Смотреть что такое "клиент-центрированная психотерапия" в других словарях. Клиент центрированная терапия.

Клиент-центрированная терапия: Карл Роджерс

Подход к терапии, изначально называвшийся «недирективным», а затем получивший название «клиент-центрированного», был создан Карлом Рэнсомом Роджерсом (1902-1987).

Днем публичного рождения теории Роджерса явилась его встреча с американскими психологами в 1940 г. В раннем варианте психотерапии, названном «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии - словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевтическое зеркало). Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям.

Однако итальянскому педагогу не нужно ограничиваться пониманием педагога и признанием его прав на пассивную адаптацию; Вам нужно обогатить педагога, дать ему новые стимулы, установить связь с другими переживаниями и другими видениями мира. Более того, целью образовательных отношений является также то, что сам педагог способен постепенно внедрять движение сочувствия к педагогу и, в более общем плане, к другому человеку.

Роджерс применяет теории «неправительной терапии», цель которой мы видели в восстановлении естественных возможностей самореализации и саморегуляции индивидуального и образовательного процессов. По его мнению, образование должно основываться на опыте личности, а не на процессе, навязаемом извне; образовательный процесс должен квалифицироваться как самомотивированный. Смысл образования, ориентированного на студентов, можно резюмировать следующим образом: свобода от любой угрозы, от всего авторитаризма и свободы выбора и быть.

В 1951 г. Роджерс изменил название терапии - она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (client - centered ). Этим подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему - это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он - ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус психотерапии - факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.

С другой стороны, вы становитесь ответственными людьми, учитесь быть свободными. Модель образования, разработанная как ориентированная на человека подход, направлена ​​на содействие вовлечению всего предмета в процессы обучения и обеспечение образования с конкретностью существования и опыта. Это не должно быть, говорит Роджерс, учитель, чтобы изменить ученика, но ученик, который меняется через обучение, состояние которого - здоровые межличностные отношения; По его мнению, глубокий контакт является определяющим элементом образовательного мероприятия.

Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения.

В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в различных областях. И, таким образом, в 1960-1970-х гг. данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» подходом, или подходом, «ориентированным на человека» (person - centered approach ). Психотерапия же стала именоваться «человек-центрированной», или «ориентированной на человека»; другое название - «человек-центрированный подход к терапии» (последнее более точно). Это отражает исследовательские ценности Роджерса и его сотрудников: создание метаподхода, в рамках которого психотерапия является частным вариантом его приложения.

В рошерианском взгляде вы не можете ничего научить прямо, вы можете только облегчить обучение. По словам нашего автора, у людей есть естественная способность учиться «до тех пор, пока их любопытство не омрачается опытом нашей образовательной системы». Обучение, имеющее смысл, должно включать глобальное разделение личности; Этот тип обучения реализуется, когда предмет изучения ощущается студентом как актуальный для его собственных целей, когда ученик сталкивается с проблемой, которую он чувствует реальностью, и когда у него есть возможность выбирать между различными возможностями и материалами.

Роджерс и Р. Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко-центрированой терапии:

1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;

2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);

Этот тип обучения - это способ, которым способствует Фрейнет, который, однако, догнал в рогарийской опере, в 1960-х годах посвятит себя сравнительному исследованию между целями и средствами образовательного предложения американского психолога и средствами и целями его педагогики, Без возможности завершить работу. В его классах, где культивируется атмосфера доверия, благоприятная, не угрожающая, врожденное любопытство и желание учиться. «Живой расчет», «Свободный текст», «Экологическое исследование» являются примерами учебных и учебных мероприятий, связанных с реальным и проблемным аспектом жизни, с определенной целью, с проектом, который может осмыслить деятельность учеников.

3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;

4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре;

5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены - к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям;

Идеи и идеи, возникающие в связи с открытием ценности сотрудничества в построении знаний, а также с отказом от обучения, символического разделения и практики школы и окружающей среды. Его цель - не передавать знания, а не рождать его жажду знаний у своих учеников, вкус к исследованиям. В его классах французский учитель выступает за свободное выражение образовательной практики, которая позволяет открывать многочисленные аспекты личности ребенка посредством невообразимой интерпретации образов и символов, что предполагает реализацию динамичной педагогики, предназначенной для служения Максимальная индивидуальность ребенка и создание благоприятного школьного климата.

6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Теория человека .

Люди по сути своей рациональны, социализированы, устремлены вперед и реалистичны. Антисоциальные эмоции - ревность, враждебность и т. п. - существуют, но это не спонтанные импульсы, которые следует контролировать. Напротив, они являются реакциями на фрустрацию базовых влечений к любви, принадлежности, безопасности и т. д.

Свобода выражения мнений является основой вахтенной педагогики, основной доминантой которой является право ребенка свободно и безоговорочно выражать свою личность в безмятежном аффективном климате. Эта образовательная практика предлагает ребенку возможность: выразить свои чувства, свои эмоции, следить за своим личным путешествием; Свободный от тоски в ясной или символической форме; раскрывать его истинное я, его существо, которое живет интенсивно, кто осмеливается думать и говорить, что он осмеливается с энтузиазмом и общением.

Приобретая навыки слушания и непредвзятости, поскольку наблюдатели участвуют и интересуются учеником, можно создать простую среду для развития, с которой вместе можно столкнуться с вызовами, чтобы способствовать выражению и подтверждению идентичности ученик. Встреча с открытым и восприимчивым умом создает классную комнату в классе, где она может рассказать свою историю, особенно в ее теневых областях; Это способствует трансформации эмоций в мысли или мыслительные мысли.

Следовательно, нет необходимости контролировать эти импульсы - потребности саморегулируются, уравновешивая друг друга. Потребность в любви или дружеском общении уравновесит агрессию или выраженную сексуальную потребность, а также любые потребности, способные помешать другим людям.

Люди обладают способностью к переживанию путем осознавания факторов психологической дезадаптации, а также способностью и склонностью перемещаться от этого состояния к психологической адаптации. Эти способности и эта склонность будут реализованы в терапевтических отношениях.

Непрерывная педагогика, например, пропагандируемая Фрейне, представляет собой тип педагогики, целью которой является усиление автономии, протагонизма, креативности, самопомощи, самооценки; Все это в условиях свободы не абсолютное, а адекватное реальному умению брать на себя ответственно и управлять им.

В не директивном образовании постепенно завоеванная свобода воплощается в стремлении дать ребенку вариант и право выбора. Поэтому непрактичность далека от авторитаризма и радикальной вседозволенности. Доттренс называет «полномочиями» и осуществляет чрезмерно жестокий диктатор, действие которого основано исключительно на послушании, репрессиях и притворстве учеников.

Тенденция к адаптации = тенденция к самоактуализации. Терапия, таким образом, служит высвобождению уже существующих у индивида способностей. Если человеку предоставлены разумные условия для роста, он станет конструктивно развивать свой потенциал, подобно тому как из семян вырастают плоды.

Базовые конструкты КЦПТ

Тенденция к актуализации - врожденная тенденция организма к развитию всех способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования.

Дисциплина, полученная путем осуществления этого очевидного авторитета, неизбежно ведет к восстанию, а не к соблюдению правил и мастеру. Аутентичный авторитет или, опять же сказать, с Доттренсом, «авторитет-престиж», зависит прежде всего от личных качеств: овладения собой, чувства ответственности, упорства в усилиях, любви к детям.

Это дисциплина, которую Фринет выполняет в своих классах, поощряя самоуправление, позволяя детям делать свой собственный опыт, выбирать мероприятия, посвященные их временам и ритмам, активно участвовать в образовательном проекте, поэтому Выполнять свои обязанности. Он не навязывает дисциплину, прибегая к наказанию - однако не полезно, особенно - как отмечает Руссо - на определенном этапе развития ребенка, так как «долг нужно не само-понятие возраста», - но убеждается, что Эта дисциплина открыта самими учениками.

Тенденция к самоактуализации - проявление общей тенденции к актуализации в той части переживаний организма, которая символизируется в «Я».

Опыт - все происходящее в организме в данное время, осознаваемое или потенциально осознаваемое, имеющее психологическую природу.

Чувство, переживание чувства - эмоционально окрашенное переживание в сочетании с его личностным смыслом.

Метод самоуправления позволяет студенту интернализировать стандарты и развивать свою личность, опосредуя личные потребности и потребности группы. Таким образом, дисциплина или самодисциплина, основанная на способности ученика к самоуправлению, основываются на интересе человека в отношении классового сообщества. Его источник рассматривается в самой природе демократически организованной коллективной работы, из которой все ученики чувствуют ответственность.

Ребенок замечает Фрейне, как и подросток, только узнает, что он понимает, и понимает, только если он участвует в разработке своих знаний; Это фундаментальный принцип фрейдовской педагогики. И ребенок может быть активным только в том случае, если он имеет некоторую свободу, что не следует путать с полной анархией: необходимо воспитывать детей в практике свободы, то есть признавать их индивидуальные и социальные обязанности.

Осознание, символизация, сознание - репрезентация части переживаний.

Воспринимать, восприятие - гипотеза или прогноз действия, которые осознаются при воздействии на организм стимулов. Восприятие есть осознавание стимулов.

Переживание себя - любое событие или сущность в феноменальном поле, определяемое человеком как Я, «меня», «сам» или имеющее отношение к Я.

«Обновление тенденции» и «Жизненный потенциал». Позитивный взгляд на человеке, или концепции индивида как пачка потенциала роста и улучшения, охваченной Роджерс и Френом, выражаются понятиями «Актуализация тенденции» и «максимальной потенциальной жизни», разработанные соответственно От первого и второго.

«Тенденция обновления», то есть тенденция к осознанию, актуализации, сохранения себя, активна во всех организмах и во все времена. Именно в свете этой фундаментальной тенденции самопрепарат сам по себе удовлетворяет его потребности. Именно благодаря этой глубокой силе индивидуум в терапии переходит к реструктуризации, а не к распаду. Эта концепция, или естественная тенденция во всех живых организмах к полному развитию, к более полной реализации возможностей организма, является «основой, на которой строится ориентированный на человека подход».

Я, Я-концепция, Я-структура - организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я и взаимоотношений Я с другими людьми и различными аспектами жизни, наряду с ценностями, связанными с этими ощущениями.

Психологическая дезадаптация - состояние, при котором организм отвергает или искажает значимое переживание в осознании, что ведет к неконгруэнтности между Я и переживанием; неконгруэнтность.

Развивающиеся энергии жизни, по словам Роджерса, являются основой каждого процесса операции и изменений; и терапевтический процесс, по его мнению, заключается в том, чтобы использовать «психологически благоприятный климат для перехода в эволюционном направлении, в направлении процесса, который начинается с самого момента зачатия каждого отдельного человека».

Если, отмечает Фрейнет, воля к сохранению сама по себе принадлежит каждому живому существу, а именно человеческое стремление - увеличить свою силу, самосовершенствование. «Жизненная сила», «гормон», «жизненный импульс», «жизненный поток» - разные наименования, используемые для выражения той же концепции.

Конгруэнтность, конгруэнтность Я и переживания - состояние, при котором Я-переживания точно представлены в Я-концепции, - интегрированное, целостное, подлинное.

Открытость опыту - отсутствие угрозы; противоположность защитам.

Позитивное самоуважение - позитивная установка к Я, прямо не зависящая от установок других.

Эта жизненная сила проявляется, когда деятельность детства не мешает тому, что Монтессори называет «радостью жизни». Поведение ребенка, согласно концепции Монтессори, руководствуется внутренним импульсом к самосовершенствованию, желанием жить и становиться взрослым, которому суждено быть.

Только когда ребенок помещается в состояние, чтобы иметь возможность наслаждаться этой жизненной энергией, процесс его роста будет продолжаться в обычном режиме. Эта идея проистекает из наблюдения своего рода внутреннего потока в эволюционное развитие, которое выражает способность такого развития искать свои собственные пути творческим путем, не останавливаясь перед препятствиями.

Локус оценки - источник доказательства ценности, внутренний / внешний.

Процесс терапии

Терапевтический процесс - это фасилитация у клиента личностного роста, особенности взаимоотношений помощи или необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений, создаваемые терапевтом.

Фокусы терапевтического процесса

Джеймса, сосредоточенные на становлении, на концепции психической жизни как поток Идеи и совесть, обрамляющие и углубляющие их в изучение эго. По его мнению, только динамическая философия может уловить направления жизненного потока, поскольку жизнь - это серия непрерывных импульсов и модификаций. Концепция женевского педагога движется от признания «жизненного импульса», которым является ребенок, этой универсальной силы, выражающейся в творческой деятельности. Он, вслед за Берлинской философией, утверждает, что существует жизненный поток к полной реализации эго и к росту его могущества.

    ослабление чувствования;

    изменение стиля переживания;

    переход от неконгруэнтности к конгруэнтности;

    изменение манеры и степени, в которой индивид желает и способен выразить себя в благоприятной обстановке;

    ослабление когнитивных схем переживания;

    изменение отношения человека к своим проблемам;

    изменение манеры общения.

    Конец каждого жизненного синергизма - это сохранение и рост силы эго, чья конструктивная тенденция контрастирует с деструктивной природой неио, которая является абсолютной статичностью. Непосредственным условием силы эго является адаптация, необходимое условие сохранения его равновесия. Он создает основу для жизни как энергетическую силу, которая заставляет ее создавать без требования.

    В этой стремительной жизненной энергии французский педагог назначает имя «Максимальный жизненный потенциал», который указывает на неиссякаемую волю жизни, неудержимый жизненный импульс, который побуждает человека подниматься все выше и выше, чтобы улучшить и совершенствовать Постоянно сам. В мышлении Фрейнета все делается так, как будто у человека есть жизненный потенциал, который стремится не только сохранить, но и вырасти, утвердить и передать себя другим существам.

Условия терапевтического процесса

1. Два человека находятся в контакте.

2. Клиент - в состоянии неконгруэнтности, ранимости и тревожности.

3. Терапевт конгруэнтен в отношениях.

4. Терапевт испытывает безусловное позитивное отношение к клиенту.

5. Терапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента.

6. Клиент воспринимает, хотя бы минимально, условия 4 и 5.

Наличие этих условий приводит к следующим личностным изменениям клиента :

1. Клиент все более свободно начинает выражать свои чувства через вербальные и/или моторные каналы.

2. Выражаемые им чувства имеют отношение скорее к Я, чем к не-Я.

3. Он все лучше различает объекты своих чувств и восприятий. Его переживания точнее представляются в символах.

4. Выражаемые им чувства все чаще указывают на неконгруэнтность между некоторыми его переживаниями и Я-концепцией.

5. Он приходит к осознанию угрозы неконгруэнтности.

6. Он полностью осознает чувства, которые в прошлом искажались или не осознавались.

7. Его Я-концепция реорганизуется, чтобы ассимилировать и включить эти переживания, которые ранее искажались или не осознавались.

8. По мере продолжения реорганизации Я-структуры Я-концепция становится все более конгруэнтной переживаниям, ослабляется защита.

9. Он все более способен к переживанию безусловного позитивного отношения со стороны терапевта без ощущения угрозы.

10. Он все сильнее ощущает безусловное позитивное самоуважение.

11. Он все сильнее чувствует себя как локус оценки.

12. Он реагирует на переживание в меньшей степени с учетом условий ценности, а в большей степени основываясь на организмическом оценивающем процессе.

Если в начале становления КЦПТ делался акцент на техниках, позже главное внимание стало уделяться философии и установкам психотерапевта, терапевтическим отношениям.

Техники служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения, понимания, способами сообщить клиенту, что психотерапевт пытается создать внутреннюю систему координат за счет совместного с клиентом мышления, чувствования и исследования.

Существует ряд способов установления и поддержания терапевтических отношений. Но техники не могут использоваться осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность терапевта.

Сам процесс терапии рассматривается с точки зрения клиента, с учетом его восприятия и происходящих в нем изменений.

Терапевтические отношения основаны не на интеллектуальных построениях. Разъяснение клиенту особенностей его личности и поведения, предписание тех или иных действий не дают стойких эффектов. Терапевтические отношения должны обладать рядом характеристик: принятие, конгруэнтность, понимание, сообщение принятия, конгруэнтности и понимания.

Ни один терапевт не обладает полным их набором в их максимальной выраженности. Таким образом, это скорее желательные цели или идеальные характеристики.

Роджерс в статье «Процессуальное уравнение психотерапии» (1961b) дает представление о терапии как о работе с теплыми живыми людьми теплых живых консультантов. Анализ процесса проводится в двух системах координат:

Феноменологической - системе координат клиента;

Внешней - системе координат наблюдателя.

«Итак, что же представляет собой процесс консультирования и терапии?

Для психотерапевта это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в нем глубин так же, как боюсь своих собственных. Когда он говорит, я начинаю чувствовать к нему уважение, дружеское расположение. Я ощущаю, как его пугает собственный мир, как отчаянно он пытается удержать его на месте. Я хотел бы чувствовать его чувствами, и мне бы хотелось дать ему знать, что я стою рядом с ним в его тесном, ограниченном маленьком мире и что я гляжу на него без страха. Вероятно, я могу сделать этот мир для него более безопасным. Мне бы хотелось, чтобы мои чувства в отношениях с ним, моим клиентом, были бы максимально прозрачными и ясными, чтобы они стали для него заметной реальностью, в которую он может возвращаться вновь и вновь. Мне бы хотелось отправиться вместе с ним в пугающее путешествие в глубины его "я", в глубоко погребенный страх, ненависть и любовь, которым он никогда не давал проявиться в себе. Я признаю, что это путешествие непредсказуемо для меня так же, как и для него, и что я могу, даже не успев осознать собственного страха, уйти в себя от некоторых чувств, обнаруженных в глубинах моего клиента. Мне известно, что в некоторой степени я буду ограничен в своей способности оказать ему помощь. Я признаю, что иногда собственные страхи клиента будут заставлять его воспринимать меня как равнодушного, отвергающего, вторгающегося на чужую территорию, непонятного. Я искренне желаю принять эти его чувства, вместе с тем я надеюсь, что мои собственные реальные чувства проявятся так ясно, так что со временем он не сможет их не воспринять. Более всего мне хотелось бы, чтобы он видел во мне реального человека. У меня нет необходимости быть неестественным, чтобы мои собственные чувства были "терапевтическими". То, что я собой представляю и что чувствую, - вполне достаточная основа для терапии, если мне удастся быть самим собой в отношениях с ним. В этом случае, вероятно, он сможет быть самим собой открыто и без страха».

Клиент , со своей стороны, проходит гораздо более сложные перипетии, о которых можно лишь догадываться. Все же схематично его чувства меняются в некоторых из перечисленных ниже направлений. «Я его боюсь. Я хочу получить помощь, однако я не уверен, что ему можно доверять. Он может увидеть то, чего я сам в себе не замечаю - пугающие и дурные элементы. Он, по-видимому, не собирается меня осуждать, однако мне кажется, что это обманчивое впечатление. Я не могу сообщить ему своих настоящих проблемах, однако вполне могу рассказать о некоторых своих прошлых переживаниях, которые связаны с этими проблемами. Он вроде бы меня понимает, так что можно рассказать ему о себе кое-что еще».

«Теперь, когда я показал ему некоторые свои дурные стороны, он меня презирает. Я в этом уверен, хотя, как ни странно, не вижу ни малейшего тому подтверждения. Следует ли считать, что рассказанное мной вовсе не так уж плохо? Возможно ли, что мне вовсе не надо стыдиться этой своей части? Мне уже не кажется, будто он меня презирает. Напротив, я чувствую, что хочу двигаться дальше, исследуя себя ,вероятно, больше себя выражая. Он кажется мне надежным компаньоном; видимо, он действительно меня понимает».

«Но теперь я вновь ощущаю страх, на этот раз я сильно напуган. Я не представлял себе, что исследование глубин собственного "я" заставит меня переживать ранее неведомое. Все это весьма странно, ведь чувства эти не новы. Я всегда догадывался об их существовании. Однако они представлялись настолько дурными и волнующими, что я не допускал их в себя. А теперь я заново часами переживаю эти чувства вместе с ним, я в ужасном волнении, словно мой мир рушится. Он всегда казался мне таким прочным и надежным. Теперь он ослаблен, проницаем и уязвим. Не очень-то приятно испытывать чувства, которых всегда страшился. Это он во всем виноват. Любопытно, но я жду встреч с ним, рядом с ним я чувствую себя в большей безопасности».

«Я не знаю теперь, кто я такой, однако иногда, ощущая нечто, я на мгновение кажусь себе реальным и стабильным. Я обеспокоен противоречиями, которые во мне обнаружились: я делаю или думаю одно, а чувствую другое. Это лишено гармонии. Иногда исследование собственной сущности напоминает настоящее приключение, кружит голову. Временами я ловлю себя на мысли, что я ценен сам по себе, каким бы я ни был в действительности».

«Я начинаю привыкать, хотя это и очень болезненно, делиться своими чувствами, возникающими в данный момент, и даже нахожу это весьма полезным. Знаете, действительно полезно попытаться к себе прислушаться, чтобы заметить происходящее внутри. Я больше не боюсь того, что происходит во мне. Это заслуживает внимания и доверия. Отпущенное мне время совместной работы я использую на то, чтобы докопаться до своих глубин, узнать, что я чувствую на самом деле. Это тяжелая работа, но я хочу это знать . И я доверяю ему почти всегда, это помогает. Я ощущаю себя ранимым, но знаю, что он не хочет причинить мне боль, я даже верю в то, что он действительно обо мне заботится. Мне кажется, если я попытаюсь добраться как можно глубже, мне удастся понять, что во мне происходит, и уловить смысл происходящего, я узнаю, кто я такой, а также что мне следует делать. Во всяком случае, иногда в его присутствии у меня появляются такие чувства».

«Понимаете, я чувствую, будто плыву в потоке жизни, рискуя и попадая в водовороты, но будучи самим собой. Иногда я терплю поражения, терплю обиду, однако я учусь тому, что переживания не фатальны. Я точно не знаю, кто я такой, однако я могу ощутить свои реакции в каждый конкретный момент и они, по-видимому, служат прочной основой для моего поведения. Возможно, это как раз и значит быть собой .Но , конечно же, я могу это делать только потому, что ощущаю себя в безопасности, общаясь с психотерапевтом. Могу ли я быть собой вне этих отношений? Мне хотелось бы это знать. Очень хотелось бы. Не исключено, что могу».

Продолжительность. Сессии обычно назначаются раз в неделю, хотя они могут быть более или менее частыми. Продолжительность терапии определяет клиент. Ближе к концу терапии сессии могут проводиться реже, раз в две недели, например. Однако это не значит, что клиент-центрированная терапия не имеет конца; в действительности это сравнительно краткосрочное лечение.

Область применения. Принято считать, что КЦПТ подходит только клиентам, имеющим уровень интеллекта выше среднего, в частности студентам колледжей или людям с относительно простыми проблемами. Вместе с тем метод хорошо зарекомендовал себя при работе с разными клиентами, имеющими широкий спектр проблем, включая пациентов психиатрических больниц.

Автором клиент-центрированного подхода в психотерапии является К. Роджерс (1902 -1987) , американский психотерапевт, который радикально перевернул основное понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом самому себе.

Роджерс утверждал, что «медицинская модель – с влиянием диагноза патологического поведения, методов лечения, а также желанием выздоровления является полностью несоответствующей моделью для обращения с психически нуждающимся или имеющим отклонения в поведении индивидом» .

Концепция психотерапии Роджерса

Центральную гипотезу Клиент-центрированной психотерапии Роджерс сформулировал так: «Каждый из нас имеет в себе самом обширные ресурсы для понимания собственной сущности, для изменения собственной Я-концепции, установок, отношения к себе и поведения» .

Но для того, чтобы эти ресурсы лучше высвобождались, необходимо создать условия. «человек может научиться использовать эти ресурсы, только оказавшись в условиях особых, поддерживающих, фасилитирующих взаимоотношений» .

Эти установки Роджерс обозначает как «операционную философию терапевта» и как «путь контакта с клиентом» .

Он точно и выразительно сформулировал свою концепцию психотерапии в форме шести «необходимых и достаточных условий для развития личности посредством психотерапии» , подчеркивая значение базового терапевтического отношения.
Это стимулировало исследования в области психотерапии и оказало значительное влияние на понимание психотерапии в целом. Эти условия являются основой клиент-центрированной психотерапии.

6 необходимых и достаточных условий психотерапии.

(1) Два человека находятся друг с другом в реальном психологическом контакте

Под психологическим контактом подразумевается интенсивно переживаемое отношение, когда лица, участвующие в нем, эмоционально затрагивают друг друга. Именно в таком взаимодействии осуществляется позитивное изменение личности.

Условие, что между терапевтом и клиентом возникает контакт, является основным условием, предпосылкой для всех остальных условий, и является одновременно настолько важным, что может быть выдвинуто как отдельное качество.

Контакт для терапевта - это способность реализовать способность к эмпатии и конгруэнтности.
«Во всем, что я делаю, чувствуется лечебное действие, когда я становлюсь ближе к моему внутреннему, интуитивному Я, когда я в определенной мере вступаю в контакт с незнакомцем, когда я возможно нахожусь в измененном состоянии сознания. Тогда только моё присутствие является для другого избавительным и полезным» .
Контакт всегда настоящий, даже если подразумевается прошедшее или будущее. Контакт всегда происходит в настоящем времени, в частности прошедшее и будущее всегда переживаются в настоящем времени. Однако люди могут уклоняться от этого настоящего переживания, они могут потерять, либо избегать контакта.
Включаться в непосредственный ощутимый настоящий контакт всегда как правило пугающе, не только для клиента, но так же и для всех, включая терапевта.

(2) Один человек (клиент) находится в состоянии неконгруэнтности.

Неконгруэнтность возникает, когда переживание организма отрицается или искажается, чтобы поддержать представление о себе.
Т.е это несоответствие между опытом организма и Я-концепцией.
Неконгруэнтность означает неумение признать и эмпатически понять собственное переживание (образ себя не совпадает с тем, что происходит в реальности).
Или на уровне ценностей- нераспознанное несоответствие между данными из собственного опыта и интроецированными извне ценностями.
Состояние некогруэнтности может быть осознанным (общий страх) или неосознанным (общее напряжение) и может приводить к противоречивым или необъяснимым формам поведения.
Важным является то, что клиент, по крайней мере, догадывается о своей неконгруэнтности. Только в этом случае психотерапия показана.

(3) Другой человек (психотерапевт) конгруэнтен

Это означает, что, по крайней мере, по отношению к клиенту переживания терапевта соответствуют тому, что он осознанно выражает в контакте

Для Роджерса конгруэнтность психотерапевта имеет важнейшее значение.
Это базисная способность терапевта распознавать собственные внутренние переживания, полагаться на переживаемые в текущий момент чувства в своих отношениях с клиентом и очевидным образом проявлять их в терапевтических отношениях. Это не позволяет ему играть роль или демонстрировать фасад. Его слова согласуются с переживаниями. Он следует за самим собой. Он следует за меняющимся потоком собственных чувств и проявляет себя. В этом он прозрачен. С клиентом он в полной мере пытается быть самим собой.
В первую очередь конгруэнтность подразумевает открытость по отношению к собственному организмическому переживанию.
То, что не можешь признать и понять у себя самого, еще меньше можешь это сделать у других. Таким образом, психотерапевт не может продвинуть клиента дальше собственной конгруэнтности.

(4) Терапевт испытывает безусловное уважительное отношение к личности клиента

Потребность в безусловном позитивном отношении имеет в концепции личностной модели клиент - центрированной терапии важнейшее значение, как для возникновения самости, так и для её развития (так же в рамках психотерапии).
«С появлением самости у индивидуума развивается потребность в позитивном внимании. Эта потребность является основной чертой человека. Это вездесуще…Удовлетворение этой потребности в силу необходимости зависимо от заключения, которое имеет дело с полем опыта другого. Вследствие этого удовлетворение часто является неоднозначным» .

Такое отношение возникает, в том числе, из веры терапевта во внутреннюю мудрость процессов самоактуализации клиента и убеждения, что клиент обнаружит те ресурсы и направления, которые примет его личностный рост.
Безусловное уважение здесь рассматривается не как позиция невмешательства, или одобрение и согласие с любым поведением и поступками, но прежде всего, как принятие любых переживаний клиента, признание права на существование и внутреннюю причину этих переживаний.
Такое безусловное уважение приводит в движение поток внутренних переживаний клиента и помогает ему быть открытым этим переживаниям.
«Если я принимаю себя таким, как я есть, я изменяюсь» .

Можно различить два элемента уважительного отношения: заинтересованное уважение к личности и ее импульсам с одной стороны и эмоциональную восприимчивость с другой стороны.
«Приятие мало значит, пока не будет содержать в себе понимания» . Поэтому уважительное отношение всегда следует рассматривать в функциональной взаимосвязи с эмпатическим пониманием.

(5) Терапевт эмпатически воспринимает систему внутренних смыслов и переживаний клиента

Понимание мира клиента так, как он (клиент) его видит, является фундаментальным фактором терапевтического изменения. "Исключительное сосредоточение терапии на текущем феноменологическом опыте клиента и является смыслом понятия "клиент-центрированная" .

У Роджерса имеется отчетливое изменение в понимании эмпатии .
Вначале он говорил: «Быть эмпатичным - означает воспринимать с максимально возможной точностью внутреннюю систему координат/отношений другого человека со всеми ее эмоциональными компонентами и значениями, как будто Вы и являетесь этим человеком, и в тоже время никогда не отходить от положения "как будто". Это означает ощущать боль или радость другого так как он это ощущает, воспринимать основание для этого, как он их воспринимает, но никогда не терять сознания от того, что случилось так, "как будто" была нанесена сильная рана и т.д. Если Вы теряете эту позицию "как будто", то Вы находитесь в состоянии идентификации» . (1959а/1987, 37).

В 1975 году он пишет: «Я не хотел бы более говорить о «состоянии эмпатии», так как я думаю, что речь здесь идет скорее о процессе, а не о состоянии. … Эмпатия означает, что терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого личностью в данный конкретный момент, который сама личность едва ли в себе обнаруживает;» (1975а/1980, 79).
Таким образом, терапевтическая эмпатия выходит за рамки того, что клиент и без того уже знает; преимущественно она ориентирована на то, что находится «на краю чувственного восприятия клиента» . И это указывает на всеобъемлющее значение эмпатии: без эмпатического понимания собственное Я не может ни возникнуть, ни далее развиваться.

Так же, как в случае с уважением, в случае с терапевтической эмпатией речь идет не о «гуманном» качестве общепринятой человеческой дружелюбности, а о функциональной позиции. Она способствует самоисследованию и самопониманию клиента.

(6) Клиент хотя бы в минимальной степени может воспринимать безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта

Для того, чтобы высказывание могло быть эффективным, оно должно быть воспринято.
Важно иметь ввиду, что основные терапевтические установки не могут ни на что повлиять, если клиент не воспринимает их как таковые.
Таким образом, предварительным условием психотерапии является наряду со способностью клиента быть в контакте с другим и понимание своей неконгруентности, также его способность воспринимать отношения, которые ему предлагаются в терапевтическом общении.

«Дополнительный признак» Роджерса

В некоторых поздних работах Роджерс описывает «дополнительный признак» терапевтического отношения, который он называет «presence», присутствие.
«Я констатирую, что все, что я делаю, производит лечебное действие, когда я ближе всего подхожу к моему собственному, интуитивному Я, когда я нахожусь в контакте с неизвестным во мне, когда я нахожусь, возможно, в несколько измененном состоянии сознания. Тогда даже одно мое присутствие является для другого полезным и целительным .» (1980 а/1981, с 80).

Вуд (Wood)(1988) интерпретирует это «присутствие», как то, что эмпатия может вести к другому состоянию сознания, к контакту с «трансперсональной» осознанностью, при этом (неясно для нас) вызывать способность клиента к самоисцелению.

Расширение концепции КЦП

Терапевтическая концепция Ю. Джендлина, как дополнение концепции Роджерса.

Ю. Джендлин вместе с К. Роджерсом в 1960 году проводил исследования с клиентами, страдающими шизофренией, с целью проверить и развить действенность клиентцентрированного подхода (Rogers/Gendlin/Kiesler/Truax 1967).

В то время, как Роджерс в своей концепции уделяет большее внимание факторам влияния основных установок терапевта на процесс психотерапии, Джендлин смещает акцент на переживания клиента.
И в дополнение к 6 условий терапии Роджерса, описывает еще одно важное условие необходимое для психотерапии - это особый тип и глубина переживания клиента .
Такой тип внутреннего переживания Джендлин определяет как имплицитно функционирующее переживание (Experiencing), а также чувственно воспринимаемый смысл (Felt Sense). Обращение к этому неясному потоку переживания (Felt Sense) , и соответствующий отклик на него со стороны терапевта дает возможность обнаружить смысл и значение этого переживания для клиента. И таким образом клиент продвигается в направлении более точного и полного понимания самого себя.

Вместе с тем необходимая для терапевтического изменения глубина переживания не возникает сама по себе. Если человек запутался в своем «структурно ограниченном переживании», то для восстановления углубленного процесса переживания необходим толчок, который исходил бы снаружи, то есть от терапевта.

Таким образом, расширенная концепция будет описывать внутреннее переживание и терапевта и клиента, что необходимо для психотерапии как центральный элемент.

Соотношение этих условий терапии К. Роджерса и Ю. Джендлина представлено в следующей таблице:

Терапевт Клиент
Контакт (Условие 1 Роджерса) Контакт (Условие 1 Роджерса)
Конгруэнтность (Условие 3 Роджерса) Неконгруэнтность (Условие 2 Роджерса)
Переживание безусловного уважения и эмпатического понимания (Условия 4 и 5 Роджерса) имплицитно функционирующее переживание (Experiencing), чувственно воспринимаемый смысл (Felt Sense)
(Концепция переживания Джендлина)
Действительная интеракция, такая, что «отклик» терапевта внутренне затрагивает клиента («Реинтеграция» Джендлина) Восприятие уважения и эмпатии терапевта (Условие 6 Роджерса)

Дальнейшее развитие концепции Клиент-центрированной психотерапии

Концепция психотерапии Роджерса определяет принципиальное качество, которое должно присутствовать в терапевтическом отношении, чтобы произошло личностное изменение. Роджерс подчеркивал значение базового терапевтического отношения, в то время как профессионально-психотерапевтические и клинические аспекты оставались на заднем плане.
Тем не менее, если не учитывать этот план, возникает однобокое неправильное понимание, ведущее к профессиональной некомпетентности.
Многие, прежде всего практикующие клиент-центрированные терапевты , оспаривают то, что Эмпатия, Принятие и Конгруентность несовместимы с целенаправленностью и преднамеренностью терапевта.
Психотерапия является профессионально структурированной, ориентированной на достижение цели деятельностью, направленной на особый специфический результат. Клиент-центрированный терапевт имеет специальное «намерение», хорошо понять именно нарушенное переживание и тем самым дать возможность клиенту увидеть свою неконгруэнтность. Вместе с клиентом он создает и постоянно пересматривает гипотезы относительно структуры личности клиента, для того, чтобы выявить и отследить неконгруентность (в чем неконгруентность, как она выражается, как возникла и развивалась). Цель терапевта вместе с клиентом – понять «глубинно-психологическую» динамику неконгруентного «Я» или отрицаемого переживания, с целью обнаружить неконгруентность и преодолеть ее. Это происходит благодаря непрерывной процессуальной диагностике и требует особых терапевтических навыков.
Чтобы изменение, идущее изнутри клиента, было эффективно, важно достичь глубины переживаний, необходимой для психотерапии . Наиболее важный навык клиент-центрированного терапевта –его способность распознавать, подхватывать, поддерживать, формировать и углублять процесс переживания, необходимый для психотерапии.

Таким образом, можно обозначить, по крайней мере, 3 основные ориентации в современных подходах Клиент-центрированной Психотерапии . Они представлены в следующей таблице:

Классическая ориентация КЦТ.

Только основные принципы

Клиническая ориентация КЦТ.

Терапия как функциональное отношение

Экспириентальная ориентация КЦТ

Работа над переживанием

Следование за клиентом, доверие его собственному потенциалу раскрытия (Bozarth)

Отсутствие преднамеренности и стратегии терапевта (Brodley)

«Единственная» цель: предложить клиенту отношения, в которых он сможет воспринимать уважение и эмпатию терапевта именно как таковые (Brodley)

Настоящее время (здесь и сейчас), личная встреча (Schmid)

Ласковость (нежность) (Thorne)

Профессиональное предложение отношения, не всеобщее дружелюбие (Biermann-Ratjen, E.-M., Eckert, J. & Schwartz, H.-J)

Невозможность осуществить базовые установки без знания нарушений и привлечения автобиографической перспективы, действия в зависимости от специфики нарушения (Binder, U Finke, J. Swildens, H., Speierer, G.-W)

Процессуальная диагностика (Австрийское научное Общество клиент-центрированной и разговорной психотерапии ÖGwG)

Герменевтическая эмпатия (Wolfgang W. Keil)

Сценическое понимание (Sommer, K.)

Интерактивня ориентация (van Kessel, W.)

Восстановление и углубление процесса переживания

Работа с чувственно воспринимаемым смыслом - Фокусирование (Genglin E)

Директивность по отношению к процессу переживания, но не по отношению к содержанию переживания

Эмоциональные схемы процесса (Rice, Greenberg)

Целевое ориентирование, интервенции всегда должны быть предложениями по обработке переживания (Sachse)