Истребитель с 54 и его перспективы. Сценарий новой войны

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

стрелково-пушечное

  • 2 x 12,7-мм + 1 х 7,62-мм.

торпедно-бомбовое

  • 1 торпеда или 900 кг бомб.

Grumman TBF Avenger (рус. Грумман ТиБиэФ Эвенджер - Мститель ) - один из наиболее известных торпедоносцев-бомбардировщиков периода Второй мировой войны . Состоял на вооружение авианосцев США и корпуса морской пехоты с 1942 года. После прекращения производства в 1945 году ещё длительное время эксплуатировался в США, Великобритании и других странах вплоть до 1960-х годов. Помимо базовой модификации, выпускался в самых различных вариантах и являлся одним из наиболее массовых палубных самолётов Второй мировой войны.

История создания

Макет XTBF-1

В носовой части фюзеляжа размещался двигатель, позади которого была расположена бронеперегородка, отделяющая бомбоотсек и кабину от моторного отсека и выполнявшая роль противопожарного щита. Кабина была трёхместной и закрывалась длинным фонарём. В передней части кабины находилось место пилота, который являлся командиром экипажа. За ним размещался бомбардир, на первой партии самолётов, использовавшихся для обучения экипажей, были установлены дублирующие органы управления для пилота-инструктора. Основное оборудование кабины бомбардира состояло из органов управления радара , во время боя он переходил в боевое отделение, расположенное за бомболюком и оборудованное бомбовым прицелом. В отличии от пилота, занимавшего своё место через сдвигающийся фонарь, для бомбардира была предусмотрена дверца на правой стороне фюзеляжа. В задней части кабины находилась надувная спасательная лодка Mark 4 type D , а за ней - вращающаяся башенка бортового стрелка. Кабина экипажа была оборудована подогревателями и системой подачи кислорода к дыхательным маскам.

Под кабиной был расположен бомбовый отсек, в котором находились подвесы для торпед или бомб. Сброс осуществлялся с помощью электропривода с места бомбардира или вручную с места пилота. Впервые в американской морской авиации бомбоотсек имел герметичную конструкцию.

Стрелковая башенка модели 150SE-2 имела электрический привод и бронезащиту, которая состояла из бронекресла и бортовых бронелистов. Остекление башенки было выполнено из бронестекла толщиной 12,7 мм. Поворот осуществлялся с помощью единственной рукоятки пистолетного типа.

Крыло и оперение

Крылья в сложенном положении

Свободнонесущее крыло имело прямоугольное сечение в средней части с профилем NACA 23015 и сужающие секции консолей профиля NACA 23009 . В поперечном сечении оно имело V-образную форму с ψ=6° . Максимальная толщина профиля составляла 15 % на 30 % хорды, максимальный выгиб 1,8 % на 15 % хорды. Конструктивно крыло имело однолонжеронную конструкцию с обшивкой из алюминиевого сплава, которая крепилась потайными клёпками. На задней кромке между элеронами и центральной частью были расположены двухсекционные щелевые закрылки . В кессонном центроплане располагалось три основных топливных бака, которые имели наддув нейтральным газом и самозятягивающуюся при повреждении оболочку. Основной особенностью конструкции крыльев Grumman TBF Avenger была их складывающаяся конструкция. Наружные консоли крыла, имевшие набор из нервюр и стрингеров, с помощью гидропривода, управляемого из кабины пилота, складывались вдоль задней части фюзеляжа в течении нескольких секунд. Со сложенными крыльями ширина самолёта составляла всего 4,88 м, что позволяло авианосцам увеличить их количество без увеличения размеров палуб и ангаров.

Оперение состояло из вертикального стабилизатора с форкилем и горизонтального однолонжеронного стабилизатора с нервюрами, который крепился к фюзеляжу под углом 1,5°. Стабилизаторы имели алюминиевую обшивку, рули с углами отклонения от −10° до +20° - алюминиевые лонжероны и обтягивались перкалью. Для компенсации усилий на элементах управления в задней части рулей были предусмотрены триммеры, имевшие углы отклонения −10°…+12,5°.

Шасси

Хвостовая стойка шасси

TBF Avenger имел двухстоечное шасси с гидравлическими амортизаторами. Из за обширного бомбоотсека клиренс был невелик, что улучшало обзорность с места пилота при посадке. Передние стойки имели шарнирное крепление в оконечностях центроплана и были оборудованы механизмом складывания в ниши консолей крыла. Хвостовое управляемое колесо было расположено за нижней огневой точкой и имело телескопический механизм уборки, складывающий стойку внутрь и назад. Самолёты, поставляемые для морской пехоты, вместо заднего пневматика оборудовались металлической лыжей. Механизм выпуска шасси гидравлический, с замками, фиксирующим стойки как в выпущенном, так и в сложенном положении. В случае необходимости шасси можно было выпустить вручную, причём для этого было достаточно освободить фиксирующие замки, после чего стойки выпадали под собственным весом.

Точки крепления палубных катапульт были расположены на основных стойках. Тормозной гак имел выдвигающуюся конструкцию с электроприводом и крепился к последнему шпангоуту фюзеляжа. Начиная с модификации TBM-3E выдвижной крюк был заменен неподвижным, оборудованным аварийным цепным приводом для уборки с места пилота при посадке на обычный аэродром. Так как самолёт предназначался для использования в условиях скользкой посадочной поверхности, пневматики имели выраженные грунтозацепы, эффективно отводящие воду из пятна контакта. Основные стойки были оборудованы двухконтурными независимыми гидравлическими тормозами.

Силовая установка

Двигатель Wright Cyclone R-2600

Первоначально самолеты комплектовались звездообразным двухрядным двигателем воздушного охлаждения Wright Cyclone R-2600-8 мощностью 1700 л. с. Это был достаточно надёжный и широко распространённый двигатель, оборудованный редуктором привода винта и одноступенчатым турбонагнетателем. Двигатель крепился на специальной раме, что позволяло при необходимости быстро произвести его замену. Горючая смесь поступала из трехкамерного карбюратора Bendix-Stromberg PT-13G1 с восходящим потоком, оснащённым автоматикой приготовления смеси в зависимости от высоты полёта. Питание системы зажигания осуществлялось от аккумуляторов или аварийного генератора. Трехлопасной винт Hamilton Standard Hydromatic 6359-A12 имел диаметр почти 4 метра и был оборудован гидравлической системой регулировки шага . Поздние модификации оснащались двигателями и Wright Twin Cyclone R-2600-20 мощностью 1900 л. с. В моторном отсеке были установлены огнетушители, управляемые с места пилота.

В качестве топлива использовался бензин Avgas 100/130 , который поступал из трёх основных самозатягивающихся, частично бронированных баков, оборудованных наддувом инертным газом, которые размещались в центроплане и имели ёмкость 548 л (центральный) и 2 х 341 л (боковые). При необходимости могли быть установлены дополнительные баки, на 1022 л в бомбоотсеке и сбрасываемые подкрыльевые на 219 или 378 л. Топливо перекачивалось основным механическим или аварийным электрическим бензонасосами.

Вооружение и оборудование

Расположение торпеды в бомбоотсеке

Стрелковое вооружение TBF-1 состояло из двух пулеметов M1919 Browning калибра 7,62 мм и пулемёта M2 Browning калибра 12,7 мм. Один 7,62-мм пулемет был синхронным и установливался в передней части фюзеляжа, имел боезапас в 300 патронов и управлялся пилотом. Второй 7,62-мм пулемет с боезапасом в 500 патронов предназначался для защиты задней полусферы и находился за бомбоотсеком, на некоторых модификациях этот пулемёт отсутствовал. В стрелковой башенке типа был установлен пулемёт калибра 12,7 мм с боезапасом в 400 патронов, который использовался со стандартным рефлекторным морским прицелом Mk 9 и вспомогательным коллиматорным Mk 11 .

Бомбоотсек позволял разместить одну торпеду весом 2000 фунтов или эквивалентное этому весу количество бомб. Существовала модификация с установленным в бомбоотсеке дополнительным баком на 270 галлонов топлива, что позволяло увеличить максимальную дальность полёта до 2180 миль . Первоначально использовались торпеды Mk 13 , позднее на вооружение поступила торпеда Mk-13-1A со стабилизирующим кольцом, которая позволяла производить сброс с высоты 244 метра. Бомбовое вооружение могло состоять из одной 2000 фунтовой универсальной бомбы GP или одной 1600 фунтовой бронебойной бомбы. Так же было возможно использование двух 1000 фунтовых бомб, четырех 500 фунтовых , двенадцати 100 фунтовых или четырех глубинных бомб по 350 фунтов .

Радар APS-4

Помимо стрелкового и торпедно-бомбового вооружения на Grumman TBF Avenger могли устанавливаться направляющие Mark 4 rocket rails для пуска неуправляемых ракет калибра 3,5 дюйма . Позднее были разработаны направляющие Mark 5 rocket rails , рассчитанные на применение ракет калибра 5 дюймов . В бомбоотсеке при необходимости могли размещаться восемь осветительных ракет типа A-N Mark 4 .

Самолёт был оборудован специальным прибором, который позволял производить сброс бомб с заданным интервалом. Как правило, использовался интервал 27 - 34 м, что значительно увеличивало площадь поражения. Часть самолётов имела устройства для буксировки мишеней.

Grumman Avenger имел гидравлическое многоканальное управление системами выпуска шасси, складывания крыльев, выпуска закрылков, створок бомбоотсека, положение жалюзи двигателя и перезарядки пулемётов. Электропитание осуществлялось от наземного источника, двух резервных бортовых аккумуляторов и основного генератора. В случае аварийной посадки в распоряжении экипажа была спасательная лодка, аптечка первой помощи, спасательная рация, канистры с питьевой водой, сигнальные ракеты, дымовые гранаты М-8 , рыболовный набор, зажигалки, нож, бухта веревки, пластинка для отражения света и другие предметы для выживания.

Самолёты оборудовались радиостанциями AN/ART-13 , приёмниками AN/ARC-5 и AN/ ARR-2 , передатчиками AN/ARC-1 , радиовысотомером AN/APN-1 и системой распознавания «свой-чужой» AN/APX-2 .

Модификации

  • XTBF-1 прототип, построено 2 экземпляра, первый экземпляр изначально не имел форкиля.
  • TBF-1 базовая модификация, построено 1526 экземпляров в период с марта 1942 по декабрь 1943. 50 первых построенных самолётов имели дублированное управление.
  • TBF-1B проект TBF-1 для поставки по ленд-лизу в состав Королевского военно-морского флота Великобритании. Обозначение не использовалось, было заменено на Tarpon Mark I .
  • TBF-1C модификация TBF-1 с крыльевыми пулемётами M2 Browning калибра 12,7-мм и увеличенной до 2748 л емкостью топливных баков. Построено 765 экземпляров в период с июля 1943 по декабрь 1943. Часть базировавшихся на борту USS Enterprise самолётов модификации TBF-1C были оборудованы радаром ASB-1 , позднее радар стал входить в стандартное оснащение. Синхронный 7,62-мм пулемет не устанавливался, конструкция центроплана усилена.
  • TBF-1D модификация TBF-1 с сантиметровым радаром ASD-1
  • TBF-1CD модификация TBF-1C с сантиметровым радаром ASD-1 , установленном под обтекателем на правом крыле. Выпускался в 1943 году.
  • TBF-1E модификация TBF-1 APS-4 . Выпускался в 1944 году.
  • TBF-1J всепогодная модификация TBF-1 TBF-1 в 1947 году.
  • TBF-1L модификация TBF-1
  • TBF-1P TBF-1 в 1945 году.
  • TBF-1CP модификация TBF-1C для фото-разведки, оборудован широкоформатной фотокамерой. Выпускался в 1945 году.
  • XTBF-2000 нереализованный проект с двигателем Pratt&Whitney R-2800 мощностью 2000 л.с., проектировался в 1943 году.
  • XTBF-2 опытный образец TBF-1 с двигателем Wright Twin Cyclone XR-2600-10 Martin 250СЕ . Построен в единственном экземпляре.
  • XTBF-3 опытный образец TBF-1 с двигателем Wright Cyclone R-2600-20 мощностью 1900 л.с. и стрелковой башенкой Martin 250СЕ .
  • TBF-3 проект серийной версии XTBF-3 , под данным обозначением не производился.
  • TBM-1 TBF-1 постройки General Motors . Построено 550 экземпляров в период с ноября 1942 по начало 1944.
  • TBM-1С TBF-1C постройки General Motors . Построено 2336 экземпляров в период с июля 1943 по начало 1944.
  • TBM-1D модификация TBM-1 с сантиметровым радаром ASD-1 , установленном под обтекателем на правом крыле. Выпускался в 1943 году.
  • TBM-1E модификация TBM-1 с дополнительным электронным оборудованием и радаром APS-4 . Выпускался в 1944 году.
  • TBM-1J всепогодная модификация TBM-1 , оборудовалась противообледенительной системой. Переоборудовался из TBM-1 в 1947 году.
  • TBM-1L модификация TBM-1 с выдвижным прожектором в бомбовом отсеке. Выпускался в 1944 году.
  • TBM-1P модификация для фото-разведки, переоборудовался из выпущенных ранее TBM-1 в 1945 году.
  • TBM-1CP модификация TBM-1C для фото-разведки, оборудован широкоформатной фотокамерой.
  • XTBM-3 опытный образец ТВМ-1С с двигателем Wright Cyclone R-2600-20 мощностью 1900 л.с. и стрелковой башенкой Martin 250СЕ . Построено 4 экземпляра.
  • ТВМ-3 серийная модификация XTBM-3 с двигателем Wright Cyclone R-2600-20 с двойной системой охлаждения и и стрелковой башенкой Martin 250СЕ . Построено 4011 экземпляров в 1944 году.
  • TBM-3D модификация ТВМ-3 с сантиметровым радаром APS-3 , установленном под обтекателем на правом крыле. Выпускался в 1944 году.
  • TBM-3E модификация TBM-3 с облегченным на 1000 кг планером, с радаром APS-4 , Вооружение - три пулемета калибра 12,7 мм, пулемет нижней полусферы отсутствует. Построено 646 экземпляров в период с конца 1944 по сентябрь 1945.
  • TBM-3E2 модификация ТВМ-3Е с дополнительным радиоэлектронным оборудованием.
  • TBM-3H модификация ТВМ-3 с поисковым радаром ASV . Выпускался в 1944 году.
  • TBM-3J всепогодная модификация TBM-3 . Переоборудовался из TBM-3 в 1947 году.
  • TBM-3L модификация TBM-3 с выдвижным прожектором в бомбовом отсеке. Выпускался в 1944 году.
  • TBM-3M модификация TBM-3 с подкрыльевыми 298-мм неуправляемыми ракетами Tiny Tim .
  • TBM-3M2 модификация TBM-3M с дополнительным радиоэлектронным оборудованием и ракетным вооружением.
  • TBM-3N ночная модификация TBM-3 . Выпускался в 1944 году.
  • TBM-3P модификация для фото-разведки, переоборудовался из выпущенных ранее TBM-3 в 1945 году.
  • TBM-3Q модификация ТВМ-3 с оборудованием радиоэлектронной борьбы и разведки, радаром APS-6 , без стрелкового вооружения. Переоборудовался из TBM-3 в 1946 году.
  • TBM-3R семиместная транспортная модификация TBM-3 . Переоборудовался из TBM-3 с 1950 года.
  • TBM-3S противолодочная модификация TBM-3 . Кислородная система демонтирована, переоборудовался из TBM-3 с 1948 года.
  • TBM-57 модификация TBM-3S для Франции.
  • TBM-3S2 - модификация TBM-3S .
  • TBM-3U буксировщик мишеней на базе ТВМ-3 . Переоборудовался из TBM-3 в 1950 году.
  • TBM-3UT модификация TBM-3U для Франции.
  • ХТВМ-3W экспериментальная версия TBM-3 с демонтированным вооружением и поисковым радаром APS-20 , разработан в 1944 году.
  • TBM-3W серийная противолодочная модификация ХТВМ-3W с бортовой РЛС APS-20 в вентральном радоме, без вооружения. Переоборудовался из TBM-3 в 1948 году.
  • TBM-3W2 модификация TBM-3W с бортовой РЛС типа APS-20 . Переоборудовался из TBM-3 в 1950 году.
  • XTBM-4 прототип на базе TBM-3E с усиленным центропланом и изменённым механизмом складывания консолей крыла. Построено 3 экземпляра.
  • ТВМ-4 серийная модификация XTBM-4 , заказано 2141 экземпляр, но ни одного построено не было.

Королевский военно-морской флот Великобритании

  • Tarpon Mark I модификация TBF-1 для Королевского военно-морского флота Великобритании. Изменена компоновка кабины, установлено отдельное оборудование английского производства и стартовые ракетные ускорители. Построено 395 экземпляров.
  • Tarpon Avenger Mark II модификация TBM-1C для Королевского военно-морского флота Великобритании. Построено 334 экземпляра.
  • Tarpon Avenger Mark III модификация TBM-3 для Королевского военно-морского флота Великобритании. Построено 222 экземпляров.
  • Tarpon Avenger Mark III-W2 переданные Великобритании TBM-3W2 .
  • Tarpon Avenger Mark IV модификация TBM-3Е Королевского военно-морского флота Великобритании. Заказано 70, постройка отменена.
  • Tarpon Avenger AS 3 - противолодочная модификация Tarpon Avenger Mark III . Построено 98 экземпляров.
  • Tarpon Avenger AS 3М - модификация Tarpon Avenger AS 3 , оборудованная магнитометром.
  • Tarpon Avenger AS 4 модификация TBM-3S Королевского военно-морского флота Великобритании с подкрыльевым радаром. Построено 100 экземпляров.
  • Tarpon Avenger AS 5 модификация Tarpon Avenger AS Mark IV с радаром в бомбоотсеке.

Летно-технические характеристики палубных торпедоносцев и бомбардировщиков Второй мировой войны


Douglas TBD Devastator

Curtiss SB2C Helldiver

Grumman TBF-1 Avenger

Grumman ТВМ-3 Avenger

Vought TBU Sea Wolf

Nakajima B5N Kate

Nakajima B6N Tenzan

Aichi B7A Ryusei

Fairey Barracuda
Принадлежность США США США США США Япония Япония Япония Великобритания
Первый полет, год 1935 1940 1941 1943 1942 1937 1941 1942 1940
Построено экземпляров, шт 130 7140 2886 6953 180 1150 1268 114 2607
Двигатель, марка Pratt & Whitney R-1830-64 Wright R-2600-8 Wright R-2600-8 Wright R-2600-20 Pratt & Whitney R-2800-6 Nakajima Sakae NK1B Mitsubishi Kasei MK4T Nakajima Homare NК9С Rolls-Royce Merlin 32
Мощность двигателя, л. с. 900 1700 1700 1900 2000 1000 1850 1825 1620
Размах крыла, м 15,2 15,16 16,51 16,51 17,35 15,5 14,9 14,4 14,99
Длина, м 10,67 11,18 12,23 12,5 11,95 10,3 10,4 11,5 12,12
Высота, м 4,59 4,01 4,7 4,75 4,72 3,7 3,7 4,1 3,73
Площадь крыла, м 2 39,21 39,2 45,52 45,52 40,88 37,7 37,25 35,4 38,46
Масса пустого самолёта, кг 2540 4590 4572 5014 5142 2279 3225 3810 4907
Нормальная взлётная масса, кг 4213 6203 7214 7838 8386 3800 5200 5625 5715
Максимальная скорость, км/ч 322 462 436 413 492 378 463 565 386
Практический потолок, м 6000 7370 6828 7803 8290 8620 8660 11250 4572
Скороподъемность, м/мин 222 533 628 564 539 395 455 580 362
Дальность полета, км 1152 1786 1955 1787 2414 1990 3500 3300 732
Экипаж 3 2 3 3 3 3 3 2 3
Вооружение 1 х 7,62-мм + 1 х 12,7-мм, 1362 кг бомб или торпеда Mark 13 2 х 20-мм, 2 х 7,62-мм, 907 кг бомб или торпеда Mark 13 2 х 7,62-мм + 1 х 12,7-мм, 907 кг бомб или торпеда Mark 13 1 х 7,62-мм + 3 х 12,7-мм, 907 кг бомб или торпеда Mark 34 1 х 7,62-мм + 4 х 12,7-мм, 907 кг бомб или торпеда Mark 13 1 х 7,7-мм, 800 кг бомб или торпеда Type 91 1 х 7,7-мм + 1×13,5 мм, 800 кг бомб или торпеда Type 91 2 х 20-мм, 1×13,5 мм, 800 кг бомб или торпеда Type 91 2 х 7,7 мм, 680 кг бомб или торпеда Mark XI

Боевое применение

Эфенджер в Форт-Лодердейл

Первая партия TBF-1 поступила на вооружение авиационной группы VT-8 . 21 пилот подразделения, базировавшегося на авианосце USS Hornet , остались на базе Норфолк для изучения новой техники, в то время как авианосец отплыл в Тихий океан. 8 мая 1942 года обучение было закончено и на борту авиатранспорта USS Kitty Hawk группа VT-8 направилась из Сан-Диего в Пёрл-Харбор . Однако к моменту прибытия группы их авианосец уже покинул базу и направился к Мидуэю. 1 июня 1942 года шесть TBF-1 отправились вслед за USS Hornet , получив задание защитить базу от атаки японцев. В 05:45 4 июня 1942 года TBF-1 , без прикрытия, вооружённые торпедами, вылетели к предполагаемому месту нахождения японской эскадры и в 07:10 обнаружили силы противника. При попытке атаки торпедоносцы были перехвачены A6M Zero , которые вынудили их прижаться к поверхности воды, продолжив полет на высоте около 50 метров. Несмотря на все предпринятые меры, японцам удалось почти сразу подбить два Эвенджера, а затем уничтожить еще три. На базу вернулся только один TBF-1 , который получил серьезные повреждения во время посадки. Но несмотря на не самый лучший результат первого боя, в течении 60 дней, то есть к моменту начала битвы за Гуадалканал , все торпедоносные группы американских авианосцев были вооружены TBF-1.

TBM-1C заходит на посадку на авианосец USS Cowpens

7 августа 1942 года началась высадка американского десанта на Гуадалканале, а 24 августа произошло столкновение японской и американской авианосных эскадр. На американских авианосцах к тому времени все дивизионы торпедоносцев были перевооружены на Grumman TBF-1 Avenger , на USS Saratoga действовал торпедоносный дивизион VT-8 , а на USS Enterprise дивизион VT-3 . Первая атака двух TBF-1 на IJN Ryūjō в 14:58 окончилась неудачей - бомбы не попали в цель. Но на уничтожение японского авианосца были наведены основные ударные силы, 29 Douglas SBD Dauntless и 7 TBF-1 , вооружённых торпедами. Американские самолёты перед заходом на цель разделились: часть атаковала крейсер IJN Tone , а основные силы - авианосец. Однако из 21 бомбардировщиков ни один не смог попасть в IJN Ryūjō , тогда атаковавшие крейсер самолёты были отозваны и им удалось попасть тремя бомбами и одной торпедой в авианосец. Торпеда, сброшенная с высоты 60 метров на удалении 750 м, пробила правый борт и вызвала пожар, в результате которого корабль потерял ход и начал тонуть. Команда была вынуждена в сумерках покинуть авианосец, а эсминцы сопровождения позже собирали из воды пилотов вернувшихся японских самолётов. Таким образом, эффективность торпедных атак оказалась значительно выше, чем сброс бомб, а TBF-1 зарекомендовали себя не только как торпедоносцы, но и как эффективные разведчики. Среди недостатков в отчёте по результатам операции отмечались недостаточная подготовка экипажей и необходимость усиления стрелкового вооружения.

USS Hornet и TBM-1С

Несмотря на безрезультатные атаки торпедоносцев на японские авианосцы 26 октября 1942 года во время боя у островов Санта-Крус и потерю USS Hornet , применение TBF-1 было продолжено во время операции по перехвату соединения вице-адмирала Хироаки Абэ . Японцы повторно планировали отбить аэродром Хендерсона, для чего направили на Гуадалканал 11 транспортов в сопровождении усиленного военного эскорта. Во время ночного боя 13 ноября японцы одержали убедительную победу, уничтожив крупное соединение американских кораблей . В ходе боя был серьёзно повреждён линкор IJN Hiei , на поиски которого были направлены самолёты с USS Enterprise . Американцы обнаружили линкор у острова Саво и авиация начала методичное уничтожение корабля, потерявшего ход. Линкор получил несколько попаданий торпедами, кроме того, его бомбили Douglas SBD Dauntless и B-17 Flying Fortress . IJN Hiei стал первым линкором, уничтоженным Эвендерами, которые в ходе операции совершили в общей сложности 31 вылет.

Эвенджеры на палубе USS Enterprise, май 1944.jpg

Летом 1943 Grumman TBF/TBM Avenger совершили 763 вылета на бомбардировку японской военной базы Мунда на острове Нью-Джорджия в архипелаге Соломоновы острова. В октябре и ноябре базировавшиеся на USS Saratoga и USS Princeton эскадрильи VC-38 и VC-40 принимали участие в атаке на японские силы, расположившиеся на острове Бугенвиль. В ходе этих вылетов самолёты неоднократно попадали под сильный зенитный огонь, но продемонстрировали высокую живучесть и как правило успешно возвращались на авианосцы даже несмотря на серьёзные повреждения.

Во время десанта на Маршалловы острова в январе-феврале 1944 года прикрытие с воздуха обеспечивали 247 самолётов типа Grumman Avenger , которые базировались на авианосцах 5-го американского флота. Летом 1944 американская авиация внесла решающий вклад в победу во время битвы при Марианских островах. Американцы во многом благодаря налетам Эвенждеров на аэродромы противника сначала практически уничтожили японскую авиацию, безуспешно атаковавшую американские корабли, а затем разбомбили аэродром на Гуаме. После этого японская авиация могла использовать только палубную авиацию. Бомбами и торпедами Grumman Avenger был уничтожен японский авианосец IJN Hiyō и повреждены авианосцы IJN Chiyoda и IJN Zuikaku . При этом американский флот потерял 220 самолётов, из которых только 20 были уничтожены во время боя, а остальные получили повреждения при посадке или не смогли добраться до авианосцев из за нехватки топлива.

Авария при посадке на USS Bogue

Следующей успешной операцией с участием Grumman Avenger стал захват плацдарма в заливе Лейте , ставший первой операцией в ходе освобождения Филиппин. Для этой цели американское командование сформировало Task Force 38 , в состав которого вошли девять авианосцев, несущих в общей сложности 236 самолётов Grumman TBF/TBM Avenger . 24 октября 1944 в результате 19 попаданий торпед американцам удалось уничтожить линкор IJN Musashi . На следующий день торпедоносцы приняли участие в уничтожении авианосцев IJN Chitose , IJN Chiyoda , IJN Zuiho и IJN Zuikaku . Атаки Эвенджеров произвели настолько угнетающее впечатление на японцев, что даже поднятые без вооружения самолёты, имитировавшие атаку на соединение японских линкоров и крейсеров под командованием вице-адмирала Такэо Курита , вызвали разрушение строя японских кораблей и послужили причиной их отступления. Во время битвы за Филиппины на вооружение стали поступать оснащённые радарами модификации ТВМ-1D и TBM-3D , что позволило на их базе сформировать ночные боевые группы, в которых ТВМ-1D и TBM-3D наводили союзные истребители на бомбардировщики противника. Однако из за массовых атак камикадзе начиная с 25 октября 1944 года часть Grumman Avenger стала заменяться на истребители, более приспособленные к отражению атак с воздуха, а роль бомбардировщиков была передана Curtiss SB2C Helldiver .

В 1945 году Grumman TBF/TBM Avenger принимали участие в операциях по высадке на Иводзиму, уничтожению IJN Yamato и в атаках на территорию Японии.

Grumman TBF Avenger

Так как самолёты являлись одним из основных типов палубной авиации, на борту авианосцев USS Sangamon , USS Suwannee и USS Santee они принимали участие в высадке союзников в Северной Африке.Fido с акустическим наведением эффективность действий Эвенджеров увеличилась. В 1943 году, после появления модификаций TBF-1D/TBM-1D с сантиметровым радаром ASD-1 , появилась возможность проводить операции против немецких лодок и в ночное время. Для этого использовались TBF-1D/TBM-1D , оборудованные пламегасителями, с части из которых было полностью демонтировано пулемётное вооружение, но при этом они имели увеличенную дальность полета. При обнаружении подводной лодки разведчики передавали ее координаты другим самолётам, несущим глубинные бомбы и неуправляемые ракеты. Благодаря низкой шумности и отсутствию демаскирующих выхлопов, звенья бомбардировщиков могли подходить к противнику на расстояние, не позволявшее подводной лодке уйти на глубину. За период с мая 1943 по май 1945 14 противолодочных группировок уничтожили 53 немецкие лодки в Атлантическом океане, причём 12 из них пришлось на группировку во главе с авианосцем USS Bogue Tarpon Mark I (рус. Тарпон Модель 1 ). По мере появления новых модификаций им были присвоены обозначения Tarpon Mark II (Grumman TBM-1C Avenger ), Tarpon Mark III (Grumman TBM-3 Avenger ) и Tarpon Mark IV , но в 1944 английские версии стали иметь американское обозначение во избежание путаницы при идентификации во время совместных действий. Самолёты первоначально поступили на вооружение специально сформированной 832-й эскадрильи, базировавшейся на HMS Victorious и USS Saratoga . Позднее ими были вооружены 854-й и 855-й эскадрильи, действовавшие в Северной Атлантике против немецких подводных лодок и крылатых ракет V-1 . Англичане так же использовали Tarpon для установки минных полей у побережья Норвегии, а так же участвовали в операции Goodwood по поиску и уничтожению линкора Tirpitz . В Тихом и Индийском океанах Tarpon Mark III базировались на авианосцах HMS Illustrious , HMS Indefatigable , HMS Indomitable и HMS Victorious и принимали активное участие в атаках на японские аэродромы и промышленные объекты.

Всего за годы Второй мировой войны Grumman Avenger совершили 46 638 боевых вылетов, сбросив 32 737 тонн бомб и торпед. Ими было уничтожено 98 самолетов противника, при этом собственные потери составили 729 машин, в том числе 246 - на авианосцах и аэродромах. 422 самолётов были сбиты во время выполнения боевых операций, 260 были потеряны в результате вынужденных и жестких посадок. Значительно число аварий происходило из за низкой квалификации пилотов, недостаточно подготовленных для полетов с авианосцев.

Корейской войны часть самолетов была переоборудована в транспортные и получила обозначение TBM-3R . Специальные противолодочные модификации TBM-3S поступали на вооружение сил самообороны Японии и эскадрильи специальных электронных средств ВМС Великобритании под обозначением Tarpon Avenger AS 4. Тактика применения противолодочных самолётов заключалась в совместном использовании разведчиков TBM-3W и ударных TBM-3S . В 1951 году Франция приобрела партию TBM-3E .

5 декабря 1945 года звено TBM-3 Flight 19 бесследно пропала в районе Бермудского треугольника во время учебно-тренировочного полёта. Ни один из 5 самолётов так и не найден до настоящего времени.

Последними в 1963 году были сняты с вооружения Grumman TBF/TBM Avenger , участвовавшие в Суэцкой войне 1956 года. Помимо боевого применения, Эвенджеры использовались лесной охраной для борьбы с пожарами до конца ХХ века. В настоящее время существует несколько сохранившихся музейных экспонатов и летающих экземпляров Grumman Avenger .

Варианты окраски

Вариант окраски 1942 года

Первый прототип XTBF-1 были полностью окрашены в светло-серый цвет Light Gray ANA602 . Второй прототип и первые серийные Эвенджеры окрашивались в сланцевый серый цвет Blue Gray ANA 603 , а нижняя поверхность крыла, оперения и фюзеляжа - в светло-серый Light Gray ANA602 с плавным переходом между границами. Руль направления имел яркую окраску из 6 белых и 7 красных горизонтальных полос. На крыльях и в задней части фюзеляжа наносились знаки государственной принадлежности образца 1919 года в виде синего круга с белой звездой и красным кругом в центре. Так же использовалась комбинация цветов из серо-синего Blue Gray M-485 для верхних и светло-серого Light Gray M-495 для нижних поверхностей. С 15 мая 1942 года от контрастной окраски руля направления отказались, так как она напоминала окраску японских самолётов, а вместо знака принадлежности 1919 года стали наносить знак образца 1942 года, у которого отсутствовал красный круг в центре звезды. В задней части фюзеляжа наносились тактические обозначения, состоявшие из необязательного номера эскадрильи, буквы типа эскадрильи и номера самолёта в эскадрильи. Некоторые пилоты наносили на фюзеляже и крыле чёрные полосы, имитирующие пулемётное вооружение, чтобы дезориентировать пилотов японских истребителей. Все внутренние элементы, кроме панелей приборов, окрашивались зелёной краской Interior Green ANA611 . Законцовки винтов и другие травмоопасные элементы окрашивались оранжево-жёлтой краской Orange Yellow 47 .

TBM-3E вариант окраски 1943 года

Начиная с 1 февраля 1943 года окраска выполнялась в соответствии с Specification SR-2c . Верхняя и боковая части фюзеляжа, верхние поверхности оперения и крыла красилась матовой краской в морской синий цвет Non-Specular Sea Blue ANA607 , боковая поверхность вертикального оперения и передняя часть крыла в полуматовую краску синего цвета Semi-Gloss Intermediate Blue ANA608 , нижние поверхности фюзеляжа, крыла и оперения - в полуматовую синюю Semi-Gloss Sea Blue ANA606 . Все переходы между цветами были размытыми. Знак госпринадлежности образца 1942 года был дополнен белым прямоугольником. В конце 1943 года стала использоваться полностью одноцветная окраска синей глянцевой краской Glossy Sea Blue ANA623 , но многие самолёты так и не были перекрашены. Действовавшие в ночное время самолёты полностью покрывались краской темно-синего цвета Jet ANA622 . После окончания Второй Мировой войны фюзеляж и передние кромки крыла окрашивались в темно-синий цвет Glossy Sea Blue ANA623 , крылья и горизонтальные поверхности оперения - в оранжево-желтый Orange Yellow ANA506 .

Кабина пилота

Самолёты, действовавшие в северной Атлантике, имели собственные варианты камуфляжа. Верхние поверхности окрашивались в серый цвет Dark Gull Grey ANA621 , нижние - в белый Insignia White ANA601 . Grumman TBF/TBM Avenger , принимавшие участие в поддержке высадки союзников в северной Африке, имели верхние поверхности, окрашенные в песочный Sand ANA616 и нижние, окрашенные в голубой Azure Blue ANA609 . На самолёты наносился оригинальный знак госпринадлежности, который отличался от стандартного дополнительным золотым кольцом вокруг синего круга.

Tarpon Mark I и другие модификации британского флота использовали собственные схемы окраски. Она состояла из пятен неправильной формы серо-голубого цвета Extra Dark Sea Grey NA603 и серо-зеленого Dark Slate Grey ANA595 на верхних поверхностях и одноцветных нижних, окрашенных в цвет Sky ANA610 . Самолёты, действовавшие на Тихом океане, вместо серо-зеленого использовали серо-голубой цвет Ocean Grey FS36187 .

См. также

  • Эра поршневой корабельной авиации (начало - середина ХХ века)

К концу XX века техническая сложность боевых самолетов достигла высочайшего уровня, и коснулось это в том числе и наземной инфраструктуры. Использовать истребители вне точек базирования было практически невозможно, а это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они превратились бы в бесполезные куски металла.

Кроме того, большие машины было затруднительно перевозить по земле, а их массовое производство было сложно развернуть в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему пытались все конструкторские бюро. Сюда можно отнести создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, способных взлетать с грунта и уменьшение размеров машин. КБ Сухого пошло по третьему пути и в результате был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом это было ответом на программу истребителя F-16 в США и разработку в ОКБ им. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.

Как показал опыт, на современных авианосцах поместится значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Кроме того, легкий истребитель ввиду его низкой стоимости пользуется высоким спросом на зарубежных рынках, что отлично видно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Истребитель «в багажнике»

Семейству самолетов С-54 отводится несколько ролей: легкий истребитель, как наземного базирования, так и для флота; Самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, а также экспортный вариант.

Всего создавалось три такие машины. С-54 –легкий многофункциональный истребитель; С-55 – двухместный учебный самолет; С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Желая создать маленький, простой и эффективный истребитель конструкторы КБ Сухого параллельно решали задачу скрытого базирования. В проекте С-54 была произведена попытка создать самолет, способный перевозиться в малогабаритных контейнерах и взлетать с минимальной подготовкой.

Легкий палубный

Но все же самым вероятным применением самолета является его размещение на авианосцах, и такая возможность предполагалась с самого начала разработки. Габариты машины во фронтальной проекции не превышают 3 на 3 метра, а значит, на авианосцах можно разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки корабля.

Уменьшить размеры предполагалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря шасси, позволявших самолету «приседать» на стоянке. При этом в полуубраном положении самолет как бы садится на «шпагат», что уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Р-195ФС, а потом перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель был бы способен выходить на сверхзвук в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не было предусмотрено такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35, однако работы над этим велись: снизить радиолокационную заметность предполагалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также с помощью радиопоглощающих материалов. Самолет также должен был иметь стеклянную кабину с использованием индикаторов размером 14-15 дюймов и бортовой комплекс с мощным компьютером.

Компактное будущее

Финансовые проблемы середины 90-х годов заставили временно заморозить проект. Для своего времени он был перспективен и актуален, остается он таковым и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий аппарат такого класса мог бы стать базой для создания беспилотного истребителя. Также развитее авианосной тематики в крайне годы заставляет возвращаться к идее легкого и компактного истребителя.

О перспективности однодвигательных истребителей говорит то, что подобную машину в данный момент создает Китай, а Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35.

При этом Россия участвует в этом конкурсе с МиГ-35 (который скорее можно отнести к среднему классу) потому, что в данный момент в нашей стране нет производства однодвигательных истребителей.

Кроме того, в ходе презентации МиГ-35, которая прошла в январе, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. По некоторым данным, эта машина будет иметь один двигатель и не исключено, что при ее создании будут использованы наработки по С-54.

Сценарий новой войны

События в Югославии, Ливии и Сирии показали, что в современной войне победу одерживает та сторона, которая способна в кратчайшие сроки нарастить боевую мощь ВВС. В частности, это касается быстрого налаживания производства, что затруднительно сделать в случае с тяжелыми истребителями.

Это означает, что Россия должна наряду с тяжелыми самолетами иметь и легкие, так называемые «мобилизационные» самолеты, производство которых легко начать в кризисный период, а также непосредственно во время боевых действий.

С-54 С-54

С-54 / С-55 / С-56 - проект семейства лёгких боевых самолётов ОКБ Сухого .

История

В начале 90-х годов XX века в ОКБ Сухого началась разработка лёгкого многофункционального самолёта (в противовес микояновскому ЛФИ, разрабатывавшемуся параллельно с МФИ), точнее целой группы из 3-х машин: С-54, С-55, С-56. Данному семейству самолётов первоначально отводилась роль сверхзвукового учебно-боевого истребителя для разных родов войск, сейчас же этому семейству отводится несколько ролей: лёгкий многофункциональный истребитель, как сухопутный для авиации, так и палубный для флота; самолёт переобучения лётного состава на современные типы ЛА и отработки взлёта и посадки на авианесущие корабли; экспортный ЛМФИ.

Финансовые проблемы середины 90-х годов заставили ОКБ временно заморозить проект, однако уже в начале XXI-го века в фирме вспомнили о проекте, тем более что можно было заполучить заказ на комплектование крыла индийского авианосца «Vikramiditya» , однако Индия предпочла уже летающие, проверенные МиГ-29К .

С-54

С-54 выполнен по схеме однодвигательный интегральный моноплан с двухкилевым хвостовым оперением и дополнительными передними рулевыми поверхностями для управления по тангажу, с адаптивным крылом. С самого начала в конструкцию самолёта было вложено всё, что потом бы ускорило создание палубного варианта: возможность установки усиленного шасси, заложенные в конструкцию возможности установки гака, возможность быстрого создания складывающего крыла, усиленная антикоррозийная защита. Первоначально предполагается установка двигателя Р-195ФС , а впоследствии возможна установка и АЛ-31Ф , с управляемым вектором тяги, с которым самолёт будет способен преодолевать звуковой барьер без включения форсажа.

ТТХ

С-55

Изначально на двухместном варианте С-55 предполагалось использование поперечного размещения кресел лётчиков (как на Су-24 , Су-34 и Су-33УБ). Однако позже появился вариант с тандемным расположением пилотов.

ТТХ

  • Размах крыла: 9,80 м
  • Длина: 12,30 м
  • Высота: 4,47 м
  • Площадь крыла: 26,42 м 2
  • Масса:
    • пустого самолета: 4790 кг
    • максимальная взлётная: 9410 кг
  • Тип двигателя: ТРДДФ Р-195ФС
  • Тяга:
    • номинальная: 4200 кгс
    • на форсаже: 6200 кгс
  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 1660 км/ч
    • у земли: 1200 км/ч
  • Практическая дальность: 2000 км
  • Практический потолок: 18 000 м
  • Экипаж: 1 или 2 чел.

С-56

Согласно проекту, С-56 - одноместный однодвигательный интегральный моноплан с двухкилевым хвостовым оперением и дополнительными передними рулевыми поверхностями для управления по тангажу.

В С-56 воплощены конструкторские решения, которые позволили бы принципиально повысить самолётовместимость современных авианосцев. В стояночном состоянии габариты самолёта во фронтальной проекции не должны были превышать 3 × 3 метра, что позволило бы разместить на авианосцах в 2-3 раза больше самолётов при минимальной переделке самого корабля. Столь существенное уменьшение стояночных габаритов истребителя потребовало введения оригинальных конструкторских решений, таких как дважды складывающиеся крылья, особые конструкции шасси, позволяющие самолёту «приседать» на стоянке, практически «ложась на брюхо».

Напишите отзыв о статье "С-54"

Отрывок, характеризующий С-54

– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]

Зачем России новый истребитель С-54

К концу XX века техническая сложность боевых самолетов достигла высочайшего уровня, и коснулось это в том числе и наземной инфраструктуры. Использовать истребители вне точек базирования было практически невозможно, а это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они превратились бы в бесполезные куски металла.

Кроме того, большие машины было затруднительно перевозить по земле, а их массовое производство сложно разворачивалось в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему пытались все конструкторские бюро. Сюда можно отнести создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, способных взлетать с грунта, и уменьшение размеров машин. КБ Сухого пошло по третьему пути, и в результате был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом это было ответом на программу истребителя F-16 в США и разработку в ОКБ им. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.

Как показал опыт, на современных авианосцах поместится значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Кроме того, легкий истребитель ввиду его низкой стоимости пользуется высоким спросом на зарубежных рынках, что отлично видно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Истребитель «в багажнике»

Семейству самолетов С-54 отводится несколько ролей: легкий истребитель как наземного базирования, так и для флота, самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, а также экспортный вариант.

Всего создавалось три такие машины. С-54 – легкий многофункциональный истребитель, С-55 – двухместный учебный самолет, С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Желая создать маленький, простой и эффективный истребитель, конструкторы КБ Сухого параллельно решали задачу скрытого базирования. В проекте С-54 была произведена попытка создать самолет, способный перевозиться в малогабаритных контейнерах и взлетать с минимальной подготовкой.

Легкий палубный

Но все же самым вероятным применением самолета является его размещение на авианосцах, и такая возможность предполагалась с самого начала разработки. Габариты машины во фронтальной проекции не превышают 3 на 3 м, а значит, на авианосцах можно разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки корабля.

Уменьшить размеры предполагалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря шасси, позволявших самолету «приседать» на стоянке. При этом в полуубранном положении самолет как бы «садится на шпагат», что уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Р-195ФС, а потом перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель был бы способен выходить на сверхзвук в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не было предусмотрено такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35, однако работы над этим велись: снизить радиолокационную заметность предполагалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также с помощью радиопоглощающих материалов. Кроме того, самолет должен был иметь стеклянную кабину с использованием индикаторов размером 14–15 дюймов и бортовой комплекс с мощным компьютером.

Компактное будущее

Финансовые проблемы середины 1990-х годов заставили временно заморозить проект. Для своего времени он был перспективен и актуален, остается он таковым и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий аппарат такого класса мог бы стать базой для создания беспилотного истребителя. Также развитие авианосной тематики в последние годы заставляет возвращаться к идее легкого и компактного истребителя.

О перспективности однодвигательных истребителей говорит то, что подобную машину в данный момент создает Китай, а Индия планирует начать сборку 100 легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35.

При этом Россия участвует в этом конкурсе с МиГ-35 (который скорее можно отнести к среднему классу), потому что в данный момент в нашей стране нет производства однодвигательных истребителей.

Кроме того, в ходе презентации МиГ-35, которая прошла в январе, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. По некоторым данным, эта машина будет иметь один двигатель и не исключено, что при ее создании будут использованы наработки по С-54.

Сценарий новой войны

События в Югославии, Ливии и Сирии показали, что в современной войне победу одерживает та сторона, которая способна в кратчайшие сроки нарастить боевую мощь ВВС. В частности, это касается быстрого налаживания производства, что затруднительно сделать в случае с тяжелыми истребителями.

Это означает, что Россия должна наряду с тяжелыми самолетами иметь и легкие, так называемые «мобилизационные» самолеты, производство которых легко начать в кризисный период, а также непосредственно во время боевых действий.

ТТХ
Размах крыла: 9,80 м
Длина: 12,30 м
Высота: 4,47 м
Площадь крыла: 26,42 м2
Масса:
пустого самолета: 4790 кг
максимальная взлётная: 9410 кг
Тип двигателя: ТРДДФ Р-195ФС
Тяга:
номинальная: 4200 кгс
на форсаже: 6200 кгс
Максимальная скорость:
на высоте: 1660 км/ч
у земли: 1200 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Практический потолок: 18 000 м
Экипаж: 1 или 2 чел.

Не забывайте заглядывать в группу, и подписывайтесь, если ещё не сделали это, у нас интересно.
Мы часто размещаем материалы о том, о чём не говорят на ТВ, и подбираем только самые знаковые новости со всего мира, и лучшие статьи рунета.