Работа на результат: пять советов, как добиться успеха в любом деле. Профессиональные характеристики специалиста по информационным технологиям

70% людей, которые работают на работодателя, работают за копейки, и лишь 30% получается, достичь хорошей заработной платы путем предоставления хороших результатов своей работы. Как же достичь высоких результатов и показать своему начальнику, что у него должны работать именно вы, и никто другой?

Именно эти вопросы интересуют всех офисных работников, ведь каждый хочет иметь повышение зарплаты, а также карьерный рост! Сейчас я попытаюсь показать вам, как можно достичь высоких результатов и показателей в работе. Эта информация основана на том, что большинство людей, которых я знаю, именно так шли до хорошей зарплаты и должности.

Итак, для начала скажу то, что каждая работа отличается одна от другой, и поэтому главные решения вы должны принимать, хорошенько их обдумав. Не спешите в выводах, ведь от принятия того или иного решения зависит ваша должность, а соответственно и ваша зарплата.

Как только вы пришли на новую работу, узнайте о её тонкостях, и когда пройдет некоторое время, вы научитесь просто работать в этой команде и поймёте суть работы. После этого узнайте о людях, которые работая на вашей же должности, имеют показатели работы выше, чем все остальные. В больших компаниях, с количеством сотрудником от 400, всего лишь человек 10 будет работать, показывая достаточно высокие результаты. Именно их кандидатуры будут рассматриваться для занятия должностей выше, чем ваша.

Вы должны узнать как можно больше информации о том, как именно они работают, при возможности вы должны садится около них, и смотреть, как делается их работа, как они общаются, и что делают. Здесь работает простое правило шахматной игры – если хочешь стать лучшим – играй с соперниками, которые намного сильнее тебя. Таким образом, вы научитесь работать лучше, чем остальных 390 сотрудников, и войдёте в 10 лучших. Что вам это даст? Как минимум – уважение руководства вашей компании, а также возможность продвижения по карьерной лестнице.

Главное – желание работать и развиваться. Когда вы научитесь именно работать, а не тратить время зря на работе, и показывать максимально высокие результаты. Да-да, вы должны в первую очередь захотеть получать больше денег, чем сейчас, ну и конечное делать всё по максимуму, чтоб этого достичь. Ведь если вы не будете желать достичь определённых результатов, тогда и не будете стремиться к высшим результатам.

Для начала – главное мотивация. Без неё – не будет и результатов. А мотивацию можете взять очень простую – зарплату выше, чем она у вас сейчас. Для начала этого будет вам достаточно для того, чтоб получить желание работать лучше. А если вы в этом месяце получите премию за проделанную работу, то поверьте, что в следующем месяце вы будете работать ещё лучше, и получать ещё больше денег за то же время, потраченное на работу!

Просто стремитесь к чему-то, и вы обязательно это получите! И не забывайте ставить мотивацию, ведь спустя небольшое время вы получите гораздо больше желание работать. Как минимум потому, что у вас будет желание не только получать больше денег за работу, но и стать лучшими, и получить признание от своих коллег и сотрудников, а также получить долгожданное продвижение по карьерной лестнице.

Почему описание достижений и результативности важно?

  • Рынок труда сегодня не в пользу соискателя: хороших вакансий мало, а компетентных кандидатов в разы больше. Именно результаты работы и достижения помогают выделиться из общего потока.
  • В большинстве компаний работники решают одни и те же задачи. Следовательно, у разных кандидатов в резюме описание обязанностей почти не отличается. Индивидуальность резюме придают именно разные результаты работы.
  • Определить уровень компетентности конкретного кандидата на этапе просмотра резюме можно только по описанию его работы. И достижения здесь - лучшее доказательство.

Как правильно отразить достижения:

  1. вспоминаем KPI (для каждой позиции они индивидуальны) или поставленные задачи;
  2. описываем в активных глаголах: внедрил, разработал, инициировал;
  3. делаем логическую связь между нашими действиями и результатами: внедрил - это позволило;
  4. используем цифры, желательно в сравнении: было - стало.

Давайте разберем на примерах для должностей с часто встречаемыми KPI.

Примеры достижений для должностей, где сложно оцифровать результаты работы.

должность Ключевые KPI Примеры достижений
1 Финансовый директор Постановка учета Организовала с нуля ведение бухгалтерского, налогового, оперативного и управленческого учета.
Постановка системы бюджетирования Внедрила систему бюджетирования по направлениям бизнеса, что позволило повысить прозрачность учета.
Оптимизация системы управления финансовыми потоками Внедрила платежный календарь на базе 1С УПП и провела ряд мероприятий по усилению платежной дисциплины, что позволило получить финансовые ресурсы для получения дополнительного дохода.
2 Директор по закупкам Оптимизация закупочной деятельности Организовала закупочную деятельность без привлечения дополнительных денежных средств, этого удалось достичь за счет проведения успешных переговоров с поставщиками по увеличению отсрочки и улучшению других условий.
Автоматизация бизнес-процессов Инициировала и руководила проектом по автоматизации системы формирования заказов, что позволило сократить трудозатраты на обработку информации.
3 Главный инженер предприятия Проекты по модернизации Реализовал ряд проектов по модернизации и реконструкции предприятия: модернизация контрольно-пропускной системы и установка системы пожаротушения, сигнализации и видеонаблюдения.
Разработка нормативных документов Разработал и внедрил все нормативные документы по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, безопасности дорожного движения, что позволило снизить юридические и финансовые риски предприятия.
4 Юрист Разработка форм документов Разработал формы договоров: подряда, поставки, купли-продажи и др., что позволило минимизировать трудозатраты на подготовку документов.
Опыт судебной практики Дело № …. - взыскание задолженности по договору поставки на сумму 500 тыс. рублей. (В данном пункте желательно описать несколько разноплановых дел, но не более трех для каждого места работы.)
5 Секретарь-референт Проекты или дополнительные обязанности Инициировала участие компании в благотворительных мероприятиях и спонсорской поддержке. Реализовала проект руководителя по флористическому дизайну офиса.
Оптимизация документооборота Инициировала создание базы документооборота на базе Excel, что позволило систематизировать работу с документами.
6 Аналитик по продажам Разработка форм отчетности Разработала систему отчетности для отслеживания заказов и реализации товаров, что позволило систематизировать работу с документами.
Разработка инструментов анализа Разработала математические модели планирования продаж, исходя из эффективности работы торгового персонала.

Некоторые общие вопросы управления

В самом общем виде управление – функция технических, биологических и социальных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Оставим в стороне технические и биологические системы, тем более, что там инженерный подход для управления ими давно освоен и ни у кого не вызывает сомнений.

Очевидно, наиболее сложной задачей является управление социальными системами. Разброс подходов к управлению ими можно охарактеризовать всего двумя фразами: «Государство – это Я» (Людовик XIV) и «Не я правлю Россией, а 35000 чиновников» (Николай I).

Социальные системы бывают организованными и неорганизованными. Моделью последних может служить проблема организации движения автомобильного транспорта, в которой определяющую роль играет человеческий фактор. Казалось бы, что все предусмотрено. Существуют единые правила движения, система обучения вождению (автошколы), система аттестации; построены дороги и сделаны разметки на них, установлены светофоры, приборы наблюдения, предупредительные транспаранты и знаки, разработаны оптимальные схемы управления движением («зеленая волна» и пр.), действуют ГАИ (ГИБДД), ВАИ и ДПС. Однако обыденными остаются «пробки» на дорогах и уровень травматизма со смертельным исходом на дорогах остается стабильно высоким. Обобщая, можно сказать, что решения задачи управления неорганизованной социальной системой (каждый водитель – сам по себе) еще не видно.

Управление организованными социальными системами (большими и малыми коллективами людей, персоналом организаций, подразделений) – тоже не подарок. Ведь «управление компании» и «управление компанией» – две большие разницы. Многие менеджеры, работая в управлении компании, полагают, что ею управляют. Сложность проблемы подтверждает и тот факт, что услуги по разработке и внедрению , в частности, систем управления промышленной безопасностью, оцениваемые зарубежными фирмами в несколько миллионов долларов, считаются ими экономически оправданными .

Порядок расходов подтверждается и данными работы . В ней сообщается о разработанном в компании «собственном альтернативном методе подбора ценных кадров». В рамках проекта был объявлен конкурс «Профессия – победитель!» на замещение 14 высокооплачиваемых вакансий. Проект длился около 3.5 месяцев и обошелся компании более чем в $1 млн., причем в эту сумму не включена высокая стоимость рабочего времени топ-менеджеров и профессиональных психологов компании, осуществляющих окончательный отбор претендентов в многоступенчатом собеседовании. Но ведь это затраты только на отбор, а вопрос «как они будут работать?» остается открытым.

Законы управляющих систем изучает наука об управлении – кибернетика (от греч. «искусство управления»). Важнейшее понятие кибернетики – обратная связь (ОС), проявляющаяся в воздействии результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Различают положительную и отрицательную ОС. Как правило, используют отрицательную ОС, стабилизирующую функционирование системы и делающую ее работу устойчивой. В многочисленных публикациях, освещающих вопросы управления персоналом словосочетание «обратная связь» встречается довольно часто, но примеры ее применения нам не известны. Без ОС можно лишь вести разговоры об управлении, а не реально управлять каким-либо процессом.

Заметим, что в выступлении А. Чубайса на недавнем (июнь 2008 г.) Петербургском международном экономическом форуме буквально было заявлено: «Мы должны оценивать государство с точки зрения качества сервиса, услуг, которые оно предоставляет – экономике, стране в целом. Губернатор. Министр. Правительство. Президент. Оценка качества этого сервиса вообще невозможна без реальной обратной связи и без реального конкурентного политического механизма».

Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям, независимо от природы организации .

Организованные системы взаимодействуют с окружающей средой. Ее воздействие характеризуется тремя группами переменных: входными, управляющими и возмущающими.

Среди методов управления персоналом различают административные,экономические и социально-психологические. Если первыми двумя методами руководители в достаточной мере овладели, то третьему методу им необходимо еще учиться, оттачивая инструменты управленческого труда.

По данным работы наиболее важная и сложная составляющая часть системы управления – организация проверки (аудита). Обычно проверка завершается большим перечнем выявленных конкретных нарушений, по которым подразделения намечают сроки и ответственных для их устранения. Устранение же нарушений без выявления причин, по которым они стали возможны, неминуемо приводит к их повторяемости. Можно увеличивать число проверяющих и частоту проверок , но результат не изменится. Просто вырастет количество планируемых мероприятий по подразделениям, распоряжений о привлечении к ответственности, объем контролируемых мероприятий, но качество контроля снизится. Поэтому необходимо изменить отношение к проверкам (аудиту). Аудит – это заранее спланированная, известная организации (подразделению) по срокам, объему и составу проверка, к которой готовятся. Цель аудита – помочь организации (подразделению) определить несоответствия функционирования системы, выявить их причины, а не виноватых ; выявленные нарушения – лишь отправная точка для поиска нефункционирующего элемента системы.

Анализ состава персонала организаций

Предположим, что работодатель полностью укомплектован требуемыми работниками. Как заставить их проявить свои лучшие качества, продемонстрированные при найме, то есть, как управлять компанией?

На примере компаний США все работники любого коллектива делятся на три категории :

Те, кто предан компании и продуктивен(~26%);

Те, кто просто проводит время на рабочем месте (~55%);

Те, кто чем-то недоволен и активно распространяет свое недовольство (~19%),

при этом руководители, как правило, не знают, какие из подразделений и кто в подразделениях к какой группе относится.

Для эффективной работы организации важно, чтобы ее стратегические цели и формы их достижения сочетались бы с ценностными ориентациями и стратегиями поведения отдельных людей иподразделений организации . Однако, судя по данным работы , для большей части персонала организаций (~74%) этого сочетания не происходит, и для их эффективной работы 3/4 составанеобходимо побуждать к работе.

Меры побуждения могут быть разными: административными, материальными, моральными, организационными, и важно знать, с чем подойти к конкретному человеку. В каждой организации есть малая доля сотрудников (~1%), которые трудятся с полной отдачей, невзирая ни на какие обстоятельства . Автор этой работы утверждает, что в любой организации можно выделить 7 характерных групп (типов) работников, наиболеемногочисленными из которых являются следующие:

Группа со скрытыми творческими способностями, которые проявляются в условиях побуждения, организации соревнования и состязания (72,00%), при этом интересно, что эти работники сами не подозревают о своих способностях;

реализуются при наличии высокой мотивации (14,00%);

Группа, творческие способности которой реализуются при наличии указаний (7,20%);

Группа, творческие способности которой реализуются при наличии стимула (4,10%).

Приведенные данные опровергают расхожее мнение о том, что существуют «здоровые организации, в которых ничего и никого специально стимулировать не нужно; в них каждый на своем месте работает так хорошо и много, как это требуется» .

Другое мнение утверждает, что приличная зарплата, условия труда и хорошее руководство (гигиенические факторы ) не побуждают к эффективной деятельности, а являются лишь минимально необходимыми (но недостаточными) условиями для выполнения работником своих обязанностей. Для работника – это стимулы, побуждающие выполнять работу на минимально приемлемом уровне.

Более прочным основанием, чем материальное стимулирование, является наличие мотивирующих факторов (уважение окружающих, признание, содержательность труда, служебное продвижение), при которых возникает удовлетворенность работой .

Заметим, что стимул (стрекало, погонялка) – это внешнее побуждение к действию ; задается кем-то (погонялку использует погонщик скота). Представляется, что очень многим людям, занимающимся теорией и практикой стимулирования труда, есть над чем задуматься. Мотивация же – внутри человека ; ее источником является потребность, поэтому мотивация и является более прочным основанием.

Справедливости ради надо заметить, что в последнее время изменилась направленность деятельности служб управления персоналом. Так в компании «Русский алюминий» главными функциями службы стали функции развития персонала, повышения эффективности и производительности труда и оценки деятельности, а функция кадрового делопроизводства отошла на второй план . Появилась новая парадигма работы с персоналом: развитие организации через развитие персонала.

Таким образом, из представленных литературных данных можно сделать следующие выводы:

Лишь очень малая часть персонала организаций может работать (творить) без каких-либо мер побуждения;

Кадровая политика должна представлять гармоничное сочетание мотивационного и стимулирующего воздействия на персонал при базовом характере мотивационной политики.

Человеческий фактор

Для проведения мотивационной политики руководителям и менеджерам всех уровней не обойтись без «человеченки» , как говорил один из столпов теории менеджмента Анри Файоль, что свидетельствует о необходимости изучать не только материальную часть предприятия, но и социальную. Необходимо повернуться лицом к человеку, знать его запросы, учитывать интересы, понимать, что «человеческий фактор – одна из неустранимых сложностей, неизменно присутствующих в каждом коллективе, организации, компании».

Термин «человеческий фактор» – понятие многогранное, включающее качество профессиональной подготовки работника, его личные волевые и физические качества, моральные (дисциплинированность, исполнительность и др.) и психофизические особенности (повышенная эмоциональность, рассеянность, отношение к опасности и др.). Проблему человеческого фактора создает множественность сущностей человека.

Сегодня термин широко употребляется. Если во времена командования Военно-морским флотом СССР адмирала С. Горшкова на всех кораблях, подводных лодках и береговых базах висели транспаранты, с армейской прямотой утверждающие:«Нет аварийности оправданной и неизбежной! Аварийность и условия ее возникновения создают люди своей безответственностью и безграмотностью», то сегодня утверждается: анализ аварийности и производственного травматизма показывает, что «основная причина низкой эффективности управления риском – отсутствие учета и реализации человеческого фактора».

Теперь человеческий фактор часто объявляют ответственным, в частности, за разного рода чрезвычайные происшествия. Так, например, известный случай на Кропоткинском молочном заводе (2002 г.) был связан с тем, что неподъемные для работниц бидоны с закваской (40 кг) доставлялись в чистый производственный цех «рыцарями в грязной одежде», вход которым туда был строго запрещен. Причиной же происшествия с батискафом АС-28 «Приз» (2005 г.), по словам Министра Обороны РФ, стало «грубейшее нарушение должностными лицами Тихоокеанского флота руководящих документов по организации и проведению подводных работ, которые подошли к операции по погружению батискафа с надеждой на русское «авось».

На поведение человека влияет много факторов. Достаточно сказать, что в одной из работ, рассматривающей вопросы эргономики в ядерной энергетике, идентифицированы и классифицированы 82 фактора, влияющих на деятельность только оператора атомной станции.

Для создания хорошего климата в коллективе и повышения эффективности работы необходимо учитывать рекомендации многих наук, в числе которых философия, медицина, психология, социология, эргономика, кибернетика, теория принятия решений и др.

Властные отношения в организации принципиально неустранимы ;

Производительность труда работника зависит от того, какие у него отношения с непосредственным руководителем ;

Высоконравственные люди выполняют свои обязанности без принуждения ;

Каждый человек уникален по своей природе; не надо пытаться изменять людей, лучше помочь им раскрыться в том, что они делают хорошо ;

Чтобы добиться высоких результатов, развивайте сильные стороны своих подчиненных; не тратьте силы на борьбу с их слабостями ;

Критиковать – наедине, хвалить – прилюдно ;

Недовольство появляется у людей, которые оказались отстраненными от основных информационных потоков ;

Информирование исполнителя о результатах его труда повышает результаты на 12 – 15% ;

Если сотруднику не сообщают, что его признают и уважают, а работа его весьма эффективна, то возникает коммуникационный конфликт; необходимо поддерживать чувство собственного достоинства человека; существует правило:«Кто не слышит слов признания, тот становится неуверенным в работе» ;

В каждодневной жизни человека существует «час рептилий» – время душевного и физического перенапряжения, когда мозг уже не может спокойно функционировать. В это время человека охватывают заботы и, если он не имеет навыков выхода из подобных ситуаций, то погружается в глубокую и тяжелую депрессию, что, в конечном итоге, может привести к психологическому кризису; в «час рептилий» человек, как никогда, нуждается в общении ;

Противоположным «часу рептилий» состояниемявляется накопление и пополнение человека высоким тонусом; тогда наступает «час ангела» – время отличного настроения, радости и удовольствия; в такое время разум обычно «прикрывает глаза» ;

Решение ваших проблем скрыто внутри вашей организации; необходимо изучать и распространять опыт своих лучших работников ;

Поощрение работника не должно быть связано со сменой работы; необходимо сделать так, чтобы он мог расти, занимаясь тем делом, которое у него получается лучше всего ;

Необходимо изменить отношение к обучению; «мы учим много, часто бессистемно и, самое главное, не качественно; точнее: мы учим не для того, чтобы персонал знал, а для того, чтобы был аттестован (как требуют нормативные документы)» ;

Все основные вопросы должны решаться при непосредственном участии первых руководителей (принцип первого руководителя) , однако руководители часто делегируют полномочия своим заместителям, ответственным представителям и пр. (Достаточно вспомнить, что у нижегородского губернатора В. Склярова было 46 заместителей).

Роль руководителя

Управление людьми – процесс, прежде всего, психологический. Профессионализм руководителей, качество и эффективность управления зависят от их умения учитывать состояние людей и пользоваться психологическим инструментарием управления. Руководители же чаще всего свои представления о продукте собственного труда связывают только с количеством и качеством выпускаемой продукции.

«По общепризнанному мнению, 98% причин всех неудач предприятий возникает в результате плохого управления и только 2% – в результате плохой работы исполнителей. Следовательно, успех любых работ целиком определяется заинтересованностью руководителя предприятия, его убежденностью в пользе этих работ. Если нет заинтересованности и убежденности руководства, то работа обречена на провал».

В настоящее время вопросы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий рассматриваются, как правило, с точки зрения критериев качества, сформулированных в международном стандарте (МС) качества ИСО 9000. Основой этого стандарта является философия компании «Дю Пон», которая сводится к простому правилу: «пропиши, как надо действовать, и организуй действие, как прописано». В МС ИСО 9000 приводятся критерии качества, охватывающие весь жизненный цикл продукции от ее проектирования до утилизации после использования. Характерно, что 7 из 20 критериев связаны со словом «управление».

Побуждение к выполнению задания

Если первые руководители всегда заинтересованы в достижении высших результатов в работе, то руководители более низких уровней (по разным причинам) не всегда проявляют необходимую заинтересованность, и тогда первому руководителю необходимо принудить их к этому. Методы принуждения могут быть разными – авторитарными и демократичными.

Следует заметить, что, анализируя несоответствия законодательных актов субъектов РФ (в частности, по вопросам промышленной безопасности) требованиям федерального законодательства, авторы работы пришли к выводу, что среди причин их появления – «неразработанность и слабость механизмов принуждения органов власти, не соблюдающих норм законодательства».

Можно привести ряд успешных примеров принудительного решения некоторых вопросов.

В СССР, при хорошо отлаженном командном механизме управления и при наличии политической воли первого руководителя (а именно Ю.В. Андропова), руководители всех уровней под угрозой лишения своих должностей были поставлены в условия необходимости проведения кампании по прекращению пьянства на рабочих местах, с чем быстро и успешно справились.

Майская (2005 г.) авария на объекте РАО «ЕЭС России» способствовала пересмотру приоритетов в управлении компанией. Правление приняло решение о том, чтобы лишать руководителей предприятий их должностей при допущении аварий на доверенных им участках работы. Число аварий сократилось.

В 2001 году законодательным органам субъектов РФ было предложено внести изменения в ряд законодательных актов, противоречащих Конституции РФ, что и было быстро исполнено.

В настоящее время мы являемся свидетелями межгосударственного конфликта, в котором Россия силой принудила Грузию к миру.

Годами не решаемое губернатором задание Президента РФ по организации водоснабжения хутора Дегтяревский Ставропольского края скоропалительно было им выполнено (с демонстрацией по телевидению), как только его судьба (выдвижение на второй срок) была поставлена Президентом РФ в зависимость от решения этого вопроса.

Приведенные примеры показывают действенность и необходимость строгого спроса руководителей более высокого уровня (ранга) с подчиненных им руководителей.

Инициатива Администрации Президента РФ

В этом плане заслуживает внимания инициатива Администрации Президента РФ (лето 2005 г.), которая после отмены выборов глав регионов (губернаторов) озаботилась вопросом, как оценивать их работу, и объявила открытый конкурс, одной из целей которого явилась разработка «Методики оценки результатов деятельности руководителей исполнительной власти субъектов РФ». Система оценки работы губернаторов «должна была как–то формализовать их ответственность перед исполнительной властью, раз уж ответственности перед избирателями они лишены».

Подав такой сигнал, Власть запустила процесс, способный перерасти в лавинообразный. Во всяком случае, губернатор Калининградской области Г.В. Боос уже завершает разработку системы оценки работы глав муниципальных образований .

Можно будет спорить о совершенстве пока неопубликованной «Методики…», целесообразности учета такого количества показателей (сначала 700, затем 138, потом 80, 70 и окончательно 43), неучет потенциалов регионов и пр…, но сам факт этого шага заслуживает всяческого одобрения.

Психология человека такова, что ему не нравится, когда его оценивают. Особенно это не нравится руководителям, которые сами привыкли «сидеть в жюри», часто даже не будучи компетентными в вопросах, решаемых органами власти (организациями, подразделениями), которые они возглавляют. «Меч», повисающий над головой руководителя, в любом случае заставляет его (безусловно, со своими специалистами) вырабатывать «защитные меры», способствующие улучшению показателей его работы.

Когда складываются усилия всех руководителей в одном направлении, общее дело от этого только выигрывает.

К сожалению, «бюрократическая телега» катится медленно и, несмотря на столь высокие уровни рассмотрения этих вопросов (Администрация Президента РФ, Государственный Совет, Правительство РФ, Президент РФ) и сообщения о том, что система начинает действовать «моментально», все назначенные сроки первого подведения итогов (сентябрь 2007 г.) уже прошли. Прошел и еще один год, а «воз и ныне там», правда заниматься теперь (после смены власти в Кремле) этим вопросом будет Правительство РФ.

Похоже, что ничего дельного из этой хорошей затеи не выйдет, поскольку:

Продолжается аппаратная борьба между федеральными чиновниками за право возглавить процесс, стать главным в стране по региональному мониторингу ;

Объективный процесс (оценка результатов работы губернаторов), похоже, подменяется субъективным процессом (самооценкой), при котором «губернаторы сами будут обязаны готовить для комиссии отчеты о проделанной за год работе». А дальше по накатанной: «хорошая отчетность будет у богатых регионов, но именно в них особенно сильна борьба за власть с участием кремлевских кланов » . (Ведь известно, что «решения о замещении должностей принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или продаются за деньги»). С другой стороны, объективная оценка губернаторов дотационных регионов никому не нужна: «ведь они самые послушные и удобные для Кремля» ;

Нет инженерной методики ;

Власти нежелательно подвергать публичной порке своих выдвиженцев, а точнее, назначенцев;

Сбор и обладание информацией о процессе (мониторинг) являются лишь одними из необходимых, но далеко не достаточными элементами системы управления;

Ко всему, в недавнем выступлении Президента РФ Д. А. Медведева прозвучали откровенные признания в том, что он испытывает затруднения при выдвижении претендентов на должность губернаторов, и что в стране отсутствует система формирования резерва на замещение даже высших государственных постов.

А ведь задуманная система оценки результатов деятельности руководителей исполнительной власти субъектов РФ при ее реализации реально могла бы служить делу «отбора человеческого капитала» среди руководителей.

Примеры неудачного управления

Примером неудачного управления организованными социальными системами в СССР может служить принудительная организация обязательного для всех социалистического соревнования. В числе основных причин формального отношения к столь серьезному делу следующие:

Плохая проработка вопросов организации соревнования на всех уровнях и неумелое руководство им приводили к выявлению лучших среди слабо работающих;

Волюнтаристское вмешательство руководителей различных уровней и профсоюзных органов в процесс подведения итогов вопреки существовавшим «Положениям о соцсоревновании»;

Отсутствие интереса и доверия к итогам соревнования, которое можно объяснить тем, что организаторами не обеспечивались главные принципы состязательности – сравнимость и сопоставимость результатов.

Например, в отраслевом соревновании автозаводов победитель (ЗИЛ) всегда был известен заранее. Идеальной моделью состязания можно считать международные спортивные соревнования.Победа сильнейшего в них, несмотря на существующий языковой барьер, никем не подвергается сомнению и признается проигравшими, поскольку борьба идет в равных условиях в строгом соответствии с существующим Положением, изменить которое в ходе соревнования никто не вправе;

Отстраненность и/или невовлеченность руководителей и рядовых участников в соревновательный процесс, поскольку их положение, в том числе и материальное, никак не было связано с результатами труда (занятым в соревновании местом);

Безразличие основной массы участников соревнования, не попавших в число победителей и отстающих;

Недостаточная гласность в ходе состязаний и при подведении итогов;

Подмена управления соревнованием разговорами об управлении им (без обратной связи процесс управления невозможен).

Не удивительно, что такое соцсоревнование, которое даже в ЦК КПСС было охарактеризовано как «формализм и шаблон», рухнуло вместе со страной.

В качестве другого примера неудачного управления организованными социальными системами, но уже в России, стоит назвать систему управления качеством, также часто навязываемую.

Утверждается , что «управление предприятием на основе критериев качества – эффективное средство выхода на мировой рынок», однако потребитель по-прежнему предпочитает зарубежные товары отечественным, а в частном случае, подержанныезарубежные автомобили новой сертифицированной отечественной продукции. В СМИ сообщалось, что ни один (!) из покидающих заводы автомобилей и вполовину не соответствуют записанным в его технической документации параметрам , а в официальном каталоге автосалона «Брюссель – 2002» предупреждали, что «покупая машину, сделанную в Тольятти, вам придется смириться с менее совершенным качеством исполнения и средним уровнем безопасности». По всей видимости, российские пользователи МС ИСО 9000 не совсем верно трактуют понятие «управление», иначе на нашем внутреннем рынке некачественная продукция не множилась бы с такой скоростью.

Таким образом, критерии, стандарты и система качества существуют, а страна по-прежнему торгует в основном сырьем. И это несмотря на то, что МС ИСО 9000 уже в стартовом элементе системы «ответственность руководства » устанавливают требования к деятельности руководства предприятия. Однако в российских условиях это никак не сказывается на результатах работы предприятия и судьбе руководителя. «Надо принять как факт что российские менеджеры так и не смогли сломать советский стиль управления» .

Вокруг столь несовершенной системы управления качеством образовалась целая сеть обучающих, сертифицирующих, лицензирующих, методических, аудиторских организаций. Они совместно с Академией проблем качества, Международной Ассоциацией качества и некоторыми министерствами РФ заставляют плодить массу, как кажется не только нам, но и самим известным авторам работы , малонужных предприятиям бумаг, отвлекая от дела не только силы, но и средства. Естественно, в Академии появились свои академики и члены-корреспонденты.

Анализ публикаций по вопросам управления качеством показывает, что их авторы в основном уповают на разработку заведомо не всегда работающих различных организационных документов, на обучение персонала и на самоосознание им своей ответственности, часто называя это процессом управления.

Видимо неспроста среди специалистов все большую популярность приобретает лозунг «От управления качеством к качеству управления».

Принципы предлагаемого подхода

Известно, что даже самый «нерадивый» руководитель любой организации, по меньшей мере, один раз в год* формально подводит итоги работы своей организации и ставит новые задачи. При этом отмечают лучших, называют отстающих, не задевая, как правило, основную часть работников, оказавшихся по результатам работы между ними. Не хотелось бы, чтобы таким же образом подводились итоги деятельности губернаторов. Несостоятельность такой формы организации дела и подведения итогов не сняли вопросов объективно необходимого подведения итогов работы.

По нашему мнению, только увязав судьбу руководителя с результатами работы руководимого иморгана (подразделения, организации), можно добиться заметного повышения общей эффективности работы.

Решение многих частных задач (повышение эффективности работы, повышение культуры безопасности на опасных производственных объектах, повышение качества продукции, развитие персонала и др.), может рассматриваться как частный случай существующей научной проблемы управления организованной социальной системой, в которой значительную роль играет человеческий фактор.

Представляется,что решение многих проблем управления организованными социальными системами следует искать на пути соединения общей теории управления с механизмом принуждения (оценкой работы) руководителей всех уровней, при этом, в идеале,руководители должны быть высокими профессионалами и соответствовать высоким моральным принципам, а принуждение должно соответствовать принципам демократизма.

Наш подход состоит в следующем: учитывая, что основная часть персонала подразделений (организаций) проявляют свои творческие способности в условиях понуждения,организации соревнования и состязания, необходимо преобразовать формальный и редкий акт подведения итогов работы в периодически повторяемый (раз в квартал*), который сопровождается честным и гласным подведением результатов их работы с обязательным выставлением качественной оценки каждому из руководителей этих подразделений (организаций) с вытекающими за этим последствиями.Последнее обстоятельство заставляет руководителей всех уровней заинтересованно отнестись не только к работе, но и к своему месту в ряду участников работы, поскольку от этого зависит их дальнейшее продвижение по карьерной лестнице и даже судьба. Будучи в положении заинтересованных в улучшении результатов работы, руководители сделают для этого все от них зависящее. Важно, чтобы руководитель не «перегнул палку» в отношениях с подчиненными, добиваясь результата. Здесь и понадобятся руководителям профессионализм и высокие моральные качества.

Многократно прав Ю.М. Лужков , говоря, что «как только вводят конкретные объективные показатели и конкретную бескомпромиссную ответственность, отношения власти (руководителя) и граждан (работников) коренным образом меняются».

Наш подход основан на использовании широко укоренившегося в русском языке понятия «потенциал », что означает возможности (средства, запасы), которые могут быть приведены в действие (использованы) для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели.

В зависимости от рода деятельности оцениваемых коллективов, потенциал может носить разные названия: производственный, научный, научно – производственный, творческий, трудовой, военный и пр. Очевидно, что в каждом случае для расчета потенциалов необходимо подходить по–разному.

Также очевидно, что, чем лучше финансируется участник, чем лучше он укомплектован квалифицированными кадрами и современным оборудованием, тем выше его потенциал, выше его возможности выполнить порученную работу. Потенциал имеет физический смысл, экономическую природу, легко считается и является одной из входных характеристик системы управления (см. табл. прил.1). Учет потенциалов каждого участника позволяет поставить всех участников в равные условия и обеспечить сравнимость результатов их работы.

Рассчитанные потенциалы подразделений (организаций) позволяют сравнить результаты их работы и на деле (!), а не на словах, организовать управление коллективами людей. В процессе управления необходимо сравнивать местоположение участника с заданным. Если одно другому соответствует, то «корабль» (подразделение) идет правильным курсом. Если опережает или находится в пределах допустимых отклонений – работает отлично; если запаздывает или выходит за пределы допустимых отклонений – работает плохо, отстает.

Если вспомнить принцип оплаты по труду, то участник, имеющий более высокий потенциал, обязан иметь и более высокие результаты работы (занять более высокое место). Именно этот принцип позволяет установить обратную связь между результатами работы и возможностями их совершить.

Постановкой задачи занятия вполне определенного места все подразделения уже подневольно оказываются вовлеченными в процесс состязательности, который подкрепляется фиксацией количественного и качественного результатов работы каждого участника.

Исходя из изложенных принципов, предлагается алгоритм управленческих действий, позволяющий решать обсуждаемые проблемы. Для реализации этого алгоритма не надо быть ни "хиромантом" , ни "управленцем от Бога" . Предлагаемая инженерная методика по силам человеку со средним образованием.

1. Стадия организации работы

1.1.РазработатьДокумент (Положение, Методику...), в соответствии с которым будет проводиться подведение итогов работы участников. К Документу предъявляется целый ряд требований (см. ниже), невыполнение которых обесценивает его, и вся затея теряет смысл.

Документ должен:

вызывать доверие участников, для чего необходимо добиться их заинтересованного участия в его разработке путем учета высказанных ими мнений и закрепления всех разумных предложений в Документе;

быть согласован с профсоюзным органом (для решения, при необходимости, кадровых вопросов) и утвержден первым руководителем организации;

быть единственным документом , регламентирующим весь процесс организации и подведения итогов, полностью исключив субъективизм и волюнтаризм;

назвать несколько (3-5) важных для участников разделов работ (например, экономический, производственный…) и их весовые коэффициенты (см. табл. прил.1);

наполнить каждый из разделов работ перечнем относящихся к ним показателей (критериев) работ , по которым участникам будут начисляться баллы по разработанной количественной шкале оценок. Поскольку подразделения выполняют достаточно разнородную работу, то в процессе обсуждения каждое из них должно позаботиться о том, чтобы охватить весь спектр выполняемых им работ, ничего не упуская. Подобным обсуждением решается задача заинтересованного вовлечения коллективов подразделений в разработку методики. Многочисленность показателей в разделах не должна никого смущать: баллы начисляют только за законченные в отчетный период работы.

Разделы и показатели работы, их весовые коэффициенты и занятые по разделам места являются управляющими элементами системы (см. табл. прил.1). В каждой группе участников должны быть выработаны свои управляющие элементы. Для простоты расчетов все показатели одного раздела имеют тот же весовой коэффициент, что и сам раздел.

Показатели работ играют определяющую роль в оценке результатов работы. Известен случай , когда Управление Внутренних Дел (УВД) Костромской области, числящееся в отстающих среди всех УВД российских регионов, при смене показателей оценки работы вошло в двадцатку лучших и это – "при неизменном показателе раскрываемости преступлений".

С определенного этапа, по мере возникновения новых задач, могут вводиться новые показатели работы и (или) существенно меняться их весовые коэффициенты.

при разработке количественной шкалы оценок показателей работ необходимо выбрать критерий, позволяющий все показатели работ (всех разделов!) выстроить в некий ряд (соотнести друг с другом). Одним из таких критериев могла бы стать, например, трудоемкость (в чел./дн.) выполняемых работ.

Показатели работ в каждом разделе работ необходимо ранжировать по трудоемкости, при этом работы одинаковой трудоемкости в разных разделах должны быть оценены одинаково. Высшие достижения в разделах работ также желательно уравнять в цене.

С определенного этапа по настоянию первого руководителя, с целью достижения более высоких результатов, либо устранения существующего отставания на каком-либо участке работ, цена некоторых показателей работ может быть искусственно завышена.

Примером несоблюдения этого и других требований может служить подход, принятый в Калининградской области при оценке работы глав руководителей муниципалитетов . В Документе, разработанном областным министерством по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, число показателей (на одном, в данном случае, высшем уровне) достигает 150, и каждый из них оценивают в двоичной (“бинарной системе“): выполнено – 1, не выполнено – 0. Кто больше очков (баллов) наберет, тот и самый лучший. Тут много вопросов. Как выполнена (с каким качеством?) та или иная работа? А судьи кто? Сколько времени затрачено на выполнение одинаково оцениваемых столь разнородных работ? (на выполнение одной может потребоваться неделя, а другой – год, а цена обеим – 1 очко). Как финансируются разные муниципалитеты? Как обеспечить сравнимость результатов разных муниципалитетов? И еще много других вопросов. Ко всему, подобная система только фиксирует результат, но не может управлять.

Система оценки не вызывает доверия, а следовательно, не будет принята участниками.

изложить методику расчета потенциалов участников;

представить одно из возможных выражений (формулу) подсчета результатов работы участников, обеспечивающую сопоставимость и сравнимость результатов (см. прил. 2).

назвать возможные административные меры (вплоть до увольнения), применяемые круководителям по результатам работы их подчиненных;

назвать административные, моральные и материальные стимулы для хорошо работающих участников и их руководителей;

разработать наглядную (в виде таблицы) форму отражения результатов работы , обеспечивающую гласность и наглядность процесса подведения итогов; результаты работы должны быть постоянно доступны для всех участников процесса;

прописать действия по распространению передового опыта.

«Документ…» может быть скорректирован,дополнен или изменен только после очередного подведения итогов работы после обязательного ознакомления с изменениями всех участников.

После утверждения «Документа…» (с началом очередного квартала) для руководителей подразделений (организаций) вводится двухгодичный цикл оценки качества их работы; для постоянного поддержания их в тонусе, не давая расслабляться, по прошествии двух лет “0” отсчета смещается на один квартал.

1.3.Ранжировать всех участников в соответствии с рассчитанными потенциалами (от самого большого до самого маленького).

1.4.Присвоить (в соответствии с абсолютной величиной потенциала) порядковый номер каждому участнику, при этом №1получает участник, имеющий самый большой потенциал .

1.5.Поставить каждому участнику задачу занять в итоге место, соответствующее номеру его потенциала. Очевидно, участник, имеющий более высокий потенциал (и, соответственно, меньший порядковый номер), должен в итоге иметь и более высокие результаты работы. Таким заданием устанавливается обратная связь между выходными (итоговыми, интегральными) и входными (исходными, начальными) характеристиками. При подведении итогов работы выходные характеристики (занятое место и качественная оценка работы) играют роль возмущающих переменных, поскольку позволяют дать качественную оценку всем без исключения участникам.

2. Стадия подведения итогов работы

2.2. Участник, не реализовавший свой потенциал (занявший место ниже присвоенного номера его потенциалу), независимо от занятого места получает неудовлетворительную оценку (-). Ему необходимо указать на это. Если участник систематически, например, более чем в 75% случаев, получает неудовлетворительную оценку, то в отношении его руководителя целесообразно ставить вопрос о его соответствии занимаемой должности,

о способности руководить подразделением (организацией).

2.3.Участник, реализовавший свой потенциал (занявший место, соответствующее номеру его потенциала), получает хорошую оценку (+). Это касается всех участников, включая и занявшего последнее место. Ведь кто-то должен его занять и, если это случается с участником, имеющим наименьший потенциал, то это нормально. В подобном случае участника порицать нельзя, ему необходимо помочь в повышении потенциала (кадрами, оборудованием, деньгами).

2.4. Участник, реализовавший свой потенциал и, к тому же, занявший место выше присвоенного номера его потенциалу, получает отличную (++) оценку за свою работу. Если участник систематически, например, более чем в 75% случаев, добивается подобных результатов, то в отношении его руководителя целесообразно ставить вопрос о зачислении его в резерв на выдвижение. Таким образом, происходит "отбор человеческого капитала", не прибегая к рейтинговым турнирам, правило которых гласит "вверх или прочь" .

2.5. Формула, по которой подсчитывают итоговые результаты (см. прил. 2) позволяет в качестве промежуточных результатов иметь баллы по каждому из разделов работ, что позволяют расставить участников по местам и в каждом из разделов , а это дает возможность Руководству и самим участникам видеть слабые и сильные стороны и корректировать ход работ.

2.6. Оформить (по утвержденной форме) итоги работы и выставить их на всеобщее обозрение.

Хотелось бы заметить, что подведение итогов работы целесообразно проводить одновременно на нескольких уровнях, и чем выше уровень, тем меньшее число показателей должно фигурировать. Для достижения высоких результатов на высшем уровне по небольшому числу показателей необходимо учитывать работу по большому числу показателей на более низких уровнях. Моделью такой организованной системы может служить усеченный конус, представленный в прил. 3.

Поскольку от результатов работы зависит судьба руководителей, то можно не сомневаться, что ими, даже самыми слабыми и нерадивыми, будет сделано все для достижения подразделениями наивысших результатов, от чего в любом случае выигрывает дело.

При рекомендуемом подходе исключается ориентировка на посредственные результаты, "отсиживание" в середине сравнительной таблицы, что являлось характерным для соцсоревнования, когда часто определяли лучших среди слабо работающих. Но ведь и лучшие могут плохо работать. К сожалению, ничего нового не придумано в разрабатываемых системах оценки деятельности губернаторов или руководителей муниципалитетов.

В предлагаемой нами системе каждый участник (без исключения!) получает качественную оценку своей работы, при этом, как ни покажется парадоксальным, призовое место можно занять, а оценку получить отрицательную, а можно быть последним с хорошей оценкой. Возможен вариант, когда, например, участник под №2 занимает третье место, то есть участник занимает призовое место, не реализовав свои возможности (свой потенциал) и получает отрицательную оценку. Такой участник не может служить примером для остальных. С другой стороны, возможен вариант, когда участник под последним номером занимает предпоследнее место и получает отличную оценку, являя собой пример, достойный подражания. Отсюда вывод: важно не занятое место, а реализация возможностей (работа на грани возможностей).

Ю.М. Лужков ставит вопрос о гарантиях прекращения властных полномочий руководителя при невыполнении им условий социального контракта. Таковым в нашем случае может быть коллективный договор, либо индивидуальный контракт, либо Положение о подведении итогов (Документ), утвержденное первым руководителем и согласованное руководителем профсоюзной организации.

Таким образом, при ежеквартальном подведении итогов работы руководитель отрасли (корпорации, предприятия, организации) уже через 2 года (8 подведений) может бесконфликтно (в соответствии с Документом) избавиться от слабых руководителей.

Представляется, что, повышая спрос с руководителя за выполняемую его подчиненными работу и ставя его профессиональную карьеру в зависимость от способности руководить подразделением, предлагаемый алгоритм управленческих действий позволяет реально оценивать руководителей, управлять персоналом и добиваться улучшения общих результатов работы.

Такого рода управление персоналом может быть использовано в любых организованных социальных системах:

-в масштабах страны, например, при оценке работы губернаторов по развитию субъектов РФ и глав муниципальных образований по развитию территорий;

- в масштабах мегаполиса, например, при оценке работы префектур и управ столицы или субъектов РФ в масштабах федерального округа;

-в масштабах отрасли или крупных вертикально интегрированных корпоративных объединений , в том числе, транснациональных, например, при оценке работы предприятий отрасли, компании или объединения;

-в масштабах любого учреждения или организации , например, при оценке работы отделов, лабораторий, цехов, участков, групп;

-в масштабах любого подразделения , например, при оценке индивидуальной работы сотрудников подразделения.

Итак, для управления персоналом многих организованных социальных систем необходимо и достаточно регулярно, c учетом рассчитанных для участников ПОТЕНЦИАЛОВ, подводить итоги работы в организациях и их подразделениях, давая качественные и количественные оценки всем без исключения участникам работы и, прежде всего, руководителям подразделений разного уровня.

Доказательством правильности нашего подхода могла бы служить статья , утверждающая, что, по подсчетам специалистов международной исследовательской компании IDC, " неправильное понимание сотрудниками порядков в компании, бизнес-процессов, должностных обязанностей, своей роли и задач приводит к многомиллиардным убыткам . В России убытки не меньше, но считать их пока не научились. Чтобы предотвратить потери, консультанты IDC советуют проводить не только учет финансовых показателей (прибыль, выручка), но и качественную оценку персонала.В тех компаниях, где проводится оценка эффективности сотрудников, меньше ошибок персонала (на 63%), меньшая текучесть кадров (на 63%), лучшая согласованность внутренней политики (на 48%), выше качество технологического процесса (на 31%), лучше соблюдаются требования регулирующих органов (на 29%) и большая удовлетворенность клиентов (на 10%) " .

Иные возможности потенциала

Введение понятия «Потенциал» позволяет решать целый ряд практических задач, в числе которых, кроме ранее перечисленных, можно назвать следующие:

а) оценка эффективности и производительности работ;

б) контроль напряженности рабочих планов подразделений;

в) управление и руководство комплектованием подразделений;

г) проведение различных конкурсов;

д) борьба с кумовством.

Очень коротко расшифруем эти возможности:

а) предлагаемая формула позволяет оценить выработку "продукции" (в баллах) в расчете на одного условного сотрудника (производительность) и на рубль получаемых им в виде заработной платы денег (эффективность использования зарабатываемых средств);

б) часто при планировании работ сотрудникам и подразделениям исходят от достигнутого; рассчитав потенциалы сотрудников (подразделений), можно оценить напряженность их планов, при этом участнику с большим Потенциалом должна быть предложена и более емкая работа;

в) при приеме на работу новых сотрудников отдел кадров должен учитывать Потенциалы подразделений и, при всех равных, укреплять подразделение с более низким Потенциалом. Потенциал позволяет поддерживать оптимальное соотношение между высоко- и малоквалифицированными кадрами в подразделении:

г) разрабатываемая в Документе шкала оценок позволяет подводить итоги любых индивидуальных и коллективных конкурсов профессионального мастерства, как внутри организаций, так и вне их; например, в «Росатоме»ежегодно проводят, по меньшей мере, 12 различных конкурсов, на каждый из которых необходимо разработать свое Положение и затратить много времени на их организацию:

Лучший среди молодых рабочих;

Лучший среди молодых специалистов;

Лучший работник охраны труда;

Лучший наставник;

Лучший уполномоченный (доверенное лицо) российского профессионального союза работников атомной энергетики и

промышленности;

Предприятие высокой культуры производства и организации труда;

Лучший участок по охране труда;

Лучшее подразделение;

Энергетик года;

Подразделение года;

Лучший по системе менеджмента качества;

Корпоративный конкурс на знание правил охраны труда.

д) потенциал позволит бороться с кумовством: руководителю подразделения становится невыгодно устраивать к себе родственников и друзей на высокооплачиваемую работу не по специальности, поскольку такой сотрудник для подразделения, являясь балластом, становится в тягость, существенно повышая его потенциал. Подразделению становится выгодно иметь сотрудника с высокой работоспособностью и отдачей, а не с высокой зарплатой.

* В сети ресторанов «Макдональдс» итоги подводят ежедневно; на Орско-Халиловском комбинате (ОАО «Наста») – еженедельно.

Следует сразу сказать, что используемые тесты для определения уровня интеллекта (IQ) и эмоциональности (IE) нельзя считать корректными: они не учитывают индивидуальных особенностей человека и не служат основой для самосовершенствования. Они скорее напоминают некий универсальный аршин, которым пытаются измерить то, что довольно трудно измеряемо.

Чтобы оценить себя, можно воспользоваться следующими индивидуально-личностными показателями, которые важны в любом виде деятельности, в том числе и в информационном культуризме:

Мотивация;

Результаты;

Актив включает факторы, которые способствуют достижению необходимых результатов.

Типичные факторы, относящиеся к активу, – образование, системы физической подготовки и питания, определенный опыт практики брейнбилдинга, применение в личном труде современных технических средств и хороший уровень его организации.

Вы можете зафиксировать в своих формулировках активные факторы и произвести их оценку по своей оценочной шкале. Если они имеют средний или высокий уровень, то входят в личный актив, а в случае низкой самооценки автоматически попадают в пассив.

Пассив состоит из факторов, не способствующих или препятствующих достижению нужных результатов, – недостаточный уровень образования, стихийная система физической подготовки, «рваное» и несбалансированное питание, неупорядоченная организация личного труда и его слабая техническая оснащенность.

Эти и другие факторы также можно записать и оценить, чтобы нагляднее увидеть преграды. Именно в этих факторах содержатся возможности развития или совершенствования себя и своих систем.

Цели – это предполагаемые, намечаемые или планируемые результаты на определенный период или момент времени.

С помощью формулирования и постановки перед собой целей задаются векторы или направления личного движения в жизни, работе и информационном культуризме.

Мотивация – уровень желаний или внутренней энергетики для достижения поставленных перед собой целей (или превращения их в соответствующие результаты).

Уровень индивидуальной мотивации оценить довольно просто. Возьмите 100-балльную шкалу с шагом 10–10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Далее отметьте число, которое соответствует вашему уровню мотивации. Чем меньше число, тем ниже уровень мотивации. И наоборот, чем больше число, тем выше уровень мотивации. Хорошие показатели уровня мотивации – оценки от 70 и выше.

Чем выше мотивация брейнкультуриста, тем больше это сказывается на преодолении различных преград, препятствий при достижении поставленных целей, а также на уровне самих результатов. При низкой мотивации человек практически ничего не добьется. Поэтому мотивация, как своеобразный внутренний двигатель в человеке, определяет его мощность в любом виде деятельности или работы.

Результаты – это то, что фактически сделано, достигнуто или выполнено на данный момент времени. Их можно разделить на низкие, средние и высокие.

Фиксировать результаты информкультуристу помогает определенная система учета (дневник, табло показателей или другое средство) прочитанного, написанного, переведенного и т. д. за календарные периоды – неделя, декада, месяц, квартал, полгода, год.

Результаты и цели имеют следующие соотношения.

Соотношение первое: Ц = Р – поставленная цель полностью выполнена, то есть превращена в нужный результат.

Соотношение второе: Ц > Р – намеченная цель по каким-то причинам не выполнена.

Соотношение третье: Ц < Р – цель перевыполнена.

Всем известны понятия «целеустремленный» и «результативный» человек. Хотя они и близки на первый взгляд, но их соотношения отличаются определенными нюансами.

Идеальным вариантом считается соединение в человеке целеустремленности и результативности (соотношение первое). Можно быть целеустремленным, но недостаточно результативным (соотношение второе). Встречаются люди результативные, но с неярко выраженной или скрытой целеустремленностью (соотношение третье).

Теперь мы подошли к заключительному определению в контексте самооценки – мощь информационного культуриста. Для наглядности ее можно выразить с помощью формулы:

Мощь ик = Активы + Мотивация + Результаты.

При соответствующей организации работы с информацией (включая использование современных технических средств), постановке и использовании систем физической поддержки и питания, брейнбилдер начнет ощущать свою мощь, которая будет находить отражение в его результатах. Это одно из тех приятных ощущений, ради которых стоит «накачивать» мозг нужной информацией!

Секреты достижения высоких результатов

Обычно всех интересует «кухня» достижения успехов, поэтому поговорим об этом подробнее. В стремлении понять себя и других можно выделить следующие средства.

Первое средство – основа всех остальных и по праву занимает ведущую позицию: труд, труд и еще раз труд.

Но «просто труда» недостаточно, нужно научиться организовывать его в пространстве и во времени. Тогда при прочих равных условиях он будет давать отдачу.

Кроме того, нужно обратить внимание на одну особенность: нас окружает море самой разнообразной деловой литературы, но меньше всего среди нее именно источников по организации личного труда. Не переиздают даже классиков НОТ, плодотворно работавших в данном направлении в 20–30 гг. XX века: И. Бурдянского, А. Гастева, Ф. Дунаевского, О. Ерманского, П. Керженцева.

Необходимо понять, что многие неудачи в различных областях деятельности (в том числе и в информационном культуризме) обусловлены неумением или нежеланием организовать личный труд.

Второе средство – стараться делать то, что не получается.

Человек обычно с удовольствием делает то, что у него получается, так как ощущает положительный результат. Однако данный подход предполагает обратное – последовательно «вгрызаться» в ту область, где на первых порах нет эффективных результатов. Со временем, когда они появятся, вы будете спрашивать себя: «Не понимаю, чего же тут было бояться?» В итоге вы сможете похвалить себя за упорство и настойчивость.

Третье средство – «испытание себя на разнообразие».

Оно предполагает, что в один из дней недели вы будете что-либо делать совсем не так, как привыкли, а совсем иначе. Такой подход помогает обнаруживать в себе и в используемой системе или системах новые возможности и резервы, скрытые под толщей ваших привычек.

Это средство подсказывает необходимость:

Поиска неких модификаций, улучшений в том, к чему человек привык, и где, как ему кажется, нельзя найти ничего нового;

Внесения в любую систему разнообразия, которое само по себе дает определенный эффект;

Преодоления в себе барьера «только так и не иначе», которое формирует желательную гибкость мышления и используемых систем.

Четвертое средство заключается в словах – «больше и выше». Оно предполагает, что человек со временем всегда может улучшить свои результаты.

Для использования этого средства вам понадобится индивидуальная статистика в отношении личных результатов. Не владея цифрами, невозможно планировать и обеспечивать более высокий уровень достижений. Как и в целом ряде других ситуаций, верным помощником и подсказчиком здесь выступает дневник или регистратор личных результатов по календарным периодам.

Пятое средство – понимание тех факторов, которые не позволяют вам прогрессировать (пассив).

Более эффективной и скоростной методики еще никто не придумал. Для ее реализации следует ответить себе на очень важный вопрос: «Что мешает мне в достижении необходимых результатов и что нужно сделать, чтобы устранить эти помехи?»

Повышение индивидуальной производительности

Она зависит от целого ряда факторов, как непосредственно свойственных процессу работы с информацией, так и находящихся вне его границ.

Внутрипроцессуальные факторы включают продолжительность (экстенсивность) и интенсивность труда, содержание и объем информации, стиль работы, число тренингов в неделю, отношение к тренингу, условия и используемые технические средства, результативность.

Внепроцессуальные факторы – система физических упражнений, режим труда и отдыха, система питания, релаксация.

Среди внутрипроцессуальных факторов на первое место следует поставить результативность, от которой зависят все остальные. Например, перед командировкой я определяю объем информации, который необходимо проработать за командировочное время. Затем включаются условия работы – ожидания в аэропорту, сам перелет, гостиница. Содержание информации начинает подсказывать стиль работы – пометки, повторный просмотр, выписки, ассоциативное восприятие и т. д. В зависимости от условий и времени, а также содержания информации, прорабатывается больший или меньший объем. Главное, чтобы намеченное было обязательно выполнено, что должно быть зафиксировано в дневнике результатов.

Приобретение брейн-культуристического опыта заключается именно в том, чтобы сообразно своим особенностям и потребностям найти и выработать ряд систем, которые позволяют превращать поставленные цели в соответствующие результаты.

Система, системность и систематичность – это величайшие понятия, которые человек нашел в природе и перенес их в свою жизнь и деятельность. Отнимите у информационного культуриста этих верных помощников, и у него ничего не получится. Хаос и хаотичность – его главные враги. Поэтому источники повышения индивидуальной производительности – в наработке и дальнейшем совершенствовании своих систем.

Во-первых, они дают человеку возможность почувствовать себя и свой потенциал, то есть являются хорошими наставниками.

Во-вторых, они способствуют приобретению системного опыта, нужного для того, чтобы ставить все большие цели и превращать их в необходимые результаты.

В-третьих, они позволяют брейнбилдеру развиваться, то есть становиться более компетентным в своей профессиональной области.

Следует понимать, что умственные нагрузки на мозг – это единственный механизм его защиты от увядания и деградации. Искусство информационного культуризма состоит именно в том, чтобы знать, как, когда и сколько нагружать свой мозг.

Достижение высоких результатов учебных достижений обучающихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Передо мной постоянно возникают вопросы: Как учить детей без принуждения? Как сделать учение радостным? Как помочь ребёнку раскрыть свои возможности? Как подготовить такую базу знаний, умений и навыков, которая позволит моим ученикам быть успешными при обучении в среднем и старшем звене школы, а в дальнейшем удачно социализироваться в современном обществе.

Набирая очередной первый класс, увидела, что у большинства детей слабые и низкие учебные возможности. Ниже в таблице представлены результаты первичного обследования детей психологической службой школы при поступлении в первый класс.

Из таблицы видно, что хороший уровень присутствует лишь у небольшого количества учащихся. Передо мной встала задача: как учить, чтобы получить хорошие результаты. Поэтому решила применять самые эффективные методы, формы и приёмы работы, которые предлагает отечественная педагогика, а также использовать современные образовательные технологии, в том числе и информационные.

В первом классе работала по программе опережающего чтения. В течение первого полугодия у детей развивала фонематический слух, зрительную память, лексический запас, корректировала фонетические дефекты и речевые нарушения, одновременно работала над развитием мелкой моторики руки по подготовке к письму. Для этого на каждом уроке использовала песочные буквы, трафареты, шаблоны, различные виды штриховок. И только во втором полугодии дети начали писать. На этом этапе применяла специальные логопедические приёмы по предупреждению дисграфии и дислексии (фонетическая зарядка, речевые пятиминутки, оптические карты для развития зрительно-пространственной ориентации). Результатом стало правильное, красивое письмо и беглый, выразительный навык чтения. Считаю, что овладение навыком чтения для каждого первоклассника – это необходимое условие для дальнейшего продвижения в других предметных областях.

Все дети выполняли норму по технике чтения. Следующий шаг – формирование осознанности чтения. Как научить детей читать осознанно? Для решения этой проблемы разработала проект «Читать – размышлять – общаться».

Особое внимание в своей работе уделяю развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы, сочетая традиционную методику с использованием оригинальных логопедических методов и приёмов, направленных на профилактику и устранение дислексии и дисграфии. Имею собственную систему работы по данной проблеме, в которой веду коррекцию по пяти направлениям: развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения, пополнение и обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, и развития речевого мышления. Итогом стали результаты административных контрольных работ по русскому языку.

Результаты итоговых (годовых) контрольных по русскому языку за последние три года представлены по основным трём показателям (таблица1):

Общая успеваемость;

Качество знаний;

Степень обученности учащихся (по В. П. Симонову).

Таблица №1

Результаты итоговых контрольных работ по русскому языку

В работе главной задачей считаю:

Помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке;

Создать благоприятные условия в коллективе для формирования общеучебных компетенций.

Поэтому учебный процесс строю на основе деятельностного подхода. Для этого на уроках создаю условия для самостоятельного добывания знаний через решение проблемных вопросов в группах и парах. На уроках дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса, исследователи. Провожу работу по коррекции высших психических функций: внимания, мышления, памяти. Уже традиционными и любимыми детьми стали: урок-проект, урок-путешествие, урок-поиск, урок-суд, урок помощи и защиты, деловая и ролевая игры, эстафеты, драматизации, постановки, на которых широко используется интерактивная доска.

На каждом уроке стараюсь создать атмосферу заинтересованности и ситуацию успеха для каждого ученика. Для этого организую круглые столы, устные презентации, дискуссии и дебаты. В работе систематически использую технологию развивающего обучения и развития критического мышления. Формирую учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, а также выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Учу планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Наблюдается положительная динамика степени обученности учащихся, при переходе из начального звена в среднее учащиеся подтверждают свои оценки, полученные за учебный год.

Такая позитивная динамика учебных достижений обучающихся не случайна. В педагогической деятельности главной задачей считаю: повышение мотивации к изучению предметов, сохранение физического, психического и социального благополучия школьников. Мои уроки превращаются в творческое общение и проблемную дискуссию. Ученики стремятся быть успешными, потому что с первого класса стараюсь их научить учиться, сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, показать преимущества успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». В моем классе из 22 человек 14 учащихся учатся на «4» и «5», трое из них только на «5». Таким образом, качественная успеваемость составляет 64%, начиная с первого класса прослеживается положительная динамика качества обучения и степени обученности.

Одним из главных условий успешности обучения и качества знаний считаю положительную мотивацию к учению. На рисунках 1-3 представлены результаты изучения динамики мотивации учащихся в отношении к учебным предметам за период 2007-2010 гг. (по данным психолого-педагогической службы школы).

Рис.1. Динамика мотивации отношения учащихся к математике.

Рис.2. Динамика мотивации отношения учащихся к русскому языку.

Рис.3. Динамика мотивации отношения учащихся к литературному чтению.

Данные анкетирования свидетельствуют об увеличении процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета. Стабильно высоким на протяжении всего периода обучения является положительное отношение к учителю, оценка комфортности учащихся на уроках составляет 100%.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Внеклассные занятия по предмету являются эффективным средством при формировании познавательных интересов. В связи с этим систематически веду индивидуальные, групповые, факультативные занятия, направленные на углубление и расширение знаний учащихся.

Цели индивидуальных занятий по предметам (русский язык, математика, литература, окружающий мир) ставлю разные. Так, для одарённых детей – это углубление и расширение знаний учащихся по предмету, возможность самостоятельной творческой деятельности. Такие занятия помогают лучше узнать индивидуальные способности учеников, а ученикам – продемонстрировать самостоятельность в выполнении заданий повышенной сложности, развить воображение и инициативу.

Но в классе есть дети, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной помощи учителя. На коррекционных занятиях стараюсь сформировать индивидуальные средства и способы действий, позволяющие слабоуспевающему ученику быть компетентным в различных предметных областях, а значит, повышать его самооценку, показать успешность, вселить веру в свои силы. Все дети, посещающие коррекционные занятия имеют общую успеваемость 100%.

Привлекаю детей к участию в школьных и районных конкурсах разной тематики (конкурсы рисунков, сочинений, стихов, поделок и т. д.). Дети охотно принимают в них участие и получают награды.

Уже традиционными стали групповые занятия и факультативы: «Весёлая грамматика», «Занимательная математика», «Детская риторика», «Краеведение», «Наглядная геометрия». Разработала программу и веду занятия по курсам «Чтение с удовольствием» и «В стране чисел и знаков». Эти занятия помогают учащимся справиться с заданиями олимпиад по предметам начальной школы и занимать призовые места.

В 2010-2011 учебном году учащиеся моего класса выступали с двумя творческими работами: проектом «Как спасти птиц зимой», и исследовательской работой «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А. С Пушкина). В 2009-2010 учебном году (3 класс) мы приняли участие в школьном проекте «Мир глазами детей», создали проект «Дед Мороз. Кто он?» В 2010-11 учебном году мои ученики защитили проекты «Школа будущего», «Ученик будущего», «Учитель будущего».

В своей педагогической практике широко использую современные образовательные технологии, без которых сегодня нельзя представить образовательный процесс. Стараюсь взять всё лучшее, что предлагает современная педагогика, поэтому отдаю предпочтение здоровьесберегающему обучению. Учитываю особенности класса, создаю благоприятную психологическую атмосферу на уроке; использую приемы, направленные на поддержание интереса к учебному материалу.

Систематически использую элементы развивающего обучения. Дидактическим стержнем каждого урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Развивается речь, мышление, воображение, повышается познавательный интерес, самостоятельность.

Применяю технологию личностно-ориентированного обучения. В центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить условия для развития и реализации природных возможностей.

Использую технологию уровневой дифференциации обучения. Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Применяю «технологию раскрепощённого развития детей». На развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на интерактивной доске, специальные, «бегущие огоньки». Часть уроков провожу в режиме движения

наглядного учебного материала с использованием упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию. Результатами таких упражнений стали: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве.

Организую урок рационально. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием видов деятельности в течение урока. Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с использованием интерактивной доски, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. В состав упражнений включаю упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, для отдыха позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, психогимнастику, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В учебном процессе использую информационные технологии, обеспечиваю доступ к различным информационным ресурсам, что способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы определения путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Мой кабинет оборудован интерактивным комплексом, который используется систематически: разрабатываются презентации, накапливаются дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения, внеклассных мероприятий. В классе имеется богатая коллекция электронных программ, собраны электронные учебные пособия по предметам, разноуровневые тесты, тренажёры, электронные энциклопедии.

На уроках математики решаю проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, в занимательной форме развивают навыки устного счёта. На уроках окружающего мира и литературного чтения учу детей ориентироваться в информационном пространстве, овладевать умениями самостоятельного извлечения знаний, работать в Интернете по поиску нужной информации.

Во внеурочной деятельности широко применяю проектные технологии для формирования системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков. Создание проектов способствует развитию личности школьника, его психических процессов; коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Важнейшим учебным достижением выпускника начальной школы считаю овладение навыком осознанного чтения как условие дальнейшего продвижения в области других наук. Ведь младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.

Как сформировать высокий уровень осознанного чтения? Как научить детей читать грамотно? Эти вопросы я задавала себе постоянно. Результатом поиска ответа явился проект «Читать – размышлять – общаться». Я являюсь автором проекта, а мои ученики – активные участники его реализации.

Цель реализации программы – создание условий для развития осознанности чтения как средства интеллектуального развития учащихся. Основная идея – от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.

Задачи:

1. Помочь учащимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, овладение гибкостью чтения и навыками понимания текстов).

2. Помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления (повышение уровня интеллектуального развития через овладение навыками осознанного чтения).

3. Содействовать развитию речевой активности (овладение коммуникативными навыками).

Центральным звеном программы стал разработанный учебно- методический комплекс, разработанный в электронном виде и должен использоваться как раздаточный материал. Задания комплекса сгруппированы по темам, и входят в пять брошюр. Это работа с деформированным предложением, с деформированным текстом, с синонимами, антонимами, фразеологизмами, стихи и текст с пропущенными словами, работа с баснями и др.). Материал в программе представлен блоками по классам, начиная со второго. В каждом блоке задания подобраны по принципу постепенного усложнения материала, что обеспечивает дифференцированный подход, обеспеченный учебными возможностями учащихся. В каждом блоке содержится такое количество заданий, которое обеспечит одновременную индивидуальную работу целого класса. С целью обеспечения контроля разработаны ключи и ведомости, позволяющие учителю достаточно быстро провести учёт объёма и качества работы, а также критерии и показатели оценки результатов программы.

Разработано методическое пособие по развитию осознанности чтения, включающее в себя комплект заданий, выполнение которых позволяет повысить уровень осознанности чтения, программу, рассчитанную на три года обучения (102 ч), рекомендации по организации занятий. Отличительной особенностью пособия является следующее:

Разработаны и классифицированы блоки заданий по развитию осознанности чтения в формате, предполагающем возможность «конструирования» текстов из предлагаемого набора текстовых единиц;

Разработана система оценивания динамики интеллектуального развития учащихся и динамики осознанности чтения.

У учащихся моего класса повысилось качество обучения по русскому языку и литературе, возрос интерес к школьным занятиям, увеличилась речевая активность. Устные ответы детей стали более полными, точными, развёрнутыми. Дети стали больше рассуждать, доказывать, спорить. Во взаимоотношениях стали более терпимо относится друг к другу, они слушают и слышат друг друга.

В воспитании детей следую принципу «Быть рядом и чуть впереди»: не подавлять личность ребёнка своим авторитетом, помнить, что «в тени больших деревьев маленькие не растут». Сократ утверждал, что в каждом маленьком человек живёт солнце, только нужно давать ему светить. Видеть в каждом маленьком человеке солнце, отыскать даже в самом трудном ученике лучик света – в этом предназначение учителя.

Программа моей воспитательной работы имеет следующие направления: «Спорт и здоровье», «Рука помощи», «Патриот», «Досуг», «Мир прекрасного».

Мои дети активно участвуют во всех районных конкурсах и делах: игры, марафоны, конкурсы, проекты, акции («Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни», «Мир семьи глазами детей», «Защитим лес Кузбасса от огня», «Милиция и дети» и т. д.).

Важным считаю нравственное воспитание, становление и сплочение детского коллектива.

Большое значение в жизни класса имеют традиции. Знакомлю детей с традициями школы, совместно разрабатываем законы класса, а затем формируем традиции. Классные часы «Как живёшь, дневник?», «День Валентина», традиция «Тёплых писем», «Праздник рождения класса», «День именинника», «Праздник юмора», «Дни здоровья», походы на природу, экскурсии и поездки способствуют сплочению классного коллектива, умению и желанию сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки.

Итогом такой целенаправленной работы стало:

  1. Высокая мотивация детей к обучению.
  2. Положительная динамика качества обучения и степени обученности детей к 4 классу.
  3. Достижение высоких результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах.
  4. Хороший уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи.
  5. Качество выполнения мониторинга по окончанию 4 класса по русскому языку, математике и окружающему миру составило в среднем 80%, общий процент выполнения - 100%.
  6. Создание положительного микроклимата в классе, где каждому ученику комфортно и интересно.

http://wiki.kem-edu.ru/index.php5/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%22%D0%94%D0%B5%D0%B4_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7._%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D0%BE%D0%BD%3F%22 .