Уставной капитал. Уставный капитал ООО: что должен знать бухгалтер

Заключение договора воздушной перевозки пассажира

Заключение договора воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом - билетом, в котором указываются все существенные условия договора. Однако билет - не единственная форма подтверждения права пассажира на перевозку. Монреальской конвенцией установлено, что вместо перевозочного документа (билета), могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись информации, содержащейся обычно в перевозочном документе (билете). В этом случае перевозчик обязан предоставить пассажиру письменное изложение информации, сохраненной таким образом. Данное правило подлежит применению лишь с момента вступления Монреальской конвенции в силу, когда 30 государств ратифицируют ее. В связи с этим, в настоящее время пассажирский билет - единственная форма, являющаяся свидетельством заключения договора воздушной перевозки пассажира и его условий.

Пассажирский билет и предъявляемые к нему требования

Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного и должным образом оформленного билета. Форма билета, предъявляемые к ней требования и правила применения устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пассажирский билет состоит, как правило, из пассажирского и полетного купонов. Пассажирским купоном (купон "Для пассажира") является часть билета, удостоверяющая заключение договора воздушной перевозки пассажира. Полетный купон - часть билета, дающая право пассажиру на перевозку между указанными в нем пунктами. Полетный купон сдается перевозчику при регистрации пассажира в пункте отправления, трансфера, остановки, если таковые предусмотрены, а пассажирский купон остается у пассажира как свидетельство заключения договора воздушной перевозки.

На воздушном транспорте "билет, предоставляемый в удостоверение договора пассажирской перевозки, в интересах безопасности традиционно является именным" - выдается на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (п.3.1.2 Правил воздушной перевозки). Билет дает право на полет только тому лицу, на чье имя он оформлен. Билет выдается после оплаты за воздушную перевозку. При оформлении перевозки по безналичному расчету или в кредит, а также льготной или бесплатной перевозки билет выдается после предоставления документов, являющихся основанием для его получения.

Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанному в нем. Каждый полетный купон действителен для перевозки пассажира только по указанным в нем участку маршрута, классу обслуживания, рейсу и гарантированной дате вылета. Если билет выдан с открытой датой вылета, то место определяется в соответствии с запросом пассажира при наличии свободных мест на запрашиваемом рейсе. Место и дата выдачи билета должны быть указаны в полетном купоне.

Общий срок годности дает пассажиру право использовать билет для всех операций, предусмотренных настоящими Правилами, в том числе для получения места на определенные рейс и дату, сумм за полностью или частично невыполненную перевозку и для других расчетов, установленных настоящими Правилами. Общий срок годности билета охватывает период от момента выдачи билета пассажиру и до окончания срока, предоставляемого ему для получения денег по неиспользованному билету. Общий срок годности билета устанавливается в один год с даты выдачи, если иное не предусмотрено правилами перевозчика.

Билет с гарантированной датой дает право на полет от указанного в нем начального аэропорта, аэропорта трансфера, остановок или аэропорта обратного вылета только в дату и рейсом, которые в нем указаны. Билет с открытой датой дает право на полет от соответствующего аэропорта только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса.

Билет годен для полета в течение следующих сроков:

  • 1 билет с гарантированной датой вылета - в течение всего срока перевозки рейсом, указанным в билете;
  • 2 билет с открытой датой вылета из аэропорта трансфера, остановки - в течение 45 дней, считая от указанной в билете даты вылета пассажира из аэропорта отправления;
  • 3 билет с открытой датой в направлении "обратно", а также билет с открытой датой, проданный от другого города, - в течение 6 месяцев со дня продажи билета;
  • 4 билет с открытой датой "на подсадку" - в течение 2 дней с момента его выдачи, а бесплатный, выданный на основании талонов или служебного требования, в течение 15 дней со дня продажи билета.

Билеты, проданные по льготным тарифам, действительны для полета в течение установленных сроков годности, но в пределах сроков, на которые введены льготные тарифы. Истечение указанных выше сроков годности билета не лишает пассажира права на предъявление к перевозчику претензий и исков с соблюдением требований Воздушного кодекса РФ.

По Правилам воздушных перевозок утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются. Билеты, признанные недействительными по причинам, не зависящим от перевозчика, отбираются и не заменяются. Правила международных воздушных перевозок в данном отношении более лояльны, поскольку согласно п. 2.6.2 в случае утраты, повреждения билета или любой его части либо в случае предъявления билета, в котором отсутствует пассажирский или полетные купоны, перевозчик или агент по продаже пассажирских авиаперевозок может по просьбе пассажира выдать взамен такого билета новый билет с взиманием сборов, предусмотренных правилами и инструкциями перевозчика или агента по продаже пассажирских авиаперевозок. В случае утраты, повреждения билета (или любой его части), выданного иностранным перевозчиком, необходимо получить письменное разрешение этого перевозчика на оформление дубликата. В этих случаях пассажир должен представить удовлетворительные для перевозчика или агента по продаже пассажирских авиаперевозок доказательства, что ему действительно был выдан билет для полета по соответствующему маршруту. Пассажир должен также дать по установленной форме в письменном виде гарантийное обязательство возместить перевозчику (в пределах применяемого тарифа по новому билету) убытки, которые перевозчик может понести, если утраченный билет или отсутствующие полетные купоны будут кем-либо использованы, либо по ним будет произведен возврат сумм.

Срок в договоре воздушной перевозки пассажира

Срок в договоре воздушной перевозки пассажира - это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть доставлен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

ВЗК РФ Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, или договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение договора дается в п. 2 ст. 103 ВК. Оно ничем не отличается от формулировки, содержащейся в ст. 785 ГК, если не считать того факта, что в п. 2 ст. 103 ВК объединяются определения договора воздушной перевозки груза и договора воздушной перевозки почты, что, впрочем, никак не повлияло на характер дефиниции договора воздушной перевозки груза. Хотя такой подход противоречит правилам нормотворческой техники, исключающей объединение разных определений, хотя и однопорядкового характера, поскольку каждое из них содержит свои отличия. Почта является особым объектом перевозки. В связи с этим ее перевозка регулируется отдельными правилами, которые в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом в области почтовой связи (п. 3 ст. 102 ВК). Специальной статьей (ст. 122 ВК) закреплена ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты. Имеются и другие отличия.

Договор воздушной перевозки груза не имеет каких-либо существенных отличительных признаков. Некоторые особенности договора касаются его структурных элементов. Отличия относительно сторон договора связаны с перевозчиком. В соответствии со ст. 100 ВК перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации . К этим видам деятельности относится воздушная перевозка грузов.

Само понятие "эксплуатант" определяется в законе как гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на нраве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что не всякий эксплуатант может быть перевозчиком. В частности, им не может быть гражданин, поскольку перевозки относятся к предпринимательской деятельности . Следовательно, эксплуатант-перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, эксплуатант-перевозчик должен использовать воздушное судно не просто для полетов (ими могут быть полеты в спортивных, испытательных, экспериментальных и других целях), а для полетов только по осуществлению перевозок. Наконец, он должен иметь кроме сертификата (свидетельства) эксплуатанта лицензию на осуществление воздушных перевозок.

Кроме эксплуатанта как перевозчика ВК называет в качестве перевозчика авиационное предприятие. Так, в соответствии с п. 1 ст. 61 ВК под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Определение авиационного предприятия дает основание утверждать, что оно может быть перевозчиком только при условии, что в его учредительных документах в обязательном порядке указывается в качестве одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок.

Поскольку в ст. 100 ВК, устанавливающей, кто является перевозчиком, авиационное предприятие не называется, неясно, должно ли оно, имея одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок, обрести статус эксплуатанта. Вполне очевидно лишь то, что для осуществления перевозочной деятельности оно должно иметь лицензию .

Использование в ВК понятия "эксплуатант", "авиационное предприятие" для обозначения перевозчика нельзя признать удачным. Введение в число участников транспортных правоотношений эксплуатанта и авиационного предприятия вызвано, скорее всего, стремлением законодателя отграничить перевозки воздушным транспортом от уже упоминавшихся других видов его деятельности. Однако любой вид транспорта (и в первую очередь автомобильный и морской) также используется не только для перевозок, но и в иных целях. Но законодательство, регулирующее их деятельность, не вводит для обозначения перевозчика каких-либо специальных терминов. Нет подобного обозначения перевозчика и в международных конвенциях, регулирующих воздушные перевозки .

Еще один важный момент, касающийся перевозчика как стороны договора, заключается в том, что его обязанности могут исполнять и другие лица. В частности, он вправе передать свои обязанности или их часть по договору лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок. Это лицо именуется уполномоченным агентом.

Кроме того, перевозчик имеет право передать свои обязанности или их часть лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, груза на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу. При этом он несет ответственность за их действия (бездействие) перед грузоотправителем и грузополучателем и за выполнение договора воздушной перевозки груза . По сути речь идет о таком участнике транспортных правоотношений, как фактический перевозчик, которому перевозчик поручает выполнение перевозки груза или ее части. Термин "фактический перевозчик" применен в КТМ (п. 1 ст. 173), а среди международных транспортных источников – в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (п. 2 ст. 1). Значимость роли лиц, которым перевозчик вправе передать свои обязанности или их часть такова, что требует регулирования отношений между ними (фактическими перевозчиками) и перевозчиком на законодательном уровне. При этом норма об ответственности перевозчика за действия или бездействие фактического перевозчика по аналогии с КТМ (п. 2 ст. 173) должна быть дополнена следующим положением: "В соответствии с соглашением межу перевозчиком и фактическим перевозчиком правила, установленные об ответственности перевозчика, применяются также к ответственности фактического перевозчика за осуществленную им перевозку груза".

Предмет договора. Имеются некоторые особенности договора воздушной перевозки груза, касающиеся его предмета. Так, после приема груза к перевозке перевозчик осуществляет его обработку, а также документационное оформление грузовой коммерческой его загрузки на определенный рейс . Особенности предмета касаются также услуги, связанной с уведомлением перевозчиком грузополучателя о прибытии груза. Сроки уведомления здесь существенно отличаются от тех, которые установлены другими транспортными уставами и кодексами. Они значительно короче. Кроме того, в отличие от других транспортных источников Общие правила воздушных перевозок закрепляют специальный срок уведомления о прибытии груза, требующего особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного .

Форма договора воздушной перевозки груза имеет некоторые особенности, касающиеся наименования накладной, количества экземпляров, отметок об особых свойствах грузов, о проверке его состояния, перевозке трансферного груза, внесении изменений и др.

Договор воздушной перевозки груза оформляется грузовой накладной. Форма этого транспортного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузовая накладная составляется перевозчиком в трех экземплярах. Первый ее экземпляр остается у перевозчика, второй предназначен для грузополучателя и должен следовать за грузом, третий возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза. Грузовая накладная оформляется на каждую грузовую отправку. Порядок се заполнения, фиксации особых отметок и внесения изменений закреплены в Общих правилах воздушных перевозок (п. 62–66).

Графы ее трафаретной формы заполняются на основании данных, содержащихся в заявлении грузоотправителя на перевозку груза и документе, удостоверяющем личность грузоотправителя, либо доверенности и документе, удостоверяющем личность предъявителя доверенности. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также информацию об оплате перевозки груза.

В ней делается отметка о свойствах груза, если возникает необходимость в особых условиях его перевозки. В случае если перевозчик или уполномоченный агент осуществил проверку состояния груза, в накладной делается отметка о проведенной проверке. Отметки делаются также об объявленной ценности груза, произведенном его опломбировании и указывается наименование пломб грузоотправителя. Если ценность груза не объявлена, то это отмечается в грузовой накладной.

В случае перевозки трансферного груза, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика, перевозчик или уполномоченный агент оформляет накладную с указанием аэропортов (пунктов) трансфера.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления. При этом все копии грузовой накладной должны отвечать требованию идентичности.

В случае если требуется внести какие-либо изменения в грузовую накладную, перевозчик или уполномоченный агент делает это по согласованию с грузоотправителем. Грузовая накладная подписывается перевозчиком или уполномоченным агентом и грузоотправителем.

Содержание договора. Принципиальных отличительных особенностей обязанностей сторон по договору воздушной перевозки груза не существует. Как и в любой перевозке груза, основной обязанностью перевозчика является своевременная и сохранная доставка груза в пункт назначения, а грузополучателя – своевременный и полный расчет за выполненную перевозку. Некоторые особенности обязанностей сторон договора связаны с перевозкой грузов, требующих особых условий. К таким грузам относятся скоропортящиеся грузы, живность, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и некоторые другие грузы.

Перевозка скоропортящихся грузов. Особенности перевозки скоропортящихся грузов состоят в том, что при заключении договора грузоотправитель должен предъявить к перевозке, во-первых, доброкачественный скоропортящийся груз, а во-вторых, предоставить документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при перевозке в предусмотренный договором перевозки груза срок не потеряет своих качеств. Причем такие документы уполномоченных государственных органов должны предъявляться отдельно на каждую грузовую отправку. Общие правила воздушных перевозок запрещают прием к перевозке скоропортящихся грузов без документов, подтверждающих их качество (п. 191).

Если перевозчик не может обеспечить доставку скоропортящегося груза в срок, в течение которого груз не потеряет своих качеств, то он вправе не принимать груз к перевозке. В случае когда принятый к перевозке скоропортящийся груз не может быть перевезен в срок, указанный в грузовой накладной, перевозчик обязан немедленно известить об этом грузоотправителя и возвратить ему груз и провозную плату, если от грузоотправителя не последует других распоряжений. В ситуации, когда скоропортящийся груз находится под угрозой порчи, перевозчик обязан принять согласованные с грузоотправителем меры, необходимые для обеспечения своих интересов и интересов грузоотправителя, грузополучателя и других лиц.

Перевозка в качестве груза живности требует наличия у грузоотправителя документов, предусмотренных международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ и законодательством страны, на территорию, с территории и через территорию которой предполагается перевозка. Особые требования предъявляются к таре, в которой перевозится живность. Контейнеры, транспортные клетки и т.п., в которых она перевозится, должны быть прочными, обеспечивать необходимые удобства при перевозке, безопасность, соблюдение санитарных требований и прочное крепление на борту воздушного судна.

Перевозка опасных грузов. К опасным грузам относятся оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы. Перевозка этих грузов осуществляется в соответствии с требованиями международных договоров, подписанных Российской Федерацией, и нормативных правовых актов РФ. К группе нормативных источников, регулирующих перевозку опасных грузов, относятся, в частности, Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации , Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО) . Требования по обеспечению авиационной безопасности к грузоотправителю, эксплуатанту и другим лицам, обеспечивающим перевозку опасных грузов воздушными судами, устанавливаются техническими инструкциями и федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142). Одно из требований, предъявляемых к перевозке опасных грузов, заключается в том, что к перевозке принимаются только надлежащим образом классифицированные, идентифицированные, упакованные, маркированные и документально оформленные опасные грузы в соответствии с требованиями международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, и нормативных правовых актов РФ.

Изменение условий договора, его прекращение. Стороны договора имеют право изменить условия договора воздушной перевозки груза. Так, за грузоотправителем остается право распоряжаться грузом и после его сдачи к перевозке. Оно сохраняется за ним до момента получения груза грузополучателем или совершения грузополучателем действий, свидетельствующих о востребовании им груза.

Распоряжение грузом состоит, в частности, в том, что грузоотправитель вправе: получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления; изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу; распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю. В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок распоряжение грузоотправителя, связанное с перевозкой груза, обязательно для перевозчика, за исключением случаев, когда такое распоряжение может нанести ущерб перевозчику или другим лицам. Оформляется распоряжение грузоотправителя в письменной форме. Обязательным условием его исполнения является предъявление перевозчику оригинала транспортной накладной.

В случае невозможности исполнения распоряжения перевозчик вправе отказаться от его исполнения с немедленным уведомлением об этом грузоотправителя. Право перевозчика изменить условия договора воздушной перевозки груза увязано законом с выполнением им при этом определенных обязанностей. Он обязан, в частности, поставить в известность грузоотправителя или грузополучателя об изменении условий договора и испросить их решение относительно груза.

Перевозчик обладает правом не только изменить условия договора воздушной перевозки груза, но и прекратить его. В соответствии с законом перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза. Перечень оснований принятия такого решения является исчерпывающим. К ним относятся:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  • 3) наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и вещей.

При прекращении договора воздушной перевозки груза перевозчик обязан возвратить грузовладельцу, грузоотправителю сумму, уплаченную за воздушную перевозку. Возврат денежной суммы производится перевозчиком или но его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Если денежная сумма перевозчиком не возвращается, грузовладелец, грузоотправитель вправе предъявить ему требование о возврате денежной суммы в порядке, установленном правилами перевозчика и договором воздушной перевозки груза.

Выдача груза. Широкий круг обязанностей возлагается на стороны на завершающем этапе перевозочного процесса, каким является выдача груза грузополучателю. При доставке груза в аэропорт назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не позднее чем через 12 часов с момента прибытия воздушного судна с грузом. Для груза, требующего особых условий перевозки (за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного), установлен более сжатый срок. Уведомление о его прибытии должно последовать не позднее чем через три часа с момента прибытия воздушного судна.

Перевозчик обязан хранить прибывший груз надлежащим образом до явки за ним грузополучателя. Выдача груза осуществляется только после оплаты всех причитающихся перевозчику платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля. Вместе с грузом перевозчик выдает грузополучателю под расписку грузовую накладную и иные относящиеся к грузу документы.

При выдаче груза перевозчик обязан проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза. Если при этом обнаружатся повреждения упаковки, пломб грузоотправителя, которые могут повлиять на состояние груза, перевозчик обязан вместе с грузополучателем взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и просчитать имеющиеся вложения .

Выдача груза осуществляется на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной. Если эти данные находят подтверждение, оригинал грузовой накладной для перевозчика с пометкой "подтверждение в получении груза" и подписью грузополучателя возвращается перевозчику. В случае несоответствия фактического наименования груза, его веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной, а также повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.

Обязанностью грузополучателя является принятие прибывшего в его адрес груза. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Хранение груза. В тех случаях, когда груз по тем или иным причинам не вручен грузополучателю, перевозчик обязан оставить его у себя на хранение за счет грузоотправителя и на его риск . К таким случаям относятся, во-первых, неявка грузополучателя за грузом в течение трех дней со дня, следующего за днем направления уведомления о прибытии в его адрес груза, или в срок, установленный правилами перевозки или договором воздушной перевозки груза, и, во-вторых, отказ грузополучателя от приема груза.

При невостребованности грузополучателем прибывшего груза по истечении 10 дней со дня, следующего за днем направления сообщения о прибытии груза, перевозчик уведомляет грузополучателя о необходимости получения груза.

Если по истечении 10 дней со дня направления указанного уведомления груз не будет востребован либо грузополучатель откажется от его приема, перевозчик сообщает грузоотправителю о невручении груза. В сообщении содержится предупреждение о возможности реализации или уничтожения груза в случае отсутствия распоряжения грузоотправителя в течение указанных перевозчиком сроков.

При отсутствии распоряжения грузоотправителя в течение 30 дней со дня направления уведомления о невручении груза или если исполнение поступившего от грузоотправителя распоряжения невозможно, груз признается невостребованным и может быть реализован или уничтожен в установленном порядке.

Груз может быть реализован или уничтожен в случаях, если: он признан невостребованным; скоропортящийся груз находится под угрозой порчи.

Решение о реализации или уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком. В ее состав обычно включаются представители обслуживающих организаций, эксперт, а в случае реализации груза – оценщик. Кроме того, в нее могут быть включены представители государственных органов. Основная задача комиссии заключается в том, чтобы установить, достаточно ли имеющихся материалов для принятия решения о реализации либо уничтожении груза. Такими материалами могут быть: акт, составляемый при нечеткости или отсутствии маркировки, нарушении пломб; грузовая накладная; розыскное дело; акт экспертной организации по экспертизе груза; распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза; другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы.

По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт о реализации груза или акт на сто уничтожение.

Груз реализуется через торговые организации. Из полученной суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему и другим лицам суммы. Если вырученные средства не покрывают расходов указанных лиц, грузоотправитель обязан возместить им непокрытую часть.

Розыск груза. В целях обеспечения выполнения условий договора о сохранной доставке груза и вручении его грузополучателю Общими правилами воздушных перевозок закреплен порядок розыска груза и (или) транспортных документов, не доставленных в пункт назначения. В Правилах приводится перечень случаев проведения перевозчиком их розыска. Это случаи, когда по прибытии воздушного судна в аэропорт назначения или аэропорт трансфера обнаружится:

  • 1) отсутствие внесенного в грузовую ведомость груза и (или) грузовой накладной;
  • 2) груз без грузовой накладной и (или) других необходимых документов;
  • 3) грузовая накладная и (или) другие необходимые документы без груза;
  • 4) невозможность идентификации груза вследствие нечеткости транспортной маркировки или ее отсутствия.

При установлении одного из перечисленных случаев перевозчик составляет акт, после чего немедленно приступает к розыску.

Общими правилами воздушных перевозок определены следующие этапы принятия перевозчиком мер по розыску груза и (или) грузовой накладной, других необходимых документов:

  • – направление уведомления в аэропорт отправления об имевших место неисправностях при перевозке груза рейсом, на котором доставлен (не доставлен) груз, грузовая накладная, другие необходимые документы;
  • – формирование розыскного дела;
  • – направление запросов в аэропорты, из которых мог быть доставлен груз и (или) грузовая накладная, другие необходимые документы или в которые они могли быть засланы;
  • Пункт 209 Общих правил воздушных перевозок.
  • Пункт 212 Общих правил воздушных перевозок.

Договор воздушной перевозки имеет две основные разновидности, а именно пассажиров и грузов. Авиаперевозка пассажиров предполагает приобретение билета. Если же заключается сделка в отношении перевозки грузов, то в этом случае может быть оформлен как гражданско-правовой договор, так и транспортная накладная либо коносамент.

Предмет и существенные условия

Предметом договора воздушной перевозки является обязанность одного из его участников (перевозчика) доставить второго (пассажира) посредством воздушного судна (самолета) из одного пункта в другой. Также в предмет входит и обязанность привезти в это место багаж. При этом в предмет включается и время, когда пассажир с грузом должен как вылететь на самолете из точки отправления, так и прибыть в точку назначения.

К другим важным условиям этого договора относят тарифы, на основе которых калькулируется итоговая стоимость перевозки пассажира, а также доставки и вещей и сама эта цена. Кроме того, в соглашении оговариваются взаимные права перевозчика и пассажира.

Определяется порядок предоставления данной услуги, в том числе как происходит доставка к самолету в точке отправления и от него в точке назначения. Также устанавливаются нормы по обслуживанию пассажира на самом воздушном судне и в обоих аэропортах.

Для договора воздушной перевозки в качестве главного условия выступает обязательство одной из сторон (перевозчика) перевезти груз из одной определенной точки в другую в интересах другой (грузоотправителя).

Форма документа

Форма договора авиаперевозки пассажира устная. Этому лицу требуется приобрести билет, однако он не в действительности представляет собой такого договора. Билет только удостоверяет, что сделка имеет место.

Договор авиаперевозки грузов должен иметь письменную форму. При этом во многих случаях он оформляется в виде коносамента либо транспортной накладной.

Особенности в отношении грузов

Наряду с указанным ранее основным условием данного договора, состоящем в том, что перевозчик берет на себя доставку принадлежащего грузоотправителю груза, требуется прописать в нем также целый ряд других положений.

Так, необходимо привести в данном документе ключевые характеристики грузов. Отправителю требуется обозначить, как он называется, его размер, массу, а также количество объектов, которое он включает. Также определяется, какие сопроводительные документы должны быть у такого груза. Приводится маршрут, по которому он будет транспортироваться, необходимо указать в нем, из какого пункта объекты требуется отправить и куда он должен прибыть. Помимо этого указываются тарифы, действующие на перевозку данных грузов, порядок расчетов и итоговая цена транспортировки перевозимого.

В соглашении также описываются требования , которым должен соответствовать перевозчик и его воздушное транспортное судно. Указывается, в какой срок грузоотправителю требуется предъявить к перевозке объекты, а перевозчику - соответственно самолет.

Приписывается порядок, в соответствии с которым будет происходить размещение грузов на воздушном судне перед рейсом и их выгрузка после него. Если предполагается, что на некоторое время объекты придется разместить в терминале исполнителя по договору, оговариваются условия такого хранения. Также описывается, каким образом груз признается утраченным.

Также в соглашении устанавливается величина ответственности сторон.

При этом меры этой ответственности как для грузоотправителя, так и для перевозчика определены в Гражданском кодексе, а также в специализированных кодексах транспортной отрасли и относящихся к ней же уставах. В договоре запрещено ограничивать ответственность по сравнению с ее уровнем, указанным для любого случая в законодательстве.

Для перевозчика наступает ответственность, если он не исполнил по собственной вине свое обязательство по вывозу груза. Ему потребуется возместить убытки клиента, а также перечислить средства в размере одной пятой от платы за провоз.

Другой случай - предоставление транспорта с запозданием. В такой ситуации перевозчику нужно будет заплатить 1% платы за провоз , также необходимо будет возместить убытки.

Также наступает ответственность, если перевозчик не обеспечил сохранность груза. Ее размер соответствует стоимости объекта. Если она занижена (с целью уменьшить тарифы на перевозку), то компенсация грузоотправителю начисляется в соответствии с такой ценой.

Если же она завышена именно с целью при утере получить более высокую компенсацию, то грузоотправитель имеет право не принимать такой объект к перевозке. Наконец, если стоимость не указана, то в качестве ее размера принимается стандартная величина для подобного груза .

Ответственность грузоотправителя аналогична. За непредъявление груза с него взимают одну пятую провозной платы плюс убытки. Если он не загрузил объекты в транспорт, который уже был ему предоставлен, то при планируемом рейсе по пригородному маршруту либо внутри города ему придется отдать пять процентов от платы за проезд , а если транспортировка была междугородной, то один процент. Сумма увеличивается в два раза, если транспорт считается специализированным.

Если грузоотправитель просрочил оплату услуг, то с него взимается стандартная неустойка по такой просрочке согласно ГК , если в договоре не указано иное.

Ответственность отменяется в случаях, когда имел место форс-мажор.

Авиаперевозка пассажиров

Договор воздушной перевозки пассажира подтверждается билетом, сам же этот документ обычно не составляется. В самом билете необходимо привести всю требуемую информацию. Прежде всего, у него должны быть собственные серия и номер. Также билет включает название предприятия, осуществляющего перевозку.

Помимо этого в нем оговариваются дата и точное время отлета из аэропорта, а равным образом прибытия в место назначения, а также номер данного рейса. В этот документ включается имя пассажира. Также в нем должен быть приведен тариф, который применялся при вычислении цены билета и сама эта цена.

Образец договора

Договор о воздушной перевозке груза имеет примерную форму, описанную далее.

Сверху идет название документа, город, где он был оформлен, а также дата, когда это произошло.

Далее оговариваются обе стороны, вступившие в соглашение. Для грузоотправителя указывается название, а также должностное лицо, которое в данной сделке выступает от имени этой организации. Для перевозчика приводится та же информация, но помимо этого также лицензия , на основании которой он оказывает данные услуги.

Далее идет раздел «Предмет договора». В нем указывается обязанность перевозчика, состоящая в том, чтобы произвести транспортировку и передать объекты лицу, которое ему было указано. Также приводится обязанность грузоотправителя оплатить это действие.

Следующий раздел посвящен правам и обязанностям сторон. В частности, перевозчик обязан предоставить все необходимые сведения относительно услуги, а также своевременно информировать о изменении условий перевозки, а также о прибытии партии в точку назначения.

Грузоотправитель обязан предоставить все документы, требуемые для данной операции и при этом вправе отказаться от нее, если воздушное судно, выделенное для транспортировки, окажется ненадлежащим.

Также в договор включается раздел об оплате груза. В этой его части требуется указать тариф , на основе которого определяется цена по договору и, соответственно, указать саму эту цену. Кроме того, в этой разделе указывается, что оплата вносится грузоотправителем предварительно.

Далее в соглашении следует раздел об ответственности. В него включается целый ряд норм в отношении перевозчика. Для него ответственность наступает за любые действия, которые привели к ненадлежащему оказанию услуги (см. раздел выше). В свою очередь грузоотправитель отвечает, если он либо не смог своевременно предоставить груз контрагенту, либо же сообщил ему недостоверные сведения.

Завершается документ Заключительными положениями. В этом разделе указано, что соглашение сохраняет силу до тех пор, пока не будет исполнено. Также оговаривается, что перевозчик может расторгнуть сделку, если грузоотправитель нарушил законодательство РФ либо же сообщил неверные сведения.

Подробнее о договоре авиаперевозки смотрите ниже на видео.

Уставный капитал акционерного общества (далее — АО) обязательно должен быть оплачен после его регистрации. В статье раскрывается общая информация об уставном капитале (далее — УК) АО, а также освещаются вопросы о том, как его уменьшить или увеличить.

Уставный капитал АО

Информация о том, что представляет собой уставный капитал акционерного общества, а также о порядке его увеличения и уменьшения, изложена в ст. 25-29 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, а также в ст. 99-101 ГК РФ.

УК образуется при создании АО. Его формируют акции, а размер капитала определяется их номинальной стоимостью и количеством. Номинальная стоимость — это установленная сумма, которая отражает, сколько стоит акция в денежном выражении. Она может отличаться от рыночной стоимости, выраженной в денежной сумме, которую готовы дать за 1 акцию на рынке в текущий момент времени.

Оплачивается капитал следующим образом (п. 1 ст. 34 ФЗ № 208). Половина акций должна быть оплачена в течение первых 3 месяцев после регистрации АО. Оставшаяся половина оплачивается в годичный срок после регистрации общества, если в учредительном договоре не указано иное. Если акции не оплачены, участник АО, допустивший это, не может участвовать в принятии решения о деятельности общества, то есть голосовать.

У АО могут быть обыкновенные и привилегированные акции. Первые всегда равны по стоимости друг другу и предоставляют одинаковые права владельцам. Стоимость привилегированных акций может быть различной, но одинаковые типы таких акций стоят аналогично. При этом номинальная цена всех привилегированных акций не может быть выше 25% от размера УК АО. Стоимость одной такой акции не может быть меньше стоимости 1 обыкновенной акции.

Минимальный размер УК публичного общества (акции которого находятся в свободном обороте) выше, чем размер капитала ООО, ровно в 10 раз и составляет 100 000 рублей. Капитал непубличного АО (акции которого нельзя свободно купить) равен 10 000 рублей (ст. 26 ФЗ № 208). В силу п. 3 ст. 11 ФЗ № 208 все необходимые сведения об уставном капитале АО должны прописываться в уставе.

Минимальный УК для некоторых видов АО

Для некоторых видов АО минимальный размер капитала установлен специальными законами (п. 1 ст. 66.2 ГК РФ).

В частности, увеличенный размер минимального УК установлен:

  • для банков и иных кредитных организаций в силу требований ст. 11 закона «О банках…» от 02.12.1990 № 395-1 (от 90 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей в зависимости от типа кредитной организации);
  • страховых организаций в силу требований п. 3 ст. 25 закона «Об организации страхового…» от 27.11.1992 № 34015-1 (от 120 миллионов рублей до 480 миллионов рублей, в зависимости от установленных в законе коэффициентов для различных объектов страхования);
  • производителей водки в силу требований п. 2.2 ст. 11 закона «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (80 миллионов рублей).

Увеличение уставного капитала АО

Все акции АО являются бездокументарными. Это означает, что сведения о собственниках акций отражаются в реестрах либо в записях по счету депо. Акции необязательно должны быть целыми. В силу п. 3 ст. 25 ФЗ № 208 они могут дробиться.

Дробные акции также участвуют в обороте публичного АО или внутри непубличного АО. Если акционер имеет, например, 2 дробные акции, размер каждой из которых составляет ½ от целой, то считается, что он владеет целой акцией.

Капитал АО может увеличиваться 2 способами:

  • Путем увеличения стоимости уже существующих акций. Решение об этом принимается на общем собрании акционеров. Увеличить стоимость имеющихся акций можно, когда у АО есть имущество, которое может покрыть увеличение стоимости.
  • Путем эмиссии новых акций. Решение об этом принимает либо общее собрание, либо совет директоров, если такие полномочия переданы ему согласно уставу АО. Как правило, эмиссия осуществляется при необходимости привлечения новых акционеров. Возможно увеличение капитала как за счет имущества АО, так и иными способами, например путем привлечения средств новых акционеров.

Для увеличения уставного капитала акционерного общества все члены общего собрания должны проголосовать за единогласно. Новые акции, которые появляются за счет имущества АО, распределяются между акционерами пропорционально их количеству. Необходимо отметить, что количество акций не может превышать указанное в уставе АО.

Уменьшение уставного капитала акционерного общества

Капитал АО можно не только увеличить, но и уменьшить. При этом предусмотрены случаи, когда сделать это необходимо в обязательном порядке, например, когда к одному АО присоединяется другое (п. 4.1 ст. 17 ФЗ № 208) или акции АО не были оплачены и перешли обществу, которое должно их реализовать (п. 1 ст. 34 ФЗ № 208).

ВАЖНО! Капитал не может уменьшаться, если в результате его снижения размер УК будет менее 100 000 рублей для публичных АО либо менее 10 000 рублей для непубличных.

Уменьшение производится 2 способами:

  • Путем снижения стоимости каждой акции одного типа (например, всех обыкновенных акций). Решение может быть принято общим собранием, а предложение об этом выдвигает совет директоров.
  • Путем уменьшения общего числа акций. Решение должно приниматься на общем собрании.

ВАЖНО! Уменьшение уставного капитала акционерного общества возможно только тогда, когда это прописано в уставе. В противном случае потребуется вносить в него изменения.

Нельзя уменьшать капитал через снижение стоимости акций, если (п. 4 ст. 29 ФЗ № 208):

  • они не оплачены;
  • они не выкуплены АО в порядке ст. 75 ФЗ № 208;
  • АО отвечает признакам банкротства;
  • уменьшение капитала приведет к банкротству;
  • стоимость активов меньше совокупного размера как УК, так и резервного фонда, а также стоимости привилегированных акций;
  • стоимость активов после того, как цена акций будет понижена, станет меньше совокупного размера УК, резервного фонда, а также стоимости привилегированных акций;
  • дивиденды были объявлены, но их выплата не производилась;
  • АО является специализированным (ст. 15.2 ФЗ «О рынке…» от 22.04.1996 № 39).

Итоги

Итак, в большинстве случаев размер уставного капитала публичного АО в начале деятельности равен 100 000 рублей, а непубличного — 10 000 рублей. Полностью он должен быть оплачен в течение года после регистрации АО.