегрированные компании, которые доминировали в экономике развитых стран в течение первых трех четвертей прошлого столетия, возникли для обслуживания растущего рынка товарами и обеспечивали эффективную организацию производства. Позднее, в частности в 1980-е гг., рыночная ситуация в мире кардинально изменилась, так же как и ассортимент товаров, поставляемых на рынки. Современная конкурентная борьба требует высокой производительности и эффективности производства. Фирмы должны все быстрее реагировать на требования рынка и новшества конкурентов и в то же время контролировать и даже снижать цены на свои товары и услуги.

Столкнувшись с такими требованиями, крупные предприятия, спроектированные под условия 1950-х и 1960-х гг. и связывавшие поиск существенной экономии с централизованными механизмами планирования и управления, по понятным причинам оказались несостоятельными. Снижение эффективности фирм с традиционными структурами привело к новой ситуации в бизнесе. Успех в конкурентной борьбе ныне связывается не с аккумуляцией ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах. В частности, от менеджеров, желающих, чтобы их компании успешно конкурировали в XXI в., требуется:

  • o поиск благоприятных возможностей и ресурсов по всему миру;
  • o максимизация отдачи от любых инвестиций в бизнес независимо от того, кому принадлежат вкладываемые средства - фирме, где работают менеджеры, или другим фирмам;
  • o проведение только тех операций, которые компания может или сможет после дополнительной подготовки осуществлять на высоком профессиональном уровне;
  • o передача подрядчикам тех операций, которые другие компании могут выполнить быстрее, более эффективно или с меньшими затратами.

Неудивительно, что фирмы, следующие этим предписаниям, часто оказываются организованными в сети, обеспечивающие бриджинг собственной фирмы и ее стейкхолдеров. Одна группа стейкхолдеров - участников сети может вести исследования и разработку продукта, другая может взять на себя разработку технологии и производство продукта, третья может стать дистрибьютором и т.д. Когда во взаимодействие вовлечено большое количество стейкхолдеров, конкуренция возникает в каждом звене цепи производства и сбыта товара или услуги и законы рынка оказывают существенное влияние на принятие решений, связанных с распределением ресурсов. Используя сетевую структуру, фирма может вести свое дело одновременно и новаторски, и эффективно, сосредоточивая свои усилия на тех вещах, которые она делает хорошо и заключая контракты с другими фирмами, чтобы получить недостающие ресурсы. С другой стороны, она может принять участие в новом деле с минимальным финансовым риском и в оптимальном объеме представляя свои уникальные профессиональные навыки и опыт.

    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО - (СОТРУДНИЧЕСТВО) (англ. strategic alliance) – общее название форм кооперации ресурсов и координации деятельности компаний с целью получения взаимных выгод (эффекта синэргии). В основе С.п. лежит сотрудничество менеджмента фирм, обусловленное… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Англ. strategic partnership сотрудничество одной компании с другой, более крупной и мощной, для достижения общих экономических и стратегических целей. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Партнерство государственно-частное - (ГЧП) это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых инвестиционных проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    ПАРТНЕРСТВО, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ - термин, означающий сотрудничество некоторой компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения некоторых ее экономических и стратегических целей; известно также под названием… … Большой экономический словарь

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    X5 Retail Group - (Икс 5 Ритейл Групп) История X5 Retail Group, руководство X5 Retail Group, благотворительная политика X5 Стратегическое партнерство с Х5, торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка», структура акционерного капитала X5… … Энциклопедия инвестора

    Российско-американские отношения в 1992-1996 годах - В 1992 1996 годах в российской внешней политике американское направление стало преобладающим. Были заложены концептуальные основы внешнеполитических стратегий обоих государств в изменившемся мире, происходило становление российско американских… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

    Координаты: 57°35′26″ с. ш. 39°50′49.5″ в. д. / 57.590556° с. ш … Википедия

Книги

  • , Шиффман Стивен. Как создать и сохранить прочные отношения с важнейшими клиентами?Вы ждете от ключевых клиентов новых сделок? С помощью советов и стратегий Стивена Шиффмана вы узнаете, как увеличить продажи и…
  • Управление ключевыми клиентами: эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж , Шиффман С.. Как создать и сохранить прочные взаимоотношения с важнейшими клиентами? Как увеличить продажи? Книга ведущего корпоративного тренера США по продажам Стивена Шиффмана знакомит с успешной…

Для начального этапа политологического анализа международного сотрудничества было присуще отсутствие системности и комплексности. Положение начало меняться с 1980-х годов, когда внимание ученых стали привлекать такие вопросы, как геополитические и национальные причины, формы, содержание, цели и следствия межстрановых отношений. В СМИ и публичной риторике все чаще стало использоваться словосочетание «стратегическое партнерство», прочно вошедшее ныне в понятийный аппарат международного сотрудничества.

Так что же представляет собой стратегическое партнерство в современных международных отношениях, в чем его суть и чем оно отличается от других видов двух- или многостороннего сотрудничества? Каким образом отношения между странами эволюционируют в стадию стратегического партнерства и от каких факторов зависит этот процесс?

Отношения «стратегического партнерства». Несмотря на то, что данный термин стал регулярно использоваться в международных документах, в научной литературе, СМИ и в обиходе, он недостаточно изучен как в зарубежной, так и в отечественной политической науке. Термин «стратегическое партнерство» все больше применяется также и в бизнесе. Причем таким партнером признается фирма, которая на долгосрочной основе сотрудничает в решении важнейших своих задач в ходе реконструкции или реформы фирмы.

В политическом лексиконе понятие «стратегическое партнерство» появилось сравнительно недавно. Концепция стратегического партнерства в международных отношениях стала активно продвигаться с завершением эры «холодной войны». О стратегическом партнерстве стали говорить раньше на евразийском пространстве, чем в Северной Америке, ибо с распадом Советского Союза и Восточного блока, завершением биполярности мира и наступлением «смутных и неопределенных времен» многие страны, в том числе Россия, Китай, Индия, испытали синдром «одиночества», вызванного необходимостью иметь дело тет-а-тет с единственной супердержавой. В начале 1990-х годов стратегическое партнерство стало конъюнктурным, ибо одни государства пытались его использовать как своеобразный щит для обеспечения своей безопасности, другие - как «троянского коня», чтобы внедриться в новое политическое пространство, а третьи - как «золотой ключик», чтобы решить свои экономические интересы. Однако широкая эксплуатация термина началась чуть позже, но волей истории случилось это уже в следующем столетии и тысячелетии.

Такая хронологическая контекстуализация понятия «стратегическое партнерство» доказывается лингвистическими источниками, в частности современной лексикографией английского языка. В своей неопубликованной статье, которую можно перевести как «Стратегическое партнерство как новая форма ассоциаций в международных отношениях?», докторант Университета Билефельда (Германия) Луи Бланко приводит следующие примеры:

1. Британский национальный корпус (The British National Corpus) состоит из внушительной коллекции текстов на английском языке с 1980 по 1993 год, взятых из разных газет, книг, журналов. Поиск словосочетания strategic partnership выдал всего 6 случаев, причем ни разу в контексте международных отношений.

2. Корпус исторического американского (варианта) английского языка (Corpus of Historical American English) представлен огромным множеством текстов, составленных в США в 1810-2000 годах. Результаты поиска: термин «стратегическое партнерство» использовался в них всего в 11 случаях, причем всего один раз в 1980 г., и не был связан с внешней политикой. В 1990-х годах он встречался 5 раз и во всех случаях речь шла о двусторонних отношениях США с другими странами. Впервые понятие «стратегическое партнерство» зафиксировано в 1992 г., когда в тексте говорилось об американо-турецких отношениях. А в 2000-х годах интересующее нас понятие во всех 5 случаях упоминалось в контексте международных отношений.

3. Поиск в заключительном источнике - Корпусе современного американского (варианта) английского языка с текстовой базой данных периода 1990-2010 годов (Corpus of Contemporary American English) - выдал следующие результаты: один случай использования в 1990-1994 гг.; 29 - в 1995-1999 гг.; 33 - в 2000-2004 гг.; 45 - в 2005- 2010 гг.

Таким образом, постоянное расширение дискурса «стратегического партнерства» в международных отношениях совершенно очевидно с научной точки зрения, что доказывается не только политологическим, но и лингвистическим путем.

Поскольку понятие «стратегическое партнерство» сложносоставное, то, прежде чем давать определение данному феномену, обратимся к этимологии слов, которые конституируют сам термин. Стратегия (др.- греч. Στρατηγία «искусство полководца») по словарному определению - общий план актуальной деятельности, охватывающий длительный период времени, главные способы достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда, для того чтобы добиться главной цели, недостаточно наличных ресурсов. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы - цель». Стратегию внешней политики государства можно представить как пирамиду, где на вершине стоит стратегическая цель, которая определяет дальнейшую иерархию целей и задач. Разработать стратегию - значит выявить приоритетные цели и использовать ресурсы для их достижения.

Таким образом, внешнеполитическая стратегия государства определяет средства и методы для достижения своих целей или государств-партнеров (союзников) в сохранении и увеличении своей мощи или союза государств.

Термин «партнерство» в самом общем смысле можно определить как «отношения между индивидами или группами, характеризующиеся взаимным сотрудничеством и ответственностью для достижения какой-либо цели». Эта формулировка предполагает, что стороны ведут взаимовыгодные отношения ради некоторой цели и несут ответственность за то, чтобы их решения согласовывались с интересами партнера.

Если совместить определения «стратегия» и «партнерство» и перенести их в область международных отношений, то складывается следующее общее определение стратегического партнерства в международных отношениях: «долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов на международном уровне для достижения общих целей ради решения национально-государственных задач».

Сформулированное сущностное определение понятия «стратегическое партнерство» дает лишь каркас содержания того, что им является или что оно должно из себя представлять в практике международного сотрудничества.

Следует охарактеризовать более предметно, какие черты международных отношений данный термин подразумевает. Практическая актуальность этой задачи заключается в том, чтобы установить, насколько понятие «стратегическое партнерство» применимо к современным отношениям Республики Казахстан с внешним миром, в частности с Южной Кореей. Необходимо изучить аспекты отношений, которые позволяют им перейти на стратегический уровень, а также те из них, которые этому препятствуют. Термин «стратегическое партнерство» прочно вошел в лексикон политиков, при этом зачастую он используется тогда, когда требуется подчеркнуть особую значимость отношений или текущего момента. Очевидно, что в каждом конкретном случае политики подразумевают под стратегическим партнерством разную степень проработанности отношений и повестку дня. Иногда случаются парадоксальные толкования понятия «стратегическое партнерство». Так, например, президент Б. Тадич заявил, что у Сербии четыре опоры внешней политики: ЕС, Россия, США и Китай, и что в продолжительном периоде они будут основной доктриной во внешнеполитической деятельности. Он также подчеркнул для газеты «Политика», что ни на один момент нельзя упустить из виду, что Сербия в качестве центральной политической цели ставит членство в ЕС, и оценил, что ее стратегическое партнерство с США, Россией и Китаем не мешает достижению этой цели.

Но какое может быть стратегическое партнерство с государством, не признающим территориальную целостность Сербии и, более того, поощряющим отделение Косово от Сербии, которое последняя не признает?

Приведенный пример говорит о том, что использование термина «стратегическое партнерство» не всегда оправданно, вследствие чего его значимость в значительной степени девальвирована. Он потерял свое изначальное значение как союзнические отношения или партнерство стран в решении главных для них задач в области национальной безопасности и внешней политики, призванных создать благоприятные условия для внутреннего развития. Этот термин скорее означает установление простых, дружественных долгосрочных отношений, то, что ранее называлось «режимом наибольшего благоприятствования» в торговле и в экономических контактах между государствами. Не случайно Джонатан Хослаг свою статью о стратегическом партнерстве между ЕС и Китаем разделил на две части:

  1. The Strategic Partnership on Paper («Стратегическое партнерство на бумаге»);
  2. The Strategic Partnership in Practice («Стратегическое партнерство на практике»).

Чтобы отличить стратегическое партнерство на словах и бумаге от реального на практике, очертить круг, за пределами которого останутся другие типы международных отношений, в качестве базовых его критериев можно принять следующие:

Существование принципиально важных целей, достижение которых возможно лишь при серьезной координации усилий сторон в долгосрочной перспективе;

Единое понимание целей и принципов развития стратегического партнерства сторонами;

Наличие правовой базы партнерства, где закреплены содержание сотрудничества и механизмы его реализации;

Существование институциональных механизмов, посредством которых стратегическое партнерство реализуется.

Многовекторность в международных отношениях не исключает эксклюзивности связей с особо значимыми, жизненно важными государствами-партнерами.

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. Ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. В таких условиях задачей отдельных государств является быстрейшая адаптация к новой среде через пересмотр прежних подходов и выработку новых по ключевым проблемам внешней и внутренней политики.

По мнению экспертов, сутью стратегического партнерства является наличие такого межгосударственного взаимодействия, которое позволяет партнерам, объединив усилия, достичь жизненно важных внутренних и внешнеполитических целей.

Таким образом, стратегическое партнерство включает в себя 5 основных составляющих, которые отличают его от других типов международных отношений.

Во-первых, стратегическое партнерство требует явных общих целей, задач и интересов.

Во-вторых, оно отличается своей продолжительностью и постоянством во времени.

В-третьих, цели в стратегическом партнерстве должны быть многомерными и распространяться в сферах экономических, политических и военных интересов.

В-четвертых, стратегическое партнерство имеет глобальный уровень.

И, наконец, в-пятых, стимулы и цели должны иметь такой характер, чтобы они не могли быть достигнуты в других типах международных отношений, только в стратегическом партнерстве.

В конечном итоге эти 5 переменных составляют суть стратегического партнерства. Его надежность определяется взаимной готовностью сторон учитывать интересы друг друга, наличием действенных механизмов реализации сотрудничества, дисциплинированностью партнерских отношений.

Азиза АЛЬМУКАНОВА

Cтраница 1


Стратегические партнерства за рубежом и в России являются последними нововведениями.  

Стратегические партнерства между независимыми организациями для достижения различных целей являются очень важной стратегией организаций как в мире, так и в России.  

Стратегическое партнерство в образовательной сфере представляет собой особый вид сотрудничества учебных заведений, органов управления образованием с институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями и нацелено на реализацию интересов всех участников этого процесса.  

Стратегическое партнерство в сфере ДПО должно способствовать коммерциализации услуг путем развития предпринимательских основ взаимодействия партнеров-участников с формированием кластеров - областей предметной специализации образовательных программ.  

Помимо стратегического партнерства, взаимосвязь между крупной компанией и ростом малого предпринимательства формируется с использованием франчайзинга. Он позволяет крупному предприятию (франчайзору) эффективно расширить свой бизнес с ограниченными ресурсами.  

Под термином стратегическое партнерство подразумевается ряд видов сотрудничества: долгосрочные соглашения о поставках, продажа лицензий, стратегические альянсы, совместные предприятия, а также сотрудничество типа поставщик - производитель для достижения стратегически существенных целей и задач, которые являются взаимовыгодными между независимыми организациями.  

Компания стремится построить стратегическое партнерство с основными заказчиками. Объясните, каким образом разрабатывается стратегия создания партнерских отношений.  

Данный перечень признаков стратегического партнерства не является исчерпывающим и тем более жестким. В каждом конкретном случае он должен формироваться, исходя из двусторонних интересов, образуя в итоге комплексную программу взаимодействия диполя вуз - предприятие, которая может изменяться и корректироваться по мере изменения внешних условий, например при реструктуризации предприятия или отрасли.  

Было бы неверно утверждать, что стратегическое партнерство имеет только выгоды. Здесь также имеются и слабые стороны. Например, конфликты, порождаемые различиями корпоративных культур участников бриджинга, могут ослаблять сотрудничество между фирмами и препятствовать возникновению партнерства. Прочные связи с одним из стейкхолдеров могут заставить фирму отдалиться или ограничить связи с другим для избежания конфликтов интересов, нарушений требований этики бизнеса или потери конфиденциальной информации. Более того, совместное принятие решений может требовать существенно большего времени, затягиваться и завершаться слишком большим количеством компромиссов. Малый бизнес часто находит тактику партнерства приемлемой для входа в некоторые отрасли, где высоки барьеры для входа, но при этом он рискует быть полностью подавленным своим партнером. В целом же преимущества бриджинга перевешивают его недостатки и опасности, если тактика партнерства применяется правильно.  

Такое объединение может проводиться в форме стратегического партнерства при проведении инвестиций (дружественное объединение) или путем приобретения контрольного пакета акций. Современные холдинги могут также возникать в результате реструктуризации большого предприятия (в том числе при его реформировании и приватизации), состоящего из многих структурных единиц, путем придания им статуса юридического лица и объединения капитала новых хозяйствующих субъектов. В условиях вводимой децентрализации предприятия они становятся так называемыми центрами прибыли с правами юридического лица. Сохранение централизованного управления осуществляется обеспечением общего контроля их деятельности холдинговой компанией.  

В настоящее время происходит становление вариативных моделей стратегического партнерства в образовательной сфере и, соответственно, определяются цели, содержание совместной деятельности, планируются возможные варианты обучения, организационная структура и педагогические технологии профессиональной подготовки и переподготовки кадров.  

Оценка квалификации и практического опыта и определение необходимости стратегического партнерства и кооперации осуществляется в два этапа: 1) оценивается уровень квалификации и необходимость партнерства и кооперации при определении направлений деятельности предприятия; 2) уточняются оценки и конкретизируются действия при выборе конкретной корпоративной стратегии.  

Нередко эффективная деятельность компании возможна только в рамках стратегического партнерства. Даже такие компании-гиганты, как AT & T, IBM, Philips, Siemens, для того чтобы выйти на лидирующие позиции, вынуждены вступать в стратегические альянсы с национальными и / или многонациональными корпорациями, которые дополняют их возможности или позволяют достичь более высокого уровня ресурсного обеспечения. Например, Star Alliance объединяет таких авиаперевозчиков как Lufthansa, United Airlines, Air Canada, SAS, Thai Airways, Varig, Air New Zealand, Ansett Australia в огромный, глобального типа союз, что позволяет пассажирам без особых хлопот попасть в любой из 700 городов мира.  

Концептуальный ресурс, по существу, реализует миссию стратегического партнерства в сфере дополнительного профессионального образования. С его помощью осуществляется идея и возможность стратегического планирования. Он помогает сформулировать общеэкономическую стратегию развития стратегических партнерств, включая собственно стратегию организации партнерства и стратегию организационных изменений в привязке к жизненному циклу партнерства.  

Алекперов попросил ВР помочь в создании Лукойла и предложил стратегическое партнерство. Мы считали это несбыточной мечтой, - вспоминает Дейвид Риэрдон, сотрудник ВР, принимавший участие в переговорах.