Экологические фонды в рф. Федеральные экологические фонды рф Экологические фонды

ВОПРОС 7. За счет каких источников образуются экологические фонды?

Экологические фонды образуются за счет средств, поступающих от предпри¬ятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических и физических лиц, в том числе:

платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;

сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добытой с их помощью продукции;

полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц.

ВОПРОС 8. Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы

Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его территориальным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Статья 20. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

На экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, при осуществлении ими экологической экспертизы распространяются требования, предусмотренные в пункте 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы

устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, осуществляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона.

Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

Рис 7

Структурно это можно показать в виде блок - схемы (рис 8).

Естественно, что эксперты, привлекаемые для проведения общественной экологической экспертизы, должны отвечать тем же кондициям, что и эксперты государственной экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления. Регистрация должна быть осуществлена в семидневный срок со дня подачи заявления; заявление обязаны зарегистрировать или отказать в его регистрации. Если в регистрации не было отказано, то заявление считается зарегистрированным и можно приступать к организации экспертизы.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены:

наименование, юридический адрес;

характер предусмотренной уставом деятельности, с обязательной отметкой, что экологическая экспертиза входит в сферу деятельности;

сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы;

сведения об объекте общественной экологической экспертизы;

сроки проведения общественной экологической экспертизы.

Согласно закону, Заключение общественной экспертизы приобретает юридическую силу (т.е. вывод о возможности или невозможности реализации объекта экспертизы становится обязательным) в случае его утверждения в специально уполномоченных государственных органах в области экологической экспертизы.

Естественно, что Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

в уставе общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не указано, что ее деятельностью, является охрана окружающей среды и в том числе проведение экологической экспертизы.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этом случае на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В целях более полной информации общественности «Заключение общественной экологической экспертизы» может публиковаться в средствах массовой информации или передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, инвестору, финансирующему проект и другим заинтересованным лицам (например, любые органы, лицензии или разрешения которых необходимы для реализации объекта).

Создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в других словарях:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… … Юридическая энциклопедия

    См. Фонды экологические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Экологический словарь

    Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Словарь бизнес-терминов

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… …

    экологические фонды - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую… … Большой юридический словарь

    ФОНДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ … Юридическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    - (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.;… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования , Колесникова Кира Владимировна. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…
  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования Монография , Колесникова К.. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…

Конспект по экологии

Важной составной частью экономического механизма природопользования и экологизации экономики призваны быть экологические финансовые фонды. В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.

Федеральный и региональные экологические фонды образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть фондов складывается из:

  • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
  • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
  • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Средства экологических фондов согласно Закону об охране окружающей природной среды распределяются следующим образом: 60 % – на реализацию природоохранных мер местного значения; 30 % – на природоохранные; нужды краев и областей; 10 % – на федеральные нужды.

Особую группу составляют фонды экологического страхования, или фонды экологической безопасности, создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам, на случаи причинения серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологическое бедствие. В индустриально развитых странах экологическое страхование широко применяется в сферах деятельности, являющихся источниками повышенного экологического риска. Подобные предприятия илифирмы обязаны иметь собственные страховые фонды экологической безопасности.

В Российской Федерации порядок экологического страхования не определен, хотя в Законе об охране окружающей природной среды упоминается «добровольное и обязательное государственное экологическое страхование на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф». Прежняя практика вообще не предусматривала такой формы страхования и компенсаций за счет средств ведомств или предприятий, являющихся источниками экологической опасности. Последствия всех крупных аварий в нашей стране покрьваются из бюджета, т.е. оплачиваются самим населением.

Осознание важности экономических стимулов защиты природной среды и экологизацки хозяйственной деятельности, острота экологических проблем во многих странах привели к образованию ряда международных экологических фондов, поддерживающих различные международные, региональные и национальные программы по охране природы, экологическому образованию, обмену экологической информацией и т.п. К ним относятся Всемирный фонд охраны природы; Фонд Центра за наше общее будущее (1989); Фонд глобального экосодействия, учрежденный в 1990 г. Программой развития ООН, Всемирным банком и ЮНЕП; Фонд Совета Земли (1993) и некоторые другие фонды.

Например, Фонд компенсации ущерба, нанесенного нарушением свойств окружающей среды и природных ресурсов может использовать свои средства на рекультивацию земель, на очистку водоемов, на восстановление флоры и фауны.

Фонд проведения единой научно-технической политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

  • на перспективные научные направления;
  • на создание новых ресурсосберегащих и экологичных технологий;
  • на разработку и производство высокоэкологичных и ресурсосберегающих машин и оборудования;
  • на создание мощных природоохранных сооружений и устройств;
  • на разработку и производство усовершенствованных технических методов и средств контроля за состоянием среды;
  • на практическое переоснащение сетей контроля за состоянием природной среды и развитие системы экологического мониторинга;
  • на осуществление мер по вторичному использованию отходов.
Фонд материального поощрения за эффективную природоохранную и ресурсосберегаюшую деятельность может использовать свои средства:
  • на осуществление местных социально-экологических программ;
  • на премии за досрочный и качественный ввод в эксплуатацию природоохранных объектов и средств;
  • на премии работникам предприятий и контрольных служб за уменьшение природоемкости производства.

Экологические фонды

Государственные внебюджетные экологические фонды созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды. В 1990 ᴦ. был создан экологический фонд России при государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989 – 1990 гᴦ.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всœего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов, (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990 –х годов внебюджетные экологические фонды были созданы во всœех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности.

Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета͵ структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий – природопользователœей (собственные и заемные).

Задачи экологических фондов:

· финансирование и кредитование программ и научно – технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населœения;

· мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

· экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий;

· содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Источники формирования экологических фондов:

1) платежи предприятий, объединœений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

2) штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (не комплексное) использование (потери) природных ресурсов;

3) средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причинœенного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

4) средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

5) средства, полученные дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;

6) добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физических лиц).

Вместе с тем, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целœевую направленность – только на цели, связанные с природоохранной деятельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

* выделœение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

* вложение средств для формирования начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного значения;

* долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

*. выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

Ядро системы экологических фондов – Федеральный экологический фонд РФ (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда – выработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной политики:

· выработка государственных и федеральных программ;

· создание нормативно – правовой базы природопользования;

· проектирование и развитие особо охраняемых территорий;

· экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований;

· поддержка территориальных органов и коллективов. Осуществляющих природоохранные природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные);

· долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов;

· финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

Основной источник поступления средств в ФЭФ –10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов.

Территориальные экологические фонды (ТЭФ) – второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществляется следующим образом:

1) предприятия перечисляют платежи за загрязнение, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

2) местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчёты с аналогичными фондами сосœедних территорий по поводу трансграничных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;

3) организации и граждане могут перечислять на счёт ТЭФ добровольные взносы;

4) ТЭФ размещают экологические займы среди населœения.

Вместе с тем, региональный экологический фонд имеет дополнительные возможности регулирования качества окружающей среды путем создания системы компенсационных расчетов на базе так называемого бабл – принципа. К примеру, экологический фонд может скупить у некоторых предприятий квоты на выбросы и резервировать их. Это возможно в случае, в случае если ситуация в регионе такова, что экологические проблемы признаются приоритетными на уровне властных структур по отношению к экономическому развитию. В случае если предприниматель заинтересован в размещении своего предприятия на территории данного региона, где установленный лимит выбросов уже исчерпан (либо экологический фонд не заинтересован исчерпывать свой резерв квот на выбросы), то он должен оплатить фонду стоимость снижения загрязнения на эквивалентную массу выбросов на действующих предприятиях. При этом фонд принимает на себя обязанности обеспечить это снижение экономическими методами (через субсидии и т.д.).

В данном случае региональный фонд выступает в качестве посредника на рынке экологических услуг, причем сделка с фондом должна быть выгоднее, чем ряд непосредственных сделок такого рода с отдельными предприятиями.

Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователœей. Основная цель создания этих структур – развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуᴦ.

В 2000ᴦ. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи не целœевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

Следует отметить, что в нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделœении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всœего, он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

· амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

· платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

· платежи на цели воспроизводства расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счёт собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геологоразведочных работ);

· целœевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной базе из средств бюджета͵ территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

· кредиты государственных и коммерческих банков;

· доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

· прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

Основные направления расходования средств ЭФП:

1) природоохранные нужды (к примеру, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.);

2) осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация причинœенного ущерба);

3) финансирование технологической реконструкции базовых производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

4) временно свободная часть средств должна быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете.

Необходимо отметить, что предприятия, создавшие экологический фонд, обладают определœенной свободой в использовании средств этого фонда. В частности, предприятие обладает свободой манёвра финансовыми ресурсами своего экологического фонда между различными природоохранными нуждами. При этом, при этом следует обеспечить жесткий контроль за расходованием средств ЭФП со стороны местных финансовых и природоохранных органов.

Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинœения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Экологические фонды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экологические фонды" 2017, 2018.

Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  • - биогеоценоза, основные материально-энергетические составляющие биогеоценоза; различают неживые компоненты и живые компоненты...

    Экологический словарь

  • - вытекающие из закона одностороннего потока энергии трофические структуры наземных экосистем в виде уменьшающихся по трофическим уровням количества энергий, биомассы и чисел особей...

    Экологический словарь

  • - сумма требований организма, популяции или вида к природной среде обитания; удовлетворяется в борьбе за существование...

    Экологический словарь

  • - совокупность естественных закономерностей, определяющих функционирование популяций, экосистем; реакция организмов на стойкие изменения окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - совокупность экологических характеристик вида, отличающих его от других таких же самостоятельных единиц...

    Экологический словарь

  • - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в природе...

    Экологический словарь

  • - см. Фонды экологические...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за...
  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 26 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Экологический словарь

  • - общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей...

    Большой экономический словарь

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют...

    Большой юридический словарь

"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в книгах

11.3. Экологические факторы

автора

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

11.3. Экологические факторы

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно

3.4/ Экологические общины

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

3.4/ Экологические общины В гораздо более рациональном и травоядном варианте идеологию «автономных общин как единственного способа пережить близкий конец света» исповедуют многие «глубинные экологи», создающие альтернативные поселения в Европе и США. Их логика такова:

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами и представляют собой оборотный капитал предприятия. Оборотные

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды. Выделенные государственным предприятиям средства - материальные и денежные,- представляющие собой всенародную собственность, образуют его фонды.Хотя средства производства государственных предприятий в СССР, как было

Из книги На старт, внимание...резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Из книги На старт, внимание… резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки. Кауффман-фонд. Конкурсный центр фундаментального естествознания. Международный благотворительный научный

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Экологические мифы

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора Мазуркевич Сергей Александрович

Экологические мифы Биологические методы борьбы с вредителямиПринято считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов, - это достижение XX века. На самом деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть, и раньше, в Китае уже использовали

16. Экологические кризисы и экологические ситуации

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

16. Экологические кризисы и экологические ситуации Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассмат-ривалается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката 1. Садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.2. Фонды взаимного кредитования

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Оганян Марва

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится