Как описать свои личные качества. Профессиональные навыки и персональные качества при составлении резюме

Важны ли личные сто р оны при приёме на какую-либо работу? Или же профессиональные навыки первостепенны априори? На самом деле - зависит всегда от специфики предполагаемого труда в первую очередь. Но руководителю предприятия важно не только то, что работник справляется с заданиями, но и то, как действует и живёт коллектив фирмы целиком. Поэтому стоит пристальнее рассматривать человека при выборе кандидатуры и относится ко всем его сторонам рассудительно.

Деловые и личные качества

К деловым относят в первую очередь возможности и способности человека по определённым профессиональным критериям и конкретным задачам. Немаловажную роль играет и уровень общего образования, а также и опыт работы на схожей должности. При оценке деловых качеств всегда внимание обращают на то, какую пользу они могут принести самой фирме.

Личные качества важнее при оценке поведения сотрудника внутри фирмы. Либо же, если работодатель выбирает между двумя претендентами, профессиональные качества которых не дают преимущества ни первому, ни второму. К тому же само отношение к рабочему процессу, умение подчиняться, или же наоборот вести за собой коллектив - всё это личные стороны человека, которые в определённых видах работы играют не менее важную роль. Например, самостоятельность. Если работник будет знать дело, не будет его делать без постоянного надзора и подсказок, то возможно стоит принять вон того парня с меньшим уровнем знаний, но большей самостоятельностью.

Выбор качеств

Как ни странно, но ещё если в резюме возможный сотрудник ставит слишком большое количество своих положительных качеств, то это может говорить об одном отрицательном - о том, что ему сложно сделать выбрать (стандартом признаётся 5 характеристик).

В то же время, банальные фразы по типу «высокая работоспособность» может ни о чём не сказать. Поэтому уточняйте, что человек имел в виду - работать с большим количеством задач, информации, либо же работать больше стандартного рабочего дня.

Или, например, «мотивация к труду», «самоконтроль» - слишком невнятные определения. Всё это при желании можно описать подробно, раскрывая суть своих качеств, а не лениво перебирая варианты, которые встречаются в каждом резюме.

Если вы собеседуйте претендента, всегда просите приводить примеры того, как он сам понимает то, что написал, это во многом поможет раскрыть личные качества. Ну, и естественно, обращайте внимание на то, что некоторые стороны могут быть просто не совместимы между собой, но человек, отражая в резюме себя, просто не задумался об этом.

Отрицательные стороны

Иногда, человек вписывает в резюме не только свои лучшие качества, но также и минусы. Такая честность подкупает. Поэтому делайте выводы по ситуации. Качества могут быть какими угодно:

  • Гиперактивность (некоторые, кстати, не понимают, что это не положительная сторона).
  • Эмоциональность (также почти всегда не лучшее качество).
  • Наглость (А вот тут претендент скорее всего хотел показать отрицательную сторону как свой плюс, потому что в некоторых сферах той же торговли качество может быть применено с пользой).
  • Неумение врать (Увы, но во многих сферах излишняя открытость и честно признаётся минусом).
  • Неумение работать в команде.
  • Отсутствие опыта или образования (это не минус, но критично для части вакансий).
  • Вредные привычки (уточняйте какие).
  • Самоуверенность.
  • Скромность.

Опять же, повторимся, если вы видите в резюме отражённые отрицательные качества, то это может говорить как о честности претендента, так и о его недалёкой опрометчивости. Так что действуйте аккуратнее и по ситуации.

Также полезно просить перечислить свои минусы на устном собеседовании. И будьте готовы оценить отрицательные стороны адекватно. Если человек признаёт, что у него с чем-либо есть проблемы, значит, скорее всего, он готов над этим работать. Да и не все плохие стороны являют собой только лишь проблему. Из них можно выявить плюсы в другой сфере. Так, например, неусидчивость будет скорее плюсом в определённых режимах, потому что позволит быстро переключиться на другую задачу.

Качества для разных профессий

Почти каждая профессия подразумевает необходимость в каких-либо профессиональных качествах или навыках. Чтобы не путать людей, вы можете сами обозначить нужные навыки в информации об открытой вакансии. Однако, если пишите также банальные и размытые определения, ждите, что откликаться будут люди, у которых в резюме также всё размыто и по-общему. Либо же, сконцентрируйтесь на том, чтобы раскрывать эти навыки непосредственно на собеседовании.

  • Если вы заняты в области продвижения товара, или развлекательной ниши, то и головными навыками станут коммуникабельность, командная работа, располагающие к себе качества.
  • В распространённой более остальных сфере торговли нужно найти человека с навыками общения, обаяния и умением знакомиться с людьми. Реакция, вежливость и стрессоустойчивость конечно также скажутся.
  • Если цель - нанять человека на руководящие должности, то и проф качества должны этому отвечать. В первую очередь - это способность руководить, находить общий язык и понимание, быстрота реакции и принятия решений.
  • На бухгалтерские места следует искать человека, который спокойно будет относиться к большому количеству информации, документов и будет обладать аккуратностью и ответственностью.
  • Позиции секретарей подразумевают деловое общение, грамотность, многозадачность. Хорошие внешние данные, хоть они и не относятся к профессиональным значениям, также имеют большую роль. Потому что человек будет взаимодействовать напрямую с важными людьми и представлять вас.

Но помните, чтобы не было написано в резюме, при составлении его человек мог не относиться серьёзно к определяемым навыкам. Поэтому, как уже говорилось, делайте упор на личное общение.

Оценка профессиональных качеств

Многие фирмы сосредоточены на том, чтобы ещё до испытательного срока понять, какими качествами профессионального характера обладает человек. Такой подход позволяет экономить средства и время. Хотя и не подразумевает, что можно будет определить абсолютно всё.

Для того, чтобы выявить эти стороны будущего сотрудника, фирмы устраивают один из этапов приёма на работу в виде тестирования. А вообще, способов оценить пригодность претендента существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Письма с рекомендациями от прошлых работодателей.
  2. Тестирование. К нему может относиться не только тест на проф знания, но и личностные тесты.
  3. Собеседование. Грамотно выстроенная беседа также может дать понять, что представляет собой человек как в личном, так и профессиональном плане.
  4. Экзамен по умениям.
  5. Кейсы и ролевые проигрыши ситуаций.

Последний вариант часто позволяет увидеть, на что способен сотрудник в разных рабочих ситуациях. В первую очередь такая тактика применяется при устройстве на работу в сфере взаимодействия с клиентами. Можно устанавливать конкретную цель для участвующего, либо просто пронаблюдать со стороны и оценить.

Для того чтобы наиболее эффективно провести оценку, вам потребуется определиться какие качества играют первостепенную роль для должности.

И помните, что профессиональные качества в отрыве от личных в большинстве случаев не дадут вам представления о том, с кем потом придётся работать на протяжении долгого времени.

Искать и оценивать претендентов может как сам руководитель, или кадровый отдел, так и специализированные кадровые агентства, берущиеся за поиск по договору.

17 янв 2018 Рекрутёры часто просят кандидатов перечислить их недостатки. Цель данного вопроса заключается в том, чтобы HR -специалист понял, насколько потенциальный работник самокритичен, правильно ли он оценивает себя и способен ли воспринимать критику. Соискатель может самостоятельно указать свои отрицательные стороны в резюме, однако, не забывая делать акценты на своих навыках и умениях. В этой статье мы расскажем, как правильно преподнести свои отрицательные качества в резюме и приведем наглядные примеры, но обо всем по порядку. Для начала учтите основные правила заполнения раздела о недостатках.
Если работодатель отравляет вам на почту или предлагает заполнить перед встречей анкету-резюме от компании, то там вероятней всего там будет вопрос о слабых сторонах. Ни в коем случае не стоит ставить прочерк. Если данный раздел присутствует в анкете, то этот пункт интересует работодателя однозначно. Прочерк в данном случае будет расцениваться, как неумение себя трезво оценить и завышенную самооценку.Также, не стоит сильно увлекаться, заполняя данный раздел. Помните, что недостатки могут стать вашим преимуществом. Например, необщительность для бухгалтера является, несомненно, плюсом. А вот для менеджера по продажам очевидно минусом.Помните, что оценивается ваша адекватность, самокритичность и правдивость, а не то, сколько недостатков у вас в наличии.Примеры нежелательных личных качеств в резюме –недостатки которые указывать точно не стоит Часто опаздываю;Увлекаюсь азартными играми;Наличие вредных привычек (алкоголь, курение и т.д.);Часто отвлекаюсь;Работаю только ради зарплаты;Люблю заводить служебные романы;Ленюсь;Жадничаю;Вспыльчив;Пассивен;Завистлив;Небрежен;Часто испытываю безразличие к происходящему вокруг, люблю жить в своем мире.Недостатки, которые могут сыграть не в вашу пользу: Педантичность;Индивидуализм;Самокритичность;Чувство собственного достоинства;Гиперреактивность;Скромность;Недоверчивость;Самомнение;Прямолинейность;Тщеславие;Самоуверенность;Излишняя требовательность;Кропотливость.Перед тем указывать те или иные недостатки ознакомьтесь с требованиями в вакансии, и составьте примерный портрет идеального работника. После этого выдели черты характера, которые вам не помешают или будут помогать в вашей будущей работе.Удачные недостатки для резюме: Неумение отвечать хамством на хамство;Повышенная требовательность к окружающим;Склонность принимать решение, ориентируясь на свое собственное мнение;Нежелание поступать в угоду другим;Не всегда могу точно излагать свои мысли;Склонен к рефлексии;Доверяю людям, порой слишком;Затрачиваю много времени на оценку своих поступков и действий;Могу увлечься работой и забыть про перерыв;Пропускаю все ситуации через себя;Не умею ругаться;Не умею врать.Нейтральные качества: Боязнь насекомых, змей, мышей и прочей живности;Боязнь самолетов;Отсутствие опыта работы (для тех, кто начинает карьеру или меняет сферу деятельности);Возраст (для людей старше 40 лет);Любовь совершать покупки.Список отрицательных качеств человека в резюме не должен противоречить вашему роду деятельности или ставить под сомнение ваш профессионализм.Так, например, чтобы получить работу продавца консультанта можно указать:безотказность (является плюсом при работе с клиентами);излишняя скрупулёзность (станет плюсом при работе с деньгами);завышенное чувство ответственности(как правило продавцы являются материально ответственными за товар, и данный «недостаток» просто необходим хорошему продажнику;излишняя любовь к общению (важный момент в работе к клиентами, который является также положительным «недостатком» для ритейла.)Отрицательные качества для бухгалтера могут быть следующими:Недоверие к людям и любовь к фактам (а точнее к цифрам);Разряжение от беспорядка (все должно быть на своих местах и только так);Медлительность (при работе с большими суммами спешить точно не стоит);Излишнее внимание к мелочам или педантичность.

Грамотно составленное резюме – залог успешного поиска работы. Многие не знают, что написать о личных качествах, как с помощью этого выделиться среди претендентов, проявиться для потенциальных работодателей с лучшей стороны. В резюме обязательно указывают и профессиональные навыки, и ценные личностные качества.

Положительные качества для резюме

Показывая сильные стороны, выделите 5-7 характеристик, явно отражающих ваш характер. Выбирая из списка подходящие личные качества, важно не завышать и не занижать самооценку. Здраво оценивайте себя и определяйте, какие черты характера нужны для конкретной должности:

  • активность;
  • аналитический склад ума;
  • амбициозность;
  • быстрая адаптация к переменам;
  • внимательность;
  • вежливость;
  • дисциплинированность;
  • дружелюбие;
  • инициативность;
  • коммуникабельность;
  • надежность;
  • нацеленность на результат;
  • оптимизм;
  • отзывчивость;
  • порядочность;
  • пунктуальность;
  • самостоятельность;
  • способность быстро принимать решения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к самосовершенствованию, развитию;
  • творческий подход к поставленным задачам;
  • умение ладить с коллективом;
  • умение убеждать;
  • целеустремленность;
  • честность.

Отрицательные качества

У всех людей есть недостатки, и если открыто показать работодателю свои слабые стороны, он поймет, что вы адекватно оцениваете свой характер.

Некоторые отрицательные качества могут идеально подходить для одного вида работ и категорически мешать другой деятельности.

Умение признавать собственные негативные черты характера всегда ценится работодателем.

Честно выберите несколько характеристик из предоставленного ниже списка:

  • доверие только подтвержденным фактам;
  • доверчивость людям, наивность;
  • завышенная требовательность к себе и окружающим;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • медлительность;
  • неспособность выполнять монотонную работу;
  • нестандартный подход к решению задач, креативность;
  • отсутствие навыков и опыта в определенной деятельности;
  • педантичность, скрупулезность;
  • повышенное чувство ответственности;
  • прямолинейность;
  • самоуверенность;
  • скромность;
  • чрезмерная активность.

Примеры личных качеств в резюме

Персональные характеристики личности условно разделяются на группы и направления, которые применяются в зависимости от должности и вакансии. Это:

  1. Отношение к работе. Личностные характеристики для резюме:
    • добросовестность;
    • инициативность;
    • интерес к изучению тонкостей профессии;
    • исполнительность;
    • креативность;
    • настойчивость;
    • ответственное отношение к поручениям;
    • трудолюбие;
    • упорство.
  2. Отношение к людям. Личные качества для резюме:
    • вежливость;
    • гибкость в общении;
    • доброжелательность;
    • дружелюбие;
    • коммуникабельность;
    • отзывчивость;
    • способность быстро находить выход из стрессовых ситуаций;
    • способность убеждать;
    • справедливость;
    • толерантность, уважительное отношение к людям;
    • умение работать в коллективе;
    • четкая дикция, грамотная речь.
  3. Особенность характера, отношение к себе. Личностные характеристики для резюме:
    • активный;
    • внимательный;
    • дисциплинированный;
    • жизнерадостный;
    • порядочный;
    • пунктуальный;
    • пунктуальный;
    • самокритичный;
    • стрессоустойчивый;
    • уверенный в себе;
    • усидчивый;
    • честный.
  4. Отношение к своим и рабочим вещам. Личные качества человека:
    • аккуратный;
    • всегда поддерживаю порядок на рабочем месте;
    • опрятный;
    • чистоплотный.

В зависимости от должности, на которую претендует соискатель, указываются подходящие особенностям характера. Например, для аналитика, экономиста подойдут следующие качества:

  • педантичность;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • исполнительность.

В резюме инженера

Кроме профессиональных навыков, знаний и умений укажите несколько личностных вариантов из списка:

  • внимательный;
  • дисциплинированный;
  • ориентирован на результат;
  • ответственный;
  • самоорганизованный;
  • самостоятельный;
  • способность к сосредоточению;
  • технический склад ума;
  • уравновешенный;
  • усидчивый;
  • целеустремленный.

Сильные стороны в резюме юриста

Данная профессия связана с отстаиванием интересов людей и помощью в решении проблем, поэтому соискатели должны удовлетворять жестким требованиям. Список подходящих качеств:

  • внимательное отношение к деталям;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • логическое мышление;
  • отстаивание определенной точки зрения;
  • способность быстро располагать к себе собеседника;
  • способность осознанно вести диалог;
  • справедливость;
  • стремление к развитию;
  • уверенность в себе;
  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • умение понятно доносить свою точку зрения;
  • устойчивость к конфликтным ситуациям.

В резюме бухгалтера

Соискатель для этой должности должен иметь финансовую грамотность, уметь распоряжаться деньгами компании. Выберите несколько личных, подходящих вариантов из списка:

  • аккуратный;
  • внимательный к мелочам;
  • исполнительный;
  • лояльный;
  • неконфликтный;
  • ответственный;
  • организованный;
  • пунктуальный;
  • скрупулезный;
  • способный к обучению;
  • стрессоустойчивый;
  • усидчивый;
  • энергичный.

Менеджера по продажам

Для того чтобы устроиться на эту работу необходимо наличие следующих личных качеств:

  • адекватная самооценка;
  • вежливость;
  • высокая ответственность;
  • грамотная речь, четкая дикция;
  • инициативность;
  • коммуникативные навыки;
  • лояльность;
  • многозадачность;
  • нестандартный подход к решению поставленных задач;
  • общительность;
  • ориентация на результат;
  • позитивное мышление;
  • презентабельный внешний вид;
  • пунктуальность;
  • способность к обучению и запоминанию больших объемов информации;
  • стрессоустойчивость;
  • трудолюбие;
  • уверенность в себе;

Для резюме руководителя

Чтобы получить руководящую должность, надо выделить следующие качества:

  • быстрый анализ;
  • выстраивание коммуникаций;
  • гибкость мышления;
  • заинтересованность;
  • многозадачность;
  • наблюдательность;
  • настойчивость;
  • организаторские способности;
  • ориентация на получение желаемого результата;
  • предпринимательские навыки;
  • требовательность;
  • умение вдохновлять и вести за собой;
  • энергичность;
  • самостоятельное принятие решений.

Положительные качества для водителя

Ключевые личные качества кандидата:

  • вежливый;
  • внимательный к деталям;
  • гибкий в общении;
  • коммуникабельный;
  • лояльный;
  • ответственный;
  • порядочный;
  • предусмотрительный;
  • пунктуальный;
  • стрессоустойчивый;
  • терпимый.

Администратора

На данную должность подходит энергичный склад характера. Работодатели обращают внимание на соискателей, имеющих следующие качества:

  • быструю адаптацию в нестандартных ситуациях;
  • высокую исполнительность;
  • грамотную речь;
  • доведение до результата;
  • жизнелюбие;
  • инициативность;
  • коммуникабельность;
  • обучаемость;
  • организованность;
  • ответственность;
  • позитивный настрой;
  • стрессоустойчивость;
  • умение работать в коллективе;
  • целеустремленность.

Продавца

Для работодателя на данную должность ценны соискатели со следующими характеристиками:

  • амбициозный;
  • вежливый;
  • дипломатичный;
  • имеющий презентабельный внешний вид;
  • инициативный;
  • обладающий способностью слушать и слышать;
  • общительный;
  • ориентирован на работу в команде;
  • ответственный;
  • позитивно настроенный;
  • самостоятельный;
  • стремящийся к развитию в профессиональном и личностном плане;
  • стрессоустойчивый;
  • терпеливый;
  • трудолюбивый;
  • уверенный в себе;
  • целеустремленный;
  • энергичный.

Частые ошибки

Составляя список положительных и отрицательных качеств в резюме, будьте предельно внимательными. Выбор характеристик определяется желаемой должностью и внутренней культурой компании.

Важно, чтобы указанные личностные черты характера воспринимались в позитивном аспекте, а не как недостатки.

Например, для бухгалтера нежелательны лидерские способности и харизма, а в творческом коллективе педантичность и скромность будут «минусом».

Чтобы избежать ошибок в описании личных качеств следуйте рекомендациям опытных кадровиков:

  1. Не стоит использовать только шаблонные фразы. Передайте своими словами, в сдержанной форме, персональные черты характера. Исключительно для творческих профессий в резюме можно применять юмор и креативность.
  2. Не указывайте больше 5 характеристик. Постарайтесь избегать размытых, обобщенных фраз, например, талантливый, ответственный. Лучше подберите точно подходящую вам и желаемой должности индивидуальную черту характера.
  3. Обращайте внимание работодателя на личные качества, которые легко сразу проверить, например, энергичный, общительный.
  4. Давая характеристику отрицательных качеств, не стоит увиливать от ответа. Лучше назвать несколько вариантов и указать, как вы работаете над ними, как улучшаете свой характер.

Видео

Для успешного осуществления деятельности на руководящей должности человеку необходимо обладать целым перечнем качеств – уверенностью, ответственностью, настойчивостью, умением делать оперативный выбор, просчитывать выгодный исход для компании, умело обращаться с деловой документацией, разумно делегировать обязанности. Все эти личные качества руководителю могут быть даны от природы. При желании, сильные стороны характера могут быть самостоятельно воспитаны им в себе, отточены и усовершенствованы собственными целенаправленными действиями. Каков же набор этих качеств? Это и не только рассмотрено далее.

Формирование набора качеств руководителя для обеспечения эффективной деятельности подчиненных

Хотя совокупность личных качеств руководителя находится в прямой зависимости от характеристики управленческой деятельности, психологи и теоретики в сфере управления выделяют наборы качеств, которые должны быть присущи человеку на любой руководящей должности.

Так, результаты психологических тестов свидетельствуют, что сочетание в одном лице официального начальника и неофициального лидера повышает эффективность работы сотрудников на 20-30%. Сущность явления заключается в удвоении силы влияния лидера на группу, использовании для внушения сотрудникам не только власти, предоставленной официально, но и личных качеств руководителя, возможностей убеждения и внушения. Те же психологические тесты подтвердили, что официальный авторитет руководителя обосновывает лишь 60% возможностей рабочей группы, тогда как психологический или неофициальный авторитет позволяет добиться 85-90% отдачи сотрудников.

Для построения эффективной системы управления деятельностью сотрудников руководителю следует знать личностную направленность. Направленность руководителя основывается на установках, которые в процессе личного общения получают наибольшее преимущество. Это равноправие, потенциал и творчество. Преобладание в процессе коммуникации одной или двух из вышеперечисленных установок может стать основанием для эффективного управления группой и позволит поддерживать сплоченность в коллективе.

Пренебрежение к каждой из трех установок является индикатором неэффективного стиля управления.

Требования, предъявляемые к руководителям

Попыткам определения совершенного набора личных качеств руководителя посвящено множество исследования последнего десятилетия. Они включали конструкт идеальной личности руководителя, формирование лидерских и субъективных качеств, перечень необходимых навыков и прочее. Многие исследование действительно подтверждали, что эффективная работа компании зависела от интеллекта руководителя, его надежности, ответственности, активности, социальной позиции и иного. Впрочем, эти качества не исключали проявления негативных черт, особенно в стрессовых ситуациях. Кроме того, существуют свидетельства, что руководители, обладающие вышеуказанным перечнем положительных характеристик, не добивались успеха. Играет роль и фактор количественного распределения усилий на каждую личностную характеристику, а также на глубину их проявления в коммуникации с подчиненными.

Человек не способен стать хорошим руководителем только при наличии определенных черт характера. Существенное значение имеет стиль управленческой деятельности человека, его поведение с сотрудниками.

Исследователи схожи во мнении, что руководитель не может обойтись без следующих качеств:

  • Энтузиазм, энергичность, разумная склонность к риску и борьбе, сильная мотивация к победе;
  • Постоянство;
  • Способность к правильной организации коллектива, личный подход к подчиненным, рациональное делегирование обязанностей, координация действий;
  • Высокий интеллект, компетентность, способность правильно оценивать собственные возможности, развитое воображение, интуиция, прозорливость;
  • Способности к коммуникации, длительному общению;

Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие

Опрос генеральных директоров ведущих компаний России показал, какими чертами характера, с их точки зрения, обязаны обладать люди, желающие стать руководителями:

Опрошенные сотрудники же определили другие черты, которыми должен обладать их руководитель:

  • Наличие стратегического мышления.
  • Уверенность в себе.
  • Способность сплотить группу.
  • Умение расставлять приоритеты.
  • Коммуникабельность.

Очевидно совпадение по трем пунктам из пяти. Однако, коммуникабельность опустилась с первого на пятое место, а уверенность в себе – с четвертой позиции на вторую. Лидирующее место сотрудники отводят стратегическому мышлению – таланту решать задачи и добиваться целей с наименьшими затратами ресурсов. Именно такое личное качество руководителя, по мнению подчиненных, способно привести предприятие к процветанию.

Навыки, которыми обладает профессиональный руководитель

Подытоживая вышенаписанное, можно выделить такие навыки, присущие грамотному управленцу:

  • Психологическая уравновешенность. Умение не терять самообладания в сложных ситуациях, требующих жестких и быстрых реакций. Подчиненные должны видеть, что руководитель, вне зависимости от возникшей ситуации, не потерял хладнокровия.
  • Стремление к победе. Опытный руководитель должен мотивировать сотрудников, демонстрировать неисчерпаемый энтузиазм. Продвижение по карьерной лестнице невозможно без стремления подниматься вверх и занимать новые высокие должности.
  • Практический интеллект – талант мыслить логически, просчитывать свои шаги в перспективе, видеть последствия своих действий.
  • Социальный интеллект. Имеет много общего с эмпатией – способностью поставить себя на место другого и полностью разделить его чувства. Разумный руководитель использует этот инструмент наиболее эффективно во время распределения обязанностей – он знает, какую конкретно работу следует дать тому или иному человеку, и будет уверен, что ее хорошо выполнят.
  • Адекватная самооценка руководителя заключается в способности проанализировать весь объем информации о самом себе, воспринять его критично и правильно, а затем – откорректировать свое поведение. Также адекватная самооценка позволяет правильно оценивать свои возможности и не брать на себя непосильную работу.

Усовершенствование сильных сторон характера

Самое эффективное оттачивание лидерских навыков – это постоянная практика, с преодолением трудностей, взлетами и падениями. Только так можно усовершенствовать свои сильные стороны, взрастить личность, уверенную в себе и в своих действиях.

Также можно проделывать следующие упражнения для развития лидерских качеств и навыков:

  • Ставить себе амбициозные задачи. Для развития лидерских навыков полезнее выполнить на 80% максимально сложную задачу, чем справиться на 150% с простым заданием, не сулящим никаких перспектив.
  • Находить общий язык с коллективом. После беседы с подчиненными, донесения до них цели компании и роли рабочей группы в ее достижении финансовый результат деятельности хозсубъекта, зачастую, возрастает.
  • Совместное повышение квалификации – это пойдет на пользу и руководителю, и его подчиненным.
  • Хорошим упражнением для развития лидерских качеств может стать и простая беседа с клиентом. Спросив у обычного человека о его целях в жизни, можно получить идеи для развития собственного бизнеса.

Личные качества руководителя для характеристики

Характеристика на руководителя – это документ, содержащий список положительных личных качеств человека, а также перечень его профессиональных заслуг.

Характеристика может понадобиться органам государственной власти, а также сторонним организациям при решении вопросов о переводе в иные филиалы и на более высокие должности.

Документ составляется в свободной форме. Характеристика включает в себя персональные данные руководителя, специфику его трудовой деятельности и список профессиональных успехов. Также в документе кратко описываются черты характера и манера поведения руководителя.

Примеры личных качеств руководителя для характеристики:


Личные качества руководителя в резюме

Для человека, желающего устроиться на работу в роли руководителя, создание грамотного, адекватного, лаконичного, но максимально информативного резюме должно стать первостепенной задачей.

Необходимо, при этом, не преувеличивать своих умений, но и не скромничать, впечатлить работодателя и, затем, проявить себя с хорошей стороны в управленческой деятельности.

Резюме должно подвергаться регулярной корректировке по мере повышения квалификации. Пренебрегать обновлением информации не стоит.

В резюме детально и информативно должны быть прописаны пункты, касающиеся профессиональных знаний и навыков, сильных сторон, умений и положительных качеств.

Личные качества, которые должны присутствовать в резюме руководителя, следующие:

  • Профессиональные умения. Следует перечислить все, что имеет значение для занимаемой должности. В начале списка должны находиться навыки, имеющие непосредственное значение для успешного трудоустройства. Иным положительным, но не первостепенным для работы чертам характера место в конце списка.
  • Умение справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями.
  • Усидчивость и трудолюбие – они помогают качественно справляться с поставленными задачами, создают репутацию педантичного и щепетильного руководителя.
  • Способность находить общий язык с подчиненными.
  • Стремление к усовершенствованию собственных профессиональных навыков.
  • Талант к руководству.

Таким образом, руководитель должен обладать достаточно внушительным перечнем личных качеств, позволяющим ему эффективно управлять подчиненными и справляться с иными поставленными перед ним профессиональными задачами.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?