Карта заинтересованных сторон – инструмент анализа проектного окружения и бизнеса в целом. Центр раскрытия

Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности Готин Сергей Валерьевич

КАК СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН?

Чтобы объяснить, что такое «заинтересованные стороны» и зачем их анализировать, приведем сугубо «бытовой» пример.

Предположим, мы готовимся к осуществлению проекта «Закупка продуктов питания на неделю». Перечень заинтересованных сторон для этого проекта может быть довольно велик. Он не ограничится членами вашей семьи, интересы которых, без сомнения, надо учитывать. В список попадет ваш работодатель (поскольку от величины вашей зарплаты напрямую зависит ассортимент покупок), владелец магазина (устанавливая ассортимент продуктов) и даже местные власти (выдающие лицензию на продажу тех либо иных товаров и законодательно определяющие время работы магазина). Ваш сосед, который всегда в курсе всех проводимых в городе распродаж, также может стать заинтересованной стороной как источник информации.

Часть заинтересованных сторон не принимает никакого участия в планировании, но их интересы придется учитывать (время работы ближайшего магазина и то, что некоторых продуктов там не окажется – например, местные власти не выдали его хозяину разрешения на продажу свежего мяса). На работодателя, вероятно, можно повлиять, убедив повысить вам зарплату. Остальные заинтересованные стороны становятся участниками проекта, и вы потратите некоторое время на обсуждение их потребностей (анализ проблем), составление списка (постановка целей), расстановку приоритетов (бутылкалюбимого пива – желательная, но не обязательная составляющая списка), подсчет имеющихся в семейном бюджете средств, определение времени, маршрута поездки и других дополнительных факторов.

А теперь составляем перечень заинтересованных сторон для нашего проекта.

Отвечаем на вопросы:

На кого направлена деятельность по осуществлению проекта?

Кто будет участвовать в проекте?

Кто еще может принять участие в проекте?

От кого зависит реализация проекта, кто из сторонних лиц будет принимать ключевые решения, имеющие отношение к проекту (вышестоящие организации, органы власти и т.д.)?

От кого зависит реализация этих решений?

Кто не заинтересован в реализации проекта? Кто будет открыто или в скрытой форме оказывать сопротивление реализации проекта? (Часто встречаемая формулировка вопроса: «Для кого проект может представлять угрозу?»)

Помощь, консультации каких экспертов по определенным (узким) вопросам могут понадобиться при организации проекта?

Какие организации, группы людей, отдельные лица могут оказать влияние на проект прямым или косвенным образом? Определите их предполагаемые роли.

Опишите целевые группы (пол, возраст, величина дохода, место работы, специальность и т.д.) и проанализируйте эффект от планируемой деятельности на отдельных частях этих групп.

Например, деятельность, связанная с программой борьбы со СПИДом, предполагает целевую группу, состоящую из представителей обоих полов, находящихся в репродуктивном возрасте (примерно от 16 до 40лет). Если вы ориентируетесь на подростков от 16до 20 лет, то следует учесть в первую очередь их актуальные интересы и потребности. Будет полезным знать, что сознательность и способность отвечать за свои поступки еще полностью не сформирована, с поставленной проблемой представители этой части целевой группы могут быть вообще не знакомы, к тому же значительное влияние на них оказывают родители. Дополнительно надо учесть, что их уровень дохода невысок, а постоянное место работы отсутствует. Если же вы ориентируетесь на группу в возрасте 20-25лет, то это уже в значительной степени сформировавшиеся независимые личности с определенным уровнем достатка и в большинстве своем имеющие постоянное место работы, семью и детей. Они хорошо знакомы с рассматриваемой проблемой и имеют свой взгляд на способы ее решения, что в значительной степени повлияет на характер проводимой вами деятельности по сравнению с работой в подростковой группе. Аналогичным анализ стоит провести для подгрупп в возрасте от 25 до 30 и от 30 до 40 лет. Если вы предполагаете работу с наркозависимыми людьми, то она будет в меньшей степени зависеть от гендерного состава групп, чем если бы вы предполагали делать упор в своей работе на культуру половой жизни.

Как представители целевой группы могут принять участие в проекте, повлиять на его осуществление?

Насколько по-разному будет восприниматься проект мужчинами и женщинами?

А теперь давайте начнем рассмотрение проблемы, на примере решения которой в этом пособии продемонстрируем весь процесс применения ЛСП целиком. В качестве примера выбрана довольно обытая сегодня проблема: дети не могут играть во дворе своего дома.

Мы ни в коем случае не претендуем на многогранность проработки проблемы и предоставления стандартного алгоритма ее решения, она выбрана лишь для демонстрации применения ЛСП.

Итак, определяем заинтересованные стороны.

Деятельность направлена на детей, их родителей.

В проекте точно примут участие жильцы, домоуправление (ЖЭС), организация, занимающаяся озеленением.

Также в проекте могут принять участие местные власти; возможно, заинтересованной стороной окажется милиция.

Реализация решений зависит от ЖЭС и местные властей.

Проект представляет угрозу для «отдыхающих» вечером во дворе любителей «зеленого змия», а также для автолюбителей, чьи машины припаркованы во дворе.

Необходимые для разработки сведения могут предоставить местные органы власти, «братские» ЖЭСы и жители соседних дворов, уже решившие эту проблему.

Записали ответы? Мы имеем на руках перечень заинтересованных сторон. Теперь будем их анализировать.

Из книги Как найти высокооплачиваемую работу с помощью Internet автора Рудинштейн Марк

Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

6.7.4. Перечень связанных сторон, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности В соответствии с п. 9 ПБУ 11/2008 перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией, подготавливающей

Из книги Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности автора Готин Сергей Валерьевич

ЭТАП 1: АНАЛИЗ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН(STAKEHOLDERS ANALYSIS) ЧТО ТАКОЕ «ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ»? Это все те люди, группы людей, организации, учреждения, которые может затронуть разрабатываемый проект. Заинтересованные стороны – это в первую очередь представители целевой

Из книги Быстрые деньги в Интернете автора Парабеллум Андрей Алексеевич

СТРОИМ СХЕМУ АНАЛИЗА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН Что это такое? Это схема, на которой демонстрируются все заинтересованные в проекте стороны, а также существующие и желаемые связи между ними. Схема наглядно описывает сложившуюся на данный момент ситуацию.Для чего она нужна?

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ БЮДЖЕТ? Фактически, мы уже начали составлять бюджет нашего проекта в процессе заполнения логико-структурной схемы – на этапе разбиения действий на задачи (мероприятия) и указания напротив каждого из них списка необходимых ресурсов, в том числе и

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Участие заинтересованных сторон и общественности Другие исследования, использовавшие проект Эресунд для ситуационного анализа, показали следующее: проблема традиционного подхода к принятию решений в крупных транспортных инфраструктурных проектах состоит в том, что

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

10. Обеспечение сбалансированности запросов заинтересованных сторон (корпоративная социальная ответственность) Инструмент«Основная ответственность компании заключается в служении своим потребителям… Прибыль не является ее основной целью, а скорее базовым

Из книги автора

Шаг 4. Определение и привлечение заинтересованных сторон Простой шаг – мозговой штурм с целью выяснить, кто заинтересован в проекте (как внутри, так и вне организации). Внешние заинтересованные лица могут быть внутри организации, но вне данного подразделения, либо

Из книги автора

Шаг 4. Фокусные группы внешних заинтересованных сторон Внешними заинтересованными сторонами считаются заинтересованные лица вне рассматриваемого в данном проекте бизнес-подразделения/участка, в т. ч. другие заинтересованные лица внутри организации, но внешние по

Из книги автора

Шлюз 1. Изучение заинтересованных сторон Одним из первых действий в проекте должно быть определение и последующее изучение и анализ заинтересованных сторон, включающий перечисленные ниже составляющие: стиль лидерства заинтересованных сторон (см. главу 26, где подробно

Из книги автора

Шаг 1. Формирование внутренней группы заинтересованных сторон На этом шаге важно, чтобы менеджер проекта привлек бизнес-представителей и обеспечил их полноценное участие в формировании формата отношений с заинтересованными сторонами, а также обеспечил подробное

Из книги автора

Шаг 2. Определение всех заинтересованных сторон и их отношений к проекту Нужно составить подробный перечень заинтересованных сторон. В качестве основы для него можно взять перечень заинтересованных сторон, составленный на шаге 4 этапа стартовой площадки. Типовой

Из книги автора

Шаг 3. Формулирование роли ключевых заинтересованных сторон в проекте После определения заинтересованных сторон менеджеру проекта нужно составить описание каждой из них. Для каждого основного заинтересованного лица удобно воспользоваться формой из табл. 24.2.

Из книги автора

Шаг 4. Сопоставление заинтересованных сторон Собрав информацию, можно сделать следующий шаг – разнести заинтересованных лиц по двум отдельным матрицам, которые покажут тонкие различия между ними и дадут возможность принять решения о подходе к заинтересованным

Из книги автора

Как составить бюджет за три дня В крупных компаниях на подготовку бюджета уходят недели и даже месяцы. Такие затраты времени совсем не обязательны. Возможно, вы понимаете, что сделать это можно и нужно быстрее. Но поверите ли вы, что сможете составить свой бюджет за три

ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) - это специальный перечень, который ведет ФНС и в котором содержатся основные сведения и документы о юридическом лице. Предполагается, что данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении конкретной организации, являются полными и достоверными. Недостоверность каких-либо сведений в реестре может обнаружить, например, заинтересованное лицо и подать об этом соответствующее заявление.

Какие сведения и документы содержатся в ЕГРЮЛ?

В ЕГРЮЛ о конкретной организации содержатся, в частности, следующие сведения и документы (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ):

  • полное и сокращенное, фирменное наименование организации;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес места нахождения организации;
  • адрес электронной почты;
  • ИНН, КПП и дата постановки на учет в налоговом органе;
  • коды по ОКВЭД2;
  • размер уставного капитала;
  • сведения об учредителях (участниках) организации, в отношении АО также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении ООО — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, его паспортные данные, ИНН;
  • номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в ПФР, ФСС;
  • сведения о лицензиях, полученных организацией;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения о том, что организацией принято решение об изменении места нахождения;
  • подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа либо сведения о том, что организация действует на основании типового устава;
  • сведения о правопреемстве (для организаций, созданных или прекративших свою деятельность в результате реорганизации, а также организаций, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией);
  • способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из ЕГРЮЛ);
  • сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации или реорганизации;
  • сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве организации и о проводимых в связи с этим процедурах;
  • сведения о том, что организация находится в процессе уменьшения ее уставного капитала.

Кто и когда проверяет достоверность сведений в ЕГРЮЛ?

Первоначальная проверка достоверности сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, производится регистрирующим налоговым органом на этапе создания юридического лица. При установлении недостоверности таких сведений, госрегистрация юридического лица не производится (п. 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ).

Последующая проверка достоверности данных в ЕГРЮЛ проводится регистрирующим органом в случае, если у него возникли обоснованные сомнения в их достоверности или получены возражения заинтересованных лиц. Проверка достоверности производится следующим образом (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ):

  • изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведение осмотра объектов недвижимости;
  • привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Одним из оснований для проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4 Приложения № 1 к Основаниям и Порядку).

Как оформить заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ?

Рекомендуемый образец заявления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ (форма № Р34002) приведен в приложении к Основаниям и Порядку. Такое заявление можно подать в связи с выявленной недостоверностью сведений о:

  • адресе организации;
  • учредителе (участнике);
  • лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица.

Какие листы в заявлении заполнять в зависимости от вида обнаруженных расхождений, указано на титульном листе формы. Заверять подпись заявителя нотариально не нужно.

Обращаем внимание, что поданное заявление о недостоверности будет являться основанием для проведения ФНС мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, если в заявлении будут указаны подтверждающие такое заявление обстоятельства либо к заявлению будут приложены подтверждающие указанные обстоятельства документы (п. 5 Приложения № 1 к Основаниям и Порядку).

По результатам проведенной проверки налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня ее завершения уведомляет заинтересованное лицо, направившее заявление, о подтверждении, не подтверждении либо невозможности подтверждения заявленных лицом сведений (

Реестр заинтересованных лиц

    Это каждый, кто прямо вовлечен в проект (заказчик, спонсор, команда).

    Заинтересованным лицом всегда являются конечные пользователи продукта.

    О руководителях членов вашей команды.

    Те, кто напрямую не связан с проектом, но, так или иначе, оказывает на него влияние (например, сын заказчика, родственники заказчика).

Состав столбцов реестра заинтересованных лиц.

Состав столбцов матрицы требований.

Создание концепции (scope) проекта

Создание концепции (scope) должен содержать как общую информацию о проекте, так и ссылки на всевозможные требования и описания продукта.

Концепция содержит описание «проектного подхода». Какие правила общения с заказчиком имеются на проекте? Как мы условились с командой проводить совещания? Где посмотреть, кто, за что отвечает на проекте? Как поступать при необходимости внести изменения в первоначальные требования или добавить новое?

Для описания ВСЕХ необходимых работ по проекту нужно:

1. определиться с требованиями и ожиданиями заказчика;

2. разобраться, какие из них реально выполнимы, и что для этого понадобится.

На языке методологии PMIданные шаги звучат следующим образом:

1. Собрать и финализировать требования.

2. Сформировать концепцию.

3. Создать ИСР (иерархическую структуру работ) (WBS).

Источником данных для создания WBS служит концепция проекта .

Наша задача – разбить общий результат поставки проекта (описанный в «концепции») на более мелкие соподчиненные блоки «результатов работ». Для этого мы создадим иерархическую структуру работ (или work breakdown structure) – сокращенно ИСР (WBS).

ИСР – ориентированная на результат поставки иерархическая декомпозиция работ, выполняемых командой проекта. Каждый следующий уровень иерархии отражает более детальное определение элементов проекта. Ориентация на результат поставки включает внутренние и внешние результаты поставки.

ИСР создается совместно с командой !

Занимаясь декомпозицией ИСР нужно уметь вовремя остановиться. Например, при разработке программного обеспечения, важно не увлечься декомпозицией ради декомпозиции (ведь, скажем, создание экранной формы всегда можно разбить на создание «кнопочки такой-то» и «кнопочки-другой» и так далее). Слишком поверхностный WBS нам тоже не подойдет. Разумная глубина отражена в понятии «пакета работ ».

Основные признаки пакета работ:

    относительно короткий (максимум неделя!!!);

    работы по созданию пакета могут быть выполнены без прерывания;

    работы по созданию пакета могут быть выполнены на аутсорсинге.

Обратите внимание на слова «относительно короткий» и «без прерывания». Это вовсе не означает, что пакетом является то, что можно успеть сделать до ближайшего перекура или в течение одного дня. Под прерыванием понимается вынужденная остановка работ (например, для проведения других действий или получения согласования). Так, нельзя назвать пакетом работы по созданию «макета и шаблона сайта», если мы знаем, что нарисованный макет нужно сперва предъявить заказчику и, только получив его согласие, можно приступать к формированию шаблона.

Итак, что такое заинтересованное лицо проекта? Существует множество определений, которые отличаются в зависимости от источника данных до компании. Все предлагают заинтересованным лицам людей или группы, у которых есть начисленный интерес в результатах проекта. Управление заинтересованными лицами является синонимом управления отношениями: целью является получение и длительное достижение проекта.

В этом случае заинтересованные лица - это люди или группы в Организации, у которых есть интерес или на которые будут затронуты результаты проекта. Но прежде чем начать упражнение по установке и управлению списком заинтересованных лиц, убедитесь в том, что ваше определение заинтересованного лица соответствует этой Организации.

Зачем важнее управление заинтересованными лицами?

Как мы бы думаете, что это не так, нам приходится на то, что все пользователи будут 100 процента енсусиастик о проекте. Заинтересованным лицам может потребоваться ознакомиться с новыми инструментами или процессами, без контроля или в некоторых ситуациях, не пропуская их задание. Для упрощения ответственности заинтересованных лиц приходится руководителю проекта и спонсорам, и вряд ли вы сможете сделать все люди удовлетворительнее. Некоторые необходимо обрабатывать таким, чтобы они не саботаже ваши усилия.

Понимание мотиваций поможет вам решить проблемы и избежать негативного поведения и тактики, например:

    Задержка необходимых вводов или утверждений.

    Запуск конкурирующих проектов.

    Переназначение ресурсов другим проектам.

    Приполитиккинг к проекту.

Ниже перечислены преимущества эффективного управления заинтересованными лицами.

    Сокращение времени цикла проекта за счет уменьшения его богжед в политика.

    Упрощение процесса утверждения.

    Обеспечение доступности ресурсов проекта и сохранение фокуса на них.

    Сохранение передаваемых данных.

Разработка списка заинтересованных лиц

На раннем этапе проекта работайте с спонсором проекта, чтобы создать список всех возможных заинтересованных лиц. В зависимости от того, как вы определяете эту роль, и влияние вашего проекта на организацию, этот список может быть длинным.

Список заинтересованных лиц - это средство для руководителя проекта и ввод ключа для плана коммуникации по проекту. В зависимости от оценки списка вы можете спланировать надежную стратегию обмена сообщениями. Кроме того, вам не нужно предоставлять сведения о списке за спонсором проекта.

В большинстве проектов приходится политика, поэтому стумбле в некоторые Мурки Ватерс при оценке заинтересованных лиц.

Оценка списка заинтересованных лиц

Определите КЛАУТ каждого заинтересованного лица и выровнять их по уровню влияния. У некоторых есть возможность возобновления проекта вперед. Сюда могут входить спонсор или Высший руководитель проекта. Из-за их положений и ролей принятия решений вам будет очень важно отслеживать эти заинтересованные лица. Другими людьми могут быть люди, которые не могут переключать подключаемый модуль для проекта, могут работать с ними, чтобы обойтись и, возможно, даже завершить его.

Другой уровень заинтересованных лиц - это те, кто будет жить с продуктом - иногда на повседневной основе. Эта группа предоставляет вводные данные в форме бизнес-требований, которые должны быть соблюдены. Они имеют наибольшее влияние на то, что проект будет успешным, поскольку он повлияет на них напрямую. Несмотря на то что они часто не могут непосредственно или косвенно завершать проект, они, тем не менее, жизненно важны для успеха. Если их потребности или проблемы не соблюдаются, они будут быстро переходить с важнейших суппортерс к самой большой проблеме.

Другой способ упорядочить заинтересованных лиц - сгруппировать их по уровню участия и ответственности. Одна группа может активно участвовать в проекте и выполнять работу, она может быть занята, а другая - заинтересованными лицами, которые не задействованы активно, но должны получать коммуникации о проекте.

Использование РАЦИ для классификации заинтересованных лиц

Ответственные, учетные сведения, проконсультироваться и информированность (РАЦИ) - это инструмент, который используется в организационном проектировании для назначения заинтересованных лиц и назначения им обязанностей по уровню участия в проекте и ответственности. Это позволяет классифицировать заинтересованных лиц, чтобы вы могли планировать наиболее эффективные стратегии обмена информацией для каждого пользователя или группы. Эти заинтересованные лица определяются следующим образом:

    Используем Этот человек отвечает за выполнение задачи.

    Учетная запись Этот человек будет вызван для учетной записи, если задача не завершена, и может управлять человеком, ответственным за выполнение задачи. У руководителей проектов часто есть эта роль.

    Дополнительные сведения Несмотря на то, что он не является ответственным или отвечает за завершение, этот человек обращается к аспектам задачи.

    Информируют Владелец этой пассивной роли несет информированность, но не может ее учитывать или ответственен за задачи.

Набор средств защиты от потери...

Управление проектами - это все об управлении ожиданиями. Уделите время на раннем этапе работы над проектами, чтобы определять и оценивать заинтересованных лиц. Не забудьте обновить список на протяжении всего жизненного цикла проекта. Вы должны знать, кто есть у заинтересованных лиц и о своих интересах для эффективного управления ими. Это поможет вам избежать проблем во время длительного запуска и убедиться в том, что проект успешно выполнен.