Сообщение на тему машиностроение по географии. Машиностроение в России

(высшая категория)

Предмет

география

Класс

Учебник

Дронов В.П. и др, География России: Хозяйство и географические районы.- М.: Дрофа, 2012

Тема урока: География машиностроения

Цель урока : познакомить с факторами и географией размещения машиностроения.
Задачи:

Дать понятие факторам, оказывающим влияние на размещение отраслей машиностроения: наукоёмкость, военно - стратегический, трудоемкость, металлоемкость, специализация, кооперирование, потребительский, транспортный.
-раскрыть особенности размещения машиностроительных предприятий;
-выявить особенности географии российского машиностроения;
-научить показывать и называть центры машиностроения;

- развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие),

Формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа;
-совершенствовать умения работать с учебником, анализировать картосхемы, таблицы;

Воспитывать чувство гордости за достижения ВПК России
Тип урока: комбинированный
Оборудование : карта «Машиностроительный комплекс России», схемы «Роль и значение машиностроительного комплекса», «Состав МК», «Факторы размещения»,«Проблемы развития МК» из библиотеки электронных наглядных пособий, номенклатура урока, видеофрагмент «Новые лайнеры России» - http://www.youtube.com/watch?v=XJlhMmKnJr8

Основные этапы урока:

1. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

2. Формирование новых знаний: рассказ учителя, работа с картой, просмотр видеофрагмента)

3. Организация учебно-познавательной деятельности (беседа по ходу урока, ответы на задания, выполнение практической работы, решение задачи, работа на доске)

4. Рефлексия 5. Домашнее задание

Ход урока

1.Мобилизующее начало

2.Актуализация знаний в ходе фронтальной беседы
Каково же значение машиностроительного комплекса?

Почему машиностроение играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе?

Какие отрасли будут развиваться наиболее высокими темпами и почему?

Начертите схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.
3. Изучение нового материала
И так, мы с вами еще раз убедились, что машиностроительный комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Давайте разберемся: Какова же география МК?
Какие факторы влияют на размещение предприятий?
Фактор размещения - это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормально функционировать.
Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».

А)Как вы понимаете фактор наукёемкость и трудоемкость ?

Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр.16
Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно-технический прогресс: электротехнической промышленности, приборостроение, радиотехники, электроники, авиакосмической и атомной промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона. Основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в глубине страны - в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Просмотр и обсуждение кинофрагмента «Новые лайнеры России». Комментарий учителя:

Мы можем гордиться достижениями Российского ВПК, который в результате конверсии начинает производить необходимую в повседневной жизни продукцию.


Б) Как вы понимаете фактор специализация, кооперирование?

Специализация и кооперирование - важнейшие принципы размещения предприятий машиностроения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий.

Например, КамАЗ включает шесть крупнейших специализированных заводов: литейный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый, ремонтно-инструментальный, автосборочный. Крупнейшие автозаводы - ВАЗ и ЗИЛ - связаны кооперированными поставками более чем с 300 предприятиями-смежниками каждый, которые поставляют более 500 наименований материалов, на их долю приходится 55% себестоимости производства автомобилей.

В ряде машиностроительных отраслей сложилась слишком узкая специализация. Например, в России существует только по одному предприятию, выпускающему троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации - высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения природно-ресурсный фактор влияет в наименьшей степени, однако весьма существенными факторами становятся такие, как обеспеченность трудовыми ресурсами, их квалификация, развитая транспортная инфраструктура. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития машиностроения, набор машиностроительных отраслей и их значение в различных частях страны неодинаковы. В одних районах машиностроительные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других - удовлетворяют потребности только данного района.

В)Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно – технический прогресс (среднее машиностроение): станкостроение и индустриальная промышленность, автомобилестроение, авиастроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Проанализируйте дополнительный текст.


Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные, сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые - Сасово (Рязанская область), Сухиничи (Тверская область).

Автомобилестроение

Сегодня главным «автомобильным цехом» страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ - Тольятти, КамАЗ - Набережные Челны, УАЗ - Ульяновск, ГАЗ - Нижний Новгород, ИЖ - Ижевск). Производство автобусов - Ликино-Дулево, Голицына, Яхрома, Курган; микроавтобусов - Нижний Новгород (на базе ГАЗ). В последние годы на российских предприятиях быстро растет сборочное производство автомобилей.

Российское автомобилестроение

Мировые бренды

География

Шевроле

Тольятти

Тойота

Шушары (Санкт-Петербург) 15 тыс в год

Фольскваген

Калуга

Киа

Таганрог, Каменка (Санкт-Петербург)

Форд

Елабуга, Всеволжск

Ниссан

Тольятти, Каменка

ПСА (Пежо-Ситроен),

Мицубиси

Калуга

Рено

Москва, Калуга 150 тыс в год

Крайслер (Джип Чероки)

Москва (бывший ЗиЛ)

Фиат

Нижний Новгород, Воронеж, Набережные Челны, Санкт-Петербург

БМВ

Калиниград

Мерседес

Нижний Новгород

Итого за год вместе с «Ладой»:

2231000


Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Г)Как вы понимаете фактор потребительский, транспортный ?

Назовите центры размещения отраслей общего машиностроения: железнодорожного машиностроения, судостроения, машин для легкой и пищевой промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.

Локомотива и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы - Коломна, маневровые тепловозы - Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, грузовые - Абакан, Нижний Тагил, электрички - Тверь и Демихово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение, как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты - Санкт-Петербург и Выборг, Архангельск и Мурманск, Нижний Новгород (АО «Красное Сормово») и Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя - главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы возникли в довоенный период в Волгограде и Челябинске. Позднее тракторные заводы были построены в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), в Сибири (Рубцовск) и на Северо-Западе (завод трелевочных тракторов - Петрозаводск). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например зерноуборочных (Таганрог, Красноярск, Ростов-на-Дону).
Д)Как вы понимаете фактор военно-стратегический, металлоемкость ?

Назовите центры размещения отраслей тяжелого машиностроения: отрасли, производящие машины, для горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортное машиностроение, машины для химической и нефтяной промышленности, металлургическое, энергетическое оборудование. Проанализируйте дополнительный текст.


Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям и отличается относительно малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции - металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли - «Уралмаш» (Екатеринбург) - выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭКа) и предприятия Кузбасса (в Новокузнецке, Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерове). Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металлургические базы, но и на квалифицированные кадры и научные разработки. Исторически эта отрасль развивалась в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и для АЭС. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске. Новый центр атомного машиностроения - «Атоммаш» - построен в Волгодонске.

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Вы обратили внимание что факторы, влияющие на размещение отраслей машиностроения очень многообразны и потребность в машинах на территории России повсеместная. Но уровень развития и особенности машиностроения значительно различаются в разных районах.
Анализируем карту.
Во-первых, очень велики различия в уровне развития 90 % продукции машиностроения производит Европейская часть России.
Во-вторых, районы России отличаются по уровню развития машиностроения. Три района -Центральная Россия, Урал и Поволжье дают 70% машиностроительной продукции. В промышленности каждого района машиностроение занимает разное место.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах.
4.Организация учебно-познавательной деятельности: выполнение практической работы» Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам атласа»

Для экономии времени можно распечатать готовую таблицу на каждую парту, разрезать и предложить учащимся выбрать необходимую информацию, затем прикрепить её на магнитную доску

Группа отраслей

Название отрасли

Крупные центры

Фактор размещения

Трудоёмкое

1.Авиастроение

2.Автомобили

Жуковский, Самара, Новосибирск

Ижевск, Елабуга, Тольятти

Трудовой, наукоёмкость

Трудовой, транспортный

Металлоём-кое

1.Судостроение

2. Тяжёлое

3. Тракторы

Мурманск, Северодвинск, Владивосток

Курск, Электросталь, Новокузнецк

Липецк, Челябинск, Рубцовск

Сырьевой,

транспортный

Сырьевой

Сырьевой, потребительский


Реши задачу:

Что, кроме близости к металлургической базы, способствовало строительству в Волгограде тракторного завода? Укажите две причины

Ответ: Размещение в Волгограде тракторного завода способствовали близость к потребителю (Поволжье, Урал, Европейский Юг – районы развития сельского хозяйства) и положение на пересечении транспортных путей (речных и железнодорожных)
Найти соответствие:

Обучающиеся выполняют задание на листочках (как вариант, на магнитной доске)

автобусы

троллейбусы

трамваи

легковые автомобили

грузовые автомобили

самолеты

вертолеты

зерноуборочные комбайны

трактора

тепловозы

электровозы

вагоны

ядерные реакторы

морские суда

речные суда

оборудование для металлургии

Нижний Тагил

Волгодонск

Екатеринбург

Казань

Коломна

Санкт-Петербург

Ростов-на-Дону

Саратов

Усть-Катав

Липецк

Курган

Новочеркасск

Нижний Новгород

Тольятти

Энгельс

Набережные Челны

5. Рефлексия:

На уроке я понял…

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне было трудно понять…

6. Подведение итогов урока. Домашняя работа: § 11



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Факультет: «Управления»

РЕФЕРАТ

по «Экономической Географии»

Тема: «География машиностроительного комплекса России»

Москва – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………...3
    Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства……………………………………………………… ………….....4
    Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ………………………………………………………………...5
      Факторы размещения машиностроения…………………………….5
      Особенности отраслевой структуры и география комплекса……..6
    Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране…..15
    Заключение…………………………………………………… ……………..22
    Список литературы…………………………………………………… ……..26

ВВЕДЕНИЕ

Машиностроение входит в состав промышленности под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.
Машиностроение производит средства труда – машины и оборудование, приборы и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства – для всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности отечественного машиностроения на запросы массового потребителя.
Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура исследования позволяет последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного комплекса, во второй – сложившуюся на сегодняшний момент неблагоприятную экономическую ситуацию в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

    Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально- технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально- технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс – крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.
Cреди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции (в 1990 г. – 30%) и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта (18%).
Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
    Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ
      Факторы размещения машиностроения
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Наукоёмкость
Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость
Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость
С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.


Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

      Особенности отраслевой структуры и география комплекса
За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу "натурального хозяйства", c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.
Тяжелое машиностроение Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования ("Уралмаш", Санкт-Петербургский металлический завод и др.).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке.
Производство металлургического оборудования , занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. На предприятиях Урала выпускается оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.
Профиль заводов горного машиностроения – машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Они, как правило, расположены в районах потребления – на Урале и в Сибири и др. Отечественному машиностроению принадлежит приоритет в разработке и широком промышленном освоении горнопроходческих и очистных комбайнов, роторных и шагающих экскаваторов. Эта продукция производится в Красноярске, Екатеринбурге ("Уралмаш"), Шахтах, Киселевске и Перми.
Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5млн. человек, притом больше половины – ручным трудом. Мостовые электрические краны выпускаются в Центральном районе (Узловской завод), на Дальнем Востоке (Бурейск, Комсомольск-на-Амуре) и во многих других городах. Стационарные и ленточные конвейеры – в Волго-Вятском, Центральном, Уральском районах.
Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людииово, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.
Турбостроение , поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины, представлено в первую очередь производственными объединениями "Cанкт-Петербургский металлический завод", "Санкт-Петербургский завод турбинных лопаток", Екатеринбургский турбомоторный завод, "Дальэнергомаш" (Хабаровск). Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Основные факторы размещения – наличие квалифицированных кадров и научно-конструкционных организаций.
Атомное машиностроение образуют заводы головных производственных объединений "Ижорский завод" (Санкт-Петербург) и "Атоммаш" (Волгодонск). Заводы специализируются на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.
Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли. Производство сосредоточено исключительно в европейской части страны – в Санкт-Петербурге, Москве, Рыбинске.
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами.
Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей. В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский "Электросила", екатеринбургский "Уралэлектроаппарат" и новосибирский трансформаторный завод.
Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов "Красный пролетарий"), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.
Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.
В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д. В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий - АО "Второй Московский часовой завод", Пензенский часовой завод.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности . Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).
Авиационная промышленность . В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Уде производят вертолеты.
Ракетно-космическая промышленность (Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа "Буран", сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.
Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных районах европейской части России с высокой концентрацией перевозок и наличием крупных транспортных узлов. В отрасли велик уровень производственной концентрации. Более 1/2 товарной продукции, основных производственных фондов и персонала приходится на предприятия с численностью работающих более 10 тыс. человек, составляющих лишь 11% от общего числа. К этой группе относятся АМО "ЗИЛ" и АО "Москвич" (Москва), АО "ГАЗ" (Нижний Новгород), АО "ВАЗ" (Тольятти), АО "КамАЗ" (Набережные Челны). Основными районами размещения являются Центральный (более 1/5 валовой продукции), Поволжский, Волго-Вятский и Уральский районы.
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение . Основные мощности сельскохозяйственного и тракторного машиностроения расположены главным образом в Северо-Кавказском, Поволжском, Западно-Сибирском, Уральском, Центральном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах. Это соответствует размещению и специализации сельского хозяйства. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования.
Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе "Ростсельмаш", на красноярском и таганрогском заводах, картофелеуборочных – в Рязани, льноуборочных – в Бежецке. Различные типы тракторов выпускаются во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Волгограде, Рубцовске, Петрозаводске, Барнауле, Брянске и Чебоксарах.
Судостроительная промышленность . Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями-смежниками. Строительство судов начинается на суше, а заканчивается на плаву, поэтому многие верфи размещены в устьях крупных рек или в защищенных от моря гаванях.
Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр – Санкт-Петербург с рядом заводов ("Северная верфь", Балтийский, Адмиралтейский, Канонерский, Невский). Имеются судостроительные и судоремонтные заводы в Выборге и Калининграде. На Дальнем Востоке центрами судоремонта являются Владивосток и Петропавловск-Камчатский.
Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших речных магистралях: Волге (Нижний Новгород), Оби, Енисее. Выгодное географическое положение таких заводов делает сооружение судов на таких предприятиях весьма эффективным.
Если рассматривать региональный аспект размещения отраслей машиностроения, то ведущее положение среди машиностроительных регионов не только России, но и СНГ будет занимать Центральный экономический район. До недавнего времени на его долю приходилось более 1/2 производства пассажирских вагонов, значительная часть продукции автомобилестроения, 90% продукции машиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортировалась в другие регионы и за границу. Развитие здесь высокотехнологичного производства во многом обусловлено наличием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских и проектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы. Здесь расположены бывшие флагманы отечественного автомобилестроения АО "Москвич" и АМО "ЗИЛ" и огромное количество "почтовых ящиков" и созданных на их базе конверсионных производств. В Москве также расположены такие крупные машиностроительные гиганты, как АО "Динамо", Завод им. Ильича, несколько шарикоподшипниковых заводов. Отраслями машиностроительной специализации Центрального экономического района являются автомобилестроение, локомотиво-, вагоностроение, речное судостроение, тракторное, сельскохозяйственное, точное машиностроение.
Северо-западный экономический район входит в состав Центрального региона России. Основная доля машинотехнической продукции приходится на Санкт-Петербург, в котором сконцентрировано энергетическое, радиотехническое, оптико-механическое машиностроение, морское судостроение, вагоностроение, станкостроение. Важным центром морского судостроения является Калининград.
Вторым крупным регионом концентрации машиностроительных производств является Урало-Поволжье. По объему выпускаемой продукции регион уступает только Центру. На предприятиях Урала производится 24.6% всех станков, 24.4% кузнечно-прессового и 17% горно-шахтного оборудования. Крупными центрами являются города Екатеринбург, Челябинск, Тольятти, Набережные Челны и Нижний Новгород. Необходимо также подчеркнуть, что в Волго-Вятском экономическом районе (республика Удмуртия) сконцентрированы важнейшие предприятия оборонной отрасли. В частности в столице республики находится Ижевский оружейный завод, производящий весь спектр легкого и среднего стрелкового оружия.
В направлении с запада на восток происходит заметное увеличение затрат на капитальное строительство, рабочую силу, транспортировку сырья и готовой продукции. Если принять за 100% расходы на создание машиностроительного производства в центральном регионе, то затраты в Сибири возрастут на 7-12%, а на Дальнем Востоке - на 12-15%. Соответственное повышение себестоимости продукции составит 13-25% в зависимости от специфики производства. Поэтому вблизи источников сырья и энергии целесообразно размещать материало- и энергоемкие производства энергетического, подъемно-транспортного, вагоностроительного и горнодобывающего оборудования. Подобные предприятия сконцентрированы на Алтае, в Кемеровской и Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения.
    Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция – опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.
Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой.
Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась "утяжеленностью", и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.
Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).
Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего – главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.
Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.
Отличительной особенностью спада 1991-1993 годов была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий.
Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения в 1993 году снизился по сравнению с 1990 в 3-4 раза.

В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Несмотря на все положительные стороны данного процесса, автомобилестроение нуждается в реструктуризации, на что потребуются преимущественно централизованные капиталовложения, так как децентрализованные средства крайне недостаточны. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем. Но необходимость, а главное успешность, комплексной структурной перестройки доказана опытом АО "ГАЗ". Своевременно проведенная реструктуризация производства с организацией выпуска автомобилей грузоподъемностью полторы тонны и автомобилей с дизельными двигателями дала возможность наращивать объемы производства. Например, за 10 месяцев 1995 года темпы роста составили 122,4% к соответствующему периоду предыдущего года.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя – государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения (особенно на сложную наукоемкую продукцию), отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. Спад производства наукоемких видов оборудования идет здесь опережающими темпами. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения.
Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Так, АО "ЛСПО им. Свердлова" (Санкт-Петербург) занялось станками для обработки бревен, оборудованием для угольной промышленности; кроме того, оно производит большое количество мебельной фурнитуры.

Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразилось на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в настоящее время используется менее чем на половину. Следовательно, по мере увеличения производства продукции на предприятиях-потребителях будет первоначально повышаться загрузка уже имеющегося оборудования, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а следовательно приобретения нового оборудования.
Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения. Так, выделявшиеся в 1993-1995 годах на эта цели средства позволили создать производственные мощности по выпуску линейных подшипников качения по лицензии фирмы "TNK" (Япония) на АО "Липецкий станкостроительный завод". Эти узлы являются основой российского прецизионного станкостроения, до сих пор они были в основном предметом импорта из дальнего зарубежья. Освоенные мощности по производству синтетических алмазов на АО "Томал" позволяют полностью перейти на производство алмазного инструмента на основе российского сырья взамен его импорта с Украины и Армении, а также сформировать экспортный потенциал в объеме 10 миллионов долларов в год.
Эти примеры показывают высокую эффективность государственной поддержки приоритетных направлений развития станкостроительной промышленности.

Определенная тенденция к стабилизации наметилась с 1995 года в электротехнической промышленности и приборостроении. В 1995 был увеличен выпуск электродвигателей (на 14%), ряда кабельных изделий (силовых, городских телефонных). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей электротехнические и приборостроительные заводы приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в том числе ранее изготавливавшейся в странах СНГ (например, взрывобезопасные электродвигатели, крупные электрические машины, кабельная продукция). Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителю выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий.
В рамках федеральной инновационной программы по созданию технических средств для обязательного кассового учета введены дополнительные мощности по выпуску 300 тысяч контрольно-кассовых машин. Увеличение их выпуска содействует приросту налоговых поступлений в бюджет России, упорядочению контроля за денежным обращением в сфере торговли.
За последние четыре года в результате неплатежеспособности сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством заводов производственные мощности используются на 10-15%. В самих хозяйствах заметно сокращается парк сельскохозяйственной техники.
В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий крынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды – лизинга.
В 1995 году наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения , а по другим – увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности : машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства (АО "Уралмаш" и АО "Южуралмаш"), буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности (АО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения"). Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.
Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов стабилизировалось на уровне 1995 года. При этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.
В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика – Министерства путей сообщения Российской Федерации. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно.
Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов. Так, АО "Тверской вагон-завод", наращивает выпуск пассажирских купейных вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт из Германии. Удельный вес купейных вагонов в общем выпуске вагонов локомотивной тяги возрос в 1996 на 39% процентов. На АО "Демиховский машзавод" организован выпуск вагонов элктропоездов вместо приобретаемых в Латвии. Введенные на данном предприятии мощности по производству до 500 вагонов в год позволяют выпускать полностью комплектные поезда.
В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся до 1995 года парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на половину. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптация к новым условиям функционирования за счет изменения качества продукции. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники – в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии.
Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий: согласно данным Минэкономики РФ их доля в промышленности составляла в январе 1995г. 23.5%, в марте – 25.5%, в июне – 30%. В машиностроении же во второй половине 1995 года было 81.5% убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом (на 76% против 52%).
Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром "Труд-мониторинг" показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла с 18.2% до 26%. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. О об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи. Сохраняется отставание и в заработной плате: в 1994г. она составляла 67% от среднего уровня по промышленности. Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района).
Чрезвычайно необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью ходя бы минимальной поддержки технологического уровня в машино
и т.д.................

Машиностроение занимает первое место среди всех отраслей промышленности мира как по стоимости (35%), так и по числу занятых (более 80 млн человек).

В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышленного производства в странах с переходной экономикой - 20-25%, в новых индустриальных странах - 15-25%.

В отраслевой структуре машиностроения выделяют общее, транспортное, электротехническое, содержащий электронику. На каждый из подразделений сейчас приходится около трети машиностроительного производства. В последние годы опережающими темпами растет электроника, для общего машиностроения характерно умеренный рост, а доля транспортного машиностроения постепенно снижается.

Размещено машиностроения очень неравномерно. Выделяют четыре основных машиностроительные регионы мира: 1) Северная Америка (30% продукции - компьютеры, самолеты, ракетно-космическая техника, вооружение) 2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы без России (около 30% производимой продукции), 3) регион, охватывающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии (около 25% продукции - суда, автомобили, бытовая электроника) 4) Россия, страны Закавказья и Средней Азии (военная и сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование).

В большинстве развивающихся стран, и некоторых регионах мира машиностроения или совсем отсутствует, либо представлено небольшими предприятиями. Однако некоторые из этих стран (Индия, Бразилия, Аргентина) имеют сравнительно развитое машиностроение.

В развитых странах в составе общего машиностроения преобладает производство оборудования, станкостроение. Выпуск сельскохозяйственных машин и. Несложного оборудования перемещается в развивающихся. В структуре транспортного машиностроения происходит интенсивный рост автомобилестроения, тогда как выпуск судов, средств железнодорожного транспорта сокращается.

Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн в 1950 г. до 70 млн в 2006 г. Однако в разных регионах прирост объемов производства имеет неодинаковые темпы: в североамериканских странах рост составляет примерно 2%, а в Европейском Союзе - 1,5%, в Южной Америке - 18%, а в странах Восточной Европы - на 5,4%.

Ведущим производителем автомобилей в мире снова стали США (с годовым объемом выпуска более 12 млн автомобилей), опередив лидера последних двух десятилетий - Японию (11,5 млн автомобилей).

На рубеже XX-XXI вв. производство морских судов сократилось и в ряде стран Западной и Центральной Европы даже было свернуто. Одновременно произошло перемещение судостроения из развитых стран в развивающиеся.

В электротехнической промышленности увеличивается производство энергетического оборудования, но особенно быстро развивается электронная промышленность. Значительную долю в ней занимает военная и промышленная электроника (США, Япония).

Главными производителями бытовой электроники наряду с Японией стали Китай (35 млн шт. Телевизоров ежегодно - первое место в мире) и Южная Корея. Развитые страны сворачивают выпуск бытовой электроники и изделий низкой и средней сложности, превратившись в крупнейших ее импортеров из новых индустриальных стран.

Эти тенденции в территориальной структуре машиностроения обусловили быстрый рост международной торговли продукцией отрасли. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре / мирового экспорта приходится 37% от его общего объема, а в экспорте развитых стран - 43%, развивающихся стран - 19%. Лидерами по част_ кой машиностроительной продукции являются Япония (64%), США и Германия (по 48%).

Более 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны.

Урок по теме: «Машиностроение».

Урок разработан: Ложечевской Светланой Викторовной, учителем первой категории МКВСОУ «ОСОШ № 9» города Саратова

Цель: изучить факторы размещения и особенности географии машиностроения, продолжить формирование умения давать характеристику отрасли, используя типовой план.

Литература и оборудование: политическая карта мира, настенная карта машиностроение мира, атласы, поурочное планирование Жижиной стр. 108-109, поурочное планирование стр.91-102, Элькин.стр. 136-137

Ход урока.

  1. Изучение нового материала

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии. Все достижения НТП внедряются прежде всего в этой отрасли. Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии.

На размещение отраслей машиностроения влияют разные факторы. Вспомните из курса 9 класса и найдите соответствие между отраслью машиностроения и фактором, влияющим на его размещение. (Работа у доски)

В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Соответственно и темпы их роста очень различаются. Зарисовать схему в тетради. Пока рисуют учитель поясняет. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке. Новые отрасли , как правило, обнаруживают некоторый рост производства, например, автомобилестроение. Новейшие растут быстрыми темпами.


Какой можно сделать вывод , исходя из данной схемы: (запись в тетрадь)

Вывод : Растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий. Поэтому в разных странах развиты разные отрасли машиностроения.

Работая с картами атласа, слушая мои пояснения и ваши сообщения давайте определим лидеров в разных отраслях машиностроения, а ответ оформим в виде таблицы.Слайд 3

Отрасли машиностроения

Страны – лидеры
в производстве

Факторы размещения

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны.

(пример с немецким станком на механическом заводе)

Военно-промышленная электротехника

США, ФРГ, Великобритания

Научный трудовой

Лидеры - развитые страны

Электроника

Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай, страны западной Европы.

Трудовой

По стоимости продукции вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная.

Электронная промышленность - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. Очень велика экспортность всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, о. Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Зап. Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах.

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, Потребительский

В географии судостроения мира в XX в. произошли коренные изменения. Малая экономическая эффективность судостроения (высокая материалоемкость, трудоемкость) при невысокой цене готовой продукции привела к резкому падению производства судов в Западной Европе и США. В настоящий период они перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты).

Судостроение переместилось в страны Азии. Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором. Республика Корея и КНР стали экспортерами судов мирового значения.

Авиастроение

США, ФРГ, Франция, Россия

Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах. Авиационная промышленность в Западной Европе сложилась в немногих странах (Франция, Великобритания, Германия), изготавливающих пассажирские авиалайнеры и лишь некоторые типы военных самолетов. Европейские фирмы объединились в консорциум. Очень развитую авиационную промышленность прежде имел СССР, где, как и в США, производились все виды продукции отрасли, особенно ракетно-космической. С распадом страны мощная АРКП сильно сократила производство, не обеспечивая даже собственные потребности.

Боинги по статистике падают чаще всего.

Железнодорожное машиностроение Слайд 9

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Производство железнодорожного оборудования - старейшая отрасль, производящая локомотивы (тепловозы, электровозы), разнообразные специализированные товарные вагоны, цистерны, а также пассажирские вагоны. Выпуск продукции отрасли в больших объемах продолжается в КНР, Индии, в меньшей степени в США, Канаде, Японии. Страны Зап. Европы все более переходят на изготовление скоростных пассажирских поездов для своих железных дорог, поставляя также на экспорт некоторые типы локомотивов и вагонов. Очень сильно сократилось производство подвижного состава в России, хотя она остается одной из ведущих в мире по роли железных дорог.

Автомобилестроение

Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Автомобилестроение . В мировом выпуске автомобилей устойчиво сохраняется высокая доля легковых автомашин (около 75 %). Велика доля грузовиков малой грузоподъемности (до 2 т), в том числе пикапов, фургонов, комбинированных легковых машин. Гораздо меньше доля тяжелых грузовиков и пассажирских автобусов (всего несколько сот тысяч). Непрерывно растет доля специальных автомобилей, используемых в промышленности, городском хозяйстве (медицинских, пожарных, полицейских и т. д.).

Производство автомобилей концентрируется в немногих компаниях мира. Так, четыре крупнейших из них («Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота») выпускают почти половину всех автомобилей в мире, а вместе с пятью другими меньшими - более 3/4. Продуцентами автомобилей организован их выпуск в нескольких десятках стран. Географию мировой автомобильной промышленности определяют Западная Европа, Северная Америка и Япония. Суммарно на них приходится 80 % выпуска всех видов автомашин. Лидером отрасли стала Западная Европа (31 %), где выделяются Германия, Франция, Испания. Этот регион отличается четко выраженной экспортной специализацией: на вывоз идет 3/4 всех автомобилей. Мировым лидером автомобилестроения среди отдельных стран остается США (12 млн штук). Однако на экспорт поступает не более 4 % продукции, и страна является самым крупным их импортером (ввоз автомобилей в 6-7 раз больше, чем вывоз). Япония - вторая страна мира по уровню развития отрасли.

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

    Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

    Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

    В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

    В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

    В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Работа с атласом стр.19

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона.

    Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция.

    Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли.

    Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии.

    Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В целом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.

  1. Закрепление нового материала
Все страны также можно разделить по уровню развития машиностроения. Выполните задание №9 в учебнике, заполните таблицу. Слайд 11

Какое значение имеет машиностроительный комплекс?

    По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место в мире среди всех отраслей мировой промышленности.

    Определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира.

    Обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

    Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны.

  1. Д/з: стр.134-137

«Урок Мировое хозяйство» - Объясните по картам направления основных грузопотоков железной руды. Экспорт – 2 млн. авт. 2. 0,05авт/чел х 205млн.ч.= 12,5 млн.авт. Вопрос 1: Как промышленность влияет на окружающую среду в настоящее время? Взаимопроверка: 0 ош. – «5», 1-2 ош. – «4», 3-4 ош. – «3», 5 и более – «2». 1 этап. Самоанализ учащихся. 4. Обобщение, подведение итогов урока. 5. Домашнее задание.

«Ресурсы стран мира» - Два противоположных процесса. Крупнейшие страны мира по запасам пресной воды (тыс. км3). Луга и пастбища (10 %). Энергетические. Рекреационные. Гидроэнергопотенциал регионов мира (%). NaCl. Вода. Сокращение площади лесов.

«География Глобальные проблемы» - Изучение курса «Глобальная география». Тема: «Введение» урок №1. План лекции Что изучает глобальная география. Знать: овладение системой знаний о глобальных проблемах современности: естественно – научных и общественных. Глобалистика Глобальная геогафия наука учебная дисциплина (исследует) (обучает).

«Структура мирового хозяйства» - Транснациональные корпорации (ТНК). ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интерна- циональные по капиталу. 2. Этапы формирования. Пассажирский транспорт. Например. Международная экономическая интеграция. План-схема изученной темы. 3. Современные центры мирового хозяйства. Возникла новая, высшая ступень МГРТ - МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (МЭИ).

«География промышленности» - Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Техника 3)роботостроение 4)индустрия информатики 5)атомное пр-во 6)космическое пр-во 7)химия орг.Синтеза. 1)автомобилестроение 2)выплавка al 3)пр-во пластмасс и химического волокна. Новые. Отрасли промышленности. 1)каменноугольная 2)железорудная 3)металлургическая 4)производство подвижного состава ж/д 5)судостроительная 6)текстильная.

«Региональное деление мира» - Северная. 4. Африка. Юго-Западная. Страны, не пересекаемые экватором: Африканские страны: Группа, в которой страны, в правильном порядке расположены с севера на юг: Оман Бангладеш Нигер Тунис Белиз Мозамбик Парагвай Бруней. Субрегион Северная Африка Западная Африка Восточная Африка Южная Африка. 4. Африка 4.1. Северная Африка.

Всего в теме 16 презентаций