Должностная инструкция машиниста котельной. Типовая инструкция для операторов (машинистов) паровых и водогрейных котлов


К атегория:

Обслуживание и ремонт котла и паравой машины

Техническое освидетельствование котлов


Крановые котлы как сосуды, работающие под давлением, должны удовлетворять требованиям Правил устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных экономайзеров.

Согласно этим правилам каждый эксплуатируемый котел подвергается в установленные сроки техническому освидетельствованию инспекцией Котлонадзора. Целью освидетельствования является проверка технического состояния котла, исправности действия приборов и приспособлений и правильности обслуживания котла.

Виды и сроки технических освидетельствований котла установлены следующие: – наружный осмотр - не реже одного раза в год; – внутренний осмотр - не реже одного раза в три года; – гидравлическое испытание - не реже одного раза в шесть лет.



-

При гидравлическом испытании котла обязательно производится его внутренний осмотр. Когда котел по условиям работы не может быть остановлен для технического освидетельствования в установленное время, а по своему техническому состоянию его дальнейшая эксплуатация не вызывает опасений, срок освидетельствования может быть продлен инспекцией Котлонадзора до трех месяцев.

Досрочное гидравлическое испытание котла производит инспекция Котлонадзора в случаях, когда: – котел до пуска в работу находился в бездействии более одного года; – котел был демонтирован и переставлен на другой кран или в другое место; – сменено более 50% общего количества экранных и кипятильных ‘ труб или 100% пароперегревательных, экономайзерных и дымогарных труб; – сменено более 15% общего числа связей любой стенки котла; – сделана замена хотя бы части листа стенок котла или переклепано не менее 15 рядом стоящих или не менее 25% всех заклепок в каком-либо шве; – при ремонте котла была применена сварка его частей, находящихся под рабочим давлением (за исключением трубчатых поверхностей нагрева); – при ремонте котла выправлялись выпучины, вмятины на основных его элементах (жаровые трубы, листы топок, барабанов и т. п.).

Инспектору Котлонадзора предоставлено право досрочно освидетельствовать любой вид котла, если по его состоянию такая проверка необходима. Причины, вызвавшие досрочно освидетельствование котла, записывают в шнуровую книгу.

Наружный осмотр производит инспектор Котлонадзора во время работы котла. При этом он проверяет внешнее состояние котла и его арматуру, знание крановыми бригадами правил технической эксплуатации котла.

К внутреннему осмотру котел должен быть соответствующим образом подготовлен. Его охлаждают, промывают, очищают от накипи и сажи, удаляют колосники, снимают изоляцию вдоль швов котла и у штуцеров арматуры в местах подтеков.

При осмотре проверяют состояние стенок, связей, заклепочных и сварных швов, плотность постановки труб, смотрят, нет ли трещин, выпучин, разъеданий металла котла и других дефектов, и обращают внимание на чистоту стенок котла. Внутренний осмотр обычно выполняют при среднем и капитальном ремонте крана.

Гидравлическому испытанию котел подвергают для того, чтобы проверить его прочность, плотность труб, заклепочных и сварных соединений. При испытании котел наполняют водой, которую накачивают под давлением насосом. Давление во время испытаний должно быть для котлов, работающих при давлении свыше 5 кг/см2, на 25% выше рабочего давления, но не менее +3 кг/см; для котлов, рабочее давление которых менее 5 кг/см2, - на 50% больше рабочего давления, но не менее 2 кг/см2. Под пробным давлением котел должен находиться в течение 5 мин. Подъем и снижение давления производят постепенно. Давление, равное рабочему, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра котла.

Пробное давление измеряют контрольным манометром инспектора Котлонадзора. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание, если: – в нем нет признаков разрыва; – не замечена течь; при этом выход воды через заклепочные швы в виде мелкой пыли или капель («слезинок»), а также выход воды из-за неплотностей арматуры – течью не считается, если не наблюдается снижение пробного давления; – не замечено остаточных после испытания деформаций.

При появлении «слезинок» и потения в сварных швах котел считают не выдержавшим испытания. Дефектные места таких швов вырубают и заваривают вновь.

При гидравлическом испытании производят и внутренний осмотр котла.

О результатах осмотра делают запись в книге парового котла (форма ЯКУ № 1), скрепленной сургучной печатью. Кроме этой книги, имеется еще книга работы парового котла (форма ЯКУ № 2).

Гидравлические испытания котлов проводятся после завершения всех сварочных работ и до установки изоляции и нанесения защитных покрытий. При испытаниях на прочность и плотность краны и клапаны (пружинные) стопорят или заглушают. Котел заполняют водой при температуре не ниже плюс 70С. И не выше 40-500 С. Температура в котельном отделении должна быть не ниже + 50С. Давление создается ручным насосом с проверкой по контрольному манометру. Время подъема давления 10-15 минут. Осмотрпроизводят при рабочем давлении (10 мин), при пробном (5мин) и вновь при рабочем давлении. Если при осмотре не обнаружено течи, разрывов сварных швов, остаточных деформаций и других дефектов, то котел признается исправным. Результаты испытаний заносятся в шнуровую книгу котла.
Величина пробного давления Рпр для котлов устанавливается для двух случаев: — при изготовлении или ремонте; — в собранном виде вместе с арматурой. Величины пробных давлений зависит от типа котлов и условий его работы. Для котлов, пароперегревателей, экономайзеров и их элементов, ра-ботающих при температурах до 3500С, пробное давление равно 1,5 величины рабочего давления Рр, но не менее (Рр +0,1) МПа. А в собранном виде с арматурой – 1,25Рр, но не менее (Рр +0,1) МПа.
Для пароперегревателей и их элементов, работающих при температурах выше 3500С, пробное давление рассчитывается по формуле:

где — предел текучести материала при температуре 3500С, МПа.
— предел текучести материала при рабочей температуре, МПа.
Арматура котлов испытывается на двойное рабочее давление, при ис-пытаниях на герметизацию закрытия – при давлении 1,25Рр. Питательные клапаны котлов испытываются на давление 2,5Рр. А газовые полости утилизационных котлов – воздухом под давлением 0,01МПа.
После гидравлических испытаний производится паровая проба котла при рабочем давлении. Предохранительные клапаны должны регулироваться на следующие давления открытия (в МПа):

При паровых испытаниях давление поднимается ступенями и с остановками, во время которых производятся промежуточные осмотры. При рабочем давлении котел проверяется не менее 30 минут.
Швартовые испытания котла проводятся после паровой пробы. Их целью является регулировка и проверка в действии на работающем котле всех систем, устройств и средств автоматики. При швартовых испытаниях оценивается надежность работы котельной установки и определяются рабочие параметры, а также контролируется температурное расширение котла на опорах.
Заключительным этапом являются ходовые испытания. При этом опре-деляются надежность и безопасность работы всей котельной установки на определенных режимах и проводятся комплексные теплотехнические испытания.
При ремонте котлов полная программа испытаний определяется Реги-стром. Объем программы зависит от категории проводимого ремонта.

16.1 Гидравлическое испытание котла на прочность давлением 1.5 от рабочего назначается инспектором Регистра после проведения на корпусе котла серьезного ремонта, связанного с изменением прочности деталей.

Испытание на прочность производится как правило при демонтированной арматуре, вместо которой устанавливаются заглушки.

В местах сварных швов, заварки дефектов и других местах по указанию инспектора Регистра должна быть снята теплоизоляция.

16.2 Гидравлическое испытание котла на плотность давлением 1,25 от рабочего производится при освидетельствовании котла в сроки, установленные Правилами Регистра, а также после текущего ремонта, замены труб, змеевиков, при допуске котла к работе после длительного более 1 года перерыва в работе и т.н.

Утилизационные водотрубные котлы недоступные для внутреннего освидетельствования подвергаются гидравлическому испытанию при каждом очередном освидетельствовании.

Гидравлическое испытание на плотность проводится при установленной арматуре, при этом тарелки предохранительных клапанов должны быть прижаты к седлам с помощью специальных зажимов; если это невозможно предохранительные клапаны должны быть демонтированы.

16.3 Гидравлические испытания на прочность и плотность производятся в присутствии инспектора Регистра.

16.4 Гидравлическое испытание котла рабочим давлением проводится по решению СТМ в следующих случаях:

После глушения труб или змеевиков;

После заварки свищей на трубах или змеевиках;

После подвальцовки труб;

Для определения мест течи и неплотностей;

Если котел вводится в действие после длительного храпения или химической очистки.

16.5 Пароперегреватели, пароохладители, экономайзеры, отдельные секции утилизационного котла и сепаратор пара, где это возможно, допускается испытывать отдельно от котла.

16.6 В зимнее время гидравлическое испытание должно проводиться при температуре воздуха в машинном отделении не ниже +5°С.

Разность температур воды и наружного воздуха должна исключать возможность отпотевания.

16.7 Гидравлические испытания на прочность и плотность должны производиться с помощью ручного насоса.

16.8 Кроме манометра на насосе, на период испытаний на котле должны быть установлены два проверенных манометра.

16.9 Заполнение котла (секции) водой должно производиться таким образом, чтобы было обеспечено полное удаление воздуха из трубной системы и коллекторов. Воздушные клапаны должны закрываться только после того как из них пойдет вода без пузырьков воздуха

16.10 Гидравлическое испытание на прочность и плотность должны проводиться в следующем порядке:

а) постепенный подъем давления до рабочего в течение 5-10 минут;

б) предварительный осмотр котла под рабочим давлением;

в) подъем давления до пробного;

г) выдержка и осмотр под пробным давлением с отключенным насосом в течение 5-10 минут;

д) понижение давления до рабочего и осмотр при рабочем давлении;

е) постепенное равномерное по времени снижение давления.

16.11 Во время выдержки под пробным давлением не должно быть падения давления.

16.12 Во время выдержки под рабочим давлением все новые сварные швы и места заварки дефектов должны подвергаться равномерному обстукиванию легкими ударами медным или свинцовым молотком массой не более 1 кг с рукояткой длиной не более 300 мм.

16.13 Котел признается выдержавшим испытание, если при осмотре не обнаружено течи, местных выпучин, остаточных деформаций, трещин или признаков нарушения целостности каких-либо частей и соединений. Не стекающие в течение выдержки под пробным давлением капли в вальцовочных соединениях течью не считаются. Появление этих признаков в сварных швах не допускается.

16.14 Исправление обнаруженных при гидравлическом испытании дефектов допускается производить после спуска воды из котла.

Исправление неплотностей в сварных швах зачеканкой запрещается.

Освидетельствование котла классификационным обществом

17.1 Все паровые котлы с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2) и водогрейные котлы с температурой подогрева воды более 115°С эксплуатируются под надзором Регистра или другого классификационного общества.

17.2 Котел должен представляться инспектору Регистра:

а) для проверки в действии - при ежегодном освидетельствовании;

6) для внутреннего осмотра:

Водотрубные котлы - через каждые два года, начиная со второго года эксплуатации судна;

Огнетрубные котлы - через каждые два года в течение первых восьми лет эксплуатации, затем ежегодно;

Внутреннему осмотру котел должен подвергаться также после ремонта котла до ввода его в эксплуатацию; после повреждения корпуса или аварии котла;

в) для гидравлического испытания на плотность - через одно очередное классификационное освидетельствование, начиная со второго;

а также после ремонта котла. Для котлов, недоступных внутреннему осмотру, гидравлическое испытание на плотность производится при каждом очередном освидетельствовании;

г) для гидравлического испытания на прочность - после проведения ремонта котла, связанного с изменением прочности корпуса котла.

17.3 СТМ должен обеспечить предъявление котла к наружному и внутреннему освидетельствованию Регистром в назначенные сроки.

17.4 Котел должен быть подготовлен к осмотру в соответствии с требованиями [I].

17.5 При ежегодной проверке котла в действии должны предъявляться в действии предохранительные клапаны, системы сигнализации и защиты, верхнее и нижнее продувание, ВУП, питательные средства, аварийные приводы главного парового стопорного клапана и БЗКТ.

Все перечисленные средства должны быть отрегулированы, настроены и подготовлены к проверке.

Указания по настройке предохранительных клапанов см. 11.4.

17.7 Проверку предохранительных клапанов утилизационного котла допускается производить сжатым воздухом на месте или на стенде с последующим пломбированием.

17.8 Ко внутреннему осмотру котел должен быть предоставлен после очистки как с водяной стороны, так и с газовой, со вскрытыми лазами, лючками и щитами.

При внутреннем осмотре огнетрубного котла инспектору Регистра должны представляться замеры диаметров жаровых труб котла.

17.9 Ремонт котла должен производиться под надзором Регистра. До начала работ инспектору Регистра представляется котел для внутреннего осмотра, а также согласовывается акт дефектации, перечень намеченных ремонтных работ и объем предъявлений качества выполненных работ в процессе ремонта.

Ремонт коллекторов водотрубных котлов и корпусов огнетрубных котлов, а также другие сложные ремонтные работы должны производиться по одобренной Регистром документации.

После ремонта котел должен предъявляться инспектору Регистра для внутреннего освидетельствования и проведения гидравлических испытаний. Одновременно должна представляться документация, подтверждающая качество выполненных работ.

Характерные неисправности и повреждения котлов, их причины и способы устранения

Таблица А.1 - Изменение параметров пара (при неизменной нагрузке котла)

Неисправность Причина неисправности
1. Давление в котле падает а) Лопнула испарительная или дымогарная труба в котле (давление падает быстро, одновременно уходит уровень воды из водоуказательного прибора, возможен хлопок в топке; выходит пар из топки, дымовой трубы) б) Свищ в трубе в) Неисправен автоматический регулятор г) Закрыт импульсный клапан или засорился трубопровод к регулятору давления пара Экстренно вывести котел из действия. После остывания котла лопнувшую трубу заглушить или заменить Котел вывести из действия, поврежденную трубу заглушить или заменить Проверить действие автоматических регуляторов и устранить неисправность Перейти на ручное управление горением и устранить неисправность
2. Давление в котле растет а) Причина, указанная в пункте 1, перечисление в и г б) Неисправен предохранительный клапан См. пункт 1, перечисление в и г Отрегулировать предохранительный клапан или вывести котел из действия для устранения неисправности
3. Температура перегретого пара снизилась а) Нарушилась нормальная работа регулятора температуры перегретого пара б) Пароохладитель пропускает (свищ) в) Повысилась влажность насыщенного пара вследствие высокого уровня воды и (или) высокой концентрации солей в котле г) Повысилась влажность насыщенного пара вследствие неисправности паросепарирующего устройства д) Поверхность нагрева пароперегревателя занесена сажей Устранить неисправность регулятора Отключить пароохладитель и продолжать эксплуатацию котла или вывести котел из действия и устранить повреждение Снизить уровень воды в котле, довести продувкой солесодержание котловой воды до нормы Вывести котел из действия, вскрыть пароводяной коллектор и устранить неисправность Произвести обдувку пароперегревателя; по прекращении действия котла осмотреть пароперегреватель и произвести его чистку
4. Температура перегретого пара повысилась а) Причина, указанная в пункте 3, перечисление а б) Большой избыток воздуха в топке в) Поверхность нагрева конвективного пучка занесена сажей г) Распыливание топлива неудовлетворительное, приводящее к догоранию топлива в газоходах д) Температура питательной воды понизилась См. пункт 3, перечисление а Уменьшить давление воздуха. Проверить плотность обшивки. Неплотности устранять немедленно или, если это невозможно, с приходом в порт Произвести сажеобдув. При очередном выходе котла из действия произвести наружную чистку поверхностей нагрева котла Выяснить причины и принять меры, указанные в таблице А.4, пункт 4 Повысить температуру питательной воды до спецификационной

Примечание: Если принятых мер недостаточно и температура перегретого пара выше нормальной, снизить нагрузку котла.

Таблица А.2 Изменение уровня воды

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Уровень воды в водоуказательном приборе повышается или понижается а) Водоуказательный прибор показывает неправильный уровень б) Нарушена нормальная работа регулятора питания в) Нарушена нормальная работа питательного насоса Продуть водоуказательный прибор Перейти на ручное управление, устранить неисправность Усилить наблюдение за уровнем Пустить второй насос, отрегулировать или остановить неисправный, немедленно устранить неисправность
2. Уровень воды в водоуказательном приборе не виден. а) Вода из котла упущена (при продувании прибора вода не появляется) б) Котел перепитан (при продувании уровень появляется, но быстро уходит вверх за пределы водоуказательного прибора) Принять меры, указанные в 11.2 текста РНД Уменьшить горение, прикрыть стопорные клапаны, уменьшить питание котла (полностью питательный клапан не закрывать); выяснить и устранить причину перепитывания котла
3. Уровень воды в водоуказательном приборе резко колеблется а) Засорены каналы в водоуказательном приборе или неправильно установлены прокладки б) Засорены каналы к водоуказательному прибору в) Вскипание и вспенивание воды в пароводяном барабане вследствие повышения солености Продуть прибор, если это результатов не дало, заменить прибор запасным Снять прибор, очистить каналы до секущих клапанов В случае необходимости вывести котел из действия Усилить верхнее продувание

Примечание - При значительном перепитывании котла наличие воды в водоуказательном приборе трудно определить даже продувая его. Возникает сомнение в наличии воды в приборе. В этом случае нужно перекрыть секущие клапаны к прибору от парового и водяного пространства котла и открыть клапан продувания прибора. При наличии воды в приборе уровень медленно опустится под влиянием давления и собственного веса и будет хорошо виден.

Таблица А.3 Изменение параметров воды за экономайзером

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Температура воды за экономайзером повысилась а) Поверхности нагрева котла занесены сажей б) Температура питательной воды повысилась в) Распыливание топлива неудовлетворительное, приводящее к догоранию топлива в газоходе См. таблицу А. 1, пункт 4, перечисление в Довести температуру питательной воды до требуемой Выяснить причины и принять меры, указанные в таблице А. 4, пункт 4
2. Температура воды за экономайзером понизилась а) Занесены сажей наружные поверхности нагрева экономайзера либо имеются отложения накипи на внутренних поверхностях труб б) Температура питательной воды понизилась Произвести сажеобдув. По прекращении действия котла произвести при необходимости внутреннюю промывку или химическую очистку поверхности нагрева экономайзера Довести температуру питательной воды до требуемой
3. Давление воды перед экономайзером повысилось а) Разобщительный невозвратно-запорный клапан между экономайзером и котлом полностью не открыт б) Неисправен или неправильно настроен регулятор питательного турбонасоса в) Загрязнена шлаком или посторонними предметами питательная труба в пароводяном коллекторе г) Отложения шлака или накипи в трубах Проверить открытие клапана Наладить работу регулятора питательного насоса По прекращении действия котла осмотреть и очистить трубу По прекращении действия котла произвести промывку труб экономайзера

Таблица А.4 Изменение параметров газовоздушной среды и неполадки при горении

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Температура воздуха за воздухоподогревателем повысилась Причина, указанная в таблице А. 1, пункт 4, перечисление в См. таблицу А.1, пункт 4, перечисление в
2. Температура воздуха за воздухоподогревателем понизилась Поверхности нагрева воздухоподогревателя занесены сажей Произвести сажеобдувку воздухоподогревателя
3. Давление воздуха за воздухоподогревателем понизилось Неплотности труб воздухоподогревателя и воздухонаправляющих устройств Увеличить подачу воздуха. При ближайшем ремонте устранить неплотности
4. Распыливание топлива неудовлетворительное (признаки см. в таблице А.1, пункт 4, таблица А.3, пункт 1, таблице А.4, пункты 5,7,8, 11 и 12) а) Температура подогрева топлива низкая б) Давление топлива низкое в) Топливные каналы форсунки засорились г) Паровые каналы засорились или в паропроводе перед форсунками скопился конденсат (для паромеханических форсунок) д) Изношены распылители форсунок, головки закоксованы е) Плохое перемешивание топлива с воздухом вследствие неправильной установки или деформации воздухонаправляющих устройств Повысить температуру топлива Поднять давление топлива до нормального Продуть паром или разобрать форсунку и прочистить Продуть паропровод перед форсунками и паровые каналы, повысив давление пара, или сменить форсунку Проверить соответствие распылителей чертежам, сменить изношенные детали Проверить установку воздухонаправляющих устройств, устранить дефекты или заменить дефектные детали
ж) Форсунки или диффузор неправильно установлены вдоль оси фурмы з) Имеются пропуски и подтекания топлива из-за неправильной сборки форсунок Передвинуть форсунку или диффузор (отцентровать форсунку) Сменить форсунку. Проверить состояние и подгонку поверхностей деталей распылителей
5. Черный дым на выходе, из трубы а) Недостаток воздуха б) Распыливание топлива неудовлетворительное в) Прекратилась подача воздуха (неисправен или остановился вентилятор) Проверить положение диффузоров и заслонок воздухонаправляющих устройств. Поднять давление воздуха. Устранить возможные неплотности в воздушных каналах. Выяснить причины и принять меры, указанные в пункте 4 Снизить нагрузку котла. При необходимости прекратить подачу топлива. Принять меры для устранения неисправностей вентилятора
6. Белый дым на выходе из трубы а) В топливо попадает вода б) Причина, указанная в таблице А.1, пункт 1, перечисление а и б, пункт 4, перечисление б Принять меры, указанные в 8,4.11 текста РНД См. таблицу А.1, пункт 1, перечисление а и б, пункт 4, перечисление б
в) Перегрев топлива Довести температуру топлива до нормы
7. Выбрасывание искр из трубы а) Чрезмерная форсировка котла б) Скопление сажи в газоходе в) Возгорание сажи в котле или газоходе Снизить нагрузку Произвести чистку газохода См. 11.5. текста РНД
8. Черные полосы в факеле, дым в топке, удары пламени о кладку и стенки топки Причины, указанные в пунктах 4 и 5, перечисление а См. пункт 4 и пункт 5, перечисление а
9. Пульсация и хлопки факела, вибрация фронта котла а) Повышенное количество воды в топливе б) Причины, указанные в пункте 4, перечисление жив пункте 5, перечисление а в) Колебания давления топлива Принять меры, указанные в 8.4.11 текста РНД См. пункт 4, перечисление ж и пункт 5, перечисление а Проверить работу регулятора давления топлива. Устранить неисправности топливного насоса
10. Шипение и затухание факела а) Попадание воды в топливо б) Повышенное содержание механических примесей в топливе Принять меры, указанные в 8.4.11 текста РНД Проверить исправность и чистоту топливных фильтров и форсунок. Перейти на прием топлива из другой цистерны
11. Закоксовывание фурм а) Причины, указанные в пункте 4, перечисление е и ж См. пункт 4, перечисление е и ж
б) Нарушена геометрия фурмы Восстановить геометрию фурмы в соответствии с чертежом
12. Образование кокса на стенках топки и испарительных трубах (особенно при сжигании парафинистых мазутов) а) Причины, указанные в пункте 4 См. пункт 4
13. Общее потемнение пламени и выбрасывание его из топки а) Причина, указанная в пункте 5, перечисление а б) Занос газового тракта См. пункт 5, перечисление а Принять меры, указанные в таблице А.1, пункт 4, перечисление в
14. Появление в топке рваного пламени с искрами а) Причина, указанная в пункте 10, перечисление б б) Чрезмерный подогрев топлива перед форсунками См. пункт 10, перечисление б Довести температуру подогрева топлива до нормы
15. Отрыв или погасание факела при работе на малых нагрузках а) Значительный перегрев топлива б) Повышенное или пониженное давление пара (для паромеханических форсунок) Снизить температуру подогрева топлива Отрегулировать давление пара

Таблица А.5 Неисправности предохранительных клапанов

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Предохранительный клапан пропускает а) Под клапан попала грязь, накипь б) Опорные поверхности имеют забоины или разъедены в) Имеются неплотности между гнездом и корпусом клапана Вывести котел из действия, отключить его и осушить. Очистить клапан То же. Тщательно протереть и проточить клапанное гнездо вместе с тарелкой клапана и последующей притиркой То же. Устранить неплотности между гнездом и корпусом клапана.
2. Давление закрытие клапана после подрыва ниже требуемого а) Шток клапана в направляющей заедает б) Качество пружины клапана неудовлетворительное Устранить несоосность направляющей и штока клапана Проверить жесткость пружины, при необходимости заменить ее

Таблица А.6 Разные неисправности

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Перегрев обшивки котла а) Догорание топлива в газоходах б) Кирпичная кладка разрушилась, кладка прогорела Выяснить причину и принять меры, указанные в таблице А.4 пункт 4 При значительном разрушении кладки вывести котел из действия. Устранить дефекты в кирпичной кладке и изоляции
2. Мощный звуковой удар с выбросом топочных газов из топки Взрыв газов в топке Прекратить подачу топлива. Погасить пламя. Провентилировать топку в течение 10 минут; произвести осмотр котла и газоходов. При отсутствии повреждений снова зажечь форсунку
3. Пожар в воздухоподогревателе, экономайзере, конвективном пучке, обнаруживаемый по резкому повышению температуры обшивки, воздуха или уходящих газов а) Интенсивное отложение сажи при малых нагрузках и возгорание ее при последующем переходе на нормальную нагрузку при несвоевременном проведении сажеобдувки б) Пропуски воздуха в газовую сторону из-за проседания или ослабления труб в трубных досках воздухоподогревателей, наличия трещин в трубных досках (на перемычках), повреждения самих труб Принять меры, указанные в 11.5 текста РНД То же. При первой возможности устранить пропуски воздуха в газовую сторону воздухоподогревателя.

Таблица А.7 Характерные повреждения котлов и меры их предупреждения

Неисправность Причина неисправности Рекомендуемый способ устранения неисправности
1. Деформация жаровых труб, огневых камер, барабанов, коллекторов а) Местный перегрев стенок из-за значительного слоя накипи б) Попадание нефтепродуктов на поверхности нагрева с пароводяной стороны в) Недопустимое снижение уровня воды в котле (упуск воды) г) Наличие посторонних предметов в котле д) Не отцентрована форсунка -факел направлен в сторону Соблюдать установленный водный режим котла; при появлении накипи тщательно производить очистку поверхностей нагрева Соблюдать инструкцию по эксплуатации конденсатно-питательной системы. При попадании нефтепродуктов в котел вывести его из действия и произвести выщелачивание Тщательно наблюдать за уровнем воды и техническим состоянием водоуказательных приборов Вскрыть лазы, проверить чистоту труб. Тщательно осматривать котел перед закрытием горловин и лазов Не допускать работу котла с неотцентрованной форсункой
2. Выпучины, деформация, разрывы и пережеги испарительных труб вследствие их перегрева а) Причины, указанные в пункте 1 б) Частичная или полная закупорка труб в) Значительные тепловые перекосы по газовой стороне См. пункт 1 См. пункт 1, перечисление а и г Тщательно регулировать процесс горения, производить своевременную очистку газоходов
г) Утонение труб в результате износа и обгорания д) Нарушение ("опрокидывание") циркуляции в водотрубных котлах е) Отсутствие расхода пара через пароперегреватель при работающем котле Производить своевременно контроль износа и замену труб Соблюдать требования инструкции в части выполнения нижнего продувания, в особенности экранных коллекторов Соблюдать инструкции по эксплуатации в части продувания пароперегревателя
3. Пропуски воды или пара у концов котельных труб, в заклепочных швах и связях (обнаруживаются по солевым потекам в местах пропусков) а) Ослабление вальцовочных соединений и заклепочных швов под действием резких смен температур б) Появление свищей и коррозионных разъеданий из-за скопления сажи у концов (корней) труб в) Нарушение технологии вальцовки труб Выдерживать нормы времени по вводу и выводу котла из действия согласно инструкции по эксплуатации Следить за правильной работой сажеобдувочных устройств; при выводе котла из действия очищать котел от сажи и других отложений полностью Соблюдать технологию вальцовки, не допуская подрезания труб
4. Разъедания барабанов и испарительных труб изнутри, жаровых и дымогарных труб снаружи а) Скопление грязи и шлама в водяном пространстве; подшламовая коррозия Соблюдать режимы продувок котла и водный режим; своевременно удалять из котла окислы железа и меди, проводить химическую очистку
б) Действие на металл кислот, солей, растворенного кислорода, углекислого газа в) Попадание влаги на пароводяные поверхности при длительном "сухом" хранении г) Хранение котла частично заполненного водой Соблюдать нормы водного режима. После проведения химических очисток при постановке котла на хранение производить его тщательную промывку Соблюдать правила хранения котлов Хранить котел согласно раздела 12 текста РНД
5. Коррозия труб снаружи а) Попадание влаги на трубы, занесенные сажей б) Отсутствие сушки котла от влаги после мойки или недостаточная сушка При хранении котла предохранять трубы от попадания влаги Производить промывку котла от сажи непосредственно перед вводом его в действие, либо сушить, зажигая форсунку
6. Трещины в обмуровке, повреждения кирпичной кладки а) Недопустимо быстрый подъем пара в котле или резкое охлаждение при остывании б) Пропитывание обмуровки водой при мойке котла в) Большая длина факела Соблюдать инструкцию по времени подъема пара и выводу котла из действия См. 14.2.4 текста РНД Отрегулировать длину факела

Приложение Б (справочное)

Таблица Б.1

Вода Показатель качества Ед. изм. Главные, вспомогательные и утилизационные котлы Главные котлы (водотрубные) давлением
газотрубные давлением до 2 МПа (20 кгс/см 2) газоводотрубные и водотрубные давлением до 2 МПа (20 кгс/см 2) свыше 2 до 4 МПа (20-40 кгс/см 2) свыше 4 до 6 МПа (40-60 кгс/см 2) свыше 6 до 9 МПа (60-90 кгс/см 2)
Питательная Общая жесткость мг-экв/л не более 0,5 не более 0,3 не более 0,02 не более 0,002 не более 0,001
Содержание масла и нефтепродуктов мг/л не более 3 не более 3 отсутствие отсутствие отсутствие
Содержание кислорода О 2 мг/л не более 0,1 не более 0,1 не более 0,05 не более 0,03 не более 0,02
Соединения железа мкг/кг не более 100 не более 100
Соединения меди мкг/кг не более 50 не более 50
Конденсат Хлориды С1 мг/л не более 50 не более 10 не более 2 не более 0,2 не более 0,1
Дистиллят или химически обработанная вода Общая жесткость мг-экв/л не более 0,5 не более 0,02 не более 0,001 не более 0,001
Пресная Общая жесткость мг-экв/л не более 8 не более 5
Котловая Общее солесодержание мг/л не более 13000 не более 3000 не более 2000 не более 300 не более 250
Хлориды С1- мг/л
Щелочное число, NaOH мг/л 150-200 150-200 100-150 10-30 10-15
Фосфатное число, РО мг/л" 10-30* 10-30* 20-40 30-50 10-20
Нитратное число, NаNО мг/л 75-100* 75-100* 50-75 5-15
Жесткость остаточная мг-экв/л не более 0,4 не более 0,2 не более 0,05 не более 0,02 не более 0,02
* Для котлов, переведенных на фосфатно-нитратный режим Примечания: 1. Нижние пределы щелочных чисел соответствуют более низким значениям общего солесодержания котловой воды. 2. Значения нитратных чисел должны составлять 50 % от фактического щелочного числа.

Приложение В (справочное)

Таблица В.1

Примечания.

1. Внутрикотловая обработка воды производится в соответствии с утвержденными инструкциями.

2. При применении фосфатно-щелочного режима для предупреждения межкристаллитной коррозии металла в местах возможных пропариваний через неплотности относительная щелочность котловой воды должна быть не выше 20 %, т.е. значение общего солесодержания котловой воды не должно падать ниже величины, равной пятикратному значению установленного щелочною числа.

В случае применениям составе питательной воды натрий-котионированной добавочной воды с повышенной щелочностью для снижения избыточного щелочного числа котловой воды состав последней необходимо корректировать вводом иононатрийфосфата.

Приложение Д (справочное)

Таблица Д.1

Вода Контролируемые показатели Примечание
Для котлов во всех цистернах Дистиллят и химически обработанная Конденсат главных и вспомогательных конденсаторов Питательная для газотрубных котлов То же, для газоводотрубных и водотрубных котлов до 2 МПа (20 кгс/см 2) То же, для водотрубных котлов до 6 МПа (до 60 кгс/см 2) То же, для водотрубных котлов свыше 6 МПа (60 кгс/см 2) Котловая вода для котлов, работающих на фосфатно-щелочном режиме То же, для котлов, работающих на фосфатно-нитратном режиме То же, для котлов, работающих на фосфатном режиме Хлориды (хлор-ион) Хлориды, общая жесткость Хлориды, масло Общая жесткость, хлориды, масло Общая жесткость, хлориды, масло, кислород То же Общая жесткость, хлориды, масло, кислород, соединения железа, меди Щелочное число, хлориды Щелочное число, хлориды, фосфатное число, нитратное число, жесткость Щелочное число, хлориды, фосфатное число Сопоставлять результаты с анализом первоначально принятой воды Определять в процессе приготовления воды – – – – – Не реже чем раз в 2-3 суток производить проверку остаточной жесткости То же То же

Приложение Е (справочное)

Таблица Е.1 "Мокрый" способ хранения

Таблица Е.2 "Сухой" способ хранения

Примечания.

1. Перед применением хлористого кальция взять пробу для анализа. При наличии свободного хлора использовать хлористый кальций в качестве влагопоглотителя запрещается.

2. Селикагель перед использованием прокалить в течение 3-4 часов при температуре 150-170°С.

Министерство транспорта Украины

Государственный департамент морского и речного транспорта

Нормативный документ морского транспорта Украины

Для проверки прочности конструкции, качества ее изготовления все элементы котла, а затем и котла в сборе подвергаются гидравлическим испытаниям пробным давлением р пр. Гидравлические испытания проводят по окончании всех сварочных работ, когда изоляция и защитные покрытия еще отсутствуют. Прочность и плотность сварных и вальцовочных соединений элементов проверяют пробным давлением р пр = 1.5р р, но не менее р р + 0.1 МПа (р р – рабочее давление в котле).

Размеры элементов, испытываемых пробным давлением р р + 0.1 МПа, а также элементов, испытываемых пробным давлением более высоким, чем указано выше, должны подвергаться проверочному расчету на это давление. При этом напряжения не должны превышать 0.9 предела текучести материала σ t s , МПа.

После окончательной сборки и установки арматуры котел подвергается окончательному гидравлическому испытанию давлением р пр = 1.25р р, но не менее р р + 0.1 МПа.

При гидравлических испытаниях котел заполняют водой и доводят рабочее давление воды до пробного давления р пр специальным насосом. Результаты испытаний определяют визуальным осмотром котла. А также по скорости падения давления.

Котел признается выдержавшим испытания, если давление в нем не падает и при осмотре не обнаруживаются течи, местные выпучины, видимые изменения формы и остаточные деформации. Отпотевание и появление мелких капелек воды у вальцовочных соединений течью не cчитается. Однако появление росы и слезинок у сварных швов не допускается.

Паровые котлы после установки на судно должны быть подвергнуты паровой пробе при рабочем давлении, которая заключается в том, что котел приводится в эксплуатационное состояние и проверяется в действии при рабочем давлении.

Газовые полости утилизационных котлов испытывают воздухом давлением 10кПа. Газоходы вспомогательных и комбинированных ПК испытаниям не подвергаются.

4. Наружный осмотр котлов под паром.

Наружный осмотр котлов в комплекте с аппаратурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и теплообменными аппаратами, системами и трубопроводами производится под паром при рабочем давлении и по возможности совмещается с проверкой в действии судовых механизмов.

При осмотре необходимо убедиться в исправном состоянии всех водоуказательных приборов (водомерных стекол, пробных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т.п.), а также в исправном действии верхнего и нижнего продувания котла.

Должно быть проверено состояние аппаратуры, исправность действия приводов, отсутствие пропусков пара, воды и топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.

Предохранительные клапаны должны быть проверены в действии на срабатывание. Клапаны должны быть отрегулированы на следующие давления:

    давление открытия клапана

Р откр ≤ 1.05 Р раб для Р раб ≤ 10 кгс/см 2 ;

Р откр ≤ 1.03 Р раб для Р раб > 10 кгс/см 2 ;

Максимально допустимое давление при действии предохранительного клапана Р max ≤ 1.1 Р раб.

Предохранительные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.

Должны быть проверены в действии ручные приводы подрыва предохранительных клапанов.

При положительных результатах наружного осмотра и проверки в действии один из котельных предохранительных клапанов должен быть опломбирован инспектором.

Если проверка предохранительных клапанов на утилизационных котлах на стоянке не представляется возможной вследствие необходимости длительной работы главного двигателя или невозможности подачи пара от вспомогательного котла, работающего на топливе, то проверка регулировки и опломбирование предохранительных клапанов могут быть произведены судовладельцем в рейсе с оформлением соответствующего акта.

При освидетельствовании должно быть проверено действие систем автоматического регулирования котельной установки.

При этом следует убедиться, что сигнализация, защита и блокирующие устройства работают безотказно и срабатывают своевременно, в частности при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, при прекращении подачи воздуха в топку, при погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики.

Следует также проверить работу котельной установки при переходе с автоматического на ручное управление и наоборот.

Если при наружном осмотре будут обнаружены дефекты, причина проявления которых не может быть установлена данным осмотром, то инспектор может потребовать проведения внутреннего освидетельствования или гидравлического испытания.

После окончания всех ремонтных работ (до нанесения защитных покрытий и изоляции) паровые котлы подвергают гидравлическому испытанию и паровой пробе в присутствии инспектора Регистра.
Гидравлические испытания проводят при условии полного заполнения котла водой и удаления воздуха, при наличии двух опломбированных манометров и при температуре воды и окружающего воздуха не ниже + 5 С. При этом, разность температур воды и окружающего воздуха должна исключать возможность отпотевания.
При испытании давление не должно быстро повышаться, запрещается выполнение на судне работ, вызывающих шум или стук.
Гидравлическое испытание проводят в следующем порядке: подъём давления до рабочего, предварительный осмотр при рабочем давлении, подъём давления до пробного с выдержкой (при отключённом насосе) в течение 10 минут, понижение давления до рабочего и осмотр.
Если во время гидравлического испытания в котле будут услышаны стуки или замечены другие ненормальные явления, испытания прерывают и после выпуска воды котёл тщательно осматривают для определения места и характера повреждения. После устранения дефекта испытание повторяют.
Котёл признают исправным, если при осмотре не обнаружено течи, остаточных деформаций, разрывов швов и других признаков нарушения целостности каких-либо частей и соединений.
Паровую пробу котла проводят в комплексе с арматурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и трубопроводами, при рабочем давлении. При этом необходимо убедиться в исправности водоуказательных приборов (водомерных стёкол, пробных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т.д.), а также верхнего и нижнего продувания котла. Проверяют состояние арматуры, действие приводов, отсутствие пропусков пара, воды, топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.
Предохранительные клапаны проверяют в действии на срабатывание. Они должны быть отрегулированы на следующие давления открытия: Р откр. меньше 1,05Рр (при Рр меньше 1,0 МПа); Р откр. больше 1,03Рр (при Рр больше1,0 МПа), где Рр — рабочее давление.
Максимально допустимое давление открытия клапана не должно превышать 1,1 Рр. Предохранительные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.
Проверяют в действии ручные приводы подрыва предохранительных клапанов. При положительных результатах их опломбирует инспектор Регистра.
Проверяют работу систем автоматического регулирования ВПК: безотказность и своевременность срабатывания сигнальных, защитных и блокирующих устройств (при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, прекращении подачи воздуха в топку, погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики).
Проверяют работу ВПК при переходе с автоматического на ручное управление и наоборот.
После окончания паровой пробы и устранения выявленных дефектов приступают к изоляции котла. Поверхности котла, подлежащие изоляции, а также каркас и обшивку очищают и окрашивают суриком или краской АЛ 177.
Изоляционный материал размачивают в горячей воде и наносят на горячие изолируемые поверхности слоем 10-30 мм. После высыхания первого слоя накладывают второй и так далее, до получения изоляции нужной толщины. Толщина изоляции зависит от температуры рабочей среды (для котлов — 60-100 мм).
В качестве изоляционного материала для судовых котлов применяют асбест-пушонку, асбестовую ткань, асбестовый картон, асбестовый шнур, диатомит (инфузорную землю), асбозурит (смесь асбеста с диатомитом), совелит и ньювель — смесь магнезии MgO и гидрата окиси магния Mg(OH)2 с асбестом.
Для экономии дорогостоящих изолирующих материалов (совелит, ньювель) изоляцию составляют из разных материалов. Например, первый слой — 10 мм — наносят из асбест-пушонки, второй — толщиной 40-50 мм — из совелита или ньювеля, третий — толщиной 10 мм — из асбозурита.
Изоляционные материалы, наложенные на поверхности котлов, скрепляют металлической сеткой и покрывают обшивкой из оцинкованного кровельного железа. Поверх накладывают стальные бандажи. Котлы изолируют также матрацами из асбестовой ткани с наполнителем из совелита или ньювеля. Матрацы сшивают латунной проволокой, укладывают на изолируемые части котла, обтягивают бандажами и покрывают металлическим кожухом.
Стенки топочной камеры и газоходов водотрубных котлов обшивают съёмными щитами из тонких стальных листов, изолированных асбестовым картоном (или другим изоляционным материалом)толщиной не менее 10 мм. Асбест крепят к щитам болтами, а щиты прикрепляют к каркасу котла на задрайках. Все соединения обшивки котла выполняют на асбестовых прокладках, чем достигается газонепроницаемость обшивки.