Вертолеты легкие США. Легкие самолеты и вертолеты

Документальный сериал из цикла о легендарной советской и российской авиационной технике и людях, чей целью в жизни стало создание лучших самолетов и вертолетов. Сериал расскажет об истории создания, испытаниях и боевого применения и эксплуатации этих уникальных крылатых машин. В него вошли материалы летных испытаний, интервью с летчиками-испытателями, историками авиации, военными летчиками.

Список серий:

СЕЗОН 1:


Ту-95 стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и, одновременно, последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Эта машина является основным носителем ядерного оружия в составе ядерной...

СЕЗОН 1:

1. ТУ-95. Стратегический бомбардировщик

Ту-95 стал первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и, одновременно, последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Эта машина является основным носителем ядерного оружия в составе ядерной триады. Ту-95 принадлежит множество мировых рекордов. Это и мировой рекорд скорости для винтовых самолётов - 945 км/ч, и рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов - 30 тысяч км. Однако самый главный рекорд Ту-95 - это его долголетие. Принятый на вооружение в 1956 году, он до сих пор находится в строю.
Фильм расскажет об истории создания, испытаниях и эксплуатации этого уникального вертолёта. В него войдут материалы летных испытаний, интервью с летчиками-испытателями, конструкторами, военными летчиками.

2. Ил-76. Небесный грузовик
25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе взлетел огромный самолёт. Вид этого гиганта над городом поразил воображение москвичей - они впервые увидели впоследствии ставший легендарным Ил-76. Ил-76 стал основной военно-транспортной машиной ВВС. Эти самолёты принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно всего две машины. Ил-76 состоит также на вооружении стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии. Кроме того, эти машины являются главным гражданским авиационным грузоперевозчиком в нашей стране. Фильм рассказывает об истории создания, испытаниях и эксплуатации этого уникального самолёта.
В него вошли уникальные материалы летных испытаний, интервью с конструкторами, военными летчиками и инженерами. Об истории Ил-76 рассказывает его главный создатель, впоследствии - Генеральный конструктор КБ им. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда Г.В. Новожилов.

3. Ми-26. Непревзойденный тяжеловоз
Созданный на Московском вертолётном заводе Ми-26 является самым крупным серийно производящимся транспортным вертолётом в мире.
Пришедший на смену своему предшественнику Ми-6, этот винтокрылый тяжеловоз известен на всех континентах. На его счету десятки не побитых до сих пор мировых рекордов. Фильм рассказывает об истории создания, испытаниях и эксплуатации этого уникального вертолёта.
В фильм вошли уникальные материалы летных испытаний, кадры боевых действий с участием Ми-26 в Афганистане, интервью с летчиками-испытателями, конструкторами, военными летчиками.

4. Су-25. Огнедышащий Грач
Самолёты Су-25. На сегодняшний день это единственные машины, которые представляют штурмовую авиацию в ВВС России. Мощное вооружение и хорошие лётные данные, позволяют им в полной мере выполнять задачи по поддержки сухопутных войск. Уничтожение живой силы противника, оборонительных сооружений, бронетехники и артиллерии. В отдельных случаях эти машины могут вести и воздушный бой. История создания Су-25 складывалась непросто. Рожденный в подполье, созданный на энтузиазме нескольких конструкторов, он смог отстоять своё право на существование. Пройдя тернистым путём, огнедышащий "Грач" занял свое место в небе.

5. Ту-22М. Сверхзвуковая эволюция
Для быстрого серийного выпуска самолёта Ту-22М его первый экземпляр строили на Казанском авиационном заводе им.Горбунова. Одновременно была заложена серия самолётов. Специалистам ОКБ Туполева пришлось постоянно ездить из Москвы в Казань в командировки. 30 августа 1969 года Ту-22М0 впервые поднялся в небо Казани.
Самолёты серии Ту-22М - большие и сложные машины, давшие в дальнейшем многочисленные наработки как по пассажирским, так и боевым машинам, по всем авиационным конструкторским бюро СССР (самолёты 4-го поколения). Самолёт впервые в СССР получил очень сложный, но вполне работоспособный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решаюших систем аэронавигационного и радиоэлектронного оборудования.
Появившийся на свет как модификация бомбардировщика Ту-22, на самом деле Ту-22 М полностью новый самолёт.
Об истории создания, испытаниях, эксплуатации самолёта рассказывает наш фильм. В него вошли уникальные материалы летных испытаний, интервью с летчиками-испытателями, историками, военными летчиками.

6. Ми-28. Винтокрылый танк
Разработка вертолёта Ми-28 велась на Московском вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1980 года в условиях творческого соревнования с ОКБ Камова, создававшего альтернативный боевой вертолёт Ка-50. Концепция боевого вертолета в процессе формирования прошла длинный путь изменений и совершенствований. Какой должна быть тактика его применения, каким комплексом вооружения должен он обладать? От ответов на эти вопросы зависел и облик будущей боевой машины.
Первый опытный образец вертолёта Ми-28 совершил первый полёт 10 ноября 1982 года. Ми – 28 – ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

7. Су-34. Универсальное оружие
Первая опытная машина Т-10В1 (сейчас её называют Су-34-1) была переоборудована из серийного учебно-боевого самолёта Су-27УБ на опытном производстве Машиностроительного завода им. П.О. Сухого и перевезена из Москвы в Жуковский, на аэродром ЛИИ. 13 апреля 1990 года её поднял в воздух заслуженный лётчик-испытатель А. Иванов. Первый серийный самолет СУ-34 поднялся в воздух в 1993 г. Су-34 должны заменить фронтовые бомбардировщики СУ-24. Су-34 предназначен для уничтожения наземных и надводных, в том числе и малоразмерных, подвижных и стационарных целей в тактической и оперативной глубине противника, а также воздушных целей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.К одной из важных особенностей нового самолета относится бортовая электроника, обеспечивающая экипаж полной информацией о параметрах полета, состоянии всех систем самолёта, воздушных и наземных целях, на поверхности воды и под водой, о средствах радиолокационного обнаружения противника, о ПВО противника и степени создаваемой ими угрозы. Самолёт имеет разнообразное вооружение. На 12 узлах внешней подвески могут размещаться высокоточные управляемые ракеты класса "воздух-поверхность". Другим высокоточным оружием из арсенала СУ-34 являются корректируемые бомбы. Для поражения РЛС противника, а также для борьбы с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения противника бомбардировщик может оснащаться противорадиолокационными ракетами. Для борьбы с истребителями в составе вооружения Су-34 имеются ракеты "воздух-воздух" средней и малой дальности. Еще одним элементом, повышающим боевую живучесть, явилось наличие у штурмана-оператора второго управления. Об истории создания, испытаниях, эксплуатации самолёта рассказывает наш фильм. В него вошли уникальные материалы летных испытаний, интервью с летчиками-испытателями, историками, военными летчиками.

СЕЗОН 2:

1. Истребитель И-16. Участник семи войн
В далёкие тридцатые годы этот самолёт был самым узнаваемым в Советском Союзе и обладал многократным титулом «первый». Первый скоростной истребитель. Первый массовый истребитель моноплан. Первый серийный боевой самолёт с убирающимся шасси. Истребители И-16 первыми приняли бой с фашистами в небе Мадрида. Огнём встретили врага над Брестом. Таранили немецкие «Юнкерсы» в небе Москвы. И-16 с доблестью прошли через семь войн и в боях заслужили право называться легендарными.

2. Штурмовик Ил-2
В фильме рассказывается о самолёте Победы штурмовике Ил-2. О том, какие предпосылки послужили его появлению, и как ход войны влиял на его развитие и совершенствование. Также рассказано о разнообразном вооружении этого самолёта. В фильм вошли интервью с ведущими историками авиации и лётчиками.

3. Истребитель Ла-5
В фильме рассказывается о легендарном истребителе Ла-5 конструкции Семёна Лавочкина. Об истории его создания, совершенствования и боевого применения. О лётчиках, воевавших на нём. Также в фильме представлен его предшественник истребитель ЛаГГ-3 и вершина его развития Ла-7. В фильм вошли интервью с ведущими историками авиации и лётчиками.

4. Истребители «Як»
В фильме рассказывается о семействе знаменитых истребителей «Як» периода Великой Отечественной войны: Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Показана история их создания, развития и боевого применения. В фильм вошли интервью с ведущими историками авиации и лётчиками.

5. Ан-2. Большая легенда малой авиации

Удивительная судьба Ан-2 не раз подтверждала, что он достоин такого высокого звания. Пожалуй, лучше всего ему подошло бы слово «самый». И не только потому, что это самый большой в мире одномоторный поршневой биплан. Гораздо важнее, что Ан-2 – самый универсальный самолёт в истории авиации. Неслучайно он производится уже почти 70 лет! На его бортах красовались опознавательные знаки более 50 государств. Ан-2 побывал практически во всех точках нашей планеты.

6. Ту-144. Устремлённый в будущее
Ту-144 - первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер. Он взлетел раньше англо-французского собрата - «Конкорда», он открыл новую эпоху в мировой гражданской авиации. Создание Ту-144 вывело отечественную авиационную науку на новые рубежи. Для его производства в авиастроении были применены новые материалы и технологии, которые затронули и смежные отрасли промышленности. Ту-144 стал предметом гордости всей страны, но так и не стал массовым самолётом для перевозок. Он опередил своё время. Однако научный и технологический задел, приобретённый при его создании, еще не раз будет использован в создании новых самолётов - как гражданского, так и военного назначения.

7. «Илья Муромец». Крылатый богатырь
Самолёт «Илья Муромец» впервые поднялся в небо 1913-м году и стал первым в мире боевым многомоторным самолётом. Появившись, он в разы превзошёл своих предшественников.
Создателем этого воздушного гиганта был выдающийся русский авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. В годы Первой Мировой «Муромцы» послужили базой для формирования «Эскадры воздушных кораблей» - прообраза современной стратегической бомбардировочной авиации. Сегодня - в память об этом самолёте - один из сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160 также несёт на своём борту имя былинного богатыря.

Уже больше года (он вылетел 9 марта 2015) «завершает» кругосветное путешествие, можно подумать, что развитие пассажирской авиации остановилось или даже идет в обратную сторону. Конечно, Solar Impulse 2 это не будущее авиации, но современные самолеты медленнее сверхзвуковых Конкордов летавших 30 лет назад. Новые модели самолетов в основном отличаются от старых только лишь большей эффективностью расходования топлива. Airbus даже не собирается разрабатывать новый самолет на 2020е годы. Тем не менее, все не так уж безнадежно. Ниже описаны самые перспективные проекты в воздухоплавании, демонстрирующие, что развитие авиации все же продолжается.

Электрические самолеты

Airbus-E-Fan

Airbus тестирует небольшой, но полностью электрический самолет Airbus-E-Fan. Последним достижением самолета является перелет через Ла-Манш. Пока что эта модель не может использоваться для, сколько-нибудь продолжительных перелетов, даже одним человеком.

Но многие авиапроизводители не сомневаются, что за электрической авиацией будущее. Для начала планируется, как и в автомобилях, сделать гибридный двигатель. Airbus намерен провести испытания «более электрического самолета» в рамках проекта DISPURSAL в 2022 году. Вклад электрического вентиляторного двигателя в общую тягу должен составить 23%.

NASA в 2016 году объявило о начале разработки самолета X-57 Maxwell оснащенного 14 электрическими двигателями. Это будет небольшой четырехместный самолет. По словам инженеров, внедрение электродвигателей значительно сократит эксплуатационные расходы. В какие сроки самолет будет создан агенство не сообщает.

Немецкий стартап Lilium Aviation получил финансирование на создание электрического частного самолета способного взлетать и садится без аэропорта. Для взлета и посадки самолету нужно будет всего 225 метров. Компания уже создала прототип и планирует представить полноразмерную версию в конце 2018 года.

Сверхзвуковые самолеты

Aerion AS2

Aerion AS2 это первый сверхзвуковой самолет за очень долгое время от Airbus. Это частный самолет, рассчитанный на 12 пассажиров. В его разработку будет вложено $4 млрд, а выпуск планируется к 2023.

В начале марта NASA объявила о разработке почти бесшумного сверзвукового самолета QueSST. Главной причиной запрещения сверхзвуковых пассажирских самолетов (помимо экономии топлива) был слишком сильный шум при переходе на сверхзвуковую скорость. NASA разработатала методы, позволяющие избавиться от шума и собирается построить прототип примерно в 2020.

Авиационный стартап Boom поддержанный Virgin Galactic работает над сверхзвуковым самолетом. Стартап собирается использовать новый самолет для перелетов над атлантикой в 2.5 раз быстрее обычных самолетов. Инвестиции в $2 млрд. должны позволить компании построить прототип к концу 2017 года.

По словам его создателей, самолет Skylon сможет добраться в любую точку за 4 часа со скоростью в 5 раз быстрее скорости звука. Чтобы создать его британские инженеры тестируют новый тип двигателя. Они анонсировали первые испытания на 2019. Однако этот проект, несмотря на инвестиции в 60 млн. евро от британского правительства, является самым долгосрочным и труднореализуемым из всех

Новые пассажирские самолеты

Крупнейшие авиапроизводители полагают, что воздухоплавание это уже чудо и, хотя новый самолет появляется раз в 5-10 лет, нет необходимости в каких-то прорывных улучшениях. Подробнее в таблице.

Самолет-таблица

Boeing 737 MAX

На Boeing 737 MAX оформлено уже 2500 заказов и он может стать лидером рынка. Его заявленное превосходство над существующим лидером Airbus A320neo в том, что он расходует на 4% меньше топлива. Первые доставки клиентам начнутся в 2017.
МС-21

В новом российском самолете МС-21 будет полностью российский двигатель. Путин заявлял, что он ничем не будет уступать иностранным аналогам. Рогозин сообщил журналистам, что массовое производство начнётся с 2020 года.
Mitsubishi Regional Jet

Япония построит первый в своей истории современный пассажирский реактивный лайнер. Он небольшой и ни на что не претендует. Плановое начало эксплуатации в 2018.
Comac C919

А вот первый за долгое время китайский пассажирский лайнер Comac C919 собирается разрушить дуаполию Boeing и Airbus на рынке. Правда пока 500 заказов на него в основном от китайских же перевозчиков. Дата выхода - 2018 год.
E2

Бразильская компания Embraer даже не собирается создавать новый лайнер, а просто модернизирует текущую модель и называет это втором поколением. Ожидаются новые двигатели и больше экономия топлива. Тем не менее уже заключено контрактов на более 300 поставок этих самолетов. Доставки клиентам - с 2018 года.
SSJ 100SV (Stretched Version)

Удлиненный Сухой Суперджет будет иметь до 120 кресел и выйдет в 2019. По остальным характеристикам он будет почти как текущий суперджет и вероятно будет уступать Boing 737 MAX, а в 2020 ещё выйдет Boing 777X… в общем главное он будет летать и будет удлиненный, Аэрофлот их закупит.
Bombardier Cseries

Самолеты канадской компании Bombardier превзошли ожидания. Производитель обещает, что самолеты будут тратить на 10% меньше топлива чем Boeing 737 MAX и МС-21. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2016.

Чемпионом по числу незначительных улучшений будет новый Boeing 777X, планирующийся к выпуску в 2020. В нем будет на 5% сильнее двигатель, на 12% ниже затраты топлива и выбросов CO2, на 17 тонн больше грузоподъемность и на 18% больше сидений.

Бизнес-джет Bombardier Global 8000 на 8 пассажиров будет способен пролететь без дозаправки рекордные 14600 километров со средней скоростью 956 км/ч. Компания планирует начать продажи в 2019 по цене примерно $65 млн. Конкуренцию самолету составят и Gulfstream G600 - новые бизнес-джеты также поступающие в продажу в 2018-2020 год. Стоить самолеты будут от $35 млн. до $55 млн.

Новый частный самолет Cobalt Co50 Valkyrie дешевле конкурентов (600тыс $) и самый быстрый в своем классе, но его главная инновация в дизайне - он выглядит совершенно как самолет Брюса Уэйна. Он может единовременно перевозить до 5 пассажиров Дата выхода - середина 2017.

Частный самолет-амфибия SkiGull будет способен садиться не только на воду, но вообще на любую поверхность (траву, снег, лед). Он совершил первый полет в ноябре 2015 и в ближайшее время начнет продаваться

Другой гидросамолет - двухместный Icon A5 способен взлетать из воды и садится на воду, а также может выходить из штопора и оснащен парашютом для всего самолета. Он признается настолько безопасным, что для разрешения на полеты даже не нужна лицензия пилота, достаточно 20 часов практики Он стоит $250000 и уже производится. В 2016 году были собраны первые 7 машин, но на самолет уже сделано 1850 заказов

Бизнес-джет Cirrus Vision SF50 возможно будет первым массовым персональным реактивным самолетом. Он будет способен перевозит до 7 пассажиров должен быть значительно проще в управлении чем обычный частный самолет. Он также будет иметь парашют для всего самолета. Было построено 4 прототипа и первый самолет был доставлен заказчику в июне 2016 года. Всего же заказано уже более 600 таких машин по цене $2 млн.

Британский одноместный самолет e-Go уникален своей низкой ценой всего $70000. Дешевле чем многие автомобили. Первый покупатель получил самолет в июне 2016 года.

На другом конце ценового спектра шестиместный частный самолет Epic E1000 за $3 млн. Самолет будет способен летать с рекордной для этого класса скоростью до 600 км/ч на расстояние более 3000 километров и при этом может подниматься на высоту до 10 км. Пока что прототип самолета проходит тестирование, однако на него оформлено уже более 60 заказов.

VTOL

С момента появления вертолета люди хотели создать транспортное средство, которое будет таким же быстрым как самолет, но сможет летать и садиться где угодно как вертолет. Это средство передвижение даже получило рабочее название VTOL (vertical takeoff and landing) или просто самолет с вертикальным взлетом. Упорные, но безуспешные попытки создать это устройство запечатлены в инфографике wheel of misfortune (колесо неудачи).

VTOL должен быть «способен в воздухе на все на что способна птица» и лететь хотя бы в 3 раза быстрее обычного вертолета

Формально ближе всего к созданию VTOL транспорта подошла итальянская компания AgustaWestland с конвертопланом AW609. Он действительно способен вертикально садиться и лететь дальше обычных вертолетов, но по скорости (509 км/ч) все ещё значительно уступает самолетам. Пока что конвертопланы производили только для нужд американских военных. Но AW609 будет гражданским транспортом для бизнесменов и нефтяной индустрии. Сертификация ожидается в 2017 году и уже 70 заказов получено.

DARPA объявила о конкурсе на создание наконец самолета с вертикальным взлетом () и 4 крупные корпорации (Boeing, Aurora Flight Sciences Corp, Sikorsky Aircraft Co и Karem Aircraft) представят свои полноразмерные прототипы для испытаний в феврале 2017го.

Ещё одна попытка это электрический VTOL от стартапа Joby Aviation. Компания говорит, что он будет стоить 200000$ за штуку, но дату выхода не называет.

Альтернативой создания VTOL является просто увеличение скорости вертолета. Этого добивается Sikorsky aircraft. Их новый вертолет S-97 Raider способный летать со скоростью до 450 км/ч. Первый тестовый полет был сделан в мае 2015 года. Изначально эту модель смогут использовать только военные.

Вертолеты тоже не остановились в развитии (особенно военные, но здесь о них речь не идет). Перспективные модели в разработке описаны в таблице ниже:

Вертолет-таблица

X6

Mi-38

В России разрабатывается новый вертолет в среднем классе - Mi-38. К 2017 его пассажирская версия должна пройти сертификацию. Одно из достижений вертолета - подъём на высоту 8600 метров что ранее было невозможно для вертолета.
Bluecopter

В соответствии с общим трендом на спасение планеты не могло обойтись без экологичного вертолета. Европейский легкий вертолет - Bluecopter будет потреблять на 40% меньше топлива и сократит выбросы углекислого
газа. Также будет снижен шум на 10 децебел. Пока что его прототип проходит тестирование.
Американский вертолет Bell 525 relentless будет первым вертолетом с электродистанционной системой управления, снижающей нагрузку на экипаж. Есть уже 60 предзаказов, а сертификация вертолета пройдет в 1 квартале 2017 года.
H160

Завершает парад новейших вертолетов ещё один вертолет от Airbus на этот раз в среднем классе - H160. Он должен был совершить революцию в вертолетостроении, но в результате только оказался более тихим, с меньшим расходом топлива, новой авионикой и электрическим шасси. Выпуск в продажу ожидается в 2018 году.

Итог

Подводя итог можно отметить как минимум 3 тренда в развитии авиации. Разработки электрических самолетов, возвращение сверхзвуковых и создание гибрида самолета и вертолета (VTOL). Реализация хотя одной из этих разработок будет большим прорывом для отрасли. Помимо этих революционных изменений, самолеты и вертолеты постепенная улучшаются с выходом новых моделей (большая эффективность топлива, больше композитных материалов, дешевле эксплуатация, больше автоматики и.т.п.),

Теги:

  • авиация
  • вертолеты
  • самолеты
Добавить метки

В наше время мир авиации США нельзя представить без таких представителей лёгкого класса, как вертолёты и самолёты. Сегодня этот малый применяется во всех сферах современного хозяйства и выполняет разнообразные функции, такие как охрана гражданского порядка, патрулирование дорожных магистралей и трубопроводов различного назначения, проведение спасательных и поисковых операций, доставка грузов, мониторинг лесных массивов, тушение пожаров, осуществление сельскохозяйственных работ. Самолёты и вертолёты лёгкие имеют несравненное преимущество перед другими представителями авиации по причине возможности действовать в удалённых и труднодоступных районах и в регионах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой. Также малые воздушные судна становятся более доступными для использования в частном секторе. Самолёты и всё чаще применяются в сфере туристических перевозок, в спортивных соревнованиях и в качестве личного транспорта.

Bell Model 30 - первый лёгкий вертолёт США

История создания лёгких вертолётов в США началась во время Второй мировой войны. В 1942 году инженеры фирмы Bell спроектировали и построили три экземпляра малых геликоптеров, которые получили название Model 30. Такой лёгкий вертолёт США имел закрытый фюзеляж, шасси с хвостовым колесом, кабину открытого типа, в задней части которой была размещена моторная установка. Машина имела гироскопическое стабилизирующее устройство, которое впоследствии стало фирменной особенностью компании Bell. С его помощью управлялся несущий винт с двумя лопастями.

Первый полёт был совершён 26 июня 1943 года и закончился неудачей: геликоптер потерпел крушение. После этого инцидента инженеры внесли изменения в конструкцию Bell Model 30. Второй экземпляр имел более совершенный винт и фюзеляж типа «полумонокок». Значительные изменения претерпело строение кабины. Теперь она была закрытой и могла вместить двух пилотов. Также в кабине появились дверцы, похожие на автомобильные.

Третья модель лёгкого вертолёта Bell Model 30, в отличие от своих предшественников, получила четырёхколёсное шасси, балку цилиндрической формы, кабину открытого типа для одного лётчика и более современное оборудование. Полёт этого геликоптера состоялся 25 апреля 1945 года и завершился удачно. На основе разработок Model 30 компания Bell создала и в дальнейшем стала выпускать лёгкие гражданские вертолёты Model 47, описание которых приведено ниже.

Bell Model 47 - первый лёгкий вертолёт массового производства

Bell Model 47 - первые лёгкие вертолёты США, получившие сертификат американского управления по воздухоплаванию. Эти машины сразу обрели популярность среди учреждений различного типа. В 1947 году компания Bell освоила первые военные заказы на такие вертолёты. В армии воздушного флота США эти геликоптеры получили обозначение YR-13, а в морском флоте - HTL-1. также массово приобретали вертолёты лёгкие Bell Model 47.

На волне коммерческого успеха инженеры компании незамедлительно стали вносить конструктивные изменения по улучшению лётных характеристик выпускаемых изделий, что увеличивало количество заказов на гражданские и военные модели. Последняя успешно использовалась армией США для проведения мероприятий по эвакуации раненых в Корейском боевом конфликте. Впервые лёгкие геликоптеры использовались как военные при проведении поисково-спасательных операций. Также они занимались обеспечением связи между боевыми подразделениями при вооружённых конфликтах.

Bell Model 47 стала первой в мире моделью лёгкого вертолёта, которая оказалась по-настоящему удачной. Она выпускалась более чем в тридцати модификациях и имела различные типы кабин и фюзеляжа. Также лёгкие вертолёты США Bell Model 47 обладали возможностью использования нескольких видов силовых установок. Их сборка осуществлялась в Европе и Азии. За всю историю существования было выпущено более пяти тысяч таких геликоптеров.

Robinson R22 - лидер среди лёгких вертолётов США

В 1973 году глава компании Company Фрэнк Робинсон поставил перед своими конструкторами задачу: создать лёгкий двухместный вертолёт, расходы по производству и эксплуатации которого были бы ниже в сравнении с аналогичными показателями конкурентов.

Первый прототип такого малого геликоптера нового типа получил обозначение R22. Он был создан в ангаре. Каркас этой машины был выполнен из стальных ферм и обшит металлическими и Robinson R22 имел закрытую кабину для двух человек, полозковое шасси и два двухлопастных винта: несущий и рулевой.

Вертолёт этой модели успешно поднялся в воздух 28 августа 1975 года, а в 1979 г. первые произведённые машины отправились к своим заказчикам. С момента выпуска начальной модификации Robinson инженеры компании постоянно работали над улучшением характеристик геликоптера. Именно поэтому такой лёгкий вертолёт производится и сегодня.

Помимо разнообразных гражданских версий, была разработана специальная модель для силовых структур. Она называется R22 Police и оснащена ксеноновым прожектором, сиреной, громкоговорителем и другими специальными приспособлениями. Также эта модель Robinson имеет возможность использовать водную поверхность в качестве взлётной площадки.

Лёгкий вертолёт R22 на сегодняшний день является самой продаваемой машиной своего класса. Именно ему принадлежат все мировые рекорды среди малых геликоптеров, в том числе по скорости, высоте и дальности полёта.

Лёгкие вертолёты на службе армии США

Лёгкие вертолёты с момента их появления всегда были объектом пристального внимания военного ведомства США. Ведь им присущи такие уникальные качества, как универсальность, манёвренность, лёгкость управления и быстрое обучение пилотов. Малые геликоптеры успешно заменяют тяжёлые машины при проведении поисково-спасательных работ в военных условиях, обеспечении разведывательных операций, доставке грузов различного назначения.

Ниже будут рассмотрены некоторые лёгкие боевые вертолёты армии США.

Лёгкий MD 530MG Defender

Инженеры и конструкторы фирмы McDonnell Douglas, которая является флагманом американской авиации, спроектировали малый геликоптер 530MG Defender. Этот лёгкий ударный вертолёт - один из ярчайших представителей боевых машин такого класса.

MD 530MG Defender успешно справляется с задачами санитарного геликоптера, может перевозить пассажиров в количестве до семи человек и транспортировать груз массой до 900 килограмм. Основные военные функции его - разведка и уничтожение бронетехники противника. Для выполнения боевых задач этот лёгкий вертолёт оснащён шестиствольными пулемётными установками М-134 и прочим вооружением.

Лёгкий вертолёт Boeing АН-6 - новинка в армии США

АН-6 является новейшей разработкой в области лёгких ударных вертолётов в США. Эта машина была создана на основе модели 369 геликоптера фирмы Hughes Helicopter, которая разрабатывалась в 1960 годах.

Вертолёт АН-6 оборудован новейшим силовым агрегатом и современной авионикой, увеличена допустимая полезная нагрузка. Геликоптер может быть оснащён пулемётом, автоматической пушкой, двумя видами ракет: с лазерным наведением и класса «воздух-земля». Также на Boeing АН-6 установлено и другое современное оборудование, которое повышает уровень безопасности и обслуживания в боевых условиях.

Лёгкие самолёты США

В США большую популярность обрели также и лёгкие самолёты. В Америке существует множество фирм, которые предлагают клиентам разнообразные малые лайнеры: от простых одномоторных до реактивных машин бизнес-класса.

Лёгкие самолёты и вертолёты выполняют разнообразные задачи и являются незаменимыми помощниками в гражданской и военной сфере. Широкое применение малые лайнеры получили в частном и корпоративном секторе. Самыми узнаваемыми и массовыми брендами в лёгком авиастроении являются компании Adam, Cessna, Bombardier и другие.

Заключение

В наши дни лёгкая авиация становится всё популярнее, ведь её представители являются универсальными помощниками в разных отраслях. Обладая невысоким показателем эксплуатационных затрат и отличной манёвренностью, современные самолёты и вертолёты лёгкие успешно заменяют своих тяжёлых собратьев, которые не отличаются высокими показателями эффективности в выполнении определённого ряда задач. Сегодня владельцем или пилотом малого современного летательного аппарата может стать любой желающий.

«ДИВО» русская книга рекордов и достижений

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Воздухоплавание и авиация: Самолеты и вертолеты

САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ

ПОЛЕТ ПЕРВОГО В МИРЕ САМОЛЕТА

20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом в воздух поднялся первый в мире самолет, построенный под руководством русского контр-адмирала Александра Федоровича Можайского (1825 - 1890). Об этом событии сообщил «Кронштадтский вестник» 1882 года. Управлял самолетом верный помощник Можайского - механик Русско-Балтийского завода Иван Никифорович Голубев. Самолет Можайского поднялся в воздух на 21 год раньше самолета братьев Райт.

Кстати, ввиду несовершенства двигателей внутреннего сгорания того времени, Можайский установил на своем самолете два паровых двигателя. Именно из-за этого некоторые скептики подвергают сомнению полеты самолета Можайского с человеком на борту. Они утверждают, что самолет лишь подпрыгивал, но не взлетал, а в воздух поднимались только модели.

ПЕРВЫЙ ТИПОВОЙ

Первый типовой российский самолет, сконструированный русскими авиационными инженерами, назывался «Россия-А». Он был сделан в 1910 году на петербургском заводе «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания». Это были самолеты типа «биплан» с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. 15 августа 1910 года «Россия-А» прошла первые летные испытания на Гатчинском аэродроме под Петербургом.

САМОЛЕТ-НЕВИДИМКА

Первый в мире самолет-невидимка был построен в Советском Союзе во второй половине 1930-х годов. Его испытания проводились на одной из сибирских военно-воздушных баз. По свидетельству очевидцев, чудо началось, когда заработал мотор. По мере нарастания оборотов самолет начал как бы растворяться в воздухе, исчезать из виду. А когда оторвался от бетонки, положение его можно было определить только по перемещению звука. Самолет потеряли из виду не только зрители на земле, но и пилоты двух сопровождающих истребителей. Через некоторое время невидимка приземлился на посадочной полосе. Затих мотор, и самолет стал снова виден. Загадка до сих пор не разгадана, известно лишь, что обшивка была сделана из прозрачного оргстекла, а капот, кабина, колеса и другие части окрашены белой краской с примесью алюминиевого порошка. Самолет серийно не выпускался из-за сложности изготовления.

ПЕРВЫЙ РЕАКТИВНЫЙ САМОЛЕТ

Даже у бывалых авиаторов этот небольшой 6-метровый самолет вызывал массу вопросов. Первым был: «А где же мотор и воздушный винт?» Кинооператор, специально приглашенный для съемки старта, отказывался верить, что крылатая «сигара», изготовленная из дерева и полотна, не имеющая пропеллера, поднимется в воздух с аэродрома Свердловска (Екатеринбург). С сильнейшим грохотом, извергая пламя из хвостовой части, первый в мире реактивный самолет БИ-1, управляемый летчиком-испытателем Г. Я. Бахчиванджи (1909 - 1943), взмыл ввысь... Всего семь минут продолжался полет этого самолета, - на большее не хватало емкости баллонов с топливом для двигателя, работавшего на смеси керосина с азотной кислотой. Высококонцентрированная кислота, разъедая металл, наполняла удушливыми парами кабину пилота.

Реактивный самолет БИ-1 был создан в 1941 году конструкторами А. Я. Березняком (1912 - 1974) и А. М. Исаевым (1908 - 1971). Задумывался он как истребитель-перехватчик высотных разведчиков и бомбардировщиков. От самолета нельзя было уйти и в горизонтальном полете: развивая скорость свыше 800 километров в час, БИ-1 летал в полтора раза быстрее лучших боевых машин своего времени.

Сравнительная дешевизна и простота изготовления (первая серия из нескольких десятков БИ-1 делалась на вагоностроительном заводе!) явились результатом долгой и кропотливой конструкторской работы, завершившейся 22 июня 1941 года, в день начала войны. Испытательные полеты первого реактивного самолета трагически оборвались в конце марта 1943 года. При попытке достичь максимально высокой скорости машина и летчик разбились, попав в зону предзвуковых аэродинамических явлений, о которых в ту пору было известно очень мало. Капитан Г. Я. Бахчиванджи был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Один из конструкторов БИ-1 А. М. Исаев стал впоследствии творцом ракетных двигателей знаменитых космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и других.

САМОЛЕТ С РАДИОЛОКАТОРОМ

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения целей Ту-126 впервые был создан в нашей стране в 1960-х годах. Первые модификации размещались на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Сейчас советский аналог американского АВАКСа базируется на транспортном «Иле» и называется А-50. Он позволяет обнаруживать и определять координаты как воздушных, так и морских целей за многие сотни километров.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ

Самый быстрый в мире боевой реактивный самолет - истребитель МиГ-25 (кодовое название «Летучая мышь») был создан советским авиаконструктором Артемом Ивановичем Микояном (1905 - 1970). Самолет-разведчик этого типа летел со скоростью 3395 километров в час (был засечен радаром). Предельная скорость истребителя, имеющего 4 крупные подкрыльные ракеты типа «воздух-воздух», - 2969 километров в час.

РЕКОРД СЕРИЙНОГО ВЫПУСКА

По сей день остается непревзойденным рекорд серийного выпуска легендарного в военное время штурмовика Ил-2. На Московском машиностроительном заводе имени С. В. Ильюшина было выпущено 36 163 самолета. Ни одна авиафирма мира не выпускала серийно подобного количества самолетов.

ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина (1894 - 1977) было организовано в 1933 году. С этого времени по 1991 год на одном из ведущих предприятий авиационной промышленности было разработано 70 самолетов различных типов и назначений. Самолеты с маркой «Ил» бороздят воздушные океаны всего мира.

«МРИЯ» - АВИАГИГАНТ

Самый мощный в мире грузовой самолет - Ан-225 «Мрия» (укр. «Мечта») был создан в ОКБ имени О. К. Антонова. Что может «Мрия»? Перевозить только на борту до 120 тонн грузов. Максимальный взлетный вес самолета с грузом - 600 тонн, из которых 250 тонн - полезная нагрузка (груз может располагаться и наверху самолета - прямо на фюзеляже). За минуту «Мрия» «выпивает» около тонны авиационного керосина. Самолет, имеющий размах крыльев 88,4 метра и длину 84 метра, способен разогнаться до 900 километров в час.

«Мрия» совершила свой первый полет 21 декабря 1988 года. 22 марта 1989 года в испытательном полете на самолете было установлено... 109 мировых рекордов! В том числе на 104 тонны была превышена рекордная взлетная масса (прежний рекорд.принадлежал американскому самолету «Боинг-747-400»). Американцы прозвали нашу «Мрию» «воздушный слон» (в августе 1990 года самолет участвовал в воздушном фестивале в Сиэтле). В сентябре 1990 года наш «воздушный слон» демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Франция).

САМЫЙ ВМЕСТИТЕЛЬНЫЙ АВИАЛАЙНЕР

Ил-86 способен взять на борт 350 пассажиров за один рейс, что дает основание считать его самым вместительным отечественным авиалайнером. Впервые Ил-86 поднялся в воздух 22 декабря 1976 года. Оснащен четырьмя турбореактивными двигателями НК-86 конструкции Кузнецова, развивающими тягу 52 тысячи килограммов.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ВЕРТОЛЕТ

Самым большим вертолетом в мире является наш Миль-Ми-12 («Гомер»), известный также как В-12. Он оснащен четырьмя турбинными двигателями, каждый мощностью 6500 лошадиных сил, размах винта равен 67 метрам. Длина вертолета - 37 метров, а вес - 105 тонн.

САМЫЙ БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

3 февраля 1982 года в Советском Союзе большегрузный вертолет Ми-26, пилотируемый Г. В. Алферовым и Л. А. Индеевым, поднялся на высоту 2000 метров, имея общий вес в 56 768,8 килограмма.

АЭРОТАКСИ

В рамках конверсии ведущие конструкторские бюро России разработали целый ряд легких многоцелевых самолетов, получивших название «аэротакси». Такие машины необходимы рыбакам, геологам, охотникам, руководителям предприятий, специалистам правительственных учреждений, для оказания срочной медицинской помощи, проведения ледовой разведки и т. д.

Одна из самых перспективных разработок - самолет С-80 ОКБ имени Сухого. Он имеет большую дальность полета - до 3,5 тысячи километров, высокие взлетно-посадочные характеристики. Бортовое оборудование позволяет производить слепую посадку в любых метеоусловиях.

На модифицированном Су-26М отечественная команда завоевала первенство мира и кубок Нестерова, получив 16 из 33 медалей. На базе этой машины создан двухместный спортивно-пилотажный самолет Су-29, который американские специалисты назвали «совершенным технологическим чудом». Не существует фигур высшего пилотажа, которые не могут быть выполнены этим самолетом. Особенно потрясают возможности выполнения вертикальных маневров.

Многоцелевой самолет Ил-103, разработанный в ОКБ имени Ильюшина, может быть использован для первоначального обучения как своеобразная «воздушная парта». Компоновка кабины напоминает кабину автомобиля. Самолет может взлетать и садиться на любые грунтовые площадки.

ДЕЛЬТАЛЕТ

Так называется летательный аппарат, сконструированный и созданный сотрудниками Нижегородского авиационного объединения. Легкий и простой в управлении, внешне напоминающий дельтаплан, он развивает скорость 105 километров в час при мощности бензинового двигателя в 35 лошадиных сил. Дальность полета - 240 километров. Размах крыльев - чуть более 10 метров.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕРМОПЛАН

В России создан первый промышленный образец транспортного самолета принципиально нового типа. Его создатели - самолетостроители из Ульяновска и ученые Московского авиационного института - назвали свое детище «термоплан». Напоминающий по форме «летающую тарелку», самолет может брать на борт более 2 тысяч пассажиров или 200 тонн груза, развивая при этом крейсерскую скорость до 220 километров в час. Использоваться новый летательный аппарат может в условиях любой климатической зоны. Он способен работать при перепаде температур от плюс 40 до минус 60 градусов Цельсия.

В феврале 1992 года председатель Госкомитета по делам конверсии при Президенте Российской Федерации публично заявил о возможности демонстрационных полетов русской «летающей тарелки». А первый промышленный образец термоплана получил имя «Россия». На его серебристом борту - изображение Георгия Победоносца на огненном коне.

ПЕРВЫЙ В МИРЕ ЭКРАНОПЛАН

15 лет назад разведслужбы США получили со спутника снимки, на которых фигурировал напоминающий морское судно самолет-гигант длиною 100 метров и 40 метров по длине крыла с 10 реактивными моторами. Он летел над Каспийским морем на высоте нескольких метров со скоростью 800 километров в час. Американцы назвали этот аппарат «монстром Каспия».

Оказывается, американская разведка зафиксировала один из моментов многолетних испытаний первого в мире экраноплана, главным конструктором которого был выдающийся инженер и ученый Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 - 19 80). В его Центральном конструкторском бюро города Чкаловска под Нижним Новгородом был создан этот невиданный до сих пор транспорт. Грузоподъемность экраноплана в 10 раз превышает вес, поднимаемый в воздух любым летающим средством.

Долгое время все работы над экранопланом были окружены глубочайшей тайной. Ныне конструкторы «каспийского монстра» со своими американскими коллегами из крупнейших концернов США приступили к разработке варианта совместного серийного производства экранопланов, вызывающих революцию в воздушных и морских средствах передвижения.

Экраноплан способен лететь над поверхностью воды со скоростью 800 километров в час. Его передние моторы сжимают воздух между крылом и водой до тех пор, пока он не разовьет скорость авиалайнера, летя над поверхностью моря. Когда в действие вступает «эффект экрана», экраноплан движется на нужной высоте только за счет задних моторов. Летающее судно отличается высокой экономичностью.

Авианосец – это мобильная водоплавающая авиабаза. Его основной задачей является доставка авиагруппы в нужный район и обеспечение ей необходимых условий для боевой работы. Для этого авианосец имеет как основное «оборудование» (полетную палубу, катапульты, аэрофинишёры, ангары, самолётоподъемники), так и массу менее масштабных средств, систем, механизмов. Инфраструктура для обеспечения содержания авиагруппы разнообразна и обширна.

Перед полетами вся вспомогательная техника приводится в готовность. Некоторая помогает подготовить палубу и самолеты к полетам, спецтехника аварийных служб необходима в нештатных ситуациях.

Так как приходится перемещать, переносить, поднимать всевозможные грузы, от самолётов до огнетушителей и стояночных колодок, начиная с 30-х годов прошлого века на авианосцах появляются тягачи, автокраны, пожарные машины, погрузчики, уборочные машины, мобильные агрегаты для запуска двигателей самолетов. Во многих случаях на палубу переносили сухопутную аэродромную технику или даже технику общего назначения: тракторы, джипы, электростартеры. Но палубные работы требуют специфического подхода: машины должны быть малогабаритными, маневренными, унифицированными, что и наблюдается в последние годы.

Заправка самолетов топливом и подвеска вооружения производится на полетной палубе. Заправка обычно осуществляется централизованно: из топливных цистерн топливо насосом подаётся в разводящий стальной бензопровод, уложенный вдоль боковых мостиков у парковочных площадок. Применялась заправка и от обычных бензовозов, особенно в период, когда на авианосцах стала появляться реактивная техника с другим типом топлива.

Запуск двигателя предварялся холодной прокруткой. На аэродромах в 30-е годы использовался автостартер, но на авианосцах подобных «излишеств» не было. Применялся электростартер, а также пневматический или пиротехнический запуск: на двигателе имелась газовая камера с затвором, куда вставлялся специальный патрон наподобие холостого охотничьего. Реактивная авиация использует почти все наработанные технологии запуска двигателей.

Кроме механизмов на полетной палубе и в ангаре применяется масса ручных приспособлений, но это уже другая история.

Колёсные тракторы в качестве тягачей применялись ещё в 60-е годы, только затем уйдя с палуб. В данном случае буксируют французский противолодочный самолёт Бреге «Ализе».


После Второй мировой войны флоты заказали специальную палубную технику, как этот британский тягач, извлекающий «Корсар» с ангарной палубы авианосца «Илластриес».


Американский тягач MD-3. На его базе были созданы различные спецмашины – как эта, везущая «Корсар» уже другого поколения.


Современный британский малогабаритный тягач, буксирующий «Харриер», не имеет водительского места. Колонка управления двигателем выведена на водило, с помощью которого поворачивается передняя колесная пара.


На тягач можно установить и другое различное оборудование: так, для механической уборки полётной палубы ото льда и снега использовались навесные щётки – как на этом американском эскортном авианосце в ходе корейской войны.


Американская палубная уборочная машина оснащена щётками, разбрызгивателем воды и пылесосом.


На единственном российском авианосце для уборки палубы применяется тепловая аэродромная машина, реактивной струёй сдувающая с палубы всё лишнее.

Мобильные краны относятся к аварийной технике: обычно с их помощью убирают разбитые самолеты. На британских и американских авианосцах такие появились в 30-е годы прошлого века.


Современный палубный кран. На фото на палубе атомного авианосца «Нимиц» идет сборка истребителя-бомбардировщика F/A-18. На стреле крана написаны золотые слова «без поддержки на земле нет поддержки с воздуха».


При пожаре используют все средства: и центральную систему, и различные огнетушители. В данном случае это торпедоносец Блэкберн «Файрбрэнд» горит на палубе «Илластриеса».

Гидранты корабельной пожарной системы расставлены вдоль полётной палубы американского авианосца «Йорктаун», конец 30-х годов прошлого века.


Современная высокопроизводительная пожарная машина на палубе американского авианосца.


Перед полётами британские «Си Харрикейны» заправляются горючим на палубе, для чего на переходные мостики выводится арматура централизованной заправки, к которой подсоединяются топливные шланги с «пистолетами».


На палубах авианосцев, особенно в период освоения реактивной техники, можно было увидеть и аэродромные топливозаправщики. Испытания «сухопутного» P-80 «Шутинг Стар» на борту авианосца «Франклин Д. Рузвельт», 1946 год.


На современных авианосцах топливные шланги наматываются на барабаны, которые могут быть закреплены стационарно у мест присоединения к магистрали или устанавливаться на тележке и подвозиться к нужному месту. На тележке установлен и подкачивающий насос. На заднем плане – американский «Харриер».


По команде запускаются двигатели «Си Харрикейнов». На британских кораблях для этих целей могли применяться аэродромные аккумуляторные «пускачи».


Палубный автокар на базе «Виллиса», оснащённый системой электрозапуска.


В 50-е годы палуба британских авианосцев перед началом полетов окутывалась пороховым дымом – предпусковая раскрутка двигателей осуществлялась пиростартерами. В данном случае это британские «Си Хоуки» на палубе авианосца «Игл», начало 50-х.


Запуск самолетного двигателя палубного штурмовика «Интрудер» от передвижной установки NC-1A на базе транспортера MD-3. На нем установили небольшой газотурбинный двигатель с компрессором, подающим воздух под давлением на компрессор самолётного турбореактивного двигателя.


Для запуска могли использоваться подвесные вспомогательные силовые установки (APU – Auxiliary Power Unit). В обтекаемом контейнере находился турбореактивный двигатель, шланг и приставные колесики для перемещения по аэродрому (палубе). Такой контейнер обеспечивал проведение полетов с временного аэродрома. На фото запуск двигателя самолёта от подвешенного под ним APU.