Как исправить промашки фокуса в фотошопе. Новый инструмент выделения Focus Area в Adobe Photoshop


Одной из частых проблем при макросъёмке является то, что глубина резкости наших фотографий может быть настолько мала, что мы не сможем захватить в фокус весь объект. Даже с наименьшей возможной апертурой, макросъемка может сильно ограничить глубину. В фокус попадает только определённая часть объекта, а остальная сцена остаётся размытой. Сегодня мы поговорим о комбинировании методов съёмки и Photoshop для увеличения видимой глубины резкости сверх того, чего можно добиться при использовании одного изображения.

Подготовка

Метод, который мы будем описывать, обычно называется совмещением фокуса (англ. focus stacking ). Он заключается в съёмке нескольких кадров с различными фокусными расстояниями и последующей их комбинации. Это означает, что у нас будет несколько фотографий, на каждой из которых в фокусе будут разные части сцены, а затем мы скомбинируем их в одно изображение. Результат – фотография, на которой в фокусе будет весь объект полностью, чего мы не смогли бы достичь посредством одной фотографии.

Для статьи я выбрал камеру Olympus OM-D стандарта Micro 4/3 и макро-объектив Nikon 55mm Micro-NIKKOR, присоединённый при помощи адаптера. Эффективное фокусное расстояние объектива составило 110мм, благодаря кроп-фактору 2x, но чтобы захватить в фокус часы полностью, нам потребовалось использовать технику совмещённого фокуса, о которой мы сегодня и поговорим.

Эта методика наиболее полезна при использовании макро-объектива. Я выбрал старую модель объектива Nikon 55mm Micro-NIKKOR f/3.5 на камере Olympus OM-D . Такая комбинация делается для невероятно резких макрофотографий. Я использовал адаптер, чтобы прикрепить F-mount объектив к OM-D . Следует отметить, что OM-D – камера с сенсором стандарта Micro 4/3 и кроп-фактором 2x, т.е. фактически фокусное расстояние объектива становится равно 110мм. Такое большое фокусное расстояние также уменьшает глубину резкости наших фотографий, поэтому метод совмещения фокуса особенно полезен в данной ситуации.

В качестве объекта съёмки я выбрал наручные часы, которые хорошо подошли для того, чтобы продемонстрировать силу увеличения глубины резкости посредством совмещения фокуса. Поскольку часы лежат, глубина резкости слишком мала: мы не можем в одной фотографии захватить в фокус всё часы от ближнего до дальнего края ремешка. Самое время, чтобы использовать совмещение фокуса.

Я решил настроить освещение так, чтобы подсветить часы сбоку, поэтому я использовал несколько недорогих съёмных источников постоянного света (вместо вспышек) и тщательно расставил их вокруг сцены. Я использовал тёмно-синюю ткань в качестве подложки для достижения максимального контраста между объектом и фоном, а небольшой кусочек ткани свернул и вложил в верхнюю часть ремешка, чтобы расположить часы наиболее выгодно. Сами часы недорогие, но вполне подходят для наших целей.

Использование нескольких источников постоянного света и куска ткани в качестве фона позволило нам соорудить простую сцену даже на кухонном столе.

И наконец, если это возможно, я очень рекомендую, чтобы при съёмке ваша камера была подключена к компьютеру. Наша камера, к сожалению, такой режим не поддерживала, но съёмка в режиме связки с компьютером позволяет вам просматривать картинку с камеры во время съемки на экране компьютера, в более большом масштабе. Это гарантирует, что в фокусе вы получите именно ту часть изображения, которую хотите.

Съёмка

Для демонстрации всех преимуществ совмещённого фокуса, я выбрал в качестве объекта съёмки часы. Когда я положил их так, как вы чаще всего видите в каталогах, на изображении было слишком мало глубины резкости от ближней до дальней части ремешка. Как я упоминал ранее, большое фокусное расстояние объектива и макро режим уменьшат глубину резкости, поэтому нам и придется использовать метод совмещения фокуса.

На этой фотографии видно, что глубина резкости слишком мала. В конце урока вы увидите, как совмещение фокуса исправит это.

После некоторых соображений и тестов я решил, что потребуется шесть изображений, чтобы добиться необходимой глубины резкости. Моя цель заключалась в том, чтобы взять различные кадры, с разными частями часов в фокусе, а затем совместить их в процессе пост-обработки.

В конце я убедился, что получил шесть подходящих снимков с разными частями объекта в фокусе. В результате совмещения этих фокусов в Photoshop, я бы получил один скомбинированный кадр, на котором часы были бы полностью в фокусе.

Когда я стал делать снимки для совмещения, я начал с фокуса на передней части объекта, после чего постепенно отдалял фокус с переднего до заднего плана. У меня получилось два снимка передней части ремешка, два снимка самого циферблата и два снимка дальней части ремешка.

Первый же полученный кадр показывает, что ни на одном фото в фокусе нет часов полностью; здесь резкой мы видим только ближнюю часть ремешка, а остальное изображение размыто.

Опять же, идея здесь заключается в том, что каждый отдельный кадр не может захватить в фокус достаточную часть объекта, но шесть скомбинированных изображений дадут нам смоделированную неограниченную глубину резкости. Большое количество кадров, полученных при съёмке, необходимо, чтобы быть уверенным, что пост-обработка пройдёт успешно. Фотографии были сделаны при f/5.6, чтобы добавить чёткость и немного глубины резкости, но даже закрытия диафрагмы при макросъемке часто недостаточно, чтобы увеличить глубину резкости до необходимого уровня.

Обязательно нужно использовать , и постараться, чтобы камера при съёмке двигалась как можно меньше. В Photoshop имеется достаточно мощный механизм выравнивания изображений, но всегда лучше добиться хорошего результата ещё на стадии съёмки.

Пост-обработка

Хотя есть много различных вариантов обработки, имеющих право на жизнь, Photoshop обладает отличными функциями, которые можно использовать для совмещения фокусов. С их помощью мы всего за несколько минут сможем получить конечное сведённое изображение.

Прежде всего, я хочу убедиться, что мы имеем все необходимые изображения на компьютере в отдельной папке. Мне нравиться помещать все комбинируемые фотографии в собственную папку.

Теперь запустим Photoshop и начнём сам процесс совмещения фокуса. Откройте меню “File ” (Файл), и перейдите к “Automate ” (Автоматизация) > “Photomerge ”. Так вы сможете открыть все наши изображения в один документ Photoshop.

В окне Photomerge оставьте опцию Layout (Макет) установленной на “Auto”, и убедитесь, что ни один флажок в низу окна не отмечен.

Когда откроется окно Photomerge , выберите в нём папку, в которой расположены все необходимые изображения. Оставьте опцию в левой части окна установленной на “Auto”, а затем снимите флажок "Blend Images Together " (Наложение изображений). После того как вы нажмёте OK , Photoshop начнёт выравнивать изображения и помещать их в новый документ.
Процесс может занять несколько минут, и когда он будет завершён, у вас должен быть новый документ, в котором на отдельных слоях расположены все наши фотографии. Теперь остался всего лишь один шаг, чтобы совместить фокус этих изображений.
Выделите все слои на палитре. Для этого можете щёлкнуть по слою, после чего нажать Ctrl + A , или же выделить слои по очереди, щёлкая по ним, удерживая при этом клавишу Ctrl . Как только все слои выделены, перейдите в меню “Edit ” (Правка) и выберите “Auto Blend Layers ” (Автоналожение слоёв).

Когда все слои выделены, перейдите к Edit (Правка) > Auto Blend Layers (Автоналожение слоёв), чтобы открыть окно совмещения фокуса. Мы оставляем опцию установленной на “Stack Images ” (Стековые изображения), и автоматически начинается процесс совмещения фокуса.

В меню "Auto Blend Layers " (Автоналожение слоёв) выберите “Stack Images ” (Стековые изображения). Снова нажмите OK, и Photoshop начнёт процесс совмещения фокуса. После того, как Photoshop закончит работу, вы сможете увидеть результаты, как в виде конечного изображения, так и на палитре слоёв в правой части окна Photoshop. Вы увидите, что для всех слоёв были автоматически добавлены и выровнены маски, и Photoshop сам выбрал, какие области скрыть, а какие оставить в конечном изображении.

Финальное изображение демонстрирует хороший результат совмещения фокуса. В сравнении с более ранними фотографиями сразу видны отличия: в фокусе уже не малая часть часов, а вся сцена. Совмещение фокуса – отличный метод увеличения резкости посредством моделирования.

Photoshop скрывает размытые участки каждого изображения с помощью масок. Автоматизированный процесс отлично подготовил мои слои с масками. Photoshop интеллектуально выбирает, какая часть каждого кадра находится в фокусе, после чего комбинирует их.

Photoshop делает почти всю работу, связанную с совмещением. Единственный минус в том, что если вы не довольны результатом, будет очень сложно как-то изменить автоматические вычисления, которые сделала программа. Однако, я всё же считаю, что встроенные механизмы достаточно мощны, и это, возможно, лучший способ добиться моделируемой глубины резкости.

Заключение

Совмещение фокуса – уникальная техника, позволяющая нам добиться практически невозможной глубины резкости. Чтобы легко получить дополнительную резкость в несколько кликов, нам нужна лишь серия снимков и немного пост-обработки. Photoshop – отличный инструмент, который может интеллектуально выровнять наши изображения и автоматически применить к ним маски для достижения необходимого результата.

В июне 2014 Adobe выпустил самое большое обновление для Photoshop CC. Среди новых функций и обновлений очень интересная новая функция Область Фокусировки (Focus Area Selection) . Смысл этой функции состоит в том, чтобы автоматически выбирать элементы в изображении, которые должны находится в фокусе. Это - уникальный метод, потому что другие инструменты выделения полагаются на контраст, пограничные детали или информацию о цвете. Эта функция ищет пиксели, которые находятся в фокусе. Давайте посмотрим на примере.

1. Откройте изображение

Возьмите изображение, предпочтительно то, у которого есть мелкая глубина резкости, таким образом, есть четкое различие между элементами в фокусе и не в фокусе.

2. Разные инструменты и функции выделения

Композиция этого изображения мешала бы получить четкую область выделения вокруг центральной цветочной группы другими автоматизированными инструментами. Инструмент Бвстрое выделение будет охватывать пиксели вдоль краев фона и так же недостаточно различия в оттенке для инструмента Color Range. Инструмент Magnetic Lasso (Магнитное Лассо) мог бы справится с этим и Инструмент Перо также надежен, но оба требуют тщательной ручной работы и могут быть довольно трудоемкими.

3. Область фокусирвки

Шаг 1

Вместо этого мы используем новую функцию CC 2014, Выделение Области Фокусировки. Перейдите к Выбор> Область Фокусировки .

Шаг 2

Photoshop запускает диалоговое окно Focus Area (Область фокусировки) и применяет Автоматические параметры настройки для слоя шума В диапазоне фокусировки (In-Focus Range) и слоя шума Изображения (Image Noise Level ).

Шаг 3

Автоматические параметры настройки хороши, но не совершенны. Скорректируйте ползунок В диапазоне фокусировки (In-Focus Range) , чтобы получить нормальные края и очистить некоторые случайные области выделения. Мы использовали значение 2.05 .

Шаг 4

Маленький значок кисти слева допускает дальнейшее усовершенствование края выделения. Используйте Инструмент - Добавить область фокусировки (E) , чтобы нарисовать кистью область, которая должна быть включена в выделени. Используйте Инструмент - Вычесть область фокусировки (E) , чтобы удалить случайные области выделения. Размер можно корректировать [ и ].

Шаг 5

Нажмите кнопку Refine Edge , чтобы закрыть поле Focus Area и приступим к редактированию и настройке краев выделения. Smart Radius установили в 2.3 пкс , Сглаживание 6 и Растушевка 0.5

Шаг 6

Нажмите кнопку OK , и Photoshop вернется к рабочей области с красивым, сложным выделением вокруг цветов, которые находятся в фокусе!

4. Дополнительное редактирование изображения

В этой точке функциональность новой функции выделения завершена и мы сделали сложное выделение за несколько кликов.

Шаг 1

Создайте копию слоя Background, идя в Слои>Дублировать слой . Используйте выделение в качестве маски слоя на новом слое, нажмите значок Add Layer Mask (добавить маску слоя) в панели Layers.

Шаг 2

Добавьте слой Hue/Saturation Adjustment непосредственно к слою Background . Уменьшите Насыщенность до -48 и увеличьте Осветление до 15 . Задний план будет более светлым и тусклым, что выделит область фокусировки.

Шаг 3

Тепрь надо добавить эффект к скопированному слою - идите вFilter > Camera Raw Filter . Установите ползунок Clarity +30 и Vibrance +27 .

Все готово.

Эффект для фона Desaturation (снижение насыщенности) является довольно своеобразным выбором при изменении фотографий поэтому всегдапользуйтесь им с осторожностью. Тут это было использовано, чтобы продемонстрировать новую функцию!

В данном уроке мы узнаем как в фотошопе добиться эффекта мягкого фокуса. Это отличный способ привлечь внимание к определенной части изображения (к лицу, например). Результат будет похож на те, что получаются при открытой диафрагме фотоаппарата. Данного эффекта можно добиться разными способами, мы же для достижения наилучших результатов, будем использовать фильтр Lens Blur в Photoshop, который доступен в Photoshop CS и выше. Фото, которое мы будем использовать:

Вот как будет вышлядеть фото после:

Шаг 5. Теперь, когда мы смягчили переход, можно выйти из режим быстрой маски и вернуться в стандартный режим. Чтобы сделать это, либо нажмите букву Q на клавиатуре еще раз или нажмите на значок "Стандартный режим" (Standard mode) на Палитре Инструментов. Красная дымка исчезнет и контур выделения восстанавится.
Шаг 1. Начнем с дублирования слоя с фото (чтобы не навредить исходному изображению). Чтобы создать копию фонового слоя, нажимаем Ctrl+J или идем в меню в верхней части экрана в пункт Layer (Слой) , а там Создать (New) и Слой через копирование (Laye via Copy) . Если мы теперь посмотрим на Палитру Слоев, то увидем копию, которая в Photoshop по-умолчанию будет назваться "Layer 1" и будет находиться над фоновым слоем.
Шаг 2. Используя любой инструмент выделения (Lasso Tool, Polygonal Lasso Tool, Pen Tool и т.д.), нарисуйте выделение вокруг области, которая потом останется в фокусе. В нашем случае, это лицо женщины. У нас это будет инструмент Polygonal Lasso Tool . Выделение не должно быть хирургически точным, поэтому не займет много времени.
Шаг 3. После того как выделили нужную область, нажимаем букву Q на клавиатуре, чтобы войти в режим "быстрой маски" в Photoshop (для этого также можно нажать на значок "быстрой маски" в нижней части Палитры Инструментов. Если посмотрите на изображение, то увидите, что контур выделения временно исчез и область вне выделения окрасилась в красное. Обратите внимание, что выделили область очень грубо, но это не страшно, так мы ее смягчим в следующем шаге.

Шаг 4. Чтобы смягчить края выделения для создания плавного перехода между сфокусированной и несфокусированной частей фото, используем фильтр Gaussian Blur. Идем в пункт меню Filter (Фильтр) , выбераем там Размытие (Blur) , а затем Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) . Это вызовет диалоговое окно Gaussian Blur. Настраиваем радиус размытия, двигая ползунок в нижней части диалогового окна и следя за краями размытия (нужен плавный переход). В нашем случае это где-то около 16-17 пикселей. Нажимаем OK.


Шаг 6. Работу свыделением мы закончили. Теперь, сохраним его. Чтобы сделать это, идем в пункт Select (Выделение) меню в верхней части экрана и выбираем Сохранить Выделение (Save Selection) . Когда появится диалоговое окно , просто нажмаем кнопку ОК в верхнем правом углу, чтобы выйти из него. Имя ему давать нет необходмости.
После этого, нажмаем Ctrl + D (Win) , чтобы снять выделение. Теперь, если перейти на Палитру Каналов (Channels) , можно будет найти наше выделение в виде отдельного альфа-канала под именем Alpha 1 в нижней части палитры. На этом канале все, что было выделено окрашено белым, а остальное черным и если приглядеться можно даже увидеть область переход, которую мы делали ранее.


Это важный момент, поскольку далее этот черно-белый альфа-канала будет использоваться в качестве карты глубины для фильтра . Карта глубины - это просто оттенки серого в изображения, которые использует Photoshop для фильтра , чтобы решить, какие части изображения размыть, и на сколько. Любые чисто черные области в этой карте остаются 100% в фокусе, а области чисто белые полностью размываются. Районы, которые находятся между черным и белым, такие как переход у краев выделенной области в нашем случае, будут размыты, в зависимости от того, насколько светлым или темным они являются.
Кроме того, в нашем конкретном случае данную карту глубины придется инвертировать, чтобы размылись именно черные участки в альфа-канале, что будет легко сделать уже в самом диалоговом окне фильтра. Вернемся к Палитре Слоев, чтобы продолжить.

Шаг 7. Теперь, когда мы вернулись на Палитру слоев, убедитесь, что у вас выбран "Layer 1" (выбранный слой будет выделен синим цветом). Для добавления глубины резкости будем использовать фильтр . Для этого мдем в меню в верхней части экрана, выберите Размытие (Blur) , а затем . Появится диалоговое окно Lens Blur. Можно не обращать внимания на все опции, кроме двух - Depth map (карта глубины) и радиус (radius) . Для задаем исочник (source) Alpha 1, не забыв поставить галочку у Invert (Инвертировать). Таким образом лицо женщины останется в центре внимания, а все остальное размоется. Радиус (radius) работает у этого фильтра точно так же, как и в фильтре Gaussian Blur. Просто перетащите ползунок вправо для увеличения размытия изображения. Мы установили radius на 20. Если после применения эффекта размытия, вы почувствовали, что переборщили, настройте эффект, просто снижая непрозрачность слоя "Layer 1". Мы установили ее в 85%.

На данный момент, единственное, что мне не нравится это некоторое размытие у левой стороны лица женщины, нужно это исправить. И это легко сделать с помощью маски слоя, что мы и сделаем в следующем шаге.





Шаг 8. Эта часть не является обязательной. Если вам не нужно что-либо корректировать в эффекте размытия, то можете просто пропустить ее. Убедитесь, что вы находитесь на слое "Layer 1", и кликните по иконке создания маски слоя внизу Палитры. Маска создана.
Шаг 9. Закрасим на маске нужную область. Для этого выбираем подходящую кисть, кликнув по соответствующему инструменту на Панели инструментов. Также можно получить доступ к Brush Tool (Кисть) просто нажав на букву B на клавиатуре. По умолчанию, когда выбрана маска слоя, Photoshop устанавливает цвет фона на белый, а цвет кисти на черный. Нажмая букву X на клавиатуре, можно поменять местами цвета.
Шаг 10. Теперь, просто закрашиваем черным те области, которые не должны быть размытыми. Если вы допустили ошибку и случайно закрасили не ту область, просто нажмите X на клавиатуре, чтобы переключить цвета и закрасьте ошибочное место белым, затем нажмите X еще раз, чтобы вернуться к черному цвету. На миниатюре маски слоя видна закрашенная область.
После удаления размытия вдоль левой стороны лица женщины, оно красиво контрастирует с лицом несфокусированный человека позади нее. Мы добились нужного эффекта.

В июне 2014 компания Adobe выпустила крупное обновление для Photoshop. Среди множество новых функций и обновлений есть одна очень интересная — Focus Area Selection. Этот инструмент дает возможность автоматически выбирать элементы изображения, которые находятся в фокусе. Функция использует уникальный метод выделения, ведь остальные инструменты выделения полагаются на контраст, обнаружение краев или цветовую информацию. Focus Area Selection ищет пиксели, которые находятся в фокусе, что открывает перед нами новые возможности, ранее недоступные. Давайте рассмотрим работу новой функции на примере.

1. Откройте изображение

Возьмите изображение желательно с малой глубиной резкости, чтобы были отчетливо видны элементы в фокусе и присутствовал фон в расфокусе, а также чтобы была заметна разница между ними. Вы можете выбрать свой пример, или взять следующее фото:

2. Рассмотрим варианты выбора инструмента

Изображение представляет достаточно проблематичным для инструментов автоматического выделения. Четкое выделение центральных цветов будет получить непросто. Инструмент Quick Selection/Быстрое выделение будет захватывать края как центральных цветов, так и фоновых; для инструмента Color Range/Цветовой Диапазон недостаточна разница в оттенках. Magnetic Lasso/Магнитное лассо и Pen/Перо в данном случае несомненно помогут, однако потребуют длительной кропотливой работы руками.

3. Новый инструмент Focus Area Selection

Шаг 1

Мы используем новую возможность CC 2014 - инструмент Focus Area . Выберите в меню Select > Focus Area .

Шаг 2

Photoshop откроет диалоговое окно Focus Area и сразу покажет как применит функцию с автоматическими настройками параметров In-Focus Range и Image Noise Level . Изображение сразу перейдет в режим пред. просмотра и вы увидите результат.

Шаг 4

Автоматические настройки хороши, но не идеальны. Настройте параметр In-Focus Range (он отвечает за диапазон фокусировки), чтобы получить лучшее выделение краев и избавиться от лишних элементов, выделенных отдельно от центральных цветов. В примере было использовано значение параметра 2.05 .

Шаг 5

Маленькие кнопки с кисточками в левой части диалогового окна позволяют быстро поправить края выделения. Воспользуйтесь этим инструментом, который называется Focus Area Add (E) (Добавляет в область фокуса), чтобы закрасить области, которые должны быть в выделении, например, часть ветки. Инструментом Focus Area Subtract (E) (вычитает из области фокуса) вы можете убрать части изображения, которые не должны быть в выделении. Клавиши "[ " и "]" (левая и права квадратные скобки) помогут вам настроить размер кисти.

Шаг 6

Нажмите на кнопку Refine Edge (Уточнить край), чтобы открыть соответствующее диалоговое окно. Используйте настройки в этом окне для корректировки мелких деталей.

Шаг 7

Нажмите OK и Photoshop вернет вас в нормальный режим с уже созданным аккуратным выделением элементов, которые находятся в фокусе!

4. Остальное редактирование фото

С функциями нового инструмента разобрались. Теперь давайте закончим редактировать наше изображение.

Шаг 1

Создайте копию фонового слоя Layer > Duplicate Layer/Слой>Дублировать слой . Затем используйте выделение, чтобы создать маску, кликнув по иконке Add Layer Mask/Добавить слой-маску в палитре Layers/Слои.

Шаг 2

Примените коррекцию Hue/Saturation/Оттенок/Насыщенность к фоновому слою. Снизьте Saturation/Насыщенность до -48 и увеличьте Lightness/Яркость до 15 . Это сделает фон более бледным и светлым.

Шаг 3

Перейдите к копии фонового слоя и в меню выберите Filter > Camera Raw Filter/Фильтр>Фильтр Camera Raw . Настройте его как показано ниже.

Результат

Теперь все готово! Посмотрите как легко оказалось создать четкое, правильное выделение вокруг объекта в фокусе. Конечно, эту функцию можно использовать в конкретных, специфичных случаях, но она является отличным дополнением к инструментам выделения.

Снижение насыщенности фона — довольно кардинальная мера при обработке фотографий. В нашем случае мы воспользовались ей для демонстрации функции, однако использовать этот метод стоит аккуратно.

Перевод — Дежурка

В наши дни только ленивый не держал в руках камеру. Армия любителей цифровой фотографии неизменно растет. Электроника все больше и больше упрощает процедуру съемки, и начинающие фотографы раз за разом пытаются «словить кадр». Однако какой бы хорошей ни была камера, ее возможностей недостаточно, чтобы создавать художественные работы. Фотограф должен обладать вкусом и быть самокритичным. А еще неплохо было бы знать некоторые «беспроигрышные» правила съемки и постобработки, придающие изображению более эффектный вид. Один из таких приемов — режим макросъемки и управление фокусом. Иногда необходимо добавить резкость на определенную деталь изображения, а иногда — вообще устранить эффект глубины резкости. О том, как это аккуратно сделать, мы расскажем в данном материале.

В разных композициях одни и те же особенности съемки могут выглядеть как достоинство или как недостаток изображения. Например, если снимок получается с умышленно сделанной виньеткой, зритель обязательно уделит больше внимания его центральной части, что нужно далеко не всегда. Если в кадре имеется эффект глубины резкости, то волей-неволей зритель будет сосредотачивать свое внимание на тех областях фото, где детали имеют самую высокую четкость, отчего сама идея композиции также может пострадать. Одним словом, для качественной обработки снимка необходимо уметь и устранять подобные «дефекты», и добавлять их на изображение. А для того чтобы разобраться с тем, как и когда это делать, нужно понять саму природу оптического эффекта.

⇡ Если трясутся руки

Полагаем, многие из читателей уже успели ознакомиться с последней версией Photoshop CC, выпущенной около месяца назад. Графический редактор от Adobe уже давно достиг той точки развития, когда приложение можно считать если не идеальным, то весьма неплохим. Интерфейс редактора отточен годами и потому очень удобен, а встроенный набор средств для работы с графикой напоминает швейцарский нож, в котором всегда есть тот инструмент, который нужен в данную минуту. Придумать новые инструменты очень сложно, поэтому неудивительно, что в Adobe Photoshop CC очень мало принципиально новых алгоритмов обработки фото. И все же кое-что любопытное в последней версии можно найти. Например, фильтр «Стабилизация изображения».

Современные модели цифровых компакт-камер чаще всего совсем крошечные, а весят настолько мало, что об их присутствии в нагрудном кармане рубашки порой можно вообще забыть. Но даже такие невесомые аппараты у некоторых владельцев компактных камер просто «пляшут» в руках, что приводит к испорченным снимкам.

Вес же профессиональной камеры со сменным объективом намного больше, чем у мыльницы, — от полкило и выше. Зафиксировать такую тяжелую камеру в неподвижном положении без штатива и опоры может далеко не каждый. А если фотограф к тому же использует мощное оптическое увеличение, обеспечить уверенное положение объектива в момент съемки с рук становится почти невозможно. Небольшое движение объектива камеры в момент нажатия кнопки спуска затвора — и снимок получается размытым. Отчасти потери могут быть скомпенсированы оптическим и электронным модулями стабилизации. Однако в большинстве случаев полностью устранить эффект размытости при сильной дрожи в руках аппаратными ухищрениями не удастся. И вот тут пришла пора вспомнить про новый инструмент Photoshop CC.

Задолго до основного релиза программы разработчики из Adobe создали интригу вокруг нового инструмента. Шутка ли — фильтр, который в мгновение ока восстанавливает, казалось бы, потерянный снимок. Любопытство разжигали опубликованные в Сети короткие видеоролики, демонстрирующие возможности этого фильтра.

С выходом Photoshop CC он доступен каждому владельцу самого популярного графического редактора. Однако, вопреки ожиданиям, этот фильтр не является такой панацеей от размытости, какую обещали представители Adobe на различных презентациях.

«Революционный инструмент» на поверку оказался всего лишь неплохим дополнением к основным средствам для наведения резкости в Photoshop. По словам разработчиков, этот фильтр анализирует направление движения объектива в момент съемки и на основе собранной информации компенсирует искажения. Ключевые слова в описании работы фильтра — «направление движения». Стоило бы уточнить, что движение должно быть прямолинейным. Только в этом случае фильтр начинает выполнять свои функции. Признаться, поначалу мы долго не могли укротить этот инструмент и подобрать такой снимок, с которым фильтр «Стабилизация изображения» бы справился идеально, как это показывалось на официальном видео. Причина в том, что размытость на каждом изображении получается по-разному. В одном случае объектив сдвигается на миллиметр по прямой, в другом — движется по окружности, в третьем за короткое время срабатывания затвора оптика успевает описать зигзагообразную кривую.

В каждом из случаев движения камеры необходимо использовать свой метод компенсации искажений. Встроенный в Adobe Photoshop CC новый фильтр, судя по всему, справляется исключительно с простейшим случаем размытости, когда сдвиг происходит равномерно и прямолинейно. Поняв это, можно искусственно создать размытое изображение в самом Photoshop. Возьмите любой снимок и примените к нему фильтр, имитирующий размытие от движения. Запомните угол размытия и величину, на которую размывается фото. Теперь «испорченное» изображение можно восстановить новым фильтром.

Инструмент «Стабилизация изображения» работает в двух режимах — автоматическом и ручном. В автоматическом режиме фильтр собирает информацию из выделенной области и создает карту смазанности движения. Используя эту карту, приложение компенсирует потери и восстанавливает исходную картину. Для более точного восстановления можно указывать несколько областей смазывания. Фрагменты изображения, которые программа анализирует, называются областями трассировки. Чем больше участков размытости вы выделите, тем корректнее редактор обработает снимок. В ручном режиме необходимо самостоятельно указать направление движения объектива камеры. Для этого пользователю нужно нарисовать отрезок под углом, соответствующим направлению смазанности. Длина этого отрезка будет определять силу воздействия фильтра — чем длиннее линия, тем агрессивнее программа будет восстанавливать изображение.

Если к нашему изображению применить данный фильтр, после чего в ручном режиме нарисовать линию направления смазанности, можно увидеть более или менее корректную работу фильтра. Достаточно в настройках указать параметры, аналогичные тем, что были выбраны в настройках фильтра «Размытие в движении». Если длину трассировки размытия установить идентичной параметру «Смещение», а также ввести то же значение угла направления, что и в фильтре «Размытие в движении», мы получим результат, достойный презентации новой версии Adobe Photoshop CC.

Однако на практике такой идеальный снимок получить очень сложно. Ручной режим использовать неудобно, поскольку точно определить направление размытия трудно. Автоматический режим в некоторых случаях срабатывает, но ожидать от него потрясающих результатов не стоит. Он работает избирательно и во многом зависит от того, какие области трассировки были выбраны пользователем. Разработчики рекомендуют выделять те участки трассировки, которые содержат максимально контрастные контуры объектов. Иными словами — фотографии с плохим освещением обрабатываются намного хуже изображений с высокой контрастностью деталей.

⇡ Настраиваем фокус

Смазанное изображение всегда означает некоторую потерю информации, и потому в большинстве случаев подобная особенность снимка нежелательна. Другое дело, если снимок обладает частичной размытостью, вызванной эффектом глубины резкости. В этом случае наличие четко выделенного фокуса даже приветствуется, поскольку данный эффект помогает сосредоточить внимание на определенной детали снимка.

Кроме того, эффект глубины резкости может подчеркивать миниатюрные размеры предметов съемки, разделяя композицию на три зоны — размытый передний план, четкую середину и размытый задний план.

Даже если ваш снимок не содержит эффекта глубины резкости, его можно имитировать средствами Photoshop. Например, можно создать дубликат слоя и применить к нему выборочное размытие с помощью фильтров «Размытие поля», «Размытие диафрагмы», «Наклон-смещение» или «Размытие при малой глубине резкости». Такую технику уместно использовать для создания художественных портретов, при ретушировании снимка и так далее.

⇡ Расширяем поле зрения

Иногда пользователю приходится решать обратную задачу и искать способы восстановления четкости размытых участков изображения, полученных в результате малой глубины резкости. Работая в обычных условиях, фотограф может сам решать, какую глубину фокуса ему использовать, подобрав объектив с нужными параметрами. Однако существует область фотографии, в которой возможности управления глубиной фокуса очень ограничены. Это — съемка с большим увеличением, например с помощью микроскопа или телеобъектива. В этих случаях можно получить изображения лишь с небольшой глубиной резкости. Например, в режиме макросъемки у вас может быть в фокусе либо передняя часть фотографируемого объекта, либо та часть, которая расположена дальше. Если же вы хотите создать «идеальный» снимок, на котором все детали такого изображения попадают в фокус, придется прибегнуть к комбинированию полезной информации из первого и второго снимка.

Как же получить четкую фотографию с большой глубиной резкости? Прежде всего, стоит вспомнить о стандартных средствах Adobe Photoshop CC. Один из довольно полезных инструментов редактора называется «Автоналожение слоев». Используя его, вы можете объединить содержимое пары слоев. При этом можно применять либо режим панорамного объединения, либо режим стекового наложения.

Второй вариант дает возможность «склеить» снимки, объединив четкие области каждого из них. Задумка, безусловно, хорошая, но реализация автоматического наложения стековых слоев, мягко говоря, неважная. Нет никаких настроек самого процесса склейки, и приходится слепо доверять алгоритму объединения, заложенному в Photoshop. А он, в свою очередь, очень часто объединяет с большой погрешностью, неправильно определяя границы сшиваемых областей.

Поэтому, если вы ищете хороший способ решить данную проблему, придется обратиться к альтернативным инструментам для наложения стековых слоев. Одно из лучших решений в этом плане — программа Helicon Focus.

⇡ Helicon Focus: правда в деталях

Про Helicon Focus так и хочется сказать — таким должен был быть стандартный инструмент автоматического наложения слоев в Adobe Photoshop CC. Он продуман во всех отношениях и очень удобен, работает весьма стабильно и в умелых руках дает потрясающие результаты.

Helicon Focus может использоваться как самостоятельное приложение или как дополнение к Adobe Lightroom.

Основное его назначение — смешивание нескольких изображений с разными областями фокуса, в результате чего генерируется комбинированная картинка с увеличенным значением ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Приложение Helicon Focus незаменимо при работе с микроскопом, и некоторые его функции прямо связаны с подобной аппаратурой. Например, в программе предусмотрена опция устранения пятен пылевых загрязнений на сенсоре устройства. Для этой цели программа строит карту загрязненных участков и при обработке фото компенсирует небольшие проблемные фрагменты. Также в состав приложения входит инструмент Helicon Remote, позволяющий управлять с компьютера процессом создания серии изображений с разными параметрами.

Чтобы корректно объединить стековые снимки, приложение использует уникальную технологию генерирования карты глубины. Для каждого кадра Helicon Focus составляет черно-белое изображение, которое определяет четкие и размытые области. Это же монохромное изображение является картой глубины и маской для выделения нужных областей. Карту глубин можно сохранить отдельно — она может понадобиться, скажем, для научных целей, для обработки по маске в Photoshop, а также для разработки трехмерной графики.

Главная цель приложения — работа со стековыми слоями и генерирование четкого изображения. Однако среди возможностей Helicon Focus имеется и необычная опция — создание трехмерной модели. Используя карту глубины, программа «выдавливает» плоскую фотографию и создает рельефную поверхность.

Чем больше стековых слоев используется в проекте, тем точнее генерируется трехмерная модель. Последнюю можно экспортировать в формат OBJ. Заметим, что это не главная функция приложения, да и работает она не совсем корректно.

Разработчики заложили в программу несколько алгоритмов обработки фото, и если вы вдруг останетесь недовольны результатом — можете изменить в настройках подход к определению границ между четкими и размытыми областями снимка.

Объединяя снимки, вы можете управлять радиусом области для определения фокуса. Именно этого параметра больше всего недостает в стандартном инструменте Photoshop, который ошибается и делает «рваные» переходы от размытой области к четкой. Контролируя процесс объединения снимков в Helicon Focus, можно также управлять сглаживанием, маскируя переход от одного стекового слоя к другому.

Приложение Helicon Focus самодостаточно — по большому счету для подготовки финального изображения вы можете даже полностью отказаться от Photoshop. В программе Helicon Focus предусмотрены инструменты ретуши, которые дают возможность завершить обработку снимка, настроив цветопередачу, увеличить четкость отдельных участков и устранить некоторые дефекты.

Стоит также отметить поддержку большого количества популярных форматов, включая RAW, TIFF (8 и 16 бит), JPEG, JPEG 2000, BMP и прочие. Программа использует метаданные EXIF, заложенные в изображения. Объединяя снимки, Helicon Focus может создавать и целые микропанорамы, расширяя видимую область.

Объемные поверхности, полученные на основе карт глубин, могут быть экспортированы в стереоизображения. Пользователю доступны разные технологии 3D-картинки: обычная стереопара, а также различные комбинации цветного анаглифного изображения.

Для наглядности и удобной демонстрации многослойного изображения Helicon Focus дает возможность создавать анимацию. На основе шаблонного плеера для веб-страницы приложение может создавать интерактивную анимацию с покадровым воспроизведением. При просмотре такой анимации создается иллюзия того, что вы смотрите в микроскоп и наводите резкость. При этом можно в любой момент остановить просмотр и перейти к тому или иному кадру секвенции.

⇡ Ищем вдохновение

И напоследок нельзя не вспомнить о мастерах своего жанра. Некоторые фотографы настолько виртуозно владеют техникой макросъемки, что любая их работа достойна восхищения. Тем, кто изучает тонкости этого жанра съемки, а также всем, кому просто интересна фотография, мы очень советуем познакомиться с творчеством российского фотографа Андрея Павлова . Его потрясающая серия снимков про жизнь муравьев одновременно и поднимает настроение, и дает стимул для работы начинающим. Андрей делает целые сюжетные истории с муравьями и показывает этих крохотных существ с совершенно неожиданной стороны. На его работах муравьи занимаются строительством, ловят рыбу и даже играют в футбол.

Другой мастер макрофотографии — израильский фотограф Дмитрий Иов Рейнштейн . Он тоже любит снимать насекомых, причем фотографии этих замечательных существ получаются у автора не менее великолепно, чем портреты людей. И что самое удивительное — на работах как Павлова, так и Рейнштена все насекомые живые. Несмотря на споры, которые постоянно возникают вокруг работ этих авторов, оба фотографа снимают без обмана. Никакого фотомонтажа, все позы животных, все сцены сняты «как есть» — в нужное время и в лучшем ракурсе.