Методические пособия по управлению инновационной деятельностью. Инновации - Барышева А.В

А. М. Мухамедьяров

Инновационный менеджмент: учебное пособие

Введение

Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по многим направлениям и специальностям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки. Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отношениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических процессов, изменения номенклатуры и ассортиментных сдвигов. Сужающиеся возможности использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований. Особую актуальность приобретает проблема научного и эффективного управления инновационными процессами.

Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных. Ее основные положения и методы базируются на методологии и понятийном аппарате таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозирование», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и аспирантам при изучении инновационного менеджмента, усвоении теоретических основ инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управления, элементов инновационного механизма, принципов государственного регулирования инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.

В учебном пособии большое внимание уделяется использованию законодательных и нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Причем правовые аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие, информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зарубежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновационных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме, что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены достаточно подробно.

Учебное пособие написано на основе обобщения уже имеющихся учебно-методических материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных). При подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система управления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике подходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.

Инновации и инновационный процесс

1.1. Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции и т. д.

Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Общественные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстенсивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удовлетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расширение производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление, большие потери;

2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник – нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики. Об этом и о необходимости активизации инновационной деятельности свидетельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70–85 % валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций, новшеств. Отметим, что в начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышленных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.

В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоящее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновационной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5 %, в то время как доля Германии – 17 %, США – 36, Японии – 32 %. При этом доля высокотехнологичной продукции в экспорте России составляет 3–4 %, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии – 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инновационный путь развития, – 1 млн долл.

1.2. Сущность понятия «инновация»

В последние годы часто используется термин «инновация» (наряду с такими, как «нововведение» и «новшество»). В каком же соотношении находятся понятия «нововведение», «новшество» и «инновация»? При этом необходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus » (in – в и novus – новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимость освоения теоретических основ формирования, функционирования и управления инновационными процессами продиктована прежде всего высоким уровнем сложности и изменчивости окружающей социально-экономической среды, ростом конкуренции и требованиями к характеристикам деятельности современных экономических систем.

Категории успеха и высокой эффективности в настоящее время напрямую связываются с высокой активностью инновационной деятельности, которая представляется неотъемлемой частью деятельности отдельного человека, предприятия, региона или страны.

Независимо от уровня экономической системы, на котором протекают инновационные процессы, грамотное управление ими подразумевает знание теоретических и методологических положений и подходов, лежащих в основе конкретных инструментов и механизмов управленческой деятельности в сфере инноваций.

Пособие составлено с целью более широкого освещения ряда вопросов в области теорий инноваций, инновационного развития и управления инновационной деятельностью на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях.

Пособие сопровождается контрольными вопросами для обеспечения возможности самостоятельного выявления уровня освоения теоретического материала.

Список литературы призван обеспечить обучающихся дополнительными источниками информации для более глубокого и подробного изучения отдельных вопросов инноватики.

Учебное пособие предназначено для аспирантов, обучающихся по специальности 08.00.05 − «Экономика и управление народных хозяйством (управление инновациями)», и студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению 222000 − «Инноватика». Пособие будет также полезно студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся в рамках направлений 080100 − «Экономика» и 080200 − «Менеджмент».

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИННОВАЦИЙ

1.1. Эволюция понятия развития, его разновидности и признаки. Управление развитием

Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его взаимосвязь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общества, направлений развития мира, космоса и т.д.

Развитие – это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Развитие в общем виде – это совершенствование системы, которое заключается:

− в повышении ее жизнеспособности (витальности) и устойчивости;

− росте информационной емкости;

− увеличении возможностей ее дальнейшего развития и функционирования;

− повышении ее адаптивности к внешним и внутренним факторам распада.

В европейской культуре понятие развития начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл при переходе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с этим формируется образ развития как восходящего движения – линии, – по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные явления, вещи, формы бытия, истории, человеческие действия и т.д.

В XVII-XIX вв. заметный вес в характеристике развития приобретает критерий новизны; развитие рассматривается как появление новых вещей и идей: в природе – как возникновение структур, функций, систем; в обществе – как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, формирование средств практической и теоретической деятельности.

В XIX веке понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных изменений. Количественные определения развития начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке; они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции развития, подкрепленной количественными показателями.

Во второй половине ХIХ века под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, социальноисторическом познании, а также схем, разработанных в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости развития.

Обогащение концепции развития в ХХ столетии связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях. Идея всеобщности развития, издавна разрабатываемая философией, является в настоящее время идеей полинаправленного развития и его многомерных представлений.

Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Таким образом, можно выделить три формы развития:

– одноплоскостное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности;

– регрессивное развитие, то есть переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности;

– прогрессивное развитие, то есть переход из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности.

Развитие бывает:

1) экстенсивное (в виде проявления и увеличения уже имеющегося) и интенсивное (в виде возникновения качественно новых форм);

2) экзогенное (то есть ненастоящее, не подлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром) и эндогенное , (то есть настоящее развитие, источник которого находится внутри самого развивающегося);

3) индивидуальное и всеобщее ;

4) эволюционное (в виде медленных постепенных изменений) и революционное (характеризуемое глубокими, качественными, скачкообразными изменениями).

Признаки развития:

– качественный характер изменений;

– необратимость;

– закономерность;

– единство количественных и качественных изменений;

– взаимосвязь прогресса и регресса;

– развертывание во времени;

– направленность.

Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания и преобразования действительности.

Гегель сформулировал следующие основные законы развития:

– закон отрицания отрицания;

– закон единства и борьбы противоположностей;

– закон перехода количества в качество.

Существуют следующие модели развития:

1. Классическая модель развития (Кант, Гегель).

2. Градуалистическая модель Г. Спенсера (gradation – постепенное изменение).

3. Модель «творческой эволюции или «эмерджентизма» (Л. Морган, А. Бергсон).

4. Натуралистическая модель.

5. Антропологическая модель (Сартер).

6. Диалектико-материалистическая модель.

7. Равновесно-интеграционная модель.

Управление развитием заключается в способствовании продвижению процесса развития, прогнозировании возможных катаклизмов и путей их преодоления.

Мировое развитие переходит в постиндустриальную, информационную эпоху. Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном управлении.

В экономике выделяют следующие типы развития:

1. Экстенсивный тип развития: характеризуется как способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня.

2. Интенсивный тип развития рассматривается как способ повышения интенсивности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации производства и лучшей мотивации труда, новых техники и технологий и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане.

3. Инновационный тип развития характеризуется комплексным преимущественным использованием системных научнотехнологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных субъектов.

Основная задача инновационного менеджмента – поэтапный перевод социально-экономической системы на инновационный тип развития.

1.2. Особенности современной социально-экономической среды: ньютонианаская парадигма и теория хаоса. Хаордическая организация

Традиционно социальный и организационный мир рассматривается с позиции теории Ньютона как хорошо отлаженный механизм, где все процессы достаточно предсказуемы и подчиняются общим законам. При этом причинно-следственные связи просты, четко определены и линейны. Эта так называемая ньютонианская парадигма подразумевает, что в системе менеджмента распоряжения должны исходить сверху вниз, а структура организации должна быть направлена на поддержание решений руководства. Чем более стабильна организация и предсказуемо ее поведение, тем больших успехов добивается организация в выполнении своих функций. Согласно ньютонианской парадигме, именно поддержание равновесия является главной задачей организационных лидеров.

Однако новыми чертами внешней среды существования организаций являются нелинейность, нестабильность, возрастающие темпы изменчивости ее ключевых экономических параметров. Отношения в организациях, представляющих собой сложные системы, становятся все более непредсказуемыми, подверженными влиянию множества факторов. Такие отношения можно описать уже с помощью теории хаоса.

Характеристики современной социально-экономической среды.

1. Технологии . Новые технологии ровышают эффективность, продуктивность, скорость воспроизводства и потребительскую заинтересованность.

2. Глобализация . Возрастает взаимозависимость региональных экономик, развиваются потоки информации, товаров, капитала. Компании зависят друг от друга, и эта зависимость усиливается и расширяется географически.

3. Конкуренция . Технологии и глобализация приводят бизнес в состояние жесткой борьбы за долю на рынке.

4. Изменения . Изменения носят перманентный характер и их темпы увеличиваются в геометрической прогрессии.

5. Скорость . Значительное увеличение скорости технологических операций сопровождается ускорением хозяйственных процессов и темпа жизни людей.

6. Сложность и парадоксы . В определенных ситуациях возникают парадоксы и дилеммы, повышающие сложность и без того многофакторной среды существования.

Эти черты действительности породили новую организационную парадигму , согласно которой мир характеризуется незапланированными событиями и непредсказуемыми исходами и последствиями.

Будущее не может быть четко представлено, но можно предсказать степень его контролируемости с использованием теории хаоса.

Люди склонны воспринимать хаос как беспорядок, путаницу. Однако в рамках научного подхода хаос представляется как сложный, непредсказуемый и организованный беспорядок, в котором модели организационного поведения принимают нерегулярные, но тождественные формы.

Хаордические – это организации, которые объединяют в себе черты хаоса и порядка. Чтобы создать хаордическую организацию, необходимо предварительно погрузить всю организацию в беспорядок и, в соответствии с нормами теории хаоса, тем самым подготовить к появлению нового порядка.

Характеристики хаордической организации:

1. Знание и обмен информацией . Знание является одной из важнейших причин изменений. Например, компания «Хьюлетт-Пакард» разработала концепцию, в которой внимание состередочено на обеспечении эффективного и точного обмена информацией между подразделениями.

2. Инновации и творчество . Данные характеристики требуют, чтобы организационная культура постоянно изменялась и корректировалась. Необходим экспериментальный, рискованный подход к функционированию организации.

3. Работа в команде и проектная ориентация . Люди с творческими идеями должны взаимодействовать друг с другом и с другими группами. Работа должна осуществляться в командах, которые более гибки и способны к изменениям по сравнению с традиционными подразделениями. Команды после выполнения задания должны распускаться.

4. Разнообразие . Для более эффективной творческой работы специалисты в разных областях должны работать вместе, что способствует выработке наиболее удачных идей.

5. Прочная система ценностей . В традиционных организациях объединяющим началом служит административный контроль, в хаордических – ключевые ценностные установки.

Функции менеджеров в хаордических организациях и в будущем.

1. Управление изменениями . Менеджер должен уметь помочь персоналу перейти от индустриальной модели развития к информационной, уметь разрешать конфликты, принимать нетривиальные решения, экспериментировать и постоянно приобретать новые навыки. Он должен сглаживать негативные проявления и поощрять позитивные устремления персонала.

2. Формирование гибкости и жизнестойкости . Изменения приводят к тому, что многие работники чувствуют себя неспособными к адаптации в новых условиях. Задача менеджеров состоит в том, чтобы повысить стойкость и способность людей к изменениям. Они должны помогать работникам осмысливать новую действительность, объяснять природу хаоса и необходимость перемен.

3. Дестабилизация системы . Модель, в которой стабильность является главным приоритетом, ограничивает менеджеров в выборе стратегий. Многие организации, не успевая приспособиться к инновациям, погибают. Менеджеры должны создать условия, способствующие воспроизводству инноваций, путем создания хаоса или нарушения стабильности. Простой путь разрушения стабильности – это поддержание состояния напряжения.

4. Управление порядком и беспорядком . Принципы самоорганизации, заложенные в теории хаоса, могут создать впечатление, что данный механизм не требует участия менеджеров. Но именно менеджеры определяют политику организации в сфере балансирования между порядком и необходимыми переменами. Эффективность менеджмента проявляется в том, чтобы вовремя определить, какое именно состояние необходимо в данный момент для организации и какое потребуется завтра.

5. Создание и поддержание обучающейся организации . Важной функцией менеджеров является создание условий, в которых каждый сотрудник вовлечен в процесс постоянного обучения.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки развития.

2. Каким образом проявляется взаимосвязь понятий «развитие» и «диалектика»?

3. В чем суть теории хаоса?

4. Какие организации называются хаордическими?

5. В чем состоит основная задача менеджеров хаордической организации?

2. ВВЕДЕНИЕ В ИННОВАТИКУ

2.1. Возникновение и содержание категории «инновация». Понятие новизны. Инновационный менеджмент

Инноватика – это наука о нововведениях.

Предметом ее изучения являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в ХIХ в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. Только в начале ХХ в. стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

– статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства);

– динамическую (инновация). Динамическая ситуация означает развитие как особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота.

Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений.

1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.

2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.

3. Изменения вследствие использования нового сырья.

4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.

5. Изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х годах ХХ в. Й Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация (от англ. innovation ) = новшество = нововведение – результат интеллектуальной (творческой) деятельности по созданию нового или усовершенствованного продукта или процесса, т.е. объект внедрения.

Инновация – это любые идея, продукт, услуга или процесс (в том числе технология, метод, принцип), обладающие свойством новизны, отличающей их от предшествующих аналогов.

Во всем многообразии подходов к определению сущности нововведения можно выделить два основных. В одном случае «нововведение – это идея, практика или продукт, воспринимаемые индивидом как новые», то есть результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом – «нововведение есть генерирование, принятие и внедрение новых идей, процессов, продуктов и услуг», то есть процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов в практику.

В целях упорядочения терминологии специалисты предлагают использовать два понятия: нововведение (инновация) и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и пр.) и нововведению как процессу создания и переноса новшества в сферу его применения.

Относительно содержательной стороны инноваций Й. Шумпетер не разделял нововведения на те, которые содержат изобретения, и те, которые их не содержат. Нововведение может означать «либо комбинацию новым способом существующих факторов производства, воплощенных в новых заводах, а как правило, и в новых фирмах, либо новые товары или еще не опробованные методы (производства), или производство для нового рынка, а также производство с использованием новых средств производства» (по Й. Шумпетеру), нововведения также «не обязательно должны быть техническими или «вещественными» (по П. Друкеру).

Любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах в виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований.

Каждое нововведение характеризуется степенью новизны. Новизна является обязательным свойством и самостоятельной ценностью любого нововведения, отличая его от предшествующих новшеств.

Новизна – это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Факторы, определяющие новизну продукции:

– оригинальность идеи;

– величина затрат на НИОКР;

– коэффициент обновления основных фондов;

– расходы на маркетинг;

– норма прибыли;

– объем продаж.

Новизна – это также свойство продукции, действующее определенный период времени, который ограничивается наступлением срока ее морального старения.

Виды новизны:

– абсолютная новизна – фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству;

– относительная новизна – определяется относительно выбранного признака и имеет несколько разновидностей:

а) частная новизна – когда отдельные элементы являются новыми;

б) условная новизна – возникает при необычном сочетании ранее известных элементов;

в) стоимостная новизна – когда затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, будут ниже, чем у заменяемой;

г) целесообразная новизна – означает лучшие производительные и потребительские свойства продукции;

д) рыночная новизна – возникает при увеличении числа выполняемых функций изделием и изменении потребностей покупателей.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как (прил. 1):

– процесс (Б. Твисс, В. Рапопорт, Б. Санто, В.С. Кабаков и др.);

– система (Н.Л. Лапин, Й. Шумпетер);

– изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);

– результат (А. Левинсон, Ф.Г. Гурвич и др.).

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как явление, которое обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Инновации являются объектом рассмотрения различных наук. Философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения. В технических науках внимание акцентируется на технической и технологической сторонах нововведений. В экономических науках акцент делается не только на процессе внедрения, но и на широкомасштабном рентабельном использовании новшества.

Инновационная деятельность – это деятельность, связанная с получением и воспроизводством новых научных знаний и их реализацией в материальной среде общества.

В общем случае менеджмент представляет собой деятельность, направленную на планирование, организацию и эффективное использование трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов для достижения целей организации. Инновационный менеджмент является специальной функцией или отдельным направлением менеджмента.

Инновационный менеджмент – это управление разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации: разработка новых продуктов, новых технологий, внедрение новой организационной структуры, выход на новые рынки и т.д.

Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом научных и специальных дисциплин (рис. 2.1).

Основная задача инновационного менеджмента состоит в формировании среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений.

Год выпуска: 2007

Жанр: Бизнес

Издательство: «Дашков и К°»

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: 382

Описание: Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. Это в равной мере относится как к государствам и их сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность - императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.
У истоков любого новшества, ставшего достоянием общества, т. е. инновации, всегда стоит конкретный предприниматель, рискнувший поверить в его необходимость для людей, перспективность и, конечно же, коммерческую выгодность. Поэтому можно сказать, что нашим сегодняшним достижениям мы во многом обязаны не просто бизнесу вообще, а прежде всего предпринимательству с большой буквы - инновационному предпринимательству.
В настоящем учебном пособии рассматривается большинство основных теоретических и практических аспектов этого феномена.
Сегодня экономика России выходит на новый уровень хозяйственных отношений, который характеризуется началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему. Такое развитие событий не только создает предпосылки для дальнейшего поступательного развития нашей страны, но и предъявляет более жесткие требования к повышению ее конкурентоспособности, технической реконструкции ее устаревшего производственного аппарата, формированию широкой прослойки отечественных предпринимателей инновационной направленности, менеджеров всех уровней, которые не только осознают безальтернативность для нашей страны инновационному типу развития, но и могут создать реальные условия для этого, где бы они ни трудились.
На пути формирования инновационного типа развития в нашей стране стоит немало проблем, тормозящих его развитие. Это вопросы социально-психологического, экономического и правового порядка. Проблема формирования, становления и развития типа инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.
Книга «Инновации» содержит систематизированное изложение методологических основ инновационного развития экономики страны и написана на базе лекционных курсов, которые авторы преподавали в ряде вузов Москвы. Представлены важнейшие сведения по формированию национальной инновационной системы России и ее финансовому обеспечению. Большое внимание уделяется учету и управлению рисками и неопределенностью при инвестировании инновационной деятельности, а также формированию концептуальных основ организационного развития современных предприятий (фирм).
Учебное пособие «Инновации» предназначено для студентов и аспирантов экономических специальностей вузов, а также специалистов в области предпринимательства и бизнеса. Содержание учебного пособия
«Инновации»

Теоретические основы инновационного развития экономики
1.1. Экономические аспекты инновационного развития
1.2. Основные источники инновационного развития экономики
1.3. Вопросы определения инновационного потенциала национальной экономики
Формирование национальной инновационной системы России
2.1. Основы концепции национальной инновационной системы
2.2. Актуальность создания национальной инновационной системы России
2.3. Роль государства в регулировании инновационной деятельности
Инновационная активность как фактор реализации инновационного потенциала страны
3.1. Состояние инновационного потенциала России
3.2. Реализация конкурентных преимуществ как импульс инновационной активности
3.3. Активизация коммерциализации результатов исследовательской деятельности
3.4. Практика инновационной модернизации национальной экономики
3.5. Опыт регулирования инновационных процессов в регионе (на примере Самарской области)
Финансовое обеспечение инновационного развития экономики России
4.1. Финансовые источники активизации инновационной деятельности
4.2. Инвестирование наукоемких производств на различных уровнях хозяйствования
4.3. Современные формы финансового обеспечения инновационной сферы с участием государства
Управление риском и неопределенностью при инвестировании венчурной (инновационной) деятельности
5.1. Неопределенность и риск в инновационной сфере экономики
5.2. Классификация предпринимательских рисков
5.3. Оценка общего инновационного риска
5.4. Механизмы управления и снижения инновационных рисков
Организационное реформирование отечественных предприятий как условие перехода к инновационной экономике
6.1. Основные факторы и современные тенденции изменения организационных структур хозяйствующих субъектов
6.2. Формирование концепции организационного развития предприятий
6.3. Выбор и проектирование организационных структур
6.4. Организационное развитие на основе внешних источников роста
6.5. Организационно-производственная чувствительность предприятий к нововведениям

Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).

Имитационная стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями (компаниями), так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.

Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее.

Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств.

Кроме этих видов стратегии, инновационная стратегия предприятий может быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально нового продукта (технологии), привлечение специалистов конкурирующих организаций и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы между этими стратегиями.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность продуктовой ориентации инноваций?

2. Почему при создании инноваций необходим новый концептуальный подход – ориентация на рынок?

3. Перечислите основные факторы, от которых зависит коммерческий успех (эффективность) инноваций.

4. Охарактеризуйте сущность стратегии.

5. Чем вызывается необходимость в инновационной стратегии?

6. Изложите последовательность разработки стратегии.

7. Какие виды стратегии характерны для инновационной деятельности?

8. Дайте краткую характеристику наступательной инновационной стратегии.

9. В чем заключается разница между поглощающей и имитационной стратегией?

10. Можно ли использовать виды инновационной стратегии в различных комбинациях?

Организационные формы инновационной деятельности

3.1. Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности

3.1.1. Сущность организации инновационной деятельности

Организация инновационного процесса – деятельность по объединению усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. Цель организации – упорядочение инновационного процесса, улучшение его характеристик, ликвидация потерь, связанных с повторным проведением (дублированием) исследований и разработок, неполным использованием имеющихся открытий, медленным осуществлением процесса «исследование – производство».

Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью. Неопределенность достижения цели, т. е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5-10 %, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85–90 %, а в процессе разработок – до 95–97 %. Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перерасхода средств. Короче говоря, организация инновационного процесса основывается на учете его вероятностного характера, статистической природы действующих здесь закономерностей.

Организация инновационного процесса в широком смысле включает организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ), организацию труда персонала и организацию управления. В данном разделе рассматривается в основном первая группа вопросов.

Высокие темпы и эффективность обновления продукции, технологических процессов, их конкурентоспособность (на внутреннем и внешнем рынках) во многом определяются организационной составляющей инновационного механизма. При этом особую роль играют организации, в которых сосредоточены основные работы по созданию и освоению инноваций, – отраслевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, опытные и специальные конструкторские бюро, конструкторские бюро и отделы предприятий (объединений), акционерных обществ. В общем виде научные и научно-технические организации (независимо от отраслевых и региональных особенностей, секторов науки) можно классифицировать следующим образом:

Научно-исследовательские институты (НИИ);

Конструкторские бюро (КБ);

Проектно-технологические институты (ПТИ);

Проектно-конструкторские институты (ПКИ);

Государственные проектные институты (ГПИ).

При этом под научной (научно-технической) организацией следует понимать специализированное и обособившееся хозяйственно самостоятельное учреждение, главной целью которого является проведение научных исследований (фундаментальных, поисковых и прикладных) или научно-технических разработок (конструкторских, технологических, проектных, организационных). К научным организациям (учреждениям) относятся организации, которые систематически ведут научные исследования в определенной области знаний и отрасли наук по плану научных работ, составленному с учетом потребностей рынка в инновациях (новшествах) и государственных интересов, имеющие источники финансирования на проведение исследований.