Какими средствами преодолевается монотонность труда. Плюсы и минусы монотонной работы

Монотонная работа - это постоянное выполнение одинаковых действий в протяжении рабочего дня. Такой вид работы нелюбим многими по понятным причинам. Кому же захочется изо дня в день заниматься одним подписыванием документов или упаковкой сладостей? Давайте разберемся, чем характеризуется монотонная работа, кому она подойдет, и есть ли в ней хорошие стороны.

Определение

Понятие монотонной работы в большинстве словарей одинаковое: это действия, повторяющиеся раз за разом. То есть по большей части это скучная работа. Например, работники на заводах постоянно выполняют одинаковые действия, или же домохозяйки, которые изо дня в день моют посуду и протирают пыль. Чаще всего от монотонной работы не сбежать, ее мы выполняем каждый день: вынос мусора, приготовление завтрака, мытье посуды и прочее.

Отсюда возникает понятие монотонии - состояние скуки от работы. Это возникает как при избытке работы, так и при нехватке. Из состояния монотонии непросто выбраться, потому что оно преследует везде. Становится скучно от всего, не только от работы.

Монотонная работа и однообразные движения - понятия заменимые. В такой работе чаще всего нет никакого разнообразия. Поставили клеить наклейки или завязывать бантик на игрушку - этим и занимаешься изо дня в день. Разве что если начальство не против, чтобы сотрудники менялись местами время от времени. Потому что выполняя одно и то же каждый день, из минуты в минуту, теряешь работоспособность. Именно поэтому руководители должны быть заинтересованы в том, чтобы вносить разнообразие в действия и давать сотрудникам новые задания. К сожалению, некоторые управляющие уверенны, что работая каждый день на том же месте, сотрудники лучше справляются со своей работой. Но это абсолютно не так.

Примеры монотонной работы

Конечно же, на первом месте работа на заводах у станка. Проработать на такой должности 5 дней в неделю по 8-10 часов в день - титанический труд. Время на такой работе чаще всего просто останавливается, а если еще и нужно все делать очень быстро... В общем, эта работа подойдет не для всех. Хотя у конвейера есть два варианта работы: когда он не останавливается и нужно за ним успевать, или же когда продукт накапливается, и можно все делать в более свободном темпе.

Следом идут кассиры и продавцы. Из смены в смену работа с клиентами. Через некоторое время действия доходят до автоматизма, а психическое состояние ухудшается.

Уборка. Если многим дома надоедает убирать, потому что это занимает время и отнимает силы, то работа уборщиком или дворником - это то еще задание.

Мытье посуды тоже относится к однообразной работе, и вполне оправданно по понятным причинам.

Охранник. Это работа даже не так монотонная, как очень скучная. Но среди плюсов можно выделить, к примеру, время на чтение, просмотр фильмов, занятия своими делами, да и просто сон в любое время, в конце концов.

Кроме вышеперечисленных, много других вакансий, которые отличаются постоянно повторяющимися действиями.

Вопрос о том, какая работа монотонная, интересует большое количество работников. Вот ее основные характеристики:

  • одни и те же движения (более 1000 за смену);
  • одно движение занимает не больше 1 минуты;
  • простые действия;
  • быстрота работы (на

Как ответить на вопрос: «Смогу ли я выполнять монотонные действия?»

Способность к монотонной работе - это совокупность психологических и физических факторов. Некоторые работодатели проводят тестирование будущих сотрудников. Оно касается психологической способности к однообразной работе. Способы проведения отбора сотрудников отличаются. Иногда работодатели берут временных сотрудников, не проводя исследования по поводу их работоспособности. Это не совсем правильный подход, так как человек может не выдержать работу, к примеру, на конвейере.

Чтобы понять, способны ли вы к монотонной работе, подумайте о следующих вещах.

  • Насколько вы терпеливы? Терпение в этой сфере важно, потому что на протяжении 8-10 часов нужно выполнять одно и то же действие. Это только кажется, что все довольно-таки просто. На самом деле, уже через полчаса работы становится скучно.
  • Состояние здоровья. Выдержите ли вы смену на ногах или даже сидя? Через некоторое время начинают ныть плечи, спина, ноги. Повезет еще, если на работе есть возможность немного походить. Но если, опять же, работа на конвейере, то большая вероятность, что пройтись можно будет только во время одного перерыва.

Плюсы

Есть и определенные преимущества монотонной работы.

  1. Время для размышлений. Когда действия доходят до автоматизма, помимо воли перестаешь думать о работе. Поэтому это отличная возможность, чтобы подумать о чем-то хорошем. О том, где потратить заработанные деньги, о друзьях, семье, о будущем и прочее.
  2. Возможность найти хороших друзей. Часто при монотонной работе люди работают «лоб в лоб». Ненавязчивый разговор может перерасти в крепкую дружбу.
  3. Моторика - заметно улучшается моторика рук. Вообще, обычно человек, немного проработав в быстром темпе на монотонной работе, начинает в разы быстрее исполнять любую другую работу.
  4. Улучшается выносливость. Кажется, что если выдержал 10 часов на конвейере или у посудомоечной машины, то любая другая работа будет по плечу.

Минусы

Очевидно, что монотонная работа для кого-то - один позитив, а для кого-то - сплошные минусы.

  1. Скучно. Даже в первые часы работы. Даже когда разговариваешь. Даже когда куча мыслей, и время идет быстрее. Всегда стабильно скучно.
  2. Тяжело физически. Со временем начинают болеть суставы, спина, плечи, ноги. Ухудшается общее самочувствие.
  3. Равно как физически, тяжело морально. Нет возможности развития.
  4. Постоянная усталость.
  5. Слишком требовательное начальство (не всегда, но в большинстве случаев). Часто требуют все больше и больше, не оценивая психическое и физическое состояние сотрудников.

Работа в коллективе

Как было написано выше, монотонная работа - это отличный шанс познакомиться с новыми людьми. Найдя общие интересы, проболтать можно целую смену. Но для кого-то психологически монотонная работа с людьми может оказаться непростой. Ведь если вы интроверт, а рядом слишком разговорчивый коллега, трудно поддержать разговор. И обстановка немного давит.

Но если вы любите заводить новые знакомства, то здесь вы точно их найдете. Главное - нащупать общие интересы. А там уже «слово за слово». И время проходит быстрее, и работается легче.

Возможно ли полюбить однообразную работу?

Если эта работа вам не по душе, то вряд ли. Но можно немного скрасить рабочие будни. Например, после работы зайдите купить себе шоколадку, как поощрение. Сразу же настроение и самочувствие станет лучше.

Если есть возможность, и начальство ничего не имеет против, послушайте музыку. Музыка всегда настраивает на рабочий темп и помогает немного отвлечься.

Разомните мышцы. Пройдитесь, сделайте легкую разминку. Это немного разгонит кровь в суставах и улучшит самочувствие.

Мечтайте. Как бы ни звучало, но именно мечты лучше всего отвлекают от скукоты на монотонной работе. Подумайте, чего вы хотите в будущем, как к этому прийти, что вам может в этом помочь.

Есть ли возможность снизить негативное влияние монотонной работы на организм человека?

Да, есть. Но этим должно быть заинтересовано руководство.

Первое, что нужно сделать - это систематизировать труд и отдых, то есть организовать более частые перерывы в работе. Также не ставить рабочий график по 12-16 часов, максимум 10.

Второе - это внесение разнообразия. Нужно менять задания на работе, тогда человек ее лучше будет выполнять.

Третье - нормальный темп работы. Потому что иногда на фабриках работники не успевают за лентой, и от этого влияние монотонной работы увеличивается в несколько раз - человек начинает «тупить». И конечно же, ухудшается самочувствие. Ну и как писалось выше - включить музыку. Это поможет людям немного расслабиться.

Заключение

Что же мы выяснили? Что монотонная работа - это краткие, постоянно повторяющиеся действия, приводящие к истощению человека. Эта работа имеет как недостатки, так и достоинства. Но не каждому она подходит. Такая деятельность требует усидчивости и терпения. Если вы человек, который может сосредоточиться только на одной задаче, то есть не многозадачный, то монотонная работа - это то, что вам нужно.

Перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма или при первых признаках развития монотонии.

Чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу стадии развивающегося утомления следует вводить регламентированные перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

«Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее» (3).

Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений, особенно рекомендуется при развитии состояния монотонии.

Скука (состояние монотонии)

Скука и связанное с ней состояние монотонии является по своим характеристикам противоположным состоянию эмоционального напряжения. Она часто встречается на производстве (Виноградов, 1966; Золина, 1967; Фетискин, 19746; 1993; Фукин, 1982), в учебной деятельности (Фетискин, 1993), в учебно-музыкальной (Шурыги-на, 1984) и спортивно-тренировочной деятельности (Фетискин, 1974а; Фидаров, Болдин, 1975; Сопов, 1977), да и просто в обычной жизни (так называемая «моното-ния быта»). Вот как писатель Виктор Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» описывает состояние промысловиков пушнины, отрезанных от мира пургой и находящихся в состоянии сенсорной депривации: «...В зимней, одинокой и немой тундре даже удачный промысел не излечивает от покинутости и тоски. Случалось, опытные промысловики переставали выходить к ловушкам, заваливались на нары и, подавленные душевным гнетом, потеряв веру в то, что где-то в мире есть еще жизнь и люди, равнодушно и тупо мерзли в одиночестве, погружаясь в марь вязкого сна, дальше и дальше уплывая в беспредельную тишину, избавляющую от забот и тревог, а главное, от тоски, засасывающей человека болотной чарусой». Они «...безвольно погружались в молчаливость, расслаблялись от безделья, ленились отгребать снег от избушки, подметать пол и даже варить еду... нарушилась душевная связь людей, их не объединяло главное в жизни - работа. Они надоели, обрыдли друг другу, и недовольство, злость копились помимо их воли».1

О сходном социально-психологическом состоянии мне рассказывали офицер атомной подводной лодки, испытавший его, когда корабль находился в многомесячном автономном плавании, а также известный полярник, работавший на радио- и метеостанциях за полярным кругом.

В психологической литературе одно из первых упоминаний о состоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга (Munsterberg, 1912). Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности. Канадский ученый В. Герон (Heron, 1957), изучавший влияние монотонной окружающей обстановки на психику и деятельность человека, пришел к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования. Даже животные инстинктивно избегают монотон-

Астафьев В. Царь-рыба. - Роман-газета. - 1977. - № 5.

ной обстановки. Крыса, например, предпочитает использовать в лабиринте различные пути к пище, а не один и тот же; она стремится покинуть пространство, в котором провела много времени, и активно ищет новые или менее изученные участки. Это свидетельствует о том, что стремление к разнообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.

Причины появления состояния монотонии. Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, согласны в том, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности). Вопрос только в том, какую деятельность следует считать однообразной.

В литературе первой половины XX века существует неоднозначность понимания терминов «монотонность» и «монотония». Многие авторы под монотонностью понимают возникающее при однообразной деятельности состояние и заменяют этим термином понятие «скука» (Maier, 1955; Bartenwerfer, 1957; Левитов, 1964). Другие (например: Bartley, Shute, 1947) называют монотонностью продолжительное и неприятное однообразие деятельности. В этом случае монотонность характеризует работу, а не состояние человека. Наконец, некоторые авторы характеризуют однообразие работы понятием «монотония» (Федоришин, 1960). Я считаю обоснованным использование В. Г. Асеевым термина «монотонность» только для обозначения характера труда, окружающей человека обстановки, а для возникающего при однообразной обстановке состояния использовать термин «монотония».

Делались попытки развести понятия «скука» и «нудность» на том основании, что первое имеет более широкое значение, а второе характеризует только такие психические состояния, которые возникают вследствие отрицательного влияния повторяющейся деятельности (Майер, 1955; Ryan, Smith, 1954). Однако при этом авторы допускают ту же ошибку, противопоставляя характеристику эмоционального состояния (скука) характеристике деятельности (нудность).

Целесообразно, как это делают Н. Д. Левитов (1964) и В. Г. Асеев (1974), выделить действительное (объективное) и кажущееся однообразие работы, ситуации.

Объективное однообразие (монотонность) связано с бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интеллектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, простотой автоматизированных действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе, малой и средней интенсивностью нагрузки). Это относится как к интеллектуальной, так и к сенсорной и двигательной деятельности.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании человека. При этом необходимо наличие двух условий, а именно: чтобы выполняемая деятельность не давала умственной свободы от деятельности, привлекала к себе внимание и в то же время не предоставляла достаточных условий для размышления над этим заданием, не давала бы повода для творчества (Hacker, 1967). Это обусловливает, по Г. Бартенверферу (Bartenwerfer, 1957), «отдачу с суженным объемом внимания».

Но субъективная монотонность деятельности и ситуации может иметь место и без объективной монотонности. Она может быть обусловлена отношением человека к деятельности и ситуации. Роль мотивации для оценки ситуации отмечается многими авторами. Показано, например, что работа без знания ее результатов быстро приводит к снижению интереса к ней (Fraser, 1958). Наоборот, заинтересованность в

работе и полнота обратной связи, получаемой человеком, не дают проявиться субъективной монотонности даже в случае объективной монотонности труда.

Механизмы развития монотонии. Состояние монотонии рассматривается мною как эмоциональное в отличие от ряда психологов и физиологов, которые рассматривают его с других позиций, а именно как операциональное состояние. Например, психологическое объяснение состояния монотонии, данное Г. Бартенверфером, состоит в том, что монотонная работа приводит к сужению объема внимания, нервному истощению и, вследствие этого, снижению психической активности мозга. По существу, это понимание состояния монотонии как психического утомления.

Этой же «психоэнергетической» концепции, связанной с истощением психической энергии в процессе волевого поддержания внимания при однообразной работе, придерживались и другие авторы (Winkler, 1922; Poffenberger, 1942). Если кратко характеризовать эту точку зрения на механизм развития состояния монотонии, то она сводится к следующему: монотония - это следствие перенапряжения внимания. Дж. Бармак (Barmack, 1937) видел причины монотонии в том, что вегетативная система не обеспечивает в должной мере работу нервной и мышечной систем. Отождествление состояния монотонии с утомлением присутствует и в более поздних работах (Bornemann, 1961; Schmidtke, 1965).

Надо отметить, что в это же время появлялись работы, в которых критиковался взгляд на монотонию как утомление. Г. Дюкер (Duker, 1931), например, установил, что при повышении темпа работы чувство скуки не увеличивается, а уменьшается.

В отечественной литературе наиболее четко взгляд на монотонию как на операциональное состояние изложен М. И. Виноградовым и 3. М. Золиной. Их объяснение основывается на предположении И. П. Павлова, что воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга и проявляется в фазах парабиоза.

Однако все эти предположения не объясняют имеющиеся экспериментальные данные. В частности, эффект длительного воздействия раздражителя на одни и те же нервные клетки не объясняет, почему монотония возникает и при редких сенсорных стимулах. Кроме того, при однообразной двигательной деятельности торможение должно развиваться первоначально именно в двигательных корковых центрах, что обнаружилось бы в снижении психомоторных показателей. Однако по данным Е. В. Подобы (1960) и М. И. Виноградова (1966), в ряде случаев наблюдалось сокращение латентного периода сенсомоторной реакции, что никак не свидетельствует о развитии в двигательных корковых центрах запредельного торможения. Следовательно, наряду с развитием торможения в определенных корковых центрах (о чем свидетельствует нарушение дифференцировок при развитии стадий парабиоза) наблюдается и усиление возбуждения в двигательных корковых центрах. Следовательно, механизм развития состояния монотонии оказывается гораздо сложнее, чем предполагают цитированные выше авторы.

В. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) связывают монотонию с развитием угасательного торможения. Но конкретная причина развития именно этого вида торможения авторами не обсуждается. Между тем его возникновение можно объяснить феноменом привыкания (адаптации) к одному и тому же раздражителю, которое приводит к ослаблению воздействия этих раздражителей. Однако влияние привыкания на кору головного мозга осуществляется не прямо, а опосредованно, через ретикулярную формацию. Будучи местом конвергенции сенсорных путей, ретикулярная формация получает от всех афферентных путей потоки импульсов, которые здесь перерабатываются, суммируются и по неспецифическим афферентным путям передаются дальше в кору головного мозга.

В этом отношении взгляды М. Гайдера (Haider, 1962) и В. Хакера (Hacker, 1967) на механизмы возникновения монотонии выглядят более убедительно. Эти авторы видят физиологическую основу снижения психической активности при монотонии в нейрофизиологических механизмах восходящих влияний ретикулярной формации на кору головного мозга. Гайдер сформулировал «дезактивирующую теорию» монотонии. По мнению Хакера, сужение объема внимания и его концентрация на узком круге объектов уменьшает активирующее влияние ретикулярной формации на кору.

Следует, однако, заметить, что снижение активирующего влияния на кору головного мозга будет как в случае поступления в ретикулярную формацию редких раздражителей, так и в случае уменьшения силы раздражителя при привыкании к нему, исчезновении фактора новизны. В исследовании Г. Дюрупа и А. Фессара (Dump, Fes-sard, 1936) было показано, что всякий новый стимул вызывает на электроэнцефалограмме появление потенциалов быстрого ритма и небольшой амплитуды, которые сменяют медленные колебания, характерные для более низкого уровня бодрствования (альфа-ритм). Если же один и тот же стимул предъявляется с постоянным интервалом, то его активирующий эффект постепенно уменьшается, вплоть до полного прекращения блокады альфа-ритма. И наоборот, реакцию блокады альфа-ритма получить тем легче, чем больше стимул пробуждает внимание человека.

Следует отметить, что в центральной нервной системе имеются специальные нейроны, обнаруживающие свойства угасания реакций, или привыкания. Они расположены и в коре головного мозга. Но больше всего этих «нейронов новизны» именно в ретикулярной формации. Показано, что большинство клеток ретикулярной формации обладает свойством быстрого привыкания к повторной стимуляции (Horn, Hill, 1964, и др.). Таким образом, имеется целый комплекс фактов, дающих основание связывать возникновение торможения (снижение уровня активации) корковых центров с уменьшением реактивности неспецифических структур ретикулярной формации и, как следствие, уменьшением ее активирующего влияния на кору головного мозга.

При исследовании механизмов развития монотонии я со своими учениками во главу угла поставил субъективные переживания человека - апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.

Подчеркну, что речь идет именно о скуке, апатии, а не об усталости, как это имеет место в работе В. И. Рождественской и И. А. Левочкиной. Дело в том, что в их исследовании жалобы испытуемых на изменение состояния фиксировались через 30-минутные временные промежутки, заданные экспериментатором. Это могло привести к искажению истинной картины развивающегося состояния монотонии (оно могло появиться раньше, а через 30 мин на монотонию уже могло наслоиться утомление). В экспериментах, проведенных мною с сотрудниками, применялся другой способ хронометража: испытуемые сами сразу сообщали о появлении у них апатии или скуки, не дожидаясь окончания определенного временного интервала. Это позволило не только получать истинную картину развивающегося состояния монотонии, но и точнее определять время его появления, что особенно важно при сравнении устойчивости разных людей к фактору монотонности и влияния на эту устойчивость различных факторов.

Н. Д. Левитов разделяет переживание монотонии и скуки на том основании, что первая возникает при однообразной работе, а вторая может возникнуть и при разнообразной, но неинтересной работе. Это деление спорно. Скука может быть следствием как объективного и субъективного однообразия (однообразия впечатлений), так и потери интереса к работе. Состояние монотонии характеризуется не развитием запредельного торможения в двигательных центрах, а возникновением «эмоциональ-но-мотивационного вакуума» при однообразии рабочих операций или при редких сенсорных стимулах, когда работа перестает занимать работающего и привлекать его внимание, т. е. становится для него неинтересной. Как показано в исследовании Н. Е. Высотской, Е. П. Ильина, В. А. Перова и Н. П. Фетискина (1974), при появлении у человека скуки возрастает мышечная сила, подсознательно увеличивается темп работы, сокращается время простой сенсомоторной реакции, возрастает тонус напряжения мышц, сдвигается в сторону возбуждения «внутренний» баланс, связанный с двигательной активностью человека. Это свидетельствует о том, что развитие состояния монотонии связано с ростом возбуждения в двигательных корковых центрах. Все это происходит с параллельным развитием торможения на другом уровне управления, связанном с приемом и переработкой информации. Об этом свидетельствует увеличение времени сложной (дифференцировочной) реакции и «центральной задержки», ухудшение внимания, сдвиг «внешнего» (эмоционально-мотивационного) баланса в сторону торможения. Наряду с этим реакция на однообразие раздражителей проявляется в усилении парасимпатических влияний: снижается частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается потребление кислорода, снижаются энерготраты на килограмм массы тела, отмечается небольшой сдвигов кислую сторону (Hacker, 1967; Высотская, Ильин, Перов, Фетискин, 1974; Замкова и др., 1981; Фетискин и др., 1984).

Можно полагать, что все эти сдвиги означают снижение уровня активации, а при работе в основном сенсорного характера - уровня бодрствования. Последнее видно из исследования труда шоферов, осуществляющих дальние перевозки. Е. Брамеш-фельд и Г. Юнг (Bramesfeld, Jung, 1932), а также Г. Бартенверфер (Bartenwerfer, 1955) показали, что в условиях езды по однообразным дорогам у водителя возникает сумеречное состояние сознания, снижается внимание, иногда до такой степени, что он ничего не видит, хотя глаза остаются открытыми. В реальных условиях водитель, находясь в таком гипнозоподобном состоянии, может даже проехать большое расстояние, автоматически контролируя управление машиной. Однако быстрота реагирования на внешние раздражители у него значительно снижается. И хотя водитель ясно различает приближающуюся опасность, мгновенная сознательная реакция становится для него невозможной. В условиях лабораторных экспериментов испытуемые сообщали, что временами они впадали в дремотное состояние и даже засыпали на короткое время.

В ряде исследований, проведенных во Франции и США, было показано возникновение у водителей грузовиков дальнего следования галлюцинаций. После нескольких часов пути они начинают видеть различные образы, например больших красных пауков на смотровом стекле, несуществующих животных, перебегающих дорогу, и т. п.

Об аналогичных явлениях у летчиков во время длительных ночных полетов сообщают Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко (1971). Летчики перестают ощущать себя управляющим самолетом, видят себя вне кабины самолета, свободно плывущими в пространстве. Через несколько секунд они вздрагивали, приходили в себя и хватались за рычаги управления.

Итак, именно однообразие впечатлений (а не действий, как полагают физиологи) и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии. Например, по данным Н. П. Фетискина, более монотонной для рабочих прессового производства Волжского автозавода была работа на крупных прессах, а не средних, так как на первых рабочие операции были более простыми и выполнялись в меньшем темпе. К такому же выводу по данным субъективного отчета рабочих пришли К. Д. Шафранская и Т. И. Сытько (1987), проводившие исследования на прессово-рамном заводе Камского автомобильного объединения.

Целостная картина возникающих при состоянии монотонии психологических и физиологических сдвигов становится ясной, если рассматривать это состояние с позиций системного подхода. В моем представлении эта картина следующая.

Переживание апатии и скуки вызывает желание прекратить работу. Ответной реакцией на это является усиление влияния парасимпатической части вегетативной нервной системы, «ведающей» состояниями комфорта, покоя, расслабления. Это выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений, в падении артериального давления и прочих вегетативных изменениях.

Возникшие неблагоприятные для продолжения работы сдвиги запускают механизмы саморегуляции, противоборствующие дальнейшему углублению этого состояния, причем происходит это подчас неосознанно. Усиливается возбуждение в двигательной системе, в результате чего повышаются темп работы и степень напряжения (мышечная сила), укорачивается время простой сенсомоторной реакции, происходит более сильная тонизация корковых клеток и мотивационной сферы человека.

Можно было предположить, что высокий уровень возбуждения в двигательной системе при развитии монотонии - следствие «врабатывания» при физической деятельности, а не механизм саморегуляции функциональной системы. Однако такое же повышение возбуждения в двигательной системе обнаружено и при выполнении умственной деятельности.

В пользу того, что изменение уровня активности двигательной системы является приспособительным механизмом, регулирующим степень активированности корковых уровней, связанных с мотивацией, свидетельствуют и факты, полученные при изучении состояния психического пресыщения (Фетискин и др., 1974). При развитии этого состояния, связанного с чрезмерным возбуждением в мотивационно-эмоцио-нальном уровне регуляции, уровень возбуждения в двигательной системе у большинства испытуемых снижается. Очевидно, это служит защитным механизмом, уменьшающим тонизацию психических уровней, и без того перевозбужденных.

Таким образом, изменения, происходящие при развитии этого эмоционального состояния, можно представить в виде функциональной системы, в которой различные субсистемы выполняют различные функции. Одни субсистемы реагируют специфическим образом на воздействующий на психику человека эмоциональный фактор (развивается торможение на эмоционально-мотивационном уровне регулирования), другие субсистемы активизируются, чтобы ослабить воздействие фактора, вызывающего данное состояние (усиление возбуждения двигательной системы и тонизации коры головного мозга). В результате изменения нейродинамики у человека во время состояния монотонии обеспечивают большую устойчивость к монотонному фактору (Фетискин, 1972а, 1974).

Конечно, действие механизмов адаптации к изменившейся ситуации, направленных на сохранение гомеостатичности организма и личности в целом, не беспредельно. В какой-то момент времени при непрекращающемся воздействии факторов эти механизмы иссякают и развиваются более глубокие и устойчивые изменения функции. «Острое» состояние монотонии переходит в «хроническое» (перманентное).

Описанная картина изменения психических и физиологических показателей была выявлена при физической и сенсорно-интеллектуальной работе, осуществляемой как в лабораторных, так и в естественных условиях (на производстве, на тренировочных занятиях спортсменов, во время учебной деятельности школьников и студентов). Таким образом, при разных видах монотонности механизмы развития состояния монотонии, по существу, одинаковые (Ильин, 1981). В связи с этим я не могу согласиться с утверждением В. Г. Асеева о необходимости разделения монотонии на двигательную и сенсорную в связи с тем, что, как полагает автор, при двигательной однообразной работе возникает утомление и переутомление, а при сенсорной - психические состояния. Я не наблюдал такого разделения в проведенных исследованиях.

Монотония и утомление. Как уже говорилось, в первых работах по изучению состояния монотонии оно рассматривалось многими авторами как состояние психического утомления. Однако некоторые наблюдения позволили ряду авторов разделить эти состояния. Так. Г. Верной (Vernon, 1924), один из корифеев английской психологии труда, писал, что чувство монотонности иногда не зависит от усталости и что монотония и утомление - два разных состояния. «Одна мысль о предстоящей монотонной работе приводит уже к ощущению монотонности, которое, таким образом, следует рассматривать как явление психологического характера и которое не обязательно связано с утомлением умственных центров» (с. 89). Необходимость отличать состояние, вызываемое однообразием деятельности, от утомления подчеркивал Н. Д. Левитов (1964). Справедливость такого разделения была подтверждена в исследованиях Н П. Фетискина (1972а), Н. Е. Высотской и др. (1974), Н. П. Фетискина, Е. П. Ильина, Н. Е. Высотской (1974). Если при монотонии увеличивается время только сложной сенсомоторной реакции, а время простой реакции либо остается неизменным, либо даже уменьшается, то при утомлении увеличивается время и той и другой реакции. Если при монотонии сдвиг в сторону торможения наблюдается только по «внешнему» балансу, а во «внутреннем» балансе наблюдается сдвиг в сторону возбуждения, то при утомлении сдвиги в сторону торможения имеются в обоих балансах. При монотонии частота сердечных сокращений снижается, а при утомлении она увеличивается. При монотонии происходит снижение энерготрат, при утомлении же энерготраты возрастают. Увеличение темпа работы при монотонии приводит к улучшению самочувствия, уменьшению скуки, а при утомлении оно лишь усугубляет отрицательные сдвиги, в том числе и чувство усталости. Наконец, состояние монотонии предшествует утомлению, но утомление может возникнуть и без состояния монотонии.

Факторы устойчивости к монотонности труда

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личностные особенности человека. А. Кирн (Krn, 1960) выделил «монотонофильных» и «мо-нотонофобных» лиц. Первым монотонная деятельность даже нравится, потому что «во время нее можно думать о своем». Вторые монотонную работу не переносят, стараются ее избегать. Однако почему одни лица «монотонофилы», а другие - «моно-тонофобы», автор не раскрывает. Эти причины были выявлены в последующих, в основном отечественных, исследованиях.

Влияние свойств нервной системы и темперамента. Во многих исследованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в устойчивости людей к однообразию деятельности.

B. И. Рождественская и И. А. Левочкина (1972) показали, что с монотонной работой лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной.

Н. П. Фетискин (19726) выявил типологический комплекс проявления свойств нервной системы у монотоноустойчивых субъектов: слабая нервная система, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. У лиц с этим типологическим комплексом состояние монотонии появляется намного позже, чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью возбуждения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (рис. 7.2).

C. Уайт и И. Ленгдон (Wyatt, Langdon, 1937) пришли к выводу, что к однообразной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими чертами темперамента. В. Ф. Сопов (1977) выявил, что при тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеется высокая тревожность, интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избегании неудачи. Г. Бартенверфер (1957) и К. В. Крупецкий (1997) отмечают, что хуже переносят монотонность экстраверты.

Влияние образовательного уровня. Чем выше образовательный уровень личности, тем более высокие требования она предъявляет к содержанию своей деятельности и тем труднее такому человеку переносить однообразную и простую деятельность. Это объясняет данные Н. Г. Валентиновой (1963), которая выявила, что лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной работой, в то время как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтересной и утомительной.

Правда, в ряде случаев уровень образования приравнивается к уровню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная работа лучше воспринимается интеллектуально неразвитыми людьми (Viteles, 1924; Wyatt, 1927; Missiuro, 1947). Такой подход Н. Д. Левитов считает упрощенным и неверным. Он полагает, что умственно развитый человек переживает монотонность в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости такой работы и может лучше активизировать свою деятельность, усматривая в однообразном разнообразное. Мне представляется, что это мнение Н. Д. Левитова слишком оптимистично. Во-первых, для того, чтобы отдавать себе отчет в необходимости той или иной работы, не требуется ни большого ума, ни высшего образования. Во-вторых, умение усматривать в однообразном разнообразное присуще только высококвалифицированным специалистам; малоквали-

216 Глава 7. Характеристика эмоционапьн ых состояний...

Рис. 7.2. Время появления монотонии у лиц с различными типологическими особенностями проявления свойств нервной системы По вертикали - время, часы, мин; по горизонтали: I - «внешний» баланс (первый столбик -преобладение возбуждения, второй - уравновешенность, третий - преобладание торможения); II -«внутренний» баланс (обозначения столбиков теже); III - первый столбик - подвижность, второй -инертность; IV - подвижность-инертность торможения (обозначения теже); V- сила нервной системы (первый столбик - слабая, второй - средняя, третий - большая)

фицированный рабочий этого сделать не может и становится, как писал В. Хакер, жертвой бесстимульного безразличия.

Как бы то ни было, но точка зрения С. Уайта не получила подтверждения в исследованиях П. Смита (Smith, 1955) и Г. Бартенверфера (Bartenwerfer, 1957). П. Смит даже установила противоположные соотношения: менее монотоноустойчивыми швеями оказались лица с более низким интеллектом, хотя разница между группами с различным интеллектом была и не достоверной.

Влияние профессионального уровня. В некоторых исследованиях отмечается влияние уровня квалификации работников на монотоноустойчивость. Однако и здесь нет единства мнений. Одни авторы связывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работников. В других работах (Рябинина, 1971; Соболев, Степанова, 1975) указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как правило, еще неквалифицированных рабочих. Возможно, это связано с тем, что среди молодых еще много лиц с низкой монотоноустойчивостью, которые не успели отсеяться.

Влияние рабочей установки. Показательны данные, полученные Н. Е. Высотской и др. (1974): в первые дни недели (понедельник, вторник), когда происходит «враба-тывание», состояние монотонии наступает раньше, чем в середине недели (рис. 7.3). У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели (Фе-тискин, 1981)

Влияние физической тренированности. Н. П. Фетискин (1974а) установил, что у спортсменов с небольшим стажем устойчивость к однообразной физической деятельности выше, чем у спортсменов-новичков. Это можно объяснить возникновением по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т. п.

Влияние мотивации. В той же работе Н. П. Фетиски-на был обнаружен и другой факт, на первый взгляд противоречащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, с азартом, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на монотонию у них появляются задолго до появления усталости.

В другой работе Н. П. Фетискин (1999) изучал на группе студентов зависимость времени появления состояния монотонии от нейт-

Таблица 7.1

Рис. 7.3. Время

возникновения состояния

монотонии в разные дни

недели у рабочих

конвейерного

производства Волжского

автозавода

Факторы, влияющие на монотоноустойчивость (по Н. П. Фетискину)

Факторы монотоноустойчивости

Возраст Пол

свыше 25-30 лет женский

от 16 до 24 лет мужской

Образовательный уровень

невысокий

Профессиональная квалификация

Отношение к монотонной работе

положительное

отрицательное

Склонность к однообразной работе

выражена

отсутствует

Самооценка

низкая и средняя

Уровень притязаний

ниже среднего

направленность фрустрации

интрапунитивная

экстрапунитивная

Сила нервной системы

подвижность нервных процессов

инертность

подвижность

«Внешний» баланс нервных процессов

преобладание торможения

преобладание возбуждения

«Внутренний» баланс нервных процессов

преобладание возбуждения"

преобладание торможения

тип темперамента

меланхолический флегматический

холерический сангвинический

Экстраверсия

не выражена

сильно выражена

нейротизм

низкий и средний

Ригидность

ралыгого, развивающего (развитие психомоторики), творческого мотивов и мотива долга. Раньше состояние монотонии появлялось при первых двух мотивах, позже всего - при мотиве долга. Очевидно, эти различия объясняются значимостью предлагавшихся мотивов для испытуемых.

Мотивы деятельности связаны с оценкой своей пригодности для данной деятельности. Чем ниже эта оценка, тем ниже и мотивация. Очевидно, именно этим объясняется выявленный И. А. Шурыгиной на детях музыкальной школы факт, что чем ниже оказывался у них уровень способностей, тем чаще на уроках у них появлялась скука. Факторы, влияющие на монотоноустойчивость, в обобщенном виде представлены на табл. 7.1.

Влияние возраста. И. А. Шурыгиной (1984) на учащихся детской музыкальной школы показано влияние на монотоноустойчивость возрастных особенностей. Наибольшая чувствительность к однообразию учебно-музыкальной деятельности отмечалась у учащихся подросткового возраста (6-7-го класса общеобразовательной школы).

Меры борьбы с монотонней

Долгое время, пока монотония связывалась только с работой на конвейере, считалось, что главным средством борьбы с монотонней является полная автоматизация труда (В. Хакер). Хотя это мера и не исключается, решить проблему монотонии она не может хотя бы потому, что большинство видов деятельности автоматизировать нельзя (например, нельзя вместо спортсмена заставить выполнять объемные монотонные тренировочные нагрузки автомат). Поэтому борьба с монотонностью деятельности должна предусматривать разные способы, учитывая и физиологические, и психологические, и социальные факторы.

Н. Д. Левитов и В. Хакер рекомендуют работающему отыскивать интересное в однообразной работе или же во время работы думать о чем-то своем, заполняя таким образом «мотивационный вакуум». Последнее, однако, возможно только при автоматизированности выполняемых действий. Известны, например, случаи, когда бегуны-марафонцы перед соревнованием читают детективные романы и повести, чтобы во время бега можно было поразмыслить о логичности тех или иных поступков героев этих книг. Однако положительный эффект от такого «свободного размышления» будет только в том случае, если работающий не ищет удовлетворения от самого процесса работы. В противном случае «свободное размышление» работающего снова будет замыкаться на работе и переживаться как раздражение данной работой.

Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются:

1) усложнение рабочих операций, выполняемых действий, объединение их в комплексы (3. М. Золина);

2) увеличение темпа работы или подачи информации (сигналов);

3) расчленение общего задания на отдельные части для того, чтобы появились промежуточные (поэтапные) цели;

4) организация пауз в работе с заполнением их физическими упражнениями, прослу-

шиванием музыки и другими мероприятиями, соответствующими «активному отдыху», по И. М. Сеченову;

5) усиление мотивации через объяснение значимости деятельности;

7.3. Отвращение (состояние психического пресыщения) 219

6) смена деятельности, рабочих мест (Мюнстерберг, 1912; Ruff, 1961).

Правда, последнее не всегда эффективно. Как показано Н. П. Фетискиным и В. И. Молодцовой (1983), смена рабочих мест в течение рабочей смены дает положительный эффект только для лиц с подвижностью нервных процессов. Для инертных эта мера неэффективна, больше того, она отрицательно влияет на результаты деятельности.

Теории утомления

Попытки найти научное объяснение сущности утомления, раскрыть его причины имеют довольно большую историю.Первоначально предполагалось, что сущность утомления состоит в изменении местных процессов организма. Поэтому все внимание сосредотачивалось на опытах с изолированной мышцей. К изолированной мышце лягушки подвешивался груз, другой конец

ее закреплялся на штативе. После этого мышечная ткань подвергалась воздействию электрического тока, и получаемое таким образом раздражение вызывали сокращения мышцы и соответственно подъем груза на какую-то высоту, многократные раздражения электрическим током по мере их повторения давали все меньший эффект, мышечные сокращения становились все менее интенсивными,

высота поднятия груза уменьшалась, а затем наступал момент, когда эта изолированная мышца вообще не реагировала на раздражения. Этот момент фиксировался как выраженное состояние утомления.

Полученные в подобном эксперименте данные механически использовались при объяснении сущности утомления человеческого организма в процессе труда. При этом выводы и обобщения делались на основе некоторого внешнего сходства между описанным опытом и той физической работой, которую производит человек: в обоих случаях имеет место сокращение мышц и перемещение в связи с этим какого-то груза; и в том и другом случае по мере повторения работы ее величина уменьшается до тех пор, пока вовсе не прекращаются мышечные сокращения и перемещение груза. На основе отождествления экспериментальных, данных, полученных указанным выше способом, с явлениями целостного организма человека возник ряд теорий утомления, которые объединяются под общим названием периферических (локально-гуморальных) теорий утомления. Подобное название они получили в связи с тем, что, во-первых, вся сложная проблема утомления здесь сводится к местным процессам, происходящим только в мышцах, и, во-вторых, причиной утомления согласно этим теориям являются изменения в жидкой (гуморальной)

среде организма и образования в мышцах ядовитых продуктов распада, отравляющих человеческий организм.

Среди разновидностей локально-гуморальных теорий утомления есть теория, согласно которой во время работы в мышцах человека происходит значительное уменьшение так называемых динамических веществ, и прежде всего гликогена (углеводистого вещества, вырабатываемого печенью и содержащегося в мышцах). Как утверждают сторонники подобной теории, утомление наступает в связи с истощением веществ, которые служат источником энергии мышечных сокращений. Автором подобной теории истощения является Шиффт.

Сторонники другой разновидности локально-гуморальной теории утверждают, что во время работы обнаруживается недостаток кислорода в работающей мышечной ткани, в результате чего происходит своеобразное удушение клеток мышцы и они становятся неспособными совершать работу. Автором этой теории задушения является Ферворн.

Другие представители локально-гуморальных концепций утомления отмечали изменения химической реакции в мышцах в связи с проделанной работой. Если в состоянии относительного покоя вещество мышцы имеет нейтральную или слабощелочную реакцию, то после напряженной работы она становится кислой. На основании химического анализа было установлено то, что в утомляемой мышце скапливаются такие продукты распада, как углекислота или молочная кислота. На основе этих данных возникла третьи разновидность локально-гуморальной концепции - теория засорения Пфлюгера. Сторонники этой теории рассматривали утомление как результат своеобразного засорения мышечной ткани продуктами распада, которые вызывают интоксикацию организма и все те явления, которые характеризуют утомление. Некоторые физиологи пытались открыть особый "токсин утомления" и найти соответствующее "противоядие". Практически это привело к появлению всякого рода допингов, наносящих вред здоровью человека.

Многие исследователи длительное время пытались проверить выдвинутые ими теории утомления на человеческом организме во время его работы. Эта проверка в конечном счете показала, что отмеченные элементарные процессы, происходящие в мышцах, представляют собой лишь какую-то часть сложнейших процессов жизнедеятельности организма, подчиненных регулирующей функции в центральной нервной системе. Было установлено, что биохимические процессы в мышечной ткани хотя и связаны с утомлением организма, однако не могут до конца объяснить его сущность.

В настоящее время господствующей является корковая теория утомления, которая берет свое начало от исследований и обобщений И.М. Сеченова, И.П. павлова, Н.Е. Введенского учеников и последователей. На различных этапах развития корковой теории ее создатели и сторонники представляли убедительные доказательства, что утомление в человеческом организме - это сложное явление, связанное с регулирующей деятельностью ЦНС и ее высшего уровня - коры больших полушарий головного мозга. И.М. Сеченов говорил, что "все помещают источник утомления в работающих мышцах, я же помещаю его в центральную нервную систему". Сущность утомления рассматривал как нарушение РДС, вследствие возникновения охранительного торможения, т.е. при поступлении многих сигналов или сигнала чрезмерной силы мышца не возбуждается, а переходит в состояние торможения, вследствие того, что энергетические ресурсы полностью исчерпаны. Советские ученые конкретизировали связанные с утомление различные стороны деятельности мозга: истощение нервных клеток, трофические нервные влияния. нарушение координации, участие процесса торможения при развитии утомления и т.д.

Методические рекомендации подготовлены в научно-исследовательском Ордена Трудового Красного Знамени Институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР старшим научным сотрудником Г.М.Гамбашидзе, младшим научным сотрудником Е.Г.Ямпольской, консультант З.М.Золина.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко N 2181-80 "4" июля 1980 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного производства многие виды труда характеризуются высоким темпом работы, однообразием выполняемых действий в сочетании с малой физической нагрузкой, что, с одной стороны, создает высокую степень монотонности, а с другой - способствует большей напряженности труда.

Наиболее ярко факторы монотонности, напряженности и относительной гиподинамии выражены в конвейерно-поточном производстве, сборочных работах и др.

Учитывая, что число конвейерных и поточных линий в период научно-технического прогресса продолжает возрастать и, следовательно, будет возрастать число работающих, занятых монотонным трудом, перед гигиенистами и организаторами производства стоят задачи внедрить в практику производства рациональные мероприятия по оптимизации монотонных видов труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности, повышения производительности труда и сохранения здоровья трудящихся.

Используя основные принципы, изложенные в методических рекомендациях, и соответствующий их подбор в каждом конкретном случае, можно обеспечить высокую эффективность мер борьбы с монотонностью.

2. ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА.
ХАРАКТЕР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СДВИГОВ У РАБОТАЮЩИХ ПРИ МОНОТОННОЙ РАБОТЕ

Термины и определения:

МОНОТОННОСТЬ (работы) - свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных, элементарных действий.

МОНОТОНИЯ - особый вид функционального состояния организма, развивающегося в процессе монотонной работы.

Монотонная работа характеризуется рядом объективных технологических особенностей: 1) однообразным и многократным повторением одних и тех же трудовых действий; 2) короткой временной продолжительностью трудового цикла движений; 3) небольшим количеством элементов выполняемой производственной операции; 4) простотой содержательной стороны трудового действия; 5) в отдельных случаях - высоким темпом работы. Таким образом, монотонная работа - следствие детального разделения труда в промышленности. Чем меньше количество элементов в цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд.

Понятие монотонность широко стало использоваться также при характеристике работы за пультами управления различными технологическими процессами и операторского труда, который сопровождается пассивным наблюдением и контролем при ограниченном поступлении информации.

Все виды монотонного труда разделяются на две категории: I - труд, при котором монотонность создается в связи с выполнением однообразных действий при конвейерно-поточном производстве, II - труд, который обусловлен монотонностью обстановки и дефицитом поступления информации. Почти все работы конвейерно-поточного производства относятся к I категории монотонности и в соответствии с классификацией конвейерных видов труда по степени монотонности делятся на пять основных групп (см. табл.).

Таблица: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА

показатели

Кол-во элементов в операции (степ. монотонности)

Время на выполнение операции, сек

вес изделия, кг

рабочая зона в м

рабочая поза

в основном сидя

кол-во движений в час

характер движений

мелкие, тонко координированные движения

мелкие движения рук

удерживание изделия на весу

подъем и удерживание на весу тяжелых изделий

мелкие простые дв-ия рук при высоком темпе работы

напряжение основных функций

высокая степень напряжения зрения, внимания

умеренное, напряжение зрения, нагр. на аппарат кистей пальцев, рук, плеча, предплечья*

напр-ие нервно-
мышечного апп., динам. и стат. нагр. на руки, ноги

значит. напр-ие нервно-
мышечного апп. с участием больших групп мышц тела

умеренное напряж. зрен., вним. при назначит.* нервно-
мышечной нагрузке

_________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание.

Изменение показателей физиологических функций в % к исходному, принятому за 100%

частота пульса к концу смены

артер. давление:

пульсовое

выносливость мышц кисти к статич. усилию к концу смены

латентный период зрительно-моторной р-ции к концу смены

энерготраты в ккал/час

физическая тяжесть

Влияние монотонности на организм человека весьма сложно и многообразно. В медико-биологическом аспекте у работающих с монотонным характером труда на конвейере в изменении физиологических функций наблюдается быстрое развитие (уже через 2-3 часа работы) снижения уровня активности и возбудимости центральной нервной системы (увеличение времени латентного периода зрительно-слухо-моторных реакций, возрастание количества ошибок в тестах на внимание, снижение способности к быстрому переключению деятельности, нарушение силовых отношений и др.). Эта тенденция снижения уровня физиологических функций в динамике монотонной работы наблюдается также и в показателях вегетативных функций (урежение частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, содержания сахара и эозинофилов в периферической крови, изменение параметров электрокардиограммы и др.).

В психологическом плане монотонность может вызывать у работающих ощущение особых психических состояний, выражающихся в скуке, рассеянности внимания, склонности к сонному состоянию, апатии, раздражительности, пониженного интереса к работе и др.

Субъективная реакция человека на монотонную работу во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др.

Длительная работа с высоким темпом на фоне монотонности приводит к развитию гипертензивных реакций, особенно у лиц среднего и старшего возраста, и заболеванию мышц и опорно-двигательного аппарата при большом статическом и динамическом напряжении с выполнением часто повторяющихся, однообразных или высокодифференцированных движений.

Развитию монотонности могут способствовать факторы снижения двигательной активности (гиподинамия), вынужденная работа в позе сидя и др. При выполнении работы на конвейере в свободном темпе состояние монотонии возникает несколько позже, чем при работе в заданном темпе.

В конечном итоге при монотонной деятельности развивающиеся различные психические состояния, как и физиологические сдвиги, приводят к снижению состояния работоспособности и, как следствие ее, к снижению производительности труда и ухудшению его качественных показателей.

Социально-психологические факторы и их роль в развитии отдаленных последствий монотонности. Трудность адаптации к монотонному характеру труда, установленная с помощью физиологических исследований, находит отражение и в таких социологических показателях, как текучесть кадров и заболеваемость. Обнаруженная высокая текучесть кадров (до 30% в год), особенно среди лиц молодого возраста, занятых на конвейерных работах, обусловлена не только социально-психологическими факторами, как недостаточный интерес, скука и т.д., но также и трудностью физиологической адаптации к данному виду труда.

3. МЕРЫ БОРЬБЫ С МОНОТОННОСТЬЮ

3.1. Санитарно-гигиенические и проектно-технологические

3.1.1. При проектировании нового поточно-конвейерного оборудования (конвейеры свободного хода с накопителями, полуавтоматизированные и автоматизированные линии, автоматы и др.) предусматривать такую организацию технологического процесса, которая позволит:

Обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия труда в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;

Механизировать и автоматизировать наиболее трудоемкие, а также монотонные операции, что позволит снизить как заболеваемость работающих, так и текучесть среди работающих, занятых в конвейерно-поточном производстве.

3.1.2. Освещенность на рабочих местах должна соответствовать уровню санитарных норм и правил (в соответствии с категориями зрительных работ).

3.1.3. Предусматривать конструкции конвейеров с накопителями для чередования работы в относительно "свободном" и заданном темпе и ритме. Шире внедрять методы узловой (островной) сборки, конвейеры с автономным ритмом, пачковую систему передачи изделий, бригадные методы и др.

3.1.4. Учитывая особенности конвейерного производства, следует предусматривать возможность работы в свободной и ненапряженной рабочей позе. При проектировании трудовой деятельности человека в конвейерно-поточном производстве (сборочные работы 1, 2, 5 группы) следует отдавать предпочтение конструкции рабочего места в позе сидя, при которой отмечается меньшее статическое напряжение мышц, обеспечивающих поддержание данной позы, а движения рук в этом положении более быстрые и точные.

Работа в положении стоя целесообразна при выполнении управляющих движений с большим усилием и обеспечения большой подвижности (3 и 4 гр.) конвейерного труда. Динамическая работа рук протекает более координированно в положении стоя. При работе в положении стоя работник может применять усилия более 10 кг, но не более величин, являющихся нормами для отдельных видов труда.

3.1.5. При конструировании технологического оборудования и проектировании рабочих мест необходимо соблюдать требования эргономики, учитывая антропометрические и психофизиологические возможности человека, а также требования эстетики и культуры производства.

3.1.6. Внедрять рациональную организацию рабочего места, предусмотрев удобное расположение основного и вспомогательного оборудования и техоснастки. Рабочая мебель должна соответствовать специфике трудового процесса и допускать известное изменение позы во время работы, т.к. вынужденное поддержание рабочей позы крайне утомительно. Рабочее место сборщицы должно соответствовать ГОСТу "ССБТ". Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. N 12.2.032.78 .

Для увеличения площади опоры предплечья во время работы передний край монтажного стола следует снабдить специальными полумягкими скосами шириной 10-15 см под углом 5-10 градусов рабочей поверхности.

3.1.7. Создавать в рабочих помещениях с помощью средств технической эстетики (окраска, озеленение, инвентарь) и т.п. обстановку, соответствующую ликвидации скуки, однообразия.

3.2. Организационно-технические

3.2.1. Укрупнение операций - объединить ряд простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.

3.2.2. Основываясь на положительной эффективности общефизиологического принципа смены видов деятельности, рекомендовать освоение выполнения нескольких операций каждым работником и ежедневное систематическое чередование их в течение смены. При этом следует исходить из чередования операций с более монотонных на менее монотонные и, наоборот, с работ со значительным контролем и вниманием на операции с нагрузкой на двигательные функции и т.д. Для достижения высокой производительности труда необходимо всячески способствовать автоматизации рабочего стереотипа, как самого экономного для организма. Поэтому при выполнении сложных операций не всегда рационально проводить смену операций в течение рабочего дня. В этих случаях смену операций следует проводить ежедневно.

3.2.3. В первые 30 минут после начала работы:

Включать общее дополнительное освещение, повышающее освещенность на 20% (в соответствии с СН-245-71);

Устанавливать темп конвейера на 5-10% ниже среднерабочего темпа.

3.2.4. При работах с высокой степенью монотонности рекомендовать периодическое (2-3 раза в час) кратковременное (2-3 мин) ускорение (на 5-10%) темпа работы и кратковременное увеличение освещения (на 1-2 мин) на (20%), начиная со второго часа работы.

3.2.5. На сборочных конвейерных линиях, где шум не превышает допустимые нормативы, целесообразно включать функциональную музыку в процессе работы на 15-20 минут в начале работы и через каждые последующие 2 часа, по специально разработанной программе (см. пункт 18 указателя литературы). В шумных цехах следует пользоваться средствами индивидуальной защиты (противошумами).

3.2.6. Перерыв для отдыха и питания при семичасовом рабочем дне устанавливать через 3,0-3,5 часа; при восьмичасовом - через 3,5-4,0 часа. Продолжительность перерыва - 45-60 мин.

3.2.7. В режим рабочего дня при всех видах конвейерного труда вводить короткие регламентированные перерывы по 5-10 минут в каждой половине рабочего дня. Количество и продолжительность перерывов следует устанавливать в зависимости от тяжести и напряженности труда:

При конвейерной точной работе (1 и 5 гр.) рекомендовать введение 5 минутных регламентированных перерывов через каждые 55 минут работы. Последние два перерыва можно объединять для проведения производственной гимнастики.

Для сборочных работ 2 группы целесообразно введение двух перерывов по 7-10 минут в каждой половине рабочего дня, приурочив их к периодам начала снижения работоспособности (1 - через 2,0-2,5 часа от начала работы, 2 - за 1,5 часа до окончания смены).

Для 3 группы - 3 регламентированных перерыва по 10 минут через каждые 1,5-2,0 часа (1 перерыв в первой половине рабочего дня, два - во второй половине рабочего дня).

При работах 4-й группы должно быть 4 регламентированных перерыва: 2 по 10 минут и два по 15 минут последовательно через каждые 1,15"-1,30" часа.

3.2.8. Учитывая недостаточную мышечную тренированность лиц сидячих профессий (1, 2, 5 гр.) рекомендовать обязательное проведение производственной гимнастики во время одного из регламентированных перерывов, во второй половине рабочего дня за 2-2,5 часа до окончания смены.

Для выбора оптимальной нагрузки по физической культуре следует руководствоваться следующим положением:

При работах с высокой степенью монотонности (1, 2, 5 гр.) целесообразны упражнения с большой амплитудой движений, улучшающих кровообращение и дыхание, способствующие устранению тормозного состояния в центральной нервной системе.

При работе с умеренными физическими усилиями (3 гр.) основные требования в комплексе упражнений физкультурной паузы заключаются в перераспределении нагрузки. Это достигается включением в комплекс упражнений на расслабление мышц, активных во время работы, и умеренной нагрузкой для других мышечных групп.

3.2.9. Для ускорения процесса врабатываемости на конвейерах с принудительным ритмом перед началом работы в сопровождении музыки проводить вводную гимнастику продолжительностью 5-7 мин.

3.3. Лечебно-профилактические и психофизиологические

3.3.1. При зрительно-напряженных работах с целью снятия локального утомления глаз и улучшения кровообращения рекомендовать во время перерывов и пауз делать легкий самомассаж чистыми руками закрытых век и кожи вокруг глаз.

3.3.2. При работах, связанных с большим статическим напряжением и выполнением часто повторяющихся или высокодифференцированных движений проводить самомассаж конечностей для улучшения венозного оттока по направлению от нижних участков конечностей к верхним.

3.3.3. Осведомлять рабочих о ходе выполнения планового задания в течение рабочей смены - информационные табло в цехе, радио и т.д.

3.3.4. Учитывая, что фактор монотонности в сочетании со снижением уровня двигательной активности приводит к ослаблению защитных свойств организма, в целях сохранения здоровья работающих и повышения уровня работоспособности рекомендуется в свободное от работы время широко использовать возможность занятия спортом и физической культурой, особенно в выходные дни и в отпускной период.

3.3.5. Соблюдение комплекса вышеперечисленных рекомендаций наряду с внедрением прогрессивного стиля руководства, поддержания оптимального социально-психологического климата на производстве могут значительно компенсировать психологическую неудовлетворенность при монотонных видах труда и способствовать снижению текучести кадров и закреплению рабочих на данном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.В. Физиолого-гигиеническая оценка и пути оздоровления труда профессий, связанных с локальными мышечными нагрузками. Дисс. канд. мед. наук. М., 1973.

Волчков С. Об эстетике производства. Минск, "Беларуса", 1966, 32.

Гольварг И.А., Белоусова Л.С. Функциональная музыка как фактор улучшения условий труда.

Золина 3.М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., "Медицина", 1967.

Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1976.

Лазарев Е.И. Благоустройство производственной обстановки. "Машиностроитель", 1968, N 8, 2-6.

Методика оптимизации ручной сборки на конвейерах с принудительным ритмом на психофизиологической основе. Изд. Рижск. политехн. ин-та, 1970.

Медико-физиологическая классификация работ по тяжести (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1974

Оценка тяжести труда и его физиологическое нормирование (методические рекомендации), МЗ РСФСР, Свердловск, 1975.

Охрана труда при выполнении монотонной работы (тематический сборник), ВЦСПС, ЦНИИОТ, М., 1975.

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН-245-71.

Система стандартов безопасности труда "Процессы производственные" общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75.

Типовые внутрисменные режимы труда и отдыха рабочих промышленных предприятий (межотраслевые методические рекомендации). М., НИИ труда, 1977.

Физиологические и психологические основы НОТ. М., НИИ труда, 1970.

Функциональная музыка на производстве. М., "Московский рабочий", 1977.

Цвет на производстве (Библ. указ. отеч. и иностр. литературы за 1967-1974 гг.).

Юревиц А.Ж. и др. Роль кратковременных периодических ускорений принудительного темпа работы в борьбе с синдромом монотонии ("Тезисы VI Всесоюзной конференции по физиологии труда"). М., 1973.

Приложение
к материалам для внедрения

полное наименование

Заполненная карта направляется по адресу
Института, разработавшего предложения

предприятия, организации,

где заполнена карта

КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

к материалам для внедрения (наименование методических рекомендации, указаний, гигиенических

1. Принято к внедрению в производство или в практику здравоохранения (где, когда)

2. В какой форме предлагается внедрение (совершенствование организации медобслуживания, методов диагностики, лечения и профилактики, будут учтены при составлении Приказов и решений по вопросам улучшения условий труда, физиологической рационализации и нормирования труда, здравоохранения, планов социального развития, оздоровительных мероприятий и т.п. - указать)

3. Получен ли гигиенический и экономический эффект (привести конкретные данные)

4. Информация явилась сигналом для запроса дополнительных материалов, заказа рабочих чертежей или

оборудования (нужное подчеркнуть)

5. Материалы будут использованы как справочные данные (да, нет)

6. Материалы не могут быть использованы по следующим причинам (указать причины)

7. Ваши пожелания

Подпись ответственного лица

"____"_________198 г._____________

Текст документа сверен по:
/ Минздрав СССР. - М., 1980

Наиболее действенным средством снижения монотонности И. П. Павлов считал стремление разнообразить нервные процессы, подчеркивая, что для снятия охранительного торможения необходимо расширение поля корковой активности.

С учетом этих психофизиологических закономерностей возможны два направления ликвидации или снижения отрицательных последствий монотонности.

Первое направление - изменение организации трудовых процессов, ведущей к чрезмерной дробности выполняемых операций. По существу это означает, что следует отказаться от такой организации трудовых процессов, которая ведет к возникновению монотонного труда. Этот радикальный путь борьбы с монотонностью связан с полной, а не частичной механизацией и автоматизацией производства, роботизацией.

Роботы - это универсальные автоматы для выполнения механических действий. Образцом для них служат возможности человека, выполняющего физическую работу (рис. 3.1).

Рис. 3 . 1.

1 - робот; 2 - неподвижное ограждение; 3 - контейнер с заготовками

В основе конструирования роботов лежат возможности человека. Простейшая модель роботов состоит из механических рук - манипуляторов и устройства автоматического управления, включающего технику для обработки и хранения информации, а также средства передвижения в виде механических ног - педипуляторов.

Развитие робототехники прошло три этапа. Первый этап - создание роботов с жесткой программой и четко определенной последовательностью операций. На втором этапе были разработаны роботы, оснащенные датчиками, являющимися его сенсорной системой, которая передает информацию об окружающей среде. Роботы третьего поколения оснащены так называемым искусственным интеллектом, который представляет собой ЭВМ, занимающуюся обработкой информации, поступающей от сенсорной системы.

Пока в отечественной практике в основном применяются роботы первого и второго поколения на участках монотонного тяжелого и вредного труда . Это основные операции сварки, клепки, сборки и окраски деталей, обслуживание машин под давлением, нагревательных печей, штамповочных прессов. Они также применяются для загрузки и разгрузки конвейерных и автоматических линий и других работ. В настоящее время существуют перспективные разработки внедрения комплексной и «гибкой» автоматизации, включая создание заводов-автоматов с принципиально новой «безлюдной» технологией.

Однако в ближайшем будущем вряд ли возможно отказаться от конвейерной организации. Поэтому для предупреждения отрицательных последствий монотонности используется другой путь - разработка и внедрение социальных частных мероприятий.

Одно из таких мероприятий связано с реорганизацией конвейерных линий, которое включает:

  • - изменение конструкции конвейерной линии;
  • - замену принудительного темпа свободным, самостоятельно регулируемым.

Сущность подобной реорганизации заключается в том, что длинные конвейерные линии с принудительным темпом заменяются короткими конвейерными линиями с полным или частичным переходом от заданного темпа к свободному.

Этот путь широко применяется при сборке теле- и радиоаппаратуры. В часовой промышленности, например, применяется поточная линия для сборки наручных часов с рабочими местами, оборудованными 50 позиционными передвижными столами. Работник может сам задавать ритм автоматической подачи механизмов, а также либо последовательно выполнять одну и ту же операцию на 50 деталях, либо полностью осуществлять сборку одной детали, а затем переходить к другой. Таким образом обеспечивается относительная свобода содержания, темпа и ритма трудовой деятельности, а значит и снижение монотонности труда.

Подобный метод борьбы с нежелательными последствиями монотонности широко применяется за рубежом, в частности на предприятиях по изготовлению телевизоров компании «Филипс», заводах «Оливетти».

Одним из важных средств борьбы с монотонностью является регулирование скорости движения конвейера в соответствии с колебаниями кривой работоспособности в течение рабочего дня.

Для обоснования этого положения отечественным физиологом М. И. Виноградовым были проведены многочисленные исследования, которые показали, что лучшее психофизиологическое состояние рабочих и более высокий уровень производственных показателей наблюдается при следующем режиме. В первой половине рабочего дня скорость движения постепенно наращивается в начальные 30-60 мин работы, затем в течение следующих одного - двух часов удерживается постоянная скорость движения конвейера. А приблизительно за 30 мин до обеденного перерыва скорость движения постепенно замедляется. Во второй половине рабочего дня ход изменения кривой скорости движения конвейера остается тем же, но, учитывая большую утомительность труда на этом отрезке времени, периоды постепенного ускорения работы после обеда и замедления ее в конце смены делаются более продолжительными. Желательно учитывать явление «конечного прорыва». С психологической точки зрения необходимо, чтобы увеличение темпа происходило незаметно для работника, тогда как его постепенное замедление должно быть ощутимо, чтобы работник почувствовал помощь к концу рабочего дня.

Еще один путь преодоления монотонности - чередование (перемена) работ. Физиологический механизм сохранения высокой работоспособности при чередовании трудовой деятельности заключается в «эффекте Сеченова», который состоит в принципе замещения и компенсации психологических функций. Это означает, что на монотонных работах следует составлять графики чередования работников по различным работам (операциям), чтобы вторые работы активизировали те мышечные группы и, следовательно, центры коры головного мозга, которые первоначально были пассивны.

Поскольку возникновение синдрома монотонности связано с формированием у работников простого рабочего динамического стереотипа (РДС), одним из важнейших путей борьбы с монотонностью является объединение малосодержательных операций в более сложные и разнообразные с целью усложнения РДС. Снижение утомления при этом происходит за счет расширения поля корковой активности. Но использование такого направления требует соблюдения следующих условий:

  • - длительность объединенных операций не должна превышать 10-12 мин, иначе это повлечет снижение производственных показателей;
  • - чрезмерное укрупнение операций может не соответствовать уровню квалификации работника;
  • - при совмещении профессий следует учитывать перенос (положительное) и интерференцию (отрицательное) взаимодействие навыков новой и совмещаемой профессии;

при совмещении профессий должны загружаться различные психофизиологические функции работника.

Особое место среди путей борьбы с неблагоприятными последствиями монотонности приобрело внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха. Это объясняется тем, что такой метод применим и для рабочих на конвейере, и для операторов, работающих с видеотерминалами.

Важную роль при монотонных работах играют перерывы в течение рабочего дня, поскольку при однообразной трудовой деятельности потребность в отдыхе резко повышается. Считается, что наиболее эффективными являются короткие 5-7 мин перерыва, которые вводятся на протяжении рабочего дня через каждый час - максимум полтора. Во второй половине рабочего дня для снижения влияния накапливающегося утомления дополнительно вводят специальные паузы. Общая величина кратковременных перерывов и пауз должна составлять не менее 15-18% величины рабочего времени.

Использование перерывов также имеет немаловажное значение. Утомление, вызванное монотонностью, желательно снимать в комнатах психологической разгрузки. Активный отдых включает обычно производственную гимнастику, основанную на «эффекте Сеченова», согласно которому загружают малоактивные в трудовом процессе мышцы. Для «компьютерщиков» используется комплекс упражнений, снимающих напряжение шейно-плечевого пояса, поясничного отдела и нижних конечностей.

Для предотвращения возникновения у работающих на монотонных работах отрицательных психологических состояний (психологического пресыщения, скуки, сонливости, апатии) в структуру режима труда и отдыха включают функциональную музыку, которая стимулирует двигательную активность и вызывает у работников стенические эмоции.

Еще один эффективный путь снижения отрицательного влияния монотонности - применение методов эстетического воздействия во время работы, что способствует улучшению психологических условий труда и включает озеленение, цветовой интерьер, оптимальную освещенность рабочего места, снижение шума, вибрации, запыленности и загазованности.

Для монотонного труда на конвейере используется метод «психологических сигналов», основанный на том, что степень сохранения в памяти рабочих основных требований к выполняемой операции варьируется в течение рабочей смены, явно снижаясь к концу рабочего дня. Следствием этого является ухудшение качественных показателей изготовляемой продукции. Поэтому в течение смены периодически по конвейеру перемещаются небольшие таблички разного цвета с инструкциями по выполнению задания, содержащими не более пяти слов, написанных белой масляной краской. Для каждой операции используется свой цвет таблички. Подобное напоминание действует через соответствующие анализаторы и ослабляет действие монотонности труда. Результатом является снижение брака до 30% .

  • Белялин П. П. Промышленные роботы. М.: Машиностроение, 1975.
  • Уразов В. Л. Использование методов менеджмента в легкой промышленности. М.: Легпромбытиздат, 1993.

Пути преодоления и предупреждения (по Левитову)

1.Мотивация. Необходимо видеть значимость работы.

2. Нужно постараться найти интерес в однообразной работе.

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы во время работы появилась возможность подумать о чем-нибудь интересном, отвлечься.

4. Можно создать внешние условия для ослабления впечатлений от однообразной работы.

5. Введение функциональной музыки и перерывов.

14. Режимы труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Он должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. В соответствии с рекомендациями физиологов при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв нужно в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва следует устанавливать в 40 - 60 минут, с тем что бы работник использовал не более 20 минут для приема пищи, а остальное время использовал на отдых.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличии от обеденного перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Во второй половите рабочего дня в связи с более глубоким утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ, оптимальная продолжительность перерыва 5 - 10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более менее частные, но короткие перерывы (5 -10 минут); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 минут), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 - 20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постепенными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим труда и отдыха либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом, на основе оценки отдельных факторов условий труда.