Максимальная резкость вашего объектива, как ее найти. Увеличиваем резкость изображения - первый способ

Резкость - один из самых важных критериев качества изображения. Однако, зачастую мы сталкиваемся с ее недостатком. Причины могут быть разные, но главная из них - это ошибка фотографа. В этой главе я буду рассказывать скорее не про резкость, как таковую, а о причинах ее отсутствия и как с этим бороться.

Нерезкость из-за движения (шевеленка)

Самая главная причина нерезкости - это шевеленка, то есть смазанность картинки из-за того, что в момент съемки рука фотографа дрогнула. Результат шевеленки выглядит примерно так:

Жалкое зрелище, согласитесь. Основные факторы, вызывающие появление шевеленки приведены ниже:

  1. Съемка при плохой освещенности без штатива и без вспышки
  2. Съемка с большим фокусным расстоянием (с сильным "приближением")
  3. Съемка в движении, например, из окна автомобиля
  4. Съемке быстро движущихся объектов

Если в условиях съемки присутствует только один из факторов, фактор, то с ним почти всегда можно справиться. Но если их сразу несколько, мы практически гарантированно получаем бракованный фотоснимок.

Для первых двух факторов (съемка при слабом освещении с рук, съемка с большим фокусным расстоянием) работает правило "безопасной выдержки".

Безопасная выдержка с большой вероятностью обеспечит отсутствие шевеленки. Она зависит от фокусного расстояния. Во многих источниках приводится простая формула, по которой можно рассчитать "безопасную" выдержку - нужно единицу поделить на фокусное расстояние. То есть, при фокусном расстоянии 50 мм, безопасная выдержка будет 1/50 секунды. Все это замечательно и просто, но это правило не учитывает, что фотоаппарат может иметь кроп-фактор, который сужает угол зрения и как бы увеличивает фокусное расстояние объектива. Объектив 50 мм на кропе 1.6 имеет эквивалентное фокусное расстояние 80 мм. Как рассчитать безопасную выдержку, скажем, для фокусного расстояния 24 мм не кропе? Без калькулятора не обойтись! Я предлагаю простой, но эффективный способ.

Смотрим на шкалу фокусных расстояний объектива:

При фокусном расстоянии 24 мм, следующая риска соответствует 35 мм. Безопасную выдержку считаем по ней, предварительно округлив значение в большую сторону. Таким образом, безопасная выдержка для 24 мм на кропе 1.6 будет составлять 1/40 секунды. Проверяем в калькуляторе - 24 мм * 1,6 = 38,4. То есть, абсолютно тоже самое - безопасная выдержка 1/40 секунды!

При увеличении фокусного расстояния безопасная выдержка пропорционально сокращается. То есть, для ЭФР 50 мм безопасная выдержка составляет 1/50 секунды, для 300 мм - 1/300 секунды. Это объясняет, почему телеобъектив без стабилизатора может быть использован без штатива только солнечным днем.

Стабилизатор изображения (IS, VR, Antishake) здорово облегчает жизнь, удлиняя безопасную выдержку в 2-3 раза. То есть, телеобъектив 300 мм с включенным стабилизатором позволяет получать преимущественно резкие фотографии уже при выдержке 1/100 секунды.

Разумеется, многое еще зависит от физических способностей фотографа. Кому-то удается получать четкие снимки на выдержках в 1/5 секунды без штатива, кому-то не хватает для этого и 1/500!

Съемка из окна автомобиля - очень плохие условия, которых следует избегать любой ценой. Помимо того, что часто съемка ведется сквозь стекло (что резкости не добавляет), композиция на подобных снимках почти всегда отсутствует. Чисто документальная съемка, но я не видел ни одного художественного кадра, сделанных их окна движущегося авто.

Съемка движущегося объекта может быть решена двумя способами - либо с очень короткой выдержкой, либо с удлиненной выдержкой с проводкой.

Мы знаем, что сократить выдержку можно двумя способами - открытием диафрагмы и повышением чувствительности ISO. Для съемки быстро движущихся объектов (например, проезжающих мимо автомобилей) почти всегда нужно делать и то и другое. Картинка при этом выглядит статичной - автомобиль как будто стоит. Чтобы передать движение используется прием - съемка с проводкой.

Фото Сергея Тишина

Обратите внимание, как замечательно на фотографии передано движение за счет характерного размытия заднего плана. Как это сделать? Для съемки движущегося объекта с проводкой нужно выполнить кое-какие действия по настройке фотоаппарата:

  1. Устанавливаем режим серийной съемки
  2. Устанавливаем режим приоритета выдержки (TV, S) и фиксируем выдержку в районе 1/30-1/60 секунды. Чем длиннее выдержка, тем более динамичным будет размытие заднего плана, но при этом возрастает риск шевеленки на переднем плане. Больше скорость - короче выдержка.
  3. Автофокус переводим в следящий режим.

Когда объект приближается к нам, берем его в "перекрестие" и начинаем серийную съемку, стараясь удержать этот объект в центре кадра. Представьте себе, что у вас в руках не фотоаппарат, а пулемет, а объект - низколетящий вражеский самолет, который нужно "сбить" :) Чем больше скорость серийной съемки, тем больше будет серия фотографий, из которой можно выбрать наиболее удачные.

Нерезкость из-за особенностей оптики

1. "Хронический" промах автофокуса

Явление, когда автофокус постоянно стремится навестись чуть ближе или чуть дальше, чем нужно, называется фронтфокус и бэкфокус (соответственно).

Больше всего фронт/бэкфокус портит жизнь любителям снимать портреты, макро, а также фотографам, занимающимся предметной съемкой. При съемке с близкого расстояния даже небольшой промах автофокуса существенно повышает процент брака. Например, мы знаем, что при съемке портрета резкость наводится на глаза. Даже если точка подтверждения фокусировки мигнула там где надо, из-за бэкфокуса резкость будет реально наводиться на уши, при фронтфокусе - на кончик носа (возможны и более серьезные промахи).

Как выявить фронт/бэкфокус? Вариантов много. Во-первых - воспользоваться специальной мишенью для проверки автофокуса. Она выглядит таким образом:

Однако, такая мишень есть только в фотомагазинах и воспользоваться ей можно, в основном, получается только при покупки нового объектива (или фотоаппарата). Прелесть мишени в том, что по ней очень легко определить не только наличие погрешности, но и точную ее величину.

Во-вторых, можно скачать табличку для проверки фронт/бэкфокуса воспользоваться ей. Это можно сделать на сайте www.fotosav.ru .

Ну, и в-третьих - самый простой вариант! Просто сфотографируйте лист печатного текста, предварительно сфокусировавшись на определенной строке или заголовке. При этом нужно открыть диафрагму до максимально возможного значения и выставить такую чувствительность ISO, чтобы выдержка была не короче 1/100 (чтобы исключить шевеленку). Фотографировать примерно с такого ракурса:

Стрелочкой на листе бумаги показана строка, на которую наводился автофокус. Как видите, в данном случае он сработал правильно. Для верности лучше повторить эксперимент раз 5.

Однако, иногда бывает, что все эти пять раз аппарат фокусируется не туда, куда надо.


Так выглядит фронтфокус


А так выглядит бэкфокус

Что делать, если обнаружен фронт/бэкфокус?

Если фронт/бэкфокус выявляется при покупке объектива, от такого экземпляра лучше отказаться и попросить другой - и так до тех пор, пока результат проверки вас не устроит. Но как быть, если дефект выявлен уже после покупки?

Сейчас некоторые зеркалки имеют функцию микроподстройки автофокуса, при помощи которой фронт/бэкфокус можно исправить не выходя из дома. Однако, у большинства аппаратов этой функции нет, поэтому придется отнести фотоаппарат со всем парком оптики на юстировку в сервисный центр. Да-да! Всю вашу технику! Если мастер "настроит" ваш аппарат под конкретный объектив, не факт, что остальные ваши объективы будут работать так же корректно, как и раньше.

2. Кривизна поля изображения

У большинства объективов заметно, что резкость картинки в углах фотографии отличается от резкости по центру, причем в худшую сторону. Особенно сильно эта разница проявляется на открытой диафрагме. Давайте рассмотрим причину этого явления.

Когда в более ранних главах речь шла о глубине резко изображаемого пространства (ГРИП), имелось в виду пространство снаружи объектива, то есть где-то в окружающей среде. Но, не стоит забывать, что зона ГРИП есть и по ту сторону объектива, там где затвор и матрица.

В идеале матрица полностью попадает в зону ГРИП (внутренней), но вся беда в том, что поле изображения (отмечено на рисунке пунктиром) имеет не плоскую, а немного выгнутую форму:

Именно из-за этого четкость картинки по углам изображения будет ниже, чем по центру. Что самое печальное, что - врожденный дефект объектива, который нельзя исправить никакими настройками. Известно, что подобное падение резкости по углам картинки присутствует у объектива Canon EF 24-70mm f/2.8L USM первой версии. Во второй версии объектива данный недостаток был устранен, но это вызвало существенное удорожание объектива.

3. Сферическая аберрация

Сферическая аберрация в фотографии проявляется как смягчение изображения из-за того, что лучи, падающие на край линзы фокусируются не на самой матрице, а чуть ближе чем нужно. Из-за этого изображение точки превращается в размытое пятнышко. Особенно сильно это проявляется на открытой диафрагме. На средних значениях диафрагмы у большинства объективов сферическая аберрация сходит на нет.

В портретной фотографии дает интересный эффект в зоне размытия - размытый задний план имеет характерный "закрученный" рисунок (боке). Сама по себе картинка даже в зоне резкости выглядит очень мягко.

Обратите внимание, что пятнышки от светлых объектов в зоне размытия имеют не круглые, а чуть вытянутые, напоминающие по форме кошачьи глаза. Этот эффект иногда так и называют - "кошачьи глазки".

Для уменьшения сферических аберраций в объективы вставляют асферические элементы.

4. Дифракционное размытие

Из предыдущего пункта следует, что для получения наилучшей резкости следует прикрывать диафрагму. Другой вопрос - до какого значения и есть ли какой-то разумный предел?

Рассмотрим пример. Я только что сделал три снимка текста на экране монитора, объектив Canon 50mm f/1.8, дистанция съемки около 50 см. Съемка велась с разными диафрагмами. Привожу 100% кроп, расположенный в районе центра кадра:

1. Диафрагма 1.8 (отправная точка). Резкость не ахти, на открытой диафрагме сильны сферические аберрации, они смягчают картинку:

2. Диафрагма 5.6 (промежуточное положение)

Видно, что детализация стала намного лучше, чем при максимально открытой диафрагме! Причина тому - уменьшение эффекта сферической аберрации. Что же, уже хорошо. Можно предположить, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем лучше детализация? Давайте попробуем зажать диафрагму до максимума!

3. Диафрагма 22 (диафрагма зажата до максимума)

Что случилось? Почему детализация так снизилась? Оказывается, вывод, который мы сделали - преждевременный. Мы совершенно забыли о таком явлении, как дифракция .

Дифракция - это свойство волны чуть менять свое направление при прохождении ей препятствия. Свет - ни что иное, как электромагнитная волна, а препятствие - это границы диафрагменного отверстия (апертуры). Когда диафрагма открыта, дифракция практически никак себя не проявляет. Но при закрытой диафрагме волны распространяются примерно таким образом:

Ясно, что изображение "идеально резкой" точки в этом плане превратится в чуть размытое пятнышко. Именно дифракция и является причиной снижения резкости картинки при чрезмерном закрытии диафрагмы.

Для большинства объективов для зеркалок APS-C график отношения детализации к диафрагменному числу выглядит примерно так:

В вертикальной оси - баллы как в школе: 2 - плохо, 5 - отлично.

Из графика следует, что максимальная детализация (в зоне резкости) достигается при диафрагмах от 5.6 до 11. При меньшем диафрагменном числе картинку портит сферические аберрации, при большем - дифракция. Однако, это вовсе не означает, что нужно все снимать с диафрагмой 8. Зачастую, разница в детализации не столь уж и значительна, зато при открытой и закрытой диафрагме могут появляться интересные художественные эффекты. При открытой диафрагме - это приятная мягкость в портрете, хорошее размытие заднего плана. При закрытой - характерные звездочки вокруг источников яркого света.

Нерезкость из-за хлопка зеркала

Как известно, зеркальный затвор при срабатывании вызывает небольшое сотрясение корпуса фотоаппарата, которое при определенных условиях может стать причиной небольшой потери резкости.

Чтобы избежать этого, в большинстве зеркалок есть функция "блокировка зеркала " или "предварительный подъем зеркала ". Суть его состоит в том, что для съемки требуется нажать кнопку "спуск" не один, а два раза. При первом нажатии с поднимается зеркало (оптический видоискатель при этом становится черным), при втором - происходит съемка.

Очень показательный пример приведен в небольшой статье на сайте www.fotosav.ru , где проведено сравнение двух фотографий, сделанных без блокировки зеркала и с блокировкой.

Левый фрагмент взят из снимка, снятого в обычном режиме, правый - с блокировкой зеркала.

В тесте участвовал довольно старый фотоаппарат Canon EOS 5D, у него затвор действительно, очень шумный и когда он срабатывает, руки отчетливо чувствуют вибрацию. Затворы современных зеркалок более совершенны в плане вибронагруженности, поэтому риск подобного смазывания картинки намного меньше. У некоторых аппаратов есть "тихий" режим, в котором затвор срабатывает немного медленнее, но вибраций при этом намного меньше, четкость картинки лучше.

Нерезкость из-за неправильного использования стабилизатора

Стабилизатор - устройство, позволяющее уменьшить шевеленку при съемке с рук. Однако, иногда он может навредить.

В инструкции к объективу со стабилизатором почти всегда есть предупреждение – выключайте стабилизатор при съемке со штатива. Часто этим правилом пренебрегают, а напрасно. Подносили когда-нибудь микрофон к колонке? После этого происходит самовозбуждение усилителя и динамики начинают свистеть. Получается точно как в поговорке "много шума из ничего". Со стабилизатором то же самое. Он призван противодействовать вибрации, вызванной шевеленкой, однако на штативе ее не возникает. Тем не менее, вращающиеся гироскопические элементы стабилизатора вызывают небольшую вибрацию, которая воспринимается как шевеленка и стабилизатор пытается ее погасить, «раскачиваясь» при этом все сильнее и сильнее. В итоге, картинка получается нечеткой.

Есть мнение, что стабилизатор может снижать резкость картинки при дневной съемке с рук. Может быть это и так, но я не припомню на своем опыте ни одного случая, когда включенный стабилизатор заметно испортил бы резкость при съемке с короткой выдержкой. Хотя, в интернете регулярно пишут о пагубном влиянии стабилизатора, например, при макросъемке. Аргументы приводятся следующие:

  1. Обратная шевеленка - на незначительное сотрясение камеры стабилизатор реагирует слишком сильно и вызывает смещение картинки в обратном направлении.
  2. Заметный толчок при включении стабилизатора становится причиной нерезкости снимка. Стабилизатор включается, когда мы делаем полунажатие кнопки спуска (чтобы сфокусироваться) и работает до тех пор, пока кадр не будет сделан. Если сразу нажимать кнопку спуска до отказа, то, действительно, стабилизатор может вызвать смаз картинки. Если дать стабилизатору секунду, чтобы он "успокоился", то риск получения смазанной картинки уменьшается. Многое зависит еще и от объектива. Например, у Canon 75-300 IS USM стабилизатор включается с отчетливо различимым стуком и вызывает заметную вибрацию, а у Canon 24-105L – практически бесшумно.
  3. Микровибрация от гироскопов снижает четкость картинки. Опять же многое зависит от объектива – в дешевой оптике (Canon 75-300), действительно, вибрация ощутима. В Canon 24-105L вибрация практически отсутствует.

Лично я предпочитаю отключать стабилизатор в тех случаях, когда в нем нет нужды, но, главным образом для снижения энергопотребления. Стабилизатор действительно помогает в тех случаях, когда при съемке с рук выдержка становится длиннее безопасной и в то же время не хочется повышать чувствительность ISO. В остальных случаях он бесполезен.

Стабилизатор также бесполезен при съемке подвижных объектов. Он всего лишь компенсирует вибрации, передаваемые на фотоаппарат от ваших рук, но он не в силах замедлить движение бегущего человека, который попал в кадр. Стабилизатор помогает лишь при съемке статичных сцен. Сколько бы ступеней экспозиции не компенсировал стабилизатор, При длинной выдержке движущиеся объекты неминуемо получатся размытыми.

Некорректная настройка параметров изображения

В получении визуально нерезких изображений может быть виноват не только объектив, но и сам фотоаппарат, точнее, его настройки. В настройках параметров изображения у фотоаппарата есть пункт резкость или sharpness , который определяет степень контрастности границ объектов на фотографии.

Данная настройка актуальна только при съемке в JPEG. Если вы предпочитаете формат RAW, то желаемый уровень программной резкости (шарпинга) можно установить в программе, используемой для конвертации из RAW в JPEG.

С увеличением программной резкости нас может подстерегать неприятный сюрприз – рост уровня шума. Посмотрите на два фрагмента одной и той же фотографии, приведенных в 100% масштабе.

Первая картинка – со стандартными настройками резкости, на второй внутрикамерный шарпинг вывернут на максимум. Вторая картинка визуально воспринимается более четкой, однако, она и более шумная.

Контрольные задания

1. Научитесь вычислять безопасную выдержку.

2. Попробуйте сделать снимок со штатива с длинной выдержкой с включенным и выключенным стабилизатором, сравните результаты и сделайте выводы.

3. Найдите в инструкции к вашему фотоаппарату функцию блокировка зеркала и научитесь ей пользоваться.

4. Попробуйте снять один и тот же сюжет с разными значениями диафрагмы (со штатива). Выясните, при каких значениях диафрагмы ваш объектив дает самую резкую картинку.

5. Попробуйте поснимать при дневном освещении с включенным и выключенным стабилизатором (в широкоугольном положении). Сделайте вывод относительно целесообразности использования стабилизатора при хорошей освещенности и небольшом фокусном расстоянии.

Когда вы видите прекрасный снимок природного или городского пейзажа, то прежде всего задаетесь вопросом «Как ему удалось так снять этот кадр?» Конечно, сам момент съемки играет важную роль в создании любой выдающейся фотографии. Правильно ли установлена экспозиция, выйдет ли правильный, хорошо сбалансированный RAW-файл? Нужно ли делать брекетинг, чтобы захватить, а потом иметь возможность обработать широкий динамический диапазон? Использовать ли длинную выдержку, чтобы создать чувство движения или смягчить его (тут на помощь придут нейтральные фильтры)?

В этом списке слишком много переменных, да и с большинством вы, наверное, и так знакомы.

После того, как у вас есть RAW-файл, готовый к работе, ПО для постобработки предоставляет огромное количество возможностей сделать его более резким и выделяющимся.

Используя 4 техники, о которых рассказывается в уроке, вы сможете сделать свои снимки острыми как бритва и готовыми к печати или публикации в сети!

В уроке я расскажу, как придать пейзажным снимкам наилучший вид. Однако, эти техники также работают для большинства других сфер фотосъемки. Поскольку на улице уже весна, сейчас самое время выбраться на улицу и запечатлеть парочку прекрасных пейзажей!

1. Резкость в Lightroom

Полное название Lightroom звучит так: “Adobe Photoshop Lightroom”, поэтому, говоря о резкости, технически я объясняю Photoshop-метод. Впрочем, как бы вы его не называли, Lightroom обладает очень полезной секцией на панели Детали (Details) модуля Develop .

Слайдеры стоит использовать, когда изображение открыто как минимум в полном размере 1:1. При внесении коррекций нужно видеть их влияние даже на мельчайшие детали.

Удерживаемая клавиша Alt позволяет видеть создаваемую маску.

Все слайдеры также можно использовать совместно с клавишей Alt. Верхний слайдер - Количество (Amount) покажет снимок в черно-белом виде. Радиус (Radius) и Детали (Details) приглушат цвета, чтобы можно было видеть контуры, которые делаются резче. Слайдер Маска (Masking) переходит в черно-белый вид, демонстрируя, где именно применяется резкость (см. рисунок выше).

Слайдеры

Количество (Amount) регулирует именно то, что вы можете подумать - общее количество применяемой резкости. Чем дальше вы передвигаете его вправо, тем резче станет снимок.

Радиус (Radius) отвечает за то, насколько далеко от центра каждого пикселя увеличивается резкость. Чем меньше значение, тем тоньше радиус резкости. Чем больше - тем радиус толще.

Детали (Details) влияет в основном на остальные участки фотографии, не обязательно края (за них отвечает Радиус). Если есть снимок с большим количеством текстур, как, например, ткань или одежда, слайдер Детали (Details) подчеркнет их, не создавая при этом эффект нежелательного сияния.

Маска (Masking) - это ничто большее, чем просто маска. Если ползунок в левом углу - маска залита чистым белым цветом и эффект применяется полностью. Удерживая нажатой клавишу Alt и перемещая ползунок вправо, вы увидите, как белая обводка остается только вокруг некоторых участков. Если перетянуть слайдер в правый край, резкими станут только самые очевидные детали.

Несмотря на то, что это очень эффективный метод, он применяется глобально, а нам иногда нужно сделать резкими только определенные участки. Именно здесь приходит на помощь Photoshop.

2. Нерезкое маскирование в Photoshop

Нерезкое маскирование (Unsharp Mask) - функция с очень неоднозначным названием. Если не обращать внимание на приставку «не» - это обычный инструмент для повышения резкости. Принцип его работы - создать слегка размытую версию исходного изображения и отнять его от оригинала, чтобы найти края объектов. Так создается нерезкая маска. Следующий шаг - повышение контраста краев при помощи созданной маски. В итоге получается более резкий снимок.

Слайдеры Нерезкого маскирования

Количество (Amount) здесь отображается в процентах и регулирует то, насколько контрастными будут края.

Радиус (Radius) - сила размытия оригинала для создания маски. Чем меньше радиус, тем более мелкие детали будут затронуты.

Порог (Threshold) устанавливает минимальное изменение яркости, к которому применяется резкость. Порог также хорошо работает, чтобы сделать более резкими только заметные края, не затрагивая при этом остальные.

Любые операции по повышению резкости должны применяться как минимум в полном размере 1:1 или лучше. Идеальный зум для работы в Photoshop - 200%.

3. Умная резкость в Photoshop

Самый продвинутый инструмент Photoshop для работы с резкостью - Умная резкость (Smart Sharpen). У него больше всего опций и при правильном использовании можно получить наилучший результат для пейзажной и почти любой сферы фотосъемки. Пейзажная съемка - очень сложный предмет, так как часто приходится справляться одновременно с очень приближенными контурами и очень отдаленными. При этом каждый из них требует отдельного подхода. Работая с масками в Photoshop можно добиться того, что некоторые участки будут замаскированы, а другие останутся резкими. Это еще одно преимущество над младшим братом - Lightroom. Но вернемся к теме!

Также во всплывающем окне инструмента Умная резкость (Smart Sharpen) можно сохранять и загружать престы, чтобы не вводить параметры каждый раз.

Умная резкость предоставляет наибольшее количество опций. С ее помощью можно идеально выполнить тончайшие коррекции!

Слайдер Количество (Amount) изменяется от 1 до 500%. В большинстве случаев не приходится переступать 100%. Конечно, никто не запрещает зайти дальше, но вы получите распространенные артефакты в виде сияния и нереалистичный вид.

Радиус (Radius) измеряется в пикселях и отвечает за края, которые будет регулировать Умная резкость. Можно выбрать от 0,1 до 64 пикселей - шкала с шагом 0,1 была создана для максимально тонкого регулирования.

Сокращение шума (Reduce Noise) весьма понятная и отличная функция. Это - еще одна причина мощности и популярности Умной резкости. Теперь становится ясно, зачем Adobe создала пресеты для этого фильтра!

В строке Удалить (Remove) лучше установить Размытие при мал. глубине резкости (Lens Blur), так как этот пункт отлично справляется с сокращением эффекта сияния.

Секции Тень (Shadow) и Свет (Highlights) также получили свои наборы слайдеров для тонкого регулирования. Ослабление эффекта (Fade Amount) отвечает за общее усиление резкости в светлых и темных участках.

Тональная ширина (Tonal Width) задает пределы усиления резкости для определенных тональных участков изображения. В качестве примера, если вы выберете более низкую Тональную ширину в этих участках, усиление резкости для них будет ограничено. Более высокое значение расширяет диапазон тонов.

Радиус (Radius) здесь работает так же, как у Нерезкого маскирования - перемещение ползунка влево определяет меньшую зону, вправо - большую.

Стоит отметить - для получения наилучших результатов при использовании этих инструментов, сначала конвертируйте копию оригинального слоя в смарт-объект. Это можно сделать в самом начале постобработки или позже, когда слой объединен и находится сверху. Переход к смарт-объекту позволит в любое время вернуться и внести коррекции. Также смените Режим наложения (Blending Mode) слоев резкости (кроме Цветового контраста) на Свечение (Luminosity) во избежание нежелательного свечения. Это крайне рекомендуется.

4. Фильтр Цветовой контраст в Photoshop

Еще один отличный способ усилить резкость пейзажных снимков (и не только) - воспользоваться фильтром Цветовой контраст (High Pass). Опять же, можно сделать либо копию самого слоя, либо копию всех видимых (Ctrl + Alt + Shift + E). Конвертируйте полученный слой в смарт-объект, кликнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав соответствующий пункт выпадающего меню. Как уже упоминалось, это позволит вернуться и внести коррекции в любой момент.

Фильтр Цветовой контраст - очень простой, но эффективный способ усилить резкость фотографии. Помните, что с любым корректирующим слоем или фильтром всегда можно воспользоваться маской, скрыв нежелательные участки. Слайдер Непрозрачность (Opacity) - еще один способ ослабить влияние эффекта.

Небольшого Радиуса в пределах 1-1,5 обычно хватает с головой. Не стоит перебарщивать! Нам нужно совсем немного! После этого изображение станет 50% серым и останется только обводка, показывающая края. Именно это нам нужно.

Теперь просто перейдите к панели слоев и выберите Режим наложения Перекрытие (Overlay) или Линейный свет (Linear Light). Последний имеет более заметное влияние, в то время как первый менее радикальный. Линейный свет - более удачный выбор, так как всегда можно отрегулировать непрозрачность слоя и ослабить слишком резкие участки при помощи маски. Использование Яркостных масок также может быть неплохим вариантом, если нужно усилить резкость только в определенном тональном диапазоне.

Есть еще много способов подчеркнуть детали при помощи Photoshop - какой ваш любимый? Поделитесь своим опытом в комментариях или задайте интересующий вопрос.

Чаще практикуйтесь в съемке и обработке!

Резкость фотографического изображения

степень отчётливости границы между двумя участками фотоизображения, получившими разные экспозиции (См. Экспозиция). Вообще говоря, граница изображения объекта, отличающегося по яркости от окружающего фона, всегда размыта. Ширина зоны перехода от больших оптических плотностей (См. Оптическая плотность) к малым (пограничной области) для современных фотоматериалов составляет в зависимости от условий экспонирования 10-50 мкм. Субъективное впечатление о Р. ф. и. зависит от скорости, с которой меняется плотность в этой зоне, и абсолютной разности плотностей на её краях. Для количественной оценки Р. ф. и. предложены разные способы, использующие максимальный или среднеквадратичный Градиент изменения оптической плотности в пограничной области. Наибольший градиент (наибольшая Р. ф. и.) достигается лишь при некоторой оптимальной экспозиции. В отличие от разрешающей способности (См. Разрешающая способность), Р. ф. и. характеризует качество воспроизведения относительно крупных деталей фотоизображения. При постоянном расстоянии до объекта для получения фотоснимков с наилучшей Р. ф. и. и с наибольшей разрешающей способностью требуются обычно две разные фокусировки фотографического Объектив а.

М. Я. Шульман.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Резкость фотографического изображения" в других словарях:

    Четкость границы между соседними участками изображения с различной плотностью почернения. Измеряется быстротой изменения плотности почернения в направлении, перпендикулярном границе участка изображения … Большой Энциклопедический словарь

    Чёткость границы между соседними участками изображения с различной плотностью почернения. Измеряется быстротой изменения плотности почернения в направлении, перпендикулярном границе участка изображения. * * * РЕЗКОСТЬ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ … Энциклопедический словарь

    Необработанное изображение (вверху); изображение, обработанное с помощью нерезкого маскирования (в центре); изображение с явно завышенными параметрами (внизу) на профессиональном жаргоне «перешарпленное» Нерезкое маскирование (англ. Unsharp… … Википедия

    Круг резкого изображения, даваемый фотографическим объективом. При диафрагмировании объектива резкость изображения по краям поля возрастает. Поле изображения определяет формат фотографического изображения, который должен вписываться в него, т.е.… … Википедия

    Функция передачи модуляции, функция, с помощью которой оценивают «резкостные» свойства изображающих оптических систем и отдельных элементов таких систем (см., например, Резкость фотографического изображения). Ч. к. х. есть Фурье… … Большая советская энциклопедия

    Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч … Википедия

    Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч. φως / φοτος свет и γραφω пишу) техника рисования светом, светопись: получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке ил … Википедия

    Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч. φως / φοτος свет и γραφω пишу) техника рисования светом, светопись: получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке ил … Википедия

    Фотоаппарат «Москва 2» Фотография (фр. photographie от др. греч. φως / φοτος свет и γραφω пишу) техника рисования светом, светопись: получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке ил … Википедия

Резкость фотографий – одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкивается начинающий фотограф. Причины снижения резкости могут быть самыми разнообразными: ошибки в фокусировке, неправильная экспозиция, не высокое качество объектива. В этой статье мы поговорим о том, как решить проблему резкости фотоизображения.

Резкость кадра человеческий глаз воспринимает, в первую очередь, как степень контраста на контурах. В этой связи обеспечение резкости изображения осуществляется путем повышения контраста на контурах, то есть затемнения контура на темном участке и, соответственно, его осветления на светлом. Четкость и резкость картинки во многом зависят от разрешающей способности матрицы цифрового фотоаппарата и качества резкости объектива, однако эти параметры, к сожалению, изменить невозможно. Тем не менее, в большинстве случаев причиной размытого фотоизображения становятся простые ошибки фотографа, а не используемое им фотооборудование.

Чтобы обеспечить высокую резкость кадра во время съемки, необходимо сконцентрировать свое внимание на нескольких вещах. Во-первых, на работе системы автофокусировки (AF). Следует использовать корректный режим фокусировки в соответствии с условиями съемки. В том случае, если Вам не удается обеспечить четкий, резкий кадр, лучше задействовать ручную фокусировку. При ручной фокусировке полезным инструментом может быть встроенный режим LiveView (если он имеется в Вашей камере). Достаточно включить режим LiveView, приблизить объект, на котором осуществляется фокусировка, и проверить резкость кадра по ЖК-дисплею.

Помимо работы системы автофокусировки, одним из основных факторов, оказывающих влияние на резкость фотоизображения, является значение диафрагмы. Здесь стоит иметь в виду, что все объективы имеют свое оптимальное значение диафрагмы, при котором они способны давать наиболее резкую картинку. Как правило, оптимальное значение диафрагмы объектива находится в двух числах от максимального значения (например, при максимальном значении диафрагмы f/4 оптимальным будет значение от f/5,6 до f/8). Такое значение диафрагмы можно определить экспериментальным путем, сфотографировав один и тот же объект при разных значениях диафрагмы, а затем сравнив резкость полученных снимков на большом мониторе компьютера. Для обеспечения резкости и четкости фотоизображений не забывайте также пользоваться штативом, либо старайтесь всегда находить надежную опору для камеры во время съемки.

Но что делать, если фотографии все-таки получились размытыми или недостаточно резкими? Подкорректировать резкость готовых снимков можно с помощью различных программных средств на компьютере. Наиболее часто используемая программа в этом случае – Adobe Photoshop, хотя существует и множество других программных продуктов, позволяющих корректировать снимки. На примере Photoshop мы рассмотрим, какими способами можно повысить резкость кадра.

Исходное изображение (все изображения кликабельны)

Для этого программой задействуются различные фильтры, то есть специальные алгоритмы обработки пикселей, применяемые ко всему изображению или его части. Фильтры Photoshop могут быть готовые (автоматические) или настраиваемые. Готовые фильтры – наиболее простой способ добиться повышения резкости фотографии, ко всему прочему не требующий особых умений работы с программой. Вам нужно только найти опцию Filter (Фильтры), которая открывает доступ к группе готовых фильтров Sharpen (Резкость). Всего здесь предусмотрено три автоматических фильтра:

  • Sharpen (Резкость). Данный фильтр делает изображение чуть более четким, усиливая разницу в цвете между пикселями.
  • Sharpen More (Резкость больше) – более сильное увеличение резкости в сравнении с предыдущим фильтром.
  • Sharpen Edges (Резкость по краям) – благодаря этому фильтру можно сделать более четкими и резкими края фотоизображения, для остальной картинки сохраняется размытость.

Вышеупомянутые фильтры очень удобны тем, что работают методом в «один клик», однако они не имеют никаких настроек, поэтому результат их применения может не оправдать Ваших ожиданий. Чтобы добиться более качественных результатов обработки снимка, рекомендуется использовать настраиваемые фильтры. Пожалуй, наиболее популярный из них – это фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость), который находит границы деталей изображения, делая их контуры более четкими за счет осветления светлых пикселей вдоль границ различных деталей и затемнения темных пикселей.


Для того, чтобы воспользоваться этим фильтром, необходимо пройти по меню Фильтр (Filter) — Резкость (Sharpen) — Контурная резкость (UnsharpMask). Здесь Вам будут доступны три настройки фильтра, с помощью которых можно подкорректировать резкость фотографии:

  • Amount (количество/эффект) – этот параметр определяет «силу» резкости или степень влияния. Обычно рекомендуется выбирать значение в районе 150 – 200%.
  • Radius (радиус) — размер деталей или области фотоизображения, к которым будет применяться фильтр. Оптимальное значение радиуса для большинства фотоизображений – 0,2 – 0,3, но, в целом, рекомендуемый диапазон находится в пределах от 1 до 4.
  • Threshold (порог) – данная настройка определяет, насколько сильно должны отличаться соседние области, чтобы граница между ними считалась контуром. При пороге 0 в операции по изменению контраста будут участвовать все пиксели, а при пороге 255 — изображение не поменяется. Лучше оставить этот параметр на нуле.

Изменяя эти три настройки, можно подкорректировать резкость фотографии или отдельной области.

Еще один удобный фильтр с окном настроек – это так называемая «умная» резкость (Smart Sharpen). Этот фильтр предоставляет доступ к двум вкладкам Basic (Простая) и Advanced (Расширенная), причем параметры и той, и другой одинаковые – можно изменять значение Amount (Величина резкости) и Radius (Радиус). Свободно двигая ползунки, Вы можете повысить резкость кадра, видя результаты своих действий на образце.


Фильтр Smart Sharpen в сравнении с Unsharp Mask лучше подходит для коррекции изображений с большим количеством мелких деталей, он дает больше возможностей для контроля увеличения резкости. В режиме Basic фильтр мало чем отличается от Unsharp Mask, но тут присутствует опция Remove (Удалить), с помощью которой можно выбрать один из способов удаления размытия (например, посредством LensBlur (Глубина резкости) можно увеличить глубину резкости).

Во вкладке Advanced имеются еще две дополнительные настройки — Shadows (Тени) и Highlight (Свет), в каждой из которых есть три параметра. Эти настройки позволяют с помощью простого передвижения ползунков регулировать размытие в свете и тенях кадра, устранять неприятные белые ореолы, а также усиливать/уменьшать действие выбранной опции.


Кроме того, повысить резкость на фотографии можно используя фильтр HighPass. Но для этого необходимо сначала открыть исходное фотоизображение, продублировать дважды слой, чтобы в итоге получилось три слоя. К верхнему слою применяем фильтр Other/HighPass (Другие/Цветовой контраст) и подбираем нужный Вам радиус (Radius) – он идентичен параметру радиуса в фильтре Unsharp Mask. Также к этому слою применяем режим наложения Overlay (Перекрытие), после чего резкость картинки значительно увеличится даже на тех участках, где в этом не было особой необходимости. Излишнюю резкость на отдельных участках можно сгладить ластиком. Далее клавишей Ctrl+E соединяем верхний и центральный слои. Подробный урок по использованию фильтра HighPass можно посмотреть .

Итак, способов повышения резкости в Photoshop предусмотрено достаточное количество. Помимо вышеупомянутых фильтров, существуют еще специальные плагины к Photoshop, которые способны увеличивать резкость по различным алгоритмам. Если Вы не владеете навыками работы с графическими редакторами, то можно просто воспользоваться готовыми фильтрами, где от Вас потребуется только нажать на кнопку мыши. Для более продвинутых пользователей доступны фильтры Unsharp Mask, Smart Sharpen и High Pass с дополнительными настройками. Однако, как показывает практика, самые оптимальные результаты достигаются не путем применения одного фильтра ко всему изображению, а использованием различных фильтров с разными настройками для тех или иных участков фотографии.

Вашей фотографии не хватает четкости? Это очень легко исправить в программе «ФотоМАСТЕР»! Прочитайте статью и узнайте о трех способах, как улучшить резкость фотографии в этом фоторедакторе.

ШАГ 1. Загрузите фотографию для работы

После запуска предложит добавить изображение для работы. Кликните «Открыть фото» и укажите путь к файлу. Снимок появится на экране. В меню справа вы можете настроить экспозицию, контраст, насыщенность фото и т.д. Установим масштаб 100% и перейдем к корректировке резкости.

ШАГ 2. Повышаем резкость всего изображения

Во вкладке «Резкость » определите силу эффекта. Увеличьте «Радиус», если хотите чтобы контуры предметов стали заметнее. Безопасными для параметра «Порог» являются значения от 3 до 10. Если же он равен 0, то изменения затронут каждый пиксель на изображении, из-за этого на фото станут заметнее мелкие дефекты.


ШАГ 3. Добавляем чёткость отдельным частям

Перейдите в меню «Ретушь» > «». Настройте размер кисти, прозрачность и растушевку. Выделите фрагмент фото для редактирования. Кликните по вкладке «Резкость» и настройте параметры. Они идентичны тем, что были представлены в шаге выше. Сохраните изменения щелчком по кнопке «Применить».


ШАГ 4. Плавно повышаем резкость фотографии

Если вы хотите с помощью резкости сделать акцент на верхней или нижней части фотографии, то воспользуйтесь функцией «», которая находится в разделе «Ретушь». Обозначьте область на фото, к которой хотите применить фильтр, а после подберите оптимальные настройки резкости в одноименной вкладке в меню справа.



Теперь вы знаете, как улучшить четкость фотографии тремя простыми способами в программе «ФотоМАСТЕР». Но это не все функции приложения! Давайте познакомимся ближе с другими инструментами софта. А можно уже сейчас прямо с нашего сайта.

Изменяйте цвет любых предметов на фото

Если вам необходимо изменить цвет конкретного предмета на фотографии, то воспользуйтесь функцией «» в разделе «Ретушь ». Просто выделите нужный элемент на изображении, а затем настройте его параметры в меню справа: цветовой тон, насыщенность, экспозицию и другие. Одно мгновение - и предмет на фото приобретет иной вид!

Подписывайте фотографии

Вы можете добавить на фото текстовый комментарий. Эту функцию особенно оценят фотографы, которые хотят подписать свои работы. Откройте раздел «». В блоке справа введите текст и кликните «Добавить надпись ». Настройте оформление комментария по своему вкусу: цвет, шрифт, размер и прочие параметры.


Обрабатывайте фотографии в 1 клик!

К изображению можно применить стильные эффекты из коллекции. Все доступные варианты вы найдете в одноименной вкладке. С ними превратить современную фотографию в атмосферный ретро снимок можно в один щелчок мыши! В каталоге представлено несколько вариаций этого эффекта. Примерьте их все!



Звучит интересно? Опробуйте все функции программы самостоятельно. Загрузка займет менее пяти минут, после вы сможете установить «ФотоМАСТЕР» на ПК и улучшить любые фотографии!