Так надежнее. Обзор погодозащищенной беззеркалки Fujifilm X-T1

Обзор фотоаппарата Fujifilm X-T1

Солидную прибавку получил по сравнению с по части серийной съемки. «Максималка» выросла не очень сильно, до 8 кадров в секунду, зато автофокус может работать во время всех восьми. Это приличный показатель даже для профессиональной репортажной камеры. На уровне оказался и буфер. В самом прожорливом формате RAW+JPEG камера может сделать 23 фотографии. Это, конечно, не 50 снимков , но все равно очень прилично.

Сравнение с топовым возникает и при разговоре об электронном видоискателе. Мы восхищались ЭВИ «олика», а у он не хуже. Инженеры Fuji сделали ставку на размер - видоискатель реально огромен, даже чуть больше, чем оптические «телевизоры» полнокадровых зеркалок. Людям в очках, которые не могут поднести глаз вплотную к окуляру, сложно увидеть весь кадр целиком, но для них есть специальный режим, когда картинка занимает не всю площадь ВИ. Дополнением к размеру стало высокое разрешение в почти 2,5 млн пикселей, рекордно низкий, по заявлениям самой компании, лаг, а также хитрая система, работающая при съемке в вертикальном положении. Камера не только переворачивает картинку, но и переориентирует дополнительную информацию. Очень удобно.

Тем, кто таким чудным видоискателем пользоваться не желает, аппарат предлагает трехдюймовый дисплей. Он весьма неплох, а главное, наконец-то получил поворотную конструкцию. В топовых Fuji это первый такой случай.

Наконец-то нормальный Wi-Fi

Встроенной вспышки аппарат лишился, при этом в комплекте идет простенькая внешняя, которая работает через «горячий башмак». Звезд с неба она не хватает, но в критической ситуации немного света даст. Естественно, через «горячий башмак» камера может работать и с более продвинутыми осветительными приборами. Для студийной съемки предусмотрен отдельный синхроразъем, который решает проблему совместимости.

Не прошло и трех лет, как в аппарате Fuji появился полноценный Wi-Fi. Наши постоянные читатели помнят, что модули в , и получились очень ограниченными по возможностям - через них нельзя было удаленно управлять камерой. С это, наконец, возможно. Скачай специальное приложение на смартфон или планшет и получи отличный пульт ДУ с широкими возможностями настройки. GPS, впрочем, в камере так и не появился.

Видеовозможности полностью повторяют таковые у . Если коротко - для профессионала видеографии инструментария маловато, а вот для любительской съемки возможностей даже избыток.

Работа с камерой

По части электронных функций и работе с аппаратом вобрал в себя все, что могли предложить более простые модели, начиная от фильтров, эффектов и модуляции пленок, которые мы рассмотрели в , и заканчивая системой модуляции света, которая появилась в . Пять видов брекетинга, склейка панорам, автоISO и многое другое, о чем мы уже писали. Кроме склейки HDR у , пожалуй, есть все электронные функции, которые можно пожелать. Даже цейтраферная съемка, которая позволяет с гибкой настройкой снимать серии снимков для time-lapse.

Карта памяти всего одна

Отдельно хотелось бы сказать о системах помощи ручной фокусировки. Их в камере аж три. Первый режим стандартен и заключается в увеличении центрального фрагмента изображения. Второй - focus peaking, и мы про него уже тоже рассказывали в . Но у появился и третий, эксклюзивный помощник. Официального названия у него нет, в Интернете эту систему прозвали «цифровые клинья», потому что она имитирует эффект от аналоговых фокусировочных экранов (которые как раз «клинья» и зовут). Принцип работы хорошо известен фотографам старших поколений, которые пользовались дальномерными камерами. Изображение, которое не находится в фокусе, как бы раздваивается, а когда фотограф наводится на объект, оно становится резким. Это весьма удобная и точная система наведения фокуса.

Очевидно, что очень хорошо приспособлена для объективов с ручной фокусировкой. Учитывая короткий рабочий отрезок самой камеры, на нее через специальные переходники можно установить массу различной оптики, начиная от ретрообъективов и заканчивая современными «стеклами» от зеркалок и Canon. Пригодится это фотографам, у которых уже есть зеркальный набор и которые ищут легкий и компактный второй аппарат.

Выводы

С учетом всего вышесказанного цена в 55 тысяч рублей за без объектива не выглядит фантастической. Это, конечно, немало, но не стоит забывать, что аппарат конкурирует с начальными полноформатными камерами типа или , которые стоят не дешевле. Да и другой тип конкурентов, топовые беззеркалки, тоже не дешевые.

Пожалуй, в Fuji не лукавили, называя профессиональной моделью. Все в аппарате на самом высоком уровне - качество изображения, удивительная эргономика, надежный, всегоподный корпус, широкая функциональность и масса дополнительных аксессуаров. Нельзя пожаловаться и на узость модельного ряда объективов - Fuji в последнее время сделала свою линейку весьма широкой.

Конечно, мелкие вопросы остаются. Например, почему нет GPS и HDR, выдержка ограничена 1/4000 с, а карта памяти только одна? Но это частности. Представить репортера с все-таки не получается (автофокус слабоват для такой работы), но вот пейзажиста, портретиста или студийщика - вполне. Осталось преодолеть стереотип, что камерой профессионала должна быть зеркалка. Это для будет самой сложной задачей.

Часть 1: знакомство с системой

Настоящая статья представляет собой первое знакомство автора как с системой, так и, по большому счету, с камерами Fujifilm. Не то чтобы автор впервые услышал об этой фирме, просто до настоящего момента его знакомство с камерами данной компании было весьма поверхностным. Теперь же, когда появилась возможность прочувствовать стиль Fujifilm, у автора сформировались личные оценки, уже не поверхностные. Но это не значит, что статья в целом и частные выводы будут субъективными, или вообще все сведется к внутреннему холивару автора из рода «Что лучше: Canon или Nikon?». Все будет сказано по возможности честно и беспристрастно. А это вступление нужно лишь затем, чтобы далее по тексту не злоупотреблять аббревиатурой «ИМХО».

Не так давно в нашем разделе был опубликован обзор камеры Fujifilm X-E2 . И не так давно же серия Fujifilm X пополнилась новой интересной камерой X-T1. Рассуждать о том, что в ней изменилось по сравнению с предшественниками, бессмысленно, поскольку она по-своему уникальна - чего только стоит множество органов управления и пылевлагозащищенность! Впрочем, не будем растекаться мыслью по древу и перейдем к детальному знакомству.

Характеристики

Основные характеристики
Объектив Сменная оптика, байонет Fujifilm X-Mount
Матрица 16,3 Мп, X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров, APS-C (23,6×15,6 мм); кроп-фактор - 1,5
Светочувствительность ISO 200 - 6400, расширение до 100 - 51 200
Автофокус Интеллектуальный гибридный АФ (АФ TTL по контрасту + АФ TTL с фазовой детекцией)
Экспозициия TTL-замер в 256 зонах, мульти / точечная / средняя
Экран TFT-дисплей, 3 дюйма, 1 040 000 точек, соотношение сторон 3:2, изменяемый угол наклона
Стабилизация изображения В камере - нет, возможна в объективе
Режимы съемки Авто, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы с возможностью подстройки выдержки
Формат файлов JPEG, RAF (RAW), поддержка DCF/DPOF
Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p; непрерывная запись до 14 минут
Память Карты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Разъемы Micro-USB, Mini-HDMI, разъем для внешнего микрофона
Источник питания Литий-ионная батарея NP-W126 (≈350 кадров)
Размеры, вес 129×89,8×46,7 мм, 440 г (без объектива, включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
Вспышка Съемная, ведущее число: ≈7 (ISO 200)
Скорость затвора 30 с - 1/4000 с; до 60 минут в режиме Bulb
Видоискатель 0,5-дюймовый OLED, 2 360 000 точек, покрытие ≈100%
«Горячий башмак» Да
Беспроводные функции Геотегинг (при помощи смартфона), беспроводная связь Wi-Fi (передача на другие устройства и в соцсети)
Автоспуск 10 с / 2 с / проводной пульт ДУ (приобретается отдельно)
Подсветка автофокуса Да
Брекетинг По экспозиции, по имитации пленки, по динамическому диапазону, по чувствительности, по балансу белого
Серийная съемка
  • Быстрая: 8 кадров/с (JPEG - до 47 кадров)
  • Медленная: 3 кадра/с (JPEG - до полного заполнения карты)
Форматы съемки 3:2 (4896×3264) / 16:9 (4896×2760) / 1:1 (3264×3264)

Внешний вид

Фронтальный вид камеры показывает множество органов управления. На передней панели располагаются многофункциональные диск и кнопка (их функций мы еще коснемся), глазок подсветки автофокуса, фиксатор объектива, разъем для синхронизации вспышки и переключатель режима фокусировки с тремя положениями:
М - ручная фокусировка;
С - следящая непрерывная фокусировка;
S - стандартный автофокус, однократно настраивающийся при полунажатии кнопки спуска или при помощи специальной кнопки быстрой фокусировки.
На задней панели можно найти кнопки просмотра и удаления изображений, блокировки экспозиции AE-L и фокуса AF-L, многофункциональный диск, кнопку помощника фокусировки, кнопку Q для вызова быстрого меню, четыре функциональные клавиши, расположенные вокруг кнопки меню и кнопку переключения режима дисплея.

Сверху видны два кольцевых переключателя - выбора режима и типа экспозамера, ручки которых находятся спереди. Если назначение переключателя типа экспозамера понятно, то насчет выбора режима съемки следует внести пояснение. Слева направо на нем располагаются режимы: брекетинга, быстрой и медленной серийной съемки, одиночного кадра, мультиэкспозиции, Фильтра и Панорамы.

На левом боку камеры под заглушкой находится вполне стандартный набор разъемов: микрофон, Mini-HDMI и Micro-USB.

В нижней части наглазника находится «датчик глаза», переключающий вывод изображения с дисплея на видоискатель.

С правой стороны находится только слот для карты памяти.

Обратите внимание на откидной экран (откидывающийся вверх или вниз) - это редкость для фотокамер Fuji.

Сверху хорошо видны диски настройки компенсации экспозиции, грубой настройки выдержки и выбора светочувствительности. Также здесь находятся кнопка видеозаписи, тумблер включения/выключения камеры, кнопка спуска, еще одна функциональная кнопка и разъем «горячий башмак».

На «призме» видоискателя можно увидеть кнопку переключения видоискателя и дисплея, а также регулятор диоптрийной подстройки.

Снизу расположились штативное гнездо и батарейный отсек. Заглушкой прикрыт разъем для батарейной рукоятки.

Интерфейс и особенности работы

Нечасто в руки попадает камера, взяв которую, начинаешь ощущать себя марсианином. Или наоборот: землянином, в руки которому попал марсианский прибор. И дело тут даже не столько в национальном японском колорите, который все-таки должен проступать за названием камеры, сколько в философии самой компании. Уже довольно привычные Canon, Nikon и даже Sony не вызывают такого смятения, которое способны вызвать камеры Fuji. Справедливости ради стоит отметить, что их земляк Olympus тоже порой любит удивлять весьма нестандартными «выходками».

Итак, уточню, что же меня смутило. В отличие от Canon, который, на мой взгляд, дальше всех ушел от истоков в сторону простоты, Fuji и Olympus, напротив, к ней не стремятся - оба, что интересно, названы (если не углубляться в историю названия) в честь священных гор. Немного зная японскую культуру (истинную, а не современную), можно заметить, что японцы никогда не стремились к простоте, и даже наоборот. Многие камеры Fuji и Olympus, побывавшие у меня в руках, вызывали ощущение, что творец зачерпнул горсть физических органов управления - кнопок, дисков, тумблеров - легкой рукой бросил их на корпус камеры и оставил, как они легли. Собственно, к чему это лирическое вступление? Именно к X-T1 и к ее эргономике.

Начнем, пожалуй, с того, что органов управления больше, чем нужно, что бывает достаточно редко. И все бы ничего, если бы все они находились в доступных местах. Начиная работать с камерой, утешаешь себя мыслью, что тумблеры разработаются, а пальцы утоньшатся. Но, как ни странно, ни того, ни другого не происходит. Хотя пальцы у меня достаточно тонкие (как я привык считать), кнопки «Fn» и «видеозапись» остались для меня практически недоступными, как и тумблер режима экспозамера. Впрочем, с ним чуть легче. Загадкой осталось и наличие двух дисков настройки выдержки - грубой и точной. Стиль, безусловно, сохранен, да и включение авторежима совмещением меток «А» трех дисков - выдержки, светочувствительности и диафрагмы - не вызывает вопросов. А вот наличие многочисленных «крутилок» вызывает смятение, и через некоторое время работы начинаешь в них теряться…

Но еще через некоторое время все встает на свои места - к «марсианской» камере просто надо привыкнуть. И работается с ней комфортно (хотя перечисленные труднодоступные органы так и остаются труднодоступными). Диск настройки выдержки, кстати, приходится крутить двумя пальцами даже в свободных от фиксатора положениях - он фиксирует диск только в положении «А».

Пробравшегося сквозь дебри органов управления путника встречает новое препятствие - меню. Сам внешний вид его особо не пугает. Однако обилие слоев, вкладок и просто количество пунктов создает образ, далекий от лаконичности и краткости хокку. И все бы ничего, если бы не множество сокращений. Надо думать, на японским языке меню выглядело куда симпатичнее, но русские слова просто не влезают в этот формат. Но не будем сгущать краски. Относительно опытному или просто разбирающемуся фотографу (а для кого же еще эта камера!) основные моменты будут вполне понятны.

На первый взгляд, в меню, действительно, можно потеряться. Но вскоре оно становится понятным и удобным, а нужные пункты быстро запоминаются. Хотя обилие подпунктов все равно немного пугает.

С чем-то придется посидеть и даже в инструкцию заглянуть, но в целом все не так уж плохо. Из особенностей можно выделить два не существенных момента. Во-первых, не во всех режимах можно снимать в RAW. Например, нельзя снимать в RAW на пониженных (ISO 100) и повышенных (ISO 12800, 25600) значениях светочувствительности. Во-вторых, при прогулках по выпадающим меню нужно быть аккуратным: такое, казалось бы, очевидное действие, как нажатие стрелки назад, выбирает и устанавливает пункт под курсором, а для возвращения назад без изменений необходимо нажимать кнопку Back.


Первые впечатления - самые бурные, поэтому их нельзя было просто так опустить в случае с такой камерой. А вот вторые впечатления уже на редкость скучны: через несколько часов работы с камерой практически все органы управления загадочным образом встают на свои места, а руки их находят вслепую. Интересно, что в их хаотичном расположении начинает проступать вполне понятная логика и иерархия. В итоге через день пользуешься только теми, что поближе, и лишь изредка залезаешь поглубже, при этом ни в чем не испытывая недостатка. Хотя неудобства, к которым так и не удалось привыкнуть, еще будут всплывать в тексте, однако их совсем немного.

Даже после основательного знакомства с камерой функциональную кнопку Fn так и приходилось нажимать ногтем. С кнопкой видеозаписи все оказалось одновременно проще и сложнее. Поскольку ее практически не видно, когда держишь камеру в рабочем положении, нажимать ее приходится вслепую - и контролировать нажатие по индикатору видеозаписи на экране за отсутствием ощутимой тактильной отдачи при нажатии. Так как кнопка достаточно маленькая, палец ее практически не чувствует. Со временем будто бы привыкаешь, и контролировать силу и место нажатия становится возможно, но поначалу это получается через раз.

Два диска регулировки, расположенные спереди, и сзади особых неудобств не вызывают. Диск, расположенный на передней панели, отвечает за тонкую подстройку выдержки, задний - за регулировку диафрагмы на объективах без соответствующего кольца. В режиме просмотра они отвечают за переключение и увеличение снимков соответственно. Задний диск также отвечает за навигацию по меню, что не всегда бывает удобно, особенно при использовании видоискателя. Хотя при определенной сноровке можно перенастраивать камеру, практически не отрываясь от видоискателя.

Информационный экран камеры понятный и дружелюбный. Тут даже комментировать нечего - информация на дисплее исчерпывающая. Значение светочувствительности здесь показывает верхний предел, установленный в меню, и лишь при полунажатии кнопки спуска оно меняется на реальное, при котором будет сделан снимок. Значок DR400 означает, что динамический диапазон установлен на 400%, при этом камера будет снимать минимум при ISO 800; 200% - при минимальном ISO 400. На что влияет этот параметр, установить не удалось. Хотя инструкция обещает, по сути, режим HDR, видимых различий между 100% и 400% мы не заметили.


Fujifilm X-T1 Graphite Silver Edition


11 сентября 2014 года Fujifilm о выпуске камеры X-T1 Graphite Silver Edition. От X-T1 (черной) новинка отличается не только весьма эффектным внешним видом. За счет обновленного электронного затвора камера способна снимать на выдержках до 1/32000 с, что, впрочем, заинтересует далеко не всех. Не так часто бывают в жизни ситуации, когда даже при открытой диафрагме камера не справляется со светом при ISO 100 и 1/4000 с. Но потенциальная возможность забраться в такие условия не может не греть душу. Помимо этого, к уже имевшим место фильтрам, имитирующим пленки, добавился Classic Chrome.

Интересная функция Natural Live View появилась у электронного видоискателя. Она отключает все регулировки изображения, такие как контраст и насыщенность цветов, делая картинку в электронном видоискателе максимально приближенной к реальности. Однако, несмотря на то, что суть функция ясна, смысл остается загадкой. С другой стороны, ценителям оптических видоискателей подобная имитация позволит приблизиться к идеалу.

В декабре планируется обновление ПО обеих камер, обещающее небольшие, но приятные улучшения в интерфейсе и режимах съемки.

Качество изображения

Как оказалось, дисплей камеры не совсем точен по цветопередаче и немного «охлаждает» цвета, поэтому снимки стенда вышли желтоватыми, хотя баланс белого по экрану показался вполне приемлемым. К тому же охват дисплея оказался чуть меньше 100%, поэтому скадрировать стенд «под обрез» оказалось весьма непросто.

JPEG RAW
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400

Как уже упоминалось, в расширенном диапазоне съемка в RAW невозможна, поэтому результаты представлены отдельно в формате JPEG.

Расширенный диапазон
JPEG, сильный шумодав JPEG, слабый шумодав
ISO 100
ISO 12800
ISO 25600

На графиках приведены зависимости разрешения от светочувствительности при разных условиях освещенности и шумоподавления.

В зависимости от условий съемки поведение камеры меняется порой весьма странным образом, однако все колебания разрешения происходят практически возле одного и того же значения. Как видно из графиков, наиболее хаотично ведет себя RAW, а вот поведение JPEG вполне можно назвать стабильным. К тому же среднее значение в 0,82 линии на пиксель для диапазона значений светочувствительности ISO 100-6400 - это великолепный результат, далеко не каждая зеркалка способна выдать такое высокое разрешение в таком широком диапазоне.

Расширенный диапазон светочувствительности ISO 12800 и 25600 на графиках мы приводить не стали, чтобы не загромождать их. Можно отметить, что в этом диапазоне разрешение камеры характеризуется средним значением 0,68 линии на пиксель, что тоже весьма неплохо. Рабочими называть эти значения, конечно, сложно, особенно в плане художественной съемки. Тем не менее, запечатлеть не самые мелкие детали они в состоянии. К тому же камера работает настолько аккуратно, что даже художественные снимки, сделанные при такой светочувствительности, в черно-белом варианте вполне имеют право на жизнь. С другой стороны, перфекционисты и при ISO 3200-6400 смогут разглядеть ухудшение резкости мелких деталей. Но вопрос о рабочем максимуме чувствительности каждый решает сам, исходя из своих задач и привычек. Нам же остается лишь похвалить камеру за очень хорошую работу в достаточно широком диапазоне светочувствительности.

Объектив Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS

Производитель
Подробная информация
Тип объектива с переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние 18 - 55 мм
(27 - 83 мм в 35-мм эквив.)
Минимальное расстояние фокусировки 0,3 м
Диафрагма f/2,8 - f/4,0
Стабилизатор есть
Привод автофокуса линейный мотор
Диаметр резьбы для светофильтра 58 мм
Размеры, вес ∅65,0×70,4 мм, 310 г
Цена T-9239392

На объективе есть два переключателя - стабилизатора и диафрагмы, и три кольца - диафрагмы, фокусировки и трансфокатора. Все кольца, за исключением кольца трансфокатора - электронные с бесконечным ходом. Кольцо диафрагмы работает только в положении переключателя, отмеченном лепестками.

Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS
разрешение, радиальные миры
ЭФР = 27 мм
f/2,8 f/5,6 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,77 линии/пиксель 0,82 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель
край кадра
0,61 линии/пиксель 0,52 линии/пиксель 0,59 линии/пиксель 0,50 линии/пиксель
f/2,8 f/5,6 f/10,0 f/16,0
край кадра

График хорошо отображает полученные результаты. На средних значениях диафрагмы камера демонстрирует относительно высокие значения разрешения. При открытой и закрытой диафрагме заметно вполне естественное ухудшение, однако результат в целом весьма неплох.

ЭФР = 54 мм
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,75 линии/пиксель 0,80 линии/пиксель 0,69 линии/пиксель
край кадра
0,59 линии/пиксель 0,52 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
край кадра

Среднее значение разрешения с увеличением фокусного расстояния закономерно падает. Тем не менее, общая картина остается достаточно хорошей. Также можно отметить заметный разброс значений в центре и на краю при открытой диафрагме, что в целом тоже вполне естественно.

ЭФР = 83 мм
f/4,0 f/8,0 f/10,0 f/16,0
центр кадра
0,67 линии/пиксель 0,67 линии/пиксель 0,72 линии/пиксель 0,69 линии/пиксель
край кадра
0,56 линии/пиксель 0,61 линии/пиксель 0,64 линии/пиксель 0,64 линии/пиксель
f/3,6 f/4,5 f/10,0 f/16,0
край кадра

Из графиков видно, что лучше всего объектив ведет себя на 18 мм. Далее максимальное значение разрешения падает. Также можно отметить, что наиболее резкую картинку объектив дает на диафрагме f/10.

Как можно заметить, объектив имеет небольшую дисторсию типа бочки, которая уменьшается с увеличением фокусного расстояния. Заметных хроматических аберраций не видно.

Стабилизация

Как это часто бывает, когда стараешься умышленно трясти камеру, имитируя «естественное» дрожание рук, движения почему-то выходят плавными, и камере этого вполне хватает для получения достаточно резкого снимка. Однако после некоторого количества тренировок руки с камерой все-таки можно «растрясти», чтобы попробовать оценить работу стабилизатора. Здесь можно немного отвлечься на спойлер и упомянуть, что камера у нас на тестировании была с тремя объективами: XF 18-55mm, XF 56mm (кстати, именно с ним проводился тест на шумы) и XF 23mm. О последних двух будет относительно подробно рассказано во второй части статьи. Собственно, это все к тому, что после перехода с XF 18-55mm на нестабилизированный фикс отсутствие стабилизатора весьма ощутимо. Но это лишь впечатления. Перейдем же к цифрам. График, построенный по уже временно устоявшейся у нас методике, дает понять, что стабилизатор позволяет с уверенностью 70% работать на выдержках до 1/10 секунды, что, в целом, неплохой результат.

Скорость съемки

Обвинить камеру в медленной фокусировке нельзя. Фокусируется и перефокусируется она достаточно быстро. Конечно, до зеркальных камер в этом плане ей по-прежнему далеко, но ведет себя она очень достойно - задумывается только в действительно трудных ситуациях. Однако этот параметр довольно трудно измерить подручными средствами, поэтому приходится полагаться лишь на относительные впечатления. Зато можно измерить скорость серийной съемки.

Методика измерения скорости съемки предельно проста и понятна. И, что немаловажно, достаточно точна. Камера ставится на ноутбук или кладется на стол рядом со смартфоном, на котором работает диктофон. Затем диктофон включается, а на камере запускается серийная съемка продолжительностью до двух минут. Полученный звуковой файл загружается в аудиоредактор, где по временно́й шкале считается целое количество спусков затвора за целое число секунд, после чего можно рассчитать среднее число кадров в секунду.

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. С картой UHS-II, к сожалению, протестировать камеру не удалось за неимением таковой, поэтому тесты проводились с картой UHS-I (SanDisk Extreme SDHC UHS-I 16 ГБ 45 МБ/с). Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел - время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения - кадры в секнду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что в течение двух минут скорость не изменилась.

Как мы видим, в режиме RAW+JPEG камера какое-то время в пределах погрешности измерения соответствует заявленным характеристикам.

Режим Первая скорость, к/с Предел первой скорости, с Вторая скорость, к/с Предел второй скорости, с Примеры временно́й зависимости спуска затвора
JPEG High 7

Относительно высокую стоимость также нельзя однозначно записать в минусы. Очевидно, что данная камера в некотором роде имиджевая, а не рядовая беззеркалка. К тому же рассуждения об адекватности ее цены попросту бессмысленны, ведь в данном случае даже не от чего оттолкнуться. Можно, конечно, сравнить ее с конкурентами, но их сначала надо найти - в конце концов, не сравнивать же ее с Sony Alpha A7 и Olympus OM-D E-M1. С другой стороны, если абстрагироваться от «религиозных» вопросов и формата сенсора, эти три камеры вполне можно поставить на одну ступень. В любом случае рассуждения о стоимости мы оставим любителям и энтузиастам.

Пожалуй, от камеры нет смысла желать большего, чем хорошее качество снимков. Ведь когда со своей основной задачей она справляется хорошо, мелкие минусы отходят далеко на второй план. Тем не менее, большего желать от камеры можно, поскольку возможности ее очень широки. Некоторых из них мы обязательно коснемся во второй части обзора. Именно коснемся, поскольку если разбирать все подробно, получится не одна часть, а несколько.

А пока сделаем следующий вывод: камера нам понравилась. Она не идеальна, дороговата, но безусловно хороша.

Галерея

Многие люди покупают беззеркальные камеры Fujifilm Х-серии не только из-за ностальгии. Этот производитель очень хорошо зарекомендовал себя на рынке системных фотоаппаратов, выпустив превосходные камеры, которые выиграли множество наград и получили высокую оценку от ведущих обозревателей.

Модель Fujifilm X-T1 удостоилась золотой награды от dpreview.com и TIPA Awards в 2014 году. Этот фотоаппарат оснащен очень широким арсеналом передовых функций, которые ставят его в выгодное положение по сравнению с другими зеркалками и беззеркалками в своей ценовой категории.

Fujifilm X-T1 предлагает возможности, которые порадуют многих фотографов. Ниже мы детальнее ознакомимся с этим фотоаппаратом и сравним его с X-E2 и Olympus OM-D E-M1.

Fujifilm X-T1

X-Т1 самый дорогой беззеркальный фотоаппарат в X-серии Fujifilm (без учета камер с фиксированным объективом, например, X100S), стоимость которого примерно на 300 долларов выше, чем цена на X-Pro 1. Но ценник оправдан характеристиками.

Fujifilm X-T1 сконструирован по самым высоким стандартам. Фотоаппарат отличается исключительным качеством сборки, корпусом из магниевого сплава, защитой от влаги, пыли и низких температур до -10 °С. Он достойно конкурирует с моделями Е-М1 и X-T1.

X-T1 выполнен в классическом ретро-стиле и оснащен множеством аналоговых органов управления. На верхней панели расположились три диска: для компенсации экспозиции, для выдержки и чувствительности ISO. Есть шесть программируемых функциональных клавиш, диск для выбора режима экспозамера под диском с выдержками, кнопки блокировки экспозиции и автофокуса (AE-L / AF-L).

Fujifilm X-T1, вид сверху

Органы физического управления предлагают быстрый доступ к популярным настройкам, даже когда камера выключена.

Конечно, X-T1 создавали для серьезных фотографов, которые осознают полезность наличия разнообразных кнопок и дисков для оперативной работы с камерой, что важного для захвата удачного кадра.

Фотоаппарат X-T1 весьма компактен. Он крупнее, чем X- E1, но заметно меньше и тоньше, чем зеркалка начального уровня, например, Nikon D3300. Разработчики предусмотрели хороший интервал в расположении элементов управления, поэтому большой палец ложится комфортно, но фотоаппарату не хватает сцепления, как на E-M1. Тем не менее, у пользователей есть возможность приобрести для X-T1 вертикальную батарейную рукоятку MHG-Xt (Large и Small) от Fujifilm, которая обеспечивает комфортный захват и стабилизирует съемку, дублирует элементы управления камеры и обладает аналогичной защитой от атмосферных условий, что и корпус камеры.

На задней панели камеры вы найдете относительно очень большой (0.77x) и яркий «многорежимный электронный видоискатель» с задержкой отображения 0.005 секунд (самый быстрый в мире по данным сайта Fujifilm). Его разрешение равно 2360 тыс. точек, использует OLED панель и предлагает 100% охват. Производитель также переработал пользовательский интерфейс видоискателя, чтобы улучшить качество съемки. Таким образом, вы получаете отображение сцены практически в режиме реального времени с великолепными яркими цветами, что особенно ценно для продвинутых фотографов.

В самом сердце X-T1 находится большой 16-мегапиксельный сенсор X-Trans CMOS II формата APS-C. Этот датчик использует хорошо зарекомендовавшие себя инновационные цветные фильтры от Fujifilm, которые улучшают качество изображения за счет уменьшения муара и цветовых аберраций. С ним фактически отпала необходимость в оптическом фильтре низких частот, что позволяет камере получать изображения с повышенной детализацией.

X-T1 также использует технологию оптимальной модуляции света (Lens Modulation Optimizer), которая применима для каждого XF-объектива. Используя данные из объектива, датчика и изображения, камера заботится о получении самого высокого качества изображения для конкретного кадра с конкретными параметрами объектива и фотоаппарата. В конце концов, вы получите кадр, который имеет меньше оптических аберраций и сохраняет больше деталей.

Среди других характеристик: 3-дюймовый наклонный LCD-дисплей с 1040 тыс. точек, скорость серийной съемки 8 кадров в секунду, возможность удаленной съемки через специальное приложение для смартфона и встроенный в X-T1 модуль Wi-Fi, запись видео Full HD 1080p60, скорость автофокусировки 0.08 сек., максимальная чувствительности ISO 51200 единиц, процессор EXR II (0.5 сек. время запуска, 0.5 сек. интервал съемки, 0.05 сек. задержка срабатывания затвора), функция покадровой съемки (таймер с интервалом от 1 сек. до 24 часов и до 999 кадров), функция имитации пленки, автоматический брекетинг для баланса белого, HDR, имитации пленки, АЕ и ISO.

Среди главных достоинств этого беззеркального фотоаппарата, конечно, остается возможность применения высококачественных сменных объективов от Fujifilm. Хотя цена на них довольно высока, например, объектив XF 18мм f/2.0 стоит около 500 долл., 35-мм f/1.4 продают за 600 долл., 55-200мм f/3.5-4.8 XF обойдется примерно в 700 долл. Даже 18-55мм с диафрагмой f/2.8-4 стоит около 700 у.е. Этот факт стоит учесть перед покупкой фотоаппарата.

Многим в X-T1 нравится аналоговое управление, которое позволяет изменять настройки, даже если камера не включена. Таким образом, вы можете быстро подготовить фотоаппарат к следующему кадру.

X-T1 достаточно дорогостоящий фотоаппарат, но продвинутые фотографы оценят его дополнительные функции. Он выглядит как достойная замена зеркалки, хотя мы еще не сравнили его с флагманом E-M1.

Fujifilm X-E2

Беззеркальный фотоаппарат Fujifilm X-E2 выпустили 18 октября 2013 года. Цена на него ниже, чем на Х-T1, но он упакован широким спектром дополнительных функций, которые удовлетворят потребности многих фотографов-энтузиастов. X-Е2, как и X-T1, получил положительные отзывы от многих рецензентов, высоко его оценивших.

Дизайн X-E2 выполнен в классическом стиле. Корпус состоит с пластика, верхняя и опорная пластины из литого магниевого сплава, отделка из текстурированного кожзаменителя, диски на верхней панели сделаны из металла. Все это придает X-E2 уникальный ретро-стиль, который симпатичен многим фотографам.

В отличие от X-T1, который изобилует множеством кнопок и дисков, в X-E2 предусмотрено меньше органов физического управления. Тем не менее, здесь есть диск для настройки скорости затвора и диск для компенсации экспозиции, а также четыре настраиваемые функциональные кнопки.

Камеру оснастили сенсором X-Trans CMOS II и процессором EXR II. Уникальный цветовой массив датчика позволяет обходиться без сглаживающего фильтра для достижения большей детализации и разрешения изображений. X-E2 использует ту же технологию оптимальной модуляции света (Lens Modulation Optimizer), что и X-T1, для дополнительной оптимизации в зависимости от типа используемого объектива и его настроек.

На задней панели вы найдете электронный видоискатель OLED с разрешением 2360 тыс. точек с задержкой воспроизведения 0.005 сек. Он обеспечивает превосходный четкий вид сцены без искажений. С ним легче составить кадр и в дневное, и в ночное время. В отличие от X-T1, где видоискатель расположен по центру и имеет большую выпуклость в верхней части камеры, в X-E2 он находится на левой стороне и не влияет на размеры корпуса. Этот видоискатель предоставляет широкий 24-градусный горизонтальный угол обзора и гибкий диапазон диоптрийной настройки -4m-1 - +2m-1.

X-E2 также располагает гибридной системой автофокусировки со скоростью 0.08 сек. (как в X-T1) с внедренными в матрицу пикселями фазовой детекции, что позволяет камере воспользоваться обоими типами автофокусировки. Фотоаппарат даже может автоматически переключаться между ними в зависимости от снимаемой сцены.

Видео от Digital Camera World.

Время запуска X-E2 так же 0.5 сек., интервал съемки 0.5 сек. и задержка срабатывания затвора 0.05 сек., как и в X-T1. Прочие характеристики: скорость непрерывной съемки 7 кадров в секунду, функция Motion Panorama, конвертер RAW в камере, режим Multiple Exposure, режим автоматического брекетинга (для экспозиции, имитации пленки, HDR, ISO), беспроводная передача файлов с помощью встроенного модуля Wi-Fi (можно отправлять до 30 фотографий за один раз), авто геотеггинг изображений через извлечение данных о местоположении со смартфона с установленным приложением "Fujifilm Camera Application". В X-E2 также есть режим имитации пленки, запись видео Full HD 108p60/30 и микрофонный вход для подключения внешнего стереомикрофона, чтобы улучшить качество звукозаписи.

Fujifilm X-E2 разработали, чтобы привлечь широкую аудиторию фотографов-энтузиастов, которые умеют ценить и использовать передовые функции и универсальность такой камеры. Хотя кого-то заинтересует более доступный вариант в виде фотоаппарата Fujifilm X-A1 , который намного дешевле и не имеет оптического видоискателя, но предлагает множество функций и элементов ручного управления. Он обладает высокой производительностью ISO и дает отличное качество изображения в своем классе. А сэкономленный бюджет можно инвестировать в дополнительный объектив.

Olympus OM-D E-М1

OM-D E-М1 - флагманский беззеркальный фотоаппарат Olympus в серии Микро 4:3 (Micro Four Thirds System - стандарт MFT). Его разработали с внедрением полного спектра передовых технологий для предоставления фотографам максимум творческой свободы.

Olympus E-5 - профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат, выпущенный еще в сентябре 2010 года. Двумя годами ранее этот производитель запустил свою систему Micro Four Thirds вместе с Panasonic. С тех пор компания Olympus сосредоточила все усилия и средства на усовершенствовании серии MFT, сокращая зеркальный рынок в пользу беззеркальных камер. Отсутствие рефлекторного зеркала позволило производить меньший и тонкий корпус камеры и менее габаритные объективы, что способствовало росту популярности новых продуктов среди фотографов-любителей.

Сконцентрировав все ресурсы на развитии беззеркальных фотоаппаратов со сменными объективами, компания Olympus озадачилась созданием новой универсальной флагманской модели, которая сможет привлечь профессиональных фотографов.


Сравнение размеров Olympus E-5 и E-М1

Если вы сравните E-5 и E-M1, то сразу поймете, что делает систему MFT настолько уникальной и внешне привлекательной. Конечно, некоторые фотографы предпочитают вести съемку с надежной, крупной и эргономичной цифровой зеркальной фотокамерой. Специально для этой категории пользователей предусмотрена возможность присоединения к E-M1 батарейной рукоятки HLD-7.

Качество сборки

Корпус OM-D E-М1 выполнен из магниевого сплава с защитой от пыли, брызг и низких температур до -10°C, плюс ультразвуковой волновой фильтр SSWF (Super Sonic Wave Filter) для защиты сенсора от пыли и прочих нежелательных попаданий. Таким образом, фотоаппарат предназначен для надежной и безопасной съемки на открытом воздухе.

В надёжности погодного уплотнителя вы убедитесь, посмотрев видеоролик ниже, сразу переходите к 5 мин. 20 сек.:

Как видите, проливной дождь ему не страшен, но этот фотоаппарат все же не относится к классу водонепроницаемых, поэтому не используйте OM-D E-М1 под водой.

Разработчики системного фотоаппарата Olympus OM-D E-М1 позаботились о наличии всех необходимых клавиш, чтобы обеспечить оперативный доступ к часто используемым настройкам камеры, так что нет нужды в их настройке через ЖК-дисплей.

Двойная система автофокусировки

Фотоаппарат E-М1 оснащен новым 16-мегапиксельным сенсором Live MOS и двойной системой автофокуса ("Dual fast AF"), которая использует преимущества контрастной и фазовой фокусировки при использовании объективов Micro Four Thirds. Когда вы устанавливаете объективы Four Thirds через адаптер, камера определяет их автоматически и переключается лишь на фазовую автофокусировку.

Система автофокуса в E-М1 использует 81 точку для контрастного автофокуса и 37 для фазового, что гарантирует быструю и точную фокусировку, которую особенно ценят профессиональные фотографы. В OM-D E-M1 также предусмотрены различные режимы автофокуса, в том числе функция распознавания лиц и обнаружения глаз, режим Super Spot AF, который отлично подходит для макросъемки, Small AF, который уменьшает размер цели автофокусировки, что позволяет более точно фокусироваться.

Расширенный электронный видоискатель

На задней панели вы найдете большой 0.74x (в 35 мм экв.) электронный видоискатель с разрешением 2360000 точек и временным лагом 0.029 сек., который использует технологию Olympus Adaptive Brightness, способствующую яркости и реалистичности цветопередачи. Впечатления от просмотра практически как с оптическим видоискателем. Еще одна интересная особенность это функция Colour Creator (Создатель цвета), которая позволяет использовать два диска в верхней части камеры, чтобы изменить оттенок и насыщенность изображения. Причем изменения можно вносить во время просмотра через электронный видоискатель.

5-осевая стабилизация изображения в корпусе

Это одна из полезнейших функций. Фотоаппарат E-M1 поставляют с хорошо зарекомендовавшей себя 5-осевой оптической стабилизацией изображения, которая встроена в корпус. Она справляется с размытостью изображения, компенсируя движение камеры по 5 осям, в том числе раскачивание, отклонение, горизонтальный сдвиг, вертикальное смещение и вращения вокруг оптической оси. Стабилизация обеспечивается 4 шага компенсации, а это означает, что если для получения четкого изображения вы снимаете фото с выдержкой 1/250 сек., то можете установить скорость затвора для той же сцены 1/15 сек. и при этом получить резкое изображение.


Видео: Стив Хафф

Фотоаппарат Olympus OM-D E-М1 удостоился многих престижных премий и очень высокой оценки от ведущих обозревателей. Его создавали для серьезных фотографов, но едва ли для видеооператоров. Среди основных преимуществ: надежный прочный корпус, высокая производительность автофокуса, привлекательный дизайн в стиле ретро, превосходное качество изображения, большой яркий видоискатель и множество встроенных настраиваемых параметров.

На момент написания статьи стоимость OM-D E-М1 составляет около 1300 долларов только за корпус, то есть примерно, как и цена на X-T1 (только за корпус), поэтому многие фотографы колеблются в выборе между этими двумя моделями. С одной стороны, мы имеем флагман Olympus в серии Micro Four Thirds и много объективов на выбор. С другой стороны, фотоаппарат премиум-класса X-T1, который поставляется с уникальным сенсором Fujifilm, широким набором элементов управления, привлекательными спецификациями и совместимостью с парком высококачественных объективов с X-байонетом.

Сравнительная таблица с характеристиками фотоаппаратов Fujifilm X-T1, Fujifilm X-E2 и Olympus OM-D E-М1

Fujifilm X-T1 Fujifilm X-E2 Olympus OM-D E-M1
Дата выпуска 28 января, 2014 год 18 октября, 2013 год 10 сентября, 2013 год
Материал корпуса магниевый сплав, алюминий высококачественный пластик, верхняя и нижняя пластины из магниевого сплава, металлические диски магниевый сплав
Погодный уплотнитель нет погодного уплотнителя защита от пыли, брызг и низких температур до -10ºС
Датчик
  • 16.3 Мп
  • APS-C (23.6x15.6мм)
  • X-Trans CMOS II
  • без фильтра нижних частот
  • 16.3 Мп
  • APS-C (23.6x15.6мм)
  • X-Trans CMOS II
  • ультразвуковая вибрация для удаления пыли
  • без фильтра нижних частот
  • 16.3 Мп
  • Micro Four Thirds (17.3х13.0мм)
  • ультразвуковой волновой фильтр (SSWF)
  • без фильтра нижних частот
Система автофокуса

гибридная интеллектуальная автофокусировка (контрастная по 49 точкам, фазовая по 9 точкам)

гибридная интеллектуальная автофокусировка (контрастная по 49 точкам, фазовая по 9 точкам)

быстрый двойной автофокус (контрастный по 81 точке, фазовый по 37 точкам)

с объективами Micro Four Thirds - гибридная фокусировка

с объективами Four Thirds - только фазовая

Процессор EXR II EXR II TruePic VII
Диапазон ISO
  • 200 - 6400 (RAW)
  • 100 - 51200 (JPEG)
200 - 6400 100 - 25600
Встроенная система стабилизации изображения нет нет 5-осевая оптическая стабилизация изображения в корпусе
RAW да (14 бит) да (14 бит) да (14 бит)
Подсветка автофокуса есть есть есть
LCD-экран

3-дюймовый с разрешением 1040 тыс. точек, наклонный (90º вверх, 45º вниз)

не сенсорный

3-дюймовый с разрешением 1040 тыс. точек, фиксированный

не сенсорный

3-дюймовый с разрешением 1037тыс. точек, наклонный (80º вверх, 50º вниз)

сенсорный

Видоискатель электронный, 2,36 млн. пикселей, 100% охват, увеличение, 0.77х электронный, 2,36 млн. пикселей, 100% охват, увеличение 0.60х-064х электронный, 2,36 млн.пикселей, 100% охват, увеличение 0.74х
Скорость затвора 30-1/4000 сек. 30-1/4000 сек. 60-1/8000 сек.
Встроенная вспышка нет (миниатюрная внешняя вспышка в комплекте) есть нет (небольшая внешняя вспышка в комплекте)
Подключение внешней вспышки через горячий башмак через горячий башмак через горячий башмак
Скорость синхронизации вспышки 1/180 сек. 1/180 сек. 1/320 сек.
Скорость непрерывной съемки 8 к/с 7 к/с

10 к/с (C-AF+Tr)

Компенсация экспозиции ±3 кадра (с шагом 1/3EV) ±3 кадра (с шагом 1/3EV) ±5 кадров (с шагом 1/3EV, 1/2EV, 1EV)
Брекетинг экспозиции ±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV ±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV ±2 (2, 3, 5, 7 кадров с шагом 1/3EV, 2/3EV, 1EV)
Брекетинг баланса белого есть нет есть
Брекетинг имитации пленки есть есть нет
Брекетинг HDR есть есть есть
Брекетинг ISO есть есть есть
Брекетинг вспышки нет нет есть
Брекетинг по художественным фильтрам нет нет есть
Видеозапись (максимальное разрешние)

1080p60 (прогрессивная)

до 14 минут

стереомикрофон

1080p60 (прогрессивная)

до 14 минут

стереомикрофон

до 29 минут

стереомирофон

уменьшение шума ветра

Микрофонный вход есть есть есть
Порт для наушников нет нет нет
Беспороводная связь встроенный Wi-Fi встроенный Wi-Fi встроенный Wi-Fi
Выносливость батареи (CIPA) 350 снимков 350 снимков 350 снимков
Габариты 129 х 90 х 47 мм 129 х 35 х 77 мм 130 х 94 х 63 мм
Вес 440 г 350 г 497 г

Сравнение производительности ISO

Анализ основан на изучении образцов изображений с ресурса .

При сравнении X-T1 и X-E2 - производительность ISO превосходна. На удивление чистые изображения при ISO 3200. Однако X-E2 производит слегка более чистые картинки в целом. Таким образом, разница заметна, но лишь при просмотре изображения в масштабе 100%, а иначе ее трудно разглядеть. Это не означает, что у X-T1 плохая производительность. Обе камеры очень хорошо себя показали с небольшим преимуществом в пользу X-E2.

При сравнении X-E2 и OM-D E-М1 видим, что E-М1 производит более естественные цвета, но снимки немного более шумные при переходе на ISO 3200 и выше. OM-D E-М1 с его меньшим датчиком Micro Four Thirds просто не поспевает за X-E2. Тем не менее, вы удивитесь, насколько высока производительность у этого сенсора MFT.

Лидером становится X-E2 с лучшей высокой производительностью ISO.

Примеры видеороликов, снятых с тремя камерами

Видео, снятое с Fujifilm X-T1 от DPReview:

Видео, снятое с Fujifilm X-E2 от DPReview:

Видео, снятое с Olympus OM-D E-М1 от imagingresource:

Выводы

Это непростой выбор. У каждого фотоаппарата есть сильные и слабые стороны.

X-T1 в основном критикуют за размеры кнопок и их расположение, слабый видеорежим с относительно отстающим качеством изображения. Но этот фотоаппарат может гордиться превосходным качеством сборки и погодным уплотнителем, отличным видоискателем, очень хорошим качеством изображения и высокой производительностью ISO, быстрой и точной автофокусировкой, бесшумной работой, высокой скоростью серийной съемки, встроенным модулем Wi-Fi и совместимостью с широким выбором высококачественных объективов.

Различия между X-E2 и X-T1 вполне очевидны: отсутствие погодного уплотнителя, хуже качество сборки, фиксированный ЖК-дисплей, меньший видоискатель, медленнее скорость серийной съемки и отсутствие поддержки стандарта UHS-II. С другой стороны, фотоаппарат X-E2 меньше и легче, он оснащен выдвижной вспышкой, отличается превосходной производительностью ISO и цена на него ниже. Для многих пользователей X-E2 может быть идеальной беззеркалкой по цене около 940 долларов по сравнению с 1300 у.е. за X-T1.

Различия между Olympus OM-D E-M1 и X-T1 : E-M1 характеризуется более высоким разрешением сенсорного ЖК-дисплея, более высокой максимальной выдержкой, у него выше скорость серийной съемки, больше точек автофокусировки, встроенный стабилизатор изображения, более передовые функции видеозаписи, выше скорость синхронизации вспышки и более широкий выбор сменных объективов.

В качестве недостатков отметим, что E-М1 отстает по результатам анализа высокой производительности ISO, имеет меньший и менее гибкий видоискатель, отсутствует совместимость с UHS-II и у него меньший размер сенсора. Стоимость E-M1 и X-T1 примерно одинаковая.

Многих пользователей привлечет дизайн и качество сборки E-M1, а также полезнейшая 5-осевая стабилизация изображения. Парк оптики также гораздо разнообразнее и вы можете найти качественные, но недорогие объективы Micro Four Thirds (оптика серии X исключительно в дорогом ценовом диапазоне). Хотя X-T1 предлагает высокое качество изображения, большой видоискатель, уникальный дизайн и много встроенных функций.

Если ваш бюджет жестко ограничен, X-E2 станет отличным выбором. Кроме того, вы можете рассмотреть возможность приобретения второго объектива. При наличии свободных средств рассмотрите возможность покупки более дорогого фотоаппарата Fujifilm X-T1.

Вконтакте


За 15 месяцев использования камеры в качестве основной лично я всего дважды столкнулся с проблемой в работе: первый раз, на прошивке 1.10, когда работал на мероприятии в кафе, где было много разных источников света, плюс диско шар. Тогда автофокус объектива 18-55/2.8-4 не всегда хотел фокусироваться. Стоит сказать, что в тот вечер это случилось раз 5-6, но тем не менее проблема была. Сейчас в 4-ой прошивке скорость и точность фокусировки ускорили и существенно улучшили. Раньше, чтобы фазовый автофокус зацепился перепад контрастов должен был быть 2.5EV, в новой прошивке будет хватать 0.5EV. Забегая вперед, скажу, что с прошивкой beta 4 сфокусироваться на белой равномерно освещенной поверхности не составляет труда. Как будет при смешанном свете и разных по температуре и интенсивности источниках проверим на практике. Пока проблем с фокусировкой не возникало.

Но в качестве примера цепкости и точности автофокуса я всегда приводил этот кадр, сделанный навскидку в прямом контровом свете. Все-таки Fuji X-T1 фокусируется очень хорошо там, где не каждая полнокадровая зеркалка зацепится, а будет рыскать туда-сюда.

Во второй раз проблема заключалась в том, что был ясный солнечный летний день, я снимал невесту на песочке у воды, ограничение в скорости работы механического затвора в 1/4000 просто не позволяло мне снимать на открытой диафрагме. Пришлось накручивать NDх8 фильтр и прикрывать диафрагму до 2.8. Начиная с прошивки 3.0 и эта проблема устранена, т.к. мы получили в дополнение к механическому (MS) затвору еще и электронный (ES). Теперь скорость затвора достигает 1/32000, а таким параметром не могут похвастаться даже топовые зеркалки. Лично я предпочитаю использовать комбинированный режим затвора MS+ES и, если освещение в какой-то момент становится слишком ярким, то камера автоматически переключается на электронный затвор. Кроме того, в комбинированном режиме MS+ES теперь работают и вспышки, а с выходом на рынок модели Nissin i40 for Fuji, работает и высокоскоростная синхронизация до 1/4000 (при переводе вспышки в режим М - Manual и активации скрытой возможности HSS):

1. В выключенном состоянии перевести переключатель режимов вспышки в ручной режим М;

2. Нажать и удерживать кнопку Test 3 секунды;

3. Убедиться, что светодиодный индикатор рядом с буквой М загорится и погаснет;

4. Включить вспышку, выставить желаемую мощность импульса;

5. Режим HSS работает на выдержках до 1/4000 включительно.

Правда, скорость синхронизации со студийными вспышками по-прежнему остается 1/180, но я не испытываю проблем при съемке в студии на 1/125. А если понадобится снимать на очень коротких выдержках, то генераторный свет можно включить в режим светоловушки и поджигать его вспышкой Nissin i40 в HSS.

Раньше я перечислял виды съемок, на которые можно смело выходить с Fujifilm X-T1 - это предметная, каталожная, свадебная, репортажная, фэшн, стрит съемка. Теперь с выходом 4-ой прошивки можно смело добавлять и более динамичные и активные виды. Желающие могут скачать pdf-файл на английском языке с описанием новых режимов съемки, я же кратко их опишу:

1. Режим зонирования позволяет выбрать в 77-точечной области автофокуса зону размером 3х3, 5х3 или 5х5. При включенном AF-C камера способна непрерывно отслеживать объект съемки в центре выбранной зоны.

2. В режиме широкоугольного/следящего автофокуса при включенном AF-S камера отображает зону, определенную автоматически в пределах 77-точечной области. И отслеживает объект съемки в зоне по всей 77-точечной области в режиме AF-C.

3. Точечный автофокус стал еще быстрее и точнее, т.к. встроенные пиксели фазовой детекции имеют диапазон обнаружения 0.5EV.

4. Автофокус с функцией обнаружения глаз помогает сохранять фокус на глазах даже в сложных условиях (работает только при механическом затворе MS).

Иными словами, при спокойной, неспешной съемке можно пользоваться и электронным или комбинированным затвором, а при съемке динамики - только механическим.

Честно говоря я и раньше не испытывал особых проблем при съемке со следящим автофокусом, например на показах. Точности хватало, чтобы снять модель идущую по подиуму.

Стоит в очередной раз похвалить компанию Fuji, которая не штампует новые камеры с новыми функциями, а выпускает бесплатные прошивки, расширяющие функционал, причем прошивки выходят не только к новинкам, но и к предыдущим моделям. Хотя интуиция мне подсказывает, что камеры младше X-E2 уже не получат существенных обновлений.

Собственно, обзоров в сети с момента выхода X-T1 написано много, камера уже не настолько неизвестна, но один аспект мне хочется затронуть.

"Учиться, учиться и еще раз учиться!" так завещал нам великий Ленин. Эта аксиома особенно актуальна в нынешние времена.

Сейчас такое огромное количество камер выпускается производителями и так часто, что мы привыкли уже менять фотоаппараты, как перчатки. Ну как же, вот тут добавили точек автофокуса и их уже 100, нет 200, а вот и нет, уже 300. Тут ИСО 54000, а в новой камере уже 106000. Здесь стабилизатор, а в новой тушке он уже пятиосевой и т.д. и т.п. Маркетинговые уловки о наращивании мощностей камер прочно выработали в нас стремление покупать самую последнюю модель. А как же фотографировали в те пленочные и пластинчатые времена, когда автофокуса не было? Кое кто уже стал догадываться, что кнопку "шедевр" никогда не встроят ни в камеру, ни в объектив и сосредоточился на самом процессе. К сожалению, таких подавляющее меньшинство. Некоторые отщепенцы и еретики (по версии маркетологов) и вовсе удумали читать книжки по композиции, свету и работе с графическими редакторами.

Это я к чему вещаю? А к тому, что купив камеру Fuji, и в частности X-T1, придется, как минимум прочитать инструкцию, а особо пытливый ум может покопаться в тематических форумах, выискивая полезную информацию по правильному использованию той или иной функции. Например,

Я уже упоминал выше, что следящий автофокус не работает при электронном или комбинированном затворе.

Также стоит знать, что вспышка или синхронизатор не работают, если активирован беззвучный режим съемки.

Рамка фокусировки имеет изменяемый размер, для этого нужно активировать режим выбор зоны фокусировки и покрутить заднее колесо (находящееся над большим пальцем правой руки). При этом, стоит понить, что при минимальном размере рамки возрастает точность "прицеливания", а при максимальном размере увеличивается скорость фокусировки. Лично я чаще всего использую +1 к размеру от минимального.

В прошивке 4, если перевести колесо селектора выдержек в Т, то скорость затвора можно изменять передним колесом (или задним, настраивается в меню)...

Иными словами, стоит сначала разобраться в настройках, и только потом кричать, какая камера плохая, то в ней не работает или этого нет. К сожалению, нытье о неоправданных надеждах сплошь и рядом слышны на форумах. Люди настолько отучились анализировать и так эгоистично любят себя, что иного варианта быть не может: "я же отдал $1300 за камеру и еще $900 за объектив, почему камера не может...." [вставить желаемое]. Т.е. логика такова, что "я же потратил свои деньги и поэтому мне все должны и камера сама должна делать шикарные фоточки".

(картинка, чтоб разбавить буквы)


За что можно любить X-T1? Почему на нее стоит променять свой полнокадровый зеркальный фотоаппарат? У каждого, кто перешел на Fuji свой ответ. У меня это, по-прежнему: меньший вес моей фотосумки. Хотя с объективами XF 50-140/2.8 или XF 16-55/2.8, или XF 90/2 о компактности и малом весе говорить уже и неприлично, но не всем они нужны, можно ограничиться более мелкими и легкими фиксами. Остаются еще и другие аргументы. Возможность перемещать рамку фокусировки по всему полю кадра, тем самым сразу в процессе съемки думать о кадрировании.

Возможность снимать в jpg с использованием пленочных профилей таких как Astia, Provia, Velvia или Classic Chrome. Последний мне нравится особенно, т.к. снимая репортаж, где много людей с разным оттенком кожи можно получить некий усредненно-общий скинтон, например счастливая невеста с намакияженым лицом рядом со своим отцом, у которого сосуды на лице расположены близко и придают красноватый оттенок - не нужно возиться в фотошопе со слоями и масками. Вобще, jpeg у Fuji настолько хорош, что снимая репортажи я редко проявляю RAWы, кроме того jpg тянется в светах и тенях словно резиновый.

Можно из такого джипега с легкостью получить

вот такой

Упомянутая в первом обзоре "хотелка" адекватной картинки на высоких ИСО тоже меня не разочаровала. Попробуете угадать его значение на этом кадре?

За все время работы с Х-Т1 не было повода пожалеть о приобретении. Мне не сложно делать портретные съемки, снимать домофото, комфортно работать на свадьбе, фотографировать интерьеры и предметы, репортажить или снимать мероприятия, делать кадры для печати наружной рекламы... да много чего можно снимать, если подходить к процессу с умом, а не быть "щелкунчиком", делающим 100500 кадров в надежде, что то-нибудь да получится.

Первая картинка - RAW, открытый в Iridient-е - сверху с отключенными настройками резкости, снизу с включенными по умолчанию:

(кликабельно до 1920 пикселей)

Вторая картинка - RAW, открытый в LightRoom 6.1 - сверху с отключенными настройками резкости, снизу с включенными и подкрученными для получения какой-то резкости/детализации:

Хочется верить, что Adobe действительно исправится и многие фотографы вздохнут с облегчением и вернутся к привычному алгоритму работы в привычном редакторе. И будем верить, что это произойдет скоро.

Много можно говорить о камерах Fuji, но один факт меня радует больше всего - после перехода на Fujifilm X-T1 я перестал думать о гонке фотовооружения, у меня появилось больше времени фотографировать и получать удовольствие от процесса и результата. Чего и вам желаю.

Те, кто интересуются камерой Fujifilm X-T10, могут почитать обзор моего хорошего друга-пейзажного фотографа Влада Соколовского. А также следите за его ЖЖ и FB, где Влад будет публиковать фото из своей поездки в рамках конкурса Nat-Geo.ru