Что такое виньетка в фотографии. Что такое виньетирование

Методическая статья "Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника".

В статье преставлен опыт работы учителя начальных классов Улитиной Ольги Ивановны по формированию грамотности и развитию речи младших школьников по комплекту О.Л.Соболевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края

МОУ «Лосихинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая статья «Инновационная технология формирования грамотности и развития речи младшего школьника»

(Выступление на конкурсе «Учитель года 2011»)

2010 год

  1. Вступление.
  • Теоретическая интерпретация.
  • Теоретическая база опыта.
  • Новизна опыта.
  • Ведущая педагогическая идея.
  1. Технология опыта (двуполушарный подход).
  • Цели и задачи.
  • Содержание образовательного процесса.
  • Психодиагностика.
  • Формы и методы.
  • Организация образовательного процесса.
  • Подача учебного материала (приём запоминания и усвоения информации, приём сказочной аналогии)
  1. Результативность.
  • Я не рассчитывала на тот результат, который получила.
  • Слово педагога. Результаты успеваемости и качество знаний.
  • Мои единомышленники.
  1. Приложение.
  • Уроки русского языка по темам:
    – «Начальной формой быть приятно»;
    – «Непроизносимые согласные»;
    – «Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных букв»;
    – «Зачем словам родственники?».
  • Некоторые фрагменты рабочих, контрольных работ, творческих работ.
  • Отзывы автора (Соболевой О. Л.) о работе детей.
  • В помощь ученику.

I. Вступление.

  • Теоретическая интерпретация

Анализируя результаты моей педагогической деятельности, качество знаний учащихся по различным предметам, я пришла к выводу, что самым проблематичным предметом в этом плане является русский язык. Именно по русскому языку, качество знаний детей ниже, чем, например, по математике. Непросто даются детям в традиционной системе обучения и уроки развития речи, такие как написание сочинений и изложений, составление рассказов.

На уроках русского языка по учебникам Т. Г. Рамзаевой учебный материал даётся в готовом виде, у ребёнка идёт нагрузка на память. Большое количество детей при обучении по данным учебникам не могут применить свои знания на практике.

Я работаю в МОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района. Контингент учащихся из малообеспеченных безработных семей.

С марта 2005 года я принимала участие в работе семинаров в АКИПКРО по новому образовательному проекту «Школа Соболевой О. Л.». Знакомство с инновационной технологией обучения русскому языку в начальной школе, живое общение с автором проекта Соболевой О. Л., с коллегами по педагогической деятельности с результатами внедрения в учебный процесс, подвигло на принятие решения применить на практике работу по обучению русскому языку по школьным учебникам Соболевой Ольги Леонидовны.

На базе своей школы создали творческую группу учителей.

Особенности нашей творческой группы.

  1. работа на пределе творческого подъёма;
  2. поиск нестандартных решений;
  3. умение сотрудничать, готовность к взаимопомощи и взаимоответственности;
  4. совпадение ценностмных установок, эмоциональных отношений;
  5. общий дух новаторства.

Целью работы было внедрение в практику работы методического комплекта О. Л. Соболевой. Большие надежды возлагались на то, что эти учебники помогут при обучении детей с нарушением речи и памяти, логопедическими проблемами дислексией, дизграфией, задержкой психического развития. Эти учебники могут помочь любому ребёнку, независимо от уровня подготовки и развития, максимально адаптироваться к процессу обучения за счёт глобальной вариативности, помогут даже самым слабым ученикам, а глубина содержания и многоуровневость комплекта, развивающий потенциал будет высокоэффективным средством развития для сильных, одарённых учеников.

Адаптивная методика и сами учебники адресованы творческому учителю , которому нужна лингвистическая и методическая информация, а не рецепты на каждый урок. Предлагая ребятам необычные задания, с которыми не всегда справляются их родители, я верю в их возможности и интуицию.

Все знают, что школьник должен учиться. Знает это он и сам. Это знание убивает в нем половину желания учиться. Ясно, что орфография сама по себе - скучная вещь, грамматика тоже не сахар. Вот посочинять еще можно. Большая часть заданий и упражнений в учебнике организована так, что ставится в ситуацию, когда ему надо одновременно сочинять или размышлять над проблемой, решать орфографическую задачу или грамотно переписывать, думать над грамматической проблемой. Многие задания носят комплексный характер, в них спаяны грамматика, орфография и развитие речи. При этом каждый из аспектов не «встает ребром», а вводится как бы под спудно, как нечто необходимое, без чего это задание не может существовать.

На уроках использую большое количество картинок - это реализация лингвистических идей. Вполне понятно, что грамматическое правило легче усваивается и запоминается через зрительно воспринимаемую аналогию?

В опыте работы развитие речи занимает приоритетное положение. Материал по развитию речи - это кровь, которая разносит «питательные вещества» духа по всем остальным темам.

В практической деятельности на уроках русского языка нет ни одного задания, которое заставляло бы детей что-нибудь заучивать, зубрить, запоминать. И это, может быть, самое показательное. Истинное обучение идет не через механическое запоминание путем ежедневной зубрежки, а через опыт - обычный опыт переживания событий, взаимоотношений, размышлений, разговоров.

Подводя итог своего опыта работы , хочется отметить следующие вещи:

1. Даже просто буквальное (то есть поверхностное) обучение по этому комплексу создает совершенно новую ситуацию на уроках русского языка, будит воображение и мыслительную активность ребенка;

2 . Вдумчивое же, заинтересованное отношение учителя ко всему тому, что он использует в работе, десятикратно увеличивает как воздействие на ребенка, так и отдачу от него, поэтому ребенок уже не учит русский язык, а как бы выращивает его из себя.

Актуальность и перспективность опыта работы по данному комплекту заключается в том, что главным направлением работы является расширение так называемого развития речи. Ведь главная цель – научить ребёнка говорить свободно, правильно и красиво, а вовсе не писать безошибочно тексты, как принято думать. Ведь почему в 11 классе такие куцые и стандартные сочинения? Учащиеся не привыкли свободно излагать свои мысли, они больше думают о том, как бы не допустить ошибку.

На уроках не меньше внимания уделяется и орфографии с пунктуацией. Только даю материал по новому: учитываю новейшие психологические открытия, а именно двуполушарность.

Мой опыт способствует повышению мотивации на уроках русского языка. Дети кричат: «Ура! Сейчас будет русский язык!» Вот с такими словами часто начинаются мои уроки.

  • Теоретическая база опыта

В основе опыта преподавания русского языка лежит новый научный подход, связанный с двуполушарным принципом обучения и построенный на адаптивной методике.

Каждый из нас знает, что человеческий мозг имеет два полушария: одно из них связано с логическим началом, а другое – с образным, художественным. Путь к гармонии и полноценной жизни лежит через слияние этих начал. И остаётся только удивляться тому факту, что практически все школьные учебники апеллируют только к логическому мышлению, только к левому полушарию.

Необходимо изучать одну и ту же тему, выстраивая материал урока таким образом, чтобы он был обращён к логике и к художественному мышлению. Процесс и результат обучения при этом качественно меняется: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков.

Так мы объединяем логическую и ассоциативную методику. Такое ограниченное соединение методик способно помочь каждому ребёнку максимально использовать резервы своего мозга и найти оптимальный для себя путь в процессе учения.

Параллельное обращение к разным типам мышления ребёнка в процессе изучения каждой темы – важнейший дидактический принцип, а русский язык – благодатнейшее поле для этого принципа.

Для меня ассоциативная методика – дело новое, но чрезвычайно интересное и перспективное.

Ассоциативную работу на уроке осуществляю в трёх направлениях:

  • непосредственное восприятие материала через образ-слово и образ-картинку;
  • осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя;
  • создание учеником собственных ассоциаций в изучаемой области.

Учиться так детям легко и интересно.

  • Новизна опыта

Качественно меняется процесс обучения и его результат – в интеллектуальной, психической и эмоциональной сферах. Опыт работы по обучению русскому языку основывается на адаптивной методике. В своей работе я опираюсь на психологию восприятия учебного материала школьником, создание большого количества творческих работ детьми, развитие орфографической интуиции учащихся; применение мини-наглядности, схем, использование вариативности в обучении и принципа добровольности учебного действия.

  • Ведущая педагогическая идея

заключается в параллельном обращении к разным типам мышления ребёнка с целью гармонизации деятельности мозга ребёнка и повышения эффективности процесса обучения.

  • Цели и задачи
  1. Показать ребёнку три альтернативных способа овладения грамотностью:
    а) осмысление и применение орфографических правил;
    б) запоминание конкретных слов (словарных);
    в) обращение к орфографической интуиции, орфографическому чутью.
  2. Создать условия для максимальной реализации речевого потенциала, формирования свободной и раскрепощённой речи, необходимой ребёнку для познания окружающего мира.
  3. Развивать мышление учащихся через сбалансированность работы обоих полушарий мозга.
  4. Формирование психологической готовности к познавательной деятельности через тренировку различных видов памяти, оптимистическую установку на учебную деятельность, сбалансированность внимания, добровольности учебного действия.
  5. Создание мотивации через новые формы работы, систему наглядности, систему нестандартных вопросов и прочных связей между темами.
  6. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка через доступность, вариативность, непринуждённость учебного материала, учёт состояния нервной системы ребёнка.
  • Формы и методы

При подготовке к урокам особое внимание уделяю выборам форм и методов обучения. Словесный метод использую для формирования теоретических и практических знаний. Наглядный – для развития наблюдательности, привлечения внимания. Поисковый – для развития самостоятельности мышления, творчества. Индуктивный – для развития умения обобщать и анализировать.

Также использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, что позволяет разнообразить уроки, стимулировать деятельность учащихся.

В своей работе я стараюсь проводить разнообразные типы уроков : урок внеклассного чтения, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-соревнование, театрализованный урок, урок-путешествие, урок-ролевая игра. Это повышает интерес детей к изучаемому материалу и способствует достижению поставленных целей.

На каждом этапе урока предполагаю прогнозируемый результат, который постоянно отслеживаю через различные виды контроля, осуществляя обратную связь.

  • Организация образовательного процесса

Урок по адаптивной методике – это единое целое. Урок протекает как целостный процесс и отличается максимальной связанностью всех элементов.

В своей работе я опираюсь на непроизвольные процессы, стараюсь включить и сохранить активными непроизвольное внимание и запоминание.

Уроки строю как свободные, это значит следующие его особенности:

  1. К моему уроку нельзя применить никаких количественных норм: по объёму написанного, по числу форм работы, по числу и частоте разборов любого вида, по наличию этапов урока, таких как оргмомент, проверка домашнего задания, минутка чистописания, словарная работа, работа над ошибками, закрепление или обобщение, подведение итогов и выставление оценок.
  2. Наполнение моих уроков чаще всего представляет собой соединение спланированного процесса и импровизации, потому что невозможно и методически неверно следовать плану, во что бы то ни стало. Творческий учитель всегда очень чутко реагирует на любые нюансы, возникающие в ходе урока. Я доверяю своей интуиции зачастую больше, чем тому, о чём думаем накануне вечером, составляя план. Иногда урок очень чётко идёт по плану, иногда план «летит» совсем, и очень часто приходится балансировать между планом и импровизацией.

Существенное отличие моих уроков является принцип «Шехерезады». При обычной методике ведения урока необходимо логически завершить урок, сформулировать вывод, обобщить материал. Почему это так необходимо? Почему нельзя это сделать на следующем уроке, если сейчас мало времени? Потому что, не подведи логического итога, дети растеряют «до завтра» ту информацию и те навыки, которые я так старалась отдать им в течение этого урока. Завтра они придут – и значительная часть информации уже стёрлась, а иногда начинать приходится с чистого листа.

На уроках русского языка по адаптивной методике стирания информации не происходит. Уроки строю, учитывая двуполушарность, непроизвольность и включение эмоциональной сферы в учебную деятельность. Учиться, таким образом, для детей всё равно, что смотреть мультик, а мультик можно прервать на любом месте, в любую секунду – и завтра начать с того же места, и всё будет помниться точно так же, как в тот момент, когда мы «выключили телевизор». Благодаря этому с учителя снимается обычное напряжение, необходимость успеть, во что бы то ни стало урок. Мы просто живём в материале урока – читаем, пишем, разгадываем чужие ассоциации и играем с собственными, рассматриваем картинки, следим за сюжетом, сочиняем, выполняем всевозможные, пишем, разгадываем чужие ассоциации и играем с собственными, рассматриваем картинки, следим за сюжетом, сочиняем, выполняем всевозможные захватывающие увлекательные задания – и вдруг звенит звонок! Звонок воспринимается учениками не как начало перемены, а как конец удовольствия. Можно прерваться, всего лишь договорив до точки и даже на середине фразы, а можно позволить ученикам понаслаждаться ещё минуточку – а потом всё.

Завтра, когда приходим в класс, можно сделать вид, что не помним, на чём остановились. Мгновение – и ребята откроют нужную страницу: «Вот здесь!».

Единственно исключение из «принципа Шехерезады» – это когда предстоит начать новую большую тему. Такую, как склонение, например, или спряжение. Тогда лучше, конечно, начать её с самого начала урока, а не за десять – пятнадцать минут до конца.

На своих уроках стараюсь ввести такое понятие, как эмоциональный рисунок урока. Лучик непроизвольного внимания загорается уже в первые минутки урока. Всегда в материале учебника я нахожу материал, который поможет на этапе восхождения в тему. Проводя на своих уроках минутки чистописания стараюсь одновременно решать какие-то другие задачи – орфографические или фонетические, или грамматические. И всегда – задачу развития речи. Использую на уроках «Волшебные черновички», в которых более, чем достаточно фрагментов, работающих на чистописании.

При проверке домашнего задания слова, в которых дети допускают ошибки, включаю в любые формы работы на последующих уроках. Иногда, перед тем как начать новую тему, можно задать несколько вопросов, которые интересуют учителя. Это не обязательно будет касаться именно орфографии. Это может быть что угодно: трудный случай морфемного разбора, необычная структура предложения. Это занимает всего несколько секунд или минутку. А затем сразу переходим к чему-то, что даёт яркое эмоциональное включение.

Урок стараюсь вести в быстром темпе. Стараюсь экономить время на уроке, считая что такой вид работы, как проверка домашнего задания, наименее эффективный момент для развития ребёнка. Экономия учебного времени позволяет реализовать одновременно несколько задач, учебных и развивающих. На уроках русского языка не комментирую многократно (с формулированием каждый раз заново изучаемого правила, с бесконечным подбором проверочных слов) каждое слово из десяти или пятнадцати, которые пишем. Если дети написали правильно, диктую дальше. На протяжении диктовки может прозвучать: «Докажи! Почему «а»? или «Почему «о». И продолжаем писать.

Разбираем (комментируем, обозначаем морфемы, ставим ударение) только тогда, когда попали в ловушку, то есть ошиблись. Или в тех единичных случаях, когда звучит «докажи». Учащиеся любят играть в слова (подбор проверочных слов), считая это очень интересной игрой. Я стараюсь подбирать специальные упражнения (разнообразные и интересные), которые формируют навык подбора проверочных слов. Плюс разовые действия по этому поводу – время от времени, но не постоянно и не слишком часто.

На уроках русского языка ребята выделяют ловушки. Ловушка нужна, чтобы поймать зайца. Когда заяц пойман, о ловушке забывают. Слова нужны, чтобы поймать мысль. Когда мысль поймана, о словах забывают. Дети действительно умеют забывать о словах. Не слова, а о словах – это разные вещи. На своих уроках я пытаюсь этому учить – ловить мысли, суть вещей, а не слова. Часто на своих уроках я сталкиваюсь с такой ситуацией: ученик во время изложения материала вдруг замолкает, пытается что-то вспомнить и на вопрос «что ты вспоминаешь?», он отвечает что-то вроде «вспоминаю, как там было сказано». Он вспоминает не явление или событие, не какие-то важные мысли – он вспоминает слова.

Потому что при обычном обучении между понятиями и восприятием ребёнка возникает стена из слов-формулировок, правил, определений, просто каких-то предложений из параграфа учебника. Очень часто бывает, что ученик не может воспринять эти понятия по-настоящему глубоко: ведь слова могут не только помогать, но и мешать. Особенно если они не совсем адекватны детскому мышлению и восприятию.

На уроках русского языка понятия выражаются и передаются детям различными способами и в разных формах: в логическом формулировании, в вербальном образе (в сказке, в стихотворении), в графическом образе (в картинке), символе, таблице, ещё одной картинке, и ещё в сказке.

Процесс восприятия и переработки учебной информации детьми качественно меняется, информация осмысливается гораздо более глубоко и запоминается очень прочно.

Ребёнок учебный материал адаптирует к себе, к своим индивидуальным особенностям своего восприятия и мышления.

Войдя в понятие через ту дверцу, которая открылась для него, он затем уже играет вместе с другими детьми с логическими построения – алгоритмами, схемами, диаграммами. Он читает лаконичную, очищенную от всего лишнего, логическую формулировку, рассматривает логический опорный сигнал - и заново осмысливает то же самое понятие через эти формы. Идёт продуктивная работа по усвоению учебного материала.

  • Некоторые секреты педагогического мастерства.

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит её находить».
А. Дистерверг

Сказки нужны детям не меньше, чем молоко. А может быть и больше. На уроках развития речи постоянно присутствует образ джина Фани. Он хорош тем, что в этом персонаже соединяются огромные возможности, беспредельная фантазия с наивностью, неопытностью и неумелостью совсем как у ребёнка. Он близок и понятен каждому ребёнку, который сидит в нашем классе. Это помогает раскрепостить мышление ребёнка, раздвинуть «рамки», если они уже начали появляться, или просто мешает им появиться.

Когда на уроках развития речи мы работаем с иллюстрацией, то важно следовать за естественным ходом восприятия ребёнка. Пусть он успеет вначале до работы с текстом насмотреться на рисунок. Ведь ребёнок воспринимает рисунок не так как взрослый человек. Он видит его одновременно и в целом, как единый образ,- и дискретно, то есть совокупить множество подробностей и деталей. Нужно погрузиться вместе с каждым ребёнком в мир зелёного леса и побыть там, забыв о том, что идёт урок. Пусть пройдёт минута – другая. Потом рассмотрим с ребятами рисунок во всех подробностях. Учусь удивляться всему вместе с ребятами.

Я пытаюсь предупредить формирование у ребёнка такого свойства, как инерция мышления. Содержание заданий и упражнений на уроках русского языка, которые предлагаю детям, как правило, отмечаются необычностью, которая вырабатывает навык самостоятельного поиска способ решения той или иной учебной задачи.

Очень часто даю задания типа: «Найди (придумай) способ отметить то-то или то-то». Это требует от ребёнка объяснения – доказательства.

На своих уроках веду активную работу, рассчитанную на развитие ассоциативного мышления детей. Я предлагаем им упражнения, которые должны научить их сначала следить за рождением чужих ассоциаций, разгадывая их, а потом и создавать собственные. Это процесс творческий.

Дети смотрят глубоко и видят гораздо больше. Так, маленького пришельца с далёкой планеты Глазуньи, воспринимают как важнейшего главного персонажа.

«Только я хочу о чём-нибудь спросить, – говорят ребята, – а Глазастик уже взял и спросил!». Действительно, этот герой «озвучивает» на наших уроках несформулированные или просто не заданные вопросы детей, их недоумения и сомнения, помогает проявить кажущиеся противоречия в материале, чтобы потом их можно было снять. Здесь занимательность из эмоционального фактора превращается в методический фактор. Очень важно, что ученики имеют возможность учиться вместе именно с таким персонажем, благодаря которому особенности его восприятия распространяются и на них. На уроках детям всегда интересно, постоянно в процессе восприятия нового материала присутствует чувство удивления – как одна из основных эмоций, стимулирующая познавательную потребность.

Одним из главных принципов на уроке: «Учиться легко, как летать во сне!», поэтому я использую различные языковые и графические средства, которые помогают вызывать у ребёнка ощущение лёгкости, простоты, прозрачности, элементарности того материала, который ему отдаю.

Более подробно хочется остановиться на важной части содержания – орфография . Одни дети пишут грамотно, другие нет и поэтому возникает перед нами вопрос: «Как учить ребёнка орфографии?». Нужно признаться, что огромный процент орфографических ошибок делается тоже по причине чисто психологического характера. Я на своих уроках это учитываю. В процессе учебной деятельности на уроках русского языка учу детей трём альтернативным способам писать правильно, трём разным путям овладения грамотностью.

Первый путь – это путь осмысления и применения орфографических правил. Второй путь – запоминание конкретных слов (когда речь идёт о словарных словах, без этого не обойтись). Третий путь – путь обращения к орфографической интуиции, орфографическому чутью. Обучая ребёнка этим трём способам и одновременно простейшей самодиагностике .

После текста с пропущенными буквами даю такие задания: «Обведи в кружок слова, в которых избежать ловушек тебе помогли наши правила. Отметь «птичкой» слова, в которых тебя выручила твоя необыкновенная, удивительная память. А в каких словах ОРЧик приходил?».

ОРЧик – это персонаж, образ, орфографический психолог, воплощение орфографического чутья (О.Р.Ч., а ласково ОРЧик), забавное, зелёное-презелёное существо с добрыми, лукавыми глазами и длинным носом.

На уроке позволяю ребёнку и помогаю найти свой путь , который быстрей, легче и с большим удовольствием от учения приведёт его к цели. Это вовсе не означает, что два других пути следует отбросить, как ненужные.

Важно, чтобы он умел пользоваться разными способами и чувствовал себя уверенно на любом из путей. При этом ребёнок, если делать всё правильно, очень быстро осознаёт, что выбор способа в каждый конкретный момент зависит от самых разных вещей: от погоды, от того третий урок или первый, устал или нет, в каком настроении пришёл в школу. Вот в этот момент ему легче забыть про все правила и слушать голос ОРЧика, а завтра расслабиться уже не получается, зато с правилом работается прекрасно. Главное – слышать и понимать самого себя.

Приёмы интуитивного письма использую уже на первом этапе развития орфографической интуиции. Вот некоторые из них:

  1. ОРЧ подсказывает только в самое первое мгновение . То что может ребёнок услышать потом, – уже не его голос: ОРЧ никогда не меняет своего мнения (как часто мы учителя слышим от ученика, после того как исправим его ошибку: «А я ведь так и хотел написать! Потом засомневался…». За время работы с детьми я убедилась, что если ребёнок доверяет своей интуиции, он успевает услышать подсказку ОРЧа примерно в восьми случаях из десяти).
  2. Лучше представлять себе печатный образ слова, а не письменный.
  3. Хорошо представлять образ слова не как сочетание букв, а как картинку в книжке : ребёнок видит детали картинки, орнамент, воспроизводит всё это, даже не думая о буквах, не пытается их вспомнить.
  • Подача учебного материала.

Я провожу на уроке её таким образом, чтобы трудное не просто казалось лёгким, а действительно воспринималось легко, легко запоминалось и усваивалось.

Опыт показывает, что необычные формулировки заданий на уроке создают атмосферу психологического комфорта, естественности, раскованности. Это одно из важнейших условий усвоения родного языка.

Иногда формулировка задания напоминает детскую зазывалку (Давай напишем диктант), или вызов (Просто перепиши восемь слов без ошибок. Сможешь?) или разрешение (Это можно переписать). Вовлекаем в работу (Это перепиши. Ого, сколько здесь звёздочек!); (Перепиши. Назови падеж каждого существительного. Подчеркни глаголы. Всё-таки мы направляемся к их острову. Пора оказывать им знаки внимания).

Некоторые формулировки заданий для детей звучат как слова психоаналитика: Закрой глаза, а картинку и образы необычных зверушек попробуй удержать; Сядь так, чтобы твоя спина не была напряжена, и вспомни о чём-нибудь хорошем; Если ошибки есть, не огорчайся.

Стать грамотным гораздо легче в хорошем настроении; Захвати с собой свои воспоминания об островах, ловушках и пойдём дальше; Пойдём в лес побродим по тропинкам; Пиши. Пусть ОРЧик выбирает букву, а ты пока отдохни во время письма; Летай в небе и пиши под диктовку; Примерь шапку-неслышимку (непроизносимые согласные).

Некоторые формулировки даю такие, что они заставляют ребёнка забыть, что он находится на уроке русского языка: Реши задачу; Займись математикой: пока пишешь каждое слово, считай, сколько в нём ловушек.

И, наконец, формулируем задания, стимулирующие фантазию ребёнка: Придумай в честь каждого падежа по одному предложению.

В практике работы по русскому языку нет ни одного задания для детей, ни одного указания, которое заставляло бы детей что-нибудь заучивать, зубрить, запоминать. Я провожу обучение детей не через механическое запоминание путём ежедневной зубрёжки, а через опыт – обычный опыт проживания ребёнком событий, взаимоотношений, размышлений, разговоров.

Я твёрдо убеждена в том, что в ходе учебного процесс надо не только направлять деятельность ребёнка на усвоение и воспроизведение какой-то учебной информации, но и на развитие мыслительных усилий. Поэтому вопросы задаю детям такие, которые заставляют их мыслить. Например: «Какого одного единственного шипящего звука нет в тексте?» Детям предстоит сначала решить логическую задачу: как узнать какого звука нет? Оказывается для этого нужно «вычислить», какие же звуки есть. То есть нужно «пройти» по всему тексту и отыскать все шипящие звуки, затем вспомнить, сколько их всего, и только тогда определить, какой отсутствует. Вот такой алгоритм поиска ответа дети составляют себе сами, и на это их побуждает вопрос учителя.

  • Приём запоминания и усвоения информации.

Часто замечаешь такую истину, что дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями.

Часто замечаешь, объясняя Коле (Пете, Саше) задания по математике, что «в одно ухо влетело – в другое вылетело»! И ведь вроде слушал он внимательно! А через пять минут – ничегошеньки не помнит.

Очень просто – нужна зацепочка, крючок, который задержит информацию в голове Коли (Лены) надолго. Для этого термины и правила мы оживим, «одушевим», нарисуем, отправим на поиски приключений, завяжем на ниточке весёлого стиха «узелки на память».

Например, возьмём словарное слово газета. Детям нужно запомнить, что оно пишется через «а», а не через «о». Подберём для него «приёмного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» –ударный и написать здесь о просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Нам остаётся только связать между собой. Мы делаем это так:

Что случилось тут у нас?

Из газеты вышел газ!

Словно снег газета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:

Мы её наполним газом!

Газированной газете

Газ нужней всего на свете?

Нет, сказать я должен, ей

Буква «а» всего нужней!

Наше стихотворение содержит букву «а» 27 раз. И спустя какое-то время стоит только упомянуть о газированной газете, дети сами скажут с какой буквой пишется слово газета. Связь ассоциативной цепочки у детей получается долговременной.

А вот пример того, как даётся словарное слово берёза с буквой «е»:

Берёза так была бела,

Что буква «е» из слова белый

К ней незаметно подошла

И уходить не захотела.

Здесь в строчках буква «е» встречается 11 раз! Запоминание достигается за счёт сюжета, где прямо описывается процесс перехода буквы в слово берёза.

На процесс запоминания заставляем работать всё и рисунок, и стихи, и сказку, и сюжет.

Учить стихи и сказки детям не обязательно – разве что сами запомнятся. Достаточно, чтобы ребёнок их прочёл, желательно и вслух и про себя. Если ребёнок с первого раза всё же не запомнил слово, просто чуть-чуть напомним ему сюжет стихотворения, сказки или загадки, в которых это слово было обыгранной. И тогда он сразу вспомнит, как оно пишется.

Опыт показал, что дети легко усваивают этот способ мышления, применяют его на практике. Они сами придумывают замечательные истории о словах, стихи, загадки, рисуют рисунки.

  • Приём сказочной аналогии используется в учебном процессе, чтобы запомнить и лучше осмыслить материал, связанный с теорией, фонетикой, графикой, морфологией и пунктуацией. Осуществить на практике этот приём помогает книга «Тайны страны Акитамарг».

Путешествуя с ребятами через сказочный мир вместе с волшебником Запятайкиным, строю учебную деятельность так, чтобы дети, не выходя из фантастического сюжета удивительных приключений Оли и Запятайкина, получили громадный объём учебной информации, решили интересные задачи, требующие знания русского языка. Например, в курсе третьего класса встречается довольно сложная тема «Непроизносимые согласные», и дети усваивают её достаточно трудно. Однако если мы применим сказочную аналогию, материал усваивается детьми легко и просто (смотри приложение).

III. Результативность

Я не рассчитывала на тот результат, который получила

Он показал следующее:

  1. Эффективность урока и обучения в целом существенно возрастают.
  2. Обучение, безусловно развивающее: обеспечивает создание проблемной ситуации на уроках, развитие всех видов мышления, памяти и речи.
  3. Отмечается быстрота, особенная прочность и осмысленность в усвоении учебного материала.
  4. Необычно высок уровень творческих работ учащихся.
  5. Речь детей к концу года совершенно свободная, доказательная, научная. Учащиеся показывают очень хорошие навыки использования лингвистической терминологии.
  6. Опыт работы показал, что система работы с орфографическим чутьём и развитие речи орфографической интуиции высокоэффективен и даёт хорошие результаты.
  7. Словарная работа построена так, что в словарных словах учащиеся вообще не допускают ошибок.
  8. Основной показатель эффективности обучения – уровень грамотности – очень высокий.
  9. Значительно улучшаются каллиграфические навыки учащихся: дети пишут грамотно и аккуратно.

Особо следует отметить успешную линию работы со словарными словами, в которых дети практически не допускают ошибок. Не менее эффективными оказались приёмы работы с рядом орфограмм: как правило, отсутствуют ошибки на следующие правила: «Правописание гласных после шипящих», «Мягкий знак для обозначения мягкости», «Разделительный мягкий знак», «Правописание чн, чк, нч, нщ», «Раздельное написание предлога с другими словами», «Мягкий знак после шипящих на конце глагола», «Правописания –тся и –ться», «Правописание
«-очк, -ечк», «-оньк, -еньк». В большинстве же случаев немногочисленные ошибки связаны с пропуском или заменой букв, а нередко объясняются логопедическими причинами.

Тема урока: «Непроизносимые согласные»

Цели урока:

  1. Создать условия для знакомства учащихся с новыми понятиями: непроизносимый согласный, сигналы ловушек.
  2. Расширить словарный запас учащихся, развитие умения приводить объяснения и доказательства в монологической речи.
  3. Способствовать воспитанию доброты, чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: плакат «Шапка-неслышимка», кораблик из газеты, рисунки Глазастика, индивидуальные карточки для детей, аудиозапись, сигнальные карточки, Толковый словарь Ожёгова, «Волшебные черновички».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Психологический настрой (под музыку «Шум моря»)

Я – маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он? (дети открывают глаза)

III. Постановка цели и темы урока.

  1. Бумажная лодочка снова заскользила по волнам в океане Знаний. В ней и плывёт наш Глазастик. (Слайд № 1)
    – Почему он грустный?
  2. –К нам поступило тревожное сообщение от Мудрейкина (Ученик читает сообщение стр. 160 № 139)
    – Ребята, хотите ли вы помочь Глазастику?
    – Кого бы вы назвали настоящим другом?
    – Друг в беде не бросит
    Лишнего не спросит
    Вот что значит
    Настоящий верный друг.
    – Если так, тогда за работу, засучим рукава.
    (Запись в тетради № 139. Пояснение и доказательство каждого слова с «ловушкой».)
    – Что значит накренилась?
    – Посмотрим значение слова в словаре Ожёгова.
  3. – Что за спасательный круг у Глазастика?
    – Объясните, что значит непроизносимые?
    –Значит их не слышно.

IV. Работа над новым материалом.

  • Над какой темой мы будем работать?

Открытие с. 160

  • Поиграйте с рисунком. Отыщите в нём забавные подробности.
  • Какие из этих деталей намекают на то, что это непроизносимые согласные?
  • Причём тут валенки на ножках?
  • В валенках ступают неслышно.
  • А почему ротики завязаны?
  • Звуки не произносят, они непроизносимые.
  • Но у нас-то ротики не завязаны и ушки слышат. Назовите звуки [т], [у], [л], [в].

V. Физминутка.

Играли звуки в домике

Как маленькие гномики

Меж собой они дружили

Ничего не говорили

Любили в прятки поиграть

Шапку-неслышимку одевать.

VI. Овладение орфографией.

  1. № 140, стр. 161
    радостный, грустный, поздний, звёздный
    [радосный], [грусный], [позн’ий], [зв’озный]
    сердце, солнце, праздник, здравствуй
    [с’эрцэ], [сонцэ], [празн’ик], [здраствуй]
    – Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков? Чего больше? Почему? Отыщите в каждом слове непроизносимые согласные звуки, где они находятся в слове?
  2. (Открытие.) Проблема.
    – Как проверить есть или нет непроизносимый звук в слове?
    – Если наши непроизносимые согласные живут в корнях слов, как снять шапку неслышимку, как проверить есть он в слове или нет?
    – Поскольку непроизносимый согласный звук живёт именно в корне, всё совсем просто. Нужно попробовать, а не зазвучить----- ли согласный в одном из родственных слов?
    – Значит, всё правило сводится к подбору родственных слов с целью услышать или не услышать непроизносимый согласный звук, в существовании которого мы сомневаемся.
    – Я догадался! Знаю! Ах!
    Поищем в родственных словах!

VII. Первичное закрепление знание.

– Где здесь примеры к новому правилу? № 141
местный – место

известно – весть
– Какие слова здесь проверочные? № 142

солнце – солнечные, сердце – сердечко, звёздной – до звезды, радостно – радость.

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Кому было трудно?

– Кому было легко? А как легко?

Глазастик очень радостный! Мы помогли ему избежать беду в океане Знаний. Он благодарит всех за помощь.

IX. Домашнее задание.

  • Стр. 36 «Волшебный черновичок» (по выбору)
  • Творческая работа «Шапка-неслышимка»

МОУ «Лосихинская средняя общеобразовательная школа» Косихинского района Алтайского края

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык.

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса "о чём?". Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

2. Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Сбор материала иногда продолжается длительное время, требует систематических наблюдений, а иногда и записей.

4. Следующее умение - это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Дети сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем - после, как будет закончен рассказ.

5. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е. умение правильно выражать свои мысли. Для того, чтобы успешно работать над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т.е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения и т.п.

6. Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т.е. подводить итог всей подготовительной работы. Умение начать, не упустить важного, использовать материал, подготовленный к сочинению, подобранные слова, все записать с соблюдением полей, красной строки, каллиграфически правильно, без грамматических ошибок.Умение завершить, закончить сочинение. Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение.

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Учащихся необходимо постепенно приучать замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений. Опыт показывает, что учащиеся третьего класса при соответствующей подготовке или в результате специального обучения делают по 3-4 исправления, улучшающих написанный текст.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех этих умений в той или иной степени. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена главная учебная задача.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение, которым овладеют учащиеся, будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе. Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было сказано выше.

Поэтому планировать развитие связной речи учащихся необходимо на длительный срок, например на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся.

Очень важно определить примерное соотношение упражнений. Так, устные упражнения проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного и (что очень важно!) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения продолжительностью в один урок, проводятся сравнительно редко, 2 раза в месяц, но письменные речевые упражнения малых форм проводятся почти на каждом уроке, 3-5 раз в неделю.

Васильева Зинаида Васильевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ «Большечеменевская СОШ» Батыревского района, Чувашской Республики
8-905-028-26-92
«Развитие речи младших школьников»

Позвольте начать мне свою статью словами М.Пришвина:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».

Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения. Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно.

О пределила для себя главные моменты своих жизненных позиций. Называю их - «Заповеди учителя»:

Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.

    Л юбить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.

    Учитель учит до тех пор, пока учится сам.

    Проявлять творчество в организации внеклассной работы.

    Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению. Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», - эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать? Прежде всего, я постаралась показать вам разделы, которые я выделила из таблицы:

    • обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами ;

      предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);

      формирование навыков связной речи (устной и письменной).

В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики. Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность? «Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее – все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому – наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

Итак, первое правило наглядность;

Второе правило систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило : «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет, то есть годы обучения его в начальной школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ. Трудно что-либо добавить. Нахожусь в постоянном поиске - стараюсь использовать какие-то новые формы, методы и средства обучения своих малышей.

Кроме выше перечисленных мною правил можно выделить еще три линии в этом же направлении: работа над словом;

    работа над словосочетанием и предложением;

    работа над связной речью.

Подробнее остановлюсь на развитии связной речи детей. Развитие связной речи провожу на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит: от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал полученный из разных источников – это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, также различные картины, кинофильмы, разные жанры (повествование, описание, рассуждение).

На уроках дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания. Делаем черновые наброски, которые можем обсудить. В процессе работы разрешаю пользоваться словарями, справочниками. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Дети любят писать сочинения. Любят потому, что в них можно проявить самостоятельность, дать простор своему воображению. Писать сочинения с детьми я начинаю со 2 класса. Успех первых сочинений будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

Очень люблю и часто использую на уроках написание сочинений-миниатюр . В конце урока детям предлагаю написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываем по желанию самих детей сразу же после написания (темы таких сочинений могут быть совершенно разными («Тайные следы», «Зимнее утро», «На рассвете» и т.д.). Слушая такие сочинения невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать».

Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности. Можно смело утверждать, что сочинения указывают на результаты по всем трем показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. С наибольшей силой мотивация будет выражена во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. С первых дней обучения ведем наблюдения . Замечаем каждый момент изменения в окружающем нас мире, описываем, изображаем, делимся друг с другом впечатлениями. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.

Готовясь к уроку, продумываю каждую деталь, использую разные виды работ, технические средства обучения, наглядность, художественную литературу, игровые моменты. Приведу лишь некоторые моменты, которые внедряю в свою работу: Так называемые «Мои маленькие хитрости»:

    Всегда стараюсь тщательно продумывать начало урока: ведь именно оно в значительной мере определяет ход общения с ребятами, настраивает на успешную работу.

    Разговорные пятиминутки ;

    Обязательна словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

    На каждом уроке провожу фонетическую зарядку : распеваем звуки, отрабатываем произношение и интонацию.

    Занимаемся «свободным сочинительством».

    На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

    Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).

Следует отметить отдельно работу со словами , так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения.

Вашему вниманию представляю фрагменты работы со словарными словами по новому образовательному проекту «Школа Ольги Соболевой»- стихотворение «Газированная газета»:

Что случилось тут у нас? Из газеты вышел газ! Словно снег газета тает и по ветру не летает!
Меньше марки стала эта - очень странная газета!

Все решим проблемы разом: мы её наполним газом!

- Газированной газете газ нужней всего на свете?
- Нет, сказать я должен, ей буква «А» всего нужней

Запоминание по такому принципу проходит по двум каналам:

по каналу слуха (находим здесь следующие приемы параллельного повторения):

    использование забавного, нелепого сюжета - газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;

    использование «приемного родственника» - слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;

    «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);

    непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).

И по каналу зрения:

    забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух (включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);

    насыщение текста буквой «а»;

    выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом .

Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем этот прием более эффективен, чем просто прочитать слово «газета» семь раз, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока, можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой сети . Аналогичная работа проводится с вариантом слова «сорока», который вы видите на слайде.

Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Вот лишь некоторые виды работ над предложением:

1) только полные ответы на вопросы;

2) постановка учащимися вопросов к предложению;

3) распространение предложения по вопросам и без вопросов;

4) составление предложений на ту или иную тему ;

5) составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;

6) составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения ;

7) соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;

8) переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;

9) восстановление деформированного предложения, текста.

Развитию этого умения способствуют виды упражнений , которые представлены вашему вниманию – это деление сплошного текста на отдельные предложения, составление связного текста по вопросам, из данных предложений, по опорным словам, из деформированных предложений, составление рассказа как по заданному началу, так и по его концу.

В этом году у меня четвёртый класс, с которым я работаю по программе «Школа 2100». Стремлюсь учить детей серьезному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материал. Дети учатся у меня, а я получаю огромное удовольствие от общения с ними.

Итак, в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.

Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.

1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;
  • умение раскрывать основную мысль высказывания;
  • умение собирать материал к высказыванию;
  • умение систематизировать собранный материал;
  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдали листопад”.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

  • основа рассказа
  • начало рассказа
  • окончание рассказа

Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция (структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы, внешности человека. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

2. В структуре:

  • нарушение логической последовательности;
  • отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

6.Формирование умения совершенствовать написанное – связано не только с устранением ошибок, выявленных в работах учащихся, но и с организацией и проведением конкретных занятий. В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построения языка. Нужно обязательно выделять главное, установить логические связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок можно работать на разных уроках. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают “вскрывать сложное в простом” и находить “незнакомое в знакомом”, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

7. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

  1. Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
  2. Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
  3. “Задуй три свечи”.
  4. “Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2.Инсценирование небольших отрывков.

Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

8.Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

По мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

  1. Выделение опорных слов.
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Редактирование текста.
  4. Творческое изложение.
  5. Составление цепочек связи.
  6. Сочинение собственного текста.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
  • работа над прямым и переносным значением слов;
  • употребление речевых оборотов;
  • работа с пословицами и поговорками;
  • работа со словарём;
  • выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
  • влияет “Слово пуще стрелы разит”
  • помогает “Язык до Киева доведёт”
  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Использовалась литература:

1. И.И. Политова “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

2. Журнал “Начальная школа”.

3. Обобщение собственного опыта работы.