Де боно шесть шляп мышления. Адаптационная игра «Шесть думающих шляп мышления» по методу создания проектов

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика

Если наше дело – в шляпе,

Если наше тело – в шляпе,

Если даже мысли – в шляпе,

Значит, в шляпе-то – вся суть!

Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.

Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.

Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.

Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.

Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.

Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.

Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.

В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.

Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам- членам ООН в разработке новых идей.

Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.

В мире шляп – в потоке мыслей

Можно ли повысить результативность своего мышления?

В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.

Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?

В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.

Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.

В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслева-рительных» шляп.

Я специально использую этот термин, при одном упоминании о котором у меня перед глазами тут же возникает образ походного котелка, в котором что-то кипит и варится и в котором точно так же «варились» бы и нужные нам мысли, как только мы надели бы его себе на голову. Но кто же решится надеть на голову походный котелок? Это было бы уж слишком! Нет, наши мысли должны вариться только в шляпе! Надевая одну из таких шляп, мы выбираем себе определенный тип мышления. И это понятно: в каждом котелке «варятся» свои мысли. Как это происходит, мы непременно узнаем из соответствующих глав нашей книги.

Мы очень подробно ознакомимся с природой каждого типа мышления и научимся обеспечивать ему достойное применение.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.

Эдвард де Боно

МАГИЯ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

В позе мыслителя и думать сподручней

Что до меня, я совершенно убежден в том, что один из двух подлинников роденовского «Мыслителя» находится в Буэнос-Айресе, на площади, расположенной перед зданием парламента. По крайней мере, в этом нас заверял экскурсовод, рассказывая о навсегда замершем в задумчивой позе творении, отлитом в бессмертной бронзе.

Но в качестве факта подобное утверждение можно считать ложным сразу по нескольким соображениям. Данная скульптура не может быть подлинником уже потому, что двух подлинников не бывает. Наверное, экскурсовод просто ошибся. И значит, подлинник не мог находиться напротив здания парламента. Экскурсовод ввел меня в заблуждение. Так для чего мне понадобилось останавливаться на том, что вовсе не заслуживает

методика Эдварда де Боно для развития критического мышления,навыков работы с информацией.

Пояснительная записка.

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции. Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» - простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество - все это говорит в нас одновременно . Метод работы по развитию нашего мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Она позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Намеренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления - реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта. Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.»

Для того чтобы научить подростков (7-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Метод Эдуарда де Боно «Шесть шляп» Метод «Шесть шляп» – один из популярнейших креативных методов, который был разработан Эдвардом де Боно – известным исследователем креативности – в 80-х гг. XX века.

Назначение метода

Используется в дискуссиях и обсуждениях как продуктивный способ управления и переключения мышления. Эффективный метод стимулирования творческого мышления.

Цель:

Дать детям представление об особенностях их индивидуального стиля мышления, научить управлять порядком своих мыслей и прилагать его к поставленным проблемам с целью достижения более продуктивной работы мышления при решении творческих задачпутем развития конструктивного и творческого мышления, дополняющего мышление аналитическое и оценочное.

Задачи:

максимально результативно использовать работу мышления для решения поставленных задач;

расширять восприятие, помочь разглядеть проблему с разных точек зрения;

помочь разделить свое эго и мышление;

выявлять и развивать индивидуальный стиль мышления;

работать с информацией;

находить выгоды и возможности;

использовать интуицию;

критически анализировать проблемы;

генерировать творческие идеи;

организовывать свое мышление.

Суть

«Шесть шляп» – несложный и эффективный метод, помогающий преодолеть три главные проблемы практического мышления: эмоции, растерянность и путаницу. Этот способ дает возможность поделить мышление на шесть режимов, каждый из которых соотносится с воображаемой «шляпой» определенного цвета. Деление на типы шляп помогает структурировать мышление, сделать его более сосредоточенным и постоянным.

Специфика

При офсетной печати цвета, нанесенные по отдельности, смешиваются и дают цветную картинку, так же и этот тренинг уделяет внимание разным сторонам мышления для его совершенствования. Данный метод предполагает тренировку шести аспектов мышления по очереди.

Воображаемые шляпы, раскрашенные в разные цвета, представляют наиболее распространенные типы мышления. Взятая цифра охватывает основные способы мышления, поэтому уменьшение количества шляп было бы не целесообразно, а увеличение осложняло усвоение материала.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.


  1. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Легенда о мудром волшебнике и о шести его сыновьях.

Однажды, много лет назад в одной удивительной стране жил волшебник.

Был он добрым и мудрым. Люди обращались к нему со всеми своими проблемами, любили и уважали его. На все вопросы умел находить он ответы. И было у него шесть сыновей, которых он очень любил. Но самым большим сокровищем его была шестицветная волшебная шляпа. Надев ее, человек становился самым мудрым на свете и мог решить любую проблему. Ведь это была думающая шляпа мудрости , предмет обожания и зависти многих мудрецов того времени. Но время летит неумолимо. Прожив с достоинством свой век, волшебник понял, что пришла ему пора умирать. Созвал он шесть своих сыновей, сказал: « О, милые сыновья мои. Самое большое сокровище, которое есть у меня – это думающая шляпа мудрости. Благодаря ей наша волшебная страна процветает и не знает бед. Я ОСТАВЛЯЮ ВАМ СЕЙ ЧУДЕСНЫЙ ДАР, РАЗДЕЛИВ ЭТУ ШЛЯПУ НА ШЕСТЬ ШЛЯП РАЗНОГО ЦВЕТА, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС МОГ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ» С этими словами волшебник умер.

Прошло много лет…и вот что из этого вышло.

1. Владелец красной шляпы был очень эмоциональным, откровенным, у него было много друзей, он всегда был в центре внимания. Но у него также было много врагов, и государство его обнищало.

2. Сын волшебника со шляпой желтого цвета оказался в сфере позитивного мышления. Он умел видеть только лучшее в ситуации. Но не видел негативных сторон происходящего и люди злоупотребляли его добротой и пользовались его наивностью.

3. Владелец черной шляпы был очень осторожен. Он критически оценивал происходящее. Всегда мог предостеречь от недочетов и возможных рисков. Был сказочно богат, но не было у него друзей и близких людей, и к старости был он одинок.

4. Сын волшебника со шляпой зеленого цвета был очень творческой личностью, под его шляпой рождались нестандартные подходы, решения и идеи. Однако, много раз он очень рисковал и в результате приобрел много недоброжелателей и завистников.

5. Владельца шляпы белого цвета обсуждал только доступные ему факты и цифры, вел различные дневники, подсчитывал расходы. Был он очень богат, но скуп и не было у него преданных друзей .

6. Сын волшебника со шляпой синего цвета ставил цели для будущей работы и подводил итоги, но абсолютно ничего не предпринимал для достижения этих целей. В результате, он не смог осуществить ни одной.

Разделение класса на группы по типу мышления (по результатам анкетирования)

Ребята, все вы индивидуальны и неповторимы. Каждый из вас мыслит, анализирует ситуацию по- своему. Бывают ли ситуации, при разрешении которых вы заходите в тупик? Это происходит потому, что каждый человек анализирует информацию по некой схеме. И у каждого эта схема своя. Сегодня я предлагаю вам попробовать взглянуть на проблему совершенно с другой стороны. Предварительно с вами было проведено анкетирование и тестирование, определен ваш тип мышления. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы согласно вашему цвету и попытаться взглянуть на мир, надев шляпу цвета, противоположного вашему и попытаться взглянуть на предложенную проблему другими.

Тренинг с надеванием шляп.

Посмотрите видео ролик фильма по мотивам Владимира Железникова «Чучело». Проанализировать данную информацию и решить проблему вам поможет список примерных вопросов.

ПРОСМОТР ВИДЕО РОЛИКА «ЧУЧЕЛО»

«Ленка увидела ребят - остановилась как вкопанная. И ребята увидели Ленку и в восторге замерли.
- Перед нами исторический экспонат - Бессольцева! - Впервые губы Мироновой растянулись в сдержанную улыбку , а голос зазвенел: - Она пришла за билетом!.. Она уезжает!
Ленка резко повернулась ко всем спиной и подошла к кассе речного пароходства.
- Точно! - крикнул Лохматый. - Она уезжает!
- Сила победила! - радостно поддержал его Рыжий.
- А знаете, что мы ей посоветуем? - Миронова озарилась вдохновением: - Чтобы она запомнила наш урок на всю жизнь.
Валька, кривляясь, изгибаясь спиной, на цыпочках подбежал к Ленке и постучал костяшками пальцев по ее спине:
- Бессольцева, ты запомнила наш урок?
Ленка не отвечала. Она стояла не шелохнувшись.
- Не отвечает, - разочарованно сказал Валька. - Выходит, не запомнила.
- Может, оглохла? - пропищала Шмакова. - Так ты ее… встряхни.
Валька поднял кулак, чтобы садануть Ленку по ее тоненькой худенькой спине.
- А вот этого уже не надо, - остановила его Миронова, - ведь она уезжает. Значит, мы победили. Нам этого достаточно.
- Пусть катится, откуда приехала! - крикнул Рыжий.
И другие тоже заорали:
- Нам такие не нужны!
- Ябеда!
- Чу-че-ло-о-о! - Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
- Чу-че-ло-о-о!
- Чу-че-ло-о-о!
- Ого-род-ное!
- Рот до ушей!
- Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри него»
.
(Владимир Железников «Чучело»)

Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:


  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.
Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

  • оценить уместность и точность информации;

  • отделить факты от предположений;

  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;

  • узнать о настроениях и эмоциях.
Красная шляпа - мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос».
Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;

  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;

  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;

  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;

  • применять после принятия решения.
Черная шляпа - мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия. Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы. Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:


  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;
Желтая шляпа - требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:


  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:


  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Синяя шляпа - особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование - одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса - самый простой способ фокусирования мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности). Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:


  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.
Ребята, можно ли решить проблему исходя лишь с одной позиции ?

Конечно нет, для того, чтобы решить проблему эффективно, необходимо рассмотреть ее со всех сторон в комплексе, учесть ее положительные и отрицательные стороны, продумать возможные пути ее решения.

Была ли идея разделения шляпы удачной? Почему? Нет.

Я предлагаю дополнить шляпы другими цветами и сделать их шестицветными.

Изготовление новых (шестицветных) шляп.

Составление алгоритма решения проблемы.

под Белой шляпой- факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой - каковы творческие идеи по применению этого изобретения и внедрению его в производство (например, в нашей стране);
под Желтой шляпой - плюсы, позитивные моменты такой продукции;
под Черной шляпой - трудности, с которыми можно столкнуться при внедрении этого продукта; недостатки идеи;
под Красной шляпой - свое отношение к предложенной авторами идее;
под Синей короной- контроль: все ли высказывания соответствовали заявленному; обобщение и выводы.

Вопросы для рефлексии в конце занятия:


  1. Под какой шляпой мы определяем и формулируем проблему?

  2. Каким будет процесс рассмотрения ситуации или проблемы, если не будет рамок и регламента?

  3. В каких ситуациях рассмотрение вопроса может заканчиваться мышлением в Зеленой шляпе?

  4. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать со статьей? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над статьей?
Итак, подведем итоги. Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его. С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература:


  1. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. - Мн.: «Попурри», 2006. - 208 с.

  2. Материалы тренинга «Эффективное мышление». Ведущий - Галкин Дмитрий Владимирович - бизнес-тренер (Центр кадровых технологий 21 век, Высшая школа экономики - Москва), тренер полной квалификации по методам де Боно (CavendishTraining, Oxford), кандидат философских наук, доцент Томского Государственного Университета, руководитель Центра Де Боно, г. Томск, креативный директор Центра практического мышления, г. Москва

Метод шести шляп - это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.

Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).

Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Подобное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит нас оперировать различными его аспектами по очереди.

Шесть думающих шляп

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации , которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности , поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Кем и когда применяется метод 6 шляп мышления

Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д. При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.

Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной. Кроме того шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика, которую можно использовать как на советах директоров, так и в детских садах.

Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением - фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.

Высказывание Козьма Прутков, «Узкий специалист подобен флюсу: его полнота односторонняя», хорошо иллюстрирует этот плюс метода 6 шляп мышления. Недостатком профильных экспертов является то, что они все время находятся в одной шляпе, а в поиске правильного решения эти «флюсы» друг другу мешают. А метод шести шляп направляет дискуссию в нужное русло. К примеру, помогает нейтрализовать участника, склонного к чрезмерной критике. Поняв принцип методики шести шляп, критикан уже не будет произвольно убивать идеи своими замечаниями и прибережет свой пыл, так как будет знать, что скоро придет его очередь надевать черную шляпу.

Человеческий ум, охраняя свою цельность и самодостаточность, часто принимает все новое за что-то неестественное и ложное. Используя метод де Боно, мы получаем возможность рассмотреть мнения о вещах, которые прежде мы не воспринимали всерьез. Это увеличивает шансы найти верное или подходящее ситуации решение.

С помощью этой методики мы получаем возможность прийти к согласию с собеседником, попросить участника быть более уступчивым и отвлечься от личных предпочтений, порекомендовать ему не идти у всех на поводу, развернуть поток своих мыслей на 180 градусов или вы можете просто дать человеку шанс высказать все, что у него «накипело». Таким образом, вы не просто даете человеку возможность высказаться, а упрощаете поиск совместного решения.

Метод 6 шляп позволяет привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.

Благодаря четко обозначенной структуре работы, исключающей пустые разговоры, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.

В результате того, что при использовании приема шести шляп полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а мирно сосуществуют и дополняют друг друга, рождаются новые неординарные и инновационные мысли и идеи.

Еще одним достоинством шести шляп мышления является то, что с помощью данного метода мы учимся управлять своим вниманием. Ведь если наш ум способен не просто реагировать на происходящие с нами события, а готов на то чтобы переключиться с чего-то одного на другое, и при этом может рассмотреть объект с шести сторон, это развивает наше внимание и делает его на много острее.

По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать на много сложнее.

Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.

Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя ни какие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).

Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Правила метода шести шляп мышления

    При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты (для подведения итогов и наглядного его отображения лучше использовать интеллект-карты, научится их составлять вы сможете прочитав статью - «Правила составления ментальных карт«).

    Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области… Что делать?».

    Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:

    Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.

    Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.

    В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.

Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал.

Английский писатель и психолог Эдвард Де Боно и его шесть шляп мышления давно уже получили заслуженную и широкую известность, однако далеко не все знают, как правильно применять этот метод и для чего он служит.

Метод шести шляп мышления оптимален прежде всего при рассмотрении необычных и сложных идей, которые необходимо рассматривать под разными углами. Он помогает развить гибкость мышления и научиться принимать верное решение среди множества возможных.

Метод, который Эдвард Де Боно разработал в 80-х годах прошлого века, основан на концепции параллельного мышления, которая позволяет использовать одновременно несколько принципиально разных подходов к проблеме. Суть метода заключается в том, что процесс мышления искусственно разделяется на шесть отдельных четко определенных процессов, каждый из которых символизирует шляпа определенного цвета. Такое деление четко структурирует процесс мышления и позволяет добиваться больших результатов.

Шесть шляп мышления

1. Белая шляпа мышления символизирует сосредоточенность на оценке конкретной информации. Она оперирует фактами и цифрами, а также отвечает за поиск недостающей фактической информации.
2. Красная шляпа - это эмоциональная сфера. Она сосредотачивает все чувства, порождаемые рассматриваемым вопросом, и интуитивное чутье.
3. Желтая шляпа символизирует позитивное мышление. Обладатель желтой шляпы сосредотачивается на преимуществах и выгодах анализируемой идеи, в том числе на ее скрытых ресурсах.
4. В противовес желтой черная шляпа отвечает за критический анализ. Она обращает внимание на возможные риски и реальные и потенциальные недостатки.
5. Зеленая шляпа отвечает за креативность. Это генератор идей, который предлагает множество вариантов решения, в том числе нестандартные и провокационные.
6. Синяя шляпа в отличие от предыдущих пяти не отвечает за какую-либо сторону мыслительного процесса, но координирует работу всех остальных. Именно синяя шляпа формулирует цели и задачи, руководит обсуждением и подводит итоги.

Когда нужно надевать шесть шляп мышления

Шесть шляп Эдварда Де Боно могут использоваться при любой мыслительной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Этот метод можно применять при написании важного письма, планировании работы, при поиске выхода из непростой ситуации.

Еще удобнее и эффективнее метод шести шляп работает при коллективном обсуждении какого-либо вопроса, при разрешении конфликтов и споров, при оценке идеи, а также в процессе обучения. Многие крупные западные корпорации давно используют метод коллективного мышления, который создал Эдвард Де Боно.

Плюсы метода шести шляп мышления

1. Шляпы Де Боно делают процесс мышления увлекательным. Структурированный подход к проблеме облегчает принятие решения.
2. позволяет всесторонне рассмотреть проблему, причем как с точки зрения логики, так и с точки зрения эмоций.
3. Он помогает преодолеть инерционность и стандартизированность мышления, открывая дверь всему новому и выходящему за привычные рамки.
4. Шляпы мышления упрощают коллективное мышление и помогают каждому высказать свои мысли, в том числе людям стеснительным: ведь сейчас они выступают не от своего лица, а как одна из шляп.
5. Метод шести шляп отсекает пустую болтовню и делает процесс мышления концентрированным и плодотворным.
6. Этот метод позволяет мирно сосуществовать полярным точкам зрения, и не только сосуществовать, но и совместно порождать новые идеи и решения.
7. Шесть шляп мышления учат управлять своим вниманием.

Минусы и сложности метода шести шляп Де Боно

1. Главная сложность заключается в освоении методики, что требует времени и определенных усилий, особенно при коллективном применении.
2. Использование метода Де Боно в коллективе требует личной вовлеченности всех участников, чего непросто достичь.
3. Нередко участники отказываются воспринимать этот метод всерьез, считая это чем-то вроде детской игры.

Правила применения метода шести шляп мышления в коллективе

Использование метода, который разработал Эдвард Де Боно, в коллективе подразумевает обязательное наличие модератора (синяя шляпа), который руководит всем процессом мышления и не позволяет ему выходить за рамки метода.

В начале работы модератор знакомит коллектив с тем, что из себя представляет метод шести шляп , и обозначает стоящую перед ним задачу. Затем все присутствующие надевают шляпу одного из цветов (разумеется, наличие реальных шляп необязательно) и обсуждают вопрос в соответствующем ключе. В ходе дискуссии модератор записывает все высказывания.

Очередность примерки шляп не имеет принципиального значения, однако начинать лучше с белой шляпы, то есть с рассмотрения имеющихся фактов. Дальнейший порядок может быть любым, однако есть несколько устоявшихся правил. Так, красную шляпу одевают на очень короткое время, обычно на полминуты, чтобы дать выплеснуться эмоциям, и делать это нужно несколько раз за время обсуждения. Также рекомендуется каждую новую идею последовательно обсуждать в желтой и черной шляпах. Таким образом в процессе работы все шляпы примеряются не по одному разу. Одна из задач модератора - следить за тем, чтобы участники не надевали сразу несколько шляп, чтобы сохранить четкость мышления. В завершение сеанса модератор подводит итоги коллективной работы.

Другой вариант коллективного использования метода шляп мышления состоит в том, что каждый из участников изначально надевает шляпу опредленного цвета и выступает только от ее имени. В этом случае будет лучше, если шляпы не будут соответствовать типажу человека, то есть оптимист должен примерить черную шляпу, а пессимист - желтую. Такой способ помогает раскрыть потенциал каждого участника мозгового штурма.

Используя метод Эдвард Де Боно - шесть шляп мышления , вы сможете увеличить продуктивность личного и коллективного мышления и успешно справляться с самыми сложными задачами.

Метод шести шляп мышления был разработан английским психологом и экспертом в области креативного мышления Эдвардом Де Боно. Эдвард Де Боно является автором одноименной книги, которая называется «Шесть шляп мышления». Британский психолог известен в мире как консультант в сфере творческого мышления.

Что такое метод шести шляп?

Метод шести шляп – это способ структурировать мышление, который подходит как для упорядочивания мыслей в своей голове, так и для организации коллективного обсуждения. Может использоваться как дополнение к .

Метод шести шляп мышления помогает структурировать мыслительный процесс, что помогает эффективно выявлять самые интересные идеи не смотря на весь хаос, который происходит в голове каждого человека. Обычно, про метод шести шляп мышления знают только психологи, но согласно википедии, метод шести шляп помогал решать реальные творческие задачи, требующие интеллектуального подхода. Метод шести шляп позволяет оценить креативные и нестандартные идеи с различных точек зрения.

Суть метода шести шляп мышления

Коротко суть метода шести шляп заключается в том, что идея или инновационная задача рассматривается в шести разных плоскостях по отдельности. Рассмотрение проблемы последовательно с шести разных точек зрения позволяет избежать путаницы и помогает более детально обдумать пути решения. Каждый режим или плоскость рассмотрения задачи условно обозначают шляпой соответствующего цвета.

  1. Белая шляпа мышления условно обозначается как режим «Ученого». Тут рассматривается вся доступная информация по проекту. Какая у нас есть информация и знания о задаче? Статистика, факты, исследования, достоверные данные? Какой информации не хватает для полноты картины? Наподобие того, как это принято в научных статьях, при рассмотрения проблемы в режиме белой шляпы нужно сохранять беспристрастность и достоверность при рассмотрении обсуждаемого вопроса. Тут важно отключить эмоции и опираться только на подтвержденные цифры и факты. Желательно, с обобщением большого количества источников и умного анализа статистики. Фокусируемся на фактической информации и полностью абстрагируемся от эмоционального аспекта.
  2. Красная шляпа мышления – напротив рассматривает вопрос с точки зрения эмоционального подхода, . В «эмоциональном» режиме предлагается обозначать все свои мысли и ощущения, что ты чувствуешь на подсознательном уровне. В том числе приветствуется, когда на мозговом штурме участники обсуждения будут говорить, что они чувствуют. Почему им нравится или не нравится новый проект и так далее. Что мы переживаем по этому поводу? Какие у нас есть догадки и что подсказывает интуиция? Какие у нас есть ощущения и смутные предположения? Акцент делается именно на интуицию и чувства без необходимости их рационально обосновывать.
  3. Желтая шляпа мышления делает акцент на положительных сторонах. Когда включается этот «позитивный режим», мы должны думать исключительно о плюсах нового проекта. Яркие перспективы и возможности, которые может принести новая идея. Рассмотрение любого вопроса или проблемы с положительной точки зрения помогают выработать , который является важным фактором успеха. Даже если ты не видишь радужных перспектив в том вопросе, о котором идет речь, ты все равно должен хотя бы на то время пока находишься в желтой шляпе мышления. Какие у этого проекта имеются положительные стороны? Какие преимущества, достоинства и сильные моменты? Акцент на радужных перспективах. Почему это все-таки стоит сделать? Фокусируемся на всех плюсах.
  4. Черная шляпа мышления – как можно догадаться является полной противоположенностью желтой шляпе мышления. Здесь при рассмотрении любого вопроса акцент нужно делать на негативных сторонах. Что может пойти не так? Почему это не стоит делать? Все опасения и самые пессимистичные сценарии. Возможные подводные камни и возможные неблагоприятные варианты развития события. Черная шляпы мышления пробуждает нашего и призывает к критическому мышлению. Оценка возможных рисков, принятие мер предосторожности – все это крайне полезно на этапе запуска любого стартапа или проекта.
  5. Зеленая шляпа мышления отвечает за креативность. Здесь приветствуется высказывание самых смелых, творческих и необычных идей. Новые идеи, видоизмененные старые идеи, изучение опыта конкурентов. В данном случае приветствуются самые нестандартные подходы. Ищите альтернативы, связанные идеи. Как эту задумку еще никто не делал? Поиск в том числе и безумных идей. Как можно сломать стереотипы в данном проекте? В данном случае акценты нужно фокусировать на самых нестандартных решениях в том числе и на провокационных.
  6. Синяя шляпа мышления – нужна для того, чтобы управлять обсуждением. обсуждения и подводить итоги. Синяя шляпа мышления нужна, чтобы управлять процессом мозгового штурма. В самом начале определяется, что именно нужно сделать. Цель этой шляпы мышления – скоординировать работу обсуждения, зафиксировать и проанализировать результаты. В самом конце обсуждения ставятся конкретные задачи на будущее.

Зачем нужны шесть шляп мышления?

На практике шесть шляп мышления могут применяться как для решения как личностных целей, так и для обсуждения корпоративных проектов. По сути, шесть шляп мышления можно назвать структурированным мозговым штурмом.

Метод шести шляп мышления широко применяется в крупных транснациональных корпорациях вроде IBM или Pepsi Cola. — пишет Википедия и другие крупные сайты по саморазвитию.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления.

Несомненное достоинство метода шести шляп заключается в том, что оно позволяет рассмотреть новый проект с разных точек зрения и структурирует хаотичное мышление всех участников данного обсуждения. В итоге, бизнес-партнеры обсуждая новый проект будут рассматривать идею стартапа не только с оптимистичной стороны, но уделят внимание также возможным рискам и снимут розовые очки. Теперь обсуждение будет не таким однобоким, каким бы могло стать без метода шести шляп. Кроме того, процесс обсуждения становится управляемым.

Метод шести шляп позволяет рассмотреть практически любую проблему более спокойно без излишних эмоций. Кроме того, метод помогает начать мозговой штурм с конкретных шагов. При этом не возникает характерной путаницы при мозговом штурме. Людям проще какой-то масштабный вопрос рассмотреть по частям. Метод хорошо помогает, чтобы разговорить не самых общительных участников команды, а также он способствует тому, чтобы расширить мышление. Метод помогает находить интересные идеи, а противоборствующие точки зрения мирно расходятся благодаря тому, что плюсы и минусы, а также неординарные идеи, факты и угрозы рассматриваются по-отдельности.

К минусам метода шести шляп Эдварда де Боно можно считать некоторую избыточную сложность. И, на мой взгляд, такой подход к мозговому штурму может быть чрезмерно скучным. И большинство российских компаний, вероятно, не готовы даже попробовать столь сложные методы проведения мозгового штурма. В штыки такой подход может быть воспринят как непосредственно сотрудниками фирмы, так и руководством. Во многом, эффективность метода шести шляп будет зависеть от ведущего мозговой штурм.

Основные правила метода шести шляп мышления

  • В случаи использования метода в коллективе, обязательно должен быть модератор, который будет вести обсуждение. Это нужно, чтобы избежать хаоса. Ведущий должен фиксировать результаты и обобщать их. Для этого может понадобиться маркерная доска для наглядности или хотя бы лист бумаги. Как вариант можно использовать
  • Во время обсуждения все коллеги одевают шляпу одного и того же цвета и по очереди рассматривают ситуацию в соответствии с цветом шляпы. Порядок, в котором одеваются шляпы разного цвета может быть произвольным.
  • Предлагается такой порядок: белая (факты), черная (негативные сценарии), желтая шляпа (позитивные аспекты). И уже далее можно рассмотреть творческие сценарии (зеленая шляпа). Периодически одевая красную шляпу, вы дадите участникам возможность высказать свои ощущения и эмоции. Красную шляпу одевают редко и ненадолго, чтобы не превратить корпоративное обсуждение в истеричный коллективный психоз. В конце обсуждения модератор подводит итоги.
  • Можно использовать разные программы последовательностей надевания шляп, которые подходят под разные типы обсуждений. В целом, последовательность стоит подбирать в соответствии со здравым смыслом, т.к. цели обсуждения всегда уникальны.

Метод шести шляп был придуман для того, чтобы избежать стереотипного мышления, нарушить привычный ход мыслей, который есть у каждого из нас. Метод шести шляп – интересная психологическая игра и способ по-новому взглянуть на привычные проблемы с непривычной для человека стороны. При классических совещаниях часто принимается решение, которое лучше всего отстаивается, а не то, что будет лучше всего подходить для решения проблемы в интересах фирмы. Метод шести шляп предлагает нам использовать параллельное мышление, которое не сталкивает идеи друг с другом «в лоб», а позволяет всесторонне взглянуть на проблему, чтобы выбрать наиболее рациональное решение.

Метод шести шляп мышления может помочь найти оптимальное решение проблемы, выйти из творческого тупика, направить свои мысли для достижения целей, структурировать мыслительный процесс и помочь в решении интеллектуальных задач.