Чешский учебно боевой самолет альбатрос. Ограничения и противопоказания

Первые ракетные системы средней дальности РССД , появившиеся почти полвека назад в Вооружённых Силах СССР, своим рождением изначально обязаны конкретной военно-политической обстановке того времени и достигнутому на тот момент уровню знаний в области ракетной техники.

Первым советским ракетным комплексом средней дальности принято считать комплекс Р-5М с жидкостной ракетой (топливная пара – этиловый спирт и жидкий кислород), имевшей максимальную дальность пуска (стрельбы) 1200 км. Это был действительно значительный успех в работе ОКБ-1 (и вообще отечественного ракетостроения), возглавлявшегося тогда Королёвым С.П. Значительный – в смысле качественного скачка в решении (разумеется, совместно с предприятиями-соисполнителями) многих технико-технологических проблем, но совершенно недостаточный для обеспечения высоких эксплуатационных и боевых характеристик нового оружия: к примеру, время заправки ракеты компонентами топлива и в целом её подготовки к пуску измерялось многими часами. Комплекс был принят на вооружение в 1956 -м году, но первый полк заступил на боевое дежурство лишь 10 мая 1959 г. Скромный масштаб развёртывания РССД на основе комплекса Р-5М (8К51 ) соответствовал уровню характеристик последнего. Такое решение было вполне разумным, поскольку на полигоне завершались испытания ракетного оружия, разработанного с использованием другой, более прогрессивной технико-технологической базы.

М.К. Янгель В.П. Глушко В.С.Будник Л.В.Смирнов

А история разворачивалась вот как...

Еще 4 декабря 1950 г. специалистами НИИ-88 были проведены НИР на предмет использования высококипящих компонент ракетного топлива. С.П.Королев выступил противником таких разработок, а его оппонентом стал М.К. Янгель , назначенный в мае 1952 г. директором НИИ-88 . Уже в апреле-июне 1953 г. на Государственном Центральном полигоне (ГЦП ) прошли успешные испытания новой ракеты Р-11 , причем за счет применения долгохранимых (высококипящих) компонентов топлива боеготовность ракеты Р-11 удалось повысить более чем в два раза. Позднее на основе этой ракеты был создан ряд оперативно-тактических комплексов. Янгель настаивал на том, что такой вид топлива с успехом можно применить и для баллистических ракет. Королев продолжал возражать...

В это время в Днепропетровске на базе недавно построенного машиностроительного завода был создан «номерной» завод № 586 , главной задачей которого стало серийное производство той самой королёвской «пятерки» Р-5М . В процессе реализации государственного оборонного задания на заводе очень быстро стали выявляться все недостатки этой ракеты. Что было делать? Устранять недостатки на ходу? Да, так и было... Но одновременно у заводчан появилась идея создать свою ракету. Благо, к этому времени опыт уже поднакопили - к лету 1956 г. «пятерка» успешно прошла летные испытания и пошла в серию.

В середине 50-х годов постановлением Правительства Советского Союза было создано новое Особое конструкторское бюро (ОКБ ) № 586 (впоследствии - КБ «Южное », г.Днепропетровск), которое получило производственную базу в Днепропетровске. Создавалось оно для «доводки» производства Р-5М, но параллельно здесь шли работы над проектом А-63 , улучшенного варианта все той же «пятерки». А в апреле 1954 г. возглавить его (гл. конструктор) был приглашен всё тот же М.К. Янгель . В то же время В.С. Будник - назначен его 1-ым заместителем. Янгель сразу решает создать боевую ракету на высококипящих компонентах топлива с дальностью полёта до 2000 км (в два раза больше чем проект А-63 ) и ядерной головной частью.

Ракетный комплекс с БРСД Р-12 был первым комплексом стратегического назначения, использующим хранимые компоненты топлива и полностью автономную систему управления.

Разработка

По Постановлению СМ СССР от 13 февраля 1953 года конструкторскому отделу завода №586 была поручена разработка эскизного проекта ракеты средней дальности Р-12 (8К63). 13 августа 1955 года вышло Постановление СМ СССР "О создании и изготовлении ракет Р-12". В октябре 1955 года был выпущен эскизный проект. Ракета предназначалась для поражения площадных целей (площадью около 100 км).



Для этой ракеты в КБ В.П.Глушко был создан и новый двигатель - РД-214.

РД–214 (начало разработки — 1955 г.) стал самым совершенным ЖРД из всего семейства двигателей ОКБ–254 на азотной кислоте и керосине и единственным из них, получившим практическое применение. В 1957 г. начались его огневые доводочные испытания, которые проводились в два этапа. ЖРД испытывался сразу в полной четырехкамерной комплектации. На первом этапе отрабатывался запуск и проверялась работоспособность двигателя в течение заданного времени работы. Были определены многочисленные особенности переходных процессов при запуске и останове. В частности, оказалось, что замедленный выход на номинальный режим тяга приводит к возникновению высокочастотных пульсаций в камерах сгорания. В результате первая серия доводочных испытаний и чистовые доводочные испытания были успешно завершены. Удачно прошли и контрольно–технологические огневые испытания партии товарных двигателе. В марте 1957 г. начались стендовые испытания РД–214 в составе ракеты Р–12 на стенде НИИ–229 в Загорске. К началу ЛКИ такие испытания прошли четыре ЖРД. Из этой же партии отбирались двигатели для ЛКИ ракеты Р–12 .







Двигатель РД-214




Летные испытания Р–12 начались 22 июня 1957 г. с ГЦП №4 Капустин Яр и продолжались до декабря 1958 г. Они проводились в три этапа; всего стартовали 25 ракет. Все работы по этой ракете, включая изготовление опытной серии Р–12, ее ЛКИ на полигоне и подготовку к серийному производству, были закончены в 1959 г. 4 марта того же года комплекс Р–12 наземного базирования был сдан на вооружение, а завод №586 и ОКБ–586 награждены орденами Ленина. М.К.Янгелю, Л.В.Смирнову (директор завода) и В.С.Буднику присвоили звание Героев Социалистического Труда. Для вручения правительственных наград в июле 1959 г. завод посетил Н.С.Хрущёв.



Конструкция





Ракета Р-12 состоит из головной части, переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.

Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Головная часть конической формы имеет стальную клепаную конструкцию и асбо-текстолитовое теплозащитное покрытие. Боевой отсек в занимает 3/4 объема ГЧ и снизу имеет выпуклое полусферическое днище. Крепление ГЧ к ракете осуществляется с помощью короткой аэродинамической конической юбки, которая большим своим основанием устанавливается на переходной отсек и закрепляется пироболтами. Отделение ГЧ — с помощью пироблоков и пневмотолкателя.

Двигательная установка ракеты состоит из четырехкамерного маршевого ЖРД РД-214, разработанного в ОКБ академика В.П. Глушко. Двигатель РД-214 крепится в цилиндрической части хвостового отсека с помощью специальной рамы, связанной тягами с узлами крепления в верхней части камер сгорания. РД-214 построен по открытой схеме (без дожигания отработанного турбогаза) в виде четырехкамерного моноблока с единым ТНА. Камеры сгорания — цилиндрические, с плоскими форсуночными головками и профилированными соплами. Охлаждение камер — комбинированное, проточно-завесное. Охлаждающий компонент — горючее. Двигатель работает на азотно-кислотном окислителе АК-27И (27% раствор окислов азота в азотной кислоте) и углеводородном горючем ТМ-185. Привод ТНА — от турбины, вращаемой газами, получаемыми в газогенераторе путем каталитического разложения 80%-ной перекиси водорода на посеребренных медных сетках. Запуск двигателя «пушечный», без предварительной ступени. Зажигание топлива в камерах — химическое, при помощи пускового горючего ТГ-02 (фактически это — немецкая «Тонка-250» — смесь аминов), заливаемого перед заправкой ракеты в магистраль горючего между ТНА и главным клапаном. Тяга двигателя регулируется перед выключением (через режим конечной ступени) путем изменения расхода перекиси водорода через газогенератор. Система регулирования тяги существенно повышает эффективность ракеты, так как позволяет осуществлять полет с оптимальным ускорением на всем активном участке траектории. Перед отключением для получения минимального импульса последействия двигатель переводится на конечную ступень тяги.

Переходной отсек, изготовленный из алюминиевых сплавов В-95 и Д-16, имеет вид низкого кольца клепаной конструкции и состоит из силового набора и обшивки. Бак окислителя ракеты наземного базирования изготовлен из сплава АМг-6, имеет сложную конструкцию и состоит из двух отсеков: верхнего и нижнего, разделенных общим полусферическим днищем. Цилиндрические обечайки отсеков гладкие сварные, из колец, образованных путем сварки гнутых листов с утолщениями в местах сварки. Сверху и снизу бак ограничен полусферическими днищами, соединенными с обечайками с помощью торцевых шпангоутов. Полость верхнего отсека соединена с полостью нижнего с помощью трубопровода перелива, укрепленного в центральной части воронки топливоприемника бака окислителя. Здесь же установлен клапан перелива топлива, включающий в нужный момент подачу окислителя из верхней части бака. Столь сложная конструкция была впервые применена в практике отечественного ракетостроения и использовалась для улучшения центровки ракеты при прохождении ею зоны максимальных скоростных напоров. Как известно, в то время, как летательный аппарат в полете переходит через звуковой барьер скорости, аэродинамические центры его значительно смещаются. К этому добавляется смещение центра масс по оси ракеты вследствие выработки топлива из ее баков. Такое явление было не столь заметно на первых ракетах, использующих в качестве окислителя жидкий кислород, но на Р-12 применяется азотная кислота, имеющая на 33% большую плотность. Изменение центровки отрицательно влияет на работу системы управления: в полете приходится дважды менять управляющие коэффициента — до перехода через звуковой барьер и после этого. Для уменьшения последствий этого явления и был введен такой элемент, как верхний отсек бака окислителя. При выработке компонента из нижнего отсека изменение («дрейф») положения центра масс не столь значительно, и до перехода через трансзвук система управления (СУ) может привести его в соответствие с изменением положения аэродинамического центра. Далее включается клапан перелива и окислитель начинает поступать в двигатель из верхней части бака, компенсируя таким образом последующий «дрейф» аэродинамического центра.



Внутрибаковая арматура каждого отсека состоит из продольных пластин-гасителей колебаний жидкости, датчиков уровня топлива и заборной арматуры. В верхней части отсеков размещены кольцевые коллекторы наддува.

Конструкция бака окислителя ракеты Р-12У шахтного базирования была значительно изменена. Система управления этого варианта ракеты могла уже сама справляться с «дрейфом» центровок. Необходимость в разделении бака на два отсека отпала: он состоял только из цилиндрической обечайки и двух полусферических днищ. Бак горючего в основном аналогичен по конструкции баку окислителя ракеты Р-12У, однако внутри него по оси в тоннельной трубе проложен расходный трубопровод окислителя. Баки во время полета ракеты наддуваются сжатым азотом, запас которого сосредоточен в батарее баллонов, смонтированных в хвостовом отсеке.

Так как ветровые нагрузки на ракету шахтного варианта базирования намного меньше, чем на Р-12, к баковому отсеку первой предъявлялись не такие жесткие требования по прочности, вследствие чего удалось снизить толщину стенок баков и уменьшить сухую массу ракеты.


Межбаковый приборный отсек цилиндрической формы клепаной конструкции (силовой набор и обшивка), имеет внутри крестообразную раму для установки приборов системы наведения и управления. СУ автономная, унаследовавшая многие черты подобной системы ракеты А-4, в том числе гироприборы со значительными габаритами. Управляющие сигналы — аналоговые, электрические, служат для приведения в действие электрических пневмо- и гидроклапанов и управляющих механизмов. Кабели и трубопроводы проложены по наружной стороне бакового отсека ракеты и закрыты желобом. В системе управления был предусмотрен аварийный подрыв ракеты.

При проведении испытаний были получены предельные отклонения точки падения ГЧ от расчетной по дальности в пределах 1100 м, по направлению — около 600 м при стрельбе на максимальную дальность в 2000 км. В ее состав впервые были включены устройства нормальной и боковой стабилизации центра масс.

Хвостовой отсек клепанной конструкции из сплава В-95 (силовой набор) и Д-16 (обшивка) состоит из цилиндра и конуса. Внутри цилиндрической (верхней) части отсека смонтирован тороидальный сварной бак с перекисью водорода для питания ТНА двигателя. Поверхность хвостового отсека имеет люки для доступа к агрегатам двигателя. Коническая юбка хвостового отсека служит для передачи веса ракеты на пусковое устройство, для чего она имеет в нижней части четыре опорных кронштей-на, оборудованных винтовыми опорами для вертикализации ракеты. На кронштейнах крепятся также газовые рули с рулевыми машинками. Снаружи юбки наземного варианта ракеты на кронштейнах жестко закреплены лопасти аэродинамических стабилизаторов, которых нет на шахтном варианте Р-12У.

Ракета Р-12 доставлялась к старту в незаправленном состоянии. Для ее запуска применялся несколько модифицированный стартовый стол ракеты Р-5М. После проведения вертикализации и прицеливания путем поворота ракеты вместе со стартовым столом в нужном направлении, начиналась заправка компонентами топлива и сжатыми газами. Общее время подготовки к пуску составляло около трех часов и зависело от уровня обученности боевого расчета.

Наземное оборудование ракеты Р-12У было выполнено в стационарном исполнении. Уровень автоматизации и механизации процессов подготовки Р-12У к старту и ее заправки был существенно повышен.

Схема ракеты Р-12

1- опоры крепления газовых рулей;

2 - лопасти аэродинамических стабилизаторов;

3 - турбонасосный агрегат;

4 - торовый бак перекиси водорода;

5 - бак горючего;

6 - гаргрот;

7 - приборный отсек;

8 - петлевая антенна;

9 - клапан перелива;

10 - нижний отсек бака окислителя;

11 - заборная арматура;

12 - промежуточное днище;

13 - верхний отсек бака окислителя;

14 - силовой шпангоут крепления головной части:

15 - хвостовая юбка головной части;

16 - боевой отсек головной части;

17 - торцевой шпангоут хвостового отсека;

18 - штеккерные вводы;

19 - газовый руль;

Схема установки ракеты на пусковой ствол.



Р-12 перед парадом на Красной площади.



Тактико-технические характеристики ракеты Р-12 (Р-12У)




Число ступеней
1
Длина ракеты, м
22,1
Максимальный диаметр, м
1,65
Стартовый вес, т
41,7
1600
Вес топлива, т
37
Максимальная тяга (ур. моря/вакуум), кН
628/721
Максимальная дальность стрельбы, км
2080
КВО, км
2,4
Предельное отклонение, км
5
Максимальное время полета, мин
11,8
Тип головной части
моноблочная, отделяемая
Тип БЧ
ядерная, мощность 2,3 Мт (тяжелая), либо 1,3 Мт (легкая)
Система управления
инерциальная автономная


Время подготовки ракеты к пуску:

Состояние готовности 4: ракета хранится на технической позиции в незаправленном состоянии и без гироскопов и ГЧ. Гарантийный срок в таком состоянии составлял семь лет, с 205 минутной готовностью с момента получения команды до пуска (3-3,5 ч).

Состояние готовности 3: ракета находится на технической позиции в незаправленном состоянии с установленными гироскопами и подсоединенной боеголовкой. Гарантийный срок составлял три года, время готовности - 140 минут (2,3 ч.).

Состояние готовности 2: ракета установлена на пусковой стол . Гидросистема установлена и приведена в готовность, а затем выключена. Заправщики подсоединены, но топливо не закачано в ракету. В таком состоянии ракету можно удерживать три месяца, с 60-минутной готовностью.

Состояние готовности 1: Ракета находится на столе как и в состоянии готовности 2, но заправлена керосином ТГ-02. Для пуска требуется только активировать гироскопы и закачать окислитель АК-27И с высокими коррозионными способностями. В этом состоянии ракета может удерживаться до одного месяца при готовности к пуску равной 30 минут.

Cпециализированные варианты ракет комплекса Р-12У



8К63...
1963
С химической БЧ «Туман» кассетного типа
8К63Э «Лист»
1967
Опытная ракета с системой ложных боеголовок и помех
8К63К «Кактус»
- " -
Опытная ракета с раскрывающимися ложными целями
8К63В «Верба»
- " -
Опытная ракета с ложными целями надувного типа
8К63Кр «Крот»
- " -
Опытная ракета с бортовой аппаратурой активных помех
С 63 У
1976-77 гг.
Версия ракеты для испытания систем противоракетной обороны.
8К63...
1989
Опытная ракета с проникающим боевым блоком (носовым, из титанового сплава)
8К63Х
1958-62 гг.
Проект ракета ж/д базирования (6 ПУ на БЖРК)







Служба и модернизация





Ракетный комплекс с ракетой Р-12 наземного базирования принят на вооружение Постановлением Совмина от 4 марта 1959 г. В декабре 1959 г. из частей, вооруженных ракетами Р-12, был создан новый вид Вооруженных сил СССР - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).



Уже в 1960 году в западных районах Союза и на Дальнем Востоке были развернуты десять ракетных дивизий, имевшие на вооружении ракеты Р-12:

19-я ракетная Запорожская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, штаб в г. Хмельницком (УССР);

23-я гвардейская ракетная Орловско-Берлинская Краснознаменная дивизия - штаб в г. Валга;

24-я гвардейская ракетная Гомельская ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизия - Гвардейск в Калиниградской области;

29-я гвардейская ракетная Витебская ордена Ленина Краснознаменная дивизия - Шауляй (Литовская ССР);

31-я гвардейская ракетная Брянско-Берлинская Краснознаменная дивизия - Пружаны (БССР);

32-я ракетная Херсонская Краснознаменная дивизия - Поставы (БССР);

33-я гвардейская ракетная Свирская Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского дивизия - Мозырь (БССР);

Гвардейская ракетная Севастопольская дивизия - Луцк (УССР);

Ракетная дивизия - Коломыя (УССР);

Ракетная дивизия - Уссурийск.

В то время на их вооружении имелись 172 ракеты, но уже через год их количество увеличилось в два с лишним раза - до 373.

В составе ракетной дивизии чаще всего было пять полков.

Состав ракетного полка (вариант 1):

Два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по четыре батареи - по 2 ракеты в хранилище на батарею)

Состав ракетного полка (вариант 2):

Два ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П863 - наземный старт (по две батареи – по 2 ракеты в хранилище на батарею);

Ракетный дивизион со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ.

Всего – 8 наземных ПУ, 4 хранилища ракет, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкости для топлива.

Расстояние между ПУ и хранилищами – свыше 175 м.

Состав ракетного полка (вариант 3):

Два или три ракетных дивизиона со стартовым комплексом 8П763 из 4 ШПУ. Всего 8 - 12 ШПУ.


Параллельно разрабатывалась модификация ракеты Р-12У, предназначенная для шахтных установок. В сентябре 1959 г. состоялся первый пуск ракеты Р-12У из экспериментальной шахты "Маяк" на полигоне Капустин Яр. 30 мая 1960 г. вышло Постановление Совмина о разработке шахтных стартовых комплексов "Двина" для ракеты Р-12 и "Чусовая" для ракеты Р-14. Испытания шахтного варианта ракеты проводились на Капустином Яре до октября 1963 года, а по Постановлению Совмина от 5 января 1964 года боевой ракетный комплекс с ракетой Р-12У был принят на вооружение.

В 1963 г. в западных районах СССР началось строительство и развертывание шахтных пусковых установок "Двина" с ракетами Р-12У. Стартовая позиция Р-12У состояла из четырех шахтных пусковых установок, расположенных по углам прямлугольника с размерами 80х70 м и командного пункта.



К 1966 году их количество достигло своего максимума - 572 ракеты, а после 1976 года началось плавное сокращение, ускорившиеся после принятия на вооружение мобильных ракет средней дальности "Пионер". Но даже в 1986 году в строю еще находилось 112 пусковых установок Р-12.

В середине 1970-х годов ракетный полк, вооруженный ракетами Р-12, состоял из двух дивизионов с наземным стартом и одного дивизиона в составе четырех шахтных пусковых установок. Дивизион с наземным стартом состоял из двух батарей, обслуживающих по две ракеты, которые хранились в бетонных обвалованных хранилищах, каждая на две ракеты. Обычно в ракетном полку было 5-8 наземных пусковых установок, 11-14 транспортных средств, 6-7 установщиков, 45-52 емкостей для хранения топлива. Расстояние между соседними ПУ и расстояние от ПУ до хранилища ракет - более 175 м.

В декабре 1987 года СССР и США подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На момент подписания договора СССР располагал 65 ракетами Р-12, развернутыми на боевых позициях, и 91 складированной ракетой. Кроме того, на полигоне Капустин Яр находилось 14 ракет. Согласно договору все ракеты Р-12 были ликвидированы к 1991 году.





Численность развернутых ракет Р-12 и Р-12У

1960
172
1961
373
1962
458
1963
564
1964
568
1965
572
1966
572
1967
572
1968
556
1969
532
1970
504
1971
480
1972
480
1973
480
1974
480
1975
480
1976
456
1977
448
1978
404
1979
372
1980
316
1981
264
1982
224
1983
112
1984
112
1985
112
1986
112
1987
48
1988
18
1989
6
1990
0

Операция "Анадырь" (Карибский кризис)





В середине июня 1962 году, по решению советского правительства на Кубу была начата операция "Анадырь". Началась она с переброски нескольких ракетных полков с БРСД Р-12 и Р-14. Были переброшены также оперативно-тактические ракеты (ОТР) "Луна" дальностью 60 км оснащенные ядерными боеголовками и фронтовые крылатые ракеты с ядерными зарядами. Общее количество военнослужащих участвовавших в операции составило 42 тыс. человек.

Командующим Советской группой войск на Кубе (ГСВК) назначили генерала Плиева (псевдоним «Павлов»). Основной ударной силой ГСВК была 51 ракетная дивизия (командир дивизии — генерал-майорСтаценко). Дивизия организационно состояла из 5 ракетных полков, частей и подразделений обеспечения. Три полка были вооружены 42 ракетами Р-12. Их дальность составляла 2000 км. Ракеты оснащались головными частями с мощностью спецзаряда в 1 мегатонну. Два других полка вооружались ракетами Р-14, с дальность 4500 км. Началась подготовка к развёртыванию комплексов и строительство стартовых позиций. К концу октября примерно половина из 36 доставленных боевых ракет Р-12 была готова к заправке компонентами и стыковке с ядерными головными частями. Имелись и боеголовки для Р-12, а вот боеголовки для Р-14 доставить не успели из-за блокады Кубы со стороны США...

Ситуация крайне обострилась после того, как 16 октября 1962 г. ЦРУ доложило Президенту США Кеннеди об обнаружении в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) стартовых позиций ракетных войск. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет, размещенных на Кубе. Обстановка продолжала обостряться. Однако, несмотря на давление сторонников силового решения конфликта, руководители СССР и США нашли способ разрешить его мирным путем. В ходе состоявшихся переговоров Соединённые Штаты отказались от вторжения на Кубу, Советский Союз обязался убрать свои БРСД с кубинской территории при условии, что американцы уберут свои ракеты из Турции и Европы.

С 29 по 31 октября 1962 г. полностью завершили демонтаж наших стартовых позиций. В 15 часов 30 минут 31 октября командир дивизии лично информировал об этом исполняющего обязанности Генерального секретаря ООН Тана, прибывшего на остров для урегулирования последствий конфликта. А с 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. Вывод личного состава, ракетного вооружения и техники закончился 12 декабря 1962 года.

И все же одна Р-12 осталась в Гаване, но только в качестве памятника, где её установили во второй половине 80-х годов по просьбе кубинского правительства.

Ядерные испытания с использованием ракет Р-12



В июне 1961 года советское Правительство приняло решение впервые провести пуски ракет Р-12 со штатными ядерными головными частями с целью определения их фактической мощности и эффективности. Произошло это после того как СССР и США не смогло договорится о продлении моратория на ядерные взрывы, который по факту действовал с 30 октября 1958 г. по 1 сентября 1961 года.

Для проведения были выделены техническая и стартовая батареи ракетного полка (181 -й полк 51 -й ракетной дивизии 50 -й ракетной армии), того самого, который впоследствии был направлен на Кубу . Предусматривалось произвести три пуска (первый - "холостой", а два последующих - с ядерными зарядами разной мощности - операция «Роза» ). По другим данным пусков было всего 4, первые 2 - для засечки прибытия в точку прицеливания. Две разные стартовые позиции были выбраны в районе восточнее г. Воркуты и у Салехарда . На полигоне острова Новая Земля ( ГЦП-6 ) была установлена необходимая контрольная аппаратура. Даты этих пусков окончательно не подтверждены. По некоторым данным [М.А.Первов] , они состоялись 10 и 12 сентября 1961 г. Боевое поле - Д-2 в районе Митюшихи , на котором до этого испытывались опытные заряды в бомбовом варианте. Мощность ядерного заряда составила более 1 Мт.



А в октябре 1961 г. - ноябре 1962 г. вновь была проведена серия операций с Р-12. Вот перечень операций К-1 - К-5 с последующими высотными ядерными взрывами, в которых использовалась Р-12:


Дата
Индекс операции
E(кт)
Высота взрыва, км
расчетная
фактическая
1
27.10.61
"К-1"
1,2
150
150
2
27.10.61
"К-2"
1,2
300
300
3
22.10.62
"К-3"
300
300
290
4
28.10.62
"К-4"
300
150
150
5
01.11.62
"К-5"
300
60
59

В октябре 1961 года выполнены пуски ракет с целью исследования влияния ядерных взрывов на ракетную технику (операции К-1 и К-2). В результате операции К-1 в СССР был осуществлен первый космический ядерный взрыв. Взрыв производился в момент достижения ракетой расчетной высоты на нисходящем участке траектории над практически необжитыми полупустынными районами Казахстана (Сары-Шаган). Во избежание отрицательного воздействия вспышки взрыва на глаза людей, эти взрывы решено было проводить днем (по местному времени). С запаздыванием в 2,5 минуты по той же траектории запускались контрольные ракеты Р-12 с измерительной аппаратурой. Пуски ракет производились с полигона Капустин Яр.

30 октября 1962 года в районе полигона Капустин Яр осуществлен подрыв ядерного заряда Р-12 на высоте 60 км для проверки возможности радиосвязи (операция К-5, связи не было около часа). В операциях К-3 - К-5 использовалось уже по две контрольные ракеты, запускавшиеся через 50 и 350 сек после стартов боевых ракет. Были задействованы геофизические ракеты МР-12, а также космические аппараты серии "Космос" - "Космос-3, 5, 7,11" (3-й, 5-й и 11-й "Космосы", кстати, тоже были запущены ракетоносителями на основе Р-12). Спутники 3 и 5 это на самом деле спутники 2МС (ОКБ-1), а семерка - серьезный аппарат - спутник "Зенит-2" (11Ф61), считается первым советским разведывательным спутником. Этот спутник фактически представлял собой беспилотную версию корабля "Восток", оборудованную фото- и радиоразведывательной аппаратурой, капсулой для сброса фотоматериала (запущен 28 июля 1962 г.). А вот 2МС, разработанные сегодняшней РКК "Энергия" были попроще. При массе 305 кг они исследовали ионосферу, северные сияния (так - в прессе), а на самом деле - потоки частиц с высокими энергиями. 65С1 , 66С1 , 67С1 . Но одобрены правительством были только два - 63С1 и 65С1 . Эскизный проект ракеты-носителя 63С1 был разработан еще в апреле 1960 г. Здесь первые две цифры соответствовали индексу базовой боевой ракеты, а последняя цифра - порядковому номеру 2-й, космической ступени.

Уже 3 августа 1960 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР "О создании ракеты-носителя 63С1 на базе боевой ракеты Р-12 , разработке и запуске 10 малых ИСЗ".

Во второй ступени использовали двигатель РД-119 на жидком кислороде и НДМГ, который В.П. Глушко разрабатывал в качестве "подстраховки" для третьей ступени одного из "королёвских" ракетоносителей (для вывода тяжелых спутников и запусков к Луне). Однако С.П. Королёв предпочел использовать РД-0109 Воронежского ОКБ-254 . Ракета-носитель 63С1 (впоследствии 11К63 ) имела две ступени и могла вывести на орбиту спутник весом до 450 кг. Поскольку постановка второй ступени значительно удлинила ракету (общая длина ракеты составила 30 м, а стартовая масса - 49,4 т), то стал невозможен пуск с обычной наземной стартовой установки Р-12 (ракета попросту могла упасть от ветра). Пуски проводились с тех самых площадок "Маяк" (площадки 86 и 87), которые прежде использовались для испытания шахтных вариантов Р-12У .



Первая попытка запустить "Космос" ( 63С1 ) с переоборудованной ШПУ "Маяк-2" была сделана в 27 октября 1961 г. Из-за выхода из строя датчика скорости второй ступени носитель потерпел аварию и упал на Землю, но не взорвался.

Аналогичная ситуация произошла и 21 декабря 1961 г. Немного недозаправили вторую ступень и она вместе со спутником упала где-то в Индонезии (чего, правда, никто "за бугром" не заметил)...

И только третий запуск 16 марта 1962 г. был успешным. Собранный в пожарном порядке и весивший всего 47 кг, спутник ДС-2 (Днепропетровский спутник 2) до боли напоминал первый "королёвский" спутник. Именно об этом пуске было объявлено ТАСС, а сам спутник получил имя "Космос-1" . Спутник просуществовал в космосе до 25 мая 1962 года. Удивила всех последняя ступень. Имея несравненно худшие аэродинамические качества, чем сам спутник, она находилась на орбите вплоть до 18 июня 1962 г..



Пуски с площадки "Маяк-2" продолжались почти до конца 1964 г. А в 1964 г. для пусков ракеты 63С1М были дооборудованы две установки пускового комплекса "Двина"на площадке 86 ГЦП-4.

В 1964 г. этот ракетоноситель под индексом 11К63М был принят в эксплуатацию Министерством обороны СССР, а авторский надзор осуществляло КБ "Полёт" (г. Омск), которому к этому времени была передана вся конструкторская документация по носителю. Изготовление ракеты 11К63 поручалось Пермскому машиностроительному заводу №172. Первый (неудачный) пуск 11К63М со стартовой позиции "Двина" осуществлен 1 декабря 1964 г. Успешно прошел следующий пуск, 10 декабря 1964 г. Пуски с этой площадки продолжались до 1973 г.

В 1967 г. на НИИП-53 (Плесецк) был сдан в эксплуатацию наземный стартовый комплекс 11П863 "Радуга" в составе: ракета-носитель 11К63, стартовое устройство и юстировочный космический аппарат ДС-П1-10. Именно здесь впоследствии, 18 июня 1977 г., состоялся последний пуск ракеты-носителя серии "Космос" на основе Р-12...

А всего ракета-носитель 63С1 в различных модификациях стартовала 165 раз, в том числе 143 раза успешно.


Ракета состоит из головной части, переходного отсека, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека.

Ракета Р-12 у музея РВСН в Перхушково.

Обратите внимание на ветровое крепление

© А.КОЩАВЦЕВ, 1997

Головная часть конической формы имеет стальную клепаную конструкцию и асботекстолитовое теплозащитное покрытие. Боевой отсек занимает 3/4 объема ГЧ и снизу имеет выпуклое полусферическое днище. Крепление ГЧ к ракете осуществляется с помощью короткой аэродинамической конической юбки, которая большим своим основанием устанавливается на переходной отсек и закрепляется пироболтами. Отделение ГЧ - с помощью пироблоков и пневмотолкателя. Переходной отсек, изготовленный из алюминиевых сплавов В–95 и Д–16, имеет вид низкого кольца клепаной конструкции и состоит из силового набора и обшивки. Бак окислителя ракеты наземного базирования изготовлен из сплава АМг–6, имеет сложную конструкцию и состоит из двух отсеков: верхнего и нижнего, разделенных общим полусферическим днищем. Цилиндрические обечайки отсеков гладкие сварные, из колец, образованных путем сварки гнутых листов с утолщениями в местах сварки. Сверху и снизу бак ограничен полусферическими днищами, соединенными с обечайками с помощью торцевых шпангоутов. Полость верхнего отсека соединена с полостью нижнего с помощью трубопровода перелива, укрепленного в центральной части воронки топливоприемника бака окислителя. Здесь же установлен клапан перелива топлива, включающий в нужный момент подачу окислителя из верхней части бака. Столь сложная конструкция была впервые применена в практике отечественного ракетостроения и использовалась для улучшения центровки ракеты при прохождении ею зоны максимальных скоростных напоров. Как известно, в то время, как летательный аппарат в полете переходит через звуковой барьер скорости, аэродинамические центры смещаются. К этому добавляется смещение центра масс по оси ракеты вследствие выработки топлива из ее баков. Такое явление было не столь заметно на первых ракетах, использующих в качестве окислителя жидкий кислород, но на Р–12 применяется азотная кислота, имеющая на 33% большую плотность. Изменение центровки отрицательно влияет на работу системы управления: в полете приходится дважды менять управляющие коэффициенты - до перехода через звуковой барьер и после этого. Для уменьшения последствий этого явления и был введен такой элемент, как верхний отсек бака окислителя. При выработке компонента из нижнего отсека изменение (дрейф) положения центра масс не столь значительно, и до перехода через трансзвук СУ может привести его в соответствие с изменением положения аэродинамического центра. Далее включается клапан перелива и окислитель начинает поступать в двигатель из верхней части бака, компенсируя таким образом последующий дрейф аэродинамического центра. Внутрибаковая арматура каждого отсека состоит из продольных пластин–гасителей колебаний жидкости, датчиков уровня топлива и заборной арматуры. В верхней части отсеков размещены кольцевые коллекторы наддува. Конструкция бака окислителя ракеты Р–12У шахтного базирования была значительно изменена. Система управления этого варианта ракеты могла уже сама справляться с дрейфом центровок. Необходимость в разделении бака на два отсека отпала: он состоял только из цилиндрической обечайки и двух полусферических днищ. Бак горючего в основном аналогичен по конструкции баку окислителя ракеты Р–12У, однако внутри него по оси в тоннельной трубе проложен расходный трубопровод окислителя. Баки во время полета ракеты наддуваются сжатым азотом, запас которого сосредоточен в батарее баллонов, смонтированных в хвостовом отсеке. Так как ветровые нагрузки на ракету шахтного варианта базирования намного меньше, чем на Р–12, к баковому отсеку первой предъявлялись не такие жесткие требования по прочности, вследствие чего удалось снизить толщину стенок баков и уменьшить сухую массу ракеты. Межбаковый приборный отсек цилиндрической формы клепаной конструкции (силовой набор и обшивка), имеет внутри крестообразную раму для установки приборов системы наведения и управления. СУ автономная, унаследовавшая многие черты подобной системы ракеты А–4, в том числе гироприборы со значительными габаритами. По–видимому, она содержала минимальное количество электронно–ламповых приборов. Управляющие сигналы - аналоговые, электрические, служат для приведения в действие электрических пневмо– и гидроклапанов и управляющих механизмов. Кабели и трубопроводы проложены по наружной стороне бакового отсека ракеты и закрыты желобом. Хвостовой отсек клепанной конструкции из сплава В–95 (силовой набор) и Д–16 (обшивка) состоит из цилиндра и конуса. Внутри цилиндрической (верхней) части отсека смонтирован тороидальный сварной бак с перекисью водорода для питания ТНА двигателя. Поверхность хвостового отсека имеет люки для доступа к агрегатам двигателя. Коническая юбка хвостового отсека служит для передачи веса ракеты на пусковое устройство, для чего она имеет в нижней части четыре опорных кронштейна, оборудованных винтовыми опорами для вертикализации ракеты. На кронштейнах крепятся также газовые рули с рулевыми машинками. Снаружи юбки наземного варианта ракеты на кронштейнах жестко закреплены лопасти аэродинамических стабилизаторов, которых нет на шахтном варианте Р–12У. Двигатель РД–214 крепится в цилиндрической части хвостового отсека с помощью специальной рамы, связанной тягами с узлами крепления в верхней части камер сгорания. РД–214 построен по открытой схеме (без дожигания отработанного турбогаза) в виде четырехкамерного моноблока с единым ТНА. Камеры сгорания - цилиндрические, с плоскими форсуночными головками и профилированными соплами. Охлаждение камер - комбинированное, проточно–завесное. Охлаждающий компонент - горючее. Двигатель работает на азотно–кислотном окислителе АК–27И (27% раствор окислов азота в азотной кислоте) и углеводородном горючем ТМ–185. Привод ТНА - от турбины, вращаемой газами, получаемыми в газогенераторе путем каталитического разложения 80%–ной перекиси водорода на посеребренных медных сетках. Запуск двигателя «пушечный», без предварительной ступени. Зажигание топлива в камерах - химическое, при помощи пускового горючего ТГ–02 (фактически это немецкая «Тонка–250» - смесь аминов), заливаемого перед заправкой ракеты в магистраль горючего между ТНА и главным клапаном. Тяга двигателя регулируется перед выключением (через режим конечной ступени) путем изменения расхода перекиси водорода через газогенератор. Система регулирования тяги существенно повышает эффективность ракеты, так как позволяет осуществлять полет с оптимальным ускорением на всем активном участке траектории полета. Перед отключением для получения минимального импульса последействия двигатель переводится на конечную ступень тяги. Ракета Р–12 доставлялась к старту в незаправленном состоянии. Для ее запуска применялся несколько модифицированный стартовый стол ракеты Р–5М. После проведения вертикализации и прицеливания путем поворота ракеты вместе со стартовым столом в нужном направлении, начиналась заправка компонентами топлива и сжатыми газами. Общее время подготовки «изделия» к пуску составляло около трех часов и зависело от уровня обученности боевого расчета. Наземное оборудование ракеты Р–12У было выполнено в стационарном исполнении. Уровень автоматизации и механизации процессов подготовки Р–12У к старту и ее заправки был существенно повышен.


Тягач с транспортно-подъемным механизмом для ракеты Р-12

В Советском Союзе массовый выпуск пылесосов начался в 1952 году. Первая модель получила символичное название – «Пионер». В том же году появился «Днепр», который стал незаменимым помощником во многих семьях. Днепропетровский пылесос, как две капли воды, был похож на шведский Electrolux. Но советские потребители даже об этом не догадывались. Все тот же завод в г. Днепропетровске выпустил еще несколько марок пылесосов. Среди них – «Чайка», «Вихрь», «Буран» и, конечно же, знаменитая «Ракета».

Все изделия производились вручную, применялся только качественный металл. Тестирование проводилось очень тщательно, ОТК брак не пропускали. Благодаря этому в некоторых квартирах еще благополучно работают пылесосы, выпущенные в начале 80-х. Бытовало мнение, что если «Ракету» выбросить с 8-го этажа, она все равно будет работать. Легенда это или факт – трудно сказать, но долговечность и надежность этих пылесосов заслуживает восхищения.

Первые модели «Ракет»

Днепропетровский агрегатный завод, производитель пылесосов «Ракета», с 1952 года работает в направлении выпуска бытовой техники для уборки. И если «Днепр-1», выпущенный в количестве около 3 тысяч штук, имел продуманный дизайн для того времени, то внешний вид последующих образцов был явно попроще. Сигарообразная форма корпуса и «космическая» тематика, популярная в то время, обусловили название мощной «Ракеты», появившейся в 1956 году. Аппарат был тяжелым и неповоротливым, но прекрасно всасывал все, что попадалось на пути. Потребители не обращали внимания на рев, издаваемый пылесосом, и не считали шум проблемой вообще. Купить пылесос «Ракета» было очень выгодно, ведь помимо комнатной уборки агрегатом можно собирать штукатурку или крупный мусор. Зачастую электроприбором ловили комаров в помещении. А способность пылесоса работать на выдув использовалась для побелки стен и потолков, причем в базовую комплектацию входили принадлежности для проведения этой процедуры. Такая многофункциональная машина по цене, доступной всем советским людям, пользовалась огромным спросом. Зачастую ее приобретение проводилось по предварительной записи. Для нынешних потребителей, не знакомых с тогдашними реалиями, это кажется невообразимым, но в 80-е годы именно так все и было.

Самые известные модели днепропетровских «Ракет»:

  • «Ракета-7»;
  • «Ракета-9»;
  • «Ракета-12».

У каждой модели имелся базовый вариант и несколько улучшенных. Для маркировки модификаций использовались буквы А, В, М.

Наибольшей популярностью пользовался пылесос «Ракета 7М» мощностью 400Вт. В 12-й серии мощность аппаратов существенно отличалась. Так, пылесос «Ракета 12А» потреблял 400 Вт, а «Ракета-12В» - уже 600 Вт.

В комплект входило сразу 5 щеток и насадок для чистки:

  • ковровая;
  • мебельная;
  • одежная;
  • щелевая;
  • универсальная для уборки.

Кроме того полагалась полочка для принадлежностей и разбрызгиватель жидкости, используемый для побелки. Подробная инструкция описывала не только схему пылесоса и его материальную часть, но и нюансы использования щеток-насадок.

Благодаря мощному двигателю «Ракеты» могли бесперебойно работать 50 минут, после чего им требовался 10-минутный перерыв. В комплектацию входили 2 дополнительные электрощетки, т.к. основные изнашивались в процессе эксплуатации. Пользователям рекомендовалось проверить состояние этих деталей через 300 часов работы пылесоса и при необходимости (длина меньше 10 мм) заменить на новые.

Конструкционные особенности пылесосов

Устройство пылесоса «Ракета» достаточно примитивное и практически не меняется на протяжении полувека. Например, в «Ракете-7М» внутри металлического сигарообразного корпуса расположен агрегат, всасывающий воздух. Он надежно закреплен при помощи диафрагмы и резинового кольца с одной стороны и 4 винтов с другой. Упирается агрегат в заднюю крышку пылесоса, на которой расположен выключатель. Пылесборник (мешок из очень плотной ткани с резиновым кольцом) находится под передней крышкой. Эта крышка легко снимается посредством двух замков, расположенных на корпусе.

Имеется индикатор заполнения пылесборника. Он вмонтирован в ручку, при помощи которой можно переносить пылесос. В нижней части корпуса есть 2 задних колеса и передняя шаровая опора, благодаря этим элементам аппарат передвигается по поверхности. Соединительный кабель выходит с нижней части задней крышки и не мешает перемещению пылесоса.

«Ракета-12» немного поменяла внешний облик, но внутренняя суть осталась такой же. Современные модели по своей конструкции мало отличаются от тех, что выпускались 40 лет назад. Добавился HEPA-фильтр и контейнер-циклон. Пылесборник, безусловно, более современный, чем примитивный вариант холщового мешка, который с трудом вытряхивался. Он легко снимается и очищается. А вот HEPA-фильтр, хотя и является технологичным продуктом наших дней, вызывает неоднозначную оценку потребителей. «Ракете-900» даже с такими нововведениями трудно конкурировать с аппаратами для уборки ведущих европейских компаний.

Второй шанс для старых пылесосов

Есть достоверные сведения, что «Ракеты», выпущенные в 70-80-х годах успешно работают до сих пор. В свое время их владельцы отправили «старичков» на заслуженный отдых в кладовки и гаражи, но не выбросили. Взамен были приобретены другие марки техники, проработавшей совсем недолго. И снова пришло время «Ракет». Поэтому, если у вас есть припрятанный пылесос такой марки, его можно отремонтировать и использовать в случае проведения «особо пыльных» работ. «Ракета» еще послужит верой и правдой там, где жалко эксплуатировать новенький аппарат.

Ремонт своими руками

Любому, кто умеет справляться с отверткой и болтиками, вполне под силу «перебрать» свой старый пылесос и починить его в случае необходимости. Если схема пылесоса «Ракета» не сохранилась, что и не удивительно, ее можно найти в интернете. Описания очень подробные, и человек, разбирающийся в чертежах, сможет провести разборку-сборку электроприбора. Чаще всего проблемным местом пылесосов данной марки становятся подшипники. Оригинальные выходят со строя, но их можно заменить промышленными, подходящими по размерам. Чтобы подшипник пылесоса «Ракета» не рассыпался, его рекомендуется регулярно смазывать. Делая эту нехитрую процедуру раз в год, хозяин агрегата продлевает срок его эксплуатации.

Другой проблемой являются двигатели. Хотя они и были в свое время высококачественными, но отработанные часы и собравшаяся пыль значительно ухудшили их состояние. А некоторые моторы попросту отжили свой век. Купить оригинальный двигатель пылесоса «Ракета» очень тяжело. Если они и продаются, то не в лучшем состоянии (бывшие в употреблении, но не поломавшиеся). Есть предложения от компаний в интернете. Они производят моторы различной мощности, которые можно установить на «Ракеты 12» через переходник. В ремонтных мастерских со статорами двигателей выполняют такие виды работ:

  1. Удаление неисправной обмотки.
  2. Установка статорных катушек.
  3. Укладка пазовой изоляции.

Ремонт пылесоса «Ракета» возьмется выполнять не каждая фирма. И запчасти сложно найти, и мастеров, досконально разбирающихся в общей схеме мало.

Современные модели пылесосов

Сейчас есть в продаже не так много электроприборов указанной марки. Собственно, потребитель может выбрать всего из нескольких моделей.

«Ракета-900»

Это пылесос для сухой уборки в домах и квартирах. Питание – сеть 220 В. Пылесборник – контейнер циклонного типа. Мощность агрегата – 800 Вт. Фильтр тонкой очистки и регулятор мощности отсутствуют. В комплекте универсальная щетка. Трубка – телескопическая. Дизайн практически не отличается от «Ракеты-12»

«Ракета-1000»

Пылесос для сухой уборки. Тип питания – от сети 220 В. Мощность – 1000 Вт. На корпусе есть регулятор мощности. Пылесборник – мешок, имеется индикатор заполнения. Насадка – ковер/пол. Есть HEPA-фильтр.

«Ракета-50»

Пылесос с современным дизайном. Предназначен для сухого типа уборки. Мощность 1600 – Вт. 6-ступенчатая система фильтрации, HEPA-фильтр. Есть регулятор мощности. Пылесборник – мешок.

«Ракета-55»

Модель улучшенного дизайна с удобной ручкой для переноски. Для сухой уборки. Мощность – 1600 Вт, регулятор на корпусе. Многоуровневая система фильтрации, HEPA-фильтр.

«Ракета-70»

От предыдущей модели ее отличает только мощность 1800 Вт.

Стоит ли покупать?

Каждый потребитель вправе выбирать тот продукт, который ему нравится. И у «Ракет» есть свои почитатели. Но, выбирая данную марку, следует помнить, что производитель использует в качестве пылесборников мешки. А это чревато постоянной их покупкой. Второй явный минус – хепа-фильтр. Как известно, пылесосы с фильтрами такого типа со временем теряют силу всасывания. Фильтр засоряется, а при соприкосновении с водой на нем остаются микрочастицы. Промытый фильтр начинает издавать крайне неприятный запах, становится местом размножения колоний плесневых грибков.

Аргументируя выбор низкой стоимостью «Ракет», их современным дизайном и наличием аквафильтра, не стоит забывать, что эти преимущества очень условные. Низкая стоимость – результат того, что с 2006 года выпуск производится не на крупном предприятии, как 50 лет до этого. Бренд перекупила малоизвестная компания, продажи ведутся в интернете, сервисных центров нет. В случае поломки покупатель фактически будет самостоятельно решать проблему. Современный дизайн и эргономика присутствуют только в трех последних представленных моделях. HEPA-фильтр – это лучшее решение. В результате ультрасовременная «Ракета» не выдерживает никакой конкуренции с пылесосами сепараторного типа, которые делают уборку намного эффективнее. Да и постоянная покупка мешков для сбора пыли со временем выливается в приличную сумму.

Многие потребители, невзирая на более высокую стоимость сепараторных приборов, выбирают именно их. Ведь такие пылесосы достаточно легкие в эксплуатации, им не нужны новые фильтры и мешки, они энергоэффективны. Кроме того, список выполняемых функций у них намного шире. А если учесть и возможности проведения аэрации воздуха, антиаллергенные программы, то становится понятно, что сепараторный пылесос – это лучший вариант для уборки в доме.

И звали ракету Р-36. Ну или если быть точными - «изделие 8К67». Правда, американцы почему-то предпочитали называть её SS-9 и придумали её даже имя собственное - Scarp, что в переводе означало «Крутой склон».

Ракета эта была очень важным шагом СССР в деле обретения своей цивилизационной свободы. Всё дело в том, что в глобальном противостоянии с США (а ведь хотели смять, хотели, даже планы все опубликованы - где, когда и сколько хотели бомбить) у СССР была очень неприятная ахиллесова пята.
США мог атаковать СССР с десятка направлений и с очень близких к территории СССР баз, в то время, как у СССР вообще практически кроме Кубы рядом с США ничего и не было.

Важность такой ситуации наглядно демонстрирует и сам Карибский кризис, к которому Р-36 совсем чуть-чуть не успела - ведь, стоило США заподозрить, что у СССР на Кубе стоят баллистические ракеты с ядерной начинкой - и всё: ВВС, ВМФ и морская пехота США были подняты по тревоге с целью блокады столь наглого нарушения со стороны СССР сложившегося геополитического «неравновесного равновесия».

Вот как оно выглядело тогда, в далёком уже 1962 году:

На Кубе были установлены лишь 32 ракеты Р-12 («изделие 8К63», по американской классификации - SS-4 Sandal). Вот она, на рисунке, крайняя справа.

Это были одни из первых серийных советских ракет на высококипящих компонентах ракетного топлива. Раньше Р-12 / 8К63 была принята на вооружение с высококипящими компонентами только ракета Р-11 / 8К11, которая и изображена на вот этой фотографии:

Р-11 (8К11) в чём-то оказалась уникальной ракетой. Мне достаточно лишь сказать вам её американское название: SS-1 Scud.
Да, тот самый «Скад» (по-русски «Шквал»), которым Ирак обстреливал Израиль и который положила в основу всех своих ракет с жуткими непроизносимыми названиями Северная Корея.

Да, эта скромная 8К11 очень непохожа на своего далёкого северокорейского потомка, который способен даже вывести что-то очень небольшое на околоземную орбиту - но суть ситуации именно такова: на основе SS-1 Scud A был разработан SS-1c Scud В, который ещё имел индекс 8К14, назывался Р-17 и входил в комплекс 9К72 «Эльбрус», на экспорт поставлялся под названием R-300, а в по-простому, за глаза, именовался «Керосинка».

В ракете 8К11 было много нового по сравнению с предыдущими разработками, которые все КБ в СССР в той или иной мере делали на основе немецкой трофейной ракеты «Фау-2».

Надо сказать, что при разработке первого «Скада» тоже не обошлось без немецкого дедушки, но дедушка этот, в отличии от «Фау-2», был гораздо менее известен. Но именно его идеи потом и приведут нас к правнучке 8К11 - нашей уже упомянутой Р-36.
Немецкого дедушку 8К11 звали «Вассерфаль». По-русски это будет «Водопад», но дедушка, как я уже сказал, был немцем и первой в мире управляемой зенитной ракетой. Вот он:

«Водопад» немцы начали делать ещё в 1941 году, и к 1943 году он уже прошёл все необходимые испытания.
Так как эти зенитные ракеты должны в течение продолжительного времени сохраняться в заправленном состоянии, а жидкий кислород для этого непригоден, то двигатель ракеты «Вассерфаль» работал на топливной смеси, компоненты которой назывались «сальбай» и «визоль». «Сальбай» представлял собой обычную азотную кистоту, а вот «визоль» был специальным углеводородным топливом с виниловым основанием.

Ракету, при желании, усилиями педантичных немецких технократов и бюрократов, можно было уже спокойно развернуть и к весне 1944, но было вольно пойти совсем иным путём.

Альберт Шпеер, министр промышленности Третьего Рейха, потом напишет в своих воспоминаниях:

«Фау-2… Нелепая затея… Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (Водопад).

Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии.»

Вот так и произошло - идея «революционеров» Вернера фон Брауна и Гитлера забросать Англию ракетами закончились в итоге масштабнейшим пшиком и потерей средств, а идея технократа и бюрократа Шпеера так и осталась только его идеей, но никак не помогла Германии отсрочить поражение в войне.

По сравнению с жидким кислородом, который применялся на «Фау-2», высококипящие компоненты были гораздо удобнее: во-первых они были жидкими при комнатной температуре (что и задавало возможность их очень долгого хранения в «ампулированной» ракете), а во-вторых - они самовоспламенялись при смешивании.

Для запуска ракеты было достаточно взорвать два пиропатрона, разорвав мембраны «ампул» с топливом и с окислителем, и сжатый азот начинал вытеснять окислитель и горючее в камеру сгорания, где и начиналось основное действо.

Сейчас, на современных ракетах, с их адскими запасами окислителя и топлива, понятное дело, никто не рассчитывает исключительно на сжатый азот в деле вытеснения компонентов к вожделённой камере сгорания. Обычно для этих целей используют специальный агрегат на самом двигателе - турбонасос, который питается тем же самым топливом и горючим для обеспечения своей работы.
В силу этого обвязка современного ракетного двигателя выглядит как-то вот так:

Вокруг схемы работы турбонасоса и крутят основные мысли современные двигателестроители.

Основных схем ракетного двигателя всего две: открытая и закрытая. При открытом цикле турбонасос выбрасывает отработанный генераторный газ наружу, за пределы камеры сгорания, а при закрытом цикле этот частично сгоревший (иначе турбонасос просто сгорит от высокой температуры), насышенный топливом, так называемый «сладкий» газ идёт дальше, в основную камеру сгорания.

Казалось бы - невелика потеря: выбросить «за борт» немного топлива на турбонасос. Однако, поскольку в ракете часто на счету кажый килограмм веса, именно эта тонкая струйка потерянного через турбонасос топлива и окислителя и создаёт впечатляющее преимущество двигателя закрытой схемы.

К чести СССР надо сказать, что он очень хорошо научился делать двигатели именно закрытого цикла. А вот у США они так в массовые серии и не пошли - по закрытой схеме у американцев был сделан лишь основной двигатель корабля «Спейс Шаттл» (SSME), работающий на жидком кислороде и водороде:

В итоге сегодня США, пытаясь хоть как-то возродить производство водородных двигателей второй и третьей ступеней знаменитой ракеты «Сатурн-5» и пока окончательно списав водородный SSME, покупают российские керосиновые двигатели закрытого цикла - РД-180 и НК-33.

Двигатели нам будут очень нужны потом, в продолжение рассказа о ракетах (и о майдане), а пока вернёмся к ракетам. И к Карибскому кризису.
В «неравном равенстве» Карибского кризиса у нас присутствуют со стороны СССР две очень разные ракеты SS-6 Sapwood и SS-4 Sandal. По-русски эти ракеты называются Р-7 / 8К71 и Р-12 / 8К63.

Первую из них, я думаю, уже узнали почти все: это знаменитая королёвская «Семёрка», которая вынесла на орбиту и первый искусственный спутник Земли, и первого человека в космосе.

Ракета была замечательной «лошадкой» для космических исследований, но совершенно никудышним бойцом: жидкий кислород в качестве окислителя заставлял строить для ракеты громадную стартовую позицию и постоянно подзаряжать ракету дополнительными количествами окислителя.

В силу чего, на момент Карибского кризиса у СССР было 4 (прописью: четыре) стартовые позиции для запуска Р-7 - на космодромах (читай: ракетных стартовых позициях) на Байконуре и в Плесецке.

И космодром Плесецк, как вы понимаете, он только в мирное время был для «запуска спутников на полярные орбиты». Основной его задачей всегда был запуск королёвских «семёрок» через темечко Земли, вдоль меридиана через Северный полюс - и прямо на города американского супостата.

Основной же ударной силой СССР в Карибском кризисе была Р-12. Вот она, первая в мире баллистическая ракета средней дальности на высококипящих компонентах топлива:

Надо сказать, что мало какую ракету делали так быстро и такими ударными темпами, как Р-12. Ракета производилась сразу на четырёх предприятиях Министерства общего машиностроения СССР. Так в советское время, если кто-то не знал, бюрократы назвали технократов, которые производили всё ракетно-ядерное и немножко - космическое.

Р-12, разработанную под руководством Михаила Янгеля, спроектировали в КБ «Южное», в Днепропетровске, тогда ОКБ-586.

Ну а производили ракету завод № 586 (сегодня «Южный машиностроительный завод», Днепропетровск), завод №172 («Мотовилихинские заводы», Пермь), завод № 166 («Полёт», Омск) и завод № 47 («Стрела», Оренбург). Всего было произведено более 2300 ракет Р-12. За девять лет, с 1958 по 1967 год.

В году 250-255 рабочих дней. За год СССР делал 255 ракет Р-12. По ракете в день. И пусть никто не уйдёт обиженным и без подарка.

А кто попробует тут сказать: «Ну вот, народу жрать было нечего, а проклятые коммунисты всё ракеты делали», отвечу. Работы по проекту использования Р-12 в качестве космической ракеты-носителя для запуска малых спутников Земли, начались в 1957 году ещё до выхода её на лётные испытания. К осени 1961 года эти работы вышли на стадию натурных испытаний. В результате были созданы двухступенчатые лёгкие космические носители серии «Космос» с индексами 63С1 и 11К63, в которых Р-12 являлась первой ступенью.

Так что -все ракеты Р-12 СССР так или иначе использовал. Выведя на орбиту много чего разного и полезного.

При этом, несмотря на впечатляющую дальность (2800 километров), и мобильное базирование (тележки были сделаны не для парада на Красной площади: этот штатные лафеты этих ракет), Р-12 всё же могла применяться исключительно против европейских союзников США.

Против же самой Америки, вплоть до 1962-го года, СССР мог выставить всего четыре ракеты Р-7.
Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон, Филадельфия. Можно - Бостон. Но тогда - без Филадельфии.
О Лос-Анджелесе или Далласе можно и не думать.
Не достать...

Поэтому, на волне успеха с Р-12 перед ОКБ-586 ставят следующую задачу: создать уже межконтинентальную баллистическую ракету на высококипящих компонентах. При этом - можете оценить, насколько слажено и быстро работала бюрократическая машина технократов СССР.

Задание на разработку МБР Р-16 (8К64) выдано ЦК КПСС и Правительством 13 мая 1959 года. Разработчик - всё то же КБ «Южное».

А дальше происходит катастрофа. Страшная, чудовищная. День 24 октября 1960 года станет поистине «чёрным днём» советских ракетчиков.
За 15 минут до старта внезапно включаются двигатели второй ступени испытываемой на космодроме (ракетной базе?) ракеты Р-16.
С момента постановления прошло полтора года, много чего в ракете ещё недоработано и сыро. Топливо ракеты уникальное, но оно возгарается просто от соприкосновения с окислителем.

За секунды стартовый комплекс превращается в кромешный огненный ад.

В огне сразу же заживо сгорели 74 человека, среди них - командующий РВСН маршал Митрофан Неделин, большая группа ведущих специалистов ОКБ-586. Впоследствии в госпиталях из-за ожогов и отравлений скончалось еще 4 человека. Полностью была уничтожена стартовая площадка № 41.
Чудом остался в живых Михаил Янгель - перед взрывом Р-16 он отошел от стартовой площадки в отведенное место на перекур. Начальник полигона полковник Константин Герчик с трудом выкарабкался, получив тяжелое отравление и ожоги, особенно кистей рук, вынужден был носить перчатки даже летом, в страшную жару, достигающую в июле на Байконуре температуры в 50 градусов в тени.

На полигоне Тюра-Там (так тогда называли Байконур) сразу отреагировали на эту ужасную катастрофу, введя почти драконовские меры техники безопасности при испытаниях ракетно-космической техники. Эти меры потом спасли немало жизней, хотя катастрофы продолжали собирать раз за разом дань человеческими жизнями.

Но люди тогда чётко знали, зачем им нужна эта контрреволюция. Потому что к кризису 1962 года на США уже были нацелены и 32 ракеты Р-16 (8К64). По американской классификации - SS-7 Saddler («Верховая лошадь»).

Именно эти ракеты смогли наконец-то решить давнюю проблему: «как достать америкашку» и хоть немного улучшили то «неравное равенство» образца 1962 года, которое ещё год назад пришлось бы поддерживать только с помощью Р-7 и Р-12, которые были много хуже своих американских конкурентов.
При дальности в 13 000 километров ракета Р-16 уже уверенно накрывала почти всю территорию США, и выдавив из Кубы расчёты ракет Р-12, Америка, в общем-то, не решила ни одну из задач безопасности.
Это был тривиальный размен советских ракет на Кубе на аналогичные ракетные позиции США в Турции.

В Сети осталось до обидного мало фотографий этой прорывной ракеты. Всё-таки, как ни крути, это была первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета на высококипящих компонентах. У США на момент Карибского кризиса были или ракеты на керосине-кислороде (как и королёвская «Семёрка»), так и первая твердотопливная МБР - «Минитмен-1».

Вот как выглядел мобильный стартовый комплекс этой ракеты:

А вот - как она выглядела в жизни:

Следующим шагом в развитии технологии ракет на высокипящих компонентах было создание «ракет длительного хранения». Всё дело в том, что высококипящие компоненты - очень агрессивная среда, в силу чего ни Р-12, ни Р-16 невозможно было держать в заправленном состоянии более одного месяца. В силу этого, на приведение ракет в состояние полной готовности к пуску требовались десятки минут или даже часы - в зависимости от исходных состояний.

Поэтому ОКБ-586 в конце 50-х годов предложило модернизировать обе свои ракеты, обозначив их соответственно: Р-22 и Р-26. Первая цифра символизировала второй шаг в разработках стратегических ракет ОКБ-586, вторая - указывала на преемственность с предыдущей ракетой аналогичной дальности стрельбы. Главным новым качеством у них было ампулизированное исполнение топливных емкостей и возможность нахождения в заправленном состоянии до одного года. Задачу, которую ставили ещё для немецкого прадедушки-«Вассерфаля», решили для его гораздо более мощных потомков.
Вот ампулизированная, модернизированная Р-26 (8К66) на параде на Красной площади:

Однако, ОКБ-586 на этом не остановилось. И создало то, чего не было у американцев в принципе: Глобальную ракету .

Ту самую, Р-36, с которой мы и начали наш разговор.

Эта ракета получила специальное название - Р-36орб (от слова «орбитальный») или 8К69 и могла вывести на низкую околоземную орбиту небольшую термоядерную боеголовку.

Как вы помните, первые советские ракеты не могли похвастаться в начале своего пути совершенно ничем уникальным. Они стартовали с уязвимых позиций, их надо было долго и нудно заправлять капризным топливом, их было чертовски мало.

Да и летели они в США на пределе своей дальности: 13 000 километров, в отсутствие Кубы, как плацдарма, впритык хватало на то, чтобы достать крупные города континентальных США.

Поэтому лететь приходилось по кратчайшей траектории. Через всё тот же Северный полюс. Из максимально отнесенного на север Плесецка. Который хорош только для того, чтобы запускать спутники (ракеты?) на полярные орбиты.

В силу этого система раннего предупреждения США была построена так, чтобы засекать пуски советских ракет с севера, с востока и с запада.

А тут проклятые русские делают ракету (ту самую 8К69, Р-36орб), которая спокойно пускается в сторону Индии, пролетает над Антарктидой, поднимается в Северное полушарие вдоль Южной Америки и бьёт в незащищённое южное подбрюшье США.

При этом ракета получала сразу несколько преимуществ: неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет, возможность поражения одной и той же цели с противоположных направлений, что вынуждает противника создавать противоракетную оборону вкруговую, а не только с угрожаемой стороны. При этом, понятное дело, стоимость такой обороны значительно возрастает.

Кроме того, в этом случае получалось значительно сократить время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем полёта головной части МБР при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению.

Ну а выбор соответствующей орбиты подразумевал невозможность прогнозирования района падения боевого заряда во время нахождения на орбитальном участке полета. Может Бостон. Может Филадельфия. А может быть и Сан-Франциско.

Вот такую необычную ракету создали в ОКБ-586.

При этом, что характерно, ракета не нарушала формально запрета на размещение ядерного в космосе, прописанного в Договоре о космосе. Поскольку сама в космосе не размещалась, а лишь стояла на боевом дежурстве на земле. А космос? Ну да, он тут, рядом с нами.

Мало ли что ракета может делать. Не делает же пока!

Надо сказать, что американцев эта ракета беспокоила и даже очень.

Поэтому в текст Договора ОСВ-2 американцами была внесена специальная поправка, которая и обязала СССР снять данные ракеты с боевого дежурства в 1983 году.