Акционирование предприятий. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Акционирование как один из способов приватизации

2 Сущность и значение акционерной формы хозяйствования

2.1 Организация акционерного общества

2.2 Типы акционерного общества

3 Органы управления акционерного общества и основные направления совершенствования его деятельности

3.1 Организация управления

3.2 Основные направления совершенствования деятельности акционерного общества

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Переход предприятий к рыночной экономике обусловил поиск различных форм хозяйствования. Одна из них акционерная.

Преимущества этой формы хозяйствования, прежде всего в возможности создания новых и расширения действующих предприятий во всех отраслях экономики - промышленности, строительстве, на транспорте, оптовой торговле, банковском деле и других предприятий. Привлечение акционерного капитала позволяет такому предприятию создавать более конкурентно способное производство на относительно высокой технической базе, поскольку осуществляется централизация капитала акционеров, а непосредственное заинтересованное участие акционеров стимулирует экономное использование ресурсов, всемерное повышение эффективности производства.

В условиях акционерного предприятия происходит слияние личных и коллективных интересов трудящихся. С одной стороны, здесь реализуется коллективная форма собственности и каждый заинтересован в наивысших конечных результатах своего труда. С другой стороны, участвуя своей долей акций в капитале общества, каждый акционер проявляет творческую активность в меру своих возможностей - хозяйственную предприимчивость, что способствует повышению эффективности производства и реализации продукции, позволяет материально поощрить каждого. Акционерная форма хозяйствования раскрывает широкие возможности участия каждого работника в управлении делами предприятия. В условиях акционерного предприятия появляется возможность развития самых разнообразных форм самоуправления, воспитания чувства подлинного хозяина производства. Становится возможным принятия оригинальных решений, развития творческой инициативы.

Выпуск акций позволяет привлечь свободные денежные средства для ускорения экономического развития предприятия и социального развития коллектива работников. Появляется реальная возможность развития и модернизации производства, внедрения новой техники. В условиях акционерной формы хозяйтсвования должна быть положительно решена проблема заинтересованности предприятий в осноении и выпуске новой продукции.

Преимущества и практически неограниченные возможности акционерной формы приводят к тому, что все больше число индивидуальных предприятий вытесняется акционерными. Акционерная форма глубоко проникает в прмышленность, строительство, транспорт.

В июне 1990г. Совета Министров СССР утвердил Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах.

В России начался процесс приватизации, который проходил в несколько этапов.

В данной дипломной работе представлен анализ приватизационного процесса, происходящего в России, в частности, процесса акционирования. На основе проведенного анализа выявлено, что процесс акционирования в России имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он показал, что недостаточно собственного акционирования и утверждения коммерческих целей для получения устойчивых финансовых результатов, а необходимо так же внедрение действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и изменение компетенции органов управления, что, по сути, является проблемой в условиях переходной экономики. Кроме того, сохраняется проблема бюрократического влияния и административных рычагов управления, полного подчинения акционерного общества (АО) со 100% государственным капиталом властным структурам.

Автор данной дипломной работы полагает, что акционерная форма хозяйствования в условиях рыночных отношений является наиболее предпочтительной. Однако, в процессе акционирования учитывались, прежде всего, интересы директора предприятий, его стремления дополнить административную власть на предприятиях экономической. И в результате, весь приватизационный процесс в России стал решающим этапом образования современной российской экономической элиты. Главная цель приватизации - создание широкого слоя населения, владеющего собственностью («40 млн. акционеров» - А. Чубайс) оказалась неразрешенной.

Целью данной дипломной работы является не только анализ процесса акционирования, выявление его специфических особенностей, но и уделено внимание и анализу действующих правовых норм, регламентирующих процесс акционирования, а так же определение основных направлений совершенствования деятельности АО.

Для исследования темы были использованы правовые нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и другие нормативные акты; научные труды, автрские работы, а так же статистические данные, опубликованные в журнале «Вопросы экономики». Определены следующие временные рамки исследования начиная ваучерной приватизации России и по 1999 год.

1 АКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ

В России акционерные общества появились в начале 18 в. К 1830 г. выпуск акций не поспевал за спросом на них. Интерес к акциям проявляли представители всех сословий.

Развитие акционерного дела принимало стихийный характер. Поэтому в 1835 г. были разработаны проект «Общего акционерного закона» (принятого в 1836 г.) и «Положение о компаниях на акциях». В России в тот период ясно осознавалось значение акционерных компаний как специфической формы организации предприятий. За весь период обсуждения законопроекта ни разу не ставилась под сомнение необходимость возникновения акционерных компаний в России. При этом с такой необходимостью связывались две цели: развитие в стране крупных промышленных, транспортных, торговых и других предприятий в акционерной форме и развитие при помощи таких компаний предпринимательской активности вообще.

Надо отметить и дальновидность российского правительства того периода, так как необходимость такого развития еще не выявилась со всей очевидностью и остротой.

По данным акционерной статистики за 1911 г., опубликованным в справочнике «Акционерно-паевые предприятия России», общее число акционерных предприятий только в промышленности и на транспорте составило 821. Наибольшее их число (303) приходилось на текстильную промышленность. Средний основной капитал на одно предприятие был равен 2142 тыс. руб. В машиностроении и обработке металлов было 92 акционерных предприятий со средним основным капиталом 2484 тыс. руб.

В конце 1917 - начале 1918 г.г. процесс развития акционерных обществ приостановился. Причиной этому явилась проводимая в те годы широкая национализация. Однако с 1920 г. этот процесс опять оживился. «Уже в 1920 г. было учреждено 20 акционерных обществ, а на начало 1925г. их было свыше 150. Причем важнейшей сферой действия акционерных обществ была торговля и торгово-промышленная деятельность. В конце 20-х - начале 30-х г.г. все акционерные общества были ликвидированы или преобразованы в государственные объединения. Сохранились лишь два акционерных предприятий: Банк для внешней торговли СССР (создан в 1924 г.) и всесоюзное акционерное общества «Интурист» (организовано в 1929 г.).».В 1973 г. было создано страховое акционерное общество СССР - «Ингосстрах». Однако все эти акционерные предприятия функционируют не в производственной сфере. Объективности ради необходимости отметить, что на постепенную ликвидацию акционерных обществ и товариществ в конце 20-х г. помимо идеологизации хозяйственной и общественной жизни определенное влияние оказали и вскрытые в эти годы негативные моменты в деятельности этих обществ и товариществ.

Новое развитие акционерные общества получили во второй половине 80-х г., когда стало ясно, что экономика страны переходит на рыночные отношения.

Определенным этапом на этом пути явилось Постановление Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 13 октября 1988 г., в соответствии с которым предприятиям и организациям было предоставлено право выпускать две категории акций: акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива, и акции предприятий, распространяемые среди других предприятий и организаций.

К 1 июля 1994 г. в России завершился первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного). Этот этап был настолько важен для страны, настолько огромен по своему значению, что требует серьезного анализа его итогов.

К главным из них, безусловно, следует отнести начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание условий для последующего перераспределения сложившихся в обществе прав собственности. «Давая предварительные оценки ваучерной приватизации, ее руководитель А. Чубайс отмечал: «Ни в одной стране мира подобного масштаба программа в подобные сроки мирным образом не совершалась. Россия сделала это впервые не только в своей истории, но и вообще в истории. Этот факт сегодня невозможно отрицать. Невозможно отрицать и тот факт, что именно программа российской приватизации сделала необратимой, пожалуй, всю программу российских экономических реформ.» .

Разумеется, нужно иметь в виду, что процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер огосударствления социалистической экономики поставил иные, более глубокие и масштабные задачи в области приватизации: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривалась не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смена самого собственника, создание нового носителя отношений собственности.

Необходимость постановки именно такой задачи приватизации диктовалась тем обстоятельством, что в России, как и в других постсоциалистических странах, отсутствовал подобный носитель собственности в виде физического или юридического лица. Практически не было того, кто мог бы продавать собственность как товар, обмениваться им в интересах извлечения из него максимальной полезности. Разумеется, если бы в постсоциалистических странах было время и финансовые возможности, можно было бы подождать, пока класс частных собственников сформируется сам собой, в ходе исторического развития. Однако такой возможности в России не существовало. Поэтому ее должна была заменить широкомасштабная приватизация, которая в известном смысле явилась искусственно инициированным сверху созданием класса частных собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.

Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01. 1994 г.). (Приложение 1).

Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был рассчитан на то, чтобы, во-первых, узнать их рыночную стоимости и, во-вторых, создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных предприятиях приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива.

В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России. Видимо, по этой причине приватизация именовалась официальными властями как «народная». Инструментом ее проведения послужили приватизированные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. Одновременно избранная система приватизации, как неоднократно декларировали члены российского правительства, преследовала цель создания максимума заинтересованности трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.

По первому варианту работники предприятия получили следующие льготы:

право на привилегированные акции в объеме 25% Уставного капитала компании. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению со всеми остальными акционерами. кроме того, владельцы привилегированных акций получили также право на получение своей доли в случае банкротства или продажи предприятия;

право на покупку до 10% простых акций, дающих право голоса, на исключительно льготных условиях. К этим условиям относится 30%-ная скидка с номинальной стоимости, трехлетняя рассрочка по оплате акций при первоначальном взносе, составляющем 15% от номинальной стоимости;

право использования приватизированных чеков при приобретении всех акций - привилегированных и простых;

возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму, не превышающую 5% Уставного капитала компании.

При втором варианте действовали следующие условия:

до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизированными чеками;

общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящим с ним в единый технологический комплекс, не может превышать 51% от величины Уставного капитала компании.

По третьему варианту группе работников (не обязательно весь трудовой коллектив) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников обязана провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства в объеме не менее 200 минимальных заработных плат, установленных на территории России на каждого члена группы. В случае выполнения условий соглашения, члены группы получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. Кроме того, все работники предприятия, включая членов этой группы, могут приобрести еще 20% акций на тех же условиях, что и во втором варианте.

Особых приемов при проведении приватизации потребовали крупные предприятия и объединения-гиганты, которых немало в России. Здесь первым шагом к приватизации стало преобразование их в ОАО. Само по себе акционирование - это еще не приватизация в общепринятом смысле, а лишь изменения организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие по-прежнему остается в собственности государства.

«Крупные предприятия, находящиеся в федеральной собственности, составляют 1/5 общего числа приватизационных предприятий. Всего к декабрю 1993г. Было приватизировано 86 тыс. Предприятий, из них акционировано (частично или полностью) 31%, продано 69%.

На конец 1993г было акционировано: примерно 17% предприятий федеральной собственности, свыше 22% предприятий регионального уровня, 70% предприятий муниципальной собственности. По стоимости приватизированного имущества доли названных уровней составили соответственно 68,4%; 21,1%; 10,5%.

Акционирование крупных предприятий осуществляется путем бесплатной передачи значительной части имущества трудовым коллективам или передачи акций за ваучеры. Передаваемая часть акций работникам предприятий в большинстве случаев оплачивается из доходов самих предприятий, что ухудшает их экономическое положение. В ходе ваучерной приватизации только каждые 10-12 из акционированных предприятий полностью реализовали свои акции. К началу 1994г. Лишь около 50% держателей ваучеров реализовали их в той или иной форме. К концу 1993г. Около 38 млн. Чеков вернулось государству, из них 14 млн.- по закрытой подписке, 24 млн. - через чековые аукционы.

Для более широкого вовлечения в процессе приватизации созданы чековые инвестиционные фонды. Начиная с декабря 1992г. стали проводиться чековые аукционы. Только за десять месяцев 1993г. их проведено более 3,5 тыс., где было выставлено 5500 предприятий из почти 80 областей. Проданный уставный капитал составил 53,2 млрд. руб., а приватизационных чеков принятого около 30 млн. штук.»

Акционирование проводится таким образом и на таких условиях, что на предприятиях практически сохраняются те же формы управления и тот же уровень предпринимательского интереса. Преобладание в 1992-1993 гг. Акционерной формы приватизации крупных предприятий и ориентация преимущественно на эту форму муниципальных предприятий тормозили ее интерес, делали его в большинстве случаев неэффективным.

2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АКЦИОНЕРНОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

2.1 Организация акционерного общества

Акционерное общество представляет собой организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, капитал которой разделен на определенное число акций и которое создано его участками (акционерами). Оно является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственность (капитал) АО определяется уставным капиталом, составленным из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При этом собственно акции подразделяются на размещенные акции (приобретенные акционерами), объявленные акции (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве и номинальной стоимости) и оплаченные акции (приобретенные и полностью оплаченные акции в течение установленного срока).

Особенностью акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также право на получение дивидендов.

Сравнивая акционерное общество с другими организационно-правовыми формами, например с обществом с ограниченной ответственностью, нужно отметить, что общество с ограниченной ответственностью - это объединения лиц, а акционерное общество - это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственности определяет всю систему отношений между АО и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им.

В настоящее время нормативное регулирование организации, деятельности и управления акционерными обществами регламентировано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:

нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отношений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

нормы, непосредственно регламентирующие организацию, деятельность акционерных обществ управления ими.

В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение имеют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995г. Федеральным законом от 30 ноября 1994г. №52 - ФЗ) и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Федеральный закон «Об акционерных обществах» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав. Положения Закона «Об акционерных обществах» развивают соответствующие статьи Гражданского Кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы.

В соответствии с законом предусматриваются также права акционеров, как (в зависимости от доли акций) права голоса на общем собрании, право получения дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакет).

В целях обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) предусмотрено слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходам всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить и с целью диверсификации производства, совершенствование обслуживания производственных процессов и так далее. Эти же цели преследует и присоединения общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу. Процедура присоединения, таким образом, не требует создания нового общества и предусматривает внесение необходимых изменений в устав и другие документы.

В случае, если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности, либо нарушается антимонопольное законодательство, общество может быть разделено. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обществом. Для аналитической реорганизации предусмотрена возможность выделения общества. В этом случае деятельность акционерного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества.

В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преобразовании общества - обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или как членов производственного кооператива.

Законодательно закреплено требование об активном взаимодействии акционерных обществ (особенно крупных) со специализированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реорганизации обществ.

2.2 Типы акционерного общества

По критериям участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить три типа акционерных обществ; АО со 100-процентным капиталом, принадлежащим государству; АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акция; АО, в которых акции государства не образует контрольного пакета.

Акционерные общества со 100-процентнымкапиталом, принадлежащим государству. Поскольку государство является единственным акционером компаний со 100-процентным госкапиталом, его управленческие решения не ограничиваются волей других акционеров. В этом смысле между ними и государственным коммерческим предприятием никакой разницы не существует.

Можно выделить по крайне мере три причины образования рассматриваемых АО.

Во-первых, акционерная форма в перспективе дает возможность без каких - либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций за счет негосударственных средств.

Во-вторых, форма АО, по определению, предполагает широкую хозяйственную самостоятельность, ибо собственником имущества является именно АО, а не государство. Создается реальная возможность небюрократического контроля за деятельностью менеджеров со стороны государства. Он должен осуществляться в соответствии с общим принципом управления АО: акционеры непосредственно не управляют предприятием, они только периодически оценивают деятельность менеджеров исходя из достигнутых финансовых результатов. Государство - акционер должно поступать точно также, вводя, если это необходимо, дополнительные (кроме финансовых) критерии оценки деятельности руководителей общества. В-третьих, само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для получения устойчивых финансовых результатов. Необходимо внедрение действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и изменение компетенции органов управления.

Хозяйственная самостоятельность и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения АО со 100-процентным государственным капиталом, тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО ограничивается возможностью прямого давления работников аппарата государственного управления на его руководящие органы, способного препятствовать действиям этих органов, направленным на достижение лучших коммерческих результатов. В частности, Указом президента от 10 июня 1994г. №1200, устанавливающим назначение и порядок деятельности представителей государства в органах управления АО, никаких исключений для АО со 100% государственным капиталом не предусматривается. Это означает, что как председатель совета директоров (генеральный директор, президент АО), так и все его члены назначаются государственным органом, в ведении которого находится соответствующее АО. Таким образом, системой административных рычагов управления создается возможность полного подчинения АО со 100-% государственным капиталом командам властных структур. Задача заключается в том, чтобы практика применения этих рычагов была разумной и позволяла АО за счет принятия самостоятельных решений конкурировать на рынке (как внутреннем, так и внешнем).

Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акции. Они являются более перспективными по сравнению с формой, рассматриваемых выше. Контрольный пакет позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайне мере трех лет не менее 51% членов совета директоров формируемых АО должны составлять представители государства. Вместе с тем наблюдается связанная с фискальными соображениями тенденция выставлять на продажу значительный пакет акций принадлежащих государству. При этом для создания «эффективного собственника» акции продаются единым пакетом, то есть водни руки. Между тем нет никаких гарантий того, что этот пакет не будет куплен какой-нибудь сомнительной, а может быть, и мафиозной организацией. Положение усугубляется еще и тем, что имущество предприятия по действующим правилам определяется в ценах 1992 г. В таких условиях вполне понятно беспокойство администрации и трудового коллектива о судьбе своего предприятия.

В соответствии с указом президента от 10 июня 1994г. Представителями государства в органах управления АО могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.. Государственные служащие направляются представителями в органах управления АО на основе решений президента РФ, правительства, федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества. Иные граждане - на основании договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. И те и другие субъекты обязаны в письменной форме согласовывать с органами исполнительной власти или с Российским фондом федерального имущества, от имени которых они действуют, проекты вносимых решений, свое голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществом к таким относятся принципиально важные решения: внесение изменений и дополнений в уставные документы; назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления АО; изменение величины уставного капитала; получение кредитов в размере более 10% величины чистых активов; продажа или иное отчуждение и залог недвижимого имущества: участие АО в создании иных предприятий (в том числе дочерних) и финансово-промышленных групп. Перечень не исчерпывающий, ибо правительство РФ может его расширять по своему усмотрению.

Менее широкие возможности влияния на управление акционированным предприятием дает «золотая » акция. Она, как известно, предоставляет своему владельцу право отлагательного вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Анализа правомочий государственного органа, владеющего «золотой» акцией, свидетельствует о минимальных ограничениях компетенции собрания акционеров. По существу, они сводятся к контролю за организационными преобразованиями АО и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Во всех прочих вопросах собрание акционеров имеет такие же права, как и в любом другом АО, то пущенном в «свободное плавание» по рыночным волнам.

Одна из причин выпуска «золотой» акции является удовлетворение фискальных интересов государства. Ее выпуск дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции (исключая одну, «золотую», которая после срока своего действия либо при любом способе отчуждения конвертируется в обыкновенную акцию).

Таким образом, «золотая» акция и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводит к резкому ограничению хозяйственной самостоятельности и тоже время сохраняют за государственными структурами возможность внеэкономического влияния на деятельность преобразованных АО.

Акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства не составляет контрольного пакета акций. В них представитель государства является обычно одним из крупных инвесторов и влияет на принятие управленческих решений путем создания блока с другими инвесторами. Иными словами, не обладая контрольным пакетом, представитель государства не может диктовать АО свою волю, но может оказывать в ряде случаев определяющее влияние на принятие решений общим собранием акционеров. Так, известны случаи, когда 20-% пакет акций Федерального фонда имущества оказывал решающее влияние на выборах генерального директора АО.

«Правовой статус представителя государства в таком АО определяется все тем же Указом президента от10 июня 1994 г. №1200 и, следовательно, права и обязанности представителя государства в АО, где государство не обладает контрольным пакетом акций, ничем не отличаются от изложенных выше прав и обязанностей представителей государства в АО, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству».

Акционерное общество, являясь юридическим лицом, обладает всеми его свойствами, а именно: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность АО фактически ничем не ограничена. В ст. 49 ГК РФ и Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 2 указано: общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

На акционерные общества, так же как и на иные юридические лица, распространяются ограничения по предмету деятельности, связанные с необходимостью, связанные с необходимостью получения дополнительного разрешения на их осуществление. Речь идет о лицензировании. Вместе с тем Закон РФ «Об Акционерных Обществах» содержит в этом плане интересную норму, которая устанавливает, что если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требования о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности за исключением тех, которые предусмотрены специальным разрешением (лицензий), и им сопутствующих.

Закон предусматривает два типа акционерных обществ - открытые и закрытые.

В открытом обществе акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества; такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; число акционеров открытого общества не ограничено.

Общества, учредителями которых выступают (в случаях установленных федеральными законами РФ), субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий) могут быть только открытыми.

Уставный капитал общества определяет часть суммарной стоимости имущества, позволяющего осуществлять эффективное развитие общества, а так же гарантирующего интересы кредиторов

Например Уставный капитал ОАО «Продтовары» составляет 3990000 тыс. руб., разделенный на 1452000 штук именных обыкновенных акций, номинальной стоимостью 2,5 тыс. рублей каждая на 144000 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 2,5 тыс. руб. каждая. Для привилегированных акций установлены ежеквартальные размеры дивидендов в размере 1% от номинальной стоимости акций.

Акции общества распределяются между учредителями в следующих размерах:

В закрытом обществе его акции распространяются только среди учредителей этого общества или иного, заранее определенного круга лиц; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Наиболее спорные вопросы, касающиеся регулирования деятельности закрытого акционерного общества (ЗАО), можно условно разделить на три группы.

Первая группа - вопросы, связанные с определением ЗАО.

В соответствии с Законом «Об Акционерных Обществах» ст.7 п.3 к закрытым относятся те общества, акции которых распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Сравнения этого определения с определенными, данными в Положении об акционерных обществах, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. №601, позволяет сделать вывод о том, что определение ЗАО претерпело значительные изменения. Так, в Положении закрытым обществом признавалось такое, акции которого «могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров...».. Таким образом, в Законе определения ЗАО дается через описание возможностей самого общества реализовать права по распределению акций, в Положении - через описания возможностей самих акционеров по распределению собственными акциями. Разный подход к определению закрытого общества определил и качественные различия в механизме «закрытия» общества. И если в первом варианте «закрытость» общества заключалась в дополнительном согласии одних акционеров на отчуждение акций другими, то в последнем этого нет. Закрытость общества в новом законе достигается за счет распределения обществом акций только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Такой подход к «закрытию» АО необычен для российской практике, поэтому может повлечь массу ошибок при его применении. В первую очередь возникает сложность при образовании так называемого заранее определенного круга лиц.

Вместе с тем, предоставляя право самому обществу определять круг лиц, среди которых можно будет распределять акции, устанавливать их количество и таким образом регулировать «качество» и количество принимаемых акционеров, Закон открывает неограниченные возможности «проникновения» в ЗАО любых физических и юридических лиц через приобретение акций у самих акционеров. Это - вторая группа вопросов.

Если проанализировать положения Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 7 п. 2 и 3 под углом зрения противопоставления открытого общества закрытому, то неизбежно возникнет новый вопрос: почему применительно к акционерам открытого общества Законом специально оговорено право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества? Ведь если Закон не оговаривает каких-либо ограничений на отчуждение акций акционерами закрытого общества, то специальное положение об этом для акционеров открытого общества теряет смысл. Если же воспринимать это положение как норму, определяющую различия в правомочиях акционеров разного типа обществ, то в нормах, регулирующих права акционеров закрытого общества, должны содержаться какие-либо ограничения в отношении отчуждения ими своих акций.

В этой ситуации было бы логично связать возможность акционеров отчуждать свои акции именно с теми лицами, которые попали в тот самый «заранее определенный круг лиц». Но на прямую такой связи Закон не предусматривает, как, впрочем, не предусматривает и установления каких-либо ограничений на этот счет в уставе общества.

Казалось бы, в подтверждение отсутствия необходимости таких ограничений вводится норма о преимущественном праве акционеров закрытого общества приобретать акции, продаваемые другими акционерами. Однако это право может быть реализовано акционером лишь по «цене предложения другому лицу». В положениях Закона нет никаких регуляторов реализации такого права. Поэтому разработчикам уставов ЗАО дается следующая рекомендация для устранения этого проблема: необходимо специально «расшифровать» смысл положения «цена предложения другому лицу» и порядок применения этой нормы в уставе. Например, это можно сделать в такой форме: Цена предложения другому лицу - это цена акции, устанавливаемая самим акционером - продавцом, по которой лицо, согласившиеся ее приобрести, может выкупить ее только после окончания действия преимущественных прав на приобретение акций акционерами и самим обществом.

В случае если акция не выкупается по этой цене и акционер-продавец устанавливает новую, более низкую цену предложения, то это вновь влечет за собой возникновение преимущественного права акционеров общества и самого общества. Далее процедура покупки акции и последствия ее невыкупа повторяется. Установление каждой новой цены предложения другому лицу восстанавливает преимущественное право акционеров этого общества и самого общества приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Но даже следование этой рекомендации не исключает возможности возникновения такой ситуации, когда само общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, а акционер независимо от размера его пакета акций реально может предлагать свои акции без всяких ограничений. Более того, возможна ситуация, когда акционер безвозмездно передает свои акции, например в форме дарения. В таких случаях Закон вообще не предусматривает возникновения каких-либо преимущественных прав у других акционеров. С этим моментом связана третья группа вопросов. Действительно, ограничивая предельное количество акционеров закрытого общества пятьюдесятью акционерами, Закон, казалось бы, предусмотрел тем самым невозможность неограниченна широкого распространения акций. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой Закона РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст.7 п.3, от 25.12.1990 г., которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В месте с тем Закон РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст. 94 п. 4 ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые созданы после 1 января 1996 г., и соответственно исключения возможность ее применения в отношении ЗАО, созданных до введения в действие, т.е. до 1 января 1996г.

Положение «Об Акционерных Обществах» и Гражданский Кодекс РФ ст. 97 совершенно однозначно установили запрет для ЗАО на проведение открытой подписки и на предложение своих акций для приобретения неограниченному кругу лиц и соответственно возможность их распределения среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Гражданский Кодекс РФ ст. 97 распространила эти обязанности и равна на все ЗАО независимо от даты их учреждения, поскольку ст. 5 Федерального закона «О введение в действие части первой Гражданского Кодекса РФ» однозначно установила: «Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее действия, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действия». Таким образом, положение Гражданского Кодекса РФ о возможности закрытого общества распределять свои акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц с учетом уже описанных запретов не может быть изъято из регулирования правомочий закрытого общества.

Далее о преимущественных правах акционеров. Наряду с выше приведенной аргументацией, которая применима и в данном случае, право преимущественной покупки акций осуществляется акционерами также в соответствии с общими правилами, изложенными в Гражданском Кодексе РФ ст. 250. Эти правила заключаются в том, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. При продажи доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Таким образом, и преимущественные права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, не могут быть изъяты из регулирования правомочий акционеров.

И наконец, ограничения по количеству акционеров. По этому вопросу ст.97 ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, указывая на то, что конкретные количественные ограничения будут установлены Законом «Об Акционерных Обществах». Отдав на откуп Закону решения вопроса о предельном количестве акционеров ЗАО, ГК РФ дал возможность Закону определять круг ЗАО, на которые будут распространяться это ограничение.

Таким образом, несмотря на нечеткую формулировку Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 97 п. 4, все приведенные аргументы доказывают, что нормы ст.7 п.3 Закона, которые не применяются к ЗАО, созданным до 1 января 1996 г., касаются только положения, устанавливающегося предельное количество их акционеров, и не затрагивают всех других положений.

Последствия такого подхода оцениваются неоднозначно. С одной стороны, эта оценка позитивная, поскольку в процессе преобразования ряда предприятий в акционерных обществах (например, арендных предприятий, имеющих право выкупа имущества или уже его выкупивших) было создано больное количество ЗАО с числом акционеров, значительно превышающим пятьдесят, - от двухсот до нескольких тысяч. Положение Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 94 создает спокойные условия для работы тех организаций, которые в соответствии с действовавшим на момент их создания законом могли выбрать совершенно определенный тип акционерного общества и не изменять его. С другой стороны, эту оценку можно считать негативной, поскольку Закон не только не содержит каких-либо регуляторов количество акционеров для таких ЗАО, но и не предусматривает никакого, фиксирования без права изменения их численности на определенную дату. В настоящее время это провоцирует возникновения совершенно не нормальной, на мой взгляд, ситуации, когда численность акционеров закрытого общества, в несколько раз превышающая предельную, может продолжать увеличиваться. А если это связать с возможностью акционеров продавать свои акции неограниченному кругу лиц, то мы увидим, что попытка закрыть общество через количественный критерий не всегда применима.

Акционерное общество, как любое юридическое лицо, независимо от его типа может создавать филиалы и открывать представительства.

Филиал и представительство общества имеют много схожих черт;

являются обособленными подразделениями общества;

должны быть расположены вне места нахождения общества (т.е. вне места его регистрации);

не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения;

наделяются создавшим их обществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества;

руководители назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом;

осуществляют деятельность от имени создавшего их общества;

ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество;

устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.

Различие между филиалам и представительствам заключается в следующем: представительство - это подразделение, которое представляет интересы АО и осуществляет их защиту; филиал не может осуществлять все функции общества, в том числе функции представительства, или их часть.

В законодательстве наметился поворот к упорядочению процесса создания филиалов и представительств. В основном это связано с тем, что сведения о филиалах и представительства должны быть занесены в устав. Выполнение этого положения требует совершения ряда действий.

Во-первых, принять решения о создании филиалов и об открытии представительств.

Закон РФ «Об Акционерных Обществах» определяет это действие как исключительную компетенцию совета директоров, то есть ни общее собрание акционеров, ни исполнительный орган не вправе решать этот вопрос. Однако только решения совета директоров недостаточно, поскольку Законом предусмотрен обязательный порядок внесения этих сведений в устав - только общим собранием акционеров.

Во-вторых, совет директоров обязан внести вопрос о создания из общего правила, то есть не требует регистрации таких изменений, а допускает лишь уведомительный порядок сообщения. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления.

3 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Организация управления

Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган. (Приложение 2).

В зависимости от конкурентных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможности использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если количество акционров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпрнимателю (трастовое управление). Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Высшим, но не всевластным. Оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по ним.

Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть раздлены на три группы:

Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; их забота состоит в том, чтобы их доля принесла как можно больше денег. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.

Акционеры - работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему совсем не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники - владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники.

Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает приобретает предприятие (или ряд предприятий) для того, чтобы развивать производство, в других - налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих - покупает пакет акций в целях переподажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в весьма определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться исходя из интересов государства.

Фактическая реализация права на управление акционерным обществом каждым акционером - проблема, не решенная не только нашим законодательством, но и законами других стран. «В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагают обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владения акциями, причем на третьем году владения они будут иметь 1/3 голоса, на четвертом году - 2/3 голоса и лишь на пятом - полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени»..

Подобные документы

    Основные понятия юридических лиц. История становления акционирования в России. Акционерное общество, как форма хозяйствования в РФ. Учреждение ЗАО и органы его управления. Общий порядок реорганизации и ликвидации ЗАО. Виды акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Понятие и цели приватизации; этапы ее проведения в России. Характеристика акционирования, банкротства и коммерческого конкурса как основных способов разгосударствления собственности. Содержание альтернативной программы приватизации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Преимущество акционерной формы предпринимательства. Типы акционерных обществ, порядок, создания. Уставный капитал акционерного общества и его формирование. Акция и права акционеров. Ликвидация акционерного общества. Правовая форма акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2008

    Процесс разгосударствления и приватизации: сущность, цель и формы. Практика разгосударствления и приватизации в Узбекистане. Акционирование предприятий в данном государстве на сегодня. Приватизация предприятий и объектов в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Преимущество акционерной формы собственности на данном этапе развития экономики. Принципы организации акционерного общества. Порядок создания акционерного общества. Устав акционерного общества. Ликвидация акционерного общества. Управление обществом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2002

    Порядок учреждения акционерного общества, его виды и структура. Преимущества акционерной формы организации предприятия. Сущность акции и ее роль в формировании капитала. Состояние и перспективы российского рынка акций, лидирующие отрасли промышленности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие и пути разгосударствления. Сущность и формы приватизации. Акционирование и ваучерная приватизация. Итоги и перспективы приватизации в России. Изучение опыта ваучерной и платной приватизации в зарубежных странах: Франция, Германия, Испания.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Теоретические аспекты акционерной формы собственности и этапы ее развития. Анализ организационной деятельности акционерного общества в Республике Казахстан. Порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества, права и обязанности акционера.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Понятие приватизации, ее сущность и особенности, история возникновения и развития. Формы и способы приватизации, их отличительные черты и характеристика. Цели приватизации и этапы ее проведения в РФ. Результаты и уроки приватизации в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Понятие акционерной формы организации предприятия. Учреждение акционерного общества, его виды, управление обществом и преимущества. АО в переходной экономике РФ. Проблемы функционирования фирм и осуществление предпринимательской деятельности в России.

Решил сам для себя расписать эти вопросы, чтобы потом просто использовать ссылку.

Начать нужно с Гражданского кодекса, который говорит, что: унитарное предприятие это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем. При этом, владельцами компании могут являться только органы государственной или муниципальной власти.

Для чего может потребоваться создание унитарного предприятия?
Унитарные предприятия формируются для реализации государственных задач на коммерческой основе. Это может быть обслуживание или управление имуществом, приватизировать которое нельзя; решение социальных задач, включая сбыт продукции или оказание услуг по ценам ниже себестоимости; ведение неприбыльных производств или поддержание дотируемой деятельности.

Собственность унитарного предприятия может быть передана ему владельцем, как взнос в уставной фонд, или получена от других источников, но только с одобрения владельца. При этом унитарное предприятие не имеет права распоряжаться своим имуществом без одобрения владельца.
Источниками доходов унитарного предприятия могут быть:
- результаты хозяйственной деятельности;
- субвенции (средства бюджета передаваемые безвозмездно);
- субсидии (средства бюджета выделяемые для целевого финансирования издержек при осуществлении конкретного вида деятельности);
- дотации (средства бюджета выделяемые для финансирования издержек унитарного предприятия в целом).

Вся прибыль унитарного предприятия поступает в бюджет в виде неналоговых поступлений.

На унитарное предприятие накладываются следующие ограничения:
- оно не может быть учредителем дочерних предприятий;
- оно не может самостоятельно заключать крупные сделки (больше 10% от уставного капитала или 50 000 МРОТ);
- оно не может использовать прибыль для материального поощрения сотрудников.

Что меняется при акционировании?
Во-первых, не надо путать акционирование с приватизацией. При акционировании изменяется организационная форма, но собственником предприятия остается государство. А вот передача или продажа принадлежащих государству акций в частные руки - это уже приватизация.

Основные изменения:
- право распоряжения собственностью переходит от владельца к руководству предприятия;
- предприятие получает возможность самостоятельного распределения прибыли, но выплачиваемые по акциям дивиденды по прежнему поступают в бюджет;
- предприятие теряет право на получение прямых выплат из бюджета (субвенций, субсидий или дотаций).

Ключевым вопросом акционирования является вопрос собственности: остается ли она в собственности государства, с передачей его в оперативное управление или аренду предприятию, или оно становится полной собственностью предприятия.
В первом случае не всегда очевидна цель акционирования. Например, если имущество запрещено к приватизации, то смена организационной формы никак не влияет на эту возможность. Во-втором случае всегда будут существовать подозрения в коррупции, так как вопрос установления цены на имущество и последующей цены на акции имеет субъективные составляющие.

Оценка результатов акционирования и последующей приватизации должны проводиться для каждого унитарного предприятия отдельно, с учетов вопрос передаваемого имущества, особенностей ведения хозяйственной деятельности и её результатов.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

АКЦИОНИРОВАНИЕ

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"; от 24 декабря 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предпри-:

ятий в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении,порядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (про-. дажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации,подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мин-госимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить "золотую акцию" (см. Акция .

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра

юридических лиц. АО является его правопреемником.

АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Шапкина Г.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АКЦИОНИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа. Акционирование может выступать как этап процесса приватизации. По английски: Corporatization См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г … Юридический словарь

    Процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    акционирование - я, ср. action f. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска и продажи акций. Компания, прежде чем начать процесс акционирования или разделения собственности, иначе корпорирования, обращается к фирме с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    акционирование - Процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество; может выступать как форма приватизации … Юридическая энциклопедия

Одним из наиболее важных положений этого закона является установление минимального размера уставного фонда для УП. Для муниципальных УП (МУП) он равен 100 тыс. руб., для государственных УП (ГУП)- 500 тыс. руб.

Этот же закон обязал все УП привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством.

В связи с этим перед множеством ГУП встала проблема увеличения уставного фонда. Не секрет, что большое количество ГУП работает менее эффективно, чем аналогичные организации частного сектора экономики. Имеющиеся у таких ГУП активы по большей части обременены значительной задолженностью, основные средства крайне изношены, зачастую в собственности не имеется и недвижимости, так как ГУП получали площади либо в аренду, либо в хозяйственное ведение.

Таким образом, привести устав ГУПа «в соответствие» требует закон, а экономическое положение предприятия этого чаще всего не позволяет: нет средств для увеличения уставного фонда. Причем, совсем не факт, что в этом есть вина руководителя. Дело, как известно, в общей неэффективности государственного сектора экономики. Рассчитывать на то, что государство выделит средства, не приходится, так как руководством страны сейчас проводится политика сокращения количества ГУПов до минимального числа с целью оставить только такие ГУПы, которые выполняют действительно необходимые государственные функции.

Конечно, часть ГУПов могут задействовать ресурсы присоединяемых к ним дочерних предприятий, созданных ранее в соответствии со ст. 114 ГК РФ. Закон установил, что эти дочерние предприятия должны быть присоединены к создавшим их УП не позднее 1 июля 2003 г. Понятно, что присоединение «дочек» вместе с их имуществом позволит некоторым ГУПам набрать установленный законом минимум имущества, необходимый для увеличения уставного фонда ОАО.

Для остальных ГУПов, у которых нет таких резервов, одним из способов выхода из создавшейся ситуации является приватизация.

Приватизацией, согласно федеральному закону РФ № 18-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - ФЗ), является возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований - в собственность физических или юридических лиц.

Следует особо отметить, что законодательство императивно установило принцип: возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (за некоторыми исключениями) возможно только в порядке и способами, установленными ФЗ. Действия, выходящие за пределы ФЗ, чреваты неприятными последствиями для совершивших таковые действия лиц, вплоть до признания приватизации недействительной. Гражданский кодекс РФ устанавливает срок давности для предъявления исков о признании таких сделок недействительными равным десяти годам.

Какие же способы приватизации приемлемы для УП?

Статья 13 ФЗ, определяющая способы приватизации, установила правило: приватизация имущественного комплекса УП в случае, если стоимость его имущества превышает установленный законодательством размер минимального уставного капитала открытого акционерного общества (ОАО), может быть осуществлена только путем преобразования в ОАО, 100% акций которого находится в собственности государственных или муниципальных органов (иначе это именуется акционированием). Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил минимальный уставный капитал ОАО в размере 100 тыс. руб. Способ преобразования УП в закрытое акционерное общество (для которого минимальный уставный капитал равен всего 10 тыс. руб.), законодательством не предусмотрен.

Из вышеизложенного следует вывод: все ГУПы или МУПы, имеющие имущество на сумму свыше 100 тыс., но менее 500 тыс. руб., сегодня должны в первую очередь рассмотреть возможность приватизироваться, и приватизироваться только путем акционирования.

Акционерное общество (АО), согласно законодательству, представляет собой юридическое лицо - коммерческую организацию, уставный капитал которого распределен на акции. Акция позволяет ее обладателю управлять АО путем участия в голосовании на общем собрании акционеров, и получать причитающиеся акции дивиденды. Создание и деятельность АО в целом осуществляется в соответствии с ГК РФ и регулируется федеральным законом РФ «Об акционерных обществах».

Однако ФЗ установил особенности создания и правового положения ОАО, созданных путем преобразования УП. В том числе и для ОАО, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»).

Процедура акционирования УП начинается с появления организатора акционирования. Приватизация государственного или муниципального имущества может быть плановой или инициативной. Имеется в виду, что ФЗ в этом вопросе проявил гибкость, и неограниченно расширил круг лиц, могущих предоставить в уполномоченные государственные или муниципальные органы предложения (заявки) на приватизацию. Более того, статья 10 ФЗ прямо предоставила право органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям определять порядок планирования приватизации имущества, находящегося в их собственности. Статья 14 ФЗ предоставляет им право самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации республиканского или муниципального имущества.

Так, в настоящее время Республика Башкортостан и город Уфа самостоятельно определяют часть процедур приватизации (естественно, в рамках норм ФЗ). Речь идет о законах Республики Башкортостан о программах приватизации государственного имущества на год, а также решениях Уфимского городского совета по аналогичной тематике.

Таким образом, отчетливо просматривается стратегическая линия государства на создание гибкой, учитывающей местные особенности, системы планирования приватизации. Такая стратегия еще раз подтверждает вывод: государство намеренно решительно расстаться с грузом унитарных предприятий. И если кто-либо из руководителей УП, обреченных на акционирование, еще надеется на помощь в высоких кабинетах, то, видимо, это надежда слабая, и с ней следует расстаться, чем раньше, тем лучше.

Наличие прогнозного плана приватизации, или же обоснованной заявки на приватизацию, запускает механизм приватизации. На первом этапе органами по управлению государственным или муниципальным имуществом исследуется вопрос возможности приватизации. Преимуществом в этом плане обладают предприятия торговли, бытового обслуживания, некоторые другие. Законами и иными нормативными правовыми актами установлены категории или перечни объектов государственной или муниципальной собственности, не подлежащие приватизации, или приватизация которых осуществляется с определенными ограничениями. Также существуют нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения заявок на приватизацию.

Если при рассмотрении возможности приватизации УП не выявлены какие-либо ограничения, то орган по управлению соответствующим имуществом (например, Минимущество РБ или КУМС г. Уфы) выносит решение о приватизации данного УП.

При подготовке решения об условиях приватизации УП осуществляются следующие мероприятия:

Осуществляется инвентаризация имущества (включая результаты научно-технической деятельности);

Составляется промежуточный баланс;

Оформляется план земельного участка и иные документы на недвижимость (при ее наличии). План земельного участка оформляется с приложением правоустанавливающих документов на этот участок. Если в отношении подлежащих приватизации земельных участков проведен кадастровый учет, то предоставляется выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана;

Все вышеперечисленные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером УП.

Аудиторская проверка промежуточного баланса. (Аудиторская проверка может быть проведена по инициативе органа по управлению государственной или муниципальной собственностью. С этой целью ими заключается соответствующий договор с аудиторской организацией. В случае выявления аудитором нарушений при составлении документации, может быть назначена дополнительная проверка наличия и состояния имущества и обязательств УП);

решается вопрос о дочерних предприятиях (они должны быть присоединены к основному УП);

Определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП (сюда включается все имущество, принадлежащее УП на праве хозяйственного ведения, а также подлежащие приватизации земельные участки, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и пр.);

Определяются объекты (в т. ч. исключительные права), не подлежащие приватизации в составе данного УП, и порядок их дальнейшего использования (например, права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обороноспособностью и безопасностью страны);

Составляется перечень обременений (ограничений) объектов недвижимости, и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов.;

Определяется балансовая стоимость активов;

Определяется размер уставного капитала создаваемого ОАО (он принимается равным балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП);

Определяются количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии ОАО, разрабатывается устав ОАО.

Подробнее об инвентаризации.

Инвентаризация имущества УП, а также результатов научно-технической деятельности, в зависимости от принадлежности УП к федеральной, республиканской или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормативными актами органов управления имуществом соответствующего уровня. Эти нормативные акты в целом едины в своей методике выявления и оценки активов и пассивов предприятия.

К акту инвентаризации прилагается перечень обязательств УП, существующих на дату завершения инвентаризации. Перечень должен содержать основания возникновения обязательства, предмет обязательства, срок исполнения и контрагент обязательства. Это, в частности, обязательства по векселям, поручительству, и т.д.

При выявлении неучтенных объектов их оценка производится по рыночной стоимости, в большинстве случаев с привлечением независимых оценщиков.

Имущество, не включенное в состав приватизируемого, изымается собственником.

Ответственность за проведение инвентаризации несет руководитель УП.

В случае выявления недостаточности балансовой стоимости активов для формирования минимального уставного капитала ОАО, предусмотренного законодательством, решение будет предусматривать не акционирование УП, а его продажу с аукциона или конкурса.

Вышеизложенные мероприятия завершаются решением об условиях приватизации УП, которое утверждает:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;

перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества;

расчет балансовой стоимости приватизируемых активов УП.

На основании и в соответствии с решением об условиях приватизации УП составляется передаточный акт, который по форме и содержанию соответствует составу подлежащего приватизации имущества УП. В качестве приложений к передаточному акту прилагаются расчет балансовой стоимости активов, и перечень обременений (ограничений) приватизируемого имущества.

Далее осуществляется государственная регистрация созданного ОАО в порядке, предусмотренном федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии с ФЗ созданное таким образом ОАО становится правопреемником бывшего УП.

После государственной регистрации созданного ОАО представитель органа по управлению государственным или муниципальным имуществом и единоличный исполнительный орган созданного ОАО подписывают передаточный акт.

При этом руководитель бывшего УП назначается директором ОАО до первого собрания акционеров. В соответствии с ФЗ, полномочия высшеего органа управления ОАО (общего собрания акционеров) в данном случае будут осуществляться от имени соответствующего собственника акций – соответствующими органами по управлению государственной или муниципальной собственностью.

Дальнейшие действия исполнительного органа ОАО направлены на переоформление прав, имевшихся у УП (на имущественный комплекс, на недвижимость, на земельные участки), а также организацию деятельности ОАО (ведение реестра акционеров, регистрация акций в ФКЦБ и т.д.).

В будущем продажа государственного пакета акций созданного ОАО будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими такие сделки. При этом, после отчуждения части государственного или муниципального пакета акций (то есть, когда среди акционеров появятся частные лица), «Золотая акция» позволит представителю органа по управлению государственной или муниципальной собственностью налагать вето на следующие решения общего собрания акционеров:

о внесении изменений и дополнений в устав ОАО;

о реорганизации ОАО;

о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии, об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов;

об изменении уставного капитала ОАО;

о совершении крупных сделок, и сделок, в которых имеется заинтересованность (в определениях, данных Федеральным законом «Об акционерных обществах»).

Председатель Башкирской

республиканской ассоциации

юридических компаний В.А.Вишневский

Главный специалист ООО "Фонд "АЯКС"

по содействию развитию

предпринимательства" И.М.Ильясов