Размер провозной платы.


1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарии к статье 790 ГК РФ

1. Провозная плата является существенным условием договора перевозки. В зависимости от правового положения перевозчика комментируемая статья устанавливает два различных порядка определения провозной платы. При перевозке транспортом общего пользования (согласно п. 2 комментируемой статьи) плата определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном кодексами и уставами. Фактически порядок определения платы предусмотрен и иными нормативными правовыми актами, прежде всего постановлениями Правительства РФ. За перевозки, осуществляемые другими перевозчиками, плата устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными правовыми актами.

2. Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта, рода перевозки (пассажира, грузов, багажа) и характера оказываемых перевозчиком услуг.

Тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются исходя из того, что они относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом подлежит регулированию только сфера предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (п. п. 1, 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях).

Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" утвержден Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 N 47-Т/5 и применяется с учетом последующих изменений, внесенных этой комиссией.

Установление новой структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 с изм. от 15.03.2005 (СЗ РФ, 2004, N 11, ст. 945; N 21, ст. 2023; 2005, N 12, ст. 1023)) потребовало внесения изменений в порядок утверждения тарифов на железнодорожном транспорте. Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 (СЗ РФ, 2004, N 51, ст. 5201), устанавливает, что государственное регулирование тарифов осуществляет Федеральная служба по тарифам: а) на грузовые железнодорожные перевозки по территории РФ; б) на перевозки грузов в международном сообщении по территории РФ через порты или пограничные передаточные станции РФ; в) на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа во внутригосударственном сообщении. Тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории РФ регулирует Министерство транспорта РФ.

В особых случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787, соответственно Федеральная служба по тарифам и Министерство транспорта РФ могут вводить исключительные тарифы на перевозки грузов и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Предоставление таких тарифов в индивидуальном порядке не допускается.

3. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом (§ 7 гл. VIII КТМ). Размер фрахта устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии соглашения исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте и во время погрузки груза (ст. 164 КТМ).

4. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4 Закона о естественных монополиях). Исходя из этого, тарифы (цены) на услуги, оказываемые этими субъектами, определяет Федеральная служба по тарифам (п. 5 Положения о Федеральной службе по тарифам, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (СЗ РФ, 2004, N 29, ст. 3049)). Названная служба устанавливает цены на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути.

5. Ставки платы за транзитные перевозки по российским железным дорогам в международном сообщении грузов государств - участников СНГ определяются Тарифным соглашением железнодорожных администраций этих государств от 17.02.93, которое ежегодно корректируется. На 2005 г. ставки определены тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ (Приказ Минтранса РФ от 29.12.2004 N 52 (БНА РФ, 2005, N 10)).

6. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 (СЗ РФ, 1995, N 11, ст. 997; 2004, N 51, ст. 5184) определен порядок утверждения тарифов на пассажирские перевозки в зависимости от вида транспорта и характера перевозок. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Названным органам предоставлено право государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа:

железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с МПС России или железными дорогами (при применении данного положения следует учитывать изменения, связанные с реформированием железнодорожного транспорта), причем субъект РФ обязан за счет своего бюджета возместить убытки, возникшие вследствие регулирования тарифов;

автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Регулирование тарифов на перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа во внутригосударственном сообщении является компетенцией Федеральной службы по тарифам (см. п. 2 настоящего комментария).

7. Наименование комментируемой статьи уже, чем ее содержание, поскольку кроме тарифов она в п. 3 регулирует плату за работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца. Оплата таких работ и услуг, если она не предусмотрена тарифом, осуществляется по соглашению сторон.

Ставки оплаты за не включенные в тариф операции или работы УЖТ именует сбором (ст. 2). Конкретный размер сбора указан в статьях УЖТ или в тарифном руководстве. К таким сборам относятся сборы: за изменение по инициативе грузоотправителя принятой перевозчиком заявки (ст. 11), за перевозку грузов с объявленной ценностью (ст. 16), за хранение выгруженных грузов, контейнеров (ст. 43), за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке станцию назначения (ст. 94).

Помимо поименованных сборов УЖТ предусматривает возможность по соглашению сторон устанавливать и иные сборы: за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, по подаче и уборке вагонов (ст. 58), за предварительную информацию о подходе грузов (ст. 34), за промывку вагонов (ст. 44), за участие перевозчика по просьбе грузополучателя в проверке состояния груза (ст. 41) и т.п.

На внутреннем водном транспорте порядок установления и применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.03.2004 N 116 (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 869). Когда такой тариф не установлен, то дополнительные услуги внутреннего водного перевозчика оплачиваются по соглашению сторон (например, за работу по очистке судна - п. 3 ст. 81 КВВТ).

Взимание платы за работы и услуги, если она не установлена тарифом, допускается и на других видах транспорта. Автомобильный перевозчик может за дополнительную плату осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, производить сопровождение грузов, требующих охраны в пути, и т.п. (ст. 125 УАТ).

8. Плата за перевозку груза и иные платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента приема груза к перевозке (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), а при морской перевозке - грузоотправителем или фрахтователем (ст. 163 КТМ). До внесения платежей перевозчик вправе задержать отправление груза. Кроме того, железнодорожный и внутренневодный перевозчики вправе прекратить подачу перевозочных средств для следующей погрузки груза. В этом случае железнодорожный перевозчик не может нести ответственность за неподачу того количества вагонов, контейнеров, которые не поданы по указанной причине (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).

Железнодорожный перевозчик по обращению грузоотправителя, согласованному с грузополучателем, может принять решение о внесении платы за перевозку груза, грузобагажа и иных платежей грузополучателем на станции назначения. При морской перевозке при наличии соглашения между отправителем или фрахтователем и перевозчиком и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ).

При перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении соперевозчики взимают плату, исходя из той части расстояния, на которое каждый из них осуществляет перевозку (ст. 76 УЖТ, ст. 113 КВВТ).

Окончательный расчет по платежам за перевозку осуществляется получателем при выдаче груза (ст. 30 УЖТ, п. 2 ст. 79 КВВТ). До внесения на станции назначения платежей перевозчик вправе не выдавать получателю груз и взыскать с него плату за пользование вагонами, контейнерами или сбор за хранение, если груз выгружен.

9. В п. 4 комментируемой статьи конкретизировано применительно к перевозке общее правило ст. ст. 359, 360 ГК РФ об удержании перевозчиком груза, багажа в обеспечение причитающихся ему платы и других платежей. При этом иные правила в отношении удержания могут быть установлены законом, другими правовыми актами. При удержании требования перевозчика удовлетворяются за счет стоимости груза, багажа, который он вправе реализовать. Порядок реализации, а также перечень грузов, которые не подлежат реализации, установлены транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок (ст. ст. 35, 48 УЖТ, ст. 85 КВВТ). Право на реализацию груза в порядке и сроки, предусмотренные ст. 35 УЖТ, возникает у железнодорожного перевозчика только после истечения 4 суток, исчисляемых со дня получения грузополучателем уведомления об уклонении от уплаты платежей за перевозку, если он в течение этого срока не распорядился грузом. В случае нарушения этого порядка перевозчик должен возместить ущерб, вызванный неправомерной реализацией груза (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).

Полный текст ст. 790 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 790 ГК РФ.

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией* за счет средств соответствующего бюджета. * Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 790 ГК РФ

1. Плата за перевозки, по общему правилу, определяется соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования - на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ, 24 УАТиНГЭТ). Плата за перевозку вносится до приема груза к перевозке. Однако по соглашению между перевозчиком и заказчиком грузы могут быть приняты к перевозке до внесения провозной платы в установленный срок. На морском транспорте провозная плата именуется фрахтом. За груз, утраченный при его перевозке, плата (фрахт) не взимается и, если он уплачен вперед, возвращается. В случае если утраченный груз окажется впоследствии спасенным, перевозчик имеет право на фрахт в размере, пропорциональном пройденному судном расстоянию. Провозная плата за не пройденное расстояние возвращается грузоотправителю или грузополучателю, оплатившему перевозку груза.

2. Тарифом считается система установленных ставок провозной платы и дополнительных сборов, а также правила их взимания. Тарифы строятся на базе себестоимости, т.е. действительных расходов транспорта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2004 N 204 Федеральная служба по тарифам (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для удобства пользования тарифами они систематизируются и издаются в виде специальных тарифных руководств. Тарифы дифференцированы по условиям тарификации грузов на тарифные классы, которые обусловлены свойствами грузов. При расчете тарифов в зависимости от условий выполнения соответствующих услуг применяются поправочные коэффициенты. На перевозки грузов могут устанавливаться исключительные тарифы, связанные с особыми условиями их перевозок.

Приморской перевозке груза на линиях фрахт взимается по линейным тарифам, разработанным перевозчиками или конференциями перевозчиков.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим в том числе функции по утверждению правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки.

В пассажирский тариф при воздушных перевозках включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами, иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Тарифы на перевозку грузов на железнодорожным транспорте традиционно формируются по двуставочной системе, которая помимо ставок тарифов за перевозку включает ставки за начально-конечные операции (уведомление о прибытии груза, выполнение приемо-сдаточных операций; маневровая работа). Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такого объявления.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Правило п.4 комментируемой статьи носит специальный характер по отношению к о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки.

5. Компенсация перевозчику расходов по предоставлению установленных законодательством льгот и преимуществ по провозной плате производится за счет средств соответствующего бюджета. Споры о взыскании образовавшихся у перевозчика в результате предоставления льгот убытков носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду. При исключении федеральным законом действующих льгот должна быть предусмотрена соразмерная компенсация, связанная с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования. Государством на субъект РФ возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту РФ в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

6. Применимое законодательство:
- ВзК РФ;
- КВВТ РФ;
- КТМ РФ;
- УАТиНГЭТ;
- УЖТ РФ.

7. Судебная практика:
- постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;
- решение ВС РФ от 05.04.2013 N АКПИ13-115;
- решение ВС РФ от 14.06.2013 N АКПИ13-485;
- постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95;
- постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 N 2508/11 по делу N А40-134843/09-56-768;
- информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81;
- решение ВС РФ от 19.05.2003 N ГКПИ 2003-353.

Консультации и комментарии юристов по ст 790 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 790 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарии к статье

1. Термин "провозная плата" в законодательстве часто заменяется синонимами - "плата за перевозку", "плата за проезд", "плата за провоз", "фрахт", однако во всех случаях речь идет о главной составляющей цены договора перевозки, т. е. о причитающемся перевозчику вознаграждении за услугу по перемещению какого-либо лица или объекта.

2. В качестве общего правила установлен договорный порядок определения провозной платы (п. 1 коммент. ст.). Наряду с этим в Российской Федерации продолжает применяться нормативное регулирование цен на отдельные виды перевозок. Исчерпывающий перечень последних утвержден постановлением Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 7 марта 1995 г. N 239 с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997), согласно которому государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти в следующих случаях: 1) на федеральном уровне - в отношении железнодорожных перевозок грузов, а также пассажиров и багажа (за исключением пригородных перевозок); 2) на уровне субъектов РФ - в отношении перевозок пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением железнодорожного транспорта).

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе вводить ценовое регулирование на услуги по перевозке пассажиров и багажа следующими видами транспорта: а) железнодорожным - в пригородном сообщении (по согласованию с МПС РФ); б) автомобильным - по внутри- и межобластным маршрутам; в) воздушным - на местных авиалиниях; г) внутренним водным - в местном сообщении и на переправах; д) морским, внутренним водным и воздушным - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государственное регулирование в данной области не сводится к утверждению фиксированных цен, а может осуществляться также путем установления их предельных уровней или коэффициентов изменения, предельного уровня рентабельности и др. (см. п. 7 указ. постановления).

3. Нормативный порядок определения цен на услуги перевозчиков наиболее характерен для железнодорожных перевозок. Это объясняется тем, что железнодорожные перевозчики все еще признаются субъектами естественной монополии (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Между тем в ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте планируется осуществить демонополизацию рынка железнодорожных перевозок путем перехода от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (см. п. 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях). По мере развития конкуренции в данной отрасли нормативное ценовое регулирование постепенно утратит доминирующее значение, уступив место свободному ценообразованию.

В настоящее же время проведение тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок возложено на Министерство путей сообщения РФ (см. п. 6 Положения о Министерстве путей сообщения, утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3746). Однако решающую роль в регулировании цен (тарифов) в данной сфере играет Федеральная энергетическая комиссия РФ (см. п. 8, 12 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194 // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1250). Деятельность указанных органов координирует Правительство РФ.

4. Тарифы, упоминаемые в п. 2 коммент. ст., представляют собой систематизированные ставки провозной платы, которые дифференцируются в зависимости от таких параметров, как род груза, объем отправки, возраст пассажира, дальность перевозки, тип транспортного средства (вагона, контейнера) и др. Иными словами, тариф - это не твердая цена договора перевозки, а единица ее измерения.

Тарификация, как метод определения провозной платы, носит универсальный характер и распространена не только на транспорте общего пользования. Однако в последнем случае применение тарифов обусловлено, помимо соображений практического удобства, тем, что договоры с участием общественных возчиков являются публичными (см. ст. 789 ГК), а их цена в силу п. 2 ст. 426 ГК должна быть по общему правилу одинаковой для всех потребителей. Тарификация существенно облегчает соблюдение данного требования.

5. Правило п. 2 ст. 790 не получило должного развития в новых транспортных уставах и кодексах, которые не определяют порядка утверждения рассматриваемых тарифов, а ограничиваются указанием на компетентный в данном вопросе государственный орган (п. 1 ст. 64 ВК, ст. 7 ТУЖД, п. 1 ст. 6 КВВТ) либо отсылают к нормам законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 181 КТМ).

Тарифы могут быть как нормативными, так и договорными. Порядок утверждения первых определяется подзаконными нормативными актами, вторые согласовывают стороны договора перевозки, а иногда - договора об организации перевозок. Однако договорные тарифы на услуги транспорта общего пользования фактически устанавливаются самими перевозчиками. Поскольку общественные возчики действуют на основании публичных договоров, которые к тому же обычно являются договорами присоединения, отправители и пассажиры практически лишены возможности повлиять на размер провозной платы.

6. Помимо собственно перемещения грузов, перевозчики обычно выполняют для грузовладельцев различные дополнительные операции, напр. сопровождение и охрану грузов, их погрузку (выгрузку), взвешивание, переадресовку и т. п. Те из них, что не предусмотрены тарифами, в соответствии с п. 3 коммент. ст. оплачиваются по цене, согласованной сторонами. В данном случае законодатель употребляет термин "тарифы" в широком смысле, имея в виду как ставки платы за перевозку, так и ставки сборов за дополнительные операции. Так, на железнодорожном транспорте цена каждой из перечисленных дополнительных услуг (работ) устанавливается в виде сбора и указывается в тарифном руководстве (см. ст. 24, 28, 32, 37 ТУЖД и Тарифное руководство N 3, утв. постановлением ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 // РГ. 2002. N 154, 155). Соответствующие положения УЖТ (см. ст. 17, 21, 26, 31) позволяют сделать вывод, что новый закон предусматривает, по общему правилу, договорный порядок оплаты упомянутых дополнительных операций.

7. Согласно п. 4 коммент. ст. перевозчик, услуги которого по каким-либо причинам не были оплачены в момент заключения договора, вправе воспользоваться возможностями, предоставленными кредитору ст. и ГК, т. е. удерживать груз или багаж до внесения провозной платы и иных платежей, а также удовлетворить свои требования из стоимости груза или багажа в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Данное правило может быть изменено иным нормативным актом, а также соглашением сторон, т. е. является диспозитивным. К примеру, не допускается реализация железнодорожным перевозчиком удержанного специального, в том числе воинского груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд (ст. 41 ТУЖД [ст. 35 УЖТ]).

8. Нормативное регулирование цен на услуги транспортных организаций может выражаться в установлении льгот по провозной плате за отдельные виды перевозок. В настоящее время указанные льготы предоставляются главным образом в качестве меры социальной защиты определенным категориям граждан - ветеранам, пенсионерам, инвалидам, учащимся и т. п.

По смыслу п. 5 коммент. ст. обязанность по возмещению расходов, понесенных перевозчиками в связи с оказанием услуг по льготным ценам, возлагается на государство и исполняется за счет бюджетных средств. Приведенная норма обычно воспроизводится в правовых актах, предусматривающих льготы по провозной плате (см., напр., ст. 10 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168). Данные акты могут применяться (в части предоставления льгот) только тогда, когда суммы, необходимые для возмещения расходов транспортных организаций, включены в расходную часть соответствующего закона о бюджете (см. ст. 83 БК).

Неисполнение государством упомянутой обязанности приводит к возникновению у перевозчиков убытков, которые могут быть взысканы в судебном порядке. При этом отсутствие утвержденного порядка возмещения указанных в п. 5 коммент. ст. расходов не должно являться препятствием для защиты нарушенных прав перевозчиков.

9. В официальном тексте п. 5 коммент. ст. допущена опечатка: вместо слова "организацией" следует читать "организации".

Статья 790. Провозная плата
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 40] [Статья 790]

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.


1 комментарий к записи “Статья 790 ГК РФ. Провозная плата”

    Статья 790. Провозная плата

    Комментарий к статье 790

    1. Все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда — грузополучателя). В п. 1 комментируемой статьи декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 424 ГК).
    Первый случай применения регулируемых цен (тарифов) предусмотрен непосредственно в п. 2 комментируемой статьи для перевозок транспортом общего пользования (см. ст. 789 ГК и комментарий к ней). Данные тарифы должны утверждаться в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом.
    В действительности же УАТ, регулирующий деятельность самого массового транспорта общего пользования (наземного электрического и автомобильного, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров), о тарифах вообще не упоминает. Тарифное регулирование на данном виде транспорта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», возлагающим на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по введению государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
    В соответствии со ст. 6 КВВТ РФ порядок утверждения тарифов на перевозки внутренним водным транспортом устанавливается Правительством РФ. Фактически же тарифное регулирование внутреннего водного транспорта общего пользования осуществляется на основании Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, утвержденного Роскомцен 29 октября 1993 г. N 01-17/1327-15, Минтрансом России 27 октября 1993 г. N ВА-7/709.
    Наиболее полное тарифное регулирование осуществляется на железнодорожном транспорте, поскольку АО «Российские железные дороги» и другие перевозчики являются субъектами естественных монополий. Соответственно, и тарифы устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (см. п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки грузов определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки определяются в соответствии с тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 . Относительно пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом применяется Приказ ФСТ России от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации».
    ———————————
    Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».

    На морском и воздушном транспорте также не исключается возможность применения тарифов (ст. 181 КТМ; ст. 64 ВК), хотя эти виды транспорта не отнесены к транспорту общего пользования ни по каким перевозкам. На воздушном транспорте тарифное регулирование действительно введено Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
    2. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что даже в тех случаях, когда в отношении перевозок грузов осуществляется тарифное регулирование, могут существовать работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Данные работы и услуги оплачиваются по цене, установленной соглашением сторон. Для того чтобы избежать ситуации с навязыванием перевозчиком каких-либо дополнительных работ или услуг, комментируемая норма предусматривает, что эти работы и услуги выполняются исключительно по требованию грузовладельца. Действует принцип, согласно которому по соглашению сторон определяется стоимость всех услуг, прямо не названных в тарифных руководствах. Для железнодорожного транспорта в рекомендательном порядке установлен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (приложение к Приказу МАП России от 27 июня 2000 г. N 477). В этот Перечень вошли, например, перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с установленными нормативами, подача (и уборка) вагонов, контейнеров на места необщего пользования и т.д.
    При перевозках пассажиров перевозчиком также оказываются услуги, стоимость которых не регулируется тарифами (например, при железнодорожной перевозке — выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, журналов и газет). В то же время законодатель демонстрирует в отношении дополнительных услуг пассажиру иной подход, чем в отношении услуг, оказываемых грузовладельцу: в тарифном руководстве прямо указываются услуги, которые не входят в тарифы, а также услуги, которые оказываются только бесплатно (например, бронирование билетов).
    3. В случаях, когда осуществляется тарифное регулирование перевозок, остро стоит вопрос о квалификации провозной платы, а именно: является ли размер этой платы договорным условием? Так, на железнодорожном транспорте плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (ст. 15 УЖТ). Согласование сторонами договора этого расстояния осуществляется в форме указания на расстояние в накладной. Судебная практика считает, что, если перевозка фактически была осуществлена на более короткое расстояние, оснований для возврата излишне уплаченной провозной платы не имеется, если только это прямо не предусмотрено тарифным руководством. Таким образом, выражена позиция в пользу того, что в условиях регулируемых цен плата за провоз все же является условием, которое согласовывается сторонами в соответствии с установленными правилами.
    ———————————
    См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.

    Точно так же стоит вопрос о квалификации возврата неосновательно уплаченной провозной платы: вытекает ли требование о возврате из договора или же «перебор» является неосновательным обогащением? В 1927 г. Б.Б. Черепахин настаивал на том, что возврат железной дорогой «перебора» всегда является возвратом неосновательного обогащения, поскольку в условиях жесткой таксированности железнодорожной перевозки «только та плата, которая взыскивается по тарифу, должна считаться обогащением, основанным на законе» . Однако современная судебная практика считает, что возврат излишне уплаченного по завышенным тарифам неосновательным обогащением не является. Даже в тех случаях, когда заявляется требование о возврате платы за перевозку, которая фактически не состоялась, это требование квалифицируется как требование о неисполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки, поскольку для признания договора действующим уже не требуется совершения фактических действий по доставке груза. Неосновательного обогащения в данном случае у перевозчика нет. Практическая значимость квалификации требования о возврате излишне уплаченной провозной платы как требования, основанного на договоре, заключается в том, что в этом случае иск грузоотправителя к перевозчику расценивается как иск, связанный с осуществлением перевозок груза. Соответственно, необходимо обязательное предварительное предъявление претензии с приложением требуемых документов (п. 1 ст. 797 ГК), а исковая давность для требований грузоотправителя является сокращенной и составляет один год с момента, когда обязанность перевозчика должна считаться неисполненной (п. 3 ст. 797 ГК).
    ———————————
    Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки. С. 137 — 139.
    Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1504/2003, ФАС Центрального округа от 14 июля 2000 г. по делу N А14-7013-99/244/18.
    См.: п. 2 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

    4. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право удержания (ст. 359 ГК) перевозчиком грузов и багажа в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Удержание в данном случае не может применяться, если оно запрещено законом или соглашением сторон. Большинство транспортных кодексов и уставов подтверждают право удержания перевозчика (ст. ст. 35, 90 УЖТ; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 160 КТМ), ограничения этого права в транспортном законодательстве не предусмотрены. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. Удержанием обеспечиваются только требования о взыскании провозной платы (если эта обязанность возложена на получателя) или довзыскании выявившегося недобора провозной платы, а также иных платежей, связанных с перевозкой груза или багажа. Такими платежами являются, например, платежи в возмещение затрат перевозчика на хранение несвоевременно полученного груза или багажа. Предусмотренное комментируемой статьей право удержания носит специальный характер по отношению к общегражданскому правилу об удержании (ст. 359 ГК) и «имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки» .
    ———————————
    Пункт 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).

    Обеспечительная функция удержания груза или багажа проявляется, во-первых, в том, что до получения причитающихся ему платежей перевозчик не выдает получателю груз или багаж. Во-вторых, по истечении предусмотренного срока перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз или багаж по договору купли-продажи (проведение процедуры открытых торгов, что предполагает ст. 360 ГК, транспортным законодательством не предусмотрено). Из вырученной суммы перевозчик удовлетворяет свои требования, а оставшаяся сумма подлежит передаче грузоотправителю либо получателю груза или багажа.
    Транспортные законы по-разному решают вопрос о возможности для перевозчика взыскивать причитающиеся ему суммы после выдачи груза. На морском транспорте установлено, что после выдачи груза получателю перевозчик, не осуществивший право удержания, утрачивает право требовать суммы, не уплаченные грузополучателем. На железнодорожном транспорте, напротив, допустима ситуация, когда перерасчет может производиться и после выдачи груза (ч. 4 ст. 30 УЖТ). В этом случае перевозчик вправе предъявлять соответствующие требования по своему выбору или к грузоотправителю, или к грузополучателю.
    ———————————
    См.: п. 3 ст. 160 КТМ РФ; п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).
    См.: п. 3 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

Новая редакция Ст. 790 ГК РФ

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарий к Ст. 790 ГК РФ

Судебная практика.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд исходил из того, что если перевозка осуществляется на принципах самоокупаемости, то есть когда перевозчик не имеет права на получение дотаций и компенсаций из областного или муниципального бюджетов, то соответственно у него не возникает обязанности обслуживать пассажиров на льготных условиях, как предусмотрено п. 13 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах". К такому выводу суд пришел, проанализировав положения ст. ст. 784, 790 ГК РФ, из которых следует, что договор перевозки пассажиров является возмездным (Определение ВС РФ от 14.05.2001 N 4-г01-7).

Правило пункта 4 статьи 790 ГК РФ носит специальный характер по отношению к правилу статьи 359 ГК РФ о праве удержания и имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки (информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004 N 81).

Другой комментарий к Ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что плата за перевозку определяется соглашением сторон договора перевозки. В случаях, предусмотренных законодательством, тарифы за перевозку устанавливаются уполномоченными на это органами исполнительной власти. Так, на железнодорожном транспорте тарифы на услуги перевозчика, услуги инфраструктуры определяются органом исполнительной власти, регулирующим деятельность естественных монополий (ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169)). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (БНА. 2003. Приложение к N 30).

Обычно размер платы исчисляется исходя из кратчайшего расстояния перевозки. В случаях, указанных в нормативных актах, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Например, согласно п. 2.1 Тарифного руководства N 1 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" за действительно пройденное расстояние плата взимается при перевозке негабаритных грузов.

На размер и порядок платы за перевозку могут влиять различные обстоятельства - скорость перевозки, наличие дополнительных услуг, предоставляемых перевозчиком, и т.д.

2. Поскольку перевозки транспортом общего пользования должны быть доступны всем обратившимся и осуществляться на равных условиях, тарифы на такие перевозки подлежат централизованному регулированию. Льготы определенным категориям лиц при перевозках транспортом общего пользования предоставляются только в случаях, предусмотренных законодательством. Например, законодательством предусматривается право на бесплатный проезд граждан, имеющих право на получение социальной помощи, к месту лечения и обратно (ст. 6.2 ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699)).

Тарифы на перевозки транспортом общего пользования на федеральном уровне устанавливаются органами исполнительной власти РФ, а для перевозок в местном сообщении - также органами власти субъектов Федерации. При этом субъекты Федерации не вправе снижать уровень гарантий по сравнению с предусмотренным федеральным законодательством. Так, было признано не соответствующим законодательству положение Закона г. Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", что на коммерческих маршрутах не обслуживаются льготные категории пассажиров (Определение ВС РФ от 24 декабря 2002 г. N 78г01-82).

3. Помимо обязательного набора услуг, связанных с перевозкой, по просьбе грузоотправителя могут оказываться дополнительные услуги, к примеру, перевозка с сокращенными сроками доставки и т.п. При отсутствии нормативных актов, регулирующих тарифы на эти услуги, плата за их оказание определяется сторонами самостоятельно.

4. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до отправления груза, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении платы перевозчик вправе приостановить исполнение встречной обязанности и задержать отправление транспортного средства (ст. 75 КВВТ, ст. 30 УЖТ). По соглашению между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем обязанность по оплате может возлагаться на грузоотправителя (ст. 30 УЖТ, ст. 163 КТМ).

При перевозке пассажиров плата за проезд вносится при приобретении билета. Дополнительные услуги оплачиваются по правилам, установленным законодательством. Плата за провоз багажа вносится при сдаче багажа к перевозке, если багаж сдается предварительно, оплачивается также хранение. Хранение после прибытия сверх установленного срока бесплатного хранения оплачивается при получении багажа.

5. Для обеспечения внесения платы за перевозку и возмещения понесенных расходов законодательство предоставляет перевозчику право удерживать груз (багаж) до полной оплаты перевозки. Перевозчик имеет право на удержание груза независимо от того, кто является собственником груза - грузоотправитель, грузополучатель или третье лицо. Не влияет на возможность удержания распределение между грузоотправителем и грузополучателем обязанностей по оплате перевозки. Законодательством могут устанавливаться виды грузов, которые не подлежат удержанию. Невозможность удержания может определяться свойствами груза, к примеру, если они могут храниться в течение нескольких часов.

Удержание применяется только для обеспечения платежей, связанных с договором перевозки груза, а не каких-либо иных обязательств грузоотправителя (грузополучателя) перед перевозчиком (п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10)). В случае удержания груза без достаточных оснований грузополучатель вправе требовать возмещения причиненных убытков.

6. Порядок и источники возмещения расходов, понесенных транспортными организациями в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров или грузов, определяются законами, устанавливающими соответствующие льготы, либо принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Например, порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, определен Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 г. N 354 (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1883).

В п. 5 ст. 790 предусмотрена ситуация, когда льготы предоставляются за счет транспортной организации, а затем компенсируются за счет соответствующего бюджета. Возможен и иной порядок. В настоящее время большая часть положений нормативных актов о предоставлении права на льготный или бесплатный проезд утратили силу в связи с заменой льгот в натуральной форме на денежные компенсации (ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607)).

  • Вверх