Количественный подход к управлению предполагает. Современные подходы в менеджменте

Основные подходы к менеджменту

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные подходы к менеджменту
Рубрика (тематическая категория) Менеджмент

Во второй половинœеXX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического разви­тия, усилением элементов неопределœенности и непредска­зуемости внешней среды, обострением конкурентной борь­бы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены были осуществлять перестройку управ­ления с целью повышения уровня организационной дея­тельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определœенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуа­ционный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения.

К примеру, с 50-х по 70-е гᴦ. XX в. доминировал количественный подход . Отправным моментом применения математических ме­тодов в управлении явилось образование в 1930 ᴦ. в Кливленде (США) ассоциации ʼʼМеждународное обще­ство для развития экономической теории в связи со ста­тистикой и математикойʼʼ, в которую входили известные экономисты И. Фишер, И. Шумпетер, Р. Фриш и др.
Размещено на реф.рф
Ассоциация выпускала журнал ʼʼЭконометрикаʼʼ. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на базе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие про­блемы постепенно стали исследоваться по специализиро­ванным направлениям: исследование операций, экономет­рика, теория принятия решений и другие. По своей сути, исследование операций - ϶ᴛᴏ примене­ние методов научного исследования к операционным про­блемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает мо­дель ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модель – представление объекта (си­стемы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свой­ства. В менедж­менте моделирование крайне важно в силу сложности проб­лем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ уви­деть будущее.

Ключевой характеристикой количественного подхода является замена словесных рассуждении и описательного анализа моделями, символами и количественными значе­ниями. Самый крупный толчок к применению количествен­ных методов в менеджменте дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструи­ровать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Говоря о значении количественного подхода, следует отметить два момента:

1) подход углубил понимание сложных управленче­ских проблем благодаря разработке и применению моделœей;

2) подход позволил облегчить руководителям приня­тие решений в сложных ситуациях.

Вместе с тем, влияние науки управления или количе­ственного подхода было значительно меньше, чем влия­ние бихевиористского подхода отчасти потому, что гораз­до большее число руководителœей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого по­ведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Вместе с тем, до 60-х гᴦ. XX в. лишь у очень немногих руководителœей было образование, достаточное для понимания и применения сложных коли­чественных методов.

Именно ʼʼколичественная школаʼʼ в мировой управлен­ческой мысли стимулировала привлечение положений те­ории систем, кибернетики – областей науки, синтезирую­щих, интегрирующих сложные явления в управлении, что способствовало преодолению кон­фликта между рационализмом сторонников ʼʼнауки управ­ленияʼʼ и романтизмом энтузиастов налаживания гармо­нии в человеческих отношениях.

Концепцияпроцессного подхода , сложившаяся в данный же период (50–70-е гᴦ. XX в.), рассматривает управление как процесс. Работа по достижению целœей - ϶ᴛᴏ не единовременное действие, а серия непрерывных и взаимо­связанных действий – управленческих функций. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимо­связанных процедур, операций, действий. Процесс управ­ления является общей суммой всœех этих этапов управлен­ческого цикла.

В современной теории нет единства по поводу перечня функций управления. Как известно, А. Файоль, которому принадлежит первона­чальная выработка этой концепции, насчитывал пять функций. Дру­гие авторы разработали иные перечни функций. Факти­чески почти в каждой публикации по управлению содер­жится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В совре­менной литературе по менеджменту чаще всœего выделяют­ся следующие функции: планирование, организация, ру­ководство, координация, контроль, мотивация, принятие решений.

Системный подход (60 – 90-е гᴦ.XX в.) – направле­ние методологии научного познания и социальной практи­ки, в базе которого лежит исследование объектов как систем. Большой вклад в развитие системного подхода, как мы уже говорили, внес А. А. Богданов.Изложением принципов общего иссле­дования систем также занимались Л. фон Берталанфи, К. Болдинг, С. Вир, Н. Винœер и другие.

Системный подход явился одной из наиболее существен­ных тенденций в развитии менеджмента во второй поло­винœеXX века. Он послужил общей методологической ос­новой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях зна­ния, в т.ч. и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всœегда имеют дело с объектами, являющими­ся совокупностью разнообразных взаимосвязанных элемен­тов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.

Буквальное значение термина ʼʼсистемаʼʼ – ʼʼцелое, со­ставленное из частейʼʼ, комплекс элементов, находящих­ся во взаимодействииʼʼ. Этот термин используется для опи­сания самых различных явлений и трактуется как пра­вильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:

‣‣‣ сложность объекта и его целостность;

‣‣‣ способность делиться на подсистемы;

‣‣‣ быть элементом системы более высокого порядка;

‣‣‣ образовывать особое единство со средой.

Важнейшим интегративным признаком системы явля­ется эффект целостности или, по определœению У. Эшби, ʼʼэмерджентностиʼʼ, то есть появление у данной совокупно­сти объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой дея­тельности под системой понимают организованное множе­ство структурных элементов, взаимосвязанных между со­бой и выполняющих определœенные функции. Целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами эле­менты детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть ʼʼправо на существованиеʼʼ.

Системный подход, впервые примененный в США для достижения военных целœей (создание атомной бомбы), по­лучил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в т.ч. в менеджменте. Сис­темный подход применяется при решении задач, предпо­лагающих изучение или создание системных объектов вы­сокой сложности, а также управления ими. В каждом кон­кретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, про­цедур, инструкций, эталонов и приемов исследования дан­ных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной страте­гии их изучения. Важнейшие принципы системного под­хода:

‣‣‣ процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целœей;

‣‣‣ крайне важно рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять всœе последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

‣‣‣ необходимы выявление и анализ возможных альтер­нативных путей достижения цели;

‣‣‣ цели отдельных подсистем не должны вступать в кон­фликт с целями всœей системы;

‣‣‣ восхождение от абстрактного к конкретному;

‣‣‣ единство анализа и синтеза, логического и истори­ческого;

‣‣‣ выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Системный подход применительно к управлению дает возможность:

‣‣‣ с учетом всœей совокупности экономических и соци­ально-политических условий четко сформулировать цели и узнать их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением;

‣‣‣ установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ре­сурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;

‣‣‣ подготовить и всœесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения постав­ленных целœей при минимальных затратах;

‣‣‣ осуществить выделœение и распределœение материаль­ных и финансовых ресурсов;

‣‣‣ оценить управленческий потенциал системы и выяс­нить возможности делœегирования полномочий по уровням иерархии управления.

Применение системного подхода к управлению обеспе­чивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установле­ние иерархического порядка подчинœения и ответственность в рамках подсистемы, определœение обязанностей и прав принятия решений.

Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стра­тегического менеджмента.

В 70-е гᴦ. XX в теоретический и практический менедж­мент вошел еще один подход –ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Т. Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, про­изводящих и продающих разнообразную продукцию. Ав­торы рассматривали работу этих предприятий в стабиль­ных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная струк­тура управления. Важно заметить, что для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условии – органичес­кая структура.

Ситуационный подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно си­туационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро ре­шать проблемы в конкретной ситуации, и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непо­средственного приложения полученных теоретических зна­ний к практике. Сущность ситуационного подхода заклю­чается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация - обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и тех­нологий управления. В управлении нельзя искать универ­сальную технологию выхода из какой-либо ситуации. Она всœегда конкретна, уникальна, хотя и содержит неко­торые общие приемы, формы и процедуры.

Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что всœе принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Ра­стущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер.НаЗападе распространена ʼʼтеория обстоятельствʼʼ, сущность которой состоит по сути в том, что в отличие от единствен­ного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положе­ния, что самый лучший путь - ϶ᴛᴏ не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способ­ность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоя­тельствам.

Смысл ситуационного подхода можно свести к двум по­зициям:

1. Неопределœенность условий управления – важнейшая детерминанта͵ предопределяющая выбор методов и форм управления;

2. Надо соотносить ʼʼконтекстуальныеʼʼ переменные об­стоятельства (четко определœенный набор) с главными внут­ренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).

Основное конструктивное положение ситуационного под­хода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целœей.

Ситуационный подход ориентирует субъект управления:

‣‣‣ на поиск движущей пружины ситуации;

‣‣‣ на выявление связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический ме­тод) и прогноз развития ситуации в будущем. В про­тивном случае поверхностное решение – очередное ʼʼизобретение велосипедаʼʼ;

‣‣‣ на соотношение управленческой ситуаци­онной задачи с задачами глобального уровня. Ина­че – ʼʼситуационный пленʼʼ, ʼʼтекучкаʼʼ;

‣‣‣ на обоснование и использование опти­мальных методов, форм, технологий, решений управ­ленческих проблем в данной ситуации. Иначе –обо­стрение ситуации;

‣‣‣ на формирование адаптивного стиля управ­ления: новая тактика в новых обстоятельствах. Ина­че – отставание, застой, регресс, крах.

Для менеджера исключительно важным является меха­низм реализации ситуационного подхода. В этой связи воз­никает вопрос: возможна ли стандартная процедура при­нятия управленческих решений в различных обстоятель­ствах? Скорее всœего, нет. При этом определœенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен.

Основные подходы к менеджменту - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные подходы к менеджменту" 2017, 2018.

Cтраница 1


Количественный подход к фотохимической реакции требует, чтобы измеряли и количество превратившегося вещества и количество поглощенного света. Изменения концентраций веществ можно измерять обычными способами, поэтому в данной главе мы будем касаться таких измерений лишь тогда, когда это будет вызвано особыми условиями проведения фотохимического эксперимента.  

Количественный подход предполагает перевод качественной шкалы измерений в количественную, что создает благоприятные предпосылки для использования формальных методов анализа, прогнозирования и оптимизации с целью выбора наилучших стратегий.  

Количественный подход к исследованию индукционных эффектов, не зависящих от величин электроотрицатель-ностей, предложен Беллами и Уильямсом и развит на основе их исследований природы эффектов поля. Проведение этих исследований было связано с предшествующей работой Смита, Ри, Мэйджи и Эйринга по количественным соотношениям между индукционными силами и диполь-нымн моментами связей. Этими авторами разработан полу-классический метод, который позволяет вычислять остаточные суммарные заряды отдельных атомов небольших молекул в предположении, что вдоль связей действуют только индукционные силы. Значения, полученные таким образом, могут быть выражены в величинах дипольных моментов отдельных связей, и показано, что у ряда метилгалоге-нидов при векторном сложении их моментов связей получаются значения дипольных моментов молекул, которые находятся в блестящем согласии с экспериментальными данными. Этот метод развит Беллами и Уильямсом для вычисления дипольных моментов карбонильных связей таких соединений, у которых мезомерные эффекты малы или совсем отсутствуют. Они также получили значения дипольных моментов молекул, хорошо согласующиеся с экспериментальными результатами, и продолжили это исследование с целью показать, что полученные таким образом значения дипольных моментов карбонильной связи находятся в простой линейной зависимости от наблюдающихся частот колебаний. Верхняя прямая относится к специальному случаю соединений CF3СОХ, у которых эффекты поля превалируют над индукционными эффектами, и будет обсуждаться ниже в соответствующем разделе.  

Количественный подход сводится к решению различного ряда экстремальных задач, качественный - к сравнению любой пары возможных действий с помощью методов теории бинарных отношений.  

Количественный подход к экономике позволяет в первую очередь определить, насколько производство способно удовлетворить сложившиеся и перспективные потребности. Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.  

Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на макроуровне. В частности, метод межотраслевых балансов, предложенный американским экономистом В. Леонтьевым, успешно применялся во многих странах, в том числе и у нас для принятия управленческих решений на уровне народного хозяйства и выработки экономической стратегии государства.  

Количественный подход в РЭС основан на том, что интенсивности линий, характеризующие атомы данного элемента, находящиеся в одинаковом структурном положении (в одних и тех же группах), в известном приближении пропорциональны числу этих атомов. Но РЭС дает больше информации, чем простые стехиометрические соотношения, потому что позволяет судить и о валентных состояниях атомов.  

Традиционный количественный подход к индукционному взаимодействию основан на соответствующих эффектах заместителей (см. раздел 1.6) [ 6, 10, И, 37, с. Поскольку качественная интерпретация наблюдаемых эффектов заместителей возникла существенно раньше формального количественного подхода, постольку понятие индукционного эффекта было введено независимо от последнего. Вопрос о возможности определенного физического толкования индукционного эффекта вообще не ставился как некая проблема, а обсуждалось лишь, какое из этих толкований следует считать правильным. Ни тот, ни другой подход не был развит до работающей физической модели.  

Рассмотренные количественные подходы на основе анализа механизма гетерогенного катализа не всегда обеспечивают исчерпывающее решение задач прогнозирования свойств и подбора катализаторов в силу объективных причин, связанных с незавершенностью теории катализа.  

Хотя количественный подход к ионообменным равновесиям на основании закона действующих масс, когда константы равновесия выражены через концентрации, а не через активности, является приближенным, все же он оказывается весьма полезным.  

Хотя количественный подход к ионообменным равновесиям на основании закона действующих масс, когда константы равновесия выражены через концентрации, а не через активности, является приближенным, все же во многих случаях он оказывается весьма полезным. На основе так называемых концентрационных констант ионного обмена могут быть, например, построены ряды сродства катионов к данной смоле, позволяющие предвидеть возможности ионообменных разделений.  

Характер изменения статических давлений вдол линий тока регулирующего органа при различных стадиях кавитации. / - газовая кавитация. 2 - паровая кавитация. 3 - режим запирания.  

Рассмотрим количественные подходы к оценке возможности возникновения кавитации в конкретной АСР.  

Хотя количественный подход был разработан для измерения способности обслуживать коммерческий кредит, для большей части компаний при оценке имеющейся информации окончательное решение о предоставлении кредита базируется на позиции аналитика. В потребительском кредите, где различные характеристики личности количественно измеримы и решение о предоставлении кредита принимается на основании данных об общей задолженности, успешно применяются числовые оценки. Пластиковые кредитные карточки, которые есть у многих из вас, часто выдаются после получения данных системы проверки кредитоспособности, в том числе таких характеристик, как возраст, профессия, стаж работы, размер личной собственности, срок проживания в данном месте, телефон и годовой доход. Систему числовых оценок используют и компании, предоставляющие коммерческий кредит. В связи с общим ростом коммерческого кредита множество компаний обнаружили, что заслуживают внимания числовые оценки кредитоспособности для отсева принимаемых и отклоняемых заявок. Затем аналитик может направить свои усилия на оценку дополнительных заявок.  

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, состоящий из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называются управляющими функциями. Процесс управления состоит из 4-х основных функций: планирования, организация, мотивация, контроль. И связывающих функций: принятия решений и коммуникации. Каждая управляющая функция тоже представляет процесс, потому что состоит из серии непрерывных взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех действий.

Количественный подход . Появляется этого подхода связанно с переходом от экстенсивных методов управления производством к интенсивным. Количественный подход сформировался в 50-е г и совершенствуется до сих пор. Представители Р. Акофф, С. Бир, Р. Люс и т.д.

В развитие этого подхода существенный вклад внесли такие науки, как математика, инженерные науки, информатика. Основной особенностью этого подхода явилась замена рассуждения и описания анализа моделями, символами.

Количественные методы получили название «исследование операций». Их суть сводится к следующему: для начала выделяются проблемы организации, затем разрабатывается модель ситуации, переменным которой задаются количественные значения. Это позволяет эффективно описать и оценить каждую переменную и отношения между ними.

В рамках количественного подхода разработаны следующие методы принятия решений:

0 Методы платежной матрицы

1 Дерево решений

2 Управления по целям

3 Кружки качества

4 Мозговой штурм

5 Портфельный менеджмент (управление портфелем инвестиций)

Системный подход рассматривает процессы и явления в виде совокупных целостных элементов, структурных движущих ими.

Теория систем впервые была применена в точных науках и техники.

Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг.явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из который вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существуют два типа систем: открытые и закрытые.

Ситуационный подход – «кейсовый подход» был направлен на развитие ситуационного мышления, этот подход чаще всего используют вне стандартных ситуациях, ситуация неопределенности и риска. Воспитывает у менеджера такие качества как гибкость, предвидение, способность принимать запрограммированное решение в нестандартных ситуациях, быть оригинальным в достижении цели. Суть подхода состоит в том, что результаты одних тех же управленческих действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому менеджер должен действовать исходя из того в какой ситуации он действует.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход внес большой вклад, в теорию управления используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е.конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время . Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретных ситуациях.

Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что концепция традиционной теории управления, бихевиорической школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Ситуационный подход в процессе управления

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах их решения. В нем также сохранена концепция управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации более эффективно.

Ситуационный подход концентрирует на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно определить как четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои слабые и сильные стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь указывать конкретные проблемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект или дали бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

В рамках количественного подхода управление рассматривается как логический процесс, поддающийся математической формализации. Важной предпосылкой развития количественного подхода был бурный научно-технический прогресс послевоенных лет и появление компьютеров, что позволило быстро обрабатывать большой объем информации и создавать сложные управленческие модели с большим количеством переменных.

Отличительной особенностью количественного подхода является замена описательного анализа явлений и процессов и словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Представители данной школы исследовали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели.

Тем самым перед разработчиками количественного подхода ставилась задача – исследовать процессы принятия решений на основе математических методов анализа и с помощью ЭВМ. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др. Первые разработки по этим направлениям появились в 40‑е гг. ХХ века.

Большой вклад в развитие теории управления внесли математика, статистика, инженерные науки и связанные ними об­ласти знания. Однако до середины ХХ века количественные методы анализа использовались в управлении недостаточно. Только во второй половине ХХ в. развитие точных наук обусловило широкие внедрение в сферу управления количественных методов анализа. В результате в рамках количественной школы сформировалось особое исследовательское направление, получившее название исследование операций.

Исследование операций – этодисциплина, занимающаяся выработкой количественных рекомендаций, необходимых при планировании и организации операций. Под операцией в смысле этой науки понимается любое целенаправленное действие человека, группы людей и систем человек-машина. Исследованием операций называется теория математических моделей принятых оптимальных решений и практика их использования.

То есть, по своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования (в первую очередь математического) к операционным проблемам организации.

В первой половине ХХ века в СССР сформировалось экономико-математическое направление, представители которого внесли огромный вклад в развитие количественного подхода. Наиболее известными их них являются: Г. А. Фельдман, Л. В. Канторович, В. В. Новожилов и В. С. Немчинов.

Важную роль в развитии методологии исследования управления и развитии теории управления производством в целом сыграла кибернетика . Ее основателем считается американский ученый Норберт Винер. В основе кибернетики лежит рассмотрение управления как информационного процесса. Кибернетика предполагает, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций, предоставляющих информацию и позволяющих организму приспособиться к своему окружению. Винер пытался проанализировать механизм взаимоотношений между человеком и машиной и влияния, которое он оказывает на общество.

Кибернетика как всеобщая наука управления представляет собой, по сути, наиболее общий, неконкретный подход к рассмотрению управленческого процесса, поскольку предполагает почти полное абстрагирование от содержательной стороны управления.

В 50–60‑е гг. ХХ в. математические методы исследования операций, не связанные с необходимостью учета поведения людей, стали широко применяться для принятия решений по наиболее сложным управленческим ситуациям. В первую очередь это относится к исследованию и решению таких проблем, как: управление запасами (материальными, финансовыми и др.) и транспортными потоками; оптимизация производственной программы предприятия; распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства разной продукции на промышленных предприятиях; выбор оптимальной стратегии поведения и др. Указанные задачи решаются только математическими методами, с которыми тесно связаны сетевые методы планирования и управления, в частности СРМ (метод критического пути) и PERT (метод оценки и пересмотра программ).

Таким образом, со второй трети ХХ в. математические методы получили широкое распространение в управленческих исследованиях и вывели управленческую науку на новый уровень.

Таким образом, количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования. Использование различных методов, разработанных в рамках количественного подхода, позволяет значительно повысить качество принимаемых решений на основе использования научного подхода, моделирования ситуаций и системной ориентации исследования.

Становление количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других областей знаний. Научный метод при анализе работы еще применял Ф.У. Тейлор. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались недостаточно.

Возмож­ность использования достижений математики послужило основанием для создания школы «науки управления» - «количественной» школы. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы, теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем вне­сла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Предста­вители этой школы способствовали углубленному пониманию сложных управленческий проблем благодаря разработке и применению моделей, использовали точные методы для принятия решений в сложных ситуаци­ях. Толчок к применению этих методов в управлении дало внедрение и развитие компьютерной техники.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных на­правления:

Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математиче­ских методов и ЭВМ.

За период, предшествующий формированию школы науки управления, была создана теория управления, ко­торая в состоянии не только объяснить практику, но и дать конкретные рекомендации по совершенствованию действий для управляющих. Было разработано большое количество «принципов», «заповедей», «правил», «памя­ток» и т. д. Однако управляющие далеко не всегда при­бегали к использованию этих.советов, так как зачастую они оказывались абстрактными и трудно применимыми на практике. Отдельные положения теории представля­ли собой только научную ценность. Очень часто это мало заботило исследователей. Такой подход к управ­ленческим проблемам получил название эмпирическо­го. Главным его содержанием является утверждение, что эффективность управления зависит от умения управ­лять людьми.

При всем разнообразии взглядов, развиваемых в рамках эмпирической школы, ее сторонников объединяет откровенно прагматическая ориента­ция, которая основывается на изучении практики управления с целью вы­работки рекомендаций, имеющих, как правило, непосредственное практи­ческое значение.

Представители этой школы обычно подчеркивают, что не стоит пре­небрегать достижениями математики, кибернетики и других наук. Но ре­шающее значение они придают непосредственному опыту управления, доказывая, что сама по себе управленческая деятельность остается в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика.

Это направление претендует на роль создателей американской науки управления, научного менеджмента. Проблему управления производством представители менеджеризма рассматривают как проблему управления людьми, а научный менеджмент - как научно разработанный практиче­ский инструмент повышения искусства управления производством.

Необходимо сказать, что это направление ставит и разрабатывает ре­альные проблемы управления крупными предприятиями, и его рекомен­дации, несомненно, способствуют повышению эффективности производ­ства.

Поскольку управление рассматривается как искусство, то большое внимание здесь придается руководителям-менеджерам и описываются их функции, правила работы и поведения.

Эмпирическая школа обосновывает идею профессионализации ме­неджмента, то есть превращения функции менеджера в самостоятельную профессию. В общем одобрительно относясь к этой тенденции, главный идеолог эмпирической школы, Питер Друкер, предостерегает от чрезмер­ного увлечения этим положением, утверждая, что менеджмент никогда не станет точной наукой и что критерием качества менеджмента всегда будет практический успех в деловой деятельности; то есть менеджмент является скорее практикой, чем наукой или профессией, хотя содержит в себе эле­менты того и другого. Друкер акцентирует внимание на творческой сто­роне деятельности менеджера. Он, согласно Друкеру, выполняет две спе­цифические обязанности. Первая - создать из имеющихся ресурсов под­линно целое производственное единство, то есть создать эффективную систему управления. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, не теряя при этом из вида частные вопросы, поскольку эти частные вопросы в определенных условиях могут приобрести решающее значение для деятельности всего предприятия.